Значение пояса в русской культуре. Русские народные пояса. Сколько времени плетется славянский пояс

Пояс в традиционной культуре белорусов являлся значимым и исключительно многофункциональным предметом. Он был необходимым компонентом одежды, выполнял разнообразные символические и обрядовые функции, а также использовался в быту в различных целях.

В традиционном белорусском костюме, который в целом отличался сдержанностью и лаконичностью декора, поясу придавалось очень большое значение. И.А. Сербов в этнографическом очерке “Вичинские поляне” (1928 г.), посвященном материальной культуре жителей южной части Лунинецкого р-на Брестской обл., отмечал: “Пояс, как видим, составляет необходимую принадлежность какого бы там ни было костюма.

Внимательный мужчина без пояса не переступит порога своей хаты и не появится на улице, а женщины носят на поясе свой андарак, юбку и фартук. Рукодельницы вытыкают или плетут пояса из цветных нитей или выводят на них разные узоры - полоски, клетки, звездочки и др. Лучшие тканые пояса отличаются красотой и необычайной плотностью” 1.
В традиционном костюме пояс выполнял сразу несколько функций: практическую, символическую, магическую, апотропейную (защитную), этическую, знаковую, эстетическую.

Практическое значение пояса очевидно - он поддерживал и фиксировал на талии одежду. Мужчины подпоясывали сорочку, которую носили навыпуск. Женщины повязывали поясом поневу, андарак (в некоторых местах Полесья, Понемонья и Центральной Беларуси пояс пришивался к андараку). Верхняя одежда у белорусов нередко не имела застежек и полы в запахнутом виде удерживались только при помощи пояса, который повязывался в несколько обхватов. На поясах носили различные необходимые в быту принадлежности: женщины - ключи, гребень, мужчины - нож, трубку для курения, кисет с табаком, кочадыг (инструмент для плетения лаптей), небольшую кожаную сумочку - калиту, шабету, - в которой хранили деньги, кремень, огниво, трут и другие необходимые мелочи. За пояс затыкали серп, топор, рукавицы и др., когда отправлялись на работу.

Не менее важной в народном костюме была символическая роль пояса, а также тесно связанные с ней магическая и апотропейная. Завязанный вокруг тела человека пояс представлял собой круг, а замкнутый круг, согласно народным поверьям, преграждал путь нечистой силе, защищал от дурного глаза и болезней. Отсюда обязательное требование подпоясываться и широкое употребление пояса в обрядности. Кроме того, ношение пояса являлось этической нормой, особенно для мужчин. Выходить из дома, не подпоясавшись, считалось неприличным: «появление без шапки и босиком не удивит сторонних так, как появление без опояски» 2.

Пояс исполнял также роль своеобразного знака, который выделял человека в социальном окружении. Пояса различались в зависимости от пола, возраста, места жительства и т.д. Как и весь комплекс одежды в целом, пояс и способ его ношения давали информацию о том, из какой местности происходит человек. В разных районах Беларуси пояс завязывали по-разному - спереди, сзади, сбоку (слева или справа) либо таким образом, чтобы концы спускались вдоль ног с двух сторон. Способ повязывания нередко указывал на семейное положение - после свадьбы он мог изменяться. Так, например, в деревне Войштовичи Воложинского р-на Минской обл. парни до женитьбы и девушки до замужества завязывали пояс слева, а после венчания - справа 3.

В деревне Рогозно Жабинковского р-на Брестской обл. девушки и холостые парни завязывали пояс слева, замужние женщины - справа, а женатые мужчины - посередине 4. Дети и молодежь традиционно носили более узкие и скромные по декору пояса, чем взрослые. Так, в деревне Красный Бор Березинского р-на Минской обл. широкие узорные пояса повязывали только пожилые мужчины, а парни и подростки носили узкие простые пояски 5. В некоторых местах широкие яркие пояса носили женатые мужчины, а молодые парни - узкие пояса бледных цветов 6. Разница между мужскими и женскими поясами заключалась в том, что женские обычно были более узкими.

В вышеупомянутой деревне Рогозно мужчины и женщины по разному завязывали узел на поясе, который назывался здесь “мазоль”. “Бабский мазоль” завязывался таким образом, что короткие концы пояса торчали в разные стороны, “мужчынски мазоль” был плоским 4. В целом особенности употребления поясов были обусловлены местными традициями и могли значительно отличаться даже в соседних районах.

Помимо всего прочего, пояс был украшением, придавал костюмному комплексу завершенность, целостность. Часто он являлся единственным декоративным элементом - особенно в мужской одежде, которая была сдержанной по колориту (преобладали белый, серый, коричневый цвета) и не так богато орнаментировалась, как женская. Пояс в таком случае становился акцентом, ярким цветовым пятном в костюме. И.А. Сербов, характеризуя одежду белорусов-полешуков, отмечал: «Пояс у полешуков служит лучшим украшением, поэтому он чрезвычайно разнообразен в своих узорах и оканчивается пышными кутасами или бахромой» 7.

Пояса, употреблявшиеся в народном костюме на территории Беларуси, в основном были самодельными - ткаными или плетеными. Они отличалиcь большим разнообразием: для каждого региона, а иногда и небольшого ареала были характерны свои неповторимые способы декора. В качестве материала использовались шерсть и лен. Наиболее характерный цвет нитей - красный, но в узорных поясах широко употреблялись также зеленый, синий, белый, желтый, фиолетовый, черный цвета. Однотонные и полосатые пояса были распространены в южной части Беларуси; изделия с ромбо-геометрическим орнаментом бытовали практически на всей территории. Концы поясов обычно украшались бахромой или разнообразными по форме кистями (“кицицами”).

С начала XX века пояс как необходимая часть костюма постепенно начинает выходить из употребления. В женском костюме это произошло раньше, так как юбки фиксировались на талии при помощи завязок и практическая необходимость в поясе отпала. Мужчины (особенно пожилые) сохраняли обычай подпоясываться дольше. Но под влиянием городской моды к середине XX века сорочку стали носить заправленной в брюки, а пояс заменили покупным ремнем. Тем не менее, роль пояса как символического подарка и обрядовой вещи еще долго сохранялась.

Пояс, который имел вид полосы, ленты, символизировал дорогу, в первую очередь - жизненный путь. Кроме того, как дорога соединяет разные места, так и пояс отображал символическую связь между различными явлениями, предметами и людьми. Поясом можно было связать вещи - не только в прямом, но и в переносном смысле. Символика же завязанного пояса совпадала с символикой круга - он охранял, защищал от неблагоприятного воздействия. Соответственно пояс приобретал и значение границы, которая разделяет свое и чужое, доброе и злое, чистое и нечистое. А развязанный пояс обозначал разрыв границы или переход через нее.

Многообразная символика пояса обусловила ту важную роль, которую он играл во всех обрядах жизненного цикла белорусов.
В родильных ритуалах использование пояса было направлено на облегчение процесса родов. Роженица распоясывалась 8; в случае тяжелых родов на полу расстилался красный пояс, через который она должна была преступить 9. Это символическое преодоление границы между мирами должно было помочь младенцу появиться на свет. Новрожденного впервые подпоясывали после крещения, что обозначало его отделение от потустороннего мира и вхождение в мир людей. Первый поясок в подарок ребенку приносила бабка-повитуха, которая принимала роды 10, 11.

Пояс являлся важным атрибутом свадебного обряда. Свадьба - создание семьи, объединение двух людей, а также рода жениха и рода невесты, поэтому пояс как магическая связующая вещь широко использовался на разных этапах обряда. Кроме того, в этом случае он символизировал также жизненную силу и плодородие. Невеста дарила пояса жениху и свату на запоинах 12, что обозначало согласие на брак; пояс клали на ручник, на котором стояли молодые во время венчания 12, 13; мать жениха встречала новобрачных с пирогом и поясом 12. Особая роль пояса подчеркивалась и в свадебных песнях “Свенчали Ганнульку, свенчали, / Шелковым поясом связали; / А ни ножом его разрезать, / Руками не можно разорвать / Так им уже век вековать” 14.

Иногда значение пояса в свадебном обряде дополнительно подчеркивалось особой орнаментикой: например, в Ганцевичском районе Брестской области узор, который специально вытыкали на свадебных поясах, назвывался “неразрыўны хрэшчык” (неразрывный крестик) 15.
Во время сватовства и свадьбы пояса являлись одними из обязательных подарков - как со стороны невесты жениху и его родным, так и со стороны жениха - невесте и ее семье. Невеста помимо этого одаривала поясами сватов, дружек, музыкантов и других участников обряда. Приведем здесь фрагмент описания свадьбы в Гродненском уезде Гродненской губ.: “…при входе же в хату невесты, перед нею заметают пол, за что она бросает пояс; затем кто-нибудь зажжет лучину и на нее молодая бросает другой пояс, третий пояс она бросает тому, кто принес яичницу; четвертый - тому, кто приготовил постель” 12.

Естественно, что белоруски стремились заготовить для свадьбы как можно большее количество поясов - “молодая раздает около ста поясков, поэтому девушки с 9-12 лет начинают ткать их” 16. И сейчас в белорусских деревнях можно встретить старых женщин, которые, оставшись незамужними, хранят целые клубки поясов, приготовленных к свадьбе.
После венчания новобрачная оставляла пояса в тех местах, от которых ждала достатка: чтобы было много хлеба, пояс вешался в амбаре, скота - в хлеве, имущества - на сундуках. В деревне Новосёлки Барановичского района Брестской области сундук обвязывался поясом со специальным узором “у ключ” (в ключ) 17. Молодая также оставляла пояс на печи, которая была центром жилища, на срубе колодца; повязывала поясом веник, которым впервые мела хату в доме мужа. В этом случае пояс становился символической жертвой духам нового места жительства. Следует отметить, что в Беларуси существовал также обычай жертвовать пояса церкви или костелу 2.

Пояс присутствовал и в похоронном обряде: в этом случае его роль заключалась в установлении символической связи между миром людей и загробным миром. Пояс обязательно повязывали умершему; его клали поперек гроба 8, привязывали вместо поводьев коню, который вез гроб на кладбище 12, 18.

Использование пояса в роли магической вещи присутствовало и в ряде других обычаев и обрядов: связывание попарно каких-либо однородных предметов в канун нового года, чтобы все домашние животные “парились” 19, бросание пояса под ноги скоту при первом выгоне в поле, чтобы он держался вместе и не разбегался 20. В Гомельском уезде Могилевской губернии в конце XIX в. на юрьев день существовал обычай “юриться” - девушки шли в лес или в поле, под березой готовили яичницу, в это время девушки выбирали себе подружку на целый год и менялись с ней поясами и платками, после чего говорили “Мы с ней поюрились” 21.

Пояс использовался также в гаданиях, любовной магии. Процесс подпоясывания часто упоминается в заговорах от болезней и испуга, например “мать родила, зарей подпоясала, всех его врагов потоптала…” 22.
Кроме того, в традиционном быту белорусов пояс находил самое разнообразное применение.
Длинные тканые и плетеные пояса использовались в качестве “сповивачей” для младенцев. Эта традиция сохранялась долго - так, в Березинском районе Минской области спеленатых детей повязывали поясом еще в 1960-е гг. 23.

Простые одноцветные (черные, белые, изредка красные) узкие пояски, вытканные на дощечках, использовались в качестве обор для лаптей. В деревне Першаи Воложинского района Минской обл. в начале XX в. ткали “коснички” - короткие узкие пояски, которые женщины повязывали вокруг головы, а девушки вплетали в косы, завязывая на концах бантом 3.
Узкие пояса употреблялись вместо веревочной подвязи там, где это было необходимо: ими обвязывали кувшины, привязывали к корзинам, подвешивали на них колыбели для младенцев. Даже в начале XXI в. старые женщины в Ганцевичском районе Брестской обл. привязывали тканые узорные пояски к полотняным “торбочкам” (сумочкам), с которыми ходили за хлебом 24. В Гродненской области из узорных поясов изготавливали ковры.

Пояса находили применение и в народных играх. Например, в Горецком районе Могилевской области существовала игра под названием “Выбивалы”: парень брал пояс, подходил к девушке, которая ему нравилась, и ударял ее поясом, после чего они вместе шли гулять 25. В Березинском районе Минской области во время игры парень давал конец пояса девушке, а она обматывала его вокруг себя 26. Кроме того, пояс использовали в качестве веревочки, через которую прыгали.
В настоящее время узорчатые пояса, выполненные в традиционных техниках плетения и ткачества, широко используются в сценическом и церемониальном костюме. Их изготовлением продолжают заниматься народные мастера, предприятия художественных промыслов, любители традиционной культуры. Пояс является одним из самых популярных современных белорусских сувениров.


Иллюстрации

На снимке в начале статьи - Мария Николаевна Стаселович, 1927 г.р., из деревни Саковщина Воложинского района Минской области обучает мастерству ткачества традиционных поясов. 2007 г. Фото автора - П.А. Богдан.
Традиционные белорусские пояса. Из собрания Музея древнебелорусской культуры (МДК) ГНУ Институт искусствоведения, этнографии и фольклора им. К.Крапивы НАН Беларуси. Фото автора. Жители деревни Збураж Малоритского района Брестской области в традиционных костюмах. 1998 г. Фото М.Н. Винниковой.
Жительница деревни Збураж Малоритского района Брестской обл. в традиционном костюме. 1998 г. Фото М.Н. Винниковой.
Девушка в традиционном костюме Калинковичского района Гомельской области Из собрания МДК. Фото М.Н. Винниковой.
Мужчина в традиционном костюме Березинского района Минской области. Фото автора.
Девушки в традиционных костюмах Шкловского района Могилёвской области. Из собрания МДК. Фото М.Н. Винниковой.
Андарак с пришитым к нему поясом. Начало XX в. деревня Якшицы Березинского района Минской области. Из собрания МДК. Фото автора.
Пояса. Ткачество на дощечках. Березинский район Минской области. 1930-е гг. Фото автора.
Пояса. Ткачество на дощечках. Березинский район Минской области. Середина XX в. Фото автора.
Пояс. Плетение на стене (техника «спрэнг»). 1930-е гг. Столинский район Брестской области. Из собрания МДК. Фото Н.П. Мельникова.
Пояс. Плетение на стене (техника «спрэнг»). Конец XIX - начало XX в. Западное Полесье. Из собрания МДК. Фото Н.П. Мельникова.
Пояс. Диагональное плетение. Начало XX в. Лунинецкий район Брестской области. Из собрания МДК. Фото Н.П. Мельникова.
Пояс. Браное ткачество на ниту. Начало XX в. Гродненский район Гродненской области. Из собрания МДК.. Фото автора.
Пояс. Браное ткачество на ниту. Начало 20 в. Климовичский район Могилёвской области. Фото автора.
Пояс. Браное ткачество на ниту. 1930-е гг. Светлогорский район Гомельской области. Из собрания МДК. Фото Н.П. Мельникова.
Пояса, сотканные к свадьбе. Воложинский район Минской области. 2004 г. Фото из архива Студенческого этнографического общества (г. Минск).
Ложки, связанные поясом. Экспозиция Музея этнографии (г. Могилёв). 2007 г. Фото автора.
Пояса, привязанные в качестве ручек к полотняным сумочкам («торбочкам»), деревня Люсино Ганцевичского района Брестской области, 2004 г. Фото автора.
Жители деревни Леликово Кобринского района Брестской обл. в сценических костюмах на фольклорном фестивале Голоса Полесья. 2007 г. Фото М.Н. Винниковой.
Ткачество пояса на ниту. Праздник ткачества Матчыны кросны в г. Старые Дороги Минской области, 2008 г. Фото автора.
Ткачество пояса на ниту. 2007 г. Фото автора.
Современные тканые белорусские пояса. 2009 г. Фото автора.

Журнальный вариант доклада на XV Международной научно-практической конференции «Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии» (27-30 июня 2012 года, С.-Петербург).

ПРИМЕЧАНИЯ
Использованные источники

1 Сербаў І.А. Вічынскія паляне: матэрыяльная культура: этнаграфічны нарыс Беларускага Палесся. - Мінск: Белар. фонд культуры, 2005. - С. 47

2 Никифоровский Н.Я. Очерки простонародного житья-бытья в Витебской Белоруссии и описание предметов обиходности. - Витебск: Губернская тип., 1895. - С. 107, 108

3 Полевые материалы М.Н. Винниковой. Воложинский р-н Минской обл. 1993 г.

4 Богдан П.А. Пояс в традиционном костюме белорусского Полесья // Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии: материалы 10-й Междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, 26-28 июня 2007 г. / С.-Петерб. гос. ун-т технологии и дизайна, Рос. этнографический музей; под. ред. Н.М. Калашниковой. - Санкт-Петербург, 2007. - С. 141.

6 Крачковский Ю.Ф. Быт западнорусского селянина. - М.: Издание импер. о-ва истории и древностей российских при Московском ун-те, 1874. - C. 189.

7 Сербов И.А. Признаки общинного быта на Полесье: полешуки // Сб. отделения рус. языка и словесности Импер. Акад. Наук / Импер. Акад. Наук. - Петроград, 1915. - Т. XCIV, № 1. - С.5.

8 Романов Е.Р. Быт белоруса // Белорусский сборник. - Вильна, 1912. - Вып. VIII. - С. 323, 531

9 Чубинский П.П. Материалы и исследования: т. 4: обряды: родины, крестины, свадьба, похороны // Труды этнографическо-статистической экспедиции в Западно-Русский край, снаряженной Импер. рус. геогр. о-вом: Юго-Западный отдел / Импер. Рус. Геогр. О-во. - СПб., 1877. - С. 4.

10 Беларускае народнае адзенне / Л.А. Малчанава [і інш.]; пад рэд. В.К. Бандарчыка. - Мінск: Навука і тэхніка, 1975. - С. 53.

11 Пешына Т. Маё Спярыжжа // Мастацтва. - 1997. - № 6. - С. 72.

12 Шейн П.В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края: т. І, ч. ІІ: бытовая и семейная жизнь белоруса в обрядах и песнях // Сб. отделения рус. языка и словесности Импер. акад. наук / Импер. акад. наук. - СПб., 1890. - Т. LI, № 3. - С. 233, 261, 363-364, 383, 515, 521.

13 Бобровский П. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба: Гродненская губерния. - СПб.: Тип. Департамента Генерального штаба, 1863. - Ч. І. - С. 830.

14 Опыт описания Могилевской губернии в историческом, физико-географическом, этнографическом, промышленном, сельскохозяйственном, лесном, учебном, медицинском и статистическом отношениях: в 3 кн. / под. ред. А.С. Дембовецкого. - Могилев: Тип. Губернского правления, 1882-1884. - Кн. 1. - С. 567.

15 Зафиксировала Муха М.И., директор Ганцевичского Дома ремесел.

16 Tyszkiewicz E.H. Opisanie Powiatu Borysowskiego pod względem statystycznym, geognostycznym, historycznym, gospodarczym, przemysłowo-handlowym i lekarskim: z dodaniem wiadomości: o obyczajach, spiewach, przysłowiach i ubiorach ludu, gusłach, zabobonach i t.d. - Wilno: Druk. Ant. Marcinowskiego, 1847. - S. 362.

17 Полевые материалы М.Н. Винниковой. Барановичский р-н Брестской обл. 1992 г.

18 Шейн П.В. Белорусские народные песни с относящимися к ним обрядами, обычаями и суевериями, с приложением объяснительного словаря и грамматических примечаний. - СПб.: Импер. рус. геогр. о-во, 1874. - С. 373.

19 Никифоровский Н.Я. Простонародные приметы и поверья, суеверные обряды и обычаи, легендарные сказания о лицах и местах. - Витебск: Губернская типо-литография., 1897. - С. 230.

20 Материалы по этнографии Гродненской губернии: вып. 1 / под. ред. Е. Романова. - Вильна: Издание Управления Виленского учебного округа, 1911. - С. 77.

21 Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов: ХІХ - начало ХХ в. - М.: Наука, 1979. - С. 177.

22 Замовы / НАН Беларусі, Ін-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору; уклад. Г.А. Барташэвіч; рэдкал.: А.С. Фядосік (гал. рэд.) [і інш.]. - Мінск: Беларус. навука, 2000. - С. 284.

23 Богдан П.А. Бярэзінскія паясы // Бярэзінскі строй: метад. дапаможнік сельскім клубным работнікам / Метад. кабінет Бярэзін. раён. Дома культуры, Аддзел традыцыйнай культуры. - Беразіно, 2008. - С. 11.

25 Чандакова З.У. Рэгіянальныя і лакальныя асаблівасці традыцыйнага касцюма Магілёўшчыны: Горацкі раён // Традыцыйны нацыянальны касцюм Магілёўшчыны: гісторыя і сучаснасць: матэрыялы абл. навук.-практ. канф., Магілёў, 27-28 лістапада 2008 г. / Упраўленне культуры Магілёўскага аблвыканкама, УК “Магілёўскі абл. метад. цэнтр народнай творчасці і культасветработы”; рэдкал.: А.Ф. Хмялькоў [і інш.]. - Магілёў, 2008. - С. 150.

26 Зафиксировал Синило А.Н., учитель средней школы д. Богушевичи Березинского р-на Минской обл.

Еще в начале XX века пояс был неотъемлемой частью славянской одежды: повседневной, праздничной, ритуальной. Самые разнообразные узорные пояса еще в 1920-х годах насилии в будни и праздничные дни и взрослые и дети, и мужчины и женщины.

Способ повязывания

Женщины носили пояс на талии поверх фартука, либо под грудью. Мужчины – высоко под грудью, на животе или ниже живота, обкручивая его вокруг стана не менее двух раз.

Завязывался пояс узлом спереди или сбоку таким образом, чтобы концы свешивались на 20-40 см и более.

Длина и ширина пояса

Способ навязывания поясов обозначал их длину, которая варьируется от1,5 до 4м, отдельные пояса достигают длины 5-6 м.

Ширина поясов тоже различна. Обычно повседневную рубаху подпоясывают тонким полувершковым поясом (22мм) или вервью (специально сплетенная из льна веревка). Праздничную рубаху подпоясывали разноцветным, с родовой обереговой символикой вершковым поясом (44-45мм), а ритуальную рубаху широким поясом в 1,5-2 вершка (6,5-88,9мм).

Пояс в традиционной одежде объясняется не только функциональной необходимостью, но и наделяется глубоким символическим смыслом. Повязывание пояса означает готовность человека к деяниям и способность эти деяния осуществить.

Ношение пояса также связывалось с моральным обликом человека.Отсутствие пояса усматривалось как нарушение общепринятых норм поведения. До сих пор негативное значение имеют слова «распоясаться, поясничать и т.д.».

Пояс как часть одежды человека принимающая форму круга повсеместно употреблялся в качестве оберега. Считалось, что подпоясанного человека «бес боится», снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, к нечистой силе и т.д.

Поэтому пояс снимали при добывании цветка папоротника в ночь празднования дня Бога Купала при поисках клада.

С помощью пояса устанавливается связь между своим и чужим пространством, старым и новым домом. Так у Белорусов при переходе в новый дом хозяин перетягивает всех членов семьи за пояс.

Пояс на свадьбе

Когда девица была готова выйти замуж за молодца которого ей сватали, она дарила ему поясок.

Магические свойства пояса, скрепляющего союз молодых, использовали и в свадебном обряде: поясом обвязывали жениха и невесту, тем самым соединяя их в единое целое. Пояса дарились музыкантам на свадьбе, родичам жениха и гостям. Входя после свадьбы в хату жениха, невеста кидала поясок на печь (показывая домовому, что она новая хозяйка). До стола молодых вели на поясе. В первые дни после веселья молодая, идя по воду, ложила поясок на сруб колодца. Подметая хату, завязывала поясок на веник. Есть сведения, что иной раз невеста раздавала на свадьбе более ста поясков.

Пояс и славянские обряды

Поясом связывали первый сноп урожая. При первом выгоне скота в поле у восточных славян было принято расстилать в воротах пояс, чаще красный. Его также привязывали к рогам коровы, клали к пастухам в сумки. Первую борозду вели коня за пояс. При покупку скота его вводили в новый дом через пояс. Во Владимирской губернии в этот момент приговаривали: «забывай старого хозяина, привыкай к новому.».

В славянской традиции пояс - это источник жизненной силы. Он обладает оздоровливающим и оплодотворяющим свойствами. В тамбовской губернии с целью расположить молодую к рождению детей к ней на колени сажали мальчика, она целовала его и дарила «девич пояс». Если поясом с изображением «зайчика» опоясать свою супругу во время беременности, то она будет рожать только мальчиков, продолжателей рода. Широким мужским поясом перевязывали запелёнутого младенца. Пояс с родовой обереговой символикой является своеобразным фильтром, который защищает человека от негативных влияний из вне: порчи, сглаза, дурных пожеланий и т.д.

Обереговые свойства пояса знахари при необходимости могли усилить определенным заговором.

Для изготовления поясов использовались различные способы и техники. Наиболее красочными и разнообразными орнаментами отличаются бранные пояса тканные на ниту, бердо или сволочке.

ТРАДИЦИИ ПОЯСНОГО ТКАЧЕСТВА

Пояс сопровождал человека всю жизнь. Свой первый пояс младенец получал при крещении, а иногда и раньше. Такие пояса носили на голом теле под одеждой, иногда не снимая даже в бане. Как и крест, пояс считался знаком принадлежности к социуму и оберегал от зла.

в традиционном сознании факт снятия пояса понимается как выход человека за рамки человеческого. И действительно, в тех случаях, когда требовался контакт с иным миром, например, во время гаданий или колдовских обрядов, пояс всегда снимался.

Ткачество - это древний вид рукоделия, который на сегодняшний день достаточно редок, но от этого он не потерял своего обаяния и интереса. Тканные пояса - это не просто красивый аксессуар одежды. Тканный вручную пояс может нести в себе сильнейшую энергетику. Пояса, ткали с определенными рисунками, направленными на сохранение здоровья, оберегание от болезней. Женщины ткали пояса для своих мужчин, что бы им сопутствовала удача, что бы они были неуязвимы. Определенные рисунки ткались для того, что бы рождались мальчики. Были рисунки, направленные на призыв благосостояния в дом и мнгое другое. Энергетика рукоделия это очень интересная сила, которую люди использовали в жизни. И сейчас не стоит игнорировать опыт наших предков.

Основная функция пояса - включение человека в пространство культуры и выделение его социального статуса, обозначение границ человека внутри социума. Пояс выполняет одновременно три функции - эстетическую, утилитарную и ритуальную. Подпоясанная одежда, плотнее прилегая к фигуре, лучше согревает, обеспечивает свободу движения во время работы. К поясу крепились предметы обихода - сумочки, гребни, ключи, орудия труда и оружие. Необходимым компонентом в конструкции пояса являются кисти, символизирующие корни родового древа, связи с плодородной функцией земли.

Ритуальные функции пояса, реализующиеся в жизненном пространстве человека, отражают его двойную сущность, связанную с существованием двух планов развития -- биологического и социального.

Особую категорию составляли свадебные пояса, которые, согласно архаичной традиции, должны были быть красного цвета. Но с развитием технологии ткачества они постепенно заменялись орнаментированными и были обязательны для жениха и невесты.

Пояс - общеславянский термин. Имеются и другие названия: опояска, кушак, сетка, покромка, ремень.

Ширина поясов различная. Исследователи выделяют два типа поясов:

1) узкий в виде шнура или тесьмы (витой, плетёный, дёрганый или тканый);

2) широкий кушак, который обычно носили по верхней одежде. У русских кушаками подпоясывали полушубки и другую верхнюю одежду.

Узкие пояса изготавливали шириной чаще 1-3 см и реже 4-10 см. Длина такого пояса могла составлять 2,5-6 м.

Основных способов ношения поясов два: высоко под грудью и низко под животом. Пояс, обёрнутый вокруг фигуры, чаще всего завязывали сбоку, иногда спереди или сзади. Женские пояса, которые были обычно длиннее мужских, нередко оборачивали несколько раз вокруг фигуры.

С точки зрения технологии изготовления пояса были кожаные и нитяные. Кожаный пояс являлся, как правило, принадлежностью мужского костюма, его надевали на рубаху и на верхнюю одежду. Среди нитяных поясов можно выделить 4 основных вида:

1) плетёные (кручёные, полутканые);

2) тканые;

3) вязаные;

4) вышитые. Более распространёнными у мужчин и женщин были плетёные и тканые пояса.

Плетёные пояса - такие, в которых чётко не прослеживается продольная нить и уток. К ним относятся следующие техники:

На видке (рогатине) - своеобразное плетение нитей в виде сложной косички.

Такие пояса считались только женскими.

На спице (другое название - в бутылку). Нанизывание узлов цветными нитями на нить основы. Такие пояса носили только мужчины.

В тканых поясах обязательно присутствуют утучная и продольные нити. Для них характерен прямолинейно-геометрический орнамент. Встречаются мотивы ромба, усложнённый гребенчатый орнамент, рисунок из двух перекрещивающихся линий, косых крестов, в том числе различных свастик, иногда розеток. Сюда отнесём пояса, тканые:

На бердечке (специальная деревянная пластина с прорезями и отверстиями);

основной репс – узор заложен в основе

уточный репс – узор заложен уточной нитью

На дощечках, кружках (квадратные пластинки с четырьмя отверстиями по углам);

3 вида заправки –рядно –елочка –смешенная

На сволочкё (ниту);

На ткацком станке;

Выполненные закладной техникой (разноцветный уток, пропущенный не полностью, а через часть основы и с нитью, отправленной обратно).

Вязаные пояса выполнялись на спицах и крючке. Такая техника считается более поздней.

Вышивали пояса:

- «отстрочкой» на швейной машине;

Вручную по однотонной ткани «набором» - цветными нитями, разбивая рисунок на отдельные цветные части по всей длине, при этом счёт вёлся не по длине пояса, а по ширине его.

Пояса отличались:

Повседневные (из простых материалов, скромные)

Праздничные (из дорогих материалов, украшенные)

Тканый пояс как аксессуар начинает снова заявлять о себе и в современном мире.

Дорогие друзья! Предлагаем вашему вниманию изделия, тканые на бердо и дощечках - пояса и очелья в древнерусской старославянской традиции с обереговой символикой. На Руси издревле пояса были неотъемлемой частью и повседневной, и праздничной одежды. У каждой хозяйки был целый набор поясов различного назначения: праздничных, будничных, для подпоясывания верхней одежды (кушаки), нижней и так дальше. Концы поясов украшали пышными разноцветными кистями, которые иногда составляли несколько ярусов. Женские пояса отличались от мужских длиной: мужские - однорядные, женские - двухрядовые (обвивали талию два раза).

Завязывался пояс узлом спереди или с боку, чтобы концы свешивались на 20-40 см и более. Способ навязывания поясов, обозначал их длину которая варьируется от 1,5 до 4 метров, отдельные пояса достигают 5-6 м. Ширина поясов тоже различна, обычно повседневную рубаху подпоясывают тонким полувершковым поясом (2,5 см) или вервью (специально сплетенная из льна веревка). Праздничную рубаху подпоясывали разноцветным, с родовой обереговой символикой вершковым поясом (3-5 см), а ритуальную рубаху широким поясом в 6-9 см.
Пояс в традиционной одежде объясняется не только функциональной необходимостью, но и наделяется глубоким символическим смыслом. Повязывание пояса означает готовность к деяниям и способность эти деяния осуществить.

Ношение пояса также связывалось с моральным обликом человека. Отсутствие пояса усматривалось как нарушение общепринятых норм поведения. По сей день негативное значение имеют слова «распоясаться, поясничать» - утратить приличие поведения; "распоясанный" - безпутный, способный на любой негативный поступок человек. Буквальное значение этого слова - человек без пояса, то есть без роду-племени, за соблюдение принятых социальных норм никто не несет ответсвенности и неизвестно, чего от него можно ждать.

Пояс как часть одежды человека, принимающая форму круга, повсеместно употреблялся в качестве оберега. Считалось, что подпоясанного человека «бес боится», снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, к нечистой силе и т.д. То есть пояс - это оберег от злых сил, демонов, колдунов .

Поэтому пояс снимали при добывании цветка папоротника в ночь празднования дня Бога Купала при поисках клада.

С помощью пояса устанавливается связь между своим и чужим пространством, старым и новым домом. Так у Белорусов при переходе в новый дом хозяин перетягивает все членов семьи за пояс. Когда девица была готова выйти замуж за молодца которого ей сватали, она дарила ему поясок.
Тайные свойства пояса, скрепляющего союз молодых использовался в свадебном обряде: поясом обвязывали жениха и невесту, тем самым соединяя их в одно целое. Пояса дарились музыкантам на свадьбе, родичам жениха и гостям. Входя после свадьбы в хату жениха невеста кидала поясок на печь(показывая домовому, что она новая хозяйка). До стола молодых вели на поясе. В первые дни после веселья молодая идя поводу, ложила поясок на сруб колодца. Подметая хату завязывая поясок на веник. Есть сведения, что иной раз невеста раздавала на свадьбе более ста поясков.

В славянской традиции пояс - это источник жизненной силы . Он обладает оздоровливающим и оплодотворяющим свойствами. В тамбовской губернии с целью расположить молодую к рождению детей к ней на колени сажали мальчика, она целовала его и дарила «девич пояс». Если поясом с изображением «зайчика» опоясать свою супругу во время беременности то она будет рожать только мальчиков, продолжателей рода. Широким мужским поясом спелиновывали младенца. Пояс с родовой обереговой символикой является своеобразным фильтром, который защищает человека от негативных влияний из вне: порчи, сглаза, дурных пожеланий и т.д. Поясвыступает почти всегда в роли оберега . Это подтверждается тем, что завязывается он на самой уязвимой части тела - животе (чакра "Живот" - Жизнь). Без пояса не ходили даже в избе, женщины не снимали его и на ночь.
Обереговые свойства пояса знахари и ведуны при необходимости могли усилить определеннымзаговором или зарядить по Рэйки .

Каждое изделие - это неповторимая атмосфера родовых воспоминаний времен Древней Руси, возрождение Духа, укрепление Духа и создание целостности Души посредством носимых обереговых изделий. Каждое детище неповторимо , оно выполнено руками и аккумулирует в себе множество сплетений божественных чувств и эмоций, ведь во время творчества Мастерицы входят в медитативное состояние и подключаются к Божественному источнику и черпают энергию и информацию из РОДовой памяти.

О том, как применять пояса, можно прочесть на страничке "Пояса в Древней Руси. Применение поясов ".

Какие нитки и для каких целей

Хлопковые нити лучше всего подходят для постоянной защиты от сглаза и порчи. Шерсть защищает тех людей, которых зло уже, увы, коснулось. Она закрывает пробои в вашей энергетике. Лён действует умиротворяюще и успокаивающе.

Стоимость поясов и очелий

Узоры - образцы можете выбрать как из предлагаемого ассортимента, так и предложить желаемый узор, где длина, цвет и материал (хлопок, лён, шерсть, полушерсть, акрил) оговариваются также индивидуально и варианты тут возможны различные. Выбирайте узор (или предлагайте свой), указывайте длину, желаемый цвет и материал, из которого желаете, чтобы вам соткали пояс или очелье. Также укажите дополнительно, нужно ли вам зарядить пояс-оберег (зарядка безплатна). Цены указаны на приводимую длину. Чем длиннее изделие, тем выше будет цена.

На этой странице все очелья (длина 100 см с учетом кистей) - 1000 р., пояса 200 см - 2800 р, пояса длиной 3 метра - 3300 р. Каждые дополнительные 10 см длины (по вашему желанию) - будут стоить 150 р.

Также принимаются заказы на пояса и очелья по вашим желаемым схемам, символам и узорам.

Узор №1

Очелье «Инглия»

Материал: хлопок, цвет синий с красным.

Пояс «Инглия»

Материал: хлопок, цвет белый с красным.

Символизирует Первичный Жизньродящий Божественный Огонь Творения, из которого появились все Вселенные и наша система Ярилы-Солнца. В обереговом обиходе, Инглия - символ Изначальной Божественной Чистоты, защищающей Мир от сил Мрака.

Руна Инглия - имела образное значение Первичного Огня Творения Мироздания, из этого Огня появилось множество разнообразных Вселенных и различные формы Жизни. Цвет «Инглии» также играет важное значение: Огненный (красный) символизирует Возрождение, Небесный - Обновление, чёрный - изменение.

Этот оберег подойдет для защиты от темных сил, очищения энергетики от всего наносного, ненужного . Также этот оберег хорош и для практикующих Рэйки , он символизирует и проводит через данный пояс Божественную энергию. Этот пояс стоит 3000 р.

Узор №2

Очелье «Цветок Папоротника»

Материал: хлопок, цвет красный с белым.

Длина с учетом кистей 100 см, ширина - 3 см.

Древнеславянское значение оберегового символа: возможность раскрыть Духовные Силы .

По легенде, этому славянскому оберегу по силам открывать скрытые под землей клады, исполнять заветные желания. Если вспомнить о празднике Иван Купала, а именно в этот славянский праздник ночью в лесу зацветает папоротник, который откроет великие сокровища отыскавшему его. Но у сокровища нет конкретного определения, поэтому часто из вида упускаются нематериальные сокровища. Для бесплодных людей зачатие малыша является не менее драгоценным сокровищем, нежели многомиллионная деловая сделка для бизнесмена. Цветение папоротника в реальности - явление почти невозможное, особенно с точки зрения биологии, но и слово «цветок» вовсе не отражает ажурные переплетения этого символа. Название этого оберега подчеркивает именно необычность, исключительность и верхнюю точку достижений желаемого. Истинным значением «Цветка папоротника» является получение богатств через духовное развитие. Второе название оберега, Перунов Цвет, также подтверждает его значение. Перун покровительствует активной создающей силе, а цветок символизирует степень мастерства.

«Цветок папоротника» подходит умеющему ценить любое достижение и не только материальные богатства. Также он подходит желающему заполучить своеобразную путеводную звезду, чтобы достичь поставленных целей, при этом не любыми методами, а только истинными.

Узор №3


Очелье «Дуния - Коловрат»

Материал: хлопок, цвет алый с белым. Длина с учетом кистей 100 см, ширина - 3 см.

Пояс «Дуния - Коловрат»

Материал: хлопок, цвет алый с белым. Длина с учетом кистей 200 см, ширина - 3 см.

Древнеславянское значение оберегового символа: ДУНИЯ - Символ соединения Земного и Небесного Живого Огня. Его предназначение: сохранять Пути Постоянного Единства Рода. Поэтому все Огненные Жертвенники для принесения Безкровных Треб во славу Богов и Предков, строились в виде данного символа.

КОЛОВPAT - Символ восходящего Ярилы-Солнца, символ вечной победы Света над тьмой и Вечной Жизни над смертью. Цвет Коловрата также играет важное значение: Огненный символизирует Возрождение, Небесный - обновление, черный - изменение.

Отсюда, КолДуния - умеющая совершать обряды, знахарство - (Коло, т.е. вокруг) Дунии. Колдун, Колдунья как и ВедьМа (Ведающая Мать) - не несут отрицательного смысла. Значения многих русских слов намеренно искажаются, с целью ослабить обереговую силу Рода.

Этот оберег хорошо подойдет для тех, кто желает иметь поддержку от Высших Сил на Духовном Пути и также это может быть как элемент обрядовой одежды (пояс или очелье) Жрицы, Жреца, Волхвов.

Узор №4

Пояс «Цветок папоротника (Перунов Цвет)» вариант оформления 1

Материал: хлопок, цвет красный с белым.

Длина с учетом кистей 200 см, ширина - 3 см.

Древнеславянское значение оберегового символа: Огненный символ чистоты Духа, обладает мощными целительными силами. В народе его называют Перунов Цвет. Считается, что он способен открывать скрытые в земле клады, исполнять желания. На самом деле он дает человеку возможность раскрыть Духовные Силы. Также см. Подробное описание «Перунова Цвета» выше.

Пояс «Цветок папоротника (Перунов Цвет)» вариант оформления 2

Материал: хлопок, цвет красный с белым.

Длина с учетом кистей 200 см, ширина - 3 см.

Древнеславянское значение оберегового символа: Огненный символ чистоты Духа, обладает мощными целительными силами. В народе его называют Перунов Цвет. Считается, что он способен открывать скрытые в земле клады, исполнять желания. На самом деле он дает человеку возможность раскрыть духовное зрение, Духовные Силы, скрытые доселе от самого человека .


Пояс "Перунов Цвет" вариант оформления 3

Материал: хлопок, цвет красный с золотистым.

Длина с учётом кистей - 200 см, ширина 2,5 см.


Пояс "Перунов цвет" вариант оформления 4

Материал: хлопок, лён, цвет красный с белым.

Длина с учётом кистей 200 см, ширина 3 см.

Узор №5

Очелье «Женское плодородие» вариант №1


Материал: лен, хлопок, цвет фиолетовый с бежевым.

Длина с учетом кистей 100 см, ширина - 3 см.

Пояс «Женское плодородие»

Материал: лен, хлопок, цвет фиолетовый с бежевым.

Длина с учетом кистей 200 см, ширина - 3см.

Древнеславянское значение оберегового символа: с древнейших времен символ женского начала выражал идею плодородия и жизни. В традиционной славянской вышивке сохранился ромбовидный символ, разделенный на четыре части с четырьмя точками, а также - ромбовидный символ без точек. Именно в него славяне вложили суть плодородия - этот знак, обозначает одновременно и засеянное поле, и женскую беременность. Вся жизнь наших далеких Предков была пронизана ощущением единства с Богами.

Пояс и очелье с этим узором хороши для женщин, желающих зачать добродетельное потомство . Дорогие женщины, желающие забеременеть, этот оберег-талисман для вас. Когда будете заказывать, оговаривайте, чтобы вам его зарядили.

Узор №6

Очелье «Женское плодородие» вариант №2


Материал:
лён, цвет фиолетовый с розовым.

Длина с учетом кистей 100 см, ширина - 3,5 см.

Пояс «Женское плодородие»

Материал: лён, цвет фиолетовый с розовым.

Длина с учетом кистей 200 см, ширина - 3,5 см.

Древнеславянское значение оберегового символа: с древнейших времен символ женского начала выражал идею плодородия и жизни. В традиционной славянской вышивке сохранился ромбовидный символ, разделенный на четыре части с четырьмя точками, а также - ромбовидный символ без точек. Именно в него славяне вложили суть плодородия - этот знак, обозначает одновременно и засеянное поле, и женскую беременность. Вся жизнь нашего далекого предка была пронизана ощущением единства с Богами.

Пояс и очелье с этим узором хороши для женщин, желающих зачать добродетельное потомство. Дорогие женщины, желающие забеременеть, этот оберег-талисман для вас. Когда будете заказывать, оговаривайте, чтобы вам его зарядили.

Узор №7

Очелье «Рысич»


Материал: лен, хлопок цвет алый (хлопок) с белым (лён). Длина с учетом кистей 100 см, ширина - 3 см.

Пояс «Рысич»

Материал: хлопок, лён, цвет алый (хлопок) с белым (лен). Длина с учетом кистей 200 см, ширина - 3см.

Древнеславянское значение оберегового символа: Древняя Обереговая Родовая символика. Данная символика изначально изображалась на стенах Капищ и Святилищ. Впоследствии Рысич стал изображаться на всех строениях, так как считается, что нет лучшего Оберега от Тёмных сил, чем Рысич. Этот оберег подходит для защиты своего жилища и самого себя . Алый цвет - символизирует жизненную энергию, жизненные Силы.

Узор "Рысич" вариант №2

Материал: лён, цвет фиолетовый с белым. Длина очелья - 100 см, пояса с учетом кистей - 200 см. Ширина 3 см.

Узор №8

Очелье «Агни (Огонь)»

Материал: хлопок, цвет белый с красным. Длина с учетом кистей 100 см, ширина - 3 см.

Пояс «Агни (Огонь)»

Материал: хлопок, цвет

Древнеславянское значение оберегового символа: Символ Священного Огня Жертвенника и Домашнего Очага. Обереговый Символ Вышних Светлых Богов, Охраняющий жилища и храмы, а также Древнюю Мудрость Богов.

Этот оберег является древним символом, состоящий из четырех элементов, стихий , времен года и сторон света и олицетворяет строение мира и круговорот энергии.

Оберег хорош для защиты от темных сил, сглазов, порчи самого себя и помещения, для раскрытия духовных способностей и Родовой памяти .

Узор №9

Пояс «Свадебный»

вариант 1 оформления кистей пояса


Материал: хлопок, цвет темно-фиолетовый с белым. Длина с учетом кистей 300 см (3 метра), ширина 4,5 см, завязывается в два оборота.

Древнеславянское значение оберегового символа: Мощнейший Семейный Оберег, символизирующий объединение двух Родов. Слияние Стихиальных Систем (тела, Души, Духа и Совести) в новую Единую Жизненную Систему, где Мужское (Огненное) начало соединяется с женским (Водным).

Оберег создан для защиты семьи, гармонизации отношений супруга и супруги. Можно этот пояс-оберег надевать на свадьбу для защиты и гармонизации Небесного Деяния Богов (СВА - Небеса, ДЬ - деяние, БА - Боги) как мужчине, так и женщине.

вариант 2 оформления кистей пояса


Узор №10

Пояс «Цветок Папоротника»

Материал: шерсть, цвет красный с белым. Длина с учетом кистей 200 см, ширина 4,5-5 см, завязывается в два оборота.

Древнеславянское значение оберегового символа: Огненный символ чистоты Духа, обладает мощными целительными силами. В народе его называют Перунов Цвет. Считается, что он способен открывать скрытые в земле клады, исполнять желания. На самом деле он дает человеку возможность раскрыть Духовные Силы.

Узор №11

Очелье «Коловрат»

Материал: лён, хлопок, цвет синий (лён) с белым (хлопок). Длина с учетом кистей 100 см, ширина - 3 см.

Пояс «Коловрат»

Материал: лён, цвет синий с белым. Длина с учетом кистей 200 см, ширина - 3 см.

Древнеславянское значение оберегового символа:

Символ восходящего Ярилы-Солнца, символ вечной победы Света над тьмой и Вечной Жизни над смертью. Цвет Коловрата также играет важное значение: Огненный , символизирует Возрождение, Небесный - обновление, черный - изменение.

Узор №12

Очелье "Посолонь"

Материал: хлопок, цвет золотистый с красным. Длина с учетом кистей 100 см. Ширина - 2, 5 см.

Пояс "Посолонь"

Материал : хлопок, цвет золотистый с красным. Длина с учетом кистей 200 см, ширина - 2,5 см.

Древнеславянское значение оберегового символа: Символ заходящего, т.е. уходящего на покой Ярилы-Солнца. Символ завершения Созидательного Труда на благо Рода и Великой Расы. Символ Духовной Стойкости человека и Покоя Матери Природы.

Узор №13

Очелье "Алатырь"

Материал: хлопок, длина 100 см, ширина - 3 см. Цвет небесный с белым.

Алатырь - помогает встретить человека, предназначенного вам судьбой, духовную пару. Звезда Алатырь (Крест Сварога) - восьмилепестковая звезда, древний символ сворачивания и разворачивания Вселенной. Легенда гласит, что Алатырь - камень-заря, на котором отдыхают и набираются силы Боги, Алатырь-камень - основа мира. От этого названия пошло название олтарь, алтарь. На Алатыре высечена вся мудрость Вселенной. Алатырь - око Рода, из него сияет Свет Рода Всевышнего, Божья благодать, которую он дарует всему сущему и несущему.


Пояс "Алатырь"


Материал : хлопок, длина 200 см, ширина 2 - 2,5 см.

Алатырь надежно оберегает человека от болезней и дарит благополучие . Также очелье и пояс "Алатырь" можно использовать в обрядах исцеления и сохранения семейного очага, поэтому его изображение также можно увидеть на старинной домашней утвари, коврах, полотенцах и других вещах. Как и любой солнечный символ, Славянский оберег-очелье "Алатырь" несет теплый, созидательный смысл. Прекрасно подходит, как мужчине, так и женщине для повседневного ношения, хорошо подходит детям, благодаря своему мягкому энергетическому действию.

Цвет: вариант №1 - красный алый с белым. Вариант №2 - бордовый с белым.

У нас есть уже замечательный результат: один мужчина заказал пояс и очелье с узором "Алатырь", попросил зарядить, а через 2 месяца он уже встретил свою пару. Конечно, у каждого все по-разному и, видимо, время тому человеку пришло получить желаемое, но сам факт того, как "работает" этот символ - удивителен.

Узор №14

Пояс "Одолень трава-Инглия"

Материал: хлопок, длина 200 см, ширина 4 см.

Одолень трава является главным Оберегом для надежной защиты от разных хворей. Собой он представляет двенадцати лучевой крест или двойной коловрат. В народе считали, что хвори на людей насылают злые духи, а Одолень трава способна сжигать разные болезни, очищая душу, тело. Этот символ часто называют ещё Двойным Огненным Символом.

Одолень трава - это старославянское именование кувшинки, которая считалась отменным «противоядием» от нечистой силы, всякого сглаза недоброго человека

Его носили путники при себе. Предки полагали, что кувшинка способна даже награждать большим талантом.

Этот обережный символ вышивали для защиты на одеждах. Оберег встречается почти повсеместно, являясь наиболее распространенным славянским символом. Оберег увидеть можно в музеях Пензинской, Белгородской, Воронежской земель, также символ Одолень трава повстречать можно на Северном Кавказе, у малых народов Севера, что показывает его сильную распространенность, которая связана с его особыми магическими свойствами.

На этот пояс-оберег нашептывают заговор: «Еду я во чистом поле, а во чистом поле растет одолень-трава. Одолень-трава, не я тебя поливал(а), не я тебя породил(а); породила тебя Мать - Сыра Земля, поливали тебя девки простоволосыя, бабк

Пояс в традиционной культуре белорусов являлся значимым и исключительно многофункциональным предметом. Он был необходимым компонентом одежды, выполнял разнообразные символические и обрядовые функции, а также использовался в быту в различных целях.

В традиционном белорусском костюме, который в целом отличался сдержанностью и лаконичностью декора, поясу придавалось очень большое значение. И.А. Сербов в этнографическом очерке “Вичинские поляне” (1928 г.), посвященном материальной культуре жителей южной части Лунинецкого р-на Брестской обл., отмечал: “Пояс, как видим, составляет необходимую принадлежность какого бы там ни было костюма.

Внимательный мужчина без пояса не переступит порога своей хаты и не появится на улице, а женщины носят на поясе свой андарак, юбку и фартук. Рукодельницы вытыкают или плетут пояса из цветных нитей или выводят на них разные узоры - полоски, клетки, звездочки и др. Лучшие тканые пояса отличаются красотой и необычайной плотностью” 1.
В традиционном костюме пояс выполнял сразу несколько функций: практическую, символическую, магическую, апотропейную (защитную), этическую, знаковую, эстетическую.

Рис. 2 Жители д. Збураж

Практическое значение пояса очевидно - он поддерживал и фиксировал на талии одежду. Мужчины подпоясывали сорочку, которую носили навыпуск. Женщины повязывали поясом поневу, андарак (в некоторых местах Полесья, Понемонья и Центральной Беларуси пояс пришивался к андараку). Верхняя одежда у белорусов нередко не имела застежек и полы в запахнутом виде удерживались только при помощи пояса, который повязывался в несколько обхватов. На поясах носили различные необходимые в быту принадлежности: женщины - ключи, гребень, мужчины - нож, трубку для курения, кисет с табаком, кочадыг (инструмент для плетения лаптей), небольшую кожаную сумочку - калиту, шабету, - в которой хранили деньги, кремень, огниво, трут и другие необходимые мелочи. За пояс затыкали серп, топор, рукавицы и др., когда отправлялись на работу.

Рис.3 Жительница д. Збураж

Не менее важной в народном костюме была символическая роль пояса, а также тесно связанные с ней магическая и апотропейная. Завязанный вокруг тела человека пояс представлял собой круг, а замкнутый круг, согласно народным поверьям, преграждал путь нечистой силе, защищал от дурного глаза и болезней. Отсюда обязательное требование подпоясываться и широкое употребление пояса в обрядности. Кроме того, ношение пояса являлось этической нормой, особенно для мужчин. Выходить из дома, не подпоясавшись, считалось неприличным: «появление без шапки и босиком не удивит сторонних так, как появление без опояски» 2.

Рис. 4 Девушка в традиционном костюме

Пояс исполнял также роль своеобразного знака, который выделял человека в социальном окружении. Пояса различались в зависимости от пола, возраста, места жительства и т.д. Как и весь комплекс одежды в целом, пояс и способ его ношения давали информацию о том, из какой местности происходит человек. В разных районах Беларуси пояс завязывали по-разному - спереди, сзади, сбоку (слева или справа) либо таким образом, чтобы концы спускались вдоль ног с двух сторон. Способ повязывания нередко указывал на семейное положение - после свадьбы он мог изменяться. Так, например, в деревне Войштовичи Воложинского р-на Минской обл. парни до женитьбы и девушки до замужества завязывали пояс слева, а после венчания - справа 3.

Рис. 5 Мужчина в традиционном костюме

В деревне Рогозно Жабинковского р-на Брестской обл. девушки и холостые парни завязывали пояс слева, замужние женщины - справа, а женатые мужчины - посередине 4. Дети и молодежь традиционно носили более узкие и скромные по декору пояса, чем взрослые. Так, в деревне Красный Бор Березинского р-на Минской обл. широкие узорные пояса повязывали только пожилые мужчины, а парни и подростки носили узкие простые пояски 5. В некоторых местах широкие яркие пояса носили женатые мужчины, а молодые парни - узкие пояса бледных цветов 6. Разница между мужскими и женскими поясами заключалась в том, что женские обычно были более узкими.

Рис. 6 Девушки в традиционных костюмах

В вышеупомянутой деревне Рогозно мужчины и женщины по разному завязывали узел на поясе, который назывался здесь “мазоль”. “Бабский мазоль” завязывался таким образом, что короткие концы пояса торчали в разные стороны, “мужчынски мазоль” был плоским 4. В целом особенности употребления поясов были обусловлены местными традициями и могли значительно отличаться даже в соседних районах.

Рис. 7 Андарак с пришитым поясом

Помимо всего прочего, пояс был украшением, придавал костюмному комплексу завершенность, целостность. Часто он являлся единственным декоративным элементом - особенно в мужской одежде, которая была сдержанной по колориту (преобладали белый, серый, коричневый цвета) и не так богато орнаментировалась, как женская. Пояс в таком случае становился акцентом, ярким цветовым пятном в костюме. И.А. Сербов, характеризуя одежду белорусов-полешуков, отмечал: «Пояс у полешуков служит лучшим украшением, поэтому он чрезвычайно разнообразен в своих узорах и оканчивается пышными кутасами или бахромой» 7.

Рис. 8 Пояса - ткачество на дощечках

Пояса, употреблявшиеся в народном костюме на территории Беларуси, в основном были самодельными - ткаными или плетеными. Они отличалиcь большим разнообразием: для каждого региона, а иногда и небольшого ареала были характерны свои неповторимые способы декора. В качестве материала использовались шерсть и лен. Наиболее характерный цвет нитей - красный, но в узорных поясах широко употреблялись также зеленый, синий, белый, желтый, фиолетовый, черный цвета. Однотонные и полосатые пояса были распространены в южной части Беларуси; изделия с ромбо-геометрическим орнаментом бытовали практически на всей территории. Концы поясов обычно украшались бахромой или разнообразными по форме кистями (“кицицами”).

Рис. 9 Пояса - ткачество на дощечках

С начала XX века пояс как необходимая часть костюма постепенно начинает выходить из употребления. В женском костюме это произошло раньше, так как юбки фиксировались на талии при помощи завязок и практическая необходимость в поясе отпала. Мужчины (особенно пожилые) сохраняли обычай подпоясываться дольше. Но под влиянием городской моды к середине XX века сорочку стали носить заправленной в брюки, а пояс заменили покупным ремнем. Тем не менее, роль пояса как символического подарка и обрядовой вещи еще долго сохранялась.

Рис. 10 Пояс - плетение на стене

Пояс, который имел вид полосы, ленты, символизировал дорогу, в первую очередь - жизненный путь. Кроме того, как дорога соединяет разные места, так и пояс отображал символическую связь между различными явлениями, предметами и людьми. Поясом можно было связать вещи - не только в прямом, но и в переносном смысле. Символика же завязанного пояса совпадала с символикой круга - он охранял, защищал от неблагоприятного воздействия. Соответственно пояс приобретал и значение границы, которая разделяет свое и чужое, доброе и злое, чистое и нечистое. А развязанный пояс обозначал разрыв границы или переход через нее.

Рис. 11 Пояс - плетение на стене

Многообразная символика пояса обусловила ту важную роль, которую он играл во всех обрядах жизненного цикла белорусов.
В родильных ритуалах использование пояса было направлено на облегчение процесса родов. Роженица распоясывалась 8; в случае тяжелых родов на полу расстилался красный пояс, через который она должна была преступить 9. Это символическое преодоление границы между мирами должно было помочь младенцу появиться на свет. Новрожденного впервые подпоясывали после крещения, что обозначало его отделение от потустороннего мира и вхождение в мир людей. Первый поясок в подарок ребенку приносила бабка-повитуха, которая принимала роды 10, 11.

Рис. 12 Пояс - диагональное плетение

Пояс являлся важным атрибутом свадебного обряда. Свадьба - создание семьи, объединение двух людей, а также рода жениха и рода невесты, поэтому пояс как магическая связующая вещь широко использовался на разных этапах обряда. Кроме того, в этом случае он символизировал также жизненную силу и плодородие. Невеста дарила пояса жениху и свату на запоинах 12, что обозначало согласие на брак; пояс клали на ручник, на котором стояли молодые во время венчания 12, 13; мать жениха встречала новобрачных с пирогом и поясом 12. Особая роль пояса подчеркивалась и в свадебных песнях “Свенчали Ганнульку, свенчали, / Шелковым поясом связали; / А ни ножом его разрезать, / Руками не можно разорвать / Так им уже век вековать” 14.

Рис. 13 Пояс - браное ткачество на ниту

Иногда значение пояса в свадебном обряде дополнительно подчеркивалось особой орнаментикой: например, в Ганцевичском районе Брестской области узор, который специально вытыкали на свадебных поясах, назвывался “неразрыўны хрэшчык” (неразрывный крестик) 15.
Во время сватовства и свадьбы пояса являлись одними из обязательных подарков - как со стороны невесты жениху и его родным, так и со стороны жениха - невесте и ее семье. Невеста помимо этого одаривала поясами сватов, дружек, музыкантов и других участников обряда. Приведем здесь фрагмент описания свадьбы в Гродненском уезде Гродненской губ.: “…при входе же в хату невесты, перед нею заметают пол, за что она бросает пояс; затем кто-нибудь зажжет лучину и на нее молодая бросает другой пояс, третий пояс она бросает тому, кто принес яичницу; четвертый - тому, кто приготовил постель” 12.

Рис. 14 Пояс - браное ткачество на ниту

Естественно, что белоруски стремились заготовить для свадьбы как можно большее количество поясов - “молодая раздает около ста поясков, поэтому девушки с 9-12 лет начинают ткать их” 16. И сейчас в белорусских деревнях можно встретить старых женщин, которые, оставшись незамужними, хранят целые клубки поясов, приготовленных к свадьбе.
После венчания новобрачная оставляла пояса в тех местах, от которых ждала достатка: чтобы было много хлеба, пояс вешался в амбаре, скота - в хлеве, имущества - на сундуках. В деревне Новосёлки Барановичского района Брестской области сундук обвязывался поясом со специальным узором “у ключ” (в ключ) 17. Молодая также оставляла пояс на печи, которая была центром жилища, на срубе колодца; повязывала поясом веник, которым впервые мела хату в доме мужа. В этом случае пояс становился символической жертвой духам нового места жительства. Следует отметить, что в Беларуси существовал также обычай жертвовать пояса церкви или костелу 2.

Рис. 16 Пояса - сотканные к свадьбе

Пояс присутствовал и в похоронном обряде: в этом случае его роль заключалась в установлении символической связи между миром людей и загробным миром. Пояс обязательно повязывали умершему; его клали поперек гроба 8, привязывали вместо поводьев коню, который вез гроб на кладбище 12, 18.

Рис. 17 Ложки, связанные поясом

Использование пояса в роли магической вещи присутствовало и в ряде других обычаев и обрядов: связывание попарно каких-либо однородных предметов в канун нового года, чтобы все домашние животные “парились” 19, бросание пояса под ноги скоту при первом выгоне в поле, чтобы он держался вместе и не разбегался 20. В Гомельском уезде Могилевской губернии в конце XIX в. на юрьев день существовал обычай “юриться” - девушки шли в лес или в поле, под березой готовили яичницу, в это время девушки выбирали себе подружку на целый год и менялись с ней поясами и платками, после чего говорили “Мы с ней поюрились” 21.

Рис. 18 Пояса - ручки к сумочкам

Пояс использовался также в гаданиях, любовной магии. Процесс подпоясывания часто упоминается в заговорах от болезней и испуга, например “мать родила, зарей подпоясала, всех его врагов потоптала…” 22.
Кроме того, в традиционном быту белорусов пояс находил самое разнообразное применение.
Длинные тканые и плетеные пояса использовались в качестве “сповивачей” для младенцев. Эта традиция сохранялась долго - так, в Березинском районе Минской области спеленатых детей повязывали поясом еще в 1960-е гг. 23.

Рис. 20 Стаселович М.Н. обучает мастерству

Простые одноцветные (черные, белые, изредка красные) узкие пояски, вытканные на дощечках, использовались в качестве обор для лаптей. В деревне Першаи Воложинского района Минской обл. в начале XX в. ткали “коснички” - короткие узкие пояски, которые женщины повязывали вокруг головы, а девушки вплетали в косы, завязывая на концах бантом 3.
Узкие пояса употреблялись вместо веревочной подвязи там, где это было необходимо: ими обвязывали кувшины, привязывали к корзинам, подвешивали на них колыбели для младенцев. Даже в начале XXI в. старые женщины в Ганцевичском районе Брестской обл. привязывали тканые узорные пояски к полотняным “торбочкам” (сумочкам), с которыми ходили за хлебом 24. В Гродненской области из узорных поясов изготавливали ковры.

Рис.21 Ткачество пояса на ниту

Пояса находили применение и в народных играх. Например, в Горецком районе Могилевской области существовала игра под названием “Выбивалы”: парень брал пояс, подходил к девушке, которая ему нравилась, и ударял ее поясом, после чего они вместе шли гулять 25. В Березинском районе Минской области во время игры парень давал конец пояса девушке, а она обматывала его вокруг себя 26. Кроме того, пояс использовали в качестве веревочки, через которую прыгали.
В настоящее время узорчатые пояса, выполненные в традиционных техниках плетения и ткачества, широко используются в сценическом и церемониальном костюме. Их изготовлением продолжают заниматься народные мастера, предприятия художественных промыслов, любители традиционной культуры. Пояс является одним из самых популярных современных белорусских сувениров.

Рис. 22 Ткачество пояса на ниту

Рис. 23 Современные тканые белорусские пояса

Иллюстрации

На снимке в начале статьи - Мария Николаевна Стаселович, 1927 г.р., из деревни Саковщина Воложинского района Минской области обучает мастерству ткачества традиционных поясов. 2007 г. Фото автора - П.А. Богдан.
Традиционные белорусские пояса. Из собрания Музея древнебелорусской культуры (МДК) ГНУ Институт искусствоведения, этнографии и фольклора им. К.Крапивы НАН Беларуси. Фото автора. Жители деревни Збураж Малоритского района Брестской области в традиционных костюмах. 1998 г. Фото М.Н. Винниковой.
Жительница деревни Збураж Малоритского района Брестской обл. в традиционном костюме. 1998 г. Фото М.Н. Винниковой.
Девушка в традиционном костюме Калинковичского района Гомельской области Из собрания МДК. Фото М.Н. Винниковой.
Мужчина в традиционном костюме Березинского района Минской области. Фото автора.
Девушки в традиционных костюмах Шкловского района Могилёвской области. Из собрания МДК. Фото М.Н. Винниковой.
Андарак с пришитым к нему поясом. Начало XX в. деревня Якшицы Березинского района Минской области. Из собрания МДК. Фото автора.
Пояса. Ткачество на дощечках. Березинский район Минской области. 1930-е гг. Фото автора.
Пояса. Ткачество на дощечках. Березинский район Минской области. Середина XX в. Фото автора.
Пояс. Плетение на стене (техника «спрэнг»). 1930-е гг. Столинский район Брестской области. Из собрания МДК. Фото Н.П. Мельникова.
Пояс. Плетение на стене (техника «спрэнг»). Конец XIX - начало XX в. Западное Полесье. Из собрания МДК. Фото Н.П. Мельникова.
Пояс. Диагональное плетение. Начало XX в. Лунинецкий район Брестской области. Из собрания МДК. Фото Н.П. Мельникова.
Пояс. Браное ткачество на ниту. Начало XX в. Гродненский район Гродненской области. Из собрания МДК.. Фото автора.
Пояс. Браное ткачество на ниту. Начало 20 в. Климовичский район Могилёвской области. Фото автора.
Пояс. Браное ткачество на ниту. 1930-е гг. Светлогорский район Гомельской области. Из собрания МДК. Фото Н.П. Мельникова.
Пояса, сотканные к свадьбе. Воложинский район Минской области. 2004 г. Фото из архива Студенческого этнографического общества (г. Минск).
Ложки, связанные поясом. Экспозиция Музея этнографии (г. Могилёв). 2007 г. Фото автора.
Пояса, привязанные в качестве ручек к полотняным сумочкам («торбочкам»), деревня Люсино Ганцевичского района Брестской области, 2004 г. Фото автора.
Жители деревни Леликово Кобринского района Брестской обл. в сценических костюмах на фольклорном фестивале Голоса Полесья. 2007 г. Фото М.Н. Винниковой.
Ткачество пояса на ниту. Праздник ткачества Матчыны кросны в г. Старые Дороги Минской области, 2008 г. Фото автора.
Ткачество пояса на ниту. 2007 г. Фото автора.
Современные тканые белорусские пояса. 2009 г. Фото автора.

Журнальный вариант доклада на XV Международной научно-практической конференции «Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии» (27-30 июня 2012 года, С.-Петербург).

ПРИМЕЧАНИЯ
Использованные источники

1 Сербаў І.А. Вічынскія паляне: матэрыяльная культура: этнаграфічны нарыс Беларускага Палесся. - Мінск: Белар. фонд культуры, 2005. - С. 47

2 Никифоровский Н.Я. Очерки простонародного житья-бытья в Витебской Белоруссии и описание предметов обиходности. - Витебск: Губернская тип., 1895. - С. 107, 108

3 Полевые материалы М.Н. Винниковой. Воложинский р-н Минской обл. 1993 г.

4 Богдан П.А. Пояс в традиционном костюме белорусского Полесья // Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии: материалы 10-й Междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, 26-28 июня 2007 г. / С.-Петерб. гос. ун-т технологии и дизайна, Рос. этнографический музей; под. ред. Н.М. Калашниковой. - Санкт-Петербург, 2007. - С. 141.

6 Крачковский Ю.Ф. Быт западнорусского селянина. - М.: Издание импер. о-ва истории и древностей российских при Московском ун-те, 1874. - C. 189.

7 Сербов И.А. Признаки общинного быта на Полесье: полешуки // Сб. отделения рус. языка и словесности Импер. Акад. Наук / Импер. Акад. Наук. - Петроград, 1915. - Т. XCIV, № 1. - С.5.

8 Романов Е.Р. Быт белоруса // Белорусский сборник. - Вильна, 1912. - Вып. VIII. - С. 323, 531

9 Чубинский П.П. Материалы и исследования: т. 4: обряды: родины, крестины, свадьба, похороны // Труды этнографическо-статистической экспедиции в Западно-Русский край, снаряженной Импер. рус. геогр. о-вом: Юго-Западный отдел / Импер. Рус. Геогр. О-во. - СПб., 1877. - С. 4.

10 Беларускае народнае адзенне / Л.А. Малчанава [і інш.]; пад рэд. В.К. Бандарчыка. - Мінск: Навука і тэхніка, 1975. - С. 53.

11 Пешына Т. Маё Спярыжжа // Мастацтва. - 1997. - № 6. - С. 72.

12 Шейн П.В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края: т. І, ч. ІІ: бытовая и семейная жизнь белоруса в обрядах и песнях // Сб. отделения рус. языка и словесности Импер. акад. наук / Импер. акад. наук. - СПб., 1890. - Т. LI, № 3. - С. 233, 261, 363-364, 383, 515, 521.

13 Бобровский П. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба: Гродненская губерния. - СПб.: Тип. Департамента Генерального штаба, 1863. - Ч. І. - С. 830.

14 Опыт описания Могилевской губернии в историческом, физико-географическом, этнографическом, промышленном, сельскохозяйственном, лесном, учебном, медицинском и статистическом отношениях: в 3 кн. / под. ред. А.С. Дембовецкого. - Могилев: Тип. Губернского правления, 1882-1884. - Кн. 1. - С. 567.

15 Зафиксировала Муха М.И., директор Ганцевичского Дома ремесел.

16 Tyszkiewicz E.H. Opisanie Powiatu Borysowskiego pod względem statystycznym, geognostycznym, historycznym, gospodarczym, przemysłowo-handlowym i lekarskim: z dodaniem wiadomości: o obyczajach, spiewach, przysłowiach i ubiorach ludu, gusłach, zabobonach i t.d. - Wilno: Druk. Ant. Marcinowskiego, 1847. - S. 362.

17 Полевые материалы М.Н. Винниковой. Барановичский р-н Брестской обл. 1992 г.

18 Шейн П.В. Белорусские народные песни с относящимися к ним обрядами, обычаями и суевериями, с приложением объяснительного словаря и грамматических примечаний. - СПб.: Импер. рус. геогр. о-во, 1874. - С. 373.

19 Никифоровский Н.Я. Простонародные приметы и поверья, суеверные обряды и обычаи, легендарные сказания о лицах и местах. - Витебск: Губернская типо-литография., 1897. - С. 230.

20 Материалы по этнографии Гродненской губернии: вып. 1 / под. ред. Е. Романова. - Вильна: Издание Управления Виленского учебного округа, 1911. - С. 77.

21 Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов: ХІХ - начало ХХ в. - М.: Наука, 1979. - С. 177.

22 Замовы / НАН Беларусі, Ін-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору; уклад. Г.А. Барташэвіч; рэдкал.: А.С. Фядосік (гал. рэд.) [і інш.]. - Мінск: Беларус. навука, 2000. - С. 284.

23 Богдан П.А. Бярэзінскія паясы // Бярэзінскі строй: метад. дапаможнік сельскім клубным работнікам / Метад. кабінет Бярэзін. раён. Дома культуры, Аддзел традыцыйнай культуры. - Беразіно, 2008. - С. 11.

25 Чандакова З.У. Рэгіянальныя і лакальныя асаблівасці традыцыйнага касцюма Магілёўшчыны: Горацкі раён // Традыцыйны нацыянальны касцюм Магілёўшчыны: гісторыя і сучаснасць: матэрыялы абл. навук.-практ. канф., Магілёў, 27-28 лістапада 2008 г. / Упраўленне культуры Магілёўскага аблвыканкама, УК “Магілёўскі абл. метад. цэнтр народнай творчасці і культасветработы”; рэдкал.: А.Ф. Хмялькоў [і інш.]. - Магілёў, 2008. - С. 150.

26 Зафиксировал Синило А.Н., учитель средней школы д. Богушевичи Березинского р-на Минской обл.

Новости Партнеров

Поделиться: