Сон в произведении капитанская дочка. Какой же сон видел Гринев в романе «Капитанская дочка»? Поединок Гринёва со Швабриным

Совершенно особую роль в романе играет сон Гринева, который он видит сразу же после первой встречи с вожатым-Пугачевым. Неизученность реализма Пушкина 1830-х годов приводит к тому, что символическое начало в нем игнорируется, не принимается в расчет при анализе произведений, в частности «Капитанской дочки». Введение сна Гринева объясняется как предваряющая события информация: Пушкин-де предупреждает читателя, что будет с Гриневым дальше, как сложатся его отношения с Пугачевым.

Подобное толкование противоречит самому принципу повествования Пушкина - с его краткостью и лаконизмом, динамически развивающимся сюжетом. Да и зачем, спрашивается, дважды повторять одно и то же: сначала во сне, а потом в реальной жизни? Правда, сон в известной мере наделен и функцией предсказывания последующих событий. Но это «предсказывание» нужно совершенно для особых целей: Пушкину необходимо заставить читателя при встрече как бы со знакомыми фактами возвращаться к сцене сна. Об этой особой роли возвращений будет сказано позже. Вая?-но помнить при этом, что увиденный сон - вещий, пророческий: об этом предупреждает читателя сам Гринев: «Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни». Давний сон свой Гринев помнил всю жизнь. И читатель должен был его помнить все время так же, как Гринев, «соображать» с ним все случившееся с мемуаристом во время восстания.

Подобное восприятие символического смысла обусловливается многовековой народной традицией. Исследователь сновидений в народных верованиях справедливо писал: «С самых древних времен человеческий ум видел в сновидениях одно из наиболее действительных средств для того, чтобы приподнять таинственную завесу будущего». Вещие, пророческие сны, пишет тот же исследователь, опираясь на богатейший материал паблюдений, «никогда не забываются человеком до тех пор пока пе сбудутся» ". Пушкип знал эти верования. Оттого Гринев и пе забывал свой вещий сон. Не должен был его забыпать и читатель.

Какой же сон видел Гринев? Ему снилось, что он вернулся домой: «...Матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. «Тише,- говорит она мне,- отец болен при смерти и желает с тобою проститься». - Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постеле; матушка приподымает полог и говорит: «Андрей Петрович, Петруша приехал; он воротился, узнав о твоей болезни; благослови его». Я стал на колени и устремил глаза мои на больпого. Что ж?.. Вместо отца моего, вижу в постеле лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: «Что это значит? Это не батюшка. И ккакоймпе стати просить благословения у мужика?» - «Всё равно, Петрушка,- отвечала мне матушка,- это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит»...»

Обратим внимание на подчеркнутую реальность событий сна и действующих лиц - все буднично, пичего символического в описанной картине нет. Она скорее нелепа и фантастична, как это часто и происходит в снах: в отцовской постели лежит мужик, у которого надо просить благословения и «поцеловать ручку»... Символическое в ней будет простонать по мере знакомства читателя с сюжетным развитием романа - тогда родится догадка, что мужик с черной бородой похож на Пугачева, что Пугачев так же ласков был с Гриневым, что это он устроил ело счастье с Машей Мироновой... Чем больше узнавал читатель о восстании и Пугачеве, тем стремительнее росла многогранность образа мужика из сна, все отчетливее выступала его символическая природа.

Это становится особенно наглядвым в заключительной сцене сна. Гринев не хочет исполнить просьбу матери - подойти под благословение мужика. «Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать... и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах... Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: „Не бойсь, подойд! под мое благословение..."»

3.2 Сон-предсказание Петруши Гринева в повести "Капитанская дочка"

Интересно сопоставить сны Григория и Петра Андреевича Гринева (повесть "Капитанская дочка").

"Мне казалось, буран еще свирепствовал, и мы еще блуждали по снежной пустыне… Вдруг увидел я ворота и въехал на барский двор нашей усадьбы <…>. С беспокойством выпрыгнул я из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце…" "Тише, - говорит она мне, - отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься. Пораженный страхом, я иду за нею в спальню <…> Что ж? Вместо отца моего вижу? В постели лежит мужик с черной бородой, весело на меня поглядывая. Я в недоумении обратился к матушке. "Что это значит? Это не батюшка. И с какой мне стати просить благословения у мужика? <…> Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать… и не мог… Ужас и недоумение овладели мной. И в эту минуту я проснулся…" Бросается в глаза явная абсурдность сновидений: отец оказывается настоящим, и, несмотря на тяжелую болезнь, он весело "поглядывает", да еще и вскакивает с постели и машет топором.

Сновидение наполнено нарастающими эмоциональными переживаниями героя: беспокойство, страх, ужас и недоумение.

Финал сна Гринева схож с финалом сна Григория: пробуждение в момент наивысшего психологического напряжения. Интересно, что переживания героя отражаются в природных явлениях ("буран еще свирепствовал"). "Буран" в контексте повести - весьма многозначительный образ, связанный не только с чувствами героя, но и с историческими событиями того времени.

Здесь так же, как и во сне Григория, поведение "сновидца" пассивно: случайный приезд домой (на самом деле Гринев едет из дома), подчинение обстоятельствам, невозможность убежать от мужика с черной бородой, образ которого, кстати, возникает не случайно: сну предшествовала встреча с вожатым, который впоследствии окажется Емельяном Пугачевым - царем - самозванцем (во сне он фигурирует как отец-самозванец). Мать Гринева называет мужика "посаженным отцом" и это опять-таки не случайно - достаточно вспомнить, какую роль сыграет Пугачев в судьбе Маши и Гринева. Гринев признает, что это "сон, в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним разные обстоятельства моей жизни".

"Русский бунт, бессмысленный и беспощадный" в русской литературе XIX-XX веков по произведениям А.С. Пушкина "Капитанская дочка" и М.А. Шолохова "Тихий Дон"

В исторической повести А.С. Пушкина описываются события крестьянской войны под предводительством Пугачёва. В ней принимали участие разнообразные слои тогдашнего населения России: крепостные крестьяне, казаки, различные нерусские народности...

Внетекстовое и текстовое пространство и законы их взаимодействия

В романе "Капитанская дочка" проявилась типичная черта пушкинской прозы - ее последовательский, аналитический характер. В этом произведении Пушкин выступает и как историк, и как художник-мыслитель...

Внетекстовое и текстовое пространство и законы их взаимодействия

Эпиграфы к главам романа делятся на две группы: цитаты из поэзии 18 века и строки из народных песен и пословиц. Такой подбор эпиграфов и такое их разделение не случайно. Эпиграфы к главам образуют здесь целую систему. В них звучат голоса эпохи...

Донбас у творчості Бориса Грінченка

Глибиною проникнення в душевний світ героїв позначено оповідання про тяжке життя шахтарської сімї «Батько та дочка». Оповідання має оптимістичний характер. Маруся - маленька дівчинка, яка мріє бути з батьком і мати свою сімю, дім...

Образная система в повести И.С. Тургенева "Вешние воды"

Главных женских образа в повести два, это две женщины, принявшие непосредственное участие в судьбе Санина: его невеста Джемма и «роковая» красавица Марья Николаевна Полозова. О Джемме мы впервые узнаем в одной из первых сцен повести...

Особенности сюжета повести и функция ее заглавия (И.С. Тургенев "После смерти (Клара Милич)")

Как уже говорилось выше повесть «После смерти (Клара Милич)» относится к последнему периоду творчества Тургенева. Топоров9 пишет о том, что этот период творчества существенно более богат обращениями к сновидческой топике и «морской» теме...

Проблематика и поэтика лирико-философской повести И.А. Бунина "Митина любовь"

бунин герой любовь жанровый При анализе проблематики данной повести мы опирались на работы А. Волкова, О. В. Сливицкой. Проблематика повести тесно переплетена с образами главных героев...

Реминисценции в повести Ф.М. Достоевского "Записки из подполья"

Повесть «Записки из подполья» написана Достоевским в 1864 г. и занимает особое место в его творчестве. Общая композиция повести включает в себя две не совпадающие по характеру части: в первой содержится прямое идеологическое выступление героя...

Тема детства в повести П. Санаева "Похороните меня за плинтусом"

Главной темой повести является тема детства. Повествование в книге ведется от первого лица, от имени Саши Савельева, маленького мальчика, рассказывающего о собственных поступках, личностном восприятии жизни. "Меня зовут Савельев Саша...

Тема любви в романах И.С. Тургенева

Итак, повесть И.С. Тургенева "Ася" затрагивает любовно-психологические вопросы, которые волнуют читателей. Произведение позволит также поговорить о таких важнейших нравственных ценностях, как честность, порядочность...

Тема стойкости в повести Э. Хемингуэя "Старик и море"

Повесть Хемингуэя, обладающую двойственным характером и резко выделяющуюся из всего ранее написанного автором, соответственно не так легко точно отнести к тому или иному жанру. Ее называли: реалистической повестью, символической...

Тема эксперимента в повести М.А. Булгакова "Собачье сердце"

Повесть «Собачье сердце» отличается предельно ясной авторской идеей: свершившаяся в России революция явилась не результатом естественного духовного развития общества, а безответственным и преждевременным экспериментом...

Тип "мечтателя" в ранней прозе Достоевского

Первая попытка разрешить в искусстве тему мечты и действительности была сделана Достоевским в повести «Хозяйка». Действие повести происходит в Петербурге. Герой ее, молодой ученый Василий Ордынов, который одинок и беден. Он забыл...

Уникальность повести Чехова "Три года"

Повесть «Три года» занимает уникальное место в творчестве А.П. Чехова. Основу произведения составляет изображение русской семьи на фоне общественной жизни 80-х 90-х годов. Задуманная как роман...


Во второй главе, когда Петр Гринев спасся от бурана, попал в деревню. Там он переночевал в доме у вожатого. Ему снится сон. Он выходит из кибитки и узнает свой родной дом. Там стоит его мать. Она чем-то обеспокоена. Петр интересуется, что же случилось. Мать говорит, что его отец при смерти и просит его, чтобы он поцеловал ему руку и попросил благословения. Петр подходит к постели и видит мужика с черной бородой.

Мужчина заставляет его поклониться, но Петр отказывается, так как это не его родной отец. Тогда мужик вытаскивает топор и Петра окружают лужи крови и мертвые тела. Петр просыпается. Через несколько месяцев Пугачев нападает на Белогорскую крепость, где Петр находится на службе. Петр узнает того мужика из сна. То, что во сне мужик с черной бородой ласково зовет Петра, описывает отношения Пучачева и Гринева, когда Пугачев нападает на Белогорскую крепость. Еще то, что во сне мать говорит, что это его посаженый отец, описывает то, что Пугачев хочет быть посаженым отцом на свадьбе у Петра Гринева и Марии Ивановны.

Обновлено: 2017-10-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

анализ сна Петруши из "Капитанской дочки" Пожалуйста! и получил лучший ответ

Ответ от N[гуру]
Какие же бездны открывают нам сны Гринева и Раскольникова? Почему в формулировке темы эти герои рядом? Попробую ответить. Они оба молоды, оба ищут в жизни свои дороги. Сон Гринева - предсказание, каким будет этот тернистый путь; сны Раскольникова - раскаяние в том, что пошел по кривой дорожке. Оба героя выведены обстоятельствами жизни из душевного равновесия. Гринев погружается в "нежные видения полусонья", Раскольников пребывает в полусознательном, близком к бреду состоянии. А в такие моменты сны выпуклы, ясны, выразительны. Гринев, оторванный от папеньки и маменьки, конечно, видит во сне родное поместье. Но все остальное.. .Вместо отца - бородатый вожатый. Топор в его руках. Кровавые лужи. Петруша видит грядущие события и свою роль в них. Он станет свидетелем кровавого побоища, он будет пытаться ему противостоять. Он сроднится с зачинщиком бунта - этим страшным бородатым вожатым, который станет ему посаженым отцом. Если сон - знак, то сон Гринева - знак судьбы.
Сон Гринева у Пушкина задает трагическую тональность дальнейшему повествованию. Достоевский снами своего героя не только усугубляет общий мрачный фон повествования, но и спорит, спорит, спорит. Почему же так? Я думаю, разгадка в том, что "Капитанская дочка" - это рассказ автора об исторической трагедии, которая была, а "Преступление и наказание" - предостережение об исторической трагедии, которая может быть.

Ответ от Liudmila Sharukhia [гуру]
Пока его кибитка «тихо подвигалась» к жилью, Гринёву снится страшный сон.
Мужик с черной бородою лежит в постели отца Петра Андреевича, а матушка, называя его Андреем Петровичем и «посаженным отцом», хочет, чтобы Петруша «поцеловал у него ручку» и попросил благословения. Мужик машет топором, комната наполняется мертвыми телами. «Страшный мужик» «ласково кличет» его, приговаривая: «Не боись, подойди под мое благословение». В самый апогей сновидения Петр просыпается.
Сон пропитан эмоциональными переживаниями героя. Петр Андреевич обеспокоен, ему страшно, ужас и недоумение охватывают его. Гринёв сам признаёт, что это "сон, в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни”.В данном произведении сон не только раскрывает эмоции и переживания Петра Андреевича Гринёва, а предсказывает грядущие события, то есть является вещим. Почему же Пушкин рассказывает нам вещий сон? Неужели готовит нас к страшному завершению одной из сюжетных линий повести, связанной с судьбой Пугачёва? Безусловно, это так, но сон раскрывает ещё и двойственный характер Емельяна Пугачёва: с одной стороны, перед нами «страшный мужик», который убивает людей, да ещё так страшно, топором, проливая много крови, а с другой - он же «ласково кличет» и хочет благословить Петрушу, словно родной отец!


Пётр Гринёв. Редкий любительский рисунок с частного сайта

Пророческий сон Гринёва навеян метелью («…я задремал, убаюканный пением бури и качкой тихой езды…»), сон как бы продолжает описание бури. Сон Гринёва наделён функцией предсказывания последующих событий. Но это «предсказывание» нужно совершенно для особых целей: Пушкину необходимо заставить читателя при встрече как бы со знакомыми фактами возвращаться к сцене сна. Важно помнить при этом, что увиденный сон - вещий, пророческий: об этом предупреждает читателя сам Гринёв: «Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни». Давний сон свой Гринёв помнил всю жизнь. И читатель должен был его помнить всё время так же, как Гринёв, «соображать» с ним всё случившееся с мемуаристом во время пугачёвского восстания.

Гринёв и Маша Миронова

Подобное восприятие символического смысла обусловливается многовековой народной традицией. Исследователь сновидений в народных верованиях справедливо писал: «С самых древних времен человеческий ум видел в сновидениях одно из наиболее действительных средств для того, чтобы приподнять таинственную завесу будущего». Вещие, пророческие сны никогда не забываются человеком до тех пор пока не сбудутся. Пушкин знал эти верования. Оттого Гринёв и не забывал свой вещий сон. Не должен был его забывать и читатель.

Гринёв перед Емельяном Пугачёвым

Какой же сон видел Гринёв? Ему снилось, что он вернулся домой:

«Матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. ʺТише,- говорит она мне, - отец болен при смерти и желает с тобою проститьсяʺ. - Поражённый страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постели; матушка приподымает полог и говорит: ʺАндрей Петрович, Петруша приехал; он воротился, узнав о твоей болезни; благослови егоʺ. Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж?.. Вместо отца моего, вижу в постеле лежит мужик с чёрной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: ʺЧто это значит? Это не батюшка. И с какой мне стати просить благословения у мужика?ʺ - ʺВсё равно, Петрушка,- отвечала мне матушка, - это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословитʺ…»

Поединок Гринёва со Швабриным

Обратим внимание на подчёркнутую реальность событий сна и действующих лиц - всё буднично, ничего символического в описанной картине нет. Она скорее нелепа и фантастична, как это часто и происходит в снах: в отцовской постели лежит мужик, у которого надо просить благословения и «поцеловать ручку»… Символическое в ней будет проявляться по мере знакомства читателя с сюжетным развитием романа - тогда родится догадка, что мужик с чёрной бородой похож на Пугачёва, что Пугачёв так же ласков был с Гринёвым, что это он устроил его счастье с Машей Мироновой… Чем больше узнавал читатель о восстании и Пугачёве, тем стремительнее росла многогранность образа мужика из сна, всё отчётливее выступала его символическая природа.

Это становится особенно наглядным в заключительной сцене сна. Гринёв не хочет исполнить просьбу матери - подойти под благословение мужика. «Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать… и не мог; комната наполнилась мёртвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах… Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: ʺНе бойся, подойди! под моё благословение…»»

Мужик с топором, мёртвые тела в комнате и кровавые лужи - все это уже открыто символично.

Топор в руках злодея… Приснился Гринёву уж не тот ли топор, который потом взял в руки Раскольников?

Вспомните об этом в нужный момент

Альтернатива 2-летних Высших литературных курсов и Литературного института имени Горького в Москве, где учатся 5 лет очно или 6 лет заочно, - Школа писательского мастерства Лихачева. В нашей школе основам писательского мастерства целенаправленно и практично обучают всего 6-9 месяцев, а по желанию учащегося - и того меньше. Приходите: истратите только немного денег, а приобретёте современные писательские навыки и получите чувствительные скидки на редактирование своих рукописей.

Инструкторы частной Школы писательского мастерства Лихачева помогут вам избежать членовредительства. Школа работает круглосуточно, без выходных.

Поделиться: