Открытый урок по специальности баян " работа над художественным образом произведения". Тема урока: Освоение клавиатуры инструмента, развитие технических навыков и творческих способностей на уроке специальности

Цель урока: формирование понятий об основных штрихах.

Тип урока: комбинированный (повторение пройденного, получение новых знаний, закрепление новых ЗУН).

Для достижения цели планировалось решить следующие задачи:

  • Обучающие : формирование слуховых представлений о штрихах (легато, нон легато, стаккато); формирование и закрепление игровых навыков для исполнения основных штрихов.
  • Воспитательные : воспитание вдумчивого отношения к занятиям, культуры исполнения, эстетического вкуса.
  • Развивающие : развитие музыкального слуха, чувства ритма, образного мышления.

Наглядный материал к уроку.

1. Изображения сплошной линии, пунктирной, графическое легато (кружки соприкасаются между собой, но не наплывают друг на друга), нон легато (кружки находятся на небольшом расстоянии друг от друга), графическое стаккато (точки).

2. Репродукции картин Ж. Сёра, П. Синьяка, И. Шишкина.

3. Ассоциативный ряд в виде презентации.

4. Музыкальные примеры: Хор охотников из оперы К.М. Вебера “Волшебный стрелок”, бразильский народный танец “Самбалеле”, М. Качурбина “Мишка с куклой”, Л. Бекман “Ёлочка”.

План урока

1. Приветствие.- 30 с.

2. Настройка.- 30 с.

3. Разминка. (Гамма до мажор правой, левой рукой – нон легато; правой рукой “Я сижу, учу”- легато; правой рукой терции до мажор- нон легато).- 2 м.

4. Понятие штриха.- 2 м.

5. Игра в ансамбле. (Марш; творческое задание; показ преподавателя).- 5-7 м.

6. Закрепление штриха легато. (Пение; “Ходит кот по горе”- работа над качеством исполнения). 5-7 м.

7. Ассоциативный ряд.- 3 м.

8. Физ.минутка. (“Здрасте, здрасте”; “Мишка с куклой” - движение под музыку).-2 м.

9. Штрих стаккато – формирование игровых навыков. (Дождик; Лошадка).-10 м.

10. Закрепление навыка. (Ансамбль “Шесть утят”).-3 м.

11. Подведение итогов. (Штрихи, как средство художественной выразительности).- 3 м.

12. Домашнее задание -1 м

Ход урока

Здравствуй, Таня и уважаемые преподаватели! Таня, это наш первый открытый урок, желаю тебе быть активной и внимательной, чтобы работа стала интересной и плодотворной.

Тема урока - освоение основных штрихов на начальном этапе обучения. Начинаем мы традиционно с разминки, сыграем гамму ДО мажор в характере марша. (Правой и левой рукой отдельно); терции (правой рукой). Следующее упражнение - “Я сижу, учу” (правой рукой).

Ты играла двумя способами, ноты звучали то раздельно, то связно, напевно. Тебе уже знакомо понятие связной игры, это - (ответ ученицы), а играть раздельно, не связно называется - (ответ). Должна тебе сообщить, что легато и нон легато-это штрихи. Штрихи – это характер извлекаемого звука. Можно сказать, что штрих это и результат действия исполнителя. Таня, как ты думаешь, почему какую-то музыку мы играем напевно, на легато, а для другой лучше подходит штрих нон легато? Может всё играть одинаково? (ответ). Да, ты права. Музыка очень разнообразна, у каждой есть свой характер, как у каждого человека. А штрихи тесно связаны с этим характером, помогают его раскрыть, передают настроение музыки. Слово “штрих” в переводе с немецкого – черта. Какая черта (линия) на твой взгляд соответствует легато, какая нон легато? (наглядный материал). (Ответ). Верно, легато можно изобразить длинной линией, а пунктирной - нон легато. Для нас правильнее изобразить звуки вот так (наглядный материал): кружочки - графическое легато (кружки соприкасаются между собой, но не наплывают друг на друга), нон легато (кружки находятся на небольшом расстоянии друг от друга). Чем отличаются эти изображения? (Ответ). Так же происходит в музыке, звучание нон легато-это небольшие расстояния, цезуры между нотами. Знаешь, многие марши исполняются штрихом нон легато, под него удобно шагать. Предлагаю тебе сочинить небольшой марш на эти слова. (Подбор мелодии на заданный текст: “Раз, два, стройся в ряд. Раз, два, на парад!”). Пальчики активно берут ноты, как бы шагают по клавиатуре, мы передаём бодрый характер, солдаты поднимают ноги. Ещё нон легато может звучать так: (преподаватель исполняет отрывок хора Охотников из оперы “Волшебный стрелок” К.М. Вебера; эпизод бразильского танца “Самбалеле”). Подобная танцевальная музыка звучит на бразильских карнавалах, ты когда-нибудь видела карнавал? Это очень яркое шествие с весёлыми песнями и танцами. В Бразилии этот праздник длится несколько дней. А у тебя есть любимый праздник? (Ответ). Давай мы с тобой споём самую популярную новогоднюю песню, ты её узнаешь по звукам вступления. (Поём “В лесу родилась ёлочка”, аккомпанирует преподаватель).

Скажи, пожалуйста, что ты делала со звуками при пении? (Ответ), то есть ты исполняла на легато. В песенной (вокальной) музыке в основном применяется этот штрих. У нас с тобой есть песня, “Ходит кот по горе”, мы её сыграем, но сначала прочти к ней слова. (Ученица читает, выясняем, что это колыбельная). Таня, какое состояние, настроение ты должна передать? (Ответ). Играть нужно напевно, значит штрихом? (Ответ).

(Работаем над пьесой: штрих легато, смена меха, оттенки).

Как ты думаешь, что-то изменится, если ты сыграешь нон легато? Послушай что получится. (Играет нон легато; рассуждение). Да, исчезла напевность, плавность, кот из ласкового превратился в задиристого, он скорее разбудит, чем укачает. Изменился характер песни. Давай мы вернём её назначение колыбельной и сыграем выразительно. (Даём оценку исполнению).

Хочу показать тебе несколько иллюстраций, твоя задача определить какие образы, линии связаны со штрихом легато, раскрывают его смысл, по твоим ощущениям. (Ассоциативный ряд-просмотр, рассуждения, краткие выводы).

А сейчас предлагаю физ. минутку. Проведём ритмическую разминку “Здрасте, здрасте”. (Выполнятся в форме диалога, с движениями, иллюстрирующими текст по смыслу, каждому слогу соответствует своя длительность, интонационно окрашиваем):

Здрасте, здрасте, мы вас ждём!

Намочило нас дождём.

Где ж ваш зонтик?

Потеряли...

Где галоши?

Кот унёс...

Где перчатки?

Скушал пёс!

Это, гости, не беда, заходите в ворота, поднимайтесь на порог, к нам на праздничный пирог!

Разминка продолжается. Предлагаю тебе выполнить движения под самую известную польку “Мишка с куклой”, можно использовать бубен. (Движения под музыку, аккомпанирует преподаватель).

Спасибо, молодец! Скажи, какой характер прозвучавшей музыки? (Ответ). А ты обратила внимание, как звучали ноты, связно или раздельно? (Показать на инструменте). (Ответ). Да, звуки исполнялись коротко, чётко, передавая лёгкие подскоки, полька так и танцуется на небольших подскоках. Твои удары по бубну тоже были чёткие и лёгкие. Таня, а как бы ты изобразила капли дождя? Садись за инструмент, будешь фантазировать. (Ученица выполняет, преподаватель гармонизует). Капельки падают легко, между каждой капелькой есть момент паузы, слушай. Такое чёткое, лёгкое звучание называется – стаккато, этот штрих, в переводе с итальянского означает остро, отрывисто. Стаккато, как и другие штрихи, служит для передачи характера музыки. Давай мы поучимся извлекать ноты на стаккато. (Работа над детской песней “Лошадка” - правой рукой; левой рукой на аккордах; правой рукой в терцию - кистевое стаккато). Можешь отличить на слух, чем отличается стаккато от нон легато? (показ; ответ ученицы). Звуки короче, расстояние между ними больше, графически можно изобразить стаккато точками.

Сегодня ты познакомилась с новым штрихом, мы закрепим его, исполнив знакомую тебе песенку “Шесть утят”, посмотри, какие ноты ты будешь играть стаккато, приготовились (игра в ансамбле). Таня, назови известные тебе штрихи (ответ). Штрихи - это средство художественной выразительности, они используются не только в музыке, но и других видах искусства. Например, балерина исполняет плавные движения руками, это будет - (ответ), а прыжки на пуантах - (ответ). Ты помнишь, как переводится слово штрих? (Ответ), правильно, поэтому без штрихов точно не обойтись в изобразительном искусстве, там различных линий великое множество. В конце 19 века, во Франции жили художники, которые создавали свои картины одними точками, этих художников назвали пуантилистами. Предлагаю тебе познакомиться с таким образцом. (Просмотр иллюстраций, картины Сёра, Синьяка). Для передачи общего настроения картины, художник использует и густой мазок, и лёгкие штрихи. (Пейзажи Шишкина). Как ты думаешь, зачем мы знакомимся со штрихами и осваиваем их исполнение? (Ответ). Чтобы ты, как художник, могла звуками написать музыкальный образ, выразить настроение музыки.

Спасибо за работу на уроке; домашнее задание будет таким: при помощи известных тебе штрихов нарисовать цветок, бабочку, или дерево, а может тебе захочется изобразить целый пейзаж. Желаю успеха! Наш урок подошёл к концу, за хорошую работу тебе можно поставить отметку пять. До свидания!

Методическая разработка открытого урока

по специальности баян с учащимся 1-го класса.

Выполнила: Масленникова Т.В.,

преподаватель по классу баяна, аккордеона МОУ ДОД «Козьмодемьянская детская школа искусств им. А.Я. Эшпая», г.Козьмодемьянск, Республика Марий Эл.

Тема урока: Развитие технических навыков учащихся-баянистов в детской школе искусств.

Тип урока: комбинированный.

Цели и задачи урока:

    Образовательные: сформировать, обобщить и углубить знания учащегося с основами работы над исполнительской техникой.

    Развивающие: развитие эстетического вкуса, развитие образного мышления, музыкально – исполнительское и идейно – художественное развитие.

    Воспитательные: воспитание у учащегося внимания, целеустремленности и настойчивости в овладении приемами и навыками игры на инструменте, умение анализировать свое выступление.

    Здоровьесберегающие: правильная посадка, положение рук, установка инструмента.

Форма урока: индивидуальная.

Методы: игра на инструменте, беседа, наблюдение, демонстрация видеоматериала, игровые методы.

Реализуемые педагогические технологии: художественные, информационно-компьютерные.

Оборудование: музыкальный инструмент (баян), нотная литература, дидактический материал (карточки), компьютер.

Используемая литература:

1. В. Семенов «Современная школа игры на баяне».

2. Д. Самойлов «Хрестоматия баяниста 1-3 кл.»

3. Ю.Акимов, В.Грачев «Хрестоматия баяниста 1-2кл.»

4. Составление и исполнительская редакция Ф.Бушуева, С Павина «Хрестоматия баяниста 1-2 кл. для детских музыкальных школ».

Репертуарный план урока:

1. Позиционные упражнения.

2. Гамма до мажор, арпеджио, аккорды.

3. Р.н.п. «Василек», р.н.п. «Не летай, соловей», М. Красев «Маленькая елочка».

4. К. Черни «Этюд».

5. Л. Книппер «Полюшко-поле».

6. Оценка за урок, домашнее задание.

Структура урока.

    Организационный момент. Представление ученика и круга задач, стоящих перед ним.

    Основная часть:

Вступительное слово педагога: «Техника, в широком смысле слова - средство передачи художественного содержания произведений. В узком смысле это предельная точность, быстрота пальцев, координация движений. На начальном этапе обучения для выработки у ученика первичных двигательных навыков необходимы специальные упражнения, подготавливающие его к выполнению технических задач».

2.1 Игра позиционных упражнений. Обратить внимание на посадку ученика, положение рук, ног, установку инструмента.

Педагог: «Баянная техника строится на типовых формулах: гаммы, арпеджио, аккорды».

      Игра гаммы до мажор целыми, половинными, четвертными, восьмыми длительностями со счетом вслух различными штрихами, арпеджио, аккорды.

      Проверка домашнего задания .

Проигрывание выученных ранее пьес, указывая на недостатки и достоинства: р.н.п. «Василек», р.н.п. «Не летай, соловей», М. Красев «Маленькая елочка».

Педагог: «Успешное развитие техники невозможно без работы над этюдами».

2.4. К.Черни «Этюд». Преодоление технически сложного места, точная аппликатура, смена меха.

2.5. Проведение физкультминутки. Игра «Петрушка». Исходное положение: руки опущены, расслаблены. Одновременно встряхиванием рук и ног достичь расслабления мышц до чувства тепла. Игра с ритмическими карточками. Прохлопывание ритма, изображенного на карточках.

2.5. Л.Книппер «Полюшко – поле». Беседа о жизни и творчестве композитора . Просмотр фотографий композитора на компьютере. Беседа о песне «Полюшко-поле». Это советская песня о героях Красной армии, которая благодаря своей популярности, считается народной. Между тем, песня имеет авторов: муз. Л.Книппер, автор слов – поэт В.М.Гусев. Она была написана в 1933 году. Мелодия легла в основу 4-ой симфонии Л. Книппера «Поэма о бойце - комсомольце», явилась лейтмотивом этого произведения. История создания песни.

2.6 Работа над текстом, характером и аппликатурой.

Вначале исполняется произведение целиком, чтобы понять какие из наработанных педагогом задач, реализовались. После проигрывания становится ясно, что из-за неправильной смены меха обрывается музыкальная фраза, вследствии чего отсутствует выразительное интонирование.

Работа над ведением меха. В процессе обучения важно научиться сознательно и грамотно определять моменты смены направления меха. На начальном этапе обучения смену движения меха следует делать после снятия пальцев, в нотных сборниках в тексте находятся соответствующие знаки, определяющие точную смену меха, их нужно придерживаться. Каждую фразу педагог просит подводить к моменту кульминации. Чтобы облегчить задачу, ученик играет отдельно каждой рукой, уделяет внимание смене меха. После успешно сделанной работы усложним задачу, играя произведение двумя руками вместе. Педагог просит учащегося самому определить уровень его исполнения и проанализировать. Перед учеником ставится задача: «давай представим, что мы на сцене, попробуй сыграть, как на концерте». Педагог хвалит учащегося за старание, которое было приложено для решения поставленных задач.

    Подведение итогов, анализ.

    Домашнее задание.

    Отметка.

Открытый урок по специальности баян

с учащимся 2-го класса Жариковым Димой.

Выполнила:

преподаватель по классу баян

МОУ ДОД ЛДШИ г. Лагань

Тема урока:

· Освоение исполнительских штрихов «legato» и «staccato».

Цель урока:

· Показать последовательную работу над произведением;

· Выработать навыки исполнения штрихов «legato» и «staccato».

Задачи урока:

· Воспитательная – воспитание внимания, умение слушать и запоминать;

· Образовательная – закрепить практические навыки игры штрихами «legato» и «staccato»;

· Развивающая – работа над приемами звукоизвлечение. Выявление индивидуального подхода к использованию выразительных средств.

· Здоровьесберегающие:

1. правильная посадка, установка инструмента, положение рук;

2. динамическая пауза, включение игровых моментов (развиваются мышцы пальцев), гимнастика для глаз на расслабление мышц.

3. чередование различных видов учебной деятельности (упражнений сменяются повторением выученных пьес, игра гамм, разбором нотного материала и слушанием музыки)

Тип урока:

· Комбинированный.

Форма урока:

· Индивидуальная.

Методы обучения:

· Словесная передача и слуховое восприятие;

· Игра на инструменте;

· Игровые методы;

· Наблюдение;

· Беседа.

Средства обучения:

· Музыкальный инструмент (баян);

· Нотная литература.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата.

До-мажор – двумя руками, арпеджио (короткие, длинные), аккорды;

Ля-минор (натуральная, гармоническая, мелодическая), арпеджио (короткие, длинные), аккорды.

4. Повторение выученных пьес:

Б. н.п. «Янка», Н. Лысенко «Песенка Вовчика»

Р. н.п. «Ах, ты береза», Б. Савченко «Песня кота Леопольда»

5. Проверка домашнего задания

Укр. н.п. «На улице скрипка играет»

6. Освоение нового учебного материала пьеса К. Листова «В землянке» .

7. Игра угадай сказочных персонажей.

8. Подведение итогов занятия.

9. Оценка за урок, домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент:

· подготовка обучающего к работе;

· психологическая настройка;

· активизация внимания.

2. Работа над техническим материалом

· Исполнение упражнений для беглости пальцев . (Большое внимание должно быть уделено упражнением. Изучение нового материала и повторение пройденных пьес без предварительной подготовки неизбежно ведет к целому ряду ошибочных движений. Упражнения, концентрируя внимания учащегося на новых движениях, повышают эффективность занятий и сокращают период усвоения);

· Исполнение гамм:

До-мажор (двумя руками), арпеджио, аккорды.

Ля-минор правой рукой (натуральная, гармоническая, мелодическая), разными штрихами и динамическими оттенками, арпеджио, аккорды.

· Повторение выученных пьес. Исполнение с правильном движением меха, аппликатурой и динамическими оттенками.

Б. н.п. «Янка»;

Н. Лысенко «Песенка Вовчика»;

Р. н.п. «Ах, ты береза»;

Б. Савченко «Песня кота Леопольда».

3. Сообщение темы урока.

Тема нашего урока: Освоение исполнительских штрихов «legato» и «staccato».

Теоретическая часть. В зависимости от характера музыки (спокойного, напевного или бодрого, шутливого, плясового) звуки могут исполнятся плавно, тягуче или же коротко, отрывисто.

Легато – способ игры, при котором звуки исполняются связно, плавно переходя один в другой. При этом пальцы плавно «переступают», ощущая легкую нагрузку руки. Каждая следующая клавиша нажимается в момент отпускания пальцев предыдущей. Ноты, исполняемые легато , объединяются дугообразной чертой – лигой. При «legato» атака звука всегда начинается без акцента, широкое дыхание, звуки как бы переходят в один в другой, исключая при этом наползание. «Legato» свойственно – широкое дыхание, связанная игра.

Стаккато - это отрывистое исполнение звука, при котором пальцы коротко, бодро и энергично прикасаются к клавишам. Стаккато обозначаются точкой над или под нотами. Для того чтобы аккомпанемент не заглушал мелодию. Базы и аккорды нередко исполняются стаккато. В то время как такие же длительности партии правой руки выдерживаются полностью.

Практическая работа. Пьеса укр. н.п. «На улице скрипка играет»: игра двумя руками по нотам. Анализ средств музыкальной выразительности. Работа над штрихами «legato» и «staccato».

Необходимо объяснить учащемуся методику исполнения штрихов «staccato», которая состоит из 3 основных частей:

· замах пальца;

· удар пальца;

· отскок от клавиатуры.

На примере одной ноты необходимо добиться нужного исполнения штриха и закрепить его на примере двух тактов пьесы.

Д/з отработка технически трудных мест. Соблюдая нужную аппликатуру и смену меха через два такта.

Здоровьесберегающая. Упражнение для глаз: подвигать глазами вправо, влево, вверх, вниз, попытаться сделать восьмёрку глазами. Упражнения на развитие мышц пальцев, что положительно влияет на память, которая будет интенсивнее развиваться. Для большего интереса упражнение выполняются со словами:

Как-то в лодке плыли нотки

До ре ми фа соль ля си

А за лодкой, вслед за лодкой

Тихо плыли караси

«Что за чудная погодка

Говорили караси,

Но не слышали их в лодке

До ре ми фа соль ля си

Песни в лодке распевали

До ре ми фа соль ля си

А под лодкой танцевали

Озорные караси

Раскачалась сильно лодка

И пошли нырком на дно.

Караси спасали нотки

Си ля соль фа ми ре до.

Освоение нового учебного материала.

Пьеса К. Листова «В землянке». Во время Великой Отечественной войны 1941-1945гг. было написано много песен. В феврале 1942 года Константин Листов на стихи А. Сурикова «Бьется в тесной печурке огонь» написал новую песню, и назвал её «В землянке». Эта песня сразу же, безоговорочно была принята – и сердцем солдат, и сердцами тех, кто ждал его дома.

При первом ознакомлении с пьесой К. Листова «В землянке» необходимо разобрать ее теоретически: сначала выясняем тональность произведения, по знакам это может быть сиb – мажор или соль - минор. По последней ноте и аккомпанементу в левой руке выясняем тональность соль – минор. Далее переходим к размеру 3/8. Считать будем на раз – два – три.

Закрепление нового материала.

На одном уроке невозможно выучить всю пьесу, поэтому необходимо на примере первой фразы добиться исполнения штриха «legato», показав, как пальцы должны двигаться – плавно связно с глубоким нажимом без промежутков, и в тоже время не наползая, нота на ноту.

Технология формирования мотивации или игровая технология.

Хорошо ее использовать в период начального обучения. Включение в учебный процесс игровых моментов (Игра «Угадай сказочных персонажей») повышает интерес учащегося к занятиям на баяне, активизирует его творческую деятельность. Попробуй угадать ряд сказочных персонажей и животных и покажи их на картинках.

Звучит Г. Галынина «Медведь»;

В. Витлина «Кошечка»;

р. н.п «Зайчик».

Подведение итогов и результатов занятия:

Как прошел урок?

Со всеми ли задачами справился ученик на уроке?

Домашнее задание.

Ø Упражнение правой рукой;

До – мажор двумя руками;

Ля – минор (натуральная, гармоническая, мелодическая) правой рукой;

Арпеджио (короткие, длинные);

Аккорды.

Ø В укр. н.п. «На улице скрипка играет»:

Продолжить работать над штрихами, акцентами. Динамическими оттенками, меховедением;

Учить на память плохо запоминающие места.

Ø В пьесе К. Листова «В землянке» отработать в первых четырех тактах штрих «legato». Соблюдая нужную аппликатуру;

Ø Повторять наизусть выученную пьесу бел. н.п. «Янко».

Список литературы:

1. П. Говорушко «Начальная школа игры на баяне» 1988г.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств им. А. И. Баева» Северного района Новосибирской области

Название материала: «Применение современных технологий в обучении баянистов» (игра под фонограмму).


Автор данного материала:
Хлопотова Надежда
Александровна,
преподаватель по класса
баяна, аккордеона

с. Северное 2013 г.

Открытый урок с учащимися по классу баяна 3-4 класс.
Тема: Применение современных технологий в обучении баянистов (игра под фонограмму).
Цель: Достижение ритмически, динамически, агогически правильного исполнения произведений под фонограмму.
Задачи:
1) Обучающая: показать процесс обучения игре под фонограмму в нескольких этапах.
2) Развивающая: развитие внимания, музыкального слуха при игре под фонограмму; показать точность в темпе, ритме, штрихе, динамике, агогике.
3) Воспитывающая: воспитание самостоятельности, чувства ответственности, исполнительской дисциплины.
Технические средства: ноутбук, музыкальный центр, CD-диски, USB- носители, метроном.
Наглядные пособия: фото эстрадных исполнителей на баяне, аккордеоне (П. Дранга, дуэт «Баян-mix», аккордеонный дуэт «Иллюзия»).
Музыкальный материал: видеоматериал лучших образцов эстрадной музыки (исполнение под фонограмму).
Тип урока: комбинированный урок
Ход урока:
I Вступление:
1. «Хочу играть как П. Дранга». Показ аудио, видеоматериалов: исполнение на баяне, аккордеоне под фонограмму.
2. Беседа с ребятами.
Метод: информационно-рецептивный

II Новый материал:
1.Три этапа обучения игре под фонограмму:
- этап первый – обучение игре в ансамбле (простые партии)
- этап второй – игра под фонограмму (соло)
-этап третий – игра под фонограмму унисон, игра в ансамбле (сложнее материал)
2. Беседа с ребятами
3. Ритм - главная основа в исполнение под фонограмму

Метод эвристической беседы, проблемный метод, информационно-рецептивный метод.

III Подведение итогов:
1. Беседа «Для чего нужно играть под фонограмму?»

I Вступление
1. « Хочу играть как Дранга»
В последнее время возрос интерес к эстрадной, популярной музыке исполняемой на академических инструментах (скрипка, баян, аккордеон, ансамбли различных составов) под фонограмму. Баян и аккордеон раскрылись с новой стороны, о чём свидетельствуют выступления П. Дранги, дуэта «Баян – mix» и т. д. Это послужило популяризации инструментов. Интерес со стороны детей и родителей объясняется тем, что они приходят в музыкальную школу в класс баяна, аккордеона, чтобы играть «как Дранга».
- Показ видеоматериалов (П. Дранга, дуэт «Баян – mix» , шоу – дуэт « Баян-позитив», дуэт аккордеонистов «Иллюзия»).
2. Беседа с детьми после видео просмотра:
- Почему исполнение под фонограмму звучит ярче, сочнее?
Предполагаемый ответ: Любая пьеса превращается в яркий концертный номер, игра на инструменте в сопровождении собственного эстрадного оркестра.
- Почему исполнение под фонограмму современно?
Предполагаемый ответ: В наше современное время с экранов телевизоров мы слышим, в основном, только эстрадное исполнение, отсюда следует, что слушателю это знакомо и легче воспринимается.
II Новый материал
Процесс обучения игре под фонограмму состоит из нескольких этапов. Сейчас мы рассмотрим каждый этап по отдельности:
Первый этап – обучение игре в ансамбле (репертуар составляют простые песенки, даже на одной ноте).
Наиболее серьезной проблемой в ансамблевой игре, в том числе и в игре под фонограмму, считается синхронность звучания, то есть точное совпадение во времени сильных и слабых долей такта, всех длительностей участников ансамбля. Как правило, в коллективе исполнитель первой партии кивком головы показывает начало пьесы, замедление, снятия аккорда, окончание произведения. При игре под фонограмму от ученика требуется предельная концентрация внимания, так как нужно точно совпадать с записанным сопровождением. Нужно контролировать игру, не допуская расхождения с фонограммой.
Такой вид работы позволяет развивать самостоятельность, так как есть возможность разучивать произведение и дома, а не только в классе с педагогом.
Примером вышеизложенного материала могут служить пьесы Р. Бажилина из альбома пьес для начальных классов ДМШ «Учимся играть на аккордеоне» - «Солнечный дождик», «Радуга», «На лужайке», «Солнечный зайчик».
Одним из важных компонентов при игре является метроритм. Именно он позволяет играть ученику синхронно с записью. При нарушении метроритма рушится все исполнение. Также метроритм способствует техническому развитию ученика.
Второй этап - игра под фонограмму (соло), репертуар усложняется.
1.Репертуар на этом этапе различен. В последние годы появился подходящий репертуар (Р. Бажилин «Учимся играть на аккордеоне» часть 2; А. Новосёлов «Играем с удовольствием»; Ю. Шадёркин «В современных ритмах»). Такой репертуар несомненно, дополняет, расширяет содержание музыкального образования, способствует активизации учебного процесса. Играя под такой аккомпанемент, юный музыкант уже не начальном этапе сможет ощутить себя маленьким артистом, и это будет стимулировать его занятия на инструменте.
Примерный репертуар:
1. Н. Рота Мелодия из к/ф «Крёстный отец»,
2. Р. Бажилин «Зонтики»
3. Р. Лофланд «Адажио»
4. Цветков «Золушка» и мн. др.

Во время исполнения, перед учеником поставить определенные задачи:
- точность в темпе, ритме
-штрихи должны соответствовать характеру произведения
- динамические оттенки не должны конфликтовать с фонограммой, а должны быть выразительны.

2.После проигранных произведений поговорить с ребятами под какие фонограммы они играли, и как их разделяют:

-фонограммы, которые несут только гармоническую функцию (Кочанте «Belle», Д. Пономарёва «Лим-по-по», Карпов «Дорожная»)
-фонограммы, с элементами темы (П. Оливейра «Мелодия из к/ф «Генералы песчаных карьеров», Цветков «Золушка»)
-фонограммы с контрапунктом («Песня из таинственного сада» из реп. Гр «Secret Garden»)
- фонограммы со второй партией (Р. Бажилин «Зонтики», «После дождя»)
-развитые фонограммы (А. Новосёлов «Петушиная полька»)

Третий этап – обучение игре под фонограмму унисоном или ансамблем (унисон – сложная, интересная и незаслуженно забытая форма обучения на баяне, аккордеоне, когда несколько инструментов играют одну и ту же мелодию).
1.Исполнение под «плюс», на примере пьесы А. Новосёлова «Петушиная полька». Обратить внимание на длинное вступление, точно его просчитать. Выполнить все динамические оттенки, они должны соответствовать динамике в фонограмме.
При игре в ансамбле каждый участник может учить свою партию одновременно с партнером и по мере продвижения работать над отдельными частями произведения.
Разучивая произведение с фонограммой, нужно уже знать текст¸ играть в нужном темпе, с динамическими оттенками штрихами.
В изложении важен темп. Именно верно выбранный темп способствует точной передаче характера музыки. Ученик должен четко представлять, в каком темпе он сможет сыграть, попадать в нужный темп, контролировать свою игру, не допуская расхождения с партнером в ансамбле и с фонограммой.
Примером служит пьеса Е. Дербенко «Веселое настроение», сыгранное в разных темпах

2.Беседа с учащимися:
-в каком темпе были выполнены все требования (штрихи, динамика, агогика, чистота исполнения).
3.Ритмическая основа очень важна при игре под фонограмму, а тем более в ансамбле.
Пример: Произведение Романа Бажилина «Автомобиль».
-проследить, чтобы партия ученика была сыграна ритмически точно, для этого можно использовать речевые слоги, на ритмический рисунок восьмая-четверть-восьмая-четверть:подставить слоги ав-то-мо-биль. Это поможет ребенку сыграть эту синкопу.

III Закрепление. Подведение итогов.
1.Беседа с ребятами: «Для чего нужно играть под фонограмму?»
Предположительный ответ:
Игра под фонограмму значительно расширяет музыкальный кругозор учеников, развивает умение слушать и слышать записанный аккомпанемент. Такой вид исполнения вовлекает ученика в активную форму музицирования. Ведь исполняя самые простые мелодии, дети приобщаются к творческому процессу. Играть под фонограмму следует на протяжении всего времени обучения в школе.
Игра под фонограмму воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств: ритмическая дисциплина, ощущение темпа, способствует развитию музыкальности, исполнительской выразительности, слуха.
Такой способ исполнения доставляет ученикам истинное удовольствие и приносит неоспоримую пользу, раскрепощает его, снимает зажатость, страх публичных выступлений.
Любому преподавателю важно увлечь маленьких музыкантов, ведь играя под фонограмму, он ощущает себя настоящим артистом, играющим в сопровождении целого коллектива.
Такой вид работы, расширяет творческие способности, помогает закладывать основы для слухового внимания, развития гармонического слуха, способствует ритмической дисциплине, развивает самостоятельность.

Анализ урока:
Результат урока показал, что поставленные цели и задачи достигнуты, так как содержание урока было направленно на достижение правильного исполнение под фонограмму. Задачи, поставленные преподавателем, были всесторонне раскрыты.
Для решения поставленных задач использовались следующие приемы и методы работы:
-четкость и ясность поставленных задач перед учащимися
-разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию творческих способностей ребенка.
- создание образного ряда (образные сравнения, ассоциации)
-активизация слухового контроля
-развитие мышления (игра в ансамбле)
-подача теоретических понятий в контексте музыкального образа.
-самоанализ учащимися исполняемых произведений.

Исламов Тимур Шаукатович
Должность: преподаватель по классу баян
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская Школа Искусств"
Населённый пункт: с. Инзер, Белорецкий район
Наименование материала: методическая разработка открытого урока
Тема: "Развитие технических навыков учащихся- баянистов в ДШИ"
Дата публикации: 27.02.2017
Раздел: дополнительное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ БАЯН

Преподавателя отделения народных инструментов

Исламова Тимура Шаукатовича

Тема: «Развитие технических навыков учащихся-баянистов в ДШИ»

Методическая разработка

Открытого урока

по специальности БАЯН

тема

урока:

«Развитие

технических

навыков

учащихся-баянистов

ДШИ»

Урок провел преподаватель ДШИ

Исламов Т.Ш.

Тип урока: комбинированный.

Форма работы: индивидуальная

является

основной

организации

воспитательной

деятельности, это индивидуальное занятие учителя с обучающимся, целью

которого является овладение игрой на музыкальном инструменте, привитие

любви к музыке, раскрытие творческих способностей, расширение кругозора

и, как следствие, – повышение интеллекта.

Цель

урока

выявление

основных

элементов

Определение

основных

принципов

развитием

совершенствованием технического мастерства обучающегося.

Задачи урока:

Образовательные:

закрепление

изученных

теоретических

ритм, мелодия, динамика);

продолжение формирования практических навыков (игра штрихами non

legato, legato, staccato; работа с динамическими оттенками, исполнение

произведения в заданном темпе).

Развивающие:

развитие слуха;

координация движений;

активизирование образного музыкального мышления через различные

виды деятельности.

Воспитывающие:

воспитывать любовь к музыке;

воспитывать эстетический вкус;

воспитывать усидчивость, собранность.

Здоровьесберегающая:

развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память;

рациональная

организация

физкультминутка,

упражнения

расслабление мышц;

чередование

различных

деятельности

упражнений

сменяется

повторением

выученных

разбором

нового музыкального материала).

Методические приемы:

словесный, наглядный, практический;

активизация

обращение

музыкальному

восприятию

обучающегося;

прямая и наводящая формы воздействия;

развитие мышления.

Оборудование: 2 баяна (обучающемуся и преподавателю), 2 стула, нотные

пособия, пульт.

Репертуарный план урока:

1. Упражнения.

4. Пьесы, этюды

Структура урока.

Организационный момент.

Представление обучающемуся круга задач, стоящих перед ним.

Основная часть:

1) Упражнения.

«Разучивая только художественный материал, и не занимаясь технической

работой, обучающийся будет отставать в технической стороне исполнения,

исполнительское

искусство

музыканта

определенных хорошо отработанных двигательных навыков» (В.Демченко).

Материалом

приобретением

двигательных

развития различных элементов техники служат гаммы, арпеджио, аккорды,

специальные упражнения, этюды. В процессе работы над этим материалом, а

также и при исполнении музыкальных произведений, необходимо помнить,

что успешное техническое развитие обучающегося – баяниста зависит от

многих факторов:

постановка инструмента и рук,

техника ведения меха,

аппликатура,

координация движений правой и левой руки,

обучения

необходимо

правильностью посадки обучающегося. Посадка рассчитана на то, чтобы

обучающийся чувствовал себя как можно удобнее.

«Постановка

формирование

свободных

рациональных движений на клавиатуре. Прежде, чем перейти к занятиям на

музыкальном

инструменте,

мышечную

управлять мышцами в самых простейших движениях рук.

Начинать можно с подготовительных упражнений без инструмента. Любое

действие

производится

сокращением

определенной

Необходимо добиваться того, чтобы сокращение одних мышц не вызывало

напряжения других, не участвующих в работе. Такие упражнения я провожу с

обучающимися и им они очень нравятся:

1. Исходное положение: руки свободны. Поднять и вытянуть их перед собой.

остаётся

горизонтальном

положении,

расслабленном состоянии падает вниз и качается подобно маятнику.

2. Руки опущены вниз и полностью расслаблены, Резко сжать в кулак пальцы

левой руки, а затем, расслабляя мышцы, разжать кулак, в это время правая

рука совершенно свободна.

3. Упражнения для кистей и пальцев рук, сидя за столом:

Приподнять кисть и дать ей упасть на подушечки пальцев. Повторить

руками одновременно.

«Считалка»

ритмизация

выполняется

поочередно

одновременном

произнесении текста вслух.

4. Упражнения (с инструментом):

«Кисточка»

расслабления

запястья.

Свободное

скольжение

клавиатуре вверх и вниз.

«Перелёты и приземления» - дугообразные и волнообразные перемещения

по клавиатуре.

Упражнения

воздушным

клапаном

(«Самолет

«Ветерок»,

«Ветер», «Буря»)

Упражнения,

способствующие

развитию

технических

разделить

определённые

обучения,

прохождения

материала

соразмерно

способностям

конкретного

обучающегося.

упражнений

поделить

несколько

этапов. Начальный этап работы включает в себя следующие учебные задачи:

знакомство с элементами музыкальной грамоты;

организация

двигательного

аппарата,

формирование

инструментальных навыков;

развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти.

воспитание

самостоятельности,

инициативности,

самоконтроля

работе с инструментом.

Работа идёт от простого к сложному.

На следующем этапе появляются новые задачи:

тщательная отработка начальных упражнений;

мажорных

хроматических,

знакомство

минорными

овладение штрихом стаккато, сочетание различных штрихов;

введение упражнений для овладения арпеджио мажорных и минорных

освоение аккордовой техники.

2). Гаммы, арпеджио.

начальных

упражнений,

обучающийся

более осознанно, основной акцент ставится на работе над гаммами.

ежедневное

необходимое

успешного

технического

продвижения

Систематическая

последовательная

материалом

необходимое

выработки основных игровых навыков и умений.

Успешная

арпеджио

аккордами

помогает

преодолеть многие технические трудности:

1) позволяет лучше сделать выбор рациональной аппликатуры;

2) создаёт мелкую и свободную пальцевую беглость;

3) способствует координации движений обеих рук;

4) плавности ведения меха и смены направления его движения;

помогает

исполнению

различных

разнообразными приёмами звукоизвлечения.

Исполнение гамм разными штрихами помогает обучающимся развивать

качественную артикуляцию. Кроме того, игра гамм, арпеджио и аккордов

способствует закреплению теоретических знаний на практике, развивает у

обучающихся чувство лада и метроритма.

Развитие техники идёт успешно лишь в том случае, если перед обучающимся

проигрывании

арпеджио

определённую

музыкальную задачу.

3) Проведение физкультминутки.

утомляется,

необходима

деятельности. Для этого хорошо подходят физические упражнения в виде

игры. «Шалтай-болтай». Упражнение выполняется стоя. Поднять обе руки

вверх и через стороны сбросить их вниз, слегка наклонив туловище вперед.

Руки раскачиваются по инерции, в то же время произносятся слова: «шалтай-

«Солдатик и медвежонок» выполняется сидя на стуле. По команде

«Солдатик» выпрямить спину и сидеть неподвижно, как оловянный солдатик.

«Медвежонок»

расслабить,

округлить

толстенького медвежонка.

Так же к смене деятельности можно отнести ритмические упражнения:

Я проигрываю пьесу, обучающийся определяет характер. По нотам разбираем

ритмический

повторном

проигрывании

аккомпанемент, а обучающийся отстукивает ритм мелодии. Я играю мелодию

– обучающийся стучит сильные и слабые доли.

Данное упражнение поможет развитию навыка чтения с листа: вижу – узнаю

Слышу- играю.

4) Пьесы, этюды

Обучающемуся будет полезно узнать на конкретных примерах, как

используют

композиторы

гаммаобразные

последовательности

произведениях

насколько

разнообразно

музыкальном контексте.

При разборе нотного текста я приучаю своих обучающихся к определенному

Обязательно

название

информация

опускается.

что вижу – говорю сразу. Обучающийся должен узнавать строение мелодии –

поступенное движение, скачками, интервалы, движение по звукам гаммы,

трезвучия.

необходимо

проговорить

(выдерживая длительности), простучать ритмический рисунок.

Такой детальный разбор облегчает и делает понятным первое проигрывание

нотного текста.

5.Заключение

Ученик справился с поставленными перед ним задачами: постарался

передать

художественный

произведений,

научился

самостоятельно анализировать собственное исполнение, находить ошибки,

трудности в исполнении и искать пути их преодоления. Ученик понял, что

для того, чтобы произведение звучало, не достаточно точно выучить текст,

нужно много уделять внимания работе над динамикой, фразировкой, ритмом,

штрихами, т.е. над средствами музыкальной выразительности. В дальнейшем

планируется

самостоятельная

раскрытию

художественного образа произведений.

упражнениях

неуклонно

наблюдай за красотой звука. Упражнение важно играть с напором и даже с

некоторым спортивным увлечением.

наоборот,

небрежная

должного

контроля

качеством

выполнения

определённых

звуковых

дезорганизует

вредно отражаясь на исполнении разучиваемых произведений».

Непременным

условием

осознанной

баяниста

начальной

стадии разучивания инструктивного материала является игра в медленном

темпе. При такой игре исполнитель успевает осмыслить извлекаемые звуки,

метро-ритмическую

организацию,

аппликатуру,

целесообразность

движений.

Осознанная,

вдумчивая

способствует

скорейшему

приобретению и закреплению навыков, автоматизации движений.

Автоматизация

движений

является

непременным

условием

достижении технического мастерства.

6. Домашнее задание.

Поделиться: