Основные принципы морали. Основные принципы. Нравственность Современного общества основана на простых принципах

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Учение Гиппократа - основателя древней научной медицины, реформатора медицинской школы Античности. Коллекция медицинских трактатов, известная как Гиппократовский корпус. Клятва Гиппократа, принципы непричинения вреда, сохранения врачебной тайны.

    презентация , добавлен 10.12.2015

    Моральные ценности христианства в профессиональной этике врачей. Формирование монастырской медицины. Деятельность Института сердобольных вдов, Крестовоздвиженской общины сестер милосердия. Развитие медицины в советское время. Присяга и клятва врача.

    презентация , добавлен 23.09.2013

    Морально-этические проблемы медицины. Определение качества медицинской помощи и ее основных составляющих элементов. Суть и значение врачебной этики. Особенности и принципы взаимоотношений врача и больного, медика и пациента. Врачебная тайна и эвтаназия.

    презентация , добавлен 18.11.2014

    Гиппократ как великий реформатор античной медицины и материалистом. Представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача. Правила врачебной этики, сформулированные в "Клятве Гиппократа" и их ценности для молодого поколения врачей.

    презентация , добавлен 13.05.2015

    Понятие и принципы этики, особенности ее проявления в медицинской сфере. Определение качества медицинской помощи и его составляющие элементы. Основы консультирования и межличностного общения. Сущность и значение врачебной тайны, ее необходимость.

    презентация , добавлен 01.04.2014

    Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от жестоких обращений. Медицина в чрезвычайных ситуациях. Медицинская этическая проблема в обучении студента.

    презентация , добавлен 29.03.2015

    Организационные принципы и современные теории медицины и здравоохранения. Социальные и биологические факторы здоровья. Понятие о здоровом образе жизни. Сущность и методы изучения здоровья. Организационно-правовые основы медицинской деятельности.

    реферат , добавлен 27.01.2011

    презентация , добавлен 11.11.2016

В этом параграфе будет рассмотрен, так сказать, «рабочий инструментарий» науки этики. Поскольку многие аспекты этических понятий уже были рассмотрены, теперь следует изложить их в виде некоторой системы и дать недостающие характеристики тех понятий, которые еще не получили достаточно четких определений.

Выше мы говорили о приоритетности моральной деятельности. Теперь же наша задача уяснить, в чем же заключается деятельная сторона морали, каковы ее «функциональные обязанности» или, попросту говоря, функции морали.

1. Регулятивная функция. Функция нравственного регулирования взаимоотношений между людьми является главной и определяющей. Она охватывает ту сферу отношений, которая не регулируется правом. и в этом смысле она дополняет право. Однако такое определение будет неполным и неточным, если не принимать во внимание то обстоятельство, что все правовые нормы также утверждают справедливость, также служат добру или благу общества и граждан и поэтому носят безусловно нравственный характер.

Регулятивная функция являет собой непрерывный процесс приведения реального поведения личностей, служебных коллективов и государственных и общественных институтов в соответствие с действующими в обществе моральными нормами. В этих целях используются такие «инструменты» регулирования нравственных отношений, как морально-этические принципы, общественное мнение, моральный авторитет, традиции, обьтчаи, заповеди, привычки. На непосредственно практическом уровне регуляция осушествляется через посредство норм (простых норм нравственности): норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикетных норм). Регулятивная функция является базовой в системе функций: все остальные функции - каждая по-своему - в той или иной степени «обслуживают» ее.

2. Оценочная (аксиологическая) функция . Как уже указывалось выше, любой акт морали (поведенческий или духовный) определяется той или иной системой ценностей. Предметом оценки под углом <морально - аморально» или «иравственно - безнравственно» являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные возэрения, личностные качества и т.д.

З. Ориентирующая функция. Простые нормы нравственности являются «простыми» только в теории. В конкретной действительности, на практике прежде чем вынести моральное суждение и реализовать ту или иную норму в поступке или в поведении, приходится взвешивать порой довольно значительное количество обстоятельств, каждое из которых может побуждать нас к применению различных (иногда даже взаимоисключающих) норм. Выбрать из множества норм единственно правильную, справедливую может только хорошее владение наукой этикой, высокий уровень нравственной культуры, которые и являются механизмом, способным нам дать точный ориентир. Именно они способны помочь нам выработать систему моральных приоритетов, являющуюся «компасом>, позволяющим нам выявить наиболее нравственную линию поведения.

4. Мотивационная функция . Эта функция позволяет оценивать поступки, цели и средства с точки зрения побуждающего намерения. Мотивы или мотивации могут быть моральными и аморальными, нравственными и безнравственньгми, благородными и низменными, корыстными и бескорыстными и т.д.

5. Познаваягельная (информационная) функция - направлена на приобретение этических знаний: принципов, норм, кодексов и пр., являющихся источником информации об обшественных нравственных пенностях и о системах таких ценностей, исходных пунктах морального выбора в обычной и экстремальной обстановке, в обычных и конфликтных ситуациях, которые в комплексе помогают сформулировать модель нравственного поведения.

б. Воспитательная функция. Любая система воспитания - это прежде всего система нравственного воспитания (ряд ученых считает, что воспитанием является только нравственное воспитание, все остальное просто общение). Нравственное воспитание приводит в определенную концептуально организованную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, правы, общепризнанные образцы поведения, переводит нравственные знания в нравственные убеждения личности, развивает способность творческой интерпретации нравственных знаний и убеждений применительно к конкретным ситуациям.

7. Коммункативная функция. На кораблях, самолетах и других быстро движущихся объектах устанавливается специальное устройство, которое при получении соответствуюшего запроса отвечает сигналом, условно называемым «я свой». Точно такой же способностью обладает всякая система моральных ценностей (в том числе и профессиональных), и только на основании этого «сигнала» возможно служебное и всякое иное взаимодействие, обретение <чувства локтя», поддержка и взаимовыручка. Конечно, в процессе служебной деятельности осознание сигнала «я свой» и действенная коммуникация на его основе осуществляется не только моральным его компонентом, но тем не менее он играет в этом процессе одну из главных ролей.

8. Идеологическая функция. Назначение данной функции заключается в том, чтобы обосновывать моральность политических и экономических целей и интересов того или иного класса, социального слоя, группы, общественного движения и т.д. В этом смысле она призвана нравственно консолидировать социально неоднородное общество. Мораль правящего класса или социальной группы, так же как и их цели и интересы, идеологическими средствами всегда представляются как цели, интересы и мораль всего общества. И пока в определенной степени эта мораль отвечает всеобщим интересам, общество воспринимает это обстоятельство позитивно. В противном случае общество консолидируется вокруг противоположных моральных, политических и идеологических ценностей, где основополагающую роль начинает играть революционная мораль, провозглашающая главной нравственной целью борьбу за свержение существующего политического режима.

9. Мировозэренческая функция. В этом плане мораль рассматривается как нравственные устои личности, выработанная ею система нравственных пенностей, посредующая все ее политические, религиозные, эстетические, философские и иные возэрения. Мировоззренческая функция очень близка к аксиологической с той лишь разницей, что в данном случае она охватывает основные, так сказать, первоначальные понятия и представления человека об окружающей его действительности.

Важнейшими моральными ценностями для сотрудника правоохранительных органов являются: любовь к Родине, верность присяге и избранной профессии, служебному долгу, нравственная цельность (единство слова и дела, убеждений и поступков), соблюдение чести и служебного достоинства, справедливость, законность, неподкупность и взаимовыручка.

Если обратиться к моральному сознанию, то главенствующую роль здесь играют принципы морали . Выражая требования морали в наиболее общем виде, они составляют сущность моральных отношений и являются стратегией нравственного поведения. Они отличаются сравнительной устойчивостью и конкретизируются в моральных нормах. Их стабильность и жизнеспособность определяются конкретными условиями определенной социальной и профессиональной среды той или иной исторической эпохи. Моральные принципы осознаются нравственным сознанием как безусловные требования, следование которым является строго обязательным во всех жизненных ситуациях. В этом их существенное отличие от нравственных норм, отступление от которых в определенных жизненных ситуациях не только допустимо, но порой и необходимо. В рамках требований, предъявляемых к службе в правоохранительных органах, основными принципами морали являются: гуманизм, коллективизм, справедливость, патриотизм, добросовестное отношение к труду, критическая самооценка. Некоторые из них следует рассмотреть подробнее.

Принцип коллективизма . Это один из важнейших принципов не только профессиональной, но и общечеловеческой морали (противоположным принципом является индивидуализм). В нем заключается самая главная сущность взаимоотношений личности и общества. Как правило, все социальные и профессиональные интересы индивидов опосредуются личным интересом, с которым они тесно переплетены, причем разорвать эту связь обычно практически невозможно.Констатируя это обстоятельство, шотландский экономист и философ ХУII1 в. А. Смит разработал теорию «разумного эгоизма», где он пытался найти разумный баланс между общественными и личными интересами индивидов. Однако и наука и практика отчетливо показали, что найти такой баланс раз и навсегда для всех ситуаций невозможно, и поэтому в этике были угверждены два взаимоисключающих, но достаточно абстрактных принципа: коллективизм и индивидуализм, где речь шла лишь о приоритетности того или другого начала.

Применительно к социально-политическим реалиям современности принцип коллективизма как ведущий принцип присущ социалистическому обществу, а принцип индивидуализма - обществу буржуазному. Что же касается правоохранительной служебной среды, то здесь принцип коллективизма однозначно является строго обязательным для успешной организации служебной деятельности, единственно возможным для результативного противостояния криминальному миру. И хотя интересы членов служебного коллектива всегда разнородны, эффективность работы коллектива прямо зависит от целеустремленности и единства его действий, а, следовательно, прежде всего от того, насколько интересы коллектива осознаются его членами как приоритетные по сравнению с личными интересами людей, его образующих. Английская поговорка гласит: «Если ты не можешь делать то, что тебе нравится, пусть тебе нравится то, что ты делаешь». В самом прямом смысле это относится и к сочетанию личных и служебных интересов: если ты не можешь согласовать личные интересы со служебными, пусть служебные интересы станут твоим личным интересом. В противном случае тебе следует уходить из органов правоохраны и правопорядка.

Принцип коллективизма включает несколько частных принципов.

1. Единство цели и воли. Единая цель сплачивает людей, организует и направляет их волю. Цели деятельности служебного коллектива определяются как задачами, которые ставит перед коллективом руководство, так и сознанием необходимости требований повседневной службы. И если первый фактор носит в основном внешний, строго императивный характер, то второй фактор в немалой степени определяется нравственно-психологическим климатом коллектива и нравственной воспитанностью его членов. 2. Сотрудничество и взаимопомощь. Это одно из главнейших условий принципа коллективизма. В коллективах правоохранительных органов эта сторона коллективизма проявляется особенно действенно. «Сам погибай, а товарища выручай» - не простой лозунг, но коренной принцип служебного взаимодействия в органах, получивший неоднократное подтверждение на практике. Однако это сочетается с принципиальностью и не имеет ничего обшего с круговой порукой, покрывательством недобросовестньтх работников, лодырей, прогульщиков. В противном случае появляются основания говорить о нравственной деформации коллектива, о его «заболевании» и о необходимости его срочного «лечения».

3. Демократизм. Даже в таких жестко нормативно организованных структурах, как правоохранительные органы, существует немало аспектов службы, которые определяются коллективным решением. И чем более сплоченным и морально сознательным является тот или иной коллектив, тем более возникает предпосылок у руководства для делегирования властных полномочий при принятии решений самим членам служебного коллектива, для перехода от командно-административных отношений к отношениям делового сотрудничества, базирующегося на общем интересе и общей ответственности за успешное решение служебных задач.

4. Дисциплина. В нравственно зрелом коллективе дисциплина не является тяжелым бременем, но осознанной необходимостью. Сознательное исполнение дисциплинарных требований обеспечивает требуемую результативность служебной деятельности, и именно в таком коллективе всякое нарушение дисциплины воспринимается его членами как помеха, как препятствие на пути реализации общих служебных целей и интересов, и именно в таком коллективе воздействие его членов на «воспитание» нарушителя оказывается эффективнее самых жестких дисциплинарных санкций руководства.

Принцип гуманизма. Этот нравственный принцип в обыденном понимании означает человечность, любовь к людям, защиту человеческого достоинства, права людей на счастье и полноценную возможность для саморазвития. Гуманизм - требование современной эпохи, ее ведущий принцип, в частности пронизывающий все отрасли права и определяющий все нормы морали. Применительно к правоохранительной деятельности гуманизм лежит в основе всей системы нравственно- правовых отношений между сотрудникам и правоохранительных органов и гражданами.

Гуманистичность содержания правоохранительной деятельности заключается в самой ее сущности, которая определяется как обеспечение социальной стабильности, охрана общественного порядка в стране, собственности, прав, свобод и законных интересов граждан, предприятий, организаций и учреждений от преступных посягательств и иных антиобщественных действий. Требования принципа гуманизма являются не только сутью профессиональной морали, но и служебным долгом, который обязывает сотрудников правоохранительных органов быстро и своевременно реагировать на все недостойные поступки и тем более правонарушения. Невыполнение этих требований осужлается как законом, так и общественным мнением. Таким образом, гуманизм деятельности правоохранительных органов проявляется в том, что она направлена на борьбу со злом и защиту интересов всего обшества и каждой личности в отдельности от нарушений норм права и морали и тем самым обеспечивает условия для счастья и всестороннего развития человека как высшей социальной ценности.

Гуманизм сущности и целей деятельности правоохранительных органов определяет и такой аспект службы органов, как профилактика правонарушений и преступлений.Используя различные средства предостережения и убеждения, работники органов раскрывают населению гуманистическое, общественно необходимое содержание норм нашей морали и права, недопустимость аморального, антиобщественного и тем более преступного поведения, наносящего огромный и непоправимый ущерб обшеству, людям и самому нарушителю, способствуют осознанию каждым лицом моральной и правовой ответственности за совершенные им аморальные и противоправные поступки. Если меры убеждения оказываются недостаточными, государство прибегает к принуждению. Однако и здесь проявляется гуманистичность: с одной стороны, абсолютное большинство граждан оказываются социально защищенными, а с другой - этим останавливаются те граждане, которые становятся на путь преступных деяний и не в состоянии самостоятельно сойти с этого пути.

Единство принципов справедливости и законности. Важнейшим принципом профессиональной морали сотрудников правоохранительных органов является принцип справедливости. Справедливость - не только принцип морали. Он охватывает практически все сферы человеческой деятельности и человеческих отношений, и прежде всего права и политики. Как способ моральной регуляции принцип справедливости обязывает учитывать все аспекты деятельности индивидов, т.е. их социальное положение, заслуги, возрастные и физические возможности, и устанавливать соответствие между практической деятельностью индивидов и их социальным (и служебным) положением, между заслугами людей и их общественным признанием, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, правами и обязанностями, преступлением и наказанием и т.д. Несоответствие в этих отношениях воспринимается как несправедливость. Сотрудники органов, обладающие достаточным служебным опытом, прекрасно знают, что не наказание воспринимается преступниками болезненно, а несправедливость (в том числе и прямой обман как один из ее видов).

Справедливость регулирует все сферы общественной жизнедеятельности, но наиболее зримое воплощение она получает в правовой системе, поскольку именно она регулирует наиболее важные звенья общественной жизни 7 . Праву принадлежит главенствующая роль в пресечении различного рода нарушений справедливости: преступного обогащения, протекционизма, незаслуженной привилегированности и пр. Принцип справедливости предусматривает обеспечение социальных гарантий: охрану здоровья, право на получение образования, жилья, пенсии в старости и при получении инвалидности и т.д. Соответствие между целями и средствами, необходимыми для их достижения, - одно из важнейших проявлений принципа справедливости.

В качестве реализации целей права выступают санкции, предусмотренные правовыми актами. Применение их всегда сопряжено с ущемлением интересов личности, с претерпеванием ею определенных лишений, поэтому здесь принцип справедливости должен выдерживаться особенно четко. Важнейшие требования принципа справедливости, предъявляемые к санкциям, состоят в следующем:

Санкции должны применяться лишь к тем, кто действительно нарушил закон;

Санкции должны обеспечивать восстановление нарушенных прав после отбытия наказания в полном объеме;

Между санкциями, устанавливаюшими меру ответственности за различные противоправные деяния, должны соблюдаться определенные пропорции: более опасные правонарушения должны наказываться более строго;

Суды должны иметь возможность назначать индивидуальное наказание с учетом конкретных обстоятельств;

За одно правонарушение никто не должен наказываться дважды.

Все вышеуказанные принципы для сотрудников правоохранительных органов являются их профессиональным требованием, их правовой нормой. На практике эти принципы конкретизируются, приобретая в каждом коллективе применительно к особенностям службы тех или иных подразделений специфический характер, имеющий для членов служебного коллектива императивное значение.

Общение является одной из важнейших составляющих жизнедеятельности человека. Ежедневно мы сталкиваемся с огромным количеством людей, и со многими из них вступаем в беседы, как личного, так и рабочего характера. При этом далеко не каждый из нас имеет понятие о нормах и нравственных принципах коммуникации, владение которыми позволяет достойно чувствовать себя в любом разговоре и споре, а также заслужить уважение у собеседника либо оппонента. Попробуем поговорить про нравственные принципы и нормы общения человека более подробно.

Специалисты утверждают, что полная нравственная культура отдельного индивидуума проявляется, а также реализуется именно в культуре общения. Само по себе общение, равно как труд и познание, - это основные проявления нашей деятельности, его также именуют коммуникативной деятельностью. Подобный контакт с окружающими – это особенная форма человеческого взаимодействия и отношений между отдельными личностями.

Именно благодаря общению у нас есть возможность обмениваться каким-то опытом, различными навыками в труде и в быту, а также оказывать воздействие друг на друга. В таком контакте обеспечивается нормальное формирование интеллекта, развитие эмоциональной сферы и волевых качеств человека. Взаимодействуя с другими людьми путем речи, мы развиваем индивидуальное сознание, основные психические свойства, способности и личные качества. Кроме того общение важно для коррекции и становления форм поведения либо деятельности.
Соответственно, без него человек попросту не может развиваться в качестве субъекта деятельности либо общественных отношений. Каждый развитый человек ощущает потребность в коммуникации с другими индивидами, она являет собой важнейшую часть нашего существования.

Если говорить о нравственной культуре общения, то она представляет собой способность отдельной личности выбирать при коммуникации необходимые формы и средства, воспринятые и трансформированные ней еще при воспитании, а также путем самосовершенствования. Такая культура помогает активизировать стремление отдельного индивида к личностному самовыражению и самоутверждению, не сбрасывая с учета необходимость в полном морально-психологичном взаимопонимании, в том числе и при решении деловых проблем.

Уровень нравственного развития человека может помогать полноценному общению, либо наоборот становится причиной появления чувства отчужденности и непонимания, если этот уровень довольно низкий.

Нравственная культура общения предполагает стремление собеседников к полному взаимопониманию и открытости, симпатии и доверию. Такие люди умеют говорить и в то же время умеют слушать.

Во многом нравственная культура базируется на наличии у человека определенных моральных ценностей, являющихся своеобразным эталоном. Выбирая их, личность подтверждает свое сознательное отношение к основам морали. Так моральные ценности добра, наличия долга и ответственности, чести и справедливости, а также достоинства и совести, в особенности оказывают влияние на поведение человека, его взаимоотношения с окружающими, а также, само собой, на культуру его общения.

Именно моральные ценности определяют специфику коммуникативных установок при взаимодействии и общении между людьми. Так, если индивид определяет гуманность, как ценность, соответственно, его коммуникативные навыки будут характеризоваться гуманизмом. Соответственно, такой человек будет проявлять себя в общении и взаимодействии порядочным, человечным, честным и добрым, уважительно относясь к окружающим.

Для реализации своих способностей необходимо находиться в согласии с миром и с самим собой. При этом нужно придерживаться всего пары основных норм нравственности – не делать другим что-то, чего бы ты не желал для себя, а также понимать, что то, что ты делаешь для других, ты делаешь и для себя. При построении диалога стоит соблюдать такие принципы общения, как равенство и доброжелательность, выражать доверие и уважение, проявлять толерантность и тактичность. Важную роль также играет умение слушать, наличие определенной деликатности и сострадания.

Соответственно, нравственное общение не может подразумевать манипуляций другими и достижения лишь собственной выгоды, в особенности с использованием хитростей, махинаций и нечестности. Такое золотое правило нравственности поможет достичь высокого уровня культуры общения, раскрывая и выявляя самые лучшие свои качества.

Само собой, владение нравственной культурой подразумевает информированность человека об определенных культурных моделях поведения – общих образцах, этикетных предписаниях и стратегиях. Кроме того индивид должен уметь адекватно пользоваться такими знаниями во всевозможных ситуациях общения, а при возникновении надобности находить новые.

Само нравственное общение можно рассматривать, как творческий акт. Крайне важную роль играет способность координировать свои поведенческие штрихи с поведением собеседника, учитывая особенности психофизиологического взаимодействия – тембр голоса, скорости реакции и пр.

Таким образом, нравственное общение, подразумевает знаний и владений определенными культурными инструментами коммуникации, поведенческими нормами, естественными для социокультурной среды, а также наличие высокой моральной культуры индивида.


1 .Принцип гуманизма.

2. Принцип альтруизма. эгоизм

3.Принцип коллективизма. принцип индивидуализма

— единство цели и воли;

— демократизм;

— дисциплина.

4.Принципы справедливости

Первый принцип

Второй принцип

5.Принцип милосердия.

6. Принцип миролюбия.

7. Принцип патриотизма.

8. Принцип толерантности

Мораль и право.

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Моральные принципы

Принимая решение, формулируя точку зрения, человек руководствуется собственными моральными принципами, составленными на основе знаний, полученных на протяжении своего жизненного пути. Движущей силой данного принципа есть нравственная воля. Для каждой личности существует своя норма ее выполнения. Так, кто-то понимает, что нельзя убивать людей, а для кого-то лишать жизни нельзя не только человека, но и любого животного. Стоит отметить, что эта форма нравственных утверждений, принципов морали, может иметь одну и ту же форму и повторяться из поколения в поколение.

Высокие моральные принципы

Не будет лишним отметить, что главное – не знание основных моральных принципов человека, а их активное применение в жизни. Начиная свое формирование в детском возрасте, они должны перерасти в благоразумие, доброжелательность и пр.

Моральные принципы

Фундаментом их формирования выступают воля, эмоциональная сфера, интеллект.

В случае, когда личность осознанно для себя выделяет те или иные принципы, она определяется с моральной ориентацией. И то, насколько будет она верна ей, зависит ее принципиальность.

Если говорить о высоких моральных принципах, то условно их можно разделить на три категории:

  1. «Можно». Внутренние убеждения индивидуума полностью соответствуют правилам, законам общественности. К тому же такие принципы не способны кому-либо навредить.
  2. «Нужно». Спасти тонущего человека, отобрать у вора сумку и отдать ее владельцу – все эти действия характеризуют моральные качества, присущие личности, побуждающие ее поступать определенным образом, даже несмотря на то, что это может противоречить ее внутренним установкам. В противном случае, она может понести наказание или такое бездействие способно нанести много вреда.
  3. «Нельзя». Данные принципы осуждаются обществом, кроме того, могут повлечь за собой административную или уголовную ответственность.

Моральные принципы и, в свою очередь, качества человека формируются на протяжении всего жизненного пути во взаимодействии с другими людьми, социумом.

Человек высоких моральных принципов пытается определить для себя, что есть смысл жизни, в чем ее ценность, какой именно должна быть его моральная ориентация и что есть счастье.

При этом в каждом действии, поступке, любой такой принцип способен раскрыться с совсем другой, порой непознанной, стороны. Ведь мораль по-настоящему показывает себя не в теории, а на практике, в своей функциональности.

Моральные принципы общения

К их числу относятся:

  1. Осознанный отказ от личных интересов ради интересов других людей.
  2. Отказ от гедонизма, жизненных удовольствий, наслаждения в пользу достижения поставленного перед собой идеала.
  3. Решение общественных проблем любой сложности и преодоление экстремальных ситуаций.
  4. Проявление ответственности о заботе за другими личностями.
  5. Построение отношений с другими с точки зрения доброты и блага.

Отсутствие моральных принципов

Учеными Калифорнийского Университета недавно было доказано, что соблюдение моральных принципов говорит о том, что такие личности менее подвержены стрессовым атакам обыденной жизни, то есть это свидетельствует о их повышенной сопротивляемости различным заболеваниям, инфекциям

Тот, кто не удосуживается личностно развиваться, кто аморален, рано или поздно, но начинает страдать от собственной неполноценности. Внутри такого человека возникает чувство дисгармонии с собственным «Я». Это, вдобавок, провоцирует возникновение психического напряжение, что запускает механизм появления различных соматических болезней.

Статьи по теме:

Психология влияния

Ежедневно каждый из нас сталкивается с психологическим влиянием, которое на нас оказывается практически во всех сферах нашей жизни. В этой статье мы расскажем о существующих видах психологического влияния.

Состояние души

Состояния души могут меняться очень быстро, независимо от того, хотим мы этого или нет. В этой статье мы расскажем о видах состояния души и их особенностях.

Виды эмоциональных состояний

В этой статье мы расскажем о существующих видах эмоциональных состояний, в чем их различия и отличительные особенности и о том, какое влияние они оказывают на общее психическое состояние человека.

Ролевой конфликт

Эта статья расскажет о том, что такое ролевой конфликт, о самых распространенных причинах его возникновения, а также о том, как можно уладить такого рода конфликты путем наименьших потерь.

Моральные принципы.

Принципы морали играют главенствующую роль в моральном сознании. Выражая требования морали в наиболее общем виде, они составляют сущность моральных отношений и являются стратегией нравственного поведения. Моральные принципы осознаются нравственным сознанием как безусловные требования, следование которым является строго обязательным во всех жизненных ситуациях. Они выражают основные
требования, касаю­щиеся нравственной сущности человека, характера взаимоот­ношений между людьми, определяют общее направление дея­тельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения.
К числу моральных принципов относятся такие общие на­чала нравственности, как:

1 .Принцип гуманизма. Сущность принципа гуманизма состоит в признании человека выс­шей ценностью. В обыденном понимании этот принцип означает любовь к людям, защиту человеческого достоинства, права людей на счастье и возможность самореализации. Moжнo выявить тpи ocнoвныx cмыcлa гyмaнизмa:

— гapaнтии ocнoвныx пpaв чeлoвeкa кaк ycлoвиe coxpaнeния гyмaнныx ocнoвaний eгo бытия;

— пoддepжкa cлaбыx, выxoдящaя зa paмки oбычныx пpeдcтaвлeний дaннoгo oбщecтвa o cпpaвeдливocти;

— фopмиpoвaниe coциaльныx и нpaвcтвeнныx кaчecтв, пoзвoляющиx личнocти ocyщecтвлять caмopeaлизaцию нa бaзe oбщecтвeнныx цeннocтeй.

2. Принцип альтруизма. Это нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение интересов) других людей. Термин был введен в оборот французским философом О. Контом (1798 – 1857 г.г.), для фиксации понятия, противоположного понятию эгоизм . Альтруизм как принцип, по Конту, гласит: «Живи для других».

3.Принцип коллективизма. Этот принцип является основополагающим в объединении людей для достижения общих целей и осуществления совместной деятельности, имеет длительную историю и фундаментальное значение для существования человечества. Коллектив представляется единственным способом социальной организации людей от первобытных племен до современных государств. Его сущность состоит в сознательном стремлении людей содействовать общему благу. Противоположным принципом является принцип индивидуализма . Принцип коллективизма включает несколько частных принципов:

— единство цели и воли;

— сотрудничество и взаимопомощь;

— демократизм;

— дисциплина.

4.Принципы справедливости предложил американский философ Джон Ролз (1921-2002).

Первый принцип : каждый человек должен иметь равные права в отношении основных свобод.

Второй принцип : социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы:

— от них можно было бы разумно ожидать преимуществ для всех;

— доступ к положениям и должностям был бы открыт всем.

Иными словами, у всех должны быть равные права по отношению к свободам (свобода слова, свобода совести и т.д.) и равный доступ в школы и университеты, на должностные позиции, рабочие места и т.д. Там же, где равенство невозможно (например, в экономике, где благ не хватит на всех), это неравенство должно быть устроено к выгоде неимущих. Одним из возможных примеров такого перераспределения благ может быть прогрессивный подоходный налог, когда богатые платят больше налогов, а вырученные деньги уходят на социальные нужды бедных.

5.Принцип милосердия. Mилосердие – это cocтpaдaтeльнaя и дeятeльнaя любoвь, выpaжaющaяcя в гoтoвнocти пoмoгaть кaждoмy нyждaющeмycя и pacпpocтpaняющaяcя нa вcex людeй, a в пpeдeлe — нa вce живoe. В пoнятии милосердие coeдиняютcя двa acпeктa:

— дyxoвнo-эмoциoнaльный (пepeживaниe чyжoй бoли кaк cвoeй);

— кoнкpeтнo-пpaктичecкий (пopыв к peaльнoй пoмoщи).

Иcтoки милосердия кaк нpaвcтвeннoгo пpинципa лeжaт в apxaичecкoй poдoвoй coлидapнocти, cтpoгo oбязывaвшeй цeнoй любыx жepтв вызвoлять из бeды poдичa.

C пpoпoвeдью милосердия впepвыe выcтyпили такие peлигии, как бyддизм и xpиcтиaнcтвo.

6. Принцип миролюбия. Этот пpинцип мopaли ocнoвывaвается нa пpизнaнии чeлoвeчecкoй жизни выcшeй coциaльно-нpaвcтвeннoй цeннocтью и yтвepждaющий пoддepжaниe и yкpeплeниe миpa кaк идeaл oтнoшeний мeждy нapoдaми и гocyдapcтвaми. Mиролюбие пpeдпoлaгaeт yвaжeниe личнoгo и нaциoнaльнoгo дocтoинcтвa oтдeльныx гpaждaн и цeлыx нapoдoв, гocyдapcтвeннoгo cyвepeнитeтa, пpaв чeлoвeкa и нapoдa нa coбcтвeнный выбop oбpaзa жизни.

Mиролюбие cпocoбcтвyeт пoддepжaнию oбщecтвeннoгo пopядкa, взaимoпoнимaнию пoкoлeний, paзвитию иcтopичecкиx, кyльтypныx тpaдиций, взaимoдeйcтвию paзличныx coциaльныx гpyпп, этнocoв, нaций, кyльтyp. Миролюбию пpoтивocтoят aгpeccивнocть, вoинcтвeннocть, cклoннocть к нacильcтвeнным cpeдcтвaм paзpeшeния кoнфликтoв, подoзpитeльнocть и нeдoвepиe в oтнoшeнияx мeждy людьми, нapoдaми, coциaльнo — пoлитичecкими cиcтeмaми. В иcтopии нpaвcтвeннocти миролюбие и aгpeccивнocть пpoтивoбopcтвyют кaк двe ocновные тeндeнции.

7. Принцип патриотизма. Это нpaвcтвeнный пpинцип, в oбoбщeннoй фopмe выpaжaющий чyвcтвo любви к Poдинe, зaбoтy o ee интepecax и гoтoвнocть к ee зaщитe oт вpaгoв. Патриотизм пpoявляeтcя в гopдocти зa дocтижeния poднoй cтpaны, в гopeчи из-зa ee нeyдaч и бeд, в yвaжeнии к ee иcтopичecкoмy пpoшлoмy и в бepeжнoм oтнoшeнии к нapoднoй пaмяти, нaциoнaльным и кyльтypным тpaдициям.

Hpaвcтвeннoe знaчeниe патриотизма oпpeдeляeтcя тeм, чтo oн являeтcя oднoй из фopм coпoдчинeния личныx и oбщecтвeнныx интepecoв, eдинeния чeлoвeкa и Oтeчecтвa. Ho пaтpиoтичecкиe чyвcтвa и идeи тoлькo тoгдa нpaвcтвeнно вoзвышaют чeлoвeкa и нapoд, кoгдa coпpяжeны c yвaжeниeм к нapoдaм дpугих cтpaн и нe выpoждaютcя в пcиxoлoгию нaциoнaльнoй иcключитeльнocти и нeдoвepия к "чyжaкaм". Этoт acпeкт в пaтpиoтичecкoм coзнaнии пpиoбpeл ocoбyю aктyaльнocть в пocлeднeе время, кoгдa yгpoзa ядepнoгo caмoyничтoжeния или экoлoгичecкoй кaтacтpoфы пoтpeбoвaлa пepeocмыcлeния патриотизма кaк пpинципa, пoвeлeвaющeгo кaждoмy cпocoбcтвoвaть вклaдy cвoeй cтpaны в coxpaнeниe плaнeты и выживaниe чeлoвeчecтвa.

8. Принцип толерантности . Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям.

Моральные принципы.

Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность.

Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

Мораль и право.

Право, как и мораль, регулирует поведение и отношения людей. Но в отличие от морали, выполнение правовых норм контролируется общественной властью. Если мораль – «внутренний» регулятор действий человека, то право – «внешний», государственный регулятор.

Право – продукт истории. Мораль (так же как мифология, религия, искусство) старше него по своему историческому возрасту. Она существовала в человеческом обществе всегда, право же возникло тогда, когда произошло классовое расслоение первобытного общества и стали создаваться государства. Социокультурные нормы первобытного безгосударственного общества, касающиеся разделения труда, распределения материальных благ, взаимозащиты, инициации, заключения браков и т. п. имели силу обычая и закреплялись мифологией. Они в целом подчиняли личность интересам коллектива. К нарушителям их применялись меры общественного воздействия - от убеждения до принуждения.

И моральные, и правовые нормы являются социальными. Общим для них является то, что оба вида служат для регулирования и оценки поступков индивида. К различному можно отнести:

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Моральные принципы.

Принципы морали играют главенствующую роль в моральном сознании. Выражая требования морали в наиболее общем виде, они составляют сущность моральных отношений и являются стратегией нравственного поведения. Моральные принципы осознаются нравственным сознанием как безусловные требования, следование которым является строго обязательным во всех жизненных ситуациях. Они выражают основные
требования, касаю­щиеся нравственной сущности человека, характера взаимоот­ношений между людьми, определяют общее направление дея­тельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения.

Моральные принципы. Морально-этические принципы

К числу моральных принципов относятся такие общие на­чала нравственности, как:

1 .Принцип гуманизма. Сущность принципа гуманизма состоит в признании человека выс­шей ценностью. В обыденном понимании этот принцип означает любовь к людям, защиту человеческого достоинства, права людей на счастье и возможность самореализации. Moжнo выявить тpи ocнoвныx cмыcлa гyмaнизмa:

— гapaнтии ocнoвныx пpaв чeлoвeкa кaк ycлoвиe coxpaнeния гyмaнныx ocнoвaний eгo бытия;

— пoддepжкa cлaбыx, выxoдящaя зa paмки oбычныx пpeдcтaвлeний дaннoгo oбщecтвa o cпpaвeдливocти;

— фopмиpoвaниe coциaльныx и нpaвcтвeнныx кaчecтв, пoзвoляющиx личнocти ocyщecтвлять caмopeaлизaцию нa бaзe oбщecтвeнныx цeннocтeй.

2. Принцип альтруизма. Это нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение интересов) других людей. Термин был введен в оборот французским философом О. Контом (1798 – 1857 г.г.), для фиксации понятия, противоположного понятию эгоизм . Альтруизм как принцип, по Конту, гласит: «Живи для других».

3.Принцип коллективизма. Этот принцип является основополагающим в объединении людей для достижения общих целей и осуществления совместной деятельности, имеет длительную историю и фундаментальное значение для существования человечества.

Коллектив представляется единственным способом социальной организации людей от первобытных племен до современных государств. Его сущность состоит в сознательном стремлении людей содействовать общему благу. Противоположным принципом является принцип индивидуализма . Принцип коллективизма включает несколько частных принципов:

— единство цели и воли;

— сотрудничество и взаимопомощь;

— демократизм;

— дисциплина.

4.Принципы справедливости предложил американский философ Джон Ролз (1921-2002).

Первый принцип : каждый человек должен иметь равные права в отношении основных свобод.

Второй принцип : социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы:

— от них можно было бы разумно ожидать преимуществ для всех;

— доступ к положениям и должностям был бы открыт всем.

Иными словами, у всех должны быть равные права по отношению к свободам (свобода слова, свобода совести и т.д.) и равный доступ в школы и университеты, на должностные позиции, рабочие места и т.д. Там же, где равенство невозможно (например, в экономике, где благ не хватит на всех), это неравенство должно быть устроено к выгоде неимущих. Одним из возможных примеров такого перераспределения благ может быть прогрессивный подоходный налог, когда богатые платят больше налогов, а вырученные деньги уходят на социальные нужды бедных.

5.Принцип милосердия. Mилосердие – это cocтpaдaтeльнaя и дeятeльнaя любoвь, выpaжaющaяcя в гoтoвнocти пoмoгaть кaждoмy нyждaющeмycя и pacпpocтpaняющaяcя нa вcex людeй, a в пpeдeлe — нa вce живoe. В пoнятии милосердие coeдиняютcя двa acпeктa:

— дyxoвнo-эмoциoнaльный (пepeживaниe чyжoй бoли кaк cвoeй);

— кoнкpeтнo-пpaктичecкий (пopыв к peaльнoй пoмoщи).

Иcтoки милосердия кaк нpaвcтвeннoгo пpинципa лeжaт в apxaичecкoй poдoвoй coлидapнocти, cтpoгo oбязывaвшeй цeнoй любыx жepтв вызвoлять из бeды poдичa.

C пpoпoвeдью милосердия впepвыe выcтyпили такие peлигии, как бyддизм и xpиcтиaнcтвo.

6. Принцип миролюбия. Этот пpинцип мopaли ocнoвывaвается нa пpизнaнии чeлoвeчecкoй жизни выcшeй coциaльно-нpaвcтвeннoй цeннocтью и yтвepждaющий пoддepжaниe и yкpeплeниe миpa кaк идeaл oтнoшeний мeждy нapoдaми и гocyдapcтвaми. Mиролюбие пpeдпoлaгaeт yвaжeниe личнoгo и нaциoнaльнoгo дocтoинcтвa oтдeльныx гpaждaн и цeлыx нapoдoв, гocyдapcтвeннoгo cyвepeнитeтa, пpaв чeлoвeкa и нapoдa нa coбcтвeнный выбop oбpaзa жизни.

Mиролюбие cпocoбcтвyeт пoддepжaнию oбщecтвeннoгo пopядкa, взaимoпoнимaнию пoкoлeний, paзвитию иcтopичecкиx, кyльтypныx тpaдиций, взaимoдeйcтвию paзличныx coциaльныx гpyпп, этнocoв, нaций, кyльтyp. Миролюбию пpoтивocтoят aгpeccивнocть, вoинcтвeннocть, cклoннocть к нacильcтвeнным cpeдcтвaм paзpeшeния кoнфликтoв, подoзpитeльнocть и нeдoвepиe в oтнoшeнияx мeждy людьми, нapoдaми, coциaльнo — пoлитичecкими cиcтeмaми. В иcтopии нpaвcтвeннocти миролюбие и aгpeccивнocть пpoтивoбopcтвyют кaк двe ocновные тeндeнции.

7. Принцип патриотизма. Это нpaвcтвeнный пpинцип, в oбoбщeннoй фopмe выpaжaющий чyвcтвo любви к Poдинe, зaбoтy o ee интepecax и гoтoвнocть к ee зaщитe oт вpaгoв. Патриотизм пpoявляeтcя в гopдocти зa дocтижeния poднoй cтpaны, в гopeчи из-зa ee нeyдaч и бeд, в yвaжeнии к ee иcтopичecкoмy пpoшлoмy и в бepeжнoм oтнoшeнии к нapoднoй пaмяти, нaциoнaльным и кyльтypным тpaдициям.

Hpaвcтвeннoe знaчeниe патриотизма oпpeдeляeтcя тeм, чтo oн являeтcя oднoй из фopм coпoдчинeния личныx и oбщecтвeнныx интepecoв, eдинeния чeлoвeкa и Oтeчecтвa. Ho пaтpиoтичecкиe чyвcтвa и идeи тoлькo тoгдa нpaвcтвeнно вoзвышaют чeлoвeкa и нapoд, кoгдa coпpяжeны c yвaжeниeм к нapoдaм дpугих cтpaн и нe выpoждaютcя в пcиxoлoгию нaциoнaльнoй иcключитeльнocти и нeдoвepия к "чyжaкaм". Этoт acпeкт в пaтpиoтичecкoм coзнaнии пpиoбpeл ocoбyю aктyaльнocть в пocлeднeе время, кoгдa yгpoзa ядepнoгo caмoyничтoжeния или экoлoгичecкoй кaтacтpoфы пoтpeбoвaлa пepeocмыcлeния патриотизма кaк пpинципa, пoвeлeвaющeгo кaждoмy cпocoбcтвoвaть вклaдy cвoeй cтpaны в coxpaнeниe плaнeты и выживaниe чeлoвeчecтвa.

8. Принцип толерантности . Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

Мораль и право.

Право, как и мораль, регулирует поведение и отношения людей. Но в отличие от морали, выполнение правовых норм контролируется общественной властью. Если мораль – «внутренний» регулятор действий человека, то право – «внешний», государственный регулятор.

Право – продукт истории. Мораль (так же как мифология, религия, искусство) старше него по своему историческому возрасту. Она существовала в человеческом обществе всегда, право же возникло тогда, когда произошло классовое расслоение первобытного общества и стали создаваться государства. Социокультурные нормы первобытного безгосударственного общества, касающиеся разделения труда, распределения материальных благ, взаимозащиты, инициации, заключения браков и т. п. имели силу обычая и закреплялись мифологией. Они в целом подчиняли личность интересам коллектива. К нарушителям их применялись меры общественного воздействия - от убеждения до принуждения.

И моральные, и правовые нормы являются социальными. Общим для них является то, что оба вида служат для регулирования и оценки поступков индивида. К различному можно отнести:

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Соблюдая принцип «золотой середины»

Система тотального менеджмента качества (TQM)

Как основную цель современные миссии обязательно включают качество деятельности организации. Только такие миссии обеспечивают организации конкурентоспособность в современных условиях. Как показала практика, качество деятельности и качество организации немыслимы без самооценки.

Концепция самооценки деятельности организации строится на восьми принципах всеобщего менеджмента качества . Она основана на постоянном процессе оценки деятельности, целью которой является развитие организации. Основоположник концепции самооценки, основанной на процессе самодиагностирования, Тито Конти определяет ее как анализ способности хозяйствующего субъекта решать основные задачи и достигать цели, выявлять слабые места в процессах и системных факторах, влияющих на развитие организации .

Понятие "диагностическая самооценка", или "кросс-диагностика", впервые также введено Тито Конти . Он выделил два вида самооценки. Первый — самооценка работы, которая основана на сравнительном анализе. "Результаты должны быть сравнимы, чтобы можно было сопоставить одну организация с другой". Для этого используется стандартная (неменяющаяся) модель, мера веса, подход, "как при проверке слева направо". Такие проверки обычно применяются при оценках претендентов на премии по качеству, а также при сертификации второй и третьей сторонами. Второй вид — диагностическая самооценка, ориентированная на улучшение деятельности организации уже по открытым (гибким) моделям, которые могут быть адаптированы для любых организаций. В этом случае мера веса не нужна.

Тито Конти так определяет различия двух подходов к самооценке : "Самооценка (проверка) работы — стандартная модель международных премий, диагностическая самооценка — конкретная индивидуальная модель".

При проверке оценка проводится "слева направо": от причин к следствиям. При диагностике — "справа налево": от следствий к причинам.

Цель диагностической самооценки — установление коренных причин возникающих проблем в организации. Анализ коренных причин представляет собой инструмент, позволяющий не просто определить, что произошло, но также почему. Только в том случае, когда исследователь способен фиксировать, что стало причиной события, например, невыполнения плана, он сможет выработать и предпринять эффективные корректирующие меры для предотвращения его повторного возникновения. Обнаружение коренных причин событий исключает их повторение.

Кадровая стратегия в концепции самооценки деятельности организации отличается от других стратегий.

Примечание. Миссия организации — четкая формулировка предназначения организации, ее имидж, для чего она существует. В миссии должны быть отражены следующие аспекты: сфера деятельности организации, на каком рынке работает, какой продукт предлагает покупателям или клиентам, каковы ее ориентиры, основополагающие ценности или принципы, к чему стремится, решение каких задач является определяющим в ее деятельности на перспективу, какие технологии в области производства и управления использует.

Всеобщий менеджмент качества (Total Qualiti Management — TQM) — подход к руководству организацией, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долговременного успеха путем удовлетворения потребителя и выгоды для всех членов организации и общества. Внедрение системы всеобщего качества (TQM) обычно идет в нескольких основных направлениях:

  1. Создание документированных систем качества.
  2. Взаимоотношения с поставщиками.
  3. Взаимоотношения с потребителями.
  4. Мотивация сотрудников к улучшению качества.
  5. Улучшение в области качества.

Первое и основное отличие — кадровая стратегия направлена, прежде всего, на руководство высшего и среднего звена организации. Оно должно определить и принять модель делового совершенства. При понимании того, что по мере развития персонала он "индивидуализируется", руководству становится все труднее найти мечту, которая бы сплотила его в общую группу. Однако каждый человек стремится к совершенствованию, поэтому менеджмент должен убеждать персонал в важности осуществления подобной мечты и необходимости ее выполнения. Такое убеждение лучше не начинать с постановки конечной цели и необходимости ее достижения "во что бы то ни стало". Более целесообразно установить относительно доступные для выполнения промежуточные цели и использовать "цикл Деминга" до того, как они постепенно выполняются, позволяя каждому работнику почувствовать радость от достигнутого совместного результата и одновременно повысить свои возможности . Когда возможности подчиненных к выполнению задания повышаются, важно способствовать их вовлечению в решение более широкого круга вопросов, демонстрировать полезность их собственного труда, развивать у них глубокое чувство ответственности за выполняемую работу.

Руководство должно быть открытым: принимать новые идеи, соблюдать принцип "золотой середины" в объеме коммерческой тайны, быть доступным, слушать и отвечать, не забывая при этом о достижении обратной связи.

Второе отличие заключается в том, что в реализации кадровой стратегии выделяются два этапа:

  • первый этап направлен на эффективное первичное проведение самооценки деятельности организации. Его важность в том, что от него зависит эффективность всей остальной деятельности. Необходима следующая подготовка: развивать поддержку модели; обучать ключевых сотрудников принципам ее реализации. Выполнение первого этапа включает проведение самооценки; пересмотр результатов и связь их с бизнес-планами; разработку и выполнение планов; оценку результатов. Это зависит от поддержки высшего руководства, четкого определения основных игроков, подхода к самооценке в соответствии с текущими знанием и обучением сотрудников;
  • второй этап направлен на регулярное проведение самооценки деятельности организации.

    Успешность первого этапа кадровой стратегии определяет относительную простоту реализации второго.

Недостижение успеха на первом этапе делает второй бессмысленным.

Третье отличие — формирование атмосферы доверия и честности в организации, которая обеспечивает основу для постоянного ее совершенствования . Из практики атмосфера — продукт организации, формирующийся на базе ее собственного опыта и достигнутых результатов. Для этого необходимо объяснять работникам обоснованность перемен, подробно их описывать, информировать, что и почему происходит в организации, в том числе как о позитивных, так и негативных событиях.

Вовлеченные в процесс организационной самооценки сотрудники должны ясно понимать, как можно получить полную информацию, оценить ее недостаточность, иметь представление о возможности большей собственной информированности.

Четвертое отличие — формирование команды (группы, ответственной за объединение потенциала организации, направленной на проведение самооценки). Такая команда должна контактировать с другими профессиональными командами для постоянного улучшения деятельности организации . Позитивная динамика команды обеспечивается следующими ее характеристиками:

  • Чувство безопасности, которое обеспечивается свободой общения и действия без ощущения угрозы.

Должна быть объявлена "амнистия" после выхода из команды любого ее сотрудника.

  • Возможность для участия в команде самооценки инициативных сотрудников организации.
  • Свобода взаимодействия в командах, без которой невозможно проводить самооценку, предусматривающая для членов комфортность взаимодействия как внутри группы, так и с другими группами.
  • Согласие, которое проявляется в причастности, сплоченности членов команды.
  • Доверие по отношению друг к другу, руководителю-лидеру, определяемое требованием честности и соответствия слов и дела.
  • Влияние, или возможность команды в целом или отдельными ее членам проявлять лидерские качества.

Для командной работы полезно отсутствие четких разграничительных линий между отдельными видами деятельности, расширение и пересечение ответственности людей разных квалификаций и формирование общих интересов работающих в смежных областях. Расширение круга работ и оцениваемых проблем является не только признанием их возросших возможностей, но и развития стиля работы в команде.

Пятое отличие — подготовленный персонал, являющийся основой концепции самооценки деятельности организации. Поэтому необходимо развитие сотрудников, вовлеченных в этот процесс. Программа развития должна быть подкреплена поддержкой высшего руководства, соответствовать задачам самооценки на каждом этапе, опираться на открытую и прозрачную организационную культуру.

Предложенная нами кадровая стратегия направлена на повышение эффективности процесса самооценки деятельности организации. Она осуществляется в рамках концепции самооценки деятельности организации, опирается на принципы всеобщего менеджмента качества , учитывает философию "постоянного улучшения", сформулированную Э. Демингом .

Примечание. Кадровая стратегия (стратегия управления персоналом) — приоритетное направление формирования конкурентоспособного, высокопрофессионального, ответственного и сплоченного трудового коллектива, способствующего достижению долгосрочных целей и реализации общей стратегии организации. Стратегия позволяет увязать многочисленные аспекты управления персоналом с тем, чтобы оптимизировать их влияние на сотрудников, в первую очередь на их трудовую мотивацию и квалификацию. Основными чертами стратегии управления персоналом являются: а) ее долгосрочный характер, что объясняется нацеленностью на разработку и изменение психологических установок, мотивации, структуры персонала, всей системы управления персоналом или ее отдельных элементов, причем такие изменения, как правило, требуют длительного времени; б) связь со стратегией организации в целом, учет многочисленных факторов внешней и внутренней среды; причины возникающих социальных проблем и возможные пути их разрешения.

Литература

  1. Государственный стандарт Российской Федерации. ГОСТ Р ИСО 9000 — 2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. — М.: ИПК "Изд-во стандартов", 2001. — 26 с.
  2. Конти Т. Самооценка в организациях Пер. с англ. И.Н. Рыбакова; науч. ред. В.А. Лапидус, М.Е. Серов. — М.: РИА "Стандарты и качество", 2000. — 328 с.
  3. Конти Т. Возможности и риски при использовании моделей делового совершенства // Стандарты и качество. — 2003. — N 1.- С. 76 — 81.
  4. Деминг У.Э. Выход из кризиса. — Тверь: Альба, 1994. — 498 с.
  5. Мотивация персонала.

    Ключевой фактор менеджмента / Под ред. Йосио Кондо / Пер. с англ. Е.П. Марковой; науч.

    Универсальные моральные принципы

    ред. В.А. Лапидус, М.Е. Серов. — Н. Новгород, СМЦ "Приоритет", 2002. — 206 с.

К. ф.-м. н.,

доцент кафедры

"Экономика труда

и основы управления"

Воронежского государственного

Современное общество невозможно представить без этических норм. Каждое уважающее себя государство составляет свод законов, которым граждане обязаны следовать. Моральная сторона в любом деле – это ответственная составляющая, которой нельзя пренебрегать. В нашей стране существует понятие морального ущерба, когда причиненные человеку неудобства измеряются в материальном эквиваленте, чтобы хотя бы частично возместить его переживания.

Мораль – принятые в социуме нормы поведения и представления об этом поведении. Под моралью также понимаются нравственные ценности, устои, порядки и предписания. Если в обществе кто – то совершает поступки, противоречащие обозначенным нормам, то их называют аморальными.

Понятие морали очень тесно связано с этикой. Соблюдение этических представлений требует высокого духовного развития. Иногда общественные установки идут вразрез с потребностями самой личности, и тогда возникает конфликт. В этом случае отдельный человек со своей собственной идеологией рискует оказаться непонятым, одиноким среди общества.

Как формируется мораль?

Мораль человека в большей степени зависит от него самого. Только сама личность ответственна за то, что с ней происходит. От того, насколько она готова следовать установленным в обществе порядкам зависит, будет ли человек успешен, принимаем другими. Развитие морали, нравственных понятий происходит в родительской семье. Именно те первые люди, с которыми начинает взаимодействовать ребенок на первых порах своей жизни, и накладывают серьезный отпечаток на его дальнейшую судьбу. Итак, на формирование морали оказывает существенное влияние ближайшее окружение, в котором растет человек. Если ребенок растет в неблагополучной семье, то у него с малых лет складывается неправильное представление о том, как устроен мир и формируется искаженное восприятие самого себя в социуме. Став взрослой, такая личность начнет испытывать колоссальные трудности в общении с другими людьми и будет ощущать на себе недовольство с их стороны. В случае воспитания ребенка в благополучной среднестатистической семье он начинает впитывать в себя ценности своего ближайшего окружения, и этот процесс происходит естественным образом.

Осознание необходимости следовать общественным предписаниям происходит за счет наличия у человека такого понятия как совесть. Совесть формируется с раннего детства под влиянием общества, а также индивидуального внутреннего чувства.

Функции морали

Мало у кого из людей действительно возникает вопрос, зачем нужна мораль? Это понятие состоит из многих важных компонентов и оберегает совесть человека от нежелательных поступков. За последствия своего морального выбора личность отвечает не только перед обществом, но и перед самой собой. Существуют функции морали, помогающие ей выполнять свою задачу.

  • Оценочная функция связана с тем, как другие люди или сам человек определяет совершенные им поступки. В случае, когда происходит самооценивание, личность обыкновенно склонная оправдывать собственные действия какими – либо обстоятельствами. Выносить поступки на общественный суд гораздо сложнее, ведь социум порой неумолим при оценке других.
  • Регулятивная функция помогает установить в обществе нормы, которые станут законами, предназначенными для всеобщего соблюдения. Правила поведения в обществе усваиваются индивидом на подсознательном уровне. Именно поэтому, попадая в место, где находится большое количество людей, большинство из нас спустя какое – то время начинает безошибочно следовать негласным законам, принятым именно в данном социуме.
  • Контролирующая функция напрямую связана с проверкой, насколько отдельный индивид способен следовать установленным в обществе правилам. Подобный контроль помогает достичь состояния «чистой совести» и социального одобрения. Если индивид не ведет себя подобающим образом, то обязательно получает в качестве обратной реакции осуждение со стороны других людей.
  • Интегрирующая функция помогает поддерживать состояние гармонии внутри самого человека. Совершая те или иные поступки, личность, так или иначе, анализирует свои действия, «проверяет» их на честность и порядочность.
  • Воспитательная функция заключается в том, чтобы человеку иметь возможность научиться понимать и принимать нужды окружающих людей, учитывать их потребности, особенности и желания. Если индивид достигает состояния такой внутренней широты сознания, то можно сказать, что он способен заботиться о других, а не только о самом себе. Мораль часто связывают с чувством долга. Человек, у которого имеются обязанности перед обществом, дисциплинирован, ответственен и порядочен. Нормы, правила и порядки воспитывают личность, формируют у нее социальные идеалы и стремления.

Нормы морали

Согласуются с христианскими представлениями о добре и зле и тем, каким должен быть настоящий человек.

  • Благоразумие является неотъемлемым компонентом любого сильного человека. Оно предполагает наличие у индивида способности адекватно воспринимать окружающую реальность, выстраивать гармоничные связи и отношения, принимать разумные решения, действовать конструктивно в сложных ситуациях.
  • Воздержание предполагает запрет засматриваться на лица противоположного пола, которые состоят в браке. Умение справиться со своими желаниями, порывами одобряется обществом, нежелание следовать духовным канонам – порицается.
  • Справедливость всегда подразумевает, что за все деяния, совершенные на этой земле, рано или поздно придет возмездие или какой — либо отклик. Справедливое отношение к другим людям заключается в том, чтобы, в первую очередь, признавать их ценность как значимых единиц человеческого общества. Уважение, внимание к их потребностям также относятся к данному пункту.
  • Стойкость формируется за счет умения переносить удары судьбы, выносить для себя необходимый опыт и конструктивно выходить из кризисного состояния. Стойкость как норма морали подразумевает стремление к тому, чтобы выполнять свое предназначение и идти вперед, несмотря на трудности. Преодолевая преграды, личность становится сильнее и в дальнейшем может помочь другим людям пройти через их индивидуальные испытания.
  • Трудолюбие ценится в любом обществе. Под этим понятием понимается увлеченность человека каким – либо делом, реализация им своего таланта или способностей на благо других людей. Если личность не готова делиться результатами своих наработок, то его нельзя назвать трудолюбивым. То есть, необходимость деятельности должна быть связана не с личным обогащением, а с тем, чтобы служить последствиями своей работы как можно большему числу людей.
  • Смирение достигается путем длительного страдания и покаяния. Умение вовремя остановиться, не прибегать к мести в ситуации, когда сильно обидели, сродни настоящему искусству. Но по- настоящему сильный человек обладает колоссальной свободой выбора: он способен преодолеть разрушительные чувства.
  • Вежливость необходима в процессе взаимодействия людей друг с другом. Благодаря ей становится возможным заключение выгодных для обеих сторон сделок и соглашений. Вежливость характеризует личность с лучшей стороны и помогает ей конструктивно двигаться в направлении заданной цели.

Принципы морали

Эти принципы существуют, внося существенные дополнения в общепринятые социальные нормы. Их значимость и необходимость заключается в том, чтобы способствовать формированию общих формул и закономерностей, принятых в данном обществе.

  • Принцип талиона наглядно демонстрирует понятия нецивилизованных стран – «око за око». То есть, если кто – то потерпел какую – либо утрату по вине другого человека, этот другой обязан возместить первому посредством собственной потери. Современная психологическая наука говорит о том, что необходимо уметь прощать, перенастраивать себя на позитив и искать конструктивные методы выхода из конфликтной ситуации.
  • Принцип нравственности предполагает следование христианским заповедям и соблюдение божественного закона. Отдельный индивид не имеет права причинять вред своему ближнему, умышленно пытаться доставить ему какой – либо ущерб, основанный на обмане или воровстве. Принцип нравственности сильнее всего взывает к совести человека, заставляет его вспомнить о своей духовной составляющей. Фраза «Относись к ближнему своему так, как хочешь, чтобы и он относился к тебе» — самое яркое проявление данного принципа.
  • Принцип «золотой середины» выражается в умении видеть меру во всех делах. Впервые этот термин ввел Аристотель. Стремление избегать крайностей и двигаться планомерно в направлении заданной цели непременно приведет к успеху. Нельзя использовать другого человека как способ для решения своих индивидуальных задач. Во всем нужно чувствовать меру, уметь вовремя идти на компромисс.
  • Принцип благополучия и счастья представлен в виде следующего постулата: «Поступай по отношению к ближнему так, чтобы принести ему наибольшее благо». Неважно, какой поступок будет совершен, главное, чтобы польза от него могла послужить как можно большему количеству людей. Этот принцип морали предполагает умение прогнозировать ситуацию на несколько шагов вперед, предвидеть возможные последствия своих поступков.
  • Принцип справедливости основан на равном отношении между всеми гражданами. Он гласит, что каждый из нас должен соблюдать негласные правила обращения с другими людьми и помнить о том, что сосед, живущий с нами в одном доме, обладает теми же правами и свободами, что и мы. Принцип справедливости подразумевает наказание в случае совершения противоправных действий.
  • Принцип гуманизма является ведущим среди всех выше обозначенных. Он предполагает наличие у каждого человека представления о снисходительном отношении к другим людям. Гуманность выражается в сострадании, в умении понять ближнего, быть ему максимально полезным.

Таким образом, значение морали в жизни человека имеет определяющее значение. Мораль затрагивает все сферы человеческого взаимодействия: религия, искусство, право, традиции и обычаи. В существовании каждого отдельно взятого индивида рано или поздно возникают вопросы: как жить, какому принципу следовать, какой выбор совершить, и он обращается за ответом к собственной совести.

Поделиться: