Стимулирующая функция межбюджетных трансфертов таблица. Межбюджетные трансферты и их роль в формировании бюджетов субъектов российской федерации. Но вот эффективность политики горизонтального выравнивания бюджетов крайне низка. Порядок расчетов дотаций по

Ключевое значение в решении вопроса сбалансированности бюджетов имеют межбюджетные отношения , представляющие собой денежные отношения внутри бюджетной системы страны, связанные с распределением и перераспределением средств между бюджетами одного или разных уровней, вследствие нехватки разграниченных доходов для осуществления разграниченных расходов или компенсации расходов, вызванной решениями вышестоящего органа власти или передачей объекта из подчинения органа власти одного уровня – другому.

Межбюджетные отношения играют важную роль в бюджетной системе любого государства, имеющего административно-территориальное деление. В России, с ее огромной территорией и существенной дифференциацией экономических потенциалов регионов, тема межбюджетных отношений всегда вызывала множество вопросов и проблем.

Начиная с 90-ых годов законодательные и исполнительные органы власти Российской Федерации постоянно пытались найти наилучшие пути и методы регулирования межбюджетных отношений, в связи с чем в бюджетное законодательство часто вносились изменения и дополнения.

Межбюджетные отношения складываются из двух составляющих:

Рис. 9. Межбюджетные отношения

Под бюджетным федерализмом понимается форма организации межбюджетных отношений, которая позволяет сочетать фискальные интересы федерации с самостоятельностью региональных и местных бюджетов. Межбюджетные трансферты - средство межбюджетного регулирования, заключающееся в передаче средств внутри бюджетной системы страны, из одного бюджета в другой.

Межбюджетные отношения это один из основных элементов бюджетного устройства нашей страны, оказывающих влияние на жизнь всего населения Российской Федерации. Главной проблематикой в данном вопросе является неравенство регионов и муниципальных образований, сложившееся в результате социально - экономических, климатических, географических и иных факторов. Реформирование в этом направлении идет почти 15 лет, но актуальность задачи сохраняется до сих пор.

Традиционно выделяют выравнивающую и стимулирующую функции межбюджетного регулирования. В течение долгого периода времени на региональном уровне наблюдается ясное преобладание выравнивающей функции над стимулирующей.

Межбюджетные отношения строятся на таких принципах как: разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, самостоятельности бюджетов и равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований. Следовательно, для выравнивания доходов местных бюджетов власти субъектов РФ и осуществляют межбюджетное регулирование.

Межбюджетные взаимоотношения согласно ст. 6 БК РФ - это взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Межбюджетные отношения формируются в любом государстве, имеющем административно-территориальное деление, но строиться они могут на разных основах (принципах). Условно различают унитарные (Великобритания, Италия, Казахстан, Франция, Турция, Япония и др.) и федеративные (Германия, Канада, Россия, США и др.) бюджетные системы.

Бюджетные системы федеративных государств отличает значительная самостоятельность органов власти субъектов федерации, т.е. второго после центрального правительства уровня власти в стране, в части установления налоговых ставок и введения новых налогов, распределения расходных полномочий и распоряжения средствами собственных бюджетов. В странах с федеративным устройством расходные обязательства бюджетов субъектов федерации гораздо шире, чем у бюджетов аналогичного уровня в унитарных государствах. Для последних характерно единообразие налогов, платежей и бюджетного процесса на всей территории страны, а в федеративных государствах указанные параметры могут отличаться по субъектам (в зависимости от регионального законодательства).

Принципы, на основе которых функционируют федеративные бюджетные системы, называют принципами бюджетного федерализма.

Бюджетный федерализм - это система управления публичными финансами, основанная на разграничении между различными уровнями власти бюджетных прав и полномочий в области формирования и расходования бюджетных средств при сочетании интересов участников бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы страны и интересов всего общества в целом.

Основная проблема бюджетного федерализма - как в конкретных экономических и политических условиях выбрать наиболее эффективную модель бюджетных отношений. Для этого, прежде всего, необходимо четко и на постоянной основе распределить расходные функции между уровнями власти, закрепить соответствующие им источники финансирования, сформировать систему оказания финансовой помощи нижестоящим бюджетам.

Важная роль в организации межбюджетных отношений отводится межбюджетным трансфертам , которые согласно БК РФ представляют собой средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.



Межбюджетные трансферты имеют различные формы. Так, из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы межбюджетные трансферты предоставляются в форме:

1. Дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации

2. Субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации

3. Субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации

4. Иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации

5. Межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Дотация – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе.

Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу, на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определённых целевых расходов.

Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.

Межбюджетные отношения должны способствовать финансовому обеспечению первоочередных расходов, связанных с выплатой заработной платы, социальным обеспечением, предоставлением государственных и муниципальных услуг, а также расходов на поддержку реализации основных направлений государственной политики на региональном и местном уровнях.

На федеральном уровне должны быть созданы необходимые условия для повышения налоговой автономии субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, что станет предпосылкой для повышения эффективности расходов региональных и местных бюджетов. Налоги, уплачиваемые налогоплательщиками в соответствующие бюджеты, должны быть увязаны с объемом, качеством и доступностью предоставляемых государственных или муниципальных услуг (оказываемых функций), что, в свою очередь, приведет к повышению ответственности органов государственной власти и местного самоуправления за результаты проводимой ими политики.

Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений в 2016 - 2018 годах будет сосредоточена на решении следующих задач:

Обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

Сохранение высокой роли выравнивающей составляющей межбюджетных трансфертов;

Повышение эффективности предоставления целевых межбюджетных трансфертов;

Продолжение консолидации межбюджетных субсидий, предоставляемых из федерального бюджета в рамках государственных программ.

Прогнозируемые основные параметры консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации представлены в таблице 11.

Таблица 11.

Прогноз основных параметров консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2015 - 2017 годах

млрд рублей

показатель 2015 год 2016 год Темпы роста, % 2017 год Темпы роста, % 2018 год Темпы роста, %
доходы, всего 9 133,7 9 783,5 107,1 10 669,3 109,1 11 359,4 106,5
в том числе:
налоговые и неналоговые доходы 7 686,3 8 428,3 109,7 9 142,2 108,5 9 984,4 109,2
межбюджетные трансферты 1 447,4 1 355,2 93,6 1 527,1 112,7 1 374,9 90,0
расходы, всего 9 804,8 10 425,1 106,3 11 217,7 107,6 11 733,8 104,6
дефицит -671,1 -641,6 95,6 -548,4 85,5 -374,4 68,3

Прирост налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2016 - 2018 годах составит в среднем 9% в год.

Доля межбюджетных трансфертов в доходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составит в 2016 году 13,9% (или 1 355,2 млрд рублей, со снижением к уровню 2015 года на 92,2 млрд рублей), в 2017 году - 14,3% (или 1 527,1 млрд рублей, с увеличением к уровню 2016 года на 171,9 млрд рублей), в 2018 году - 12,1% (или 1 374,9 млрд рублей, со снижением к уровню 2016 года на 152,2 млрд рублей).

Структура межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации приведена в таблице 12.

Таблица 12.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета

бюджетам субъектов Российской Федерации

млрд рублей

Наименование 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
Закон 93-ФЗ Закон 384-ФЗ Проект Темпы роста, % Закон 384-ФЗ Проект Темпы роста, % Проект Темпы роста, %
5=4/2 *100 8=7/4 *100 10=9/7 *100
Межбюджетные трансферты, всего 1 447,4 1 456,3 1 355,2 93,6 1 630,8 1 527,1 112,7 1 374,9 90,0
в том числе:
дотации, из них: 596,1 657,4 594,7 99,8 689,6 626,9 105,4 626,9 100,0
в % к МБТ (всего) 41,2 45,1 43,9 42,3 41,0 45,6
– дотации на выравнивание 487,8 487,8 487,8 100,0 487,8 487,8 100,0 487,8 100,0
– дотации на сбалансированность 97,4 157,7 96,0 98,6 189,9 128,2 133,5 128,2 100,0
субсидии 370,2 305,4 288,7 78,0 359,5 344,5 119,3 326,1 94,7
в % к МБТ (всего) 25,6 21,0 21,3 22,0 22,6 23,7
субвенции 308,7 321,8 303,9 98,5 325,2 307,6 101,2 311,5 101,3
в % к МБТ (всего) 21,3 22,1 22,4 20,0 20,2 22,7
иные межбюджетные трансферты 172,4 171,7 167,9 97,4 256,5 248,1 147,8 110,4 44,5
в % к МБТ (всего) 11,9 11,8 12,4 15,7 16,2 8,0

Оказание финансовой поддержки со стороны федерального бюджета в финансировании первоочередных расходов регионов будет продолжено путем предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, которые сохранят ведущую роль в системе межбюджетного регулирования. Являясь ключевой формой межбюджетных трансфертов, общий объем указанных дотаций не должен подлежать уменьшению даже в случае необходимости пересмотра отдельных расходных статей федерального бюджета.

Важным аспектом политики межбюджетных отношений на среднесрочную перспективу является повышение эффективности и результативности предоставления субсидий. Это должно быть обеспечено за счет:

· укрупнения субсидий с расширением направлений их использования. Следует предоставить больше прав регионам по определению приоритетов социально-экономического развития в рамках софинансируемых отраслей;

· распределения консолидированных субсидий (за исключением конкурсных) приложениями к федеральному закону о федеральном бюджете;

· усиления ответственности федеральных органов исполнительной власти за несвоевременное распределение и доведение средств до получателей, предусматривающие:

Персональную ответственность должностных лиц федеральных органов исполнительной власти за несвоевременное распределение средств субсидий между субъектами Российской Федерации, а при наличии существенного ущерба государственным и общественным интересам введение мер процессуального характера;

Перераспределение средств субсидий между субъектами Российской Федерации на иные цели в случае отсутствия распределения субсидий по состоянию на 1 мая текущего года и 15 августа заключенных соглашений с субъектами Российской Федерации;

· применения механизма перечисления целевых межбюджетных трансфертов под фактическую потребность, что позволит практически полностью исключить наличие неиспользованного остатка целевых средств в бюджетах субъектов Российской Федерации, обеспечит повышение эффективности и прозрачности расходов региональных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются целевые межбюджетные трансферты;

· ужесточения мер в отношении субъектов Российской Федерации за недостижение установленных значений показателей результативности использования субсидий, а также за невыполнение в установленный срок графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции) или приобретению объектов капитального строительства.

Таким образом, в 2016 году методика распределения межбюджетных трансфертов будет в большей степени ориентирована на стимулирование экономического развития субъектов Федерации и муниципальных образований.

При оказании финансовой помощи муниципальным образованиям Кировская область отдает предпочтение целевым трансфертам, позволяющим более эффективно решать региональные задачи. При этом механизмы предоставления целевых средств постоянно совершенствуются.

Елена Васильевна КОВАЛЁВА , министр финансов Кировской области

Приоритет целевых трансфертов

В Кировской области более трети расходов регионального бюджета приходится на межбюджетные трансферты, направляемые муниципальным образованиям (в 2015 году -38%, в 2016 году - 34%). При этом 80% финансовой помощи предоставляется за счет собственных средств областного бюджета. За последние два года объем трансфертов увеличился на 17,5%.

В 2015 году структура межбюджетных трансфертов выглядела следующим образом:

  • субвенции - 57%;
  • субсидии - 28%;
  • дотации - 8%;
  • иные межбюджетные трансферты - 7%.

За последние три года несколько снизилась доля субсидий: с 37% в 2013 году до 28% в 2015 году. Доля субвенций, наоборот, увеличилась с 49% в 2013 году до 57% в 2015 году. Доля дотаций остается на прежнем уровне.

Минфин России проводит политику сокращения субсидий местным бюджетам в пользу дотаций, однако для нашей области более актуальным является предоставление целевых средств. С 2013 года в области формируется и исполняется программный бюджет, все межбюджетные трансферты предоставляются в рамках государственных программ Кировской области, которыми определяются виды финансовой помощи муниципалитетам и условия их предоставления. Таким образом, предоставляя целевые субсидии, мы изначально понимаем, каков будет конечный результат решения региональных задач на муниципальном уровне.

Совершенствуем механизмы

Механизмы предоставления целевых средств местным бюджетам постоянно совершенствуются. Еще в 2012 году для ГРБС были разработаны типовые порядки предоставления местным бюджетам субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, и типовые формы соглашений о предоставлении межбюджетных субсидий. А в 2015 году мы утвердили типовую форму соглашения о предоставлении местным бюджетам иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение. Данные документы учитывают все необходимые требования для предоставления финансовой помощи.

Для санкционирования расходов областного бюджета по предоставлению финансовой помощи муниципальным образованиям с 2013 года активно используется единая система исполнения бюджета области, которая включает и местные бюджеты. Единая база дает возможность в режиме онлайн получать информацию о фактически произведенных расходах местных бюджетов, суммах реальных остатков межбюджетных трансфертов на их счетах на отчетные и текущие даты и проводить необходимый анализ. Это позволяет более оперативно принимать управленческие решения по предоставлению и использованию предоставленных межбюджетных трансфертов.

Введенный в 2013 году принцип перечисления субсидий и их остатков пропорционально кассовым расходам местных бюджетов и за фактически выполненные работы способствовал значительному снижению остатков межбюджетных трансфертов на счетах муниципальных образований. С 2015 года при перечислении межбюджетных трансфертов учитываются предельные сроки оплаты обязательств муниципальных образований, установленные муниципальными контрактами.

В результате на 1 января 2016 года остатки на счетах местных бюджетов составили 189,9 миллиона рублей. Причем 174,1 миллиона рублей из этой суммы - остатки средств на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет областного бюджета и средств, поступивших от государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Это единственная субсидия, сроки перечисления которой регулируются договором с фондом. Таким образом, остатки на счетах местных бюджетов без учета средств на переселение граждан составили 15,8 миллиона рублей, что в 40 раз меньше суммы остатков по состоянию на 1 января 2013 года (без учета средств Фонда реформирования ЖКХ).

Централизация закупок

В качестве действенного инструмента повышения эффективности закупочных процедур мы рассматриваем централизацию закупок. Именно поэтому с текущего года у нас действует новое дополнительное условие при представлении целевых межбюджетных трансфертов из областного бюджета - централизация закупок в соответствии с Федеральным законом № 44‑ФЗ через уполномоченное государственное учреждение. Введение данного условия позволяет обеспечить большую экономию бюджетных средств. Кроме того, централизация закупок является профилактикой нарушений законодательства о контрактной системе, исключает коррупционную составляющую и, как следствие, повышает качество закупок в целом.

О недоработках

Министерство финансов Кировской области уже второй год подряд в соответствии с утвержденной методикой проводит оценку эффективности предоставления субсидий из областного бюджета и их использования муниципальными образованиями. Результаты в целом подтверждают целесообразность оказания такого вида финансовой помощи. Из 34 оцениваемых субсидий 26 отнесено к группе «высокоэффективные». В их числе 16 предоставлено в рамках реализации государственных программ социальной направленности, девять - в рамках реализации государственных программ, предполагающих поддержку отраслей экономики, и одна - в рамках государственных программ по обеспечению безопасных условий жизнедеятельности.

Однако наряду с положительными результатами отмечаются и недоработки в организации органами исполнительной власти процедур предоставления субсидий и их использования муниципальными образованиями:

  • нарушение сроков утверждения порядков предоставления и (или) распределения субсидий между муниципальными образованиями;
  • многократное перераспределение объемов субсидий между муниципальными образованиями;
  • позднее заключение соглашений (дополнительных соглашений) с муниципальными образованиями;
  • несоответствие целевых показателей результативности предоставления субсидий и их значений, предусмотренных соглашениями, заключенными с муниципальными образованиями, целевым показателям и их значениям, установленным постановлением Правительства Кировской области;
  • невыполнение целевых показателей результативности предоставления субсидий.

Стимулирующая функция

На протяжении ряда лет Правительство Кировской области проводит политику межбюджетного регулирования, направленную на повышение заинтересованности органов местного самоуправления в наращивании налогового потенциала. Механизмы передачи в местные бюджеты единых и дополнительных нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов работают и дают положительные результаты, выражающиеся в увеличении объема собственных доходов. С 2015 года в систему межбюджетного регулирования введены два принципиально новых инструмента.

Во-первых, распределение средств на выравнивание местных бюджетов производится с применением коэффициента, определяемого в зависимости от эффективности работы местных властей с хозяйствующими субъектами по выводу из тени скрытой от налогообложения заработной платы. В результате 25 муниципальных образований в параметрах своих бюджетов на 2016 год полностью или частично учли объем налога на доходы физических лиц по скрытой от налогообложения заработной плате.

Во-вторых, ежегодно муниципальные образования, органы МСУ которых достигли положительных результатов работы по увеличению поступлений доходов в областной и местный бюджеты, получают дополнительные межбюджетные трансферты. Результативность органов местного самоуправления оценивается на основе объема поступивших доходов от мероприятий по легализации налоговой базы по налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль. Также учитывается эффективность деятельности органов МСУ по сокращению задолженности по налоговым платежам, по увеличению налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства, применяющие специальные налоговые режимы, и по увеличению поступлений имущественных налогов.

С целью повышения заинтересованности МО в развитии налогового потенциала территорий с 2014 года при расчете дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности используется поправочный коэффициент, позволяющий не учитывать ожидаемый рост поступлений НДФЛ в прогнозном финансовом году, превышающий среднеобластной уровень. С 2016 года данный подход распространен на все налоги, по которым муниципальные образования увеличили налогооблагаемую базу.

Задачи не перспективу

Добившись определенных результатов в совершенствовании межбюджетных отношений, мы готовы ставить перед собой новые задачи. Одна из них - это укрупнение субсидий. По итогам 2015 года де­сятью органами исполнительной власти области предоставлена 31 субсидия (при этом 70% предоставленных субсидий носят инвестиционный характер), в текущем году предоставляются 24 субсидии.

Следующая задача - установление ответственности руководителей муниципальных образований за невыполнение целевых показателей результативности предоставления субсидий. На федеральном уровне с этого года такая практика уже внедряется, поэтому считаем, что подобные механизмы нужно применять и в регионах. Также мы планируем с 2017 года вести учет бюджетных обязательств по межбюджетным трансфертам, предоставляемым местным бюджетам, что обеспечит прозрачность работы органов исполнительной власти с муниципальными образованиями по заключению соглашений на предоставление трансфертов.

В заключение хочется отметить, что работа в сфере развития межбюджетных отношений будет продолжена. Все поставленные нами задачи реалистичны - надеемся, что в скором времени они будут выполнены.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 УДК Удовцева А.С. студентка 3 курс, факультет «Учетно-финансовый» Блохина И.М. кандидат экономических наук, доцент ВАК доцент кафедры финансов ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина» Россия, г. Краснодар МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В статье рассмотрены виды межбюджетных трансфертов, предоставляемых регионам Российской Федерации, их различия между собой. Приведена статистика межбюджетных трансфертов, выделенных субъектам РФ в 2016 г. и их прогнозная величина на гг. Проанализирована доля трансфертов, полученных Краснодарским краем в 2016 г. Ключевые слова: бюджет, трансферты, дотации, субсидии, субвенции In the article types of interbudgetary transfers provided to the regions of the Russian Federation, their differences among themselves are considered. The statistics of interbudgetary transfers allocated to subjects of the Russian Federation in 2016 and their predicted value for are given. The share of transfers received by the Krasnodar Territory in 2016 is analyzed. Keywords: budget, transfers, subsidies, subsidies, subventions Бюджеты субъектов Российской Федерации неотъемлемая часть бюджетной системы, формирование которых напрямую влияет на уровень развития каждого субъекта. Финансовые возможности регионов нашей страны существенно отличаются между собой, что в значительной мере зависит от географических и климатических условий, уровню развития

2 сельского хозяйства и промышленности, количеству проживающего населения и иных факторов. Зачастую количество денежных средств в субъектах Российской Федерации недостаточно для осуществления важнейших направлений государственной политики, таких как здравоохранение, образование, социальная политика, экономика и других, которые оказывают влияние на благополучие жизни населения. Поэтому у регионов возникает необходимость в получении помощи от бюджетов других регионов или федерального бюджета, которая осуществляется в виде межбюджетных трансфертов. Бюджетный кодекс РФ дает следующие определение межбюджетных трансфертов это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Из федерального бюджета межбюджетные трансферты регионам России предоставляются в формах, представленных на рисунке 1, которые различаются между собой по назначению и условиям предоставления. Межбюджетные трансферты Дотации Субсидии Субвенции Предоставляются на безвозвратной и безвозмездной основе Предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств нижестоящего бюджета Выделяются на определённый срок и на конкретные цели Рисунок 1 Межбюджетные трансферты, предоставляемые регионам РФ Как видно из рисунка 1, помощь субъектам РФ осуществляется в виде дотаций, субсидий и субвенций. Главным отличием субвенций от

3 дотаций является целевое использование денежных средств. Регионы, получившие субвенции, при нецелевом их использовании или не в установленные ранее сроки обязаны возвратить полученные денежные средства обратно государству. Согласно нормативно-правовым актам распределение субвенций из федерального бюджета между регионами происходит пропорционально численности населения, потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям. Субсидии, в отличие от дотаций и субвенций совмещают в себе помимо безвозмездности и целевого характера такое свойство, как софинансирование осуществление каких-либо программ совместно федеральным и региональным бюджетом. Как правило, прямые субсидии, выдаются регионам для финансирования научных исследований, опытноконструкторских работ, а также для внедрения в производство новой техники или переподготовку кадров. С одной стороны, субсидии позволяют развивать перспективные отрасли экономических субъектов, а с другой нерентабельные, но стратегически важные для регионов. Количество межбюджетных трансфертов, выплаченных из федерального бюджета региональным бюджетам за 2016 г., а также запланированный объем помощи регионам на гг. представлены в таблице 1. Таблица 1 Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, млрд. руб. Показатель 2016 г. % 2017 г. % 2018 г. % 2019 г. % Межбюджетные трансферты 1475,3 100,0 1459,6 100,0 1446,7 100,0 1405,4 100,0 всего дотации 641,7 43,5 753,0 51,6 757,5 52,4 767,7 54,6 субсидии 329,4 22,3 335,5 23,0 339,8 23,4 302,2 21,5 субвенции 306,0 20,7 311,6 21,3 306,5 21,2 307,5 21,9 прочие 198,2 13,5 59,6 4,1 42,8 3,0 28,0 2,0

4 Анализируя таблицу 1, можно сделать вывод, что финансовая поддержка регионов будет продолжаться в основном за счет предоставления дотаций, которые, исходя из бюджетной политики на 2017 г. и на плановой период гг., набирают обороты. В это же время государство стремится уменьшить до минимума величину прочих межбюджетных трансфертов, которые в 2019 г. должны составить всего 28 млрд. руб. в связи с невозможностью в полной мере оценить их эффективность. Краснодарский край один из регионов, в котором недостаточно свободных денежных средств на осуществление важнейших социальных, экономических и политических задач. В последние годы расходы бюджета края превышают его доходы, т.е. образуется дефицит бюджета, который по состоянию на 2016 г. составил 17,8 млрд. руб. Потому необходимым условием развития региона является получение помощи от государства, так как одной из важнейших задач межбюджетных трансфертов является сокращение дисбаланса между доходами и расходами бюджетов субъектов Российской Федерации. Объем поступлений в бюджет Краснодарского края в виде межбюджетных трансфертов в 2016 г. составил 32,5 млрд. руб., из них дотации 11,7 млрд. руб., субсидии 6,8 млрд. руб., субвенции 10,9 млрд. руб., иные межбюджетные трансферты 3,1 млрд. руб. Структура межбюджетных трансфертов, предоставленных Краснодарскому краю в 2016 г.. представлена на рисунке 1. Рисунок 1 показывает, что достаточно стабильной структурой трансфертных поступлений являются дотации и субсидии, составляющие соответственно 36 % и 34 % от общей доли межбюджетных трансфертов, предоставляемых Краснодарскому краю. Количество субсидий также находится на высоком уровне и равняется 21 % всех межбюджетных трансфертов. Величина иных трансфертов составляет всего 9 %.

5 Межбюджетные трансферты, в % Дотации Субсидии Субвенции Иные трансферты 34% 9% 36% 21% Рисунок 1 Структура межбюджетных трансфертов, предоставленных в 2016 г. Краснодарскому краю Для повышения эффективности использования межбюджетных трансфертов регионами, в том числе в Краснодарском крае, государству, с одной стороны, необходимо ужесточить меры за несвоевременное использование выделенных денежных средств в виде субвенций или же за недостижение установленных показателей и задач. С другой стороны, наоборот, снять избыточный государственный контроль на федеральном уровне, и дать большую самостоятельность субъектам РФ, выделяя им дотации, для того чтобы они самостоятельно смогли справиться с возникшими трудностями. Данные меры, в свою очередь, поспособствуют сокращению дефицита, понесенного некоторыми субъектами РФ, улучшению их социально-экономического положения, росту промышленности и обновлению инфраструктуры, как отдельно взятых регионов, так и всей Российской Федерации. Использованные источники: 1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от N 145-ФЗ (ред. от) [принят Гос. Думой 17 июля 1998 г.: одобр. Советом Федерации 17 июля 1998 г.] Режим доступа:


УДК 336.14 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ Кошелькова К. Н., магистрант Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева Саранск, Россия Аннотация В статье рассмотрена

УДК 336.15 РОЛЬ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ В ФОРМИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ Кожухова Т.Г. старший преподаватель, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения», г. Новосибирск, Российская

Бюджет Бюджетная система РФ Бюджетный процесс Бюджетные ассигнования Бюджетный кредит Безвозмездные поступления Главный распорядитель бюджетных средств Главный администратор доходов бюджета Главный администратор

УДК 658.115.336.11.5 (470+571) Дикарева И.А., старший преподаватель кафедры «Денежного обращения и кредита» Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина Россия, г. Краснодар Молокова

62 К. Н. НИКОЛАЕВ АНАЛИЗ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕГИОНА Ключевые слова: муниципальное образование, межбюджетные трансферты, дотации, субсидии, субвенции Key words: municipal

Бюджет Красносельского муниципального района на 2015 год БРОШЮРА «БЮДЖЕТ ДЛЯ ГРАЖДАН» Уважаемые жители Красносельского района! Роль информации в процессах государственного и муниципального управления возрастает

Муниципальное образование «Город Астрахань» БЮДЖЕТ ДЛЯ ГРАЖДАН ЧТО ТАКОЕ БЮДЖЕТ? Бюджет г. Астрахани форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач

Департамент межбюджетных отношений Данные об исполнении местных бюджетов в Российской Федерации по состоянию на 01.07.2015 года Основные показатели местных бюджетов в Российской Федерации млрд. рублей

УДК 336.146 Харченко В.А. 1, Мурашова Е.А. 2 1 Старший преподаватель, кафедра государственных финансов и банковского дела; 2 Старший преподаватель, кафедра финансов предприятий и страхования. Институт

Гладырева А.И. Политика государства и задачи в области бюджетного планирования Российской Федерации на 2019-2021 гг.// Академия педагогических идей «Новация». 2019. 7 (июль). АРТ 226-эл. 0,2 п. л. URL:

Заключение на проект закона Тюменской области «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» Счетной палатой

Бюджет Березовского сельского поселения на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов 1 1. Общие характеристики 2. Доходы 3. Расходы 4. Межбюджетные отношения 2 Глоссарий Бюджет это форма образования и

Департамент межбюджетных отношений Данные об исполнении местных бюджетов в Российской Федерации по состоянию на 01.05.2015 года Основные показатели местных бюджетов в Российской Федерации 2014 год 2015

БЮДЖЕТ ДЛЯ ГРАЖДАН ЧАСТЬ 1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О БЮДЖЕТЕ ЧТО ТАКОЕ БЮДЖЕТ? 2 Согласно законодательству бюджет это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения

Основные термины: Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления; Консолидированный бюджет

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 3 июня 2013 г. МОСКВА О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на

Департамент межбюджетных отношений Данные об исполнении местных бюджетов в Российской Федерации по состоянию на 01.11.2015 года Основные показатели местных бюджетов в Российской Федерации Наименование

Что такое «Бюджет для граждан»? «Бюджет для граждан» познакомит Вас с положениями проекта основного финансового документа Новгородского муниципального района решения о бюджете Новгородского муниципального

Департамент межбюджетных отношений Данные об исполнении местных бюджетов в Российской Федерации по состоянию на 01.12.2015 года Основные показатели местных бюджетов в Российской Федерации Темп изменения

Департамент межбюджетных отношений Данные об исполнении местных бюджетов в Российской Федерации за 2015 год (предварительные данные) Основные показатели местных бюджетов в Российской Федерации Наименование

Проект Березовского сельского поселения на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов 1 1. Общие характеристики 2. Доходы 3. Расходы 4. Межбюджетные отношения 2 Глоссарий Бюджет это форма образования и

Проект Березовского сельского поселения на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов 1 1. Общие характеристики 2. Доходы 3. Расходы 4. Межбюджетные отношения 2 Глоссарий Бюджет это форма образования и

Основные термины и понятия бюджетного процесса Бюджетный кодекс Российской Федерации основной документ, регулирующий отношения, связанные с формированием и исполнением бюджетов, государственными и муниципальными

1 Территория городского округа 6 842,9 га Население городского округа 18 000 чел. Протяженность дорог общего пользования 150 км. в том числе с твердым покрытием 45,2 км. В состав городского округа входит

Департамент межбюджетных отношений Данные об исполнении местных бюджетов в Российской Федерации по состоянию на 01.09.2015 года Основные показатели местных бюджетов в Российской Федерации Наименование

Основные понятия Что такое «Бюджет для граждан»? Бюджет для граждан - это упрощенная версия бюджетного документа, которая использует неформальный язык и доступные форматы, чтобы облегчить для граждан понимание

20 Экономические науки УДК 336.14:353(470.315) МЕТОДИКА РАСЧЕТА ДОТАЦИЙ НА ВЫРАВНИВАНИЕ БЮДЖЕТ- НОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ А.В. Иванов Ивановский государственный химико-технологический

УДК 336.14:352 (571.53) ББК 65.261.783 Т.В.Сорокина, к.э.н., доцент, докторант кафедры финансов Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected] ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УДК 336.1 Евдокимова Ю.В, кандидат философских наук, доцент Российский государственный социальный университет Россия, г. Москва АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ В статье рассмотрены

ПРОГНОЗ СТРУКТУРЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА КОНЕЦ 2013 ГОДА FORECAST OF THE STRUCTURE OF INTERBUDGETARY TRANSFERS FROM THE FEDERAL BUDGET

Юсупова Э.И., Вахрушева Н.А. Распределение единой субвенции бюджетам субъектов Росссийской Федерации на 2019 год // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2019. 4

Бюджет муниципального образования в вопросах и ответах НА ПРИМЕРЕ КАЧУГСКОГО РАЙОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ВЫПОЛНИЛА: ИВАНОВА МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ БЮДЖЕТ (от стар. нормандского budget кошель).

ISSN 2079-8490 Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ» 2016, Том 7, 4, С. 767 773 Свидетельство Эл ФС 77-39676 от 05.05.2010 http://pnu.edu.ru/ru/ejournal/about/ [email protected] УДК 332.1

БЮДЖЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АЛТАЙСКИЙ РАЙОН НА 2016 ГОД ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ БЮДЖЕТ- форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства

УДК 330.342.3 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ В РАМКАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ С.П. Прудников, И.Н. Прудникова, Е.П. Прудникова В статье сформулированы

Бюджет для граждан 2015 (к проекту решения об муниципальном бюджете) Комитет финансов Администрации Холмского муниципального района 2014 год Что такое «Бюджет для граждан» «Бюджет для граждан» познакомит

ПРОЕКТ ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 2013 г. МОСКВА О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов российской федерации на

Муниципального образования «Хиславичского района» Смоленской области «Бюджет для граждан» познакомит вас с положениями основного финансового документа Хиславичского района Смоленской области. Граждане

XV Августовские чтения по общественным финансам в России Два десятилетия реформирования межбюджетных отношений Доклад директора Института реформирования общественных финансов Владимира Викторовича Климанова

БЮДЖЕТ ДЛЯ ГРАЖДАН ЧАСТЬ 1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О БЮДЖЕТЕ 2 Обращение заместителя Губернатора Томской области начальника Департамента финансов Томской области Александра Михайловича Феденёва Уважаемые жители

БЮДЖЕТ ДЛЯ ГРАЖДАН Основные понятия и термины 1 «БЮДЖЕТ ДЛЯ ГРАЖДАН» Представляем «Бюджет для граждан», в котором в доступной форме изложено, на какие цели и в каком объеме направляются бюджетные ресурсы,

«Бюджет для граждан» предназначен, прежде всего, для жителей нашего Городского округа Балашиха, не обладающих специальными знаниями в сфере бюджетного законодательства. «Бюджет для граждан» в доступной

Бюджет для граждан К РЕШЕНИЮ РЖАКСИНСКОГО РАЙОННОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ОТ 28.12.2016 327 «О РАЙОННОМ БЮДЖЕТЕ НА 2017 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2018 И 2019 ГОДОВ» Бюджет для граждан С 2013 года на

3.4.6.1 Совершенствование управления бюджетным процессом Бюджетная политика направлена на обеспечение долгосрочной устойчивости бюджетной системы и повышение эффективности управления общественными финансами,

Что такое бюджет? ДОХОДЫ это поступающие в бюджет денежные средства (налоги юридических и физических лиц, административн ые платежи и сборы, безвозмездны е поступления) РАСХОДЫ это выплачиваемые из бюджета

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственный долг и показатели долговой устойчивости субъектов Российской Федерации г. Москва, 2013 Объем гос.долга субъектов РФ, млрд. руб. Государственный

Бюджет для граждан 2015 (к проекту решения Думы о бюджете муниципального района) комитет финансов 2014 год 1 «Бюджет для граждан» познакомит Вас с положениями проекта основного финансового документа Парфинского

1 УДК 332.142.2 ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ И ВЕРТИКАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ВЫРАВНИВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ Пенюгалова Александра Васильевна д.э.н., профессор Кубанский государственный

Министерство финансов Краснодарского края Семинар-совещание по вопросам осуществления бюджетного процесса с исполнительными органами государственной власти Краснодарского края Об отдельных вопросах предоставления

«Бюджет для граждан» познакомит вас с основными положениями проекта бюджета муниципального образования «Макаровский городской округ» на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов. Граждане как налогоплательщики

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 14 апреля 2014 г. МОСКВА О порядке предоставления и распределения в 2014 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской

Стр. 74 из 134 УДК 336. 143 ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ Чумичева Галина Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, [email protected], ФГБОУ ВПО «Российский государственный

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ ЕРШИЧСКИЙ РАЙОННЫЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ от 14.11.2016 64 Р Е Ш Е Н И Е Об утверждении Порядка предоставления и Методики распределения иных межбюджетных трансфертов бюджетам

Бюджет форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ Налог на прибыль Налог на имущество физических

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «APRIORI. CЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» WWW.APRIORI-JOURNAL.RU 3 2015 УДК 346 НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ Никифоров Вадим Михайлович

Оглавление А... 2 Б... 2 В... 3 Г... 4 Д... 5 Е... 5 И... 5 К... 5 Л... 6 М... 6 Н... 6 О... 6 П... 6 Р... 7 С... 7 Т... 7 У... 7 Ф... 8 А Администратор доходов бюджета орган государственной власти (местного

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ РЕГИОНАМ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ Ондар Долчун Сергеевна магистрант «Национальный исследовательский Томский государственный

Аэропорт «Южный» 1 Прогноз социальноэкономического развития Аксайского района на 2016-2018гг (РСД Аксайского района от 17.09.2015 47) Основные направления бюджетной и налоговой политики Аксайского района

Об утверждении порядка и условий предоставления и расходования субсидий в 2014 году бюджету муниципального образования город-курорт Сочи из краевого бюджета на софинансирование мероприятий по государственной

6-2013 г. 08.00.00 экономические науки УДК 338.24(1-2/-3):336.2 НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА В СИСТЕМЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ: ОЦЕНКА И ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ) Н. С. Лемешко ФГБОУ

Функциональный орган администрации города Каменска-Уральского Финансово-бюджетное управление БЮДЖЕТ ДЛЯ ГРАЖДАН «О проекте бюджета муниципального образования город Каменск-Уральский на 2017 год и плановый

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 31 мая 2011 г. N 436 О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В 2011-2013 ГОДАХ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА МОДЕРНИЗАЦИЮ

Актуальные вопросы повышения эффективности бюджетного регулирования в Республике Казахстан The urgent questions of increase of efficiency of the budgetary adjusting in Republic of Kazakhstan Кадырова М.Б.

108 Вопросы экономики и права. 2013. 7 КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 2013 Матвиенко Ирина Ивановна кандидат экономических наук, доцент, старший

УДК 336 АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИЙ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ В РОССИИ Халяпин А.А. к.э.н., доцент, Кубанский Государственный Аграрный университет им. И.Т. Трубилина, Краснодар, Россия Маслова Ю.В. студент, Кубанский Государственный

Бюджет для граждан К проекту республиканского закона о республиканском бюджете Республики Мордовия на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов Обращение Заместителя Председателя Правительства Министра

Ахметова А.Р., студент Яруллин Р.Р., доктор экономических наук, профессор. Финансовый университет при Правительстве РФ (уфимский филиал) Россия, г. Уфа МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ

78 А.В. Ефимов Возможности обеспечения сбалансированности региональных бюджетов (на примере Ставропольского края) Возрастание роли бюджетов субъектов Российской Федерации обусловлено переходом регулирования

К решению Совета Осановецкого сельского поселения 44 от12.04.2016 «Об утверждении отчета об исполнении бюджета Осановецкого сельского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района за 2015 год» Уважаемые

БЮДЖЕТ ДЛЯ ГРАЖДАН Уважаемые Вольчане! Вашему вниманию предлагается «Бюджет для граждан». Этот проект реализуется для того, чтобы максимально исполнять бюджетные вопросы в интересах жителей нашего района.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы межбюджетных трансфертов как составной части межбюджетных отношений в России. Дана характеристика российских межбюджетных трансфертов, их структура и динамика за период с 2012 по 2015 годы. Анализируется изменение доли безвозмездных платежей в доходах бюджетов субъектов РФ в разрезе округов. Выявлены существующие проблемы межбюджетных трансфертов и высказано мнение относительно направлений их решения.

ABSTRACT

The article deals with issues of inter-budget transfers as a part of inter-budgetary relations in Russia. The characteristic of Russian inter-budget transfers, their structure and dynamics for the period from 2012 to 2015 are given. The change in shares of uncompensated payments to budgets of Russian Federation territorial entities in terms of districts is analyzed. Existing problems of inter-budget transfers are identified, and the opinion concerning directions of their solution is given.

Российская Федерация отличается неоднородностью экономического пространства, вызванного историческими, географическими и другими объективными причинами. Эта неоднородность характеризуется огромными различиями в уровне социально-экономического развития конкретных регионов и оказывает влияние на уровень их бюджетной обеспеченности, что приводит к значительной дифференциации субъектов РФ по уровню бюджетных доходов. Глубину различий на региональном уровне отражает величина валового регионального продукта на душу населения, значение которого между пятью регионами с максимальными и минимальными значениями отличается более чем в 20 раз, среднедушевые денежные доходы в пять раз, а стоимость жилищно-коммунальных услуг в семь раз. Если посмотреть на то, кто формирует консолидированный бюджет, то 62 % налоговых доходов формирует примерно 10 регионов, где проживает 27 % населения страны, 42 % поступлений НДС аккумулировались на территории двух регионов (до недавнего времени в Москве и Московской области), 81 % налога на прибыль – 15 регионов, 96 % НДПИ приносят 13 регионов. Однако вне зависимости от региона проживания государство гарантирует своим гражданам равенство прав на получение установленных государственных услуг. Необходимость предоставления гражданам соответствующих региональных услуг, в свою очередь, требует обеспечения равных финансовых возможностей субъектов РФ оказывать такие услуги. Разрешить противоречие между требованиями обеспечения равного доступа граждан к услугам государства (муниципалитетов) и неравного финансового обеспечения органов власти регионов и органов местного самоуправления на территориях этих регионов призвана система межбюджетных отношений, использующая в качестве мер прямой финансовой помощи совокупность межбюджетных трансфертов. Межбюджетные трансферты (далее МБТ) – средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Их характеристики приведены в главе 16 Бюджетного кодекса РФ.

Объемы межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, приведены в таблице 1.


Таблица 1.

Состав и структура межбюджетных трансфертов, предоставленных бюджетам субъектов РФ в 2012–2015 гг.

Показатель

в млрд. руб.

в % к итогу

в млрд. руб.

в % к итогу

в млрд. руб.

в % к итогу

в млрд. руб.

в % к итогу

Общий объем межбюджетных трансфертов, переданных с федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований

В том числе:

Субсидии

Субвенции

Иные межбюджетные трансферты

Источник: Отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации за период 2012–2015 гг, предоставленный Федеральным Казначейством РФ.

За рассматриваемый период в абсолютном выражении произошло незначительное снижение объема МБТ в 2015 году по сравнению с 2012 годом, хотя были колебания в 2013-2014 года. Увеличение объема МБТ в 2014 году на 155,79 млрд. руб. по сравнению с 2013 годом, связано с кризисными явлениями в экономике.

Объем дотаций за весь рассматриваемый период в абсолютном выражении вырос на 125,26 млрд. руб. Дотации регионам в настоящее время предоставляются на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов. Согласно проекту Минфина, об Основных направлениях бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, оказание финансовой поддержки со стороны федерального бюджета в финансировании первоочередных расходов регионов будет продолжено предоставлением дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, объем которых не подлежит уменьшению.

В целом 2014-2015 гг. характеризовались следующими особенностями исполнения бюджетов субъектов РФ: прирост налоговых и неналоговых доходов, снижение дефицита бюджетов субъектов РФ, замещение рыночных заимствований бюджетными кредитами.

Доля безвозмездных поступлений в доходах бюджетов субъектов РФ в разрезе федеральных округов представлены в таблице 2.


Таблица 2.

Доля безвозмездных поступлений в доходах бюджетов субъектов РФ по округам в 2012 – 2015 гг., %

Федеральные округа

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Центральный ФО

Северо-Западный ФО

Северо-Кавказский ФО

Приволжский ФО

Уральский ФО

Сибирский ФО

Дальневосточный ФО

Крымский ФО

в целом по РФ

Структура доходной части бюджетов в разрезе округов за период с 2012 года по 2015 год существенно не изменилась, несмотря на колебания удельного веса безвозмездных поступлений в течение четырех анализируемых лет по отдельным округам. Доля безвозмездных поступлений остается высокой, т.к. расчет по простой средней дает нам показатель 2012 года РФ 20,14%, а в 2015 году – 17,37%, т.е. за четыре года произошло снижение на 2,77 процентных пункта.

Рисунок 1. Динамика доли безвозмездных поступлений в доходах бюджетов субъектов РФ по округам в 2012 – 2015 гг, %

Сокращение объема собственных финансовых ресурсов субъектов РФ сказывается на динамике доли безвозмездных поступлений в доходах консолидированных бюджетов субъектов РФ: в 32 регионах эта доля превысила 30%. Наиболее дотационными регионами, доля в которых более 60%, являются 7 регионов. По данным Минфина, в 2015 году доля МБТ в консолидированных доходах этих субъектов составляла следующие значения: Республика Алтай – 72%, Республика Дагестан – 68%, Республика Ингушетия – 84%, Карачаево-Черкесская Республика – 65%, Камчатский край – 60%, Республика Тыва – 73%, Чеченская Республика – 83%.

Как видно из рисунка 1, в разрезе округов за рассматриваемый период наибольшая доля безвозмездных поступлений в доходах бюджета у Северно-Кавказского округа, которая в 2012 году составляла 63,91%, а в 2015 году 59,79%. В состав этого округа входят четыре из семи наиболее дотационных регионов РФ, перечисленных выше, это следующие республики: Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика. Некоторые субъекты, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, принадлежат к числу наименее экономически развитых субъектов РФ в силу крайне низкого уровня развития экономики и социальной сферы, характеризующейся высокой степенью безработицы, сложной криминогенной обстановкой и напряженной этнополитической ситуацией.

Естественные преимущества данного округа остаются нереализованными, поскольку Северо-Кавказский федеральный округ по-прежнему не обладает инвестиционной привлекательностью в силу нестабильности экономической и социально-политической обстановки.

Доля дотаций в доходах бюджетов субъектов за анализируемый период увеличилась незначительно с 6,52% до 6,99 % т.е. на 0,47 процентных пункта с увеличением в 2013-2014 годах; при этом удельный вес субсидий, связанных с софинансированием расходов субъектов РФ, снизился более чем на 2,19 процентных пункта. Согласно проекту Минфина, об Основных направлениях бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, предполагается дальнейшее снижение субсидий.

С целью повышения эффективности и результативности предоставления субсидий предполагается их укрупнение, с расширением направлений использования. Регионам следует предоставлять больше прав по определению приоритетов социально-экономического развития в рамках софинансирования отраслей. Но в то же время за несвоевременное распределение и доведение средств до получателей необходимо усилить ответственность федеральных органов исполнительной власти. В отношении субъектов РФ также необходимо ужесточить меры за не достижение установленных значений показателей результативности использования субсидий и за невыполнение в установленный срок графика выполнения мероприятий по проектированию и строительству или приобретению объектов капитального строительства.

Для повышения эффективности и прозрачности расходов региональных бюджетов предполагается применение механизма перечисления целевых межбюджетных трансфертов под фактическую потребность, что позволит практически полностью исключить наличие неиспользованного остатка целевых средств в бюджетах субъектов РФ.

Субвенции, связанные с передачей полномочий и компенсацией расходов на их осуществление, остаются достаточно стабильной структурной составляющей безвозмездных поступлений. Субвенции сохраняют незначительную тенденцию к повышению в целом по РФ: удельный вес субвенций в доходах субъектов РФ колеблется от 2,4% до 7,4% при среднем значении по РФ в 2012 году -3,55%, в 2015 году – 3,62%.

В 2016 году предполагается предоставление 20 субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, в 2017 - 2018 годах - 19 субвенций, в связи с ограниченным характером действия субвенции на проведение Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года.

Доля иных межбюджетных трансфертов в доходах бюджетов субъектов за анализируемый период сократилась незначительно с 2,8% до 2,43 %, т.е. на 0,37 процентных пункта.

В связи с невозможностью в полной мере оценить эффективность предоставления иных межбюджетных трансфертов, в перспективе планируется минимизировать их применение. Оставшиеся трансферты предоставлять в виде отдельных субсидий, либо их объемы должны быть включены в объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Анализируя возможности федерального центра по увеличению контроля над регионами, по нашему мнению, следует рассматривать данный показатель в совокупности с субсидиями, имеющими целевое назначение и подлежащими контролю, хотя целевое назначение субсидий и субвенций по экономическому смыслу совершенно разное. Уменьшение доли субсидий во многом объясняется замораживанием финансирования крупных проектов и программ; в новых условиях экономической нестабильности стабильность субвенций может означать сохранение контроля центра над переданными полномочиями в прежних размерах (табл.3).


Таблица 3.

Доля субсидий и субвенций в доходах бюджетов субъектов РФ по округам за период с 2012 по 2015 гг, %

Федеральные округа

субсид.

субвенц.

субсид.

субвенц.

субсид.

субвенц.

субсид.

субвенц.

в целом по РФ

Доля субс. и и субв. по РФ

Как следует из расчетов в таблице 2, наблюдается некоторое снижение доли тех безвозмездных поступлений, которые имеют целевое назначение и по которым можно провести проверку целевого использования средств, их эффективного расходования.

Безусловно, необходимо снять избыточное государственное регулирование на федеральном уровне, надо дать больше самостоятельности регионам. Но самостоятельность должна быть не просто декларацией, она должна быть подкреплена достаточными финансовыми ресурсами, которые, естественно, могут появиться только при наделении достаточными полномочиями. Тогда и функции, возложенные на соответствующие уровни власти, будут выполняться в должном объеме.

В то же время результаты анализа, показавшие в целом стабильное положение со структурой МБТ в сочетании с увеличением дефицитов бюджетов большинства регионов, приводят нас к выводу, что решить проблему выравнивания финансового обеспечения регионов только через МБТ невозможно: возможности центра по предоставлению МБТ ограничены и простое количественное их увеличение неэффективно. Мы считаем, что в области трансфертов акцент следует делать на качественные изменения, среди которых находятся совершенствование методик расчета МБТ и изменение структуры самих межбюджетных трансфертов.

Наметившаяся тенденция увеличения доли дотаций достаточно противоречива: с одной стороны, это означает увеличение свободы регионов в распоряжении денежными средствами, т.е. усиление демократических тенденций в межбюджетных отношениях федерации и регионов, с другой стороны стабилизирует экономическую ситуацию в регионе со всеми положительными и отрицательными последствиями.

Поскольку налогооблагаемая база в регионах быстро изменяется, необходимо перераспределять доходные источники за счет изменения нормативов распределения федеральных источников поступлений, в связи с чем, следует сделать варианты расчетов при разных нормативах. Возможно, что это должно касаться не налога прибыль, а НДС, который сейчас 100% поступает в федеральный бюджет. Мы считаем, что в новых условиях передача части прямых налогов регионам, как это предлагает правительство, будет менее эффективной, чем передача косвенного налога с эластичностью равной 1.

Эффективное функционирование государственной региональной политики выступает необходимым условием конкурентного и устойчивого социально-экономического развития российских регионов, важнейшую роль, в которой играет система управления межбюджетными отношениями, призванная сочетать интересы государства с интересами отдельных региональных и муниципальных образований в рамках бюджетного федерализма.


Список литературы:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 4.10.2016).
2. Васильев В.В. Межбюджетные отношения как основа современной региональной политики России // Вест-ник Волгоградского государственного университета. – 2016 г. - №2 (35). С. 35-41.
3. Глазова С.С., Булацев А.С., Межбюджетные отношения в системе региональной экономики // Экономика и предпринимательство. – 2015 г. - №12. С. 1061-1064.
4. Ермакова Н.М. Инструменты межбюджетного регулирования // Вестник РЭУ – 2012. - №3. С. 38-45.
5. Ермакова Н.М. Трансфертный механизм межбюджетных отношений // Вестник ПГТУ. – 2012 г. - №1. С. 81-89.
6. Пинская М.Р. Региональные и местные бюджеты: анализ исполнения, риски и источники роста //Аналитический вестник. – 2016 г.- №13 (612). С. 10-21.
7. Проект Основных направлений бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов / Министерство финансов Российской Федерации / [Электронный доступ]. – Режим доступа: URL: http://minfin.ru/ru/perfomance/budget/policy/##ixzz4LoJBf6iU (дата обращения: 2.10.2016 г.).

Российская Федерация отличается неоднородностью экономического пространства, вызванного историческими, географическими и другими объективными причинами. Эта неоднородность характеризуется огромными различиями в уровне социально-экономического развития конкретных регионов и оказывает влияние на уровень их бюджетной обеспеченности, что приводит к значительной дифференциации субъектов РФ по уровню бюджетных доходов. Глубину различий на региональном уровне отражает величина валового регионального продукта на душу населения, значение которого между пятью регионами с максимальными и минимальными значениями отличается более чем в 20 раз, среднедушевые денежные доходы в пять раз, а стоимость жилищно-коммунальных услуг в семь раз. Если посмотреть на то, кто формирует консолидированный бюджет, то 62 % налоговых доходов формирует примерно 10 регионов, где проживает 27 % населения страны, 42 % поступлений НДС аккумулировались на территории двух регионов (до недавнего времени в Москве и Московской области), 81 % налога на прибыль - 15 регионов, 96 % НДПИ приносят 13 регионов. Однако вне зависимости от региона проживания государство гарантирует своим гражданам равенство прав на получение установленных государственных услуг. Необходимость предоставления гражданам соответствующих региональных услуг, в свою очередь, требует обеспечения равных финансовых возможностей субъектов РФ оказывать такие услуги. Разрешить противоречие между требованиями обеспечения равного доступа граждан к услугам государства (муниципалитетов) и неравного финансового обеспечения органов власти регионов и органов местного самоуправления на территориях этих регионов призвана система межбюджетных отношений, использующая в качестве мер прямой финансовой помощи совокупность межбюджетных трансфертов. Межбюджетные трансферты (далее МБТ) - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Их характеристики приведены в главе 16 Бюджетного кодекса РФ. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.consultant.ru/

Объемы межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, приведены в таблице 1 .

Таблица 1. Состав и структура межбюджетных трансфертов, предоставленных бюджетам субъектов РФ в 2012-2015 гг. Отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации за период 2012-2015 гг, предоставленный Федеральным Казначейством РФ.

Показатель

в млрд. руб.

в % к итогу

в млрд. руб.

в % к итогу

в млрд. руб.

в % к итогу

в млрд. руб.

в % к итогу

Общий объем межбюджетных трансфертов, переданных с федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований

В том числе:

Субсидии

Субвенции

Иные межбюджетные трансферты

За рассматриваемый период в абсолютном выражении произошло незначительное снижение объема МБТ в 2015 году по сравнению с 2012 годом, хотя были колебания в 2013-2014 года. Увеличение объема МБТ в 2014 году на 155,79 млрд. руб. по сравнению с 2013 годом, связано с кризисными явлениями в экономике.

Объем дотаций за весь рассматриваемый период в абсолютном выражении вырос на 125,26 млрд. руб. Дотации регионам в настоящее время предоставляются на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов. Согласно проекту Минфина, об Основных направлениях бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов оказание финансовой поддержки со стороны федерального бюджета в финансировании первоочередных расходов регионов будет продолжено предоставлением дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, объем которых не подлежит уменьшению. Проект Основных направлений бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов / Министерство финансов Российской Федерации / [Электронный доступ]. - Режим доступа: URL: http://minfin.ru/ru/perfomance/budget/policy/##ixzz4LoJBf6iU (дата

В целом 2014-2015 гг. характеризовались следующими особенностями исполнения бюджетов субъектов РФ: прирост налоговых и неналоговых доходов, снижение дефицита бюджетов субъектов РФ, замещение рыночных заимствований бюджетными кредитами. Васильев В.В. Межбюджетные отношения как основа современной региональной политики России // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2016 г. - №2 (35). С. 35-41.

Доля безвозмездных поступлений в доходах бюджетов субъектов РФ в разрезе федеральных округов представлены в Таблице 2 .

Таблица 2. Доля безвозмездных поступлений в доходах бюджетов субъектов РФ по округам в 2012 - 2015 гг., %

Структура доходной части бюджетов в разрезе округов за период с 2012 года по 2015 год существенно не изменилась, несмотря на колебания удельного веса безвозмездных поступлений в течение четырех анализируемых лет по отдельным округам. Доля безвозмездных поступлений остается высокой, т.к. расчет по простой средней дает нам показатель 2012 года РФ 20,14%, а в 2015 году - 17,37%, т.е. за четыре года произошло снижение на 2,77 процентных пункта.

Рисунок 1. Динамика доли безвозмездных поступлений в доходах бюджетов субъектов РФ по округам в 2012 - 2015 гг, %

Сокращение объема собственных финансовых ресурсов субъектов РФ сказывается на динамике доли безвозмездных поступлений в доходах консолидированных бюджетов субъектов РФ: в 32 регионах эта доля превысила 30%. Наиболее дотационными регионами, доля в которых более 60%, являются 7 регионов. По данным Минфина, в 2015 году доля МБТ в консолидированных доходах этих субъектов составляла следующие значения: Республика Алтай - 72%, Республика Дагестан - 68%, Республика Ингушетия - 84%, Карачаево-Черкесская Республика - 65%, Камчатский край - 60%, Республика Тыва - 73%, Чеченская Республика - 83%. Васильев В.В. Межбюджетные отношения как основа современной региональной политики России // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2016 г. - №2 (35). С. 35-41.

Как видно из рисунка 1 , в разрезе округов за рассматриваемый период наибольшая доля безвозмездных поступлений в доходах бюджета у Северно-Кавказского округа, которая в 2012 году составляла 63,91%, а в 2015 году 59,79%. В состав этого округа входят четыре из семи наиболее дотационных регионов РФ, перечисленных выше, это следующие республики: Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика. Некоторые субъекты, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, принадлежат к числу наименее экономически развитых субъектов РФ в силу крайне низкого уровня развития экономики и социальной сферы, характеризующейся высокой степенью безработицы, сложной криминогенной обстановкой и напряженной этнополитической ситуацией.

Естественные преимущества данного округа остаются нереализованными, поскольку Северо-Кавказский федеральный округ по-прежнему не обладает инвестиционной привлекательностью в силу нестабильности экономической и социально-политической обстановки.

Доля дотаций в доходах бюджетов субъектов за анализируемый период увеличилась незначительно с 6,52% до 6,99 % т.е. на 0,47 процентных пункта с увеличением в 2013-2014 годах; при этом удельный вес субсидий, связанных с софинансированием расходов субъектов РФ, снизился более чем на 2,19 процентных пункта. Согласно проекту Минфина, об Основных направлениях бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, предполагается дальнейшее снижение субсидий. Проект Основных направлений бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов / Министерство финансов Российской Федерации / [Электронный доступ]. - Режим доступа: URL: http://minfin.ru/ru/perfomance/budget/policy/##ixzz4LoJBf6iU (дата обращения: 2.10.2016 г.)

С целью повышения эффективности и результативности предоставления субсидий предполагается их укрупнение, с расширением направлений использования. Регионам следует предоставлять больше прав по определению приоритетов социально-экономического развития в рамках софинансирования отраслей. Но в то же время за несвоевременное распределение и доведение средств до получателей необходимо усилить ответственность федеральных органов исполнительной власти. В отношении субъектов РФ также необходимо ужесточить меры за не достижение установленных значений показателей результативности использования субсидий и за невыполнение в установленный срок графика выполнения мероприятий по проектированию и строительству или приобретению объектов капитального строительства.

Для повышения эффективности и прозрачности расходов региональных бюджетов предполагается применение механизма перечисления целевых межбюджетных трансфертов под фактическую потребность, что позволит практически полностью исключить наличие неиспользованного остатка целевых средств в бюджетах субъектов РФ.

Субвенции, связанные с передачей полномочий и компенсацией расходов на их осуществление, остаются достаточно стабильной структурной составляющей безвозмездных поступлений. Субвенции сохраняют незначительную тенденцию к повышению в целом по РФ: удельный вес субвенций в доходах субъектов РФ колеблется от 2,4% до 7,4% при среднем значении по РФ в 2012 году -3,55%, в 2015 году - 3,62%.

В 2016 году предполагается предоставление 20 субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, в 2017 - 2018 годах - 19 субвенций, в связи с ограниченным характером действия субвенции на проведение Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года.

Доля иных межбюджетных трансфертов в доходах бюджетов субъектов за анализируемый период сократилась незначительно с 2,8% до 2,43 %, т.е. на 0,37 процентных пункта.

В связи с невозможностью в полной мере оценить эффективность предоставления иных межбюджетных трансфертов, в перспективе планируется минимизировать их применение. Оставшиеся трансферты предоставлять в виде отдельных субсидий, либо их объемы должны быть включены в объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Анализируя возможности федерального центра по увеличению контроля над регионами, по нашему мнению, следует рассматривать данный показатель в совокупности с субсидиями, имеющими целевое назначение и подлежащими контролю, хотя целевое назначение субсидий и субвенций по экономическому смыслу совершенно разное. Уменьшение доли субсидий во многом объясняется замораживанием финансирования крупных проектов и программ; в новых условиях экономической нестабильности стабильность субвенций может означать сохранение контроля центра над переданными полномочиями в прежних размерах (Таблица 3 ).

Таблица 3. Доля субсидий и субвенций в доходах бюджетов субъектов РФ по округам за период с 2012 по 2015 гг, % Пинская М.Р. Региональные и местные бюджеты: анализ исполнения, риски и источники роста //Аналитический вестник. - 2016 г.- №13 (612). С. 10-21.

Федеральные округа

субсидии

субвенции

Федеральные округа

субсидии

субвенции

в целом по РФ

Доля субс. и и субв. по РФ

Как следует из расчетов в таблице 3 , наблюдается некоторое снижение доли тех безвозмездных поступлений, которые имеют целевое назначение и по которым можно провести проверку целевого использования средств, их эффективного расходования.

Безусловно, необходимо снять избыточное государственное регулирование на федеральном уровне, надо дать больше самостоятельности регионам. Но самостоятельность должна быть не просто декларацией, она должна быть подкреплена достаточными финансовыми ресурсами, которые, естественно, могут появиться только при наделении достаточными полномочиями. Тогда и функции, возложенные на соответствующие уровни власти, будут выполняться в должном объеме. Пинская М.Р. Региональные и местные бюджеты: анализ исполнения, риски и источники роста //Аналитический вестник. - 2016 г.- №13 (612). С. 10-21.

В то же время результаты анализа, показавшие в целом стабильное положение со структурой МБТ в сочетании с увеличением дефицитов бюджетов большинства регионов, приводят нас к выводу, что решить проблему выравнивания финансового обеспечения регионов только через МБТ невозможно: возможности центра по предоставлению МБТ ограничены и простое количественное их увеличение неэффективно. Мы считаем, что в области трансфертов акцент следует делать на качественные изменения, среди которых находятся совершенствование методик расчета МБТ и изменение структуры самих межбюджетных трансфертов.

Наметившаяся тенденция увеличения доли дотаций достаточно противоречива: с одной стороны, это означает увеличение свободы регионов в распоряжении денежными средствами, т.е. усиление демократических тенденций в межбюджетных отношениях федерации и регионов, с другой стороны стабилизирует экономическую ситуацию в регионе со всеми положительными и отрицательными последствиями.

Поскольку налогооблагаемая база в регионах быстро изменяется, необходимо перераспределять доходные источники за счет изменения нормативов распределения федеральных источников поступлений, в связи с чем, следует сделать варианты расчетов при разных нормативах. Возможно, что это должно касаться не налога прибыль, а НДС, который сейчас 100% поступает в федеральный бюджет. Мы считаем, что в новых условиях передача части прямых налогов регионам, как это предлагает правительство, будет менее эффективной, чем передача косвенного налога с эластичностью равной 1.

Эффективное функционирование государственной региональной политики выступает необходимым условием конкурентного и устойчивого социально-экономического развития российских регионов, важнейшую роль, в которой играет система управления межбюджетными отношениями, призванная сочетать интересы государства с интересами отдельных региональных и муниципальных образований в рамках бюджетного федерализма. Глазова С.С., Булацев А.С., Межбюджетные отношения в системе региональной экономики // Экономика и предпринимательство. - 2015 г. - №12. С. 1061-1064.

Поделиться: