Норма двигательной активности. Гигиеническое нормирование двигательной активности Гигиенические требования к двигательной активности грудных детей

Краткое описание

Определение оптимального режима двигательной активности для различного возрастного контингента и внедрение его в быт людей уже давно относятся к ряду ближайших, особо актуальных проблем теории и методики физического воспитанияи приковывают внимание как отдельных исследователей, так и авторских коллективов.
Это та ситуация, которую некоторые авторы обозначают терминами: "критический" оптимум объема двигательной активности, "гигиеническая норма" , "реальный показатель" и "высшая граница" , "критический минимум" и "верхний предел" .

1. Введение
2. Нормы двигательной активности человека
3. Литература

Прикрепленные файлы: 1 файл

Рис. 3. Принципиальная схема соотношения уровня двигательной активности (пунктирная линия) и показателей динамики возрастного развития (сплошная линия) на протяжении жизни

Если это условие не выполняется, то неизбежно возникают дефекты физического развития, явная или скрытая патология отдельных функциональных систем, отчетливо проявляющаяся, например, у юношей при медицинском освидетельствовании в связи с призывом в армию. Уже на этом этапе возрастного развития гипокинезия становится значимым фактором риска в развитии различных заболеваний. Поэтому приблизительно до 25-летнего возраста, т.е. до момента набора человеком пика моторного потенциала уровень двигательной активности, измеряемый величинами энерготрат (в кал), должен последовательно нарастать. На завершающем отрезке этапа расцвета, в возрастном диапазоне 25-35 лет, идет процесс совершенствования координационных механизмов жизнедеятельности всех функциональных систем, для завершения которого набранного в предшествующие годы двигательного потенциала будет достаточно.

В дальнейшем, важно подчеркнуть - при условии ориентации личности на принципы здорового образа жизни и развития жизненных процессов по оптимистическому сценарию, до конца витального цикла для обеспечения стабильности жизненных констант, уровень двигательной активности остается постоянным. Рис. 3 показывает, что в большей части постнатального периода жизни графическое изображение данной концепции повторяет контуры кривой, отражающей динамику возрастного развития.

Применявшиеся при этом численные значения средних величин двигательной активности в различные возрастные периоды (в ккал) использовались лишь для иллюстрации общей тенденции в развитии динамики физических нагрузок, постулируя, таким образом, принцип безусловной индивидуализации последней.

В пожилом и старческом возрасте движение во всем многообразии форм его проявления выступает как антитеза, как средство и метод борьбы с процессами инволюции. Противоречие между нашим подходом и концепцией Н.М. Амосова и Я.А. Бендета (1989), которые говорят о необходимости повышения затрат времени на занятия физическими упражнениями в старческом возрасте, кажущееся. Мы разделяем их точку зрения в этой части, но при этом полагаем, что увеличение объемов нагрузки - есть неизбежный и физиологически оправданный результат снижения в этом возрасте интенсивности выполняемых упражнений. Суммарная величина энерготрат, таким образом, остается неизменной. Одним из признаков способности организма к поддержанию гомеостаза может, по-видимому, служить стабильность массы тела, являющаяся, как мы полагаем, одним из интегральных показателей состояния здоровья.

3.Возрастные особенности дозирования физических нагрузок

3.1.Введение

Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями физиологических отправлений и соответственно специфической двигательной активности, поведенческих актов и пр. Переход от одного возрастного периода к другому характеризуется преобразованием центральных звеньев регуляции, присущей предыдущему возрастному периоду. Эти переходы, так называемые переломные, или критические, периоды, определяются узкими временными границами, в течение которых происходит преобразование деятельности различных органов и систем на новые уровни, обеспечивающие адаптацию организма к условиям окружающей среды.

3.2.Дозирование физической нагрузки и особенности развития в период раннего детства

При организации двигательной активности в период раннего детства (до 3-летнего возраста) необходимо учитывать слабость мышечно-связочного аппарата и костной системы. Это обусловливает необходимость строгого дозирования физических нагрузок. Одной из важных особенностей детей раннего возраста является высокая чувствительность их организма к влияниям окружающей среды -- как положительным, так и отрицательным. В связи с этим даже незначительные ошибки в физическом воспитании могут сформировать комплекс негативного отношения к занятиям физическими упражнениями.

В раннем детстве необходимо обеспечить систематическое использование массажа, гимнастических упражнений и игр, приучить ребенка к повседневной физической активности, сформировать комплекс удовольствия и "мышечной радости" в его ощущениях как основу будущих потребностей в двигательной активности.

Начинать физическую тренировку можно с 2-недельного возраста ("грудничковое плавание") или с 1, 5--2-месячного возраста (массаж, рефлекторные, пассивные, пассивно-активные и активные физические упражнения). Каждый массажный прием не должен продолжаться более 2 мин, а рефлекторные упражнения повторяются не более 4 раз. Продолжительность занятия 8--12 мин.

К 7--8-месячному возрасту, программа занятия физическими упражнениями значительно расширяется за счет включения в нее активных упражнений с использованием вновь освоенных движений -- ползание на четвереньках, переворачивание на спину, наклоны, перекладывание игрушек и т.п. Такие упражнения нужно выполнять короткими сериями по 5--7 мин несколько раз в день в форме игры с ребенком.

В 9--10-месячном возрасте целесообразно увеличить объем нагрузки в 1,5--2 раза за счет увеличения продолжительности занятий и включения новых упражнений, подготавливающих опорно-двигательный аппарат ребенка к освоению ходьбы (различные виды ходьбы с поддержкой, вставание с помощью взрослого и пр.).

К 11--12-месячному возрасту, когда дети уже долго могут стоять без опоры и самостоятельно ходить, содержание физической тренировки малыша усложняется, главным образом, за счет включения в нее различных перемещений в виде ходьбы с поддержкой, самостоятельной ходьбы со страховкой, приседаний, полуприседаний и т.д. Продолжительность занятия может быть увеличена до 14--15 мин.

Занятия, посвященные обучению новым движениям, не должны быть слишком продолжительными. Дети быстро устают при выполнении упражнений на ловкость и координацию. В каждом занятии нужно выполнять 6--10 упражнений. Распределять упражнения в отдельном занятии лучше всего в следующем порядке: сначала выполняются упражнения для верхних и нижних конечностей, затем туловища. Упражнения, связанные с бегом или играми, следует выполнять перед заключительной частью.

3.3 Особенности развития в период от 3 до 6 лет (дошкольный возраст)

Все размеры тела увеличиваются относительно равномерно. Годичный прирост длины тела составляет 5--6 см, массы тела -- около 2 кг. Но к концу этого периода начинается ускорение роста: за год ребенок прибавляет 8--10 см. Такой бурный рост связан с эндокринными сдвигами, происходящими в организме (второй период быстрого роста проявляется у детей в 13--14 лет, когда начинается половое созревание).

У детей дошкольного возраста заметно меняются пропорции тела: руки и ноги становятся значительно длиннее и растут быстрее, чем туловище. Если к 6--7 годам длина туловища увеличивается в 2 раза, то длина рук -- более чем в 2,5 раза, а длина ног -- более чем в 3 раза.

Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон. У ребенка сначала развиваются мышцы таза и ног, а затем (с 6--7 лет) мышцы рук. К 5 годам увеличивается мышечная сила. Однако из-за быстрой утомляемости мышц и относительной слабости костно-мышечного аппарата дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению.

К 6--7 годам заканчивается созревание нервных клеток головного мозга. Однако нервная система ребенка еще недостаточно устойчива: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.

Нервная регуляция деятельности сердца у детей еще несовершенна. Неравномерность частоты и силы сердечных сокращений наблюдается даже в покое. При физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется, поэтому упражнения во время занятий надо разнообразить.

Ранний и дошкольный возраст характеризуются значительными изменениями не только в физическом, но и в моторном развитии. С возрастом количество движений у детей увеличивается. Дети должны двигаться не менее 50--60% всего периода бодрствования. Интенсивность двигательной активности -- среднее количество движений в минуту -- составляет примерно 38--41 у детей 2 лет, 43--50 -- 2,5 лет, 44--51 -- 3 лет. Это значит, что разовая продолжительность движений очень мала -- в среднем от нескольких секунд до 1,5 мин. Детям свойственна частая смена движений и поз -- до 550--1000 раз в день, благодаря чему происходят поочередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети и не устают. Учитывая эту особенность, следует обеспечить разнообразную двигательную деятельность детей, создавая условия для разных движений.

Бег, прыжки, метания -- те двигательные умения, которые ребенок должен освоить до школы. Насколько успешно он это сделает, зависит от ловкости, быстроты, силы и выносливости, т.е. от развития основных двигательных качеств. По уровню развития этих качеств можно судить о физической подготовленности ребенка.

3.4 Младший школьный возраст (7--10 лет)

Младший школьный возраст (7--10 лет) -- это период, являющийся наиболее благоприятным для закладки практически всех физических качеств. Если такой закладки не произошло, то время для формирования физической и функциональной основы будущего физического потенциала индивида можно считать упущенным. Одним из существенных моментов в физическом воспитании ребенка этого периода жизни является формирование личностного его отношения к физической тренировке. Активность младшего школьника в виде организованных занятий в рамках школьных уроков физкультуры должна дополняться внешкольными формами занятий -- ежедневной утренней физзарядкой и двумя-тремя тренировочными занятиями в неделю. Здесь впервые появляются возможности развития гиперкинетических расстройств и других изменений, связанных с нерациональными занятиями спортом. Однако эта опасность намного меньше, чем последствия недостатка двигательной активности -- гипокинезии. Суточная норма двигательной активности в этот возрастной период должна составлять 15-- 20 тыс. локомоций при продолжительности двигательного компонента 4--5 ч в течение 1 сут (А.Г.Сухарев, 1986).

При медицинском обеспечении физических тренировок следует учитывать некоторые особенности состояния функций опорно-двигательного аппарата младших школьников.

Позвоночник в этом возрасте отличается большой гибкостью и неустойчивостью основных изгибов -- грудного и поясничного. Грудной изгиб полностью формируется к 7-му году жизни, а поясничный -- к 12-му. Эластичный связочный аппарат, толстые межпозвоночные диски и слаборазвитые мышцы спины способствуют деформации позвоночника. Неправильная посадка за партой, ношение тяжестей в одной руке, наличие очагов хронической инфекции, снижающей общий тонус, могут вызвать развитие нарушений осанки, плоскостопие и т.п. Вот почему создание хорошего "мышечного корсета", правильно информирующей ЦНС о взаимоотношении отдельных частей тела ребенка в пространстве, -- важная задача физической тренировки.

Детский организм обладает вполне сформировавшимися физиологическими механизмами адаптации, как к условиям внешней среды, так и к физическим нагрузкам. Несмотря на то, что детский организм более реактивен, способность его к адаптации достаточно высока.

Возможности анаэробного обмена (работа на скоростную выносливость) у детей по сравнению с взрослыми ограничены. Выполнение равной со взрослыми работы сопровождается у детей большим выделением молочной кислоты, т.е. объем "кислородного долга" у детей ниже, чем у подростков и юношей.

Вследствие относительно слабой мышцы сердца, малого объема сердца и более широкого просвета сосудов у детей младшего школьного возраста АД повышается значительно меньше, чем у подростков и взрослых.

Таким образом, для детей младшего школьного возраста характерны большая напряженность функции кислородтранспортной системы, ограничение ее резерва при физических нагрузках, менее экономичное расходование энергетического потенциала. У них также ниже способность выполнять физическую нагрузку в условиях кислородного долга. Использование оптимальных по направленности, мощности и объему физических нагрузок расширяет функциональные резервы организма и способствует экономизации функций в покое и при дозированных воздействиях.

3.5 Особенности физического развития детей среднего школьного возраста

Отличительная особенность среднего школьного возраста состоит в том, что именно в это время наступает период полового созревания организма. В подростковом периоде значительно увеличиваются темпы роста скелета до 7-10 см, массы тела - до 4,5-9 кг в год. Мальчики отстают в темпах прироста массы и длины тела от девочек на 1--2 года. Еще не закончен процесс окостенения. Длина тела увеличивается в основном за счет роста туловища. Мышечные волокна, развиваясь, не успевают за ростом трубчатых костей в длину. Изменяются состояние натяжения мышц и пропорции тела. Мышечная масса после 13--14 лет у мальчиков увеличивается быстрее, чем у девочек. К 14-15 годам структура мышечных волокон приближается к морфологической зрелости.

Сердце интенсивно растет, растущие органы и ткани предъявляют к нему усиленные требования, повышается его иннервация. Рост кровеносных сосудов отстает от темпов роста сердца, поэтому повышается кровяное давление, нарушается ритм сердечной деятельности, быстро наступает утомление. Ток крови затруднен, нередко возникает одышка, появляется ощущение сдавленности в области сердца.

Морфологическая структура грудной клетки ограничивает движение ребер, потому дыхание частое и поверхностное, хотя легкие растут и дыхание совершенствуется. Увеличивается жизненная емкость легких, окончательно формируется тип дыхания: у мальчиков -- брюшной, у девочек -- грудной.

Введение

С возрастом продолжительность физической нагрузки ребенок должен набирать двигательной активности до 4-5 часов в сутки и интенсивность её будет низкой. В силу ряда возрастных особенностей ребенок еще просто не способен на длительную работу средней и высокой интенсивности. Родители учеников начальной школы часто спрашивают: какую из спортивных секций лучше выбрать для ребенка? Если у вас не стоят цели покорять спортивные вершины, то в этом возрасте вид спорта не столь важен.

Впрочем, замечу, что продолжительность - это лишь одна из характеристик физической нагрузки как ключевого фактора. Имеет значение также вид физической нагрузки, её интенсивность и кратность в недельном цикле.

Нормы двигательной активности у детей

Двигательная активность - это такая деятельность, которая возникает в результате сокращения мышц человека и перемещения его тела/частей тела/конечностей в пространстве в результате активации обменных процессов. Проще говоря, это совокупность движений, совершенных в определенный промежуток времени.

Гипокинезия -- вынужденное уменьшение объема произвольных движений вследствие характера трудовой деятельности; малая подвижность, недостаточная двигательная активность (ДА) человека. Внедрение научно-технического прогресса в производство привело к перераспределению нагрузки с крупных мышечных групп на мелкие мышцы плеча и предплечья и явилось причиной снижения общей ДА на производстве -- профессиональной Г. Возникли профессиональные группы, выполняющие работу в малоподвижной рабочей позе. Исследования физического состояния людей «малоподвижных» профессий показало, что физическая работоспособность у них значительно снижена по сравнению с людьми, занимающимися физической культурой и спортом.

Эффективным приемом для определения объема ДА является подсчет количества шагов человека за рабочую смену и за сутки -- как в рабочие, так и в выходные дни, а также подсчет энерготрат. Работники «малоподвижных» профессий делают за рабочую смену 2008--2299 шагов, затрачивая при этом 801--879 ккал или 1,79--1,83 ккал/мин. В течение суток в рабочие дни количество шагов составляет 8023--10 193, а в выходные дни 8928--11 590 с энерготратами 2195 ккал и 2698 ккал соответственно. Эти данные свидетельствуют о том, что по объему ДА обследованные лица находятся на нижней границе «нормы», характерной для работников легкого физического труда. Недостаток ДА в рабочие дни не компенсируется в свободное от работы время, в выходные дни.

Г. является одним из факторов риска патологических изменений в организме человека: болезней сердечно-сосудистой системы, ожирения и нарушений опорно-двигательного аппарата. Среди наиболее опасных последствий малой ДА человека выделяют нарушения в сердечно-сосудистой системе. У лиц, работающих в условиях Г., отмечается увеличение частоты сердечных сокращений (ЧСС) в покое на 20 %, снижение сократительной функции сердечной мышцы и скорости ее расслабления, ухудшение регуляции сердечного ритма. Адаптация сердца к мышечным нагрузкам происходит преимущественно за счет увеличения ЧСС при сравнительно малом увеличении систолического объема крови, что расценивается как неэкономная реакция, способствующая быстрому истощению функционального резерва сердца и имеющая неблагоприятное прогностическое значение в развитии заболеваний сердечно-сосудистой системы.

От уровня физической подготовленности (ФП) человека также зависит развитие утомления. В конце рабочей смены отмечаются: увеличение латентного периода простой зрительно-моторной реакции у лиц с высоким и низким уровнем общей физической работоспособности на 7 и 19 % соответственно по сравнению с исходными величинами (до работы); снижение скорости переработки информации -- на 10 и 21 %; уменьшение выносливости мышц кисти -- на 11 и 27 %; снижение устойчивости ясного видения -- на 9 и 16 %. Отмеченные сдвиги физиологических функций на протяжении смены свидетельствуют о развивающемся утомлении организма работника, глубина и степень выраженности которого значительно больше у лиц с низким уровнем ФП.

Профессиональная Г. значительно усугубляет влияние на организм человека др. факторов трудового процесса, напр. нервно-эмоционального напряжения и монотонности. Отрицательные эмоции приобретают выраженную интенсивность и характер стресса. На фоне снижения эмоциональной устойчивости к стрессогенным факторам отрицательные эмоции оказываются труднопереносимыми для человека. Г. в сочетании с высоким уровнем нервно-эмоционального напряжения может стать причиной срыва адаптационных реакций человека. Одним из эффективных средств увеличения возможности противостоять психо-эмоциональному напряжению должно быть повышение физической активности.

Для лиц с низким уровнем ФП необходимы занятия физкультурой по 30--40 мин 4--5 раз в неделю в течение 10--12 месяцев. Для лиц со средним уровнем ФП целесообразны занятия физкультурой по 20--30 мин 3 раза в неделю в течение 8--10 месяцев. Для лиц с высоким уровнем ФП возможны занятия по 10--15 мин 1--2 раза в неделю.

В целях компенсации недостаточной ДА используются:

комплектация рабочего места эргономичной мебелью;

производственная гимнастика;

групповые занятия профилактической направленности в режиме рабочего дня (регламентированные и обеденные перерывы);

индивидуальные занятия на велотренажерах в режиме рабочего дня и в свободное от работы время;

групповые занятия восстановительно-профилактической направленности после рабочего дня и в выходные дни;

самостоятельные занятия -- бег, лыжи, плавание и др.;

ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

Шихаева Маржамат Вагифовна

студент 2 курса, специальность «Сестринское дело», ГБОУСПОРО «Шахтинский медицинский колледж им. Г.В. Кузнецовой», г. Шахты

Павлычева Мария Александровна

студент 3 курса, кафедра «Физическая культура и спорт», ФБГОУ ВПО ЮРГУЭС, г. Шахты

Ефремова Татьяна Геннадьевна

научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, кафедра «Физическое воспитание и спорт», ФБГОУ ВПО ЮРГУЭС, г. Шахты

Одной из непременных составляющих здорового образа жизни является оптимальный уровень двигательной активности.

Определение рационального двигательного режима различных возрастных контингентов уже давно привлекают внимание ученых и педагогов. Интерес к различным аспектам этой проблемы обусловлен взаимосвязью двигательной активности и здоровья человека, что особенно ярко обнаруживается в период развития организма.

В соответствии с современным пониманием механизма гомеостаза, важным показателем здоровья является постоянство внутренней среды организма, стабильность ее показателей. Известно, что в основе всех физиологических функций организма, обеспечивающих его взаимодействие с внешней средой, лежит движение. «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению. Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактом является мышечное движение» . Это высказывание И.М. Сеченова подтверждает современное представление о том, что на этапе расцвета полное развитие организма возможно лишь при условии максимального удовлетворения его естественной потребности в движении. Невыполнение этого условия приводит к возникновению дефектов физического развития, патологии отдельных функциональных систем .

Наблюдающаяся в последние годы в силу высокой учебной нагрузки у большинства студентов недостаточная двигательная активность, обусловливает появление гипокинезии. Это значимый фактор риска в развитии различных заболеваний, снижении умственной и физической работоспособности человека.

Особую актуальность приобретает организация двигательной активности до 25-летнего возраста (до момента набора пика моторного потенциала), в период профессионального становления молодого человека, когда предъявляются высокие требования не только к умственной деятельности, но и физической работоспособности.

Вопрос нормирования двигательной активности, количества тренировочных занятий, их интенсивности, оптимального двигательного режима для лиц различных возрастных категорий в литературе остается открытым. Наблюдается расхождение мнений как относительно методов оценки двигательной активности, так недельного и суточного объема занятий .

Таким образом, возникает своеобразное противоречие: с одной стороны, необходимость формирования оптимального уровня двигательной активности как одного из непременных составляющих здорового образа жизни, с другой стороны, разноречивые мнения в научной литературе о нормах двигательной активности, интенсификация умственного труда студентов в образовательном процессе, недостаточное развитие самодеятельных и самостоятельных форм занятий физическими упражнениями. Сформулированные положения определяют актуальность исследования.

Объект исследования - двигательная активность студентов Шахтинского медицинского колледжа.

Предмет исследования - объем, содержание и структура двигательной активности студентов медицинского колледжа.

База исследования - ГБОУСПОРО «Шахтинский медицинский колледж им. Г.В. Кузнецовой».

Цель исследования - выявить особенности двигательной активности студентов медицинского колледжа.

Для реализации цели были поставлены основные задачи:

· определить гигиеническую норму двигательной активности студентов в процессе обучения;

· выявить уровень двигательной активности студентов в режиме учебных занятий;

· провести сравнительный анализ содержания локомоций студентов, имеющих разный уровень двигательной активности.

В работе использовались следующие методы исследования:

· анализ научно-методической литературы;

· суточная и недельная шагометрия;

· методы математической статистики.

Организация исследования

В исследовании принимали участие 22 студента (девушки) Шахтинского медицинского колледжа 2 курса специальности «Сестринское дело». Выполнено 161 измерение в течение III семестра.

Обследование включало недельную шагометрию, проводившуюся с помощью электронно-механических шагомеров OMRON HJ-005, с ежесуточной регистрацией полученных результатов и фиксацией видов двигательной активности.

Обследуемым было предложено носить шагомер на поясе в течение недели с момента пробуждения и до сна. Ежедневно испытуемые фиксировали результаты в протоколе. Таким образом, это позволило определить количество и структуру локомоций за сутки и за неделю.

Статистическая обработка результатов проводилась с использованием метода средних величин.

Считается установленным, что у людей, занятых в сфере интеллектуального труда, двигательная активность ограничена, а расход энергии составляет 2550-2800 ккал/сутки . Это присуще и студентам, у которых соотношение динамического и статического компонентов жизнедеятельности составляет по времени в период учебной деятельности 1: 3, а по энерготратам 1: 1; во внеучебное время соответственно 1: 8 и 1: 2 .

В современных исследованиях чаще всего упоминаются следующие методы оценки двигательной активности: по затратам времени в сутки или в неделю, по затратам энергии, по количеству суточных локомоций (шагометрия). Безусловно, на двигательный режим студентов оказывают влияние множество других факторов, определяющих их привычное поведение в повседневной жизни.

В научно-методической литературе представления о нормах двигательной активности студентов существенно различаются. Так, установлено, что в среднем двигательная активность студентов в период учебных занятий колеблется от 8000-11 000 до 14000-19000 шагов в сутки; в экзаменационный период - 3000-4000 шагов, а в каникулярный период - 14 000-19 000 шагов . Очевидно, что уровень двигательной активности студентов во время каникул отражает естественную потребность в движениях, ибо в этот период они свободны от учебных занятий. Исходя из этого, можно отметить, что уровень их двигательной активности в период учебных занятий составляет 50-65 %, в период экзаменов - 18-22 % биологической потребности. Это свидетельствует о реально существующем дефиците движений на протяжении 10 месяцев в году.


Исследователи


Нормы двигательной активности


М.Я. Виленский, Б.Н. Минаев, 1975



П.А. Назаров, 1977



Л.П. Матвеев, 1982



Вниифк, 1983



В.В. Матов, 1984



Н.М. Амосов, И.В. Муравов, 1985



Б.Г. Фадеев, 1986


Каковы же конкретные показатели двигательной активности, принятые в качестве нормы? Известно, что занятия большим спортом не гарантируют укрепления здоровья. Оптимальные границы должны определить тот уровень физической активности, при котором достигается наилучшее функциональное состояние организма, высокий уровень выполнения учебно-трудовой и социальной деятельности. Такой режим носит оздоровительно-развивающий характер. Отсюда следует, что в указанном режиме целесообразно ориентировать студентов на показатели двигательной активности спортсменов массовых разрядов. При этом для студентов с низким исходным уровнем физического состояния это может быть уровень спортсменов III разряда (1200 ккал), с высоким - не выше II разряда (1500 ккал), для остальных в этой совокупности - промежуточные значения между верхним и нижним пределами. Чтобы выполнить указанный двигательный режим, необходимо на целенаправленные занятия физическими упражнениями затрачивать не менее 1,3-1,8 часа в день. В рекомендациях для взрослых оптимальным считается режим 3-5 - разовых занятий в неделю, продолжительностью 30-40 минут .

Проанализировав данные, полученные о количестве локомоций студентов медицинского колледжа за сутки и в неделю, все испытуемые были разделены на 3 группы по уровню привычной двигательной активности (табл. 2):1 группа - высокий уровень двигательной активности (ВДА);2 группа - средний уровень двигательной активности (СДА); 3 группа - низкий уровень двигательной активности (НДА).

Таблица 2.

Двигательный режим студентов Шахтинского медицинского колледжа


Уровень двигательной активности


Среднегрупповое значение

(кол-во шагов в сутки)


Интервал среднесуточных значений




11673,67-14418,71




8491,43-10963,67




К среднему уровню двигательной активности были отнесены студенты, показавшие результат 8000-11000 шагов в сутки.

Это позволило оценить процентное соотношение студентов с различным уровнем двигательной активности. Первая группа - девушки с низкой двигательной активностью - 21,74 % (рис. 1). В иерархической структуре привычной моторики она соответствует первому уровню, или уровню двигательной пассивности. Вся сумма накопленных здесь локомоций (за сутки, неделю и т. д.) целиком навязана условиями повседневной учебной и бытовой деятельности студентов, в ней отсутствуют элементы целенаправленного использования физических упражнений. Таким образом, пятая часть обследованных находится в состоянии гипокинезии.


Рисунок 1. Соотношение студентов с различным уровнем двигательной активности (в %)

Вторая группа - девушки со средней двигательной активностью - составила 64,60 % от общего числа обследованных. Они представляют второй уровень двигательной активности, в котором помимо локомоций, обусловленных повседневной деятельностью студентов, присутствуют обязательные формы движений, в основном в виде уроков физической культуры.

Студенты с высокой двигательной активностью, включенные в третью группу, составили 13,66 %. Высокий уровень объединяет в себе два предыдущих вида моторики плюс объем двигательных действий, получаемых в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями, а также в спортивных секциях, мероприятиях выходного дня, спортивных соревнованиях.

Сравнительный анализ содержания привычной двигательной активности показал, что наиболее распространенными видами локомоций данного контингента являются: ходьба, урочные занятия физкультурой, домашняя работа, самостоятельные тренировочные занятия (волейбол, настольный теннис, танцы).

Учебные занятия по физическому воспитанию (два академических часа в неделю) в среднем обеспечивают возможность движений в объеме 3778,44256,56 шагов, что не может компенсировать общий дефицит двигательной активности за неделю. К сожалению, в выходные дни малоподвижный образ жизни доминирует у большинства студентов. Полученные нами результаты согласуются с литературными данными о среднем объеме обязательных занятий физкультурой (4000-7300 шагов за 2 занятия в неделю) .

Анализ вышеприведенных данных дает основание предполагать, что всего лишь 13,66 % обследованных студентов соблюдают двигательный режим, соответствующий естественной потребности в движениях. Большинство же в течение учебного года испытывают дефицит двигательной активности. В целях формирования здорового стиля жизни и уменьшения гипокинезии студентов мы разработали проект «Свободная минутка: движение вместо курения». Суть его заключается в организации студентами старших курсов подвижных перемен с использованием элементов спортивных игр: настольного тенниса, бадминтона, волейбола, баскетбола, футбола.

Выводы

1. В результате литературного анализа определен оптимальный двигательный режим (двигательная деятельность в объеме 1,3-1,8 ч в день, 14000-19000 шагов в сутки), причем на целенаправленные занятия физическими упражнениями желательно затрачивать не менее 6-8 часов в неделю мужчинам и 5-7 ч женщинам. Целесообразны 3-5 - разовые занятия в неделю продолжительностью 30-40 минут. Средний уровень двигательной активности колеблется в пределах 8000-11000 шагов в сутки.

2. Выявлены три уровня двигательной активности студентов медицинского колледжа: низкий (4865,44-7597,17 шагов в сутки, 21,74 % от общего числа обследованных), средний (8491,43-10963,67 шагов в сутки, 64,60 %) и высокий (11673,67-14418,71 шагов в сутки, 13, 66 %).

3. Повседневная учебная и бытовая деятельность студента не обеспечивает необходимый объем двигательной активности, создавая предпосылки для развития состояний гипокинезии и гиподинамии.

4. Основными и наиболее распространенными видами локомоций данного контингента студентов в зимнее время являются различные виды ходьбы, обязательные занятия физкультурой, повседневная домашняя работа, самостоятельные занятия физическими упражнениями и тренировки по видам спорта.

5. Доля аудиторных занятий физкультурой (3778,44256, 56) составляет более трети от среднего уровня двигательной активности (в суточном количестве шагов), что говорит о важности и необходимости данной дисциплины в плане формирования потребностей и навыков организации собственного двигательного режима.

Использование результатов исследования позволило нам выработать практические рекомендации , способствующие реализации потребностей студентов в наиболее предпочтительных видах двигательной активности:

1. В самостоятельной деятельности студентов использовать различные формы двигательной активности, включая «малые»: утренняя гимнастика, микропаузы в учебном труде с использованием упражнений специальной направленности, ежедневные прогулки, походы выходного дня.

2. Включать в спортивно-оздоровительную работу в колледже разнообразные средства, виды и формы физкультурной деятельности (соревнования по традиционным и нетрадиционным видам спорта (волейбол, баскетбол, легкая атлетика, настольный теннис, аэробика, городки, ДАРТС, русская лапта);

3. Способствовать формированию знаний и навыков физического самосовершенствования с учетом половозрастных особенностей обучающихся и их индивидуальных предпочтений на учебных занятиях и во внеурочное время (участие в агитационных и спортивно-массовых мероприятиях, санпросветдесанты, походы, туристические слеты, Дни бега, Дни здоровья и т. д.).

4. В учебной и повседневной деятельности студентов придерживаться рекомендованного оптимального уровня двигательной активности с соблюдением требований необходимого объема и интенсивности, используя доступные виды спорта и средства физической культуры.

5. Внедрить разработанный социальный проект в образовательное пространство медицинского колледжа.

Список литературы:

1.Амосов Н.М., Муравов И.В. Сердце и физические упражнения. - М.: Знание, 1985. - 64 с.

2.Виленский М.Я. Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровья. - В. кн.: Физическая культура студента. - М.: Гардарики, 2001. - С. I3I-174.

3.Кобяков Ю.П. Двигательная активность студентов: структура, нормы, содержание / Ю.П. Кобяков // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 5. - С. 44-46.

4.Кобяков Ю.П. Концепция норм двигательной активности человека / Ю.П. Кобяков // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 11. - С. 20-23.

5.Козлов Д.В. Повышение двигательной активности студентов на основе интеграции форм физического воспитания в вузе: дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / Д.В. Козлов. - Красноярск, 2009. - 157 с.

6.Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга / Элементы мысли. - СПб.: Питер, 2001 г. - С. 5-6.

» для расчета индекса массы тела, индекса курящего человека, уровня физической активности, антропометрических индексов и других показателей.

Курение

Бросьте курить или не начинайте, если не курите, - это снизит до минимума риск развития обструктивной болезни легких, рака легких и ряда других специфических «болезней курильщика».

Физическая активность

Для профилактики гиподинамии повысьте свою регулярную физическую нагрузку как минимум до (150 минут физической активности средней интенсивности в неделю), постарайтесь двигаться больше.

Здоровое питание

Для здоровья пищеварительной системы и правильного баланса питательных элементов сделайте основой своего рациона, употребляя не менее 6-8 порций в день (300 мл цельной каши и 200 г отрубного хлеба).

Индекс здоровья

Используйте « » для оценки вашего образа жизни и его влияния на состояние организма.

Здоровое питание

Во избежание проблем с весом и уровнем глюкозы в крови ограничивайте потребление до 6 ч. ложек в день (для женщин), 9 ч. ложек в день (для мужчин).

Карта здоровья

Заполните опросник по системам органов, получите персональное заключение по каждой из систем и рекомендации по контролю здоровья.

Карта обследований

Используйте « » для хранения и интерпретации результатов лабораторных исследований (анализы крови, мочи и т.д.).

Карта физического состояния

Используйте « » для определения своего уровня физического развития.

Стоматология

Посещайте стоматолога не реже 1 раза в год, вовремя лечите зубы и избавляйтесь от зубного камня, не допуская развития серьезных заболеваний полости рта.

Негативное воздействие

Узнайте все факторы риска, влияющие на Ваше здоровье, в блоке «Негативное воздействие».

Контроль здоровья

Для контроля здоровья глаз 1 раз в 2 года проходите осмотр у офтальмолога, после 40 лет ежегодно определяйте внутриглазное давление.

Лишний вес

Следите за весом, не выходя за рамки нормальных значений Индекса массы тела: от 19 до 25. Для расчета и контроля ИМТ воспользуйтесь « ».

Здоровое питание

Не употребляйте более 5 г (1 чайная ложка) в день. Это оградит вас от проблем с водно-солевым обменом в организме.

Антропометрическая карта

Используйте « » для определения индекса массы тела, типа телосложения и выявления проблем с весом.

Карта здоровья

Заполнив «Карту здоровья», вы получите полную информацию о состоянии своего здоровья.

План обследования

С помощью « » составьте свой собственный график профилактических осмотров, сдачи анализов и медицинских консультаций.

Здоровое питание

Для удержания нормального уровня холестерина в крови не употребляйте более 170 г в день (включая красное мясо и птицу).

Организации

Найдите нужного специалиста, медицинское учреждение, профильную организацию сферы здоровья и ЗОЖ в разделе « ».

Здоровое питание

Ешьте не меньше 300 г в неделю, включая жирные сорта (скумбрия, форель, лосось). Содержащиеся в рыбе омега 3 кислоты помогают в профилактике атеросклероза.

Здоровое питание

Чтобы разнообразить свой рацион всеми необходимыми микроэлементами, съедайте не менее 300-400 г в день (свежих и приготовленных).

Антропометрия

Не допускайте развития абдоминального ожирения, повышающего риск заболевания сахарным диабетом, сердечно-сосудистыми заболеваниями, гипертонией и т.д. Следите за : у мужчин он не должен превышать 94 см, у женщин – 80 см.

Контроль здоровья

Для контроля здоровья мочевыделительной системы 1 раз в год сдавайте анализ крови и мочи.

Контроль здоровья

Для контроля здоровья сердечно-сосудистой системы 1 раз в год проходите обследование у терапевта, регулярно измеряйте артериальное давление и сдавайте анализ крови на холестерин.

Основным организационно-методическим принципом осуществления физического воспитания является дифференцированное применение различных средств физической культуры с учетом возрастных и половых особенностей, состояния здоровья, степени физического развития и уровня физической подготовки. В соответствии с ними школьников делят на три медицинские группы: основную (без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья при достаточном физическом развитии - занимаются по учебной программе физического воспитания в полном объеме), подготовительную (имеют незначительные отклонения в состоянии здоровья или отстают по физическим развитием - занимаются по учебной программе физического воспитания с условием поступовишого усвоения навыков и умений, не допускаются к спортивным тренировкам и соревнованиям) и специальную (отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок, - занимаются по специальной программе).

Двигательной активностью называют сумму движений, выполняемую человеком в процессе жизнедеятельности. Двигательная активность детей и подростков условно делится на три части:

Которая проходит в процессе физического воспитания;

Что происходит в процессе обучения, общественно полезной и трудовой деятельности;

Спонтанная физическая активность в свободное время.

Указанные составляющие, дополняя друг друга, обеспечивают определенный уровень суточной двигательной активности школьников разных возрастно-половых групп.

Влияние двигательной активности на здоровье школьников. В современной начальной школе умственная деятельность относится к самым тяжелым в детей, чьи клетки коры головного мозга имеют еще относительно низкие функциональные возможности, а потому большие нагрузки могут вызвать их истощения. Обучение требует длительного хранения вынужденной рабочей позы, создает значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и мышечную систему детей. Замечено, что между суточной двигательной активностью и здоровьем школьников существует тесная взаимосвязь.

Дефицит движений, или гипокинезия, вызывает многочисленные морфологические и функциональные изменения в организме. Комплекс этих изменений относится к предпатологических и патологических состояний. Ведущим механизмом гипокинезии служат нарушения режимов саморегуляции физиологических функций, снижение функциональных возможностей организма, нарушение деятельности опорно-двигательного аппарата, вегетативных функций. Ограничение количества и объемов движений, обусловленное образом жизни и особенностями профессиональной деятельности, также относят к гипокинезии.

Основные причины гипокинезии у школьников:

Ограничение двигательной активности, связанные с режимом обучения и перегруженностью учебной программы;

Отсутствие систематических и достаточных занятий физическими упражнениями;

Хронические заболевания и дефицит развития, ограничивающие двигательную активность.

Одной из причин чрезмерной двигательной активности, или гиперкинезии, ранняя спортивная специализация детей. Гиперкинезов характеризуется специфическим комплексом функциональных нарушений и изменений состояния здоровья: центральной нервной системы и нейрорегуляторных аппарата. При этом истощается симпатоадреналовой система и снижается общий неспецифический иммунитет организма. Недостаточная (гипокинезия) и чрезмерная (гиперкинезия) двигательная активность отрицательно влияют на здоровье школьника.

Формирование здоровья конкретного школьника обеспечивается привычной для него суточной двигательной активностью, включающий в себя самые разнообразные формы, методы и средства физического воспитания в определенных гигиенично рациональных соотношениях. Обычной считается такая двигательная активность, устойчиво проявляется в процессе жизнедеятельности.

Методы изучения и оценки двигательной активности. Информативным и точным методом гигиенической оценки как количественной, так и качественной активности служит для определения величин энергетических затрат. Точным, но и самым дорогим является метод непрямой калориметрии, то есть выяснение количества потребленного организмом кислорода. В гигиенической практике чаще применяется расчетный метод определения величин энергетических затрат. Для этого изучают следующие показатели:

Продолжительность (минуты, часы или в процентах относительно суток) двигательного компонента в суточном бюджете времени;

Число перемещений тела в пространстве (локомоций) за единицу времени;

Сумма движений (локомоций), выраженная в величине пройденной за сутки расстоянии (в км).

Благодаря этим показателям получается достаточно объективная и надежная информация о характере и объем двигательной активности школьника без использования дорогостоящего оборудования. Для нормирования двигательной активности широко применяют методы косвенной регистрации ЧСС, определение пульсовой "стоимости" различных видов деятельности, суммарной величины двигательной активности в сутки с помощью телеметрических систем.

Хронометраж. В гигиене физического воспитания хронометраж используют для изучения и оценки суточного ритма школьников, а не собственно двигательной активности. Методика хронометража базируется на регистрации деятельности конкретного школьника в определенный отрезок времени дня или даже в течение суток.

Шагометрия - подсчет локомоций школьника с помощью специальных приборов (шагомеров).

Все гигиенические нормативы двигательной активности школьников рассчитаны на суточный цикл жизнедеятельности (24 ч.), Но иногда для гигиенической характеристики физической активности школьников выбираются длительные интервалы наблюдения - неделю, месяц, учебная четверть. Однако этим данным можно пользоваться только для сравнительной оценки различных вариантов двигательной активности школьника.

Поделиться: