Псковские монастыри женские. Псковские храмы. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь

Во Пскове в Средние века сложилась своя, самобытная и ни на что не похожая архитектурная школа. Отличить псковский храм просто: «московский храм – торт, псковский – сундук». После революций русские белые эмигранты «воссоздавали Русь» в местах их изгнания как раз по «псковской школе» - архитектура напоминала о родине, при этом небогатым общинам беженцев было под силу найти средства на строительство таких – внешне скромных и небольших – церквей. Поэтому "псковские" храмы часто встречаются и заграницей.

Церковь Успения Богородицы на парижском кладбище Сент Женевьев де Буа

Храм построен архитектором Альбертом Бенуа в 1938-1939 годах и освящён через полтора месяца после начала Второй мировой войны. По внешнему виду, пропорциям, внутреннему устройству – это классический псковских храм: небольшой, кубической формы, с одной главой, возвышающейся над восьмискатной кровлей, барабаном главы и апсидами, украшенными бегунцом и поребриком, повторяющим внутреннее членение храма скромным и благородным декором на стенах и отдельно стоящей двухпролётной звонницей. Так неожиданно псковские черты приобрёл храм, находящийся далеко от русских пределов, под сенью которого покоится цвет Зарубежной России.

Здесь лежат писатели Георгий Иванов, Иван Бунин, Зинаида Гиппиус, Владимир Максимов, Дмитрий Мережковский, Николай Оцуп, Борис Поплавский, Алексей Ремизов, Иван Шмелев. Тут семья Игоря Стравинского, вдова реформатора Петра Столыпина Ольга Борисовна, вдова адмирала Колчака Софья Фёдоровна и их сын Ростислав. Здесь же покоятся религиозные философы и писатели Сергий Булгаков, Василий Зеньковский, Антон Карташев, Николай Лосский, Пётр Струве, музыканты, художники артисты: Николай Кедров, Константин Коровин, Иван Мозжухин, Зинаида Серебрякова, Константин Сомов, Андрей Тарковский, Матильда Кшесинская, Серж Лифарь, Рудольф Нуреев, промышленники и благотворители Рябушинские, князья из Дома Романовых, а также прославленные генералы Николай Головин, Александр Кутепов, Алексей фон Лампе, Зиновий Пешков (Свердлов), Иван Попович-Липовац и Сергей Улагай.

Троицкий кафедральный собор

Часто приходится слышать от гостей, с которыми гуляю по городу: «ну до чего тут всё старинное». Да, храмы возрастом шесть-семь веков тут почти что на каждом шагу. Но главный собор Пскова – один из молодых: он построен «всего» в 1699 году. Впрочем, ныне существующий храм – уже четвёртый на этом месте; в основании его конструкции покоятся остатки предыдущих каменных соборов, построенных в XIV и XII веках. А первоначальный храм Святой Троицы, возведённый на этом месте, по преданию, был построен велением Святой Равноапостольной княгини Ольги, происходившей, как известно, из «Выбутской веси близ Пскова».

Троицкий собор всегда был средоточием жизни города. У его стен собиралось псковское вече времён независимости, тут «сажались на стол» призванные вольным городом князья, сюда приезжал судить и казнить смутьянов Грозный царь (и именно тут лежит смиривший его смелой укоризной псковский юродивый Николка Салос). Отсюда снимали и увозили в ссылку вечевой колокол и пскович, автор летописи, писал о том, что он чувствовал: «не знаем, как только глаза не вытекли со слезами и сердце не оторвалось от корня». Здесь лежат мощи святых князей – покровителей города: Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея.

Храм виден практически отовсюду в городе: он возвышается, как на постаменте на высокой скале при слиянии двух рек. Храм окружён со всех сторон мощной крепостной стеной, кажущейся по сравнению с ним небольшой оградой. Пять глав (привет от Страшего Брата – Москвы) крыты золотом и медью: красиво, особенно, когда ночью подсвеченный снизу собор золотом купола сливается с золотом небесных светил. Но прежде, как правило, купола крыли свинцом (после Второй мировой – трофейным немецким дюралюминием с брошенного врагом аэродрома) – и так, кажется, было ещё лучше: светлые серебряные купола таяли в высоком северном небе Псковщины.

Церковь Богоявления с Запсковья

Одна из кончанских церквей – церковь Богоявления с Запсковья, «столица» Богоявленского конца. Стройный белокаменных храм и массивная звонница стоят на берегу реки Псковы, создавая единый ансамбль. Храм впервые упоминается в 1397 году, а в нынешних формах, вероятнее всего, возведён в конце XV века. Это классическая псковская церковь во всей чистоте и целостности стиля и школы: кубической формы, одноглавая, со скромным декором, она производит огромное впечатление именно благодаря благородству пропорций. В сущности, это некий «средневековый кубизм», не только здание, но большая скульптура. Эстетический эффект достигается через безупречное сочетание простых форм и объёмов: кубов, цилиндров, параллелепипедов.

В конце 1920-х этот храм увидел, возвращаясь из Москвы (где он строил здание Центросоюза на Мясницкой) великий архитектор ХХ века, «отец конструктивизма» Ле Корбюзье. Спустя годы он создал один из своих главных шедевров – часовню Нотр-Дам-Дю-О в Роншане, о которой говорил, что её формы навеяны увиденным когда-то псковским храмом.

Церковь Покрова и Рождества Богородицы От Пролома

Все храмы Пскова имеют имена – не просто по святому или церковному празднику, которому они посвящены, но исторические названия, связанные с окружающей местностью средневекового города или происшедшим в его богатой истории событием. Эти имена звучат как музыка, немного напоминая знаменитые на весь мир названия знаменитых итальянских храмов. Только там Санта Мария Дель Фьоре и Сан Паоло Дель Латерано – а у нас здесь Успение с Жабьей Лавицы, Никола Со Усохи или Козьма и Дамиан С Примостья.

Покровский От Пролома храм выстроен в месте, где кипела жаркая битва во время решительного штурма Пскова армией славного польского короля Стефана Батория в сентябре 1581 года. Тогда в крепостной стене была пробита брешь (Пролом), в которую устремились лучшие королевские рыцари и наёмники. Но взамен каменной стены выросла живая – из защитников города. Сражение кипело весь день, за оружие взялись не только мужчины, но женщины и дети. В решительный момент захватчики дрогнули и бежали: над схваткой на воздухе и они, и псковичи увидели Богородицу, осеняющую своим Покровом русскую крепость. Единодушно это чудо описывают и польские, и русские источники. На месте страшного сражения, у подножия могучей крепостной башни была возведена церковь, под сенью которой в братской могиле покоятся павшие воины.

Этот небольшой, скромный, камерный храм уникален не только историей и именем: он не похож ни на один другой ни во Пскове, ни где бы то ни было. Он как бы состоит из двух церквей-близнецов, «сросшихся» боками и притворами и соединённых галерейкой и звонницей. Внутри всё соразмерно человеку, при этом нет ни намёка на «человеческое, слишком человеческое»: мощь каменных стен и столпов, объёмы сводов, солнечный свет, проникающий через узкие окна-бойницы в куполах – всё это ясно и уверенно говорит о том, что здесь – Дом Божий и усыпальница героев.

Мирожский монастырь

Мирожский монастырь на противоположном берегу реки Великой – возможно, один из старейших во Пскове и Русской церкви. По некоторым данным, он был основан в первой половине XI века, во времена Ярослава Мудрого. Самая древняя сохранившаяся монастырская постройка - храм Преображения Господня, построенный в первой половине XII века. Это – образец и идеал всего последующего развития псковской архитектуры, церковь, возведённая и расписанная греческими мастерами, приглашёнными святым митрополитом Нифонтом. Храм знаменит в первую очередь уникальными фресками – единственным по сохранности комплексом росписей домонгольского времени, памятником византийской живописи, равного которому почти что и нет в мире (разве что на Сицилии есть что-то подобное). О фресках по загадочным причинам забыли спустя несколько сотен лет после написания, уже в московское время, и они были открыты заново в конце XIX века. С тех пор они многократно реставрировались. Славная традиция монастырского иконописания продолжается и ныне: в монастыре действует иконописная школа и мастерская, созданная и некоторое время возглавлявшаяся знаменитым мастером, архимандритом Зиноном (Теодором).

Церковь Рождества Иоанна Предтечи бывшего Ивановского монастыря

Если современный пятиглавый «поздний» Троицкий собор 1699 года – «подарок от Москвы», то эта церковь, выстроенная в начале XII века – «привет от Новгорода». В то время Псков входил в состав новгородских земель, и храм – памятник той эпохе, прекрасный образец новгородской школы: трёхнефный, приземистый, крытый по закомарам, с тремя шлемовидными куполами.

Некогда здесь находился женский монастырь, куда удалялись монашествовать вдовы псковских князей. Из XIII века, эпохи Александра Невского дошла до нас история святой княгини Ефросинии Рогволодовны, в иночестве Евпраксии, ставшей вдовой-монахиней при живом муже – князе Ярославе Владимировиче, отступнике, ушедшем к немецким рыцарям, принявшем там новое имя и веру. Спустя много лет она была выманена в ливонский замок и умерщвлена там сыном бывшего мужа-предателя от новой жены. Мрачная готическая история дополняется трагическими воспоминаниями ХХ века: по рассказам старожилов, в храме в 20-30 годы был устроен гараж НКВД, в котором, как говорят, производились расстрелы невинных людей.

Но светлая сторона сильнее: в храме под спудом почивают десятки мощей святых преподобных настоятельниц монастыря, а стены и иконостас расписаны отцом Андреем (Давыдовым) – одним из самых необычных и талантливых иконописцев современной Русской церкви.

Часовня Воскресения Христова (Царская)

Храм построен в начале нынешнего века, находится на привокзальной площади Пскова, рядом с тем местом, где в марте 1917 года стоял императорский поезд, где последний русский Государь «во имя спасения России, удержания армии и общего спокойствия» принял решение об отречении от Престола Государства Всероссийского, где были записаны им в дневник пророческие слова «кругом измена, и трусость, и обман».

Часовня, увековечившая это событие, построена по проекту архитектора Сергея Кондратьева в 2003 году и была освящена в 85-ю годовщину убийства царской семьи. Автор сознательно отказался от всяких попыток стилизации древней псковской церкви в пользу использования мотивов, сближающих облик часовни с архитектурой вокзала, на перроне которого произошли трагические события отречения и барочными формами Царского Села, куда так стремился Государь Император в марте 1917. Купол покрыт медью, главка и крест выполнены из специального сплава, изготовленного на одном из оборонных заводов Урала, где погибла Императорская Семья.

На закладной доске апсиды – надпись:

«Господи, прими наше покаяние
И утверди на пути воскресения
Родной России и её народа
В духовной силе и правде»

Юрий Стрекаловский

Среди достопримечательностей Пскова - его церковная архитектура. Псковичи имели своей собственный зодческий стиль, поэтому в городе можно найти множество церквей, в том числе очень древних и уникальных.

Как и большинство древних русских городов, Псков всегда был набожным и многомольным, считающим православную веру неотъемлемой частью своей жизни. Не удивительно, что в городе Пскове много прекрасных церквей, многие из которых очень древние. Мы расскажем о некоторых из них.

Церковь Василия «на горке»

Такого ее настоящие название, была построена в 14 веке на холме, который потом, по церкви, назвали Васильевской горкой, а уж после появилось и народное название «Церковь Васили «На горке».

Первый храм был деревянным и украшенным росписью, и располагался близ не существующей уже стены Среднего города. А в 1375 году на его месте уже был построен каменный храм, который неоднократно переделывался и улучшался. Ближе к началу 16 века именно здесь была написана чтимая чудотворная Тихвинской Божией Матери с акафистом в 24 клеймах - небольших прямоугольниках на иконе, на которых изображено житие Богородицы. Раньше она занимала один из верхних ярусов иконостаса, сегодня же хранится в Псковском музее-заповеднике.

У храма трудная судьба, его не раз пытались закрыть. Сначала пожар 1562 года уничтожил часть города, и церковь лишь чудом спаслась. И, тем не менее, начиная с 16-17 веков, для нее наступили времена упадка. И к 19 веку она так обветшала и разорилась, что церковь собрались отправить на слом: обрушился северный предел, почти полностью были утрачены старинный иконостас и резной клирос. Но вновь божье провидение спасло храм, его приписали к Крылецкому монастырю, и так оставалось вплоть до 1921 года, когда церковь была закрыта. Многие годы там находился архив и хранилище документов, в Великую Отечественную войну храм довольно пострадал. Но, как говорит народная мудрость, Бог любит Троицу, и в 2000 году в Церкви Василия «на горке» вновь начались проводиться богослужения. Храм отреставрировали и теперь он радует взор горожан своим белоснежным силуэтом, словно сияющем с холма.

Храм Святого Александра Невского

Полностью название храма звучит как Воинский храм Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. Он был построен в 1907-1908 году для 96-го Омского полка. Проект был типовым, разработанным Ф.М. Вержбицким специально для военных - в России было построено более 60 подобных храмов по всей стране.

Но, несмотря на типовый проект, для архитектурных традиций Пскова эта церковь уникальна. Прямоугольный в плане, вытянутый по оси - от купола до шатровой колокольни. Это так называемый псевдорусский стиль, он же «поздняя эклектика», что проявляется и в декоре экстерьера: шлемовидные кокошники, лопатки, закомары в завершении окон и фасадов. Храм выглядит исключительно нарядным, зеленые скаты и золото-голубые навершия купола и колокольни гармонично сочетаются с красным кирпичом стен, создавая радостное и праздничное настроение.

Как и у многих храмов в стране, у церкви Александра Невского была не самая легкая жизнь после революции 1917 года. Храм был закрыт и там, сменяя друг друга, поочередно находились то ««Революционный Красноармейский театр», то Дом Офицеров, а в конце концов и вовсе хозяйственный склад. И лишь в 1990 году храм вновь вернули православной церкви. Причем по прежнему выполняет ту миссию, ради которой был создан - несет поддержку и утешение военным в «горячих точках». Кроме того, храм занимается издательской и благотворительной деятельностью: выпущен сборник стихов в честь погибших воинов 6 роты Псковских десантников, создан электронный каталог всех портретов погибших военных десантников, их имена увековечены на стенах храма, также ведется материальная поддержка воинов и их семей. Деятельность служителей храма не осталась незамеченной, и храм, а также его протоиерей Олег Теор были награждены в 2000 году благодарственными грамотами Министра Обороны РФ за участие в возрождении духовных и нравственных основ воинского служения Отечеству.

Церковь Алексия, человека Божьего

Церковь Алексия, человека Божьего, была построена в 1688 году на месте старинного храма женского Алексеевского монастыря. Раньше эта церковь располагалась за пределами города, в поле, в окружении одноэтажных деревянных домов Алексеевской слободы, от этого и появилось второе, народное название - церковь Алексия в Поле. О старинной церкви не раз упоминается в летописях, описывающих времена осады Пскова войсками польского короля Стефана Батория в 1581 году. Тогда здесь велись ожесточенные бои.

За время своего существования церковь постоянно меняла свою принадлежность: в 1712 году вместе с монастырем она была приписана к Печерскому монастырю, в 1678 - к Сергиевской церкви, в 1808 ее хотели было снести, но 1818 храм приписали уже Старо-Вознесенскому монастырю, и лишь в 1854 году церковь Алексия с Поля наконец-то приобрела самостоятельность.

Как это нередко случалось после революции, храм был закрыт и отдан под зернохранилище, но в годы Великой Отечественной Войны вновь открыт и получил множественные повреждения во время войны. В 1989 году началась реставрация и с 1994 года храм снова проводит богослужения и принимает прихожан под покровительством Псковской епархии.

Построена из камней и плит, беленая, одноглавая, с приделом Рождества Богородица и двухъярусной колокольней. Портал входа украшен современной фреской иконописца отца Андрея. Кроме того, рядом с церковью располагается старинное кладбище.

Церковь Богоявления с Запсковья

Одна из красивейших и эффектных церквей Пскова. У него изящный, с виду простой силуэт, вместе с тем архитектурная композиция довольно сложна и ассиметрична. Как-то в Псков приехал известный архитектор Ае Корбюзье, в целях сотрудничества с советскими архитекторами. Он с интересом и восхищением изучал архитектуру древнего Пскова, но больше всего поразила его впечатление церковь Богоявления с Запсковья. Настолько, что сам архитектор признавался, что именно этим храмом он вдохновлялся, проектируя и строя часовню в своем родном городе Роншане.

Первое упоминание храма относится к 1397 году, но старое здание сгорело в пожаре 1458 года. Современный храм построен на том же месте в 1495 году. Располагается он на возвышении, на берегу Броды (раньше эта речка была такой мелкой, что ее можно было перейти вброд). Любопытно, что раньше на противоположном берегу реки был еще две Богоявленских церкви, которые образовывали «святой треугольник», включающий в себя место традиционного крещенского водосвятия.

К концу 19 века церковь несколько обеднела, хотя и оставалась основным приходским храмом Запсковья. В 1936 году она была закрыта, и довольно сильно пострадала во время Великой Отечественной Войны. Реставрация Богоявленской церкви началась только в 21 веке, и в 2009 году была открыта для прихожан.

Церковь Константина и Елены

Полное название этого храма, построенного в 1681 году - Церковь Святых Равноапостольных Царя Константина и матери его Елены. По преданию, современная церковь построена на месте, где раньше была часовня святойАнастасии. Рядом с дорогой в храм можно увидеть остатки полукруглых плиточных стен - считается, это и есть развалины старой часовни. Легенда гласит, что св. Анастасия явилась во сне к одному слобожанину и строго наказала хранить остатки своей часовни, иначе слобода сгорит.

Церковь построена в типичном для Пскова 16 века архитектурном стиле, четырехстолпная и трехапсидная. В 18-19 веках к церкви был пристроен с южной стороны придел Святого мученика Василия, в 19 же веке была построена и двухъярусная каменная колокольня. Церковь декорирована лопатками на четверике, бегунцом, барабаны куполов украшены керамическими кокошниками, покрытыми зеленой поливой.

Является действующей, причем помимо обычной храмовой жизни, здесь также занимаются излечением бесноватых и одержимых.

Церковь Михаила Архангела

Полное название церкви - . Согласна надписи на находящейся в храме плите, церковь основана в 1339 году. Раньше в этом месте находился городец - небольшое укрепление, отсюда и прибавка к названию церкви - «с Городца». Современное каменное здание церкви было возведено в 1439 году, а в 1649 оно было дополнительно перестроено. Так, изначально было два престола, но левый за ветхостью был упразднен. Сейчас там продают восковые свечи. А в 1990 году церковь Михаила Архангела стала полковым храмом Енисейского полка.

Церковь построена из плит, ее главный неф в плане представляет собой правильный крест. Фасады украшены арочными делениями, делающими внешний вид церкви более легким и нарядным. Глава церкви раньше была покрыта глазурованной черепицей, но недавно ее заменили на железо. А вот на барабане можно по-прежнему увидеть двойной пояс глазурованных узорчатых изразцов конца 17 века.

Церковь Петра и Павла

(такого полное название храма) была построена в 1373 году на месте древнего кладбища - то есть «буя». С этой церковью связана легенда о том, как в 1615 году, во время наступления на город шведский войск, во время молебна от иконы Божией Матери донесся голос, который обещал защиту. И действительно, псковские войска одержали победу. А в годы Северной войны недалеко от церкви останавливался Петр I. Он часто ходил в этот храм, читал Апостол и даже пел на клиросе. А уже потом он позаботился о том, что церковь, посвященная его небесным покровителям, приобрела новый иконостас, и ей был возвращен статус соборной церкви.

Церковь Петра и Павла построена в классическом псковском стиле: одноглавый храм, с тремя апсидами, декорирован характерным псковским украшением - бегунком. Барабан главы украшен узорчатым керамическим поясом.

Церковь Николы со Усохи

Была впервые построена в 1371 году, а в 1536 году было возведено каменное здание, так как старое сгорело в пожаре. Местность, где располагается храм, раньше называлась «усохой», так как было оно на краю большого болота. Сейчас болота уже нет, а название осталось. С церковью Николы со усохи связано предание об Иване Грозном. Говорят, что когда он ехал мимо храма, звон колоколов напугал его коня и обозленный царь приказал отрубить колоколу уши. И говорят, во время выполнения этого странного приказа из ушей колокола полилась кровь.

Церковь построена в подчеркнуто псковских архитектурных традициях. Вместе с тем, есть и оригинальная деталь - часовня, прозванная местными «часовней неугасимой свечи». Такое название было дано ей за то, что раньше там постоянно горела лампадка перед иконой святого Николая Чудотворца. Это небольшое здание с изящной крохотной главой, стены прорезаны крупными арками - вместе с архитектурой самого храма часовня составляет причудливый ансамбль.

Материал из Азбука паломники

Церковь Николы со Усохи

Церковь св. Николая «со Усохи»

Построена в 1383 г., перестроена в 1536. Один из самых красивых храмов. Адрес: ул. Советская, 19.

Церковь Покрова и Рождества Богородицы

Церковь – часть бывшего Покровского монастыря, в котором жил старец Дорофей, которому явилась Богородица во время польского нашествия. Она появилась со стороны Спасо-Мирожского монастыря со святыми Антонием Киево-Печерским и Корнилием Псково-Печерским, вошла в Покровскую церковь, а оттуда – в Покровскую башню… Адрес: ул. Свердлова, 1 (в углу стены, возле Покровской башни).

Церковь Богоявления «с Запсковья»

Построена в 1496 году. Один из самых красивых храмов Пскова. Адрес: ул. Герцена, 7.

Церковь Варлаама Хутынского

Церковь Варлаама Хутынского

Первый, деревянный храм был построен в 1466, во время мора. Каменный построен в 1495 г. в новгородской архитектурной традиции. Сюда был направлен удар сил шведского короля Густава-Адольфа 9 октября 1615 г. Шведы пытались разбить собор из пушек, но не смогли. Адрес: ул. Л. Поземского.

Церковь Петра и Павла с Буя

Первое упоминание Петропавловской церкви относится к 1373 году. В 1540 году на месте прежнего поставлен нынешний храм. В годы Северной войны Петр I, бывая в Пскове во время подготовки военных действий против шведских войск, ходил к обедне в Петропавловский храм, где читал Апостол и пел на клиросе. Адрес: Псков, ул. Карла Маркса, д. 2.

Церковь Василия на Горке

Первое упоминание церкви Василия на Горке относится к 1337 году. В 1413 году на месте деревянной церкви был возведен каменный храм. Конец XV века и XVI век являются временем расцвета, когда к храму были пристроены приделы и галерея. В начале XVI века была написана чтимая храмовая икона Тихвинской Богоматери. Адрес: Псков, Октябрьский проспект, д. 5.

Церковь Георгия со Взвоза

Церковь Георгия со Взвоза

Первое упоминание церкви Георгия со Взвоза относится к 1494 году. В 1701 г. по указанию Петра I к древней стене Окольного города присыпана земляная батарея, которая сохранилась поныне. Много раз разбиралась, переделывалась, реставрировалась. Адрес: Псков, Георгиевская (Урицкого) ул., д. 1.

Церковь вмц. Анастасии Узорешительницы

Первое упоминание церкви святой великомученицы Анастасии Узорешительницы относится к 1487 году. В 1639 году к центральному храму был пристроен придел во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы. Адрес: Псков, Октябрьский пр., д. 9.

Церковь Михаила Архангела с Городца

Первое упоминание церкви Михаила Архангела с Городца относится к 1339 году. Сооружен из известняковой плиты. В начале ХХ века была полковою церковью Енисейского пехотного полка. Адрес: Псков, Советская ул., д. 18.

Церковь Николы Явленного от Торга

Церковь Николы Явленного от Торга

Датой основания храма считается 1419 год, хотя о судьбе здания ничего не известно. Каменная церковь в современном виде возведена в 1676 году. Адрес: Псков, ул. Некрасова, д. 35.

Церковь Преполовения Пятидесятницы

Первое упоминание церкви Преполовения Пятидесятницы относится к 1468 году. В настоящее время церковь является подворьем Спасо-Елеазаровского монастыря. Адрес: Псков, Детская (Спасская) ул., д. 3.

Церковь Сергия с Залужья

Церковь Сергия с Залужья - действующий православный храм конца XVI века, памятник истории и культуры федерального значения, расположенный в Окольном городе Пскова. Адрес: Псков, Октябрьский пр., д. 15 / ул. Свердлова, д. 42-А.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы с Полонища

Церковь Успения Пресвятой Богородицы с Полонища построена в 1810-1811 годах бабушкой по матери декабриста М.А. Назимова. На колокольне имеются колокола Ивана Грозного и Михаила Феодоровича, с надписями. Адрес: Псков, ул. Георгиевская, д. 3-А.

Церковь Иоакима и Анны на Полонище

Церковь Иоакима и Анны на Полонище

Церковь Иоакима и Анны с Полонища бывшего Якиманского монастыря представляет собой характерное звено в совокупности псковских культовых зданий XVI-XVII веков. Адрес: Псков, ул. Калинина, д. 26.

Старовознесенская церковь

Старовознесенская церковь была построена XV века на месте боле ранней деревянной церкви. Находилась в центре Старо-Вознесенского монастыря. Адрес: Псков, Советская ул., д. 64-А.

Церковь вмц. Варвары на Плехановском (Петровском) посаде

Единственная в Пскове деревянная церковь. В «Истории княжества Псковского», митрополита Евгения, сказано, что эта церковь строена в 1618 году. Адрес: Псков, Плехановский посад, д. 14.

Церковь Димитрия Мироточивого с Поля

Храм построен в 1534 году. В псковской летописи сказано: «…в лета 7042 поставлена бысть церковь святый мученик Дмитреи в поли в монастыри…». Церковь упоминается в различных источниках второй половины ХVI и начала ХVII в. Она называется «…с поля, что на Столбицкой дороге над Псковою…», «…на всполье, из-за Петровских ворот…». Адрес: Псков, ул. Плехановский Посад, д. 74. Дмитриевское кладбище.

Церковь Николы Чудотворца в Любятово

Церковь Николы Чудотворца в Любятово

Церковь во имя святителя Чудотворца Николая (бывшая монастырская) стоит на погосте. Когда и кем здесь был основан мужской монастырь неизвестно. Из надписей на старинных иконах из Никольской церкви следует, что монастырь был упразднен до 1645 года, затем снова восстановлен, а в 1764 вновь упразднен и церковь обращена в приходскую. Адрес: Псков, ул. Любятовская, д. 2.

Церковь Алексия, человека Божия, с поля

Первые упоминания о церкви Алексия с поля относятся к XVI веку, это была монастырская церковь Алексеевского девичьего монастыря. В то время эта местность еще относилась к Пскову, здесь растилалась одноэтажная деревянная Алексеевская слобода, потому церковь и прозвали «Алексием в поле». Адрес: Псков, ул. Советская, д. 100 (Алексеевская слобода).

Церковь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Церковь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии торжественно заложена 30 сентября 2008 года. Возведение приурочено к 500-летней годовщине присоединения Пскова к Русскому государству. Изначально задумывалась как народная стройка. Освящена 30 сентября 2012 года. митрополитом Евсевием. Адрес: Псков, пригородный микрорайон Кресты, пересечение Ленинградского шоссе и Зеленого пер.

Церковь Козьмы и Дамиана с Гремячей горы

Первое упоминание относится к 1383 году. Церковь была построена в мужском Козьмодемьянском (Гремяцком) монастыре. Святые бессребреники Косьма и Дамиан - покровители кузнецов, которые ставили свои кузницы на Пскове у подножия Гремячей горы. Адрес: Псков, ул. Гремячая, д. 7.

Церковь Козьмы и Дамиана с Примостья

Церковь Козьмы и Дамиана с Примостья

Церковь была построена в 1462-1463 годах. Сооружена из известняковой плиты. Храм имеет важное градостроительное значение. Адрес: Псков, ул. Л. Поземского, д. 7 (бывш. Званица, Нарвская).

Церковь Образская с Жабьей лавицы

Первое упоминание церкви Образской с Жабьей лавицы - Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа - относится к 1487 году. Когда первая деревянная церковь была заменена существующей не установлено. Жабья лавица - название небольшого болотца, около которого была построена церковь. Адрес: Псков, Первомайская ул., д. 27.

Церковь Воскресения Христова со Стадища

Первое упоминание церкви Воскресения Христова со Стадища относится к 1458 году. Ныне существующий храм был сооружен в 1585-1587 годах. Адрес: Псков, ул. Набат, д. 4-А.

Церковь Ильи Пророка Мокрого с Луга

Первое упоминание церкви Ильи Пророка Мокрого с Луга относится к 1465 году, находилась на территории Ильинского монастыря. Нынешняя каменная церковь сооружена в 1677 году. Адрес: Псков, ул. Волкова, 9.

Церковь Иоанна Богослова на Мишариной горе

Церковь Иоанна Богослова на Мишариной горе

Летопись относит сооружение церкви к 1547 г.: «...того же лета поставлена бысть церковь каменная святый Иванъ Богословъ на Милявицы». В прежнее время здесь был Котельников или Костельников мужской монастырь, упраздненный в 1764 г. Ныне это приходская кладбищенская церковь Мишариной слободы. Адрес: Псков, Аллейная ул., д. 1.

Церковь Петра и Павла на Брезе

Эта замечательно вписанная в пейзаж небольшая церковь - всё, что осталось от Сироткина монастыря, и стоит она на месте битвы князя Довмонта-Тимофея с немецкими рыцарями в 1299 году. Адрес: Псков, Береговая ул., д. 2 (у моста Александра Невского).

Церковь Константина и Елены в Царевой слободе

Церковь Константина и Елены построена в XVI веке. По преданию, князь Довмонт (1266–1299), любимый всем Псковом, принес в нее иконостас на своих плечах из Никитской церкви, что стояла у Рыбницких ворот. Адрес: Псков, Красногорская ул., д. 26.

Собор во имя Рождества Иоанна Предтечи

До 1925 года главным храмом Иоанно-Предтеченского женского монастыря был собор Рождества Иоанна Предтечи. Первое упоминание о Иоанно-Предтеченском монастыре в Псковской летописи за 1243 год связано с преподобной княгиней псковской Евфросиньей, в схиме Евпраксией. Адрес: Псков, ул. Максима Горького, д. 1.

Церковь Николы от Каменной ограды

Церковь Николы от Каменной ограды - храм в Пскове, принадлежит старообрядцам-беспоповцам , является памятником истории и культуры федерального значения. Церковь построена в XVI веке. Адрес: Псков, ул. Розы Люксембург, д. 17.

Церковь Жён-мироносиц

Деревянная Церковь Жён-мироносиц была построена в 1537 году. Уже тогда она получила название «со скудельниц», так как была именно кладбищенской церковью. В 1546 году было начато строительство на месте уничтоженной пожаром церкви каменного храма со звонницей. В ней служил священник Павел Адельгейм. Адрес: Псков, Мироносицкое кладбище, Коммунальная (Мироносицкая) ул., д. 11.

Церковь Успения Богородицы в Бутырках

Церковь Успения Богородицы в Бутырках

Церковь Успения Богородицы в Бутырках построена в 1770-х годах, как это видно из церковного синодика, Себежскими и Донскими казаками, на их собственные средства. Сложена она из плиты, имеет обычный квадратный план, но отличается от старинных Псковских церквей некоторыми деталями, указывающими на ее позднее происхождение. Адрес: Псков, Красноармейская наб., д. 47.

Церковь блгв. кн. Александра Невского

Церковь святого благоверного великого князя Александра Невского построена в 1907-1908 годах для 96-го Омского полка по типовому проекту воинского храма, составленному инж. Вержбицким Ф. М. в 1901 году. Адрес: Псков, ул. Мирная, д. 1.

Церковь Воскресения Христова в Орлецах

Церковь Воскресения Христова в Орлецах построена в 1994-1997 годах. Она уникальна прежде всего тем, что это вторая церковь, построенная в Пскове в XX веке (первая - храм святого благоверного князя Александра Невского - была возведена в 1907). Адрес: Псков, ул. Родниковская, д. 21, Орлецкое кладбище.

Поделиться: