Вес керлинга. Игровая площадка, инвентарь и экипировка игроков. Камень для керлинга

До начала Сочинской Зимней Олимпиады большинство не знало не только, в чем смысл керлинга, но даже что это за вид спорта такой и к чему он относится: к горным лыжам или конькобежному спорту. Олимпиада изменила отношение к этому виду спорта, и он приобрел множество болельщиков и поклонников. В этой статье мы рассмотрим историю, правила и особенности «ледяного боулинга», как еще называют керлинг.

История керлинга

Согласно официальной версии, керлинг возник в XVI веке в Шотландии. Это подтверждают и находки археологов - самый древний камень для этой игры, обнаруженный учеными на дне высохшего озера, датируется 1511 годом. С этого времени и началось распространение керлинга по европейским странам. Первое документальное упоминание об этой игре относится к 1541 году. В конце XVIII века был открыт первый клуб керлеров.

Европейские переселенцы, отправившиеся по разным причинам на покорение американского континента, привезли керлинг в Новый Свет.

В XIX веке произошло несколько значимых событий в истории керлинга: были утверждены официальные правила этой игры, раскрывающие, в чем смысл керлинга, а также было выделено три национальные разновидности: шотландский, немецкий и швейцарский.

Уже в XX веке керлинг был признан отдельным видом спорта, а первый мировой чемпионат по нему состоялся в 1959 году.

Важно подчеркнуть, что и сегодня смысл спорта «керлинг» и его правила остались практически без изменений.

Олимпийская история керлинга

В разряд зимних керлинг был введен в 1998 году, но для этого потребовалось около 74 лет. Впервые как демонстрационный вид в олимпийской программе керлинг был представлен на играх в 1924 и в 1932 годах. Но то ли игроки играли неазартно, то ли зрители не поняли, в чем смысл керлинга, но в течение следующих 25 лет попыток ввести игру в олимпийскую программу не предпринималось. Первый же комплект олимпийских наград в этом виде спорта был разыгран на играх в японском Нагано в 1998 году.

Когда керлинг появился в России?

Первая волна популярности этой игры пришлась на конец XIX века, когда европейские дипломаты создали клубы керлинга в Санкт-Петербурге и Москве. В 20-е годы прошлого века в Советском Союзе попытались популяризировать игру, но советские люди, занятые решением текущих проблем, не поняли, в чем заключается смысл керлинга. Кроме того, в то время гранит был дефицитным материалом, да и биты, изготовленные из дерева, не способствовали успеху и распространению керлинга в России.

В современной России керлинг также не особо популярен. Команд европейского и мирового уровня можно пересчитать, как говорят, «по пальцам». А всего керлеров (игроков в керлинг) сегодня в России не более четырехсот.

Основы игры

Сегодня керлинг - это спортивная игра, в которой соревнуются две команды. Каждой из них присваивается определенный цвет. В состав каждой из них входит по 4 человека, из числа которых и выбирается капитан, осуществляющий руководство игрой и показывающий команде, куда направлять камни.

В процессе игры команды поочередно запускают по льду «камни» - специальные снаряды, сделанные из гранита. Задача игроков - попасть этим снарядом, весом в 20 кг, в мишень, называемую «домом». Он расположен на расстоянии в 31 метр. Если в «доме» находится камень противников, его необходимо вытолкнуть. Пока снаряд скользит, члены команды, оценивая траекторию его движения, специальными щитками натирают лед, корректируя дальность его запуска, скорость и траекторию.

В процессе трения щеток о лед на его поверхности образуется тончайшая водяная пленка. Благодаря ей можно корректировать направление и скорость движения камня.

Каждой из команд представляют по 8 камней-снарядов, которые должны попасть в дом. Если камни не «доходят» до границ дома либо переходят их, то они выбывают из игры. Таким образом, керлинг (смысл игры) - выталкивание из мишени биты соперников собственной битой.

Правила игры

Площадка для игры в керлинг покрыта льдом и должна быть длиной - 44,5 м, а шириной в 4,32 м. Мишень, в которую команды должны «загнать» камни, называется домом. Ее диаметр составляет 3,5 метра. Изготавливаются специальные камни для керлинга из шотландского гранита, добываемого в Эйлис-Крейг. Вес каждого составляет порядка 20 кг.

Команды производят броски камней поочередно. Определяется очередность первых бросков при помощи жеребьевки в начале игры. Последующие броски первой выполняет команда, выигравшая предыдущий раунд. Подсчет очков каждой команды производят после того, как все камни будут брошены. Засчитываются только камни, находящиеся в доме и не выбитые за его границы. Выигрывает раунд, называемый в керлинге «эндом», та команда, чей камень находится ближе всего к «кнопке» - центру мишени.

Для того чтобы понять, в чем смысл керлинга, не нужно заканчивать университетов и быть профессиональным спортсменом, просто нужно смотреть на игру и разделить увлеченность спортсменов!

Игровое поле

Площадка для кёрлинга:

Дорожка для кёрлинга представляет собой прямоугольное поле длиной 146 футов (44,5 м) и шириной 14 футов 2 дюйма (4,32 м). В нашем клубе ледовое поле состоит из 4х дорожек.

Основные линии разметки на дорожке:

«Дом» - круг ("мишень"), радиус которого составляет 1,83 м. В доме обозначается центр, и три концентрические окружности, радиусы которых составляют 0,15 м, 0,61 м и 1,22 м.

«Центральная линия» - линия, проходящяя через центр дома, параллельная длинной стороне игрового поля

«линия Tee Line» - линия, проходящая через центр дома, перпендикулярная центральной линии

«линия Hog Line» - широкая линия красного цвета, перпендикулярная центральной линии, на расстоянии 6,4 м от линии Tee Line. До этой линии нужно успеть выпустить камень.

«линия Back Line» - линия, касающаяся конца дома, перпендикулярная центральной линии

Инвентарь

Камень весом 44 фунта (19,96 кг) изготавливается из определенного вида гранита, добываемого на острове Эйлса-Крейг в Шотландии. Он имеет цилиндрическую форму и кольцеобразную скользящую поверхность. В центре гранитной основы, имеющей круглую форму, закреплена ручка, являющаяся главным «рычагом» управления спортивным снарядом. Держа спортивный снаряд за эту ручку, спортсмен скользит с ним по площадке до момента его выпуска, после чего камень осуществляет свободное скольжение по её поверхности на расстояние от 20 до 30 метров.


Щетка для натирания льда(свипа) перед скользящим камнем.

Слайдер - сделан из тефлона, очень скользкий на льду, имеет форму стопы. Надевается на обувь сверху.

Эластичный наколенник для предотвращения травм.


Краткие правила игры


В игре участвуют две команды по четыре человека: скип, вице-скип, второй и первый.


Задача каждой команды - поставить как можно больше своих камней в дом (круг), причем, как можно ближе к центру и не дать сопернику сделать то же самое. Камни соперника, как и свои, можно выбивать.


Игра состоит из 10 независимых периодов, так называемых эндов (end).


В течение одного энда команды по очереди выпускают по восемь камней.


При розыгрыше камня игрок отталкивается от стартовой колодки и разгоняет по льду камень. При этом он пытается либо добиться остановки камня в определённом месте, либо выбить из зачётной зоны камни противников, в зависимости от текущей тактической цели. Запрещены "заступы": камень необходимо выпустить до того, как он пересечет ближнюю к игроку зачетную линию Hog Line . Выполняя указания скипа (капитана команды) игрок может подкручивать камень.


В основном типы бросков в кёрлинге можно разделить на две группы, в зависимости от поставленной скипом задачи: постановочные броски , целью которых является поставить камень в дом, либо защитить уже стоящий камень и силовые броски , целью которых является выбивание камня соперника из игровой зоны.


При движении камня его касание игроками запрещено. Другие участники команды, быстро работая специальными щетками, выполняя «свипинг» (sweeping, англ. sweep — мести, подметать), разогревают лед, по необходимости подправляя и удлиняя траекторию камня. Лед в кёрлинге натирают для того, чтобы на поверхности льда создать тонкий слой воды, по которому будет скользить камень. Таким образом, можно существенно увеличить путь камня (до 4х метров за дорожку свипа).


Камень обязательно должен полностью пересечь противоположную зачетную линию Hog Line . Если этого не происходит, камень снимается с игры. Исключения составляют те случаи, когда пересечь зачетную линию помешал другой камень: в этой ситуации оба камня остаются в игре. Также камень снимается, если он выходит за линию Back Line , либо после соударения с бортом площадки


Свиповать можно не только свои камни, но и камни противника — чтобы добиться их выхода из игровой зоны. Однако, это право противоположная команда получает только тогда, когда камень соперника пересекает линию Tee Line в игровой зоне, причем свиповать в этой зоне имеет право только один игрок команды.


Право последнего броска в энде даёт очень большое преимущество команде.

В первом энде порядок команд определяется жеребьёвкой, во всех последующих право последнего броска предоставляется проигравшей предыдущий энд команде. Если же в финальной позиции ни у кого не оказалось камней в доме, энд заканчивается нулевой ничьей, и право последнего броска остаётся у той же команды. Поэтому часто выгодно «пробросить» последний камень (то есть пустить в аут, сознательно сделать нерезультативный бросок), вместо того, чтобы заработать всего одно очко.


После того, как разыграны все шестнадцать камней, производится подсчёт очков в энде. Учитываются только те камни, которые находятся внутри дома. Команда, чей камень оказался ближе всего к центру, считается выигравшей энд. Она получает по одному очку за каждый камень, оказавшийся ближе к центру, чем ближайший к центру камень противника.


Победитель определяется по сумме очков во всех эндах. В случае равенства очков после десяти эндов, назначается дополнительный период, называемый экстра-эндом (extra end), победитель которого и становится победителем матча. Право последнего броска в экстра-энде предоставляется, аналогично предыдущим периодам, команде, проигравшей десятый энд.

СОРЕВНОВАНИЯ СРЕДИ СМЕШАННЫХ ПАР

1) Команда состоит из двух игроков - 1 мужчины и 1 женщины. Запасные игроки не допускаются. Оба игрока должны принимать участие в игре на протяжении всего матча, в противном случае команда проигрывает матч. У каждой команды может быть один тренер.

2) Счет игры ведется также, как и в обычном Кёрлинге. «Стационарные» камни, устанавливаемые перед началом каждого энда, могут приносить очки.

3) Игра состоит из 8 эндов.

4) Каждая команда выполняет 5 бросков за энд. Игрок, выполняющий первый бросок, выполняет также и последний бросок в энде. Другой игрок команды выполняет второй, третий и четв.ртый броски в этом энде. Игрок, выполняющий первый бросок, может меняться от энда к энду.

5) Ни один камень, включая «стационарные» камни и те, что находятся в доме, не может быть выбит за пределы площадки до выполнения четв.ртого броска в энде (четв.ртый выпущенный камень является первым камнем, которым можно выбивать какой-либо камень за пределы площадки). При нарушении этого правила, выпущенный камень изымается из игры, а все сдвинутые камни возвращаются на свои прежние позиции командой, не нарушавшей правило.

6) Перед началом каждого энда одна из команд должна поставить свой «стационарный» камень в одно из двух положений в игровой зоне площадки, обозначенных «А» и «В». Камень соперника устанавливается в положение, оставшееся свободным. Положения «стационарных» камней должны быть следующими:

а) Положение «А»: камень располагается на центральной линии либо непосредственно перед, либо непосредственно после одной из 3 обозначенных на центральной линии точек: Посередине между «хог» - линией и внешним краем ближайшей окружности. На расстоянии 0,915 метров (3 фута) от первого положения ближе к дому. На расстоянии 0,915 метров (3 фута) от первого положения ближе к «хог» - линии

Принимая во внимание состояние льда, до начала предматчевой разминки команды должны определить положение «А» для каждой игровой площадки. Это положение должно быть использовано на протяжении всего матча.

б) Положение «В»: камень располагается на центральной линии и за «ти» - линией, при этом касаясь е. внешнего края.

7) Порядок определения команды, принимающей решение о положении «стационарных» камней:

а) Команды, участвующие в матче, определяют, какая из них будет принимать решение о положении «стационарных» камней в первом энде, при помощи

тестовых бросков. Решение принимает команда с меньшим результатом тестового броска.

б) В процессе игры решение о положении «стационарных» камней принимает команда, проигравшая предыдущий энд.

в) Если энд закончился с нулевым счетом, решение о положении «стационарных» камней принимает команда, начинавшая этот энд.

8) Команда, чей «стационарный» камень находится в положении «А» (перед домом), выполняет первый бросок в этом энде. Команда, чей «стационарный» камень находится в положении «В» (в доме), выполняет второй бросок в этом энде.

9) Во время непосредственного выполнения броска одним из игроков команды, другой игрок должен находиться на льду игровой зоны своей площадки. После того, как игрок, выполняющий бросок, выпустил камень, оба игрока могут выполнять свипинг выпущенного камня, а также любых своих камней, пришедших в движение, в любом месте площадки до «ти» - линии. Данное правило применяется ко всем броскам команды, включая тестовые броски.

10) Если игрок выполняет бросок вне очереди, камень возвращается к колодке, и бросок выполняется по правилам, после того как все сдвинутые камни возвращены на свои прежние позиции командой, не нарушившей правило. Если нарушение не было обнаружено до выполнения следующего броска, игра продолжается так, как если бы нарушения не было.

Старинная забава шотландских ткачей, кёрлинг в последние десятилетия приобрел нешуточную популярность во всем мире. Это веселая, увлекательная и сложная игра, в ходе которой участники задействуют как физические силы, так и навыки стратегического мышления.

В России с ее долгими зимами кёрлинг просто обязан стать такой же общенародной игрой, как футбол или хоккей.

Кёрлинг: взгляд со стороны

Не зная правил игры в кёрлинг, сложно понять, что происходит на поле. Игроки противоположных команд попеременно толкают большие круглые шайбы, а затем яростно трут лед щетками. На узком и длинном ледяном поле нарисованы яркие цветные круги, напоминающие мишень.

Вот в эти мишени и стараются попасть огромными каменными кругами, напоминающими сырные головы. Происходящее на ледяном поле чем-то напоминает боулинг или бильярд – но, разумеется, со своей спецификой.

Что нужно для игры в кёрлинг?

Основной атрибут кёрлинга – это гранитный полированный камень весом 19 с половиной килограммов, к которому сверху приделана ручка для удобства толчков. Для игры необходимо не менее 16 камней – по 8 штук на команду. Один камень высокого качества стоит около 600 долларов, а гранит для их изготовления добывается всего в двух местах в мире.


В России пробовали делать камни для кёрлинга из уральского гранита, однако оказалось, что мелкие вкрапления слюды быстро делают камень шероховатым, и он перестает скользить так, как нужно.

Конечно, для игры на любительском уровне вовсе не обязательно обзаводиться «фирменными» камнями. Их можно, например, изготовить полыми из пластика, залить водой и заморозить, но вес и, соответственно, эффект будет уже немного не тот.

Щетки для кёрлинга тоже должны иметь специальную форму. Что касается щетины, то она может быть любой – синтетической или натуральной, это не имеет особого значения. Ручка чаще всего делается из легкого и прочного стекловолокна, хотя это тоже не регламентируется: она может быть деревянной, алюминиевой или даже нефритовой по желанию игрока. К сожалению, обычными щетками для уборки заменить спортивные щетки вряд ли возможно.

Еще один обязательный атрибут игры – специальная обувь. По виду это обычные бутсы, но подошва одной из них сделана из материала, позволяющего скользить по льду как на коньках. Вторая подошва, напротив, изготовлена из антискользящего материала, и это очень важно.


Такая специфическая обувь требует определенного навыка передвижения на льду: одной ногой нужно упираться и отталкиваться, а на второй ноге скользить в нужном направлении.

Поле для кёрлинга

Стандартное поле для кёрлинга представляет собой узкую, шириной всего 4,32 метра (14 английских футов) площадку, вытянутую в длину на целых 44,5 метров (146 английских футов).

С каждой стороны располагается круглая мишень, или «дом», диаметр которой равен 3,66 метра (12 английских футов). Поле отграничивается бортиками, которые часто делаются из упругого материала, чтобы при случайном ударе не расколоть камень.

Как играют в кёрлинг?

Игра состоит из 10 раундов, которые называют «эндами». Каждая команда состоит из 4 игроков: двое из них толкают камни, а двое других полируют лед щетками – свипуют. Цель игры заключается в том, чтобы забросить свой камень как можно ближе к центру «дома» и одновременно не дать это сделать противнику. Каждый энд приносит команде, которая в нем победила, одно очко. Побеждает в игре команда, набравшая больше очков.


Игрок, бросающий камень, должен разогнаться с ним на льду и придать камню нужный режим скольжения, пока он не пересек специальную линию – хоглайн. После этого заботу о камне берут на себя свиперы, которые натирают перед ним лед, заставляя лететь прямо, тормозить или поворачивать. Восемь бросков дают команде возможность выстроить свою стратегию, забросив камень в центр «дома» и защитив его от бросков противника другими камнями, выстроенными в защитную линию.

Правилами допускается выбивание своими камнями камней противника, поэтому команда, которой принадлежит последний в энде бросок, находится в немного более выгодном положении. Если в ходе игры команды набрали равное количество очков, назначается дополнительный энд, который и определяет победителя.

В 1927 году известный советский скульптор – монументалист Иван Шадов создал свой шедевр «Булыжник – оружие пролетариата!» Мог ли предположить Иван Дмитриевич, что в будущем камень станет спортивным снарядом для буржуазии.

Хочется рассказать вам о керлинге, чтоб вы знали, почему свипуют после коглайна и что значит завести камень в дом на четыре фута.

Керлинг зародился в начале XVI века в Шотландии. Местные жители для развлечения использовали обломки скал, пуская их по идеальной, отшлифованной ветром поверхности озер.

Поле для игры в кёрлинг 44,5 м. в длину и 5 метров в ширину. Загадочные круги на поле называются «дом». У каждой команды по восемь пронумерованных камней одинакового цвета. Каждый камень имеет вес 19,9 кг. Не больше, не меньше.

Перед началом игры команды бросают жребий. Счастливчики предпочитают играть вторыми, это стратегически выгодно. Соперники утешаются выбором цвета камней. Игра ведется до десяти партий которые называются энды (от англ. End – конец).

Правила игры в керлинг очень просты. Камни вашей команды должны быть ближе к центру дома, чем камни команды противника. Если у вас после восьми бросков всего один камень в «доме», но он ближе камней противника к центру, то вы выиграли энд, независимо, сколько камней противника расположилось в «доме» (круге).

Если камень расположился на синей линии, то это означает, что его завели на четыре фута. Счета 1:1 или 2:1 в конце энда не бывает. Если камни равноудалены от центра, значит 0:0, а если игроки сомневаются, то применяются спец средства. Такой большой циркуль, который устанавливают в центр круга.

На льду играют две команды из четырёх человек. Скип – он же капитан команды, вице-скип, первый и второй номер.. Начинает игру номер первый. Он берет камень за ручку, отталкивается от стартовой колодки и начинает скольжение. Затем игрок отпускает камень и тот начинает движение в сторону дома.

Лед перед камнем не всегда трут, как это обычно показывают по телевизору. Существуют стандарты, по которым определяется сила, с которой игрок толкает камень. Сила эта определяется в секундах.
Замер времени движения камня между двумя линиями баклайном (backline) и хоглайном (hogline), дает понять, с достаточной ли силой выпущен снаряд.


Оптимальным считается 3,6 -3,8 секунды, в зависимости от состояния льда. Если на секундомере застыли эти цифры, то камень остановится ровно в середине круга. Если бросок вышел слабым, партнеры по команде свипуют, т.е. натирают перед камнем лед специальными щётками. Лед тает, что создает на поверхности тончайшую водяную пленку. Это снижает коэффициент трения и позволяет камню проехать чуть дальше или смещает его движение в нужную сторону. Теперь вы знаете зачем свипуют после хоглайна. Вопреки расхожему мнению, замедлить движение камня невозможно.
Энд заканчивается, когда игроки команд отправили к дому все шестнадцать камней.

Поделиться: