Что рассказывает синий цвет о нашей истории. Названия цветов: история происхождения названия цветов

У каждого слова есть своя история, которую называют этимологией. Этимологический анализ проясняет, из какого языка пришло то или иное название, каково его значение, какое написание оно имело, как изменялось на протяжении столетий. Слова с историей могут отражать любую сферу: науку, социальную область, быт. Сегодня мы поговорим о появлении названий цветов .

Цвета окружают нас повсюду: будь то голубой чистого неба или чёрный цвет автомобиля. Давно вошли в обиход слова, определяющие тот или иной цветовой оттенок. Красный, белый, синий, зелёный, оранжевый, фиолетовый – слова, которые на слуху. Все знают, что обозначают эти слова, но немногие могут сказать, что знакомы с их происхождением.

Белый цвет.

Белый цвет признан самым древним. Слово, его обозначающее, имеет индоевропейский корень «bra» или «bre» в значении «блестеть, светить, сиять». И, действительно, белый цвет часто ассоциируется с понятием «светлый». У многих народов белоснежные оттенки символизируют свет, чистоту, невинность.

Чёрный цвет.

Чёрный цвет, как ни странно, связан с морем. Это слово произошло от древнерусского Поньтъ, Поньтьское море. Понтийское море – древнее название Чёрного моря. Так, наши предки определили цвет по внешнему виду водного пространства, которое часто казалось тёмным, мрачным. Кстати, слово «чёрный» связано и с древнеиранским «тёмный».

Красный цвет.

Слово «красный» является общеславянским по происхождению. Образовано оно от слова «краса» и употреблялось поначалу как «хороший, красивый». Лишь после 16 века «красный» стал символизировать наиболее яркий цвет в цветовом спектре. У красного цвета есть много оттенков.

Багряный цвет.

Багряный цвет или багрец связано с древнерусским «багърь», означающим «красная краска, красный цвет». Есть 3 версии в отношении истории слова «багряный». Одна версия предполагает, что у этого слова приставка «ба» и корень от «гореть», то есть красный цвет ассоциируется с пламенем. Вторая гипотеза связывает слово «багърь» с древним словом «багъно», что означает «грязь, болото». Не удивляйтесь. Вода в болотистой местности грязно- красного, ржавого цвета, поэтому у древних людей красный цвет ассоциировался с болотом. Третье предположение основано на заимствовании слова «багърь» с восточной части Средиземноморья. Оттуда привозили красный краситель, который и дал название багряному цвету.

Червонный цвет.

Так наши предки называли красный цвет. «Червонный» и «червлёный» имеют общий корень с глаголом «червити», означающим «красить красным». В свою очередь «червити» базируется на слове «червь». Дело в том, что раньше красную краску получали из червей особого вида.

Алый цвет.

Слово «алый» имеет тюркское происхождение. Означало оно ярко-красный, светло-розовый цвет. Некоторые лингвисты связывают «алый» с арабским словом «alaw» - «пламя», а также с грузинским «ali».

Розовый цвет.

Слово «розовый» имеет польско-украинские корни («рожевий», «roz†owy»). Произошло оно от названия соответствующего цветка «роза» .

Зелёный цвет.

«Зелёный» связано с древним «зелъ» («зелёный»). В древнерусском языке функционировало существительное «зель» в значении «зелень, трава, молодая озимь». Этот же корень есть у знакомых нам слов «злак, зелье, зола, золотой, жёлтый».

Жёлтый цвет.

Как уже было сказано, слово «жёлтый» иметь общий корень со словами «зелёный», «золото», «зола». Никто бы и не догадался, что золотой, зелёный и жёлтый цвета – «родственники».

Оранжевый цвет.

Слово «оранжевый» пришло к нам из французского языка. К заимствованному «orange» прибавился суффикс -ев- на русской платформе. «Orange» в переводе – апельсин, то есть оранжевый цвет - «цвет апельсина».

Голубой цвет.

Происхождение слова «голубой» достаточно туманно. Голубой цвет считают производным от слова «голубь». Окраске этих птиц подобрали точное название - «голубой». Выходит, что раньше голубой цвет позиционировали как сизый, а не светло-голубой. Уточнили оттенок голубого цвета лишь к 18 веку, до этого никто точно не мог сказать, каков он.

Синий цвет.

«Синий» связано со словом «сиять», поэтому изначальное значение- «сверкающий, сияющий». Исследователи встречали слово «синий» в значении «чёрный», «тёмный». Помните выражение «иссиня-чёрный»? Синий цвет приобрёл современный смысл под влиянием моря, сверкающего под лучами солнца и цвета неба с сияющим на нём солнцем.

Фиолетовый цвет.

История слова «фиолетовый» имеет долгую историю. К нам оно пришло в 18 веке из польского языка (fioletowy). В Польшу слово «фиолетовый» попало из немецкого (violet). Немецкий вариант перекочевал из французского языка, а французское «violet» восходит к латинскому слову «viola», что означает «цвета фиалки, фиалковый».

Вот так появились названия цветов. Все они возникли на основе предметов и явлений, тяготеющих к этим цветам. Так, белый цвет связан с блеском и светом, «чёрный» - с тёмным морем, «красный» - с красотой, зелёный и жёлтый цвета – с травой, зеленью, «оранжевый» - с цветом апельсина, голубые оттенки – с окраской голубей, «синий» связан с сиянием, фиолетовый цвет – с цветом фиалки.

Мишель Пастуро

Черный. История цвета

© Éditions du Seuil, 2008 et 2011

© Norton Simon Art Foundation, Gift of Mr. Norton Simon

© Н. Кулиш, пер. с франц., 2017

© ООО «Новое литературное обозрение», 2017

Благодарности

Перед тем как принять форму книги, эта моя версия социальной и культурной истории черного цвета была темой семинаров, которые я несколько лет вел в Практической школе высших исследований и в Высшей школе социальных наук. И мне хотелось бы поблагодарить всех моих учеников и слушателей за плодотворный обмен мнениями во время нашей совместной работы.

Выражаю благодарность также всем людям в моем окружении – друзьям, родным, коллегам, – которые помогали мне своими замечаниями, советами и предложениями, в частности Пьеру Бюро, Ивонне Казаль, Клод Купри, Марине Эскола, Филиппу Фаго, Франсуа Жаксону, Филиппу Жюно, Лоранс Клейман, Морису Олендеру и Лоре Пастуро. Благодарю также Клод Энар и ее сотрудников по издательству «Seuil»: Каролин Фюкс, Каролин Шамбо, Карин Бензакин и Фредерика Мазюи.

И наконец, я говорю огромное и сердечное спасибо Клодии Рабель, которая уже не в первый раз помогала мне своими советами, тонкими критическими замечаниями, а также строгой и эффективной вычиткой текста.

Введение

Цвет в зеркале истории

Если нас спросят: «Что означают слова „красный“, „синий“, „черный“, „белый“?», то в ответ мы, конечно же, можем указать на предметы соответствующих цветов. Но дальше этого наша способность объяснить значение данных слов не идет.

Auf die Frage: «Was bedeuten die Wörter rot, blau, schwarz, weiss?» können wir freilich gleich auf die Dinge zeigen, die so gefärbt sind. Aber weiter geht unsere Fähigkeit die Bedeutungen dieser Wörter zu erklären nicht.

Людвиг Витгенштейн. Заметки о цвете / Ludwig Wittgenstein. Bemerkungen über die Farben, I. 68

Несколько десятилетий назад, в начале прошлого века или даже в пятидесятые годы, название нашей книги могло бы удивить некоторых читателей, не привыкших считать черный цветом. Сегодня дело обстоит иначе: мало кто станет отрицать, что черный – это цвет. Черный снова обрел статус, которым он обладал в течение веков или даже тысячелетий, – статус цвета в полном смысле этого слова и даже полюса силы во всех цветовых системах. Как и его собрат, белый, с которым, однако, он был связан далеко не всегда, черный постепенно утрачивал цветовой статус в период, начавшийся на исходе Средневековья и продлившийся до XVII века: когда появились печатная книга и гравюра – текст и изображение, нанесенные черной краской на белую бумагу, – эти два цвета заняли особое положение; а затем Реформация и научный прогресс вывели их за рамки цветового мира. В самом деле, когда в 1665–1666 годах Исаак Ньютон открывает цветовой спектр, тем самым он создает новый цветовой порядок, в котором больше нет места ни для белого, ни для черного. Это настоящая революция в хроматическом делении цветов.

В течение более чем трех столетий черное и белое воспринимались и использовались как «не-цвета», иначе говоря, они вдвоем составили свой особый мир, противоположный миру цвета: «черно-белое» с одной стороны, «цветное» – с другой. В Европе это противопоставление было естественным для дюжины поколений, и пусть сегодня оно практически вышло из обихода, все же мы не находим его абсурдным. Но наше восприятие изменилось. Все началось с художников 1910-х годов, постепенно вернувших черному и белому полноправный хроматический статус, которым они обладали до позднего Средневековья. Примеру художников последовали ученые; одни лишь физики долгое время отказывались признать за черным статус цвета. Наконец новые взгляды распространились и в широкой публике, так что сейчас у нас уже нет оснований для того, чтобы в социальных кодах и в повседневной жизни противопоставлять цветной мир черно-белому. Лишь в отдельных областях, таких как фотография, кино, пресса и книгоиздание, эта оппозиция еще сохраняет смысл.

Таким образом, название нашей книги – не ошибка или же сознательная провокация. И не отсылка к знаменитой выставке, организованной в конце 1946 года в Париже галереей Маг, – выставке, которая имела дерзость заявить: «Черный – это тоже цвет». Это сенсационное заявление должно было не только привлечь внимание публики и прессы, но и выразить точку зрения, не совпадавшую с тем, что преподавали тогда в художественных школах или писали в трактатах о живописи. Возможно, участники выставки с опозданием в четыре с половиной века захотели вступить в полемику с Леонардо да Винчи – первым из художников, который еще в конце XV века сказал: черный – это, по сути, не цвет.

«Черный – это цвет»: сегодня такое утверждение воспринимается как очевидность, даже как банальность; сейчас провокацией было бы утверждать обратное. Однако задача нашего исследования лежит в иной плоскости. Его название отсылает не к выставке 1946 года, не к изречению великого Леонардо, а всего лишь к названию нашей предыдущей книги: «Синий. История цвета», вышедшей в 2000 году в этом же издательстве. «Синий» встретил благожелательный прием как в научном сообществе, так и у широкой публики, и у меня возникла мысль написать такую же книгу, посвященную черному цвету. Это не значит, что я задумал целую серию книг, в которой каждый том был бы посвящен истории одного из шести «основных» (белый, красный, черный, зеленый, желтый, синий), а затем и одного из пяти «второстепенных» (серый, коричневый, фиолетовый, розовый, оранжевый) цветов в западноевропейской культуре. Создавать параллельные монографии было бы пустым делом: ведь любой цвет не существует сам по себе, он обретает смысл, «функционирует» а полную силу во всех аспектах – социальном, художественном, символическом – лишь в ассоциации либо в противопоставлении с одним или несколькими другими цветами. По этой же причине его нельзя рассматривать обособленно. Говорить о черном, как станет ясно из последующих страниц, значит – неизбежно – говорить о белом, красном, коричневом, фиолетовом и даже синем. Вот почему читатель будет иногда встречать здесь то, что уже знакомо ему по книге об этом последнем цвете. Надеюсь, мне это простят: ведь я не мог иначе. Долгое время синий, редкий и нелюбимый цвет, в Западной Европе считался «заменителем» либо особым типом черного. А значит, истории этих двух цветов практически неразделимы. Если, как надеется мой издатель, за первыми двумя книгам последует третья (о красном цвете? о зеленом?), она, несомненно, будет выстроена вокруг тех же проблем и на основе тех же документальных материалов.

Подобные исследования, обладающие лишь внешними (и только внешними) признаками монографии, должны стать кирпичиками в здании, о строительстве которого я мечтаю вот уже четыре десятилетия: истории цвета в западноевропейских обществах, от Древнего Рима до XVIII века. Даже если, как мы увидим на последующих страницах, я по необходимости буду заглядывать в более далекие и более близкие к нам эпохи, мое исследование будет разворачиваться именно в этих (уже достаточно широких) хронологических рамках. Оно также будет ограничиваться обществами стран Западной Европы, поскольку, на мой взгляд, проблемы цвета – это прежде всего проблемы общества. А я, как историк, не обладаю достаточной эрудицией для того, чтобы рассуждать о всей планете, и не имею желания переписывать или пересказывать с чьих-то слов работы ученых, занимающихся неевропейскими культурами. Чтобы не городить чушь, чтобы не красть у коллег, я ограничиваюсь тем материалом, который мне знаком и который четверть века был темой моих семинарских курсов в Практической школе высших исследований и в Высшей школе социальных наук.

Попытаться создать историю цвета, даже в отдельно взятой Европе, – дело не из легких. А точнее, неимоверно сложная задача, за которую до недавнего времени не решались взяться ни историки, ни археологи, ни специалисты по истории искусства (в том числе и живописи!). Их можно понять: на этом пути они столкнулись бы со множеством трудностей. Об этих трудностях стоит сказать в предисловии, поскольку они – важная часть сюжета нашей книги и помогут нам понять, как возникла диспропорция между объемом наших знаний и тем, чего мы не знаем. Тут скорее, чем где-либо, стирается грань между историей и историографией. Так давайте сейчас забудем об истории черного цвета и кратко расскажем о некоторых из этих трудностей. Они бывают трех типов.

«Проблемы цвета - это прежде всего проблемы общества.»

Французский историк и специалист по средневековью Мишель Пастуро придумал масштабный проект — история цвета в западноевропейских обществах, от Древнего Рима до 18 века. Его книги увлекательны, познавательны и с чувством любви к своему делу. На русском языке вышли три издания — , переводится «Красный». Из книг мы можем узнать, какие социальные, моральные, художественные и религиозные ценности были связаны с цветом в разное время, а также каковы его перспективы в будущем. По словам Пастуро «именно общество «производит» цвет, дает ему определение и наделяет смыслом, вырабатывает для него коды и ценности, регламентирует его применение и его задачи».

«На протяжении веков одеяние Богоматери многократно меняло цвет: наглядным свидетельством этого может служить деревянная скульптура из липы, созданная на рубеже первого и второго тысячелетий и до сих пор хранящаяся в Льежском музее. Это романская Дева Мария, как часто случалось в то время, была изображена в черном одеянии. Затем, в XIII столетии, согласно канонам готической иконографии и теологии, его перекрасили в небесно-синий цвет. Однако, в конце XVII века скульптуре, подобно многим другим произведениям искусства, придали “барочный” облик: её покрыли позолотой. Этот цвет она сохраняла два столетия, до 1880 года, когда в соответствии с догматом о Непорочном Зачатии её перекрасили в белый цвет. Эти четыре слоя краски различного цвета, которыми за тысячу лет успела покрыться небольшая деревянная скульптура, превращают её в уникальный документ истории искусства и символики.»


Синий

Почему общества эпохи Античности и раннего Средневековья относились к синему цвету с полным равнодушием? Почему начиная с XII века он постепенно набирает популярность во всех областях жизни, а синие тона в одежде и в бытовой культуре становятся желанными и престижными, значительно превосходя зеленые и красные? Исследование посвящено осмыслению истории отношений европейцев с синим цветом, таящей в себе немало загадок и неожиданностей.

«Изучив наследие греческих поэтов более позднего периода, Гладстон подчеркивает тот факт, что синий в этих текстах не упоминается вообще, а зеленый - крайне редко. И приходит к выводу: по всей вероятности, у древних греков были трудности с восприятием этих двух цветов.»

Черный

Автор предпринимает настоящее детективное расследование приключений, а нередко и злоключений черного цвета в западноевропейской культуре. Цвет первозданной тьмы, Черной смерти и Черного рыцаря, в Средние века он перекочевал на одеяния монахов, вскоре стал доминировать в протестантском гардеробе, превратился в излюбленный цвет юристов и коммерсантов, в эпоху романтизма оказался неотъемлемым признаком меланхолических покровов, а позднее маркером элегантности и шика и одновременно непременным атрибутом повседневной жизни горожанина.

«В Европе от ранней Античности до позднего Средневековья красильщики очень редко добивались ярких, насыщенных черных тонов. Черный цвет, который у них получался, больше напоминал коричневый, серый или темно-синий; к тому же краска не всюду впитывалась одинаково, плохо закреплялась и придавала ткани неприятный грязновато-тусклый вид. Вот почему черную одежду носили только люди низших социальных классов, те, кто занимался грязной работой либо зазорным ремеслом; все прочие надевали черный только при особых обстоятельствах, в знак траура или в знак покаяния.»

Зеленый

Вплоть до XIX столетия этот цвет был одним из самых сложных в производстве и закреплении: химически непрочный, он в течение долгих веков ассоциировался со всем изменчивым, недолговечным, мимолетным: детством, любовью, надеждой, удачей, игрой, случаем, деньгами. Только романтики разглядели его тесную связь с природой, что остается актуальным до наших дней, когда зеленому, теперь цвету здоровья, свободы и надежды, поручена высокая миссия спасти планету.

«Для римлян зеленый, а также, возможно, в еще большей степени, синий — это «варварские» цвета. Многочисленные примеры можно найти в древнеримском театре. Когда на сцене появляется гер-манец, персонаж странный и более или менее комичный, он часто выглядит так: лицо жирное и дряблое, мертвенно-бледное или багровое, курчавые рыжие волосы, глаза голубые или зеленые, тело массивное, тучное, одежда в полоску или в клетку, в ее расцветке преобладает зеленое.»

Синий чулочек

Это цвет формы. Формы школьника и пограничника, проводника поезда, стюардессы, и многих других. "Кто стучится в дверь ко мне, с толстой сумкой на ремне, с цифрой "5" на медной бляшке, в синей форменной фуражке"? Это цвет деловых костюмов, строгий, но беспроигрышный – чёрный слишком мрачен, зато синий в самый раз. Это воплощённая практичность – синие джинсы и рабочий комбинезон. Синий, такой привычный, такой спокойный, такой повседневный. Но...

Какого цвета волшебная птица, которую ищут герои известной пьесы-сказки? Какого цвета розы, которых просит героиня одного из стихотворений Киплинга?

Я алые, белые розы в букет
Сложил для любимой, но радости нет...
Любовь, подскажи, как тебе угодить?
"Я синие розы хочу получить".

Герой готов обыскать весь мир, но...

Домой возвратившись морозной зимой,
Глупышки-любви не застал я живой.
С последним дыханьем, у смерти из рук
Всё синие розы просила, мой друг.
*

*Перевод Валерия Луккарева

Они синие, эти розы, символ недостижимой мечты. И птица счастья тоже синяя. " Подобно тому, как охотно мы преследуем приятный предмет, который от нас ускользает, так же охотно мы смотрим на синее, не потому, что оно устремляется в нас, а потому, что оно влечёт нас за собою", – писал Гёте. "Синий цвет, небесный цвет", цвет любви – но любви божественной, идеальной. Цвета одежд старинных мадонн. Таинственный, но вместе с тем принадлежащий всем и каждому. Голубой цвет, по сути, это светлый оттенок синего, но он заслуживает отдельного разговора, а сегодня поговорим именно о синем.

Он выручит всегда, в любой ситуации – в дождливую осень можно защититься от грязных брызг тёмно-синей курткой; а летом, на палубе лайнера, поиграть в кокетливого моряка – что может быть настоль ярким и сдержанным одновременно, как "морское" сочетание белого и синего? А самых разнообразных оттенков у синего не меньше, чем перьев в хвосте у той самой синей птицы...

Но что ему современность, этому прекрасному цвету? А если учесть, что природные синие красители редки, то и ценили синий цвет в одежде весьма высоко.
В синий наряжается героиня карело-финского эпоса "Калевала":

И нашла под пёстрой крышкой
Золотых шесть подпоясок,
Синих семь прекрасных платьев.
Одевается богато,
Выбирает, что получше:
И подвески золотые,
И серебряный кокошник,
Синий выбрала налобник,
Ленту красную на косу.

Со страниц средневековых манускриптов смотрят на нас кавалеры и дамы в тёмно-синем, ярко-синем, светло-синем...

В середине XIV века английский король Эдуард III основал и поныне существующий рыцарский орден, Орден Подвязки (кстати, дамская подвязка, которая, согласно легенде, послужила поводом для создания ордена, была голубого цвета), и мантии рыцарей были синего цвета. В наше время они из тёмно-синего бархата. Помните относительно недавний фильм "Королева" с актрисой Хелен Миррен в главной роли? В первых же кадрах королева позирует художнику в роскошном тёмно-синем одеянии – это и есть мантия члена Ордена подвязки. Да и сама подвязка, самый старинный символ ордена, который мужчины надевают на левую ногу под коленом, а дамы – на левую руку выше локтя, делают из бархата тёмно-синего цвета. Что ж, синий (включая голубой) – цвет благородный, цвет власти... Вот Её Величество, Елизавета II, в парадном облачении члена знаменитого ордена.

Бытовало, правда, и другое значение этого цвета. Поначалу в Средние века синий считался цветом верности в любви, а затем... превратился в цвет неверности.

Одежды синий цвет не убедит,
Равно как и девиз, в любови прочной;
Но кто душою предан и хранит
Честь дамы сердца от хулы порочной, …
Не в синем, хоть любовью дорожит,-
Неверный же, который все грешит,
Скрывает грех одеждою нарочной,
Облекшись в синее...

Дамы XVI века были к синему относительно равнодушны, куда популярнее были чёрный цвет и оттенки красного, а вот в XVII он начинает медленно возвращаться (правда, скажем откровенно, светло-синий, то есть голубой, любили куда больше).

В XVIII синий не превратился в самый любимый цвет, но был достаточно любим и кавалерами (синие бархатные камзолы, шёлковые жилеты), и дамами – платья, одежда для дома, отделка...

Но по-настоящему воцарится синий в следующем веке, XIX.

По городским улицам и страницам романов прогуливались щёголи в синем – все остальные сколько-нибудь сочные цвета они оставили дамам, но лишиться и этого... Увольте! Имейте совесть! "Из внутреннего кармана его пальто выглядывал синий в белый горошек платок, а само пальто было распахнуто, давая тем самым возможность всем желающим полюбоваться кашемировым жилетом в сине-белую полоску и галстуком из белого муслина в чёрный горошек"; "Он действительно смотрел теперь барином, и при том довольно франтоватым: синий фрак с золотыми пуговицами"; "Одет он был в синий однобортный сюртук с длинной талией и синий жилет с темными полосками шириною в дюйм". "Ярко-синий фланелевый костюм облегал его с головы до пят". "Одет он был с чисто английской эксцентричностью: на нем был синий фрак с золотыми пуговицами и высоким пикейным воротничком, какие носили в 1811 году, белый казимировый жилет и белые нанковые панталоны" – ну не красавец ли? "Синие бархатные мундиры", "синие бархатные штаны украшены пестрыми лампасами и серебряными пуговицами", "картуз тонкого синего сукна", "плисовые синие панталоны", "длиннополая сибирка тонкого синего сукна, с мелкими сборами назади" – пусть и лишённая ярких красок минувших веков, мужская мода всё ещё была достаточно эффектна, и в немалой степени это заслуга синего цвета. "Помимо каррика тогда входил еще в моду широкий синий, подбитый бархатом черным, а часто и малиновым, плащ, называвшийся "альмавива" по имени известного персонажа в пьесе Бомарше".

Дамы тоже любили синие оттенки, особенно когда дело доходило до костюмов, заимствовавших элементы мужской моды – скажем, для верховой езды. Или же напоминавшие военные ("а я люблю военных!") мундиры. "В амазонке из плотного синего сукна, с длинным шлейфом, перекинутым через левую руку, она казалась выше ростом; корсаж в виде жилета с маленькими круглыми басками, словно кожа, облегал её плечи, бёдра и грудь. На рукавах были полотняные манжеты, из-под полотняного воротничка выступал кантик синего фулярового галстука. Мужской цилиндр ловко сидел на скрученных узлом волосах, а накинутый на него газовый шарф, пронизанный золотой пылью солнца, казался голубоватым облачком".

"Неужели новое платье? Она сняла его с комода, и оно оказалось чудесным костюмом для верховой езды, сшитым из тончайшей тёмно-синей материи, отделанной серебряной тесьмой. Там была и шляпа, тоже тёмно-синяя, украшенная белым страусовым пером". "Мальчик думал, что она ряженая. На ней была прелестная юбка из синего фая с широкими оборками, а поверх неё – нечто вроде гвардейского мундира из нежно-серого шелка. Полы мундира на синей атласной подкладке, более тёмного оттенка, чем юбка, были изящно отогнуты и скреплены бантами из лент, а широкие обшлага на рукавах и отвороты корсажа отделаны тем же атласом. Но самой смелой и оригинальной отделкой костюма служили огромные пуговицы из поддельного сапфира в лазоревой оправе, нашитые в два ряда на мундир. Это было безобразно и в то же время прелестно".

Впрочем, синими были не только амазонки, отнюдь – платья и верхняя одежда для прогулок, домашние платья... "Эйлин в костюме из синего шёлка с бархатной пелеринкой такого же цвета и замысловатой отделкой из складочек и рюшей имела большой успех. Синий бархатный ток с высокой тульей, украшенный тёмно-красной искусственной орхидеей придавал ей несколько необычный и задорный вид".

А каких только названий не было для различных оттенков! "Просто синий" – это так скучно... А вот "блёраймондовый" или "Лавальер", в честь фаворитки Людовика XVI – другое дело.

Модный журнал 1834 года так описывал "прекрасный наряд для гулянья, простой и благородный – тёплый капот на вате, из штофной материи синего цвета, разрезанный сбоку и завязанный атласными лентами; шляпка бархатная тёмножёлтая; ботинки, застегнутые пуговками, и соболья муфтка".

В то же время синий всё больше становится "форменным" цветом. Синие суконные гимнастёрки и светло-синие фуражки гимназистов, различные мундиры; при императорском дворе цвета регламентировались строго, и, к примеру, парадные платья наставниц великих княжон должны были быть из синего бархата, а у их фрейлин – светло-синего.

Но так просто синий не сдастся, и будет упорно сопротивляться – он годится не только на форму! Ещё в середине XVIII в Англии возник термин "синий чулок", означавший женщину, которая ценила свой ум и творчество куда выше семьи или собственной внешности (заметим, первым это прозвище получил мужчина!). Ну и что? Это не повод считать синий скучным.

Кутюрье начала XX века, Мариано Фортюни, сын известного художника, создавал не только платья, но и ткани – его произведения были так прекрасны, что вдохновляли писателя Марселя Пруста, который не раз описывал их в своих романах: "В тот вечер Альбертина надела платье от Фортюни, и оно показалось мне соблазнительной тенью незримой Венеции. Оно пестрело арабской орнаментацией, как Венеция, как венецианские дворцы, укрывающиеся, наподобие султанш, за каменной резьбой, как переплёты книг Амброзианской библиотеки, как колонны, с которых птицы, символизирующие то смерть, то жизнь, отражающиеся в блеске густо-синей ткани, которая, чем глубже уходил в неё мой взгляд, тем явственнее она превращалась из густо-синей в расплавленное золото, – так при приближении гондолы превращается в пылающий металл лазурь Канале Гранде".

Незадолго до Первой мировой войны Европа вернулась к ярким цветам, которые вытеснила мода рубежа веков, и яркий синий, такой нескромный в отличие от своих тёмно-синих коллег, торжественно вышел на сцену – причём как в переносном смысле, так и в прямом – сценические костюмы знаменитых "Русских сезонов", костюмированные балы... Известный художник Лев Бакст, который создавал великолепные костюмы не только для балерин, но и для "обычных" (впрочем, всё равно "необычных" – в его-то экстравагантных нарядах!) женщин, любил синий.

"Исключительный по великолепию и оригинальности костюм из бархата и шёлка pur Bakst г-жи Ел. Павл. Олив из сочетаний чёрно-синего бархата, отделанного крупнейшими сапфирами и необыкновенными изумрудами, зелёного шёлка, расписанных серебряными орнаментами. Вся причёска из синих волос цвета кобальта, отделанная пышными страусовыми перьями зелёного, лилового и синего цвета". Впечатляет, правда? Это костюм для бала-маскарада в восточном стиле.

Что ж, скоро маскарад закончится, и в свои права вступит "настоящий, некалендарный XX век". В нём синему придётся нелегко. Нет-нет, его будет много, но он окончательно закрепится, как цвет деловой, практичный, немаркий, респектабельный, консервативный. Солидный. А даже если и праздничный, то всё равно сдержанный. Его будут сочетать с разными цветами, пытаясь с красным добиться яркости, с жёлтым – жизнерадостности, бежевым – элегантности...

И только иногда мы будем вспоминать про синюю птицу и синие розы.

Однажды сказочная идеальная няня Мэри Поппинс отправилась на прогулку: "Сегодня на ней было синее пальто с серебряными пуговицами и синяя шляпка в тон, а в те дни, когда она была так одета, она очень легко обижалась". Что ж, гуляйте в синем и не обижайтесь! Просто будьте, как Мэри, "леди Совершенство".

в статье использованы проекты конкурса «Кухня для Стрельца»

Нашему современнику сложно представить, что синий цвет появился у человечества относительно недавно. Данный феномен нам кажется особо странным, поскольку синий широко представлен в природе. С детства нами любимы синие полевые цветы - василек и барвинок, которые окутаны сказками и легендами.

Барвинок – милый голубой цветочек…. Веками на его венках гадали о замужестве… Он же слыл средством для «распознавания» ведьм. Средневековые инквизиторы, изобличая жертву в сношении с нечистой силой, подбрасывали на раскаленную сковороду листочки барвинка: если лист отскакивал прочь, то жертва предавалась костру. Позже черные суеверия уступили место добрым приметам. По преданию, кто посадит при доме барвинок - дождется счастья. Подобно душистой фиалке, он первым распускается весной. Не зря его называют цветком любви и страсти. В палитре оттенков синего этот цвет так и называется – барвинковый.

А василек,.. всеми любимый цветочек? Мы уверены, что это житель исключительно российских полей и лугов. Но знаете ли вы, что во время раскопок венок из васильков был найден в саркофаге гробницы Тутанхамона. Что интересно, эти васильки сохранили свой цвет и форму, хотя и засохли. В палитре цветов данный цвет называется васильковым.

Несмотря на то, что синий окружает нас буквально в прямом смысле этого слова – от водяной глади до глубокого неба - понадобилось много времени и труда, чтобы человечество научилось изготавливать синий краситель для своих потребностей. Историки доносят до нас тот факт, что на первых изображениях человечества (эпоха позднего палеолита) этот цвет отсутствует вовсе.

Среди дошедших до нашего времени наскальных изображений мы можем видеть всевозможные оттенки красного, желтого, большей или меньшей яркости и насыщенности черный, но синего нет и в помине. И когда в неолите люди освоили технику окрашивания предметов, они в первую очередь стали применять красную и желтую глины – природные красители, в то время как синему цвету пришлось дожидаться своей очереди. Его путь к людям оказался тернист и долог.

Поразительный факт - древние рисовали воду исключительно зеленым цветом, а для неба у них не было вообще никакого цвета. Не является ли отголоском прошлого, что к зеленому сектору цветового круга современности тяготеют такие оттенки синего цвета как циан и аквамарин, в названии которых присутствует мотив моря, т.е воды?

Аквамарин - душа моря, единство воздуха и воды – так его называют. Этим названием он обязан одноименному камню. В нем хранится бесконечный поток водной энергии, хранящей знания Вселенной. По мнению мистиков, этот оттенок цвета позволяет вам поддерживать большую ментальную активность.Под его влиянием творческая и рациональная активность мозга соединяются, позволяя поддерживать высокую работоспособность, сочетающуюся с общим умиротворенным состоянием.

Наиболее близка к зеленому цвету в этом отношении «бирюза». Камень бирюза, от которого и произошло название цвета, считается талисманом Стрельцов. Русская этимология слова уходит корнями в персидское «фируза», т.е. «победоносная, приносящая счастье». По мнению психологов, данный цвет расслабляет, помогает сосредоточиться и справиться с негативными мыслями, создает ощущение гармонии с окружающим миром и с самим собой.

Цвет морской волны темнее бирюзового и в значительной степени отливает синим или серым. По-научному он называется циан. Подобно океану этот цвет создает впечатление большого пространства, комфорта, спокойствия и тишины. Настраивает на умиротворение и располагает к медитации.

В связи с тем, что синий цвет не упоминается в исторических документах до V века до н.э., очень долго существовала гипотеза о том, что человеческий мозг стал различать синий гораздо позже других цветов, постепенно развиваясь. Скорее всего, данная гипотеза была основана на результатах исследований восприятия цветов младенцами.


Любопытен следующий факт из нашей физиологии. Ребенок начинает различать цвета практически с самого рождения. Первенство здесь занимает желтый. Именно его малыш распознает первым. Чуть позже добавляются красный и оранжевый. Этим обстоятельством и обусловлено то, что в погремушках преобладают желтые, красные и оранжевые цвета. Это напрямую связано с особенностями цветового зрения грудничков. А вот синий цвет ребенок начинает распознавать только к 6 месяцам.

Современные ученые опровергают гипотезу «недоразвитого мозга» древних, поскольку считается, что мозг человека не изменялся с эпохи палеолита. Отсутствие синего в укладе древних людей связано, скорее всего, с тем, что природные синие красители были открыты существенно позже, чем другие краски. Но одно можно сказать точно – отношение к синему цвету колебалось подобно маятнику от плохого до престижного не только в зависимости от национальности, но и в истории одного и того же народа в разное время.

Например, в древнем Риме отношение к голубому было резко отрицательным, а голубоглазые и белокурые люди считались чуть ли не уродами. Такое отношение связано не столько с эстетическим восприятием римлянами голубого цвета, а с тем, что варвары, с которыми они воевали, были голубоглазыми блондинами. То есть цвет нес в себе образ врага и презрения.

Символика синего цвета имеет и в российской истории интересное и даже драматическое наполнение. Иван Грозный панически боялся людей с синими глазами, считая, что такой человек обладает большой магической силой и может сглазить. А сейчас, судя по популярной передаче «Битва экстрасенсов», наоборот. Считается, что человек, способный сглазить, обладает не голубыми, а темными глазами. Не наследие ли это татаро-монгольского ига?

В начале же 19 века на Руси вообще была тенденция называть любые цвета с оттенком синего общим названием «странные цвета». Они пользовались популярностью в зажиточных кругах, но встречали негативную реакцию в народе.

Но как бы то ни было, уже к началу эпохи цивилизаций человечество, по мнению ученых, выделяло синий цвет в отдельный и у него появились поклонники.


Особенно ценили синий цвет в Древнем Египте. Сегодня археологами достоверно установлено, что уже в 4500 году до н.э. египтяне использовали синий краситель, окрашивая ткани, в которые заворачивали мумии знати. Внутренние интерьеры храмов оформлялись в синем цвете. Жрецы носили синие нагрудники, что символизировало святость их занятий. А фараоны надевали синюю кожаную корону, символизирующую их превосходство и божественное происхождение. Царицу Нефертити, наверное, наиболее знакомый нам, за исключением пирамид, образ древнего Египта, обычно изображали в голубой тиаре.

Исторически синий цвет является властным цветом. В психологии он традиционно считается цветом уверенных в себе, решительных и целеустремленных людей. В связи подобной оценкой психологами синего интересен факт, что хищнии побаиваютя всего, что окрашено в синий цвет.

С течением времени и поиском новых красителей стали появляться оттенки синего цвета, которые вошли в современную палитру синего спектра.Если в ХIVвека лексика европейских языков была относительно бедна определениями, относящимися к светло-синим тонам, то в середине XVIII века их количество резко возрастает. Этот факт подтверждают словари, энциклопедии и руководства по красильному делу. Например, во французском языке в 1765 году существовало двадцать четыре обиходных слова для обозначения синих тонов, получаемых в результате крашения. Столетием ранее таких слов было тринадцать.

Голубой, лазурный, кобальтовый, синий, ультрамариновый и сапфировый разместились в центре синего сектора.

Лазурный - цвет неба в ясный день.Он появился в официальной палитре в 19 веке и связан с именем Андреаса Хепфнера. Данный цвет наиболее любим романтиками - поэтами и художниками. Наверное поэтому в русском словаре синонимов кроме небесно-голубого можно прочитать и такие синонимы лазурного как «несбыточный» и «идилический».

Кобальтовый – цвет, который знаком каждому из нас по роскошным чайным сервизам. А еще, если кто не знает, то это фирменный цвет гжельской росписи. С XVII века в Гжели добывают различные сорта глины, занимаются изготовлением различных керамических, фаянсовых изделий. Романтические пейзажи, нежные голубые цветы, загадочные синие птицы … Традиционно, гжельская роспись была именно на растительно-животную тему. Уже вначале ХIХ в появилась традиция росписи гжели исключительно синей краской. А в конце XIX века гжельские мастера в качестве синей краски стали использовать в декорировании исключительно кобальт и золотые обводки, что стало их фирменным стилем и дошло в неизменном виде до наших дней.

Редчайшим из палитры синего является ультрамарин, который получали из порошка ляписа. Он ценился на вес золота. Только в 19 веке нашли способ получать искуственный краситель.Натуральный же ультрамарин ныне ещё дороже, чем в старину, и потому употребляется сегодня только в художественной акварели и масляной живописи.

Сапфировый- это глубокий оттенок синего цвета, названный в честь одноименного драгоценного камня. Влияние этого цвета неотделимо от мистики камня. Вслед за Маяковским мы можем сказать: «Мы говорим сапфир, подразумеваем сапфировый цвет; мы говорим сапфировый цвет, подразумеваем сапфир». По одной из версий название «сапфир» произошло от древнеиндийского canipriya, что значит «любимый Сатурном». В древней Персии считалось, что земля покоиться на огромном сапфире и голубое небо - его отражение.

Упоминавшиеся ранее оттенки синего цвета – барвинок и васильковый, а также индиго тяготеют уже к фиолетовому сектору цветового круга.

Индиго – цвет мистиков. Тантризм гласит, что цвет индиго несет в себе гармонию и мудрость взаимодействия с окружающим миром. В природе данный цвет встречается очень редко. И если при иллюстрации предыдущих цветов мы нашли их природные аналоги, то для цвета индиго их разыскать не удалось. Даже цветок индигоферы, из которого получается данный краситель, имеет розовый оттенок.

Новый дорогой, но качественный краситель индиго стал поступать на рынки Европы в эпоху Ренессанса после плавания Марко Поло в Индию. Вокруг него сразу же возник ореол мистики, поскольку процесс его производства был под большим секретом. В Европе был пущен слух, что индиго извлекается из редких рыб алузен, обосновывая тем самым высокую цену. В связи с данным обстоятельством интересен следующий исторический факт. Защищая интересы местного производителя власти Германии издали указ, объявляющий индиго «дьявольской краской». А поскольку Германия исторически была основным поставщиком в Россию новых технологий и товаров с Запада, это наложило негативный отпечаток русских того века к синему цвету.

И в современном мире индиго можно назвать самым мистическимоттенком синего. Достаточно вспомнить такие понятия, прочно вошедшие в нашу жизнь, как «дети индиго», «аура индиго» и т.п.

На сегодняшний день только официальных тонов и оттенков синего, применяемых в промышленности, более тридцати! Синий стал всеобщим любимцем. По данным социологических опросов, проводившихся после Второй мировой войны, как в Западной Европе, так и в Америке, в ответ на вопрос о любимым цвете пятьдесят человек из ста первым называют синий. Затем следуют зелёный (около 20 % опрошенных), потом белый и красный (по 8 % каждый). Эти цвета намного опережают все остальные.

Синий стал самым мирным, самым нейтральным из цветов. Он ассоциируется с миром и покоем со времен Средневековья и эпохи романтизма. Позже он стал ассоциироваться с водой, и лишь совсем недавно возникла связь между синим цветом и холодом.Он олицетворяет собой в наше время чистоту, невинность, мистичность, престижность, мужественность….

Несмотря на обилие оттенков синего все они, исходя из их характеристик и воздействия на человека, присущи людям родившимся под знаком Стрельца. Стрелец - это Огонь в третьей зоне, в котором появляются элементы Земли. Символ Стрельца - это Кентавр с луком и стрелой, наконечник которой устремлен вверх к новому, высшему, духовному. Этим обусловлено, что цветом Стрельца астрологи считают синий. Он создает для них ощущение бесконечности и пространства, пробуждает внутреннюю силу, придает жестам уверенность, а поступкам – взвешенность. Это те качества, которые выделяют Стрельца среди прочих знаков Зодиака. Синие оттенки – космические и созерцательные – вовлекают Стрельцов в бездонную глубину других миров, создают чувство внутренней опоры и торжественности. Временами синие оттенки прибавляют им в настроение нотки медитативности и меланхолии, в которых заключены покой и печаль, нежность и хрустальная свежесть.


Полную подборку кухонь в синих тонах вы можете посмотреть в Одноклассниках в группе Мистер Кухня. Альбом «Кухня для Стрельца» http://www.odnoklassniki.ru/misterkuhna/album/52169782263873

Лучшие проекты конкурсов Созвездий собраны в альбоме «Звездная коллекция» http://www.odnoklassniki.ru/misterkuhna/album/52169332949057 Все эти проекты могут быть изготовлены на фабрике Элит-Гранд - http://elit-grand.ru/, тел. 8-945-518-59-10

Покажите понравившееся фото кухни из любого альбома нашему менеджеру, и мы изготовим ее для вас в нужном вам цвете, адаптировав проект к помещению и бюджету - http://elit-grand.ru/, тел. 8-945-518-59-10

Поделиться: