Элегия описание. Происхождение и развитие жанра элегии, терминология. Список использованной литературы

«О, где же вы, дни любви,

Сладкие сны,

Юные грезы весны?»

Печальная, проникновенная мелодия, на которую поются эти стихи, у российского слушателя в первую очередь вызывает в памяти голос – одного из лучших исполнителей этого произведения французского композитора Жюля Массне. «Элегия» – так оно называется. Что же означает это слово, и что имеют в виду музыканты, когда говорят об «элегических интонациях»?

Элегия – одно из тех понятий, которые объединяют литературу и музыку, существуя в обоих искусствах. В Древней Греции элегиями именовали небольшие музыкально-поэтические произведения, написанные дистихом – строфами, состоявшими строк, имеющих разный поэтический размер (гекзаметр сочетался с пентаметром). Содержание древнегреческих элегий могло быть любым – они могли повествовать о любви или о войне, содержать нравоучение или философские размышления. Но если в Элладе слово «элегия» подразумевало в первую очередь поэтическую форму, то позднее в Древнем Риме дело обстояло с точностью до наоборот: форма римских элегий была относительно свободной, а в отношении содержания установилась определенная традиция. Элегиями стали именовать любовные стихотворения, исполненные печали, повествующие о неразделенной любви, одиночестве. Именно такая элегия развивалась впоследствии в европейской литературе. Особенно любили этот жанр поэты эпохи сентиментализма, а позднее – романтики.

Так обстояло дело в литературе… а что же в музыке? Как мы помним, при своем рождении в Древней Греции элегия зародилась как жанр музыкально-поэтический, но в последующие века пути поэзии и музыки разошлись. Второе рождение элегии как вокального жанра состоялось в XVII столетии. Как и в поэзии, главной отличительной чертой элегии в музыкальном искусстве стало выражение печали. В качестве примеров можно привести произведение английского композитора – «Три элегии на смерть королевы Мэри». Вновь явив себя в музыке, жанр элегии в последующие века не уходил – к нему обращался, например, создавший «Элегическую песнь» для четырех голосов, сопровождаемых струнным квартетом.

Образно-поэтическое содержание вокальной элегии – печальное размышление о неразделенной любви, об ушедшем счастье или даже о смерти – определило ее музыкальные черты: напевная, плавная мелодия, разворачивающаяся в медленном темпе. Как правило, элегии пишутся в минорном ладу (хотя бывают и исключения – мажорные элегии). Эти черты элегии вокальной «унаследовала» элегия инструментальная – прежде всего, фортепианная – возникшая в XIX столетии. Подобные пьесы создавали , Эдвард Григ, Габриель Форе.

Что же касается «Элегии» Массне, с которой мы начали разговор, история ее весьма примечательна. Композитор создал ее как фортепианную пьесу, через несколько лет переложил для виолончели с фортепианным аккомпанементом – в таком виде она прозвучала в драме «Эриннии» Леконта де Лилля. Позднее «Элегия» – как и все музыкальные номера к этой драме – была переработана для оркестра, а затем французский поэт Луи Галле написал для нее текст. Так инструментальная элегия превратилась в вокальную.

Существовала ли в это время элегия в русской музыке? Разумеется, существовала! Элегия музыкальная пришла в Россию почти одновременно с элегией поэтической – образцы этого жанра можно встретить в творчестве Павла Ивановича Фонвизина, Александра Анисимовича Аблесимова, Дениса Васильевича Давыдова, но в первую очередь рождение русской поэтической элегии ассоциируется с именем Василия Андреевича Жуковского, точнее – с его переводом «Сельского кладбища», элегического стихотворения, написанного английским поэтом Томасом Греем. Другие элегии Жуковского – «Вечер», «Славянка», «Море» – были уже не переводными, а авторскими. Многие русские поэты XIX века создавали элегические стихотворения – Евгений Абрамович Баратынский, Константин Николаевич Батюшков, Николай Михайлович Языков. И если элегия пришла в русскую поэзию, она не могла не прийти в русский романс. Отличительной чертой русского элегического романса стало сочетание песенных оборотов с декламационными, а также относительно простая фактура фортепианной партии, зачастую напоминающая аккомпанемент, исполняемый на гитаре (впрочем, последнее не обязательно). Примеры русских романсов-элегий – «Не искушай» , «Я помню глубоко» Александра Сергеевича Даргомыжского, «Для берегов отчизны дальней» . Инструментальные элегии тоже создавались русскими композиторами – и как отдельные пьесы, и как части циклических произведений. Например, назвал «Элегической пьесой» первую часть скорбного фортепианного трио «Памяти великого художника», «Элегией» названа одна из частей его Серенады для струнного оркестра (это один из тех редких случаев, когда элегия имеет мажорный лад).

Элегии создавали и композиторы ХХ столетия. В качестве примеров можно назвать третью часть Концерта для оркестра венгерского композитора , «Элегическую песнь» или «Элегию памяти Веберна» Эрнста Кшенека.

Все права защищены. Копирование запрещено.

П ритча – иносказательный рассказ, характеризующийся моральным пафосом и дидактикой, чаще всего религиозной (обилие притчей в Евангелии, в частности «Притчи Соломона»). Иногда притчи назывались баснями (А.Сумароков).

Притча - малая эпическая прозаическая форма, нравственное поучение в аллегорической форме. Притча отличается от басни тем, что свой художественный материал черпает из челове­ческой жизни (евангельские притчи, Соломоновы притчи).

Э ссе, по-видимому, самая свободная форма изложения авторских мыслей. Эссеистика часто несет на себе черты парадоксальности, она нарушает все законы «чистых» жанров, часто одновременно вбирает в себя научный, публицистический и беллетристический стили.

Эссеистика имеет давнюю историю. Наиболее известным ее представителем, чуть ли не духовным отцом считается М.Монтень с его «Опытами».

Эссеистами были люди, которые даже в своих художественных произведениях тяготели к острой общественной проблематике. К ним были близки ученые-естествоиспытатели, торопившиеся донести до читателей свои, пусть еще не окончательно оформившиеся взгляды на природу. Иногда эссеисты предполагали своими текстами полемизировать с чем-то, получившим общее признание. Таково пушкинское «Путешествие из Москвы в Петербург» и «Дневник писателя» Ф.Достоевского, где отдельные части обширного повествования не очень связаны между собой тематически, но зато содержат некий философско-публицистический вызов общественному и литературному мнению.

Билет 10

Лирические жанры: элегия и ода, эпиграмма и эпитафия

Элегия (от греческого eleos - жалобная песня) - малая лирическая форма, стихотворение, проникнутое настроением грусти и печали. Как правило, содержание элегий составляют философ­ские размышления, грустные раздумия, скорбь.

Эле́гия (др.-греч. ἐλεγεία) - жанр лирической поэзии. В новоевропейской поэзии элегия сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия, определяет риторичность в изображении эмоций; классический жанр сентиментализма и романтизма.

Элегия в русской литературе

Элегией назвал Жуковский свое стихотворение «Море».

В первой половине XIX века давать своим стихотворениям названия элегий было распространено, особенно часто свои произведения называли элегиями Баратынский, Языков и др.; впоследствии, однако, это вышло из моды.

Элегия - лирическое произведение с печальным настроением. Это может быть жалобное, скорбное стихотворение о безответной любви, размышление о смерти, о мимолетности жизни, а могут быть и грустные воспоминания о прошедшем. Чаще всего элегии пишутся от первого лица.

Элегия (лат. elegia от греч. elegos жалобный напев флейты) – жанр лирики, описывающий печальное, задумчивое или мечтательное настроение, это грустное раздумье, размышление поэта о быстро текущей жизни, об утратах, расставании с родными местами, с близкими людьми, о том, что радость и печаль переплетаются в сердце человека... В России расцвет этого лирического жанра относится к началу XIX века: элегии писали К.Батюшков, В.Жуковский, А.Пушкин , М.Лермонтов , Н.Некрасов, А.Фет; в ХХ веке - В.Брюсов, И Анненский, А.Блок и др.

Возник в античной поэзии; первоначально так называли плач над умершим. Элегия основывалась на жизненном идеале древних греков, в основе которого лежала гармония мира, соразмерность и уравновешенность бытия, неполные без грусти и созерцательности, эти категории и перешли в современную элегию . Элегия может воплощать как жизнеутверждающие идеи, так и разочарование. Поэзия XIX века еще продолжала развивать элегию в "чистом" виде, в лирике ХХ века элегия встречается, скорее, как жанровая традиция, как особое настроение. В современной поэзии элегия - это бессюжетное стихотворение созерцательного, философского и пейзажного характера.

Ода (от греческого ode - песня) - малая лирическая форма, стихотворение, отличающееся торжественностью стиля и возвышенностью содержания.

О́да - поэтическое, а также музыкально-поэтическое произведение, отличающееся торжественностью и возвышенностью, посвященное какому-нибудь событию или герою.

Слово έ̓λεγος, означало у греков печальную песнь под аккомпанемент флейты . Элегия образовалась из эпоса около начала олимпиад у ионийского племени в Малой Азии , у которого возник и процветал также эпос.

Имея общий характер лирического размышления, элегия у древних греков была весьма разнообразной по содержанию, например, печальной и обличительной у Архилоха и Симонида , философской у Солона или Теогнида , воинственной у Каллина и Тиртея , политической у Мимнерма . Один из лучших греческих авторов элегии - Каллимах .

Элегия в западноевропейской литературе

Впоследствии был только один период в развитии европейской литературы, когда словом "элегия" стали обозначать стихотворения с более или менее устойчивой формой. Этот период начался под влиянием знаменитой элегии английского поэта Томаса Грея , написанной в 1750 году и вызвавшей многочисленные подражания и переводы едва ли не на всех европейских языках. Переворот, произведенный этой элегией, определяют как наступление в литературе периода сентиментализма , сменившего ложноклассицизм.

В немецкой поэзии знамениты «Римские элегии » Гете . Элегиями являются стихотворения Шиллера : «Идеалы» (в переводе Жуковского «Мечты»), «Resignation», «Прогулка». К элегиям принадлежит многое у Матиссона (Батюшков перевел его «На развалинах замках в Швеции»), Гейне , Ленау , Гервега , Платена , Фрейлиграта , Шлегеля и мн. др. У французов элегии писали: Мильвуа , Дебор-Вальмор, Делавинь , А. Шенье (М. Шенье , его брат, перевел элегию Грея), Ламартин , А. Мюссе , Гюго и др. В английской поэзии, кроме Грея, - Спенсер , Юнг , Сидней, позднее Шелли и Байрон . В Италии основными представителями элегической поэзии являются Аламанни , Кастальди , Филикана, Гуарини , Пиндемонте . В Испании : Хуан Боскан , Гарсиласо де ла Вега . В Португалии - Камоэнс , Феррейра, Родриг Лобо, де-Миранда. В Польше - Балинский .

Элегия в русской литературе

Пробы писать элегии в России до Жуковского делали такие авторы, как Павел Фонвизин , Богданович , Аблесимов , Нарышкин, Нартов, Давыдов и др.

Перевод Жуковским элегии Грея («Сельское кладбище», 1802) положил в русской поэзии начало новой эпохе, окончательно вышедшей за пределы риторики и обратившейся к искренности, интимности и глубине. Эта внутренняя перемена отразилась и в новых приемах стихосложения, введённых Жуковским, который является, таким образом, родоначальником новой русской сентиментальной поэзии и одним из великих её представителей. В общем духе и форме элегии Грея , то есть в виде больших стихотворений, исполненных скорбного раздумья, написаны такие стихотворения Жуковского, названные им самим элегиями, как «Вечер», «Славянка», «На кончину кор. Виртембергской». К элегиям причисляют и его «Теон и Эсхин» (элегия-баллада). Элегией Жуковский также назвал своё стихотворение «Море».

В первой половине XIX века было распространено называть свои стихотворения элегиями, к элегиям относили свои произведения Батюшков , Баратынский , Языков и др.; впоследствии, однако, это вышло из моды. Тем не менее элегическим тоном проникнуты многие стихотворения русских поэтов.

Источники

  • Материал из
  • (недоступная ссылка с 14-06-2016 (1170 дней))

См. также

Напишите отзыв о статье "Элегия"

Литература

  • Горнфельд А. Г. ,. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Элегия

Кроме грабителей, народ самый разнообразный, влекомый – кто любопытством, кто долгом службы, кто расчетом, – домовладельцы, духовенство, высшие и низшие чиновники, торговцы, ремесленники, мужики – с разных сторон, как кровь к сердцу, – приливали к Москве.
Через неделю уже мужики, приезжавшие с пустыми подводами, для того чтоб увозить вещи, были останавливаемы начальством и принуждаемы к тому, чтобы вывозить мертвые тела из города. Другие мужики, прослышав про неудачу товарищей, приезжали в город с хлебом, овсом, сеном, сбивая цену друг другу до цены ниже прежней. Артели плотников, надеясь на дорогие заработки, каждый день входили в Москву, и со всех сторон рубились новые, чинились погорелые дома. Купцы в балаганах открывали торговлю. Харчевни, постоялые дворы устраивались в обгорелых домах. Духовенство возобновило службу во многих не погоревших церквах. Жертвователи приносили разграбленные церковные вещи. Чиновники прилаживали свои столы с сукном и шкафы с бумагами в маленьких комнатах. Высшее начальство и полиция распоряжались раздачею оставшегося после французов добра. Хозяева тех домов, в которых было много оставлено свезенных из других домов вещей, жаловались на несправедливость своза всех вещей в Грановитую палату; другие настаивали на том, что французы из разных домов свезли вещи в одно место, и оттого несправедливо отдавать хозяину дома те вещи, которые у него найдены. Бранили полицию; подкупали ее; писали вдесятеро сметы на погоревшие казенные вещи; требовали вспомоществований. Граф Растопчин писал свои прокламации.

В конце января Пьер приехал в Москву и поселился в уцелевшем флигеле. Он съездил к графу Растопчину, к некоторым знакомым, вернувшимся в Москву, и собирался на третий день ехать в Петербург. Все торжествовали победу; все кипело жизнью в разоренной и оживающей столице. Пьеру все были рады; все желали видеть его, и все расспрашивали его про то, что он видел. Пьер чувствовал себя особенно дружелюбно расположенным ко всем людям, которых он встречал; но невольно теперь он держал себя со всеми людьми настороже, так, чтобы не связать себя чем нибудь. Он на все вопросы, которые ему делали, – важные или самые ничтожные, – отвечал одинаково неопределенно; спрашивали ли у него: где он будет жить? будет ли он строиться? когда он едет в Петербург и возьмется ли свезти ящичек? – он отвечал: да, может быть, я думаю, и т. д.
О Ростовых он слышал, что они в Костроме, и мысль о Наташе редко приходила ему. Ежели она и приходила, то только как приятное воспоминание давно прошедшего. Он чувствовал себя не только свободным от житейских условий, но и от этого чувства, которое он, как ему казалось, умышленно напустил на себя.
На третий день своего приезда в Москву он узнал от Друбецких, что княжна Марья в Москве. Смерть, страдания, последние дни князя Андрея часто занимали Пьера и теперь с новой живостью пришли ему в голову. Узнав за обедом, что княжна Марья в Москве и живет в своем не сгоревшем доме на Вздвиженке, он в тот же вечер поехал к ней.
Дорогой к княжне Марье Пьер не переставая думал о князе Андрее, о своей дружбе с ним, о различных с ним встречах и в особенности о последней в Бородине.
«Неужели он умер в том злобном настроении, в котором он был тогда? Неужели не открылось ему перед смертью объяснение жизни?» – думал Пьер. Он вспомнил о Каратаеве, о его смерти и невольно стал сравнивать этих двух людей, столь различных и вместе с тем столь похожих по любви, которую он имел к обоим, и потому, что оба жили и оба умерли.
В самом серьезном расположении духа Пьер подъехал к дому старого князя. Дом этот уцелел. В нем видны были следы разрушения, но характер дома был тот же. Встретивший Пьера старый официант с строгим лицом, как будто желая дать почувствовать гостю, что отсутствие князя не нарушает порядка дома, сказал, что княжна изволили пройти в свои комнаты и принимают по воскресеньям.
– Доложи; может быть, примут, – сказал Пьер.
– Слушаю с, – отвечал официант, – пожалуйте в портретную.
Через несколько минут к Пьеру вышли официант и Десаль. Десаль от имени княжны передал Пьеру, что она очень рада видеть его и просит, если он извинит ее за бесцеремонность, войти наверх, в ее комнаты.
В невысокой комнатке, освещенной одной свечой, сидела княжна и еще кто то с нею, в черном платье. Пьер помнил, что при княжне всегда были компаньонки. Кто такие и какие они, эти компаньонки, Пьер не знал и не помнил. «Это одна из компаньонок», – подумал он, взглянув на даму в черном платье.
Княжна быстро встала ему навстречу и протянула руку.
– Да, – сказала она, всматриваясь в его изменившееся лицо, после того как он поцеловал ее руку, – вот как мы с вами встречаемся. Он и последнее время часто говорил про вас, – сказала она, переводя свои глаза с Пьера на компаньонку с застенчивостью, которая на мгновение поразила Пьера.

Введение

Каждому человеку дано испытать чувство любви, но мне кажется, что только поэт способен выразить все оттенки и нюансы этого чувства. Недаром большую часть мировой поэзии составляет именно любовная лирика. И одно из самых заметных мест принадлежит в ней нашему великому национальному поэту А.С. Пушкину.

Для Пушкина любовь была одной из важнейших жизненных ценностей. В трагической по мироощущению «Элегии», написанной в 1830 году, высказывает свою заветную мечту:

И может быть на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Вся творческая биография поэта неотделима от его любовной лирики. В изображении А.С. Пушкина, как и в самой жизни, любовь многолика и многогранна. Ей сопутствуют самые разнообразные и противоречивые переживания. Все их невозможно перечислить. Это и слепая страсть, кипящая в крови, и ревность, и уязвленная гордость, вызванные неразделимым чувством … Это печаль и радость, увлечение и разочарования и многое-многое другое… Чувства любви у каждого человека проходит путь развития.

Поэтому тема: «Эволюция любовной элегии Пушкина 20-30-е годов» является актуальной, т.к. отражает то новое, что входит в жизнь, в настоящее время.

Объект: Любовная лирика А.С. Пушкина.

Предмет: Особенности эволюции любовной элегии Пушкина в период 20-30-х годорв.

Цель: На основе изучения научной литературы проследить эволюцию любовной элегии Пушкина.

1. Определить сущности ключевых понятий «эволюция», «элегия».

2. Описать особенности элегии Пушкина.

3. Выявить ход эволюции в элегии Пушкина.

Гипотеза: В связи с многообразными событиями в жизни поэта пушкнский герой любовной лирики переживает эволюцию.


1 Элегия – как жанр лирической поэзии

Элегия – греч. Elegeia – жалостная песня, литературный и музыкальный жанр; в поэзии стихотворение средней длины, медитативного или эмоционального содержания (обычно печального), чаще всего от первого лица, без отчетливой композиции. Элегия возникла в Греции в 7 веке до н.э., первоначально имела преимущественно морально-полититическое содержание; потом в эллинистической и римской поэзии преобладающей становится любовная тематика.

Так называемая описательная поэзия широко запечатлела картины природы, которая в эту пору давалась преимущественно элегически – в тонах сожалений о прошлом.

Элегические тона присутствуют и в пейзажах. В воображении чарующие картины прошлого – «сельские танцы, резвые игры в лугах», «на деревьях очаровательные плоды»

Древними греками элегия мыслилась как произведение, написанное строго определенным стихотворным размером – элегическим дистихом и исполнявшаяся речитативом под аккомпанемент флейты. Этой элегии (ее родоначальник- поэт Калин, 7 в. До н.э.) был присущ весьма широкий круг тем и мотивов (прославление доблестных воинов, философские размышления, любовь, нравоучение) элегия стала жанром, сосредоточенным прежде всего на любовной теме.

Слово «элегия», как видно обозначает несколько жанровых образований. Элегии ранних эпох и культур обладают различными признакам, что являет собой элегия как таковая и в чем ее надэпохальная уникальность, сказать невозможно в принципе. Единственно корректным является определение элегии «вообще», как «жанра лирической поэзии».

В русской поэзии элегия появляется в 18веке у А. П. Сумарокова, переживает расцвет в творчестве Василия Андреевича Жуковского, К.Н. Батюшкова.

Жанр элегия был распространен в конце 19 начале 20 года, когда на смену классицизма пришли сентиментализм и романтизм. Широко известны элегии Жуковского, Баратынского, Батюшкова.

Первые произведения Баратынского были элегии. Имя и произведения Баратынского быстро стали известны всей читающей России. Его произведения читались, неизменно одобрялись в Вольном обществе любителей российской словесности. В традиционной форме «унылой» элегии Баратынский, сумел воплотить богатство и сложность, противоречивость и многогранность эмоционального мира конкретного человека. В лучших элегиях Баратынского мы видим не традиционное элегическое «Я» с неизменными мотивами увядания, разочарования в жизни и скорби по уходящей молодости, а индивидуальную личность, чувства которой объясняются обстоятельствами ее жизни. Раскрывая изменчивость и противоречивость чувства, поэт использовал ее воплощения в стихе новую, более широкую палитру художественных средств. Существо творческих открытий Баратынского, его умение с реалистической точностью и холодной трезвостью анализировать движения чувств, психологические процессы, протекающие в душе человека. Баратынский рисует чувство в динамике, пристально следит за тем, как каждое изменение в нем накладывает отпечаток на образ жизни.

Элегия выдвигается на первый план в творчестве Василия Андреевича Жуковского. Успех, признание у читателей, широкая литературная известность. В поэтической типографии «Вечера» легко угадываются окрестности Белева и Мишенского, в элегических сетованиях и раздумьях автора находят отражение реальные события жизни, пережитые им испытания и утрат, художественные открытия Жуковского определившие новаторские черты его элегий, связаны с утверждением биографизма как особого метода лирической поэзии, с повышением роли личного начала в ней. Постепенно элегия получает у Жуковского и более отчетливые признаки жанра национально-русского, а текст насыщается острым социальным содержанием. В дальнейшем Жуковский прибегает к этой жанровой форме в поворотные моменты своей творческой эволюции, обозначая элегией события своей внутренней жизни.

Элегия за годы своего существования претерпевала некоторые изменения, т.е. эволюцию.

Эволюция от латинского слова evolutio – развертывание, в широком смысле синоним развития; в более узком смысле – один из основных типов развития: медленные, постепенные, количественные и качественные изменения. При этом каждое новое состояние объекта имеет по сравнению с предшествующим более высокому уровню организации и дифференциации функций.


2 Значение жанра элегии в поэзии Пушкина 20-25годов XIX в.

История «элегии» еще одно доказательство, что юный Пушкин испытывал недостаток более в мастерстве, чем в содержании. Когда же достиг вершины мастерства, то появились «Дар напрасный, дар случайный…» и «В часы забав иль праздной скуки…» по своим мотивам несомненно несомненно восходящие к «Подражанию» но не отменяющее и не заменяющее «Подражания» если требует всегда быть готовым к преодолению отчаяния, значит, оно все-таки неустранимо, хотя смысл человеческой жизни всякий раз возвышается над ним. Значит, бытие наше сразу трагично и героично. Таким образом, сам характер Пушкина в своем даре свидетельствовал о неограниченных возможностях его дара. И это началось с его первых поэтических шагов и продолжалось до самого конца. Обращенная ко всем нам, поэзия Пушкина представляет собой как бы эталон простоты и совершенства.

Надо сказать, вечная забота о просторе – один из решающих признаков именно русского искусства, и прежде всего литературы.

Брюсов верно интерпретирует лирические мотивы и темы ранних пушкинских элегий. Однако он излишне уточняет и конкретизирует биографические детали, психологические мотивы этих элегий. Конечно, сознание невозможности открытого, а тем более взаимного проявления чувств шестнадцатилетнего поэта по отношению к светской красавице, фрейлине двора, избалованной всеобщим преклонением и успехом, вызвало пессимистические мотивы в Пушкинских стихах.

Но все признания «унынии», «печали» в «души холодном молоке», в том что поэт смотрит на жизнь «недвижными глазами», «холодным взором» («Разлука»), свидетельствуют лишь об обращении к привычному реквизиту элегической поэзии Батюшкова и Жуковского. Да и самый образ поэта, который возникает в этих стихах – облик романтического лирического героя, каким его представляли Жуковский и Батюшков.

Уныл, как сумрак полуночи,

И бледен, как осенний свет.

С главою, мрачно преклоненной,

С укрытой горестью в груди,

Печальной думой увлеченный….

(«Наездники»)

В стихотворениях, обращенных к Е.П. Батюшкову, лишь угадывается затаенное чувство поэта: они лишены тех конкретных и индивидуальных оттенков, той стремительности и взволнованности чувства, которые так характерны для зрелых стихов поэта. Свои переживания Пушкин в лицейских стихах облекает в условные поэтические образы. Да и самые чувства молодого поэта еще во многом поверхностны, внушены литературными образцами. В своих стихах он идеализирует и украшает переживания и впечатления, которые зародились от случайных встреч, светских намеков, идеальных мечтаний.

Один из лучших образцов этой юношеской лирики – элегия «Любовь одна – веселье жизни хладной…» (1816). Уже певая строка элегии удивительна по изяществу и совершенству стих, предвещающего дальнейшее развитие пушкинской поэзии.

Любовь одна – веселье жизни хладной,

Любовь одна – мучение сердец:

Она дарит один лишь миг отрадный,

А горестям не виден и конец.

Стокарт блажен, кто в юности прелестной

Сей быстрый миг поймает на лету;

Кто к радости и неге неизвестной

Стыдливую преклонит красоту.

Вслед за этой строфой следует пространное, чисто литературное отступление о «чувствами свободных певцах», «наследниках Тибулла и Парии»

Пушкинская элегия еще во многом архаична (отсюда и «сей» и «нега» и «хладный»). Поэт как бы любуется ее декламационным эффектом, дорожит той поэтической прозой разочарованного влюбленного, которая навеяна литературными образами. Поэтому так обильны здесь стилизованные, традиционные фраз: «жизнь хладная», «мученье «сердец»», «миг отрадный, «юность прелестная», «печальная тьма», «нега неизвестная» - это все эпитеты, знакомые по поэзии Батюшкова и русских анакреонтиков.

Они не имеют предметного значения, а являются лишь условными- клише элегического жанра. Однако в лицейских стихах Пушкина не только условность, не только поэтический грим. Среди лирических стихов этой поры встречаются стихотворения подлинной художественной завершенности, подлинной силы чувства. Искусственно стилизованная манера изображения сочетается сдержанной внутренней эмоцией и пластичностью образов. В стихотворении «Осеннее утро»(1816) весь характер образов еще условен, связан с поэтической традицией античной антологии, преломленной сквозь призму русского синтементализма, но уже явственно ощутимо индивидуальное переживание поэт, внутренняя правдивость чувств, найденность образа:

Поднялся шум; свирелью полевой

Оглашено мое уединенье, и образом любовницы драгой

Последнее слетело сновиденье.

С небес уже скатилась ночи тень, взошла заря, блистает бледный день –

А в круг меня глухое запустенье.

Уж нет ее… я был у берегов,

Где милая ходила в вечер ясный;

На берегу, на зелени лугов

Я не нашел чуть видимых следов,

Оставленных ногой ее прекрасной.

Задумчиво бродя в глуши лесов,

Произносил я имя несравненной;

Я звал ее, - и глас уединенный

Пустых долин позвал ее вдали.

К ручью пришел мечтами привлеченный;

Его струи медлительно текли,

И трепетал в нем образ незабвенный.

Уж нет ее…

Мы знаем, что и «уединенье» поэта, и «полевая свирель», нарушившая это уединение, лишь поэтические символы и аксессуары, точно также как и весь круг образов, как традиционные эпитеты: «любовница драгая» (архаизмы еще больше подчеркивают эту условность), «глас уединенный», «Сладостная весна», «на волнах охладелых». И, однако, есть неповторимое очарование в этом стихотворении, несколько холодном рационалистическом, при всем своем декламаторском пафосе. Прощание с любимой, с «образом любовницы драгой» в прозрачное прохладное осеннее утро – такова лирическая тема этого стихотворения. Поэт не конкретизирует ни образа девушки, ни реальной канвы своих отношений с нею. Это образ условный, обращенный (хотя и относимый к Е.П. Бакуниной).

Столь же отвлеченный, условный пейзаж – нигде не обозначены какие-либо реалии: ночь, утро, дубравы, берег, туман на волнах могут быть отнесены к любому месту.

Это пейзаж осеннего утра в его общем, как бы очищенном от всех»местных» локальных красок виде, идеальный, классический пейзаж осени, столь же строгий и в то же время условный, как ландшафты Пуссена.

И «бледный день», и «имя несравненной», и «глас уединенный», и осени «холодная рука» и, и «беспечные забавы» и другие – все это не конкретные обозначения предметов, а их поэтически условные эмблемы, несущие груз литературных ассоциации. Потому среди них особенно наглядно выделяется такой простой и точный эпитет, как «желтый лист: «там день и ночь кружится желтый лист…».

Есть зрительное великолепие в этом холодном осеннем пейзаже, в пышности живописности образов.

У осени холодною рукою

Главы берез и лип обнажены…

Стихотворение «Разлука», как и «Осеннее утро», навеяло разлукой с «прелестным другом», но и облик этого «друга», и самые переживания поэта является условно-поэтическим отсветом этих чувств.

«Холодный мрак» души не подлинное состояние поэта, это поэтическая поза, юношеское любование чувством:

Как мало я любовь и сердце знал!

Часы идут, за ними дни проходят,

Но горестям не приводят

И не несут забвения финал.

В этих изящных жалобах проступают подлинные переживания поэта, обличенные еще в условную форму:

О, милая, повсюду ты со мною!

Но я уныл и в тайне я грущу,

Блеснет ли день за синею горою,

Взойдет ли ночь с осеннюю луною –

Я все тебя, прелестный друг, ищу…

Пушкин создает в лицейский период и такие безукоризненные шедевры, как «Желание», выделяющееся своей лаконичностью, точностью словесной формы, эпиграмматической завершенностью фразы. Это анализ чувства, хотя и несколько преувеличенного, это лирическая исповедь, в которой сказалась «пленительная сладость» стихов Жуковского:

Медлительно влекутся дни мои,

И каждый миг в унылом сердце множит

Все горести несчастливой любви

И все мечты, безумия тревожит.

Но я молчу, не слышен ропот мой;

Я слезы лью; мне слезы утешенье;

Моя душа, плененная тоской

В них горькое находит наслажденье.

О жизни час! Лети, не жаль тебя,

Исчезни в тьме, пустое приведенье;

Мне дорого любви моей мученье, -

Пускай умру, но пусть умру любя!

«Горести несчастливой любви», «душа, плененная тоской», овеяны сентиментальным флером, но Пушкин уже достигает в этих стихах той сжатости и точности в выражении своих чувств, которые станут обязательными для его зрелой лирики.

Лицейская лирика Пушкина во многом условна и вместе с тем гармонически пластична. В ней жизнь дробится в гранях той стеклянной призмы, через которую воспринимает ее поэт. Печать условности, стилизации не мешает пушкинскую лирику этих лет, своеобразия и проявления в ней личности автора. Правда авторская личность обычно выступает здесь в качестве условного лирического героя, приобретающего различные черты, раскрывающего свою личность в традиционных поэтических формулах. В стихах Пушкина лицейского периода уже заложены истоки поэзии, которые в дальнейшем скажутся в его лирике, - ясность мысли, пластичность формы, точность и скупость словесного мастерства. В этом их значение для творческого роста поэта не следует рассматривать их только как его творческую лабораторию. Их роль гораздо значительнее. В них выступает уже то аполлоническое начало творчества Пушкин, то гуманное и гармоническое восприятие жизни, которое впоследствии в неизмеримо более осложненной и углубленной форме, раскроется в его зрелой лирике.

Не случайно многие нити позднейшего творчества Пушкина тянутся к его лицейским стихам. И возвращение к теме и образам Царского сел, и светлый жизнеутверждающий культ дружбы, и вольнолюбивые идеалы лицейского периода возникают в таких стихах поэта, как «Царское село» (1821-1822гг), и в стихотворениях, посвященных лицейским годовщинам. На протяжении всей жизни поэт сохранил память о лицейских года. Стихи посвященные лицейским годовщина, не только воспоминания о прошлом. Они являются своего рода подведением жизненных итогов, размышлениями о судьбе поэта и в то же время воскрешают «лицейский дух».

В лицейскую годовщину 19 октября 1825 года опальный поэт в своем уединении в Михайловском обращается к друзьям на «берегах Невы», напоминая о том «прекрасном союзе», который навсегда скрепил их юношескую дружбу:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас не бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело

Все те же Мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Это не только поэтический культ дружбы. Царское Село и лицей навсегда стали для Пушкина символами молодости, вольнолюбия, свободы и красоты.

Любовная элегия имело место и в лирике Пушкина юного периода.

1820-1824 годы в развитии пушкинской лирики занимает особое место. В течение этих лет во всем творчестве Пушкина произошел беспрецедентный по своим масштабам и темпам осуществления переход от романтики «Руслана и Людмилы» к реалистическим картинам первых голосов «Евгения Онегина». В области лирики этот период характеризуется изживанием элегической темы и поисками нового содержания и новых средств лирического выражения, которые в недалеком будущем приведут к свершениям Михайловского периода. Таким же отзвуком изживаемой элегической традиции является и стихотворение «Умолкну скоро я …Но если в день печали…» (1821). Связь этого стихотворения с элегической настроенностью лицейской лирики Пушкина 1816-1817 гг. Отчетливо видна в ранних редакциях его:

Нет, поздно, милый друг, узнал я наслажденье:

Ничто души моей уже не воскресит, и сердцу чуждо упоенье.

Твой взор, твой нежный взор меня не веселит -

Увял во цвете лет!... Но если в день печали

Задумчивый игрой мне струны отвечали,

Но если юноши, внимая молча мне,

Дивились долгому любви моей мученью,

И девы, нежному придавшись умиленью,

Печальные стихи твердили в тишине.

И сердца моего язык любили страстный…

И так же как это было со стихотворением «Гроб юноши», романтическая концовка данной элегии:

Когда меня навек обнимет смертный сон,

Над урною моей промолвил с умиленьем

Он мною был любим, он мне был одолжен.

И песен и любви последним вдохновеньем - найдет соответствие в предсмертной романтической элегии Ленского:

А я – быть может, я гробницы

Сойду в таинственную сень.

************************

Придешь ли, дева, красоты,

Слезу пролить над ранней урной

И думать, он меня любил,

Он мне единой посвятил

Рассвет печальный жизни бурной!...

Южный период пушкинского творчества характеризуется таким мощным расцветом лирической стихии, таким широким разливом лиризма, что его поток уже не могут вместить только собственно лирические стихотворения.

Непосредственная связь поэмы с лирикой Пушкина этого периода характеризуется рядом прямых соответствий, которые показывают, на какой лирической основе возникали те или иные моменты поэмы. Слова Пленника, обращенные к Черкешенке, о том, что и в объятиях ее он не может забыть другую, соответствуют ситуации, положенной в основу ранее написанного стихотворения «Дорида» (1819):

В ее объятиях я негу пил душой;

Восторги быстрые восторгами сменялись,

Желанья гасли вдруг и снова разгорались;

Я таял: но среди неверной темноты

Другие милые мне нравились черты,

И весь я полон был таинственной печали,

И имя чуждое уста мои шептали.

Ко времени пребывания Пушкина с семейством генерала Раевского в Гурзуфе летом 1820 года относятся два характерных в этом отношении стихотворения: «Увы! Зачем она блистает» к К****.

(«Зачем безвременную скуку»)

По установившейся традиции оба стихотворения относят обычно к средней дочери генерала – болезненной Елене Раевской.


3 «Лампада чистая любви» 1825-1830гг.

Как известно, Пушкин от природы не был красив. Сознавая это, поэт охотно рисовал на себя шаржи и сочинял эпиграммы. Но женщин Пушкин мгновенно очаровывал, в разговорах с ними преображался. Пушкин ценил живые и остроумные беседы, которые охотно вел со многими своими современницами. Женщины вдохновляли его на создание шедевров.

Давайте вспомним хотя бы некоторых из тех, кто был близок и дорог поэту. Но чаще Пушкин вспоминает своих прекрасных спутниц с благодарностью, по достоинству оценивая их дар сопереживания, заботу и нежность. Чувства Пушкина не были мимолетными, хотя и случайных влюбленностей в его биографии немало, но Анна Александровна Оленина сыграла особую роль в жизни поэта. Они познакомились, когда Анне было всего 9 лет. Вновь встретив ее девятнадцатилетней девушкой, Пушкин пылко влюбился, просил ее руки, но получил отказ от ее родителей. Анна Оленина не ответила на чувства поэта, хотя сознавала, что:… увидела самого интересного человека своего времени…»

В 1829 году Пушкин написал в альбом Олениной строки, удивительные по красоте и силе чувств.

Волею чувств в доме Олениных произошло знакомство Пушкина с женщиной, ставшей «Чудным мгновением» в его жизни.

20-летний Пушкин впервые встретился с 19-летеней Анной Керн, женою 52-летнего генерала Е.Ф. Керн, в Петербурге, в доме президента академии художеств А.Н. Оленина. Она произвела на юного поэта большое впечатление. Сидя за ужином невдалеке от нее, он старался обратить на себя ее внимание: неожиданная, после шестилетнего перерыва, встреча с Анной Керн произвела на Пушкина огромное впечатление. В душе поэта «наступило пробужденье» - пробуждение от всех тяжелых переживаний, перенесенных «в глуши, во мраке заточенья» - в многолетнем изгнании.

Глубокой ночью Пушкин сидел за своим столом. Рядом с листком бумаги лежал камешек, о который Анна Керн споткнулась во время прогулки – Пушкин поднял его – и сорванный ею с куртины цветок гелиотрона, который он выпросил у нее. Горела свеча. В раскрытое окно влетали ночные бабочки, и опаленные пламенем, замертво падали на листок. А рядом с ними ложились пушкинские строки:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В тревогах шумной суеты

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Душе настало пробужденье.

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь.

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Стихотворение «К***» («Я помню чудное мгновенье…» было написано в 1825 году в Михайловском. В псковской глуши поэту пришлось испытать весьма тягостное для его пламенной натуры одиночество. Но в Михайловской ссылке, может быть впервые, он обнаружил в себе качества, позволившие себе выдержать множество жизненных испытаний в дальнейшем: он притерпелся к наблюдению полиции, открыл истинную поэзию народного творчества, оценил по достоинству домашний уют.

В деревенском уединении (9 августа 1824 года – 3- 4 сентября 1826 года) поэт пережил период, во многом наполненный по необычайному подъему творческих сил знаменитую Болдинскую осень. Здесь были закончены «цыганы»и третья глава «Евгения Онегина». Каждое из произведений – открытие новых эстетических ценностей, формирования своей человеческой личности».

Поэт признавался: « …чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития. Я могу творить». Он яснее прежнего познал внутреннюю свободу творчества, и признание его как поэта стало представляться ему в чертах грандиозных…».

Александр Сергеевич много работал над собой. «Недостатки проклятого своего воспитания» исправляет и, обратившись к изучению истории религии, просит брата прислать Библию. Пишет «Подражание Корану».

Отгороженный от мира, как дар судьбы принимает поэт приезд «в псковскую глушь» друзей – Пущина, Дельвига, Гончарова, встречу с А.П. Керн. Пушкин мог гениально предвидеть, что многим читателям женский образ в стихотворении будет связан с предлагаемым адресом – А.П. Керн.

Момент великого видения Ее, удерживаемый памятью поэта, передает первая строфа:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Чем же дорого поэту оставшееся навсегда в памяти «Чудное мгновенье»?

Художник всегда жаждет встречи с прекрасным. В «чудном мгновении» ему даровано видение образа, который становится воплощением его музы и идеала – «чистой красоты».

Великое видение мало родиться в творческом воображении поэта, а могло быть действительно тем чудом, о котором говорит нам Библия.

Незабываемо «мимолетное виденье», потому что было скоротечны, и память хранит его как волнующую тайну.

«Чудное мгновенье» стало загадкой для самого поэта. И проникнуть в тайну неведомого он стремиться с помощью поэзии.

Пушкин находит те поэтические слова, которые позволяют наиболее полно передать увиденное и прочувствованное. «Слов немного, но они так личны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства…». Слово Пушкина многозначно, многомысленно. Оно заменяет «своею ассоциативной силою развитое и длинное описание».

Чудный 1. Являющийся чудом, сверхъестественный, волшебный.

2. Вызывающий удивление, странный.

3. Вызывающий восхищение, дивный, прекрасный.

Видение – что-то нереальное, выдуманное;

Благодаря пушкинскому таланту в стихотворении одновременно проявляются все значения слова-образа. Так, чудное – это и одно из самых прекрасных, и долгожданное, выстраданное, давно желанное, и сказочное, и, возможно, явленное Богом, вещее.

Каким видится поэту прошлое, когда было пережито им столь необычное «видение» ? Об этом говорит вторая строфа:

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты

И снились милые черты.

«Чудное мгновенье» пережито поэтом, когда он был еще далек от настоящих жизненных волнений, пребывал в возвышенно романтических мечтах и воспоминаниях.

Следующая строфа – наступление нового периода в духовном становлении художника.

Что нового открывается поэту при встрече с живой реальностью?

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты

Твои небесные черты.

Мы чувствуем роль времени в судьбе поэта. Слова «Шли годы» вызывает в нашей памяти факты биографии поэта, конкретными событиями наполняется и романтическая фраза «Бурь порыв мятежный…».

Возникает трудно разрешимое противоречие между идеальными устремлениями художника и реальностью, которая становится все суровее:

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без торжества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Противоречия между действительностью и возвышенной душой поэта казалось, должно предельно обостриться. Но в духовных исканиях поэта оно разрешается мудрым принятием жизни: «тянулись тихо дни мо». Эволюция поэта включает последовательно пройденные самопознание и достижения жизни: от романтического восторга перед ней – к столкновению с жизненными обстоятельствами – их глубокому осмыслению – рождению поэта-мыслителяю

Поиск гармонии поднимает поэта на духовные вершины, говорит о его духовном росте.

Душе настало пробужденье.

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Однако в чудесном духовном пробуждение поэта и не потеряна связь с реальностью. С душевным преображением поэту снова открываются небеса, он вновь оказывается причастным к тайне «чудного мгновенья».

Гениально подлинная первая строка позволяет сформировать «всеохватывающий» вопрос: «Отчего душе настало пробужденье»: «душе настало пробужденье» вследствие внутренних перемен в самом поэте в процессе напряженного самоанализа; оттого, что его поэтическая натура стремилась к достижению высоких идеалов.

В своем развитии выходит на тот уровень познания мира, где объективно реальное и возвышенно поэтическое обретут высокую форму единства.

Безусловно, существует реальная женщина, которой поэт может сказать интимное ты. Ее существование выявляет страстное личное чувство, проникающее в стихотворение. Но «образ» гения Читой красот» свидетельствует и о его высокой духовности. Творческое становление поэта происходит под благословенным покровительством женщины – хранительницы, никогда не покидающей его, благословляющей художника – творца в момент духовного преображения.

«Чудное мгновенье», «мимолетное виденье», «гений чистой красоты» отсылают нас к вневременному, вечному беспредельному.

Как ни близка нам героиня стихотворения. Невозможно зримо представить ее облик. Остается тайна …

Еще более ощутима значимость великого явления Ее в том творческом состоянии духа, которое приходит с душевным «воскрешением» поэта:

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь.

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Наступил желанный момент вдохновения. Именно в состоянии вдохновения, когда душа расположена и к живейшему приятию впечатлений и соображению понятий, следовательно, и объяснению оных», поэт находит и утверждает формулу, отражающую идеальное состояние мира, к которому устремлен и где поэт преображается в творца. В ней одна иерархия ценностей, отражается»пробуждение духа во всей полноте». «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь».

Первый ударный компонент поэтической формулы божество приобретает ту «бездну смысла», в котором открывается глубинная связь высших духовных, эстетических и моральных чувств.

Начальные и последние слова в формуле перекликаются завершают круг и приводят к мысли, что любовь земная восходит к любви божественной.

Таким образом, тайна «чудного мгновенья» привлекла поэта с осмыслению таинственных сторон бытия, приоткрыла потаенный смысл многих явлениях, обнаружила неведомое в самом себе и обратила к важнейшим философским вопросам.

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Как дай вам Бог любимой быть другим.

Это стихотворение написано в 1829 году. Стихотворение об умершей любви. Однако это чувство не совсем, не до конца угасло. Поэт бережет светлые чувства и не хочет быть возлюбленной в тягость. Любовь поэта была чиста, страстна. Своей любимой он желает личного счастья. Уникальность Пушкинской любовной лирики в том, что он никогда не желает зла любимым, у него чувства светлые даже если и не взаимные, он отпускает свою любимую на свободу.

«На холмах Грузии лежит ночная мгла».

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шуршит Арагва передо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой… Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит от того,

Что не любить оно не может.

Стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла, вызывает много споров, есть мнение что оно посвящено Марии Николаевне Волконской (1822г). Когда Пушкин был на Кавказе. Другие утверждают, что стихотворение посвящено Гончаровой. Для читателя важнее то, что стихотворение, как и многие стихи этой тематики. В этом стихотворении поэт тоскует по своей любимой находясь в разлуке, но потом будет встреча, и печаль его светла».

Парадоксальна загадка Болдинской любовной лирики поэта. Он создает циклы стихотворений обращенных к другим женщинам. Поэт готовится вступить в новую полосу бытия и он подводит итог навсегда расстаться с прошлым. У поэта будет одна муза – женщина Наталья Гончарова.

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков.

Пречистая и наш божественный спаситель –

Она с величием, он с разумом в очах –

Взиграли, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания, творец

Тебя мне ниспослал, тебя моя мадонна,

Чистейшей прелести, чистейший образец.

В стихотворении «Мадонна» Поэт признается, что исполнились желания. Назвав свою избранницу Мадонной, что лучшей уже не может быть, предел. Любовь Пушкина часто была драматичной, но духовное единство любящих – это печать, которой отмечена вся любовная лирика поэта.


Заключение

Самые величайшие из европейских поэтов никогда не могли воплотить в себе с такой силой гений чужого народа, дух его, всю затаенную глубину этого духа и всю тайну его призвания, как это мог проявить Пушкин. При этом названное свойство Пушкина явилось, по Достоевскому, не индивидуальным даром поэта, а следствием народности его зрелой поэзии, его лирики и самой личности.

Самым изумительным стихотворением о любви, на мой взгляд, является стихотворение « Я помню чудное мгновенье». Пушкин умеет найти удивительные слова, чтобы описать волшебное воздействие любви на человека:

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Женский образ дан лишь в самых общих чертах: «голос нежный», «милые черты». Но даже эти общие контуры женского образа создают впечатление возвышенного, необычайно прекрасного.

В стихотворении «Я вас любил» показано, что настоящая любовь не эгоистическая. Это светлое, бескорыстное чувство, это желание счастья любимой. Пушкин находит удивительные строки, хотя слова совершенно простые, повседневные. Наверно, именно в этой простоте и повседневности проявляется красота чувств и нравственная чистота:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим

Особое внимание хотелось бы обратить на стихотворение «Мадонна»

Это стихотворение Пушкин посвятил своей жене. Радость и счастье от долгожданного брака (он трижды делал предложение Н. Н. Гончаровой) выразились в строках:

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец

Поэзия Пушкина обладает удивительным даром. Она как живительный бальзам воздействует на человека.

Стихотворения Пушкина мы знаем с юных лет, но только через какое-то время, иногда много лет спустя, мы открываем для себя заново сказочный мир его поэзии и не устаем поражаться ее кристальной чистоте, ясности, одухотворенности. Поэзия Пушкина вечна, ибо она обращена ко всему прекрасному в человеке.


Список использованной литературы

1. Анненков П.В. Материалы биографии А.С. Пушкина. – соч. Пушкина в 7 томах. Т.1. , СПб, 1855.

2. Анциферов Н.П. Петербург Пушкина. – М., 1950.

3. Анциферов Н.П. Пушкин в Царском Селе. – М., 1950.

4. Ахметова А.А. О Пушкине. – Л., 1977.

5. Ашукин Н.С. Москва в жизни и творчестве А.С. Пушкина. – М., 1949.

6. Бартенев П.И. Пушкин в Южной России. – М., 1914.

7. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. – М., 1960.

8. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1813-1826) – М., 1950.

9. Большая советская энциклопедия (в 30 томах) /Гл. ред. А.М. Прохоров. – Изд.3-е. – М., 1978.

10. Бродский Н.Л. А.С. Пушкин. – М., 1937.

11. Гессен А.И. Жизнь поэта. – М, 1972.

12. Глинка В. Пушкин и осенняя галерия зимнего дворца. – Л., 1949.

13. Гроссман Л. Пушкин. – Изд 3-е ЖЗЛ. – М., 1960.

14. Золоторева И.В. Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX. 10 класс 1-е полугодие. – М.: издательство «ВАКО», 2003.

15. Мейлах Б.С. Жизнь Александра Пушкина. – Л., 1974.

16. Томашевский Б.В. Пушкин, - Л, 1925.

17. Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники – М., 1969.

18. Цветаева М. Мой Пушкин. – М., 1967.

19. Щеголев П.Е. Дуэль и смерть Пушкина. _ М, 1936.

20. 1000 золотых сочинений для старшеклассников и абитуриентов- Ростов н/Д: Издательский Дом «Владис», 2005.

Приложение 1

Урок на тему: Тема любви и дружбы в поэзии А.С. Пушкина

Цель урока: увидеть в стихотворениях подкупающую искренность поэта, глубину и силу его чувств: желание радости, счастья, взаимной любви люби­мому человеку.

Методические приёмы организации урока.

1) Чтение наиболее удачных ответов на вопросы домашней работы, разбор достоинств и недостатков письменных работ и беседа с уча­щимися по их содержанию.

2) Проверка опережающего задания - чтение стихотворения на выбор. Для этого можно предложить конкурс на самого удачного, внима­тельного читателя стихотворения.

Слово учителя

1. Действительно, среди шедевров пушкинской любовной ли­рики (а их немало, этих стихотворений, где говорит «язык сердца») - «Простишь ли мне ревнивые мечты», «Призна­ние», «Не пой, красавица, при мне...», «На холмах Гру­зии...», «Я вас любил» и ряд других. Достаточно вырази­тельно прочитать их и можно увидеть предельную ясность мысли и силу чувства поэта. В них нет броских эпитетов, сложных метафор, развёрнутых сравнений. Эту простоту, художественную выразительность, подробнее рассмотрим на стихотворении «На холмах Грузии...».

Стихотворение волнует нас глубиной мысли и чувства, а не словес­ной красотой.

Вопрос к классу:

Какие художественные особенности можно увидеть?
Только две метафоры - «лежит...мгла» и «сердце...горит», но они
привычны, широко употребительны в литературной разговорной речи. Все
слова и выражения просты: «мне грустно и легко», «унынья моего ничто не мучит, не тревожит», «что не любить оно не может». Но вместе они складываются в один музыкальный образ светлой и тихой печали. Любовь, пришед­шая к поэту, от него как бы не зависит - виновато сердце. И поэт искренне взволнован этой способностью сердца «гореть» и «любить». То чувство, ко­торое выражено Пушкиным, принадлежит не человеку вообще, а именно ему.

И вместе с тем в этом конкретном чувстве каждый узнаёт нечто ему близкое.

Но, наверное, не нужно думать, будто реальное любовное переживание без всяких изменений перенесено поэтом на бумагу, чтобы стать шедевром его лирики. Жизненное переживание послужило лишь прототипом переживания художественного, в котором обобщён духовный опыт Пушкина. Ведь в жизни бывает масса несущественных подробностей, а в лирике всё это от постороннего очищается. Теми же свойствами благородной простоты, высокого ума и нежного чувства отличается и стихотворение «Я вас любил...»

2. В особом комментарии нуждается стихотворение, посвя­щенное А.П. Керн.

3. Сообщение учащегося о том, кто такая А.П. Керн, когда и при каких обстоятельствах встретился с ней поэт, как долго продолжалась их дружба.

Информация для учителя.

Пушкин впервые познакомился с Керн (1800-1879) в Петербурге, в доме Оле­ниных, в начале 1819 года. Уже тогда поэт был очарован её красотой и обаянием. После этой встречи прошло шесть лет, и Пушкин вновь увидел Керн, когда она гостила в Тригорском у своей тётки П.А. Осиповой. Неожиданный приезд
Анны Петровны всколыхнул в поэте почти угаснувшее и забытое чувство. В обстанов­ке однообразной и тягостной, хотя и насыщенной творческой работой, михайловской ссылки появление Керн вызвало пробуждение в душе поэта. Он вновь полноту жизни, радость творческого вдохновения, упоение и волнение страсти, любви. Неза­долго до отъезда Керн Пушкин написал стихотворение «Я помню чудное мгнове­нье...», которое сам и вручил ей вместе с экземпляром одной из первых глав Евгения Онегина».

Вот как описывает это А.П. Керн в своих воспоминаниях: «на другой день я
должна была уехать в Ригу вместе с сестрою Анной Николаевной Вульф. Он пришёл утром и на прощанье принёс мне экземпляр 2-ой главы «Онегина» в неразрезанных листках, между которых я нашла вчетверо сложенный почтовый лист бумаги со стиха­ми:

Я помню чудное мгновенье...

Когда я собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго на меня смотрел, потом судорожно выхватил и не хотел возвращать; насилу выпросила я их опять. Что у него промелькнуло тогда в голове, не знаю. Стихи эти я сообщила то­гда барону Дельвигу, который их поместил в своих «Северных цветах». Михаил Ива­нович Глинка сделал на них прекрасную музыку». (А.С. Пушкин в воспоминаниях современников - М., 1974-Т.1 -с.387).

Это колебание Пушкина вручать или не вручать «поэтический подарок», не случайно. Он как бы предвидел, что стихи эти будут приняты за посвященные А.П Керн. Так и произошло, хотя само лирическое чувство предельно обобщено и не пред­полагает никакой конкретизации.

Задание:

Прочитайте со второго абзаца учебника, стр. 148-149.

Только ли любовной теме посвящено это стихотворение? О чём и что говорит оно?

Последовательно, хотя и обобщённо прослежена в стихотворении жизнь самого поэта. Легко узнать по первым строкам давнюю встречу с Керн, а во второй строфе («В томленьях грусти безнадёжной...») - молодого Пуш­кина в светском Петербурге. Третья строфа («Шли годы... Бурь порыв мя­тежный развеял прежние мечты...») указывает на романтический юг, четвёр­тая обращает память к началу ссылки в Михайловское. То есть, каждый пери­од в жизни поэта рисуется им очень кратко, но предельно точно. Стихотворе­ние становится краткой духовной и, конечно, опоэтизированной биографией Пушкина. Увиденный им «гений чистой красоты» помог вновь постичь кра­соту жизни и вызвал поэтическое вдохновение. Таким образом, в композици­онном плане оно делится на три равные части по две строфы в каждом. Они взаимосвязаны друг с другом и в то же время самостоятельны по смыслу).

Задание:

Какая часть стихотворения показывает пробуждение от мучительного сна? Чем эта часть отличается от двух основных?

Третья часть построена иначе: движение в ней идёт не от куль­минации к спаду, а от пробуждения к нарастанию душевного
подъёма, стремительно восстанавливающего всё утраченное и достигающего в финале ликующего, мажорного торжества:

И сердце бьётся в упоенье,

И для него воскресло вновь

Божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слёзы, и любовь.

"Кто из русских композиторов торжественный взлёт радости и вос­торга воспроизвёл в музыке своего романса?

Романс был написан уже после смерти Пушкина и посвящен М.И. Глинкой дочери А.П. Керн. Наверное, музыкальное произведение столь ярко не может выразить глубочайшую философичность пушкинского произведе­ния. Это, скорее всего, подвластно лишь слову.

(Звучит романс М.И. Глинки па слова «Я помню чудное мгновенье...»).

Почему Белинский сказал, что «любовь у Пушкина - это не просто чувство человека, но чувство человека-художника»? (письменно);

что подкупает вас в стихах «На холмах Грузии...», «Я помню чудное мгновенье...», «Я вас любил...»? (устно). Написать сочинение.

Литературная элегия, согласно «Новому энциклопедическому словарю», - «жанр лирической поэзии; в ранней античной поэзии -- стихотворение, написанное элегическим дистихом, независимо от содержания, позднее (Каллимах, Овидий) - стихотворение грустного содержания. В новоевропейской поэзии сохраняет устойчивые черты:, интимность, мотивы разочарования, несчастной любви, одиночества, бренности земного бытия, определенную риторичность в изображении эмоций; классический жанр сентиментализма и романтизма».

Изначально термин «элегия» обозначал специфическую форму стиха. В такой форме создавались произведения разнообразной тематики. Архилох, например, написал обличительные, но в то же время печальные произведения, Солон - элегии с философским содержанием, Каллин и Тиртей - элегии про войну, Мимнерм анализировал с помощью элегии политические темы. Жанр элегии первоначально обозначал погребальные траурные песни, сопровождавшиеся громогласными рыданиями плакальщиц и унывными звуками авлоса (духовой инструмент, прообраз гобоя). Затем, когда подобные обряды изжили себя, так стали называться музыкально-текстовые произведения грустной тональности. Содержание их составляли жалобы на неразделённую любовь, потерю друга, тоску одиночества. Так постепенно сформировался особый лирический жанр - элегия. Это позволило классифицировать её разновидности и подвиды, определить характерные черты.

Как видим - строгого отделения музыки от текста ещё не наблюдается на начальном употребления термина. Оно возникнет несколько позднее, когда эстетика - наука о прекрасном - позволит выявить родо-видовые признаки разных сфер искусства. Именно тогда стало принято считать, что элегия - это лирический жанр литературного произведения. В античной поэзии так называли стихотворения, состоящие из нескольких строф. Каждая включала в себя по 2 строки, не объединённые рифмой (белый стих). Первая писалась гекзаметром, вторая - пентаметром. Подобный способ оформления надолго закрепился в античной поэтической практике. Более того, и дистих стали называли не иначе, как элегическим. Именно ним сложилась традиция выражать философские размышления, высказывать житейские жалобы. Таким образом, в эпоху античности считалось, что элегия - это лирическое произведение, корнями уходящее в эпос и отражающее определённые настроения автора.

У древних римлян этот термин приобретает несколько отличающееся толкование. Элегия у них имеет свободную форму, поэтому приобретает определенное содержание - растет количество произведений о любви. Знаменитыми римлянами в этом жанре были Катулл, Тибулл, Овидий.

Новый взлёт жанр переживает уже в поэзии позднего Возрождения и в последующие века. А расцвет его связан с такими направлениями в искусстве, как сентиментализм и романтизм. Повышенная эмоциональность, душевная обострённость, некоторый пессимизм, меланхолическая задумчивость составляют значение слова «элегия». В русской литературе Баратынский, Жуковский, Батюшков стоят у её истоков. Стихотворение «Сельское кладбище» - размышление о бренности земного человеческого бытия, о мраке забвения, написанное В. А. Жуковским (вольный перевод поэтических строк Т. Грэя) ознаменовало собой увлечение сентиментализмом в отечественной изящной словесности. А затем широкой публике была представлена ещё одна элегия, также ставшая классическим образцом - «Море».

Позднее Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тютчев и Фет обогатили мировую поэзию своими глубокими, проникновенными лирическими стихотворениями («Безумных лет угасшее веселье», «19 октября», «Печально я гляжу на наше поколенье», «Какая грусть! Конец аллеи…»). становится ясно, сколь широки возможности жанра, какую философскую глубину и драматический накал приобрёл он со временем. Динамичный 20-й век несколько потеснил элегическую изысканность и неторопливую размеренность, но постепенно они возвращаются в литературу.

Поделиться: