Материалы для подготовки к гиа. Сжатое изложение ОГЭ.doc - Сжатое изложение ОГЭ Самостоятельная работа групп

Е.А.Антипова

Самостоятельная работа №2

Урок подготовки к написанию сжатого изложению в 9 классе.

Данная методическая разработка урока развития связной устной и письменной речи предназначена для применения в 9 общеобразовательном классе при подготовке к написанию сжатого изложения.

Уроки развития речи по написанию сжатого изложения являются достаточно сложными для восприятия учащихся. Ученики должны уметь определять тип и стиль текста; сжато излагать авторскую мысль, совершенствовать изложение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки; уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями.

Большое внимание на данном уроке уделено лингвистическому анализу текста. Практика показывает, что подобная работа не только развивает творческие способности детей, но и успешно готовит к ГИА в 9 классе. Каждый учитель знает, что совершенствование речи учащихся - кропотливая, каждодневная работа.

Урок построен с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Цель урока: Подготовиться к написанию сжатого изложения на материале публицистического текста.

Задачи урока:

Образовательные:

Формировать структурированное восприятие и содержание текста,

Формировать умение видеть логику рассуждения,

Формировать умение пользоваться приёмами сжатия текста.

Развивающие:

Продолжить отрабатывать навыки сжатия текста на примере сжатия публицистического текста,

Уметь выделять микротемы текста,

Расширять словарный запас.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к предмету,

Содействовать развитию умения учащихся общаться между собой,

Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности,

Показать важность таких жизненных понятий, как верность, любовь, милосердие.

Форма организации познавательной деятельности : коллективная, групповая, самостоятельная.

Методы : проблемный, эвристический, аналитический, сравнительный, обобщающий.

Ход урока

I. Организационный момент.

Добрый день, ребята! Сегодня у нас урок-практикум по теме: Подготовка к написанию сжатого изложения.

Цель нашего урока: подготовиться к написанию сжатого изложения на материале публицистического текста, используя основные способы компрессии.

II. Работа с исходным текстом.

1. Первое чтение текста

Прости меня, мама

Мамы давно уже нет... А я всё ещё мысленно говорю: “Прости меня, мама...” Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, уважали меня. Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал прозвонить в назначенный час. “Я понимаю, как ты занят!” Иногда раздражался по пустякам... “Я понимаю, как ты устал!” Она всё стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно.

“Берегите матерей!” - провозгласил в поэме один маститый поэт. Хорошо было бы добавить: “Берегите матерей так, как они берегут нас!” Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос: “Не отдаёт ли нам мать последнее? Не отдаёт ли то, без чего не может выжить на земле человек?

Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной обязана быть и наша готовность противостоять благородной “неразумности” материнских щедрот.

“В муках мы мать вспоминаем”, - писал Н.А. Некрасов. И за спасением от детских недугов тоже обращаемся к ней. “Ничего страшного: я с тобой. Всё пройдёт...” - шепчет мама. И болезнь отступает, потому что рядом Она. “Ах, если б навеки так было!”

Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. То в реальности, а то мысленно... Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям всё доброе, что можем сказать, и сделать для них всё доброе, что можем сделать. Прости меня, мама... (По А. Алексину, 284 слова)

2. Беседа по вопросам

Этап определения темы текста: О чем текст? Как определить тему? Тема определяется различными способами: по началу текста, по ключевым словам, по ключевым эпизодам, по поступкам или размышлениям героев (автора), по заглавию текста.

Этап определения идеи текста: С какой целью автор его написал? Какую мысль хотел выразить? Что нам помогает сформулировать идею? Общая тональность звучания текста, настроение, которое вызывает прочтение текста, отношение автора к событиям, героям, наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции).

Этап определения структуры текста: Назовите композиционные части текста. Запишите основное содержание каждой композиционной части в форме тезиса. Композиция текста - построение текста. Как правило, основными композиционными частями текста являются вступление, основная часть, заключение. Тезис - положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.

Этап абзацного членения текста: Определите на слух количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего. Сколько больших интонационных пауз - столько в тексте абзацев. Абзац – показатель микротемы, поэтому внимательно следите за интонационными паузами учителя, читающего текст изложения. Что такое микротема? Микротема - содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью - абзац. Определите микротему каждого абзаца.

3. Определение микротем исходного текста (работа в группах)

4. Составление плана изложения.

1.Мамы давно уже нет... А я всё ещё мысленно говорю: “Прости меня, мама...”.

2.Мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих.

3.Естественной обязана быть наша готовность противостоять благородной “неразумности” материнских щедрот.

4.“В муках мы мать вспоминаем”.

5.Вовремя, при жизни их, должны мы сказать всё доброе и сделать для них всё доброе.

5. Работа над сжатием исходного текста.

Б) Языковая обработка исходного текста: умение лаконично передавать извлеченную информацию в письменной речи (предметное умение).

Задача сжатого изложения: Сжато, в обобщенной форме передать содержание исходного текста, не допуская искажения фактов и используя ключевые авторские слова; отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства выражения. Что требуется? Отбор важной информации, формулирование основных идей автора, сохранение авторской последовательности событий, передача характера действующих лиц и обстановки без искажений, выделение основных микротем, обобщение содержания исходного текста, использование разнообразных приемов компрессии.

6. Способы компрессии текста (приемы сжатия): исключение подробностей деталей (удаление), обобщение конкретных, единичных явлений (объединение), сочетание исключения и обобщения (замена).

Удаление. Исключать можно: вводные слова, однородные члены предложения, повторы, однотипные примеры, риторические вопросы, восклицания, цитаты, детали, не влияющие на ход мыслей, пояснения, описания, рассуждения, слова-предложения, которые могут быть удалены без ущерба для текста.

При исключении необходимо: выделить главные (ключевые) с точки зрения основной мысли текста слова, убрать подробности и детали, объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.

Объединение. Объединять можно: парцеллированные предложения, ряд предложений, связанных одной мыслью, части сложных предложений, конкретные единичные факты, события, явления. При объединении необходимо: найти в тексте мелкие единичные факты, выявить общее, объединить факты на основе общего, сформулировать оставшееся в предложения.

Замена. Заменять можно: однородные предложения обобщающим словом, сложные предложения простыми, части предложения или ряд предложений общим понятием или выражением, прямую речь косвенной, часть текста одним предложением. При замене необходимо: найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, сформулировать данное предложение.

7. Самостоятельная работа групп

I.Мамы давно уже нет... А я всё ещё мысленно говорю: “Прости меня, мама...”. Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын : очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, уважали меня . Я и в самом деле старался спасти её от болезней , от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал . Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал прозвонить в назначенный час. “Я понимаю, как ты занят!” Иногда раздражался по пустякам... “Я понимаю, как ты устал!” Она всё стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно. (119 слов)

Что применили?

1) Замена прямой речи.

2)Замена однородных членов предложения обобщающим словом.

3)Замена придаточного предложения.

4)Удаление вводных слов.

5)Замена ряда предложений одним выражением.

Что получилось?

Мамы давно уже нет...А я всё еще мысленно прошу у неё прощения. Мама всем рассказывала, какой у неё хороший сын, потому что хотела, чтобы ко мне хорошо относились. Я тоже старался спасти её от житейских невзгод, хотел сказать много доброго, но нужных слов не нашёл. Многое мы осознаём слишком поздно, когда уже ничего нельзя изменить. Я забывал позвонить, раздражался по пустякам. А мама всё пыталась понять: интересы сына для неё выше истины. Сейчас уже ничего не исправишь. Поздно. (80 слов)

II. “Берегите матерей!” - провозгласил в поэме один маститый поэт. Хорошо было бы добавить: “Берегите матерей так, как они берегут нас!” Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос: “Не отдаёт ли нам мать последнее? Не отдаёт ли то, без чего не может выжить на земле человек?” ( 61 слово)

Что применили?

1) Замена прямой речи.

2)Удаление повторов.

3)Замена ряда предложений одним выражением.

Что получилось?

III. Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной обязана быть и наша готовность противостоять благородной “неразумности” материнских щедрот. (14 слов)

Что применили?

Замена ряда предложений одним выражением.

Что получилось?

Надо разумно и с благодарностью принимать материнские щедроты. (6 слов)

IV. “В муках мы мать вспоминаем”, - писал Н.А. Некрасов. И за спасением от детских недугов тоже обращаемся к ней. “Ничего страшного: я с тобой. Всё пройдёт...” - шепчет мама. И болезнь отступает, потому что рядом Она. “Ах, если б навеки так было!” (29 слов)

Что применили?

Замена прямой речи другим выражением.

Что получилось?

Некрасов писал: “В муках мы мать вспоминаем”. Когда нам трудно, мы обращаемся к ней. И трудности отступают, потому что рядом мама. Но так было только тогда, когда она была жива... (25 слов)

V. Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой . То в реальности, а то мысленно... Вовремя, при жизни их , должны мы сказать матерям всё доброе, что можем сказать, и сделать для них всё доброе, что можем сделать. Прости меня, мама! (28 слов)

Что применили?

Замена парцеллированного предложения.

Удаление уточняющего члена предложения.

Объединение структуры СП.

Что получилось?

То в реальности, то мысленно склоняюсь я над гранитной плитой. Как жаль, что я вовремя не сказал матери добрых слов, не сделал добрых дел... Прости меня, мама! (19 слов)

8. Результат компрессии исходного текста.

Мамы давно уже нет...А я всё еще мысленно прошу у неё прощения. Мама всем рассказывала, какой у неё хороший сын, потому что хотела, чтобы ко мне хорошо относились. Я тоже старался спасти её от житейских невзгод, хотел сказать много доброго, но нужных слов не нашёл. Многое мы осознаём слишком поздно, когда уже ничего нельзя изменить. Я забывал позвонить, раздражался по пустякам. А мама всё пыталась понять: интересы сына для неё выше истины. Сейчас уже ничего не исправишь. Поздно.

Надо разумно и с благодарностью принимать материнские щедроты.

Некрасов писал: “В муках мы мать вспоминаем”. Когда нам трудно, мы обращаемся к ней. И трудности отступают, потому что рядом мама. Но так было только тогда, когда она была жива...

То в реальности, то мысленно склоняюсь я над гранитной плитой. Как жаль, что я вовремя не сказал матери добрых слов, не сделал добрых дел... Прости меня, мама! (167 слов, в исходном тексте - 284 слова).

9. Итоги работы над исходным текстом.

Таким образом, мы сумели передать основное содержание исходного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы; правильно применить не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение); сохранить смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения.

(Возможно 2-ой урок).

10. Второе чтение текста

11. Написание изложения

Список используемой литературы и Интернет-источников

1.Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход / Е. С. Антонова. - М.: КноРус, 2008.

2.Дейнекина А.Д. Уроки русского языка: содержание и форма // Образование в современной школе. 2010, № 3, с.15-16.

3.Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме), М., “Экзамен”, 2012 .

4.Пахнова Т.М.г. Как подготовиться к сжатому изложению. Примеры упражнений, М., Просвещение, 2010.






Выделяя микротемы текста, мы тем самым составляем его план, хорошо составленный план – отличное подспорье для написания изложения. ПОПРОБУЕМ! (Текст есть у вас на столах) Микротема. тема каждой смысловой части текста, которая отражает часть общей темы, единой для всего текста.


Текст Микротемы Прости меня, мама Мамы давно уже нет… А я всё ещё мысленно говорю: «Прости меня, мама…» Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, уважали меня. Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал прозвонить в назначенный час. «Я понимаю, как ты занят!» Иногда раздражался по пустякам… «Я понимаю, как ты устал!» Она всё стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно. «Берегите матерей!» - провозгласил в поэме один маститый поэт. Хорошо было бы добавить: «Берегите матерей так, как они берегут нас!» Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос: «Не отдаёт ли нам мать последнее? Не отдаёт ли то, без чего не может выжить на земле человек?» Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной обязана быть и наша готовность противостоять благородной «неразумности» материнских щедрот. «В муках мы мать вспоминаем», - писал Н.А. Некрасов. И за спасением от детских недугов тоже обращаемся к ней. «Ничего страшного: я с тобой. Всё пройдёт…» - шепчет мама. И болезнь отступает, потому что рядом Она. «Ах, если б навеки так было!» Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. То в реальности, а то мысленно… Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям всё доброе, что можем сказать, и сделать для них всё доброе, что можем сделать. Прости меня, мама… (По А. Алексину) 284 слова 1.Мамы давно уже нет … А я всё ещё мысленно говорю: «Прости меня, Мама…» 2. Мы порой Чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих 3. Естественной обязана Быть наша готовность противостоять благородной «неразумности» материнских щедрот. 4. «В муках мы мать вспоминаем», 5. Вовремя, при жизни их, должны мы сказать всё доброе и сделать для них всё доброе


Памятка: приемы сокращения текста -исключение дополнительной информации; -замена однородных членов обобщающим словом, -исключение причастных и деепричастных оборотов, средств выразительности; -трансформация сложных предложений в простые; -замена прямой речи косвенной. КОНКРЕТИЗИРУЕМ:


Исключения Исключать можно: -вводные слова, - однородные члены предложения, -повторы, -однотипные примеры, -риторические вопросы, восклицания, -цитаты, -детали, не влияющие на ход мыслей, -пояснения, описания, рассуждения, -слова-предложения, которые могут быть удалены без ущерба для текста. При исключении необходимо: Выделить главные (ключевые) с точки зрения основной мысли текста слова. Убрать подробности и детали. Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями


Обобщение или объединение 1.Парцеллированные предложения. 2.Ряд предложений, связанных одной мыслью. 3. Части сложных предложений. 4.Конкретные единичные факты, события, явления. При объединении необходимо: 1.Найти в тексте мелкие единичные факты. 2. Выявить общее. 3. Объединить факты на основе общего. 4. Сформулировать оставшееся в предложения.


Замена Заменять можно: -однородные предложения обобщающим словом; - сложные предложения простыми; -части предложения или ряд предложений общим понятием или выражением; - прямую речь косвенной; - часть текста одним предложением. При замене необходимо: -Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом. - Сформулировать данное предложение.


Попробуем на практике. Сократим первый абзац Мамы давно уже нет… А я всё ещё мысленно говорю: «Прости меня, мама…» Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, уважали меня. Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал прозвонить в назначенный час. «Я понимаю, как ты занят!» Иногда раздражался по пустякам… «Я понимаю, как ты устал!» Она всё стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно. (119 слов)А я всё ещё мысленно говорю: «Прости меня, мама…» Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, уважали меня. Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал.


Используем разные приёмы А я всё ещё мысленно говорю: «Прости меня, мама…» Это прямая речь. ЗАМЕНЯЕМ: А я всё еще мысленно прошу у мамы прощения. Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, уважали меня. Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. – Это предложения с однородными членами. ИСКЛЮЧАЕМ ИХ, ЗАМЕНЯЯ ДРУГИМИ СЛОВАМИ: Она всем рассказывала, какой у неё хороший сын, потому что хотела, чтобы ко мне хорошо относились, уважали меня. я тоже старался спасти её от житейских невзгод, торопился выполнить её просьбы. А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. Сложное предложение, ИСКЛЮЧАЕМ ПРИДАТОЧНОЕ: Но нужных слов не нашёл, не высказал.


Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал прозвонить в назначенный час. «Я понимаю, как ты занят!» Иногда раздражался по пустякам… «Я понимаю, как ты устал!» Она всё стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно. ПРОБУЕМ ИСКЛЮЧИТЬ ВВОДНЫЕ СЛОВА (УВЫ, СЛУЧАЛОСЬ), ЗАМЕНИТЬ РЯД ПРЕДЛОЖЕНИЙ ОДНИМ ВЫРАЖЕНИЕМ: Многое мы осознаём слишком поздно, когда уже ничего нельзя изменить. Как часто я забывал позвонить, раздражался по пустякам, А мама всё пыталась понять: интересы сына для неё выше истины. Сейчас уже не позвонишь, не прибежишь, не выскажешь. Поздно.


Итак, что же у нас получилось? Мамы давно уже нет…А я всё еще мысленно прошу у неё прощения. Мама всем рассказывала, какой у неё хороший сын, потому что хотела, чтобы ко мне хорошо относились. Я тоже старался спасти её от житейских невзгод, хотел сказать много доброго, но нужных слов не нашёл. Многое мы осознаём слишком поздно, когда уже ничего нельзя изменить. Я забывал позвонить, раздражался по пустякам. А мама всё пыталась понять: интересы сына для неё выше истины. Сейчас уже ничего не исправишь. Поздно. (80 слов)


Пользуясь разными приёмами сжатия текста, попытайся максимально сократить его. « Берегите матерей!» - провозгласил в поэме один маститый поэт. Хорошо было бы добавить: «Берегите матерей так, как они берегут нас!» Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос: «Не отдаёт ли нам мать последнее? Не отдаёт ли то, без чего не может выжить на земле человек?» Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной обязана быть и наша готовность противостоять благородной «неразумности» материнских щедрот. «В муках мы мать вспоминаем», - писал Н. А. Некрасов. И за спасением от детских недугов тоже обращаемся к ней. «Ничего страшного: я с тобой. Всё пройдёт…» - шепчет мама. И болезнь отступает, потому что рядом Она. «Ах, если б навеки так было!» Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. То в реальности, а то мысленно… Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям всё доброе, что можем сказать, и сделать для них всё доброе, что можем сделать. Прости меня, мама




Таким образом, мы свою задачу выполнили, сумели: 1. Передать основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. 2. Правильно применить не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее микротем текста. 3. Сохранили смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения


Текст из контрольной работы по русскому языку в 9 классе (в формате новой формы итоговой аттестации). АДМИНИСТРАЦИЯ г. Владимира Управление образования ГОРОДСКОЙ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Cлайд 1

Работа учителя русского языка и литературы Харлановой Натальи Георгиевны 2009 год Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21 села Архиповского Будённовского района» Ставропольского края LOGO

Cлайд 2

Cлайд 3

Цели нашего занятия: научиться выделять микротемы; составлять план, собирать рабочие материалы; использовать различные приемы сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение). ПОВТОРИМ!

Cлайд 4

Выделяя микротемы текста, мы тем самым составляем его план, хорошо составленный план – отличное подспорье для написания изложения. ПОПРОБУЕМ! (Текст есть у вас на столах) Микротема. - тема каждой смысловой части текста, которая отражает часть общей темы, единой для всего текста.

Cлайд 5

Cлайд 6

Памятка: приемы сокращения текста исключение дополнительной информации; замена однородных членов обобщающим словом, исключение причастных и деепричастных оборотов, средств выразительности; трансформация сложных предложений в простые; замена прямой речи косвенной. КОНКРЕТИЗИРУЕМ:

Cлайд 7

Исключения Исключать можно: -вводные слова, - однородные члены предложения, -повторы, -однотипные примеры, -риторические вопросы, восклицания, -цитаты, -детали, не влияющие на ход мыслей, -пояснения, описания, рассуждения, -слова-предложения, которые могут быть удалены без ущерба для текста. При исключении необходимо: Выделить главные (ключевые) с точки зрения основной мысли текста слова. Убрать подробности и детали. Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями

Cлайд 8

Обобщение или объединение 1.Парцеллированные предложения. 2.Ряд предложений, связанных одной мыслью. 3. Части сложных предложений. 4.Конкретные единичные факты, события, явления. При объединении необходимо: 1.Найти в тексте мелкие единичные факты. 2. Выявить общее. 3. Объединить факты на основе общего. 4. Сформулировать оставшееся в предложения.

Cлайд 9

Замена Заменять можно: -однородные предложения обобщающим словом; - сложные предложения простыми; части предложения или ряд предложений общим понятием или выражением; - прямую речь косвенной; - часть текста одним предложением. При замене необходимо: -Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом. - Сформулировать данное предложение.

Cлайд 10

Попробуем на практике. Сократим первый абзац Мамы давно уже нет… А я всё ещё мысленно говорю: «Прости меня, мама…» Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, уважали меня. Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал прозвонить в назначенный час. «Я понимаю, как ты занят!» Иногда раздражался по пустякам… «Я понимаю, как ты устал!» Она всё стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно. (119 слов)

Cлайд 11

Используем разные приёмы А я всё ещё мысленно говорю: «Прости меня, мама…» Это прямая речь. ЗАМЕНЯЕМ: А я всё еще мысленно прошу у мамы прощения. Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, уважали меня. Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. – Это предложения с однородными членами. ИСКЛЮЧАЕМ ИХ, ЗАМЕНЯЯ ДРУГИМИ СЛОВАМИ: Она всем рассказывала, какой у неё хороший сын, потому что хотела, чтобы ко мне хорошо относились, уважали меня. я тоже старался спасти её от житейских невзгод, торопился выполнить её просьбы. А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. Сложное предложение, ИСКЛЮЧАЕМ ПРИДАТОЧНОЕ: Но нужных слов не нашёл, не высказал.

Cлайд 12

Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал прозвонить в назначенный час. «Я понимаю, как ты занят!» Иногда раздражался по пустякам… «Я понимаю, как ты устал!» Она всё стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно. ПРОБУЕМ ИСКЛЮЧИТЬ ВВОДНЫЕ СЛОВА (УВЫ, СЛУЧАЛОСЬ), ЗАМЕНИТЬ РЯД ПРЕДЛОЖЕНИЙ ОДНИМ ВЫРАЖЕНИЕМ: Многое мы осознаём слишком поздно, когда уже ничего нельзя изменить. Как часто я забывал позвонить, раздражался по пустякам, А мама всё пыталась понять: интересы сына для неё выше истины. Сейчас уже не позвонишь, не прибежишь, не выскажешь. Поздно.

Cлайд 13

Итак, что же у нас получилось? Мамы давно уже нет…А я всё еще мысленно прошу у неё прощения. Мама всем рассказывала, какой у неё хороший сын, потому что хотела, чтобы ко мне хорошо относились. Я тоже старался спасти её от житейских невзгод, хотел сказать много доброго, но нужных слов не нашёл. Многое мы осознаём слишком поздно, когда уже ничего нельзя изменить. Я забывал позвонить, раздражался по пустякам. А мама всё пыталась понять: интересы сына для неё выше истины. Сейчас уже ничего не исправишь. Поздно. (80 слов)

Cлайд 14

Пользуясь разными приёмами сжатия текста, попытайся максимально сократить его. «Берегите матерей!» - провозгласил в поэме один маститый поэт. Хорошо было бы добавить: «Берегите матерей так, как они берегут нас!» Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос: «Не отдаёт ли нам мать последнее? Не отдаёт ли то, без чего не может выжить на земле человек?» Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной обязана быть и наша готовность противостоять благородной «неразумности» материнских щедрот. «В муках мы мать вспоминаем», - писал Н. А. Некрасов. И за спасением от детских недугов тоже обращаемся к ней. «Ничего страшного: я с тобой. Всё пройдёт…» - шепчет мама. И болезнь отступает, потому что рядом Она. «Ах, если б навеки так было!» Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. То в реальности, а то мысленно… Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям всё доброе, что можем сказать, и сделать для них всё доброе, что можем сделать. Прости меня, мама

НАПИСАНИЕ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ Подготовка к выполнению части 1 задания ГИА ИЗЛОЖЕНИЕ - это передача в письменной форме содержания прочитанного или прослушанного текста Типы изложения: подробное сжатое изложение с элементами сочинения При выполнении заданий первой части учащиеся должны продемонстрировать умения и навыки: верно понимать и передавать основную мысль исходного текста правильно выделять макро- и микротемы владеть навыками сжатия текста логично, стройно, без искажений передавать в собственном высказывании содержание исходного текста, используя способы сжатия выдерживать в работе стилевое и стилистическое единство и соблюдать речевые нормы строить высказывание, учитывая отношение автора к проблеме ВАЖНО! В сжатом изложении необходимо сохранить все микротемы исходного текста. Но количество абзацев в сжатом изложении может отличаться от количества абзацев в авторском тексте. Членение на абзацы сжатого изложения соответствует плану, составленному учащимся после первого чтения текста. ПРИЕМЫ СЖАТИЯ (КОМПРЕССИИ) ТЕКСТА исключение обобщение упрощение ИСКЛЮЧЕНИЕ - возможность убрать из текста слова или предложения без нарушения его смысловой и речевой целостности. ОБОБЩЕНИЕ – выявления общих признаков предметов рассматриваемой области УПРОЩЕНИЕ – замена сложных синтаксических конструкций более простыми (сложные предложения – простыми, прямую речь косвенной, часть текста одним предложением) ИСКЛЮЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ Исключать можно: - вводные слова, - однородные члены предложения, - повторы, - однотипные примеры, - риторические вопросы, восклицания, - цитаты, - детали, не влияющие на ход мыслей, - пояснения, описания, рассуждения, - слова-предложения, которые могут быть удалены без ущерба для текста. При исключении необходимо: 1. Выделить главные (ключевые) с точки зрения основной мысли текста слова. 2. Убрать подробности и детали. 3. Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями ОБОБЩЕНИЕ (ИЛИ ОБЪЕДИНЕНИЕ) Обобщать можно: - парцеллированные предложения. - ряд предложений, связанных одной мыслью. - части сложных предложений. - конкретные единичные факты, события, явления. При объединении необходимо: 1.Найти в тексте мелкие единичные факты. 2. Выявить общее. 3. Объединить факты на основе общего. 4. Сформулировать оставшееся в предложения. ЗАМЕНА Заменять можно: - однородные предложения обобщающим словом; - сложные предложения простыми; - части предложения или ряд предложений общим понятием или выражением; - прямую речь косвенной; - часть текста одним предложением. При замене необходимо: 1. Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом. 2. Сформулировать данное предложение. Попробуем на практике Мамы давно уже нет… А я всё ещё мысленно говорю: «Прости меня, мама…» Она рассказывала близким, знакомым и даже на очень близким, какой у неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, уважали меня. Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал прозвонить в назначенный час. «Я понимаю, как ты занят!» Иногда раздражался по пустякам… «Я понимаю, как ты устал!» Она всё стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно. (119 слов) Используем разные приемы: А я всё ещё мысленно говорю: «Прости меня, мама…» Это прямая речь. ЗАМЕНЯЕМ: А я всё еще мысленно прошу у мамы прощения. Используем разные приемы: Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, уважали меня. Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. Это предложения с однородными членами. ИСКЛЮЧАЕМ ИХ, ЗАМЕНЯЯ ДРУГИМИ СЛОВАМИ: Она всем рассказывала, какой у неё хороший сын, потому что хотела, чтобы ко мне хорошо относились, уважали меня. Я тоже старался спасти её от житейских невзгод, торопился выполнить её просьбы. Используем разные приемы: А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. Это сложное предложение, ИСКЛЮЧАЕМ ПРИДАТОЧНОЕ: Но нужных слов не нашёл, не высказал. Используем разные приемы: Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал прозвонить в назначенный час. ПРОБУЕМ ИСКЛЮЧИТЬ ВВОДНЫЕ СЛОВА Многое мы осознаём слишком поздно, когда уже ничего нельзя изменить. Используем разные приемы: Случалось, забывал прозвонить в назначенный час. «Я понимаю, как ты занят!» Иногда раздражался по пустякам… «Я понимаю, как ты устал!» Она всё стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно. ОБОБЩИМ НЕСКОЛЬКО ПРЕДЛОЖЕНИЙ Как часто я забывал позвонить, раздражался по пустякам, А мама всё пыталась понять: интересы сына для неё выше истины. Сейчас уже не позвонишь, не прибежишь, не выскажешь. Поздно. Что же получилось? Мамы давно уже нет…А я всё еще мысленно прошу у неё прощения. Мама всем рассказывала, какой у неё хороший сын, потому что хотела, чтобы ко мне хорошо относились. Я тоже старался спасти её от житейских невзгод, хотел сказать много доброго, но нужных слов не нашёл. Многое мы осознаём слишком поздно, когда уже ничего нельзя изменить. Я забывал позвонить, раздражался по пустякам. А мама всё пыталась понять: интересы сына для неё выше истины. Сейчас уже ничего не исправишь. Поздно. (80 слов)

Прости меня, мама

Мамы давно уже нет… А я всё ещё мысленно говорю: «Прости меня,
мама…» Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким,
какой у неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились,
уважали меня. Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от
житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. А слов, которыми сейчас
до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. Многое мы, увы, осознаём
запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал прозвонить в
назначенный час. «Я понимаю, как ты занят!» Иногда раздражался по пустякам… «Я
понимаю, как ты устал!» Она всё стремилась понять, исходя из интересов сына, которые
были для неё подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать,
высказать! Поздно.
«Берегите матерей!» ­ провозгласил в поэме один маститый поэт. Хорошо было бы
добавить: «Берегите матерей так, как они берегут нас!» Этот призыв выглядел бы
красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. Сейчас я думаю, что мы
порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. Принимая их, мы обязаны
всякий раз задать себе вопрос: «Не отдаёт ли нам мать последнее? Не отдаёт ли то, без

Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной обязана быть и
наша готовность противостоять благородной «неразумности» материнских щедрот.
«В муках мы мать вспоминаем», ­ писал Н.А. Некрасов. И за спасением от детских
недугов тоже обращаемся к ней. «Ничего страшного: я с тобой. Всё пройдёт…» ­ шепчет
мама. И болезнь отступает, потому что рядом Она. «Ах, если б навеки так было!»
Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. То в реальности, а то мысленно…
Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям всё доброе, что можем сказать, и
сделать для них всё доброе, что можем сделать. Прости меня, мама…
(По А. Алексину)
Микротемы
Мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих.
1. Мамы давно уже нет… А я всё ещё мысленно говорю: «Прости меня, Мама…»
2.
3. Естественной обязана быть наша готовность противостоять благородной
«неразумности» материнских щедрот.
4. «В муках мы мать вспоминаем»…
5. Вовремя, при жизни их, должны мы сказать всё доброе и сделать для них всё
доброе

Готовимся к ГИА (9 класс)
Задание: пользуясь разными приёмами сжатия текста,
попытайся максимально сократить его.
«Берегите матерей!» ­ провозгласил в поэме один маститый
поэт. Хорошо было бы добавить: «Берегите матерей так, как они берегут
нас!» Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать,
может только она. Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно
принимаем жертвы матерей своих. Принимая их, мы обязаны всякий раз
задать себе вопрос: «Не отдаёт ли нам мать последнее? Не отдаёт ли то, без
чего не может выжить на земле человек?»
Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной обязана
быть и наша готовность противостоять благородной «неразумности»
материнских щедрот.
«В муках мы мать вспоминаем», ­ писал Н. А. Некрасов. И за спасением от
детских недугов тоже обращаемся к ней. «Ничего страшного: я с тобой. Всё
пройдёт…» ­ шепчет мама. И болезнь отступает, потому что рядом Она. «Ах,
если б навеки так было!»
Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. То в реальности, а то
мысленно… Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям всё доброе,
что можем сказать, и сделать для них всё доброе, что можем сделать. Прости
меня, мама!
Подсказка
 Синий цвет – предложения с прямой речью.
 Зелёный цвет – сложные предложения.
 Черный цвет ­ парцеллированное предложение.
 Красный цвет – повторы.

Поделиться: