Презентация на тему проблема общественного прогресса. Понятие общественного прогресса Чем объяснить разнообразие взглядов на прогресс

1 слайд

3. Верно ли суждение? А. Прогрессивное развитие общества - это всегда необратимое движение вперед. Б. Общественный прогресс противоречив, не исключает возвратные движения и регресс. а) верно только А; б) верно только Б; в) верно А и Б; г) оба неверны. 4. Верно ли суждение? А. Исторический процесс прогрессивен. Б. Прогресс возможен только для отдельного человека. а) верно только А; б) верно только Б; в) оба неверны; г) верно А и Б.

2 слайд

2. Революция это: а) быстрые, качественные изменения в жизни общества; б) медленное, постепенное развитие; в) состояние застоя; г) возвращение в исходное состояние.

3 слайд

4 слайд

1. Под прогрессом понимается: а) упадок культуры; б) движение вперед; в) циклическое развитие; г) состояние стабильности.

5 слайд

6 слайд

13. Критерием общественного прогресса можно считать: а) развитие разума; б) развитие производства, науки и техники; в) развитие нравственности; г) все перечисленное выше.

7 слайд

14. Верны ли следующие суждения? А. Развитие науки и техники - есть универсальный критерий общественного прогресса. Б. Развитие гуманизма - есть универсальный критерий общественного прогресса. а) верно только А; б) верно только Б; в) верно А и Б; г) оба суждения неверны. 15. Верны ли следующие суждения? А. Для прогресса характерен переход от высшего к низшему. Б. Для прогресса характерны процессы деградации, возврат к низшим формам и структурам. а) верно только А; б) верно только Б; в) верно А и Б; г) оба суждения неверны.

8 слайд

11. Что из перечисленного можно отнести к причинам общественных изменений: а) внешние факторы, влияние природной среды; б) противоречия, возникающие между различными социальными силами внутри общества; в) стремление людей к новому, более совершенному; г) все, перечисленное выше. 12. Что является высшим критерием общественного прогресса? а) развитие производительных сил; б) моральное, духовное состояние общества; в) человек, качество его жизни; г) развитие науки.

9 слайд

9. Закончите определение: «Общественный прогресс - это...»: а) уровень (ступень) развития общества, его культура; б) состояние общества в целом на определенном этапе исторического развития; в) направление общественного развития, при котором происходит поступательное движение общества от простых и низших форм общественной жизни к более сложным и высоким; г) развитие и переход общества от высшего к низшему.

10 слайд

10. Высшим критерием общественного прогресса, является: а) развитие производительных сил; б) моральное, духовно-нравственное состояние общества; в) степень возрастания человеческой свободы; г) развитие человеческого разума.


Пять стадий в жизни человечества Первой стадией был «золотой век», когда люди жили легко и беспечно, второй «серебряный век», когда началось падение морали и благочестия. Так, опускаясь все ниже, люди оказались в «железном веке», когда повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость. Первой стадией был «золотой век», когда люди жили легко и беспечно, второй «серебряный век», когда началось падение морали и благочестия. Так, опускаясь все ниже, люди оказались в «железном веке», когда повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость. Гесиод. VIII-VII вв. до н.э.) Древнегреческий поэт и мыслитель.


В отличие от Гесиода древнегреческие философы Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии. В отличие от Гесиода древнегреческие философы Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии. Жан Антуан маркиз де Кондорсе () французский писатель, ученый- математик и политический деятель. История представляет картину беспрерывных изменений, картину прогресса человеческого разума. История представляет картину беспрерывных изменений, картину прогресса человеческого разума. «Наблюдения над тем, чем человек был, и над тем, чем он стал в настоящее время, помогут нам найти средства обеспечить и ускорить новые успехи, на которые его природа позволяет ему надеяться».


Прогресс и регресс Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется в науке прогрессом (слово латинского происхождения, означающее буквально «движение вперед»). Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется в науке прогрессом (слово латинского происхождения, означающее буквально «движение вперед»). Понятию прогресса противоположно понятие регресса. Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам. Понятию прогресса противоположно понятие регресса. Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.


Противоречивость прогресса Вспомним факты из истории XIXXX вв.: за революциями нередко следовали контрреволюции, за реформами контрреформы, за коренными переменами в политическом устройстве реставрация старых порядков. Вспомним факты из истории XIXXX вв.: за революциями нередко следовали контрреволюции, за реформами контрреформы, за коренными переменами в политическом устройстве реставрация старых порядков. (Подумайте, на каких примерах из отечественной или всеобщей истории можно проиллюстрировать эту мысль.) (Подумайте, на каких примерах из отечественной или всеобщей истории можно проиллюстрировать эту мысль.)


Противоречивость прогресса Современные исследователи считают, что положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т. е. делают вывод о противоречивости прогресса. Современные исследователи считают, что положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т. е. делают вывод о противоречивости прогресса.




Образец задания ЕГЭ Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «прогресс». B2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «прогресс». Социальная реформа; стагнация; социальная революция; общественное развитие; модернизация. Социальная реформа; стагнация; социальная революция; общественное развитие; модернизация. Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «прогресс». Стагнация


Гуманизм Чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил. «Прогресс состоит во все большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы». Л. Н. Толстой «Прогресс состоит во все большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы». Л. Н. Толстой Человечность, признание человека высшей ценностью выражается словом «гуманизм». Из сказанного выше можно сделать вывод об универсальном критерии социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.




Исторический опыт свидетельствует о том, что в определенных условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, возможен выбор способов, форм, путей дальнейшего развития, т. е. историческая альтернатива. Исторический опыт свидетельствует о том, что в определенных условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, возможен выбор способов, форм, путей дальнейшего развития, т. е. историческая альтернатива. Приведите примеры исторических альтернатив. Приведите примеры исторических альтернатив.


Историческая альтернатива Многовариантность путей и форм общественного развития небеспредельнаяя. Она включена в рамки определенных тенденций исторического развития. Любая страна, любой народ в определенные моменты истории оказываются перед судьбоносным выбором, и его история осуществляется в процессе реализации этого выбора. Многовариантность путей и форм общественного развития небеспредельнаяя. Она включена в рамки определенных тенденций исторического развития.


Исторический выбор Таким образом, исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции единство многообразного общественного развития, создает возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм дальнейшего движения данной страны. Это говорит об исторической ответственности тех, кто делает этот выбор. Таким образом, исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции единство многообразного общественного развития, создает возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм дальнейшего движения данной страны. Это говорит об исторической ответственности тех, кто делает этот выбор.





Слайд 1

Проблема общественного прогресса.

Слайд 2

Общественный прогресс – это поступательное развитие общества по восходящей линии: от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному.

по какому пути идет общество - по пути прогресса или регресса?

Слайд 3

Древнегреческий поэт Гесиод (VIII-VII вв. до н. э.) писал о пяти стадиях в жизни человечества. Первой стадией был «золотой век», когда люди жили легко и беспечно, второй - «серебряный век», когда началось падение морали и благочестия. Так, опускаясь все ниже, люди оказались в «железном веке», когда повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость.

Слайд 4

До 1500 гг. в Европе издавалось около 1 тыс. наименований книг за год. В 1950 гг. было издано 120 тыс. наименований книг за год. К середине 1960-х гг. мировое производство книг (включая Европу) достигло 1 тыс. наименований в день. Испанский философ X. Ортега-и-Гассет (1883-1955 гг.) писал об идее прогресса: «Поскольку люди позволили этой идее затмить им рассудок, они выпустили из рук поводья истории, утеряли бдительность и сноровку, и жизнь выскользнула из их рук, перестала им покоряться».

Слайд 5

древнегреческие философы Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии. XVIII в. французский философ-просветитель Жан Антуан Кондорсе (1743-1794 гг.) писал, что история представляет картину беспрерывных изменений, картину прогресса человеческого разума. Эту веру в прогресс воспринял и Карл Маркс, считавший, что человечество идет ко все большему развитию производства и самого человека.

Слайд 6

КРИТЕРИИ ПРОГРЕССА

Социалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогресса. Так, Сен-Симон считал, например, что общество должно принять такую форму организации, которая привела бы к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу как братья.

Слайд 7

критерием может служить только постепенное приближение к правовому устройству (Шеллинг); Критерий прогресса в сознании свободы. По мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества (Гегель); высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека; критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. переход от аграрного общества к индустриальному, а затем к постиндустриальному, существенное обновление, изменение в каких-либо областях (экономика, культура и т.д.)

Слайд 8

Чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил. Человечность, признание человека высшей ценностью выражается словом «гуманизм». Из сказанного выше можно сделать вывод об универсальном критерии социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.

Коллаж Екатерины Корневой БУДУЩЕЕ ЗА ГУМАНИЗМОМ

Слайд 9

Особенности социального прогресса:

Возрастание темпов социального прогресса, или «ускорение ритма истории», которое придает особую динамичность и стремительность поступательному развитию общества в современную эпоху в ее сравнении с прошлым. - различные народы развиваются с неодинаковой скоростью: одни из них достигли уровня, который позволяет отнести их к числу развитых стран, другие находятся еще на стадии первобытно - общинного строя. Процессы могут быть разнонаправленными (прогресс – в одной области, регресс – в другой).

Слайд 10

Цена прогресса

1) Удобства городской жизни → «болезни урбанизации»: транспортное утомление, загрязнение воздуха, уличный шум → стресс, болезни органов дыхания. 2) Стремление ускорить прогресс (20-30 – е гг. XX в.) в России привело к голоду, репрессиям, подчинению народа тотальному режиму

Слайд 11

http://www.allwomens.ru/mistika/filosofiya/ http://www.gamesby.net/games/review/1276.htm http://www.vestnikcivitas.ru/pbls/543 http://ecocrisis.wordpress.com/2008/07/12/

План урока

  • Понятия «прогресса» и «регресса»
  • Противоречивость прогресса
  • Критерии прогресса
  • Многообразие путей и форм общественного развития
Введение
  • Золото́й век - представление, присутствующее в мифологии практически всех народов, блаженное состояние первобытного человечества, жившего в гармонии с природой.
  • Гесиод
  • Древнегреческий поэт Гесиод (8-7 вв. до н.э.) считал, что человечество деградирует -развивается от лучшего к худшему:
  • Золотой век
  • Серебряный век
  • Бронзовый век
  • Героический век
  • Железный век
  • Регресс – противоположный по направленности процесс, движение от высшего к низшему процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.
  • Прогресс – лат. «движение вперед», характеризуется движением от низшего к высшему, от менее совершенного к более соверш.
1. Понятия «прогресса» и «регресса»
  • В 20 веке появились философские и социологические теории отказавшиеся от однозначной трактовки взгляда на развитие общества.
  • Карл Маркс считал, что человечество идет ко все большему совершенствованию средств производства и самого человека.
  • В некоторых теориях вместо идеи прогресса предлагаются теории циклического круговорота, идеи «конца истории» глобальных экологических, энергетических и прочих катастроф. (О.Шпенглер – «Закат Европы»)
  • Карл Маркс
  • События 19 и 20 века показывают, что не всегда развитие человеческого общества четко идет в каком-либо направлении (прогресс или регресс). За революциями могут следовать контрреволюции, за реформами – контрреформы.
  • Общество – сложный организм, в котором функционируют различные «органы» (предприятия, объединения людей, государственные учреждения), одновременно происходят различные процессы (экономические, политические, духовные и т.п.), развертывается разнообразная деятельность людей.
  • Условная линия общественного развития
2. Противоречивость прогресса
  • Эти разнообразные процессы, изменения, происходящие в разных областях жизни общества, могут быть разнонаправленными, т.е. прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.
  • развитие науки и техники в 20 веке.
  • мораль и духовность в 20 веке.
  • изобразительное искусство в 20 веке.
2. Противоречивость прогресса
  • Таким образом мы видим, что общественное развитие во многом противоречиво – в нем присутствуют как элемента прогресса, так и регресса.
  • Альберт Эйнштейн
3. Критерии прогресса
  • Фридрих Шеллинг считал, что все критерии весьма спорны и признавал один – приближение общества к правовому устройству.
  • Ф.Шеллинг
  • Георг Гегель критерием прогресса общества считал меру роста сознания свободы.
  • Г.Гегель
  • Не смотря на все попытки определить основные критерии прогресса и в настоящее время нет единой точки зрения. Некоторые исследователи считают критерием развитие производительных сил, включая развитие самого человека.
3. Критерии прогресса
  • Как же разобраться прогресс или регресс?
  • Другая точка зрения – критерием является возрастание уровня свободы индивидуума в обществе. Свободное развитие человека заключается в свободном развитии всего общества.
  • Резюмируя, можно сделать следующий вывод:
  • Чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил.
  • Универсальный критерий социального прогресса:
  • ПРОГРЕССИВНО ТО, ЧТО СПОСОБСТВУЕТ ГУМАНИЗМУ, объявляющему человека высшей ценностью общества.
Блоки презентаций по полным курсам обществознания, истории, МХК Вы можете скачать по адресу http://www.presentation-history.ru/ Домашнее задание
  • Изучить параграф 15
  • Ответить на вопросы на стр. 154 (устно)
  • Задания на стр. 155 №№ 2, 3, 4, 6 продумать для работы на уроке (сделать необходимые заготовки)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

План урока Различные взгляды на направленность общественного развития. Сущность понятий «прогресс» и «регресс». Общественное развитие. Реформа и революция. Инновация и модернизация.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Сущность понятий «прогресс» и «регресс» Особенности прогресса и его критерии Прогресс (от лат. progressus – движение вперед, успех) – это направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному. Критерии прогресса Развитие человеческого разума. Совершенствование нравственности людей. Возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку. Прогресс науки и техники. Развитие производительных сил, включая самого человека. Относительность прогресса Есть области, к которым понятие прогресса не применимо. Противоречивость прогресса Совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. Одним социальным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим нет.

5 слайд

Описание слайда:

Сущность понятий «прогресс» и «регресс» Регресс (от лат. regressus – обратное движение) – это такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций. Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией (от лат. stagnum – стоячая вода).

6 слайд

Описание слайда:

Общественное развитие Реформа и революция Революция (от лат. revolutio – поворот, переворот) – это коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Виды революций Кратковременные,например, Февральская революция 1917г. В России. Долговременные, например неолитическая революция – 3тыс. Лет; промышленная революция XVIII – XIX вв.

7 слайд

Описание слайда:

Общественное развитие Реформа и революция Реформа (от фр. reforme oт лат. reformare – преобразовывать) – это какая -либо степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры). Виды реформ Прогрессивные, например, реформы 60-70-х гг. XIX в. В России – Великие реформы Александра II. Регрессивные, например, реформы второй половины 80-х – начала 90-х гг. XIX в. В России – «Контрреформы» Александра III/

8 слайд

Описание слайда:

Общественное развитие Реформа и революция Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни. РЕФОРМЫ

9 слайд

Инновация и модернизация Модернизация Линии сравнения Органическая модернизация Неорганическая модернизация 1.С чего начинается? Начинается с культуры, с изменения общественного сознания. Начинается с экономики и политики. 2.Как осуществляется? Осуществляется «снизу» Осуществляется «сверху» 3. Какова сущность? Является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Является реакцией на вызов со стороны более развитых стран, способом «догоняющего» развития, предпринимаемого правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать зависимости от более развитых иностранных государств. 4.Примеры Переход Англии от феодализма к капитализму в результате промышленной революцииXVIIIв., преобразование американского производства в результате внедрения «фордизма» в первой четвертиXXв. Петровские реформы первойчетвертиXVIIIв., индустриализация 30-х гг.XXв. В СССР, перестройка 1985г., экономические реформы, начавшиеся после 1991 г.

Поделиться: