Масленица, сырная неделя. Праздники — Сырная (Масленица)

Мясопуст, Звончаты, Свадьба с сосной, Карнавал - все это название одного праздника у разных народов. Мы привыкли называть его просто Масленица. Это граница между зимой и весной. По окончании Масленицы наступает Великий пост. Основная задача которого - подготовить людей к празднику Пасхи.

Немного из истории

Масленица - это привычное народное название, которое мы обычно используем, но в действительности этот период называется Сырная седмица. Истоки этого торжества уходит корнями в глубь языческих времен. В дохристианской Руси этот праздник был приурочен ко дню Веселье длилось целых 14 дней. В те времена Масленица отличалась особым раздольем: устраивались балаганы, вместе собирались жители деревни для того, чтобы поприветствовать друг друга и шумно провести время. Женщины, дети, подростки выбирали высокие горки и организовывали катание на санках, все это сопровождалось веселым смехом. Мужчины же предпочитали померяться силами со своими родственниками и соседями, устраивали спортивные соревнования и бои на кулаках.

Каждая хозяйка считала своей обязанностью приготовить как можно больше вкусной еды. Особое внимание уделялось блинам, их готовили с разными начинками. Символом праздника не зря было выбрано именно это блюдо.

В ожидании весны люди хотели привлечь к себе как можно больше солнечного света. Блин подходит на роль небесного светила - такой же желтый и горячий. С принятием христианства многие языческие праздники были отменены. Но Масленицу все же решили оставить, хотя время веселья сместилось и стало меньше. Это сделали для того, чтобы не нарушать правил Великого поста.

По церковным канонам

Отвечая на вопрос: «Сырная седмица - что это?» - можно сказать, что это большой христианский праздник, который считается предвестником Великого поста. Отмечается он за семь недель до Пасхи. В народе этот период называли - Мясопуст. Все потому, что нельзя было употреблять мясные продукты. В этот период рацион состоял из яиц, масла и молочных продуктов. Для верующих и служителей церкви Сырная седмица особенно важна, она является отправной точкой к приготовлению к Великому посту. Христиане, помимо отказа от мяса, должны соблюдать особую строгость в своем поведении. Нельзя поддаваться веселью, развлечениям и разгулу.

Современное празднование

Сегодня многие не придерживаются церковных канонов. считают, что Седмица сырная (Масленица) - всего лишь очередной повод для веселья и отдыха от рабочих будней.

Неделя Масленицы

Полагалось, что Масленицу нужно проводить весело и с размахом. Считалось, что таким образом можно привлечь к себе удачу на последующий год. Стоит отметить, что каждому дню Сырной седмицы отводят свою роль. В течение недели нужно было выполнять особые ритуалы.

Семь дней делятся на узкую Масленицу и широкую.

Первая половина

Понедельник. В этот день с утра все хозяйки приступали к также он был особенным и для молодых девушек, готовящихся выйти замуж. Встречали сватов, обсуждали свадебное меню и составляли список гостей. Женщины, состоящие в браке, уходили к своим родителям, а на следующее утро муж приходил к ним в гости вместе с родней.

Блины, которые испекли первыми, раздавали бедным и бездомным, а те в свою очередь должны были помолиться за умерших родственников. Встречались жители нескольких поселений, выбирали особенно снежные места, приносили с собой блины и чай. Во время гулянья сооружали чучело, которое олицетворяло собой уходящую зиму. Его наряжали в старую одежду и катали на санях. Таким образом отдавали дань зимним месяцам. Ближе к ночи чучело устанавливали на видном месте - возле деревни или в центре города. Этот день называется Встреча.

Вторник. В этот день устраивались ярмарки и походы в гости. Среди молодежи проходили смотрины, а уже после Великого поста можно было и свадьбу сыграть. Будущие муж и жена все это время должны были провести вместе. Парни веселили своих девушек, катали по снежным горкам и пели восхваляющие песни. Те же старались показать свое мастерство в приготовлении разных блюд, которыми угощали будущих женихов.

Среда. Этот день недели был посвящен семье. Хозяйки накрывали большой стол. Если в гости приходил зять, за ним нужно было тщательно ухаживать, проявлять знаки особого внимания, чтобы он почувствовал себя дорогим гостем. Если раньше возникали размолвки, это был лучший день, чтобы помириться. Большие столы накрывали и на улице, это объединяло жителей деревень и помогало уладить прежние размолвки.

Вторая половина Масленицы

Четверг. Это был самый шумный и веселый Масленицы. Хозяйки завершали всю работу по дому. Сырная седмица была показателем того, каким веселым и дружным был славянский народ. Какие только игры и затеи они не придумывали: головокружительные катания с горки, качели, карусели. Соревнования в поедании блинов. Мужчины могли проявить свою силу отвагу и находчивость - во время шуточных оборон и взятий снежных замков. Люди верили, что, прыгая через костер, они помогают солнцу набрать силу и поскорее прогнать холодную зиму.

В четверг устраивали кулачные бои и почитали Велеса - это бог, защищающий домашних животных. Именно поэтому первые блины этого дня скармливали лошадям и коровам.

Пятница. Этот день был посвящен теще. Зятья приглашали их к себе в гости, угощали и проявляли все свое уважение. Накануне пятницы теща передавала продукты и посуду, чтобы можно было приготовить блины. Это было коровье масло, половник и сковорода. Если одна из сторон не выполняла свою часть обязанностей, это вызывало вражду и ссоры.

Суббота. Этот день называли Золовкины посиделки. Невеста собирала у себя всех родственников мужа, но особое внимание уделялось золовке, сестре мужа. Она должна была подготовиться и преподнести подарок хозяйке. Молодая жена угощала гостей разными яствами, в очередной раз доказывая свое мастерство. Если девушка была незамужняя, она приглашала в гости подруг. Представительницы прекрасного пола, которые были помолвлены, делали подарки своим родственникам.

Последний день Сырной седмицы

Воскресенье. В этот день заканчивалась Сырная седмица. Подходили к концу празднования и гостины. Одной из традицией этого дня считается свист. Для этого использовали свистульки, выполненные в виде птиц. Таким образом люди призывали пернатых вернуться в родные края.

При встрече люди низко кланялись друг другу и за все обиды и недомолвки. Разжигали костры, прогоняя зиму и приглашая весну. Центральным событием дня становилось сжигание чучела. К нему бросали остатки праздничной еды. После огня оставался лишь пепел, который люди собирали и разбрасывали на своих полях или реках. Они считали, что это поможет пробудить спящую землю.

Убирали в домах и готовились к главному празднику - Пасхе. За весь вечер можно было семь раз подойти к столу. А напоследок собраться за ним всей семьей, чтобы жить в согласии следующий год.

Затем его не убирали, он покрывался скатертью и мехом овцы. До заката солнца нужно было посетить кладбище, чтобы отдать дань умершим. На могилах оставляли блины. В воскресенье пили очень мало и ложились спать до наступления полуночи.

Соблюдение поста

Сырная седмица: что можно есть? В христианской церкви эту неделю называют еще Мясопустной. По той причине, что присутствие в пище мяса полностью исключено. Употребление блинов с сыром во время этого поста приветствуется, и поэтому его называют Сырная седмица. Питание в эти дни простое: молочная продукция, рыба, яйца.

Супружеский долг во время Масленицы

У многих семейных пар, которые соблюдают пост, возникает вопрос о том, дозволены ли церковью супружеские отношения в Сырную седмицу. Сама по себе неделя Масленицы не является строгим постом. С одной стороны, мяса нельзя, а с другой - можно рыбу, яйца, молоко, сыр, масло. Тогда следует, что отсутствие венчания супружеской пары в церкви не подразумевает потребности воздержания в эти дни. В случае если мужчина и женщина являются православными христианами, то здесь принимать решение они могут посоветовавшись с духовным наставником.

Масленица в 2015 году

Сырная седмица в 2015 году выпала с 16 по 22 февраля. Подготовку к Масленице надо начать заранее. Делают уборку во всех комнатах.

Если в доме есть печь, ее необходимо полностью привести в порядок, почистить, побелить. Также каждая хозяйка должна на время праздника запастись мукой, маслом, яйцами и различными сладостями.

Масленицу в 2019 году отмечают с 4 по 10 марта. На Сырную седмицу, или Масленицу 2019, мясные продукты уже под запретом, но рыбные блюда, молоко и молочные продукты, яйца ещё можно есть, даже в среду и пятницу. Сырная седмица - своеобразный «полупост», настраивающий верующих на переход от невоздержанности в еде к строгим устоям постничества, к телесному воздержанию.

Готовить душу и тело к Великому посту верующие начинают за четыре недели до его начала. Неделя о Мытаре и Фарисее, Неделя о блудном сыне, Мясопустная неделя (о Страшном суде), когда допустимо в пищу мясо, и Сыропустная неделя — воспоминания Адамова изгнания. Такой день известен как Прощёное воскресение, когда разрешены к употреблению молочные продукты.

Сырная седмица — последняя из недель, её ещё принято называть Масленицей. На церковных службах повествуют о состоянии человека до и после грехопадения, о пришествии Иисуса Христа, побуждают к соблюдению христианских заповедей и раскаянию.

Сырная седмица 2019: что можно есть?

Сырная седмица — Масленица — некоторыми особенностями приближена к Великому посту. Церковь наставляет не поддаваться увеселениям и чрезмерным развлечениям. В среду и пятницу богослужение приближенно к великопостному. Во вторник за вечерней в первый раз читается молитва святого Ефрема Сирина. Без неё не обходится ни одно богослужение во время Великого поста.

Трапеза — полускоромная. Плавная смена мясоедства постничеством помогает обрести особенное молитвенное настроение, нужное для духовной работы. Ведь телесное воздержание во время поста нужно именно для возможности усиленного труда духовного. Необходимо освящать тело и дух, помнить о прегрешениях, умилостивлять Бога, каяться, посещать болеющих и помогать неимущим, дарить друзьям и родным сердечность и мир.

Из истории

Предшествующая посту неделя, Сырная седмица, появилась в VII веке. В древности среди языческих народов было принято встречать весну, провожать зиму, прощаться с холодным временем. На Руси также прощались с зимней спячкой, праздновали возрождение весны. Праздник, посвященный этому, назывался Масленицей, или Комоедицей.

Церковь не всегда запрещала языческие праздники и традиции. Вместо этого народным обычаям придавался другой смысл, праздники замещались на христианские, воцерквлялись. Подобным образом произошло с традициями радоницы и колядования. Масленица была приурочена церковью к подготовительной, полупостной седмице перед строгим долгим постом. Языческое смысловое наполнение подменили христианским.

О Масленице в миру

Служители православной церкви отмечают, что Масленица превратилась в один из праздников, а вместо благоговения процветает бесчинство и безудержный разгул. Невоздержание, чревоугодничество и неумеренное питье приводят к совершению новых грехов вместо того, чтобы замаливать предыдущие и очищаться духовно. Широкое празднество в Масленицу осуждается Церковью, считается недостойным истинно верующего.

«Разгульная масленица» уводит нас ко времени язычества. Соблюдение языческих традиций и обрядов, чревоугодничество и пьянство, неумеренные увеселения - совсем не это заложено Церковью в сам смысл Сырной седмицы.

В дни полагается уделять внимание семье, родным, поддерживать или устанавливать тёплые отношения с близкими, соседями. Не нужно забывать и о поминовении усопших.

Традиционное гостеприимство русского человека и стремление собраться за хлебосольным столом - проявление деятельного добросердечия. Совместная трапеза способствует примирению и согревает сердца. Поэтому и последнее воскресение перед Великим постом - Прощёное. К нему подготавливаются, даруя милосердие и утешение, тепло и участие, испрашивая прощения за свои поступки. Веселье должно оставаться умеренным.

Чему же посвящена Сырная седмица?

Готовиться встретить человеколюбивого Христа нужно сотворяя шесть дел евангельского милосердия. Подать еду голодающему, воду - страдающему от жажды, впустить под кров путника, дать одежду нагому, навестить болеющего и нанести визит находящемуся в заключении. Сырная седмица напоминает о Страшном суде.

Пост учит контролю над желаниями и умеренности. За время ограничения телесного верующие учатся подчинять стремления тела силе духа, контролировать мирские желания, чтобы в обычной жизни удерживаться от совершения греха. Но если человек по окончании поста разговляется без меры, чревоугодничает, а перед новым постом усиленно заговляется, — значит, предыдущий пост его ничему не научил.

На евангельских чтениях в храме говорят о Закхее, который после покаяния угощал Спасителя и своих товарищей. Притча о блудном сыне учит миру и всепрощению. Вместо телёнка из притчи на Сырной седмице вкушают блины.

Что такое Сырная неделя?

Сырная седмица (Масленица) - это вся неделя перед Великим Постом. Очень часто Сырную неделю называют «Мясопуст», так как все семь дней нужно воздерживаться от употребления любых мясных блюд и употреблять в пищу исключительно молочные продукты, яйца, рыбу и, конечно же, блины.

В старину традиции Сырной недели свято чтили и соблюдали. К сожалению, сейчас уже далеко не все знают, что каждый день Сырной недели имеет свои характерные особенности. Наверное, будет не лишним вспомнить, чему посвящен каждый день Сырной недели. Ведь Масленицу надо гулять не только весело, но и правильно!

Первые три дня праздника - это Узкая Масленица.

Встреча

В понедельник (первый день праздника) обязательно сооружали соломенное чучело, обряжали его в старую одежду и с песнями возили в санях. Также в этот день начинали печь блины. Считалось доброй традицией отдать первый блин нищим и бездомным, чтобы помянуть усопших предков. Важным был первый день Масленицы и для потенциальных невест: они вовсю готовились к предстоящим смотринам. По сути, в первый день Масленицы решались все «организационные» вопросы: где гулять, какой приготовить стол, да кого приглашать в гости.

Заигрыш

Вторник был полностью посвящен смотринам невест. Молодые люди приглашали девушек, которых собирались взять в жены, провести время вместе: покататься на санях и со снежных горок. Девушки в свою очередь не только должны были показать жениху свое расположение, но и продемонстрировать свои кулинарные таланты и угостить будущих мужей блинами и другими яствами. Считалось, что молодые люди, которые не будут расставаться ни на минуту во второй день Сырной недели, проживут в любви и согласии долгие годы.

Лакомки

Среда - семейный день. Пожалуй, единственный день в году, когда зять может прийти к теще в гости, имея на то все основания. Теща же обязана зятя вкусно накормить, напоить, да и быть с ним предупредительной и ласковой. Третий день Сырной недели отличался пышными застольями: ели и пили, не отказывая себе ни в чем.

Последние четыре дня праздника - Широкая Масленица

Широкий разгул

Четверг. Второе название этого дня - «Широкий разгуляй» - говорит само за себя. Славяне всегда умели веселиться, а в четвертый день Масленицы они превосходили сами себя. Главным событием дня (кроме обильных приемов пищи и возлияний) были штурмы снежного городка, который строился заблаговременно в первый день праздника. Также «Широкий Разгуляй» славился своими бесшабашными забавами, кулачными боями, гонками на лошадях, прыжками через костер, колядками.

Тещины вечерки

Пятница - тещин день. Теперь уже теща приходила в гости к своему зятю, и он должен был принять ее как самую дорогую и желанную гостью.

Золовкины посиделки

Суббота - день золовок. Замужние женщины (как правило, молодого возраста), приглашали в гости всех родственников мужа. Среди гостей почетное место занимали золовки (сестра мужа), которые обязательно должны были преподнести хозяйке дома подарок. Незамужние женщины приглашали своих замужних родственниц.

Прощеное воскресенье

Прощание с сырной неделей. Люди отправлялись на кладбище, чтобы помянуть усопших предков, просили друг у друга прощения за свершенные неблаговидные поступки и нанесенные обиды. В этот день начиналась подготовка к Великому Посту: остатки масленичной еды и чучело Зимы обязательно сжигали, дома убирали. Масленица подходила к концу: бесшабашные развлечения, пиры и гуляния сменяли дни строгого воздержания перед главным христианским праздником - Пасхой.

Икона «Страшный суд». Новгород,
XV век, Третьяковская галерея

Тре-тье вос-кре-се-нье под-го-то-ви-тель-но-го пе-ри-о-да к Ве-ли-ко-му по-сту име-ну-ет-ся в Пра-во-слав-ном ка-лен-да-ре Неде-лей о Страш-ном су-де, или Неде-лей мя-со-пуст-ной. Пер-вое на-зва-ние про-дик-то-ва-но те-мой еван-гель-ско-го чте-ния за Ли-тур-ги-ей - о бу-ду-щем Страш-ном су-де жи-вых и мёрт-вых; вто-рое - пред-пи-са-ни-ем Цер-ков-но-го уста-ва: не упо-треб-лять по-сле это-го вос-кре-се-нья мя-са.

Что зна-чит «мя-со-пуст»?

Сла-вян-ский тер-мин «мя-сопу ст» (греч. апо кр-эос , лат. carnis privium - ли-ше-ние мя-са ) озна-ча-ет пре-кра-ще-ние вку-ше-ния мя-са. Неде-ля мя-со-пуст-ная - это вос-кре-се-нье за 56 дней до Пас-хи. За ним сле-ду-ет ещё од-на - по-след-няя пе-ред Ве-ли-ким по-стом седми ца - «сыр-ная», или, в про-сто-ре-чии, - «мас-ле-ни-ца» (в на-род-ном ка-лен-да-ре она вклю-ча-ет в се-бя ещё и Про-щё-ное вос-кре-се-нье в ка-че-стве за-вер-ша-ю-ще-го ак-кор-да ли-хих на-род-ных гу-ля-ний). Стро-го со-блю-да-ю-щие ди-е-ти-че-скую сто-ро-ну по-ста от-ка-зы-ва-ют-ся на этой неде-ле от мя-са и едят толь-ко яй-ца и мо-лоч-ные про-дук-ты (от-ку-да и на-зва-ние этой неде-ли). В этом - по-след-няя сту-пень под-го-то-ви-тель-но-го воз-дер-жа-ния.

Мас-ле-ни-ца - хри-сти-ан-ский празд-ник?

Об-ра-зо-ван-ный хри-сти-а-нин (да и каж-дый че-ло-век) дол-жен знать, что мас-ле-ни-ца в сво-ей ос-но-ве - празд-ник со-всем не хри-сти-ан-ский! На-про-тив - это древ-ний язы-че-ский празд-ник про-во-дов зи-мы и встре-чи вес-ны, со-глас-но по-сло-ви-це: «Мас-ле-ни-цу про-во-жа-ем, све-та солн-ца ожи-да-ем». Это - свое-об-раз-ный «се-вер-ный кар-на-вал», вак-ха-на-лия, со-про-вож-да-ю-ща-я-ся необуз-дан-ным ве-се-льем, зу-бо-дро-би-тель-ны-ми дра-ка-ми, иг-ра-ми и хмель-ны-ми пи-ра-ми (это то, что у нас все-гда хо-ро-шо по-лу-ча-ет-ся). В до-хри-сти-ан-ские вре-ме-на по-доб-ные гу-ля-ния с «уми-ло-стив-ле-ни-ем» язы-че-ских бо-гов со-про-вож-да-лись да-же че-ло-ве-че-ски-ми жерт-во-при-но-ше-ни-я-ми: вспом-ним о на-ших хри-сти-ан-ских пер-во-му-че-ни-ках - ки-ев-ских ва-ря-гах Фе-о-до-ре и сыне его Иоанне (983 г.). (Пред-ста-вим, что они вос-крес-ли, ока-за-лись на на-шей мас-ле-ни-це и уви-де-ли стран-ные на-ря-ды хмель-ных гу-ляк, пры-га-ю-щих во-круг ко-ст-ра с язы-че-ским идо-лом ста-ру-хи-зи-мы и бли-на-ми в ру-ках... Му-че-ни-ки ре-ши-ли бы, что на Ру-си всё ещё тор-же-ству-ет язы-че-ство, ко-то-рое рев-ност-но на-саж-дал князь Вла-ди-мир в на-ча-ле сво-е-го прав-ле-ния, а кре-ще-ние на-шей мно-го-стра-даль-ной стра-ны так и не со-сто-я-лось!) По-это-му су-ро-вый го-лос Свя-той Пра-во-слав-ной Церк-ви, воз-ве-щая о Страш-ном Су-де, зо-вёт к по-ка-я-нию и предо-сте-ре-га-ет от язы-че-ской мен-таль-но-сти, до сих пор жи-ву-щей в на-шем со-зна-нии.

По-сле кре-ще-ния Ру-си «от-ме-нить» мас-ле-ни-цу (как и неко-то-рые дру-гие язы-че-ские иг-ри-ща, на-при-мер, «Ива-нов день») так и не смог-ли: наш на-род го-тов от-ка-зать-ся от мно-го-го, но толь-ко не от бес-ша-баш-ных гу-ля-нок и за-сто-лий с тра-ди-ци-он-ным во-про-сом: «Ты ме-ня ува-жа-ешь?» По-это-му Цер-ковь вы-нуж-ден-но сов-ме-сти-ла эту неде-лю вак-ха-на-лий с по-след-ней под-го-то-ви-тель-ной сед-ми-цей пе-ред Ве-ли-ким по-стом, чтобы хоть как-то кон-тро-ли-ро-вать про-ис-хо-дя-щее и не до-пус-кать про-дол-же-ния ко-щун-ствен-но-го раз-гу-ла во вре-мя Ве-ли-ко-го по-ста. При этом обы-чай по-ми-нать на хмель-ной тризне пред-ков бли-на-ми (это аст-ро-ло-ги-че-ский со-ляр-ный знак) был пе-ре-осмыс-лен как за го-ве-нье - празд-нич-ную тра-пе-зу на-ка-нуне по-ста. Гре-ки и дру-гие хри-сти-ане не мо-гут по-нять, по-че-му наш бо-го-слу-жеб-ный (!) - а не толь-ко «на-род-ный» - ка-лен-дарь об-зы-ва-ет пра-во-слав-ную сыр-ную сед-ми-цу, име-ю-щую по-лу-пост-ный по ра-ци-о-ну, но вполне по-ка-ян-ный по сво-е-му на-зна-че-нию ха-рак-тер, язы-че-ским тер-ми-ном «мас-ле-ни-ца» (хо-тя бы и в скоб-ках). Тем са-мым, в гла-зах про-сто-го на-ро-да, име-ну-ю-ще-го се-бя «пра-во-слав-ным», санк-ци-о-ни-ру-ет-ся как сам «кар-на-вал», так и свя-зан-ные с ним язы-че-ские об-ря-ды и зло-упо-треб-ле-ния. В хра-мах зву-чит пре-по-доб-но-го Еф-ре-ма Си-ри-на, а на ули-цах - язы-че-ские ри-ту-аль-ные за-кли-на-ния и визг-ли-вые ча-стуш-ки, осквер-ня-ю-щие слух цер-ков-но-го че-ло-ве-ка.

Сыр-ная сед-ми-ца или мас-ле-ни-ца?

«Сыр-ная сед-ми-ца - пред-две-рие и на-ча-ло по-ста»

Пра-во-слав-ный Цер-ков-ный ка-лен-дарь име-ну-ет по-след-нюю седми цу (неде-лю) пе-ред Ве-ли-ким по-стом сы-ропу стно й (а на-род - мас-ле-ни-цей). Смысл этой сед-ми-цы - в по-сте-пен-ном пе-ре-хо-де от обы-ден-ной жиз-ни к ве-ли-ко-пост-ным «по-дви-гам», ко-то-рые, ко-неч-но же, у каж-до-го хри-сти-а-ни-на свои - и опре-де-ля-ют-ся его по-лом, воз-рас-том, со-сто-я-ни-ем здо-ро-вья и про-фес-си-ей. В сре-ду и пят-ни-цу да-же не со-вер-ша-ет-ся Бо-же-ствен-ная Ли-тур-гия (это в знак по-ка-ян-ной скор-би), а служ-бы су-точ-но-го цик-ла, со-дер-жа-щие и по-ка-ян-ную мо-лит-ву пре-по-доб-но-го Еф-ре-ма Си-ри-на, по-чти со-от-вет-ству-ют ве-ли-ко-пост-ным. Всё это, со-глас-но за-ме-ча-тель-но-му вы-ра-же-нию свт. Ти-хо-на За-дон-ско-го, - «свет-лые предпу тия по-ста»!

Но на-род - не толь-ко «про-стой» и «необ-ра-зо-ван-ный» (эта от-го-вор-ка ныне смеш-на) - про-во-дит это «на-ча-ло уми-ле-ния и по-ка-я-ния» вполне по-язы-че-ски - в шум-ных гу-ля-ньях и со-мни-тель-ных за-ба-вах.

Один из ино-стран-ных пу-те-ше-ствен-ни-ков, по-се-тив-ших Рос-сию в XVII ве-ке, мо-сье Одер-бон, с удо-воль-стви-ем но-си-те-ля за-пад-ной ци-ви-ли-за-ции кон-ста-ти-ро-вал (по-доб-ных сви-де-тельств мно-го): «В это вре-мя у рус-ских по-чти бес-пре-рыв-но про-дол-жа-ет-ся об-жор-ство и пьян-ство; они пе-кут паш-те-ты, то есть ола-дьи и бли-ны из мас-ла и яиц, за-зы-ва-ют к се-бе го-стей и упи-ва-ют-ся мё-дом, пи-вом и вод-кой до упа-ду и до бес-па-мят-ства. В те-че-ние всей мас-ле-ни-цы толь-ко и слыш-но, что то-го-то уби-ли, то-го-то бро-си-ли в во-ду…».


«Взя-тие снеж-но-го го-род-ка»
В. Су-ри-ков, 1891 г.

Со вре-ме-нем ма-ло что из-ме-ни-лось. Вспом-ним кар-ти-ну Ва-си-лия Су-ри-ко-ва «Взя-тие снеж-но-го го-род-ка» или хре-сто-ма-тий-ное изо-бра-же-ние боя «стен-ка на стен-ку» в филь-ме «Си-бир-ский ци-рюль-ник». Мно-гие про-сто-душ-ные лю-ди от-но-сят-ся к этим лу-боч-ным кар-тин-кам про-шло-го с но-сталь-ги-че-ским при-ды-ха-ни-ем и все-рьёз счи-та-ют, что всё это - «су-гу-бо по-пра-во-слав-но-му»; что так и сле-ду-ет «го-то-вить-ся» к Ве-ли-ко-му по-сту: на-пить-ся до без-об-ра-зия, сло-пать (про-сти-те за от-кро-вен-ный гла-гол!) как мож-но боль-ше бли-нов, ста-ра-ясь не уме-реть от за-во-ро-та ки-шок (что дей-стви-тель-но слу-ча-лось), уме-ло раз-бить ближ-не-му нос или вы-вих-нуть че-люсть, а по-том «по-ка-ять-ся» - по-па-рить-ся в Чи-стый по-не-дель-ник в бань-ке, дабы смыть с се-бя мас-ле-нич-ные из-ли-ше-ства, и с чув-ством хо-ро-шо ис-пол-нен-но-го «пра-во-слав-но-го дол-га» бу-хать зем-ные по-кло-ны.

Ко-неч-но же, это язы-че-ская раз-гуль-ная об-ряд-ность, во мно-гом ис-кус-ствен-но воз-рож-да-е-мая сей-час под ви-дом воз-вра-ще-ния к «на-род-ным тра-ди-ци-ям». Оче-вид-но, мно-гим, же-ла-ю-щим ко-щун-ствен-но смыть с Ру-си во-ды дне-пров-ской ку-пе-ли, хо-чет-ся вер-нуть-ся непре-мен-но к до-хри-сти-ан-ским «на-цио-наль-ным ис-то-кам». Неуди-ви-тель-но, что на-шу стра-ну, в ко-то-рой за де-вять сто-ле-тий не смог-ли утвер-дить-ся хо-тя бы эле-мен-тар-ные нор-мы хри-сти-ан-ской мо-ра-ли и по-ве-де-ния, по-стиг-ли столь тяж-кие на-ка-за-ния в XX сто-ле-тии. Это и был «Страш-ный суд», к сча-стью, ещё не окон-ча-тель-ный; но ра-зум-но ли ис-пы-ты-вать Бо-жие дол-го-тер-пе-ние? Ещё один «Страш-ный суд» для на-ше-го об-ще-ства, си-дя-ще-го на «по-ро-хо-вой (ядер-ной и тер-мо-ядер-ной) боч-ке» мо-жет стать в пря-мом смыс-ле Страш-ным (уже без ка-вы-чек) и по-след-ним. Всё за-ви-сит от спо-соб-но-сти по-ка-ять-ся (то есть на биб-лей-ском язы-ке - «пе-ре-ме-нить со-зна-ние») и хо-тя бы по-пы-тать-ся жить по-хри-сти-ан-ски. К со-жа-ле-нию, вме-сто то-го, чтобы «на се-бя обо-ро-тить-ся» - вспом-нить сло-ва Спа-си-те-ля о том, что Отец Небес-ный зна-ет о каж-дом из нас всё (да-же во-ло-сы на на-ших го-ло-вах со-счи-та-ны!) и что без Его по-пуще-ния ни-че-го не про-ис-хо-дит, - мно-гие на-ши «рев-ни-те-ли» от-ма-хи-ва-ют-ся от про-мыс-ла Бо-жия и ви-нят во всех на-ших бе-дах раз-ных внеш-них су-по-ста-тов (их име-на хо-ро-шо из-вест-ны). Здесь есть над чем за-ду-мать-ся, осо-бен-но в пред-две-рии Ве-ли-ко-го по-ста.

Юрий Ру-бан,
канд. ист. на-ук, канд. бо-го-сло-вия

При-ло-же-ние

Свя-ти-тель Ти-хон За-дон-ский (†1783) о мас-ле-ни-це

«Сыр-ная сед-ми-ца есть пред-две-рие и на-ча-ло по-ста. А по-то-му ис-тин-ным ча-дам Церк-ви сле-ду-ет в Сыр-ную сед-ми-цу по-сту-пать во всём го-раз-до воз-дер-жан-нее. Слу-ша-ют ли, од-на-ко, хри-сти-ане сла-дост-ных пес-ней люб-ве-обиль-ной Ма-те-ри сво-ей? Она за-ве-ща-ет в эти дни бо-лее бла-го-го-веть - а они ещё боль-ше бес-чин-ству-ют. Она за-по-ве-ду-ет воз-дер-жи-вать-ся - а они ещё боль-ше пре-да-ют-ся невоз-дер-жа-нию. Она по-веле-ва-ет очи-щать те-ло и ду-шу - а они ещё боль-ше осквер-ня-ют их. Она ве-лит се-то-вать о со-де-ян-ных гре-хах - а они при-бав-ля-ют но-вые без-за-ко-ния. Она вну-ша-ет уми-ло-стив-лять Бо-га - а они ещё боль-ше про-гнев-ля-ют Все-выш-не-го. Она на-зна-ча-ет пост - а они ещё боль-ше объ-еда-ют-ся и упи-ва-ют-ся. <…> Са-мое празд-но-ва-ние мас-ле-ни-цы - есть де-ло язы-че-ское. У языч-ни-ков был лож-ный бог Вакх (изоб-ре-та-тель хмель-но-го пи-тья), ко-то-ро-му они учре-ди-ли осо-бен-ные в го-ду празд-ни-ки (так на-зы-ва-е-мые вак-ха-на-лии ) и про-во-ди-ли эти празд-не-ства во вся-ких непо-треб-ствах и мер-зо-стях. Смот-ри-те, не так ли хри-сти-ане про-во-дят мас-ле-ни-цу, а рав-но и мно-гие празд-не-ства? <…> А я ещё раз ска-жу, что, кто про-во-дит мас-ле-ни-цу в бес-чин-ствах, тот ста-но-вит-ся яв-ным ослуш-ни-ком Церк-ви и по-ка-зы-ва-ет се-бя недо-стой-ным са-мо-го име-ни хри-сти-а-ни-на» (цит. по: Бул-га-ков С. В. На-столь-ная кни-га для свя-щен-но-цер-ков-но-слу-жи-те-лей. М., 1993. Т. 1. С. 543-544).

Масленичная или сырная неделя - очень веселый праздник, который любили и отмечали еще со времен язычества. Масленица 2015 проходит с 16 по 22 февраля. Христиане отмечают последнюю неделю перед Великим Постом 2015, который начинается 23 февраля…

Если в языческие времена Масленицу отмечали в течение семи дней перед днем Весеннего равноденствия и семь дней после него и праздновали пробуждение природы от зимнего сна и "совершеннолетие" солнца, то христиане разрешают себе повеселиться и хорошо поесть перед началом Великого 40-дневного Поста, после которого наступит Пасха.

Среди традиций масленицы не только вкусная еда и много игр, но и активная сексуальная жизнь, так как после необходимо воздержание в течение семи недель.

Все дни масленичной недели объединяет идея радости, встречи солнца и весны, угощений и беззаботного веселья.

Что такое Узкая и Широкая Масленица?

Масленичная неделя делится на две части — Узкую и Широкую масленицу. В первые три дня — «Узкую масленицу» — крестьяне ещё занимались хозяйственными работами, а с четверга работать запрещалось, начиналась «Широкая Масленица». У каждого дня масленичной недели есть своё имя и свои обычаи празднования.

Что означают дни Масленицы?


Понедельник - первый день сырной недели - Встреча масленицы. Блины пекут дома для всей семьи. Первый блин обязательно отдают нищим - на помин усопших. Раньше в этот день готовились к народным гуляниям: делали ледяные горки, качели.

Дети с самого утра делали куклу из соломы - Масленицу, наряжали ее, насаживали на кол и ходили от дома к дому с песнями. Взрослые обсуждали, как будут отмечать праздник, с кем, кого позовут в гости, делились рецептами блинов.

Вторник — заигрыш , день, когда устраивали смотрины невест, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу.

Среда — лакомка , в этот день зять приходил к тёще на блины, которые она сама готовила.

Четверг — разгул предвещал начало Широкой Масленицы. С четверга начинались настоящие празднования и гуляния: катания на санках, лошадях, кулачные бои и главное занятие в этот день — захват снежной крепости.


Пятница — тёщины вечёрки : тёща приходила в гости к зятю. Блины в этот день пекла её дочь. Полагалось не просто пригласить тёщу накануне, а зазывать старательно, уважительно и неутомимо, а утром в пятницу зять присылал за ней нарядных нарочных, передающих его желание угостить тёщу. Тёща приходила в гости с родственниками и подругами.

Ещё в четверговый вечер она должна была прислать «оборудование»: таган, сковородки и половник, а тесть — обеспечить «расходный материал»: мешок гречневой (именно гречневой!) муки и масло. Зять должен был показать своё расположение к тёще и её близким..


Суббота — золовкины посиделки. В этот день молодая невестка приглашала в гости сестёр мужа, а если она новобрачная — то и одаривала их. При незамужних золовках на посиделки с блинами можно было звать своих незамужних подруг, а при замужних — только тех, кто уже обзавелся семьёй.

Прощёное воскресенье — древнейшая церковная традиция. Её начало положено словами Христа в Евангелии от Матфея: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). Это — неизменное Евангельское чтение в последнее воскресенье перед Великим постом.

В этот день все близкие люди просят друг у друга прощения за все причинённые за год неприятности и обиды, подражая древним инокам Палестины, которые прощались друг с другом перед уходом в пустыню на время Великого поста, зная, что не все из них вернутся в монастырь в Страстную неделю. Отсюда, как мы видим, и произошло Русское «прощаться».

Вечером в Прощёное воскресенье поминали усопших, ходили в баню. В кульминации народного празднования сохранились отголоски древних языческих обычаев: жечь чучело Масленицы, а заодно и старые ненужные вещи и остатки скоромной еды и развеивать прах в поле или над речной водой, как бы сжигая смерть и зиму и очищая дорогу весне, теплу, жизни и плодородию.

Поделиться: