Самостоятельная медитация випассана. Випассана: что это такое? Техника медитации Випасана

Что это такое – випассана? К данному вопросу со временем приходит каждый, кому довелось осваивать медитативные практики с целью развития личности, познания своего «Я». Избавившись от всего лишнего, что таится в сознании и подсознании, человек достигает внутренней гармонии, избавляется от телесных и душевных болезней.

Являясь методом освобождения ума от ненужных эмоций, переживаний и терзаний, практика випассаны помогает достичь просветления, к которому стремятся в . Прийти к этому состоянию можно самостоятельно, используя многовековой опыт тех, кто испытал на себе силу «медитативного прозрения» – випассаны.

Випассана – особенности практики и ее виды

Випассана – это древнейшая духовная практика, признанная в буддизме как методика развития личности . С санскрита слово «випассана» (випашьяна) переводится как «медитация прозрения» и «видение как есть». Именно в этом переводе кроется основное значение и понимание сути методики.

Нацеленная на очищение ума от всего лишнего, мешающего познанию себя, практика заключается в погружении в особое медитативное состояние . С ее помощью человек учится познавать свое «Я», отбрасывать все лишнее, что мешает ощутить внутреннюю гармонию. Осваивая практику випассаны, человек становится ближе к просветлению.

Считается, что зародилась випассана в – там, где духовному всегда отводилась первоочередная роль . Якобы 2500 лет назад сам Будда Гаутама освоил эту практику и обучил ей своих учеников. Шакьямуни признал випассану путем обретения гармонии и здоровья, называя ее «искусством жизни». Она помогает исцелить многие телесные и душевные болезни, ставшие результатом физических и психологических страданий, возникающих в результате получения жизненного опыта.

Главная цель випассаны – обрести свободу сознания, которая является наивысшим счастьем. Достичь этого можно только с помощью постепенного принятия неудовлетворенности, непостоянства и безличности опыта.

Существуют разные направления випассаны в тибетском буддизме. Но, главные преобразования были осуществлены в XIX веке . Сегодня эта медитативная практика в основном ассоциируется с учениями Сатья Гоенка и Махаси Саядо.

Випассана по Сатье Гоенке – это десятидневная методика, направленная на :

  • Отрешенное наблюдение за собственным телом, его ощущениями.
  • Постижение практики нравственности.
  • Наблюдение за дыханием в районе ноздрей и верхней губы.
  • Развитие доброжелательности.

Данная методика – это курсы, включающие ежедневные медитации, продолжающиеся 10 часов, и вечерние лекции, на которых раскрываются все важные моменты випассаны и даются ответы на возникающие вопросы. Результатом этих курсов должно стать постепенное освобождение самскары (бессознательных впечатлений), раскрытие энергичности и доброты, развитие щедрости и честности, побуждения нравственности и самоотречения . Благодаря тому, что освобождается память от острых эмоциональных реакций, человек получает такой результат. Все, кто желает не ограничиваться десятидневными курсами, могут пройти дополнительные курсы, которые могут длиться 3 или даже 60 дней.

Випассана по Сатье Гоенке особенно распространена в странах СНГ, в том числе, России.

Випассана, интерпретированная Махаси Саядо, получила наибольшее распространение на острове Шри-Ланка и в Таиланде. Главная особенность практики – проведение медитации не только в положении сидя, но и в процессе ходьбы.

Несмотря на то, что випассана выполняется почти круглые сутки, особого утомления человек не испытывает. Это благодаря тому, что происходит чередование статичности (неподвижного положения) и динамичности (движения). Во время медитации необходимо испытать «випассана-няна» (шестнадцать осознаний). Только так можно считать, что должный результат был достигнут.

Как постичь випассану самостоятельно – способы освоения

Человек – существо эмоциональное, а потому у него накапливаются эмоции и переживания. Со временем они могут привести к болезням, от которых можно излечиться только путем избавления от негативных эмоций. Випассана помогает разобраться со «старыми» переживаниями и прекратить накапливаться новым. Как это сделать?

  • Во-первых, нужно избавиться от внешних раздражителей.
  • Во-вторых, следует успокоить свой ум.
  • В-третьих, необходимо научиться созерцанию своих эмоций и ощущений, но не реагировать на них.
  • В-четвертых, нужно дать возможность осознать все, что когда-то волновало и способствовало возникновению переживаний.

Медитация випассана дает понять, насколько тесна связь ума и тела . Во время выполнения практики необходимо сосредоточиться на состоянии ума и физических ощущениях. Для этого могут использоваться три действенных способа, позволяющие освоить випассану самостоятельно. Их мы рассмотрим ниже. Начинать выполнять их лучше по очереди и практиковать отдельно друг от друга. Когда придет осознание, делать их желательно все вместе.

Осознание движения и мыслей

Благодаря освоению этой техники можно научиться полностью осознавать собственные действия . Абсолютно любое движение должно быть осознанным. От чувства механического выполнения нужно полностью избавиться. Нужно понимать, что рука либо нога подчиняется вам, двигается по вашей воле. Может, этот способ покажется несколько наивным, но, на самом деле, он очень действенный.

Практикуя данную технику, вы отказываетесь от бессознательных действий. Вам необходимо следить за тем, как вы поправляете одежду, раскладываете вещи, убираетесь в жилище. Только после того, как у вас получилось осознать свое тело, у вас получится осознать и свой разум . Нужно избавиться от необходимости оценивания мыслей и эмоций. За ними необходимо просто наблюдать. Третьим шагом после осознания тела и разума станет осознание своего настроения.

После выхода из состояния медитации придет понимание своего тела и психологии.

Наблюдение за верхней губой и ноздрями

Эта техника направлена на то, чтобы вы наблюдали за своими ощущениями, когда воздух наполняет вас при вдохе и плавно покидает тело при выдохе. Вы осознаете, что на вдохе в области ноздрей ощущается прохлада, а на выдохе чувствуется тепло на верхней губе.

Такой способ гораздо быстрее и легче осваивается мужчинами ввиду того, что наблюдать за движениями живота для них сложнее.

Осознание дыхания

Движения живота означают движение жизненной силы . Наблюдение в данном случае ведется именно за животом, так как на нем расположен пупок, являющийся источником жизненной энергии. Ведь неспроста через него матерь соединена со своим дитем, которого она вынашивает под сердцем.

Постепенно, наблюдая за движениями своего живота, вы ощущаете, как мысли и эмоции утихают, не мешают вам чувствовать свое «Я».

Положения тела, используемые для освоения випассаны

Техника выполнения випассаны может быть представлена в двух вариантах – сидя и при ходьбе.

Для проведения медитации в положении сидя нужно принять позу, которая будет максимально удобной для того, чтобы в ней можно было просидеть 40 минут без смены положения тела. Спина и голова при этом должны быть прямыми, а глаза – закрытыми. Наблюдайте за движением живота в районе чуть выше пупка.

Випассана при ходьбе – это осознание ног, касающихся земли . Ходить можно как по прямой, так и по кругу. Делайте 15 шагов вперед и назад. При этом держите глаза опущенными вниз и наблюдайте за землей, которая находится перед вашими ногами.

Нужно наблюдать за каждым ощущением : как ступня поднимается в воздух и упирается в землю, как сгибается колено и пр. В том случае, если возникнет какая-то преграда, устраните ее и продолжайте свое наблюдение. Постепенно уйдут переживания, смолкнет ум. Все негативные эмоции (страхи, боль, зависть, обиды) покинут вас, а милосердие, доброта и сопереживание займут в вашей душе главное место .

Випассана – это та медитативная практика, которую с легкостью можно освоить самостоятельно . Детям она и вовсе поддается гораздо быстрее, так как их разум меньше заполнен лишними мыслями, переживаниями и негативным опытом.

Вот мы и узнали многое о технике випассана. Используя метод наблюдения за собой, человек постепенно придет к осознанию и просветлению.

Випассана - все более популярная в России духовная практика (ретрит), участники которой на 10 дней принимают обет молчания, отказываются от связи с внешним миром и остаются наедине с собой. В попытках выяснить, помогают ли такие практики изменить свою жизнь, «Афиша Daily» записала истории тех, кто прошел буддистскую випассану в России и за границей.

Юлия Рудометова

О жизни до випассаны

В 2014 году я ушла из офиса, где проработала четыре года. Это был сложный период поисков себя. Я отправилась в Юго-Восточную Азию с билетом в один конец, но путешествие закончилось досрочно: я сломала лодыжку. Пока лежала в гипсе, подруга прошла випассану в Непале. От нее я и узнала об этой практике. К концу года, восстановив здоровье и проработав полгода в гастрономическом журнале, я бросила себе очередной вызов.

В России официальные ретритные центры випассаны находятся в Подмосковье, Петербурге и Екатеринбурге. Выбор был прост: в Питере и Москве я была, а на Урале еще нет. В декабре подала заявку на март (нужно заполнить анкету, в которой спрашивают о твоих целях и предыдущем опыте каких-либо практик), мне ее одобрили, и 8 марта 2015-го я уже была в Екатеринбурге. Когда я летела на випассану, я до конца не осознавала, что мне предстоит. Знала, что это будет некое испытание. Наверное, если бы я заранее выяснила, какое именно, то сто раз подумала бы, ехать или нет.

Как устроена випассана

Центр випассаны на Урале арендует территорию детского лагеря в сосновом лесу поселка Сысерть. Мы вставали в 4.00, шли на двухчасовую медитацию, потом завтрак, после него 1,5 часа до следующей медитации - это мое любимое время. Я тут же шла обратно досыпать, сытая и довольная. Отбой был в 22.00, но шести часов сна было ничтожно мало. На медитации уходило около 15 часов в сутки. Никаких дел, кроме медитации, не было. В день мы ели 2,5 раза: завтрак в 6.00, обед в 12.00 и что-то вроде полдника в 16.00, на котором давали половинку фрукта и стакан молока. До следующего завтрака только столовая вода. Еда была вегетарианская, но разнообразная.

Брать еду с собой на випассану нельзя. Обысков при заселении не устраивают, все на твоей совести. Помню, в общем коридоре на этаже из мусорного ведра торчали обертки от шоколадок, печенья и даже пустая пачка сухого собачьего корма. Не всем легко выдержать такой режим питания. Моя соседка таскала с обеда хлеб, сушила его на батарее, а перед сном хрустела. Бытовые условия меня не испугали. Мы жили в комнате по 3–4 человека, и в нашем здании не было душа: приходилось с мокрой головой, замотанной в полотенце, в минус 10 градусов идти из одного корпуса в другой.

Правила випассаны

В первый день ты принимаешь условия випассаны. Отказываешься от всех видов связи с внешним миром и даешь обет молчания на все десять дней. Что бы ни случилось в мире - ты об этом не узнаешь. Все ценные вещи, документы, кошелек сдаются на хранение. Нет ни ноутбука, ни телефона и какой-либо возможности позвонить. Нет всех тех вещей, которыми ты привык забивать свое свободное время: фильмы, книги, музыка, рисование. Есть только ты, и больше ничего. Избавиться от телефона и интернета на 10 дней - это уже роскошь в наши дни.

Випассана подразумевает сегрегацию полов: мужчины и женщины жили в разных корпусах. Мы пересекались только в общем зале медитации, где девушки сидели с правой стороны, а мужчины - с левой. Под запретом не только тактильный контакт с кем-либо, но и контакт глазами: один случайный взгляд может выбить из равновесия на два дня. Знаю, что некоторые перемигивались, особенно те, кто приехал парами. Одна девушка после випассаны призналась, что на общей медитации у нее было удобное место и она могла рассмотреть всех симпатичных парней. Я же честно приняла правила игры: все время смотрела в пол и не пропустила ни одной медитации.

Выдерживали не все. Помню, две девушки поссорились из-за форточки: одной было слишком жарко, другой - слишком холодно. Они нарушили обет молчания и высказали друг другу свои недовольства. Такое часто случается в середине випассаны: говорят, из человека лезут бесы, выплескивается накопившаяся агрессия.

О медитации

Самое сложное - медитировать. Это длится не 15–20 минут, а долгие часы каждый день. Тяжело не только телу, тяжело успокоить мысли. Первый день в голове был настоящий покерный клуб. И я не могла контролировать этот процесс. Бесконечные изнуряющие потоки мыслей. Ты пытаешься сосредоточиться на дыхании, а в голове вечеринка. На второй и третий день, когда люди уже долго пьют и болтают, шумная вечеринка становится вялотекущей. И эти люди устроили в моей голове караоке! Я не подозревала, что знаю репертуар Филиппа Киркорова. Стараешься медитировать, а в голове неожиданно включают «Кукарача, кукарача…». На четвертый день мысли наконец утихли. Совсем.

В середине випассаны у нас были медитации твердой решимости, когда тебе нельзя шевелиться: принимаешь позу и 60 минут сидишь неподвижно. Первый день я провалила все три медитации. Ноги затекали, спину ломило. Казалось, это невыполнимая задача. Кстати, идеальной тишины там не было. В общем зале медитирует более 80 человек: кто-то чихнул, почесался, высморкался, кто-то шуршит молнией, подушкой. Но ты учишься этого не замечать. Одна из главных задач випассаны - научиться чувствовать жизнь в каждой клеточке своего тела. Это трудно и сначала не получается. Но ближе к концу випассаны мне это удалось. У меня было ощущение, что я, как новогодняя елка, свечусь. Я могла направить энергию в мизинец правой ноги, на изгиб локтя, мочку уха или затылок. Звучит неправдоподобно, но это так.

О недоверии

Ежедневно с 20.00 до 21.00 нам читали лекции, на которых рассказывали общие вещи про випассану. На пятый день лекция была про благодарность и денежные пожертвования. В один миг мне все стало казаться бредом: мы, как сектанты, внимательно слушаем эту чушь. Появилась мысль, что сейчас меня заставят переписать все свое имущество. Хотя ничего такого не было. Как известно, випассана работает за донейшен: ты оставляешь в конце столько, сколько считаешь нужным и можешь себе позволить. Если у тебя нет денег, то никто не осудит. Вместо этого ты можешь в следующий раз послужить: убирать комнаты, готовить или стать менеджером курса. Конкретную сумму оплаты никто не называет. Был только один момент, который мне не понравился: когда ты оставляешь пожертвование, в тетрадь записывают твою фамилию и сумму, которую ты опускаешь в специальный ящик.

На следующий день мысли все бросить и уехать, к счастью, прошли.

О возвращении

Близкие друзья знали о випассане, а родителям я сказала, что уезжаю в йога-лагерь, где нельзя пользоваться телефоном. Оставила им телефон экстренной связи со словами, что по нему можно звонить только в случае землетрясения или цунами. Родители выдержали, не звонили, хотя мама до сих пор подозревает, что я была в секте. А как только включила телефон, узнала, что умерла бабушка, а еще меня неожиданно уволили из журнала. Для меня это было шоком, и я долго приходила в себя. После випассаны сделала на запястье татуировку - слово anicca («аничча», язык пали), означающее «все временно, и нет ничего постоянного».

Полтора года назад я переехала жить в Крым. Работала на фрилансе и параллельно начала заниматься новым делом по душе - организацией экскурсий и вечеринок в разных городах.

Випассана стала логическим продолжением моего незаконченного азиатского путешествия. После нее я начала делать то, что я хочу, а не то, чего ждут от меня другие. Сейчас подумываю пройти еще раз, но уже в другой стране.

Игорь Будников

О жизни до випассаны

На пятом курсе МГИМО я устроился юристом в американскую компанию: престижное место, большая зарплата. Казалось бы, я должен был быть доволен жизнью. Но, оглядываясь назад, понимаю, что это были самые несчастные годы моей жизни.

Про випассану я узнал примерно за пару лет до того, как я первый раз в нее поехал. Я начал заниматься йогой и слышал в йога-центре, что есть такая штука, как випассана, но для чего она и о чем, не понимал. Випассана предполагает, что десять дней ты не пользуешься интернетом и телефоном - полностью исчезаешь из социума. А моя работа требовала, чтобы я был на связи 24/7. У всех сотрудников были Blackberry (мы их назвали «электронные поводки»), которые надо было круглосуточно держать при себе. Мой образ жизни был несовместим с исчезновением. Да и корпоративная культура не одобряет такие устремления работников. О випассане я думал два года, а потом понял, что пройдет еще два года - и ничего не изменится. Я перестал получать удовольствие от работы. Проще говоря - все достало. В 2012 году я с большим трудом согласовал трехнедельный отпуск (самый долгий за шестилетнюю карьеру) и выбрал даты випассаны.

Как устроена випассана в Малайзии

Почему я выбрал Малайзию? Так совпало с графиком отпуска, а еще меня привлекал климат и возможность после ретрита отдохнуть в Таиланде. Центр в Малайзии специально построен для проведения випассаны. Условия очень хорошие: у каждого студента отдельная маленькая комната с туалетом.

Випассану я проходил вместе со своей девушкой. Это усложнило задачу, потому что подобные ретриты предполагают индивидуальную работу: мужчины и женщины живут в разных частях центра, а в зале для медитаций и в столовой сидят по разные стороны. Мы причиняли много неудобств: часто переглядывались, обменивались знаками и улыбками, за что нас дважды вызывали на ковер к учителю и грозно предупреждали: еще раз повторится - и нас выгонят. Любой взгляд, жест или записка могут стать навязчивой идеей на несколько дней: «Она мне улыбнулась. Что это значит, что она хотела этим сказать?» Мы с Наташей встречались полтора года, и, видимо, была та стадия отношений, когда находиться поодаль было невыносимо.

Русских, кроме нас, больше не было: несколько европейцев, китайцев, больше всего малазийцев. Дисциплина жесткая: подъем в 4.00 утра и медитации до 21.00. Это была классическая випассана по системе Гоенки, которая включает в себя один вид медитации: сидя и неподвижно. В других традициях сидячие медитации чередуются с ходьбой. Испробовав на себя разные ретриты, могу точно сказать, что провести весь день сидя на полу по-турецки очень сложно. Часто это были просто муки, когда ты ждешь, когда же раздастся сигнал, означающий, что можно встать, попить и сходить в туалет. Через 15 минут мы возвращались и сидели еще один час. Из 12 часов медитации в день в лучшем случае эффективными были только 4–5 часов. Остальные были попросту страданием различной степени тяжести. Раз в день мы слушали лекцию в записи. Для меня и Наташи запись отдельно включали на русском языке. Настоящая випассана проводится бесплатно, но в конце ты можешь оставить пожертвование.

О боли

Перед поездкой у меня защемило спину. Я регулярно ходил к массажисту. Вроде бы стало лучше, но в самолете боль вернулась. Я переживал: кто мне будет вправлять спину на випассане и как я вообще буду медитировать? Я пришел к учителю пожаловаться на спину, и он сказал: «Понаблюдай эту боль, и через четыре дня она исчезнет». Первые несколько дней прошли как на каторге, но на четвертый день, совпадение или нет, боль уменьшилась. Випассана - самоубийство для ума, поэтому он с первого дня искал тысячу причин и отговорок, почему нужно сбежать. В моем случае это была боль в спине.

Ближе к вечеру у нас был часовой перерыв на вечерний чай. На сам чай уходило минут 10, и оставалось еще 50, которые нужно было себя чем-то занять. Я не помню раньше, чтобы ощущал такую фундаментальную скуку: нельзя читать, писать, слушать музыку. Никаких развлечений вообще. Медитировать уже нет сил, сидеть устал, спать не хочешь. В это время каждый сходил с ума по-своему. Кто-то изучал жизнь муравьев. В Москве в свой свободный вечер я либо встречался с друзьями, либо шел в кино. Остаться один на один с собой, не включая музыку или телевизор или не развлекая себя едой, почти невозможно. Я не подозревал, насколько беспокойный у меня ум. Во время медитаций был хаотичный поток мыслей: о работе, уволят меня или нет, о еде, о сексе, о том, сколько еще осталось сидеть, о боли, о родителях, друзьях, в голове крутятся на повторе песни, которые ты случайно услышал по радио. И ты не можешь с этой кашей в голове ничего сделать. Нам говорили, что мысли отражают то, как ты живешь. И до тех пор, пока такая голова, жизнь тоже будет кашей.

Первая продуктивная медитация была на шестой день. Последняя сессия вечером, перед сном. Я перестал чувствовать боль и потерял ощущение времени. Я был в необычном для себя состоянии, будто покурил марихуану. Цвета стали ярче. Я шел от зала медитации в свою келью 40 минут, хотя расстояние там 50 метров. Кажется, впервые в жизни я со слезами на глазах разглядывал деревья, луну и насекомых. Последний день - день освобождения - был счастьем. Я, правда, так и не понял, чем хочу заниматься, но смог наконец обнять свою девушку.

Об изменениях

Я думал, что випассана - это волшебная таблетка, которая мгновенно решит все проблемы. Но это не так. В нашей фирме была особая мотивация к работе: каждый год сотрудникам прибавляли зарплату. Когда я вернулся в офис после отпуска, первым делом забрал свой конверт. Развернул, посмотрел на цифру, которая была больше, чем год назад, и расплакался. Если дописать нолик сзади или умножить на два, ничего не изменится. Работа осталась такой же, какой я ее оставил. Примерно через полгода я уволился.

Я прошел больше десяти ретритов. Даже если занимаешься любимым делом и проводишь весь год в приятных местах, в голове все равно накапливается мусор. На мой взгляд, ретрит раз год - это базовая гигиена для сознания. Я бы сравнил медитацию с ежедневной чисткой зубов. Почистил зубы - ощущения во рту приятные, свежо. А если по какой-то причине не почистил, жить можно, но испытываешь дискомфорт. Самым тяжелым был 21-дневный ретрит. Это как бег на длинную дистанцию. Кажется, что медитировать больше нет сил, но через пару кругов открывается второе дыхание.

Вместе с работой поменялось отношение ко всему. Раньше для меня было важно, одежду какой марки я ношу и в каких ресторанах бываю. Сейчас мне все равно. Да, я так и не ответил на вопрос, в чем мое предназначение. Но возможно, и не нужно искать ответ. Просто делать то, что тебе нравится и во что ты веришь.

Об отношениях с родителями

Я до последнего не говорил родителям об увольнении. Морально готовился к скандалу: «Ты что такое придумал?! Не глупи». В итоге полетел к ним в гости в Поволжье, чтобы отпраздновать свой день рождения. Мы сидели за праздничным столом, и тут я сказал: у меня новость. Воцарилась гробовая тишина. Но реакция меня поразила. Мама сказала: «Знаешь, я давно думала, что тебе надо попробовать что-то еще». А папа только спросил, чем я планирую заниматься. Отношения с родителями очень поменялись. Они, глядя на меня, стали вегетарианцами. Им уже 60 лет, но они в теме всего, чем я занимаюсь. Более того - они сами прошли випассану. Они фермеры, выращивают зерно. Раньше работа им постоянно приносила стресс: кредиты, зарплаты, что-то вышло из строя. А сейчас они перестали воспринимать все близко к сердцу. И от этого, надо сказать, бизнес только выиграл.

Марина Белых

О жизни до випассаны

В течение 16 лет я работала в большой медиакомпании - от ночного диджея на Rock FM (затем были Love Radio, Energy, «Европа плюс») и руководителя проектов до PR-специалиста и топ-менеджера. На пике карьеры я поняла, что больше не хочу этим заниматься: продавать людям то, что им не нужно.

У меня трое детей. Им, как я поняла позднее, не хватало родительской любви, хотя я отказывалась это замечать. Четыре года назад я уволилась, чтобы быть с детьми. Примерно в то же время мы с мужем решили развестись. Развод - это всегда болезненно, когда от тебя будто бы отрывают часть и остается пустота.

Я была не то чтобы на распутье, но у меня происходила смена системы координат: я бросила карьеру, развелась с мужем и была в поиске чего-то простого и настоящего, хотела вырваться из потребительского мира, в котором жила все это время. Моя приятельница сказала: «Слушай, а съезди на випассану!» Я ничего об этом не знала, но решила попробовать: вдруг это поможет найти успокоение. Детям нужна стабильная и счастливая мама, а не мама в погоне за новой машиной, помадой или впечатлением.

Что происходит на випассане

Я записалась на випассана-центр на Урале - это были ближайшие даты со свободными местами. Женщине не всегда удается куда-то вырваться из-за детей и домашних забот. Но я всех распределила по родственникам без лишних объяснений, куда еду и зачем. Все-таки я уже взрослый человек - и если мне нужно куда-то уехать на 10 дней, значит, нужно.

Первый день прошел легко. У тебя полно сил, вокруг новая обстановка. Второй день начинаешь грузиться - все идет не так, не хватает коммуникации. Сложнее всего было отказаться от сигарет. Признаюсь: я все-таки заныкала с собой пачку и курила на третий-четвертый день под соснами в шоке от происходящего. Вообще, випассана - очень гуманная практика. Никто тебя не заставляет ничего делать. Вместо медитаций в комнате спишь? Окей, это твое решение.

На третий день медитаций по 12 часов я вышла на улицу и увидела, что все звезды на разной высоте, разного цвета и яркости. В первую секунду подумала, что сошла с ума. И не на шутку испугалась. Учитель сказал, что я наконец перестала думать о себе и увидела мир. Это были мои личные ощущения, не спровоцированные химическими веществами. Был момент, когда мне даже захотелось уехать в монастырь: в этом же истинное счастье! Это лучше, чем любой оргазм, чем деньги, чем экстрим, чем путешествия. Ощущение можно сравнить с рождением ребенка: первые несколько минут, когда кладут младенца на грудь, - самые счастливые в твоей жизни. Випассана напомнила мне об этих чувствах. Только в этот раз было рождение самой себя.

О боли

У меня из-за травмы нет подтаранного сустава в стопе. Чудо, что я вообще могу ходить и даже изредка вставать на каблуки. Разумеется, периодически накатывает сильная боль. Я сразу сказала учителю курса, что не смогу сидеть в позе, которую они рекомендуют, - коленки под себя. Он спросил, давно ли была травма и, когда узнал, что шесть лет назад, сказал: этого уже ничего нет, давай попробуем. Я возмутилась: как это ничего нет? У меня даже справка об инвалидности была! Но я поверила ему. Нога болела до слез. Я изо всех сил старалась абстрагироваться, но все мысли возвращались к боли. На випассане учат наблюдать свое дыхание и отключать внутренний диалог. И каждый день боль становилась все меньше: сначала пульсация, затем легкое покалывание, а потом совсем ничего. Я четыре часа сидела на больной ноге - а боли не было. Потом, конечно, реальность нахлынула и боль вернулась. Поэтому на випассану стоит ездить время от времени, чтобы не потерять этот навык.

Об изменениях

Випассана - это очень физиологичная техника, в которой, в отличие от других практик, ничего не нужно визуализировать или домысливать. Это своего рода физкультура для мозга, с помощью тела тебя учат чувствовать окружающий мир без оценочных суждений.

Не могу сказать, что випассана изменила мою жизнь. Но она стала толчком к изменениям. Я переехала из маленького провинциального города в Москву. Увлеклась педагогикой Монтессори, сейчас получаю международный диплом Монтессори-педагога. Випассана изменила мое отношение к детям: мы четверо все разные, но это нормально. Я научилась внимательно слушать их, разговаривать без спешки и проявлять уважение. А уважение - это безусловное право человека иметь мнение, отличное от твоего собственного.

Некоторые меня до сих пор спрашивают: «Марина, откуда у тебя столько терпения и сил? Как у тебя получается быть всегда такой спокойной и жизнерадостной?» Я никого не агитирую проходить випассану, но рассказываю, что стало катализатором этих изменений.

На випассане у меня обострились обоняние и слух. Помню, после очередной медитации стояла на улице, услышала звук подъезжающей машины и почувствовала запах бензина, но никого не было. Через минуты четыре машина подъехала. Наконец я смогла бросить курить после пятнадцатилетнего стажа, преодолеть страх перед болью (встала на горные лыжи!), наладила отношения с родителями. Самое главное - я перестала бороться с миром.

В Европе, России и странах СНГ в последнее время открылось много центров, посвященных обучению и изучению методике випассаны. Все неизвестное и новое вполне ожидаемо вызывает у нас опасения: а не является ли это модное учение, сулящее открытие третьего глаза, какой-то авторитарной организацией, нацеленной исключительно на вытягивание денег у своих клиентов? Хотим вас заверить: випассана в ее первозданном значении и существовании – это древняя духовная практика, которая, помогая погрузиться в особое медитативное состояние, направленное на познание своего «Я», способствует достижению просветления.

Випассана: история возникновения методики

Випасана (випашьяна) переводится с санскрита как «видение как есть», «медитация прозрения». Випассаной называют и методику развития личности при помощи буддийской медитации, и отдельные направления этой медитации. Это одна из самых древних техник медитации. Считается, что эта духовная практика зародилась в Индии, а около 2500 лет назад была изучена Буддой Гаутамой, который обучил этой медитации своих учеников.

Согласно учению Будды, это учение является Искусством жизни, путем к обретению гармонии и здоровью. По сути, эта практика направлена на очищение ума и приобретения высшего счастья – свободы сознания. И именно через освобождения ума происходит не просто лечение, а полное исцеление всех болезней, как душевных, так и физических. Изначально Будда и его ученики употребляли словосочетание «випассана-бхавана». Человек, практикующий эту методику, постепенно должен принять непостоянство, неудовлетворенность и безличность опыта. Постепенно это принятие должно устранить предпосылки психологического и физического страдания, связанного с опытом жизни. Эта методика спокойствия со временем приобретала новые направления и подходы. На тибетский «випашьяна» перевели как «божественное видение» – «лха-тонг». Существует несколько направлений випассаны в тибетском буддизме, но в основном они все занимаются распознаванием пустотности мира и ума. Основные изменения в методику были внесены буддийскими монахами в XIX веке. А сегодня випассаной называют практику, которую преподавали Махаси Саядо и Сатья Гоенка.

Виды практики випассаны

Випасана по Сатье Гоенке

В России и странах СНГ особой популярностью пользуется десятидневная методика по Гоенке. Эти курсы випассаны направлены на:

  • обучение практике нравственности,
  • наблюдение за дыханием в районе верхней губы и ноздрей,
  • беспристрастное наблюдение за своим телом и его ощущениями,
  • развитие и раскрытие доброжелательности.

Курсы по Гоенке включают ежедневную 10-часовую медитацию и вечерние лекции, на которых учитель объясняет нюансы практики и отвечает на вопросы. Цель этих курсов –освобождение санскары, развитие щедрости, энергичности, честности, уравновешенности, доброты, самоотречения, нравственности. Освобождение памяти подразумевает уничтожение неверных, острых реакций на события, вызванных предыдущим опытом. Обучение не ограничивается 10 днями. Все желающие могут пройти дополнительный трехдневный курс или получить доступ к более длительному обучению, которое может длиться до 60 дней.

Випассана по Махаси Саядо

В Таиланде и Шри-Ланке чаще встречается методика по Саядо. Особенностью этой практики является то, что медиативное состояние достигается не только в положении сидя, но и при ходьбе. Практика проходит практически круглые сутки, но не приносит особого физического утомления и напряжения за счет чередования неподвижности и движения. Практик работает с осознанием, ведя круглосуточное наблюдение за своими ощущениями и реакциями. Этот курс подразумевает достаточно строгий подход. Человек, погруженный в медитативное состояние, должен испытать шестнадцать осознаний «випассана-няна», касающихся его самого и внешнего мира.

Випассана зародилась в Индии, а затем была изучена Буддой Гаутамой,
который обучил этой медитации своих учеников

Особенности и практика випассаны

Эта медитация помогает трансформироваться личности путем самонаблюдения. Основная идея этой практики – глубокая связь ума и тела, согласно которой все душевные страдания приводят к физическому недомоганию и боли. Во время этой медитации необходимо полное сосредоточение на физических ощущениях (то есть жизни тела) и состоянии ума. Это исследование себя помогает добраться до общих истоков тела и ума, а значит, убрать ментальные загрязнения и обрести уравновешенность, любовь и сострадание. Это путешествие в себя помогает увидеть скрытые процессы: как и почему происходит деградация или развитие личности, механизм увеличения страдания. Человек, который познал эти тонкие механизмы, может избавиться даже от неосознанных заблуждений, находит покой. При этом очень проста, ее может освоить даже ребенок. Дети даже легче выполняют эту практику, так как их сознание меньше загрязнено негативным опытом и суетными мыслями. Существует несколько способов освоить випассану самостоятельно.

Способы освоения випассаны самостоятельно

1. Осознание движения и мыслей

Этот способ подразумевает обучение осознанию собственных действий. Любое движение должно быть осознано вами. Вы должны четко понимать, что ваша рука двигается по вашей воле, вы идете по улице согласно собственному решению. Может показаться, что этот способ несколько наивен. Напротив, часто ли вы задумывались, почему вы откинули с лица прядь волос или поправили воротник рубашки? Эти все действия обычно производятся машинально, но именно от механики действия нужно уйти.

Отныне каждое ваше действие вы должны осознавать, четко зная, что руки или ноги двигаются только по вашей воле, без автоматизма. Эта практика направлена на отказ от бессознательных действий. Следите за собой, когда пережевываете пищу, принимаете ванну, поправляете одежду. Освоив наблюдение и осознание тела, переходите к осознанию своего ума. Наблюдайте за каждой своей мыслью, чувством. Не надо расценивать эмоции и мысли, не надо вовлекаться. Просто наблюдайте за своим разумом. Постепенно вы пройдете три шага: осознание тела, осознание ума, осознание настроения. Выйдя из медитативного состояния, вы будете лучше понимать механизм своей психологии и организма.

2. Осознание дыхания

В этом варианте ваше наблюдение будет вестись за животом. Ведь при дыхании живот опускается и поднимается, и именно на животе расположен пупок – жизненный источник, через который ребенок соединен с матерью. Движение живота напрямую связано с жизненной силой, на вдохе сила прибавляются, а на выдохе опускается вместе с животом. Когда вы полностью осознаете движение живота, эмоции утихнут, а ум замолчит. Этот способ легче дается женщинам, особенно рожавшим. Ведь все женщины внимательно следят за своим животом: во время месячных, во время беременности, оценивая свою красоту и подтянутость силуэта.

3. Наблюдение за верхней губой и ноздрями

Сконцентрируйте свое внимание на ощущениях, когда воздух входит в ваше тело, а затем выходит. На вдохе ноздри ощущают приятную прохладу, а на выдохе верхняя губа согревается. Этот способ легче дается мужчинам, им проще сконцентрироваться на дыхании, чем на животе. Проблема в том, что большинство мужчин плохо осознают свой живот и дышат, поднимая грудную клетку. Этот способ дыхания пришел из Европы, где стандартов красоты является широкая мужская грудь. А вот Японии люди от природы не развиты в плечах и не видят ничего страшного в выпирающем животе. Поэтому японским мужчинам одинаково легко дается второй и третий варианты випассаны. Эту культурную разницу можно проследить даже в изображении Будды: у индийского божества атлетические формы и плоский живот, а японская статуэтка отличается большим животом и узкой грудью. Поэтому европейским мужчинам проще дается именно осознание ноздрей.

Випассана помогает снять страдания и обрести собственное «Я»

Это три основных способа достичь особенного медитативного состояния випассаны. В принципе, их можно практиковать по отдельности, но лучше совмещать все три варианта, тогда эффективность духовной практики возрастет. Но помните, что эта методика требует концентрации, но не чрезмерных усилий. Для начала лучше освоить один способ, потом второй и, наконец, практиковать все три варианта одновременно.

Виды положений освоения випассаны

Випассана сидя

Вы можете осваивать технику сидя. Для этого примите удобную позу, в которой вы сможете просидеть 40 минут без ощущения дискомфорта. Но помните, что спины и головы должны быть прямыми. Закройте глаза и дышите спокойно в удобном для вас ритме. Постарайтесь избежать любых движений. Наблюдайте, движения живота в точке чуть выше пупка. Помните, что випассана, медитация этой методики предполагает не концентрацию, а наблюдение. Если какая-то мысль или предмет отвлекают вас, уделите этому должное внимание, а затем вернитесь к медитации.

Випассана при ходьбе

Это отдельное направление випассаны, цель которой – осознание ног, которые касаются земли. Ходить можно в парке или дома. Выберите приятный вам участок и начинайте практику. Ходить можно по кругу или по прямой, делая 15 шагов вперед и назад. Опустите глаза и смотрите на землю, которая впереди ваших нош. Наблюдайте, как ваши ноги поочередно касаются земли, как двигается ступня, наблюдайте за ощущением в ногах: как сгибается колено, как подошва попирает землю, как ступня поднимается в воздух. Если вас что-то отвлекает – устраните помеху и снова наблюдайте за ногами. Спустя какое-то время духовной практики вы достигните полной свободы, ощущения «я» растворится, ум умолкнет, а эмоции уйдут. Это и есть просветление. И ваша личность трансформируется, вместе с эго уйдут страхи, обиды, боль, алчность и другие пороки, но доброта и сострадания расцветут в вашей душе в полную силу.

Випассана является высшим выражением изречения Сократа «Познай себя». Будда обнаружил, что причина страдания действительно может быть стерта, когда мы видим нашу истинную природу. Это радикальное понимание.

Это означает, что наше счастье не зависит от манипулирования внешним миром.

Медитация випассана является рациональным способом очистки сознания. А так же способом очистки от психических факторов, которые вызывают страдания и боль. С помощью випассаны можно осознать то, что не возможно понять находясь в постоянном процессе манипулирования внешней материей.

Медитация постепенно очищает ум, ликвидируя разные формы привязанностей. Будда говорил, что два фактора являются корнем страдания: желание и невежество.

Медитация касается настоящего момента с пребыванием в «сейчас». Медитация заключается в наблюдении за телом и умом с чистым вниманием.

Как випассана связана с религией?

Хотя випассана была обнаружена Буддой, сама медитация - это не буддизм. Это метод, при котором Будда и его ученики освободились от всякого рода страдания и достигли пробуждения.

Этот простая техника является демократическим методом, открытым для людей любой веры.

Является ли медитация бегством от реальности? Нет. Напротив, это истинная конфронтация с реальностью.

Випассана, или медитация прозрения, является фундаментальной буддийской медитацией, заимствованной из южного буддизма. Фокусировка или первичный объект этой медитации - это дыхание, и начало практики начинается с дыхания.

Концентрация на дыхании называется – анапанна. И это переносит вас в состояние «здесь и сейчас». Все дышит. У всех нас есть индивидуальные различия, но мы все дышим. Далее приводится сама техника анапанны.

Как правильно выполнять медитацию?

Сядьте удобно, выпрямите спину и позвоночник, выровняйте голову, шею и грудь. Сделайте два или три преднамеренных медленных глубоких вдоха и закройте глаза. Сосредоточьтесь на своем дыхании, следите за своим дыханием. Существуют два эффективных способа это сделать:

  1. Делайте акцент на мышцы в области солнечного сплетения, которые каждый раз, когда вы вдыхаете, движутся в одном направлении, и каждый раз, когда вы выдыхаете, движутся в другом направлении.
  2. Делайте акцент на внутренней стороне ноздрей и на кончике вашего носа. Почувствуйте, как проходит воздух, почувствуйте легкий шепот воздуха в процессе дыхания.

Когда ваша концентрация ослабевает, мысленно возвращайтесь к одному из вышеуказанных способов. Ваша задача состоит в том, что бы сосредоточиться на дыхании в самом легком из возможных способов.

Цель практики - не отвлекаться на постоянно возникающие мысли. Но еще важнее - это насильственно не отталкивать мысли. Не чувствуйте себя виноватым за то, что у вас возникают мысли. Это естественный процесс.

Старайтесь снова и снова просто привести ваше осознание обратно на основной объект медитации: вдох и выдох. Делайте это спокойно и мягко. Просто продолжайте возвращаться к дыханию.

Если ваше дыхание становится быстрым или медленным, просто плавно следите за дыханием. Не пытайтесь изменить его, просто следите. Любые звуки, запахи, ощущения будут присутствовать, но ваша задача - не обращать на это внимания, а просто наблюдать, как они приходят, и как они уходят.

Возвращайте ваше сознание обратно на свое дыхание. Если ваш ум блуждает, старайтесь очень мягко вернуть его к вдоху и выдоху. Не судите себя, не расстраивайтесь, нет никакого успеха или неудачи в том, что у вас сразу не получается сконцентрироваться, просто плавно возвращайтесь к осознанию своего дыхания.

Все звуки, которые вы слышите, просто замечайте их, но не концентрируйтесь на них. Старайтесь вернуться к своему дыханию.

Если вы испытываете возбуждение или путаницу или скуку или блаженство или ничего не испытываете, просто рассматривайте это как еще одну мысль. Если вы начинаете дремать, сделайте несколько глубоких вдохов.

Если ваш ум становится взволнованным в течение дня, просто начинайте следить за своим дыханием.

Заключение

Вот такую простую, на первый взгляд, технику открыл Будда. Если осмелиться попробовать хотя бы 10 минут делать анапанну, то сразу придет понимание сложности процесса.

В голове будет появляться огромное количество мыслей, которые в течение дня просто не осознаются. Их так де много, а то и больше, но человек не обращает внимание на этот поток, отвлекаясь задачами и проблемами.

Медитация випассана способна научит человека концентрации и сосредоточению на моменте «здесь и сейчас». А если обрести такую способность, то все проблемы начнут отпадать сами собой.

Поделиться: