Лексическая тема зимующие птицы старшая группа. Лексическая тема «Зимующие птицы». Введение в тему



Д Е Т И Д О Л Ж Н Ы З Н А Т Ь:

    обобщающее понятие «зимующие птицы»;

    з имующими называют птиц, которые не улетают осенью в теплые края, а остаются у нас зимовать;

    названия основных зимующих птиц (воробей, ворона, голубь, дятел, снегирь, синица, сова);

    части тела птиц (голова, клюв, глаза, шея, тело, лапы, хвост) и чем они покрыты (перьями);

    чем питаются птицы зимой (семечки и семена, зерна, ягоды, остатки пищи).

Расширение словарного запаса детей:

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ : голубь, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, сова, дятел, клест; птица, кормушка, стая, лес, гнездо, дерево, корм, ягоды; зимовка, крылья, клюв, лапы, коготки, хвост, перья

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: дикие, зимующие, быстрые, проворные, веселые, дружные, заботливые, красногрудый (снегирь)…

ГЛАГОЛЫ: высиживать, вылупляться, кормить, летать, перелетать, возвращаться, вить, зимовать, выводить, клевать, каркать, чирикать, нахохлиться, мастерить.

Д Е Т И Д О Л Ж Н Ы У М Е Т Ь:

ОБРАЗОВЫВАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С УМЕНЬШИТЕЛЬНО -ЛАСКАТЕЛЬНЫМИ СУФФИКСАМИ «НАЗОВИ ЛАСКОВО»:
Птица - птичка
Синица - синичка
Снегирь – снегирёк
Сова – совушка
Воробей – воробушек
Крыло – крылышки
Гнездо – гнёздышко
Хвост – хвостик и т.д.

ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ: Снегирь – пушистый, красногрудый…
Воробей – маленький, серый, весёлый….
Перья – мягкие, разноцветные….

ПОДБИРАТЬ ДЕЙСТВИЯ: Птицы летают, прыгают, чирикают, вьют, зимуют, высиживают…
Кормушки делают, мастерят…

ОБРАЗОВЫВАТЬ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:
Клюв воробья – воробьиный клюв
Хвост вороны – вороний хвост
Крыло совы – совиной крыло и т.д.

УПОТРЕБЛЯТЬ ПРЕДЛОГИ «НАД», «ПОД», «В», «ИЗ»:

Птицы летают над годовой.
Снегирь сидит
под деревом.
В кормушку синица прилетела.
Синица вылетела
из кормушки.

ВМ Е С Т Е С Р Е Б Е Н К О М:

    во время прогулки обратите внимание на птиц зимой, какие они? какие у птиц повадки? что птицы употребляют в пищу? и т.д.;

ОТГАДЫВАЙТЕ ЗАГАДКИ О ЗИМУЮЩИХ ПТИЦАХ:

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это...
(снегири)

Кто красуется на ветке в желтой праздничной жилетке?
Это маленькая птичка, а зовут её …(синичка)

Чик-чирик! К зернышку - прыг! Клюй, не робей.
Кто это? (Воробей)

ПОЧИТАЙТЕ О ПТИЦАХ:

А.Барто «Воробей», «Скачет шустрая синица»
В.Звягина «Воробей»
А.Яшин «Покормите птиц зимой»
А.Чепуров «Трудно птицам зимовать»
Т. Евдошенко «Берегите птиц»
Ю.Никонова «Снегирь»
Л.Григорьева «Синица». Г. Скребицкий и В. Чаплина «Чем дятел зимой кормится», «Посмотри вокруг», «Появились синички»
Е.И.Чарушин «Воробей»
В.Зотов «Синица»

Елена Шарнина

Лексическая тема: Зимующие птицы.

Цель:

Расширять и активизировать словарный запас по данной теме.

Коррекционно-образовательные задачи:

Закреплять и расширять представления о зимующих птицах;

Совершенствовать грамматический строй речи (изменение существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, образование сложных форм)

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать связную речь, речевой слух, зрительное и слуховое внимание,

Развивать общую, мелкую и речевую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать доброжелательные отношения, навыки взаимодействия и сотрудничества;

Воспитывать самоконтроль за речью.

Оборудование:

мяч, разрезные картинки зимующих птиц по количеству детей, три сюжетные картинки для составления рассказа, доска.

Ход: 1. Оргмомент.

Отправляемся на прогулку в зимний лес. Смотрите, птиц сколько…

Узнайте по описанию, про кого я говорю?

Кто драчливый, веселый, удалой, шустрый? (воробей)

Кто желтогрудая, веселая, юркая? (синица)

Кто красногрудый, ленивый, малоподвижный? (снегирь)

Кто белобокая стрекотунья и воровка? (сорока)

Кто красноголовый, в черном фраке, лекарь деревьев? (дятел)

Кто большеглазая, сонная, ночная, малоподвижная? (сова)

Каких еще птиц мы не назвали? (свиристель, клест, голубь, ворона)

2. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы поговорим о зимующих птицах, будем составлять рассказ о том, как нужно помогать птицам в зимнее время.

Почему этих птиц называют – зимующие? Нужно ли помогать птицам зимой? Объяснить свой ответ.

3. Развитие мелкой

моторики.

Снегирь, и сорока, и клест, и синицы –

Соединяем одновременно пальцы в колечки, указательный с большим

Зимуют у нас эти чудные птицы. Тоже, но начинаем с мизинца

И чтоб они жили по-прежнему с нами, Хлопки

Мы будем кормить их, конечно же, сами. Сжимаем и разжимаем по очереди кулачки

4. Образование сложных слов.

«Скажи одним словом» (с мячом)

Скажи одним словом, если:

У сороки белые бока, поэтому ее называют. белобокая.

У сороки длинный хвост, поэтому ее называют… длиннохвостая.

У синицы желтая грудка, поэтому ее называют… желтогрудая.

У вороны черные крылья, поэтому ее называют…чернокрылая.

У дятла длинный клюв, поэтому его называют…длинноклювый.

5. Развивать глагольный словарь.

На столе у каждого ребенка разрезные картинки. Дети составляют из них изображение птицы и называют ее. Затем, логопед спрашивает, как подает голос данная птица.

Голубь (что делает) – воркует

Воробей – чирикает

Ворона – каркает

Сорока – стрекочет

Сова – ухает

6. Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

«Назови ласково»

Черное перо – черненькое перышко,

Серая спина – серенькая спинка,

Красная грудь – красненькая грудка,

Острые когти – остренькие коготки,

Длинный хвост – длиненький хвостик,

Белый пух – беленький пушок,

Круглая голова – кругленькая головка,

Шустрые лапы – шустренькие лапки,

Мягкие перья – мягонькие перышки,

Пестрые крылья – пестренькие крылышки.

7. Физминутка.

Зарумянились кустарники

Не от утренней зари. Пощипывают щеки

Это красные фонарики

Засветились снегири. Взмахи руками как крыльями.

Чистят перышки пунцовые,

Воду пьют из родника. «Пьют»

Переливы бубенцовые

Мне слышны издалека. Ритмичные хлопки в ладоши.

8. Развитие связной речи.

Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картинок.

Логопед предлагает детям разложить картинки в нужной последовательности. дети рассматривают картинки с целью дать название будущему рассказу.

Как можно назвать будущий рассказ?

Из предложенных названий выбирается самое подходящее, например «Кормушка».

Логопед задает вопросы:

3. Почему дети решили сделать кормушку?

4. Что им для этого понадобилось?

5. Где дети повесили кормушку?

6. Кто был рад прилететь к кормушке?

7. Как нужно заботиться о птицах зимой?

Дети отвечают.

Еще раз внимательно рассмотрите картинки и подумайте, как вы будете рассказывать. Начните свой рассказ с того, почему дети решили сделать кормушку. Придумайте детям имена.

Рассказ, составленный детьми.

Наступила суровая зима. Птицам было холодно и голодно. Таня предложила Ване помочь птицам. И вот работа закипела: мальчик взял инструменты и материал, а девочка стала ему помогать. Когда кормушка была готова. Дети пошли в парк. Ваня встал на пенек и прикрепил кормушку к ветке. А Таня насыпала из баночки семечки. Не успели дети отойти, как услышали радостные голоса птиц и увидели, как воробей сел на кормушку.

9. Итог.

Что мы сегодня с вами делали на занятии? О чем составляли рассказ? Как называют птиц, которые остаются зимовать? Как можно помочь птицам зимой?

Список литературы:

1. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе / О. С. Гомзяк. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009. – 128 с. – (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).

2. Гомзяк О. С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий. – М. : ТЦ сфера, 2007. – 96с. – (Логопед в ДОУ).

3. Гомзяк О. С. Говорим правильно. Картинный материал к конспектам занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе группе.

4. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно!/Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2006. – 208с. : ил. – (Серия «Готовимся к школе»).

Познакомить детей с зимующими птицами: воробьями, сороками, синицами, снегирями, воронами, голубями; с особенностями их поведения (им зимой холодно и голодно, их надо подкармливать, для этого необходимо делать кормушки и каждый день насыпать туда корм). Развивать умение узнавать и называть части тела птиц (голова, туловище, крылья, лапы, хвост, тело покрыто перьями). Воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям.

Нарисовать или вырезать картинки с изображением зимующих птиц и приклеить их в тетрадь. Называть, показывать птиц: воробей, синица, ворона, сорока, дятел, сова; части тела: голова, туловище, хвост, крылья, клюв, перья, лапки.

Расширение, уточнение словаря :

голубь, сорока, ворона, воробей, синица, сова, дятел, птица, кормушка, стайка, лес, гнездо, дерево, корм, ягоды; крылья, клюв, лапки, коготки, хвост, перья, большой, маленький, круглый, летать, кормить, прыгать, ходить, клевать, тепло, холодно, высоко, низко.

Игра с мячом «Кто что делает?». Взрослый бросает мяч ребенку и называет птицу, ребенок называет действие и возвращает мяч взрослому.

Ворона – сидит, воробей – скачет, голубь – ходит, синица – летит, дятел – стучит, сова – спит (ловит)

2. Упражнение «Кто кричит?»

Развитие речевого слуха (узнавание и различение звуковых сигналов)

Воробей – «Чик-чирик!», ворона – «Кар-кар!», синица – «Тень-тень!», дятел – «Тук-тук!», сова – «Ух-ух!», голубь – «Гру-гру!».

Предложить детям повторить звукоподражание. Взрослый показывает на птицу и просит изобразить, как птица кричит. Затем взрослый закрывает свое лицо руками и произносит звукоподражание, а ребенок показывает на картинку или называет птицу, которая так кричит.

3. Пальчиковая гимнастика

Прилетайте, птички! («зовущие» движения пальцев)

Сала дам синичке.

Приготовлю крошки (пальцы щепоткой – «крошим хлеб»,

тереть подушечки пальцев друг о друга)

Хлебушка немножко.

Эти крошки – голубям, (вытянуть вперёд правую руку)

Эти крошки – воробьям. (вытянуть вперёд левую руку)

Галки да вороны, (тереть ладонью о ладонь,

Ешьте макароны! «катая из хлеба макароны»)

Загадайте детям загадки:

***



На голом суку сидит,
На весь двор кричит:
"Кар-кар-кар!"
(Ворона)

Подвижная игра "Собачка и воробьи".

Цель - закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.

Ход игры: Один ребенок — "собачка", все остальные - "воробьи".

Скачет, скачет воробей — Дети скачут – побуждать повторять слова:
Скок-поскок!
Скок-поскок!
Кличет маленьких детей: Повторяют: "Чив! Чив! Чив!"
Чив! Чив! Чив!
Чив! Чив! Чив!
Киньте крошек воробью,
Я вам песенку спою:
Чик-чирик! Повторяют: "Чик-чирик!"
Чик-чирик!
Вдруг прибежала "собачка" и громко залаяла.
"Воробьи" разлетаются.

(Игра проводится 2—3 раза)

Игра «Один - много» (Формирование грамматического строя речи) – игра с мячом.

Ворона – вороны, воробей – воробьи, синица – синицы, голубь – голуби, сова – совы, сорока – сороки.

Игра «Четвертый лишний» - 3-дикие, 1 – домашняя или наоборот.

Прочитайте детям: А. Барто «Страшная птица», «Птичка». Л. Толстой «У Вари был Чиж…», «Птица свила гнездо…», В. Стоянов «Воробей». В. Сутеев «Ворона и яблоко».

· Юные следопыты. Наблюдения за зимующими птицами на прогулке.

Самое интересное для детей — это наблюдать за живыми птичками на прогулке. Часто у малышей появляются среди птичек свои любимцы, которым они дают имена и даже утверждают, что могут отличить их от всех других птичек двора.

Сделайте кормушку, насыпьте в нее корм. Очень скоро птицы привыкнут к тому, что здесь постоянно есть для них корм, и начнут прилетать на Вашу кормушку. Понаблюдайте с малышом за ними. Полезнее всего и интереснее всего провести целую серию таких наблюдений. Серия наблюдений даст малышу гораздо больше для его умственного и речевого развития, чем просто чтение рассказа о зимующих птицах или просмотр познавательного фильма. Ведь фильм скорее всего быстро забудется без закрепления и применения полученной информации.

В наблюдениях живой природы ребенок будет учиться сравнивать, делать выводы, задавать вопросы и искать на них ответы, описывать, находить точные слова для выражения своей мысли.

Что же мы можем увидеть в таких наблюдениях? На что обращать внимание детей?

1. Чем отличаются птицы друг от друга по внешнему виду? Чем они похожи? (У них есть голова, глаза, клюв, чтобы клевать семена, крылья чтобы летать, лапки, хвост, туловище покрыто перьями)

Сравните, например, воробья и ворону – чем они отличаются, а чем похожи? (Вороны большие. А воробьи маленькие, серо-коричневые, прилетают стайкой, шустрые, прыгают на двух лапках. Вороны серо-черные, прилетает ворона одна. Ходит ворона вперевалочку, важно, медленно). Чем похожи и чем отличаются воробьи и голуби? (Воробей меньше голубя, он другого цвета. Воробей прыгает, а голубь ходит. Воробей чирикает, а голубь воркует)

2. Чем отличаются повадки разных птиц?..



(Первый год обучения)

Коррекционно-образовательные цели: Уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строении. Формировать понятие зимующие птицы.

Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения.

Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных, совершенствовать навыки слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, ко­ординации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Оборудование: н аборное полотно, картинки с изображением зимующих птиц, мяч, цветные карандаши, тетради, макет дерева, птицы из картона, сюжетная картина «Птицы у кормушки».

1. Организационный момент

Логопед встречает детей и предлагает каждому взять по одной предметной картинке.

– Рассмотрите картинки и назовите.

– Как одним словом можно назвать эти картинки? Кто это?

2. Введение в тему

– Правильно.

– Как называются птицы, которые остаются зимовать?

– Кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии?

– Поговорим мы сегодня о зимующих птицах. Рассмотрите картинки и назовите птиц.

3. Рассматривание картинок

выставляет на наборное полотно картинки с изображением зимующих птиц: голубь, синица, воробей, ворона, дятел, снегирь.

– Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг. Но не все, есть и такие, что не улетают, а живут у нас круглый год (ворона, голубь, воробей).

– А есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать (синицы, снегири).

– Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка и черная голова и крылья.

– У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные.

– Расскажите мне про ворону. Какая она? (большая, черная, важная, хитрая).

– Эта птичка вам хорошо знакома. Кто это? Расскажите про воробья.

– Какой он? (маленький, серенький, шустрый, быстрый).

– Эту птичку можно встретить в лесу. Это дятел.

Он часто стучит по дереву, а вы знаете, зачем он это делает?

– Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков.

– Про эту птицу вы мне сами расскажете. Кто это? Какой он?

(Голубь большой, сизый, воркующий.)

– Какие это птицы?

– Почему их так называют?

4. Пальчиковое упражнение «Дятел»

– Пришло время поиграть с пальчиками.

Я по дереву стучу, Раскрытая ладонь – дерево, указательный палец
Червячка добыть хочу, другой руки – клюв дятла. На каждую строчку
Хоть он скрылся под корой, четыре удара пальца по ладони.
Все равно он будет мой.

5 . Упражнение «Спрячь слоги в ладошки»

– Давайте все вместе произнесем четко и прохлопаем слова:

Синица, снегирь, ворона, голубь.

– А теперь произнесите эти слова по очереди, прохлопывая его.

Дети по одному выполняют задание, называя, сколько слогов в этих словах.

6. Игра «Какой птички не стало?»

На доске - четыре – пять картинок с изображением зимующих птиц. Логопед незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает :

– Какой птички не стало?

7. Упражнение «Назови ласково» (с мячом)

– Сейчас поиграем в мяч в игру «Назови ласково».

Снегирь, синица, голубь, воробей

8. Составление предложений по картине

– Ребята, посмотрите внимательно на картину и попробуйте полным предложением сказать, что на ней изображено.

– Как называется домик с кормом для птиц?

– Как вы думаете, кто смастерил и повесил кормушку?

– Какие птицы прилетели к кормушке?

– Сколько птиц прилетело?

– Что едят синички?

– Какие птицы улетают?

– Почему нужно помогать птицам зимой?

9. Упражнение «Каких птиц много на дереве?»

Логопед прикрепляет на ковролин макет дерева и прикрепляет к нему разных птиц.

– Вы очень хорошие предложения придумали по картине, а теперь посмотрите – на дерево прилетело много птиц.

Давайте про них скажем так:

На дереве много… синиц.
На дереве много… дятлов.
На дереве много… ворон.

На дереве много… снегирей.

10. Упражнение «Посчитай-ка»

– Давайте теперь сосчитаем птичек, которые сидят на дереве.

Один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей.

(Воробей, синица).

11 . Работа в тетрадях

Дети обводят по точкам снегиря и раскрашивают картинку.

12. Итог занятия

– Вспомните, о чём мы говорили на занятии?

– Что мы делали на занятии?

– Что понравилось?

Оценка детей.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Логопедическое занятие на тему «Зимующие птицы» для детей с ОНР (подготовительная группа) :

Цели:

расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, их частей тела; закрепление обобщающего понятия "Зимующие птицы"развитие мышления детей на материале описательных загадок

закрепление умения детей делить слова на слогиразвитие связной речи детей: умение составлять рассказ по опорным картинкамразвитие зрительного и слухового восприятия; развитие межполушарного взаимодействияразвитие общей и мелкой моторики пальцев руквоспитание умения взаимодействовать друг с другомвоспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к зимующим птицам

Лексический материал: воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, дятел, клест, сорока, кормушка, корм, зимующая, клевать, каркать и т.д.

Ход занятия.

Организационный момент.

Дети стоят на коврике, логопед: "Ребята, в наш детский сад принесли открытку-приглашение в зимний лес. Послушайте: приглашаем детей подготовительной группы в гости, хотим с вами поиграть. Подписи нет - любопытно, кто же нас пригласил, вы согласны пойти в гости? (дети-да) тогда отправляемся! "

Речевая разминка «Мы идем».

Дети стоят в кругу -движения плюс проговаривание слов

Так- так - мы идем

Так - так -мы бежим

Так -так- мы скользим и вот мы пришли! (рассматривают картинки о лесе)

Дыхательное упражнение:«Подышим свежим воздухом»

Ах, какой свежий воздух в зимнем лесу, давайте глубоко, спокойно вдохнем его: вдох носом- животики убрали, длительный выдох носом- животики вернулись обратно (З-4 раза) .

Логопед: "Но кто же нас пригласил в гости? (звучит музыка и голос) "

Звучит аудиозапись - зимующие птицы.

Обобщение материала по теме "Зимующие птицы"

Логопед. Дети, вы наверное догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии.

(Ответы детей.)

Правильно, о зимующих птицах.

Каких птиц мы называем зимующими? (зимующие - это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края) Назовите известных вам зимующих птиц (дети называют птиц, а логопед выставляет на магнитной доске их изображения - ворона, сорока, клест, свиристель, снегирь, синица, воробей, глухарь, голубь, дятел)

А теперь давайте определим количество слогов в словах - названиях зимующих птиц. (дети выполняют задание логопеда, отделяя слоги в словах сжатием поролоновых губок)

Сейчас предлагаю вам отгадать загадки о зимующих птицах (дети отгадывают загадки, при этом один ребенок отыскивает изображение - отгадку на магнитной доске)

Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей.)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

Черный жилет,

Красный берет,

Хвост как упор,

Нос как топор (Дятел)

Белые щечки -

Синяя птичка,

Остренький клювик -

Собой невеличка.

Желтая грудка -

Это …(Синичка)

Ходит важно,

Вперевалку.

И воркует, и клюет. (Голубь.)

Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)

Чем они отличаются друг от друга? (размеры, окраска, оперенье)

Логопед. А теперь все дружно встали. Превратимся в птичек.

Упражнение Рассмотри и назови». - рассмотри картинку и ответь на вопрос.

Физминутка.

а) Игра "Птички" (дети выполняют упражнения, повторяя их за логопедом)

Птички прыгают, летают. (Имитируют руками взмахи крыльев

Птички прыгают, поют. и совершают повороты туловища в стороны)

Чик-чирик, чик-чирик

Птички крошки собирают, (Наклон вперед, пальцами рук, собранными вместе,

Зернышки клюют постукивать по коленкам)

Перышки почистили, (Стоя прямо, совершать взмахи правой рукой)

Перышки почистили, (Стоя прямо, совершать взмахи левой рукой)

Клювики почистили, (Повороты головы вправо - влево)

И на место сели. (Дети садятся на стульчики)

б) Логопед. Голодно и холодно птицам зимой. Люди заботятся о них, делают кормушки для птиц. Давайте же узнаем, какие птицы прилетели на нашу кормушку.

Пальчиковая гимнастика "Кормушка"

Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, (На каждое название птицы загибают

Шесть щеглов и голубей, по одному пальчику.)

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и разжимают кулачки.)

Н.Нищева

Развитие навыков чтения.

Логопед. Много птиц прилетело к нашей кормушке, чтобы отдохнуть и подкрепиться. У вас на столах слоги, написанные на разноцветных перышках. Если мы правильно составим с вами слова из этих слогов, то узнаем, чем питаются птицы зимой и чем мы можем их подкормить. Выложите, пожалуйста, слова из предложенных слогов. (дети работают парами, и у них получаются разные слова: семечки, ягоды, крошки, семена, зерно, орешки, сало)

Перечислите составленные слова. Как можно назвать все это одним словом? (еда, корм, пища)

Для кого этот корм? (Для птиц)

Чей это корм? (Птичий корм)

Чья это пища? (Птичья пища)

Развитие связной речи.

Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом №2 «Зимующие птицы».Упражнение №11.

Закрепление материала

Логопед. А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. Ласковое слово - что солнышко.

Игра «Назови ласково». Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

птица - птичка, пичужка

синица - синичка

воробей - воробышек - воробьишко

снегирь - снегирек, снегирюшка, снегиречек

голубь - голубка, голубок

галка - галочка

Логопед . Молодцы! Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова.

Звон колокольчика. Нам пора возвращаться в детский сад, давайте попрощаемся с зимующими птицами на птичьем языке. На каком языке мы будем прощаться? (на птичьем языке)

Логопед: "Дети, возвращаемся в детский сад:раз- два- три в детский сад пришли. Какие новые слова вы запомнили? Что вам понравилось?

В какие игры играть? (ответы детей) ". Обсуждение мероприят

Итог занятия.

Логопед: Дети, возвращаемся в детский сад: раз- два- три в детский сад пришли. Какие новые слова вы запомнили? Что вам понравилось?

Дается дифференцированная оценка работы детей.

Поделиться: