Разница между юлианским и григорианским календарями или почему у Рождества две даты? Разница между юлианским и григорианским календарем

Римский календарь был одним из наименее точных. Сначала он вообще имел 304 дня и включал только 10 месяцев, начиная с первого месяца весны (мартий) и кончая наступлением зимы (декембер — «десятый» месяц); зимой счет времени просто не велся. Царю Нуме Помпилию приписывают введение двух зимних месяцев (януарий и фебруарий). Добавочный месяц — мерцедоний — вставляли понтифики по своему усмотрению, довольно произвольно и в соответствии с различными сиюминутными интересами. В 46 г. до н. э. Юлий Цезарь провёл реформу календаря, по разработкам александрийского астронома Созигена, взяв за основу египетский солнечный календарь.

Чтобы исправить накопившиеся ошибки, он своей властью великого понтифика вставил в переходном году, кроме мерцедония, два добавочных месяца между ноябрем и декабрем; а с 1 января 45 г. был установлен юлианский год в 365 дней, с високосными годами каждые 4 года. При этом лишний день вставлялся между 23 и 24 февраля, как ранее мерцедоний; а поскольку по римской системе исчисления день 24 февраля назывался «шестым (sextus) от мартовских календ», то и вставной день именовали «дважды шестым (bis sextus) от мартовских календ» и год соответственно annus bissextus — отсюда, через греческий язык, наше слово «високосный». При этом в честь Цезаря был переименован месяц квинтилий (в Юлий).

В IV-VI веках в большинстве христианских стран утвердились единые пасхальные таблицы, выполненные на основе юлианского календаря; таким образом, юлианский календарь распространился на весь христианский мир. В этих таблицах за день весеннего равноденствия принималось 21 марта.

Однако по мере накопления ошибки (1 день в 128 лет), расхождение между астрономическим весенним равноденствием и календарным становилось всё более явным, и многие в католической Европе считали, что его нельзя более игнорировать. Это отмечал кастильский король XIII века Альфонс Х Мудрый, в следующем веке византийский ученый Никифор Григора даже предлагал реформу календаря. Реально такую реформу провел папа Григорий XIII в 1582 году, опираясь на проект математика и врача Луиджи Лилио. в 1582: следующим днём после 4 октября настало 15 октября. Во-вторых, в нём стало действовать новое, более точное правило о високосном годе.

Юлианский календарь был разработан группой александрийских астрономов во главе с Созигеном и введён Юлием Цезарем в 45 г до н. э..

Юлианский календарь основывался на культуре летоисчисления Древнего Египта . В Древней Руси календарь был известен под названием «Миротворного круга», «Церковного круга» и «Великого индиктиона».


Год по юлианскому календарю начинается 1 января, так как именно в этот день с 153 г. до н. э. вновь избранные консулы вступали в должность. В юлианском календаре обычный год состоит из 365 дней и делится на 12 месяцев. Раз в 4 года объявляется високосный год, в который добавляется один день — 29 февраля (ранее аналогичная система была принята в зодиакальном календаре по Дионисию). Таким образом, юлианский год имеет продолжительность в среднем 365,25 дней, что отличается на 11 минут от тропического года.

Юлианский календарь обычно называют старым стилем.

Календарь основывался на статических ежемесячных праздниках. Первым праздником, с которого начинался месяц, были календы. Следующим праздником, попадавшим на 7 число (в марте, мае, июле и октябре) и на 5 число остальных месяцев, были ноны. Третьим праздником, попадавшим на 15 число (в марте, мае, июле и октябре) и 13 число остальных месяцев, были иды.

Вытеснение григорианским календарём

В католических странах юлианский календарь постановлением папы Григория XIII был заменён на григорианский календарь в 1582: следующим днём после 4 октября настало 15 октября. Протестантские страны отказывались от юлианского календаря постепенно, на протяжении XVII-XVIII веков (последними были Великобритания с 1752 и Швеция). В России григорианский календарь используется с 1918 (его обычно называют новым стилем), в православной Греции — с 1923 г.

В юлианском к. год был високосным если оканчивался на 00. 325 г н.э. Никейский собор постановил этот календарь для всех христианских стран. 325 г день весеннего равноденствия.

Григорианский календарь был введён папой Григорием XIII 4 октября 1582 года взамен старого юлианского: следующим днём после четверга, 4 октября стала пятница, 15 октября (дней с 5 по 14 октября 1582 в григорианском календаре нет).

В григорианском календаре длина тропического года принимается равной 365,2425 суток. Длительность невисокосного года — 365 суток, високосного — 366.

История

Поводом к принятию нового календаря стало смещение дня весеннего равноденствия, по которому определялась дата Пасхи. До Григория XIII проект пытались осуществить папы Павел III и Пий IV, но успеха они не достигли. Подготовку реформы по указанию Григория XIII осуществляли астрономы Христофор Клавиус и Луиджи Лилио (он же Алоизий Лилий). Результаты их труда были зафиксированы в папской булле, названной по первой строке лат. Inter gravissimas («Среди важнейших»).

Во-первых, новый календарь сразу на момент принятия сдвигал на 10 дней текущую дату из-за накопившихся ошибок.

Во-вторых, в нём стало действовать новое, более точное правило о високосном годе.

Год високосен, то есть содержит 366 дней, если:

Его номер без остатка делится на 4 и не делится на 100 или

Его номер делится без остатка на 400.

Таким образом, с течением времени юлианский и григорианский календари расходятся всё более: на 1 сутки в столетие, если номер предыдущего столетия не делится на 4. Григорианский календарь намного точнее отражает истинное положение вещей, чем юлианский. Он даёт гораздо лучшее приближение к тропическому году.

В 1583 году Григорий XIII направил Константинопольскому патриарху Иеремии II посольство с предложением перейти на новый календарь. В конце 1583 года на соборе в Константинополе предложение было отвергнуто как не соответствующее каноническим правилам празднования Пасхи.

В России григорианский календарь введён в 1918 году декретом Совнаркома, согласно которому в 1918 году после 31 января следовало 14 февраля.

С 1923 года большинство поместных православных церквей, за исключением Русской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской и Афона, приняло похожий на григорианский новоюлианский календарь, совпадающий с ним до 2800 года. Он также был формально введён патриархом Тихоном для употребления в Русской православной церкви 15 октября 1923 года. Однако это нововведение, хотя и было принято практически всеми московскими приходами, в общем вызвало несогласие в Церкви, поэтому уже 8 ноября 1923 года патриарх Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить». Таким образом, новый стиль действовал в РПЦ только 24 дня.

В 1948 году на Московском совещании Православных церквей постановлено, что Пасха, также как и все переходящие праздники, должна рассчитываться по александрийской пасхалии (юлианскому календарю), а непереходящие по тому календарю, по которому живёт Поместная церковь. Финляндская православная церковь празднует Пасху по григорианскому календарю.

Человечество с давних времён пользуется летоисчислением. Возьмём, к примеру, знаменитый круг майя, наделавший много шума в 2012 году. Отмеряя день за днём, страницы календаря уносят прочь недели, месяцы и годы. Практически все страны мира на сегодняшний момент живут по общепризнанному григорианскому календарю , однако долгие годы государственным был юлианский . В чём же между ними разница, и почему последним теперь пользуется только православная церковь?

Юлианский календарь

Древние римляне вели счёт дням по лунным фазам. В таком простом календаре было 10 месяцев, названных в честь богов. У египтян летоисчисление было привычным современному: 365 суток, 12 месяцев по 30 дней. В 46 году до н.э. император Древнего Рима Гай Юлий Цезарь приказал ведущим астрономам создать новый календарь. Солнечный год с его 365 днями и 6 часами был взят за образец, а начальной датой стало 1 января. Новый способ исчисления дней тогда, собственно, и назвали календарём, от римского слова «календы» – так именовались первые дни каждого месяца, когда платились проценты по долгам. Во славу древнеримского полководца и политика, чтобы увековечить его имя в истории грандиозного изобретения, один из месяцев назвали июлем.

После убийства императора римские жрецы немного запутались и объявляли каждый наступающий третий год високосным, чтобы выровнять шестичасовое смещение. Окончательно календарь был выровнен при императоре Октавиане Августе. И его вклад был зафиксирован новым названием месяца – август.

От юлианского к григорианскому

Веками по юлианскому календарю жили государства. Им же пользовались христиане во время Первого Вселенского Собора, когда была утверждена дата празднования Пасхи. Интересно, что этот день каждый год отмечается по-разному в зависимости от первого полнолуния после весеннего равноденствия и иудейской Пасхи. Изменить это правило можно было только под страхом анафемы, однако в 1582 году глава католической церкви папа Григорий XIII пошёл на риск. Реформа прошла успешно: новый календарь, названный григорианским, был более точным и возвращал день равноденствия к 21 марта. Иерархи православной церкви осудили нововведение: получалось, что иудейская Пасха случалась позже Пасхи христианской. Это не допускалось канонами восточной традиции, и в разночтениях между католиками и православными появился ещё один пункт.

Летоисчисление на Руси

В 1492 году Новый год на Руси стали отмечать по церковной традиции 1 сентября, хотя раньше новолетие начиналось одновременно с весной и считалось «от сотворения мира». Император Пётр I учредил, что принятый от Византии юлианский календарь на территории Российской империи является действующим, однако Новый год теперь отмечался в обязательном порядке 1 января. Большевики перевели страну на григорианский календарь , по которому уже давно жила вся Европа. Интересно, что таким образом тогдашний февраль стал самым коротким месяцем в истории летоисчисления: 1 февраля 1918 года превратилось в 14 февраля.

С юлианского на григорианский календарь в 1924 году официально перешла Греция, вслед за ней – Турция, а в 1928-м и Египет. В наше время по юлианскому летоисчислению живут только некоторые православные церкви – русская, грузинская, сербская, польская, иерусалимская, а также восточные – коптская, эфиопская и греко-католическая. Поэтому и существуют разночтения в праздновании Рождества: день рождения Христа католики отмечают 25 декабря, а в православной традиции этот праздник приходится на 7 января. То же и со светскими праздниками – , смущающий иностранцев, празднуется 14 января как дань предыдущему календарю. Впрочем, неважно, кто по какому календарю живёт: главное – не тратить понапрасну бесценные дни.

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово



Добро пожаловать в ! 6 января 2019 года волшебство Сочельника окутает весь парк, а его посетители окажутся в настоящей зимней сказке!

Всех гостей парка ждёт увлекательная тематическая программа парка: интерактивные экскурсии, ремесленные мастер-классы, уличные игры с озорными скоморохами.

Насладитесь зимними видами ЭТНОМИРа и атмосферой праздника!

13 января последний день года по юлианскому календарю. С чем вас и поздравляем! Самое время разобраться с причинах временного кретинизма, которым веками "хворают" жители России.

Как все начиналось

Древнеримский юлианский календарь был введен в Риме в результате реформы, осуществленной по инициативе Юлия Цезаря в 46 году до н.э. В Киевской Руси юлианский календарь появился во времена Владимира Святославовича практически сразу с началом введения христианства. Так, в «Повести временных лет» используется юлианский календарь с римскими названиями месяцев и византийской эрой. Летоисчисление вели от Сотворения мира, взяв за основу 5508 год до н.э. - византийский вариант этой даты. А начало нового года постановили исчислять с 1 марта – в соответствии с древним славянским календарем.

Двоекалендарие

Явного восторга от нововведения народ, мягко говоря, не испытывал, умудряясь жить по двум календарям. Сохранилось достаточное количество образцов деревянных народных календарей, на которых можно найти одновременное обозначение церковных праздников по юлианскому летоисчислению, и местных событий, основанных на языческом народном календаре.

Юлианский календарь использовали в первую очередь в тех случаях, когда необходимо было узнать о дате церковных праздников.

Старый же календарь, основанный на лунных фазах, солнечном цикле и смене времен года, сообщал о датах жизненно важных дел, в первую очередь, о начале или завершении полевых работ. В современной жизни сохранились, например, такие языческие праздники, как Масленица, связанная с лунным циклом, или «солнечные» чествования – Коляда и Купала.

Попытка - пытка

На протяжении почти 500 лет Русь пыталась жить по юлианскому календарю. Кроме большого количества разночтений, проблему представляла и путаница, которая возникала в летописях: русские летописцы опирались на датировку по славянскому календарю, а приглашенные греки использовали даты нового календаря.

Никакие запреты старого календаря, вплоть до казней особенно рьяных его приверженцев, не помогали.

Царствующий Великий князь Московский Иван III попытался «утрясти» разночтения. В Лето 7000 года от Сотворения Мира, то есть в 1492 году, Московский церковный собор утвердил перенос начала года с 1 марта на 1 сентября (решение, которое действует в Русской православной церкви и поныне).

Самый короткий год

Еще одну попытку трансформировать летоисчисление предпринял Петр I. Своим указом от 1699 года он перенес начало года с 1 сентября на 1 января. Таким образом, 1699 год длился всего 4 месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь. Был сокращен год и советской властью, которая 24 января 1918 года исправила погрешность юлианского календаря в 13 суток, введя григорианский календарь, по которому католическая Европа жила с 1582 года. После 31 января 1918 года наступило не 1 февраля, а сразу 14.

Гуляют все!

Опасаясь быть в очередной раз непонятым, Петр I предпринял попытку «замаскировать» введение нового летоисчисления грандиозными гуляниями.

«Царствующий град» велено было украсить «от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых» и организовать «огненные потехи»: запуск «ракетов, у кого сколько случится» да стрельбу из пушек, мушкетов и «инаго мелкаго ружья».

В канун Нового года царь лично дал сигнал к началу торжеств. Кроме зрелищ Петр предложил народу «различные евствы и чаны с вином и пивом» - угощение было организовано перед дворцом и у трех триумфальных ворот. Согласно царскому указу неделю гулял честной народ, а когда пришел в себя после шумных затей, по Москве «поднялся довольно значительный ропот». Многие удивлялись: «Как мог царь переменить солнечное течение?»

Многие из тех, кто был твердо убежден, что «Бог сотворил свет в сентябре месяце», по-прежнему жили по старому летоисчислению.

Петр решил не неволить народ, сделав в указе оговорку: «А буде кто захочет писать оба те лета, от сотворения мира и от рождества Христова, сряду свободно».

Старый стиль

Сегодня по юлианскому календарю живут всего четыре православные церкви: Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская. Попытка заменить календарь была предпринята патриархом Тихоном 15 октября 1923 года.

Правда, прожил «новый стиль» в Церкви всего 24 дня, так как уже 8 ноября 1923 года патриарх распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить».

Современный православный церковный календарь (Пасхалия) состоит из двух частей: неподвижного Месяцеслова, связанного с солнечным циклом, и подвижной Пасхалии, основанной на Лунном календаре. Юлианский календарь, имеющий расхождения с григорианским в 13 дней, составляет основу неподвижной части – он включает непереходящие Православные праздники и дни поминания святых. Пасхалия определяет меняющуюся ежегодно дату Пасхи, а вместе с этим и зависящие от нее переходящие праздники.

Для всех нас календарь является вещью привычной и даже обыденной. Это древнейшее изобретение человека фиксирует дни, числа, месяцы, сезоны, периодичность природных явлений, которые основаны на системе движения небесных светил: Луны, Солнца, звезд. Земля проносится по солнечной орбите, оставляя позади годы и века.

Лунный календарь

За одни сутки Земля совершает один полный оборот вокруг собственной оси. За год она проходит один раз вокруг Солнца. Солнечный или длится триста шестьдесят пять суток пять часов сорок восемь минут сорок шесть секунд. Следовательно, целого числа суток не существует. Отсюда сложность в составлении точного календаря для правильного отсчета времени.

Древние римляне, греки пользовались удобным и простым календарем. Возрождение Луны происходит с интервалом в 30 суток, а если быть точными, в двадцать девять суток двенадцать часов и 44 минуты. Именно поэтому счет дням, а затем и месяцам можно было вести по изменениям Луны.

Вначале в этом календаре было десять месяцев, которые были названы в честь римских богов. С третьего века до в древнем мире использовался аналог, основанный на четырехгодичном лунно-солнечном цикле, который давал погрешность в величине солнечного года в один день.

В Египте пользовались солнечным календарем, составленном на основе наблюдений за Солнцем и Сириусом. Год по нему составлял триста шестьдесят пять суток. Он состоял из двенадцати месяцев по тридцать дней. По его истечении добавлялось еще пять дней. Это формулировалось как «в честь рождения богов».

История юлианского календаря

Дальнейшие изменения произошли в сорок шестом году до н. э. Император Древнего Рима Юлий Цезарь по египетскому образцу ввел юлианский календарь. В нем за величину года принимался солнечный год, который был немного больше астрономического и составлял триста шестьдесят пять суток и шесть часов. Первое января стало началом года. Рождество по юлианскому календарю стали отмечать седьмого января. Так произошел переход на новое летоисчесление.

В благодарность за реформу сенат Рима переименовал месяц Квинтилис, когда был рожден Цезарь, в Юлиус (теперь это июль). Через год император был убит, а римские жрецы то ли от незнания, то ли намеренно вновь начали путать календарь и стали объявлять каждый наступающий третий год високосным. В результате с сорок четвертого по девятый год до н. э. вместо девяти было объявлено двенадцать високосных лет.

Спас положение император Октивиан Август. По его распоряжению в последующие шестнадцать лет високосных годов не было, и ритм календаря был восстановлен. В его честь месяц Секстилис был переименован в Августус (август).

Для Православной Церкви была очень важна единовременность церковных праздников. Дата празднования Пасхи обсуждалась на Первом и этот вопрос стал одним из главных. Установленные на этом Соборе правила точного расчета данного торжества не могут быть изменены под страхом анафемы.

Григорианский календарь

Глава Католической церкви папа Григорий Тринадцатый в 1582 году утвердил и ввел новый календарь. Он был назван "григорианским". Казалось бы, всем хорош был юлианский календарь, по которому Европа прожила более шестнадцати веков. Однако Григорий Тринадцатый посчитал, что реформа необходима для определения более точной даты празднования Пасхи, а также для того, чтобы день вновь вернулся к двадцать первому марта.

В 1583 году Собор восточных патриархов в Константинополе осудил принятие григорианского календаря как нарушающего богослужебный цикл и подвергающего сомнению каноны Вселенских Соборов. Действительно, в некоторые годы он нарушает основное правило празднования Пасхи. Бывает, что Светлое Воскресенье католическое приходится по времени раньше Пасхи иудейской, а это канонами церкви не допускается.

Летоисчисление на Руси

На территории нашей страны, начиная с десятого века, Новый год праздновали первого марта. Через пять веков, в 1492 году, в России начало года перенесли, согласно церковным традициям, на первое сентября. Так продолжалось более двухсот лет.

Девятнадцатого декабря семь тысяч двести восьмого года царь Петр Первый издал указ о том, что юлианский календарь в России, принятый от Византии вместе с крещением, по-прежнему оставался действующим. Изменилась дата начала года. Она была официально утверждена на территории страны. Новый год по юлианскому календарю надлежало отмечать первого января «от Рождества Христова».

После революции четырнадцатого февраля тысяча девятьсот восемнадцатого года в нашей стране были введены новые правила. Григорианский календарь исключал в пределах каждого четырехсотлетия три Именно его стали придерживаться.

Чем же отличаются юлианский и григорианский календари? Разница между в исчислении високосных лет. С течением времени она увеличивается. Если в шестнадцатом веке она составляла десять дней, то в семнадцатом она увеличилась до одиннадцати, в восемнадцатом столетии она уже была равна двенадцати дням, тринадцати в двадцатом и двадцать первом веках, а к двадцать второму веку эта цифра достигнет четырнадцати дней.

Православная церковь России пользуется юлианским календарем, следуя решениям Вселенских Соборов, а католики - григорианским.

Часто можно слышать вопрос о том, почему весь мир отмечает Рождество двадцать пятого декабря, а мы - седьмого января. Ответ совершенно очевиден. Православная русская церковь отмечает Рождество по юлианскому календарю. Это касается и других крупных церковных праздников.

Сегодня юлианский календарь в России называют «старым стилем». В настоящее время область его применения весьма ограничена. Им пользуются некоторые Православные Церкви - Сербская, Грузинская, Иерусалимская и Русская. Кроме того, юлианский календарь применяется в некоторых православных монастырях Европы и США.

в России

В нашей стране вопрос о реформе календаря поднимался неоднократно. В 1830 году его ставила Российская Академия наук. Князь К.А. Ливен, занимавший в то время пост министра просвещения, счел это предложение несвоевременным. Только после революции вопрос был вынесен на заседание Совнаркома Российской Федерации. Уже 24 января Россия приняла календарь григорианский.

Особенности перехода на григорианский календарь

Православным христианам введение властью нового стиля доставило определенные трудности. Новый год оказался смещенным в когда любое веселье не приветствуется. Более того, 1 января - день памяти святого Вонифатия, покровительствующего всем, желающим отказаться от пьянства, а наша страна отмечает этот день с бокалом в руках.

Григорианский и юлианский календарь: отличия и сходства

Оба они состоят из трехсот шестидесяти пяти дней в обычный год и трехсот шестидесяти шести в год високосный, имеют 12 месяцев, 4 из которых по 30 дней и 7 по 31 дню, февраль - либо 28, либо 29. Разница заключается только в периодичности наступления високосных лет.

По юлианскому календарю високосный год наступает через каждые три года. В этом случае получается, что календарный год длиннее астрономического на 11 минут. Другими словами, через 128 лет появляется лишний день. Календарь григорианский тоже признает, что четвертый год является високосным. Исключение составляют те годы, которые кратны 100, а также те, которые можно разделить на 400. Исходя из этого, лишние сутки появляются лишь через 3200 лет.

Что нас ожидает в будущем

В отличие от григорианского, юлианский календарь более простой для летоисчесления, но он опережает год астрономический. Основой первого стал второй. По мнению Православной церкви, календарь григорианский нарушает очередность многих библейских событий.

В связи с тем, что юлианский и григорианский календари с течением времени наращивают разницу в датах, православные церкви, которые используют первый из них, будут отмечать Рождество с 2101 года не 7 января, как это происходит сейчас, а восьмого января, а с девять тысяч девятьсот первого года празднование будет происходить уже восьмого марта. В литургическом календаре дата по-прежнему будет соответствовать двадцать пятому декабря.

В странах, где к началу двадцатого века применялся юлианский календарь, например в Греции, даты всех исторических событий, которые произошли после пятнадцатого октября тысяча пятьсот восемьдесят второго года, номинально отмечают в те же числа, когда они случились.

Последствия календарных реформ

В настоящее время григорианский календарь достаточно точен. По мнению многих специалистов, он не нуждается в изменениях, однако вопрос о его реформе обсуждается уже несколько десятилетий. При этом речь идет не о введении нового календаря или каких-либо новых приемах учета високосных лет. Речь идет о перегруппировании дней в году таким образом, чтобы начало каждого года выпадало на один день, например на воскресенье.

Сегодня календарные месяцы насчитывают от 28 до 31 дня, длина квартала колеблется от девяноста до девяноста двух суток, причем первое полугодие короче второго на 3-4 дня. Это осложняет работу финансовых и планирующих органов.

Какие существуют новые проекты календарей

На протяжении последних ста шестидесяти лет предлагались различные проекты. В 1923 году был создан комитет по календарной реформе при Лиге Наций. После окончания второй мировой войны данный вопрос был передан в Экономический и Социальный комитет при ООН.

Несмотря на то, что их достаточно много, предпочтение отдается двум вариантам - 13-месячному календарю французского философа Огюста Конта и предложению астронома из Франции Г. Армелина.

В первом варианте месяц всегда начинается в воскресенье, а завершается в субботу. В году один день вообще не имеет названия и вставляется в конце последнего тринадцатого месяца. В високосном году такой день появляется в шестом месяце. По мнению специалистов, этот календарь имеет много существенных недостатков, поэтому больше внимания уделяется проекту Гюстава Армелина, согласно которому, год состоит из двенадцати месяцев и четырех кварталов по девяноста одному дню.

В первом месяце квартала тридцать один день, в двух последующих - по тридцать. Первое число каждого года и квартала начинается в воскресенье и завершается в субботу. В обычном году один дополнительный день прибавляется после тридцатого декабря, а в високосном - после 30 июня. Данный проект был одобрен Францией, Индией, Советским Союзом, Югославией и некоторыми другими странами. Долгое время Генеральная Ассамблея оттягивала утверждение проекта, а в последнее время эта работа в ООН прекратилась.

Вернется ли Россия к "старому стилю"

Иностранцам довольно трудно объяснить, что значит понятие "Старый Новый Год", почему мы празднуем Рождество позже европейцев. Сегодня появляются желающие осуществить в России переход на юлианский календарь. Причем инициатива исходит от вполне заслуженных и уважаемых людей. По их мнению, 70% российских православных россиян вправе жить по календарю, которым пользуется Русская Православная Церковь.

Поделиться: