Биография джеймса джойса. Биография Биография джеймса джойса

Известный ирландский писатель и поэт. Являлся ярким представителем модернизма в литературе. Мировую популярность принес роман «Улисс», который в свою очередь произвел огромный фурор. Прежде всего, интересным являлся формат романа, который до сих пор является точно не известным читателю.

Считается, что произведения Джеймса Джойса автобиографичны, однако его герои более трагичны, менее успешны и неудачливы в жизни, нежели сам автор .


Творчество Джеймса Джойса

Джеймс Джойс оказал огромное влияние на мировую культуру в целом. Даже в современное время он является одним из самых читаемых английских писателей. Известно, что журнал «Time» в 1999 году включил в список Джойса в список «100 героев и кумиров 20 века» и подметил, что Джеймс Джойс благодаря своим произведениям, осуществил, целую революцию.

В своем творчестве Джеймс Джойс оказался очень плодотворным. Уже в возрасте шестнадцати лет он писал большое количество эссе, различных пьес и даже лирические стихотворения. В юные годы Джойса восхищало и увлекало творчество , что непосредственно отразилось на его собственном творчестве.

Самыми читаемыми произведениями Джеймса Джойса можно считать:

  • «Эпифании»;
  • «Камерная музыка»;
  • «Поминки по Финнегану».


Краткая биография Джеймса Джойса

Родился в 1882 году в большой семье, которая проживала в южной части Дублина. Из-за неграмотно организованных дел, отец Джеймса был на грани разорения. Поэтому он часто сменял профессии. Семья вынуждена была переезжать в разные части Дублина. Несмотря на бедность и нищету Джойсу удалось получить неплохое образование.

Когда Джеймсу Джойсу было 6 лет, он начал обучение в иезуитском колледже Кпонгауз Вудс в Клейне, позднее он с 1893 года проходил обучение в колледже Бельведер. Через некоторое время юноша поступил в университет, который окончил в 1902 году.

Переезд во Францию, в Париж было личным решением юноши. На тот момент ему было 20 лет. Там он, испытывая финансовую нужду, так же как и его отец, постоянно менял профессии. Работал журналистом, учителем и не брезговал другой работой.

Однако получив письмо из дому, в котором говорилось о том, что его мать в тяжелом состоянии, Джеймс Джойс был вынужден вернуться домой. После её смерти в 1904 году, писатель снова покинул Ирландию. Он поселился в Триесте, вместе с горничной. Через двадцать семь лет они поженились.

В 1940-е года здоровье писателя сильно ухудшилось, и в начале 1941 года Джеймс Джойс умер.

Джеймс Августин Алоизиус Джойс - ирландский писатель и поэт, представитель модернизма.

Джеймс Джойс родился в Ратгаре, застроенном георгианскими домами районе на южной стороне Дублина, в большой семье Джона Станисласа Джойса и Мэри Джейн Марри. Неудачное ведение дел почти разорило его отца, который вынужден был несколько раз менять профессию. Семья несколько раз переезжала из одного района Дублина в другой. Джеймсу удалось получить неплохое образование, однако нищета и неустроенность его жизни в юности навсегда остались в его памяти, что отчасти нашло отражение в его произведениях. Сам Джойс часто проводил биографические аналогии с главным героем некоторых его работ и одним из главных персонажей его романов «Портрет художника в юности» и «Улисс» Стивеном Дедалом.

В возрасте 6 лет Джойс поступил в иезуитский колледж Клонгоуз Вудс в Клэйне, а затем, в 1893 - в дублинский колледж Бельведер, который закончил в 1897. Через год Джеймс поступил на учёбу в Университетский колледж, который закончил в 1902.

В 1900 в дублинской газете «Двухнедельное обозрение» вышла первая публикация Джеймса Джойса - эссе о пьесе Ибсена «Когда мы, мёртвые, пробуждаемся». В то же время Джойс начал писать лирические стихотворения. С 1916 издавался в литературном американском журнале «Литтл Ревю», основанном Джейн Хип и Маргарет Андерсон.

В возрасте 20 лет Джойс уехал в Париж. Это был его первый отъезд на континент, где, ввиду финансовых проблем, он, как когда-то его отец, часто менял профессии. Он работал журналистом, учителем и т. д. Через год после того, как он приехал во Францию, Джойс получил телеграмму о том, что его мать находится в тяжелом состоянии, и вернулся в Ирландию. После смерти матери в 1904 Джойс опять покинул родину (поселившись в Триесте), на этот раз вместе с горничной Норой Барнакль, на которой впоследствии (через 27 лет) женился.

Незадолго до начала Первой мировой войны Джойс с супругой перебрались в Цюрих, где он начал работать над романом «Портрет художника в юности», а позже и над первыми главами «Улисса». Перемещаясь по Европе, Джойс писал стихи, некоторые из которых публиковались в антологиях имажизма. Он также продолжал работать над «Улиссом», романом, который впервые увидел свет не на родине писателя (где был опубликован только в 1933), а во Франции. Это наиболее известное произведение Джойса, где автор на 600 страницах повествует об одном дне (16 июня 1904) дублинского еврея Леопольда Блума. Несмотря на то, что «Улисс» создавался за границей, по этой книге, как утверждал сам Джойс, «можно было бы восстановить Дублин в случае его разрушения».

В Париже Джеймс Джойс начал работу над своим последним масштабным произведением - романом «Поминки по Финнегану», опубликованном в 1939. Этот сложный экспериментальный роман, однако, не был достаточно хорошо принят публикой, и до сих пор остается книгой «для специалистов», в отличие от более ранней книги новелл Джойса «Дублинцы», считающейся теперь образцовой книгой этого жанра. Популярен ныне также его ранний роман «Портрет художника в юности».

После поражения Франции и оккупации части её территории немецкими войсками в начале Второй мировой войны Джойс вернулся в Цюрих. Он сильно страдал от последствий глаукомы. Здоровье его продолжало ухудшаться, и 13 января 1941 он умер .

Джеймс Джойс, отец литературного постмодернизма, изобретатель «потока сознания», был завзятым пьяницей и богохульником. Ирландец, соотечественник виски и Боно, он тяготел к гигантомании и спиртному. Джойс родился 2 февраля 1882 года в пригороде Дублина, в бедной католической семье. Отец его страдал алкоголизмом, бывал, по словам знакомых, мертвецки пьян 3,75 дня в неделю и в итоге, спившись, потерял работу. Джеймс, лишенный поддержки семьи, доучивался в иезуитском колледже за казенный счет. Уже в 14 лет юноша увлекся написанием эссе, а также принялся активно дружить с бутылкой и девицами легкого поведения. Вскоре Джойс оставил католицизм, а после покинул и родину («Дублин гадостный город, и люди здесь мне мерзки»). Роман «Улисс», прославивший Ирландию (если очень кратко, то в нем описан один день трех дублинцев), Джойс заканчивал на чужбине. Он скитался по Европе, кормился уроками инглиша и мечтал о славе. Жизнь его героев, как и его собственная, проходила все больше в кабаке.

Будучи прогрессирующим алкоголиком и католическим отступником, Джойс до конца жизни сохранял религиозное уважение только к текстам. Его жена Нора жаловалась подругам: «Он просит, чтобы я переспала с другим, чтобы ему было о чем писать...»

Даже перенеся одиннадцать операций на глазах и почти ослепнув, Джойс не бросил пить и писать. В последние годы он прослыл не только алкоголиком, но и эксцентриком. Боялся грозы и собак и носил с собой дамские штанишки, которыми размахивал, когда хотел выказать кому-то симпатию. Добившись славы, Джойс решил, что с делами в этом мире покончено, и, к удивлению врачей, скоропостижно умер после простой операции на желудке.

Посмертная судьба Джойса символична. Физики заимствовали из его «Поминок по Финнегану» термин «кварк». На родине добровольного изгнанника неохотно признали великим. Практичные соотечественники сделали из бесполезного гения тотем для туристов. Таблички с гастрономическими цитатами из «Улисса» украшают улицы Дублина, объясняя туристам, где и что в городе можно съесть и выпить. Портрет писателя изображен на банкноте достоинством в 10 ирландских фунтов. И почти в каждом ирландском пабе на стене - портрет Джойса с кружкой пива в руке.

Гений против употребления

1898 - 1902 Первые стихи. Будучи представленным поэту Уильяму Батлеру Йейтсу, Джойс заявляет: «Ваше мнение значит для меня не больше, чем мнение прохожего». Хочет изучать медицину, отправляется в Париж, где приобретает дурную привычку к абсенту.

1903-1904 Отказав умирающей матери в ее просьбе сходить на исповедь, глушит чувство вины алкоголем. Увидев на улице Д. Б. Йейтса, отца поэта, подходит к нему с просьбой: «Одолжите два шиллинга». Йейтс-старший отвечает: «Во-первых, у меня нет денег, а во-вторых, вы все равно бы их пропили».

1905-1906 Встречает будущую жену, горничную Нору Барнакл, уезжает в Триест. Делает книжные обзоры, преподает английский. Пьет с загулявшими моряками. Пишет сборник рассказов «Дублинцы».

1907-1914 Пишет «Порт­рет художника в юности». В палате для бедняков родилась дочь Лючия. Джойс пытается пристроить «Дублинцев». Издатель сжигает тираж. Выпив с горя, Джойс покидает Ирландию.

1915-1919 Публикация первых глав «Улисса» в американском Little Review заканчивается процессом по обвинению в непристойности. Роман запрещен в США. В расстройстве Джойс едет в Париж пить любимый абсент.

1920-1929 Заканчивает «Улисса». Все тот же абсент в романе удостаивается самого страстного панегирика: «Мы все будем пить зеленый яд, и да заберет дьявол последнего из нас». Долгожданная слава. Пьет в компании Хемингуэя, Сэмюэла Бекетта и Эзры Паунда.

1930-1937 У Лючии шизофрения, она проведет в клинике 47 лет. Джойс уходит в запой. Суд выносит решение: «Улисс» - не порнография, можно издавать в США.

1938 - 1939 «Поминки по Финнегану». Название взято из ирландской баллады о любителе выпить, который разбился насмерть, но на поминках воскрес от запаха виски.

1940-1941 Перебирается в Швейцарию. Попадает в больницу с язвой желудка. Кровь для операции предлагают сдать два солдата из кантона Невшатель. «Хорошее предзнаменование, - говорит Джойс. - Я всегда любил тамошнее вино». 13 января Джойс умер, несмотря на удовлетворительное состояние после операции.

ДЖЕЙМС ДЖОЙС
(1882-1941)

Фамилия Джойс в переводе с французского — веселый; и потому писатель, который смотрел в корень хоть какого слова, считал своими однофамильцами французского барона де Жуайе, также австрийского доктора Фрейда. В Ирландии считают, что все Джойси страны готовы жарко отстаивать свое родство с старым и родовитым кланом Джойсов из западного графства Голуэй. Герб голуейських Джойсов красовался на стенке в рамке, и в романе отец героя — копия отца создателя — гордо обрисовывает его как «наш герб». Семейство было буржуазным, среднего достатка, и мужчины его занимались, в большей степени, виноторговлей. Разорившись на этом родовом поприще, Джон Станислаус Джойс улучшил дела на другом пути, получив хлебную и непыльную должность собирателя налогов. Тогда же — а это был 1880-й год — он женился на юной прелестной женщиной Мэй Мерри, их 2-ой отпрыск, который родился второго февраля 1882 года, вошел в историю мировой литературы, как Джеймс Августин Алоизий Джойс.

Большой энтузиазм для исследователей «черных сторон» любви составляет жизнь и творчество известного английского писателя ирландского происхождения Джеймса Джойса (1882-1941), создателя сверкающих и практически непонятных романов «Улисс», «Портрет художника в молодости», «Дублинцы». Робкий парень Джеймс Джойс никогда не позволял для себя никакой брани в присутствии дам, но в собственных произведениях доходил до глубин грубой брутальности и безудержных сексапильных фантазий. Его шедевр, роман «Улисс», в 1920 году был запрещен в США и Англии за пошлость и оставался под цензурной запретом прямо до середины 30-х годов.

Детство и молодость писателя пришлись на бурный период в истории его родины. В Ирландии шла борьба за независимость от Великобритании. Политические конфликты переплетались с религиозными конфликтами как в самой стране, так и в семье Джойсов.

Джеймса мама желала, что отпрыск станет правоверным католиком, его отдали в иезуитский институт Приобретенная в школьные годы гуманитарное образование посодействовала юноше вступить в Дублинского-университет, где он выбрал собственной специальностью языка и продолжал учить философию. Основной сферой юношеских интересов Джойса стал театр, который играл важную роль в жизни Ирландии. Театру и драматургии посвящена статья юного Джойса «Драма и жизнь». Увлечение театром подтолкнуло Джойса испытать свои силы в драматургии. Летом 1900 года он пишет пьесу «Блестящая карьера», рукопись не сохранилась, но пьеса была написана под воздействием Ибсена. Через год он переводит две драмы Гауптмана. Гауптман и Ибсен составили эру в его жизни. В то же время он также увлекался схоластичною философией Ницше, Шопегауером, французскими символистами (Верлен), театром Метерлинка, английским эстетизмом. В молодости Джойс нередко бродил «по Ночному городку». Так в Дублине именовался район, где были сосредоточены общественные дома. В «Ночном городке» Джойс и «стал мужиком» в четырнадцатилетнем возрасте. Когда ему исполнилось 20 лет, он положил для себя никогда больше не иметь сексапильных отношений с путанами, заявив, что с этого момента будет заниматься сексом только с той дамой, у которой есть душа». Обычная женщина Нора Барнакл, «дама с душой», что ее он избрал, оставалась с ним до конца жизни. Она стала конкретно той дамой судьбы, о встрече с которой Джойс написал: «То был 1-ый случай, когда я не заплатил средств за любовь»… Тот денек, когда они в первый раз были совместно», а конкретно 16 июня 1904 года, перевоплотился в нескончаемый и метафорически растянут на всю историю населения земли денек, описанию которого посвящен большой роман «Улисс». Сей день до сего времени отмечается в Ирландии праздничным карнавальным шествием по Дублину,» джойсовскими местами». И памятная дата у поклонников Джойса получила даже собственное имя: «Bloomsday», по именам 2-ух основных персонажей эпохального романа Леопольда Блюма и Молли Блюм. И все-же Нора оставалась верной Джойсу протяжении всей их долговременной совместной жизни, хотя время от времени и признавалась друзьям, что Джойс желал, чтоб она изменяла ему с другими мужиками, чтоб ему было о чем писать». Джойс вправду прожил тяжелую жизнь и никогда не был ханжой, но его словесное изображение секса, пожалуй, не затмил до сего времени ни один писатель XX века.

Джойс положил для себя предназначить жизнь искусству. В 1902 году он уехал в Париж, где круглый год знакомился с новыми произведениями европейской литературы. В связи со гибелью мамы через год он возвратился в Дублин, где и состоялось его знакомство с Норой Барнакл. Нет колебаний, что Джеймс Джойс, самый ослепительный лирический писатель из Дублина (родом из Дублина были также другие именитые английские писатели — Оскар Уайльд, Айрис Мердок и Джонатан Свифт,- но только для Джойса Дублин выступал неотклонимым литературным персонажем), мучился от невозможности варьировать свою жизнь, в том числе и сексапильное Он не имел, разумеется, никаких гомосексуальных наклонностей, но стремился к необыкновенному самоутверждения через секс. Будучи застенчивым, Джойс обязан был воспользоваться услугами продажных дам. А это, как понятно, просит больших средств. Когда началась 1-ая глобальная война, Джойс переехал в Цюрих, там он начал работу над «Улиссом». Он получил средства от Царского Литературного фонда. Это отдало возможность работать над романом. Но в 1921 году, очень страдая от бедности, Джойс продал рукопись собственного головного романа «Улисс» южноамериканскому миллионеру.
Выслеживается связь романа с «Одиссеей» Гомера. Любой из его 18 эпизодов связан с определенным эпизодом из «Одиссеи». Связь приметен в сюжетных, направленных на определенную тематику либо смысловых параллелях, также в том, что большая часть персонажей романа имеют макеты из поэм Гомера: Блюм — Одиссей, Стивен — Телемак, Молли Блюм — Пенелопа, Белла Коэн — Цирцея и т.д. Также приметным будет то, что в «Улиссе» выслеживается тесноватая, со многими подробностями, связь романа с местом его деяния. Джойс работал со справочником «Весь Дублин на 1904 год». Все, что происходит в романе, сопровождается подробной указанием места деяния, не только лишь улиц, но даже уличной архитектуры и других деталей. Создатель утверждал, что с каждым эпизодом каким-то образом связан определенный орган тела человека, также определенная наука либо искусство, некоторый знак либо цвет. Толкования, имеющие в собственной базе поток сознания, близкие к психоаналитических интерпретаций, что говорят, как будто в «Улиссе» Джойс идет прямо за Фрейдом и делает анализ подсознания, раскрывая ее фобии и комплексы по фрейдистскими рецептам. Как определенную вариацию в него находили прием «реализации подсознательного», т.е. изображение под видом действительности воплощенных, оживших фантазий подсознания. В двадцатые годы психоанализ достигнул пика собственной популярности, и возникновение схожих интерпретаций была неминуемой, невзирая даже на то, что создатель «Улисса» не раз отстранялся от этого способа и высмеивал его, называя Фрейда и Юнга «австрийским Шалтаем и швейцарским Бовтаєм». Вопреки всем, Джойса, в его прозе все-же выслеживаются бесспорные сближение с психоаналитическим направлением. Основной связь обычной: как Джойс, так и психотерапевты стремятся просочиться в работу подсознания еще поглубже, пристальнее, чем это до сего времени делала литература; но подход Джойса ранее задания — тут он совсем прав — не принадлежит Фрейду либо Юнгу, а является полностью самостоятельным. Безусловно также, что в романе употребляется и техника «реализации подсознательного», и создателю не раз приходилось признавать это. Дальше, проникая в подсознание, Джойс обнаруживает там сильно много такового, что находит и психоанализ (и не вожделеет знать прошлый, другими словами «здоровый» взор на внутренний мир человека): патологии обыденного сознания, ужасы, сексапильные извращения. Это общество психических открытий признал сам Юнг, который читал «Улисса» с усердием, «орал, бранился и восторгался», по его своим словам, и признал, а именно, монолог Молли «рядом искренних психических жемчужин». Что все-таки касается Фрейда, то довольно указать на основной момент: вроде бы не отличались подходы, но уже сама тема отцовства как неразрывного, да и болезненного связи, симпатии-антипатии отца и отпрыска,- принципиально сближение Джойса с отталкивающим «Шалтаем».
Напротив, родство с Гомером всегда признавалось с наслаждением. Из всех ранних однобоких либо, поточнее, истолкований романа создателю больше всего импонировало конкретно мифологическое, представленное в первый раз в выступлениях и статьях Ларбо, также в упомянутом эссе Элиота «»Улисс», порядок и миф». Сразу с возникновением скоропалительных истолкований романа, исподволь готовилась почва для последующего шага, когда его восприятие начало в конце концов приближаться к адекватному. Для этого было нужно сначала представить целостный образ романа, включая все стороны его плана — и композицию, и мифологические параллели, и технику, и идеи. Хоть какой новый читатель стремительно понимал, как много в «Улиссе» укрытого, что не лежит на поверхности, исходя из глубинных трактуваний. Роман изобиловал загадками всех видов и всех масштабов, от крохотных до наибольших, и без помощи создателя их разгадка перевоплотился бы в труд нескончаемую и безвыходную.

Из произнесенного отлично видно, что интеллектуальному Джойсу были всегда присущи некие глубинные черты, инвариантные характеристики, что, хотя и проявлялись по-разному на различных шагах, но, постоянно отталкивали его от всех интеллектуальных иллюзий, вымыслов и фантазий, от хоть какого алогизма и произвола в мышлении. И, напротив, приближать к серьезной дисциплины, логичности рассуждений, отказу от всего недодуманного и мерклых. Его поздние тексты, именитые странностями и туманностью, сверенные до последней точки. «Улисс» вызвал у него единственное колебание: «не сделал Ли я его очень периодическим?»; а о «Поминки по Финнегану» было сказано с выстраданной уверенностью: «Я могу оправдать любая строчка в этой книжке». За этими чертами художника вычеркнем, в свою очередь, определенное общий источник, общий знаменатель: то, что его друг-противник Гогарти-Маллиган именует в романе «иезуитской закваской». Весь стиль мышления Джойса — а с ним и манера письма «Улисса» — несут точный отпечаток выучки отцов-иезуитов: точная логика и виртуозная аргументация, определенный вкус к казуистики, к тому, чтоб запутать и затуманить оппонента (читателя), богатство маленьких деталей, в конце концов, скрытность, что не любит обнажать главные пружины и побуждения,- все это традиционные черты иезуитской школы мышления.

Действие романа начинается в 8 часов утра 16 июля 1904 года и заканчивается в 3 часа ночи. 1-й эпизод — 8 час утра. Башня Мартелло на окраине Дублина. Тут живут Стивен Дедалус, студент-медик Бак Маллиган, британец Гейнес. Время завтрака. Молочница-ирландка приносит молоко. 2-й эпизод — 10 час. Стивен дает урок в школе мистера Дизи. Стивен берется напечатать статью в газете. 3-й эпизод -11 час. Стивен едет побережьем моря, поток его сознания припоминает море. 4-й эпизод — 8 час утра. Дом Леопольда Блюма, который готовит завтрак собственной супруге. 5-й эпизод — 10 час. Блюм выходит из дома, идет к городской бани. 6-й эпизод 11 час. Блюм идет на кладбище, где хоронят его знакомого Пэдди Дигнема. 7-й эпизод — полдень. Блюм в редакции газеты, он мимоходом встречается со Стивеном. 8-й эпизод — 1-ая денька. Блюм в кабаке. 9-й эпизод — 2 часа полудня. Дублинская государственная библиотека. 10-й эпизод — С час. Городку в сопровождении свиты проезжает вице-король. 11-й эпизод — 4 час. Отель «Ормонд». Тут находится Стивен Дедалус, сюда же направляется и Блюм. 12-й эпизод — 5 час. Блюм в баре, где разговор завершается ссорой и насмешками над Блюмом. 13-й эпизод — 8 час вечера. Блюм на набережной, он задумывается о Мэрион. 14-й эпизод — 10 час. Родильный дом. Блюм посещает давнишнюю знакомую, вспоминает собственного погибшего отпрыска Руди. 15-й эпизод — север. В одном из кабаков Стивен Дедалус участвует в студенческом гульбище, тут же и Леопольд Блюм. Стивен идет за Блюмом, находит его в доме разврата. 16-й эпизод — ночь. Блюм и Стивен идут ночным Дублином. 17-й эпизод — ночь. Блюм приводит Дедалуса к для себя домой, они говорят. 18-й эпизод — ночь. Мэрион засыпает, она вспоминает прошедший денек, встают картины ее жизни, образы родных. Упомянутые эпизоды обозначают пространственно-временные ориентиры. Посреди образов Блюм и живописец Дедалус — два различных мира. Поток сознания Блюма житейский. Триумф жизни, земной сути человека утверждается во внутреннем монологе Мэрион. Это поток мемуаров, ассоциаций, мыслей, которые перебивают друг дружку. Но стиль мышления — только одна из многих и крепких связей меж миром Джойса, его романом и миром церковной религиозности. После разрыва художника с церковью у него появились сложные дела с этим миром, которые никак не сводятся к огульного отрицания. В церковной Европе издавна и отлично узнаваемый человечий тип, успешно называемый «резвым католиком»: тип человека, которая разорвала с церковью, но, несет ее отпечаток, что сохраняет интеллектуальное и чистосердечный мир, сформированный католичеством. И Джойс, и его герой Стивен составляют достаточно рассудительную разновидность этого типа. Правда, отказ от обрядности, неверие в таинствах, догматах и все в целом позарациональные элементы церковного учения у их решительные и бескомпромиссные. Джойс категорически отказался крестить собственных деток и после погибели был похоронен без священника. Роль церкви и духовенства в современном обществе, так же как и в ирландской истории последних веков, он оценил очень плохо. В конце концов, он не чурался и богохульства, иногда грубого и резкого, дерзкого, люциферського. Но это пожалуй всё.

ДЖЕЙМС ДЖОЙС

Высочайшей оценкой своего творчества Джойс считал фразу одного критика: этот писатель из числа тех редких дарований, которые «пишут только шедевры». Как-то раз Джойс сказал У.Б. Йейтсу: «Мы с тобой оба скоро будем забыты», - однако, пребывая в менее пессимистичном настроении, Джойс считал себя даром Божьим современной литературе. После его смерти прошло более шестидесяти лет, и теперь мало кто с ним не согласится. Правда, найдется еще меньше таких, кто смог бы осилить два его последних творения целиком, но это уже совсем другая история.

Джойс родился в достаточно обеспеченной семье ирландских католиков, но детство его омрачалось пьянством и мотовством отца. После смерти Джона Джойса у Джеймса спросили, кем был его отец, и тот ответил: «Банкротом». Тем не менее отцовской зарплаты сборщика налогов вполне хватало на то, чтобы отправить маленького Джимми в престижную частную школу и поддерживать его материально, пока он готовился стать врачом. Тут-то Джеймса и укусила муха писательства, и все мечты о том, чтобы оплатить отцовские долги, пришлось позабыть. В 1904 году Джойс встретил Нору Барнакл, обольстительную горничную, которая стала спутницей его жизни. Рассказывая о бегстве сына из дома с женщиной по фамилии Барнакл, Джон Джойс едко повторял: «Теперь она от него ни за что не отлипнет». Шутка Джойса-старшего станет понятнее, если знать, что фамилия Barnacle переводится как «морская уточка» - моллюск, который прилепляется к днищу корабля.

Как и многие бывшие католики, Джойс в один прекрасный момент отвернулся от всех, кто был причастен к формированию его личности: от семьи, страны и церкви. Фраза «Non serviam» («Я не служу»), которую произносит главный герой романа «Портрет художника в молодости», могла бы стать девизом автора. Его сборник рассказов «Дублинцы» был отвергнут в двадцати двух издательствах, а в одном даже сожжен, поскольку руководство сочло его отвратительным с точки зрения морали и «непатриотичным в части описания Дублина». «Улисс» был запрещен в Америке до 1933 года. Отчасти злясь на тупость и ограниченность соотечественников, а отчасти желая открыто жить с Норой «во грехе», вне брачных уз, Джойс большую часть своей жизни провел в Европе: главным образом в Париже, Цюрихе и Триесте. Здесь он жил и творил в свое удовольствие, и идиллию его нарушали только войны.

Основным предметом забот Джойса было здоровье. С самого детства у него обнаружились проблемы со зрением. Он носил очки с толстенными стеклами и перенес одиннадцать операций по поводу близорукости, глаукомы и катаракты. В ходе одной из операций на левом глазу ему полностью удалили хрусталик. Другой проблемой были плохие зубы. В годы бедности молодой писатель часто питался одним только какао и не мог позволить себе услуги дантиста, которые понадобились ему из-за такой сладкой диеты. Его зубы буквально гнили на корню, что привело к воспалению радужек, а это лишь ухудшило и без того снижавшееся зрение. Сетуя, что нужные слова для «Улисса» он уже подобрал и нужно только расставить их в правильном порядке, Джойс не шутил. Последнюю треть своей жизни писатель был почти полностью слеп.

10 января 1941 года Джойс почувствовал ужасную боль в желудке и был доставлен в цюрихскую больницу. Ему поставили диагноз «прободная язва двенадцатиперстной кишки», вскоре он впал в кому и пришел в себя, только чтобы произнести последние слова: «Меня что, никто не понимает?» Католический священник предложил провести его похороны, однако Нора отказалась от его услуг, заявив: «Я не могу так с ним поступить». Джойс похоронен на цюрихском кладбище Флюнтерн под простой мемориальной доской.

ГРОМ И ЛАЙ

Всю свою жизнь Джойс панически боялся двух вещей: собак и грозы. Происхождение первой фобии вполне понятно: в детстве он кидал камушки на пляже, и его укусила за подбородок бездомная собака. А за второй из своих страхов Джойс должен был благодарить гувернантку. Эта ревностная католичка внушала мальчику, что гроза - проявление гнева Господня, и требовала, чтобы он крестился, как только завидит вспышку молнии. Джойс и повзрослев всякий раз трясся при звуках грома. Когда кто-то спрашивал у него, почему он так реагирует, Джойс отвечал: «Вам не понять, вы ведь не росли в католической Ирландии».

ПОРТРЕТ ХУДОЖНИКА В РОЛИ СТАРОГО ИЗВРАЩЕНЦА

Сказать, что у Джойса были необычные сексуальные фантазии, - значит не сказать ничего.

«Наиболее привлекательны для меня те две части твоего тела, которые делают грязные делишки», - писал Джойс в одном из многочисленных эротических писем, обращенных к его многолетней партнерше Норе Барнакл. «Я хочу, чтобы ты меня ударила или даже высекла, - признавался он в другом письме. - Я был бы рад быть выпоротым тобой, любимая Нора!» И это еще самые сдержанные пассажи. Любовные письма Джойса пестрели откровенными описаниями реальных и воображаемых соитий. Среди почти зримых анатомических описаний, помогавших Джойсу кончить при мастурбации, фигурировали вульгарные восхваления «больших и круглых сисек» Норы и ее «задницы, полной газов». Казалось, в… гм-гм… сердце Джойса было отведено особое место для запаха пущенных женщиной ветров и вида испачканного нижнего белья. Странно? Да. Сексуально? Весьма спорно. А что же Нора? Ей тоже нравилось обнюхивать трусы? Ее ответные письма Джойсу не сохранились, но по некоторым высказываниям писателя можно заключить, что она была столь же (а то и более) склонна к нестандартным сексуальным фантазиям. «Ты превращаешь меня в животное, - писал ей Джойс в очередном полном похоти послании. - Это именно ты, ты, бесстыдная непослушная девчонка, первой ступила на этот путь».

И ЧТОБЫ ПОПКА БЫЛА ПОБОЛЬШЕ!

Джойс был без ума от женщин, но одна деталь женской анатомии особенно не давала ему покоя. Когда при нем рассказали историю о короле-людоеде, который выбирал себе супруг по размеру ягодиц, Джойс произнес: «Я искренне надеюсь, что, когда большевики наконец захватят весь мир, они освободят этого лишенного предрассудков монарха».

ДВА ЗАНУДЫ

Иногда встреча двух литературных знаменитостей проходит совсем не так культурно и возвышенно, как мы того ожидали. Взять, к примеру, встречу Джойса с Марселем Прустом в 1922 году. К тому времени оба считались наиболее признанными романистами в мире. Когда и тот и другой появились на одном парижском званом вечере, в комнате воцарилась тишина. Гости полагали, что у этих двух литературных гениев много общего, - и они не ошиблись. Джойс и Пруст, как две старые бабки на завалинке, принялись жаловаться друг другу на свои многочисленные болячки. «У меня ежедневно болит голова. И с глазами беда», - ворчал Джойс. «Ох, уж этот мой желудок. Что же мне с ним делать? Когда-нибудь он меня доконает!» - вторил ему Пруст. После еще более неуклюжего обмена репликами о том, как они любят есть трюфели, оба писателя признались, что не читали книг друг друга. Когда темы для разговора были исчерпаны, Пруст, знаменитый своей застенчивостью, направился к дверям. Джойс вызвался проехаться с ним до дома в его такси, рассчитывая на продолжение беседы, но, увы, такового не последовало. Автор знаменитого цикла «В поисках утраченного времени» скрылся в своей квартире, даже не предложив Джойсу зайти на чашечку чая.

КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ

Первая встреча с другим литературным идолом, Уильямом Батлером Йейтсом, прошла почти также неудачно. Признанный ирландский поэт изо всех сил старался понравиться своему более молодому коллеге, но только напрасно тратил время. Йейтс даже выразил желание почитать что-нибудь из ужасных стихов Джойса, на что Джойс с неохотой протянул ему рукопись и сварливо предупредил: «Ну ладно, раз уж вы так просите… Но учтите, что ваше мнение значит для меня не больше, чем мнение первого встречного». Затем речь зашла о более общих литературных вопросах. Когда Йейтс упомянул Оноре де Бальзака, Джойс только рассмеялся. «Да кто сейчас читает Бальзака?!» - воскликнул он. Наконец разговор свернул на творчество самого Йейтса, которое, по словам автора, перешло в стадию экспериментов. «А-а, - высокомерно ответствовал Джойс, - это только показывает, что вы стремительно теряете мастерство». Когда беседа подошла к концу, пренебрежительный тон Джойса только усилился. «Мы встретились слишком поздно, - сказал он Йейтсу на прощание. - Вы слишком стары для того, чтобы я мог хоть как-то на вас повлиять». Йейтс выслушал весь этот поток оскорблений, прикусив язык. Однако позже, уже не сдерживаясь, написал о Джойсе: «Никогда не видел, чтобы в одном человеке такое колоссальное самомнение сочеталось с таким лилипутским литературным даром».

В МНОГОЧИСЛЕННЫХ ЭРОТИЧЕСКИХ ПИСЬМАХ, АДРЕСОВАННЫХ ЕГО СОЖИТЕЛЬНИЦЕ НОРЕ БАРНАКЛ, ДЖЕЙМС ДЖОЙС ПИСАЛ, ЧТО ХОЧЕТ, ЧТОБЫ ОНА ЕГО УДАРИЛА, ИЗБИЛА ИЛИ ВЫПОРОЛА.

ШАЛОВЛИВАЯ РУЧОНКА

Многие современники вполне разделяли высокое мнение Джойса о самом себе. Однажды в Цюрихе к нему на улице подошел юноша. «Можно мне поцеловать руку, которая написала “Улисса”?» - спросил он. «Нет, - ответил Джойс. - Эта рука сделала и много чего другого». Без сомнения, Нора могла бы подтвердить его слова.

ТЕРПЕТЬ НЕ МОГУ ВЕЧНОЕ!

Джойс ненавидел памятники. Однажды он вместе с другом проезжал на такси мимо парижской Триумфальной арки. Друг поинтересовался, как долго может гореть вечный огонь. «До тех пор, пока неизвестный солдат, которому все это уже давно надоело, не поднимется из могилы и не задует его», - заявил Джойс.

О КВАРКАХ

В мире физики частиц кварк - один из фундаментальных кирпичиков, слагающих материю. Еще это название одного французского концепт-кара, персонаж сериала «Звездный путь: Глубокий космос 9» и кличка собаки в фантастической комедии «Дорогая, я уменьшил детей» (1989). Во всех этих случаях мы должны благодарить Джеймса Джойса. Американский физик Мюррей Гелл-Манн дал субатомным частицам название «кварк» в честь трех морских птиц, шутливо приветствовавших короля Марка на 383-й странице «Поминок по Финнегану». (Целиком фраза звучит так: «Три кварка для мастера Марка!»)

ТУК-ТУК! - КТО ТАМ? ЗДЕСЬ НЕ ВСЕ ДОМА!

Последний роман Джойса «Поминки по Финнегану» известен тем, что мало кому понятен и совершенно нечитабелен. Есть версия, что к этой нечитабельности приложил руку Сэмюэл Беккет, у которого были проблемы со слухом. Ко времени написания романа Джойс почти совсем ослеп, поэтому надиктовывал текст Беккету. Как-то раз во время работы раздался стук в дверь, но Беккет, со своей тугоухостью, этого не услышал. «Войдите!» - сказал Джойс, и Беккет послушно записал его слова. Когда Бек-кет перечитывал автору законченный отрывок, Джойсу так понравилось это «Войдите!», что он решил оставить его в тексте.

Из книги 100 великих футболистов автора Малов Владимир Игоревич

Из книги 100 кратких жизнеописаний геев и лесбиянок автора Расселл Пол

98. ДЖЕЙМС МЕРРИЛЛ (Род. 1926 г.) Джеймс Меррилл родился 3 марта 1926 года в Ныо-Йорке. Сын Чарльза Эдварда Меррилла, основателя брокерской фирмы «Меррилл Линч», он вырос в богатой семье и воспитывался гувернанткой, которую он называл «мадемуазель», вдовой прусско-английского

Из книги Моя веселая Англия [сборник] автора Гончарова Марианна Борисовна

Джеймс В последний вечер во время прощального ужина в ресторане отеля «Черемош», где мои британцы останавливались, к ним за столик подсели две девушки. Полненькая и тощенькая. Блондинка и блондинка, но фальшивая. Обе в блестящих крохотных тряпочках и на высоченных

Из книги Большая Тюменская энциклопедия (О Тюмени и о ее тюменщиках) автора Немиров Мирослав Маратович

Джойс, Джеймс Первый за всю советскую и русскую историю автор, написанное которым слово «хуй» было легально опубликовано в легальном издании на русском языке и в России во все три буквы сразу, без всяких там многоточий.Даже не в России, а еще в СССР!Еще во время полной КПСС,

Из книги Кинозвезды. Плата за успех автора Безелянский Юрий Николаевич

Из книги Джойс автора Кубатиев Алан

Шестой Джеймс Бонд Исторические личности - Пушкин, Наполеон, Бисмарк, Эйнштейн и т. д. и т. п. - неповторимы. Ибо они уникальны. Штучный товар Господа Бога. Иное дело - литературные и экранные герои. К примеру, рассматриваемый нами Джеймс Бонд. «Агент 007», который

Из книги Джон Р. Р. Толкин. Письма автора Толкин Джон Рональд Руэл

Кубатиев Алан Кайсанбекович. ДЖОЙС Вопрос. А как вы относитесь к Джойсу? Ответ. К Джойсу никак нельзя относиться. Это такая гора, а мы все в ее тени. Джон Апдайк. Из интервью Время, река и гора - вот истинные герои моей книги. Джеймс Джойс о «Поминках по

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 2 автора Амиллс Росер

232 Из письма к Джойс Ривз 4 ноября 1961 Люблю ж я толковых, здравомыслящих незамужних тетушек. Благословенны те, у кого они есть или кто с ними знаком. Хотя, как мне подсказывает опыт, встречаются они чаще, нежели тетушки Саки.Тетя-профессионал - это, пожалуй, явление

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 1 автора Амиллс Росер

Из книги 100 знаменитых американцев автора Таболкин Дмитрий Владимирович

Джеймс Джойс Грязные трусикиДжеймс Августин Алоизиус Джойс (1882–1941) – ирландский писатель и поэт, представитель модернизма.Нос человека может распознавать до 10 000 запахов. Может быть, из-за особой эротической чувствительности к запахам, в декабре 1919 года Джойс написал

Из книги Шаман. Скандальная биография Джима Моррисона автора Руденская Анастасия

Джеймс Джойс Как ты это делаешь?Джеймс Августин Алоизиус Джойс (1882–1941) – ирландский писатель и поэт, представитель модернизма.Он написал столько переполненных фантазиями писем, что о нем можно упоминать почти в каждой главе. Сейчас следует упомянуть его письмо от 20

Из книги Поэтики Джойса автора Эко Умберто

ДЖЕЙМС ГЕНРИ (род в 1843 г. – ум. в 1916 г.) Писатель. С 1876 г. жил в Англии. Исследователь нравственных дилемм – эгоизма и альтруизма, долга и удовольствия, мстительности и всепрощения на фоне сопоставления американской и европейской культурных традиций. Романы и повести

Из книги автора

КУПЕР ДЖЕЙМС ФЕНИМОР (род. в 1789 г. – ум. в 1851 г.) Писатель. Романы «Шпион», «Лоцман», «Красный корсар», «Морская волшебница», «Мерседес из Кастилии»; пенталогия о Кожаном Чулке: «Пионеры», «Последний из могикан», «Прерия», «Следопыт», «Зверобой». В XIX веке в среде

Из книги автора

УИСТЛЕР ДЖЕЙМС (род. в 1834 г. – ум. в 1903 г.) Выдающийся художник и график, большой мастер портретной и пейзажной живописи. Президент Общества английских художников (с 1886 г). Обладатель премии Бодлера за серию офортов «Темза» (1880). При жизни Джеймса Уистлера большинство

Из книги автора

Джеймс Дуглас. Дуглас Джеймс «Кто я и что делаю здесь, в бесспорно прекрасном, но нелюбимом городе, в чужой стране? Я пытался убежать, и мне это почти удалось. Вот только что-то необъяснимое все равно не отпускает меня. Наверное, началась мания преследования. Как хорошо, что

Поделиться: