Как поверить в Бога и почему люди не верят в Бога? Несколько размышлений об атеизме

Понятие о Боге в каждой культуре и у каждого человека разное. Как бы ни были похожи некоторые взгляды, построение отношений с Богом это поиск, который человек должен совершить самостоятельно. Этот личный поиск не обязательно означает принятие христианства, какой-либо из авраамических религий, или любой другой конкретной религии. Верить в Бога просто означает верить в высшие силы. Вот над чем стоит задуматься, когда вы ищете веру в Бога.

Шаги

Имейте веру

  1. Отделите физические измерения от веры. Познавайте Бога не через научно измеримые события, а через нематериальное присутствие во всем, что вы делаете. Бог есть Дух, который вы ощущаете несколько интуитивно, почти как любовь, воздух, гравитацию или шестое чувство.

    • Познание Бога больше относится к сердцу (глубинному верованию), чем к строгому логическому разуму или к голове. Если вы подходите к вере с такой предпосылкой, то вы поймете, что вера в Бога это не просто сбор реальных фактов, но и размышление над влиянием, которое Он оказывает на вас и на других людей.
    • Если вы подойдете к поиску Бога с точки зрения логики или науки, вы обнаружите, что вера это не материальные средства, а личностный анализ Духовности. Поскольку Бог обычно рассматривается как дух, а не тело, Его невозможно измерить грубыми физическими средствами. Его можно описать неосязаемыми вещами, например, признание Его присутствия, нашей веры, плюс эмоции и реакции.
    • Подумайте обо всем, во что вы верите. Вы можете думать, что ваш любимый футбольный клуб лучший в мире, например. Но на каких физических доказательствах вы основываетесь? Вам нравится эта команда, потому что у них превосходная статистика и чемпионские кубки? Скорее всего, они нравятся вам из-за какого-то особого влияния, которое они имеют на вас как на футбольного фаната. Ваша признательность основана на чем-то эмоциональном, индивидуальном и физически неизмеримом.
  2. Замените доказательство верой. Верование предполагает безоговорочную веру. Это значит, что нужно решительно довериться, без абсолютной уверенности в том, где вы приземлитесь.

    • Безоговорочная вера касается не только Бога. Скорее всего, вы принимаете что-то на веру ежедневно. Если вы когда-либо заказывали еду в ресторане, то вы уже принимали что-то на безоговорочную веру. Этот ресторан может иметь высокий рейтинг среди клиентов и славиться своей здоровой кухней, но, скорее всего, вы не видели на свои глаза как готовятся блюда. Поэтому вы должны довериться поварам, что они помыли руки и правильно приготовили еду.
    • Видеть не всегда значит верить. Есть еще некоторые вещи, которые наука не может измерить, но люди все же в них верят. Например, астрономы не могут реально увидеть черные дыры, поскольку те по определению поглощают свет, который необходим нам, чтобы их увидеть. Но наблюдая за поведением материи и орбитами звезд вокруг черных дыр, мы можем прогнозировать, что они существуют. Бог, как и черные дыры, невидим, но обладает ощутимыми качествами и влиянием, которые привлекают людей к его непостижимой любви и благодати.
    • Подумайте о случае, когда член семьи серьезно заболел, а затем выздоровел. Вы когда-либо молились или надеялись на что-то высшее ради его исцеления? Может быть, это событие это звезда на орбите, а Бог это черная дыра, которая притягивает к себе все вещи.
  3. Перестаньте пытаться все контролировать. Во всех религиях, где присутствует понятие Бога, одно верование постоянно: Бог есть Творец всего сущего. А поскольку Бог является Создателем, то только Он может что-либо полностью контролировать.

    • Отказ от контроля над некоторыми аспектами своей жизни не значит, что вы полностью бессильны. Бог не кукловод, который тянет за ниточки, а родитель, который пытается вас обезопасить. Вы все же сами выбираете направление в своей жизни, но жизнь не всегда идет так, как вы запланировали. В такие времена очень важно помнить, что Бог рядом, чтобы помочь вам.
    • Знание того, что вы не в состоянии контролировать все, должно придавать вам сил, а не обескураживать. Программы восстановления, например Анонимные Алкоголики, были основаны на той предпосылке, что люди не могут контролировать все в полной мере, и на убеждении, что высшие силы восстанавливают баланс, принося в жертву эго человека. Когда мы принимаем тот факт, что мы не в состоянии контролировать все, мы учимся принимать то, что не можем контролировать.
    • Вспомните Молитву о Спокойствии: “Господи, дай мне терпение принять то, что я не в силах изменить, Дай мне силы изменить то, что возможно, И дай мне мудрость научиться отличать первое от второго”. Есть определенные вещи, которые вы можете изменить, а есть такие, которые не можете. Хотя вы можете и не верить в Бога, верьте в высшие силы, которые формируют результат вашей жизни. Это хорошая отправная точка для обретения веры в Бога.

    Узнавайте о Боге

    1. Ходите в храм. Попробуйте посещать еврейскую или христианскую церковную службу. Прислушивайтесь к словам, которые говорит раввин или священник, и старайтесь привязать их к своей жизни.

      • Священники часто выступают с речью, которая называется проповедью, которая связывает повседневную жизнь с верой в Бога. Посмотрите, затрагивает ли вас то, что говорит священник, на личном уровне. Вы можете не знать особенностей Библии, но, возможно, чувство или мнение, высказанное священником, найдет в вас отклик (например, относиться к своему соседу так, как относитесь к себе).
      • Не волнуйтесь, если вы не христианин и не еврей. Хотя вам может быть запрещено участвовать в определенных практиках, например, в причащении (пластины хлеба, которые символизируют тело Иисуса), но нет никаких ограничений для слушания службы. На самом деле, священникам обычно нравится, когда нерелигиозные люди начинают интересоваться учением Бога.
      • Церковные службы приходятся на воскресенье и обычно длятся около часа. Службы в синагогах приходятся на субботу. Постоянные прихожане обычно приходят вовремя и слушают всю службу, хотя это не всегда обязательно для нерегулярного прихожанина.
      • Католическое богослужение это, как правило, формальное или полуофициальное мероприятие. Обязательно оденьтесь должным образом. Рубашки, брюки и длинные платья будут приемлемым нарядом. Также помните, что нужно быть почтительным. Не пользуйтесь мобильным и не жуйте жвачку во время церковной службы.
    2. Поговорите с людьми, которые верят в Бога. Возможно, у кого-то из ваших знакомых есть вполне обоснованные отношения с Богом. Поговорите с этим человеком о том, почему и как его вера так сильна.

      • Задавайте такие вопросы: “Почему ты веришь в Бога?”, “Что позволяет тебе быть таким уверенным, что Бог есть?”, “Почему мне стоит верить в Бога?”. У вашего друга может быть особый взгляд на все эти вопросы. Не забывайте проявлять уважение и задавать вопросы в любопытной, а не агрессивной манере.
      • Со священником можно поговорить не только во время исповеди. Если вы посещаете мессу в будний день, то вам, скорее всего, удастся поговорить с ним до или после службы. Священники это Божьи учителя, так что они будут рады ответить на все вопросы о том, почему в Бога нужно верить.
    3. Практикуйте молитву. Многие религии считают, что хорошие отношения с Богом начинаются с постоянного общения с ним. Бог, вероятно, не ответит устно на ваши молитвы, но есть и другие знаки, которые покажут, что Он слушает.

      • Молитва особенно важна в трудную минуту. У многих людей складывается неправильное представление, что молитва это средство исполнения желаний. На самом деле, молитва не является просьбой к Богу решить все проблемы за вас, это просьба помочь вам справиться с вашими проблемами.
      • Возможно, перед вами стоит непростое решение: продвигаться в карьере или продолжить обучение? Попробуйте помолиться Богу и попросить совета. Посмотрите, какой выбор вы сделаете, и наблюдайте за результатом. Хотя ситуация не всегда в конечном итоге окажется такой, как вы планировали, но воспринимайте это как еще одну благоприятную возможность, чтобы помолиться. Не думайте, что плохие последствия это результат того, что Бога не существует, он отвечает на ваши молитвы таким образом, который вы не рассматривали.
      • Библия подчеркивает идею, что пути Господни неисповедимы. Думайте о Боге как об учителе, который помогает вам изучать важные жизненные уроки, но не просто дает вам ответ, а помогает прийти к ответу самостоятельно. Вспомните школу и спросите себя: “Учителя просто дают студентам ответы или же они учат их решать задачи?”. Воспринимайте события в своей жизни как “уроки”, а не как “ответы”.

    Будьте активным членом общества

    • Если ситуация кажется безнадежной, не отчаивайтесь. У вас есть свое предназначение, и Бог о нем знает!
    • Если умирает близкий человек, и вы спрашиваете “Почему?”, “Почему он умер?”, “Почему я остался один?”, продолжайте спрашивать. Со временем причина проявится. До тех пор не забывайте “…ходить верою, а не видением” – пока Господь не решит, что вы готовы услышать ответ, просто доверьтесь Ему.
    • Эта статья относится только к традиционному, личному Богу, и предполагает, что существование Бога необходимо и важно. Хотя разные веры исповедуют разные взгляды на Бога, все они превосходят наши идеи о любом существе, будь то мужчина, женщина, и тот и другая или никто из них: Бог больше, чем это…
    • Все в жизни, каждый путь, который вы выбираете, вы выбираете не просто так, если следуете воле Бога. Запишите это и следуйте этому пути. Затем однажды прочтите эту книгу и отследите путь, который вы прошли. Поймите, как первая дорога привела к старому пути, прямой дорогой.
    • Убеждения, которые вы сформировали через веру, и вера в Высшую Силу не приходят просто так. Вы не можете просто проснуться сутра и, чистя зубы, сказать “Сегодня я буду верить в Бога, сегодня я обрету веру”. Что-то должно произойти, чтобы вы нуждались в поиске и нашли эту веру.
    • Имейте веру. Не унывайте и не отступайте, делая добро. Верьте, и вы никогда не будете одиноки. Не обязательно верить или вступать в какую-либо конкретную религию, чтобы обрести веру в Бога.
    • Не отказывайтесь от своей веры только потому, что на вашем пути появились препятствия. Когда жизнь ставит вас на колени, посмотрите вверх и помолитесь. У Бога была причина предоставить нам свободу воли и выбор. Мы не роботы и не запрограммированы инстинктами и неизменимыми побуждениями, как животные. Если ищете Его, то найдете. Дверь будет открыта. Когда Бог закрывает одну дверь, Он открывает другую…
    • Когда приобретете веру, крепко за нее держитесь, не позволяйте ей ускользнуть, не переставайте верить. В один день вы можете понять суть знания “У меня есть предназначение в жизни”, а если вы все еще ищете, вы можете найти еще более важное предназначение, возможно даже тогда, когда вы меньше всего этого ожидаете.
    • Многие говорят, что “видеть значит верить”, но так ли это с Богом? Если вы говорите “Я христианин”, но не верите в реального Бога, изучите значение христианства и поймите, что ваши отношения с Богом основываются на вашем искреннем сердечном поиске и принятии Его через веру. Иисус говорил: “Если вы видели меня, вы видели Отца”.
    • Посетите вебсайт, который расскажет вам больше о том, почему вам нужен Бог, и сегодня же начните новую жизнь с Богом.

    Предупреждения

    • Люди могут быть с вами во многом не согласны, но не придавайте этому особого значения. Уважайте религии других людей, они верят в иное, нежели вы. Это выбор каждого лично. Это нормально.

Мы часто повторяем слова: «Всё в руках Божиих», но не стали ли они просто расхожей фразой? Готовы ли мы принять Божий Промысл о нас и отказаться от порой титанических, но бесплодных усилий построить нашу жизнь так, как она нам видится и нами разумеется? Как нам научиться вверять себя Богу и доверяться Богу, принимать с благодарностью то, что Он нам подает, будь это радости или скорби? Отвечают пастыри Русской Православной Церкви.

Нам, кроме Бога, некому доверять

Лучший образ доверия Богу показывает апостол Петр, когда он решается, по слову Спасителя, пойти по воде

Я думаю, что лучший образ доверия Богу показывает апостол Петр, когда, напуганный бурей и видя Спасителя, идущего по водам, он решается, по Его слову, вступить на эту бурную воду на волнующемся море и по нему пойти. Вот так и человек должен решаться довериться Богу - поверить, что ты сделаешь шаг и не утонешь, потому что Господь тебя поддержит.

Есть такой образ мыслей, который, безусловно, помогает в вере в Бога укрепиться: нам на самом-то деле, кроме Бога, абсолютно некому доверять. Доверять людям? Но они существа непостоянные, несовершенные, они все время подводят. Иногда по собственной воле, иногда против собственной воли. Доверять самим себе? Но лучше нас никто не знает, насколько сами мы неверны и непостоянны. Некому доверять, кроме Бога. Господь нас любит, какими бы мы ни были, Он нас всегда хранит, спасает и защищает.

Доверяться надо Ему. И чем больше человек об этом размышляет, тем больше у него доверия к Богу. Хотя, безусловно, вначале доверие к Богу требует от человека некоего подвига, некоей решимости. А вот впоследствии, когда оно превращается в навык, то становится некоей, как говорил преподобный старец Паисий Афонский, ниточкой, которая постоянно протянута между нами и Богом, некоей непрестанной молитвой богообращенной. Потому что можно и не произносить никаких слов, но в этом чувстве доверия жить. Это то, что нас с Богом соединяет.

Едва ты разучишься доверять себе и себе подобным, как тебе ничего не останется, как Единому Богу и Святой Его Церкви доверять!

Чувствовать Бога, служа ближнему

По слову преподобного Марка Подвижника, «крестившимся во Христа таинственно дарована уже благодать; действует же она по мере исполнения заповедей и не перестает помогать нам тайно. Но в нашей власти состоит делать или не делать доброе по силе своей». А по слову Спасителя, «чистые сердцем Бога узрят» (ср.: Мф 5: 8). Тем самым путь к Богу - это путь, пролегающий сквозь себя. Это мы меняемся на таком пути. И мы же осознаём эти перемены. И мы обретаем новое зрение. И нам же открывается реальность Царствия.

Для того, чтобы на этом пути не ошибиться дверью, не впасть в самообольщение, не сломать себе душу, и существует аскетика, аккумулирующая опыт тех, кто дошел до Небесного Иерусалима, оставив нам указательные знаки и путевые заметки.

Впрочем, советуясь с подвижниками, не будем забывать о главном - о 25-й главе Евангелия от Матфея, в которой стихами с 31-го по 46-й всё сказано о том, какова дистанция между нами и Богом. Оказывается, это расстояние между нами и ближайшим нуждающимся в нас человеком. А всё то, что мы делаем для этого человека, Господь принимает как сделанное для Него.

Так что в христианстве нет каких-либо сложных гороскопов, талмудов или теософий спасения. Все предельно просто и понятно даже трехлетнему малышу. Евангелие говорит о деятельной любви к ближним и дальним, друзьям и врагам. Когда мы начнем на деле исполнять этот завет о любви, тогда, по мысли Марка Подвижника, наша совесть проснется и подскажет нам, что делать дальше.

Доверие Богу - дар Божий, который подается как плод молитвы

Нужно постоянно молить Господа, чтобы Он укрепил нашу веру

Нужно понимать, что добродетели (а вера - это добродетель) - это дары Божии. Нужно постоянно молить Господа, чтобы Он укрепил веру. Но верить-то сравнительно легко, сейчас неверующих практически нет. Атеисты существуют, но тех, кто сознательно считает себя атеистом, всего несколько процентов. Верующих очень много. Но верить в Бога и доверять Богу - это принципиально разные состояния. Вот если ты понимаешь - но, опять-таки, понимание - это нечто поверхностное, а мы ведем речь о чем-то более глубоком - так вот, если ты понимаешь, что Господь - это всесовершенная любящая всемогущая Личность, что Господу есть дело до тебя грешного, хотя ты такой ничтожный, маленький, что Господу есть до каждого из нас дело, что Господь , Господь каждому из нас желает блага, и пусть путь, который ведет к этому благу, не совпадает с нашими представлениями - это просто говорит о том, что наши представления искаженные, - но ты готов идти этим путем, - это и значит доверие Господу.

О таком доверии нужно молить Господа. В у царя Давида есть замечательные слова: «Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою» - «Укажи мне, Господи, путь, по которому мне идти, потому что я Тебе вручил свою душу» (Пс. 142: 8). Вот вручи Господу свою душу - это и есть полное доверие, как у царя Давида: куда поведешь, туда и пойду, я Тебе абсолютно верю, не сомневаясь, не задумываясь. Но при этом нужно иметь какую чистую душу, чтобы чувствовать: тебя Господь ведет, а не твои «заморочки»! Это исключительно трудно, и это дар Божий, который является плодом молитвы. А молитва такая: «Помоги, Господи, дай мне от всей души уповать на Тебя!»; «Господи, дай мне силы доверять Тебе». И это должен быть постоянный молитвенный вопль. Постоянный молитвенный труд! И тогда в ответ на твою искреннюю просьбу - а она должна быть, конечно, искренней - Господь даст тебе это.

Быть внимательным к своей жизни

Очень правильно сформулирован вопрос. Этому нужно именно учиться. Это не дано нам сразу, но это постигается по мере жизни в вере.

Как приходит осознание, что всё происходит по воле Божией? Как научиться довериться Ему во всем?

Для этого необходимо внимательно относиться к своей жизни и подмечать, как премудро и заботливо Бог устраивает все ее обстоятельства. Есть старинная французская пословица: «Случай - бог дураков». И верно! Нет ничего случайного. Как грибы в лесу связаны нитями грибницы, протянувшейся под верхним слоем почвы от гриба к грибу, так и все ситуации, все так называемые «случайности», всё на самом деле связано невидимыми благодатными нитями Промысла и заботы Божией о нас.

И нужно учиться это замечать.

Я пришел к этому осознанию только через несколько лет пребывания в вере и Церкви. И с тех пор каждый день укрепляюсь в этом осознании.

Порой жизнь встряхнет весьма ощутимо, и на какое-то время даже можно смутиться и не увидеть Бога в этих обстоятельствах. Важно все равно найти в себе силы остаться с Ним. Даже не понимая, даже не вмещая происходящего. Как Мать Его у Креста, как ученики… И смысл откроется. В свое время. Нужно просто остаться верным Ему и подождать.

Доверие Богу укрепляется духовной жизнью

Чтобы научиться верить и доверять Богу, надо научиться искренне обращаться к Нему как к Отцу. «Господи, Ты знаешь, что для меня лучше. Предаю свою жизнь в Твои руки». Открытость Богу с готовностью принять Его волю и приводит к доверию. Перестает же человек доверять Богу тогда, когда полагается только на себя, когда он думает, что лучше всего сам устроит свою жизнь.

Доверие Богу укрепляется по мере . Этому содействует опыт услышанных молитв, когда ты усердно просил и Господь тебе ответил, действительно подал то, чего ты искал и просил. Но часто мы допускаем ошибку, упрямо требуя от Бога исполнить то или иное наше пожелание. Мы не всегда понимаем, что нам полезно. Лишь Господь Бог знает точно, что нам требуется в тот или иной момент нашей жизни.

Мы не должны подсказывать Богу, как нас спасать. В молитве важно не требовать, а просить Бога помочь, если Ему угодно

И это значит, что мы не должны подсказывать Богу, как нас спасать. В молитве важно не требовать безрассудно: «дай то и то, сделай так и так», но важно при каждом молитвенном обращении вверять себя в руки Божии, просить Его помочь, если это угодно Его святой воле, просить разрешить трудную ситуацию теми путями, которые полезны и спасительны для нас.

Проходит время, и человек начинает понимать, что Бог промыслительно не исполнял некоторых его пожеланий, что Господь вел его по более полезному для него пути, через трудности возводил к духовному и отводил от гибельных искушений и соблазнов. Такой жизненный опыт с наглядным постижением Промысла Божия самым лучшим образом укрепляет в доверии Богу.

Научить смирять свой ум

Всякий мало-мальски внимательный и честный человек, наблюдая за собой, за событиями собственной жизни, за жизнью вообще неизбежно должен прийти к мысли, что многообразие и сложность этого мира не вписываются ни в какие «умные» схемы. Что тайны устройства мира бесконечно превосходят возможности человеческого о нем представления. К этому простому выводу задолго до нас пришел величайший мыслитель - античный философ Сократ. Подводя итог своим пытливым и настойчивым исканиям истины, он сказал: «Я знаю, что ничего не знаю». И это самый честный ответ «естественного» разума перед величием Божиего мира. В известном смысле - это залог смирения, которое есть первая и необходимая ступень к обретению веры.

А для чего, собственно, хочется что-то знать, для чего это устремление, эти поиски, эти сомнения и душевные муки? Что человек желает найти, чего ему так мучительно не хватает? Ответ, как правило, бывает один: человек жаждет Истины. Вот чего не хватает человеку, вот без чего его жизнь становится неполной, вот к чему стремится он всей душой, потому что именно в истине, в ее познании обретает он смысл и оправдание собственной жизни.

И следующий и очень важный шаг к обретению веры - это искреннее искание истины. Забегая вперед, скажем, что истина - это не есть какая-то абстракция, идея или квинтэссенция знаний - всё это не способно удовлетворить высшим запросам человеческого духа, потому что эти запросы, пусть даже неосознанно, но непременно должны быть устремлены к Высшей Личности. И именно в глубоко личных отношениях с Богом может человеческая душа обрести высший смысл своей жизни.

Если человек действительно ищет истину, а не подтверждение собственным умозаключениям и построениям, то Господь обязательно откликнется на такой искренний поиск, на такое искреннее устремление души и подаст добрую весточку, благой знак Своего присутствия. А дальше… если человек внимателен и чуток, если он готов принимать «оповещения» от Господа, то он непременно узнает, что Откровение о духовной жизни, о путях приобщения Богу может быть не только личным, но, если можно так сказать, и общим и даже вселенским. И это Откровение содержится в Священном Писании, в Предании Церкви, в Самой Церкви, которая есть «столп и утверждение истины» во всей ее полноте.

Это осознание - что истина пребывает в Церкви и именно в Церкви человек познает истину - очень и очень важно. Особенно в наше время, когда многие, увы, не понимают, что Церковь не есть какая-то чисто человеческая организация, а есть - Тело Христово. Вот это осознание важности Церкви и может послужить если не началом, то продолжением укрепления и возрастания в вере.

Нужно всю полноту Откровения, хранимого Церковью, безоговорочно принять - даже вопреки голосу «здравого рассудка»

Но как же принять всю полноту Откровения, хранимого Церковью, если многим фактам церковной истории, многим событиям и обстоятельствам Откровения противится ум? Эта дилемма, думаю, неизбежно должна возникнуть перед каждым честным человеком. Кому доверять: собственному уму и опыту или тому, что говорит Откровение и что никак не вписывается в рамки повседневного человеческого опыта и привычных представлений о жизни? И вот здесь есть только один, но принципиально важный выход. Прежде чем начать изучать и познавать умом и разумом Откровение, прежде чем подвергнуть его логическому анализу - нужно сделать важный шаг на пути к Богу, важный шаг на пути восхождения по лестнице веры. Нужно всю полноту Откровения, хранимого Церковью, безусловно и безоговорочно принять. Принять даже вопреки возмущенному голосу «здравого рассудка» и «естественной логики». Надо принять Откровение всей душой и от души, всецело доверившись Богу. Это важнейшее решение и важнейший духовный шаг, свидетельствующий о подлинном смирении перед Богом в Его Церкви. Без этого смирения духовная жизнь попросту невозможна, как бы ни был умен и образован человек.

Об этом «безумии» много говорится в Евангелии. О том, что принятие всей полноты Откровения противно «нормальному» человеческому рассудку, потому что превосходит его настолько, насколько «пути Божии отстоят от путей человеческих» (Ис. 55: 9). Это самоотречение всецелое и искреннее совершенно необходимо, и именно на нем зиждется правая вера.

Другое дело, что человек должен безоговорочно принимать не какие-то частные мнения и суждения, которые также присутствуют в Церкви и принадлежат порой авторитетным и даже святым, но всё-таки склонным к ошибкам и заблуждениям людям, а только то, что принадлежит всей вероучительной полноте Православной Апостольской Церкви.

Можно сказать, что это безусловное доверие Богу неизбежно связано с жертвой. Мы приносим Богу в жертву наш разум, который, впрочем, не гибнет, но преображается чудесным образом и становится по милости Божией иным - просвещенным благодатью. Но это не значит, что он становится таким «автоматически» и навсегда. На протяжении всей жизни разум будет стараться выйти из «Божественного послушания» и занять главенствующее над душой место. Так - через разум - действует на душу (и продолжает действовать на протяжении всей жизни) дух противления. Но наша задача следить за его поползновениями и снова и снова исповедовать свое безусловное доверие Богу, пусть даже в ущерб житейской логике и рациональному мышлению.

Постоянство в доброделании, терпение, несмотря ни на что, а зачастую даже и вопреки обстоятельствам - это и есть путь к доверию

Когда человек начинает сознательно, «без роптания и размышления» (см.: Флп. 2: 14) исполнять всё написанное в Евангелии, он пусть не сразу, но начинает видеть благие плоды такого послушания, благие плоды веры. Он обретает иной, действительно просвещенный разум. Это неизбежно происходит, но вот что важно нам понять и запомнить: наше «повседневное» измерение жизни отличается от духовного. И перемены в жизни, связанные с исполнением заповедей, со стремлением жить по-евангельски проявляются зачастую не сразу, как нам хотелось бы, а постепенно, на протяжении месяцев и даже лет. Это очень важно понять, потому что мы все нетерпеливы, и когда в ответ на наше «благое намерение» мгновенно не начинает к лучшему меняться наша жизнь, мы зачастую раздражаемся, отчаиваемся, теряем веру и, что называется, «машем рукой» на церковную жизнь. Но такое поведение означает только одно - мы не выдержали необходимого испытания, не были достаточно решительны и постоянны в делании добра. В делании добра не ради корысти явной или скрытой, а ради самого добра, ради Христа, ради Бога. Вот такое постоянство, терпение в доброделании, терпение, несмотря ни на что, а зачастую даже и вопреки обстоятельствам - это и есть еще одно после доверия Богу исключительно важное условие обретения веры.

Возможно, это звучит странно, но путь обретения веры - это путь не теоретический, а опытный. Только когда человек начинает исполнять заповеди Божии, старается поступать по-христиански, доверяет всецело Богу и Его Церкви… когда он проявляет терпение в доброделании, постоянно просит смиренно у Бога помощи, тогда вера, как ответ Бога на доверие Ему, терпение и смирение, - растет и умножается в человеке и вводит его в удивительный и непостижимо радостный мир, который и именуется на христианском языке Царствием Божиим.

Утвердить в сознании, что Бог - любящий

Рассудочное доверие возникает из исследования Писания, из углубленного изучения истин веры, из утверждения в своем сознании, что Бог - любящий, благой и премудрый. Он всё ведет к лучшему. Он не допускает испытания сверх сил.

Опытное доверие формируется, как у детей, методом проб и ошибок. Мама запретила трогать горячий утюг, но я ведь любопытный, взял да потрогал. В результате - ожог пальца. Папа потребовал не отставать в супермаркете, а я не принял это всерьез и потерялся в толпе. И так далее. Постепенно мы понимаем, что лучше слушаться Бога, а не себя.

Но глубинное, незыблемое доверие - дар, о котором нужно молиться.

Инструкция

Определитесь, чего вы на самом деле хотите. Желание поверить в Бога у человека не появляется просто так. Возможно, вам не хватает смысла в жизни или наступила черная полоса и вы ищете, на что опереться. Подумайте, чего вам не хватает и как можно восполнить этот пробел. Предпринимите конкретные действия.

Решите, что для вас есть вера в Бога . В разных религиях она может пониматься по-разному. Кто-то видит Бога в возрасте, кто-то , кто-то считает его вселенским разумом, не выраженном в человеческом . У одних определенное представление формируется в результате чтения религиозной литературы, другие перенимают ее от своей конфессии.

Попробуйте сфомировать свое представление о мире. Как, по-вашему, он устроен? Вы можете читать разную литературу, но не обязаны верить чужим точкам зрения. Если кто-то что-то утверждает, это еще не значит, что он прав, независимо от своего сана и авторитета. Прислушайтесь к себе - что вам ближе, во что верите вы и кем, по-вашему, является Бог. Старайтесь мыслить независимо.

Помните, что неверие не делает вас плохим человеком. А среди верующих тоже есть люди невысокого морального уровня. Старайтесь жить по совести. Многие религиозные заповеди действительно разумны и гуманны, вы можете придерживаться их, если хотите. Найдите точку опоры внутри себя, свои собственные ориентиры.

Не пытайтесь насильно заставить себя поверить во что-то. Скорее всего, это не получится или будет неискренне. Вера может прийти в процессе жизни, а может не прийти. Но это не мешает вам познавать мир, в ходе чего у вас скорее всего сформируются какие-то представления, о Боге в том числе.

Изучите религии мира и их священные тексты. Возможно, какая-то из этих картин мира окажется вам близка. Но вы не обязаны придерживаться абсолютно всех постулатов одной конкретно взятой религии. Ведь каждая из них составлена людьми, а они могут ошибаться.

Вера накладывает на жизнь верующего человека неизгладимый отпечаток. Ее светом озарено абсолютно все – мысли, намерения, дела, отношение к другим людям. Но для того, кто не верит в Бога, жизнь приобретает совсем иные черты.

Необходимо понимать, что для верующего человека важна не вера в Бога сама по себе – то есть знание того, что Бог есть, а те последствия, которые это знание несет. Все великие религии утверждают, что душа человека бессмертна, поэтому жить надо так, чтобы приобрести необходимый духовный опыт, получить то, что является ценным там, за гранью этой жизни.

Но если человек не верит в Бога и жизнь после смерти, все меняется. На свет выходят совсем другие ценности, во многом определяемые душой человека.

Ради чего стоит жить

Человек должен быть счастлив, именно это правило становится определяющим при выборе жизненного пути для того, кто не верит в Бога. Но само понятие счастья для всех разное. Для одного это семья, для другого – возможность реализовать свои таланты, для третьего ‒ жажда самореализации, преодоления себя, достижения пределов своих возможностей. Наконец, для кого-то жизнь становится бесконечной гонкой за славой, престижем, богатством.

Существует одно интересное наблюдение: у духовного человека лицо к старости превращается в лик, у бездуховного – в рожу. Может быть, это выражение звучит не совсем красиво, но суть отражает очень точно. Чтобы быть духовным человеком, не обязательно верить в Бога – достаточно слушать свою совесть и свою душу. Плохого они никогда не подскажут. Напротив, помогут найти тот единственный путь, который приведет к счастью.

Очень важно определить то сокровенное, что заставляет сердце учащенно биться, что манит, пленяет, дарит радость и дерзновенность. Именно так люди находят свою мечту – один покоряет океан, другой – космос. Третьего манят научные открытия, четвертого ‒ искусство, и т.д. и т.п. Правильно найденный путь приносит счастье, позволяет человеку, когда придет его время, спокойно покинуть этот мир – с осознанием того, что он жил не зря. Что все-таки что-то сделал, чего-то добился. Или, как минимум, не сдавался.

Последнее тоже очень важно. Можно ничего не добиться, но уйти с гордо поднятой головой. Не сдавшимся, не покорившимся судьбе и ее обстоятельствам. Лучше рискнуть и проиграть, чем не рисковать ‒ и уйти, сожалея о том, что жизнь прошла зря.

Выбор цели

Выбирая цель, не думайте о деньгах и престиже. Ищите то, что доставляет вам подлинную радость. Существует правило: если человек идет своей дорогой, она дает ему все, что нужно для жизни. Самое важное, повторим, это счастье. А его не заменят никакие деньги.

Своя дорога дарит не только счастье и радость, но и молодость. Человек, занимающийся своим делом, до глубокой старости будет сохранять бодрость, оптимизм, интерес к жизни. И наоборот, занимаясь не своим делом, предав свою мечту, человек теряет интерес к жизни. Он может иметь все, но это не принесет ему счастья.

Возвращаясь к вере, вспомним одно старое выражение – Бог верит даже в тех, кто не верит в Него. Чистый душой атеист всю жизнь будет ощущать незримую поддержку Бога ‒ именно потому, что живет по совести. Получат поддержку и те, кто искренне стремятся что-то познать, чего-то достичь, добиться. Стремятся не ради денег или славы, а ради достижения как такового. Ради преодоления, ради достижения новых рубежей. Все это истинные духовные стремления, позволяющие человеку расти, совершенствоваться.

Всегда стоит помнить о том, что время идет очень быстро. Есть хороший принцип: совершать каждое действие, каждый поступок так, будто это последнее, что вы вообще делаете в жизни. Это придает жизни совершенно новое качество – она становится насыщенной, бескомпромиссной. Завтра нет – есть только сегодня, сейчас. И это «сейчас» надо прожить безупречно – так, чтобы не о чем было сожалеть.

Сегодня нас учат верить в себя и свои силы. Нужно быть уверенным в себе, делать деньги, строить бизнес. С этим сложно спорить. А когда спросишь: А Бог? В Бога верите? Ответ: А где он, Бог? , когда мне плохо, когда ничего не получается. Как поверить в Бога, когда наваливаются проблемы одна за другой, Бог будет за меня их решать? Пока я сам не пойду и не сделаю, что задумал, оно само не получится.

Ну, если глубоко не вникать, то все эти слова не лишены правды. Если дальше не думать, не пытаться задаться другими вопросами, то можно на этом и остановиться.

Почему люди не верят в Бога?

Вот я — есть, меня можно потрогать руками, увидеть глазами и услышать мои слова ушами . Это укладывается в нашу логику и миропонимание. А Бог? Как поверить в Бога, если я его не вижу, не слышу, не могу потрогать . Значит Его нет. А если и есть, то какая мне от этого польза?

Так мыслят очень многие. На мой субъективный взгляд, таких абсолютное большинство из нас. Это практичное мышление, основанное на выгоде, пользе, смысле . Атеистов очень много и даже больше, чем мы думаем. Есть твердые атеисты, которые четко говорят, что в Бога не верят, Бога нет. Это мнение, которое, так же, как и все остальные, имеет право на жизнь.

Но есть и те, кто не считает себя атеистом и в Бога верит. Но так, на всякий случай. Ну вот, а вдруг Бог есть, и ад есть, а я не верил. Как бы в голову все это не укладывается до конца, но обязательно нужно отметить главные праздники, выполнить основные ритуалы и традиции, но не понимая ни смысла этих действий, ни их цели и предназначения. Это называется религиозное лицемерие. Но только здесь лицемерие не прокатывает. Себя эти люди боятся считать атеистами, но на мой взгляд, они ими являются. Неявные атеисты.

Хотя, конечно, речь не обо всех. Немногие люди действительно стремятся познать себя, веру. И то, что они ходят в церковь и соблюдают обряды, то это не от невежества, а как раз для устранения невежества, ради стремления осознать и понять.

Это оттого, что мы смотрим только на внешний мир и в него верим.

А думать, о том, что не видно и не слышно, у нас ни времени, ни желания нет.

Как поверить в Бога?

Иисус Христос говорил: «Царство Божие внутри вас»

Также в Евангелии написано: «Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства нашего не принимаете». Почему? Потому что не видели и не слышали.

Ни Библию, ни любые другие священные тексты нет смысла читать, если ваш взор направлен только во внешний мир . Все, что вы будете там читать, будет видеться некой сказкой, мифом, бредом, не имеющим ничего общего с вами и вашей жизнью. Потому, что в голове нет логичных объяснений.

Смотря только перед собой, вы никогда не сможете поверить ни в Бога, ни в искреннюю доброту, любовь, сострадание. Это будет вызывать легкий смех, а человек, говорящий об этом, — недоверие и антипатию.

«Пока и сколько человек занят внешними образами и входит в них, невозможно, чтобы достиг он этой глубины, и пока он не верит, что она в нем есть. Но кто к этому стремится и кто хочет стать внутри себя, тот должен отказаться от множественности внешних образов и целиком обратиться к внутренним, и, наконец, должен перешагнуть через созерцание образов дальше, в отсутствие всяких образов – и тем стать одним с Единым.»

Как поверить в Бога?

Чтобы поверить в Бога, нужно обратить взор внутрь себя .

Если вы сможете посадить хотя бы маленькое зернышко веры в то, что у вас внутри есть нечто большее, чем просто органы и кости, у вас есть шанс . Если вы не смотрите внутрь себя хотя бы иногда, вы не увидите ничего. Вы ждете, что Господь должен проявить себя в мире вещей, должен сотворить некое чудо, которое бы доказало вам Его существование. Но то, что Он дал вам жизнь, недостаточно для вас.

Может, вам кажется, что вам дали жизнь родители?

Но, на мой взгляд, ваши родители просто занялись любовью. Но какое они имели отношение к тому, что это занятие сделало возможным сотворить вас. И к тому, что дух жизни с разумом и чувствами, вошел в маленький эмбрион в утробе матери, они тоже не имеют никакого отношения. Они лишь проводники проявления невероятного чуда сотворения жизни. Но не сами ее творцы.

Вы не увидите чуда, вы не увидите Бога в зданиях, монументах, в столбах, дорогах, автомобилях, профессиях и должностях. Любое, даже самое невероятное, со сложнейшей формой и конструкцией здание, это лишь сухой расчет человека или группы людей. Это их тяжелый, кропотливый труд, но его все равно можно разложить на составляющие и объяснить, как у них это получилось.

Но вам не удастся сделать это с явлением жизни, разума, с тончайшим равновесием в природе и внутри каждого живого организма со сложнейшими системами нейронных связей. Вам не удастся этого и с Космосом и Вселенной.

Если сможете усомниться в том, что вы лишь просто кусок мяса и костей, что живете совсем короткий период времени на Земле и исчезаете в никуда, а от этого жизнь в принципе теряет всякий смысл, то есть надежда, что вы сможете открыть себя заново.

Вернемся к вопросам.

Что отвечает человек неверующий на вопросы: Как поверить в Бога, Почему люди не верят в Бога?

Он скажет: А где он, Бог? Кто за меня решит проблемы, Бог? Его не видно, не слышно, какой мне от него прок? От веры в него.

Человек видит жизнь внешнюю в постоянном преодолении проблем, а их решение — через приложение собственных усилий.

Что меняется, если ты осознаешь себя, как вечную душу, как часть духа самого Творца.

Во-первых , ты понимаешь, что ничего твоего в этом мире нет . Все принадлежит Богу. Ты лишь временно всем пользуешься.

Во-вторых , в своих действиях ты руководствуешься не личной выгодой, а в первую очередь пользой для своей души . А такие действия принесут радость и удовлетворение не только тебе, но и всем тем, для кого ты все это будешь делать. Такие поступки делают вас лучше по-настоящему, когда растет и крепнет душа, а не тело, которое сегодня есть, а завтра — неизвестно.

В-третьих , ты успокаиваешься. Ты перестаешь стремиться изменить этот мир под себя, изменить людей. Что хорошо, то хорошо, что плохо, пускай будет так. Ты учишься отпускать и не привязываться ни к вещам, ни к людям, ни к событиям . Я не говорю о безответственности, о том, что вы должны бросать дела, плевать на семью и детей. Я говорю о внутреннем спокойствии, об отсутствии внутреннего страха и беспокойства, неуверенности и постоянных сомнений.

И если столкнетесь с проблемой, которая когда-то могла бы сильно подкосить вас, сегодня не окажет на вас такого влияния. Главное — это состояние, в котором находится ваша душа. А для нее эта проблема вообще ничего не значит, поэтому вы не привязываетесь к ней. Вы сделали, все, что могли и так, как было лучше для вашей души и не ценой причинения боли и страданий другому человеку.

Оказывается, что 90% процентов всего, что происходит с нами вообще не важно. Но мы сами раздуваем значимость этих событий и сами же от этого страдаем.

Духовное развитие делает человека сильнее.

Ошибочно считать, что осознание своей духовной природы, делает человека слабее, что якобы он теряет интерес к материальной жизни, ему ничего не нужно. Глубоко религиозные люди действительно могут отказаться от внешнего мира, проводя всю жизнь в молитвах или медитациях и живя на подаяния.

Но человек цивилизации не способен настолько глубоко понять и принять свой духовный мир, свою душу. Одной жизни для этого мало. Хотя, если есть твердое решение, можно добиваться иногда невозможных целей. И я думаю, примеров каждый знает немало.

Нужно вести свою обычную жизнь: есть, пить, спать, ходить на работу, отдыхать, любить свою семью, наслаждаться жизнью. Но при этом осознавать свою истинную природу и свое божественное происхождение и получать от этого удовольствие.

Духовная опора делает обычного человека не слабее, а сильнее. И это не мешает ставить твердые цели и достигать их. Разве что эти цели могут быть несколько другие и будут учитывать нравственные, духовные аспекты. Но также на пути к ним, вы обретаете настоящего, самого преданного Союзника. Бога. И многие трудности вы можете переложить на Его плечи. ( ?)

Оставьте неразрешимые, тяжелые решения , не пытайтесь в срочном порядке все решить, иногда это не идет на пользу. И вы будете неожиданно удивлены тем, насколько же иногда жизнь (Бог) расставляет все по местам в лучшем для вас виде. Как поверить в Бога? Просто полюбите Его, полюбите Его в своей душе и Господь всегда ответит Вам взаимностью. Всегда. Без исключений.

Повернитесь к самому себе, отвлекитесь от мерцающих огней внешнего мира хотя бы на несколько минут. Послушайте себя, в тишине.

И если будете слушать внимательно, то обязательно что-то услышите, но совсем не обязательно ушами.

Не поленись уделить 5 минут своего времени, чтобы ознакомиться. Возможно, именно эти 5 минут изменят всю твою жизнь.

Если тебе понравилась моя статья, пожалуйста, поделись ей в социальных сетях. Можно использовать для этого кнопки ниже.

Есть глухота, когда люди не слышат звуков. Но есть духовная глухота, когда человек не слышит призыва Божьего. Недаром в Священном Писании говорится не только про обрезание крайней плоти, но есть предостережение о необрезанном сердце и ушах. Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы (Деян.7,51) - обличал первомученик Стефан иудеев. Необрезанные уши - это уши внутренние, потерявшие чувствительность; некая закрытость сердца, не позволяющая человеку расслышать тихий голос Истины.

Есть какая-то тайна в неодинаковости восприятия христианства очень похожими, как кажется, людьми. Вот два брата, от одних и тех же родителей, воспитанные в одинаковых условиях - но один верит, другой нет. Вот муж и жена, прожившие много лет душа в душу - но она на склоне дней уверовала, а он нет. Вот несколько бывших одноклассников, учившихся, скажем, в Костроме - им никто не дал религиозного воспитания, но один почему-то вырос православным, другой буддистом, а третий все так же не верит ни во что. Почему? Не знаю. Тайна человеческой души. Причем тот, кто не верит ни во что, бывает нравственно выше и первого и второго. Как такое может быть? Тоже не знаю. Но так случается.

Происходит некая ошибка, и человек слышит лишь то, что ему хочется услышать, а не то, что говорит Бог

А иногда кто-то слышит, кажется, призыв Божий, но понимает очень по-своему. Происходит некая ошибка, и человек слышит лишь то, что ему хочется услышать, а не то, что говорит Бог. Как, например, учительница английского языка младших классов говорит опоздавшему ученику: «Come in», - а дети недоумевают, чего это она про камин вспомнила. Школьники уверены, что в данный момент они с учительницей общаются на одном языке - но она говорит на английском, а они воспринимают на русском. Подобным образом Сам Бог или Его служители могут говорить нам истину, но это вовсе не значит, что мы ее поймем. Почему? Может быть, потому, что мы еще не знаем истины.

Подобную ситуацию гениально изобразил Роберт Шекли в рассказе «Верный вопрос». Люди находят на какой-то планете некий Ответчик - аппарат, дающий правильные ответы на любые вопросы. Впрочем, есть одна оговорка - вопрос должен быть поставлен правильно. Если хочешь узнать истину, спрашивай об истине истинно. Но земляне не знают истины и оценивают все в ложно-субъективном ключе. Происходят забавные диалоги с машиной.

«Ответчик, — обратился Лингман высоким слабым голосом, — что такое жизнь?

— Вопрос лишен смысла. Под «жизнью» Спрашивающий подразумевает частный феномен, объяснимый лишь в терминах целого.

— Частью какого целого является жизнь? — спросил Лингман.

Данный вопрос в настоящей форме не может разрешиться. Спрашивающий все ещё рассматривает «жизнь» — субъективно, со своей ограниченной точки зрения.

— Ответь же в собственных терминах, — сказал Морран.

— Я лишь отвечаю на вопросы, — грустно произнес Ответчик.

Наступило молчание.

— Расширяется ли Вселенная? — спросил Морран.

— Термин «расширение» неприложим к данной ситуации. Спрашивающий оперирует ложной концепцией Вселенной.

— Ты можешь нам сказать хоть что-нибудь?

— Я могу ответить на любой правильно поставленный вопрос, касающийся природы вещей.

Физик и биолог обменялись взглядами.

— Кажется, я понимаю, что он имеет в виду, — печально проговорил Лингман. — Наши основные допущения неверны. Все до единого».

Рассказ заканчивается словами: «Чтобы правильно задать вопрос, нужно знать большую часть ответа».

Данное утверждение американского фантаста имеет параллели в жизни Церкви. Например, в первые века христианства человеку, готовящемуся ко Крещению, подробно не объясняли суть таинств. Он изучал основные догматы христианства, Символ Веры, читал некоторые книги Писания, слушал проповеди. И только после участия в первом таинстве - в Крещении - ему подробно открывали церковное учение о таинствах. Считалось, что до того, как верующий получит мистический опыт, бесполезно и даже вредно рассказывать ему об этой стороне жизни Церкви, ибо человек может понять превратно. Пока нет опытного познания, есть риск увидеть теорию под неверным углом. Шекли выводит, по сути, ту же мысль: чтобы говорить об истине, надо познать истину.

Пока нет опытного познания, есть риск увидеть теорию под неверным углом

А может быть, этот принцип годится и в разговоре о вере и неверии? Может быть, для того, чтоб услышать призыв Божий (через чью-то проповедь или даже непосредственно от Господа) необходимо уже знать, что Бог есть? Как же узнать? Сердцем. Вот просто иметь такое скрытое чувство, что Господь жив, а я перед Ним - подлец. Достоевским, кажется, было замечено насчет русского человека, что тот хоть и грешит, но при этом твердо знает, что Бог есть, а он, человек, грешит. Вот это знание важнее всего, оно может спасти любого грешника даже за мгновение до смерти. Человеку, не имеющему такого знания, сам апостол Павел не доказал бы ровным счетом ничего.

Допустим, если бы Ответчик все же начал отвечать на вопросы - что было бы? Наверное, люди с неверным взглядами поняли бы машину неверно. И опять же, ведь так случается и в жизни Церкви: проповедники вроде бы благовествуют одно и то же Евангелие, но далеко не всякий адекватно оценивает услышанное, ибо понимает в меру своей испорченности. Чтобы расслышать нужное, необходимо настроить свой радиоприемник на соответствующую волну, как говаривал святой Паисий Святогорец. Как же настроиться еще до начала эфира? Не знаю. Возможно, надо говорить о нравственном воспитании. Но, простите, вот Мария Египетская - как готовилось ее сердце к такому радикальному отклику на призыв Божий? Нравственностью? Не будем смешны. Грехом? Нет, тоже неправильно. Здесь тайна сердца, тайна человеческой свободы. Почему-то у одного сердце оказывается настроенным (обрезанным), а у другого нет. И какую-то общую для всех закономерность здесь трудно отыскать.

Впрочем, наверное, можно сказать, что эта тайна находится где-то между двумя смыслами. Первый выражен в строках апостола Павла, который говорит, что мы веруем по действию державной силы Его (Еф.1,19), а второй заключается в фундаментальном положении христианства о свободе выбора. Если человек даже очень захочет уверовать, без помощи Божией ничего не получится. Но если Бог захочет нашей веры, а мы не захотим и спрячемся от Бога, как Адам в кустах, толку тоже не будет. Бог всегда хочет нашего спасения, с Ним в данном отношении нет проблем - значит, есть проблема в нашем желании. Встреча Бога с человеком происходит где-то посредине взаимопритягивающихся полюсов - Его воли и нашей.

Самая великая тайна мира - чудо уверовавшего сердца - спрятана на месте скрещения двух дорог. По одной ступает Творец мира, ищущий человека; по другой идет Его непослушное творение, убегающее от Творца. Ради такой встречи встает и садится солнце, а земля совершает свое круговращение во Вселенной. Эта встреча есть тайна, которую исчерпать невозможно, но о которой хочется думать. И как важно, чтобы в истории каждого человека две дороги пересеклись и встреча состоялась.

Поделиться: