Речевой аппарат: как происходит формирование звуков речи

Речевой аппарат представляет собой совокупность взаимодействующих между собой органов человека, которые активно участвуют в возникновении звуков и речевого дыхания, образуя тем самым речь. К речевому аппарату относятся органы слуха, артикуляции, дыхания и Сегодня мы подробнее познакомимся со строением речевого аппарата и природой человеческой речи.

Образование звуков

На сегодняшний день строение речевого аппарата смело можно считать на 100% изученным. Благодаря этому мы имеем возможность узнать, как рождается звук и что вызывает нарушения речи.

Звуки зарождаются благодаря сокращению мышечных тканей периферического речевого аппарата. Начиная разговор, человек автоматически вдыхает воздух. Из легких поток воздуха попадает в гортань, нервные импульсы вызывают вибрацию а они, в свою очередь, создают звуки. Звуки складываются в слова. Слова - в предложения. А предложения - в задушевные беседы.

Речевой, или, как его еще называют, голосовой, аппарат имеет два отдела: центральный и периферический (исполнительный). Первый состоит из головного мозга и его коры, подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола и нервов. Периферический, в свою очередь, представлен совокупностью исполнительных органов речи. К нему относятся: кости, мышцы, связки, хрящи и нервы. Благодаря нервам перечисленные органы получают задачи.

Центральный отдел

Как и другие проявления работы нервной системы, речь возникает посредством рефлексов, которые, в свою очередь, связаны с головным мозгом. Важнейшими отделами мозга, отвечающими за воспроизведение речи, являются: лобная теменная и затылочная области. У правшей эту роль играет правое полушарие, а у левшей - левое.

Лобные (нижние) извилины отвечают за создание устной речи. Извилины, расположенные в височной зоне, воспринимают все звуковые раздражения, то есть отвечают за слух. Процесс понимания услышанных звуков происходит в теменной области коры головного мозга. Ну а затылочная часть ответственна за функцию зрительного восприятия письменной речи. Если рассмотреть подробнее речевой аппарат ребенка, то можно заметить, что у него затылочная часть особенно активно развивается. Благодаря ней ребенок зрительно фиксирует артикуляцию старших, что приводит к развитию у него устной речи.

Мозг взаимодействует с периферическим отделом посредством центростремительных и центробежных путей. Вторые посылают сигналы мозга к органам речевого аппарата. Ну а первые отвечают за доставку ответного сигнала.

Периферический речевой аппарат состоит еще из трех отделов. Рассмотрим каждый из них.

Дыхательный отдел

Все мы знаем, что дыхание - это важнейший физиологический процесс. Человек дышит рефлекторно, не думая об этом. Процесс дыхания регулируется специальными центрами нервной системы. Он состоит из трех стадий, непрерывно следующих друг за другом: вдох, небольшая пауза, выдох.

Речь всегда образуется на выдохе. Поэтому поток воздуха, создаваемый человеком при разговоре, выполняет артикуляционную и голосообразующую функции одновременно. Если этот принцип каким-либо образом нарушается, речь тут же искажается. Именно поэтому многие ораторы уделяют внимание речевому дыханию.

Дыхательные органы речевого аппарата представлены легкими, бронхами, межреберными мышцами и диафрагмой. Диафрагма - эластичный мускул, который в расслабленном состоянии имеет форму купола. Когда она вместе с межреберными мышцами сокращается, грудная клетка увеличивается в объеме и происходит вдох. Соответственно, когда расслабляется - выдох.

Голосовой отдел

Продолжаем рассматривать отделы речевого аппарата. Итак, голос имеет три главные характеристики: сила, тембр и высота. Колебание голосовых связок приводит к тому, что поток воздуха из легких превращается в колебания мелких воздушных частиц. Эти пульсации, передаваясь в окружающую среду, создают звук голоса.

Тембр можно назвать звуковой окраской. У всех людей он отличается и зависит от формы вибратора, создающего колебания связок.

Артикуляционный отдел

Речевой артикуляционный аппарат по-простому называют звукопроизносящим. Он включает в себя две группы органов: активные и пассивные.

Активные органы

Как можно понять из названия, эти органы могут быть подвижными и принимают непосредственное участие в образовании голоса. Представлены они языком, губами, мягким небом и нижней челюстью. Так как эти органы состоят из мышечных волокон, они поддаются тренировке.

Когда органы речи меняют свое положение, в различных частях звукопроизносящего аппарата возникают сужения и затворы. Это приводит к образованию звука того ли иного характера.

Мягкое небо и нижняя челюсть человека могут подниматься и опускаться. Этим движением они открывают или закрывают проход в носовую полость. Нижняя челюсть отвечает за образование ударных гласных, а именно звуков: «А», «О», «У», «И», «Ы», «Э».

Основной орган артикуляции - язык. Благодаря обилию мышц он чрезвычайно подвижен. Язык может: укорачиваться и удлиняться, становиться уже и шире, быть плоским и выгнутым.

Человеческие губы, будучи подвижным образованием, принимают активное участие в образовании слов и звуков. Губы меняют свою форму и размер, обеспечивая произношение гласных звуков.

Мягкое небо, или, как его еще называют, небная занавеска, является продолжением твердого неба и лежит вверху ротовой полости. Оно, как и нижняя челюсть, может опускаться и подниматься, отделяя глотку от носоглотки. Мягкое небо берет свое начало за альвеолами, около верхних зубов и заканчивается маленьким язычком. Когда человек произносит любые звуки, кроме «М» и «Н», небная занавеска поднимается. Если она по каким-то причинам опущена или неподвижна, звук выходит «носовым». Голос получается гнусавым. Причина тому проста - когда небная занавеска опущена, звуковые волны вместе с воздухом попадают в носоглотку.

Пассивные органы

Речевой аппарат человека, а точнее его артикуляционный отдел, включает также неподвижные органы, которые являются опорой для подвижных. Это зубы, носовая полость, твердое небо, альвеолы, гортань и глотка. Несмотря на то что эти органы пассивны, они оказывают огромное влияние на

Теперь, когда мы знаем, из чего состоит голосовой аппарат человека и как он работает, рассмотрим основные проблемы, которые могут его коснуться. Проблемы с произношением слов, как правило, возникают от несформированности речевого аппарата. Когда отдельные части артикуляционного отдела заболевают, это отражается на правильности резонирования и четкости произношения звуков. Поэтому важно, чтобы органы, которые задействованы в формировании речи, были здоровыми и работали в полном согласовании.

Речевой аппарат может быть нарушен по разным причинам, так как это довольно сложный механизм нашего организма. Однако среди них есть проблемы, которые встречаются чаще всего:

  1. Дефекты в строении органов и тканей.
  2. Неправильное использование речевого аппарата.
  3. Расстройства соответствующих отделов центральной нервной системы.

Если у вас есть проблемы с речью, не стоит откладывать их в долгий ящик. И причина тут не только в том, что речь является важнейшим фактором в формировании человеческих отношений. Обычно люди, у которых нарушен речевой аппарат, не только плохо говорят, но и испытывают трудности в дыхании, пережевывании пищи и прочих процессах. Поэтому, устранив недостаток речи, можно избавиться от целого ряда проблем.

Подготовка органов речи к работе

Чтобы речь была красивой и непринужденной, о ней нужно позаботиться. Обычно это имеет место в подготовке к публичным выступлениям, когда любая запинка и ошибка может стоить репутации. Речевые органы готовятся в работе с целью активации (настройки) основных мышечных волокон. А именно мышц, которые участвуют в речевом дыхании, резонаторов, отвечающих за звучность голоса, и активных органов, на плечи которых ложится внятное произношение звуков.

Первое, что нужно помнить, - речевой аппарат человека лучше функционирует при правильной осанке. Это простой, но важный принцип. Чтобы речь была более четкой, нужно держать голову прямо, а спину - ровно. Плечи должны быть расслаблены, а лопатки - слегка сведены. Теперь ничего не мешает вам произносить красивые слова. Привыкнув к правильной осанке, можно не только позаботиться о четкости речи, но и обрести более выгодный внешний вид.

Для тех, кто по роду своей деятельности много говорит, важным является навык расслаблять органы, отвечающие за качество речи и восстанавливать их полноценную работоспособность. Релаксация речевого аппарата обеспечивается выполнением специальных упражнений. Делать их рекомендуется сразу после продолжительного разговора, когда голосовые органы сильно устают.

Поза релаксации

Возможно, вы уже сталкивались с такими понятиями, как поза и маска релаксации. Эти два упражнения нацелены на расслабление мышц или, как еще говорят, снятие По сути, они не представляют собой ничего сложного. Итак, чтобы принять позу релаксации, нужно сесть на стул и слегка нагнуться вперед, склонив голову. При этом ноги должны стоять всей стопой и образовывать друг с другом прямой угол. Сгибаться они также должны под прямым углом. Достичь этого можно путем подбора подходящего стула. Руки свисают вниз, слегка опираясь предплечьями о бедра. Теперь нужно закрыть глаза и максимально расслабиться.

Чтобы отдых и релаксация были максимально полными, можно заняться некоторыми формами аутотренинга. На первый взгляд кажется, что это поза удрученного человека, но на самом деле она довольно эффективна для расслабления всего тела и в том числе речевого аппарата.

Маска релаксации

Этот простой прием также очень важен для ораторов и тех, кто по специфике своей деятельности много говорит. Здесь также нет ничего сложного. Суть упражнения состоит в попеременном напряжении различных мышц лица. Нужно «надевать» на себя разные «маски»: радость, удивление, тоску, злость и так далее. Проделав все это, нужно расслабить мышцы. Сделать это вовсе не сложно. Просто произнесите на слабом выдохе звук «Т» и оставьте челюсть в свободном опущенном положении.

Релаксация является одним из элементов гигиены речевого аппарата. Кроме нее, в данное понятие входит защита от простудных заболеваний и переохлаждения, избегание раздражителей слизистой оболочки и тренировка речи.

Заключение

Вот таким интересным и сложным является наш речевой аппарат. Чтобы полноценно наслаждаться одним из важнейших даров человека - умением общаться, нужно следить за гигиеной голосового аппарата и бережно к нему относиться.

Введение

Голосовой аппарат человека имеет строение, напоминающее удивительный музыкальный инструмент, одновременно духовой и струнный. Духовая часть голосового аппарата человека имеет мехи, нагнетающие воздух. Это - наши лёгкие. От того, насколько мы используем эти мехи, зависит громкость звука нашего голоса. Лёгкие и грудная клетка могут играть и роль нижнего резонатора (тогда возникает глубокий грудной голос).

Через воздухопроводные трубки (бронхи и трахею), воздух подаётся на «струны» генератора звука - гортани. Строению гортани посвящена отдельная статья данного реферата. Здесь же только стоит отметить, что в спокойном состоянии, когда человек молчит, голосовая щель открыта, а во время разговора или пения голосовые складки сближаются и, натягиваясь при прохождении выдыхаемого из лёгких воздуха, вибрируют, производя звуковые колебания. Тогда и появляется звук голоса.

Будучи частью своеобразного музыкального инструмента, гортань, вместе с тем, построена по принципу аппарата движения: с помощью мышц и связок меняются величина голосовой щели и степень натяжения голосовых складок, определяя высоту тона. Механизмы гортани позволяют нам также говорить шёпотом, петь фальцетом или издавать гортанные звуки.

Третья часть голосового аппарата человека - резонаторы. Основное усиление звука, производится в полостях глотки, рта, носа и носовых пазух, играющих роль верхних резонаторов. Здесь же основной тон обогащается обертонами, что и создаёт индивидуальную окраску - присущий каждому из нас тембр голоса.

В механизме артикуляции, создании звуков речи, участвуют нижняя челюсть, мягкое нёбо, язык, губы и щёки, пассивно помогают артикуляции твёрдое нёбо, зубы, носовая полость и глотка. Все они позволяют нам не только произносить гласные и согласные, но и специфические звуки хохота, рыдания, свиста, цоканья, чмоканья и другие, у кого насколько хватает фантазии.

Когда мы говорим, то слышим не совсем так, как слышат нас окружающие, так как череп тоже резонирует, когда человек говорит. Костный путь проведения звука к рецепторным клеткам внутреннего уха дополняет и искажает издаваемые нами звуки. Это объясняет, почему в записи свой голос кажется чужим.

Это не все уникальные особенности строения и возможностей нашего голосового аппарата. Если во время звукопроизнесения смыкание голосовых складок происходит не на всем своём протяжении, то в задней части между ними остается щель в форме маленького треугольника, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха. Голосовые складки при этом не колеблются, но трение струи воздуха о края треугольной щели вызывает лёгкий шум, который воспринимается в виде шёпота. Обычно, звуки мы издаём на выдохе. Говоря же шёпотом, мы можем не менять дыхание. Это означает, что, в отличие от обычной голосовой речи, шёпотное произнесение может осуществляться не только на выдохе, но и на вдохе.

Итак, голосовой аппарат – это система органов, служащая для образования звуков голоса и речи. К нему у человека относятся: органы дыхания, гортань с голосовыми складками, артикуляционный аппарат и резонаторы.
Органы дыхания (их строение и функционирование, за исключением подробностей, имеющих отношение к гортани, нами уже изучались), создающие воздушное давление под голосовыми складками, – источник звуковой энергии.

Гортань с заключенными в ней голосовыми складками – источник звуковых колебаний. Рассмотрим подробно строение гортани.
Человеческая гортань расположена на уровне IV–VI шейных позвонков и связана с подъязычной костью. Вверху гортань переходит в полость глотки, внизу – в трахею. Снаружи ее положение заметно по выступу, называемому «кадыком» («адамовым яблоком»), более развитому у мужчин и образованному соединением обеих пластинок щитовидного хряща.

Схема строения голосового аппарата человека: 1 – гортань; 2 – надгортанная полость; 3 – подгортанная полость; 4 – трахея и бронхи; 5 – полость рта; 6 – носовая полость; 7 – мягкое нёбо; 8 – твердое нёбо; 9 – язык; 10 – задняя стенка глотки; 11 – второй (певческий) рот

Имеются значительные возрастные и половые особенности гортани. Рост и функция гортани связаны с развитием половых желез. У детей гортань расположена выше, чем у взрослых (нормальное положение устанавливается к 13–14 годам жизни), а у стариков ниже; у женщин несколько выше, чем у мужчин, причем в среднем длина гортани мужчины (44 мм) на 1/3 больше женской (35 мм). У новорожденного ребенка гортань относительно велика. В течение первых 4–5 лет жизни ребенка она растет несколько медленнее трахеи. После шести лет рост гортани замедляется, но перед наступлением половой зрелости у мальчиков рост ее ускоряется и размеры стремительно увеличиваются. В это время изменяется голос мальчиков (мутация голоса).

Гортань является важнейшей составной частью голосового аппарата, т.к. в ней расположены голосовые складки. Рассмотрим подробности ее строения.
Скелет гортани образован несколькими подвижно соединенными между собой хрящами. Самый крупный из хрящей гортани – щитовидный, в котором различают две четырехугольные пластинки, соединяющиеся между собой (упомянутый выступ гортани – «адамово яблоко») под прямым (или почти прямым) углом у мужчин и тупым углом (около 120°) у женщин.

От задних краев отходят две пары рогов – верхние и нижние.
Наиболее важны в функциональном отношении черпаловидные хрящи, от основания которых вперед отходит голосовой отросток, состоящий из эластического хряща; назад и кнаружи – мышечный отросток. К последнему прикрепляются мышцы, двигающие черпаловидный хрящ в перстнечерпаловидном суставе. При этом изменяется положение голосового отростка, к которому прикрепляются голосовые связки.

Хрящи, связки и суставы гортани: А (вид сбоку); Б (вид сзади); В (вид сбоку в разрезе). 1 – щитовидный хрящ; 2 – верхний рог щитовидного хряща; 3 – подъязычная кость; 4 – щитоподъязычная связка; 5 – выступ гортани («адамово яблоко»); 6 – нижний рог щитовидного хряща; 7 – надгортанник и надгортанный хрящ; 8 – перстнещитовидный сустав; 9 – вырезка щитовидного хряща; 10 – щитонадгортанная связка; 11 – перстневидный хрящ; 12 – перстнетрахеальная связка; 13 – первый хрящ трахеи; 14 – черпаловидный хрящ; 15 – голосовой отросток; 16 – перстнечерпаловидный сустав

Сверху гортань покрыта надгортанником, состоящим из эластического хряща. Надгортанник расположен впереди входа в гортань и прикреплен к щитовидному хрящу с помощью щитонадгортанной связки. В основании гортани лежит перстневидный хрящ, его дуга обращена вперед, а пластинка – назад. Перстнетрахеальная связка соединяет нижний край хряща с первым хрящом трахеи.

Хрящи соединяются между собой посредством связок и суставов. Важнейший из них – перстнечерпаловидный сустав расположен между основанием черпаловидного хряща и соответствующей поверхностью перстневидного. Черпаловидный хрящ в этом суставе вращается вокруг вертикальной оси, а также немного в стороны. Перстнещитовидный сустав образован суставными поверхностями нижних рогов щитовидного хряща и соответствующими площадками перстневидного. Правый и левый суставы объединяются в один комбинированный, в котором щитовидный хрящ наклоняется вперед, удаляясь своей вырезкой от пластинки перстневидного и черпаловидных хрящей, или выпрямляется, приближаясь к последним.

Органом, в котором возникает звук, является гортань. Полость гортани кроме голосовых связок выстлана слизистой оболочкой, образованной реснитчатым эпителием с большим количеством бокаловидных клеток, а голосовые связки покрыты многослойным плоским неороговевающим эпителием. Передняя и задняя части задней поверхности надгортанника также покрыты многослойным плоским неороговевающим эпителием, большая часть задней – реснитчатым эпителием.
Полость гортани подразделяется на три отдела:

– верхний – преддверие гортани;

Полость гортани: А (вход в гортань); Б (вид сбоку в разрезе). 1 – голосовая щель; 2 – голосовая складка; 3 – подголосовая полость; 4 – желудочек гортани; 5 – четырехугольная мембрана; 6 – голосовая связка

Наиболее сложно устроен средний отдел, где на боковых стенках имеются две пары складок, между которыми образуются углубления – желудочки гортани. Верхние складки называются преддверными, а нижние – голосовыми. В толще последних лежат голосовые связки, образованные эластическими волокнами, и мышцы. Голосовые связки натянуты между щитовидным и черпаловидными хрящами.

Голосовые связки могут смыкаться и размыкаться, натягиваться. Образование звука происходит при сомкнутых голосовых связках. Строение голосовых связок дает им возможность колебаться как целиком, так и отдельными участками, от чего зависит характер звучания голоса. Просвет между правой и левой голосовыми складками называется голосовой щелью.
В результате изменения положения хрящей под действием мышц гортани могут меняться ширина голосовой щели и натяжение голосовых связок. Расширяет голосовую щель одна мышца – задняя перстнечерпаловидная, а сужают ее несколько мышц: боковая перстнечерпаловидная, щиточерпаловидная и др. При молчании голосовая щель широко раскрыта, при разговоре или пении – сужается. Размеры голосовых связок определяют тип голоса. У людей с низкими голосами складки более длинные и толстые, а с высокими – короткие и тонкие.

К голосовому аппарату, помимо органов дыхания и места возникновения звуков – гортани, относятся артикуляционный аппарат и резонаторы.
Артикуляционный аппарат служит для образования звуков членораздельной речи. Артикуляция (от лат.articulo – расчленяю) – это работа органов речи. К активным органам артикуляционного аппарата относятся:

– голосовые складки, которые, вибрируя на выдохе, создают звук;
– язык, состоящий из поперечно-полосатых мышечных волокон, которые имеют различное направление; язык способен к самым разнообразным изменениям своей формы и положения; он прикрепляется своим корнем к подъязычной кости, непосредственно связанной с гортанью;
– губы;
– мягкое нёбо с маленьким язычком – подвижное мышечное образование, расслабленное при дыхании, благодаря чему имеется свободный проход из глотки в носоглотку и далее в нос; во время речи и пения мягкое нёбо поднимается и перекрывает ход в носоглотку;
– глотка – полость, расположенная за зевом, сообщающаяся при дыхании с носовой полостью и гортанью; во время речи и пения отделяется от носовой полости поднятым мягким нёбом; ее объем может сильно меняться благодаря перемещению языка и опусканию или поднятию гортани; при пении глотка должна быть свободно и широко открыта; сложное отверстие ротоглотки называют еще вторым (певческим) ртом, подчеркивая этим факт формирования при пении звука именно в этом месте.

К пассивным органам артикуляционного аппарата относятся:

– зубы;
– твердое нёбо;

– верхняя челюсть.

Резонаторы – это полости, резонирующие на возникающий в голосовой щели звук и придающие ему силу и окраску (тембр). Резонанс (от лат. resono – звучу в ответ, откликаюсь) – явление усиления собственных колебаний резонаторов под воздействием внешних колебаний той же частоты. Сверху и снизу к гортани непосредственно примыкают трубообразные полости, составляющие с ней единое целое. Различают головной и грудной резонаторы.

Нижняя подгортанная труба переходит в трахею и бронхи. Верхняя надгортанная труба – переходит в полость ротоглотки и далее в ротовую и носовую полости. Головное резонирование ощущается как вибрация в голове (зубы, темя). Грудное резонирование ощущается как вибрация в груди (трахея, бронхи). Таким образом, гортань вместе с надгортанной и подгортанной трубами представляет собой единую рупорную систему.


Похожая информация.


Составляющие голосового аппарата:

— дыхательный аппарат (механизм дыхания)
— речевой аппарат (артикуляционный)
— гортань с голосовыми связками и резонаторы

В механизм дыхания входит полость носа и глотки (носоглотка), трахея, бронхи, правое и левое легкое.

Легкие состоят из нежной пористой ткани. Эта нежная ткань представляет собой скопление пузырьков (альвеол). Трахея вместе с бронхами образует бронхиальное дерево. Внизу трахея переходит в бронхи, вверху – в гортань.
Легкие вмещают около пяти-шести литров воздуха. Обычный спокойный вдох — приблизительно пол-литра воздуха, а глубокий – полтора литра.

Речевой аппарат включает в себя нижнюю челюсть, губы, язык, зубы.

Гортань представляет собой конусообразную трубку. Состоит из хрящей: щитовидного, черпаловидного, рожкового, перстневидного.
Посредством хрящей в гортани прикрепляются голосовые связки.

Голосовые связки – это две мышечные складки. В отличие от других мышц, мышцы связок сокращаются в различных направлениях. Благодаря этому связки приобретают упругость и эластичность, и могут колебаться не только полностью, но и краями, серединой.

Между связками находится голосовая щель, которая похожа на треугольник во время фонации.
В здоровом состоянии связки напоминают цвет перламутра, цвет слоновой кости, а когда голос не в порядке – связки краснеют.
Связки – нежная и хрупкая часть голосового аппарата. К ним нужно относиться бережно, чтобы голос не уставал.

У мужчин и женщин длина и толщина связок разная. У низких басов толщина связок – около пяти миллиметров, длина – двадцать четыре-двадцать пять миллиметров. Длина голосовых связок у высоких сопрано – четырнадцать-девятнадцать миллиметров, а толщина – около двух миллиметров.

Голосовые резонаторы

Резонаторы, которые находятся выше гортани – верхние (головные) . Сюда входит полость глотки, рта, носа.
Те резонаторы, которые находятся ниже гортани – нижние (грудные) . Это трахея и бронхи.

Если мы правильно пользуемся резонаторами, правильно посылаем звук, то при звучании более низких звуков вибрирует грудная клетка, а при звучании высоких звуков – вибрирует переносица.

Атака звука

Звук появляется в тот момент, когда воздух прорывается через закрытую голосовую щель, и связки начинают колебаться.

Самый первый момент после взятия дыхания и появления звука – это атака звука.

Бывает три вида атаки звука:
— твердая
— мягкая
— придыхательная

Твердая атака
Твердая атака – полное смыкание связок до возникновения звука, а затем – энергичный прорыв связок воздухом. Твердая атака дает возможность точно переходить от звука к звуку без всяких «подъездов». Для выработки точной интонации помогут произведения, исполняемые на твердой атаке – волевые, маршеобразные, энергичные.

Мягкая атака
Мягкая атака – это смыкание связок в момент возникновения звука. Поэтому появляется едва заметное, спокойное пение. На мягкой атаке поются лирические, напевные произведения, например, колыбельные. Такие произведения рекомендованы для исполнения, если у вокалиста звук не «льется», не «тянется».

Придыхательная атака
Придыхательной атакой пользуются иногда, как средством художественной выразительности, как окраской. Звук появляется при не полном смыкании связок, а потом, как бы запаздывая, происходит полное смыкание связок.
В пении пользуются твердой и мягкой атакой. И лишь редко, например, для передачи интонаций вздоха, плача используют придыхательную атаку.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Голос и слух представляют единую функциональную систему, которая имеет огромное значение не только для общения людей, но и для культурного развития всего человечества. Первым голосовым проявлением новорожденного является крик, и это безусловный рефлекс. Одним из не врожденных голосовых способностей человека является речь, для развития которой большую роль играет слух, так как это главный физиологический механизм, на основе которого она развивается. Рассмотрим связь между органом слуха и голосовым аппаратом.

Все органы, участвующие в голосообразовании, в совокупности образуют так называемый голосовой аппарат. В его состав входят: ротовая и носовая полости с придаточными полостями, глотка, гортань с голосовыми связками, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой, мышцы брюшной полости. Но это не все. В голосообразовании принимает участие и нервная система, соответствующие нервные центры головного мозга с двигательными и чувствительными нервами, соединяющими эти центры со всеми указанными органами. Из мозга по двигательным нервам к этим органам идут приказы, а по чувствительным нервам поступают сведения о состоянии работающих органов. Работу органов голосообразования нельзя рассматривать вне связи с центральной нервной системой, которая организует их функции в единый, целостный певческий процесс, являющийся сложнейшим психофизическим актом.

Гортань - орган, где происходит зарождение голоса. Она расположена по средней линии шеи в переднем ее отделе и представляет собой трубку, верхнее отверстие которой открывается в полости глотки, а нижнее непосредственно продолжается в трахею. Гортань выполняет тройную функцию (дыхательную, защитную, голосовую) и имеет сложное строение. Ее остов составляют хрящи, соединенные между собой подвижно при помощи суставов и связок и переплетенные снаружи и изнутри мышцами.

Внутренняя поверхность гортани, как и всех полостных органов нашего тела, выстлана слизистой оболочкой. Самый большой хрящ гортани - щитовидный - определяет величину гортани. Верхнее отверстие гортани, называемое входом в гортань, имеет овальную форму, образуется спереди подвижным гортанным хрящом - надгортанником. При дыхании вход в гортань открыт. При глотании свободный край надгортанника наклоняется назад, закрывая его отверстие. Во время пения вход в гортань суживается и прикрывается надгортанником. Это явление имеет большое значение для образования художественно ценных качеств певческого звука, для певческой опоры. Если смотреть в гортань сверху, то с двух сторон симметрично видны по два выступа слизистой оболочки находящиеся один над другим. Между ними имеются небольшие симметричные углубления - морганиевые желудочки. Верхние выступы называются ложными (желудочковыми) складками, а нижние - голосовыми складками. Ложные сладки такого же цвета, как и вся слизистая оболочка гортани. Они состоят из рыхлой соединительной ткани, желез, слабо развитых мышц сближающих эти складки. Железы, заложенные в ложных складках и в стенках самих желудочков, увлажняют голосовые складки, в которых желез нет. Эта функция особенно важна при певческом голосообразовании. Голосовые складки при дыхании образуют щель треугольной формы, называемую голосовой щелью. При голосообразовании голосовые складки сближаются или смыкаются, голосовая щель закрывается. Поверхность голосовых складок покрыта плотной эластичной тканью перламутровой окраски. Внутри них находятся внешние и внутренние щиточерпаловые мышцы. Вторые, внутренние, называются вокальными мышцами. Мышечные волокна располагаются параллельно внутреннему краю складки и в косом направлении. Благодаря такому строению голосовая складка может многообразно изменять не только свою длину, но и колебаться по частям: во всю ширину и длину или частями, что обуславливает богатство красок певческого звука. Голосовые складки делят гортань на два пространства: надскладочный и подскладочный отделы. Все мышцы гортани делятся на наружные и внутренние. Внутренние мышцы смыкают голосовую щель и осуществляют голосообразование (являются фонаторными мышцами). Наружные мышцы гортани соединяют ее с лежащей выше, под нижней челюстью, подъязычной костью, а внизу с грудной костью. Эти мышцы опускают и поднимают всю гортань, а так же фиксируют ее на определенной высоте, устанавливают в положение, необходимое для голосообразования. Внизу гортань непосредственно переходит в дыхательное горло или трахею.

Трахея представляет собой трубку, состоящую из хрящевых, не замкнутых сзади колец. Эти хрящевые пластинки между собой соединены связками и переплетены циркулярными и продольными мышцами. Циркулярные мышцы, сокращаясь, сужают просвет трахеи, продольные при сокращении укорачивают ее.

Трахея разделяется на два крупных бронха, которые древовидно разветвляясь, превращаются во все более мелкие. Самые мелкие бронхи - бронхиолы, заканчиваются пузырьками, в которых происходит газообмен. Все бронхиальное дерево построено по типу трахеи, только с замкнутыми хрящевыми кольцами. Мышцы трахеи и бронхов относятся к типу гладкой мускулатуры, непосредственно нашему сознанию не подчинены, работают автоматически. По мере уменьшения калибра бронха, хрящевой ткани в нем становится меньше, она вытесняется мышечной. Мелкие бронхи почти целиком состоят из мышечной ткани. Такое строение позволяет мелким бронхам выполнять роль клапанов, регулирующих подачу воздуха из легочной ткани во время голосообразования. Все бронхи вместе с легочными пузырьками образуют два легких - правое и левое, которые помещаются в герметически изолированной от окружающего воздуха грудной полости, находящейся в грудной клетке. Грудная клетка имеет форму усеченного конуса. Она впереди образована грудной костью, сзади - грудным отделом позвоночника. Позвоночный столб соединен с грудной костью дугообразными ребрами.

2. Грудная клетка. Диафрагма

Остов грудной клетки оплетен мышцами, которые принимают участие в дыхании. Одни участвуют во вдохе - вдыхатели (поднимают и раздвигают, расширяют полость грудной клетки). Другие грудные мышцы опускают ребра, осуществляют выход и соответственно называются выдыхательными. Основание грудной клетки составляет диафрагма, или грудобрюшная преграда. Это мощный мышечный орган, отделяющий грудную полость от брюшной. Диафрагма прикрепляется к нижним ребрам и позвоночнику, имеет два купола - правый и левый. Во время вдоха мышцы диафрагмы сокращаются, оба ее купола опускаются, увеличивая объем грудной клетки. Диафрагма состоит из поперечно-полосатых мышц. Ее движение полностью не подчинено нашему сознанию. Мы можем сознательно сделать и задержать вдох и выдох, но сложные движения диафрагмы при голосообразовании происходят подсознательно.

Диафрагма регулирует скорость истечения воздуха и подскладочное давление при образовании звуков и изменении их силы.

Носовая полость

Полости, находящиеся над голосовыми складками: носовая, ротовая, глоточная и верхний отдел гортани - называются надставной трубой. Верхняя часть этой трубы - носовая полость. Она составлена из мягких тканей носа и лицевых костей черепа. По средней линии она разделена вертикальной носовой перегородкой на левую и правую половины, открытые спереди и сзади. Задними отверстиями, хоанами, носовая полость сообщается с глоткой (с носоглоткой).

В стенках носовой полости имеются мелкие отверстия каналов, через которые она сообщается с воздухоносными полостями, находящимися в лицевых костях черепа. Эти полости называются придаточными полостями или пазухами носа. Они, так же как и полость носа выстланы слизистой оболочкой. При ее заболевании эти полости могут заполняться гноем или полипозными образованиями (разрастаниями слизистой оболочки), что отрицательно отражается на качестве певческого звука.

Слизистая оболочка носа богата кровеносными сосудами и железами, а также ворсинками, благодаря чему вдыхаемый воздух, проходя через нос, согревается, увлажняется и очищается.

Ротовая полость

Под носовой полостью располагается ротовая полость. Ее боковыми стенками являются щеки, дно рта заполняет язык, переднюю стенку образуют губы (в сомкнутом состоянии).

В толще губ находятся мышцы, которые смыкают их, образуя ротовое отверстие и изменяя его форму.

Верхнюю стенку ротовой полости составляет костная пластинка, отделяющая ротовую полость от носовой. Она называется твердым нёбом, которое сзади переходит в мягкое нёбо, называемое нёбной занавеской.

Задний, свободно свисающий в полости глотки край мягкого неба, посередине имеет выступ - маленький язычок (он есть только у человека). Мягкое небо продолжается в две расходящиеся вниз под углом симметричные складки слизистой оболочки. Эти складки называются дужками: передними и задними. В толще дужек проходят мышцы, соединяющие мягкое небо с языком и гортанью.

Мягкое небо хорошо иннервировано чувствительными нервами. Находящиеся в толще неба мышцы при сокращении поднимаются, натягивают его. Твердое и мягкое небо вместе с передними зубами составляют небный свод. Строение его частей влияет на качество певческого голоса. Сзади ротовая полость широким отверстием - зевом - открывается в глотку (в ее средний отдел). Сверху зев ограничен мягким небом, с боков - небными дужками и снизу - спинкой языка. Зев может суживаться и расширяться. Суживается он за счет сокращения мышц, заложенных в дужках мягкого неба.

При пении зев расширяется; это происходит при поднятии мягкого неба и опускании языка, что наблюдается при певческом зевке. Глотка представляет собой мышечную трубу, которая верхним расширенным отделом оканчивается слепо под сводом черепа. Книзу суживаясь, глотка переходит спереди в гортань, а сзади - в пищевод. На ее передней поверхности, как уже было отмечено, имеются отверстия: хоаны и зев. Глотка условно разделяется на три части: верхнюю - носоглотку, среднюю - ротоглотку и нижнюю - гортаноглотку. В глотке имеются отдельные скопления железистой, так называемой лимфатической ткани, которые образуют миндалины. Наиболее значительные из них: глоточная миндалина (лежит на верхней стенке глотке, на ее своде) и миндалины, находящиеся между передними и задними небными дужками.

Миндалины выполняют защитную функцию: в них задерживаются попавшие в глотку микробы. Острое воспаление миндалин называется острым тонзиллитом или ангиной. Значительное увеличение миндалин уменьшает полость глотки, отрицательно отражается на образовании певческого голоса. Стенки глотки образованы сильными мышцами, идущими в продольном и циркулярном направлении. Благодаря им глотка может увеличиваться и уменьшаться, суживаться в различных отделах (нижнем, среднем, верхнем) и тем самым многообразно менять свою форму и объем, резонаторные свойства.

Мышцы глотки целиком подчинены нашему сознанию.

3. Орган слуха

Краткие сведения из сравнительной анатомии и эмбриологии

Очень сложный по строению и функции слуховой анализатор человека произошел из очень просто устроенных образований у низших животных. Эти образования, имеющие различную форму, описаны под названиями «слуховых щупальцев» (у медуз), «слуховых ямок» (у кольчатых червей), «слуховых пузырьков» (у головоногих моллюсков и некоторых ракообразных). Примером такого примитивного органа может служить слуховой пузырек головоногого моллюска -- осьминога (рис. 1). Этот перепончатый пузырек расположен в круглой пещерке, в толще хрящевого черепа. Стенка пузырька выстлана эпителием, который в двух местах дифференцируется в чувствующие клетки. К этим клеткам подходят окончания соответствующего нерва, выходящего из головного мозга.

У позвоночных животных слуховой аппарат расположен в перепончатом лабиринте, который является одновременно и органом равновесия. Наиболее просто устроен лабиринт у рыб. Он развивается из наружного зародышевого листка (эктодермы) задней части головы. Здесь образуется вдавление в виде ямки, из которой развивается слуховой пузырек. Вначале слуховой пузырек сообщается с наружной поверхностью, затем он полностью отшнуровывается (рис. 2) и из него образуются три перепончатых полукружных канала, расположенных во взаимно перпендикулярных плоскостях, и два мешочка -- овальный и круглый (рис. 3). В нижнем отделе круглого мешочка образуется полый выступ (лагена), из которого у млекопитающих развивается спиральный канал улитки. Усложнение строения слухового аппарата у позвоночных животных проходит не только по линии дифференциации различных отделов лабиринта, но и по линии развития добавочных частей, служащих для передачи звуковых колебаний. Эти добавочные части обособляются в виде среднего уха, а затем, у высших позвоночных, -- и наружного уха.

У человека зачаток слухового органа образуется на четвертой неделе развития зародыша в виде двух симметричных углублений эктодермы. Эти углубления постепенно становятся шарообразными и отделяются от наружной поверхности, превращаясь в слуховые пузырьки. В дальнейшем происходит дифференциация верхнего и нижнего отделов пузырьков: из верхнего отдела образуются зачатки полукружных каналов, а из нижнего -- зачаток канала улитки. Параллельно с развитием внутреннего уха (лабиринта) происходит развитие зачатков среднего и наружного уха. В то время как внутреннее ухо образуется из наружного зародышевого листка (эктодерма), среднее и наружное ухо развиваются из 1-й жаберной щели и ограничивающих ее 1-й и 2-й жаберных дуг.

Строение органа слуха у человека

Слух -- вид чувствительности, обусловливающий восприятие звуковых колебаний. Его значение неоценимо в психическом развитии полноценной личности. Благодаря слуху познается звуковая часть окружающей действительности, познаются звуки природы. Без звука невозможны звуковые речевые общения между людьми, людьми и животными, между людьми и природой, без него не могли появиться и музыкальные произведения.

Острота слуха у людей неодинакова. У одних она понижена или нормальная, у других повышена. Бывают люди с абсолютным слухом. Они способны узнавать по памяти высоту заданного тона. Музыкальный слух позволяет точно определять интервалы между звуками различной высоты, узнавать мелодии. Индивидуумы с музыкальным слухом при исполнении музыкальных произведений отличаются чувством ритма, умеют точно повторить заданный тон, музыкальную фразу.

Пользуясь слухом, люди в состоянии определять направление звука и по нему -- его источник. Это свойство позволяет ориентироваться в пространстве, на местности, различать говорящего среди нескольких других. Слух вместе с другими видами чувствительности (зрением) предупреждает об опасностях, возникающих во время труда, пребывания на улице, среди природы. В целом слух, как и зрение, делает жизнь человека духовно богатой.

Человек воспринимает звуки с частотой колебаний от 16 до 20 000 в секунду. С возрастом восприятие высоких частот снижается. Снижается слуховое восприятие и при действии звуков большой силы, высоких и особенно низких частот.

Одна из частей внутреннего уха -- вестибулярная -- обусловливает чувство положения тела в пространстве, поддерживает равновесие тела, обеспечивает прямохождение человека.

Орган слуха частично расположен в толще височной кости черепа и состоит из трех основных отделов: наружного, среднего и внутреннего. Первые два служат для проведения звуков, третий содержит звукочувствительный аппарат и аппарат равновесия.

Наружное ухо

Наружное ухо представлено ушной раковиной, наружным слуховым проходом, барабанной перепонкой. Ушная раковина улавливает и направляет звуковые волны в слуховой проход, но у человека она почти утратила свое основное назначение. Наружный слуховой проход проводит звуки к барабанной перепонке. В его стенках имеются сальные железы, выделяющие так называемую ушную серу. Барабанная перепонка находится на границе между наружным и средним ухом. Это круглая по форме пластинка размером 9х11 мм. Она принимает звуковые колебания.

Среднее ухо

Среднее ухо расположено между наружным слуховым проходом и внутренним ухом. Оно состоит из барабанной полости, которая через евстахиеву трубу сообщается с носоглоткой. Барабанная полость имеет объем около 1 куб.см. Она содержит три слуховых косточки, соединенных между собой: молоточек, наковальня, стремечко. Эти косточки передают звуковые колебания с барабанной перепонки к овальному окну внутреннего уха. Они уменьшают амплитуду и увеличивают силу звука.

Внутреннее ухо

Внутреннее ухо, или лабиринт, представляет собой систему полостей и каналов, заполненных жидкостью. Функцию слуха здесь выполняет только улитка -- спирально закрученный канал (2,5 завитка). Остальные части внутреннего уха обеспечивают сохранение равновесия тела в пространстве.

Звуковые колебания от барабанной перепонки посредством системы слуховых косточек через овальное отверстие передаются жидкости, заполняющей внутреннее ухо. Вибрируя, жидкость раздражает рецепторы, расположенные в спиральном (кортиевом) органе улитки.

Спиральный орган -- это звуковоспринимающий аппарат, расположенный в улитке. Он состоит из основной мембраны (пластинки) с опорными и рецепторными клетками, а также из нависающей над ними покровной мембраны. Рецепторы (воспринимающие) клетки имеют удлиненную форму. Их один конец фиксирован на основной мембране, а противоположный содержит 30--120 волосков разной длины. Эти волоски омываются жидкостью {эндолимфой) и соприкасаются с нависающей над ними покровной пластинкой.

Звуковые колебания от барабанной перепонки и слуховых косточек передаются жидкости, заполняющей улитковые каналы. Эти колебания вызывают колебания основной мембраны вместе с волосковыми рецепторами спирального органа. Во время колебаний волосковые клетки касаются покровной мембраны. В результате этого в них возникает разность электрических потенциалов, приводящая к возбуждению волокон слухового нерва, которые отходят от рецепторов. Получается своего рода микрофонный эффект, при котором механическая энергия колебаний эндолимфы превращается в электрическую нервного возбуждения. Характер возбуждений зависит от свойств звуковых волн. Высокие тона улавливаются узкой частью основной мембраны, у основания улитки. Низкие тона регистрируются широкой частью основной мембраны, у вершины улитки.

От рецепторов кортиева органа возбуждение распространяется по волокнам слухового нерва в подкорковые и корковые (в височной доле) центры слуха. Вся система, включающая звукопроводящие части среднего и внутреннего уха, рецепторы, нервные волокна, центры слуха в головном мозге, составляет слуховой анализатор.

Как уже упоминалось, внутреннее ухо выполняет двойную роль: восприятие звуков (улитка с кортиевым органом), а также регуляцию положения тела в пространстве, равновесие. Последняя функция обеспечивается вестибулярным аппаратом, который состоит из двух мешочков -- округлого и овального -- и трех полукружных каналов. Они соединены между собой и заполнены жидкостью. На внутренней поверхности мешочков и расширений полукружных каналов находятся чувствительные волосковые клетки. От них отходят волокна нервов.

Угловые ускорения воспринимаются, главным образом, рецепторами, расположенными в полукружных каналах. Рецепторы возбуждаются при давлении жидкости каналов. Прямолинейные ускорения регистрируются рецепторами мешочков преддверия, где находится отолитовый аппарат. Он состоит из чувствительных волосков нервных клеток, погруженных в желатинообразное вещество. Вместе они образуют мембрану. Верхняя часть мембраны содержит вкрапления кристаллов бикарбоната кальция -- отолиты. Под влиянием прямолинейных ускорений эти кристаллы силой своей тяжести заставляют мембрану прогибаться. При этом происходят деформации волосков, и в них возникает возбуждение, транслирующееся по соответствующему нерву в центральную нервную систему.

В пении, так же как и в обычной речи, необходимо наличие аппарата как создающего, так и воспринимающего звуки. Общеизвестно, что ребенок, полностью потерявший слух в раннем детстве (до года) в результате заболевания органов слуха, становится не только глухим, но и немым.

Для певца необходимо наличие музыкального слуха. Он не тождественен обычному слуху. Нередки случаи, когда человек имеет обостренный общий слух, дающий ему возможность слышать на большом расстоянии малейшие шорохи, и в то же время не в состоянии чисто спеть простую мелодию. Бывают и обратные случаи, когда человек не обладает остротой звуковых ощущений или даже имеет дефект слуха, но в то же время улавливает тончайшие оттенки музыкальных звуков.

Различие между общим и музыкальным слухом определяется психофизиологическим устройством человеческого организма. И все же музыкальный слух поддается развитию.

Вокальным слухом, или способностью отличать звук правильный от неправильного, никто от природы не обладает, это специфическое чувство, его нужно специально вырабатывать.

Воспринимаемые здоровыми органами слуха, слуховые раздражения из внешней среды оказываются в свою очередь раздражителями для нервных клеток, которые ведают работой органов голосового аппарата.

Слуховые восприятия осуществляются через деятельность голосовых органов, слушая речь, музыку или пение, мы "про себя", а иногда и вслух, повторяем их и только после этого воспринимаем.

При формировании и развитии вокальных навыков все время происходит коррекция работы участвующих органов: отметаются лишние, закрепляются и совершенствуются нужные движения. Весь этот процесс невозможен без контроля ощущений слуховых, мышечных и резонаторных.

В голосообразовании принимает участие и нервная система, соответствующие нервные центры головного мозга с двигательными и чувствительными нервами, соединяющими эти центры со всеми указанными органами. Из мозга по двигательным нервам к этим органам идут приказы (эфферентная связь), а по чувствительным нервам поступают сведения о состоянии работающих органов (афферентная связь). По сути дела, органы, участвующие в голосообразовании, являются техническими исполнителями приказов центральной нервной системы. Работу органов голосообразования нельзя рассматривать вне связи с центральной нервной системой, которая организует их функции в единый, целостный певческий процесс, являющийся сложнейшим психофизическим актом.

Любое упругое тело в состоянии колебания приводит в движение частицы окружающего воздуха, из которых образуются звуковые волны. Эти волны, распространяясь в пространстве, воспринимаются нашим ухом как звук. Так образуется звук в окружающей нас природе. В человеческом организме таким упругим телом являются голосовые складки. Звуки речевого и певческого голоса образуются при взаимодействии колеблющихся голосовых складок и дыхания. При желании человека петь все части его голосового аппарата приходят в состояние готовности к выполнению этого действия.

Процесс речи и пения начинается с вдоха, во время которого воздух нагнетается через ротовую и носовую полость, глотку, гортань, трахею, бронхи в расширенные при входе легкие. Затем под действием нервных сигналов (импульсов) из головного мозга голосовые складки смыкаются, происходит закрытие голосовой щели. Это совпадает с моментом начала выдоха. Сомкнутые голосовые складки преграждают путь выдыхаемому воздуху, препятствуют свободному выдоху. Воздух в подскладочном пространстве, набранный при вдохе, под действием выдыхательных мышц сжимается, возникает подскладочное (подсвязочное) давление. Сжатый воздух давит на сомкнутые голосовые складки, то есть приходит во взаимодействие с ними. Возникает звук.

Происходит "чудо", перерождение воздушной струи в звуковой поток, когда колебания голосовых связок передаются воздушной струе, выдыхаемой певцом, а сам певец, как хороший оператор, контролирует этот процесс с помощью уха и внимания.

Таким образом, мы понимаем, что наличие органа слуха очень важно для человека. Мы наслаждаемся прекрасными звуками этого мира и можем дополнить их своим чудесным пением. Без совместной работы органа слуха и голосового аппарата это было бы невозможно.

Список литературы

1. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова М.: ВЛАДОС, 2001. - 224 с.

2. Анатомия человека. Под ред. академика М.Г. Привеса 9-е изд. - М.: Медицина, 1985. - 672 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Функциональных заболеваний голосового аппарата. Дефекты голоса при миопатических парезах. Органические нарушения голоса у детей. Длительность и тяжесть заболеваний гортани. Формы хронических ларингитов. Методика восстановления и развития голоса у детей.

    реферат , добавлен 09.09.2015

    Изучение развития органов дыхания человека. Рассмотрение основ строения гортани и голосового аппарата, конструкции легких и плевры. Возрастные особенности дыхательной системы, индивидуальная и расовая изменчивость полости носа, врожденные аномалии.

    презентация , добавлен 16.02.2014

    Строение дыхательной системы и дыхательных путей. Особенности их развития. Полость носа, факторы его внешней изменчивости. Анатомия гортани и голосового аппарата. Конструкция легких. Плевра, полость плевры. Возрастные особенности, изменчивость, аномалии.

    презентация , добавлен 26.12.2013

    Анатомическое строение дыхательного аппарата. Гистологические свойства слизистой оболочки бронхов. Строение стенки альвеолы. Виды бронхоскопа - аппарата для исследования бронхов. Показания и противопоказания к проведению бронхоскопии, подготовка к ней.

    реферат , добавлен 23.11.2014

    Анатомическое строение органов слуха. Понятие патологии слуха и описание их разновидностей. Клинические и этиологические особенности их проявления. Психолого–педагогические особенности детей с патологией слуха, особенности их физического состояния.

    реферат , добавлен 22.01.2013

    Регуляция дыхания в пении. Гимнастика по методике А. Стрельниковой. Упражнения для развития дыхательной мускулатуры. Совершенствование вокальной техники. Укрепление мышц верхних конечностей. Значение аллергологии в развитии заболевай голосового аппарата.

    реферат , добавлен 09.01.2015

    Анатомия органов голосообразования: органы, доставляющие воздух, продуцирующие звук, осуществляющие акустическую переработку основного ларингеального звука. Физиология фонации. Принципы лечения фониатрических заболеваний лекарственными растениями.

    курсовая работа , добавлен 29.09.2013

    Условия нормального становления речи. Строение органа слуха и его взаимосвязь с мозговыми анализаторами. Степени нарушений функции слуха. Механизм зрительного восприятия. Роль болезней мозга и аномалий развития верхних дыхательных путей в развитии речи.

    презентация , добавлен 22.10.2013

    Значение знаний по физиологии слуха для инженеров по технике безопасности. Анатомия органов слуха. Слуховые процессы в среднем и внутреннем ухе. Центральная слуховая система. Нарушения слуха, связанные с химическими факторами.

    курсовая работа , добавлен 03.05.2007

    Понятие об анализаторах и их роль в познании окружающего мира. Строение и функции органа слуха человека. Структура звукопроводящего аппарата уха. Центральная слуховая система, переработка информации в центрах. Методы исследования слухового анализатора.

Голосовой аппарат человека и птиц принадлежит к типу духовых инструментов, так как звук в нём образуется за счёт движения воздуха, выдыхаемого из лёгких. Струя воздуха колеблет упругие перепонки, которые и рождают звуковую волну. У человека роль таких вибраторов играют голосовые связки, находящиеся в гортани . Высота голоса увеличивается пропорционально натяжению мышц голосовых связок. Сила голоса определяется плотностью смыкания голосовых связок и воздушным давлением в лёгких и также прямо пропорциональна их плотности и силе .

Голосовой аппарат птиц

Голосовой аппарат птиц имеет не одну гортань , а две - верхнюю (larynx) и нижнюю (syrynx) . Главная роль в образовании звуков принадлежит нижней, устроенной очень сложно. Само её наличие - отличие птиц от других животных. Располагается она в нижней части трахеи там, где трахея разветвляется на два главных бронха .

Нижняя гортань имеет два или четыре вибратора, работающих независимо друг от друга, что позволяет птице изображать из себя дуэт или квартет. Также она позволяет использовать в качестве сильнейшего резонатора трахею. У многих птиц последняя сильно увеличивается в длину и диаметре, увеличиваются также и бронхи, имеющие каждый по независимому источнику звука. Птица способна значительно изменять форму сложной системы голосового аппарата при помощи движений тела и натяжения специальных мышц. Это позволяет ей управлять высотой и тембром своего голоса .

Ритмические характеристики звука определяются рефлекторным содружеством нижней и верхней гортани. Верхняя выступает в роли стоп-крана на пути звукового потока .

Голосовой аппарат человека

Заболевания

  • острый ларингит, который возникает в результате перегревания, переохлаждения, приёма горячей или чрезмерно холодной пищи, воды, действия газов, дыма или других примесей в воздухе.
  • неврозы, возникающие из-за перенапряжения центральной нервной системы (стресс, нервный срыв, сильный испуг)
  • хронический насморк
  • аденоиды
  • полипы носа
  • заболевания придаточных пазух носа
  • заболевания трахеи
  • бронхов и лёгких

Также вследствие курения происходит обжиг слизистой оболочки гортани и дыхательных путей, появление отёчности, кровоизлияний, утолщений, узлов и полипов голосовых связок

Поделиться: