Таблица строение и функции органов земноводных. Презентация на тему "строение и деятельность внутренних органов ". Происхождение класса Земноводных

05.01.2015 5144 0

Цели урока: Обеспечить усвоение учащимися знаний об особенностях внутреннего строения и жизнедеятельности земноводных; подвести учащихся к пониманию взаимосвязи строения системы органов с выполняемыми функ­циями; совершенствовать умения работать с учебником, рисунками, таблица­ми, схемами, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Оборудование: Влажный препарат «Лягушка», таблицы «Лягушка», «Схе­мы кровообращения позвоночных», «Головной мозг позвоночных», текст «Добывание пищи» (на каждую парту).

I.Организационный момент

И. Актуализация знаний

1.Индивидуальная работа по карточкам

Впишите в текст вместо пропусков нужные слова.

Земноводные - это... животные, жизнь которых связана как с..., так и с... . На голове ее заметны два выпученных глаза, защищенные... . Лягушка ды­шит... воздухом, который попадает в ее организм через... . Кожа у лягушки, как у всех земноводных..., всегда влажная благодаря жидким слизистым вы­делениям кожных.... Земноводные с... температурой тела. Органами дыха­ния служат... и... . В воде лягушки плавают. Лягушачий стиль плавания называется брассом. Одним из приспособлений к плаванию является... между пальцами стопы.

Сравните форму тела лягушки с формой тела рыб. В чем сходство и различие? Почему лягушка может жить на суше, а рыба, оказавшаяся на ней, погибает?

Каковы особенности скелета лягушки по сравнению со строением скелета рыбы? Как можно объяснить появление этих особенностей?

2.Решение биологических задач.

1)В умеренном поясе водится несколько десятков видов земноводных, а в тропиках их около 1,5 тысяч видов. Как это можно объяснить?

2)Почему кожа лягушки покрыта не водой, а слизью?

3)Зеленые и бурые, лягушки имеют покровительственную окраску тела, квакши меняют свою окраску: на листьях деревьев они зеленые, на стволах деревьев - бурые. Как можно объяснить, что у жерлянок име­ются ярко окрашенные участки кожи?

4)Было время, когда лягушек (жаб) помещали в сосуды с молоком и оно долго не скисало. Объясните этот факт.

5)Имеются данные, что лягушки, лишенные кожного дыхания, живут около 3-4 дней, тогда как лягушки, лишенные легочного дыхания - 20-40 дней. Какие выводы можно сделать на основе этих данных?

3.Тихий опрос по вопросу «Особенности внешнего строения земноводных в связи с обитанием в двух средах» (2 человека).

4.Расшифруйте характеристику земноводных, показанную в опорном конспекте. Составьте связный рассказ (см. приложение).

I.Изучение новой темы

1.Активизация познавательной деятельности.

Огромная часть наших знаний по физиологии получена в исследованиях на лягушках, неприхотливых, терпеливых, живучих существах. Внесли они свой вклад и в развитие эмбриологии. Не случайно в Париже и Токио есть па­мятники лягушкам. Эти памятники воздвигнуты медиками, которые прово­дят на лягушках тысячи экспериментов.

Давайте и мы рассмотрим, как устроена лягушка внутри и попробуем вы­яснить, как особенности строения систем внутренних органов связаны с образом жизни.

-Какие системы внутренних органов обеспечивают жизнедеятельность организма животного?

Пищеварительная система земноводных во многом сходна с пищевари­тельной системой рыб, имея тот же тип строения.

3 Рассмотрите строение пищеварительной системы лягушки и отметьте, чем оно отличается от строения пищеварительной системы рыб. (§ 47, стр. 142).

Кроме этого, нужно учесть, что лягушки - первые «слюнтяи» планеты. Чтобы на суше можно было легко глотать сухую добычу, потребовалась смаз­ка - слюна. Напомню, что питаются они различными беспозвоночными:-му- равьями, пауками, жуками, моллюсками и т.д. Однако слюна не содержит пищеварительных ферментов.

Интересен материал о том, как земноводные добывают себе пищу (самос­тоятельное знакомство с текстом).

Добывание пищи

Глаза лягушки устроены так, что она способна видеть только подвижных насеко­мых. На зрение при охоте полагается большинство бесхвостых амфибий-охотников, но кое-кому помощник и нос. Учуяв запах пищи, шпорцевые и травяные лягушки, напри­мер, начинают искать ее с удвоенной силой.

Но вот добыча перед носом. Лягушка не мешкая бросает лассо: собственный мяси­стый язык. Прикреплен он у лягушки шиворот-навыворот: не в глубине рта, а недалеко от подбородка. На кончике его, посередине - глубокая выемка, а сам он покрыт клей­кой слизью. Язык молниеносно выскакивает изо рга. Он может достичь добычу, сидя­щую в пяти сантиметрах от лягушки. У европейских пещерных саламандр язык длинный, стебельчатый, с хлопушкой на конце. Итальянская саламандра выбрасывает язык всего за одну долю секунды, у жабы-аги он покидает рот за три сотых секунды, а у американской жабы - почти в два раза быстрее.

Лягушки настигают добычу где угодно: перед собой, над собой и даже могут скак­нуть вверх и лететь спиной вниз. Прыгают они уже с открытым ртом.

Лассо пользуются не все амфибии.

Вроде бы нет ничего проще, чем глотать еду: только успевай ее проталкивать язы­ком. Однако это не может делать язык лягушки. Кто же выполняет эту работу? Глаза. Время от времени они исчезают с физиономии лягушки, втягиваются куда-то внутрь головы и проталкивают в пищевод очередную порцию еды.

Попадает добыча в желудок целиком, нетронутой. У лягушки около ста зубов, да еще штук двадцать на небе. Не спешите завидовать. Эти сто зубов, все до единого, на од­ной челюсти, на верхней. Они направлены внутрь рта. Зубы помогают лягушке удер­жать добычу, и только. Но и это важно. А поскольку нужда в зубах есть, когда зуб станет старым, он выпадет, заменится новым. У пожилых лягушек во рту можно обнаружить второй, иногда и третий ряд зубов-заменителей.

Учащиеся формулируют главные мысли. После самостоятельной работы, обобщая материал о пищеварительной системе, учитель отмечает главное:

1.Лягушка питается подвижными беспозвоночными, которых она ловит с помощью липкого языка; в акте глотания участвуют глаза.

2.Пища в ротовой полости смачивается слюной - это важное приспо­собление для проглатывания сухой добычи в условиях суши.

3.Кишечник дифференцирован; в нем заметно выделяются двенадца­типерстная кишка (переваривание пищи), тонкая кишка (переварива­ние и всасывание), толстая (скапливает остатки), прямая кишка и ее расширение - клоака. Все это улучшает процесс переваривания пйщи.

Чем же еще может удивить лягушка? А вот чем.

Вот сидит травяная лягушка. Целый час следи за ней - она не стронется с места. А от ощущения, что лягушка секунду назад закончила кросс на даль­нюю дистанцию, отделаться не удается. Так быстро колеблется у нее горло. До 140 раз в минуту. В чем дело? А дело вот в чем. У лягушки нет грудной клетки. Вы спросите: «А какая связь грудной клетки с процессом дыхания?» Прямая. Давайте попробуем подышать сами. Чувствуете, как во время вдоха грудная клетка расширяется, а во время выдоха - возвращается на место? О чем это говорит? Это говорит о том, что грудная клетка участвует в процессах вдоха и выдоха. Расширяют мышцы грудную полость, давление в ней падает - воздух устремляется в легкие. Сократится грудная полость, давление в ней станет выше, воздух выходит из легких. Такой насос называется всасывающий. А вот лягушки воспользоваться таким насосом не могут. Как же они дышат?

Организуется самостоятельная работа по материалу § 47, рис. 201, глава «Дыхательная система». Учащиеся отмечают следующее:

1.Органы дыхания земноводных - легкие и кожа. Легкими дышат толь­ко на суше, а кожей - как в воде, так и на суше. Газообмен происходит только через влажную кожу.

2.Личинки земноводных дышат жабрами.

3.В процессах вдоха и выдоха большое значение имеет дно ротовой по­лости, способное опускаться и подниматься.

4.Поверхность легких небольшая.

Учитель дополняет ответы учащихся следующими фактами:

1.Чем объемистей полость рта, тем больше воздуха может вместиться в нее. Вот почему приплюснутая голова у лягушки такая широкая.

2.Насос, используемый лягушкой для поглощения воздуха, называется нагнетательным.

3.При двойном образе жизни первоклассные легкие лягушке совсем ни к чему. Смерть от недостатка кислорода ей не грозит.

Для более активного использования нового органа дыхания земноводные обзавелись вторым кругом кровообращения, а в сердце появилась дополни­тельная перегородка - оно стало трехкамерным. В сердце земноводных два предсердия и один желудочек. Он не разделен перегородкой и два потока кро­ви, артериальный и венозный, частично смешиваются. Частота сокращений сердца - 40-50 раз в минуту. Кровь обегает ее тело за 7-11 секунд. Сердце устроено так, что к легким и коже поступает кровь, бедная кислородом; к телу и внутренним органам поступает кровь, более богатая кислородом. К голов­ному мозгу поступает кровь, наиболее богатая кислородом.

Таким образом, несмотря на наличие всего одного желудочка, у лягушки существует система целесообразного распределения крови, в разной степени обогащенной кислородом, между легкими, внутренними органами и мозгом (Учитель обращает внимание на термины: вены, артерии, капилляры, венозная кровь, артериальная кровь).

Выделительная система, как и дыхательная, также тесно связана с крове­носной системой. У земноводных, как и у всех позвоночных, она состоит из пары почек, мочеточников и мочевого пузыря. Кровь приносит почкам жид­кие продукты обмена веществ. Образующаяся моча по мочеточникам посту­пает в клоаку, оттуда в мочевой пузырь, а затем, после наполнения, в клоаку и удаляется наружу.

Вот так слаженно работает организм лягушки. Такая работа, обеспечиваю­щая жизнь животному, находится под контролем нервной системы. Как мы ви­дим на рис. 204, она состоит из центральной нервной системы - головного и спинного мозга и отходящих от них нервов. Головной мозг имеет 5 отделов: про­долговатый, средний, мозжечок, промежуточный, передний. Головной отдел земноводных в целом относительно величины их тела маленький. Особенно сла­бо развит мозжечок, имеющий вид небольшого валика.

-Как вы думаете, почему?

Однако передний мозг у лягушки более крупный. Новое качественное раз­витие получили органы чувств - органы зрения, слуха, обоняния. Воздушная среда дала большие возможности для ориентировки в пространстве.

-Почему лягушка на ощупь такая холодная?

-Почему лягушек, которые очень прожорливы в жаркие летние дни, зи­мой можно содержать для лабораторных целей где-нибудь в чулане или подвале, не заботясь об их пропитании?

Вывод: Земноводные - холоднокровные животные. Температура их тела зависит от температуры окружающей среды.

II.Закрепление

О Дайте характеристику особенностям внутреннего строения и обмена ве­ществ земноводных животных в связи с двойным образом жизни.

О В процессе проведения опыта установили, что при температуре около 0 °С лягушки делают прыжки длиной 10-15 см, а при температуре около 25 °С - около 100 см. Объясните результаты опыта.

Домашнее задание

§47, вопросы после параграфа, записи в тетради, термины.

Дополнительный вопрос. Докажите, что трехкамерное сердце действитель­но наиболее подходящее для лягушки при ее земноводном образе жизни и важной роли кожного дыхания.

Рассмотрим системы внутренних органов земноводных также на примере лягушки озерной (рис. 98). Пищеварительная система земноводных построена сложнее, чем пищеварительная система рыб. Начинается она полостью рта, на дне

Которой передним концом прикреплен язык. (Подумай, чем способ прикрепления языка лягушки отличается от способа прикрепления языка человека.) Основная функция языка - ловить насекомых, а не проталкивать пищу. В ротовую полость открываются протоки слюнных желез, продуцирующих слюну, предназначенную для смачивания пищи. (Вспомни, которые другие животные имеют слюнные железы и каково их назначение.) Ротовая полость переходит в пищевод, который открывается в желудок, где начинается переваривание пищи. Двенадцатиперстная кишка лежит под желудком, в нее впадает желчный проток печени и проток поджелудочной железы. Кишечник образует несколько петель, переходит в прямую кишку и заканчивается клоакой. В кишечнике происходит всасывание воды.

Как ни странно, глотать пищу некоторым земноводным помогают... глаза. Возможно, ты наблюдал, как страдальчески закатывает глаза лягушка, когда ест муху. Это отнюдь не признак сочувствия к жертве, а процесс проглатывания пищи.

Выделительная система земноводных подобна выделительной системы рыб. Голая кожа лягушки озерной не препятствует проникновению воды внутрь организма, поэтому в нем постоянно накапливается избыток воды. Эту лишнюю воду выводят большие туловищные почки (подобные имеют и рыбы) . От почек по мочеточниках моча выводится в клоаку.

Земноводные, живущих в пустыне, умеют экономить воду. Именно поэтому в южноамериканской квакиии - филомедузы не образуется моча. Вредные вещества в ней накапливаются в мочевом пузыре в виде твердых кристаллов растворяются, когда животное попадает в воду.

Дыхательная система. Органы дыхания лягушки - легкие - имеют вид разделенных на ячейки мешков. Легкие пронизаны разветвленной сеткой кровеносных сосудов.

Механизм вдоха такой: когда опускается дно ротоглоточной полости, в ней создается разреженное пространство, и воздух поступает через открытые ноздри. Далее ноздри закрываются специальными клапанами, и дно полости поднимается, проталкивая воздух в легкие.

Из-за недостаточного развития легких у земноводных большое значение приобретает кожное дыхание. Количество кислорода, поступающего в организм через кожу, и углекислого газа выделяется так же через кожу, составляет половину общего объема газов, необходимых животному для дыхания.

Прудовая лягушка, которую посадили в воду и таким образом лишили возможности дышать легкими, способна прожить три недели, травяная - месяц. Обычный тритон как-то просидел под водой семь месяцев! Он прекрасно чувствовал и просидел бы еще неизвестно сколько, но ученым надоело наблюдать за ним. Целая семья амфибий - безлегеневи саламандры - обходятся вообще без легких, а дышат только через кожу и с помощью поверхности ротовой полости.

Кровеносная система земноводных приспособлена к легочному типу дыхания. (Вспомни строение сердца окуня.) Это означает, что у лягушки озерной трехкамерное сердце, состоящее из двух предсердий и желудочка, а два круга кровообращения позволяют частично разделять артериальную и венозную кровь и лучше насыщать ткани тела кислородом. В правое предсердие собирается смешанная кровь: венозная, насыщенная углекислым газом, - от внутренних органов, и артериальная, богатая кислородом - от кожи. В левое предсердие поступает только артериальная кровь, в легких обогащается кислородом. Оба предсердия сокращаются одновременно, и кровь из них попадает в желудочек. В желудочке кровь смешанная. Благодаря наличию сердечного клапана происходит распределение крови: артериальная кровь поступает к головному мозгу, венозная - в легких и кожи, где насыщается кислородом и превращается в артериальную, а смешанная - ко всем органам. Вследствие того, что у земноводных артериальная и венозная кровь смешиваются и насыщение тканей кислородом происходит недостаточно быстро, обмен веществ замедлен. (Вспомни, что такое обмен веществ.) Поэтому температура тела у амфибий, как и у рыб, не отличается от температуры окружающей среды.

Нервная система лягушки озерной сложнее нервную систему рыб. Более развитый передний мозг лягушки разделен на две большие полушария, благодаря которым лягушка является сообразительней существом, чем, например, окунь.

Органы чувств. Осложнения нервной системы непосредственно связано с развитием органов чувств.

Органы зрения лягушки - глаза - хорошо приспособлены к наземным условиям. Она способна видеть движущиеся предметы на значительном расстоянии, а также следить за добычей, не поворачивая головы и туловища.

Органы слуха у лягушки состоят не только из внутреннего (как у рыб) , но и из среднего уха. Наружное отверстие полости среднего уха затянут барабанной перепонкой - специальной эластичной мембраной. В состав среднего уха входит слуховая косточка - стремя, которое передает сигналы от барабанной перепонки к внутреннему уху.

Органы обоняния представлены парными внешними и внутренними ноздрями и достаточно хорошо развиты. С их помощью земноводные ищут дорогу к родной водоемы, преодолевая расстояние более километра.

Орган вкуса - вкусовые бугорки, которые находятся на языке. Можно наблюдать, как лягушка сначала хватает языком несъедобный предмет, а затем избавляется его, выталкивая изо рта передней лапкой.

В отличие от рыб, у земноводных сложнее строение нервной, пищеварительной и кровеносной систем, являются легкие, лучше развиты органы чувств. Однако строение выделительной системы подобна выделительной системы рыб.

Термины и понятия: двенадцатиперстная кишка, желчный проток, поджелудочная железа, прямая кишка, ротоглоточный полость, кожное дыхание, большие полушария, среднее ухо, стремя.

Проверь себя. 1 . Какое строение пищеварительной системы лягушки озерной? 2 . Как дышит лягушка?

3 . Благодаря чему лягушка имеет легочное дыхание, не задыхается под водой?

4 . Чем кровеносная система лягушки отличается от кровеносной системы рыбы, в чем заключается это различие? 5 . Какая кровь поступает к левому предсердию, а какая - к правому? 6 . В чем проявляется совершенство нервной системы и органов чувств земноводных по сравнению с нервной системой и органами чувств рыб?

Как ты считаешь? Почему наличие двух кругов кровообращения и трехкамерного сердца прогрессивной признаком строения животного?

Тип урока: комбинированный.

Педагогическая технология: технология проблемного обучения.

Оценка педагогической ситуации: Одной из ведущих форм деятельности учащихся 7 класса является поисковая деятельность. Поэтому на уроках для учащихся данного возраста оправдано использование таких познавательных методов как метод моделирования, аналогии, выведения следствий из фактов и эксперимент. Эти методы основываются на активной деятельности учащихся. Тема данного урока позволяет, опираясь на самостоятельную работу учащихся, определить содержание основных учебных единиц, сформулировать ведущие понятия. В качестве модели обучения выбрана поисковая модель.

Цель: создать условия для овладения учащимися знаний об особенностях организации и работы систем внутренних органов земноводных.

Задачи:

  • продолжить формирование системы представлений о внутреннем строении позвоночных на примере рыб и земноводных;
  • создать условия для развития умения устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями органов;
  • расширить представление школьников о возможностях метода моделирования и мыслительного эксперимента.

Методы: словесные – по характеру средств преобладающей речевой деятельности, и логические – по способу добывания учебной информации, основанные на логических операциях, наглядные.

Оборудование: медиапроектор, демонстрационные таблицы, раздаточные пособия, презентация.

Ход урока

Сегодня на уроке продолжается изучение хордовых животных. Тема урока – «Строение и работа систем внутренних органов земноводных», (начало показа презентации с помощью медиапроектора)

Цели урока:

  • запомнить внутреннее строение земноводных на примере лягушки,
  • научиться сравнивать строение земноводных и рыб,
  • построить схему, показывающую связь органов в организме лягушки и зависимость их строения и функций.

Как вы полагаете, для чего нужно знать строение лягушки? В каком случае эти знания могут пригодиться в будущем во взрослой жизни? (Предполагаемый ответ: для людей, которые выбирают профессию, связанную с изучением животных). Верно, и такой профессией, где требуется знания строения и работы органов животных, является, например, врач, точнее ветеринарный врач.

Вспомните детское стихотворение Корнея Чуковского о таком враче? (Предполагаемый ответ: Айболит)

(Просмотр видеофрагмента по мультфильму «Айболит» с использованием медиапроектора – 2-3 мин.)

Конечно, чтобы лечить животных, нужно знать, как устроен их организм. Представляете, как много, наверное, знал о строении и работе разных органов животных Айболит! Ведь у него лечились разные животные. Вспомните, кто? (Предполагаемый ответ: лиса, которую укусила оса, барбос, которого курица клюнула в нос, бегемотики, страусята, акулята, тигрята, верблюжата и др)

Вспомните, как Айболит вылечил зайчика? (Предполагаемый ответ: ему пришили ножки)

Посмотрите, какие чудесные ножки пришил Айболит зайчику.

(Демонстрация рисунка зайчика с человеческими ногами. Смех.)

Но что-то не так?…(Предполагаемый ответ: это не зайкины ноги). Конечно, это шутка. Доктор Айболит должен хорошо знать, кому и какие ноги пришивать.

Но вот представим, что к Айболиту пришла лягушка за советом, стоит ли ей обменять свое сердце на рыбье, двухкамерное, ведь все равно же она живет в воде. Давайте сегодня попробуем представить себя в роли доктора Айболита, и дадим лягушке обоснованный совет.

Пока мы, пожалуй, не можем решить проблему менять ли лягушке сердце или нет. А поэтому я вам предлагаю несколько суждений. Верные из них могут являться ключами к решению проблемы.

Попробуем их найти.

1. Основной орган в любом живом организме, от которого зависит работа других органов, это кишечник.

2. Все органы в организме связаны кровеносными сосудами.

3. Животные, живущие в воде, не нуждаются в кислороде.

4. Кровь транспортирует вещества.

5. Нервная система позвоночных представлена брюшной нервной цепочкой.

6. Движение крови по сосудам обеспечивается работой сердца.

(Верные суждения: 2, 4, 6)

Как можно связать между собой верные суждения?(Предполагаемый ответ: можно выстроить следующую схему)

Давайте упростим схему. Последняя ее часть содержит элементы одной из важнейших систем органов, какой? (Предполагаемый ответ: кровеносная) И с этой системой функционально связаны (Предполагаемый ответ: все другие системы органов)

Корректировка исходной схемы.

Кровеносная система функционально связана с другими системами органов. Какие это системы? Давайте вспомним их функции.

Работа с таблицей – пособием

Эти системы характерны для рыб и для лягушки. Они выполняют одинаковые функции у рыб и земноводных.

Но, как вы считаете, будет ли одинаково строение этих систем и почему? (Предполагаемый ответ: отличается в связи с наземным образом жизни)

Чтобы разобраться в строении внутренних органов лягушки мы воспользуемся текстом. Прочтите текст и внесите знак «+» в одну из колонок таблицы на ваших раздаточных пособиях, предварительно сравнив строение системы органов у рыб и лягушки. Самостоятельная работа учащихся по раздаточным пособиям.

Раздаточное пособие 1. Строение и деятельность систем внутренних органов

Пищеварительная система состоит из тех же органов, что и у рыб. Широкий рот ведет в обширную ротовую полость. На дне помещается настоящий язык. Он может выбрасываться изо рта и служит для ловли мелких насекомых. Смоченная слюной во рту пища проходит по пищеводу, подвергается действию пищеварительных ферментов в желудке. Далее следует двенадцатиперстная кишка (начальный отдел кишечника). В нее открываются протоки печени, желчного пузыря и поджелудочной железы. В тонком кишечнике происходит окончательное переваривание пищи. Питательные вещества всасываются стенками кишечника и разносятся кровью по всем органам и тканям организма. В толстом кишечнике накапливаются непереваренные остатки. Через расширение - клоаку непереваренные остатки пищи удаляются наружу.

Раздаточное пособие 2. Дыхательная система

Лягушки дышат легкими и кожей. Легкие – небольшие вытянутые мешочки с тонкими эластичными стенками. Роль насоса при дыхании выполняет ротовая полость, дно которой то опускается, то поднимается. В легких происходит газообмен: кислород поступает в капилляры и кровью разносится по всем органам и тканям, а из капилляров в легкие выделяется углекислый газ, который сюда доставляется кровью от органов и тканей. Легкие у земноводных примитивны: у них мала поверхность соприкосновения капилляров с воздухом. Поэтому важное значение в газообмене имеет кожа. Газообмен происходит только через влажную кожу.

Раздаточное пособие 3. Кровеносная система

Сердце - трехкамерное: два предсердия и один желудочек. Кровь от внутренних органов собирается в крупных венах и поступает в правое предсердие. В левое предсердие приносится кровь от легких, она богата кислородом. При сокращении предсердий кровь переходит в единственный желудочек, где частично смешивается. Смешанная кровь поступает в аорту и разносится ко всем органам и тканям организма. Таким образом, у амфибий два круга кровообращения: малый, проходящий через органы дыхания, и боль- шой, проходящий через остальные органы.

Раздаточное пособие 4. Нервная система

Нервная система состоит из центрального и периферического отделов. Сильнее развит передний мозг, разделенный на два полушария. Почти скрыт сверху полушариями промежуточный мозг. Умеренно развит средний мозг, связанный со зрением. Плохо развит мозжечок. Этим объясняются однообразные движения и малоподвижный образ жизни.

(Демонстрация заполненной суммарной таблицы через медиапроектор. Самопроверка.)

Сравнение внутреннего строения рыб и земноводных

Система органов

Признаки лягушки

Сходство с рыбами

Отличие от рыб

Пищеварительная

Пищеварительный канал дифференцирован (разделен на отделы).

+

Имеются слюнные железы и язык.

+

Кишечник удлиняется за счет дополнительного отдела.

+

Дыхательная

При дыхании возможно поступление кислорода в капилляры из воды.

+

Газообмен происходит в легких и коже.

+

Обмен газами происходит между атмосферным воздухом и кровью.

+

Кровеносная

Кровеносная система замкнутая, есть сердце.

+

Строение сердца обеспечивает разделение кровообращения на два круга.

+

Нервная система включает спинной и головной мозг, а также отходящие от них нервы.

+

Передний мозг разделен на два полушария.

+

Плохо развит мозжечок.

+

Мы видим, что строение внутренних органов земноводных изменилось по сравнению с рыбами, отличий больше чем сходства. С чем это может быть связано? (Предполагаемый ответ: переход в наземно-воздушную среду) Вернемся к нашей схеме. На схеме мы видим функциональную зависимость кровеносной системы и др.систем органов. Переход в наземно-воздушную среду способствовал изменению всех систем органов и в первую очередь дыхательной системы, а поэтому изменилась и кровеносная система - у лягушки сердце не похоже на рыбье.

Теперь наших знаний будет достаточно, чтобы смоделировать организм лягушки и понять принцип организации ее сердца в связи с выполняемой в организме работой.

(Построение схемы на доске из отдельных элементов, связывание их друг с другом. Сопровождается рассказом учителя.)

Устройство сердца земноводных позволяет функционально разделить циркуляцию крови по двум капиллярным сетям. Первая капиллярная сеть включает кожу и легкие. В ней происходит насыщение крови кислородом. Вторая капиллярная сеть включает все остальные органы. В ней кровь отдает кислород, превращаясь в венозную. Трехкамерное сердце лягушки помимо насасывающей (нагнетательной) функции, выполняет распределительную функцию. Кровь, идущая от легких (малый круг кровообращения), попадает в левое предсердие. Кровь от мышц, внутренних органов и кожи (большой круг кровообращения) поступает в правое предсердие. Дальнейшее разделение потоков крови в сердце достигается физиологически, за счет работы единственного желудочка. В центре желудочка кровь частично перемешивается. При сокращении желудочка кровь выталкивается в артерии через спиральный клапан. Этот клапан последовательно открывает вход сначала в сосуд, идущий к легким и коже, затем в сосуд, идущий к другим внутренним органам, и, наконец, в сосуд, идущий к головному мозгу. Такая особенность позволяет «сортировать» венозную кровь к органам дыхания, а артериальную – к мозгу.

Т. о. благодаря строению и работе сердца у лягушки существует система целесообразного распределения венозной и артериальной крови между легкими, внутренними органами и мозгом.

Рассмотрим теперь вопрос о двухкамерном сердце. (Учащиеся выполняют самостоятельно.) (Предполагаемый ответ: оно получится, если убрать перегородку между предсердиями. В таком случае венозная и артериальная кровь будет смешиваться уже в предсердии. В легкие будет попадать такая же смешанная кровь, как и в мозг. Внутренние органы будут получать меньше кислорода. Активность животного снизится).

Какой же совет мы можем дать лягушке? (Предполагаемый ответ: лягушке нужно сохранить ее трехкамерное сердце)

Подведем итог урока. Сегодня на уроке мы изучили строение систем внутренних органов земноводных на примере лягушки, сравнили ее организм с организмом рыбы.

Дома я предлагаю вам попробовать смоделировать систему работающих органов лягушки в случае нахождения ее под водой. Подумайте, как нужно изменить построенную схему.

А теперь проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал. Выполните тестовое задание «Волна». Если признак относится к рыбам, то поднимите «волну» над горизонтальной линией, если к земноводным - то под линией.

1. Занимают водную среду обитания.

2. Имеют два круга кровообращения.

3. Тело покрыто влажной кожей.

4. В предсердии собирается венозная кровь.

5. Газообмен происходит в одном органе.

6. Кишечник снабжается смешанной кровью.

Проверка с комментариями.

Домашнее задание

1) Нет ошибок в работе:

Ответьте на вопрос

Передний мозг лягушки развит лучше, чем у рыб, что связано с поведением животного. Используя собственные наблюдения, источники дополнительной информации, докажите данное утверждение, сравнив поведение рыб и земноводных.

2) 1 или 2 ошибки:

Ответьте на вопросы

Может ли лягушка всю жизнь провести в воде, не выходя на сушу?

Что вы можете посоветовать лягушке, пожелавшей иметь жабры рыбы.

3) 3 и более ошибок:

Еще раз перечитайте текст на раздаточных пособиях.

Попробуйте по памяти восстановить прочитанное и заполнить таблицы.

>>Внутреннее строение лягушки

§ 46. Внутреннее строение лягушки

Мышцы.

Строение мышечной системы лягушки много сложнее, чем у рыбы. Ведь лягушка не только плавает, но и передвигается по суше. Благодаря сокращениям мышц или групп мышц лягушка может совершать сложные движения. Особенно хорошо у нее развиты мышцы конечностей.

Пищеварительная система земноводных имеет почти такое же строение, как у рыб . В отличие от рыб задняя кишка у нее открывается не прямо наружу, а в особое ее расширение, называемое клоакой. В клоаку открываются также мочеточники и выводные протоки органов размножения 87 .

Дыхательная система.

Лягушка дышит атмосферным воздухом. Для дыхания служат легкие и кожа 89 . Легкие имеют вид мешков. Их стенки содержат большое количество кровеносных сосудов, в которых совершается газообмен. Горло лягушки несколько раз в секунду оттягивается вниз, благодаря чему в ротовой полости создается разреженное пространство. Тогда воздух проникает через ноздри в ротовую полость, а оттуда в легкие. Обратно он выталкивается под действием мускулатуры стенок тела. Легкие лягушки развиты слабо, и кожное дыхание для нее так же важно, как и легочное. Газообмен возможен только при влажной коже. Если лягушку поместить в сухой сосуд, то вскоре кожа ее высыхает и животное может погибнуть.

Погруженная в воду, лягушка целиком переходит на кожное дыхание.

Кровеносная система .

Сердце лягушки помещается в передней части тела, под грудиной. Оно состоит из трех камер: желудочка и сокращаются поочередно то оба предсердия, то желудочек 89 .

В сердце лягушки правое предсердие содержит только венозную кровь, левое - только артериальную, а в желудочке кровь до известной степени смешанная.

Особое расположение сосудов, берущих начало от желудочка, приводит к тому, что только головной мозг лягушки снабжается чистой артериальной кровью, а все тело получает смешанную кровь.

У лягушки кровь из желудочка сердца протекает по артериям во все органы и ткани, а из них по венам оттекает в правое предсердие - это большой круг кровообращения. Кроме того, из желудочка кровь поступает в легкие и в кожу, а из легких обратно в левое предсердие сердца - это малый круг кровообращения. У всех позвоночных животных, кроме рыб, два круга кровообращения: малый - от сердца к органам дыхания и обратно в сердце; большой - от сердца по артериям ко всем органам и от них обратно в сердце.

Обмен веществ у земноводных протекает медленно.

Температура тела лягушки зависит от температуры окружающей среды: повышается в теплое время и понижается в холод. Когда на воздухе становится очень жарко, температура тела лягушки понижается за счет испарения влаги с кожи. Как и рыбы, лягушка и другие земноводные - холоднокровные животные. Поэтому при похолодании лягушки становятся малоактивными, стремятся забраться куда-нибудь потеплее, а на зиму и совсем залегают в спячку.

Центральная нервная система и органы чувств земноводных состоят из тех же отделов, что и у рыб 90 . Передний мозг развит сильнее, чем у рыб, и в нем можно различить два вздутия - большие полушария. Тело земноводных близко к земле, и им не приходится поддерживать равновесие. В связи с этим мозжечок, управляющий координацией движений, развит у них слабее, чем у рыб 90 .

Строение органов чувств соответствует наземной среде.

Например, мигая веками, лягушка удаляет приставшие к глазу пылинки и смачивает поверхность глаза.

Как и у рыб, у лягушки имеется внутреннее ухо. Однако в воздухе звуковые волны распространяются значительно хуже, чем в воде. Поэтому для лучшего слышания у лягушки развито еще среднее ухо. Начинается оно воспринимающей звуки барабанной перепонкой - топкой круглой пленочкой позади глаза. От нее звуковые колебания через слуховую косточку передаются во внутреннее ухо.

1. Чем отличается мышечная система лягушки от мускулатуры окуня? Каковы примеры этих различий?
2. Почему взрослая лягушка, у которой нет жабр, не задыхается под водой?
3. Каковы особенности нервной системы и органов чувств лягушки в связи с жизнью на суше?
4. Используя рисунки 75 , 89 , объясните, в чем главное отличие кровеносной системы земноводных от кровеносной системы рыб.

Биология: Животные: Учеб. для 7 кл. сред. шк. / Б. Е. Быховский, Е. В. Козлова, А. С. Мончадский и др.; Под. ред. М. А. Козлова. - 23-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 256 с.: ил.

Календарно-тематическое планирование по биологии, видео по биологии онлайн , Биология в школе скачать

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
Поделиться: