Дистанционное обучение: плюсы и минусы. Дистанционное образование: плюсы и минусы Технология дистанционного обучения плюсы и минусы

Международная комиссия ЮНЕСКО определяет два основных принципа современного образования: "образование для всех" и "обучение в течение всей жизни". Эти принципы, несомненно, верны, но в суровых российских условиях и под влиянием стереотипов возникает несколько проблем проблем.

1) Проблема неравномерной плотности населения на территории России. Подавляющее большинство высших учебных заведений и высококвалифицированных преподавателей концентрируются в Центральном регионе (Московская и Санкт-Петербургская область), а население рассредоточено по всей необъятной стране, где, бывает, совсем нет ВУЗов. Поступление в ВУЗ в другом городе стоит отнюдь не маленьких денег, поэтому часто недопустимо. А что говорить о существовании потребности в повышении квалификации и образования рабочих, живущих в отдаленных в регионах? Они, кроме всего прочего, часто имеют семьи, и переезд в другой город для них означает возникновение множества значительных проблем.

2) П роблема времени. Сегодня темп жизни большинства современных людей вынуждает их расписывать свое время по минутам. Учиться необходимо всем, но как? И даже такие формы обучения как вечернее и воскресное эту проблему не решают.

3) П роблема денег. О том, сколько стоит сейчас образование, особенно высшее, и говорить не стоит. А так же существует подготовка к поступлению с множеством репетиторов и куча другие расходов! Конкурс на бюджетные места очень трудно выдержать, но ведь платное обучение мало кто сможет «потянуть».

Дистанционное образование является компромиссом для всех вышеперечисленных проблем. Что же это такое? Исходя из вышесказанного, это отдаленное обучение, т.е. на расстоянии, когда преподаватель (тьютор) и ученик могут находиться на любом расстоянии друг от друга. Учебные материалы предоставляются через Интернет, да и практически все обучение проводят с помощью новых технологий. Именно они и обеспечивают общедоступность и низкую стоимостьдистанционного образования, предоставляя возможности получить образование без переезда в другой город. Развитие дистанционного образования появилось благодаря современным достижениям в области развития технологий, средств массовой информации и связи и т.д. Оно использует такие достижения как компьютерные и информационные технологии, учебное телевидение, спутниковые системы связи, распространение компьютерных учебных программам, видеодисков с ними и т.д.

Выделяют три вида дистанционных технологий, применяемых в процессе обучения. Первый вид - кейс-технология на основе бумажных носителей. Это в первую очередь учебно-методические пособия, называемые рабочими тетрадями, которые сопровождаются тьютором. Тьютор поддерживает со студентами телефонную, почтовую и др. связь, а также может непосредственно встречаться со студентами в консультационных пунктах или учебных центрах. Вторая технология - телевизионно-спутниковая. Она очень дорогая и пока мало используется. Главный ее недостаток - слабая интерактивность, то есть обратная связь. И, наконец, третья технология - это интернет-обучение, или сетевая технология. Чаще всего в процессе дистанционного обучения используются все вышеназванные технологии в разных пропорциях.

Дистанционное образование берет своё развитие в Европе и США в начале 70-х годов. Причины распространения и возникновение данного вида образования просты: каждый человек, желающий получить образование, вне зависимости от его демографических признаков и места нахождения может учиться иполучить диплом любого вуза. Большинство специалистов в области образования считают, что дистанционное образование подает большие надежды, так как оно подходит многим людям, и стоит значительно дешевле традиционного. Кроме того, можно исключать определенные дисциплины, если вы их уже проходили, т.е. получать "образование по заказу", которое также дает некоторые преимущества в цене.

Естественно, у этого вида обучения, как и у других, существуют свои плюсы и минусы в получении и усвоении материала. Если вы склоняетесь к этому варианту образования, то следует помнить следующее:

К плюсам дистанционного образования относится:

·Обучение дисциплинам в индивидуальном темпе - скорость изучения материалов устанавливается самим студентом в зависимости от его личных обстоятельств и желаний.

·Свобода и гибкость обучения – студент может выбрать любой из предоставляемых на выбор многочисленных курсов обучения, а также абсолютно самостоятельно рассчитывать время и продолжительность своих занятий.

·Доступность обучения для любого человека – независимо от вашего географического и временного положения, вы можете получить образование дистанционно в любом ВУЗе, поддерживающем данные технологии, что позволяет удовлетворить образовательные потребности любого человека.

·Скорость общения - эффективное осуществление обратной связи между преподавателем и студентом является неотъемлемым элементом процесса обучения.

·Технологичность образовательного процесса - использование в процессе обучения новейших достижений и открытий информационных и телекоммуникационных технологий.

·Социальное равноправие - подразумевает равные возможности получения дистанционного образования в независимости от места проживания, состояния здоровья, национальности и материального состояния обучаемого.

·Творчество – благоприятные условия для творческого самовыражения студента в процессе усвоения знаний.

Но существуют и очевидные минусы:

·Отсутствие реального, «людского» общения между учениками и преподавателями. То есть отсутствуют все те моменты, связанные с индивидуальным подходом к обучению и воспитанием. А если рядом нет преподавателя, который обычно эмоционально окрашивает знания и способствует восприятию материала, это, конечно, значительный минус.

·Целый ряд индивидуально-психологических условий отсутствует при домашнем обучении. Для получения дистанционного образования необходима регулярная жесткая самодисциплина, а результат обучения напрямую зависит от самостоятельности, способностей и самосознательности студента.

·Необходим постоянный доступ к источникам получения образовательных материалов (электронных учебников, видеоматериалов и т.д.). Для этого нужна хорошая техническая оснащенность дома, но не все желающие получить образование имеют компьютер и доступ к Интернету.

·Отсутствие практических занятий, необходимых для закрепления теории и более качественного усвоения знаний.

·Отсутствует регулярный контроль со стороны над обучающимся, что для русского человека является скорее отрицательным признаком. Мало кому удается самостоятельно перебороть лень.

·Обучающие электронные программы и курсы не всегда хорошо разработаны и удовлетворяют всем международным требованиям из-за недостаточной квалификации специалистов, создающих подобные учебные пособия, так как на сегодняшний день это ещё новое и недостаточно изученное направление.

·В дистанционном образовании обучение ведется в основном только в письменной форме. Для некоторых студентов отсутствие возможности и требований излагать свои знания в устной форме может повлечь за собой некачественное усвоение знаний и множество других проблем

Если подвести итог, то дистанционное образование - вещь достаточно удобная и полезная. Несомненно, это шаг в образование будущего. Но все-таки не стоит забывать традиционное образование, которое даст вам больше навыков, особенно при получении основного образования. Дистанционное обучение пока рекомендуется получать, как дополнительное или если у вас нет возможности учиться традиционно по каким-то веским причинам. А вот в качестве дополнительного образования или повышения профессиональной квалификации дистанционное обучение лидирует, потому что «ученик» уже имеет профессиональные навыки в области изучаемого предмета и имеет возможность продолжать образование без отрыва от работы.

Сегодня в России спрос на дистанционную форму обучения, как и ожидалось, в основном сосредоточен в отдаленных регионах. Ведь именно там не хватает высших и средне профессиональных образовательных учреждений, соответствующих уровню высокоразвитых городов. Таким образом, при прочих равных условиях, традиционное образование предстает в выигрышном свете.

Плюсы

+ Возможность обучаться в любое время

Студент, обучающийся дистанционно, может самостоятельно решать, когда и сколько времени в течение семестра ему уделять на изучение материала. Он строит для себя индивидуальный график обучения. Некоторые образовательные учреждения предоставляют своим студентам возможность откладывать обучение на длительный срок и возвращаться к нему без необходимости снова оплачивать образовательные услуги.

+ Возможность обучаться в своем темпе

Учащимся дистанционно не нужно беспокоиться о том, что они отстанут от своих однокурсников. Всегда можно вернуться к изучению более сложных вопросов, несколько раз посмотреть видео-лекции , перечитать переписку с преподавателем, а уже известные темы можно пропустить. Главное, успешно проходить промежуточные и итоговые аттестации.

+ Возможность обучаться в любом месте

Студенты могут учиться, не выходя из дома или офиса, находясь в любой точке мира. Чтобы приступить к обучению, необходимо иметь компьютер с доступом в Интернет. Отсутствие необходимости ежедневно посещать учебное заведение - несомненный плюс для людей с ограниченными возможностями здоровья , для проживающих в труднодоступных местностях , отбывающих наказание в местах лишения свободы, родителей с маленькими детьми.

+ Учеба без отрыва от основной деятельности

Дистанционно можно обучаться на нескольких курсах одновременно, получать очередное высшее образование. Для этого совсем не обязательно брать отпуск на основном месте работы, уезжать в командировки. Существуют образовательные организации, которые организуют корпоративное обучение (повышение квалификации) для сотрудников фирм и госслужащих. В этом случае учеба не прерывает трудовой стаж, а изученные вопросы можно сразу применить в трудовой деятельности.

+ Высокие результаты обучения

Как показывают исследования американских ученых, результаты дистанционного обучения не уступают или даже превосходят результаты традиционных форм обучения. Большую часть учебного материала студент-дистанционник изучает самостоятельно. Это улучшает запоминание и понимание пройденных тем. А возможность сразу применить знания на практике, на работе помогает закрепить их. Кроме того, использование в процессе обучения новейших технологий делает его интереснее и живее.

+ Мобильность

Связь с преподавателями, репетиторами осуществляется разными способами: как on-line, так и off-line. Проконсультироваться с тьютором с помощью электронной почты иногда эффективнее и быстрее, чем назначить личную встречу при очном или заочном обучении.

+ Доступность учебных материалов

Обучающимся дистанционно незнакома такая проблема, как нехватка учебников, задачников, методичек. Доступ ко всей необходимой литературе открывается студенту после регистрации на сайте университета, либо он получает учебные материалы по почте.

+ Дистанционное образование дешевле

Если сравнивать обучение по отдельно взятой специальности на коммерческой основе очно и дистанционно, то второе окажется дешевле. Студенту не приходится оплачивать дорогу, проживание, а в случае с зарубежными вузами не нужно тратиться на визу и загранпаспорт.

+ Обучение в спокойной обстановке

Промежуточная аттестация студентов дистанционных курсов проходит в форме on-line тестов. Поэтому у учащихся меньше поводов для волнения перед встречей с преподавателями на зачетах и экзаменах . Исключается возможность субъективной оценки: на систему, проверяющую правильность ответов на вопросы теста, не повлияет успеваемость студента по другим предметам, его общественный статус и другие факторы.

+ Удобство для преподавателя

Учителя, репетиторы, преподаватели, занимающиеся педагогической деятельностью дистанционно, могут уделять внимание большему количеству учеников и работать, находясь, например, в декретном отпуске.

+ Индивидуальный подход

При традиционном обучении преподавателю довольно трудно уделить необходимое количество внимания всем учащимся группы, подстроиться под темп работы каждого. Использование дистанционных технологий подходит для организации индивидуального подхода. Кроме того, что учащийся сам выбирает себе темп обучения, он может оперативно получить у тьютора ответы на возникающие вопросы.

Международная комиссия по вопросам образования, науки и культуры при ООН (ЮНЕСКО) провозгласила два основных принципа современного образования: "образование для всех" и "образование через всю жизнь". В правильности данного подхода к построению системы образования никто, конечно, не сомневается. Но с точки зрения сегодняшних российских реалий возникает ряд проблем.

Первая : проблема огромных территорий с неравномерной плотностью населения. И хотя население рассеяно по всей стране, в центральном регионе (особенно в Москве и Санкт-Петербурге) сосредоточено большинство учебных заведений высокого уровня и преподавателей высшей квалификации. А поездка для поступления в другой город часто является невозможной из-за высоких расходов. Существует еще потребность в повышении образования работающих в регионах людей, как правило, имеющих семьи, для которых переезд в другой город сопряжен со значительными проблемам.

Вторая : это проблема времени. Сегодня у большинства современных специалистов время расписано по минутам. И тем не менее, без новых знаний, без обучения в течение всей жизни никому не обойтись. И даже вечернее и воскресное образование данную проблему не решает.

Третья : проблема денег. Это в большей степени касается высшего образования и подготовки к нему. Конкурс на бесплатные места высок, а платное обучение далеко не всем по карману.

Помогает в решении всех вышеперечисленных проблем как раз дистанционное образование. Что же это такое? Ответ содержится уже в самом определении. Это обучение "на дистанции", т.е. на расстоянии, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно. Естественно, применяются новые технологии представления учебных материалов. Именно они и делают дистанционное образование дешевым и общедоступным, открывая возможности общения на больших расстояниях. Условием для развития дистанционного образования явились современные достижения в области технологий обучения, средств массовой информации и связи, быстрое развитие и широкое применение разнообразных технических средств. Это в первую очередь компьютерные и информационные технологии; спутниковые системы связи; учебное телевидение; массовое подключение к информационным системам; распространение компьютерных учебных программам, видеокассет с ними и т.д.

Выделяют три вида дистанционных технологий, применяемых в процессе обучения. Первый вид - кейс-технология на основе бумажных носителей. Это в первую очередь учебно-методические пособия, называемые рабочими тетрадями, которые сопровождаются тьютором. Тьютор поддерживает со студентами телефонную, почтовую и др. связь, а также может непосредственно встречаться со студентами в консультационных пунктах или учебных центрах. Вторая технология - телевизионно-спутниковая. Она очень дорогая и пока мало используется. Главный ее недостаток - слабая интерактивность, то есть обратная связь. И, наконец, третья технология - это интернет-обучение, или сетевая технология. Чаще всего в процессе дистанционного обучения используются все вышеназванные технологии в разных пропорциях.

Дистанционное образование начало интенсивно развиваться в Европе и США еще в начале 70-х годов. Причины распространения данного образования просты: каждый человек вне зависимости от его национальности и места нахождения может получить диплом любого вуза. Большинство специалистов в области обучения рассматривают дистанционное образование как подающую большие надежды форму, так как она может подойти многим, и стоит дешевле. Кроме того, можно выбрать определенные учебные курсы, т.е. получать так называемое "образование по заказу", которое также дает преимущество в цене.

В России дистанционное образование начало развиваться в 90-е годы. В 1997 году был начат и в 2002-м завершен всероссийский эксперимент в области дистанционного обучения. В нем участвовали государственные и негосударственные образовательные учреждения. В июне 2002 года состоялось заседание коллегии Минобразования РФ, которая подвела его итоги. Участники эксперимента - 20 учреждений высшего профессионального образования - отработали такие основные группы дистанционных технологий, как кейс-технология (она применяется, как правило, в сочетании с очными формами обучения), сетевая (интернет-обучение) и телевизионно-спутниковая. Вузами были созданы и апробированы специализированные учебные материалы (базовые интерактивные учебные пособия, учебные видеофильмы, аудиопрограммы, обучающие компьютерные программы и т.п.). На их основе разработаны специальные методики ДО.

Важным результатом эксперимента стало создание нормативно-правового обеспечения. Это дало возможность всем учреждениям образования работать на основе дистанционных образовательных технологий. В декабре 2002 г. была утверждена "Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации". В январе 2003 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Дистанционные технологии, согласно внесенным в законодательство изменениям и дополнениям, стали юридически признанными.

Естественно, у данного вида обучения существуют свои плюсы и минусы для обучающихся. Если вы рассматриваете вариант образования с помощью данной технологии, то следует учесть следующее:

К плюсам дистанционного образования можно отнести:

  • Обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей.
  • Свобода и гибкость - учащийся может выбрать любой из многочисленных курсов обучения, а также самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.
  • Доступность - независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях.
  • Мобильность - эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения.
  • Технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
  • Социальное равноправие - равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.
  • Творчество - комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.

Но существуют и очевидные минусы:

  • Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус.
  • Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.
  • Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет.
  • Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий.
  • Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который для российского человека является мощным побудительным стимулом.
  • Обучающие программы и курсы могут быть недостаточно хорошо разработаны из-за того, что квалифицированных специалистов, способных создавать подобные учебные пособия, на сегодняшний день не так много.
  • В дистанционном образовании основа обучения только письменная. Для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания также и в словесной форме может превратиться в камень преткновения.
С нашей точки зрения, дистанционное образование - вещь очень удобная и полезная. Но основное образование таким способом мы советуем получать только в том случае, если по каким-то причинам (пространственным, временным или денежным) вам недоступен традиционный вариант обучения. А вот в дальнейшем предпочтение вполне можно отдать дистанционным формам. Они очень эффективны в сфере дополнительного образования или повышения квалификации, потому что обучаемый уже получил азы профессии и многое знает из очной формы обучения.

Наше мнение по этому поводу подтверждает тот факт, что сегодня в России основной спрос на дистанционную форму обучения сосредоточен все-таки в регионах. Ведь именно там не хватает образовательных учреждений, соответствующих столичному или международному уровню. То есть, при прочих равных, традиционное образование пока выигрывает.

Понятие дистанционное обучение говорит само за себя, т.е. вы получаете все необходимые знания на расстоянии, не покидая любимого дома и независимо от вашего места расположения. При всем этом вы не только обучаетесь, но и впоследствии получаете диплом.

Настолько ли прекрасен данный метод обучения?

Раньше никто не предполагал, что через какое-то время получать образование можно будет сидя на любимом диване. При всем этом вас будут обучать, проводить семинары и экзамены. Популярность такого обучения с каждым днем растет все больше и больше. Но давайте рассмотрим все положительные и отрицательные стороны такого образования.

Положительные стороны дистанционного образования

Здесь можно выделить следующие аспекты:

1. Удобный и свободный график обучения

Вас никто не будет подгонять в строгие рамки графика занятий – вы вольны сами выбирать, когда обучаться и в какое время. Также такой тип образования хорош тем, что вы будете заниматься в индивидуальном порядке, а значит, вам не придется ждать, когда излагаемый материал поймет тот или иной учащийся.

2. Доступность

Даже если вы решили поехать в отпуск – это не повод кидать занятия. Проходить обучение вы можете совершено в любом месте мира. Главное условие – это наличие там интернета.

3. Индивидуальное регулирование темпа обучения

Если в стандартном вузе сидя на лекциях вам приходится слушать все, что рассказывает лектор, то при обучении на расстоянии вы сами регулируете их темп. Например, при прохождении известного материала вы можете просто прокрутить его вперед, а если не до конца поняли излагаемое – повторить столько раз сколько нужно.

4. Финансовый вопрос

Стоимость дистанционного обучения несколько ниже, чем стандартного или же заочного. Как правило, разница в ценах составляет 10–30%.

5. Рост численности желающих обучаться

Еще одна положительная сторона дистанционного обучения – это возможность получать образование тем, кто в силу обстоятельств не может посещать стационарные занятия. Так, круг обучаемых все чаще пополняется беременными, молодыми мамочками, людьми с ограниченными возможностями, теми, кто хочет поменять свою квалификацию, а также пенсионерами.

Отрицательные стороны дистанционного образования

К сожалению, у столь хорошего образования имеются и недостатки.

Сюда можно отнести:

1. Невозможность обучения при частых сбоях работы интернета

Если вы решили обучаться дистанционно – то обеспечьте себе бесперебойный интернет.

2. Недостаток информации

Объясняется это тем, что в лекции будет предоставлена только та информация и в том количестве, которую преподаватель посчитал наиболее важной. Все остальное вам придется искать и додумывать самостоятельно.

3. Может хромать успеваемость

Дистанционное обучение принесет плоды только тем студентам, которые мотивированы и самодисциплинированы, поскольку работа, свидания, различные занятия забирают много сил, в результате чего на лекции будет постоянно не хватать времени. Чтобы добиться положительных результатов нужно уметь выделять время на лекции даже при сильной занятости.

4. Вы очень мало общаетесь с преподавателем и другими студентам, поэтому получаете мало дополнительной информации.

5. Хромает практика

Вся предоставленная информация по большому счету будет выложена в виде лекций, практикума будет совсем мало. Поэтому все свои знания, даже если вы их досконально выучили и поняли, вы можете не понимать, как использовать на деле.

К сожалению, несмотря на свои довольно убедительные положительные качества, обучение на расстоянии не может конкурировать со стационарным. Но количество студентов, которые решают воспользоваться его услугами, с каждым годом возрастает. А развитие компьютерных технологий позволяет создать и внедрить новые программы, помогающие улучшить качество дистанционного обучения.

Поделиться: