Творческое задание для поступления. Творческие испытания. Анна филатова, вгик, факультет звукорежиссуры

Секретами подготовки к творческим экзаменам делятся те, кто успешно их сдал - ученики направлений «Актерское мастерство», «Градостроительство», «Графический дизайн», «Художник-мультипликатор» и «Журналистика», «Продюсер», «Кинооператор», «Звукорежиссер», «Актер».

Кирилл Семенихин. СПбГУ, Факультет свободных искусств и наук, Актерское мастерство

ЧТО СДАВАТЬ?

Творческий конкурс состоит из трех туров и собеседования. За каждый тур максимальное количество баллов 100.

СЕКРЕТЫ УСПЕХА

За три недели до экзаменов я начал готовить репертуар. Ежедневно тренировался, рассказывал басни, стихи, пел песни друзьям...

Экзамены принимали все мастера курса: педагоги по сценической речи, сценическому движению, вокалу.

Самым трепетным было собеседование после вступительных экзаменов. Меня просили рассказать о семье, о любимых книгах, авторах… Особенно приятно было услышать в конце: «Спасибо, мы ждем вас 31 августа».

К театру нужно готовиться всю жизнь. А к экзаменам… Даже не знаю. Волнуетесь? Это нормально, вот бы мне самому узнать секрет, как не нервничать.

Ксения Колчанова. СПбГАСУ, Архитектурный факультет, направление градостроительство

ЧТО СДАВАТЬ?

При поступлении нужно сдать два вступительных испытания творческой направленности: рисунок фрагмента интерьера и объемную композицию из геометрических тел. Максимальная оценка за каждый экзамен – 100 баллов.

СЕКРЕТЫ УСПЕХА

К поступлению я начала готовиться заранее: ходила в художественную школу на протяжении шести лет, а с 10 класса ездила на курсы в СПбГАСУ. Конечно, с нуля рисовать здесь не научат, но подтянуть знания и понять, что именно от вас ждут на экзамене, помогут. В подготовке к вступительным нет единой формулы, которая будет работать для всех. Главное – внимательно читать задание и работать.

Экзаменаторы – приятные люди, которые понимают, что вы нервничаете, и всячески пытаются создать дружескую атмосферу. А вам нужно просто понять, что вам интересно, чем бы вы хотели заниматься и что вас вдохновляет.

Юлия Попова. СПбГУПТД, «Графический дизайн в арт-пространстве»

ЧТО СДАВАТЬ?

Рисунок, живопись и композиция, тестирование по истории искусств. Максимум - 100 баллов. Для допуска необходимо предоставить приемной комиссии папку с лучшими работами на предварительном просмотре (рисунок, живопись, композиция – около пяти работ по каждой дисциплине).

СЕКРЕТЫ УСПЕХА

Уровень подготовки казался мне достаточным: за спиной были пять лет художественного образования и ещё несколько - в детской изостудии. У уверенного в своих силах человека все должно получиться без помощи олимпиад и различных платных курсов. Важно понимать - есть ли необходимость отдавать деньги за то, что ты можешь сделать самостоятельно.

Не подавайте документы только в один вуз. А ещё помните, что после сдачи экзаменов ждет долгожданный отдых, а сейчас это только небольшое жизненное испытание, которое вы сможете преодолеть.

Анна Власова. СПбГУ, Факультет журналистики

ЧТО СДАВАТЬ?

Вступительный экзамен проходит в один день и состоит из устной и письменной частей, за которые можно получить 40 и 60 баллов соответственно.

СЕКРЕТЫ УСПЕХА

Важную роль в собеседовании сыграет то, как вы свяжете вопросы в билете с повесткой дня, поэтому если у вас нет привычки следить за новостями регулярно, то как минимум за месяц до экзамена стоит начать это делать.

Сочинение на творческом конкурсе – это эссе с фактурой. В его основе должны лежать реальные ситуации. Даже такую, казалось бы, общую тему «Мой разговор с президентом» можно раскрыть на личном опыте. Еще один важный момент – научиться писать за 90 минут. Поставьте таймер и тренируйтесь.

Самое важное – словить позитив на экзамене. Не нужно зубрить до последней минуты, ведь то, что вы могли сделать, вы сделали вчера, а перед самим экзаменом лучше успокойтесь, настройтесь на приятное общение с экзаменатором. Не зацикливайтесь на том, что сейчас решится ваша судьба. По-честному, она уже решилась в процессе подготовки.

Анастасия Плешак. СПбГУ, Факультет свободных искусств и наук

ЧТО СДАВАТЬ?

Рисунок, живопись, композиция. Максимальный балл за каждый экзамен – 100.

СЕКРЕТЫ УСПЕХА

В 10 и 11 классе я ходила на подготовительные курсы. Разница между «до» и «после» была колоссальная, но тут все зависит от вашего стремления к цели. У нас были те, кто хорошо сдал вступительные, готовясь самостоятельно. Но рисковать не стоит - наше направление очень специфично, и требования сильно отличаются от других творческих факультетов.

СОВЕТУЮ! Перед экзаменом меня всегда успокаивает мысль, что я сделала все, что могла, поэтому надо просто выйти и показать все, что умею. Меня мотивируют мысли о том, чего я хочу добиться. Без четких целей я бы вряд ли что-то смогла.

Кристина Миронова, Школа-студия МХАТ, Продюсерский факультет

ЧТО СДАВАТЬ?

Помимо результатов ЕГЭ по русскому языку и литературе продюсерам нужно пройти два конкурса: устный и письменный. Если не прошёл первый, то не попадёшь на второй.

СЕКРЕТ УСПЕХА

Я поступила в школу-студию с третьего раза, поэтому не могу сказать, что этот опыт успешный. Чтобы пройти творческие конкурсы, для первого экзамена мне необходимо было научиться правильно говорить, выражать собственное мнение на разного рода вещи и не подавлять в себе волнение, а просто выдохнуть и настроиться на простой разговор с интересными людьми. Еще большую роль сыграло то, насколько я разбираюсь в современном театральном процессе и в искусстве в целом.

Всем задают совершенно разные вопросы и, мне кажется, комиссия сразу видит абитуриента насквозь и спрашивает то, на что он способен ответить. Стоит только поймать эту волну в общении.

Хочется посоветовать абитуриенту искренне любить театр, осознавать, что это очень сложный механизм, частью которого вы хотите стать. Читайте книги, ходите по театрам, выставкам, знайте значимые в театральной сфере имена, не забывайте об истории театра и смотрите на все глубже. И очень важно иметь в себе внутреннюю мужественность – это полезное качество для будущего продюсера.

Полина Набока, ВГИК, Кинооператорский факультет

ЧТО СДАВАТЬ?

Чтобы поступить на кинооператорский факультет, необходимо пройти несколько туров. Сначала подаешь комплект документов. Если получаешь по нему проходной балл, то проходишь дальше, и идет восьмичасовая съемка – четыре часа в павильоне, четыре часа в натуре. Затем сдаешь физику и далее – собеседование с мастерами.

СЕКРЕТ УСПЕХА

Мой секрет успеха – вера в чудо.

Советую максимально быть уверенным в том, чем ты занимаешься. Верить в это и любить, не видеть собственной жизни без этого. Только, когда это все есть, можно поступать в профильный вуз.

Анна Филатова, ВГИК, Факультет звукорежиссуры

ЧТО СДАВАТЬ?

Вступительные испытания состоят из трех туров. Сначала представляется режиссерский сценарий, который выполняется дома. Во второй части первого тура выполняешь задание по просмотренному фильму.

Второй тур – физика и техническое тестирование, направленное на определение наличия музыкального слуха, слуховой памяти.

Третий тур – музыка и собеседование.

Плюс результаты ЕГЭ по русскому языку и литературе. Сложно говорить о количестве баллов – здесь, скорее, рейтинг. Ты либо попадаешь в число счастливчиков, либо нет.

СЕКРЕТ УСПЕХА

Я посещала подготовительные курсы, чтобы иметь представление о профессии и вступительных испытаниях. Также у меня есть среднее музыкальное образование, опыт работы в музыкальных коллективах – это всегда плюс.

Хорошенько подумать, прежде чем поступать. Зачастую ребята поступают во ВГИК, просто потому что это ВГИК, а потом жалеют о своем решении, потерянном времени и уходят, потому что их фантазии не соответствуют действительности. А на самом деле помимо вечеринок и славы их ждет титанический труд, большое количество техники, физика и потребность в пополнении своих знаний каждый день.

Если человек готов к этому всему, нужно верить в себя. Поступить может каждый.

Тимофей Кошкин, МГУКИ, Театральный факультет

ЧТО СДАВАТЬ?

При поступлении на театральный факультет нужно сдавать три-четыре «экзамена», которые представляют из себя мини-выступления перед будущими сокурсниками и мастерами курса – «комиссией». Я прошел три тура: читал стихи, басни и пел песни. Было весело.

СЕКРЕТ УСПЕХА

Мой секрет успеха в том, что мама и папа – бывшие актеры.

Верить в собственные силы и расслабиться.

Лично я не поступал на журфак, но мне с легкостью удалось найти людей, которые и помогли подготовить материал для этой статьи, за что им большое спасибо. По словам ребят, прохождение творческого экзамена не было сложной процедурой, но все же требовало подготовки.

Первое, что вам необходимо сделать - ознакомиться с программой творческого конкурса на официальном сайте желаемого ВУЗа, такая информация может содержаться в разделах «Абітурієнту», «Вступ» и других подобных. Например, вот программы творческих экзаменов в КНУКиИ и ДНУ им. Гончара . Второе, тщательно готовьтесь к написанию собственного высказывания, с которым вы столкнетесь во время написания теста ЗНО по укр. языку и литературе. Да-да, вы не ослышались, по словам студентки журфака Русланы Пророковой, успешное написание собственного высказывания - частично гарантирует вам сдачу творческого экзамена. Это связано с тем, что требования к работам хоть и не одинаковы, но очень похожи, поскольку ЗНО также требует знания орфографии, стилистики, анализа и построения предложений, умения делать выводы и приводить аргументы.

Ниже представлено повествование от первого лица студентки 2-го курса факультета журналистики КНУКиИ Русланы Пророковой о том, как ей пришлось сдавать творческий конкурс в 2015-м году:

Процесс сдачи был очень прозрачным: нас завели в аудиторию, рассаживались мы сами по свободным местам. После вступительного слова нам раздали титульные листы и разлинованные. После того, как все подписали титулки, прошлись девушки — студентки, сотрудницы университета и члены Студпарламента — зашифровали титул и листочек буквами с цифрами. Затем титулки вынесли. И только тогда открыли экран, где была написана тема материала: «Я — журналіст 21 століття. Актуальні питання журналістики». Объем — 4 страницы А4 (рекомендуемый), времени давался час. Конечно, этого оказалось маловато, так что сразу пришлось писать в чистовик. Преподаватели, которые наблюдали за нами, объяснили критерии, по которым будет проходить оценивание. Никакой техникой и литературой пользоваться нельзя было. В результате я получила 193.5 балла, чем осталась довольна. После 3 семестров обучения в своей группе могу отметить, что результаты творческого были вполне справедливы и подтвердились в процессе обучения.
Что касается моей подготовки, то её особо и не было, т.к. планировала я вообще поступление на специальность «диктор и ведущий программ ТВ». Все, что мне помогло — это знание грамматики, широкий словарный запас, четкая структура материала, яркие примеры как из истории, так и из литературы, — то, что я учила для сдачи ВНО. Отдельно именно для сдачи творческого я лишь ежедневно читала статьи в газетах, изучала их строение, порядок слов, расстановку акцентов, а также просматривала сочинения на популярные темы типа «Професія журналіста», «Україна — моя Батьківщина», «Важливість української мови», «Як знайти себе», «Значення моралі», «Принципи добра» и т.п., подыскивала цитаты для них. Так что ничего сложного для меня не было. Все решало желание и умение.

А вот как сдают творческий конкурс по журналистике в Киевском университете им. Бориса Гринченка и Киевском национальном университете им. Тараса Шевченка со слов бывшего абитуриента, нынешнего студента журфака Владислава Дунаенко:

В КНУ им. Шевченка творческий конкурс состоял из трёх этапов:
1-й этап — тестирование по истории и географии;
2-й этап — приглашали какого-то известного человека, с которым абитуриентам предстояло провести пресс-конференцию, то бишь слушали, что он рассказывает, задавали вопросы, а потом нужно было написать статью, используя всё то, что услышали на конференции;
3-й этап — собеседование, просто разговор на разные темы: политика, экономика, журналистика, медиа и т.д.

В КУ им. Гринченка у нас было всего два этапа:

1-й этап — вы смотрите видео-новость, небольшой новостной сюжет, и после этого нужно написать эссе, но не просто рассказать, про что было сказано в видео, а сделать это как отдельный журналистский материал;
2-й этап — подобие экзамена, вытягиваешь билет, там попадается афоризм, готовишься минут 10-15 и потом минут 3-5 нужно свободно говорить на тему данного афоризма, такой себе монолог.

Материалы для подготовки к творческому конкурсу на журналистику

Для подготовки вам могут быть полезны справочники/учебники из Библиотеки , а также некоторые пособия, которые мне прислал преподаватель кафедры журналистики НУ «Острожская академия» Виталий Голубев, а именно:

Выражаю огромную благодарность Руслане Пророковой, Алене Власюк, Владиславу Дунаенко и Виталию Голубеву за предоставленную информацию, что послужила материалом для статьи.

1. Вы уверены, что именно журналистика?

Это весьма общее слово, описывающее крайне специфическую отрасль. Говоря «журналистика», вы можете подразумевать массу других специальностей и направлений, для которых вы пока просто не знаете названия. Стоит покопать глубже.

В журналистике высоко ценится конкретика: точное изложение фактов, точная интерпретация слов эксперта, грамотная работа с цифрами. И первый этап тренировки вашей конкретности - часто задаваемый вопрос на творческих собеседованиях:

Что именно привлекает вас в журналистике?

Кем вы хотите работать, как видите свою будущую работу?

Большинство преподавателей журфаков на собеседовании ожидают увидеть самостоятельно думающего, грамотно формулирующего свои мысли молодого человека. На собеседовании нет четырех заранее заготовленных ответов, из которых нужно выбрать правильный.

Чаще всего вопросы формируются так, чтобы «раскрыть» абитуриента, позволить ему рассказать о себе, о своих ожиданиях, пристрастиях, увлечениях, амбициях.

Предполагается, что поступающему есть что сказать. Удивление вызывают абитуриенты, которые на вопросы отвечают односложно, смотрят в пол, не берут инициативу в разговоре. Журналистика - это сфера коммуникации, где умение и желание общаться ценится очень высоко. Если на собеседовании абитуриент заявляет тему своего интереса, последующие вопросы чаще всего будут уточняющими по этой теме.

При этом преподаватели стараются задавать вопросы максимально широко:
- Что именно вам интересно в ___?
- Есть ли у вас какой-то опыт, с кем-то вы уже общались, писали уже про _____?
- Расскажите поподробнее о _____.

На такие вопросы нет «правильного ответа», который «нужно угадать, чтобы понравиться».
Больше всего преподаватели-практики не любят общие слова и размытые формулировки. Конкретика, факты, четкость высказываний показывают, что абитуриент понимает, о чем говорит.

Конкретика, конкретика и еще раз конкретика. Читайте, узнавайте, спрашивайте, интересуйтесь. И не переживайте, если не поступите.

Неконкретные формулировки

  • Мне нравится встречаться с новыми людьми
  • Мне интересно узнавать что-то новое и интересное
  • Мне хотелось бы научиться журналистике
  • Я хочу писать о культуре

Конкретные формулировки

  • Я интересуюсь балетом, регулярно хожу в Новосибирский театр оперы и балета, последняя книга, которую я прочитала по теме, была « ______», пробую писать рецензии на постановки, вот пример, но до ______ мне еще далеко.
  • Мне интересны молодые бизнесмены, стартаперы, тема развития молодежного предпринимательства, я сделал три интервью с ними, участвовал в Стартап-школе, пытаясь разобраться, что ими движет и какие перспективы есть у этого направления.
  • Я по духу - репортер, мне важно самому побывать на месте событий, своими глазами увидеть происходящее, пообщаться с очевидцами.
  • Я еще не определилась, какая сфера журналистики меня привлекает, но я уже попробовала себя в научной журналистике - написала пост в блоге о научной конференции «_______»
  • Мне интересны передачи и журналы о путешествиях, я прочитала книги «_______» и «_______» о такой журналистике. Я сама путешествовала по _____, и это был не банальный отдых по путевке. Я написала ______ по результатам этой поездки.

ЧТО МОЖНО УМЕТЬ В МЕДИА?

316 навыков, которые вы можете освоить

Индивидуальный план для тех, кто хочет стать медиапрофи

Вешаешь карту на стену. Одним цветом выделяешь то, что умеешь делать хорошо. Вторым - то, чему хочешь научиться. Делаешь шаг назад, даешь мозгу время подумать, скомбинировать увиденное. На утро понимаешь, чему тебе нужно учиться, для того, чтобы работать в медиа)) Проверено.

Карта медийных компетенций. Повесьте себе на стену, управляйте своим образованием

Странно выглядят на собеседованиях абитуриенты, которые никаких СМИ не читают, не слушают, не смотрят. Это парадокс, что человек хочет идти создавать то, чем сам не пользуется, но с распространением социальных сетей такие ответы на вступительных собеседованиях встречаются всё чаще.

Социальные сети не являются СМИ, они - всего лишь платформа, на которой разные авторы и редакции могут публиковать свои материалы. Поглубже разобраться в этой теме бывает полезно, чтобы выделиться на фоне остальных поступающих, рассуждающих о новых медиа и глобализации на уровне обывательского здравого смысла.

Журналистика - это рассказ о том, что происходит в той или иной сфере деятельности человеческого общества. Журналист не просто «умеет брать интервью, писать, снимать, монтировать». Он понимает, о чем идет речь, может выделить причины и следствия событий, умеет определять достоверность источников информации, выбирать экспертов для интервью, задавать им осмысленные вопросы.

Миф о том, что если у ученика хорошо получаются сочинения, а в его текстах мало ошибок, ему надо поступать на журналистику, широко распространен среди учителей русского языка и литературы. Считается, что грамотно написанный текст обеспечивает успех на профессиональном журналистском поприще.

Увы. Несмотря на то что журналисты действительно много пишут, знания орфографии и пунктуации - не самые важные в этой работе. Грамотность - хороший плюс, экономящий время и нервы редакторов и корректоров, но он далеко не ключевой.

Журналист читает массу документов, встречается и разговаривает с людьми, которые часто противоречат друг другу, разбирается в цифрах и терминах, пробует из всего этого месива выстроить логичную историю и доступно ее рассказать.

Если в тексте присутствуют орфографические ошибки - их поправит корректор или редактор. Если будут ошибки в фактах и логике - материал выбросят в корзину.

2. Какая журналистика вас привлекает?

На втором этапе важно определиться, какая тематическая сфера вам интересна. Не ТВ/газета/интернет/радио. А тематическая область.

Преподаватели на собеседованиях открыты и готовы услышать любую, даже экзотическую тему, которая увлекает абитуриента. Главное - продемонстрировать, что этот интерес не поверхностный, что абитуриент реально погружен в эту тематику, следит за событиями,персонами, экспертами, читает специализированные сайты, журналы, книги.

Имитировать этот интерес невозможно. Увлеченный человек виден издалека, он может рассказывать массу интересного, уточнять детали, делиться своими эмоциями, приводить примеры, дискутировать с собеседником. Из человека, которому мало что в жизни интересно, ответы приходится вытягивать клещами.

Почему увлечённость - это важно? Журналистика предполагает, что вам интересен мир вокруг или какая-то часть, грань этого мира. Она должна быть интересна настолько, что вы готовы погружаться в неё, узнавать новых людей, задавать им вопросы, перелопачивать документы, сравнивать, сомневаться, уточнять, думать, читать и рассказывать другим людям то, что вы узнали, в интересной форме.

Подумайте, какая часть мира вас привлекает:

  • Социальная сфера (образование, здравоохранение, городское планирование и развитие, качество жизни, ЖКХ, пенсионная система, благотворительность и так далее),
  • Региональная политика и управление (деятельность депутатов, отделений политических партий, деятельность мэров и муниципалитетов, формирование регионального бюджета),
  • Национальная и международная политика и экономика (долгосрочные стратегии, национальные программы, дипломатия, транснациональные корпорации, международные организации и альянсы, биржи, индексы и офшоры),
  • Наука и технологии (изобретения, открытия, внедрение научных разработок в ежедневную жизнь, нано- и биотехнологии, инновации, энергетика, экология, адронный коллайдер),
  • Спорт (любительский и профессиональный, на локальном и международном уровне, спартакиады, олимпиады и Кубок Дэвиса),
  • Музыка, кино, театр, литература (стили и направления, классики и новые авторы, фестивали, премии, массовая и элитарная культура, показы и критика),
  • Бизнес и занятость (рынки, налоги, рабочие места и безработица, кредиты на развитие, стартапы и инвесторы),
  • Происшествия и криминал (бедствия и катастрофы, конфликты и беспорядки, расследования и суды),
  • Информационные сети, новые медиа, коммуникации (глобальные системы связи, массовые открытые онлайн-курсы, трансмедиа, многопользовательские сетевые игры, социальные сети),
  • Космос (спутники, космические станции, космический туризм),
  • Что-то ещё?

| Марина Емельяненко | 10328

Кто изведал наслаждение творчеством, для того уже все другие наслаждения не существуют.
А.П. Чехов.

Архитектура;

Градостроительство;

Аэронавигация;

Лечебное дело;

Таможенное дело;

Журналистика;

Телевидение;

Медиакоммуникации;

История искусств;

Теология;

Хореография;

Цирковое искусство;

Актерское искусство;

Вокальное искусство;

Дизайн;

Живопись;

Скульптура;

Режиссура;

Киноведение.

Творческий конкурс при поступлении в ВУЗ. Что это такое и кто его сдает?

Абитуриентам | Марина Емельяненко | 10328

Многие специальности требуют от абитуриентов прохождения особых испытаний, обусловленных спецификой выбранной профессии. Такие экзамены называются творческий экзамен или творческий конкурс.

Творческий экзамен – это экзамен, который позволяет оценить творческие способности студента к какому-либо виду деятельности. Сдают такие экзамены во многих вузах России. Единого стандарта проведения таких конкурсов не существует. Все задания разрабатываются, как правило, преподавателями вуза, в котором и будет проведен творческий конкурс. Так, будущие журналисты пишут сочинения и статьи, художники – рисуют, актеры – демонстрируют сценические способности.

Времени для подготовки к творческому экзамену у абитуриентов обычно достаточно. Обычно все программы творческих конкурсов вузы оглашают примерно за четыре месяца до начала вступительной кампании. При этом сама программа состоит из пояснительной записки, самого задания и критериев оценки.

Как подготовиться, чтобы успешно сдать творческий конкурс?

Для подготовки к внутреннему конкурсу вуза необходимо сделать следующее:

Заблаговременно отыщите и сохраните у себя программы творческих конкурсов прошлых лет. Ознакомьтесь с ними, обратите внимание на рекомендованную литературу; . Занимайтесь дополнительно с репетитором, если это позволяют ваши средства. Подготовка не бывает лишней, тем более в творческих испытаниях. В точных науках все более четко, а творчество – вещь непредсказуемая;

Если в выбранном вузе предусмотрены подготовительные курсы, посещать их нужно непременно. Творческий конкурс обычно разрабатывается работниками вуза. И самую лучшую подготовку вы получите именно у них.

В 2014 году список специальностей, на которые вузы вправе вводить внутренний экзамен значительно расширился. Внутренний экзамен может быть проведен в форме творческого конкурса, собеседования или экзамена. Однако, как правило, используется именно творческий конкурс. Оценивается он по стобалльной шкале, причем в некоторых вузах можно получить за весь конкурс максимально 100 баллов, а в других – каждый промежуточный этап оценивается отдельно, и сумма баллов может составить 200 или 300. В общем и целом, творческий конкурс имеет довольно большое значение в общей сумме баллов абитуриента. Случается даже так, что результаты творческого экзамена оказываются для приемной комиссии важнее, чем результаты ЕГЭ.

На какие специальности необходимо сдавать творческий экзамен?

На самом деле число направлений подготовки, требующих особых знаний довольно велико. Среди основных, на которые может потребоваться сдача дополнительных вступительных испытаний профессиональной или творческой направленности, можно выделить следующие:

Архитектура;

Градостроительство;

Аэронавигация;

Лечебное дело;

Таможенное дело;

Журналистика;

Телевидение;

Медиакоммуникации;

Педагогическое образование;

История искусств;

Теология;

Хореография;

Цирковое искусство;

Актерское искусство;

Вокальное искусство;

Дизайн;

Живопись;

Скульптура;

Режиссура;

Киноведение.

Это лишь часть специальностей с дополнительными требованиями. В общей сложности согласно утвержденному законодательством перечня, таких специальностей около семидесяти. Некоторые из них существуют в этом списке уже очень давно, другие, как, например, педиатрия или педагогика, добавлены в течение нескольких последних лет. Абитуриент, желающий поступить в вуз, в котором среди основных требований – творческий конкурс, должен подходить к подготовке к этому испытанию со всей ответственностью. Вы не знаете, что именно будет вас ждать на таком экзамене, поэтому не пренебрегайте ни одним возможным способом подготовки. Спрашивайте, уточняйте, ищите, читайте – делайте все, чтобы обойти ваших конкурентов. Творческий экзамен непредсказуем. Возможно именно то, что вы считали неподражаемым, не будет оценено по достоинству, так как оценивать вас будут «на месте» живые люди, знающие в этом толк.

Творческий конкурс – реальная возможность беспристрастно оценить свои возможности и способности, выслушать критику и сделать исходя из нее продуктивные выводы.

Мои глаза – объективы камер, мои уши – микрофоны. Я изливаю мысли на бумагу, и ровные строчки-события отражаются в изумленных глазах читателя. «Как? Неужели? А что дальше?» - спрашивает он завороженным шепотом, тут же получая ответы. Я – не вымысел фантастов, не новое детище кибернетики. Мое имя – Репортер...

Репортеры – «всевидящее око» любой редакции. Благодаря им каждый читатель, слушатель, зритель может побывать везде, поучаствовать во всех мыслимых и немыслимых событиях.

«...И вдруг сэр Джонс, тяжело вздохнув, привстал. Поднятием дрожащей руки он призывает внимание судьи. По залу волнами разошелся гул непонимания.

Хотите что-то добавить? – невозмутимо произнес сэр Велли.

Но что я слышу?!

Я – ... Это сделал!

Сэм Джонс, главный свидетель обвинения, сознался в совершении зловещего преступления – убийства Пита Хенка!..»

Возможно, так выглядел отрывок одного из первых репортажей на заре XIX века. Сегодня репортеры вышли из зала суда, но все же не прекратили делиться с нами главной ценностью нового общества – Информацией. Снова и снова журналисты повторяют волшебную формулу репортера: «Друзья, нам посчастливилось побывать в центре урагана!»

«...В прямом эфире с места событий наш специальный корреспондент...»

Но нет, мне этого мало! Я хочу видеть и чувствовать все, что происходит; быть там и шаг за шагом следовать за героями репортажа, выхватывая броские детали и запоминая ускользающие подробности. Однако даст ли маэстро Гиляровский, король жанра, мне, семнадцатилетнему корру (иначе не скажешь), встать рядом с ним? Но... разве это не я, замирающий от ужаса, прислушивающийся к тревожной «песне подземелья»? «Репортер и читатель» – единое целое, гениальная система получения и потребления информации. Становясь частью этой цепочки, журналист впитывает в себя особенности жанра и с гордостью несет имя «Репортер», словно вечное знамя свободы. Свободы мнений, знаний и совести. Причем совесть подозрительно относится к мнениям, а мнения маскируются под знания, но часто бывают с ними полностью противоположными. Поэтому репортер дает читателю, слушателю, зрителю клятву, говоря: «Я – свидетель! Я подтверждаю!»

Для меня символом Репортерской чести навсегда останется рассказ «Репортаж до последней минуты». Это произведение о малоизвестном астронавте, памятник которому установлен на аллее космических героев. Он первым высадился на тело кометы и собрал образцы материи, необходимые для объяснения загадки возникновения жизни на Земле. Но в последнюю минуту «хрупкая твердыня» не выдержала и раскололась, а Андрей Белых, так звали героя, полетел в сторону солнца. Несмотря на жар и страх, голос отважного космонавта затих только тогда, когда начала плавиться аппаратура. Огромные протуберанцы вырывались из огненного сердца галактики, солнечный ветер обжигал скафандр, но репортаж не был прерван ни на минуту!

Таков он – «герой моего рассказа». Репортер, сумевший простыми словами передать чувства падающей звезды.

Творчеством не занимаются – им живут!

Сегодня до того свободное время, что в какую сторону голову ни поверни – всюду творческие люди. Вон их как много! Море, почти океан. Включишь телевизор, а там... творческая личность на личности сидит. Эстрада: все «поют» (вы понимаете, о чём я), пляшут... Творчество!.. Распиаренные телешоу: опять же «поют», развивают вокальные данные, любовь строят. А как же? Тут без творческого подхода – ни-ни.

Творчество. Творчество! Творчество? Творчество!! Уже практически невозможно за всей этой пылью, грязью (а там ведь микробы! Осторожней...) разглядеть истинных творцов. Они не заявляют на каждом шагу каждому репортёру или интервьюеру, что являются творческими людьми. Им не нужно и тех «отведённых», «отмеренных» пятнадцати минут славы. Они просто занимаются тем, к чему лежит душа, что доставляет удовольствие им и окружающим, пусть даже эти окружающие – лишь родственники и близкие друзья. В этом их отличие от псевдотворцов, которые в очередной раз «набросили маски», и которые пытаются перекричать своих «сородичей», возглашая «Я творческий...» Но так и не могут переорать друг друга. Дай-то Бог, чтобы это поскорее произошло. Надоест играть в «творческий – нетворческий», найдут другую модную забаву. Прошли же времена «креативных», «одиозных» и их антиподов, потихоньку сходит на нет деление на атеистов и верующих.

Как-то, когда я был ещё совсем маленьким, мы с отцом поехали на охоту в Топчихинский район. Ночевали у знакомых. Меня поразило, что на стенах висели картины с загадочными изображениями русалок. Они были тёмно-зелёного, болотного цвета, с белокурыми волосами, как и положено, с плавниками. Автор этих картин – дочь хозяина. Своим детским чутьём я понял, что это добрый человек с собственным миром, населяют который прекрасные русалки, и сразу же проникся к ней доверием. К сожалению, будучи уже пятнадцатилетним юношей, я узнал от родителей не совсем приятные вещи об «авторе русалок».

Или такой интересный народ, как бразильцы. Они творят в футболе. Мальчишки готовы сутками напролёт гонять на улице мяч. И когда вырастают, эта любовь к футболу никуда не пропадает. Футбол у бразильцев в крови, они этим живут. Творчество? Творчество. Даром, что числятся пентакампионами, то есть пятикратными чемпионами мира.

Не нужно стремиться быть творческим человеком, «жизнь положить» за футбо

Поделиться: