В системе лоббизма преобладают интересы. Политический лоббизм и его роль в функционировании властных отношений. Что это и зачем

Лоббизм представляет собой процесс оказания влияния на органы государственной власти в интересах отдельных лиц или групп с целью принятия или отклонения тех или иных решений. Возникновение лоббизма обусловлено необходимостью выражения и отстаивания интересов корпоративных образований в органах государственной власти.

Термин «лобби» пришел в английский язык из средневековой латыни и первоначально означал крытую площадку для прогулок, коридор. С 1553 года так стала называться прогулочная площадка в монастыре, столетие спустя – помещение для прогулок в палате общин в Англии. Переход чисто церковного слова в светско-парламентский обиход связан с тем, что во времена образования английского парламента в XIII веке его собрания проходили нерегулярно, в разных помещениях и даже городах. В средние века было обычным делом устраивать многие светские мероприятия и торжества именно в здании церкви.

Политический оттенок термин приобретает в конце XVIII века в Соединенных Штатах Америки. Первая поправка к Конституции США, в которой декларируется право граждан США «мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб», впервые заложила основу для развития этого явления через систему правовых норм. Уже в 1808 году слово «лобби» было впервые зафиксировано в протоколах Конгресса США десятого созыва. А примерно с середины XIX века «лобби» и производные от него становятся одними из самых употребляемых в американском политическом лексиконе. Именно в это время под ним стали понимать место, где заинтересованные лица могли донести свою позицию до членов Палаты представителей и сенаторов. Согласно правилам вход в зал заседаний им был запрещен. Именно потому, что «просители» не могли пройти дальше холлов и приемных, их назвали лоббистами. В этом месте представители общественных кругов и организаций получали возможность встречаться и оказывать влияние на представителей власти.

Но существуют и другие мнения. Так в некоторых российских и зарубежных источниках распространение термина «лобби» связывают с вестибюлем гостиницы «Виллард» в Вашингтоне. В этой гостинице останавливались приехавшие на сессию парламентарии на рубеже XVIII – XIX веков. Именно в вестибюле этой гостиницы, лоббисты могли донести свое мнение по поводу принятия того или иного закона.
Практически в тоже время происходит и профессионализация этого явления. Во времена президентства У.С. Гранта (1869-1877), генерала, снискавшего славу во время гражданской войны в Соединенных Штатах 1861 - 1865 годах, возникает специальный институт посредников-профессионалов, которые стали брать на себя задачи лоббирования интересов заинтересованных групп.

На сегодняшний день лоббирование повсеместно является наиболее распространённой формой воздействия групп интересов на органы власти. Под группой интересов следует понимать такую социальную группу, между членами которой существуют устойчивые связи, идентичность, общность осознанных потребностей и целей, ради достижения которых она стремится оказывать влияние на процессы выработки и реализации государственной политики без непосредственного осуществления власти. Есть группы, основанные на чётко определенных экономических интересах. Они устанавливают взаимовыгодные связи с правительством.

Таким образом, лоббизм – это любая попытка группы или индивидуумов повлиять на принятие решения органом государственного управления. Попытки могут быть прямыми – призыв к тем, кто принимает решение, как в исполнительной, так и в законодательной ветви власти, или непрямыми (например, попытка повлиять на общественное мнение). Может состоять из устных и письменных усилий, направленных на убеждение, взносов, на проведение кампаний, пиар-кампаний, исследований, предоставляемых в комитеты законодательного органа и формальные свидетельства перед заседаниями таких комитетов. Лоббистом может быть член группы людей, объединенных общим интересом, профессионал, желающий представлять интересы любой группы, или частное лицо. В США Федеральный закон норм лоббирования (1946) требует, чтобы лоббисты и группы, которые они представляют, регистрировались и представляли отчеты о полученных средствах и расходах. Однако нет единого мнения об эффективности регистрации как механизма контроля. Полноту и точность официальных отчетов лоббистов трудно проверить. Существует точка зрения, что регистрации лобби явно недостаточно для его действенного регулирования.

По мнению западных исследователей, к особенностям лоббистской деятельности относится использование лоббизма в качестве инструмента самоорганизации гражданского общества, с помощью которого обеспечивается общественная поддержка или оппозиция какому-либо законопроекту, осуществляется прямое или косвенное влияние на принятие политически значимых решений. Лоббизм позволяет представлять и отстаивать общественные и групповые интересы в органах государственной власти, это также способ взаимного согласования разнообразных интересов.

При анализе характера взаимоотношений власти с бизнесом и обществом в царской дореволюционной России можно придти к выводу, что у лоббизма в России есть вполне определенные корни. На рубеже XIX – XX веков можно выделить ряд институтов, через которые осуществлялось взаимодействие власти и общества. Основные из них – это торговые съезды, предпринимательские союзы, совещательные организации (советы), биржи. К этому времени в России сложился механизм взаимодействия бизнеса и государства. Процесс продвижения бизнес-интересов был регламентирован, и эти интересы учитывались при принятии правительственных решений. Ещё в стихотворении Николая Алексеевича Некрасова «Размышления у парадного подъезда» (1858) есть намеки на определенный механизм взаимодействия власти и народа, который действовал в то время и который сродни современному лоббизму. Вот пару строк из этого стихотворемия:

Вот парадный подъезд. По торжественным дням, Одержимый холопским недугом, Целый город с каким-то испугом Подъезжает к заветным дверям;……..

До 80-х годов XX века было принято полагать, что лобби, лоббизма, лоббистских отношений в нашей стране нет и быть не может. Сами эти слова считались вульгарными и даже ругательными. Однако в действительности лоббизм существовал во все годы существования советской власти. Этому свидетельствует появление такого термина, как «толкач», под которым подразумевали человека, который отвечал за связи с администрацией, решение наиболее щепетильных вопросов. Потребности планирования, определения общегосударственных целей и распределения приоритетов невольно подтолкнули систему к созданию довольно мощных лоббистских структур как в правительстве, так и в самом ЦК КПСС и Политбюро, просто формы и методы лоббирования партийных и иных интересов были весьма завуалированными. Именно из того времени вышли «три источника, три составные части» нынешнего российского лоббизма: военно-промышленный, топливно-энергетический и агропромышленный.

Появление современного лоббизма в России приходится на 1990-е гг. и связано с процессом формирования групп интересов, где особую роль стали играть неколлективные, т.е. не основанные на добровольном объединении граждан, группы давления (финансово-промышленные группы, концерны, банки, акционерные общества). Скорее по экономическим, нежели по политическим причинам стали формироваться новые лоббистские структуры. Образование негосударственных форм собственности создало экономическую базу для возникновения лоббизма экономических интересов и отдельных социальных групп.

Активная лоббистская деятельность групп интересов в России определяется сохраняющимся у государства – объекта давления – целым рядом инструментов воздействия. Государство остается крупным собственником, активы которого представлены пакетами акций в акционерных обществах, закрепленных в федеральной собственности, акциями субъектов Федерации, приобретенными в хозяйственных организациях и на предприятиях, созданных добровольно на законодательной основе. Государство представляет собой крупнейшего собственника прежде всего в сфере природных ресурсов, недвижимости, результатов интеллектуальной деятельности. Органы власти разного уровня обладают монопольным правом распределять бюджетные ассигнования, что порождает лоббизм.

Объектами лоббизма в России являются: Администрация Президента РФ, обе палаты Федерального Собрания и их депутаты, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, законодательные (представительные) органы и администрации субъектов РФ и т.д. Наиболее значимым объектом лоббистской деятельности признается Государственная Дума Федерального Собрания РФ.

Характеризуя современную практику лоббирования интересов в России, следует прежде всего отметить её преимущественно неформальный характер, обусловленный неразвитостью каналов взаимосвязей общества и власти, отсутствием нормативно-правового регулирования данного рода деятельности в стране, слабостью институциональной системы. Отличительными чертами российского лоббизма являются: влияние «личного» фактора в процессе принятия решений, неформальный или кулуарный характер большинства договоренностей.

Применяемые лоббистами приёмы варьируются в зависимости от сути вопроса, от того, кто поддерживает проект или находится в оппозиции, от состояния общественного мнения. К самым распространённым приёмам относятся: личные контакты с теми, кто принимает решения, мобилизация влиятельных групп избирателей, пропаганда своей позиции путем рассылки письменных материалов и т.д.

Чтобы добиться успеха в выработке политики, лоббисты создали и применяют метод «точечного нажима». Уже оказывая влияние на процесс принятия решения, лоббисты стараются склонить на свою сторону и обладающих властью чиновников.

Лоббизм в России может выступать, как механизм внеправового воздействия на органы государственной власти, инструмент реализации интересов отдельных групп давления, не согласованных с национальными интересами и целями государственной политики. Лоббизм зачастую блокирует необходимые управленческие решения, препятствуя реализации общественно значимых проектов, и нередко служит способом обогащения определенных социальных групп.

Говоря о тенденциях в сфере лоббистской деятельности, необходимо отметить, что группы интересов все активнее стали включать в практику своей деятельности методы экономического и информационного давления.

Характерной является и тенденция институционализации представительства интересов бизнеса в политике. Её подтверждают: регулярные встречи Президента России и Председателя Правительства РФ с представителями делового сообщества; участие бизнесменов в совещательных и консультативных органах при Правительстве РФ и Администрации Президента, палатах Федерального Собрания, губернаторах; участие представителей бизнес-сообщества в различных форумах, конференциях и круглых столах, их выступления по актуальным проблемам в средствах массовой информации. Основой неформального взаимодействия являются встречи на неформальном уровне представителей бизнес-структур с представителями органов власти и управления.

В России лоббизм считается одним из видов коррупции. Работа над законопроектом, который регулировал бы общественные отношения в области взаимоотношений власти и общества, началась в 1990-х годах в недрах Верховного Совета Российской Федерации. Однако специального федерального законодательства о регулировании этой деятельности до сих пор нет.

Вследствие чего, по мнению Международной ассоциации бизнес-коммуникаторов, лоббизм в России носит нецивилизованный характер, проще говоря, сводится к взяткам, откатам и коррупции. А на федеральном уровне вместо прямого денежного стимулирования представители власти всё чаще просят должность или долю в бизнесе.

В российском законодательстве есть отдельные нормы и положения, регулирующие исходные лоббистские начала и взаимоучастие субъектов лоббистских правоотношений, однако этого сегодня уже недостаточно. Необходимы специальные федеральные законы, федеральные ведомственные акты, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые регулировали бы взаимоотношения между бизнесом, обществом и властью более полно.

Политический смысл лоббизма. Ступени системного процесса лоббирования. Парламентаризм как политический источник лоббизма в Великобритании. Американская модель лоббизма. Специфика российского лоббизма.

Дефиниция «лоббизм» обозначает деятельность отдельных физических лиц или группировок в отношении органов государственной власти с целью оказать влияние на разработку, принятие и осуществление указанными органами законодательных актов и административных решений. Основными факторами, определяющими сущность лоббизма, являются групповые интересы и государственные органы власти. В целом явление лоббизма необходимо рассматривать в зависимости от степени открытости и демократичности политической системы. В рамках теории лоббистского плюрализма считается, что групповые интересы многочисленны и конкурируют между собой, самостоятельно определяют свои интересы и выбирают лидеров . Теория лоббистского корпоративизма предполагает иерархическую упорядоченность и ведущую роль государства в выявлении и организации интересов .

Американские политологи считают, что главная роль лоббизма заключается в том, чтобы представлять интересы граждан перед государством, осуществлять политическое участие в решении важнейших вопросов внутренней и внешней политики; повышать образовательный уровень, заинтересовывать как членов своих организаций, так и государственных чиновников, общественность в целом; участвовать в создании новых инициатив для госаппарата; следить за выполнением принятых государственных программ по решению тех или иных проблем.

Лоббизм предполагает как деятельность профессионалов, так и общественных организаций. По мнению известного американского политолога Д. Трумэна, лоббизм - это естественное право граждан представлять свои интересы при помощи лидеров групп влияния . В американском юридическом словаре лоббисты рассматриваются как люди, которые действуют на профессиональной основе и убеждают законодателей принимать нужные и отклонять невыгодные для них либо для их клиентов законы .

Британский исследователь К. Кумс отмечает, что в западной политологии лоббизм определяется, с одной стороны, как возможность реализации прав каждого гражданина обращаться с ходатайством к своему правительству, с другой стороны, как деятельность профессиональных сотрудников, нанятых определенными группами для представления их интересов в процессе формирования государственной политики .

С. П. Перегудов и Н. Ю. Лапина в коллективной монографии «Группы интересов и российское государство» трактуют лоббистскую деятельность как «совокупность целенаправленных усилий групп интересов по продвижению своих требований в органах власти и управления различного рода» .

В условиях развитой системы функционального представительства и высокого уровня агрегирования групповых интересов лоббистские группировки, выступающие от имени широкого спектра интересов, действуют на сравнительно узком пространстве нормотворческой инициативы. Результатом борьбы разнонаправленных группировок оказывается выравнивание баланса сил, что нс даст возможности одним интересам добиваться своих целей за счет других. Западные исследователи уже не раз обращали внимание на то обстоятельство, что соревновательность интересов является важнейшей основой фундамента гражданского общества.

Политический смысл лоббизма заключается в том, что:

  • лоббистские группы выполняют функцию посредничества между гражданами и государством, прежде всего в сфере обмена информацией;
  • лоббизм выполняет функцию организации плюрализма общественных интересов, позволяет выработать способы и механизмы сопоставления специфических интересов отдельных граждан и лиц, определить их приоритетность;
  • лоббизм дополняет систему парламентского представительства, позволяя участвовать в принятии и реализации политических решений тем группам, которые не имеют другой такой возможности; через систему и практику лоббизма получают свое выражение и представительство в общенациональном масштабе интересы, которые в ином случае остались бы невыраженными .

Лоббизм, таким образом, это нс просто артикуляция и представление интересов тех или иных групп во властных структурах. Это процесс приведения формальной власти в соответствие с властью фактической. Лоббизм как форма продвижения группами своих интересов - феномен, характерный в той или иной степени для любых политических систем. Характер системы и каналов взаимодействия общества и государства определяет удельный вес лоббизма в механизмах этого взаимодействия .

Необходимо обратить внимание на то, что системный процесс лоббирования предполагает следующие ступени :

  • формирование конкретного интереса;
  • определение лоббистской цели;
  • организационное оформление субъекта, осуществляющего лоббистскую деятельность;
  • определение форм, методов и способов осуществления лоббистской деятельности;
  • выявление адресата давления - объекта лоббистской деятельности;
  • организацию лоббистского давления;
  • результат лоббирования;
  • последствия от принятия и исполнения решений или непринятия решения .

Организации, занимающиеся лоббированием групповых интересов, используют методы, предполагающие возможность проследить реализацию лоббируемого вопроса до конца. Предоставление необходимой информации во властные структуры обеспечивает подачу сведений по лоббируемому вопросу в наиболее выгодном свете. Важный и достаточно часто используемый метод организованных лоббистов - предоставление готовых законопроектов с одновременной разработкой определенной стратегии продвижения данного законопроекта по многочисленным ступенькам законодательного процесса, отстаивание позиций своей заинтересованной группы по продвигаемому законопроекту.

Кроме того, профессиональные лоббисты, имеют разнообразные связи в государственных органах власти и большие возможности для неформальных контактов, и это является, как правило, привилегией бывших государственных деятелей и служащих, ушедших в лоббисты. Разумеется, результативность деятельности организованных лоббистов в достижении их групповых интересов гораздо выше, чем у граждан, выступающих в качестве индивидуальных лоббистов своих или даже общественных интересов .

Помимо традиционного инструментария при лоббировании используются такие методы и возможности, как создание общественного мнения, рейтинги. Создание общественного мнения - эффективный инструмент лоббирования в пользу какого-либо лица, программы или действия. Этот способ лоббирования получает многократное звучание, когда он квалифицированно подается в средствах массовой информации.

Для понимания генезиса политической сущности лоббизма целесообразно рассмотреть опыт Великобритании, где, согласно общепринятому мнению, зародилось это явление. Анализ генезиса лоббизма в Великобритании предполагает исследование структуры парламентской власти и той роли, которую играет лобби в принятии законодательных решений. Первоначально парламент возник как место совещания с духовными и светскими лордами, прообразом его являлся Королевский совет. Длительное время обе палаты парламента были равны в своих законодательных правах. Положение изменилось во второй половине XIX - начале XX в., когда в результате парламентских реформ верхняя палата фактически была превращена в консультативный орган. Таким образом, современный английский парламент - это преимущественно палата общин. В настоящее время она насчитывает 650 членов, выбранных по принципу относительного большинства. Достоинство подобной модели состоит в том, что она создает основу для формирования двухпартийной системы, смысл которой заключается в попеременном нахождении у власти двух партий. Именно эта система стала одной из причин стабильности государственного строя и мягкой смены политического курса в этой стране. Таким образом, процесс лоббирования и вся направленность корпоративных интересов строится вокруг двух ведущих политических партий.

К разработке законопроектов привлекаются лидеры большинства в парламенте, правительственные юристы; подготовку и прохождение законодательных актов контролирует ряд правительственных комитетов. На данном этапе и осуществляются контакты с заинтересованными лицами - лобби. При этом английский лоббизм, в отличие от США, менее силен, менее урегулирован законодательно и концентрируется не в Вестминстере, где заседают английские законодатели, а в районе Уайт-холла, где располагаются важнейшие правительственные учреждения.

При существующей в Великобритании организации власти парламентский контроль над правительством не является достаточно эффективным. Парламентскому большинству приходится контролировать как бы самого себя. Тем не менее политические традиции и гражданское общество не позволяют развиться злоупотреблениям, которые могли бы возникнуть при данной организации власти в контексте иной политической культуры .

Для анализа генезиса лоббизма и новых тенденций его развития представляется показательным также опыт США - страны, имеющей политико-правовые основы развития данного явления. Анализ этой модели позволяет выявить важную особенную деталь: американская модель лоббизма более открыта и не только связана с партийными процессами, но в первую очередь нацелена на лоббирование интересов финансово-промышленных групп.

В 2000 г. в США на оплату деятельности лоббистов было потрачено почти 1,6 млрд долл. В настоящее время в одном только конгрессе действуют более 15 тыс. официальных лоббистов. Из них более тысячи - представители зарубежных компаний и фирм . В 2000 г. лоббистской деятельностью занимались 129 бывших членов конгресса США, - в большинстве своем они представляли интересы крупных корпораций. Согласно закону бывший конгрессмен может заниматься лоббизмом через год после того, как он перестанет заниматься законодательной деятельностью.

Предпринимательские круги представлены такими ассоциациями, как Торговая палата США (объединяет около 30 тыс. штатных и местных палат), Национальная ассоциация промышленников (членами являются 75 % всех промышленных компаний США), Национальная федерация независимого бизнеса (500 тыс. компаний), Национальная ассоциация малого бизнеса (400 тыс. компаний) .

Лоббистские фирмы действуют на всех уровнях власти в США. Согласно определению, данному Lobbying Disclosure Act, принятому в 1995 г., лоббистом считается человек, который тратит не менее 20 % своего времени на лоббистскую деятельность, имеет многочисленные контакты с членами законодательных и исполнительных органов власти, получил за свои услуги от своих клиентов не менее 5 тыс. долларов в течение шести месяцев. Лоббисты и лоббистские фирмы обязаны регистрироваться в органах власти, при которых они действуют .

Общественные организации как в США, так в большинстве европейских стран выступают в качестве лоббистских объединений. Они собирают информацию по интересующему их вопросу и передают ее представителям средств массовой информации; их задача заключается в том, чтобы привлечь внимание общественности и сформировать определенное общественное мнение. Средства массовой информации информируют общество о политических кампаниях и мнениях конкурирующих политиков и организаций. Для поддержки избирательных кампаний создаются избирательные группы поддержки. Деятельность лоббистов в пользу избирательных групп поддержки осуществляется по следующим направлениям:

  • сбор информации о ситуации, сложившейся в законодательных органах власти, выработка рекомендаций стратегии и тактики работы с ними, проведение рекламных и пропагандистских кампаний;
  • осуществление связи с местными комитетами политических партий с целью донести до них требования групп особых интересов, включить эти требования в программы партий, договориться о поддержке определенных кандидатов;
  • поддержка связи с законодателями, общественная экспертиза в подготовке законодательных актов, привлечение экспертов;
  • распределение средств, полученных от жертвователей;
  • организация социологических исследований и опросы общественного мнения.

Таким образом, лоббизм как политический феномен является важнейшей формой представительства интересов общества и предполагает деятельность отдельных лиц или заинтересованных групп по продвижению своих интересов в органах власти.

Понятие «лоббизм» в русском языке имеет два значения: широкое («обывательское») и научное . В первом случае понятие «лоббизм» соответствует тому, что в английском языке называют «advocacy», то есть продвижение интересов через любые структуры (а не только через государственные) . Поэтому в обывательском понимании под лоббизмом понимается в том числе деятельность самих субъектов власти, направленная, в частности, на получение особых властных преференций (поэтому сторонники широкого подхода могут говорить о лоббизме президента, о лоббизме правительства) .

Научное понятие лоббизма более узкое, чем обывательское, и соответствует английскому «lobby». Под лоббизмом в научном смысле понимают способ «воздействия представителей негосударственных организаций на государственные органы и органы местного самоуправления с целью добиться принятия (или непринятия) ими решений в соответствии с потребностями групп интересов» . При таком подходе лоббистами не считаются представители органов государственной власти, имеющие право по закону принимать решение, которое лоббируется. Это определение также нуждается в уточнении с учетом лоббистского законодательства. Лоббистом может быть также физическое лицо, не состоящее на службе в органе, где оно лоббирует то или иное решение. Кроме того, лоббизм может также осуществляться на уровне межгосударственных образований - например, в органах Евросоюза .

Лоббизм присущ любой политической системе вне зависимо от того, прописан ли он в нормативных актах или нет. На это указывает Британская энциклопедия : «лоббирование в различных формах существует в любой политической системе» . Лоббирование существует не только в демократических, но и в авторитарных и тоталитарных режимах . Разница состоит в том, что в авторитарных и тоталитарных режимах лоббирование осуществляется ограниченным кругом политиков, имеющих доступ к правящей элите и имеет скрытый характер, причем основным объектом их воздействия (в силу отсутствия полноценного законодательного органа) выступают органы исполнительной власти .

Доктор юридических наук Н. М. Колосова отмечает, что лоббизм не только может существовать независимо от степени его «законодательного закрепления» на разных уровнях (от органов местного самоуправления до глобального управления), но и способен «перемещаться вслед за смещением центров принятия государственных (надгосударственных) решений» .

Синонимы понятия «лоббизм»

Вместо термина «лоббизм» используют следующие понятия :

  • Public Affairs;
  • Government Affairs;
  • Policy representation;
  • Legislative communications;
  • Policy marketing.

Замена термина «лоббизм» на одно из вышеуказанных понятий применяется лоббистами, чтобы смягчить негативное отношение к ним части населения. Например, в США одна из старейших ассоциаций - Американская лига лоббистов в 2013 году была переименована в Ассоциацию профессионалов по связям с органами власти .

Структура лоббирования: объект, субъект и предмет

Лоббирование предполагает наличие следующих составляющих:

Правовое регулирование лоббизма

Правовой основой лоббизма является право граждан на подачу петиций в органы власти (предложений) в органы государственной власти и местного самоуправления, а также в органы международных организаций. Это право фиксируется в законодательстве ряда стран (в том числе в Конституциях государств) причем вне зависимости от того, есть ли в национальном праве термин «лоббизм». Кроме того, во многих странах существует специальное лоббистское законодательство, которое дополнительно регламентирует деятельность профессиональных лоббистов, предусматривая их регистрацию, обязательную отчетность и т. п. Исследователь С. О. Доспан называет две современные модели правового регулирования лоббистской деятельности: :

  • Англосаксонская модель (США , Канада) - имеются специальные нормативные акты, регламентирующие лоббистскую деятельность;
  • Континентальная модель (Франция и другие) - нет специальных нормативных актов, регламентирующих лоббизм.

Методы лоббизма

Технологии лоббизма бывают двух видов :

  • Прямой лоббизм - непосредственные контакты с представителями органов государственной власти. Прямое лоббирование включает следующие формы: назначение и проведение встреч с политиками и чиновниками, персональные письма и телефонные звонки, налаживание неформальных отношений и прочее;
  • Непрямой лоббизм - влияние на процесс принятия политических решений посредством мобилизации общественного мнения в пользу (или против) той или иной позиции. Непрямое лоббирование включает такие формы, как массовая рассылка писем, организация пресс-конференций, публичных встреч, сбора подписей, демонстраций, пикетов и т. д.

Национальное законодательство всегда ограничивает методы лоббирования (даже если не содержит понятие «лоббизм»). Например, повсеместно запрещенным методом является дача взятки должностному лицу за продвижение какого-либо решения. Однако разрешенные методы лоббирования обычно примерно одинаковы во всех странах. Например, в России исследователи выделяют следующие методы лоббирования, которые не запрещены законом :

  • Освещение проблемы в СМИ в нужном ракурсе , для чего лоббист поддерживает контакты с редакторами ведущих изданий;
  • Освещение проблемы в информационных агентствах в нужном ракурсе . Для большинства журналистов агентства во многом являются источником информации. К тому же часто необходимым условием выхода сюжета во влиятельной газете или на телевидении является упоминание темы в лентах информационных агентств. Для лоббиста важно выбрать то информационное агентство, которое охватывает максимальное количество СМИ;
  • Ссылки на результаты проведенных социологических опросов и рейтингов , результаты которых зачастую трудно верифицируемы и выводам которых, по умолчанию, предлагается верить на слово. О методике проведения опросов часто не сообщается, тем не менее все они претендуют на объективность;
  • Организация научных исследований с предсказуемым результатом . Используется отраслевыми лоббистами с целью «правильного» воздействия на депутатов, например, на заседаниях комитетов, при парламентских слушаниях и пр. Выкладки именитых ученых, исследования которых профинансированы заинтересованными организациями - существенный аргумент в политической дискуссии;
  • Grass roots lobbying («корни травы») - технология, заключается в массовом и организованном направлении писем и телеграмм от населения объекту лоббирования с требованием поддержать определенное предложение. Такая технология особенно популярна в США;
  • Эффект неожиданности . Эта технология осуществляется в два этапа. Сначала подбирают специалистов, прекрасно знающих тему. Затем, в момент, тщательно выбранный с учётом процедурных тонкостей, текущей конфигурации интриг и общественного мнения внезапно вносится нужный законопроект. При этом реальные оппоненты законопроекта не располагают адекватной аргументацией или даже на момент его рассмотрения могут находиться в командировке;
  • Параллельное внесение удобного законопроекта . Этот метод препятствует продвижению законопроекта, который не нравится лоббистам. В случае внесение в комитет Государственной думы «неудобного» законопроекта сотрудничающие с лоббистами депутаты вносят свой параллельный законопроект и добиваются его поддержки в комитете. Когда эта цель достигнута, альтернативные законопроекты просто снимают с рассмотрения;
  • Эффект открытого и закрытого голосования . При использовании открытого или закрытого голосования могут быть получены различные и даже противоположные результаты;
  • Эффект «перегруженности» . Если повестка дня перенасыщена вопросами, то законопроекты практически не обсуждаются и лоббируемый законопроект может пройти;
  • Эффект благоприятного времени . Оптимальное время для внесения законопроекта на рассмотрение депутатам: перед депутатскими каникулами и перед парламентскими выборами. А еще лучше внести законопроект в последние дни работы Государственной Думы перед депутатскими каникулами. При поддержке Комитета, а также в случае если законопроект не вызывает всеобщего отторжения, прохождение нужного решения практически гарантировано.

Формы поддержки, оказываемой лоббистом чиновнику (политику)

Существуют три формы поддержки, которую лоббист может оказать чиновнику (в том числе избранному политику) :

  1. Информация Лоббист готовит экспертные заключения, справки и привлекает экспертов. Информация, которую получает чиновник от лоббиста, делится на два вида. Во-первых, это сведения, связанные с нормативным документом (решением), в подготовке которого принимает участие (может принять участие) чиновник. Во-вторых, это данные о предпочтениях избирателей;
  2. Деньги . Лоббист может приглашать чиновника на различные лекции, а также предоставить чиновнику оплачиваемую должность в случае ухода того с государственной службы. Кроме того, лоббист может оплатить избирательную кампанию выборного должностного лица;
  3. . Лоббист может популяризировать чиновника (политика) в общественной и профессиональной среде, а также нейтрализовать потенциальных оппонентов.

Выбор конкретной формы поддержки чиновника (политика) лоббистом зависит от следующих факторов:

  • Является ли должностное лицо, с которым лоббист устанавливает контакт, выборным или назначаемым (при этом еще имеет значение избирается ли это должностное лицо по мажоритарной системе или по партийным спискам);
  • Наличия и уровня развития экспертных организаций, при той структуре, где работает чиновник (политик);
  • Правовых норм страны (международной организации), где работает чиновник.

Возможности поддержки лоббистом выборных должностных лиц выше, чем назначаемых, так как выборное лицо больше нуждается в информации (требуются сведения о настроениях избирателей), в деньгах на финансирование предвыборных кампаний, а также в PR среди избирателей. Политик, избираемый в парламент по мажоритарной системе, больше нуждается в информации от лоббиста о настроениях избирателей, чем политик, избираемый по партийному списку. Парламентарий, избираемый по партийному списку, больше заинтересован в упрочении места в партийной иерархии, а не в популярности среди избирателей .

Значительно сложнее оказать поддержку назначаемому должностному лицу, которое не имеет права принимать деньги и не особенно нуждается в создании имиджа у избирателей. Например, в органах власти ЕС большинство чиновников назначаемые, поэтому они не нуждаются в информации о настроениях избирателей, в отличие от американских выборных чиновников. По этой же причине не нуждаются назначаемые европейские чиновники в финансировании избирательных кампании .

Потребность в экспертной информации от лоббиста по существу принимаемого решения также разная. Если при государственном органе, где работает чиновник, существуют развитые экспертные организации, то чиновник не нуждается в информации от лоббиста. Например, члены Совета Евросоюза имеют доступ к информации от национальных властей и поэтому меньше нуждаются в сведениях, поставляемых лоббистами, чем члены Еврокомиссии , которая не имеет такой возможности и испытывает постоянную нехватку сотрудников

Плюсы и минусы лоббизма

Лоббизм как элемент политической системы имеет ряд достоинств, но и много недостатков. Доктор юридических наук В. В. Субочев выделил следующие «плюсы» лоббизма :

  • Заставляет «держаться в форме» органы государственной власти и управления, в определённом смысле конкурирует, соревнуется с ними, придаёт им большую динамику и гибкость. При разделении властей , каждая из ветвей может использовать то или иное лобби в своих интересах;
  • Выступает инструментом самоорганизации гражданского общества , с помощью которого мобилизуется общественная поддержка или оппозиция какому-либо законопроекту, оказывается влияние на политику;
  • Создаёт возможности для обеспечения интересов меньшинства;
  • Воплощает принцип свободы социальных негосударственных структур. С помощью лоббирования они сами пытаются решать свои проблемы;
  • Способ активизации каких-либо процессов и явлений в сфере политики.
  • Позволяет расширить информационную и организационную базу принимаемых решений и гораздо убедительнее обратить внимание на определенные «кричащие» проблемы. Лоббисты обеспечивают органы государственной власти информацией по продвигаемому вопросу;
  • Более широкое средство достижения компромисса, способ компенсации противоречий и примирения разнообразных интересов

Минусов у лоббизма тоже немало :

  • Он может стать инструментом приоритетного удовлетворения иностранных интересов в ущерб интересам национальным;
  • Может служить фактором развития и защиты ведомственности, местничества, национализма и т. п., усиливать крайние формы удовлетворения групповых интересов, не всегда адекватных ситуации;
  • Опасность «размывания» народовластных устоев общества, превращения демократических институтов в мощный инструмент отдельных властных групп;
  • Зачастую блокирует объективно необходимые управленческие решения, препятствует удовлетворению общественно значимых потребностей, способствует продвижению интересов чиновников;
  • Иногда существенно затрудняет осуществление стабильной и оперативной государственной политики, ибо может быть направлено, например, на постоянное перераспределение бюджета, на частую смену приоритетов, на усиление позиций одной ветви власти при одновременном ослаблении другой и т. п.;
  • Может использоваться как инструмент обогащения отдельных слоев, элит.

Организационные формы лоббизма

Лоббисты действуют в демократических странах в следующих формах :

  • Индивидуальный лоббист ;
  • Специальная лоббистская фирма . Часто организации, занимающиеся лоббистской деятельностью, позиционируют себя в публичном пространстве не как лоббистские фирмы, а как юридические, PR-агентства, агентства по связям с правительством и общественным делам;
  • Штатный лоббист конкретной организации (в Канаде их называют «внутренние лоббисты»). Они состоят в штате компании или организации и называются часто не лоббистами, а GR-менеджерами, а соответствующие отделы в организациях - GR-департаментами. Такие лоббисты продвигают интересы только той компании, на которую работают;
  • Профессиональная ассоциация лоббистов. Название таких союзов может не включать слово «лоббизм». К числу такого рода объединений относятся: канадский Институт отношений с правительством (Government Relations Institute of Canada), британская Ассоциация профессиональных политических консультантов (Association of Professional Political Consultants), действующая в Германии Немецкая ассоциация политических консультантов, польская Ассоциация профессиональных лоббистов.

Профессия

На данный момент дисциплина «Лоббизм» отсутствует в реестре специальностей вузов в России. За рубежом образование в области Government Relations дают ряд крупных университетов. Профессиональная подготовка в области взаимодействия с органами государственной власти в России ведется в рамках направления «Политология» по профилю «Взаимодействие с органами государственной власти» (Government Relations), который реализуется на факультете политологии МГУ . Также направление лоббизма и GR получило фундаментальное теоретическое и практическое развитие в рамках факультета политологии МГИМО (у) МИД России, (отделение экономической политологии). В НИУ ВШЭ существует общеуниверситетская кафедра теории и практики взаимодействия бизнеса и власти, которая проводит мастер-классы и встречи с экспертами в области малого и среднего бизнеса и представителями политических и бизнес структур. Помимо этого, подготовку специалистов в области GR осуществляет Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации в рамках факультета «Социология и политология».

В 2012 году появилась кафедра «Кафедра связей с общественностью в политике и государственном управлении», созданная на базе факультета прикладных коммуникаций СПбГУ, которую возглавил Минтусов И. Е. В 2013 году под его редакцией издательством Санкт-Петербургского университета был выпущен учебник «GR: теория и практика» , расширенная версия учебника под названием «GR и лоббизм: теория и технологии» выпущена в 2015 году издательством «Юрайт»

Лоббизм в России

Процесс фрагментации государственной власти на рубеже 80-90-х годов стимулировал подлинный «взрыв» лоббистской деятельности . В этой связи были предприняты попытки установить правовое регулирование в данной сфере: всего со времени созыва первой Государственной Думы нового образца было внесено пять законопроектов о лоббизме, причем самый первый законопроект «О регулировании лоббистской деятельности в РФ» появился ещё в 1992 году. Однако единый закон так и не был принят. Последний законопроект о регулировании лоббистской деятельности в России был внесен в Государственную думу в 2003 году, после его отклонения проекты законов о лоббизме в российский парламент не вносились . В основу законопроектов 1996, 1997 и 2003 годов была положена американская система регистрации лоббистов . В 2013 году в Государственную думу был внесен депутатами от «Справедливой России» законопроект № 410475-6 «О порядке продвижения интересов коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей», но его отклонил Совет Государственной думы .

На словах отношение самих представителей высшей российской власти к лоббизму в 1990-е - 2000-е годы было в целом негативным, хотя существование этого явления признавалось в официальных документах. В Постановлении Государственной думы РФ от 20 марта 1998 года сказано: «Лоббирование корыстных интересов отдельных групп в Администрации Президента Российской Федерации, в Федеральном Собрании Российской Федерации достигло невероятных масштабов» . В Постановлении Правительства РФ от 15 апреля 2000 года сообщается, что «отмечаются случаи лоббирования узковедомственных интересов , требует дальнейшего совершенствования порядок планирования законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации» . В бюджетном послании Президента России от 30 мая 2003 года отмечено: «федеральный бюджет на 2004 год не должен стать заложником предвыборных амбиций, отраслевого лоббизма и заведомо невыполнимых обещаний» . В выступлениях В. В. Путина слово «лоббизм» используется как в позитивном, так и в негативном значении .

В российских СМИ термин «лоббизм» по состоянию на 2010-е годы имеет в основном негативный оттенок. Проведенный П. Я. Фельдманом контент-анализ заголовков информационных сообщений российских печатных СМИ показал, что в 85 % заглавий статей понятие «лоббизм» наделяется либо негативным, либо саркастическим смыслом, причем часто журналисты отождествляют представителей власти с лоббистами с целью обвинения их в продвижении частных, корыстных интересов .

На рубеже 2000-х - 2010-х годов была предпринята попытка ввести регулирование лоббизма в рамки борьбы с коррупцией . В соответствие с Указом Президента России от 31 июля 2008 года, которым был утвержден Национальный план противодействия коррупции, предлагалось рассмотреть вопрос о подготовке нормативного правового акта, регулирующего лоббистскую деятельность . В дальнейшем пункт 15 Национального плана противодействия коррупции на 2012-2013 годы, утвержденного Указом Президента России от 13 марта 2012 года № 297 предписал Министерству экономического развития совместно с Министерством юстиции России и другими ведомствами провести публичное обсуждение формирования в России института лоббизма . Однако по состоянию на 2016 год никаких нормативных актов, специально регулирующих лоббизм, в России на федеральном уровне нет. Поэтому правовой основой лоббизма фактически являются нормы Конституции Российской Федерации : п. 1 ст. 30 («каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется»), п. 2 ст. 45 (право каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом), ст. 33 («граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления») .

На региональном уровне понятие «лоббизм» присутствует в законе «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края», в котором под лоббизмом понимается «деятельность специально уполномоченных на то лиц по информационному взаимодействию с правотворческим органом края с целью выражения интересов соответствующих организаций в региональном правотворчестве» .

Лоббизм в России существует в двух формах :

  • Публичный диалог с органами власти - создание петиций, посылка писем в органы власти, массовые публикации в СМИ , выступления различных «авторитетов» (деятелей культуры, ученых и т. п.). Примером является кампания по борьбе против строительства в Санкт-Петербурге башни «Газпрома» , проходившая в 2006-2011 годах, которая увенчалась успехом. В рамках этой кампании было написано открытое письмо властям Санкт-Петербурга, против стройки выступили представители творческой интеллигенции (писатель Д. А. Гранин , актер О. В. Басилашвили и другие). Протестующих поддержала партия «Яблоко» . Активно включились СМИ. Например, только журналист Б. Л. Вишневский в 2006-2011 годах написал более 150 статей против стройки;
  • Скрытая «подковерная» борьба различных группировок, оказывающая влияние на принятие решений.

Лоббированием занимаются некоторые общественные организации, объединяющие предпринимателей. Примером является Российская ассоциация акционерно-коммерческих промышленно-строительных банков «Россия», договор об учреждении которой был подписан в декабре 1990 года . Эта ассоциация не только проводит опросы региональных банков об их отношении к законодательным инициативам российской власти, но и сама разрабатывает проекты нормативно-правовых актов . По подсчетом российских исследователей, за кризисные 2008 - 2009 годы 16 предложений Ассоциации легли в основу нормативно-правовых актов, принятых и изданных на федеральном уровне .

Лоббизм в других странах

Лоббистское законодательство в других странах находится на разных стадиях развития: от очень детального, формировавшегося десятилетиями лоббистского законодательства (США) до его отсутствия (Япония).

Лоббизм в США

В США лоббизм является легальным видом деятельности как на федеральном уровне, так и в большинстве штатов, но жестко регулируется законодательством и федеральным, и штатов. На начало 2010-х годов в стране зарегистрированы около 500 крупных лоббистских групп .

В октябре 1946 года Конгресс принял «Закон о регулировании лоббизма», который регулировал лоббистскую деятельность в Конгрессе . Закон установил, что лоббист должен иметь высшее юридическое образование и 8 лет стажа работы в федеральных органах власти, а также предоставить письменное заявление под присягой, в котором должен был указать сведения о заказчике (его имя, адрес), срок найма, суммы гонораров и один раз в квартал предоставлять в Государственный департамент отчет с указанием тех документов, которые он собирается лоббировать . После принятия этого закона в США возникли открытые лоббистские структуры. 19 марта 1979 года состоялось первое официальное заседание Американской лиги лоббистов . Следующим актом, регламентирующим лоббизм на федеральном уровне, стал «Закон о раскрытии лоббистской деятельности», вступивший в силу 1 января 1996 года . Этот закон ввел понятие «лоббист» - бывший или действующий политик, который тратит более 20 % своего времени на продвижение интересов той или иной группы давления . Закон ввел понятие «лоббистский контакт» - устное или письменное обращение физического лица или организации по вопросам :

  • представления в Конгрессе или органах исполнительной власти резолюций, законопроектов или внесения поправок к уже существующим актам;
  • управления федеральными программами: выдача лицензий, заключение контрактов, одобрения кредитов.

Кроме того, этот закон установил, что лоббист обязан по требованию должностного лица, к которому обращается, сообщить сведения о своей регистрации и данные о клиенте . На секретаря Сената и клерка Палаты представителей была возложена обязанность создать доступные для общественности списки лоббистов . Закон обязывал регистрироваться как иностранных, так и американских лоббистов и ввел штрафы за нарушение процедуры регистрации .

После коррупционного скандала, связанного с делом известного лоббиста Джека Абрамоффа регулирование лоббизма было ужесточено. В 2007 году Конгресс принял «Закон о честном лидерстве и открытом правительстве», который еще более ограничил деятельность лоббистов: был введен запрет на занятие лоббистской деятельностью для сенаторов (они могли заняться ей только через 2 года после отставки), государственному секретарю и министру обороны было пожизненно запрещено заниматься лоббизмом в той сфере, которую они курировали в правительстве .

В начале 2010-х годов лоббистской деятельностью могли заниматься государственные служащие с заработком менее 130 тыс. долларов в год . Эффективность деятельности лоббистских организаций невелика, например могущественный Американский совет законодательного обмена внес в 2011-2012 годах в законодательные собрания штатов 132 законопроекта, из которых стали законами только 9 % . За лоббистами следит ряд общественных организаций (по состоянию на начало 2010-х годов), например: «Центр ответственной политики», «Общественный наблюдатель», и «Защитники потребителей» .

Несмотря на все ограничения, выручка лоббистов в США с 1998 года по 2010 год выросла с 1,4 млрд долларов до 3,44 млрд долларов . Эти цифры говорят о том, что лоббизм остается очень востребованным видом деятельности.

Лобби в США бывают этнические и профессиональные. Этнические лобби (армянское, греческое и другие) добиваются выделения помощи своей исторической родине со стороны американских властей. Например, армянскому лобби удалось добиться выделения значительной помощи Республике Армения и провести направленную против Азербайджана Поправку 907. Политики, представляющие этническое лобби, зачастую не принадлежат к той же национальности, что и члены общины, интересы которой они защищают. Например, в Конгрессе США никогда не было более 5 парламентариев армянской национальности одновременно, но в Армянский кокус Конгресса входит (по итогам выборов 2014 года) 90 конгрессменов и сенаторов . Кроме того, в США существуют так называемые профессиональные лобби, которые защищают интересы определенных профессиональных групп и отраслей экономики. Самым крупным профессиональным лобби является Национальная стрелковая ассоциация США .

Лоббизм в Австралии

Лоббизм в Канаде

  • Специальное должностное лицо уполномочено осуществлять контроль и надзор за лоббистами. Это Уполномоченный по лоббизму, который назначается обеими палатами парламента Канады на 7 лет. Уполномоченный отчитывается перед парламентом страны 1 раз в год, а также после каждого расследования о соблюдении Акта о лоббизме и Кодекса поведения лоббистов;
  • Старшие государственные служащие (включая министров и сотрудников министерств) не имеют права работать лоббистами или в лоббистских компаниях в течение 5 лет после отставки;
  • Чиновник не имеет права принимать деньги от лоббистов.

Закон разрешает деятельность лоббистов в Канаде, но делит их на категории :

  • Платные консультанты по связям с государственными органами, которые обязаны регистрировать каждую сделку с клиентом.
  • Сотрудники корпораций. Закон обязывает регистрировать корпорацию в качестве лоббиста, если время, затрачиваемое на лоббирование ее сотрудниками, превышает 20 % рабочего времени лица, работающего полный рабочий день.
  • Сотрудники некоммерческих организаций. Закон обязывает регистрировать некоммерческую организацию в качестве лоббиста, если время, затрачиваемое на лоббирование ее сотрудниками, превышает 20 % рабочего времени лица, работающего полный рабочий день.

Также работа лоббистов регламентируется Кодексом поведения лоббистов (вступил в силу в 1997 году) . В 2012 году в Канаде было 5,5 тыс. лоббистов . За нарушение лоббистом порядка регистрации полагается штраф в размере до 50 тыс. канадских долларов и тюремное заключение до 6 месяцев, за предоставление ложных сведений (или подложных документов) - штраф до 200 тыс. канадских долларов и тюремное заключение до 2-х лет .

Лоббизм в Германии

На законодательном уровне в Германии существует подобие регистрации лоббистов в виде выдачи им пропусков в Бундестаг , но в стране не регламентируется лоббизм на уровне Бундесрата и правительств федеральных земель .

Лоббизм в странах СНГ

15 ноября 2003 года Межпарламентская ассамблея СНГ приняла модельный закон СНГ «О регулировании лоббистской деятельности в органах государственной власти». Этот документ предусматривает следующее :

  • Лоббистская деятельность - это деятельность граждан, а также их объединений по установлению контактов с должностными лицами и депутатами органов законодательной власти с целью оказания влияния от имени и в интересах конкретных клиентов на разработку, принятие и осуществление указанными органами законодательных актов, политических решений, подзаконных нормативных актов, административных решений;
  • Лоббист - гражданин, осуществляющий за вознаграждение лоббистскую деятельность в интересах третьих лиц, прошедший государственную регистрацию и имеющий доверенность от клиента с указанными полномочиями. Также лоббистом признается сотрудник организации, в служебные обязанности которого входит осуществление лоббистской деятельности от имени и в интересах этого юридического лица. В любом случае лоббистом может быть только физическое лицо;
  • Лоббист имеет право на получение (за плату) в канцеляриях соответствующих государственных органах любой открытой информации, а также всех поправок и предложений по интересующему его законопроекту, иному нормативному акту. Лоббисту гарантируются допуск в органы исполнительной и законодательной власти, их структурные подразделения и департаменты, возможность встреч с соответствующими депутатами и должностными лицами в порядке, установленном указанными органами. Лоббист также может передавать на рассмотрение в органы государственной власти информационно-аналитические материалы, а также предложения по законопроектам, политическим и административным решениям;
  • Лоббист обязан зарегистрироваться в министерстве юстиции и получить лицензию на право занятия лоббистской деятельностью. Кроме того он должен получить аккредитацию в том органе, в котором предполагается осуществлять лоббистскую деятельность. Наконец он должен представить должностному лицу, с которым вступает в лоббистский контакт, информацию о своей регистрации. Кроме того, лоббист обязан отчитываться о своей деятельности в установленном порядке.

По состоянию на 2014 год этот модельный закон не лег в основу национального правового акта ни в одной из стран СНГ .

Лоббизм в других странах Европы

Европейские страны можно разделить на две группы по правовому регулированию лоббизма. В первую, включающую большинство членов ЕС, входят государства, где лоббизм фактически существует, но никак не регулируется специальными нормативно-правовыми актами. Во вторую группу входят государства, где лоббизм регулируется нормативно-правовыми актами, хотя зачастую они необязательны для исполнения и не охватывают многих лоббистов. Кроме того, в большинстве стран этой группы первые нормативные акты, регламентирующие лоббизм, появились сравнительно недавно - в 2000-е - 2010-е годы. По странам ситуация следующая :

  • Австрия Австрия . В 2011 году введена регистрация лоббистов;
  • Великобритания Великобритания . В 2002 году Кодекс деловой этики для членов парламента Великобритании дополнен разделом № 3, который установил, что во время парламентских слушаний и при контакте с представителями исполнительной власти члены палаты представителей не имеют права защищать интересы внешнего лоббиста, если получают от него вознаграждение, имеют прямые финансовые связи с компанией-лоббистом, являются советниками компаний-лоббистов. Член парламента может защищать интересы лоббиста (кроме парламентских слушаний и контактов с представителями исполнительной власти), но лишь в случае, если зарегистрирует полученные от лоббиста денежные средства в специальном Реестре интересов членов парламента (Register of members’ interests);
  • Венгрия Венгрия . В 2006 году введена добровольная регистрация лоббистов с выдачей им лицензий, что дает право свободного входа в правительственные здания. Взамен лоббист должен ежеквартально отчитываться (в том числе сообщать данные о количестве контактов с целью лоббирования, о подарках, переданных официальным лицам, сведения об этих официальных лицах, а также о законах или о мерах исполнительной власти, по поводу которых предпринималось лоббирование). Но зарегистрированный лоббист имеет право не называть своих клиентов;
  • Италия Италия . На общенациональном уровне нет нормативного акта, специально регулирующего лоббизм. На региональном уровне в трех провинциях (Тоскана , Молизе и Абруццо) существуют свои региональные реестры лоббистов. Они не являются полными - например, в Молизе и в Тоскане в реестры включают только профсоюзы, некоммерческие организации, фонды и аналитические центры;
  • Литва Литва . Закон, регулирующий лоббистскую деятельность, вступил в силу в 2001 году. Предусмотрена регистрация лоббистов в специальном реестре, за ведение которого отвечает Верховная комиссия по этике. Но на практике большинство лоббистов не регистрируется. Например, к 2011 году были зарегистрированы только 25 лоббистов;
  • Северная Македония Северная Македония . Закон, предусматривающий регистрацию лоббистов, принят в 2008 году;
  • Польша Польша . Закон «О правовых основах и регулировании лоббизма», вступил в силу в марте 2006 года. Он требует от чиновников сохранять записи о контактах с лоббистами, причем эти записи ежегодно публикуются;
  • Словения Словения . Закон о лоббизме был принят в 2010 году;
  • Франция Франция . В январе 2010 года вступили в силу правила регулирования лоббистской деятельности;
  • Чехия Чехия . В 2005 году вступил в силу Добровольный кодекс этики, содержащий рекомендации о том, как чиновники должны строить отношения с группами интересов .

Лоббизм в Японии

Лоббизм в Евросоюзе

Примечания

  1. Галстян А. С. Армянское лобби в США: формирование и основные направления деятельности (1915-2014 гг.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - Томск, 2015. - С. 29. Режим доступа: http://www.tsu.ru/science/disadvice/announcement_of_the_dissertations_in_the_tsu.php
  2. Конышев В. Н., Сергунин А. А. О понятийном аппарате в исследованиях феномена лоббизма // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. - 2011. - № 6. - С. 111
  3. Конышев В. Н., Сергунин А. А. О понятийном аппарате в исследованиях феномена лоббизма // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. - 2011. - № 6. - С. 106
  4. Камнев Д.Г Взаимодействие власти и бизнеса по проблемам развития российской экономики: перспективы создания института лоббизма в современной России // PolitBook. - 2012. - № 4. - С. 71
  5. Доспан С. О. Лоббизм как многоаспектный феномен социально-политической системы // Вестник Поволжского института управления. - 2013. - № 3 (36). - С. 112
  6. Доспан С. О. Лоббизм как многоаспектный феномен социально-политической системы // Вестник Поволжского института управления. - 2013. - № 3 (36). - С. 113
  7. Колосова Н. М. Лоббизм и коррупция // Журнал российского права. - 2014. - № 2 (206). - С. 59
  8. Орлов К. А., Агапов И. О. Теоретико-правовой анализ понятийно-категориального понятия «лоббизм» // Вестник Уральского юридического института МВД России. - 2014. - № 4. - С. 16 - 17
  9. Права человека в Соединенных Штатах Америки - 2014. - Нью-Йорк: Институт демократии и сотрудничества, Б.г. - С. 55. Режим доступа: http://argument.ru/images/reports/19.pdf
  10. Орлов К. А., Агапов И. О. Теоретико-правовой анализ понятийно-категориального понятия «лоббизм» // Вестник Уральского юридического института МВД России. - 2014. - № 4. - С. 17 - 18
  11. Лоббизм в США. Как осуществляется лоббизм в США и что можно позаимствовать для России. - М.: ИСЭПИ, 2013. - С. 13. Режим доступа: http://www.politanalitika.ru/upload/iblock/5f4/5f4353e989c6fe783a3e0d846d73c6f4.pdf
  12. Орлов К. А., Агапов И. О. Теоретико-правовой анализ понятийно-категориального понятия «лоббизм» // Вестник Уральского юридического института МВД России. - 2014. - № 4. - С. 18
  13. Толстых П. А. GR. Практикум по лоббизму в России. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - С. 28
  14. Павроз А.В. Принципы и альтернативы правового регулирования лоббизма // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. - 2014. - Т. 10. - № 4. - С. 183
  15. Доспан С. О. Лоббизм как многоаспектный феномен социально-политической системы // Вестник Поволжского института управления. - 2013. - № 3 (36). - С. 115-116
  16. Павроз А. В. Информационные кампании в современном лоббизме // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. - 2014. - № 2. - С. 66
  17. Акимов Н. П., Гимазова Ю. В. Проблемы и тенденции развития технологий лоббизма в России // Nauka-rastudent.ru. - 2015. - № 10 (22). Режим доступа: http://nauka-rastudent.ru/22/2938/
  18. Толстых П. А. Интересы политических стейкхолдеров и лоббистское воздействие: соотношение категорий // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2012. - № 9-2. - С. 174-175
  19. Толстых П.А. Лоббизм как информирование // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2012. - № 7-2. - С. 168
  20. Руденкова Д. Э. Лоббизм в Европейском союзе: политические аспекты регулирования. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. - М., 2016. - С. 117. Режим доступа: http://www.imemo.ru/files/File/ru/dis/2016_001_Rudenkova_DIS.pdf
  21. Руденкова Д. Э. Лоббизм в институтах Европейского союза // Международные процессы. - 2015. - Т. 13. - № 1. - С. 75, 77. Режим доступа: http://www.intertrends.ru/fortieth/Rudenkova.pdf
  22. Лоббизм в США. Как осуществляется лоббизм в США и что можно позаимствовать для России. - М.: ИСЭПИ, 2013. - С. 9, 16. Режим доступа:

План.

1. Понятие «лоббирование».

2. Формы организации лоббирования.

3. Правила лоббирования.

Процесс лоббирования сдержи-вает командную деятельность властных структур и ограничивает всесилие директивности аппарата государственной власти.

Необходимость лоббирования обусловлена неизбежным осуществ-лением множества различных мнений по самым различным проблемам общества. Главным образом это касается профессиональных и территориальных интересов.

Лоббирование упорядочивает различные точки зрения и повышает ответственность власти перед организованными группами влияния.

Отраслевое лоббирование имеет особое значение для областей, где от большинства предприятий одной отрасли зависит жизнь целых городов и районов. Так, на балансе текстильных предприятий Ивановской области по-прежнему находятся пионерские лагеря, стадионы, объекты незавершенного строительства, отопительные коммуникации и т.д.

Таким образом, в Государственной Думе появляются не предста-вители партийных организаций, а выразители интересов отдельных производств и отраслей. Поэтому не случайно современная российская власть имеет очевидный отраслевой оттенок. Такая защита отдельных интересов не должна входить в противоречие с законом.

Сегодня в России правительство и вся кредитно-финансовая система Центрального Банка и Министерства финансов находится под сильным давлением различных кругов лоббистов, которые «выбивают» дешевые кредиты, налоговые льготы, завышенные пенсии для специалистов собственных ведомств.

В России лоббирование все еще носит дикий характер, нередко протекающий в условиях криминальной обстановки и коррупции. Активная роль в этом паблик рилейшнз поистине неоценима.


Процесс лоббирования в российской экономике в основном преследует следующие цели:

1) Участие в формировании национального бюджета. В Государственной Думе при его рассмотрении и принятии наибольшее давление оказывают аграрники, топливно-энергетический военно-промышленный комплексы, которые выбивают для себя максимально возможную долю бюджета.

2) Перераспределение льготных кредитов, лицензий, квот, акцизов по экспорту и импорту. Сегодня в Россию 9 из 10 автомобилей поставляется бесплатно с учетом их дальнейшей реализации различным льготным категория - ветеранам, инвалидам, чернобыльцам и многим другим.

3) Создание системы эффективных налогов и льгот по ним. В парламенте идет жесткое сопротивление со сторон органов исполнительной и законодательной власти упорному стремлению творческих союзов добиться налоговых льгот. Противодействие мотивируется тем, что стоит эти льготы ввести, как творческие союзы превратятся в «крышу» для массы сомнительных коммерческих структур.

4) Добиться справедливого урегулирования таких важнейших вопросов национальной экономики, как приватизация, продажа или выделение земли, регистрация банков и многих других.

К сожалению, наша страна и сегодня лидирует во всем мире по количеству чиновников во властных структурах. Причем для российских чиновников в отличие, скажем, от американских и японских, нет обязательной финансовой отчетности в случаях персональной отставки. Но когда высокий чиновник одновременно является и избранником народа и представителем лоббистской группировки, практически невозможно провести в его действиях, поступках, мотивах четкую грань между протекционизмом, лоббизмом и коррупцией.

Мы уже давно привыкли, что совершенно обыденной вещью в прессе, на телевидении, радио, с парламентской трибуны ста-ли обвинения в коррупции, связях с мафией и т. п. Конечно же, одной из главных причин наличия элементов «дикого» лоббизма является отсутствие законодательной базы этого явления. Такое законодательство необходимо для того, чтобы лоббизм из орудия произвола и криминала превратился в чрезвычайно престижную форму поддержки российского предпринимательства.

В настоящее время можно выделить три основных направления влияния бизнеса на правительственные круги и законодательную власть.

Криминальный , связанный с подкупом, взятками, т. е. коррупцией, очень часто приводит к тяжелым последствиям для себя и окружающих.

Легальный путь включает два способа:

1) лидеры коммерческих структур сами идут в политику, что не всегда оправдано, но достаточно популярно;

2) наиболее эффективно и цивилизованно - влияние на политические решения с соблюдением закона и пра-вовых норм. Это требует продолжительной и кропотливой работы с властными и законодательными структурами. Это наиболее ха-рактерно при решении таких основных вопросов, как оказание влияния на процесс законотворчества.

Российский парламент составляют представители субъектов Федерации, отдельные фракции и группы, имеющие конкурирующие интересы. Эффект разногласий может быть сбалансирован специальным механизмом лобби. В России интересы банковского, нефтепромышленного, аграрного и оборонного секторов отстаиваются на организованной основе. В парламенте сложились формальные механизмы влияния граждан и организаций на представителей исполнительной и законодательной власти. Это происходит, не смотря на отсутствие закона о лоббировании.

Организации и граждане могут адресовать свои предложения, замечания по законодательству депутатам Государственной Думы, Совету Федерации, законодательным органам субъектов РФ на местах. Президенту у нас в России, так же как и в США, большую часть законопроектов пишут не политики, а государственные служащие.

Основная законодательная работа осуществляется 28 комитетами Государственной Думы. Сюда относятся комитеты по экономической политике, аграрным вопросам, обороне, промышленности, энергетике, строительству, образованию, комитет внешних экономических связей и т.д.

Создание проекта каждого закона и процесс прохождения его через Госдуму ведется соответствующим комитетом. При этом нередко практикуется дополнительное включение в ту иную депутатскую комиссию представителей заинтересованных организаций.

Например, при разработке Закона об альтернативной службе к депутатам Госдумы поступило обращение ответственных работников оборонного ведомства, подписанное многими командующими округами. В этом обращении говорилось о том, что в случае принятия этого закона рубежи России охранять будет некому.

Представляет практический интерес опыт Парламента Великобритании в поощрении участия лоббистов в рассматриваемых вопросах. Так, возможность заинтересованных групп выразить свою реакцию предоставляет издаваемый парламентом «зеленый документ» (green paper), который является первичным, дискуссионным и предшествует выпуску законопроекта.

По результатам дискуссии издается «белый документ» (white paper), содержащий реакцию на «зеленый». Этот «белый доку-мент» является основой для окончательного принятия законо-проекта. Если на стадии «зеленого документа» реакция привет-ствуется, то после издания «белого документа» время для эффективного лоббирования упущено.

Российские парламентарии придают большое значение получению достоверной информации по наиболее ост-рым проблемам российской экономики:

О состоянии нацио-нального и мирового рынков,

Действительного потенциала эко-номики и научно-технического прогресса в ведущих странах ми-ра,

О возможных инвестициях внутри страны и за рубежом и многим другим проблемам.

Все это необходимо знать, чтобы при обсуждении решающих для страны вопросов не поставить в менее выгодные условия отечественных производителей и не навредить национальным интересам России в целом. В связи с этим целесообразно иметь при парламенте постоянно дейст-вующие группы по связям парламентариев с другими ветвями власти и, несомненно, по связям с общественностью.

Коммерческие структуры, руководители предприятий и фирм нередко используют элементы «мягкого» лоббирования, помогая «своему» депутату связать интересы своего электората с законо-проектами, проходящими через парламент.

Одним из таких элементов может быть приглашение депута-та посетить открытие новой автоматической линии, презента-цию достижений коммерческой фирмы. В процессе такого зна-комства можно неназойливо и по существу обсудить возможную помощь по реализации задуманных проектов, модернизации оборудования и т.д.

Это «мягкое» лоббирование может сослужить хорошую службу и депутату. Такое взаимодействие предоставляет ему возможность получе-ния более объективной информации на местах, профессиональ-ных консультаций, оказания благотворительной помощи другим общественным организациям.

При любом лоббировании действуют два обязательных условия:

1. С точки зрения информационного обеспечения нужны специалисты, знающие сам вопрос лоббирования, вла-деющие компетентными аргументами и данными, которые обосно-вывают важность предлагаемого решения.

2. Для реализации механизма лоббирования нужны опера-тивные, авторитетные люди, способные устанавливать необходимые контакты и связи с представителями соответствующих учреждений.

Формы организации лоббирования

Лоббирование может быть закрытым и открытым.

Закрытое лоббирование - это лоббирование интересов групп предпринимателей через их представителей во властных структурах, работа с избранными или назначенными руководителями властных структур и депутатским корпусом.

Для этого предпринимательское сообщество может непосредственно выдвигать в органы власти своих представи-телей или склонять к сотрудничеству представителей власти, выбранных от других сообществ.

Открытое лоббирование предполагает участие в открытых обсуждениях проблем, связанных с бизнесом.

Такие обсуждения в виде парламентских слушаний, экспертных комиссий, консультаций и т.д. проводятся, к примеру, в Государственной Думе России. Обсуждение проблем может инициироваться и СМИ, которые нередко апеллируют к мнению крупных и известных руководителей предприятий.

Как правило, организация лоббирования предполагает поиск во властных структурах лиц, заинтересованных в сотрудничестве с предпринимательским сообществом. С этой целью служба по связям с общественностью собирает информацию о действующих работниках властных структур. С целью привлечения к со-трудничеству интересующих лиц из органов власти их приглашают на презентации, юбилейные мероприятия, на предприятия в ка-честве экспертов. Кроме того, между заинтересованными лицами могут устанавливаться просто дружеские отношения. В дальнейшем все эти отношения формализуются через оплату услуг пред-ставителей органов власти. При этом все делается на легальных основаниях.

При продвижении своих представителей в органы власти выби-раются наиболее преданные производству работники. Их связь с предприятием после выдвижения во властные структуры не преры-вается. Здесь можно говорить о диверсификации бизнеса в политику.

Задачами лоббистов являются:

1) защита интересов своего предприятия,

2) оценка действий представителей государственной власти с позиций интересов своего предприятия,

3) поиск достоверной фактической информации, необходимой для ведения своего бизнеса,

4) доведение до органов власти точки зре-ния предпринимателя по важнейшим государственным проблемам.

За рубежом, особенно в США, лоббирование превратилось в большой самостоятельный бизнес, затраты на который составляют сотни миллионов долларов. Лоббированием занимаются преимущественно крупные фирмы. Однако это не исключает участие в нем предпринимательских сообществ, трудовых союзов и групп граждан. К примеру, представляющих молодежное движение.

В России лоббирование наиболее перспективно именно для предпринимательских сообществ. Это связано с тем, что число крупных, финансово крепких предприятий, способных влиять на государственную власть, невелико.

Государственная система в России сегодня нуждается в «подпорках» со стороны предпринимательских сообществ. Это вполне нормально, если не нарушает конституционных основ государства, свободу слова, права избирателей, систему политических партий и т.д.

Лобби (как субъект воздействия) - многообразие сформировавшихся негосударственных акторов (лоббистов) целенаправленно оказывающих давление на орган государственной власти с целью добиться принятия выгодного для себя политического решения.

Сформировать лобби - значит организовать устойчивое институциональное воздействие (лоббистскую кампанию) на власть посредством консолидации лоббистов для достижения конкретных политических результатов Профессиональный словарь лоббистской деятельности (составитель П.А. Толстых) // Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти. - М., 2009-2011. С. 345..

Термин «лобби» имеет англоязычное происхождение, хотя в английский язык он пришел из средневековой латыни. Еще в XVI веке данное слово использовалось для обозначения проходов или крытых галерей в монастырях.

Этимологически слово «лобби» произошло от латинского «lobia». Столетие спустя словом «лобби» стали называть помещение для прогулок в палате общин Англии. Переход чисто церковного слова в светско-парламентский обиход связан, с тем, что во времена образования английского парламента в XIII веке, его собрания проходили не регулярно, в разных помещениях и даже городах. В средние века было обычным делом устраивать многие светские мероприятия и торжества именно в здании церкви. Стоит обратить внимание на то, что и сегодняшнее расположение английского парламента называется Westminster, что можно перевести как «западная монастырская церковь» Профессиональный словарь лоббистской деятельности (составитель П.А. Толстых) // Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти. - М., 2009-2011. С. 346..

Политический оттенок термин приобретает в конце XVIII века в Соединенных Штатах Америки. Первая поправка к Конституции США, в которой декларируется право граждан США «мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб», впервые заложила основу для развития явления через систему правовых норм. Уже в 1808 году слово «лобби» было впервые зафиксировано в протоколах Конгресса США десятого созыва. А примерно с середины IXX века «лобби» и производные от него становятся одними из самых употребляемых в американском политическом лексиконе. Именно в это время под ним стали понимать место, где заинтересованные лица могли донести свою позицию до членов Палаты представителей и сенаторов. Согласно правилам вход в зал заседаний им был запрещен. Именно потому, что «просители» не могли пройти дальше холлов и приемных, их назвали лоббистами. Чаще всего таким местом выступала прихожая нижнего этажа здания Капитолия штата Олбани. В этом месте представители общественных кругов и организаций получали возможность встречаться и оказывать влияние на представителей власти.

Но существуют и другие мнения. Так в некоторых российских и зарубежных источниках распространение термина «лобби» связывают с вестибюлем гостиницы «Виллард» (Willard InterContinental Washington) в Вашингтоне. В этой гостинице останавливались приехавшие на сессию парламентарии на рубеже 18-19 веков. Именно в вестибюле этой гостинице, лоббисты могли донести свое мнение по поводу принятия того или иного закона.

Практически в тоже время происходит и профессионализация явления. Во времена президентства У.С. Гранта (1869-1877), генерала, снискавшего славу во время гражданской войны в Соединенных Штатах 1861 - 1865 годах, возникает специальный институт посредников-профессионалов, которые стали брать на себя задачи лоббирования интересов заинтересованных групп.

Самым ранним зафиксированным случаем иностранного лоббизма считается наем в XIX веке российским правительством американского экс-сенатора для лоббирования покупки американским правительством Аляски.

Существует другая трактовка термина: Лобби (близко к понятию «кулуар») - это неофициальное место консультаций относительно политических решений, которые предстоит принять в официальном порядке в будущем Политология: Учебник для студентов ВУЗов / Под ред. В.Ю. Бельского, А.И. Сацуты. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 115..

Группы интересов (давления) и лобби. Группа интересов для достижения конкретных результатов для своих членов, формально не становясь группой давления, и тем самым, не проводя самостоятельно активных действий, может обратится к профессиональным посредникам, которые, обладая определенными навыками, обеспечат принятия необходимых законодательных и административных решений. В таком случае профессиональные посредники становятся эффективным инструментом групп интересов в достижении своих целей в политическом процессе. Стоит отметить, что в странах с развитой системой представительства интересов, под термином профессиональный посредник чаще всего понимается профессиональная лоббистская фирма - коммерческая организация, осуществляющая на платной основе услуги по представлению интересов заказчика в органах государственной власти. В США, Канаде, Австралии, Польше, Европейском Союзе и ряде других стран деятельность лоббистских фирм законодательно регулируется: существует жесткая отчетность о клиентах и контрагентах фирмы, суммах, потраченных на политическое влияние и пр.

Дж. Макконелл, давая характеристику группам давления в США, напрямую связывает их активную роль и эффективность с профессиональными лоббистами: группа давления - пишет он - защищая определенные материальные, социальные, духовные и другие интересы, использует помощь платных агентов, нанятых для воздействия на законодательных и должностных лиц Профессиональный словарь лоббистской деятельности (составитель П.А. Толстых) // Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти. - М., 2009-2011. С. 350..

Н.Г Зяблюк, исследую активность заинтересованных групп в США, четко определяет, что «заинтересованная группа, став группой давления, может одновременно быть собственно лоббистом, если осуществляет давления сама, но может и не быть им, если функции осуществления переданы другим группам Зяблюк Н.Г., США: лоббизм и политика. - М.: Мысль, 1976. С. 237..

Таким образом, выстраивается следующая цепочка: заинтересованная группа - группа давления - лоббистская организация».

Развивая тезис Зяблюка, необходимо ответить на вопрос: каково соотношение терминов группа давления и лобби, лоббист? Как было обозначено выше, субъектами групп давления является любая организационная группа, оказывающая в интересах своих членов воздействие на органы государственной власти. Лобби же следует понимать как многообразие сформировавшихся негосударственных акторов (лоббистов) целенаправленно оказывающих давление на орган государственной власти с целью добиться принятия выгодного для себя политического решения. Расширение состава участников лоббистской деятельности до субъектов групп давления лишает слово присущей ему специфики, делая возможным его применение при описании любого взаимодействия, одной из сторон которого является представитель органа государственной власти.

Российский ученый Алексей Автономов, рассуждая о субъектных границах лоббизма, предлагает не путать понятия и четко определить термин лоббизм, как «действие представителей негосударственных организаций в ходе контактов с представителями государственных органов и органов местного самоуправления с целью добиться принятия органами власти решений в соответствии с интересами специальных групп, выражаемыми указанными организациями» Автономов А.С., Азбука лоббирования. - М.: Права человека, 2004. С. 178.. Ученый полагает ошибочным зачислять в лоббисты «партийные фракции», «депутатские группы», государственных должностных лиц и пр.

Таким образом, в данном контексте, термин «группа давление» стоит понимать как более широкое к термину «лобби» политическое явление. Лобби - это только часть группы давления, со специфическими для лобби субъектами. Сформировать лобби - значит организовать устойчивое институциональное воздействие на власть посредством консолидации лоббистов для достижения конкретных политических результатов.

Поделиться: