Обрывки поповской жизни. Александрийская, антиохийская, латинская христианские школы Латинская богословская школа второй период

Антиохийская богословская школа – собирательное название для общих черт духовного и богословского направления представителей антиохийского богословия.

В отличие от Александрийской школы, когда идет речь об А. б. ш., не предполагается обязательного существования образовательного учреждения с преемством дидаскалов.

Предварительный этап существования А. б. ш. представлен именами свт. Феофила Антиохийского (ум. после 180 г.), который занимался огласительной деятельностью, и пресвитера Малхиона (ум. во втор. пол. III в.). Важнейшей фигурой для ранней истории Антиохийской школы является пресвитер св. Лукиан Антиохийский (до 235 – 311). Лукиан учился в Эдессе у некоего исповедника Макария; после того, как он был в Антиохии рукоположен в пресвитера, он начал там же преподавать и толковать Писание. В плане экзегезы Лукиан разделял противоположный Оригену подход, противопоставляя оригеновскому аллегоризму буквалистическо-исторический экзегетический метод. Этот метод стал характерным для богословского стиля Антиохийской школы.

Наставничество Лукиана привело к формированию т. н. лукиановской школы, понимаемой как в смысле непосредственного ученичества у Лукиана, так и в смысле определенного стиля богословского мышления. Принадлежать к этой школе считалась почетной; причем, учениками Лукиана были многие известные представители аринства: сам Арий, Евсевий Никомедийский, Астерий-софист, Феогнис Никейский, Леонтий Антиохийский и др.

Последующее развитие школы А. б. ш. не имело преемственности с направлением Лукиана, за исключением его экзегетического метода. В этом отношении можно различать две достаточно отличные друг от друга Антиохийские школы: школу Лукиана и его последователей, и школу, связанную с именами Диодора Тарского, Феодора Мопсуэтского, Иоанна Златоуста, Феодорита Кирского, Нестория и др. Если для первой был свойственен субордиционизм, характерный также для богословского учения Оригена, приведший в конце концов к арианству, то для второй субордиционизм не характерен и она отмечена борьбой с арианством; в качестве же объединяющего момента для них выступать буквалистическо-исторический экзегетический метод.

Начало второго этапа Антиохийской богословской школы связано с наставничеством Диодора Тарского, вокруг которого сложился круг учеников. Диодор отличался особой нелюбовью к аллегорическому методу александрийцев. Учениками Диодора были как грекоязычные, так сироязычные христиане. В число его учеников входили, в частности, такие значимые церковные писатели того времени, как Феодор Мопсуэтский и свт. Иоанн Златоуст. Обучение в школе Диодора заключалось в чтении, запоминании и толковании Священного Писания. Следующим знаменитым наставником Антиохийской школы был Феодор Мопсуэтский. Феодор прошел обучение в риторской школе Либания, где изучал философию, риторику и историю. После получения светского образования, а затем подвизания в монастыре, Феодор учился у Диодора Тарского. После того как Диодор был рукоположен в епископы Тарса, он и его ученики покинули школу; остался только Феодор Мопсуэтский, который стал дидаскалом в школе Диодора. В богословском отношении Феодор учил о том, что единство Лица Сына обусловлено «вселением» Божества. Со временем Феодор стал авторитетнейшим толкователем Писания в Сирии, по толкованиям которого учились многие ученики, особенно на христианском Востоке; однако затем из-за подозрений в несторианстве его книги систематически уничтожались. Для экзегезы Феодора характерен прежде всего филологический подход, заключающийся в выяснении истинного значения слов и буквального смысла текста. Феодор признавал важность и широко использовал типологический способ экзегезы, устанавливающий связь между событиями Ветхого и Нового Завета. Этот способ экзегезы Феодор называл «созерцанием» и видел в нем задачу истолкователя Писания. Типологический способ толкования Писания сближает Антиохийскую и Александрийскую школы.

Определенный синтез Антиохийского и Александрийского подходов был представлен у еще одного антиохийца – блж. Феодорита Кирского (393–457 гг.), который стал одним из ведущих экзегетов Антиохийской школы. С одной стороны, блаж. Феодорит считает важным историко-грамматическое толкование Писания, с другой – принимает, что в Библии многое говорится образно, метафорично и таинственно, то что необходимо понимать духовно. Также в своей христологии блаж. Феодорит гораздо ближе к Александрийцем, чем его предшественники.

Осуждение на III Вселенском соборе в 431 г. идей Нестория привело к упадку Антиохийской школы, и даже некоторая реабилитация ее в 451 г. на Халкидонском соборе в корне не изменило ситуацию. Можно говорить о зачатках неоантиохийской школы во второй половине V в. – первой половине VI в., но осуждение «трех глав» на Пятом Вселенском Соборе в 553 г. привело к тому, что Антиохийская школа богословия как самостоятельная богословская школа окончательно перестала существовать. Идеи Антиохийской школы были переняты школой Эдесско-Нисибинской.

Литература:

Гаврилюк П. История катехизации в Древней Церкви. М., 2001.

Дьяконов А . П . Типы высшей богословской школы в древней Церкви // Христианской чтение. Апрель, май, 1913.

Сагарда А.И., Сидоров А.И . Антиохийская богословская школа и ее представители // Ученые записки Российского Православного Университета ап. Иоанна Богослова 3, 1998 .

Сидоров А.И. Святой Лукиан Антиохийский и его ученики (К предыстории Антиохийской школы) // Альфа и Омега 1 (48) , 2 (49), 2007.

Bardy G. Recherches sur Lucien d Antioche et son école. Paris, 1936.

Часть 2. Антиохийская богословская школа.

Священное предание относит возникновение антиохийской богословской школы к деятельности апостола Павла. Именно в Антиохии последователи Иисуса Христа «впервые начали называться христианами» (Деян. 11:19-30) .
Антиохийская школа не представляла собой единого образовательного учреждения с преемственностью руководителей, поэтому ее история прослеживается сравнительно нечетко. Многие представители данной школы после смерти были прославлены в лике святых. Другие не менее знаменитые деятели христианской церкви сначала были причислены к лику святых, но после обнаружения у них некоторых еретических мыслей, деканонизированы и посмертно отлучены о церкви. Третьи при жизни были объявлены еретиками и осуждены соборными постановлениями.
Деятельность школы принято делить на два исторических периода. Первый период (290 - 370 гг.) - от основания школы пресвитерами Дорофеем (†ок. 290 г.) и св. Лукианом († 312); Лукиан, также, был одним из первых ее преподавателей и руководителей . Кроме преподавания святой Лукиан занимался богословскими трудами. В частности он исправил греческий перевод Септуагинты: исправленный им полный греческий текст Библии был спрятан в стене и найден при святом Константине Великом .
Считается, что именно Лукиан причастен к созданию арианской доктрины предвечного создания Слова и его обитания в теле человека, так как сам Арий и его единомышленники охотно называли себя солукианистами. Однако, несмотря на это, св. Лукиана не постигла участь Оригена: он жил в мире с Церковью, и умер мученической смертью . Тем не менее, авторитет школы в первый период был весьма низок.
Расцвет школы приходится на второй период ее существования (370 - 450 гг.) , под руководством Диодора Тарсийского , когда она приняла формальный характер учебного заведения, с определенным учебным уставом и преимущественно монашеским направлением жизни . Его учениками были такие известнейшие богословы как: свт. Иоанн Златоуст, блж. Феодорит Кирский, и Феодор Мопсуетский .
Св. Василий Великий не только активно проповедовал Слово Божие, но и активно боролся с ересями, в частности с арианством. В его сочинении «Против Евномия» рассматриваются и опровергаются апологии арианства, а так же указывается на внутренние противоречия в этом учении. В труде «О Святом Духе к Амфилохию, епископу Иконийскому» доказывается Божественное достоинство Сына и Святого Духа с Отцом. Так же следует отметить его экзегетические труды:
- «Беседы на Шестоднев»;
- толкования на некоторые псалмы, которые святитель изъяснял в трояком смысле: буквальном, нравственном и таинственном .
Не менее известный представитель школы - блаженный Феодорит Кирский - боролся с ересью монофизитов, против которой составил множество сочинений. Кроме того он известен своими трудами:
- толкования на псалмы, «Песнь песней», пророков и послания апостола Павла;
- апологетический труд «Врачевание эллинских недугов»;
- «Историю боголюбцев» - повествование о тридцати подвижниках;
- «Свод еретических басней» - пять книг, излагающих лжеучения современных ему еретиков .
Феодор Мопсуетский написал немало экзегетических трудов, из которых наиболее известны «Тайные речи» - рассуждения о воплощении Иисуса Христа, и трактат «О законоположении». Против еретиков Феодор написал два больших сочинения:
- «О воплощении Господа» против ересей Ария, Евномия и Апполонария из 15-ти книг;
- 25 книг против Евномия в защиту Василия Великого;
- «Против Юлиана Отступника»,
- «Против персидской Магии» .
Феодор Мопсуетский, как его учитель Диодор, считается основоположником несторианской ереси. Их взгляды пытались толковать в свою пользу еретики-монифизиты, из-за чего Феодор вместе с Феодоритом Кирским был посмертно осужден IV Вселенским собором.
Выдающимся сотрудником Диодора в антиохийской церкви был Евагрий, после которого - при Константинопольском патриархе Нестории - школа стала приходить в упадок. Несторий будучи учеником Феодора Мопсуестского формально учил о двух ипостасях во Христе, за что был анафематствован Эфесским собором в 431г. .

В 1-е 2 в. земной Ц-ви вряд ли можно говорить о достаточно четко оформившихся богословских течениях. Появление Александрийской и Антиохийской школ изменяет ситуацию. Александрийскую школу можно рассматривать как образовательн. учреждение и меньше как богословское направление. Это опред. спецификой исторического развития хр-ства в Александрии - ведущем культурн. центре Римск. империи, где интенсивен процесс слияния и смешения культурных традиций и мировоззрений, характерный для эпохи эллинизма и поздней античности. Наличие мощной иудейск. диаспоры (т. н. эллинизирован. иудаизм), сильных и разветвленных фил-фских школ (можно выделить школу зарождающегося неоплатонизма в лице Аммония Саккоса) и значительного числа ученых, приезжавших работать в Мусейоне, ставили Александрийск. Ц-вь в особые условия - среди новообращенных в христ-во много людей образованных. Не случайно именно в Александрии появл. «огласительное училище» или «катехизическая школа»; возникнув первоначально как школа для наставления язычников и «оглашенных» в основах христ. веры, она превратилась в «богословскую Академию». Возникновение и начальный этап существования школы не освещаются письменными док-тами, по преданию, основана была ап. Марком (по блж. Иерониму (Hieron . De vir. illustr. 36)). Нек-рое время в Александрии преподавал ранний греч. апологет Афинагор (2-я пол. II в.), но преподавал в «огласительном училище» или некой частной философско-христ. школе, неизвестно. Преемственность дидаскалов (учителей) этого уч-ща наблюдается с кон. II в… 1-й известный нам дидаскал Александр-й. школы - Пантен (кон. II в.), талантливый проповедник и миссионер, наставник; далее: Климент Александр-ий (ок. 200-202/03), Ориген (203-231), св. Иракл (231-232) и св. Дионисий (232-264/65) (позднее еп-п Александрии), Феогност (265-280), Пиерий (ок. 280 - нач. IV в.), сщмч. Петр, еп. Александрийский († 311), прп. Макарий Александрийский (IV в.), Дидим Слепец (ок. 345 - 398) и Родон (ок. 398-405). Наивысшего расцвета школы при Оригене, к-рый привлек к себе множество учеников. Дидаскалы пользовались больш. влиянием в Александрийской Ц-ви. При Клименте и Оригене школа имела и ярко выраженный миссионерский характер: образованным язычникам стремились показать, что христианство является высшим и единственно истинным любомудрием. С выдвижением Конст-поля в кач-ве главн. культурного центра поздней Римской (Византийской) империи Александрийская школа постепенно приходит в упадок (в кон. IV - нач. V в.). Последний ее дидаскал Родон перенес свою деятельность в г. Сида, и после него «огласительное училище» просуществовало, вероятнее всего, недолго. «Дочерним институтом» Александрийской школы стало уч-ще, основанное в Кесарии Палестинской Оригеном, перенесшим свой богатый опыт преподавания на палестинскую почву (после 231); в этой школе получил образование и христ. воспитание св. Григорий Чудотворец, сообщающий много ценных сведений о ней в своей «Благодарственной речи Оригену». В IV в. традиция школы была продолжена мч. Памфилом и Евсевием Кесарийским. В Александрии богословско-философское образование возродилось, но уже в ином качестве, в сер. VI-VII в. (Иоанн Филопон, Стефан Александрийский и др.); это было связано с процессом христианизации местного языческ. унив-та. Об Александрийской школе как богословском направлении можно говорить с меньшей долей уверенности. О монолитности богословского миросозерцания здесь вряд ли приходится говорить. Если богословские воззрения, Климента и Оригена имели несомненное родство, то взгляды св-х Дионисия и Петра Александрийских часто расходились с ними, а порой развивались явном противореча учению Оригена. Данное направление характеризуется в целом3-мя основн. чертами . (1) Активное усвоение понятийного аппарата отдельных мировоззренческ. элементов различн. фил-фских направлений античности (платонизм). Представ-ли Александр-кой школы продолжатели дела греч. апологетов II в. (сщмч. Иустина Фил-фа и Афинагора), стремившихся дать понятное образованным язычникам обоснование истин христ. веры. Как и апологеты II в., александр-кие богословы, заимствуя элементы из арсенала греч. фил-фии, во-1-х, существенно изменяли их; во-2-х, эти элементы вводились ими в совершенно чуждую языческому мировоззрению систему христ. вероучения, теряя здесь, как правило, свое исконное «функциональное значение»; в-3-х, они служили оружием, против античного язычества. Поэтому говорить о «александрийском христианском платонизме» невозможно. Привлекает внимание то, что у нек-рых деятелей Александрийской школы (напр., у Климента и Оригена) «умозрительный аспект» христ. миросозерцания часто выступал на первый план и само христианство представлялось прежде всего в качестве всеобъемлющего и единственно истинного любомудрия. (2) Иносказательным (духовным) методом толкования Свящ. Писания. Он частично восходит к традиции эллинизирован. иудаизма (Аристовула и Филона Александрийского). Однако он претерпел кардинальное преображение и прежде всего, стал органично сочетаться со специфично христ. типологической (прообразовательной) экзегезой, ставящей своей задачей показать единство Ветхого и Нового Заветов. Именно типология явл. объединяющим началом различн. экзегетических традиций Александрийской и Антиохийской школ и лежала в их основе. Склонность к духовно-иносказательному методу у александрийцев во многом определялась их общим представлением о богодухновенности Писания, не содержащего никаких обыденных слов и выражений, а потому таящего под покровом «телесности букв» сокрытый духовный смысл. В Библии выделялись 3 смыслов. уровня: телесный (буквальный, исторический), душевный (нравственный) и духовный (мистический), но чаще подразумевались только 2 смысла: буквальный и духовный. Предпочетали обычно духовный, хотя и буквальный смыслом не пренебрегали. (3) Специфическими акцентами в христологии. Прежде всего «асимметричность» этой христологии (признавая наличие во Христе двух природ - Божества и человечества, а также их полноту, александр-кие богословы более акцентируют значимость Божественной природы и особенно подчеркивают тесное единство обоих естеств Господа), появляются уже сравнительно поздно и присущи в полной мере свт. Кириллу Александрийскому. Хар-рные черты богословск. мировоззрения Александр-кой школы претерпели определенное изменение у свт. Афанасия Великого и Кирилла Александрийского («новоалександрийское направление»). Отсутствие серьезной угрозы от языческ. фил-фии, уже угасающей, позволило им мало полемизир. с ней. Крайности духовно-иносказательного толкования, встречающ. у Оригена и Дидима Слепца, явно смягчаются у двух святителей. Основн. акцент в их богословии перемещается на проблемы триадологии, христологии и сотериологии, не столь актуальные представителями «старой» школы, но актуальные в IV-V вв. В целом Александр-кая школа как богословское направление определила мн. сущностные черты всего последующего правосл. богословия. К ней примыкают каппадокийские св. отцы. Влияние тайнозрительного богословия, хар-рного для ряда ее представителей, несомненно, ощущается в «Ареопагитиках», в творениях прп. Симеона Нового Богослова (ок. 949-1022) и поздневизант. исихастов; основн. богословские и мировоззренческие постулаты этой школы получили развитие в творчестве прп. Максима Исповедника (ок. 580-662). Благодаря переводам Руфина Аквилейского и блж. Иеронима Александрийская школа оказала влияние и на становление средневек. зап. богословия. Антиохийская школа в отличие от Александр-кой не образовательное учреждения с преемственностью дидаскалов, хотя отдельн. представ-ли подвизались в церковн. учительстве. Как богословское направление Антиох-кая школа существ. на протяжении IV-V вв. и развивалась наряду, а иногда в противовес Александр-кой школе. Различие этих школ прослеживается по 2-м основн. моментам: в экзегетическом методе и христологическом учении. Преоблад. значение фил-фии перипатетиков (противопол. платонизму Александр-кой школы), вряд ли имело место. Основатель Антиох-кой школы сщмч. Лукиан († 312) известен своей критической работой над текстами Свящ. Писания; его редакция Септуагинты (т. н. «Лукиановская рецензия») получила широкое распространение в Сирии, М. Азии и др. эллинизированных областях Востока (за исключением Египта). Наряду с критическим исследованием текста Лукиан, вероятно, занимался и толкованием Писания, но его произведения утрачены. Вместе с ним в Антиохии подвизался и некто Дорофей, о к-ром сохранились самые скудные сведения. Вокруг св. Лукиана сплотилась тесная группа учеников (т. н. «солукианисты»), среди к-рых было неск. главных деятелей буд. «арианствующей партии» (сам Арий, Евсевий Некомедийский, Астерий Софист и др.). Догматическая позиция ранних представ-лей Антиохийской школы не однородна; среди них был и один из столпов Православия в период Никейского Собора свт. Евстафий Антиохийский († после 337). Связующим началом общего богословского направления Антиохийской школы в первый период ее существования был, вероятно, только метод толкования Свящ. Писания. Своего расцвета школа достигла во времена Диодора Тарсийского († ок. 392), свт. Иоанна Златоуста († 407), Феодора Мопсуестийского (†428) и блж. Феодорита Кирского († ок. 458), к-рые, как правило, сочетали специфичный для антиохийцев подход к Свящ. Писанию с характерными акцентами в христологии (подобное сочетание отсутствовало у св. Иоанна Златоуста). Развитие Несторием и нек-рыми его сторонниками христологических посылок Антиохийской школы до крайнего предела и осуждение его на III Всел. Соборе (431 г.), повлекшее за собой преобладание александрийского направления в правосл. богословии, нанесли серьезный удар репутации школы. Период с 431 г. до Эфесского «разбойничего собора» 449 г. знаменуется гонениями на представ-лей Антиохийской школы и ее упадком. Даже «реабилитация» на Халкидонском Соборе (451) выразителей антиохийских тенденций, блж. Феодорита Кирского и Ивы Эдесского, не смогла приостановить этого упадка. Во 2-й пол. V - 1-й пол. VI в. еще можно говорить (с нек-рой долей условности) о слабом течении «новоантиохийцев» в общем русле правосл. богословия. Христологические воззрения этого течения отражаются у свт. Геннадия I Конст-польского, Ираклиана Халкидонского и Василия Киликийского. Но осуждение «трех глав» на V Вселенском Соборе (553) положило конец последним самостоятельным проявлениям Антиохийской школы в истории правосл. мысли. Лишь в Эдесско-Нисибинской школе она приобрела себе в определенном смысле преемницу и наследницу. Экзегеза Антиохийской школы опиралась на методы интерпретации лит. произведений, выработанные еще языческими александрийскими филологами. Подобно им, антиохийские богословы исходили из принципа, что текст объясняется «из самого себя». В противоположность предпочтению духовного смысла у Оригена и у нек-рых др. александрийских церковных писателей, оттеняющих «вневременное» и «вечное» в Свящ. Писании, они заостр. внимание на историч. подходе: каждую книгу Библии изъясн., исходя из ситуации ее написания. Кроме того, если представители Александрийской школы в своем толковании исходили из целостного видения Свящ. Писания, стремясь уловить «мысль» и «цель» его как целого, то антиохийцы обращали внимание прежде всего на «цель» или «намерение» отдельных книг Писания, подвергая их тщательному анализу. «Историзм» предст-ли Антиохийской школы включали обычно в общехрист. этическую и сотериологическую перспективу миросозерцания, что часто давало их толкованиям ярко выраженный «морализирующий» характер. Стремясь сочетать методы историко-филологической критики с постулатом богодухновенности Свящ. Писания, антиохийцы допускали иногда и иносказания, не выходящие за рамки типологической экзегезы. «Историзм» и «реализм» антиохийских церковных писателей был тесно связан с их христологическими воззрениями. Земная жизнь Господа и ее чел-ческие реалии занимали важное место в их рассуждениях. У нек-рых антиохийцев (уже Диодор Тарсийск., у Феодора Мопсуестийского) наблюдается стремление к соблюдению «симметрии» в христологии, т. е. равных пропорций соотношения природ во Христе. В полемике с Аполлинарием антиохийцы избегая «теопасхизма», особо подчеркивали совершенное восприятие человека Иисуса Словом Божиим. Крайние выводы из этого приблизили нек-рых из них (Феодора и Нестория) к признанию двух субъектов во Христе, т. е. к христологическому дуализму, отразивш. в представлении о способе соединения природ во Христе. Предпочтительным термином для обозначения данного соединения отдельные антиохийцы избирали понятие «соприкосновение», имеющее оттенок неполноты и поверхносности соединения (у александрийцев обычно использовался термин «единство»). Кроме того, в противоположность александрийской теории об «ипостасном единении» природ Богочеловека антиохийские богословы развили учение о «просопическом соединении» этих природ. Поскольку же греч. слово «просопон» имело также значение не столько «личности», сколько «лица», «внешнего облика» и даже «маски», то указанная неполнота единения природ во Христе еще более усиливалась. Т. о., предпосылки образования ереси несторианства явно созревали в недрах Антиохийской школы. То, что древние школы богословия в Александрии и Антиохии питались разными религ. и культурно-историческими традициями, отнюдь не означает, что они противостояли друг другу, противоположность Антиохийской и Александрийской школ (учитывая взаимосвязанность и широкие контакты отдельных конкретных носителей этих традиций) не носила абсолютного характера. В области экзегезы антиохийские толкователи многим обязаны филологическим изысканиям Оригена. У св. Афанасия Вел. и Кирилла Александр-кого (представителей «новоалександрийского направления») можно наблюдать сближение с экзегетич. методом Антиохийской школы, так же как у свт. Иоанна Златоуста и блж. Феодорита - с методом александрийских толкователей. По резком и враждебном столкновения на Эфесском Соборе в сфере христологии наблюдалась явная тенденция к примирению, выразивш. в единении свт. Кирилла и «восточнымх» богословов (433), а также в богословской эволюции блж. Феодорита. Синтез христологических посылок 2-х школ осуществился в «Томосе» папы Льва Великого (13 июня 449), из главных источников Халкидонского вероопределения. Так наиболее ценные аспекты антиохийской христологии были органично включены в правосл. догматику, став ее необход. компонентом. В творениях Иоанна Златоуста и блж. Феодорита лучшие стороны антиохийской экзегезы стали частью правосл. Предания.

Крупнейшие представители - Евсевий Эмесский, Кирилл Иерусалимский, Диодор Тарсийский, Иоанн Златоуст и Феодорит Кирский. Учениками антиохийской школы были знаменитые ересиархи Несторий и Феодор Мопсуестийский.

Феодорит Кирский , блаженный (греч. Θεοδώρητος ο Κύρου; 386 (393?) - 457) - епископ Кирский, богослов, один из виднеших апологетов диофизитскойхристологии. Представитель Антиохийской школы богословия. Величайший из идеологических противников святого Кирилла Александрийского и защитникнесторианства. За криптонесторианство был осужден и извержен Вторым Эфесским собором, оправдан и восстановлен на соборе Халкидонском. Его криптонесторианские сочинения были осуждены Пятым Вселенским собором как еретические.

Диодо́р Тарси́йский (греч. Διόδωρος ο Ταρσεύς)- христианский богослов IV века, святой Ассирийской церкви Востока и один из её «трех греческих учителей». Богословие Диодора, как и большинства теологов того времени, касается многих сторон христианской жизни. В частности, Диодор известен как реформатор монашества, апологет христианства, защищавший его от антихристианской политики Юлиана Отступника, и экзегет, написавший толкования почти на все книги Библии.

В качестве епископа Тарса, Диодор продолжал активно выступать как против арианства, так и против аполлинаризма, отстаивая утверждение, что Иисус Христос был вполне Бог и вполне человек. Диодор играл ключевую роль в Поместном Антиохийском соборе 379 года, был одним из участников Второго Вселенского собора в Константинополе в 381 году. После смерти своего наставника Мелетия Диодор рекомендовал своего друга Флавиана в качестве его преемника.

Лукиан Антиохийский (ум. в 312 году) - пресвитер, богослов, один из первых редакторов Библии. Почитается как святой в лике преподобномучеников, память в Православной церкви совершается 15 октября (по юлианскому календарю), в Католической церкви - 7 января.

Родился в сирийском городе Самосате. В 12-летнем возрасте он остался сиротой. Лукиан роздал имущество нищим, а сам пошёл в город Эдессу к исповеднику Макарию, под руководством которого изучал Священное Писание и учился подвижнической жизни. Согласно сообщению Александра Александрийского в Антиохии учился у ересиарха Павла Самосатского. Считается одним из основоположников Антиохийской богословской школы, в которой учились многие будущие деятели арианства, включая самого Ария.



Главной заслугой Лукиана стала работа по выверке и редактированию греческих библейских текстов, в частности он тщательно сверил Септуагинту с еврейским оригиналом, восстановив испорченные переписчиками фрагменты. Вариант ветхозаветного текста Лукиана получил название «Лукианова рецензия».

По сообщению Евсевия Кесарийского в Великое гонение при императоре Максимине святой Лукиан был схвачен по доносу и отправлен в никомидийскую темницу, где в течение 9 лет укреплял бывших с ним христиан в исповедничестве, убеждая их не бояться мучений и смерти. От продолжительных пыток и голода святой Лукиан скончался в заключении.

Согласно житию перед смертью, желая причаститься на праздник Богоявления, прикованный цепями к ложу мученик-пресвитер совершил на своей груди литургию, и все христиане, находившиеся в темнице, причастились. Тело святого Лукиана было брошено в море, но, согласно житию, через 30 дней дельфины вынесли его на берег и верующие похоронили его.

Евсевий Эмесский (ок. 300 - ок. 360) - греческий экзегет, близкий к антиохийской школе, был другом Евсевия Никомедийского.

Родился в знатной семье в Эдессе, изучал теологию в Кесарии и Антиохии у Евсевия Кесарийского и Патрофила Скифопольского.

Из Антиохии Евсевий переехал в Александрии, где изучал философию, математику и астрономию; Созомен пишет, что главной причиной отъезда Евсевия в Александрию было желание избежать священнического сана.

Иероним Стридонский в своем сочинении «О знаменитых мужах» писал о Евсевии как о высокообразованном человеке, написавшем множество книг, достойных вызвать восторг читателя, отмечая при этом, что Евсевий писал «строже других следуя историческим фактам» (лат. magisque historiam secutus).

Репутация Евсевия была столь высока, что после изгнания Афанасия Великого из Александрии в 340 г. на Антиохийском соборе 341 г. он был избран епископом Александрии. Сознавая не столько религиозные, сколько политические обязанности этого поста, Евсевий отказался, и собор назначил его епископом Эмессы (современный Хомс). Однако вскоре после назначения христиане Эмессы возмутились против излишне ученого, по их мнению, епископа: по словам Сократа Схоластика:



…эмессцы восстали против его рукоположения, ибо, под предлогом любви к математике, Евсевий говорил нелепости.

Евсевий бежал из Эмессы в Лаодикию, к своему другу епископу Георгию, и, затем, заручившись с его помощью поддержкой антиохийского клира, вернулся в Эмессу.

Кири́лл Иерусали́мский (315-386) - отец Церкви, епископ Иерусалимский (350-386), аскет, проповедник, который пытался поднять значение Иерусалима в качестве центра всей христианской церкви. Память совершается в Православной церкви - 18 марта по юлианскому календарю, в Католической церкви - 18 марта.

Был пресвитером иерусалимской церкви, в 350 году хиротонисан в иерусалимские епископы. Иерусалим в то время находился в подчинении у митрополита Кесарийского, что вовсе не устраивало св. Кирилла. Трижды его смещали по инициативе кесарийского епископа Акакия, который требовал от Кирилла принять арианство. По случаю небесного знамения - видения Креста Господня в небе над Иерусалимом в праздник Пятидесятницы в 351 году Кирилл отправил «Послание к благочестивому царю Констанцию». Кирилл потратил много сил на умиротворение иерусалимской паствы и борьбу с еретиками, против которых подписал осуждение на II Вселенском соборе.

После Кирилла Иерусалимского осталось 18 огласительных слов, истолковывающих смысл Символа веры: толкование для «во едино крещение покаяния во оставление грехов», для догматов общего православного исповедания, для «верую во единаго Бога», «Отца», «Вседержителя», «Творца небу и земли» и т. д., для всего Символа веры до конца.

Кроме того, у него есть 5 тайноводственных слов, где он истолковывает обряды совершения и смысл таинств крещения, миропомазания, елеосвящения, евхаристии и проч. Из других его творений известны «Беседа о расслабленном при купели» и «Беседы о претворении Господом воды в вино». Творения и слова Кирилла имеют важное значение в догматическом и экзегетическом отношении, однако многие оспаривают подлинность его авторства.

Билет 12

А. Книга Притчей Соломона: Общие сведения. Особенности содержания и формы. Богослужебное употребление книги. Книга Песнь Песней Соломона: Авторство и каноническое достоинство книги. Святоотеческие традиции толкования.

Книга притчей Соломоновых представляет собой собрание изречений, принадлежащих нескольким авторам. Имя Соломона встречается в первых стихах 1-й, 10-й и 25-й глав, а главы 30 и 31 приписываются соответственно Агуру и Лемуилу. На Соломона как основного автора указывает 3 Цар. 4,29-34, но он не является автором всей Книги притчей в том ее виде, в котором она известна нам. Стихи же 1-7 1-ой главы указывают на то, что книга в целом является не случайным собранием разрозненного литературного материала, а обдуманным и цельным произведением, имеющим определенные задачи.

По иудейскому преданию, Соломон писал Книгу притчей в помещении храма. Возможно, это справедливо в отношении какой-то ее части. Но что касается раздела, охватывающего главы 25-29, то в него входят "притчи Соломона, которые собрали мужи Езекии, царя Иудейского" (29,1). Предположительно этими мужами были пророк Исайя, Елиаким, Севна и Иох (4 Цар. 18,26). Следовательно, не сам Соломон собрал все свои изречения в отдельную книгу, названную его именем.

Антиохийцы следовали Аристотелю . Они не только не отвергали научного знания, но и (по свидетельству Епифания) «с утра до вечера сидели над занятиями, стараясь излагать представление о Боге при помощи геометрических фигур». В христологических вопросах антиохийские богословы подчёркивали человеческую сторону Христа, а александрийцы - божественную. Крупнейшие представители - Кирилл Иерусалимский , Диодор Тарсийский , Иоанн Златоуст и Феодорит Кирский . Учениками антиохийской школы были знаменитые ересиархи Несторий и Феодор Мопсуестийский . Осуждение несторианства с подачи Кирилла Александрийского ознаменовало собой закат антиохийского богословия.

Антиохийская школа в «ЭСБЕ»

Антиохийская школа - в церковных спорах V стол. играла весьма видную роль. Эта богословская школа, основанная в Антиохии в начале IV века, получившая громкую известность, имела приверженцев не только в среде своих учеников, но и среди многих знаменитых учителей церкви, вышедших не из этой школы. Хотя основанием своим А. школа была обязана усердному изучению писания, начало которому было положено под влиянием Оригена александрийской школой, но с течением времени она по всем пунктам стала в резкую оппозицию с направлением последней. В противоположность идеалистическому и умозрительному, но часто фантастическому и окольному пути, которому следовали при изучении писания александрийцы, антиохийцы стояли за непосредственное и трезвое исследование самого текста и, не сходя с положительной почвы памятника, придерживались буквального его смысла и отбрасывали все произвольные аллегорические толкования. Из их рядов вышли лучшие историки церкви и ученейшие экзегеты V стол. В философии они примыкали скорее к Аристотелю, чем к Платону; в богословии они на первый план выдвигали необходимость твердого нравственного мировоззрения. В великом споре того времени об отношении божественного и человеческого естеств в лице Спасителя они выступили ярыми противниками александрийцев, которые разрешали его в смысле обоготворения человеческого естества Христа и соединения естеств объясняли понятием полного объединения. Антиохийцы же стояли за строгое различение двух естеств даже по соединении их в одном лице и в Христе видели человека, связанного с Божественным Словом (логос) в одно нераздельное единство, Человека, которого Божественное Слово избрало своим орудием и храмом, но который нравственно развивался путем чисто человеческим, что выразилось в борьбе с искушениями, в Его страданиях, наконец, и смерти. И если некоторые александрийцы пришли к монофизитизму, то антиохийцы, как в этом упрекали Нестория, допускали в Едином Христе два лица. Основателями школы называли двух ученых пресвитеров Антиохии: Дорофея и Лукиана († 311 г.), Главами ее в IV и V стол. были Феодор, епископ Гераклейский (868 г.), Евсевий, еписк. Эмеский († 860), Кирилл, еписк. Иерусалимский († 386), Ефрем, диакон Эдесский († 378), Диодор, еписк. Тарсийский († после 394) и ученики последнего - благочестивый Иоанн, еп. Константинопольский, прозванный за свое красноречие Златоустом (Хризостом † 407 г.) и ученый Феодор, епископ Мопсуестийский († 429). Последними же именитыми представителями этой школы в V столетии были: Ива, еписк. Эдесский, и знаменитый историк церкви блаженный Феодорит, еп. Кирский († 527).

Об учении и судьбе последних трех ср. Доброклонский, «Сочинение Факунда, еписк. Гермианского, в защиту трех глав» (Москва, 1880); Гергенретгер, «Die Ant. Schule etc.» (Вюрцб., 1866); Кин (Kihn), «Die Bedeutung der Ant. Schule auf exegetischem Gebiet» (Вейссенб., 1867); Добротворский, «Несторианство и монофизитизм в связи с верованиями и судьбами Востока» («Духовный вестник», 1863); Глубовский, «Блаженный Феодорит, еп. Кирский» (Москва, 1890).

Примечания

Литература

  • Дулуман Е. К. Антиохийская и Александрийская богословские школы и их влияние на христологические споры IV-VI веков. - Московская духовная академия, 1950 г.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Антиохийская школа" в других словарях:

    В церковных спорах V стол. играла весьма видную роль. Эта богословская школа, основанная в Антиохии в начале IV века, получившая громкую известность, имела приверженцев не только в среде своих учеников, но и среди многих знаменитых учителей… …

    Антиохийская школа - – Антиохия сирийская со времен апостольских защищала христианство и выдвинула целый ряд ученых и писателей. Первоначально А. ш. существовала, как простое училище, основана она пресв. Лукианом. Затем в ней воспитывались борцы с ересями (с… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Антиохийская школа - ♦ (ENG Antioch, school of) теологическое направление, получившее развитие в Антиохии в первые века христианства и отдающее предпочтение скорее буквальному, чем аллегорическому, прочтению текста Писания и всецело человеческой природе Иисуса… … Вестминстерский словарь теологических терминов

    АНТИОХИЙСКАЯ ШКОЛА - см. Богословские школы древней Церкви … Православная энциклопедия

    АНТИОХИЙСКАЯ ШКОЛА ЭКЗЕГЕЗЫ - возникла в Сирии в кон. 3 в. Основателем ее считается сщмч. *Лукиан, хотя он имел предшественников, о к–рых почти не сохранилось сведений. Область, где возникла школа, географически примыкала к местам свящ. событий, поэтому комментаторы А. ш.… … Библиологический словарь

    - … Википедия

    Греческий Православный Патриархат Антиохии и всего Востока بطريركية أنطاكية وسائر المشرق للروم الأرثوذك Πατριαρχεῖον Ἀντιοχείας, Patriarcheîon Antiocheías … Википедия

    - … Википедия

    Ветвь ранней патристики, которая вместо следования букве новозаветных писаний (на чём настаивала Антиохийская школа) развивала аллегорический метод истолкования Библии. Например, слова Иисуса о том, что легче верблюду пройти в игольное ушко, чем… … Википедия

    Когда вместе с силою и самостоятельностью древнегреческих государств стала приходить в упадок греческая литература, средоточием литературной и научной деятельности сделался под покровительством и при содействии Птоломеев город Александрия в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Антиохийская школа в истории христианской мысли , В. Я. Саврей , В настоящем учебном пособии представлен курс лекций, прочитанных автором на философском и историческом факультетах МГУ им.М.В.Ломоносова в 2008-2009 гг. и отражающих путь развития… Категория: Учебники для ВУЗов Издатель: Издательство МГУ , Производитель:
Поделиться: