Вооруженные силы румынии. Состояние и перспективы развития военно-морских сил румынии

Многие считают, что корабли-мониторы давно уже в прошлом и сейчас остались только на исторических фотографиях. Однако это не так.

На вооружении Военно-морских сил Румынии, выполняющие задачи по защите своих территориальных вод, в том числе и на реке Дунай, состоят речные мониторы разных типов. Все катера входят в состав дивизиона речных мониторов речной флотилии с базированием в Брэила.

Немного истории. Название «монитор» обязано первому броненосцу с одноименным названием «USS Monitor», построенный в далеком 1862 году в Соединенных Штатах в период гражданской войны, и предназначался для защиты своих берегов. На техническом языке этот тип кораблей звучит как «носитель артиллерии».

В период Первой и Второй мировых войн мониторы использовались главным образом на реках. В Европе данные корабли входили в состав речных флотилий Австрии, Венгрии, Румынии, Польши и Румынии. В СССР мониторы патрулировали границы с Румынией вдоль реки Дунай и с Китаем вдоль Амура. В настоящее время речные мониторы можно встретить на реке Амазонке, где бразильские ВМС патрулируют на «Parnaíba» (U17) и на Дунае - румынские ВМС располагают 8 речными кораблями. Их отличительные особенности - малая тоннажность, низкий борт, легкая броня и мощная артиллерия.

Для действий на внутренних водных путях, в частности на реке Дунай, для нанесения ударов по наземным целям (береговой артиллерии и укреплениям), выполнения огневой поддержки сухопутным войскам во время высадки, в период с 1986 по 1993 год на верфи Santierul-2 Mai в Мангалии было построено три речных сторожевых монитора типа Grivita (б/н 94) («Гривица»), Rahova (б/н 95) и Opanez (б/н 96)) водоизмещением 320 тонн проекта Brutar-I (по классификации НАТО). Характерной особенностью этих катеров стало полное отсутствие надстройки. Длина монитора составляла 45,7 м, ширина 8 м, осадка 1,5 м. Вооружение включало одну танковую пушку калибром 100 мм, два пулемета 14,5 мм и две установки реактивные системы залпового огня (аналог БМ-21 «Град») с ракетами калибра 122 мм (боекомплект 40 ракет).

С течением времени появилась модернизированная версия речных кораблей Brutar-II (по классификации НАТО), получившие название проекта по головному кораблю Smardan. Они отличаются от предшественников увеличенной длиной корпуса и усиленным вооружением. Добавлены - сдвоенная артустановка калибром 30 мм и два четырехствольных пулемета. Речные сторожевые корабли строились на предприятии в Мангалии. Монитор Smardan (F-178) построен 24 июля 1990 года, Posada (F-179) - 14 мая 1992 года, Rovine (F-180) - 30 июля 1993 года. Помимо этого речные корабли Rahova (F-176) и Opanez (F-177), построенные в 1988 и 1990 году также были подвержены модернизации до версии Brutar-II.

Технические характеристики речных патрульных мониторов типа Smardan:

  • Водоизмещение - 370 тонн;
  • Длина - 50,7 м;
  • Ширина - 8,0 м;
  • Осадка - 1,5 м;
  • Силовая установка - двухвальная, два дизеля вала мощностью 2700 л.с.;
  • Вооружение:
  • Орудие 100 мм - 1;
  • АУ 30 мм (румынского производства) - 2 (сдвоенная);
  • Пулеметы 14,5 мм - 2Х4;
  • ПЗРК 2М «Стрела» - 2Х4;

Позже, оценив эффективность речных мониторов, ВМС Румынии разработали программу по строительству мониторов водоизмещением 522 тонны, которые были созданы в период с 1994 по 1996 год на предприятии Santierul Naval в Турну-Северин. Головным кораблём проекта стал «Mihail Kogalniceanu» (Михаил Когэлничану). По экономическим соображениям специальную артиллерийскую систему для кораблей разрабатывать не стали, а использовали танковое орудие TR-77-580 калибром 100 мм. Но, несмотря на успех проекта, программа была закрыта, а всего было построено три корабля. Они стали самыми крупными речными кораблями ВМС Румынии, получив классификацию - большие речные патрульные мониторы.

В настоящее время в румынском флоте состоят три таких корабля: Mihail Kogalniceanu (F-45) построенный в декабре 1993 года, Ion C. Bratianu (F-46) построенный в декабре 1994 года и Lascar Catargiu (F-47) построенный в ноябре 1996 году.

Технические характеристики больших речных патрульных мониторов типа Mihail Kogalniceanu:

  • Водоизмещение - 522 тонн;
  • Длина - 62,1 м;
  • Ширина - 7,6 м;
  • Осадка - 1,6 м;
  • Силовая установка - двухвальная, два дизеля мощностью 3800 л.с.;
  • Скорость хода - 18 узлов;
  • Автономность - 7 суток;
  • Дальность плавания - 1000 км;
  • Экипаж - 52 человека;
  • Вооружение:
  • Артиллерийская установка 100 мм - 2;
  • Артиллерийский комплекс 30 мм (румынского производства) - 2;
  • РСЗО 122 мм - 2 (боекомплект 40 снарядов);
  • Крупнокалиберные пулеметы 14,5 мм - 2Х4;
  • ПЗРК 2М «Стрела» - 2Х4;

Военно-морские силы как один из видов вооруженных сил Румынии предназначены главным образом для защиты национальных интересов государства в акватории Черного моря и на р. Дунай. В рамках Североатлантического союза румынские ВМС решают также весь комплекс задач, определенных для них командованием ОВМС НАТО в Европе (штаб в Неаполь, Италия).

В мирное время на военно-морские силы возлагается решение следующих основных задач:
- контроль обстановки в территориальных водах и Черноморской экономической зоне;
- обеспечение свободы судоходства на Черном море и р. Дунай;
- поддержка действий формирований пограничной полиции;
- патрулирование территориальных вод Румынии;
- участие в миротворческих и антитеррористических операциях, проводимых под руководством НАТО, ЕС и ООН;
- поиск и спасение экипажей терпящих бедствие судов.

В военное время ВМС решают следующие задачи:
- отражение ударов противника на приморском направлении;
- охрана и оборона объектов стратегического и оперативного значения;
- защита морских и речных коммуникаций;
- организация противодесантной обороны побережья страны в случае проведения противником морских десантных операций;
- поддержка действий сухопутных сил на приморском направлении и в дельте р. Дунай.

В боевом составе ВМС насчитывается 16 боевых кораблей, 20 боевых катеров, а также 16 вспомогательных судов. В резерве ВМС имеется 60 кораблей и катеров. Численность личного состава румынских ВМС 8 тыс. человек.

Система базирования и тылового обеспечения военно-морских сил Румынии включает две военно-морские базы (Констанца и Мангалия) и шесть пунктов базирования на р. Дунай (Брэила, Галац, Джурджу, Сулина, Тулча, Дробета-Турну-Северин).

Административное управление силами и средствами ВМС страны в мирное и военное время возложено на штаб ВМС (г. Бухарест). Оперативное управление соединениями и частями военно-морских сил в мирное время осуществляет командование флота ВМС Румынии (ВМБ Констанца), а при возникновении кризисной ситуации и с началом войны - объединенное оперативное командование национальных ВС через формируемый на базе командования флота оперативный центр управления морскими операциями (COCAN - Centrul Operational de Conducere a Actiunilor Navale).

Организационная структура ВМС включает командование флота (в составе флотилий и дивизионов кораблей и катеров) и формирования центрального подчинения (см. схему).

Командованию флота (ВМБ Констанца) подчинены: флотилия фрегатов, речная флотилия, три дивизиона боевых кораблей и катеров (патрульных кораблей, ракетных корветов, тральщиков и минных заградителей).

В состав флотилии фрегатов (ВМБ Констанца) входят: фрегаты "Мэрэшешть" (бортовой номер F 111), "Регел Фердинанд" (F 221), "Регина Мария" (F 222) и корабль обеспечения "Констанца" (281). На вооружении вертолетной группы находятся три палубных вертолета IAR-330 "Пума".

Речная флотилия (ПБ Брэила) объединяет два дивизиона - 67-й речных мониторов и 88-й речных бронекатеров.

67-й дивизион включает речные мониторы проекта 1316 - "Михаил Когэлничану" (45), "Ион Брэтьяну" (46), "Ласкэр Катаржиу" (47) - и речные артиллерийские катера "Рахова" (176), "Опанез" (177), "Смырдан" (178), "Посада" (179), "Ровине" (180).

88-й дивизион речных бронекатеров укомплектован девятью речными патрульными катерами (бортовые номера 147- 151, 154, 157, 163, 165) и артиллерийским катером (159).

50-й дивизион патрульных кораблей (ВМБ Ман-галия) включает: корветы "Адмирал Петр Бэрбуня-ну" (260), "Вице-адмирал Эуджен Рошка" (263), "Контр-адмирал Эуста-циу Себастьян" (264), "Контр-адмирал Хориа Мэчелариу" (265), а также торпедные катера "Смеул" (202), "Виже-лиа" (204) и "Вулканул" (209).

В 150-й дивизион ракетных корветов (ВМБ Ман-галия) сведены ракетные корветы "Зборул" (188), "Пескэрушул" (189) и "Лэстунул" (190). Кроме того, в его состав входит батарея береговых противокорабельных ракетных комплексов "Рубеж" в составе восьми пусковых установок.

146-й дивизион тральщиков и минных заградителей (ВМБ Констанца) имеет в своем составе базовые тральщики "Лейтенант Ремус Лепри" (24), "Лейтенант Лупу Динеску" (25), "Лейтенант Димитрие Николеску" (29), "Младший лейтенант Александру Аксенте" (30) и минный заградитель "Вице-адмирал Константин Бэлеску" (274).

К формированиям центрального подчинения относятся: 307-й батальон морской пехоты, 39-й центр подготовки водолазов, база МТО ВМС, 243-й центр радиоэлектронного наблюдения "Галлатис", морское гидрографическое управление, центр информационной подготовки и программного моделирования, центр информатики, центр военно-морской медицины, военно-морская академия "Мирча чел Бэтрын", училище подготовки унтер-офицеров ВМС "Адмирал И. Мурджеску".

307-й батальон морской пехоты (г. Бабадаг) является мобильным подразделением ВМС, предназначенным для ведения боевых действий самостоятельно или совместно с подразделениями сухопутных войск в составе морских десантов и операциях по обороне морского побережья. Численность батальона около 600 человек. В его состав входят десять подразделений: две амфибийно-десантные роты (способные десантироваться с плавсредств), две десантно-штурмовые роты на БТР, артиллерийская и противотанковая батареи, взводы разведки, связи и материально-технического обеспечения, а также инженерный взвод. На вооружении батальона находятся БТР ТАВС-79, ТАВС-77 и 120-мм минометы М82.

39-й центр подготовки водолазов (ВМБ Констанца) решает разведывательные и специальные задачи в интересах генерального штаба и штаба ВМС Румынии. К разведывательным задачам относятся: ведение подводной разведки прибрежной полосы территории противника, отслеживание передвижения кораблей и их расположения в местах стоянок. Специальные задачи как в мирное, так и в военное время связаны с минированием кораблей противника на рейдах и в пунктах базирования, портовых и гидротехнических сооружений, мостов; подготовкой переправ и участков высадки десантов; ведением противодиверсионной борьбы; поиском и уничтожением мин и фугасов; обеспечением подъема и эвакуации затонувшей военной техники; участием в ремонте судов (смена гребных винтов, ремонт забортной арматуры, рулевых устройств и т. п.).

Организационно центр включает: 175-й дивизион боевых пловцов , мобильный отряд водолазов быстрого реагирования, две лаборатории - гипербарическая (позволяет имитировать погружение водолазов на глубину до 500 м) и научно-исследовательская, отделение ремонта и проверки водолазного снаряжения, подразделения связи и материально-технического обеспечения. Центру приданы: морской буксир "Грозавул", водолазное судно "Мидия", поисково-спасательное судно "Григоре Антипа" и дизельная подводная лодка "Дельфин" (проект 877 "Варшавянка"). Боевые пловцы-диверсанты оснащены водолазными аппаратами LAR-6 и -7 фирмы "Драгер" (Drager, ФРГ), а также снаряжением для подводных работ фирм "Бушат" (Beuchat, Франция), "Зээман суб" (Seeman sub, ФРГ) и "Колтри суб" (Coltri sub, Швеция).

База материально-технического обеспечения ВМС (ВМБ Констанца) предназначена для МТО сил флота, проведения ремонта корабельного вооружения и военной техники. В ее состав входят: центр хранения вооружения ВМС, три войсковых склада, четыре секции тыла, центр связи и инженерная рота. К базе МТО приписаны около 40 кораблей и катеров резерва, а также специальные и вспомогательные суда. Автопарк базы располагает 200 единицами автомобильной техники.

243-й центр радиоэлектронного наблюдения "Галлатис" (ВМБ Констанца) предназначен для контроля за морским и воздушным пространством в зоне оперативной ответственности национальных ВМС, ведения радиоэлектронной борьбы и организации информационного обеспечения как штаба ВМС, так и руководства вооруженных сил.

Морское гидрографическое управление (ВМБ Констанца) занимается проблемами морской картографии и навигации, океанографии и вопросами делимитации морских зон. В целях обеспечения безопасности мореплавания была создана развитая система навигационного оборудования. На побережье страны развернуто более 150 объектов, в том числе семь светящих маяков (Констанца, Мангалия, Тузла, Мидия, Гура, Портицей, Сфынту, Георге, Сулина), один радиомаяк (Констанца) и четыре сигнализатора тумана (Констанца, Мангалия, Тузла и Сулина). Управление состоит из пяти отделов: гидрографии и океанографии, морской картографии, маячной службы и безопасности навигации, метеорологии и научно-исследовательский. В его распоряжении находятся гидрографическое судно "Геркулес" и две спасательные шлюпки.

Центр информационной подготовки и программного моделирования (ВМБ Констанца) организует мероприятия индивидуальной боевой подготовки личного состава ВМС по различным военно-учетным специальностям и способствует повышению уровня общей информационной подготовки военнослужащих в целом. Он позволяет отрабатывать боевую слаженность экипажей (боевых частей и подразделений) без задействования материальной части кораблей (систем вооружения).

В качестве учебно-материальной базы в центре на основе персональных компьютеров развернуты автоматизированные рабочие места специалистов - посты боевых расчетов. Здесь можно проводить оценку исходной оперативной обстановки, моделировать возможные варианты ее развития и вырабатывать рекомендации на применение сил флота в зависимости от поставленных задач.

Центр информатики (ВМБ Констанца) предназначен для информационного обеспечения частей и подразделений ВМС. Он координирует функционирование информационной инфраструктуры во всех формированиях военно-морских сил, занимается сбором, обработкой и анализом данных в интересах обеспечения информационной безопасности ВМС. Центр осуществляет также администрирование уже имеющихся и установку новых локальных компьютерных сетей в частях и подразделениях ВМС, их специальную техническую поддержку, а также поддержку официального информационного портала ВМС в Интернете (www.navy.ro), обеспечивает взаимодействие с аналогичными центрами других видов и структур вооруженных сил.

Военно-морской медицинский центр (Констанца) занимается вопросами медицинского обеспечения личного состава ВМС Румынии, проводит научные исследования в области лечения и профилактики профессиональных заболеваний ряда специалистов флота, в частности в интересах 39-го центра подготовки водолазов. Центр располагает необходимым штатом врачей-специалистов, имеет оборудованные современной аппаратурой медицинские кабинеты и лаборатории.

В военно-морской академии "Мирча чел Бэтрын" (ВМБ Констанца) ведется подготовка специалистов всех звеньев управления национальными ВМС. При ней имеется школа повышения квалификации "Вице-адмирал Константин Бэлеску", предназначенная для подготовки офицеров командно-штабного звена ВМС. В распоряжении академии находятся учебное транспортное судно "Альбатрос" и парусный бриг "Мирча".

Училище подготовки унтер-офицеров "Адмирал Ион Мурджеску" (ВМБ Констанца) готовит специалистов по следующим специальностям: штурманское дело, корабельные артиллерийские системы, противокорабельное и зе-нитно-ракетное вооружение, подводное вооружение, гидроакустика, силовые корабельные установки, электрооборудование.

Срок службы большинства кораблей и катеров военно-морских сил составляет более 20 лет. По оценкам румынских специалистов, до 30 % из них нуждаются в среднем и капитальном ремонте, а около 60 % - в текущем. В связи с моральным старением и физическим износом силовых установок, систем навигации и средств связи, а также финансовыми ограничениями при закупке запасных частей и проведении модернизации в боевом составе ВМС сохраняется только минимально необходимое количество боевых кораблей и вспомогательных судов.

В мирное время основные силы и средства ВМС находятся в военно-морских базах и пунктах базирования в постоянной боевой готовности. Контроль обстановки в границах оперативной зоны ответственности осуществляют дежурные силы и средства в составе:

На Черном море: один корабль класса фрегат, по одному вспомогательному судну в ВМБ Констанца и Мангалия, одно водолазное судно;
- на р. Дунай: один монитор или речной артиллерийский (патрульный) катер, по одному вспомогательному судну в пунктах базирования Тулча и Брэила.

При возникновении кризисной ситуации и с началом войны предусматривается проведение мероприятий по доукомплектованию соединений и частей личным составом, вооружением и военной техникой и их развертывание из мест постоянной дислокации в районы оперативного предназначения.

Перспективы развития ВМС. Строительство национальных военно-морских сил осуществляется в соответствии со "Стратегией развития вооруженных сил Румынии", рассчитанной на период до 2025 года. Основными его направлениями являются:

Совершенствование организационно-штатной структуры, приведение ее к стандартам Североатлантического союза;
- достижение совместимости с военно-морскими силами других государств -членов НАТО;
- поддержание кораблей и катеров в готовности, обеспечивающей выполнение поставленных перед ними задач;
- повышение боевых возможностей ВМС за счет модернизации боевых кораблей в интересах увеличения их маневренности, огневой мощи, снижения уровня физических полей, совершенствования вооружения, технических средств навигации и связи, разведки и РЭБ, средств радиолокации и гидроакустики;
- закупка новой военной техники;
- исключение из состава ВМС кораблей и катеров, ремонт и дальнейшее содержание которых экономически нецелесообразны.

В этот период в ВМС Румынии предусмотрена реализация ряда важных целевых программ.

Прежде всего это завершение развертывания комплексной системы связи, наблюдения и контроля надводной обстановки ВМС (2013).

Начало реализации данного проекта было положено в 2007 году с вводом в эксплуатацию новой информационной системы боевого управления военно-морских сил страны (MCCIS - Maritime Command, Control and Information System). Эта система обеспечила прямое подключение штаба ВМС Румынии посредством выделенных оптических, радио- и радиорелейных каналов связи к АСУ штаба командования ОВМС НАТО в ВМБ Неаполь.

В настоящее время (при финансовой поддержке США) завершается реализация второго этапа проекта, предусматривающего введение в строй двух береговых радиолокационных станций HFSWR (производства канадского подразделения корпорации "Рейтеон"), способных обнаруживать надводные цели в сложной погодной обстановке и в условиях электронного противодействия противника на расстоянии до 370 км. По оценкам западных специалистов, ввод в строй современных РЛС позволит румынскому командованию привести систему контроля морской обстановки в соответствие с критериями НАТО, а также обеспечить необходимую безопасность расположенной в районе н. п. Девеселу американской военной базы, где к 2015 году планировалось разместить три батареи противоракет "Стандарт-3" глобальной системы ПРО США.

На совершенствование структуры корабельного состава и боевых возможностей сил флота направлены следующие программы:

1. Проведение второго этапа модернизации фрегатов "Регел Фердинанд" и "Регина Мария" (до 2014 года), предполагающего замену силовых и энергетических установок, а также оснащение кораблей более мощным бортовым вооружением.

На первом этапе модернизации основная часть работ по переоснащению фрегатов новыми системами вооружения, современными средствами навигации, связи и управления огнем выполнена британской компанией "БАэ системз" в ВМБ Портсмут (Великобритания). В частности, на кораблях были установлены современные противолодочные комплексы Terma Soft-Kill Weapon System DL 12T и автоматизированная система управления кораблем CACS 5/NAUTIS FCS 3. Кроме того, корабли оснащены новыми: системами связи BAE Systems Avionics MPS 2000 и навигации - GDMSS Inmarsat В, Sperry Marine LMX 420 GPS, Sperry Marine Mk 39.

По расчетам министерства национальной обороны Румынии, общая стоимость работ по второму этапу модернизации фрегатов может составить около 450 млн долларов.

2. Приобретение для ВМС четырех многоцелевых ракетных корветов (до 2016 года), четырех минных тральщиков (до 2014-го), корабля обеспечения и четырех буксиров класса "река - море" (до 2015-го).

3. Проведение модернизации трех ракетных корветов, состоящих на вооружении 150-го дивизиона ракетных корветов (до 2014 года), в целях обеспечения совместимости их оборудования и систем вооружения с кораблями аналогичного класса других стран НАТО.

4. Восстановление боеспособности подводной лодки "Дельфин" (до 2014 года), которая на протяжении последних 15 лет находится в небоеготовом состоянии, а экипаж полностью утратил профессиональные навыки по ее эксплуатации. С сентября 2007 года лодка приписана к 39-му центру подготовки водолазов. Для восстановления ее боеспособности в первую очередь должен быть проведен капитальный ремонт ее энергетической установки и ходовых агрегатов, заменены аккумуляторные батареи, а затем модернизирована и частично заменена аппаратура связи.

Командование вооруженных сил Румынии прорабатывает вопрос о формировании подводного компонента сил румынского флота. В связи с этим наряду с введением в строй ПЛ "Дельфин" изучается возможность закупки еще трех сверхмалых подводных лодок (до 2025 года).

Реализация в установленные сроки всех намеченных программ позволит, по оценкам командования ВМС Румынии, значительно повысить сбалансированность корабельного состава и боевые возможности сил флота, в том числе при их участии в операциях ОВМС НАТО в Черном и Средиземном морях, как это предусмотрено уставом Североатлантического союза.

Фрегат ROS «Regina Maria» (F 222), ранее HMS «London» (F95), является фрегатом румынского флота типа 22, который был приобретен Румынией в начале 2003 года.

Фрегат HMS «London» (F95), во время строительства «Bloodhound», является четвертым во второй серии из шести кораблей типа 22, которые были построены по заказу Королевского флота. Всего для Королевского флота Великобритании было построено 14 кораблей типа 22 трех модификаций, в том числе: 4 корабля первой серии, шесть кораблей второй серии и четыре корабля третьей серии.

Фрегат был построен на верфи компании Yarrow Shipbuilders Limited (YSL) расположенной в Скотстаун, район Глазго на реке Клайд. Орден на строительство был подписан 23 февраля 1982 года. Заложен 07 февраля 1983 года. Спущен на воду 27 октября 1984 года. Передан заказчику 06 февраля 1987 года. Введен в эксплуатацию 05 июня 1987 года. Стоимость строительства составила около 159 млн фунтов стерлингов. По просьбе лорда-мэра Лондона был переименован в «London» («Лондон»).

В период первой войны в Персидском заливе в 1991 году являлся флагманом Королевского флота целевой группы.

14 января 1999 года фрегат был выведен из эксплуатации, а 14 января 2003 года был продан Румынии. В период с 2003 по 2005 год фрегат находился на модернизации. 21 апреля 2005 года был введен в состав военно-морского флота Румынии и переименован в «Regina Maria», в честь королевы Румынии Марии, жены короля Румынии Фердинанда I.

Основные характеристики: Водоизмещение полное 4900 тонн. Длина 148,1 метра, ширина 14,8 метра, осадка 6,4 метра. Максимальная скорость 30 узлов, экономичная 18 узлов. Дальность плавания 4500 морских миль. Экипаж 205 человек, в том числе 18 офицеров.

Вооружение: 76,2-миллиметровая корабельная универсальная установка 76/62 Oto Melara Super-Rapid gun.

Авиакрыло: вертолет IAR-330 Puma Naval.

14 июля 2005 года фрегат покинул военно-морскую базу Нельсон, Портсмут, Великобритания, и направился в Румынию. 25 июля прибыл в порт Констанца.

19 февраля 2015 года с ракетным эсминцем ВМС США, который 22 августа 2014 года покинул военно-морскую базу Норфолк для запланированного развертывания в зоне ответственности 6-го флота США.

По сообщению от 18 марта в составе целевой группы SNMG-2 НАТО в международных учениях с кораблями ВМС Румынии в составе: фрегат , фрегат ROS «Axente» (M 30), корвет и корвет . С 25 по 28 мая с ракетным эсминцем ВМС США. С 12 по 15 октября в западной части Черного моря в международных водах типа «PASSEX», в которых приняли участие военные корабли ВМС Румынии, Болгарии, США, Украины и Турции. С 11 по 12 ноября принял участие в совместных военно-морских учениях, которые состоялись в территориальных водах Румынии и в международных водах Черного моря. От Румынии в учениях приняли участие также минный корабль «Locotenent Dimitrie Nicolescu» (DM 29) и ракетный катер проекта 1241 «Zborul» (NPR-188). От ВМС Великобритании эсминец

Средства ПЛО для Puma Naval В 2001 году румынское агентство военных исследований (ACTTM) продемонстрировало на международной специализированной выставке EXPO Mil (Бухарест, Румыния) авиационный вариант гидролокатора SIN-100.

Судя по комментариям, переделка румынского локатора под нужды палубной авиации восторга не вызвала. Выставка EXPO Mil 2001. На полу лежит гидролокатор SIN-100 (Румыния) На той же выставке агентство ACTTM продемонстрировало прототип “пусковой установки для противолодочных гранат” (lansator de grenade anti-submarine). ПУ монтировались на внешних узлах подвески авиатехники и были рассчитаны на использование боеприпасов, которые уже производились на механическом заводе TOHAN S. A. (Брашов, Румыния). Речь шла о глубинных бомбах BAE-1 калибра 45 кг, из которых вес ВВ составлял 25 кг. Заявленная скорость погружения глубинных бомб BAE-1 - около 2,1 м/сек. Выставка EXPO Mil 2005. По правую руку от манекена - ПУ для глубинных бомб BAE-1 (Румыния) Выставка EXPO Mil 2001. Глубинная бомба BAE-1 (Румыния) Я считаю, что применение глубинных бомб калибра до 50 кг эффективно на малых глубинах: для охраны внешних рейдов и прибрежных акваторий, а также пограничных рек. Они хороши для вооружения сторожевых катеров, например, “типа 80” ВМС Швеции или кораблей Дунайской флотилии ВМС Румынии. Но для противолодочных действий в открытом море эти бомбы, мягко говоря, малоэффективны. В 2007 на выставке EXPO Mil румынский завод TOHAN S. A. продемонстрировал на своём стенде пусковую установку для легких противолодочных торпед воздушного базирования производства Portsmouth Aviation Ltd. Не ясно, собирались ли румыны производить их по лицензии, или речь шла о приобретении партии таких ПУ. Выставка EXPO Mil 2007. ПУ для авиационных торпед пр-ва Portsmouth Aviation Румынский автор, у которого я позаимствовал эту информацию (George GMT), пишет, что ему до сих пор не удалось узнать, был принят на вооружение хоть один из вышеуказанных образцов, или нет. Тот же автор выложил и фото других румынских глубинных бомб пр-ва завода TOHAN S. A. Видимо, для расширения диапазона знаний, так как к вертолётной тематике они вряд ли имеют отношение. Puma SOCAT В начале 90-х годов румынское предприятие IAR совместно с израильской компанией Elbit Systems приступило к составлению плана модернизации вертолётного парка вооружённых сил Румынии (проект “Пума-2000”). Целью программы было создание современного ударного вертолёта, предназначенного в первую очередь для борьбы с бронетехникой противника. С 1999 по 2005 модернизацию прошло 25 машин, и они поставлялись в ВС под обозначением IAR 330 Puma SOCAT. Это обошлось румынской казне в 150 млн. евро. SOCAT (Sistem Optronic de Cercetare și Anti-Tanc). Sistem Optronic (рум.) = оптико-электронная система. Cercetare (рум.) = наблюдение, разведка. Anti-Tanc (рум.) для борьбы с танками. То есть это версия вертолёта, которая оснащена оптико-электронной системой для разведки, а также поиска и уничтожения танков на поле боя. Вооружение Puma SOCAT (истребителей танков): Ракетное: 32х НАР С-5К или С-5M в 2х подвесных блоках на пилонах; 8х ПТУР Spike-ER от Rafael в 2х подвесных блоках на пилонах; Пушечное: 1х 20-мм пушка M621 (GIAT/Nexter) на носовой подвижной турели THL 20. Проходил испытания и вертолёт, оснащённый теми же пушками M621, но в подвесных контейнерах (NC 621). Однако предпочтение отдали пушке на носовой турели. Убийца танков IAR 330 Puma SOCAT румынских ВВС Пума Навал второго поколения В 2008 году компания IAR получила заказ на адаптацию 3-х машин Puma SOCAT под нужды румынского флота. Они должны были заменить вертолёты Puma Naval предыдущего поколения на палубах фрегатов “Мэрэшешть”, “Реджеле Фердинанд” и “Реджина Мария”. В марте 2009 года ВМС Румынии получили вертолёты Puma Naval нового поколения. Это стало возможно благодаря сотрудничеству не только с Elbit Systems Ltd., но и другими производителями: Turbomecanica, Aerostar, Aeroteh, Aerofina, Airbus Helicopters, Rafael, Breeze Eastern, Rockwell-Collins, Terma AS, Thales Underwater Systems, CCIZ, Condor. Puma Naval 2-го поколения сохранили ИК обзорно-прицельную систему Elbit, установленную на Puma SOCAT и, наконец, в 2011 году получили бортовые РЛС Telephonics RDR-1500B. Корпуса Puma Naval прошли антикоррозийную обработку, а сами машины получили более богатое оснащение. Вот неполный список: - РЛС кругового обзора; - система предупреждения об лазерном облучении; - система РЭБ; - автоматическая идентификационная система судов; - аппаратура обнаружения аварийных маяков; - электромеханическая система складывания лопастей несущих винтов; - подвесной топливный бак; - фиксатор (гарпун), стопорящий вертолёт на палубе корабля; - 2 посадочно-поисковые фары; - энергопоглощающие кресла пилотов; - спасательная лебедка; - костюмы лётные с теплоизоляцией и спасательные жилеты для экипажа. Выставка BSDA 2014 (Black Sea Defense & Aerospace Exhibition) Демонстрировался 3-й вертолёт Puma Naval-2 (бортовой номер 142) Подвесной топливный бак вдоль борта вертолёта. Вдоль другого борта - учебная торпеда Система “Гарпун” на палубной модификации вертолёта «Пума» Палубная команда крепит вертолёт к палубе фрегата по-походному А таким образом вертолёт крепится в ангаре фрегата. 2007-й год, программа «Пума Навал» действует всего 2 года Вооружение «Пума Навал» Прошедшие адаптацию палубные Пумы лишились ракетно-пушечного и стрелкового вооружения. Вопрос с использованием вертолётами глубинных бомб калибра 45 кг остался нераскрытым. А что взамен? Был составлен и утверждён план модернизации палубных вертолётов. Он включал в себя установку различного вооружения, систем и оборудования. Реализация плана была разбита на несколько этапов. Этап E1 реализован в период 2005-2008 гг. Сертификация машины в утверждённой конфигурации проведена в мае 2007 года, поставка модернизированных вертолётов завершена в декабре 2008. Этап E2A: в период 2008-2011 гг. Сертификация - в июне 2011, поставка машин в ноябре 2011. Этап 2B: 2012-2015 гг. (разбит на 2 подэтапа 2B-1 и 2B-2). Сертификация обоих подэтапов в сентябре 2014, поставки машин (2B-1) октябрь-январь 2014 и 2B-2 сентябрь-декабрь 2015 года. 17 декабря 2015 года ВМС Румынии получили еще один вертолёт Puma Naval версии 2B-2. И теперь 57-я вертолетная группа “Тузла” насчитывает 4 машины. На этом план “Puma Naval” по разработке палубных вертолётов для ВМС Румынии завершился. После финализации этапа 2B-2 вертолёты Пума Навал должны были стать действительно многоцелевыми. Специально для операции НАТО “Атланта” один из вертолётов получил шкворневые (вертлюжные) установки в дверном проёме для монтажа 7,62/12,7-мм пулемётов. Техники устанавливают ДШКМ на Puma Naval 2-го поколения Антипиратская операция “Атланта”, 2012 год. Воздушный стрелок (door gunner) румынского вертолёта с ДШКМ. Функцию стрелка выполняет бортмеханик, он же по совместительству оператор лебёдки После операции “Атланта” были предложены варианты вооружения вертолётов Пума Навал 12,7-мм пулемётом Browning M2 и даже шестиствольным скорострельным пулемётом M134 Minigun. От Браунинга румыны отказались, а в конце 2012 года был принят на вооружение 6-ствольный Миниган: 7,62-мм пулемет GAU-17 (M134D Minigun) от Dillon Aero. Но, судя по всему, дальше выставочных демонстраций и учебных стрельб дело не дошло. Оно и понятно, ведь, по заявлению автора статьи в romanialibera.ro, на апгрейд одного антипиратского вертолёта (установка оптико-электронной системы наблюдения и ДШКМ) государство потратило 500 тыс. евро. Крупнокалиберный пулемёт Браунинг М2 6-ствольный Миниган на выставке BSDA 2014. Эх! Мечты, мечты… На полу видны гидроакустические буи После выставки с вертолёта демонтировали Миниган, буи забрали и он полетел на базу за другим апгрейдом: будут монтировать пусковые установки для торпед СтингРей. 09 августа 2013 года Министерство национальной обороны Румынии (MApN) объявило тендер на закупку лёгких торпед в количестве 18 единиц. Из бюджета выделено 55 млн. лей (USD 16,5-17 млн.). Пока шёл тендер, пользователи на румынских форумах гадали: закупают торпеды то ли для фрегатов, то ли для палубных вертолётов. И сравнивали достоинства лёгких торпед. Кому отдадут предпочтение: то ли британским Стингрей, то ли американским MU-90 (замена Mark 46)? Наконец, всё прояснилось: закупили у англичан Sting Ray. Ходили слухи, что торпеды не новые. Вроде как они были выведены британцами из эксплуатации, прошли восстановительные работы и затем проданы Румынии. Первая торпеда Стингрей на вооружении ВМС Румынии. Сейчас адмирал толкнёт речь, а батюшка освятит всё вокруг Демонстрация на день ВМС Румынии (15 августа 2015). Вертолёт Пума Навал готовится произвести пуск учебной торпеды. В комментарии к фото говорится, что торпеда произведена в Румынии и является полным аналогом торпеды Стингрей. О как! Пуск учебной торпеды Стингрей Силовая установка вертолётов Пума Силовая установка вертолётов Пума состоит из двух газотурбинных двигателей (ГТД) Тюрмо (Turmo) IV-CA мощностью 1588 л.с. каждый. Они производятся в Румынии с середины 70-х годов по лицензии французской компании Turbomeca. В качестве топлива используется керосин. Где-то в районе Сомали. Машина налетала более 250 часов и техники возятся с движком. Операция Атланта, 2012 год Мистер Пума Навал Палубные вертолёты румынских ВМС базируются на аэродроме Тузла, близ порта Констанца. Это подразделение называется “57-я вертолетная группа Тузла” (Grupul 57 Elicoptere Tuzla). С момента формирования группы (2005 г.) на протяжении 10 лет её бессменным командиром являлся коммандер Тудорел Дуцэ. Этот офицер совершил свой первый полет 34 года назад, во время учёбы в военном колледже "Димитрие Кантемир" (Брашов, Румыния). Последовало два десятилетия службы в Военно-воздушных силах Румынии, во время которых он совершенствовал свои профессиональные навыки. 1984 год: закончил Военное авиационное училище лётчиков "Аурел Влайку" (Бузэу, Румыния). Присвоено звание лейтенанта, освоил профессию “военный летчик-пилот вертолета”. 1995 год: закончил Военную техническую академию (Бухарест, Румыния). Получил степень бакалавра. 2002 год: закончил Объединенный военный колледж (Париж, Франция). Получил степень магистра. 2003 год: переведён на службу в Военно-морские силы Румынии. В течение года проходит обучение во Французском институте по безопасности полетов (Париж, Франция). По окончании курсов получил диплом “офицер по безопасности полетов”. В ноябре 2005 года при Главном штабе военно-морских сил Румынии был создан Центр управления авиацией. Шефом Центра управления авиацией (и командиром вертолетной группы) был назначен коммандер Тудорел Дуцэ*. Его звание соответствует званию капитана 2-го ранга (ВМФ) или подполковника сухопутных сил. Уже в декабре первая группа из 8-ми морских офицеров стала курсантами летного училища “Аурел Влайку” (Şcoala de Aplicaţie pentru Forţele Aeriene "Aurel Vlaicu"). Это училище 21 год назад закончил и сам коммандер, тогда ещё молодой лейтенант. * Тудорел - это уменьшительно-ласкательная форма имени Тудор (Фёдор). Я понимаю, когда так обращается мама или любящая жена. Но представить, что старшина или младший офицер докладывает подполковнику: “Федюнчик! Ваше приказание выполнено!”, я не могу. Коммандер Дуцэ по праву считается основателем военно-морской авиации Румынии. За огромный вклад в дело создания, развития и отстаивание интересов военно-морской авиации ему дали прозвище “Человек Пума Навал” (Omul "Puma Naval"). Не сочтите за пафос, но для румынской морской авиации этот человек сравним с Василием Филипповичем Маргеловым. Мистер “Пума Навал” коммандер Тудорел Дуцэ Коммандер принимал личное участие практически во всех учениях и походах. Например, в международной операции “Атланта” по борьбе с сомалийскими пиратами. ВМС Румынии отправила на операцию фрегат “Реджеле Фердинанд” с палубным вертолётом на борту. Пилотировал машину коммандер Дуцэ. Операция “Атланта”, 2012 год. Тудорел Дуцэ у вертолёта Puma Naval, палуба фрегата “Regele Ferdinand” Учения 2-й группировки кораблей НАТО на Чёрном море в марте 2015 (Standing NATO Maritime Group 2) также не обошлись без участия господина Дуцэ. Машиной под управлением коммандера был доставлен на борт фрегата “Реджина Мария” министр обороны Румынии Мирча Душа (Mircea Dusa). В то утро дул сильный ветер, море было неспокойным, высота волн достигала 3 метров, но вертолёт с министром совершил удачную посадку. Министр обороны Румынии благодарит коммандера за полёт. Учения Standing NATO Maritime 2015, палуба фрегата “Regina Maria” Тудорел Дуцэ свободно владеет французским и английским языками и благодаря этому получил прекрасную подготовку не только в Румынии, но и за рубежом. За безупречную службу и профессионализм коммандер Дуцэ отмечен высшими правительственными наградами, в том числе орденами “За заслуги/доблесть” различных степеней. 2009 год: кавалерская степень ордена “За морские заслуги” (Ordinul Virtutea Maritimă în grad de Cavaler). 2013 год: офицерская степень ордена “За морские заслуги” (Ordinul Virtutea Maritimă în grad de Ofiţer). 2014 год: кавалерская степень ордена “За военные заслуги” (Ordinul Virtutea Militară în grad de Cavaler). Примечателен факт, что в 2013 офицерскую степень ордена вручали и другим высшим офицерам, в том числе и начальнику главного штаба ВМФ Румынии контр-адмиралу Александру Мыршу (Alexandru Mîrşu). За свою долгую службу Тудорел Дуцэ накопил около 3000 часов лётного опыта, а весной 2015 года он вышел на заслуженную пенсию. Последний полёт коммандера 22 апреля 2015 года коммандер Дуцэ совершил свой последний полёт в качестве военного пилота. Отец румынской военно-морской авиации и командир вертолётной группы поднял машину с аэродрома Тузла на родной военной базе недалеко от Констанцы. Всё начиналось как обычно: предполётный медицинский контроль, затем брифинг и получение полётной документации. В тот день было пасмурно и дождливо, но иногда сквозь тучи проглядывало солнце. Погода была безветренной, но ненадолго пилот оказался в зоне турбулентности. Как сказал коммандер Дуцэ после посадки, смена погоды во время полёта - краткое содержание всей его жизни, которую он провёл в воздухе. С такими моментами сталкивается любой пилот за время своей долгой карьеры. Будущий военный пенсионер облетел аэродром и порт Мангалия: словом всё то, что за десятилетие стало родным и близким. Во время полёта и до самой посадки вертолёт коммандера сопровождала пара легкомоторных Diamond DA20. Своеобразный почётный караул или кортеж в знак уважения достойному командиру и человеку. Посадка отслужившего своё коммандера Тудорела Дуцэ На лётном поле встречать пилота выстроились многие его сослуживцы. Присутствовал даже начальник главного штаба ВМФ Румынии и друг лётчика контр-адмирал Александр Мыршу. В ангаре коллеги организовали небольшую церемонию прощания. После короткой речи уже бывший командир вертолётной группы со словами "передаю управление в хорошие руки" вручил ручку управления вертолётом (джойстик) своему преемнику. Основатель воздушных сил ВМФ вышел на пенсию, но проект Пума Навал продолжит развиваться и после его ухода. Крайний полёт коммандера в качестве военного пилота. Ниже я попытался составить сравнительную таблицу нескольких палубных вертолётов. В сравнении участвуют: IAR 330 Puma Naval (палубная модификация IAR 330 Puma) ВМС Румынии.; SH-32 Cougar (палубная модификация Super Puma AS-532SC) ВМС Чили; Lynx HAS.3 (HAS = Helicopter, Anti-Submarine) Королевского ВМФ Великобритании. Любопытные факты Итальянская Аэроспасьяль (Aerospatiale) после нескольких слияний стало частью Eurocopter, затем Aérospatiale-Matra и наконец Airbus Helicopters. Вертолёты Уэстленд "Линкс" - совместная разработка британской фирмы Westland и французской Aérospatiale. Английская Уэстленд (Westland) также несколько раз поглощалась и вначале стала частью AgustaWestland, затем Finmeccanica, а с 28 апреля 2016 Leonardo-Finmeccanica. Французская Turbomeca входит в группу Safran. В 1968 году было зарегистрировано совместное предприятие Rolls-Royce Turbomeca Limited (RRTM). Англо-французское СП было создано для разработки ТВД Adour для истребителя SEPECAT Jaguar (СЕПЕКАТ “Ягуар”). Совместное предприятие разработало и производит два типа авиадвигателей: турбовентиляторный (ТРДД) Адур и газотурбинный (ГТД) RTM322. В 2001 году компания Rolls-Royce Turbomeca получила контракт в 1 млрд. USD на оснащение 399 немецких, французских и голландских вертолетов Eurocopter NHI NH90 двигателями RTM322. По состоянию на 2012 год Turbomeca поставляет двигатели для установки на гражданские и военные вертолеты не только Eurocopter, но и других ведущих производителей: AgustaWestland, Sikorsky, HAL, NHI. В 2013 году шли переговоры с Россией на предмет установки двигателей Turbomeca Ardiden 3G на Ка-62 и Arrius 2G1 на Ка-226Т. На румынском сайте rumaniamilitary.ro кто-то высказал мнение, что, судя по всему, IAR 330 PUMA Naval - лебединая песня румынского вертолётостроения. Но многие уверены, что у предприятия IAR есть будущее. Действительно, есть куда двигаться: можно наладить производство новых моделей двигателей взамен разработки 40-летней давности. Во-первых, этими двигателями можно заменить устаревшие на вертолётах ВВС и ВМС Румынии (около 40 ед.). Во-вторых, около 60 вертолётов было экспортировано в следующие страны: Республика Кот-д’Ивуар (Берег Слоновой Кости), Конго, Кения, Ливан, ОАЭ, Пакистан, Судан, ЮАР. Возможно, и эти страны пожелают получить новые двигатели для своих машин. Даже Великобритания выкупила у ЮАР 6 вертолётов на запчасти для нужд королевских ВВС. То есть и у англичан есть некоторое количество аналогичных вертолётов. Всего произведено более 170 вертолётов марки IAR 330 Puma, и многие нуждаются в запчастях или модернизации. Да и IAR 316 Алуэтт было произведено около 130 машин для которых нужны комплектующие. К тому же производитель предлагает гражданскую модификацию IAR 330 Puma VIP в комплектации VVIP для комфортного размещения 12 ВИП-персон. Да, авиастроительная промышленность Румынии не в лучшем состоянии. И доказательством тому факт, что начиная с 2000 года предприятие IAR разделилось на 3 компании: IAR Ghimbav - производство и ремонт вертолётов. Construcţii Aeronautice - производство и ремонт самолётов. Top Therm - производство окон и дверей из ПВХ. Короче, крутятся и выживают, как могут. Но, как говорится, поживём - увидим. Ниже выкладываю любопытные видео с участием палубного вертолёта «Пума». Автор благодарит Bongo за консультации. КОНЕЦ. Источники информации: Журнал “Marina Romana” (янв. - фев. 2006 г.). Савинский Юрий Эзекейлевич. Helicopter universe // Мир вертолета.

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 10/2001, стр. 42-47

ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ

Капитан 1 ранга В. ЧЕРТАНОВ

Высшее военное руководство Румынии оценивает возможности собственных вооруженных сил по обеспечению национальной безопасности и обороны страны в случае возникновения конфликта средней интенсивности в Центральной и Восточной Европе (не говоря уже о более серьезной угрозе) как весьма ограниченные. Оно рассчитывает на кардинальное повышение обороноспособности не только с ориентацией на внутренние ресурсы, но и через активное участие в системе европейской и евроатлантическоой безопасности.

Румыния надеется присоединиться к Североатлантическому альянсу ориентировочно не позднее 2005 года и стать членом Европейского союза (ЕС) еще через пять лет, хотя руководство страны и отдает себе отчет в том, что внутренние и внешние факторы могут отсрочить или воспрепятствовать ее переходу в статус члена в НАТО.

С начала 90-х годов прошлого столетия в ВС Румынии идет процесс глубоких военных реформ: внесены изменения в военное законодательство, реструктуризировано министерство национальной обороны, реорганизованы виды вооруженных сил, общая численность личного состава сократилась с 320 тыс. до 126 тыс. военнослужащих и 37 тыс. лиц гражданского персонала, инициированы отдельные программы модернизации вооружений и военной техники. При этом значительные усилия были направлены на организацию взаимодействия с силами НАТО в рамках программы «Партнерство ради мира» (ПРМ), к которой Румыния присоединилась в числе первых в 1994 году, а также в составе сил стабилизации (SFOR) на Балканах.

В начале 2000 года была опубликована «Военная стратегия Румынии» (разработанная министерством обороны) и утверждена программа реструктуризации и модернизации ВС, рассчитанная до 2010 года (FARO 2005/2010). На первой ее стадии (2000 - 2003) намечается практически завершить реструктуризацию, провести дальнейшее сокращение ВС (до 112 тыс. военнослужащих) с комплектованием как на профессиональной основе (число контрактников и кадровых военных увеличится с 47 до 71 проц.), так и по призыву и достичь минимальных оперативных возможностей (в том числе по стандартам НАТО) обеспечения надежной обороны страны. Второй этап программы (2004 - 2007) будет ориентирован на модернизацию вооружений и военной техники (при существенном росте ассигнований по этой статье оборонного бюджета) и достижение полных оперативных возможностей. На третьем этапе (после 2007 года) намечено завершить приведение видов ВС в соответствие с существующими в НАТО стандартами и реализацию планов их переоснащения.

Все эти реформы имеют непосредственное отношение к военно-морским силам страны, которые предназначены для защиты интересов государства на Черном море и р. Дунай и соответственно структурированы. Руководство ими осуществляет начальник штаба ВМС (он же командующий) через свой штаб (ВМБ Констанца). Ему подчинены командования флота на Черном море, Дунайской речной флотилии, морской пехоты, обеспечивающей главным образом береговую оборону, и авиации ВМС. Численность личного состава регулярных сил достигает в настоящее время, по сообщениям зарубежной прессы, 20 144 человека (включая около 10 тыс. морской пехоты), в том числе более 12 тыс. призывников срочной службы. Резервный компонент ВМС включает 18 тыс. человек.

В корабельном составе флота числится 30 боевых кораблей, в том числе: одна подводная лодка, эсминец УРО, шесть фрегатов, семь корветов, девять речных мониторов, два минных заградителя и четыре базовых тральщика; 73 боевых катера: три ракетных, 27 торпедных, 18 речных патрульных и 25 речных катеров-тральщиков; более 30 вспомогательных судов, включая два научно-исследовательских (используются преимущественно в качестве разведывательных), учебный парусный корабль, четыре транспорта снабжения, восемь речных транспортов, четыре танкера-заправщика, четыре судна размагничивания кораблей, два океанских и несколько портовых буксиров, а также флагманский катер.

Авиация ВМС представлена авиаэскадрильей палубных противолодочных вертолетов IAR-316B «Алуэтт III» (шесть) и пятью базовыми вертолетами Ми-14ПЛ «Хэйз А», которые базируются на авиабазе Тузла.

Командование флота на Черном море (штаб в ВМБ Констанца) организационно объединяет пять бригад: подводных лодок, ракетных кораблей, противолодочных кораблей, мин-но-тральных кораблей и торпедных катеров.

Бригада подводных лодок существует практически номинально, так как подводные силы флота представлены единственной дизель-электрической ПЛ «Дельфинул» (рис. 1) типа «Кило» (проекта 877Е), переданной Румынии бывшим СССР в 1986 году. Лодка находится в небоеготовом состоянии (требует ремонта и переоснащения) и базируется в ВМБ Констанца. Бригаде были приданы также подразделения боевых пловцов-водолазов и группа обеспечивающих кораблей (судов).

Бригада ракетных кораблей включает эскадренный миноносец УРО «Мэрэшешть» (рис. 2), три ракетных корвета типа «Зборул» («Тарантул I», проекта 1241 RE) и три ракетных катера типа «Оса I» (проекта 205).

ЭМ УРО «Мэрэшешть» построен в 1985 году по национальному проекту на судоверфи в ВМБ Мангалия и является самым большим надводным кораблем в составе ВМС (полное водоизмещение 5 790 т). В 1988 году ввиду нехватки топлива и недоукомплектованности экипажа был переведен в разряд небоеготовых, в период с 1990 по 1992-й прошел модернизацию и вновь вошел в состав действующего флота (базируется в ВМБ Констанца). Корабль вооружен ПКР SS-N-2C «Стикс» (четыре спаренные ПУ), торпедами (два трехтрубных ТА), реактивными бомбометами (две РБУ 1200), 76- и 30-мм артиллерийскими установками, зенитных ракетных комплексов не имеет и потому относится к подклассу эсминцев УРО условно, оборудован платформой для базирования двух вертолетов IAR-316B «Алуэтт III». До настоящего времени совершил несколько выходов на боевую службу в Средиземное море.

Корветы типа «Зборул» («Тарантул I», российской постройки 1985 года, рис. 3) вошли в состав румынского флота в 1990 - 1992 годах, вооружены ПКР «Стикс» и артустановками. Из шести РКА типа «Оса I», поступивших из СССР в 1964 - 1965 годах, один был заменен (в 1981 -м) катером национальной постройки, а три сданы на слом. Вооружение оставшихся в строю катеров аналогично установленному на корветах (см. таблицу). И те и другие базируются в ВМБ Мангалия.

Бригада противолодочных кораблей укомплектована фрегатами типа «Тетал» (четыре) и «Тетал усовершенствованный» (два) - наиболее боеспособными, как отмечается в зарубежной печати, кораблями в составе флота, а также корветами типа «Демократия» (четыре). Все они базируются в ВМБ Констанца.

Оба типа фрегатов - национальной постройки (судоверфь Мангалия) 1983 - 1987 годов (первые четыре), 1989 и 1997-го (последние два). Усовершенствование кораблей второй серии заключалось не только в установке более современных и скорострельных систем артиллерийского вооружения, но и в изменении надстройки, а также в оборудовании вертолетной платформы при сохранении прежнего корпуса и главной энергетической установки (ГЭУ).

Корветы типа «Демократия» - бывшие немецкие тральщики проекта М 40 «Бут» постройки 1954 - 1956 годов, переоборудованные в Румынии в период с 1976 по 1983 год. Минно-тральные системы на них были демонтированы, а на четвертом корабле - «Вице-адмирал Иоан Джеорджеску» - в кормовой части палубы была встроена небольшая вертолетная платформа.

Бригада минно-тральных кораблей имеет в своем составе два минных заградителя (ЗМ) типа «Косар», используемых также в качестве плавбаз минно-тральных сил и базируемых в ВМБ Констанца, и четыре базовых тральщика (БТЩ) типа «Мушка» (ВМБ Мидия). Все корабли построены на национальной судоверфи в ВМБ Мангалия: ЗМ - в 1980 - 1981 годах, БТЩ - в 1987 - 1989-м. Кроме минных и противоминных систем, они оснащены артиллерийским и противолодочным вооружением. Минный заградитель «Вице-адмирал Иоан Мур-джеску» (бортовой номер 271) оборудован в кормовой части палубы вертолетной платформой, а ЗМ «Вице-адмирал Константин Бэбеску» (274) - мощным грузовым краном (рис. 4).

Бригада торпедных катеров, выполняющая задачи патрульных сил на Черном море, базируется в ВМБ Ман-галия. Она включает 12 ТКА типа «Эпитроп» («Налуки»), построенных в 1979 - 1982 годах на национальной судоферфи по проекту РКА «Оса» (с заменой ПУ ПКР на торпедные аппараты), и 15 - типа «Хучуан» (румынской постройки 1974 - 1983 и 1988 - 1990 годов - по китайскому проекту).

Ввспомогательные суда флота (кроме речных) базируются в ВМБ Констанца. Они оснащены зенитными артиллерийскими установками калибров 57, 37 и 30 мм, 14,5- и 12,7-мм пулеметами, а два транспорта снабжения (АЕ) типа «Кроитор» (полным водоизмещением 3 500 т) вооружены также ЗРК SA-N-5 «Грейл» (две счетверенные ПУ), противолодочными РБУ 1200 (две пятитрубных) и могут нести вертолет IAR-316 «Алуэтт III».

Курсанты военно-морской академии (в ВМБ Констанца) проходят морскую практику на парусном учебном корабле «Мирна» (рис. 5). Корабль построен в Германии (г. Гамбург) в 1939 году по типу парусников береговой охраны США «Игл», немецкого «Горк Фок» и португальского «Загрес», но имеет меньшие размерения (площадь парусов 5 739 м2, принимает на борт до 140 курсантов). В 1966 году он прошел капитальный ремонт на судоверфи в г. Гамбург, а в 1995 - 1997-м ремонтировался в Румынии.

Торговый флот страны согласно регистру Ллойда насчитывает 325 судов общим тоннажем 1 220 556 брт.

Дунайская флотилия (штаб в ПБ Брэила) в составе двух бригад располагает девятью речными мониторами (канонерскими лодками) типов «Брутар» (шесть, рис. 6) и «Ко-гэлничану» (три), 18 патрульными катерами типа VB 76 «Монитор», до 25 катерами-тральщиками типа VD 141, двумя группами боевых пловцов-водолазов и несколькими малыми вспомогательными судами (речные транспорты, суда размагничивания кораблей). Корабли, катера и суда флотилии рассредоточены по речным пунктам базирования Брэила, Тулча, Сулина, Джурджу, Галац и Дробета-Турну-Северин.

Канонерские лодки построены на национальной судоверфи в ВМБ Мангалия в период с 1986 по 1993 год (шесть первого типа) и в 1993 - 1996-м (три второго). В состав их артиллерийского вооружения, кроме зенитных комплексов, входят 100-мм АУ (в бронированных танковых башнях) и 122-мм неуправляемые ракеты (установки ВМ-21). Патрульные катера типа VB 76 «Монитор» (водоизмещением 127 т) построены на той же судоверфи в 1976 - 1978 годах, вооружены 76-мм АУ, двумя спаренными 14,5-мм пулеметами и 81-мм минометом.

Речные катера-тральщики типа VD 141 (водоизмещением 97 т) построены на судоверфи Дробета-Турну-Северин в период с 1976 по 1984 год специально для использования на Дунае. Они предназначены не только для траления, но и для постановки минных заграждений и вооружены двумя спаренными 14,5-мм пулеметами и минами (до шести).

Дунайская флотилия обеспечивается восемью речными транспортами типа «Браид» (AG) водоизмещением 240 т постройки 1967 - 1970 годов (на судоверфи в ПБ Брэила). Четыре судна размагничивания кораблей (ADG/AGI) постройки 1972 - 1973 и 1989 годов используются как по прямому назначению (обслуживают корабли водоизмещением до 3 000 т), так и в качестве разведывательных (в том числе для транспортировки групп боевых пловцов-водолазов).

Командование морской пехоты (штаб в ВМБ Констанца) организационно объединяет, по сообщениям зарубежной военной печати, две механизированные, мотопехотную и артиллерийскую бригады, а также полк ПВО, противотанковый дивизион и разведывательный батальон. На вооружении МП состоят 120 основных боевых танков типа TR-580, 208 ББМ и 138 артиллерийских орудий калибров 130 мм (используемых в составе четырех дивизионов береговой обороны), а также 57,37 и 30 мм (комплектуют шесть дивизионов ПВО). Ограниченные возможности ВМС по высадке морских десантов планируется восполнить закупкой десантных катеров на воздушной подушке ДКВП. По данным справочника «Джейнс файтинг шипе», один такой ДКВП был якобы построен на судоверфи Мангалия в 1998 году.

Направленность боевой подготовки и перспективы развития ВМС. Приоритетной задачей военно-морских сил страны на данном этапе является достижение оперативного взаимодействия с ВМС НАТО в рамках программы «Партнерство ради мира». Предусматривается, в частности, регулярное участие румынских боевых кораблей и вспомогательных судов в типовых учениях ПРМ, а также организация профессиональной подготовки офицеров флота в странах альянса (главным образом во Франции). С января 1994 года ВМС страны принимали участие в 53 учениях серий «Кооперэйтив партнер» и «Си бриз». Командование флота намерено интенсифицировать этот вид деятельности в поддержку устремлений правительства страны к членству в НАТО.

Военный комитет блока требует от Румынии обеспечить развертывание для участия в операциях по программе ПРМ следующих сил флота: одного надводного противолодочного корабля (обладающего также определенными возможностями ПВО), двух тральщиков, команды боевых пловцов-водолазов с обеспечивающим их судном, шести речных бронекатеров (или мониторов) и одного речного буксира. К концу 2001 года соответствующие необходимым требованиям корабли и катера должны быть готовы к отработке основных тактических задач во взаимодействии с силами НАТО, в том числе способны устанавливать и постоянно поддерживать наблюдение за надводной, подводной и воздушной обстановкой с использованием стандартных технических средств. До конца 2003 года корабли, предназначенные для развертывания за пределами операционных районов Румынии с целью участия в мероприятиях по программе ПРМ или обеспечения коллективной обороны стран - членов альянса, должны быть полностью приведены в соответствие со всеми стандартами НАТО, а также удовлетворять специфическим требованиям и нормативам (по классу корабля). Выполнению этих условий, обеспечивающих операбельность ВМС Румынии с флотами стран блока, придается первостепенное значение.

К другим ответственным задачам ВМС по-прежнему относится поддержание боевой готовности соединений, частей и кораблей флота к обеспечению национальной безопасности и обороны страны от возможной агрессии со стороны моря. Согласно требованиям командования оперативная и тактическая подготовка сил флота направлена на достижение такой степени боеспособности, которая позволила бы исключить внезапность нападения, обеспечить экстренное развертывание кораблей непосредственно из районов базирования и захват инициативы в сложных условиях современных боевых действий на море как самостоятельно, так и совместно с другими видами вооруженных сил. В годовом цикле организации боевой подготовки планируется выйти на уровень 60-суточного пребывания кораблей в море.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БОЕВЫХ КОРАБЛЕЙ И КАТЕРОВ ВМС РУМЫНИИ

Основные программы модернизации ВМС предусматривают создание интегрированной системы боевого управления и связи, обновление комплексов корабельного вооружения и дальнейшее развитие возможностей пополнения запасов в море (подвижного тылового обеспечения). К 2005 году румынское военное руководство намерено завершить развертывание системы наблюдения, разведки и контроля за судоходством на Черном море. Запланированы мероприятия по совершенствованию системы базирования и тылового обеспечения флота с развитием инфраструктуры и условий МТО и обслуживания кораблей в базах и портах.

В долгосрочной перспективе (к 2010 году) румынские военно-морские силы в соответствии с новой структурой ВС страны должны, по свидетельству представителей их командования (в частности, в лице начальника штаба ВМС), быть представлены объединенным оперативным командованием, военно-морским флотом - двумя флотилиями на Черном море, речной (Дунайской) флотилией, укомплектованы противолодочными, патрульными и минно-тральными кораблями, а также необходимыми вспомогательными судами. Текущими планами предусматривается строительство на национальных судоверфях фрегата, артиллерийского и двух десантных кораблей (или катеров), закупка за рубежом нескольких боевых надводных кораблей, ракетных и патрульных катеров. Рассматриваются, в частности, возможности приобретения в США двух эскадренных миноносцев УРО типа «Спрюенс», четырех фрегатов УРО типа «Оливер X. Перри» и двух малых подводных лодок (во Франции).

Значительное развитие должна получить авиация ВМС, на вооружение которой планируется принять три разведывательных и шесть патрульных самолетов, а также до 20 противолодочных и девять транспортных вертолетов.

Министерство обороны и штаб ВМС, признавая, что противовоздушные и противолодочные возможности флота не соответствуют пока стандартам НАТО, а система боевого управления силами требует кардинальной модернизации, намерены в первоочередном порядке довести боеспособность соединений и кораблей до уровня полноправного участия в действиях многонациональных сил в рамках евроатлантического партнерства и оснастить их новыми средствами связи, полностью обеспечивающими участие в совместных и комбинированных операциях в зоне ответственности альянса и за ее пределами.

Поделиться: