«Люди пользуются христианской добротой»: фотосессия в храме всколыхнула Елабугу

В Татарстане правоохранительные органы начали проверку после того, как местный глянцевый журнал «Совет да любовь» опубликовал в Сети эротическую фотосессию, которая была сделана в православном храме села Гари Елабужского района. Авторов и участников съемок могут обвинить в оскорблении чувств верующих.

Как стало известно , в съемках принимала участие 23-летняя девушка. Она позировала в церкви в прозрачном платье и нижнем белье. Местные СМИ сообщили, что девушка в пеньюаре - модель из Набережных Челнов Ксения Калугина. Эти фото в храме задумывались как часть рекламной презентации свадебного салона.


Резонансные снимки появились на днях в Сети и сразу вызвали неоднозначную реакцию пользователей соцсетей. Некоторые сочли, что девушка и фотограф своими действиям осквернили храм. Другие же отметили, что культовое сооружение выглядит как заброшенное здание и поэтому не представляет сакрального значения. Вскоре появилась информация о том, что, несмотря на то, что церковь давно не видела ремонта, в ней иногда проходят богослужения по праздниками и просьбе жителей окрестных сел.


Секретарь Казанского епархиального управления отец Владимир заявил, что девушку накажут высшие силы.

Это недопустимо. Действующий храм или полуразрушенный - не имеет значения, - сказал отец Владимир.

При этом священнослужитель подчеркнул, что фотографий пока не видел, но пообещал с ними обязательно ознакомиться. Однако он этот поступок в любом случае не одобряет.

Следователи не исключают, что в действиях участников фотосессии могут быть признаки состава преступления, предусмотренного статьей Уголовного кодекса РФ «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий».


После разразившегося скандала редакция журнала выступила с обращением, в котором принесла свои извинения в связи с случившимся.

«Проводя фотосессию не было умысла оскорбить религиозные чувства верующих. При выборе данного места для съемок здание рассматривалось как заброшенное здание, но не в коем случае как действующий храм. Всем, кого эта ситуация задела и оскорбила, мы приносим свои извинения».

Протодиакон Андрей Кураев прокомментировал в своем блоге новость о доследственной проверке, которую проводит СК в связи с фотосессией модели в разрушенной церкви. Кураев возмутился как проверкой СК, так и заявлениями о том, что девушку-модель накажут высшие силы, потребовав «двушечку» «тем идиотам, которые увидели тут «оскорбление религиозных чювств».

А то, что епархии десятилетиями было плевать на этот храм - ничьих чувств не оскорбляет? - резюмировал Кураев.

  • В сентябре прошлого года татарстанская певица Резеда Ганиуллина опубликовала клип на песню «Жаным». Танцующая девушка предстала перед зрителями в откровенном красном наряде на фоне Белой мечети. Ситуация вызвала широкий резонанс в мусульманской общественности. Большинство представителей исламского духовенства, в том числе муфтий Камиль Самигуллин, сошлись во мнении, что такое поведение возле мечети неприемлемо. Сама Ганиуллина скандальный клип удалила и принесла извинения тем, кто счел её действия оскорбительными.
  • Статья 148 за оскорбление чувств верующих появилась в российском законодательстве в 2013 году - вскоре после того, как скандально известная группа Pussy Riot устроила перформанс в храме Христа Спасителя в Москве. Самих участниц группы судили за хулиганство и приговорили к двум годам колонии. По этой же статье осудили к 3,5 года условно блогера Руслана Соколовского после публикации видеоролика об игре в Pokémon GO на территории екатеринбургского Храма-на-Крови.

Свадебный журнал «Совет да любовь» из Набережных Челнов решил разрекламировать эротическое белье в ветхой, но действующей церкви

Соцсети подхватили новость о фотосессии, которую устроил глянцевый журнал, выбрав в качестве натуры Ильинскую церковь в селе Гари Елабужского района. Модель в прозрачном платье и нижнем белье позировала на фоне храмовых фресок. Елабужское благочиние ограничилось внушением редакции, после чего фотографии исчезли со страницы журнала. Однако сами издатели считают, что «ничего плохого не сделали».

Фотографии с 23-летней моделью Ксенией Низамовой в онлайн-версии журнала были опубликованы в прошлую пятницу / Фото: «БИЗНЕС Online»

« НАВЕРНОЕ, СИТУАЦИЕЙ ДОЛЖНЫ ЗАНЯТЬСЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ. ..»

Споры в елабужских группах соцсетей вызвала опубликованная челнинским свадебным журналом «Совет и любовь» фотосессия полуобнаженной модели в здании храма Илии Пророка в селе Гари Елабужского района. Фотографии с 23-летней моделью Ксенией Низамовой в онлайн-версии журнала были опубликованы в прошлую пятницу. Читатели разделились во мнениях: кто-то возмутился методами журнала, а кого-то больше разозлила реакция верующих, усмотревших в фотосессии оскорбление своих чувств. Девушку снимали в будуарном прозрачном платье и нижнем белье на фоне фресок и храмовых окон. В храме, который на фотографиях выглядит заброшенным, как выяснилось, время от времени ведутся богослужения.

«Просто у таких людей нет совести», — пишет в комментариях под сообщением с фотографиями пользователь Алена Немтырева .

«Фото шикарные... Тоже хочу туда съездить пофоткаться... решетки, кирпич, облезлая краска — атмосферно», — иронизирует пользователь по псевдонимом Почистим Коменты.

«Неужели эта деваха и фотограф настолько глупы и не понимают, что нельзя устраивать такие фотосессии в храме? Наверное, данной ситуацией все же должны заняться правоохранительные органы», — считает Ксения Зиганшина . В других электронных источниках, которые подхватили новость, комментарии встречаются более жесткие в адрес обеих сторон. «Ее как в средние века на костер надо чтобы повадно было другим бегать по храмам», — комментирует фото пользователь Александр Захаров (орфография и пунктуация автора сохранены прим. ред. ). Защитники авторов фотосессии, в свою очередь, считают, что «отсутствие интеллекта — это верить в бога в XXI веке» (пользователь Jord Mor), и что «верующие вспоминают, что они верующие, когда им что-то недодали или что-то нужно. Вы бы лучше возмущались, что государство вместо детских садов и школ понастроило церквей и мечетей. Лицемеры» (пользователь Александр Кузьмин ).

Отметим, что выглядит храм заброшенным: именно поэтому общественное мнение и разделилось. Ильинская церковь в Гарях была основана в 1816 году, последняя перестройка здания датируется концом XIX века. Кирпичная однопрестольная церковь была закрыта не позже 1930-х годов, но по-прежнему осталась на балансе церкви и когда-нибудь должна быть восстановлена.

Алексий Шаманин: «Поведение участников фотосессии прискорбно, но особенно возмутило то, что фото делались еще и на окнах: модель специально забиралась в оконные проемы» Фото: tatarstan-mitropolia.ru

Диакон Елабужского благочиния Казанской епархии РПЦ Алексий Шаманин подтвердил «БИЗНЕС Online», что Ильинский храм не закрыт, он приписан к храму села Бехтерево и ждет лучших времен для реставрации. «В храме действительно ведутся богослужения. В епархии не так много священнослужителей, и поэтому за несколькими сельскими храмами, которые остаются в стадии восстановления, присматривает один священник. За храмом в селе Гари присматривает настоятель храма села Бехтерево, иерей Владимир Охотин. Он ведет богослужения и в Гарях, люди приходят на службы. Даже если в церкви нет престола, на службы он привозится. В храме установлена железная дверь, чтобы люди видели, что он не забыт и не заброшен, хотя пока пребывает в плачевном состоянии. У нас есть православное молодежное движение „Аксиос“, и буквально на прошлой неделе ребята ездили в Гари убираться вокруг храма. Понятно, что на полное восстановление средств пока нет».

По поводу инцидента диакон Алексий рассказал, что разговор с главредом журнала уже состоялся, и редакция осознала промах. Запись из социальных сетей была удалена в течение суток, и дополнительных мер благочиние принимать не планирует в случае, если фото не будут тиражироваться. Однако рекламная фотосессия проводилась с конкретной целью — публикация в глянце. По словам Шаманина, который общался с редакцией в присутствии верующих, если редакция вдруг решит разместить фотографии в печатной версии издания, то со стороны прихожан вероятно обращение в суд на основании закона об оскорблении чувств верующих. Возможно и обращение в суд через лично настоятеля, но не благочиния.

«Есть своя этика посещения храма, как, например, и музея. В музей в трусах не зайдешь, в церкви же, предназначенной для моления, правила несколько строже. Заходить в неглиже в храм нельзя, даже не говоря об особых правилах, в частности, покрытие головы женщинами. Поведение участников фотосессии прискорбно, но особенно возмутило то, что фото делались еще и на окнах: модель специально забиралась в оконные проемы. Настоятель считает, что подобные поступки необходимо прекращать, потому что это пренебрежение к людям, приходящим в храм. В этом же журнале мы обнаружили фото, сделанные в мечети, однако эти снимки делались в закрытом платье и никто по окнам не лазал. Создается впечатление, что люди пользуются христианской добротой в своих целях».

«МЫ НИЧЕГО ПЛОХОГО НЕ СДЕЛАЛИ...»

Собственные источники сообщили «БИЗНЕС Online», что журнал «Совет и любовь», решивший прорекламировать таким образом будуарные платья, выпускается с 2010 года, тираж составляет 8 тыс. экземпляров. Журнал распространяется по загсам и свадебным салонам Татарстана. Офис находится в торговом центре «Палитра» в Челнах, хотя сами издатели родом из Елабуги.

Как рассказали источники «БИЗНЕС Online», на рынке глянцевых бесплатных изданий журнал ведет себя «агрессивно, беспринципно, с напором, демпингуя всех заказчиков (приглашая всех разместиться у них или по низким ценам или вовсе бесплатно)». Из-за их некорректной работы или агрессивной техники продаж некоторые игроки уже потеряли заказчиков. Кроме того, в журнале с романтичным названием не гнушаются копировать мероприятия, которые проводят конкуренты. «Милано бутик», для которого и проводилась скандальная фотосессия, — дополнительный бизнес главного редактора Александры Романовой . Правда, за громким названием скрываются товары вовсе не из Милана. В группе бутика в социальной сети отмечается, что прокат таких платьев стоит от 1 до 5 тыс. рублей в зависимости от модели, а покупка и шитье на заказ — от 3 до 10–12 тысяч.

Кроме того, у елабужского издателя есть и свадебное агентство «Дежа Вю», где оно организует бартеры со своими заказчиками-рекламодателями. Несмотря на удаление записи с фотографиями из группы «ВКонтакте», Романова отказалась комментировать скандал «БИЗНЕС Online», отметив лишь, что сожалеть редакции не о чем. «Мне не интересно отвечать на эти вопросы, пишите что хотите. Мы ничего плохого не сделали, и я не понимаю, зачем эту ситуацию так сильно раздули». Выбор натуры для рекламы будуарного платья остался творческим секретом редакции, но подобные идеи уже неоднократно вызывали резонансный отклик в обществе.

Так, в Татарстане последним резонансным случаем стал скандал с певицей Резедой Ганиуллиной , достоянием гласности в сентябре прошлого года. В клипе на песню «Җаным» («Мой родной») зритель видит артистку, которая в довольно откровенных нарядах демонстрирует нечто наподобие танца живота, и вся эта музыкальная композиция вполне в стилистике «татарский поп» с вкраплениями восточных мотивов. Все бы ничего, но происходило действо в интерьерах священного для мусульман Болгара на фоне Белой мечети. Первым тогда тревогу забил имам Закабанной мечети Казани Сейджагфар хазрат Лутфуллин , назвавший клип «позором татарского народа», «осквернением и надругательством над домом Аллаха».

Сама же певица, комментируя тогда «БИЗНЕС Online» свой клип, заметила: «Несмотря на то, что я не читаю пять раз в день намаз, ни один мой день не начинается без слов „Бисмилла“. Наша религия ислам — самая чистая, самая искренняя, самая дружелюбная. Если этот клип задел чьи-то чувства, то я приношу свои извинения. Но восточный танец, выполненный в совершенстве, — это не стриптиз, это произведение искусства».

История с Ганиуллиной перешла в правовое поле. Следственный комитет РФ по РТ объявил тогда о доследственной проверки по факту появления в сети видеоклипа. Впрочем, закончилась она ничем: ни уголовного, ни административного правонарушения выявлено не было. «Следствие не нашло в клипе и действиях танцовщицы признаков преступления. Неуважения к обществу и оскорбления чувств верующих — ничего такого не было», — сообщил тогда «БИЗНЕС Online» старший помощник руководителя СУ СКР по РТ Андрей Шептицкий

6% Мне все равно

Прием голосов по опросу закрыт

Снимки были опубликованы в электронной версии местного свадебного журнала "Совет да любовь". Проверку организовали "в связи с тем, что в действиях авторов фотосессии могут быть признаки состава преступления, предусмотренного ст. 148 УК РФ ("Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий")", сообщается на сайте СК .

Журнал "Совет да любовь", который издается в Набережных Челнах и распространяется в ЗАГСах и свадебных салонах нескольких городов в Татарстане, тут же ответил на своей странице в социальной сети "ВКонтакте", что у редакции не было умысла оскорбить религиозные чувства верующих.

"При выборе данного места для съемок здание рассматривалось как заброшенное здание, но ни в коем случае как действующий храм, - подчеркивается в публикации. - Всем, кого эта ситуация задела и оскорбила, мы приносим свои извинения".


Неоднозначная фотосессия состоялась еще в июне. Фотографии модели на фоне фресок и храмовых окон были опубликованы в онлайн-версии упомянутого глянцевого журнала 21 июля, уточняет региональная сетевая газета "Бизнес Online" .


Снимки были удалены после того, как Елабужское благочиние Казанской епархии Русской православной церкви сделало внушение редакции журнала, но сами издатели считают, что "ничего плохого не сделали".

Мнение священника: "Действующий храм или полуразрушенный - не имеет значения"

Секретарь Казанского епархиального управления отец Владимир (Самойленко) заявил в комментарии сайту Inkazan , что "рано или поздно Господь накажет" эту модель. "Это недопустимо. Действующий храм или полуразрушенный - не имеет значения", - подчеркнул священнослужитель.

Эти съемки напомнили отцу Владимиру скандальную акцию группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя в Москве в феврале 2012 года, за которую ее участницы получили по два года колонии. "Мы помним различные печальные ситуации и чем это закончилось, и здесь то же самое", - цитирует протоиерея сайт "Реальное время" .

Храм в селе Гари датируется концом XIX века. В советское время в нем хранили зерно. На сайте Елабужского благочиния Казанской епархии сообщается, что за храмом не ухаживали более 100 лет и для его реставрации планируется обратиться к меценатам. 13 июля в храме провели субботник с участием добровольцев.

Между тем диакон Елабужского благочиния Казанской епархии РПЦ Алексий Шаманин заявил порталу "Бизнес Online", что храм в селе Гари не закрыт и там иногда ведутся "выездные" богослужения.

Вместе с тем местная пресса припомнила, как прошлой осенью в Татарстане разгорелся скандал вокруг клипа местной певицы Резеды Ганиуллиной, в котором она исполняла возле Белой мечети в Болгаре восточный танец, показавшийся некоторым эротическим. Духовное управление мусульман Татарстана осудило этот клип. Певица извинилась и удалила его из соцсетей. Региональный СК тогда также организовал доследственную проверку, но в итоге никакого дела не завел.

Поделиться: