Какие возможности открывает чувство свободы, и как его обрести. Противоположные взгляды на свободу

Куда он вкладывает силу своего внимания, то и реализуется.

Если человек хочет обрести духовную свободу, он её обретёт.

А если он хочет оставаться рабом, он и останется рабом.

Жить или умереть - выбирает человек сам.

И.М. Данилов

Человеку дана жизнь. И каждый волен выбирать, как её прожить, независимо от того, осознаёт он за собой это право выбора или плывёт по течению, возлагая ответственность за жизненный путь на других людей. В этом и заключена красота жизни, справедливость и путь познания человека.

Люди хотят, чтобы жизнь приносила радость и счастье. Для многих это является основным приоритетом, несмотря на то, что он может быть не проявлен и скрыт в подсознании. Важно понять, что для человека является радостью и счастьем, что он вкладывает в эти определения. Счастье временным не бывает, ибо это - не счастье, если с изменением внешних условий оно перестаёт быть таковым. Это может быть эмоциональным всплеском, выбросом гормонов, эндорфинов, приносящим состояние эйфории. После эйфории наступает состояние пустоты, разочарования. А счастье - оно постоянно. Тихое, спокойное, размеренное, исходящее изнутри, из внутреннего неиссякаемого источника. Настоящее счастье человек может обрести только внутри себя, пребывая в гармонии со своей душой.

Для людей свобода является фундаментальной основой жизни. Она воспевается, прославляется, о ней много говорится, и люди готовы жертвовать многим ради прикосновения к этому состоянию. У кого-то это действительно получается, и человек преображается, сияет любовью, радостью, светом и добром, а для кого-то она становится горизонтом. Человек непрерывно стремится к ней, ставит новые цели, достигает их, а радости нет, счастье не приходит.

Нам, как исследователям, познающим этот мир, стоит разобраться, что это за свобода, которая дарит жизнь, наполняет человека изнутри любовью и спокойствием, а что собой представляет другая, эфемерная, призрачная, переходящая в разряд недосягаемой цели, к которой постоянно в течение жизни стремится человек, так же, как ослик за подвешенной перед ним морковью.

Представления о "свободе" начинаются там и тогда, где и когда появляются запреты.

Свобода заканчивается там и тогда, где и когда абсолютно всем

Можно делать всё. Всё дозволено - это хаос.

Без "запретов" никто не поймёт, что есть такое "свобода". Даже слово

Такое не возникнет.

А что такое "запрет"? Это возможность совершения одних действий и невозможность делания других

При данных обстоятельствах.

Чтобы реализовалась возможность "запрета" необходимо наличие выбора и принципов контроля этого.

Имеется, как минимум, два варианта. Единица и нуль, плюс и минус, верх и низ, вправо, влево...

Абсолютная свобода - это возможность произвольного выбора из имеющихся обстоятельств. Но человек

Всегда выбирает не "произвольно", а на уровне понимания интересов себя, любимого.

Если возможностей безгранично много, то смысл понятия "свобода" исчезает,-

Возникает случайность.

Если возможности ограничены, то смысл понятия "свобода" преобразуется в

Осознании ограничений и праве направления своего выбора на то, что

Предпочтительней. Осознание необходимости.

В этом мире всё и все имеют цель. Цель - это то, куда все и всё стремятся

По индивидуальному желанию, предпочтению и преимуществу.

Свобода реализуется в выборе направления движения к цели. Реальной или

Если нет стремления к цели, то понятие "свобода" теряет смысл.

Свобода начинается с осознания права выбора цели и пути реализации, достижения этой цели, что,

Часто, именуется смыслом существования ().

Если действительно существуют детерминированные причины и следствия, то

Ошибочно говорить об "абсолютной свободе"! В этом случае всё заведомо чем-то предопределено.

Свобода в "чистом" виде может быть только там, где нет причин.

А где нет причин? Там где Хаос или где существует только одно существо

Лишённое желаний.

У Такого существа и так всё есть всё. И Это существо есть одновременно и

Причина и следствие всего. Оно может всё. Поскольку всё, что Оно может -

Это и есть Всё! От единицы до бесконечности.

Для такого Существа понятие свобода, несвобода, хорошо,

Плохо, причина, следствие не имеют никакого смысла.

Свободу для всех остальных предопределяют случайности и необходимости.

Необходимость ограничения действий и случайность выбора движения.

Проявление выбора противоположных стремлений порождает чувство свободы.

То, от чего зависит человек определяет его несвободу. То от чего человек

Не зависит, создаёт у человека иллюзию свободы.

А от чего не зависит человек? Только от того, что ему не нужно.

Достоевский писал: "Свобода значит не сдерживать себя, но значит

Владеть собой." "Владеть собой" - это как? Заставлять себя?

Владение собой - это умение ограничивать себя посредством запретов.

Тогда при чём здесь "свобода" выбора?

"Свобода – это не то, что вам дали. Это – то, что у вас нельзя отнять." Вольтер.

Запреты накладываются внешними обстоятельствами и другими людьми.

И это называют "свободой" - избежание, преодоление запретов?

Чжунли Цюань считал, что "Свобода начнется тогда, когда вы перестанете

Запихивать себя в рамки чьих-то представлений."

То есть для ощущения свободы необходимо наличие рамок и ограничений..

Свобода существует только в наших представлениях об этом слове и при этом она не

Может существовать без осознания наличия запретов.

"Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов."

Вольтер.

Свобода выбора предопределяется знаниями человеком запретов. Внешних и

Внутренних.

"Свободный даже не может захотеть стать господином, это означало бы

Потерю свободы" - Н.Бердяев.

Бердяев ошибается в посыле, что якобы есть кто-то "сам по себе" действительно

"свободный".

Что есть "свобода выбора"? Это иллюзия. Всё имеет заранее заданные свои предопределения и рамки движения. Определяемые "свободой" обстоятельств и желаниями других объектов.

Понятие "случайность" и "хаос" отображают реальную, истинную и абсолютную "свободу"! Выбирают из того, что есть и возможно...

Свобода, как нечто субстанциально-сущностное - это полная фикция в буквальном смысле! Есть чувство свободы, а не "свобода"!

Всё в этом мире регламентировано и детерминировано в естественном смысле.

"Случайности" имеются только в головах людей, которые возникают как отражение иллюзий

Трактовки ума ощущений внешних воздействий.

Свобода – это вера в абсолютную возможность выбора и независимость этого выбора от всего!

Чувство игры всех субъектов и объектов мира.

Свобода - это ощущение возможности выбора из имеющихся обстоятельств. Которые могут быть и случайными.

Если возможности выбора безграничны, то смысл свободы исчезает.

Вера в то, что всегда есть возможность изменить цель своего пути создаёт у человека чувство свободы!

Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «свобода»? Первое, что приходит на ум, это возможность делать то, что хочется без ограничений. Свобода предполагает возможность выбора. Так почему же мы не делаем то, что нам нравится? Почему мы встаем и идем утром на работу, слушаем и терпим некорректные замечания руководства, переживаем, что о нас подумают люди и так далее. Что мешает нам быть свободными, и действительно ли свобода — это возможность делать то что хочется? Давайте разберемся.
Совет 1

Трактовка понятия из разных источников

Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим, как этимология трактует понятие слова «свобода».

  • В древних документах встречается это слово только как наречие, в качестве прилагательного.
  • Древнерусские слова «свободь» и «свободъ» сравниваются с древнеиндийским словом «svapati», что в переводе означает сам себе хозяин («svo» – свой, «pati» – хозяин, господин).

Если рассматривать кратко историю развития понятия слова свобода, то она меняла свое определение от свободы в творческом выражении до свободы выходить за рамки привычного и увидеть не только решение проблемы или результат поставленной цели, но и увидеть множество вариантов поведения в данной ситуации.

Американский психолог Ролло Рис Мэй определил свободу как уникальную возможность личности увидеть широкий выбор возможных вариантов действий в любых происходящих с человеком ситуациях. И этот выбор тем шире и разнообразнее, чем более развито самоосознание этого человека и его способность в воображении выбрать нужный вариант поведения для конкретной ситуации. Чем больше у личности возможностей изменить ситуацию, чем шире выбор способов реагирования на происходящее, тем больше она свободная. Человек в состоянии спроецировать происходящее на себя. Но если он не видит возможностей в силу того, что чего-то не знает или боится, то упускает эти возможности, и упускает их осознано. Не желая избавляться от ненужной зависимости, а предпочитая сидеть и сожалеть.

Те люди, которые живут согласно таким принципам и не хотят ничего менять, бояться ответственности. И они охотно будут расхваливать свои условия жизни, чтобы не показаться вам не состоявшимися в карьере, бизнесе, личной жизни. Это тоже зависимость, страх что скажут люди. Очередной самообман.

Принять на себя ответственность могут далеко не все. Гораздо проще обвинять других в своих проблемах, или в своей несостоятельности.

Но если человек стремится к свободе, то он будет освобождать себя от таких зависимостей шаг за шагом.

Конечно же, психологически незрелый человек неспособен к принятию решений и ответственности, поэтому свобода и инфантильность, это скорее слова-антонимы, а свобода и ответственность — слова-синонимы. Существует такой афоризм: «Есть памятник свободе (статуя свободы), но, к сожалению, нет памятника ответственности».
Совет 2

Что такое подлинная свобода

Свобода – это состояние личности, в котором она (личность) является основным инициатором своих действий не продиктованных никакими другими факторами.

Свобода имеет еще несколько определений:

  • В этике под словом свобода понимают добровольное следование моральным нормам и принципам. Понятие свобода совести соответствует философско-этическому пониманию, и позволяет человеку самостоятельно формировать свое мировоззрение, не нарушая общепринятых норм и принципов.
  • Философия определяет это слово как возможность изъявления личностью своей воли, основываясь на познании законов эволюционирования общества и природы.
  • В концепции права, свобода — это когда все действия личности подчиняются законам закрепленным в законодательном документе (сюда относиться свобода слова, свобода вероисповедания и т. д.).
Еще Иммануил Кант утверждал, что человек может быть свободным только тогда, когда он подчиняется не другому человеку, а общеобязательному закону.

Классикой свободомыслия считается статья «Две концепции свободы», автор Исай Берлин. В ней политическая свобода разделяется автором на негативную и позитивную.

Резюмируя его рассуждение, можно сделать вывод, что негативная свобода — это свобода действий человека, в которую не вмешиваются другие люди. А позитивная свобода — это возможность человека совершать любые действия самостоятельно, основываясь только на его собственных интересах, не принимая во внимание интересы других людей.

Основываясь только на данных определениях можно сделать вывод, что полностью свободным человек не может быть из-за трех причин:

  1. Действия человека не должны ущемлять интересы других людей.
  2. Они должны соответствовать моральным нормам, принятым в обществе.
  3. Они не должны нарушать законы того государства, в котором он живет, и тем более быть угрозой для жизни окружающих, здесь закон выступает ограничением.

Так что же, свобода – это миф, призрак? Не совсем. Не может человек существовать вне социума. Поэтому стоит рассматривать свободу человека, не отрывая его от общества.

Согласно марксизму, личность и общество — это единое целое, и сущность человека определяется теми социальными условиями, в которых он находиться.

Изменяя эти социальные условия, приспосабливая их под себя, человек изменяется сам. Нужно рассматривать реальные условия, в которых живет личность, а не искусственные или гипотетические, в которых ни один субъект не окажется за весь период своей жизни.

Другое дело, что может получить личность от взаимодействия с социумом. Если общество развито и заботится о людях, оно может дать много возможностей для выбора человеку. Выбирать вид деятельности, чем он хочет заниматься, что хочет носить, есть, смотреть, слушать, где работать, жить. Каждая личность должна добровольно участвовать в развитии того социума, в котором живет. Как пример, разные уровни развития государств. В одни государства стараются попасть и получить гражданство, а из других бегут без оглядки. Причина в количестве и уровне предоставляемых возможностей. Этими факторами определяется уровень внешней свободы человека.

Можно условно выделить четыре части свободы:

  1. Политическая.
  2. Экономическая.
  3. Национально-государственная.
  4. Права личности.

Однако это совсем не значит, что личность должна здесь выступать как потребитель благ. Нет, личность еще должна и позаботиться о своем развитии, о своей внутренней свободе, избавиться от внутренних страхов.

Люди испытывают страхи, которые сковывают их внутреннюю свободу. О страхе потерять деньги, славу, власть можно и не говорить. Люди с такими страхами зависимы, и, скорее всего, это зависимость осознанная. Поэтому вряд ли их привлекает внутренняя свобода. Это все равно что уговаривать человека с алкогольной зависимостью пройти лечение. Он понимает, что это нужно, что это ему во благо, но все равно пьет дальше и ничего не пытается изменить.

А если человек боится потерять жилье, работу, семью, здоровье, это уже важные и значимые составляющие жизни. Здесь свобода выступает уже как необходимость. Необходимость принимать самостоятельные решения, и быть готовым отвечать за них. Осознавая, что решение могло быть и ошибочным, что не удалось учесть все риски.

Абсолютная ответственность за свою жизнь лежит только на человеке, и это можно назвать подлинной свободой.
Совет 3

В чем выражается

Свобода выражается в возможности выбирать из всех вариантов наилучший для себя, при этом не затрагивая интересов других людей, не нарушая закон и следуя своим принципам нравственности и морали.

Ощущение свободы воли дает возможность человеку почувствовать себя творцом своей жизни. Только если человек чувствует, что он воздействует на мир своими поступками, он может изменить этот мир и сделать его таким, как он хочет. Это чувство свободы выбора делает из человека автора своей судьбы. Человек, воздействуя на мир и получая от него обратную связь на свои поступки, учиться новому, приобретает опыт, узнает мир, себя, живет. С чувством свободы у человека появляется понимание того, что он ответственен за свою жизнь.
Совет 4

Как чувствовать себя свободным

Человек чувствует себя настолько свободным, насколько он может себе это позволить. По большей части человек сам загоняет себя в рамки, из которых потом и пытается выбраться. С детства остаются запреты и всевозможные ограничения: этого не делай, так нельзя. Уже с рождения человек не свободен. Сначала он зависит от родителей, потом от школы, вуза, друзей, окружения. Он все пытается получить свой жизненный опыт, но ему навязывают уже «готовый», проверенный путь. А как же развитие, которое возможно только путем приобретения личного опыта.

Почувствовать себя свободным можно только выбрав свою дорогу, и следовать ей не отклоняясь. Постепенно освобождаясь от зависимостей, которые лишают нас возможностей улучшить свою как материальную, так и духовную стороны жизни.
Совет 5

Когда свобода считается нарушенной

Грань свободы очень тонкая, чтобы нарушить свободу человека иногда достаточно просто пристально понаблюдать за ним.

Вы обращали внимание, когда наблюдаешь за кем-то, и при этом смотришь ему прямо в глаза, то буквально через несколько минут объект рассердиться и начнет проявлять к вам более агрессивное поведение.

Поэтому люди не могут смотреть пристально друг другу в глаза. Это возможно только тогда, когда людей объединяет любовь. В этом состоянии пристальный взгляд приобретает уже другие черты. Это касается внешней свободы, но свою внутреннюю свободу человек контролирует сам.
Совет 6

Кто чаще всего нарушает свободу

Если говорить о свободе внешней, то ее могут нарушать люди, живущие рядом или принимающие решения общегосударственного или мирового значения.

Может быть запрещена свобода слова, вероисповедание. В государстве может быть война или революция. Вряд ли в такой ситуации человек будет чувствовать себя комфортно и свободно. В жизни существует масса факторов, которые влияют на нее. Но только понимание значения ответственности за принятые решения может уберечь человека от незаконных, безнравственных и циничных действий.
Совет 7

Чем грозит отсутствие свободы

Отсутствие ощущения свободы опасно для человека деградацией личности, остановкой любой активности.

Не испытывая желания творить свою судьбу и приобретать новый жизненный опыт, учиться и познавать себя, человек попросту теряет интерес к жизни.

Без ощущения свободы человек будет лишь существовать. Заключение

Заключение

Что бы расширить свободу воли и, как следствие, свободу выбора, человек должен постоянно работать над своим саморазвитием, учиться, познавать новое. Только сравнивая себя вчерашнего с собой сегодняшним, человек может проследить степень своего развития. То что для одного человека является потолком, для другого может быть только полом. Не стоит ровняться на чужие успехи, у вас есть свои.

Сознание создало этот спектакль.
Сознание написало сценарий.
Сознание играет роли всех персонажей.
И Сознание же наблюдает за этой пьесой.
Это шоу Одного Актера.
Ощущение себя живым и присутствующим является таким опьяняющим,
что человек оказывается зачарованным проявленным миром
и настолько вовлекается в него, что ему уже не до выяснения того,
существует ли мир на самом деле или просто является
галлюцинацией, сновидением, миражом.
Рамеш Балсекар

Как уже говорилось в статье , Чистому Сознанию, непроявленному Брахману, снится сон, что Он стал проявленным «Я Есть», и затем из этого «Я Есть» возникло всё остальное воспринимаемое. Этот «переход» из непроявленного в проявленное произошел спонтанно и неконтролируемо. Потому что, могло ли чистое непроявленное сознание захотеть и запланировать проявиться? Не могло, потому что в непроявленном сознании нет даже самоосознания, не говоря уже о каких-то мыслях, желаниях и планах. Любые мысли, желания и планы могут возникать только в проявленном сознании, в сфере относительности, в рамках кажущейся двойственности. Так сказать, во сне Брахмана.

Всё в этом снящемся сознанию мире взаимосвязано и взаимозависимо, всё влияет на всё, поэтому всё контролирует всё. Не всегда это очевидно для конкретного человека, но даже наука это подтверждает.

Есть ли в этой схеме место для реального независимого управляющего человека, который может контролировать, несмотря на всё? Другими словами, может ли человек действовать независимо от всего и подчинять что-то своему контролю, будучи свободным от контроля всего остального? Очевидно, что нет, даже на уровне примитивной логики. Однако, человеку кажется, что он и есть тот самый независимый контролирующий со свободой выбора, и часто это очень приятное ощущение, не так ли?

Мы обнаруживаем себя в этом проявленном мире, видя только малую его часть и ощущая себя уже каким-то, с уже имеющимися представлениями, мировоззрениями, идеями, желаниями, целями, планами и свободой выбора – всеми этими атрибутами ложного эго. Мы не помним, как возник этот мир, как всё началось. Это подобно тому, как вечером ты ложишься спать, и вдруг – бац! – обнаруживаешь себя в какой-то другой реальности (уже не помня о «реальности бодрствования» минуту назад), где всё уже создано и кажется существующим давно, где у тебя есть какая-то цель, соответствующая твоему (снящемуся) пониманию смысла жизни, и вот ты уже чувствуешь себя действующим лицом, свободным выбирать то или это. Таким же образом всё происходит и в так называемой реальности бодрствования, в которой ты оказался (так же незапланированно) и осознал себя уже с набором каких-то идей, убеждений, представлений, включая смысл и цель «твоей» жизни.

И в состоянии бодрствования, и в ночном сновидении ты чувствуешь себя отдельным независимым существом со свободой выбора, действующим лицом, причиной, личностью. Но, как мы уже разобрали, все эти перечисленные вещи – лишь кажутся существующими, и не существуют в Высшей Реальности.

Цель и смысл жизни может существовать только для отдельного существа, считающего себя независимой причиной, личностью, человеком; но если эти убеждения о себе – иллюзии, временные восприятия внутри сновидения, то как может не быть иллюзией твоя цель и твой смысл жизни?

Конечно, можно сказать, что для человека высшей целью и смыслом жизни является самопознание и пробуждение – осознание своей истинной природы, Высшей Реальности. И об этом заявляют чуть ли не все священные писания и все просветленные мудрецы. Это высшая цель и высший смысл жизни души, отождествленной с персонажем, – осознать ложность временных отождествлений, познать себя как . В мире относительности это правда. И к этому всё идет – для каждого без исключения, вопрос лишь времени.

У тебя как Чистого Сознания нет и не может быть никакой цели и никакого смысла жизни, а у тебя как персонажа цель и смысл «вшиты» в тебя и являются неотъемлемой частью «твоей» снящейся жизни.

Свобода выбора у персонажа

Отдельно стоит рассмотреть вопрос наличия свободы выбора у человека, который является лишь персонажем сна Чистого Сознания. На сайте мы уже исследовали это в статье «Есть ли свобода выбора», а здесь я лишь добавлю, что это чувство свободы выбора так же «по умолчанию вшито» в персонажа, как и все остальные иллюзии. На самом деле, вопрос даже не в том, есть ли у тебя настоящая свобода выбирать, а, скорее, в том, КТО имеет (или не имеет) эту свободу? Кто этот я? Исследуй это искренне и до конца, и ты обнаружишь, что это «я», которое якобы свободно выбирать, контролировать и т.д., создается возникающей мыслью . Ты чувствуешь себя выбирающим, контролирующим, имеющим смысл и цель только тогда, когда возникает соответствующая мысль – что ты выбираешь, контролируешь, имеешь цель и смысл жизни. Когда эти мысли не возникают, ты этого и не чувствуешь. Когда нет мыслей о каком-то таком я, нет и никакого я.

Это совсем нетрудно увидеть, когда ум уже достаточно очищен предварительными практиками. И если тебе нужна еще одна практика, попробуй замечать эти промежутки, когда не возникают мысли, создающие временный образ тебя. Кто ты без этих образов себя? Являешься ли ты персонажем или ты лишь наблюдаешь, как мысли формируют ощущение себя как персонажа?

Хочешь увидеть процесс формирования своего ложного образа? Просто задавай себе вопрос «Кто я?» и смотри как ум быстренько собирает «тебя» из воспоминаний и идей. Поделай это какое-то время, и ты увидишь, что этот образ «себя» меняется. Фактически, каждый раз, когда ум создает образ тебя (в ответ на твой очередной вопрос «Кто я?»), это уже не тот же самый образ, есть отличия. Если ты внимателен, ты это увидишь.

Попрактиковав это самоисследование («Кто я?») некоторое время, и ясно увидев, что образ «себя» довольно изменчив, у тебя естественным образом возникнет вопрос: «Разве я должен верить уму, который на один и тот же вопрос дает разные ответы?». Разве я обязан считать себя всеми этими изменчивыми образами, которые в совокупности и формируют «меня» как некого перманентного персонажа? Могу ли я вообще быть этим персонажем, если я его наблюдаю? Кто я, который наблюдает все эти изменчивые вещи?

Такое исследование приводит к Открытой Истине (см. статью в интернете “Открытая Истина. Осознание Бытия”) и центрирует в ней, благодаря чему чары ума ослабевают, а это открывает дверь к духовному пробуждению и, затем, к просветлению. О чем мы и поговорим в следующей главе.

Источник Цель и смысл жизни. Свобода выбора у персонажа – это новая глава из книги “Просветление за полчаса”, которая публикуется онлайн на сайте “Самопознание – путь к просветлению”. Просьба при распространении материалов книги указывать автора – Валерий Просвет, или ссылку на источник. Всем увлекательного самопознания и всех благ!

Все мы в какой-то момент вдруг понимаем, что хотим быть свободными. Желание это вполне естественное, вот только свободу можно понимать так по-разному, поэтому не лишнее спросить себя – свободу от кого мы хотим? От чего? И для чего? Ведь понятно же, что внешней абсолютной свободы нам никогда не достичь, да она ведь и не нужна нам – мы живем в социуме, у нас есть близкие, коллеги, и нет никакой радости в том, чтобы быть совершенно свободными от всех этих связей. И что же тогда остается? А здесь мы вспоминаем про внутреннюю свободу.

Внутренняя свобода человека это в первую очередь ответственность за тот выбор, который мы делаем. Это может касаться чего угодно – работы, отношений, места жительства, любых действий, которые мы совершаем. Пока мы думаем, что жить так, как мы живем, нас вынуждают обстоятельства и другие люди, мы никогда не будем свободны. Мы будем находиться под давлением внешней среды и страдать от этого.

Именно в такие моменты возникает желание освободиться от всего – от людей, от занятий, которые тяготят нас. И иногда действительно избавление от части из них приносит облегчение. Но в других случаях дело оказывается вовсе не в том, что нужно избавиться от чего-то внешнего, потому что как бы мы к этому ни стремились, это снова и снова будет возникать в нашей жизни. Помочь тут может только обретение внутренней свободы.

Как мы лишаемся внутренней свободы

Штука в том, что внутренней свободы можем лишить себя только мы сами. Да, зачастую это происходит под влиянием воспитания, общественного мнения, морали, установок, и тем не менее внутренней свободы мы лишаемся только тогда, когда соглашаемся, что кто-то или что-то может отнять ее у нас.

Быть может, отчасти это закономерный процесс, потому что в юности, когда еще очень неясна для нас суть внешней и внутренней свободы, нас приходится ограничивать, чтобы мы научились вписываться в общепринятые рамки, существовать в обществе. И мы неизбежно оказываемся в чем-то ограничены и считаем, что иначе просто невозможно. Потом начинаются попытки избавления от внешних несвобод. И лишь позже, когда очень многие из этих попыток заканчиваются неудачей, мы начинаем искать выход в обретении внутренней свободы.

Что приводит к ощущению внутренней свободы

Ощущение внутренней свободы приходит не сразу. Очень сложно бывает осознать, что то, за что мы привыкли возлагать ответственность на других, есть результат лишь нашего собственного выбора. От этой ответственности часто хочется убежать, потому что слишком много, оказывается, зависит от нас самих, и слишком много нужно сделать, чтобы изменить все так, как нам того хотелось бы.

Но на самом деле достаточно лишь перестать винить окружающих и жизнь в своих бедах, чтобы обрести чувство внутренней свободы. И уже только от этого в душе появляется легкость и ощущение силы, дающей нам возможность менять свою жизнь по своему усмотрению. Ведь если дело в людях и обстоятельствах, мы вряд ли как-то можем на них повлиять. Но если все зависит только от нас, то все оказывается в наших руках, в нашей власти. И тогда уж если мы не имеем чего-то, если с нами не случается что-то, то это значит только то, что мы этого и не хотим.

Отсутствие внутренней свободы сковывает нас, делает несчастными. И напротив, когда мы начинаем ощущать внутреннюю свободу выбора, нас уже ничто не сможет ограничить, что бы ни происходило вовне.

Конечно, только кажется, что речь идет о чем-то внешнем, очевидном, и внутреннем, невидимом. А на самом деле так хорошо видно людей, которые обладают внутренней свободой – они раскованы, доверяют себе, жизни, они легче ко всему относятся, проще отпускают. И напротив, когда человек внутренне скован, это словно пережимает все его внутренние токи – он зажат, вечно всем недоволен, всех обвиняет в своих проблемах, любое событие в жизни дается с трудом, большими переживаниями, жертвами, очень сложно принимать все происходящее.

Как обрести внутреннюю свободу

В первую очередь нужно брать ответственность на себя. Идти к осознанию, что причины своих затруднений нужно искать не в окружающих людях, не в обстоятельствах, а в себе. И менять нужно тоже не людей и внешний мир, а себя.

Нужно учиться принимать все и всех такими, какие они есть. Проще отпускать свои обиды, переживания, полагаться на жизнь – это тоже имеет прямое отношение к внутренней свободе, потому что за все обиды держимся мы сами, а не они за нас.

Поделиться: