Сущность души по ведам. Божественное и демоническое сознание. Зачем бог создал материальный мир Ложности изначальной предпосылки

Согласно Ведам, древним священным писаниям, есть духовный мир и материальный, в котором мы и пребываем сейчас.

Зачем Бог создал материальный мир?

Вполне логичный вопрос, и ответ, который дается в Ведах, состоит в том, что Богу материальный мир не нужен, так как Он самодостаточен и ни в чем не нуждается. Но Бог создал его для определенной категории душ.

В духовном мире все души, являясь неотъемлемыми частицами Бога и осознавая это, служат Целому. То есть, они живут для Бога, или служат Богу, который является Источником и первопричиной всего. Служа Богу, души испытывают всевозрастающее блаженство и полностью удовлетворены таким положением вещей. В духовном мире нет страданий, болезней, старости и смерти. Там все вечно, исполнено знания (мудрости) и блаженства.

Однако иногда у души появляется желание пожить для себя, то есть, убрать Бога из центра своей жизни, и поставить в этот центр себя. А так как в духовном мире это невозможно (так как естественной природой и деятельностью души является служение Целому), Бог, чтобы дать возможность душам попробовать осуществить их желание, создал материальный мир и лишил их памяти о Себе. Таким образом, придя в материальный мир, душа забыла, что есть Бог, которому нужно служить, и теперь может осуществить свое желание – служить себе, жить для себя.

Что из этого вышло - можно видеть вокруг. Каждый живет для себя, со всеми вытекающими последствиями - радостями и страданиями материального существования, рождением, болезнями, старостью и смертью. И так снова и снова – под контролем закона кармы и реинкарнации.

Материальный мир – мистический сон Бога

В Брахма-самхите говорится, что Маха-Вишну (одно из проявлений Бога) возлежит в Причинном океане (являющимся частью духовного мира) и погружен в мистический сон, называемый йога -нидра. Это не просто сон в обычном человеческом понимании. Йога-нидра означает особое состояние на грани сна и бодрствования, и те, кто входил в это состояние, практикуя йога-нидру, может лучше понять, о чем идет речь. Причинный океан – это особая сфера духовного бытия.

С каждым выдохом из пор трансцендентного тела Маха-Вишну исходят бесчисленные вселенные, а с каждым Его вдохом все эти вселенные втягиваются в Его рот и таким образом уничтожаются. Это сложно понять умом, так в материальном мире все не так, как в духовном, и здесь мы не встречаем ничего подобного. Почти невозможно представить себе размеры Маха-Вишну, если из каждой поры на его теле выделяется капелька пота размером со вселенную.

Каждой такой вселенной управляет Брахма, который является вторичным творцом вселенной, а также Вишну и Шива . То есть, на каждую вселенную приходится по одному Брахме, Вишну и Шиве. У каждого своя сфера контроля. Брахма творит, Вишну поддерживает, а Шива разрушает.

Срок существования материального мира составляет 311 триллионов лет – именно столько живет Брахма, и именно столько длится цикл «выдох-вдох» Маха-Вишну. Когда этот цикл существования заканчивается, следует новый, и так бесконечно.

Выбор материального тела
Материальное тело – это самая грубая оболочка души, а более тонкие тела – это ум, разум и ложное эго. Все эти тела как бы окутывают душу, определяя дальнейшее будущее человека в соответствии с тем образом жизни и желаниями, которые он имеет.

Согласно Ведам, душа перерождается в материальном мире в разных телах - ей доступно для воплощения 8 400 000 тысяч форм жизни, из них человеческие (наделенные возможностью самоосознания) – это 400 тысяч форм жизни. Остальные 8 миллионов – это другие формы, которые можно подразделить на пять категорий: растения, насекомые, обитатели вод, звери и птицы, которые не обладают возможностью самосознания и живут инстинктами, отрабатывая плохую карму.

Как уже говорилось выше, душе дают то тело, которое наиболее подходит для образа жизни, которая она ведет, и воплощения ее желаний, какими бы они ни были. Это отдельная тема, но суть в том, наши желания и образ жизни формируют наше будущее воплощение в том или ином теле. К примеру, люди, которые не используют человеческую форму жизни по предназначению, и ведут свинский образ жизни, сильно рискуют в следующей жизни получить тело свиньи. Те, кто сильно привязан к половым отношениям, могут получить тело обезьяны или собаки, так как эти формы жизни наиболее приспособлены для получения удовольствий от такого рода деятельности. Таким образом, все желания души осуществляются.

В поисках счастья
Таким образом душа в поисках счастья скитается по различным вселенным материального мира, получая различный опыт в виде бесконечного числа удовольствий и следующих за ними страданий, перерождаясь вновь и вновь, и не находя искомого. Веды говорят, что в материальном мире настоящего счастья нет, здесь есть лишь его тень, вечно ускользающая и оставляющая нас в состоянии неудовлетворенности. Чего бы мы здесь не достигли, это всегда не то, иначе бы мы не стремились к чему-то еще. Временное удовольствие не может заменить вечного всевозрастающего блаженства и истинного знания, которое царит в духовном мире.

Природа души – это вечность, знание и блаженство, но этих вещей в физическом мире нет, поэтому мы всегда чем-то недовольны. Ведические писания, которые пришли к нам из духовного мира, призывают нас оставить все эти бесполезные поиски счастья в материи и вернуться домой, к Богу.

Прежде чем человек решит вернуться в духовный мир, он проходит стадию так называемого пресыщения материальным существованием. Он начинает осознавать, что в материальной жизни невозможно найти то, чего он хочет в глубине своего сердца. На этой стадии его эгоистическое желание жить для себя постепенно трансформируется в желание жить для Бога, открывая перед ним врата в духовное царство – мир мудрости, вечности и счастья.

Возвращение в духовный мир
В каждой религии дается свой путь к Богу, и все они ведут в духовный мир, если правильно следовать. Духовный мир полон разнообразия, и каждый попадет в то место, куда стремится его душа. Кто-то попадет к Иисусу Христу, кто-то к Будде, кто-то к Аллаху. Бог один, но Он имеет множество экспансий, и если вам нравится определенная форма и Имя, именно к ней вы и притянетесь.

Поэтому можно выбрать тот путь, который вам кажется наиболее правильным на данный момент.

Путь домой – это служение Богу. Религия – это инструмент. На своем пути в духовный мир можно использовать любой подходящий инструмент. Нет смысла спорить, какой инструмент правильнее. Лучше выбрать тот, который вам нравится, и использовать его, предоставив другим тоже сделать свой

Александр Геннадьевич Хакимов (духовное имя — Чайтанья Чандра Чаран дас) – известный в России и других странах специалист по ведической культуре, писатель, психолог, художник, философ, теолог, проповедник. Многие годы путешествия по всей России, а также ближнему и дальнему зарубежью, он занимается популяризацией ведического знания, которое, по сути, является источником мировой культуры. Дело его жизни – нести людям знание, раскрывающее вечные законы бытия. Его лекциям присущи строгость и чистота, необычайно яркая образность и доходчивость. В них одна за другой разворачиваются тайны ведической мудрости.

Александр Геннадьевич Хакимов (духовное имя — Чайтанья Чандра Чаран дас) – известный в России и других странах специалист по ведической культуре, писатель, психолог, художник, философ, теолог, проповедник.

Многие годы путешествия по всей России, а также ближнему и дальнему зарубежью, он занимается популяризацией ведического знания, которое, по сути, является источником мировой культуры.

Дело его жизни – нести людям знание, раскрывающее вечные законы бытия. Его лекциям присущи строгость и чистота, необычайно яркая образность и доходчивость. В них одна за другой разворачиваются тайны ведической мудрости, открывается трансцендентная высота философии.

Трудно найти точку на карте нашей страны, которую бы он не посетил. Практически каждый день его жизни – это лекции в переполненных залах, где он делится с людьми полученными знаниями. С большим вдохновением и энтузиазмом он читает лекции, проводит семинары с самой широкой аудиторией слушателей, принимает участие в беседах за круглым столом с учеными, философами, деятелями культуры, он частый гость различных теле- и радиопередач, которые пользуются неизменным успехом благодаря талантливому и доступному изложению сложных философских тем.

Природная мудрость в сочетании с любовью и вниманием к людям помогают каждому его слушателю глубже узнать себя, достигнуть понимания с другими, а также найти ответы на сокровенные вопросы о смысле человеческой жизни, об Абсолютной Истине и природе Любви, то есть получить практичные Знания, которые помогают человеку стать счастливым.

Александр Геннадьевич Хакимов говорит свежо и увлеченно, чаруя слушателей своим удивительным обаянием. И чем больше мы размышляем над его словами, тем больше начинаем осознавать их мудрость и глубину.

Он автор таких семинаров как: «Совершенство Любви», «Наука взаимоотношений», «Законы судьбы», «Кризисы любви», «Уровни сознания», «Как стать счастливым», «Формула мира», «Природа ума», «Анатомия ложного эго» и многих других.

Александр Геннадьевич Хакимов является духовным лидером и Почетным Директором Прикладных Духовных Технологий имени Джона Фейворса.

Можно ли доказать существование души? Сейчас наше сознание целиком сосредоточено на теле. Но природу души может постичь только тот, чей взор обращен внутрь. Для людей, чье сознание очищено соблюдением обетов, медитацией, молитвой и покаянием, факт существования души представляется самоочевидным - для них это вопрос не веры, а реального духовного опыта. Для других же, даже несмотря на наличие огромного эмпирического материала, существование души так и останется недоказанной гипотезой.

«Если житель Азии спросит меня, что такое Европа, я буду вынужден ответить: „Это та часть мира, в которой люди одержимы фантастической идеей о том, что человек был создан из ничего и что до своего нынешнего рождения не существовал“». А. Шопенгауэр

«Одни смотрят на душу как на чудо, другие говорят о ней как о чуде, третьи слышат, что она подобна чуду, а есть и такие, кто, даже услышав о душе, не могут постичь ее». «Бхагавад-гита».

Еще древнегреческий философ Парменид утверждал, что если что-то существует, то оно существует всегда*. Можно подвергать сомнению что угодно, кроме одной очевидной истины: я существую, а значит, по словам Парменида, я существовал всегда и не перестану существовать в будущем. Практически дословно ту же идею повторил один из отцов-основателей Америки - Бенджамин Франклин**.

Разумеется, ссылка на Парменида едва ли кого-то сейчас убедит, но сама эта мысль достаточно логична, поэтому люди возвращаются к ней снова и снова. Если есть закон сохранения материи и закон сохранения энергии, то почему не может быть закона сохранения сознания? Многие из законов, открытых в глубокой древности, мы заново открываем для себя только сейчас. Закон сохранения сознания - один из них. Вот как его формулирует «Бхагавад-гита»: «То, что постоянно меняется, - все равно что не существует, но то, что существует, должно быть неизменным и существовать всегда» (Б.-г., 2.16). Можно разделить аргументы в пользу представлений о вечности сознания на четыре больших категории: 1) Эти представления подтверждаются богооткровенными священными писаниями (прежде всего, писаниями ведической традиции) и опытом множества подлинных святых и мистиков, которые по определению свободны от склонности к обману; 2) концепция вечности сознания логична, соответствует нашим врожденным представлениям о справедливости и добре и позволяет составить завершенную картину мироздания; 3) есть огромный экспериментальный материал, свидетельствующий о сохранении сознания после смерти физического тела; 4) практические выводы, сделанные на основе представлений о том, что душа вечна, позволяют человеку прожить свою жизнь гораздо более осмысленно и плодотворно.

* «Не возникает бытие и не подчиняется смерти. Цельное всё, без конца, не движется и однородно».

** «Исходя из факта своего существования в этом мире, я могу предположить, что в том или ином виде я буду существовать всегда».

Имеют ли представления о вечности души прагматическую ценность? Ответ очевиден: те, кто живет, исходя из представлений о вечности души, имеют куда больше шансов прожить эту жизнь достойно и не бояться ее продолжения в будущем, чем те, кто исходит из недоказанной гипотезы «одноразовости» жизни. Неспособность задумываться об отдаленной перспективе - это интеллектуальная близорукость, признак слабости разума. Интуитивное прозрение вечности души присуще человеку от природы. По-настоящему дальновидный человек живет, не пытаясь подавлять в себе чувство вечности бытия. Самые мудрые из людей во все века старались развить в себе это чувство и так обретали счастье, стойкость духа и бесстрашие. То же самое прагматическое доказательство действует и в масштабах истории человечества: отрицание существования вечной души и попытки построить рай на земле без Бога - эксперимент, начатый западной цивилизацией около двухсот лет назад, в эпоху Просвещения, - привели всю Землю на грань экологической катастрофы. Иначе говоря, сознание, отрицающее существование вечной души, деструктивно по самой своей природе. Девиз «После нас хоть потоп» опасен не только для наших потомков, которых мы, не спросив, обрекаем на спровоцированный нами потоп, но, прежде всего, для нас самих, ибо «потоп», как правило, наступает гораздо быстрее, чем мы прогнозируем.

Но можно ли доказать существование души? Смотря что мы считаем доказательством. Можем ли мы, например, доказать существование ума? Кто видел ум? Кто щупал его? Ум невозможно понять с помощью логики или методов физики и химии. Для его изучения нужны другие методы. То же справедливо и по отношению к вечной душе: каждый может убедиться в ее существовании, но для этого нужно пользоваться особыми методами. Сейчас наше сознание целиком сосредоточено на теле. Постичь природу души может только тот, чье сознание направлено внутрь. Упанишады объясняют, что ум обретает способность постичь душу тогда, когда прана (жизненный воздух) прекращает свою деятельность, то есть когда ум, сосредоточенный на теле, сосредоточивается внутри (Мундака-упанишад, 3.1 .9.). Поэтому, пока философы ломают копья, споря о природе души, йоги погружаются в мистический транс, а верующие люди пытаются омыть свое сердце слезами покаяния. Иначе говоря, для людей, чье сознание очищено соблюдением обетов, медитацией, молитвой и покаянием, факт существования души представляется самоочевидным - для них это вопрос не веры, но реального духовного опыта. Для других, даже несмотря на наличие огромного эмпирического материала, существование души так и останется недоказанной гипотезой, ибо душа относится к тем категориям, существование которых трудно доказать, пользуясь чисто научным аппаратом, приспособленным для изучения внешних объектов.

Разумеется, для философов ведической традиции факт существования души не представлялся таким уж труднодоказуемым. Их логика была примерно такова. Наблюдатель (субъект) всегда отличен от объекта наблюдения. Чтобы доказать существование какой-то вещи, достаточно ее увидеть, то есть существование объекта доказывается с помощью наблюдения. Но субъект не может увидеть сам себя: существование субъекта (наблюдателя) доказывается самим фактом наблюдения. Декарт говорил: «Я мыслю, следовательно я существую». Очевидно также, что природа этого наблюдающего «я» не сводится к телу и уму, потому что и мое тело, и мой ум могут быть объектом моего наблюдения. Следовательно, носитель этого «я» должен быть отличен от тела и ума.

Кто-то может возразить: «Что касается тела, то тут все понятно, но что мешает нам предположить, что за умом наблюдает сам ум? Скажем, одна часть ума, некая суперпрограмма, берет на себя функции наблюдения над другими частями ума, программами, работающими в нем?» Давайте посмотрим, насколько введение понятия души, отдельной от ума, соответствует знаменитому логическому принципу Оккама, гласящему: «Не следует привлекать новые сущности без самой крайней на то необходимости». Иначе говоря, чтобы доказать обоснованность введения этого понятия, нужно показать, что весь спектр проявлений сознания невозможно до конца объяснить, исходя из гипотезы о том, что сознание - это просто порождение человеческого мозга.

С точки зрения ведических писаний душа - неуничтожимый атом сознания, носитель особого качества: способности сознавать бытие. Сама по себе материя не имеет сознания и не способна играть роль субъекта (наблюдателя). На санскрите этот атом сознания называется атма, что значит «субъект», носитель «я», личностного начала (от глагольного корня am, «двигаться», «действовать»). Упанишады называют душу ану, что значит «атомарная», или «неделимая». Другое название души - джива, «живое существо». Русское слово жизнь и санскритское джива происходят от одного санскритского корня джив, что значит «жить». В отличие от большинства западных философских и теологических учений, Веды утверждают, что душа есть не только у человека, но и у животных, в том числе и у низших. Иначе говоря, любое проявление жизни имеет духовную природу, в основе жизни лежит неуничтожимое духовное начало.

Итак, душа, или джива, - это наделенная ограниченной самостоятельностью вечная частица духа, атом сознания, причина всех проявлений жизни. От мертвой материи ее отличает, прежде всего, способность осознавать свое существование и познавать окружающий мир. Именно это качество - способность к восприятию - отличает живое от неживого.

У атмы-души есть три главных свойства: 1) душа неуничтожима; 2) душа атомарна; з) душа обладает сознанием, то есть способностью действовать и пользоваться относительной свободой. Эти свойства души аксиоматичны. Писания постулируют их наличие у атмы - вернее, определяют атму как то, что обладает этими качествами.

Мы можем отчетливо видеть, что человеческое «я» постоянно. Все, с чем мы себя отождествляем, - наше тело, ум, окружение, - непрерывно изменяется. Если бы наше

«я» менялось вместе с ними, мы не замечали бы изменений и уж точно не воспринимали бы их так трагически. Чтобы заметить движение чего-то, нужно самому быть неподвижным: находясь в самолете, мы не чувствуем движения самолета. Тело человека и ум его постоянно изменяются: мы были младенцем, затем ребенком, подростком, юношей, взрослым человеком. Но есть некая неподвижная точка отсчета, с которой мы наблюдаем все эти изменения. Каким-то чудом наше «я» в процессе всех этих перемен остается неизменным. Что обеспечивает постоянство, или непрерывность, нашего самовосприятия? У этого постоянства должна быть какая-то основа в реальности.

Развитие науки только подтверждает переменчивость материи. Современная медицина выяснила, что примерно за семь лет наше тело целиком меняется на молекулярном уровне, то есть каждые семь лет мы получаем абсолютно новое тело. Но при этом наше «я» остается неизменным. Кто-то, признавая изменчивость материи, может возразить, что стабильность нашего «я» обеспечивается стабильностью структуры, скажем, мозга, в котором заложены механизмы структурного самовоспроизведения. Вот что пишет об этом в книге «Тени разума» Роджер Пенроуз, один из виднейших физиков-теоретиков, занимающийся, в числе прочего, изучением природы сознания:

Большая часть материи, из которой состоят наше тело и мозг, постоянно обновляется - неизменными остаются лишь их модели. Более того, и сама материя, судя по всему, ведет преходящее существование, поскольку ее можно преобразовать из одной формы в другую... Таким образом, сама материя есть нечто неопределенное и недолговечное, поэтому вполне разумно предположить, что постоянство человеческого «я», возможно, больше связано с сохранением моделей, нежели реальных частиц материи.

Но постоянство моделей, о котором говорит Пенроуз, тоже должно на чем-то основываться, иметь какую-то причину или субстрат. Приписывать это свойство переменчивой по самой своей природе материи как минимум нелогично. Это один из доводов в пользу существования души, носительницы свойств, которых нет у изменчивой материи.

И еще один любопытный факт: человек не ощущает реальности смерти. Нет ничего более чуждого нашему сознанию, чем мысль о том, что мы когда-нибудь умрем, перестанем существовать. Никто не хочет умирать, более того - никто не верит в собственную смерть. Да, теоретически мы допускаем такую возможность. Любой человек стремится к постоянству, вечности, неизменности - и всеми силами отрицает смерть. Что лежит в основе этого упрямого стремления? Даже если что-то не устраивает нас в реальности и мы поднимаем бунт против нее, требуя перемен, подсознательно мы надеемся на то, что в этой измененной к лучшему реальности будет искомое нами постоянство. Любые перемены, будь то перемены вне нас или перемены с нашим телом, выводят человека из равновесия и помещают его в состояние экзистенциального кризиса. Иначе говоря, ничем не обоснованное стремление к постоянству имеет очень глубокие корни в нашей психике. Очевидным примером этого являются возрастные кризисы, которые переживает каждый человек на протяжении жизни. Ребенок, становящийся подростком, переживает очень сильный кризис; подросток, становящийся юношей, проходит через сложный период своей жизни; взрослого человека тоже поджидает не менее жесткий кризис, так называемый кризис среднего возраста - кризис ожидания неминуемых перемен, вызванных старостью. И конечно же, самым серьезным кризисом в жизни каждого человека является смерть, немилосердно заставляющая нас в очередной раз сменить свои представления о самом себе. Причина возрастных кризисов - внутренний разлад, несоответствие двух реальностей: переменчивой внешней реальности и неизменной реальности нашего «я». Если бы изменчивость была в природе сознания, смерть или старение субъективно не воспринимались бы нами как аномалия или жестокая несправедливость.

Иногда душу сравнивают с искрой, вылетевшей из костра (Брихад-араньяка-упанишад, 2.2.20.), или с лучом духа. Чтобы дать приблизительное представление о точечных размерах души, в «Шветашватара-упанишад» (5.9) сказано, что по своим размерам душа меньше одной десятитысячной части кончика волоса. Атомарная природа сознания тесно связана со свойством неизменности души. Атом, в первоначальном смысле этого слова, неразложим и, следовательно, неуничтожим и неизменен. Далее, атомарность души, или ее локализованность, объясняет ограниченность сферы проявления индивидуального сознания. В Индии есть философы, которые, отрицая множественность душ, считают, что все мы суть проявления одного вездесущего сознания. Но из опыта мы знаем, что наше индивидуальное сознание пронизывает только наше тело и не распространяется на другие тела. Даже младенец, находящийся в чреве матери, не ощущает всего того, что испытывает мать, а мать не знает точно, что испытывает младенец. Таким образом, атомарность души объясняет наличие неуничтожимой индивидуальности, присущей каждому живому существу: мой сознательный опыт всегда уникален и всегда останется только моим. Я никогда не стану вами, а вы никогда не станете мной.

Душа распространяет свое сознание на все тело, точно так же, как цветок распространяет вокруг себя благоухание. Упанишады утверждают, что в нашем теле душа находится в области сердца (Прашна-упанишад, 3-6.) и оттуда посредством потоков праны, жизненного воздуха, распространяет энергию сознания на все тело. От сердца отходит семьдесят две тысячи каналов, нади, по которым циркулирует прана, жизненная энергия (ци в китайской философии), позволяя душе ощущать все свое материальное тело и управлять им. Любое нарушение циркуляции праны приводит к тому, что соответствующая часть нашего тела немеет и в конце концов атрофируется. Не случайно именно сердце, а не мозг, всегда считалось источником жизни, сознания и эмоций и самой уязвимой частью человека. «Бхагавад-гита» (13,4) приводит другой пример: душа, находясь в одном месте, подобно солнцу, освещает все тело светом сознания. Постулат об атомарности сознания также объясняет еще один важный факт - целостность нашего восприятия. Всевозможные ощущения в разных органах тела не воспринимаются нами разрозненно, хотя за них отвечают разные отделы мозга. Весь этот опыт принадлежит одному «я». Этот факт очень сложно объяснить, если исходить из предположения о том, что сознание порождается совместной деятельностью миллиардов нервных клеток. Какая из них присваивает себе право быть носителем единого «я», распространяющегося на все тело?

Природа сознания одновременно самоочевидна и загадочна. Ученые, занимающиеся изучением сознания в связи с проблемой искусственного интеллекта, затрудняются даже определить его. Уже упоминавшийся нами Р. Пенроуз пишет в связи с этим:

Так чем же является сознание? Разумеется, я не знаю, как определить сознание, и даже не считаю, что стоит пытаться найти такое определение (поскольку мы не понимаем, что оно означает).

И это говорит крупнейший специалист в области сознания! Иначе говоря, мы понимаем очень многое в этой жизни, но, как это ни парадоксально, толком не понимаем, что значит «понимать» или, например, «чувствовать, переживать». Дальше Пенроуз пишет:

Я уверен, что можно найти физически обоснованную концепцию сознания, однако думаю, что любое определение окажется неверным.

«Википедия», говоря об искусственном интеллекте, утверждает:

Точного определения этой науки не существует, так как в философии не решен вопрос о природе и статусе человеческого интеллекта.

Почему постичь природу сознания так трудно? Веды объясняют это следующим образом. Природа атмы, индивидуальной души, двояка: она одновременно является носителем сознания и самим сознанием, то есть сознание - это и свойство души, и сама душа. Иначе говоря, душа - это одновременно наблюдатель и наблюдение; тот, кто переживает опыт, и само переживание опыта. Первый аспект называется атрибутивным сознанием, второй - конституционным сознанием. (На санскрите эти два аспекта сознания называются дхарма-бхута-гьяна и дхарми-бхута-гьяна, или сварупа-гьяна.) Чтобы понять это, можно снова привести в пример пламя. Свет - это свойство пламени, но тот же самый свет - не просто свойство, а самая суть пламени. Свет как свойство пламени позволяет нам видеть окружающий мир, и тот же самый свет как суть пламени позволяет нам увидеть само пламя - мне не нужно другой свечи, чтобы увидеть горящую свечу. Подобно пламени, душа самоочевидна.

Сознание как атрибут души позволяет нам, живым существам, постигать и эксплуатировать окружающий мир. Постигая внешний мир, я могу понять очень многое, но, постигая себя, я должен понять, что это понимание и есть я сам. Иначе говоря, душа обнаруживает себя в акте познания. Поэтому для изучения природы сознания мы должны обратиться внутрь, на самого себя, что одновременно подразумевает ограничение внешней, экстравертной функции сознания. Собственно говоря, во все века существовали люди, которые именно этому посвящали свою жизнь - глубинному постижению самого себя и овладению собой. Ведическая философия утверждает, что только в постижении себя заключается смысл человеческой жизни. Эксплуатировать материальную природу - есть, слать, совокупляться и бороться за существование с таким же успехом можно в любой другой форме жизни, но постичь природу души способен только человек. Состояние, в котором душа постигает самое себя, называется самадхи. Степень экстравертированности сознания и определяет место души на лестнице эволюции: чем более экстравертно сознание, тем дальше оно от постижения своей природы и тем более внешними являются цели и ценности души.

Ученые упорно пытаются низвести человека до уровня сложного биологического механизма, случайно возникшего в процессе эволюции. Однако огромное количество фактов, даже самых простых, не находит удовлетворительного объяснения в рамках этой парадигмы. Даже появление элементарного инстинкта самосохранения, который, согласно теории эволюции, должен был существовать уже у праамебы, объяснить практически невозможно. Честные ученые признаются, что «пока ни одна физическая, биологическая либо математическая теория не приблизилась к объяснению нашего сознания и его логического следствия - интеллекта» (Р. Пенроуз, «Тени разума».). В своих попытках объяснить феномен сознания ученые и философы бывают вынуждены постулировать наличие этого качества уже у самих атомов материи! (Это делает, например, австралийский физик Реджинальд Кэхилл.) Иначе говоря, любое глубокое рассмотрение этого вопроса неминуемо приводит к необходимости введения в систему каких-то идеалистических элементов, так не логичнее ли сразу выделить сознание в отдельную категорию?

В рамках ведических представлений весь спектр различных наблюдаемых проявлений сознания находит простое и естественное объяснение. Думаю, что любой беспристрастный человек согласится, что введение этого понятия ни в коей мере не противоречит логическому принципу Оккама, запрещающему без необходимости «плодить новые сущности». В то же время даже с точки зрения Вед природа сознания логически непостижима (См., например: «Бхагавад-гита», 2.25 . Это качество души на санскрите называется ачинтья.), потому что душа заведомо противоречива. В каком-то смысле это утверждение перекликается с одной из формулировок теоремы Геделя: «Если система аксиом логически непротиворечива, то она неполна». Иными словами, качество полноты подразумевает логическую противоречивость. Душа, как частица Бога, Его крошечное подобие, полна и совершенна, а стало быть, должна быть противоречивой.

В этой статье я попытался чуть-чуть коснуться некоторых из этих противоречий, заложенных в природе души: она неизменна, но сознание души эволюционирует; она атомарна, то есть бесконечно мала, и в то же время неисчерпаема, вечно зависима и в то же время наделена свободой; она блаженна по природе, но вынуждена влачить жалкое существование; все души равны, но вместе с этим существует духовная иерархия. Как это ни парадоксально звучит, но эти противоречия, встречающиеся в описаниях природы души и сознания, - философское доказательство ее полноты и нематериальной природы. Дух всегда противоречив и не подчиняется законам логики. Хотя эти противоречия разрешаются в рамках разных школ ведической философии, все же, чтобы по-настоящему постичь душу, недостаточно просто знать философию - душа и сознание постигаются в результате инверсии сознания, строгой духовной дисциплины, сосредоточения ума, в конце концов - откровения. Поэтому, завершая описание природы души, Шри Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (

опубликована на нашем сайте ). , «Она пронизывает всё тело». Смотрите: “Я” – вижу, “Я” – слышу. Я чувствую вкус. Я обоняю, я – размышляю, я – различаю, я – существую. Сколько у меня “Я”, посмотрите. Нет, это – одно и то же “Я”. Отражается от различных “зеркал”. Отражённое “Я”. Поэтому, в нас внутри есть спор с самим собой: с чувствами, с умом, с разумом. Я – сам вступаю в конфликт. Потому что я рождён на уровне ума. Меня тянет вверх – разум, цель жизни, какие-то возвышенные вещи, мудрость, просвещение. И чувства – тоже тянут, но – вниз, в другую сторону. И вот здесь в уме – конфликт, горе от ума называется. Постоянные противоречия. Постоянный самообман. Постоянный поиск компромиссов. Как соединить то и другое? Это практически – невозможно. Что-то одно должно быть выбрано. Либо выбираете просвещение и мудрость, либо – чувственные наслаждения. Откуда у мудрого человека будет тяга к чувственным наслаждениям? Не бывает. И откуда у человека, который живёт ради чувств – знания? Не бывает. Поэтому, говорится, что в этом мире счастливы только два типа людей: полные глупцы, и великие мудрецы. Остальные – страдают. Вот наш выбор, трудно сделать. Потому что есть чувства, есть – разум. И наш выбор трудно сделать. Поэтому, нужно постичь себя – ВЫШЕ ЭТОГО ВСЕГО.

“Я”, кто же такой “Я” – независимо от этой структуры (имеет ввиду физическое тело, ум и разум ). Только посмотрите, какая мощь внутри заложена. Вы сейчас удивитесь – что такое душа. Если ум такой сильный. Если разум ещё сильнее. При помощи разума можно видеть прошлое, настоящее и будущее, проникать в любые тайны мироздания. Так устроен разум. То – что же может делать дух, сознание?

Сознание описывается в трёх терминах: сад; чит; ананда.

Сат означает – вечность. Чит, означает – знание; ананда – безграничное блаженство. Границ не существует для духовного потенциала. Бесконечное блаженство, бесконечное количество времени, безграничное знание. Такие у вас потребности? У каждого? Сколько счастья хотите? Безгранично? Жить долго – постоянно? Это есть – дух, вот он. Но дело в том, что в материальном теле, здесь, это отражается. В этой (материальной) структуре где мы сейчас находимся – наоборот. “Асат”. “Асат”, “ачит” и “нирананда”.

Асат, означает – временное существование. Несколько десятков лет мы здесь живём с вами. Ачит, означает – невежество. У нас большая проблема с этим. Мы рождаемся все в невежестве. Мы вынуждены слушать старших, иначе мы просто – ничего не поймём в этой жизни. Мы просто всё услышали друг от друга. И нирананда означает, что просто увеличиваются страдания, накапливаются.

Молодой человек как восклицательный знак, он утверждает что жизнь – прекрасна. А старик как вопросительный знак. Накапливается тяжесть в жизни, страдания, страхи, болезни, переживания, события в жизни. Всё это мы носим с собой, и это – груз. “Нирананда”, уменьшается счастье.

А душа, она желает – вот, быть бы такой всегда.

И над этим “Я” располагается – ещё более высокая энергия. Кто это? Сверхдуша. Это вселенский разум. Вот мы сейчас подошли к очень важному моменту. Душа может быть связана вот с этой структурой, она – уже связана, либо с – этой структурой, и с этой и с этой может быть связана. Вот эта структура, которая внизу, это – отражения верхней части, духовного что у вас есть. Говорится, что материальное, это отражение – духовного мира. Поэтому, там чувства находятся на самом верху. А здесь, в самом низу, в невежестве. Чувствам нельзя доверять. Но когда чувства очищены, и – одухотворены, наоборот им нужно доверять. Спонтанно живёте. Не думая, всё что чувствуете – правильно. Пока вы не очистили свои чувства, мы не можем всё сравнивать с собой. Потому что – разные типы чувств существуют, неочищенные. Мы ошибёмся. А когда чувства очищены, ум, разум, (…).

Очищение означает – любовь. Любовь имеет способность чувствовать, размышлять, и различать. Это любовь, это мудрость, её вечное свойство. Если сказать – откуда, называется “ачьютья” – нет причины. Вот, как – душа, божественна. Вы не можете назвать причину.

Что говорят о душе? О душе говорят: если вы услышали о душе – чудо! Если вы подумали о душе, вы сделали тоже самое – чудо, возможно ли такое? И если вы увидели душу глазами, вы скажете – невозможно, чудо какое-то. Это – “ачьютья”. Вы никогда не сможете это объяснить, но это – факт. Как Солнце, можно сколько угодно думать, объяснять, понимать, вот – факт, существует такое Солнце. Существует семечка, вырастает и вырастает. Вы можете такое создать? Ну, создайте такую маленькую микросхему, бросьте её в землю, закопайте. Полейте водой, пусть вырастет – ноутбук. Семечку водой поливаете, и вырастает куст. Вы замечали это? Это же удивительно. Объяснимо? Нет, необъяснимо. Все эти вещи уже в области “ачьютья” – необъяснимые. Но они – существуют. Также, как и любовь: в не сможете её объяснить. Но она просто – существует. По-другому вы её не сможете объяснить, кроме как фактом существования. Когда вы любили, то вы – знаете что такое любовь. Если не любили – вам нельзя это объяснить.

Отступление.

В книге Сергея Амаланова “Бабочка любви” на основе принципов работы головного мозга, объясняются такие понятия, как: почему возникает влюблённость к определённому человеку (три главные причины), почему влюблённость закономерно – приходит. Что представляет собой любовь, на основе работы головного мозга человека, чего категорически нельзя делать в отношениях, и многое другое, не всё. но – самое главное о любви и взаимоотношениях близких людей. С содержанием книги “БАБОЧКА ЛЮБВИ” С. Амаланова можно ознакомиться на нашем литературном сайте. Там же, онлайн опубликованы книги Хакимова А. Г.

Продолжение лекции Хакимова А. Г. о духовной составляющей любви.

– Все эти духовные явления, они не постижимы. Но они являются основой факта нашего существования. Главным фактом нашей жизни.

Итак, вот эту вещь, личность, мы раздробили на части сейчас. Называется дифференциал, интеграл. Если вы хотите что-то понять, разберите это на части. А потом – соберите. Значит, вы поняли всё. Но, когда учёные попытались разобрать на части само сознание “Я”, то – ничего не произошло. Не делится на части. “Я” – неизменен. Вот посмотрите ещё раз.

Рождается ребёнок. Вот такой, с ноготок. Тело – изменится. Он сменит тело. Через несколько лет, тело станет вот таким. Согласны, что другое тело? Или то же самое тело? Тело – другое. Он есть, и что-то выделяет. Всё меняется. Через 7 – 11 лет все клетки полностью заменятся. А личность – та же самая, “Я”. Был маленький. Теперь я – вот такой. “Я” – тоже самое.

Потому он вырастет в юношу, тело изменилось, правда же? Но личность та же самая. Какой вывод? Что после смерти жизнь – существует. Но мы не зависим от тела всегда. Он не менялся, менялось только тело. Это же со мной было? Носитель тел – один и тот же, неизменный. Поэтому и говорится: душа – вечна. А тело временно. Но здесь, мы говорим о “Сверхдуше”. Это знание даётся просто как – милость. Без напряжения ума, без каких-то усилий. Тут не нужно никакого образования. Нужно просто – любовь связующая.

Мы наблюдаем косяки перелётных птиц. Они летят тысячи километров без навигаторов, точно знают куда летят. Загадка для учёных. Мы наблюдаем жизнь бобров, как их жизнь организована, они строят целые города. Жизнь пчёл, муравьёв. Мы наблюдаем, как больная кошка выбирает себе лекарственную траву, и – выздоравливает. Чьё это знание? Кошкино? Нет. Это – знание. Но передаётся по-другому, интуитивным путём. Подсознание? Нет, Сверхсознаие. Потому что кошка направление в этой энергии находит. Это – Сверхсознание, а не подсознание. Подсознание, это просто память.

Отступление.

подсознательную память информация записывается тогда, когда на человек находится либо без сознания, либо его сознание – сильно подавлено травмирующим физическим, или психологическим фактором, – прим. админа).

Но чтобы найти лекарства (больной кошке ), нужно иметь – знания, а не память. Если вы никогда не пользовались, то вы должны иметь знание.

……………………………………………

Выдержка из лекции Хакимова А. Г. “Семейные ценности”

Над разумом есть собственно говоря – причина этого всего: “Я” – сознание. Обратите на это внимание. Это очень и очень важный момент мы сейчас обсуждаем. Мы хотим научно представить концепцию сознания. Мы сейчас – отделяем его (сознание) от этой физической структуры и тонкой, как самостоятельный элемент: “Я” – сознание. Сейчас путают сознание с мозгом, с нервной системой, или с кровью человека. То есть с чем-то физическим. Веды говорят: “Душа не рождается и не умирает. Душу не сможете сжечь огнём, растворить водой, рассечь оружием. Она – не материальна. Не иссушить ветром. (Примечание. Это определение души Хакимов А. Г. привёл из Бхагавад-гиты” – древнего ведического священного писания, которое признаётся квинтэссенцией всей ведической мудрости. Опубликовано на нашем сайте онлайн по ссылке: (страница откроется в новом “окне”).

Продолжение лекции Хакимова А. Г.

– То есть это – антиматериальная энергия, это сознание. И она – главный элемент в этой структуре. Без сознания это всё остальное – не работает, не включается. Как холодильник без электричества не включается. Необходимо включить сознание. Можете сделать компьютер, всё что угодно. Он – миллионы лет будет стоять, пока кто-то сознающий не включит его.

Так же это тело, это – биологическая машина. Пока тут есть сознание, оно кажется живым. Посмотрите: оно работает, у него эмоции есть. Там есть жизнь внутри. Жизнь уходит из тела, что это такое? Оно всё – распадается в прах, в материальные элементы. То есть, присутствует соединение материи и духа. Сознание и материя сейчас, как бы – смешаны вместе. Хотя “Я” никак не связано с материей. Это как в колеснице оно (сознание) сидит. Где есть пять лошадей, пять чувств. Есть вожжи – ум, и возница – разум. Сама же душа никак не связана. Она просто – переживает счастье и несчастье. Наблюдает счастье и несчастье. Что происходит с моим телом, и события жизни моего тела.

– Потом, тело умирает, душа направляется – дальше, по назначению.

Как мы определим это научно, симптомы присутствия этой вот – сознающей силы? Что это такое? Я задаю загадку детям, школьникам, они отгадывают – всегда. А взрослые, практически – не отгадывают. Им нужно подумать. Так вот загадка. Какие три вещи мы с вами больше всего хотим в жизни, получив которые, мы больше ничего не будем желать. Три вещи всего. Отгадайте. Много молодых людей, вы должны догадаться. Любовь и деньги? Супер! А третье что ещё? Счастье и любовь, можно соединить. Значит вы сейчас о счастье сказали, и о существовании сказали, два принципа, а третий не назвали. Это – базовые вещи, получив которые – нечего больше желать. Значит, счастья – сколько? Назовите цифру, какой эквивалент? Безграничное, о-о-о! Безграничное счастье на санскрите, называется – “ананда”. Это желание сознания. Да, верно. Деньги и здоровье, это принцип поддержания существования. А сколько вы хотите существовать? Вечно. Это – другая характеристика души. И что же ещё не хватает? Знание. Совершенно верно. Знание. Это есть сознание. Это – главное, сознание, сознающая энергия. То есть я существую, и знаю об этом. Это трудно объяснить, это – божественный принцип. Есть вечно существующие, которые – не знают о себе ничего, верно? А я знаю, что я существую. Это называется “чит”. От этого произошло слово – “читать”, знать. Энергия знания, или сознания. Она в – центре, энергия «чит». Допустим, я знаю что я – существую. Но этого мало.

1 час 25 минут записи полной лекции.

– Я ещё хочу осознавать своё счастье. Иначе, какой смысл существовать без счастья? И существовать – всегда: “Пусть всегда будет Солнце, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду – я”. Я не хочу прекращать существовать. Это описывается в Ведах признаки существования души. Вот они об этом и говорят. Спросите свой разум: это – возможно? Нет. Людей, которые бы жили вечно, и всё знали, и были бы бесконечно счастливы, невозможно. Спросите ум. Он скажет: “Не говори глупостей. Такого не бывает. Главное – забыть, погрузись в чувства. Не думай о смерти, и жизни, просто – наслаждайся и всё”. Они – не знают, видите. Они не согласны. Они не верят в это. Спросите себя, не найдёте ответа вот в этих областях. И тем не менее, “Я” – всё равно этого хочет! Против всяких наших законов и материального опыта. Это – дух. Душа вот в этих качествах не умещается в теле.

Ведическая концепция создания материального мира простыми словами.

Рассмотрим такие моменты, кто такой Бог, зачем он создал материальный мир, и почему мы оказались здесь. И как вернуться домой.

Тема очень обширная и довольно непонятная среднему человеку, поэтому в этой статье очень кратко и упрощенно описан процесс создания материально мира и смысл этого явления. Согласно Ведам, древним священным писаниям, есть духовный мир и материальный, в котором мы и пребываем сейчас. О духовном мире, как он описывается в Ведах, можно почитать в небольшом обзоре « ».

Зачем Богу материальный мир?

Вполне логичный вопрос, и ответ, который дается в Ведах, состоит в том, что Богу материальный мир не нужен, так как Он самодостаточен и ни в чем не нуждается. Но Бог создал его для определенной категории душ.

В духовном мире все души, являясь неотъемлемыми частицами и осознавая это, служат Целому. То есть, они живут для Бога, или служат Богу, который является Источником и первопричиной всего. Служа Богу, души испытывают всевозрастающее блаженство и полностью удовлетворены таким положением вещей. В духовном мире нет страданий, болезней, старости и смерти. Там все вечно, исполнено знания (мудрости) и блаженства.

Однако иногда у души появляется желание пожить для себя, то есть, убрать Бога из центра своей жизни, и поставить в этот центр себя. А так как в духовном мире это невозможно (так как естественной природой и деятельностью души является служение Целому), Бог, чтобы дать возможность душам попробовать осуществить их желание, создал материальный мир и лишил их памяти о Себе. Таким образом, придя в материальный мир, душа забыла, что есть Бог, которому нужно служить, и теперь может осуществить свое желание - служить себе, жить для себя.

Что из этого вышло - можно видеть вокруг. Каждый живет для себя, со всеми вытекающими последствиями - радостями и страданиями материального существования, рождением, болезнями, старостью и смертью. И так снова и снова - под контролем и .

Материальный мир - мистический сон Бога

В Брахма-самхите говорится, что Маха-Вишну (одно из проявлений Бога) возлежит в Причинном океане (являющимся частью духовного мира) и погружен в мистический сон, называемый йога-нидра. Это не просто сон в обычном человеческом понимании. Йога-нидра означает особое состояние на грани сна и бодрствования, и те, кто входил в это состояние, практикуя йога-нидру, может лучше понять, о чем идет речь. Причинный океан - это особая сфера духовного бытия.

С каждым выдохом из пор трансцендентного тела Маха-Вишну исходят бесчисленные вселенные, а с каждым Его вдохом все эти вселенные втягиваются в Его рот и таким образом уничтожаются. Это сложно понять умом, так в материальном мире все не так, как в духовном, и здесь мы не встречаем ничего подобного. Почти невозможно представить себе размеры Маха-Вишну, если из каждой поры на его теле выделяется капелька пота размером со вселенную.

Каждой такой вселенной управляет Брахма, который является вторичным творцом вселенной, а также Вишну и Шива. То есть, на каждую вселенную приходится по одному Брахме, Вишну и Шиве. У каждого своя сфера контроля. Брахма творит, Вишну поддерживает, а Шива разрушает.

Срок существования материального мира составляет 311 триллионов лет - именно столько живет Брахма, и именно столько длится цикл «выдох-вдох» Маха-Вишну. Когда этот цикл существования заканчивается, следует новый, и так бесконечно.

Выбор материального тела

Материальное тело - это самая грубая оболочка души, а более тонкие тела - это и . Все эти тела как бы окутывают душу, определяя дальнейшее будущее человека в соответствии с тем образом жизни и желаниями, которые он имеет.


Обсудить на форуме эзотерики :
Поделиться: