Методика спилберга ханина выявление ситуативной тревожности. Шкала спилбергера-ханина для определения личностной и ситуативной тревожности

Тест Спилбергера-Ханина — это единственная методика, которая позволяет дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство и как состояние, связанное с текущей ситуацией.

Этот тест поможет вам определить выраженность тревожности в структуре вашей личности. Тревожность как личностная черта означает мотив или приобретенную поведенческую позицию, которая заставляет человека воспринимать широкий круг объективно безопасных обстоятельств, как содержащих угрозу, побуждая реагировать на них состояниями тревоги, интенсивность которых не соответствует величине реальной опасности.

Реактивная (ситуативная) тревожность характеризует состояние человека в данный момент времени, которое характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью в данной конкретной обстановке. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на экстремальную или стрессовую ситуацию , может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

Тестирование по методике Спилбергера-Ханина проводится с применением двух бланков: один бланк для измерения показателей ситуативной тревожности, а второй – для измерения уровня личностной тревожности.

Шкала ситуативной тревожности

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Суждения

Суждение

Никогда

Почти никогда

Часто

Почти всегда

Я спокоен

Мне ничто не угрожает

Я нахожусь в напряжении

Я внутренне скован

Я чувствую себя свободно

Я расстроен

Меня волнуют возможные неудачи

Я ощущаю душевный покой

Я встревожен

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

Я уверен в себе

Я нервничаю

Я не нахожу себе места

Я взвинчен

Я не чувствую скованности, напряжения

Я доволен

Я озабочен

Я слишком возбужден и мне не по себе

Мне радостно

Мне приятно

Шкала личной тревожности

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Суждения

Суждение

Никогда

Почти никогда

Часто

Почти всегда

У меня бывает приподнятое настроение

Я бываю раздражительным

Я легко расстраиваюсь

Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

Я чувствую прилив сил и желание работать

Я спокоен, хладнокровен и собран

Меня тревожат возможные трудности

Я слишком переживаю из-за пустяков

Я бываю вполне счастлив

Я все принимаю близко к сердцу

Мне не хватает уверенности в себе

Я чувствую себя беззащитным

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

У меня бывает хандра

Я бываю доволен

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

Бывает, что я чувствую себя неудачником

Я уравновешенный человек

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

Обработка результатов

Обработка результатов включает следующие этапы:

  • Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.
  • На основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого.
  • Вычисление среднегруппового показателя ситуативной тревожности (СТ) и личностной тревожности (ЛТ) и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых.

Ответы

Ответы

1

2

3

4

1

2

3

4

Ситуативная тревожность

Личностная тревожность

Интерпретация результатов

При анализе результатов надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

  • до 30 баллов – низкая,
  • 31 — 44 балла — умеренная;
  • 45 и более — высокая.

Очень высокая тревожность (> 46) прямо может быть связана с наличием невротического конфликта , эмоциональными сры­вами и с психосоматическими заболеваниями .

Низкая тревожность (<12), наоборот, характеризует состояние как депрессивное , неактивное, с низким уровнем мотиваций. Иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Мы уже говорили выше, что под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность человека к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий спектр ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать на них выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выявляет у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и научиться разбивать большие задачи на более мелкие

Для людей с низким уровнем тревожности, наоборот, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, формирование чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Литература

1. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. — СПб.: Речь, 2005. С.44−49.

2. Диагностики эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И.Б.Дерманова. — СПб.: Издательство «Речь», 2002. С.124−126.

3. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. О.А. Прохорова. – СПб: Речь, 2004. С.121−122.

Цель :дифференцированное измерение тревожности как состояния (ситуационная тревожность - СТ) и как личностного свойства (личностная тревожность - ЛТ).

Описание : опросник по исследованию тревожности состоит из 40 утверждений: 20 предназначены для оценки СТ и 20 для оценки ЛТ. Соответственно эти утверждения представлены в 2-х бланках с разными инструкциями.

Процедура проведения : Исследование можно проводить как индивидуально, так и в группе. Испытуемым предлагается сначала бланк с вопросами направленными на изучение ситуативной тревожности, а затем бланк с вопросами направленными на изучение личностной тревожности. В опроснике нужно оценить каждое утверждение относительно того, в какой степени они соответствуют представленному состоянию. Возможны 4 варианта выбора, в зависимости от степени выраженности.

Инструкция : Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже суждений и зачеркните соответствующую цифру справа, в зависимости от того, как вы чувствуете себя в данный момент (обычно). Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Обработка результатов : подсчитывается общее количество баллов по всем суждениям отдельно по каждой шкале. Это общее количество баллов в отдельности по каждой шкале делится на 20.По некоторым пунктам баллы начисляются в обратном порядке, это пункты 1, 2, 5, 8, 10, 11. 15, 16, 19, 20, 21, 26, 27, 30, 36, 39. Итоговый показатель рассматривается как уровень развития соответствующего вида тревожности.

3,5 – 4,0 балла – очень высокая тревожность;

3,0 – 3,4 – высокая тревожность;

2,0 – 2,9 – средняя тревожность;

1,5 – 1,9 – низкая тревожность;

0,0 – 1,4 – очень низкая тревожность.

Следует осторожно относиться к очень низкому уровню тревожности. Необходимо проанализировать отдельные пункты, характеристики.

Бланк ответов

Шкала ситуативной тревожности

Возраст_________________

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже суждений и зачеркните соответствующую цифру справа, в зависимости от того, как вы чувствуете себя в данный момент. Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

пп

Суждение

Нет,

это не так

Пожа-

луй так

Верно

Совершен-но верно

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Я внутренне скован

1

2

3

4

5

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

Я расстроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8

Я ощущаю душевный покой

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности, напряжения

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

18

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно

1

2

3

4

Бланк ответов

Шкала личностной тревожности

Ф.И.О.___________________________________.

Возраст_________________

Дата проведения_______________________

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже суждений и зачеркните соответствующую цифру справа, в зависимости от того, как вы чувствуете себя обычно. Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

пп

Суждение

Нет,

это не так

Пожа-

луй так

Верно

Совер-шенно верно

2 1

У меня бывает приподнятое настроение

1

2

3

4

2 2

Я бываю раздражительным

1

2

3

4

2 3

Я легко расстраиваюсь

1

2

3

4

2 4

Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

1

2

3

4

2 5

Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

1

2

3

4

2 6

Я чувствую прилив сил и желание работать

1

2

3

4

2 7

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

2 8

Меня тревожат возможные трудности

1

2

3

4

2 9

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

3 0

Я бываю вполне счастлив

1

2

3

4

31

Я все принимаю близко к сердцу

1

2

3

4

32

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

33

Я чувствую себя беззащитным

1

2

3

4

34

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

1

2

3

4

35

У меня бывает хандра

1

2

3

4

36

Я бываю доволен

1

2

3

4

37

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

38

Бывает, что я чувствую себя неудачником

1

2

3

4

39

Я уравновешенный человек

1

2

3

4

40

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4

Методика «Самооценка» предназначена для диагностики состояния тревожности личности по параметрам «личностная» и «реактивная» тревожность.

Под тревожностью понимается часто возникающее у человека особое эмоциональное состояние, выражающееся в повышенной эмоциональной напряженности, сопровождающейся страхами, беспокойством, опасениями, препятствующими нормальной деятельности или общению с людьми. Тревожность – важное персональное качество человека, имеющее довольно высокую устойчивость. Доказано существование двух качественно различных разновидностей тревожности: личностной и реактивной (ситуационной).

Под личностной тревожностью понимается индивидуальная черта личности человека, отражающая его предрасположенность к эмоционально отрицательным реакциям на различные жизненные ситуации, несущие в себе угрозу для его «Я» (самооценки, уровня притязаний, отношения к себе и т.п.). Личностная тревожность – это стабильная склонность человека реагировать на подобные социальные ситуации повышением тревоги и беспокойства.

Реактивная (ситуационная) тревожность определяется как временное, устойчивое только в определенных жизненных ситуациях состояние тревожности, порождаемое такими ситуациями и, как пра­вило, не возникающее в иных ситуациях. Это состояние возникает как привычная эмоциональная и поведенческая реакция на подобного рода ситуации. Ими, например, могут быть перегово­ры с официальными лицами, разговоры по телефону, экзамена­ционные испытания, общение с незнакомыми людьми противоположного пола или иного, чем данный человек, возраста.

Интерпретация данных опроса:

Начинать следует с простой операции: сопоставления ситуативной и личностной тревожности каждого испытуемого — сравнение показателей по первой и второй шкалам. Если по двум шкалам тревожность высока — с этим человеком необходимо работать отдельно, выяснить при помощи других методов (наблюдения, эксперимента, беседы, экспертного опроса и т.п.) характер его поведения, привычки и привязанности, состояние здоровья и т.п. Исходя из анализа всего спектра данных по конкретной личности, психолог должен выработать рекомендации для работы с ним. Принять решение о целесообразности его использования на данном этапе профессиональной деятельности (учебы) или потребовать психиатрической экспертизы с привлечением квалифицированных психиатров, так как причиной повышенной тревожности может быть, как мы говорили выше, и заболевание.

Возможна и другая ситуация: личностная тревожность в норме, а ситуативная — высокая. В этом случае тоже необходим квалифицированный подход. Примером может послужить случай из практики применения теста в период ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. По методике были обследованы 15 полков и бригад гражданской обороны и химических войск общим количеством около 15 тысяч солдат и офицеров в возрасте от 22 до 45 лет. В процессе обследования личного состава роты химической защиты, сформированной из резервистов, перед первым выходом в «зону» у 72% опрошенных был выявлен высокий уровень ситуативной тревожности. В ходе анализа причин данного факта выяснилось, что основной из них, в данном случае, явилась не радиофобия (боязнь облучения), а неуверенность специалистов в радиометрической аппаратуре, с которой они должны были работать. Поэтому по рекомендации психолога выход пришлось отложить. Были проведены дополнительные занятия, и у каждого приняты зачеты. Полученные знания породили уверенность в своих силах. Тревога была снята, и люди уже не испытывали безотчетного страха перед опасностью.

Приведенный пример убеждает в том, что эффективность примене­ния любой методики напрямую связана с уровнем и степенью заинтересованности психолога в результатах своей деятельности.

Для выявления личностной и реактивной тревожности испытуемым предлагается ответить на ряд вопросов, причем ответы варьируются по четырем вариантам. Вопросы сгруппированы в два самостоятельных опросника: № 1 – ЛТ (личностная тревожность) и № 2 – РТ (реактивная (ситуационная) тревожность).

Обработка полученных, в результате опроса, данных.

При обработке результатов по опроснику № 1 (ЛТ) необходимо из суммы баллов (в этом случае все баллы записываются в прямом порядке «1, 2, 3, 4»), полученных при ответе на вопросы №№ 2, 3, 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20 вычесть сумму баллов, полученных при ответах на вопросы №№ 1, 6, 7, 10, 13, 16, 19 и к полученной разности прибавляется коэффициент «35». Алгебраическая сумма будет искомой величиной уровня личностной тревожности.

Для обработки данных по опроснику № 2 (РТ) используется метод «от противного». То есть, если утверждение положительное (например, «я спокоен») то подсчет баллов идет в порядке «4, 3, 2, 1». Если же вопрос поставлен таким образом, что в нем отражена тревожность, (например, «Я нахожусь в напряжении»), то подсчет баллов идет в прямом порядке «1, 2, 3, 4».

Максимальное количество баллов «80» – соответствует невротическому состоянию тревожности, минимальное – «20», также свидетельствует о некоторой патологии.

Нормальное распределение по уровню тревожности: до 37 — низкий уровень тревожности, 37-47 — средний уровень тревожности, свыше 47 (до 60) — высокий.

Ключ для обработки опросника № 1 (ЛТ) методики «Самооценка».

Все ответы вычисляются, исходя из значения:

Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершенно верно
1… 1 2 3 4
…20 1 2 3 4

Ключ для обработки опросника № 2 (РТ) методики «Самооценка».

Ответы вычисляются, исходя из следующих значений:

Никогда Почти никогда Часто Почти всегда Никогда Почти никогда Часто Почти всегда
21 4 3 2 1 31 1 2 3 4
22 1 2 3 4 32 1 2 3 4
23 1 2 3 4 33 1 2 3 4
24 1 2 3 4 34 1 2 3 4
25 1 2 3 4 35 1 2 3 4
26 4 3 2 1 36 4 3 2 1
27 4 3 2 1 37 1 2 3 4
28 1 2 3 4 38 1 2 3 4
29 1 2 3 4 39 4 3 2 1
30 4 3 2 1 40 1 2 3 4

Для получения более полных представлений о состоянии тревожности личности воина можно воспользоваться графическим отображение результатов обработки данных, полученных при обследовании личности методикой «Самооценка»

Регистрационный бланк № 1 (ЛТ) к методике «Самооценка»

Инструкция испытуемым.

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже утверждений в бланках № 1 (ЛТ) и № 2 (РТ) и проставьте крестик в соответствующей графе ответов справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Над вопросами долго не заду­мывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

№ п/п Утверждение Нет, это­ не так Пожалуй так Верно Совершенно верно
1. Я спокоен
2. Мне ничто не угрожает
3. Я нахожусь в напряжении
4. Я испытываю сожаление
5. Я чувствую себя свободно
6. Я расстроен
7. Меня волнуют возможные неудачи
8. Я чувствую себя отдохнувшим
9. Я встревожен
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения
11. Я уверен в себе
12. Я нервничаю
13. Я не нахожу себе места
14. Я взвинчен
15. Я не чувствую скованности, напряжённости
16. Я доволен
17. Я озабочен
18. Я слишком возбуждён и мне не по себе
19. Мне радостно
20. Мне приятно

Спасибо, переходите к следующему опроснику.

Регистрационный бланк № 2 (РТ) к методике «Самооценка»

Подразделение _______________________ Дата «…» __________________

Фамилия, И.О. ____________________________________________________

№ п/п Утверждение Никогда Почти никогда Часто Почти всегда
1. У меня бывает приподнятое настроение
2. Я бываю раздражительным
3. Я легко могу расстроиться
4. Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие
5. Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть
6. Я чувствую прилив сил, желание работать
7. Я спокоен, хладнокровен, собран
8. Меня тревожат возможные трудности
9. Я слишком переживаю из-за пустяков
10. Я бываю вполне счастлив
11. Я всё принимаю близко к сердцу
12. Мне не хватает уверенности в себе
13. Я чувствую себя беззащитным
14. Я стараюсь избегать критических ситуаций
15. У меня бывает хандра
16. Я бываю доволен
17. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня
18. Бывает, что я чувствую себя неудачником
19. Я – уравновешенный человек
20. Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

Работа завершена, спасибо!

Также известен как Опросник Спилбергера. Автор Методики Ч.Д. Спилбергер. В России методика адаптирована Ю.Л. Ханиным.

Назначение методики

Шкала тревоги Спилбергера (State-Trait Anxiety Inventory - STAI) является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д.Спилбергером и адаптирован Ю.Л.Ханиным.

Теоретические основы

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную тревожность, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.

Процедура проведения

Инструкция

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Обработка результатов

Обработка результатов включает следующие этапы:

  • Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.
  • На основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого.
  • Вычисление среднегруппового показателя ситуативной тревожности (СТ) и личностной тревожности (ЛТ) и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых.

Ключ

СТ Ответы ЛТ Ответы
№№ 1 2 3 4 №№ 1 2 3 4
Ситуативная тревожность Личностная тревожность
1 4 3 2 1 21 4 3 2 1
2 4 3 2 1 22 1 2 3 4
3 1 2 3 4 23 1 2 3 4
4 1 2 3 4 24 1 2 3 4
5 4 3 2 1 25 1 2 3 4
6 1 2 3 4 26 4 3 2 1
7 1 2 3 4 27 4 3 2 1
8 4 3 2 1 28 1 2 3 4
9 1 2 3 4 29 1 2 3 4
10 4 3 2 1 30 4 3 2 1
11 4 3 2 1 31 1 2 3 4
12 1 2 3 4 32 1 2 3 4
13 1 2 3 4 33 1 2 3 4
14 1 2 3 4 34 1 2 3 4
15 4 3 2 1 35 1 2 3 4
16 4 3 2 1 36 4 3 2 1
17 1 2 3 4 37 1 2 3 4
18 1 2 3 4 38 1 2 3 4
19 4 3 2 1 39 4 3 2 1
20 4 3 2 1 40 1 2 3 4

Интерпретация результатов

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

  • до 30 баллов – низкая,
  • 31 - 44 балла - умеренная;
  • 45 и более - высокая.

Личности, относимые к категории высокотревожных , склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Состояние реактивной (ситуационной) тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Естественно, это состояние отличается неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы воздействия стрессовой ситуации. Таким образом, значение итогового показателя по данной подшкале позволяет оценить не только уровень актуальной тревоги испытуемого, но и определить, находится ли он под воздействием стрессовой ситуации и какова интенсивность этого воздействия на него.

Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций будет обладать стрессовым воздействием на субъекта и вызывать у него выраженную тревогу. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Сопоставление результатов по обеим подшкалам дает возможность оценить индивидуальную значимость стрессовой ситуации для испытуемого. Шкала Спилбергера в силу своей относительной простоты и эффективности широко применяется в клинике с различными целями: определение выраженности тревожных переживаний, оценка состояния в динамике и др.

Стимульный материал

Тестовый материал

См. также

Литература

  1. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. - СПб.: Речь, 2005. С.44-49.
  2. Диагностики эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб.: Издательство "Речь", 2002. С.124-126.
  3. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. О.А. Прохорова. – СПб: Речь, 2004. С.121-122.

Вводные замечания. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, ч уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий “веер” ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.

Шкала ситуативной тревожности (СТ)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Суждения

Суждение

Нет, это не так

Пожалуй, так

Совершенно верно

Я спокоен

Мне ничто не угрожает

Я нахожусь в напряжении

Я внутренне скован

Я чувствую себя свободно

Я расстроен

Меня волнуют возможные неудачи

Я ощущаю душевный покой

Я встревожен

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

Я уверен в себе

Я нервничаю

Я не нахожу себе места

Я взвинчен

Я не чувствую скованности, напряжения

Я доволен

Я озабочен

Я слишком возбужден и мне не по себе

Мне радостно

Мне приятно

Шкала личной тревожности (ЛТ)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Суждения

Суждение

Почти никогда

Почти всегда

У меня бывает приподнятое настроение

Я бываю раздражительным

Я легко расстраиваюсь

Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

Я чувствую прилив сил и желание работать

Я спокоен, хладнокровен и собран

Меня тревожат возможные трудности

Я слишком переживаю из-за пустяков

Я бываю вполне счастлив

Я все принимаю близко к сердцу

Мне не хватает уверенности в себе

Я чувствую себя беззащитным

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

У меня бывает хандра

Я бываю доволен

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

Бывает, что я чувствую себя неудачником

Я уравновешенный человек

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

Обработка результатов.

1) Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.

2) На основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого.

3) Вычисление среднегруппового показателя СТ и ЛТ и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых.

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов – низкая, 31 – 44 балла - умеренная; 45 и более высокая.

КЛЮЧ

Почти всегда

Почти никогда

Почти всегда

Почти никогда

По каждому испытуемому следует написать заключение, которое должно включать оценку уровня тревожности и при необходимости рекомендации по его коррекции. Так, лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

По результатам обследования группы также пишется заключение, оценивающее группу в целом по уровню ситуативной и личностной тревожности, кроме того, выделяются лица, высоко и низкотревожные.

Поделиться: