Российские броненосцы против британских рыбаков, крейсера «Аврора» и невидимых миноносцев. Русские броненосцы XX столетия

Любой боевой корабль это своеобразная выставка достижений военно-промышленного комплекса своего времени. В его конструкции вооружения заложены результаты самых передовых изысканий науки, инженерной мысли и технологии. Двадцатое столетие стало по настоящему «золотым веком» военного кораблестроения, а начиналось все с могучих броненосцев и дредноутов.

Суда с паровыми двигателями пришли на смену парусникам в середине XIX века. Первое сражение новейших бронированных боевых кораблей оснащенных паровыми двигателями произошло в ходе гражданской войны в США. В марте 1862 года броненосец северян «Монитор » и корабль южан «Вирджиния » сошлись в бою на рейде Хэмптон-Роудс. В то время применение таких кораблей граничило с экспериментом. Тактики ведения боя кораблей с таким серьезным вооружением и защитой попросту не существовало. Главной ударной мощью флотов ведущих морских держав мира броненосцы станут лишь через 30-40 лет. В начале XX века корабли этого класса получат название в память о недавних парусных кораблях прошлого.

Многопалубный линейный корабль на протяжении трех столетий являлся основой боевой мощи парусных военных флотов мира. Со времен англо-голландских войн XVII века и до Ютландского сражения 1916 года исход войны на море решала артиллерийская дуэль, поэтому корабли выстраивались в линию так, чтобы во время залпа своих орудий быть повернутыми к противнику бортом, чтобы достичь максимальной мощи огня. Броненосцы также были предназначены для линейного боя. Во время морских сражений эти большие корабли с мощным вооружением, выстраивались в боевую линию, следуя в кильватерном строю.

Броненосцы и линкоры действовали в составе боевого соединения эскадры. Они предназначались для уничтожения кораблей противника и артиллерийской бомбардировки целей на побережье.

эскадренный броненосец «Петр Великий»

5 мая 1869 года на Адмиралтейской верфи в Санкт-Петербурге произошло знаменательное событие - для русского флота был заложен первый в Российской империи, да и в мире брустверно-башенный корабль. Он был спроектирован адмиралом Поповым. В Англии, которая тогда считалась владычицей морей, корабль нового типа «дредноут» был заложен на полгода позже.

Чем же отличался эскадренный броненосец «Петр Великий » от своих предшественников парусников и колесных пароходов. Во-первых, первый русский броненосец имел на вооружении две двухорудийные башни, калибр каждого орудия составлял 305 мм, а длина ствола достигала 30-ти калибров. Также в состав вооружения входили 14 артиллерийских орудий меньшего калибра и два торпедных аппарата. Толщина броневого пояса корабля и артиллерийской башни варьировалась от 203 до 365 мм. Корпус броненосца был выполнен из металла по специальной клетчатой системе. Корабль имел двойное дно и для обеспечения непотопляемости разделялся водонепроницаемыми переборками. Две паровые машины мощностью более 8000 л.с. помогали броненосцу развивать скорость хода до 14 узлов.

Технические характеристики эскадренного броненосца «Петр Великий»:

Длина - 98 м;

Ширина - 19 м;

Осадка - 8 м;

Водоизмещение - 10105 тонн;

Дальность плавания - 3600 миль;

Экипаж - 440 человек;

В России строительство броненосцев, которые стали предметом гордости и символом военной мощи государства велось с невиданным размахом. К началу XX века в составе русского императорского флота насчитывалось 17 тяжелых эскадренных броненосцев. Крупнейшими из них были «Петропавловск », «Цесаревич », «Ретвизан », «Пересвет », «Победа », «Полтава », «Севастополь », «Чесма » и «Император Николай I ».

броненосец «Полтава»

броненосец «Цесаревич»

броненосец «Ретвизан»

броненосец «Победа»

броненосец «Севастополь»

броненосец «Император Николай I»

броненосец «Пересвет»

С началом русско-японской войны связана одна из самых трагических страниц в истории русского флота. В ночь на 27 января 1904 года без объявления войны японские миноносцы напали на русские боевые корабли, стоящие на рейде Порт-Артура. В результате внезапной атаки из строя были выведены броненосцы «Ретвизан », «Цесаревич » и крейсер «Паллада ». Вскоре в Порт-Артур прибыл вице-адмирал Макаров один из выдающихся флотоводцев того времени. Он предпринял самые решительные меры для подготовки флота к активным боевым действиям, и 31 марта тихоокеанская эскадра вышла навстречу японскому флоту. Однако броненосец «Петропавловск», на котором находился адмирал Макаров, подорвался на японских минах и затонул. Адмирал погиб. Еще дважды русские корабли предпринимали вырваться из Порт-Артура во Владивосток и оба раза они заканчивались неудачей - эскадра погибла.

Японский флот в августе 1904 года высадил десант и приступил к осаде Порт-Артура. Спустя четыре месяц город был сдан. После гибели 1-й Тихоокеанской эскадры на базе Балтийского флота была сформирована 2-я эскадра Тихоокеанского флота. Ее возглавил вице-адмирал Зиновий Рожественский. В состав эскадры вошли около 30 кораблей, на вооружении которых находилось 228 артиллерийских орудий. Совершив полугодовой морской переход на Дальний Восток военные корабли подошли к островам Цусима, где их ждал японский флот адмирала Того. В его составе находилось около 120 боевых кораблей, на вооружении которых находилось свыше 900 артиллерийских орудий. Огневой мощью японский флот превосходил русскую эскадру в 4,5 раза. Исход предстоящего сражения был заранее предрешен. Подавляющее большинство русских военных кораблей погибли в бою с превосходящими силами противника.

Трагедией Порт-Артура и Цусимы заставили русских судостроителей пересмотреть концепцию строительства больших броненосных кораблей. В 1907 году в Российской империи была утверждена программа постройки четырех броненосцев нового типа - линейных кораблей. Было рассмотрено около 40 проектов судов, из них восемь от известных иностранных судостроительных заводов. В апреле 1907 года император Николай II одобрил один из четырех вариантов разработанный морским Адмиралтейством судостроительной программы. Ее целью являлось восполнение утраченного в ходе русско-японской войны корабельного состава. Предусматривалось строительство семи линкоров нового, так называемого дредноутского типа, сделав устаревшими все броненосцы .

Головным в серии дредноутов стал «Севастополь» водоизмещением 23000 тонн. На вооружении корабля находилось 12 орудий калибра 305 мм, 16 орудий калибра 120 мм, а также четыре торпедных аппарата. К началу Первой мировой войны было построено и введено в боевой состав флота еще три линкора этой серии - «Петропавловск », «Полтава » и «Гангут ». В дальнейшем было построено дополнительно три линкора модернизированной серии. В годы Первой и Второй мировых войн огневая мощь линкоров в основном использовалась для артиллерийской поддержки сухопутных войск на приморских направлениях.

В начале XX века основу любого флота составляли броненосцы – крупные корабли с сильной артиллерией и мощной броневой защитой. Вспомним о трех русских кораблях этого класса – участниках Русско-японской и Первой мировой войн.

Эскадренный броненосец «Севастополь»

Броненосец «Севастополь» был введен в строй в 1900 году. Корабль нес четыре 305 мм орудия главного калибра. Восемь 152 мм пушек располагались попарно в четырех башнях, а еще четыре шестидюймовки на батарее.

К моменту начала Русско-японской войны «Севастополь», наряду с однотипными «Полтавой» и «Петропавловском», был далеко не новым кораблем, но уничтожить его в артиллерийском бою было очень проблематично.

«Севастополь» принимал участие в бою 27 января 1904 года, поддержке действий сухопутных войск у Порт-Артура и морском сражении в Желтом море. Несколько раз броненосец получал повреждения от подрыва на японских минах, но, в отличие от «Петропавловска», счастливо избежал гибели. В октябре 1904 года японские войска начали методичный расстрел кораблей 1-ой Тихоокеанской эскадры на внутреннем рейде Порт-Артура. Только когда большая часть эскадры погибла под огнем японской осадной артиллерии, командиру броненосца капитану 1-го ранга Эссену по собственной инициативе удалось добиться разрешения вывести броненосец на внешний рейд крепости в бухту Белый Волк, где экипаж приступил к подготовке самостоятельного прорыва блокады.

Однако нехватка людей в команде, отсутствие части переданной на берег артиллерии заставляли откладывать прорыв. Тем временем японское командование, обнаружив «Севастополь» на внешнем рейде, решило уничтожить русский броненосец атаками миноносцев. В течение нескольких ночей «Севастополь», стоявший под защитой береговых батарей, канонерки «Грозящий» и нескольких миноносцев, подвергся многочисленным минным атакам.

Выпустив по русскому кораблю до 80 торпед, японцы добились одного попадания и двух близких взрывов торпед. На «Севастополе» оказался затопленным ряд отсеков и броненосец получил значительный крен. Правда, этот успех очень дорого обошелся японцам. На русской мине заграждения со всем экипажем погиб миноносец № 53, а миноносец № 42, поврежденный огнем «Севастополя был добит торпедой с миноносца «Сердитый».

Еще два десятка японских истребителей и миноносцев получили повреждения, а некоторые, видимо, уже не вводились в строй до конца войны. Полученные русским кораблем повреждения уже исключали возможность прорыва, и экипаж «Севастополя» переключился на борьбу с японскими батареями, которая продолжалась до самого последнего дня обороны Порт-Артура. В связи со сдачей крепости, броненосец был отбуксирован от берега и затоплен на более чем 100 метровой глубине. Таким образом «Севастополь» стал единственным русским броненосцем, затопленным в Порт-Артуре, который не был поднят японцами и не попал в руки противника.

Эскадренный броненосец «Евстафий»

Эскадренный броненосец «Евстафий» являлся дальнейшим развитием проекта броненосца «Князь Потемкин Таврический». В отличие от своего прототипа, на «Евстафии» 152 мм. орудия в оконечностях были заменены на 203 мм пушки. Однако опыт Русско-японской войны заставил вновь пересмотреть проект корабля. В результате и без того длительная постройка затянулась.

В 1907 году все броненосцы Русского флота были переклассифицированы в линейные корабли. С появлением же в Англии линкора «Дредноут» все линейные корабли мира «додредноутного» типа, включая «Евстафий», мгновенно устарели. Несмотря на это, и «Евстафий», и однотипный с ним «Иоанн Златоуст» представляли на Черном море внушительную силу и Османская империя, как главный потенциальный противник, в принципе ничего серьезного не могла противопоставить русским линкорам.

Для усиления турецкого флота германским командованием были переброшены новейший линейный крейсер «Гебен» и легкий «Брейслау», которые союзники России по Антанте так услужливо пропустили в Черное море.

Первое столкновение с «Гебеном» произошло у мыса Сарыч 5 ноября 1914 года. Бой, по сути, свелся к поединку флагманского «Евстафия» с германским крейсером. Остальные русские корабли из-за тумана и ошибки в определении дистанции вели стрельбу с большими перелетами или вообще огня не открывали.

С первого залпа комендорам «Евстафия» удалось накрыть «Гебен», который за 14 минут боя получил по разным данным от трех до четырнадцати прямых попаданий. В результате германский крейсер вышел из боя и затем прошел двухнедельный ремонт. В «Евстафий» попали пять германских снарядов, не причинивших фатальных повреждений.

Второе столкновение «Евстафия» с «Гебеном» произошло 27 апреля 1915 года у Босфора, когда немецкий рейдер предпринял попытку по частям уничтожить ядро Черноморского флота. Однако столкнувшись с тремя линкорами-дредноутами, немцы не стали искушать судьбу и поспешили выйти из боя после короткой перестрелки. Судьба «Евстафия», успешно действовавшего в Первой мировой войне, оказалась печальной. В 1918 году он попал в руки германского командования, а затем - бывших союзников по Антанте. Оставляя Севастополь, они подорвали машины «Евстафия». Успешное восстановление линкора, требовавшее квалифицированных рабочих и мощной промышленной базы, сразу после завершения Гражданской войны оказалось невозможным, и в 1922 году корабль был разрезан на металл.

Броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков»

Броненосцы береговой обороны типа «Адмирал Ушаков» строились для защиты Балтийского побережья. Каждый из них нес по четыре 254 мм орудия («Апраксин» три), четыре 120 мм орудия и малокалиберную артиллерию. Имея относительно небольшое водоизмещение (немногим более 4000 тонн), корабли отличались мощным вооружением.

После падения Порт-Артура начинается формирование 3-й Тихоокеанской эскадры, в которую наряду с «Апраксиным» и «Сенявиным» был включен и « Адмирал Ушаков». Ценность этих кораблей состояла, прежде всего, в прекрасно подготовленных экипажах, которые в составе учебно-артиллерийского отряда занимались подготовкой комендоров флота. Однако перед отправкой кораблей экипажи были заменены, а броненосцы были отправлены на Дальний Восток без замены орудий главного калибра, что впоследствии сыграло роковую роль в судьбе «Адмирала Ушакова».

В Цусимском сражении «Адмирал Ушаков входил в состав 3-го боевого отряда, замыкая колонну главных сил эскадры. В дневном бою 14 мая 1905 года корабль около 15 часов во время перестрелки с броненосными крейсерами адмирала Камимуры получил две большие пробоины в носовой части и отстал от эскадры. Скорость броненосца упала до 10 узлов.

В ночное время шедший без освещения «Адмирал Ушаков» сумел избежать атак японских миноносцев, но на следующий день был настигнут броненосными крейсерами «Якумо» и «Ивате». На предложение японцев сдаться русский корабль открыл огонь. Каждый из японских крейсеров нес по четыре 203 мм и четырнадцать 152 мм орудий, значительно превосходя русский броненосец в скорости. И если первые залпы «Ушакова» накрыли «Ивате», вызвав на японском крейсере пожар, то в дальнейшем японские корабли держались вне досягаемости орудий броненосца на выгодной для себя дистанции боя. После 40-минутного боя «Адмирал Ушаков», когда дальнейшее сопротивление стало бессмысленным, был затоплен экипажем. Среди 94 погибших офицеров и матросов «Ушакова» был и командир броненосца Владимир Николаевич Миклуха (брат известного исследователя Океании Н. Н. Миклухо-Маклая). По одной из версий, он был смертельно ранен осколком, а по другой - сам отказался от спасения, указав японцам на тонущего рядом матроса.

После сокрушительного поражения в Крымской войне 1853-56 гг., а также учитывая опыт Граждан­ской войны в США 1861-65 гг., военно-политическое руководство России пришло к мысли о необходимости создания современного парового и броненосного флота.

Энтузиаст броненосного кораблестроения контр­адмирал Г.И. Бутаков, анализируя итоги Хэмптонско­го боя, написал в своем приказе по практической эс­кадре от 30 мая 1862 года: «Теперь вопрос о деревян­ных судах решен окончательно в самых тупых и не­предусмотрительных головах... Итак - броня, башни и тараны!»»

16 ноября 1861 года российское Морское министерство заключило контракт с английской кампанией «Темзенского железоделательного и кораблестрои­тельного завода»» на постройку броненосной батареи «Первенец». Проектное задание составил МТК.

В следующие три года в России произошли весьма важные для развития отечественного кораблестрое­ния события. Во-первых, в Петербурге заложили бро­неносные батареи «Не тронь меня»» и «Кремль»», од­нотипные с «Первенцем»». Во-вторых, были начаты постройкой десять башенных мониторов типа «Ура­ган»». В-третьих, командование флота решило перест­роить в батарейные броненосцы находившиеся в по­стройке деревянные парусно-винтовые фрегаты «Се­вастополь»» и «Петропавловск»».

В августе 1881 года по указу императора Алексан­дра III было созвано Особое совещание для определе­ния военно-морской политики России, вытекающей из международной обстановки, финансовых и произ­водственных возможностей. Его председателем стал новый генерал-адмирал Русского Флота, великий князь Алексей Александрович.

Более всего участников этого совещания беспоко­ил стремительный рост броненосного флота Велико­британии, которая со времен Крымской войны и в связи с русской экспансией на Кавказе и в Средней Азии оставалась главным потенциальным противни­ком России во всех вариантах будущих конфликтов. А развитие германского флота нарушало равновесие морских сил, сложившееся на Балтике.

По утвержденной 20 мая 1882 года 20-летней су­достроительной программе предусматривалось пост­роить для Балтийского моря 16 броненосцев, 13 крей­серов, 11 канонерских лодок, 100 миноносцев и 3 транспорта. Черноморский флот должен был получить 8 броненосцев, 2 крейсера и 19 миноносцев, а для Ти­хого океана планировалось построить 8 канонерских лодок, 6 миноносцев и 2 транспорта.

В мае 1890 г. генерал-адмирал Алексей Александ­рович представил доклад императору Александру III, где констатировал, что предпринятые меры не приве­ли к достижению главной цели, указанной Особым совещанием 1881 года: устранить отставание россий­ского флота от уровня ведущих европейских держав.

Рост морских вооружений Великобритании, Фран­ции, Италии, Германии, Австро-Венгрии был внушите­лен. Особую тревогу вызывало бурное развитие гер­манского флота. Против 4 русских броненосцев на Балтике немцы в 1890 г. имели уже 12 и строили еще 14 новых. Что касалось обороны побережья, то все 20 русских мониторов и плавбатарей безнадежно уста­рели и были «едва пригодны для оборонительных дей­ствий в пределах сферы огня береговых укреплений».

Генерал-адмиралу удалось добиться «высочайше­го одобрения» плана строительства в 1891-95 гг. до­полнительных кораблей для Балтийского флота, в том числе 10 броненосцев. Однако из-за недостаточного финансирования выполнить этот план удалось не в полном объеме и со значительным опозданием.

Следующая коррекция программы произошла в связи с обострением обстановки на Дальнем Востоке, вызванным опасными для России успехами японцев в войне с Китаем в 1895-96 гг. Решением Особого совещания от 27 декабря 1897 г. была намечена спе­циальная пятилетняя (1898-1902 гг.) программа «для нужд Дальнего Востока». По этой программе на Тихоокеанском ТВД предполагалось сосредоточить к началу 1905 г. флот «несколько сильнее японского» при сохранении достаточно мощных сил на Балтике и в Черном море.

В 1895-1903 гг. Морскому министерству было ас­сигновано 738 млн. рублей против 480,2 млн. рублей морского бюджета Японии. Россия, благодаря нали­чию уже готовых броненосцев, сохраняла возмож­ность сосредоточения превосходящих сил на Тихом океане. Планировалось создать на Дальнем Востоке мощную группировку в составе 10 эскадренных бро­неносцев, 5 броненосных и 12 бронепалубных крейсе­ров, способную обеспечить интересы России в дан­ном регионе.

До начала русско-японской войны по программе 1882 года с ее изменениями и дополнениями были по­строены 26 броненосцев, 16 броненосных и бронепа­лубных крейсеров, 7 крейсеров второго ранга. Это были главные силы Российского флота.

Российско-британские отношения никогда не были стабильными. То дружба на век и монополия англичан на торговлю русскими товарами по всему миру, то война в Крыму и столкновения в Средней Азии. Буквально за три года до создания Францией, Россией и Великобританией военного союза «Антанта» произошел серьезный инцидент, который чуть не привел к войне между будущими союзниками.

Иллюстрация из журнала «Панч», демонстрирующая союзнические отношения Британии и Японии

1904 год. Российская империя на тот момент уже воевала с Японией и проигрывала.
Дипломатически Россия уже проиграла. Японию поддержали Великобритания и США, которые предупредили союзную России Францию о недопустимости вмешательства. Для Британии это было частью «Большой игры» - противостояния экспансии России в Южной и Центральной Азии.

Впрочем, был и формальный повод: Российская империя до этого нарушила обязательства по выводу войск из Маньчжурии и начала размещать военные объекты в Корее. Дядя Эдуард (VII) и его племянник Николай (II) не смогли договориться по-семейному.

Королева Виктория, Эдуард VII, Николай II и Александра Федоровна с дочерью

Николай II и Эдуард VII

Кроме того, британцы занимались перевооружением японской армии, а следовательно, были коммерчески заинтересованы в успехе Японии.

К осени 1904 года ситуация выглядела совсем неоптимистично. Первая Тихоокеанская эскадра фактически была разбита, Порт-Артур осажден, а сражения при Ляоляне и Шахе закончились условной ничьей, то есть не дали стратегического преимущества.

Оборона Порт-Артура


Японская гравюра, посвященная сражению при Ляоляне



Битва при реке Шахе


Решить проблему теоретически должна была спешно сформированная Вторая Тихоокеанская эскадра.

Переход Второй Тихоокеанской эскадры


Правда, эта спешность была следствием неграмотного планирования. Войну с Японией ждали только в 1905 году, но даже с ее началом в феврале 1904 года вместо того, чтобы ускорить спуск на воду новых кораблей и начать подготовку экипажей, командование заняло выжидающую позицию. Формировать вторую эскадру пришлось исключительно из кораблей Балтийского флота, так как выход из Черного моря контролировала Турция, с которой отношения тоже были не очень.

Предвоенные учения Балтийского флота


Сами корабли в целом отвечали требованиям той эпохи, но уже было известно о военном превосходстве противника в корабельной артиллерии и бронировании. Немецкая разведка охарактеризовала эскадру как не готовую к военным действиям, в том числе и по причине обилия деревянных элементов внутренней обшивки, ковров, портьер и мягких кресел в офицерских помещениях, плохо влияющих на пожарную безопасность и мешающих передвижению во время сильной качки.

В августе 1904 года на Особом совещании под председательством Николая II назначенный командовать эскадрой Зиновий Рожественский доложил, что при условии выхода эскадры в море 1 сентября в Порт-Артур она придет не раньше января 1905 года, то есть, скорее всего. не успеет до падения крепости, а после полугодового перехода ей придется вступать в бой с превосходящими силами противника и прорываться в закрытый льдом Владивосток.

Великий князь Александр Михайлович

По воспоминаниям великого князя Александра Михайловича, в то время курировавшего торговый флот и присутствовавшего на этом совещании, речь Рожественского была «нельсоновской», а в личной беседе он создал впечатление человека с психологией самоубийцы. Логики в решении отправить эскадру в имеющемся составе не было. Ее ждала верная гибель без какого-либо стратегического смысла, только ради удовлетворения общественного мнения. Однако переубедить командование не удалось. Не будем, впрочем, забывать, что Александр Михайлович немногим ранее организовал каперский, то есть пиратский, налет в Красном море на британских контрабандистов, доставлявших оружие в Японию. Это привело к серьезному дипломатическому скандалу, и, хотя идея, по его словам, была согласована и с царем и с министрами, великого князя назначили «крайним» князем, так что к его мнению прислушивались не очень внимательно.

Рожественский едва ли был неадекватен, он просто не захотел выступать против, так как участники Особого совещания могли подумать, что адмирал боится предстоящих трудностей, и заменить на кого-нибудь еще. А он первоначально взялся за дело и обещал выполнить задачу. В добавок к этому император лично познакомил Рожественского с императрицей и наследником Алексеем, которому на тот момент исполнился всего месяц. Сложно представить, кто мог сказать императору «нет» в таких обстоятельствах, разве что великий князь Александр Михайлович, но его, как мы помним, уже не слушали.
Зиновий Петрович прошел Русско-турецкую войну, лично участвовал в боях, командуя корабельной артиллерией, затем помогал создавать флот Болгарии, командовал кораблями, работал атташе в Лондоне, а в 1900 году, уже будучи контр-адмиралом, получил известность благодаря организации работ по спасению броненосца, вылетевшего на камни. Так что он был опытным и дисциплинированным капитаном, но никогда не командовал крупными морскими соединениями и не имел опыта планирования морских сражений.

Рожественский с руководством эскадры

Спешность отразилась на качестве экипажей. Поскольку обученных матросов не хватало, в эскадру набирали из запаса (пожилых людей отрывали от семей и хозяйств), принимали новобранцев и даже штрафных, которые составляли до 7 процентов от экипажей (до 70 человек на экипаж, что позже закономерно привело к волнениям). Значительная часть рядового состава никогда не была в море, не говоря уже об опыте военных действий или хотя бы учений. Более того, с офицерами тоже было не все в порядке. Рожественский, хоть и лично участвовал в отборе руководящего состава, затем писал жене: «Зачем брал таких помощников? Всех обобрали Алексеев, Макаров, Скрыдлов. Остались люди, ими отвергнутые». Часть офицеров традиционно шла по протекции, так контр-адмирал Оскар Энквист, назначенный командиром крейсерского отряда, был родственником морского министра Авелана и не выходил в море уже два года.

Вице-адмирал Рожественский на мостике флагмана «Князь Суворов»

Вот в таком состоянии 15 октября 1904 года эскадра покинула Либаву (современный Лиепая). Планировалось, что корабли двумя маршрутами (для кораблей с большой осадкой он лежал вокруг Африки, а более легкие проходили через Суэцкий канал) проследуют в Индийский океан, затем прибудут в Порт-Артур на помощь осажденным, а если не успеют, то проследуют во Владивосток.
Обеспечить безопасность следования Второй Тихоокеанской эскадры должен был бывший народоволец, агент царской полиции Аркадий Гартинг (Авраам Геккельман), в то время шпионивший за революционерами в Берлине.

Гартинг, с его слов, развернул широкую сеть из 80 наблюдательных пунктов в Европе и зафрахтовал до 12 судов. Чтобы оправдать финансирование и поднять свою значимость, Гартинг, по мнению историков, фальсифицировал отчеты, преувеличивая или придумывая угрозы.

Отчет Гартинга о расходовании средств

Недоверие историков к Гартингу связано с его методами. В бытность работы во Франции в 1885 году он вошел в доверие к местным иммигрантам-народовольцам, настоял на покушении на Александра III, организовал изготовление бомб, а затем сдал участников заговора французской полиции. Впрочем, имперская полиция ему доверяла, а следовательно, и флот.

Именно от Гартинга поступили сообщения о возможном присутствии в Северном море вблизи Норвегии группы японских миноносцев. Оружием миноносцев были торпеды и пушки, и это была головная боль военных моряков. По принятой тогда тактике миноносец атаковал ночью. Заметить его и, главное, опознать как военный корабль соответствующего типа ночью на безопасном расстоянии до пуска торпед практически невозможно. Миноносец был существенно меньше и дешевле крейсера или броненосца, а вот пустить на дно он их мог запросто. В ходе Испано-американской войны в 1898 году американские моряки обстреливали из пушек крупные волны, отмели, повозки на берегу и скалы, принимая их за приближающийся или замаскированный миноносец. Корабли для Японии строили в Великобритании, Франции и Германии, так что риск появления новеньких японских миноносцев в Северном море был реален.

Возврат японских миноносцев после ночной атаки

Капитан транспорта «Бакан» («Bacan») сообщил о встреченных в пути четырех миноносцев без сигнальных огней, что подтверждало донесения разведки и, вполне вероятно, тут Гартинг не преувеличивал.

Чтобы не привлекать большого внимания, обойдя Данию, 20 октября эскадра разделилась на шесть отрядов. На кораблях подготовились к торпедному удару, избавившись от излишней древесины, так смущавшей немецких шпионов. Рожественский отдал приказ не допускать приближения неизвестных кораблей в ночное время ближе чем на 4 кабельтовых (примерно 740 метров), сигналами обозначать запрет на приближение, стрелять перед носом судна, если оно не подчиняется, и открывать огонь на поражение, если оно продолжает движение. Вторым был приказ о том, что решение о стрельбе по хорошо освещенному вражескому кораблю на расстоянии 10 кабельтовых (примерно 1850 метров) мог принять вахтенный начальник, не дожидаясь решения капитана. Нападения ждали в любой момент. Соответственно, на кораблях стояла напряженная обстановка, орудия были заряжены, а расчеты спали рядом, что тоже не лучшим образом влияло на моральный дух и способность объективно оценивать ситуацию.

21 октября часть эскадры в Северном море попала в туман. Транспорт «Камчатка» отстал от своей группы на 17 миль из-за поломки двигателя, и в районе 8 вечера с него стали поступать радиограммы об окружении вражескими миноносцами.

Транспорт «Камчатка»

Расследование не смогло установить точных обстоятельств. По версии капитана «Камчатки», к ним приблизилось до восьми миноносцев, но не менее четырех. При запросе дать позывные поступили позывные русской эскадры предыдущего дня. Капитан корабля приступил к маневрированию на случай торпедной атаки, открыл стрельбу из орудий (выпустил более 300 снарядов) и вызвал помощь. Британская сторона не нашла подтверждения присутствия в районе миноносцев и сочла, что за миноносец экипаж «Камчатки» мог принять шведский корабль «Альдебаран» («Aldebaran») и какие-то еще неустановленные корабли. Так или иначе, но радиограмму об атаке миноносцев получили на флагмане - эскадренном броненосце «Князь Суворов», на котором был вице-адмирал.

Офицеры броненосца «Князь Суворов»


Эскадренный броненосец «Князь Суворов»


Контр-адмирал Дмитрий Густавович фон Фёлькерзам

Группа из четырех броненосцев и транспорта проследовала в сторону предполагаемого нахождения вражеских миноносцев. Как оказалось, прямо в центр рыбацкой флотилии. Ночью, в тумане и в сильную облачность.
Вторая броненосная группа эскадры под командованием Дмитрия Фёлькерзама несколькими часами ранее обнаружила эту флотилию и обошла ее с севера во избежание ненужных контактов, но по неизвестным причинам не смогла оповестить остальных.

С «Князя Суворова» заметили приближающееся неосвещенное трехтрубное судно. На сигналы оно не реагировало, курс был на перехват крейсера. Согласно британской точке зрения, на рыбацких траулерах присутствовали опознавательные световые знаки, но в тумане они могли быть спутаны с обозначением японских миноносцев. Еще одна из озвученных версий свидетельствовала о том, корабли рыбаков были опознаны сразу, но среди них находился неосвещенный корабль, похожий силуэтом на миноносец, и именно он начал опасное маневрирование. В любом случае Рожественский лично отдал приказ обстрелять судно. Когда прямо по курсу в свет прожектора попал рыбацкий траулер, командующий приказал прекратить огонь, но тут с другого борта крейсера заметили еще один приближающийся корабль и без согласования начали стрельбу, как и предписывал приказ по эскадре. В это время подошли крейсеры «Дмитрий Донской» и «Аврора» (та самая) из группы, потерявшей «Камчатку», и, заметив стрельбу с флагмана, начали стрелять в том же направлении.

Броненосный крейсер «Дмитрий Донской»


Крейсер «Аврора»


Капитан крейсера «Аврора» Е.Р. Егорьев

Броненосная группа их не опознала и, приняв за японцев, открыла ответный огонь. В том числе и из главного калибра (вес одного такого снаряда составлял 330 кг). Всего за 10-20 минут, пока шел бой, было выпущено более 500 снарядов и 1800 выстрелов из пулеметов. Ситуацию условно спасла только исключительная усталость и некомпетентность экипажей, которые не были готовы к ночному бою, да и к бою вообще. Тем не менее в «Аврору» попало пять снарядов, легко ранило одного из артиллеристов и смертельно ранило судового иеромонаха Анастасия Рукина, которому по злой иронии оторвало именно руку. На броненосце «Орел» разорвало одно из орудий. Британским рыбакам пришлось значительно хуже. Два человека погибли на месте: капитана траулера «Крейн» (Crane) Джорджа Генри Смита (George Henry Smith) и члена экипажа Уильяма Ричарда Леггета (William Richard Legget) убило шрапнелью. Шестерых рыбаков ранило, шкипер траулера «Мино»(Mino) Уолтер Уэлптон (Walter Whelpton) в мае 1905 года скончался от последствий ранения. Траулер «Крейн» был потоплен, еще пять получили различные повреждения.

Броненосец «Орел»


Британская открытка, изображающая тот бой

Рожественский осознал ошибку, но, поскольку считал, что японские миноносцы где-то рядом, дал команду немедленно уходить, не оказав помощи пострадавшим рыбакам. Спасение утопающих в данном случае действительно было делом рук самих утопающих. С траулера «Гулл» (Gull) отправили спасательную шлюпку. Помощник капитана Чарльз Бир (Charles Beer), главный инженер Гарри Смирк (Harry Smirk) и боцман Эдвин Костелло (Edwin Costello) организовали спасение пострадавших рыбаков и доставили тело Уильяма Леггета на свой траулер.

Осмотр поврежденных траулеров


Посол Александр Константинович Бенкендорф

Разразился скандал. Британская пресса называла российскую эскадру флотом безумцев и пиратами, вице-адмирала Рожественского сравнивали с бешеной собакой и требовали отдать под трибунал. Подогревало ситуацию и то, что инцидент пришелся на 99-ю годовщину Трафальгарского сражения (победа адмирала Нельсона над объединенным франко-испанским флотом в 1805 году). Российского посла в Лондоне графа Бенкендорфа, прибывшего на вокзал «Виктория», встретила разъяренная толпа, и ему понадобилась защита полиции.

Происшествие получило названия «Гулльский инцидент» (русская версия), Инцидент при Доггер-банке (Dogger Bank incident) и «Русский произвол» (Russian Outrage).

Была создана независимая международная комиссия по расследованию.

Заседание комиссии по Гулльскому инциденту

Добавляло накала и то, что, по свидетельству спасенных рыбаков, в поле зрения долго находился военный корабль, возможно миноносец.

Британцы считали, что это был русский корабль, отбившийся от одной из групп и, учитывая возникшую путаницу, оказавшийся тем самым неопознанным миноносцем, замеченным с «Князя Суворова» - по нему и была начата стрельба. Российская сторона утверждала, что это никак не мог быть корабль эскадры, - видимо, это был тот самый поврежденный японский миноносец, из-за которого и начался инцидент. Дания и Нидерланды сообщили, что их кораблей в том районе не было, а британцы отмели возможность нахождения в регионе японских и британских военных кораблей. Так что комиссия не пришла к согласию в этом вопросе. Принадлежность и тип того корабля остались неразгаданными.

Вопросы вызывал и бой транспорта «Камчатка», запустивший всю трагедию. Кто его окружил, преследовал и по кому он стрелял осталось неизвестным. Однако большая часть исследователей сошлись на том, что, скорее всего, в условиях сильного тумана и невероятного напряжения экипаж «Камчатки» принял за корабли какие-то природные явления и открыл по ним огонь, поскольку сама «Камчатка» не была повреждена торпедами или снарядами, а других кораблей, пострадавших от артиллерийского обстрела, в районе замечено не было.

Комиссия признала вину за российской стороной, но конкретно по действиям Рожественского преступного умысла и некомпетентности не усмотрела. В качестве основных претензий выделялось неоказание помощи тонувшим рыбакам (предполагалось, что он мог организовать спасение жертв инцидента) и неинформирование соседних стран о прохождении крупных военных сил, что не дало возможности оповестить все находящиеся в районе прохождения суда во избежание подобных инцидентов. 9 марта 1905 года Россия выплатила в пользу пострадавших рыбаков 65 000 фунтов, что было значительной, но не гигантской суммой в то время (около шести миллионов фунтов по современным меркам). Также были сделаны определенные политические уступки.

Рожественского не отдали под трибунал, и Вторая Тихоокеанская флотилия проследовала сначала на Мадагаскар, а затем, после зимовки и объединения с дополнительным отрядом, к финальной точке своего путешествия - в Цусимский пролив, где 27-28 мая 1905 года русский флот потерпел одно из самых тяжелых и бессмысленных поражений за всю свою историю.


Из 16 170 человек на 32 кораблях во Владивосток прорвалось всего 870 человек на трех кораблях. 5045 человек были убиты. В плен попало 7282 человека. Остальные успели уйти в нейтральные порты. Одной из причин поражения некоторые исследователи называли озвученный после Гулльского инцидента запрет на продажу антрацита российскому флоту Великобританией, ее колониями и союзниками, что могло повлиять на скорость кораблей. Впрочем, поставки угля для российского флота обеспечивали немецкие компании, поэтому данный запрет едва ли мог оказать существенное влияние на исход сражения. Как известно, Рожественский изначально плыл не побеждать. Он, кстати, был тяжело ранен через двадцать минут после начала боя, попал в плен, после войны подвергался травле в газетах, стал изгоем и скончался в 1909 году.

В городе Кингстон-апон-Халл (Kingston upon Hull, Hull) в 1906 году погибшим рыбакам поставили памятник.

Гартинга за работу похвалили, в 1907 году его произвели в статские советники и назначили командовать резидентурой в Париже.

10 апреля Э.И. Викорст докладывал, что плоты могут быть готовы через 40 дней, но главный командир требовал всемерно сократить сроки. Единственный в Керчи литейный завод французской компании Менетона к началу 1878 г. прекратил работы, и клюзы для батарей, а затем и детали установки орудий (погоны, штыри со стаканами и станки) пришлось изготовить в Николаеве. Преимущества секционно-модульного метода сборки помогли существенно сократить сроки постройки и преодолеть множественные возникавшие при работе трудности отсталой техники и технологии.

К 1 февраля 1878 г. на платформах обеих батарей были настланы палубы из досок толщиной 102 мм. Из таких же досок набирали и обшивку понтонов. К 1 марта три понтона первой керченской батареи были проконопачены и спущены на воду. Продолжалось их внутреннее насыщение, отделка каюты и установка оборудования на палубе платформы.

К 15 марта проконопатили еще 5 понтонов, вложили в них бочки и спустили на воду. Затем приступили к обшивке бомбовых погребов и крюйт-камер. К 15 мая на батарею № 6 (№ 5 получила, как приходится предполагать, такая же строившаяся в Николаеве батарея) поставили оба слоя броневых плит, погрузили поворотные платформы орудий и их станки, окончили оборудование крюйт-камер и бомбовых погребов в отсеках понтонов.

Установили "угловые барбеты" (возвышенные площадки) по углам бруствера и траверзов. Они должны были защищать батареи от атак паровых катеров с минами и гребных судов с абордажными партиями. Война давала примеры таких рукопашных стычек экипажей русских катеров с турками на Дунае и во время атак катеров с парохода "Великий князь Константин" под командованием С.О. Макарова у берегов Кавказа. Такие же работы последовательно разворачивали и на батарее № 7. Ее спустили на воду 24 мая. Спусковое углубление составило носом 0,66 м, кормой 0,64 м. 1 июня на батарее № 6 закончили установку и болтовое крепление броневых плит.

В каютах устанавливали рундуки, крепили обуха для крепления орудий. На обоих плотах конопатили палубы и заливали пазы смолой. Все это свидетельствовало, что батареи строили с соблюдением всех требований, предъявляемых к боевым кораблям, и рассчитывали их на достаточно долгое автономное плавание в районе боевой позиции. Не исключались, по-видимому, и переходы морем. Вся эта энергичная, хотя и затянувшаяся судостроительная деятельность увенчалась полным успехом. Как свидетельствовал акт приемной комиссии от 13 сентября 1878 г., обе керченские батареи (№№ 6 и 7) были выстроены в соответствии утвержденными чертежами с надлежащими тщательностью и прочностью отделки.

Но, как часто бывает, построенные с огромным напряжением сил грозные боевые машины принять участие в войне не успели. Уже вскоре по заключении мира вступившая в силу неумолимая экономия заставила вытащить батареи на берег "на неопределенное время". На них, как приходится предполагать, не успели назначить и экипажи. Людей на флоте, во многом пополнявшемся за счет Балтики, просто не хватало, и батареи берегли на крайний случай. Такая же судьба постигла, очевидно, и николаевскую батарею № 5. Но и не вступив в строй, они сыграли свою роль в создании равновесия морских сил противников. Турецкие броненосцы к керченским берегам подходить не отваживались. Опыт их создания подтвердил роль хорошо продуманной инженерной импровизации, позволявшей резко усилить оборону берегов с помощью средств даже слабо оборудованного военного порта. Чрезвычайно важен был и приобретенный при этом опыт действительно свободного, не связанного догмами творчества.

Но наступавшая в России эпоха "оледенения" (император Александр III круто повернул страну в сторону откровенной реакции) не способствовала развитию самобытных и оригинальных решений в технике судостроения. Опыт злосчастных поповок, дискредитировавших подлинную свободу творчества, способствовал утрате интереса и к батарейным плотам. Они оказались вне интересов морского министерства, в котором безраздельно начала господствовать броненосная и миноносная эйфория. И как реакция на расточительное и безрассудное сооружение поповок, которые с несравнимо меньшими издержками могли бы в свое время быть заменены плотами, начала утверждаться одна долговременная тенденция - безоговорочное, как и при императоре Николае I, заимствование иностранных образцов. И хотя плоты, как средство ограниченного применения в своих специфических условиях береговой обороны, далеко не исчерпали себя, им места в новом судостроении не нашлось.

Источники РГА ВМФ

Фонд 417. Главный морской штаб.

Фонд 421. Морской Технический комитет.

Фонд 427. Главное управление кораблестроения и снабжений.

Фонд 609. Штаб командующего флотом Черного моря.

Фонд 920. Севастопольский порт.

Отчеты по Морскому ведомству за 1855–1860 гг.

Русские броненосные корабли переходного периода

В.Ю. Грибовский

Принятые в 1845 г. в Англии, Франции и России решения об установке на линейных кораблях и фрегатах паровых машин с гребными винтами начали вскоре претворяться в жизнь. Так, через два года состоялись испытания английского винтового линейного корабля "Бленхейм" с паровой машиной нарицательной мощностью 450 л.с. и скоростью хода около 6 узлов. Первый русский винтовой фрегат "Архимед" был спущен на воду в 1848 г., а через семь лет в России вступил в строй первый винтовой линейный 76-пушечный корабль "Выборг" (водоизмещение 3505 т, нарицательная мощность 450 л. с. скорость 7,5 уз.).

Рост числа и калибра бомбических орудий, мощности машин, увеличение их общей массы наряду с ограниченными конструктивными возможностями дерева привели к переоценке роли винтовых линейных кораблей. В 1857–1858 гг. Морское министерство взяло курс на постройку крупных фрегатов, вооруженных артиллерией самого большого калибра. Их водоизмещение достигло 4500–5700 т, стоимость корпусов и машин 880000-1000000 руб. серебром.

Положительный опыт боевого применения бомбической артиллерии и первых броненосцев во время Крымской войны 1853–1856 гг. ускорил переход к железному броненосному кораблестроению в Англии и Франции. О том, что Россия значительно отставала, говорит хотя бы такой факт: в год спуска на воду первого французского мореходного броненосца "Глуар" (1859 г.) были утверждены к постройке четыре очередных деревянных винтовых фрегата ("Наварин", "Чесма", "Севастополь" и "Петропавловск"), устаревших еще до начала строительства. Поэтому 4 апреля 1860 г. Морское министерство приняло решение вместо двух первых из них строить девять малых крейсеров-клиперов. Контракт же на постройку в Северном доке Кронштадта 59-пушечного фрегата "Севастополь" заключили с купцом С.Г. Кудрявцевым 3 июня, причем подрядчик обязался использовать лучшие материалы (дуб, тик, частично сосну) и вывести корабль из дока 15 октября 1862 г.

Постройку казенными средствами в Новом адмиралтействе фрегата "Петропавловск" утвердили 19 сентября 1860 г. Прототипом для него послужил "Севастополь", проект которого составлялся "сообразно к чертежам" новейших иностранных и русских фрегатов. Постройку фрегатов, заложенных соответственно 16 марта и 9 сентября 1861 г… возглавили корабельные инженеры полковник А. Х. Шаунбург и капитан А. А. Иващенко. Это происходило в то самое время, когда в Англии и Франции широко развернулось строительство броненосцев как с железными, так и с деревянными корпусами.

Усилия русского Морского министерства сосредоточились на броненосном кораблестроении лишь в 1862 г. Было решено строить в Петербурге второй корабль по типу заказанной в 1861 г. в Англии броненосной батареи "Первенец" и обшить броней строившиеся "Севастополь" и "Петропавловск", которые впоследствии стали единственными в русском флоте броненосными деревянными кораблями.

Поделиться: