Война и мир бородинское сражение читать. Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир. Ход Бородинского сражения
Экспозиция расположена в здании бывшей гостиницы Спасо-Бородинского монастыря, где в 1867 году останавливался автор романа-эпопеи «Война и мир» – самого известного произведения мировой художественной литературы об эпохе наполеоновских войн. Исторический интерьер гостиницы не сохранился, он преобразован в музейное пространство, в котором ведется повествование об авторе романа и героях двадцати бородинских глав.
В первом зале Л.Н. Толстой представлен и как офицер-артиллерист, участник боевых действий на Кавказе и в Крыму, и как начинающий писатель, отдавший приоритет в творчестве военной тематике, стремившийся «всеми силами своей души» к правдивому описанию событий и явлений. Главы романа «Война и мир», посвященные его кульминационной точке – Бородинской битве, несколько раз переписывались писателем. С целью добиться наиболее достоверного описания батальных сцен и ландшафтов поля Толстой прибыл в Бородино. Два дня, 26 и 27 сентября, он «ходил и ездил по той местности, где за полстолетия до того пало более ста тысяч человек, делал свои заметки и рисовал план сражения…». Вернувшись в Москву, Толстой сообщал жене: «Я напишу такое Бородинское сражение, какого еще не было». Книги, фотографии, графические листы, воспроизведения рукописей писателя, находки с поля битвы рассказывают о предварительной работе над романом, включая поездку в Бородино, подробности которой можно узнать из мультимедийной программы.
О «сражении, какого еще не было», рассказывается во втором зале. Он наполнен образами исторических персонажей и вымышленных героев романа, принимавших участие в боевых действиях на Бородинском поле в августе 1812 года. В первую очередь это главнокомандующие армиями М.И. Кутузов и Наполеон. Здесь представлено большинство генералов обеих армий, упомянутых в бородинских главах. Портреты исторических персонажей и цитаты из романа отражают картину искусного переплетения исторических реалий и художественного вымысла, лежащую в основе панорамы грандиозной битвы. Хорошо знакомые образы Пьера Безухова и Андрея Болконского показаны в зале иллюстрациями и бородинскими страницами романа в контексте батальной графики и подлинных предметов вооружения, снаряжения, личных вещей участников сражения. Здесь же отражена вторая жизнь героев романа «Война и мир», которую они получили благодаря небольшим книжкам с отдельными главами романа, изданным в годы Великой Отечественной войны, одноименной опере С.С. Прокофьева и кинофильму С.Ф. Бондарчука.
Вывод писателя Толстого о нравственной победе русской армии под Бородиным был и остается неоспоримым.
Экспозиция «Герои романа «Война и мир» на Бородинском поле» открыта в год 140-летия завершения полной книжной публикации романа и посвящена 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года.
- Государственный Бородинский военно-исторический музей заповедник
Автор проекта – Е.В. Семенищева
Научный руководитель – заслуженный работник культуры РФ А.В. Горбунов
Научные сотрудники-экспозиционеры – Е.А. Рогачева, В.Н. Федоров, С.Н. Хомченко - ООО Студия «Музей-дизайн»
Автор художественной концепции, художественный руководитель проекта – заслуженный художник РФ А.Н. Конов
Художники-дизайнеры – В.Е. Войцеховский, А.М. Гассель
Экспозиционная графика – Д.С. Рудько - ООО «Интмедиа»
Видеосопровождение и техническая поддержка – Е.В.Каменская, А.А.Лазебный
Лев Николаевич Толстой дает читателям широкую картину жизни нашей страны с 1805 по 1820 год в романе "Война и мир". - один из важнейших эпизодов в произведении. Весь исторический период, описанный в романе, был насыщен драматическими событиями. Но все же самым судьбоносным годом, оказавшим влияние на последующую жизнь России, является 1812, описанный подробно в романе "Война и мир". Бородинское сражение произошло именно тогда. Также в 1812 году случился пожар Москвы и разгром наполеоновской армии. Подробнее о Бородинском сражении в романе "Война и мир" вы узнаете, прочитав эту статью.
Как описывает Бородинское сражение Толстой на страницах романа?
Эпизоду его изображения в романе уделено довольно много места. Со скрупулезностью историка описано автором Бородинское сражение. "Война и мир" - роман, в котором в то же время изображение событий дано великим мастером слова. Читая посвященные этому эпизоду страницы, ощущаешь напряженность и драматизм происходящего, как будто все, о чем говорилось, было на памяти читателя: настолько все правдиво, зримо.
Толстой переносит нас то в лагерь русских солдат, то в ряды войск Наполеона, то в полк князя Андрея, то на на которой находился Пьер. Это нужно писателю для того, чтобы правдиво и полно изобразить события, происходившие на поле битвы. Для каждого русского патриота, сражавшегося в то время, это был рубеж между смертью и жизнью, позором и славой, бесчестием и честью.
Восприятие Пьера Безухова
Во многом через восприятие Пьера Безухова, штатского человека, показывает Бородинское сражение "Война и мир". Он плохо разбирается в тактике и стратегии, однако душой и сердцем патриота ощущает происходящие события. Не только любопытство его гонит на Бородино. хочет находиться среди народа, когда должна решиться судьба России. Безухов - не просто созерцатель происходящего. Пьер пытается быть полезным. Он не стоит на месте, попадает не туда, куда хотел, но куда было "уготовано судьбой": спустившись под гору, генерал, за которым ехал Безухов, круто повернул влево, и герой, потеряв его из вида, вклинился в ряды пехотных солдат. Пьер не знал, что здесь было поле сражения. Не слышал герой звуков пуль, пролетающих мимо, снарядов, не видел бывшего на другой стороне реки неприятеля, долго не замечал раненых и убитых, хотя совсем недалеко от него многие падали.
Роль Кутузова в сражении
Бородинская битва на страницах романа "Война и мир" изображена как масштабное сражение. Лев Николаевич глубоко уверен, что таким огромным количеством солдат руководить невозможно. В произведении "Война и мир" Бородинское сражение представлено таким образом, что каждый занимает в нем отведенную ему нишу, честно или не очень выполняя свой долг. Кутузов хорошо понимает свою роль. Потому в ход сражения главнокомандующий практически не вмешивается, доверяя русским (это показывает в романе "Война и мир" Толстой"). Бородинское сражение для русских солдат являлось не тщеславной игрой, а решающим событием в их жизни. Во многом благодаря этому они победили.
Участие Безухова в Бородинском сражении
Волей судьбы Пьер очутился на батарее Раевского, где проходили решающие бои, как напишут потом историки. Однако Безухову и так казалось, что место это (так как на нем находился он) было одним из наиболее значительных. Всего масштаба событий не видно подслеповатым глазам штатского. Он наблюдает лишь локально то, что происходит на поле боя. В событиях, увиденных Пьером, отразился драматизм битвы, ее ритм, неимоверный накал, напряжение. Несколько раз батарея во время боя переходила из одних рук в другие. Безухову не удается остаться лишь созерцателем. Он принимает активное участие в защите батареи, однако делает это из чувства самосохранения, по наитию. Страшно от происходящего Безухову, он думает наивно, что теперь французы ужаснутся от того, что они совершили, прекратят сражение. Но застилаемое дымом солнце стояло высоко, и канонада и стрельба не только не ослабевали, но, наоборот, усиливались, как человек, который кричит из последних сил, надрываясь.
Основные события сражения
Основные события происходили посередине поля, когда "сшиблись пехотинцы" после канонады. То конные, то пешие несколько часов подряд сражались, сталкиваясь, стреляя, не зная, что делать. Противоречивые сведения доносили адъютанты, поскольку ситуация постоянно менялась. Наполеон Бонапарт отдавал распоряжения, однако многие из них не исполнялись. Из-за хаоса и неразберихи часто все делалось наоборот. Император был в отчаянии. Он ощущал, что "страшный взмах руки" бессильно падал, хотя генералы и войска были те же, та же диспозиция, а сам он был даже намного искуснее и опытнее теперь...
Не учел Наполеон патриотизма русских, которые плотными рядами стояли позади кургана и Семеновского, и орудия их дымили и гудели. Император не решился дать разгромить свою гвардию за 3000 верст от Франции, поэтому так и не ввел ее в сражение. Напротив, Кутузов не суетился, предоставляя возможность проявлять инициативу своим людям, где это нужно. Он понимал, что распоряжения его бессмысленны: все будет так, как должно быть. Кутузов не мешает мелочной опекой людям, а верит в то, что у русской армии высокий дух.
Полк князя Андрея
Полк князя Андрея, стоя в резерве, нес серьезные потери. Залетающие ядра выбивали людей, однако солдаты стояли, не стараясь спастись, не отступая. Князь Андрей также не побежал, когда граната упала ему под ноги. Андрей был ранен смертельно. Он истекал кровью. Несмотря на многочисленные потери, русские войска не оставляли занятые рубежи. Это поразило Наполеона. Он не видел никогда ничего подобного.
Осведомленность о событиях Наполеона и Кутузова
Наполеон показан человеком, не знающим действительного положения дел на поле боя (в романе "Война и мир"). Бородинское сражение он наблюдает издалека, следя за происходящим в Напротив, Кутузов, хоть внешней активности и не выказывает, осведомлен прекрасно обо всех событиях и еще до завершения сражения говорит о победе: "Неприятель побежден...".
Роль личности в истории по мнению Толстого
Тщеславие французского императора не было удовлетворено: он не одержал яркой и сокрушительной победы. Пошел дождь в конце дня - как будто "слезы неба". Лев Николаевич Толстой, великий гуманист, отразил документально точно события 1812 года (26 августа), однако дал происходящему свою собственную трактовку.
Толстой отрицает распространенное мнение о том, что личность в истории играет решающую роль. Сражением руководили не Кутузов и Наполеон. Оно шло так, как смогли "повернуть" события тысячи человек, участвовавшие с обеих сторон в нем.
"Мысль народная"
В изображении патриотизма и героизма русской армии и народа во время Отечественной войны проявилась "мысль народная". Лев Николаевич показывает необыкновенное мужество, стойкость и бесстрашие лучшей части офицерства и простых солдат. Роль Бородинского сражения в романе "Война и мир" заключалась, в частности, в передаче этой "мысли народной". Лев Николаевич пишет о том, что не один лишь Наполеон и генералы его, но и все солдаты, сражавшиеся на французской стороне, во время боя испытывали "чувство ужаса" перед русскими, которые, лишившись половины войска, так же грозно стояли в конце, как и в начале битвы. Роль Бородинского сражения в романе "Война и мир" велика и потому, что в нем показано столкновение русского народа, нравственно сильного, с врагом, вторжение которого было преступным. Именно поэтому был ослаблен дух французской армии.
Очень интересно изучать Бородинское сражение по роману Л.Н Толстого "Война и мир". Лев Николаевич - прекрасный баталист, который сумел показать, что для всех участников война была трагедией, независимо от национальности. На стороне русских была правда, однако им пришлось убивать людей, а также гибнуть самим. И все это случилось лишь из-за тщеславия "маленького человечка". Толстой описанием событий Бородинского сражения как будто предостерегает от дальнейших войн человечество.
Бородинское сражение в романе "Война и ми
Картина Бородинского сражения - это картина невероятного подвига русской армии. Повествование о Бородине Толстой завершает словами: «Не один Наполеон испытывал то похожее на сновиденье чувство, что страшный размах руки падает бессильно, но все испытывали одинаковое чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения, Нравственная сила французской, атакующей армии была истощена победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородином.
Французское нашествие, как разъяренный зверь, получивший в своем разбеге смертельную рану, чувствовало свою погибель оно должно было погибнуть, истекая кровью от смертельной, нанесенной при Бородине, раны. Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородином была наложена рука сильнейшего духом противника».
День Бородина - светлый и торжественный день в лишни русского народа, день великого всенародного подвига. С каждой минутой все заметнее солдаты отдавались вдохновенному патриотическому порыву, движимые сознанием жестокой необходимости отстаивать родину. «На всех лицах светилась... скрытая теплота чувства». «Как из надвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей молнии скрытого, разгорающегося огня».
Накануне Бородинского сражения Андрей Болконский разъяснял Пьеру Безухову, что успех завтрашнего дня зависит не от «распоряжения штабов», а от непосредственных участников битвы, от нравственного состояния войска, «от того чувства, которое есть во мне, В нем, - он указал на Тимохина, - в каждом солдате». Объясняя свою веру в победу русских, Андрей говорил: Французы разорили мой дом и идут разорять Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Она враги мои, они преступники все по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить».
Сознанием общего дела объединены русские солдаты и близкие к ним офицеры и генералы. Из разъяснений Андрея Болконского Пьер понял «ту скрытую, как говорится в физике, теплоту патриотизма», которая проявляется в момент встречи с врагом и не нуждается во внешнем стимулировании, в приказах и дисциплинарном принуждении. Еще в третьем севастопольском рассказе Толстой приходит к признанию тех скрытых сил патриотизма, которые таятся до поры до времени в душах русских людей. В обычной своей жизни они могут отдаваться мелким страстям, эгоистическим самолюбивым порывам, но в минуту опасности нельзя сомневаться в их доблести: «...каждый из этих людей весело и гордо пойдет навстречу смерти и умрет твердо и спокойно... На дне души каждого лежит та благородная искра, которая сделает из него героя: но искра эта устает гореть ярко - придет роковая минута, она вспыхнет пламенем и осветит великие дела»
Толстой завершает эпопею прославлением русской народной войны - жестокой и беспощадной и вместе с тем героической, оборонительной и потому справедливой. Партизанская война, вспыхнувшая сразу же после отступления из Смоленска, с особой силой выражает общенациональную устремленность народа к победе над врагом: «...дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупою простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор1, пока не погибло все нашествие».
В «Войне и мире» Толстой любил мысль народную. «Чтобы произведение было хорошо, надо любить в нем главную, основную мысль, - сказал Толстой 3 марта 1877 года. - Так, в «Анне Карениной» я люблю мысль семейную, в «Войне и мире» любил мысль народную, вследствие войны 1812 года...»15 Подлинными героями этой войны были простые люди: Тушин, Тимохин, Дохтуров, Коновницын и бесчисленные солдаты, героизм которых, по словам Н. Н. Страхова, «страдательный, спокойный, терпеливый». Их несомненное величие сказалось в способности сохранять душевное равновесие, чувство такта и силу разума даже в момент смертельной опасности, их крайнее внутреннее напряжение выражалось лишь в чувстве разгорающегося душевного огня, связанного с готовностью очистить русскую землю от нашествия французов. Вождем этой народной справедливой войны мог стать только Кутузов, носящий в груди своей народное нравственное чувство. «Простая, скромная и потому истинно величественная фигура эта не могла улечься в ту лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история». То же самое, полагает Н. Н. Страхов, следует сказать обо всех русских людях, непосредственных участниках ополчения: «Весь русский душевный строй проще, скромнее, представляет ту гармонию, то равновесие сил, которые одни согласны с истиннным величием...»
Война 1812 года воспета Толстым как всенародный подвиг, но война также и осуждена Толстым с высоких нравственных позиций. Накануне Бородинского сражения Андрей Болконский говорит Пьеру: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это, и не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Цель войны - убийство, орудия войны - шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия - отсутствие свободы, т. е. дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство. И несмотря на то, это - высшее сословие, почитаемое всеми».
Картины Бородинского сражения заканчиваются картинами массового уничтожения людей. «Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали!» -думал Пьер, бесцельно направляясь за толпами носилок, двигавшихся с поля сражения». В объективно авторском повествовании сказано: «Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте... опомнитесь. Что вы делаете?». И русским, и французам «начинало одинаково приходить сомнение о том, следует ли им еще истреблять друг друга». Испытывая ужас и душевное потрясение, они естественно приходят к мысли: «Зачем, для кого мне убивать и быть убитому?».
Так проявляется, протест нравственного чувства против пролития человеческой крови.
Пьер в плену и маршал Даву, «известный своей жестокостью», тоже в конечном счете объединяются принадлежностью к человеческому роду. «Несколько секунд они смотрели друг на друга, и этот взгляд спас Пьера... Оба они в эту минуту смутно перечувствовали бесчисленное количество вещей и поняли, что они дети человечества, что они братья».
Роман Льва Толстого «Война и мир» показывает читателю жизнь российского государства в пятнадцатилетний отрезок исторического времени с 1805 по 1820 годы. Это был очень сложный период в истории нашей страны, ознаменованный войной 1812 года.
Кульминационным и решающим моментом всего романа является битва при Бородино между наполеоновской и русской армией под командованием Кутузова, которая случилась в августе 1812 года.
Л. Толстой очень точно знакомит нас со всеми деталями бородинской битвы. Он показывает нам, то лагерь наших солдат, то французский, потом мы оказываемся на батареи Раевского, а затем - в полку . Такое описание, позволяет наиболее точно увидеть и осознать многие мелочи Бородинского сражения.
Бородинскую битву мы видим глазами . Безухов был гражданским человеком, в военном деле мало что понимал. Все происходящее Пьер воспринимает чувствами и эмоциями. Бородинское поле, которое было покрыто десятками тысяч воинов, клубящийся дым от выстрелов пушек, запах пороха вызывают у чего чувство восторга и восхищения.
Толстой показываем нам Безухова в центре бородинского сражения, возле батареи Раевского. Именно туда пришелся основной удар наполеоновских войск, именно там погибли тысячи солдат. Пьеру тяжело понять все происходящие события. Даже тогда, когда он столкнулся с французским офицером, он не понимал, кто кого взял в плен.
Бородинская битва все продолжалась. Уже несколько часов гремели залпы орудий, солдаты шли в рукопашную. Л. Толстой показывает нам, как войска Наполеона уже не слушали приказов своих генералов, на поле боя царил беспорядок и хаос. В тоже время, войска Кутузова были едины, как никогда. Все действовали слажено, хотя и несли огромные потери. Тут же писатель показывает нам полк Андрея Болконского. Даже находясь в резерве, он нес большие потери от залетающих пушечных ядер. Но никто из солдат даже не думал бежать. Они боролись за родную землю.
В конце повествования о бородинской битве, Толстой показывает наполеоновское войско в образе дикого зверя, который погибает от раны, полученной на бородинском поле.
Результат бородинского сражения стал разгром наполеоновский войск, их жалкое бегство из России и потеря осознания непобедимости.
Пьер Безухов переосмыслил значение этой войны. Теперь он воспринимал ее, как что-то священное и очень необходимое нашему народу в борьбе за свои родные края.