Сообщение а н плещеев. Алексей плещеев - биография, фотографии. Даты из биографии Алексея Плещеева

ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич родился в семье губернского чиновника - поэт.

Его семья принадлежала к старинной дворян­ской фамилии. В 1827 отец Алексея Николаевича переводит­ся на службу в Нижний Новгород, где провел свои детские годы и будущий поэт.

До 13 лет Алексей Николаевич учился дома, где получил хорошее образование и знание иностран­ных языков.

В 1839 был отдан в Пе­тербургскую школу гвардейских подпра­порщиков, где некогда учился и Лермон­тов .

В 1843 поступает на восточный факультет Петербургского университета. Од­нако предметы, которыми он занимался «без всякой любви», заставляют его поки­нуть университет, чтобы на свободе за­няться «живыми» науками, близкими «к интересам времени» - историей и полит­экономией.

В 1844 появляются первые стихотворения Плещеева, которые он публикует в «Современнике», «Библиотеке для чте­ния», «Литературной газете».

В 1846 вышел первый сборник. Поэт звал в них к «доблестному подвигу», верил в «желанный час освобождения» народа из-под ига самодержавия. Он ста­новится членом общества, возглавляемого Петрашевским.

В 1849 кружок был разгром­лен. Алексей Николаевич вместе с другими членами круж­ка был приговорен к смертной казни, которая в последнюю минуту была заме­нена солдатчиной и ссылкой. Лишенный «всех прав и состояния», отданный рядо­вым в Оренбургские линейные батальоны, он почти 10 лет тянул солдатскую лямку.

В середине 50-х гг. Алексей Николаевич возобновляет прерван­ную литературную деятельность. Он актив­ный сотрудник «Современника», в 1859- 60 неофициально редактирует газету «Мос­ковский вестник».

В 1858, 1861 и 1863 выходят сборники.

В 1887, 1898 и 1905 - полное собрание его стихотворений.

В 1860 и 1896-97 - два тома повестей и расска­зов.

Плещеев издает в эту пору «Повести и рас­сказы» И. С. Тургенева , семь выпусков полезного пособия для учащихся - «Гео­графические очерки и картины» , литера­турные сборники для детей. Много пишет для театра. Закрытие «Современника», «Русского слова» ставят Плещеева в тяжелое по­ложение, он вынужден служить ревизо­ром Контрольной палаты Московского почтамта.

С 1867 в связи с возобновлением Некра­совым «Отечественных записок», сотрудничает с журналом.

В 1872 Алексей Николаевич получил разрешение на въезд в Петербург и стал бессменным секретарем некрасовского журнала, актив­ным его сотрудником.

С 1877 - заведую­щим стихотворным отделом. После за­крытия «Отечественных записок» вме­сте с основной группой членов редакции этого журнала перешел в «Северный вестник», где с 1884 по 1890 заведовал сти­хотворным и беллетристическим отделами. Плещеев заботился об успехе журнала и прила­гал много сил, чтобы улучшить его литературно-художественные отделы. Он при­нимал деятельное участие в работе Лите­ратурного фонда, был старшиной Артисти­ческого кружка в Москве, организован­ного Островским, одним из учредителей Общества русских драматургических пи­сателей, председателем Общества сцени­ческих деятелей, членом Театрально-ли­тературного комитета, активным участни­ком Общества российской словесности.

Стихотворения, вошедшие в сборник 1846, привлекли внимание читателей своей общественной направленностью. Испытав сильное воздействие Пушкина , Лермонто­ва, Огарева , Алексей Николаевич продолжал традиции граж­данской лирики.

Его стихотворение «Вперед! без страха и сомненья...» было программным для петрашевцев. Прозванное «русской Марсельезой», оно звучало на митингах и маевках и стало песней рабочих, кото­рую пели в канун революции.

Не меньшей популярностью пользовалось стихотворение «По чувствам братья мы с тобой» , которое до не­давнего времени приписывали то Добролю­бову, то Рылееву . Призывавшее к бесстра­шию, оно способствовало сплочению пере­довых людей, было любимейшим в семье Ульяновых. Стихи поэта оказали огромное воздействие как на современников поэта, так и на последующие поколения.

Ни арест, ни солдатчина, ни ссылка не сломили убеждений поэта, страстного последователя идей Белинского , его стрем­ления честного служения своей музой об­ществу. Еще находясь в ссылке, Плещеев вни­мательно следит за деятельностью Чер­нышевского , Добролюбова, Некрасова. В первых же стихотворениях, написанных в середине 50-х гг., звучат мотивы сострадания к горю народа, к участи угнетенных. Поэт создает ряд стихотворений, где звучит призыв к юному поколению бороться во имя новой жизни («О, юность, где же ты?» ). Через многие стихотворения поэта проходит тема любви к родине и народу, страдаю­щему под игом самодержавия («Нищие», «Родное», «Скучная картина», «На улице» ).

Самое сильное стихотворение этого цик­ла - «Отчизна» , где изображена горькая жизнь труженика убогих деревень. Поэт мечтает о том дне, когда исчезнет «нена­висть племен», когда не будет «братской кровью меч народов обагрен» («Иль те дня еще далеки?» ).

Реалистические тенденции русской ли­тературы обусловили развитие сатириче­ского жанра в ней. Наряду с Некрасовым к нему обращается в 50-е гг. и Плещеев, кото­рому принадлежит ряд сатирических произведений («Мой знакомый», «Счастли­вец», «Дети века все больные» ). Самое силь­ное стихотворение этого цикла - «Марш отступников» , полное ненависти к ренега­там и предателям. Элементы сатиры мы находим и в элегических стихотворениях Плещеева. Поэт никогда не стоял в стороне от общественной жизни, он откликается на острые вопросы и политические собы­тия, обращаясь к молодежи, к единомыш­ленникам, участникам революционного движения. Он вновь, как и в начале своего пути, поднимает вопрос о назначении поэ­та и поэзии, причем поэт выступает уже не только как пророк, предсказывающий грозную расплату, но и как боец.

Как и Некрасов, он обращается к об­разам великих людей своего времени. Он посвящает стихи Белинскому, Чер­нышевскому, Добролюбову, в которых воплощены характерные черты замечатель­ных борцов революционной демократии. И, несмотря на то, что ни в одном стихотворении не обозначен адресат (из-за цен­зуры, особенно свирепствовавшей, когда эти произведения создавались), современ­ники узнали тех, чей облик нашел во­площение в стихах Алексея Николаевича.

Разгром революционного движения в 60-е гг., гибель Добролюбова, Михайлова, арест и ссылка Чернышевского потрясли Алексея Николаевича, он тяжело переживал эти события. Гнетущими были и условия работы в связи с наступлением реакции, необыкно­венно тяжелыми обстоятельствами личной жизни. Плещеев тяжело переживал в 60-70-е гг. то, что не мог сказать «нового слова» «свежим борцам», что ему приходилось только сочувствовать продолжающим дело, которому он отдал лучшие годы юности. Поэт болезненно переживал свою отор­ванность от крестьянской массы. Его мучило сознание, что он не может вопло­тить в жизнь свои идеалы, то есть принять непосредственное участие в борьбе за сво­боду народа, и эти раздумья мы находим в ряде произведений («Жаль мне тех, чья гибнет сила», «Старик», «Так тяжело, так горько мне и больно» ). Но лирический герой Плещеева не противостоит людям, обще­ству, а тесно связан с ними. Поэт никогда не совершал компромиссов со своей со­вестью, оставаясь верным служению отчизне.

Большое место в творчестве Алексея Николаевича 70-х гг. занимает пейзажная лирика, отличающая­ся простотой, задушевностью («Летние песни» ). Много сил и энергии отдал он, созданию детской литературы, посвятив самым маленьким читателям прекрасные стихотворения, проникнутые горячей лю­бовью к ним. Поэт-гуманист стремился познакомить ребенка с жизнью, объяс­нить окружающий мир. Он нарисовал пре­красные картины родной природы «роди­мой сторонки». Эти чудесные стихи по до­стоинству оценили Варламов, Мусоргский, Гречанинов, Кюи, Чайковский, написав­шие на них музыку.

Немалое значение имеет деятельность Алексея Николаевича как переводчика. В переводе он видел продолжение своего оригинального твор­чества, придавая большое значение выбору оригинала. Несмотря на крайнюю нужду, которая заставляла его переводить ради насущного хлеба, он относился к переводу как большому и важному средству в деле воспитания читателя, как высокому ис­кусству, как к работе художественной. Его перу принадлежат первые в России перево­ды из Стендаля, Золя, Ж. Занд, Додэ, Мо­пассана, Брет Гарта; он один из первых переводчиков Гейне, Петефи, Байрона.

Разносторонне образованный, обладав­ший тонким эстетическим чутьем, Алексей Николаевич был видным, талантливым критиком, которому принадлежит множество критических ста­тей, обзоров, рецензий, напечатанных ано­нимно и под различными псевдонимами во многих газетах и журналах.

Критические отзывы Плещеева очень ценились Добролюбовым, Некрасовым, Островским. Статьи революционно-демокра­тических критиков, а также редакционные рецензии некрасовских журналов «Современ­ник» и «Отечественные записки» отража­ли отношение передовых людей к творче­ству Плещеева, опровергали потуги реакционной и либеральной критики, стремившейся исказить гражданский характер его поэзии. Стихи Плещеева А.Н. переведены на многие европейские языки.

Умер – , Париж.

Читатели, знакомые с творчеством Горького, наверняка помнят его «Старуху Изергиль» и замечательного персонажа Данко, который оказался на все готов для счастья людей: даже вырвал из груди собственное сердце, чтобы осветить им дорогу.

Невольно напрашивается аналогия с Алексеем Плещеевым: это был удивительный человек, через всю жизнь пронесший верность идеалам молодости, прошедший через солдатчину, испытавший ужас близкой казни и все-таки не изменивший любви к людям, которая горела в его большом сердце.

Жизнь поэта

Алексей родился в маленькой уютной Костроме, в семье чиновника. Событие случилось в 1825 г. Люди, склонные видеть мистические взаимосвязи событий и некие сигналы Вселенной, могут отметить странное совпадение: наверное, не случайно в год восстания декабристов появился на свет будущий социалист, член кружка петрашевцев, во многом продолживший борьбу за их идеи равенства и свободы.

Мальчик учился сначала в школе подпрапорщиков, потом в Петербургском университете. Интерес к слову он ощущал всегда. В 1844 г. передовой журнал «Современник» публикует его стихи. Начинается период активной литературной деятельности, совмещаемой с деятельностью общественной: Алексей Плещеев вступает в кружок петрашевцев, вдохновляет друзей стихами, побуждает к разработке программ действия, а не только к острополитическим разговорам. Обществу необходимы реформы! Но в тот период Россия переживала полосу тяжелейшей реакции. Всякое вольномыслие было запрещено. За петрашевцами следили. Плещеев был одним из активистов, нередко члены кружка собирались у него на квартире. В 1849 г. последовали разгром кружка и аресты.

Плещеева арестовали и отправили в Петропавловскую крепость, где он провел 8 месяцев, Наконец объявили решение участи: казнь. «Преступников» привезли на Сенатскую площадь. Можно представить себе, что творилось у каждого в душе! Но поведение их было безупречным: ни молений, ни жалоб. И тут правительство смилостивилось: казнь заменяется каторгой. Ввиду молодости лет Плещеева его вместо каторги отправляют солдатом в Оренбург. Не скорбя о своей участи, он честно служит, но, конечно, речи нет в этот период о создании стихов или каком-либо творчестве.

Потом Плещеева «простили», разрешили вернуться в любую из столиц, дали возможность печататься. Некрасов пригласил его на работу редактором «Отечественных записок». Но до конца жизни Плещеева над ним довлел полицейский надзор. Между тем поэт не скрывал, что не изменил своих убеждений. В 1861 г. после арестов студентов - участников антиправительственных волнений он собирал деньги и отправлял им в помощь.

Последние годы жизни прошли относительно спокойно. Смерть настигла поэта, когда он пребывал во Франции и собирался подлечиться на курорте.

Творчество

Плещеев оставил большое творческое наследие. Он был и поэтом, и публицистом, и литературным критиком. Много переводил.

Всю жизнь его волновали социально-политические проблемы России, он никогда не оставался в стороне. «Вперед! Без страха и сомненья…» - одно из его стихотворений, открыто призывавшее к переменам. Близка была ему боль простого народа. Вспомним «В суде он слушал приговор» - об отчаявшемся бедняке, которого осудили равнодушные и сытые чиновники за украденный для детей и больной жены кусок хлеба.

Немалую часть занимает любовная лирика. Более 100 песен и романсов положены на его стихи. Писал Плещеев и о природе. Помните: «Уж тает снег, бегут ручьи…»? А эту милую вещицу: «Травка зеленеет, солнышко блестит…»? Все это – Алексей Плещеев.

Охотно писал Плещеев и для ребятишек. «Бабушке», «Елка в школе» - стихотворения, любимые маленькими современниками поэта.

Говорят, талантливый человек талантлив во всем. Таким был Алексей Плещеев – поэт с горячим сердцем Данко.

Алексей Николаевич Плещеев (1825 - 1893) - русский поэт, писатель, переводчик, критик. Произведения Плещеева вошли в хрестоматию русской поэзии, прозы, детской литературы и стали основой около сотни романсов русских композиторов.

Детство и юность

Алексей Плещеев происходил из дворянского рода, который к моменту рождения будущего поэта в 1825 году обеднел. Мальчик, будучи единственным сыном родителей, родился в Костроме и провел свое детство в Нижнем Новгороде. Начальное образование получил дома, знал три языка.

В 1843 году Плещеев поступает в Петербургский университет на факультет восточных языков. В Петербурге складывается круг его общения: Достоевский, Гончаров, Салтыков-Щедрин, братья Майковы. К 1845 году относится знакомство Плещеева к кружком петрашевцев, исповедующими идеи социализма.

Первый сборник стихов поэта вышел в 1846 году и был пронизан революционными устремлениями. Опубликованный в нем стих «Вперед! Без страха и сомненья» молодежь воспринимала как «русскую Марсельезу». Стихи Плещеева раннего периода являются первым русским откликом на события Французской революции, некоторые из них были запрещены цензурой до начала ХХ века.

Ссылка

Кружок Петрашевского, активным участником которого был Плещеев, был накрыт полицией весной 1849 года. Плещеев и другие участники кружка были заключены в Петропавловскую крепость. Результатом следствия стал смертный приговор для 21 из 23 заключенных, предполагающий расстрел.

22 декабря состоялась инсценировка казни, в последний момент которой был зачитан императорский указ о помиловании и ссылке осужденных. Плещеев был отправлен в качестве рядового на Южный Урал, близ Оренбурга. Военная служба поэта длилась 7 лет, первые годы он практически ничего не писал.

За смелость, проявленную в ходе туркестанских походов и осаде Ак-Мечети, Плещеев был повышен в звании и вышел в отставку. В 1859 году он вернулся в Москву, а с 1872 года жил в Петербурге.

Творчество после ссылки

Второй сборник стихов поэта был опубликован в 1858 году с предпосланными словами Гейне «Я не в силах был петь…». По возвращению в Москву Плещеев активно сотрудничал с журналом «Современник», публиковал стихи в различных изданиях Москвы. К этому времени относится обращение к прозе. Созданы повести («Наследство», «Отец и дочь», «Пашинцев», «Две карьеры» и др.).

В 1859-66 гг. Плещеев вступил к группу руководителей «Московского вестника», направив его в сторону либерализма. Смелым политическим актом многие критики посчитали публикации Плещеевым произведений и автобиографии Т. Шевченко, с которым поэт познакомился в ссылке. Политизированным было и стихотворное творчество, например, стихотворения «Мольба», «Честные люди, дорогой тернистою…», «К юности», «Лжеучителям» и др.

В 60-х годах Плещеев впадает в депрессивное состояние. Уходят его товарищи, закрываются журналы, где он печатался. Названия стихотворений, созданных в этот период, красноречиво говорят о перемене внутреннего состояния поэта: «Без надежд и ожиданий», «Я тихо шел по улице безлюдной».

В 1872 году Плещеев вернулся в Петербург и возглавил журнал «Отечественные записки», а затем «Северный вестник». Возвращение в круг единомышленников способствовало новому творческому импульсу.

В последние годы жизни поэт много писал для детей: сборники «Подснежник», «Дедушкины песни».

Перу Плещеева принадлежат переводы стихотворений и прозы целого ряда зарубежных авторов. Значительны работы поэта в драматургии. Его пьесы «Счастливая чета», «Нет худа без добра», «Командирша» с успехом ставятся в театрах.

Алексей Плещеев умер 26 сентября 1893 года в Париже, находясь там проездом в Ниццу на лечение. Похоронен в Москве.

Дата рождения: 4 декабря 1825 года
Место рождения: Кострома, Российская империя
Дата смерти: 8 октября 1893 года
Место смерти: Париж, Франция

Алексей Николаевич Плещеев – русский поэт. Алексей Плещеев был рожден 4 декабря 1825 года в Костроме в семье дворянина, служащего при губернаторах.

В семье было много писателей. Детство Алексей провел в Нижнем Новгороде, где обучался по домашней системе с помощью матери. За время обучения изучил 3 языка, а в 13 лет уехал в Петербург и начал обучаться в Петербугский школе гвардейских подпрапорщиков, в котором ему не понравилось, и в 1843 году он ее покинул.

Тогда же начал обучаться в Петербургском университетеи изучать восточные языки. Вместе с ним учились Майков, Достоевский, Гончаров и Салтыков-Щедрин.

Уже тогда проявились первые признаки его таланта, который заметил ректор университета Краевский и по совместительству издатель Современника. В 1845 году вошел в кружок Буташевича-Петрашевского и стал социалистом.

В 1846 году стал вхож в кружок братьев Бекетовых вместе с Майковым и Григоровичем. Там же он познакомился с Достоевским, который в будущем посвятил ем свою повесть Белые ночи.

В 1845 году Плещеев покинул институт, так как не мог за него платить, а уже через год издал первый стихотворный сборник На зов друзей, а вскоре Вперед без страха и сомненья.

С 1847 по 1849 годы он печатался в журнале Отечественные записки, а вскоре его начал узнавать и прозвали поэтом-борцом, первым из русских поэтов, который рассказал о событиях во Франции.

В 1848 году пишет стих Новый год, но из-за цензуры его опубликовали только в 1861 году.

Ближе к концу 1840-х годов Плещеев пробует себя в качестве прозаика – пишет Рассказы и повести. Наиболее известными стали Енотовая шуба и Шалость.

В 1849 году Плещеев послал Достоевскому копию запрещенного произведения Письмо Белинского Гоголю, за что был арестован и провел почти год в Петропавловской крепости, а после приговорен к расстрелу.

Но в декабре того же года, прибыв на место казни, она была заменена на 4 года каторги в Оренбурге, где вскоре Плещеев стал рядовым в местном военном корпусе.

В январе 1850 года он прибыл в Оренбургскую область, где пробыл 8 лет, 7 из которых провел в качестве солдата. В ссылке он познакомился с графом Перовским, Тарасом Шевченко, Михаилом Жемчужниковым и Михайловым.

В 1853 году Плещеев по собственной инициативе перевел службу в Туркестане со своим другом Серовским, за время похода стал прапорщиком и уволился в чине коллежского регистратора.

Вскоре он начал работать в пограничной комиссии Оренбурга, а в сентябре 1858 года в канцелярии местного губернатора. Параллельно печатался в Русском вестнике, куда регулярно посылал стихи.

В 1857 году женился, а через год уехал в Петербург, где стал продолжать творчество.

В 1858 году вышел его второй сборник стихов, а через год переехал в Москву и стал регулярно печататься в Современнике. Помимо этого журнала публиковал свои стихи в Русском слово, Времени, газете Век и многих других. В декабре 1859 года стал членом Общества любителей российской словесности и вновь начал писать рассказы повести.

Повести отличались автобиографичностью с элементами сатиры. Вскоре он организовал газету Московский вестник в соавторстве с Тургеневым, Островским, Салтыковым-Щедриным, Толстым и Чернышевским, а вскоре в газете появился первый труд Плещеева – перевод шевченковского сна.

В 1866 году закрылся Современник, и Плещеев сосредоточился на своих изданиях, проводил литературные вечера в своем доме.

Куда приглашал именитых поэтов и писателей. Тогда же вновь обратился к политике под влиянием реформы 1861 года, которую сначала принял с энтузиазмом, но потом пересмотрел свои взгляды.

Из-з политики перестал печататься в Русском вестнике, а в 1863 году после суда над Чернышевским написал гневное стихотворение.

Когда же пошли слухи о принадлежности Плещеева к тайной организации Земля и воля, причастность к которой сам поэт отрицал.

Параллельно с политической активность, Плещеев в 1860-х выпустил 2 сборника повестей и рассказов и 2 сборника стихов. Но, к сожалению, литературная деятельность не приносила большого дохода, поэтому он вынужден был в 1864 году работать ревизором контрольной палаты при почтамте Москвы.

В 1868 году по приглашению Некрасова Алексей Николаевич едет в Петербург и занимает место секретаря редакции журнала Отечественные записки, в котором проработал до 1884 года.в 1884 году после закрытия журнала основал свой журнал Северный Вестник, просуществовавший до 1890 года.

В 1880-е пишет много стихов, переводит их с французского и немецкого, по-настоящему раскрывает себя как поэт.
В 1887 году издается его полное собрание сочинений.

В последние годы жизни пишет в детском направлении, а в 1861 году издал хрестоматию Детская книжка.

В 1890 году Плещеев получил наследство от своего родственника и переехал в Париж, где и прожил последние годы жизни.

Достижения Алексея Плещеева:

Множество стихов и прозы, на многие стихи положены песни и романсы
13 пьес
Детские произведения, хрестоматии и пособия

Даты из биографии Алексея Плещеева:

4 декабря 1825 года – родился в Костроме
1838-1843 годы – обучение в школе гвардейских подпрапорщиков
1843-1845 годы – обучение в Петербургском университете
1846 год – первый сборник стихов
1849 год – арест
1850-1858 годы – ссылка в Оренбурге
1868-1884 годы – работа в журнале Отечественные записки
1890 год – переезд в Париж
8 октября 1893 года - скончался

Интересные факты Алексея Плещеева:

Был знаком с Чайковским и Чеховым
Поддерживал молодых начинающих литераторов
Учредил фонд имени Белинского, имени Чернышевского
Финансировал журнал Короленко Русское богатство
Был дважды женат, имел 4 детей

Русский писатель, поэт, переводчик; литературный и театральный критик.
Выходец из старинного дворянского рода, в котором было несколько литераторов (в т.ч. известный в конце 18 века писатель С.И. Плещеев). Отец Плещеева с 1826 был губернским лесничим в Нижнем Новгороде. С 1839 Алексей жил с матерью в Петербурге, учился в 1840–1842 в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, в 1843 поступил на историко-философский факультет Петербургского университета по разряду восточных языков.

С 1844 года Плещеев публикует (главным образом в журналах «Современник» и «Отечественные записки», а также в «Библиотеке для чтения» и «Литературной газете») стихи, варьируя романтико-элегические мотивы одиночества и печали. С середины 1840-х годов в поэзии Плещеева недовольство жизнью и жалобы на собственное бессилие оттесняются энергией социального протеста и призывами к борьбе («На зов друзей», 1945; прозванное «русской Марсельезой», «Вперед! Без страха и сомненья...» и «По чувствам братья мы с тобой», оба 1846), надолго ставшие своеобразными гимнами революционной молодежи.

В апреле 1849 Плещеев был арестован в Москве и доставлен в Петропавловскую крепость в Петербурге; 22 декабря того же года вместе с другими петрашевцами ждал на Семеновском плацу казни, в последний момент замененной 4-летней каторгой. С 1852 в Оренбурге; за отличие в штурме кокандской крепости Ак-Мечеть произведен в унтер-офицеры; с 1856 офицер. В эти годы Алексей Николаевич сближается с другими ссыльными – Т.Г. Шевченко, польскими повстанцами, а также с одним из создателей литературной маски Козьмы Пруткова А.М. Жемчужниковым и поэтом-революционером М.Л. Михайловым. Стихи Плещеева периода ссылки, отходя от романтических клише, отмечены искренностью (любовная лирика, посвященная будущей жене: «Когда твой кроткий, ясный взор...», «Тобой лишь ясны дни мои...», оба 1857), иногда нотами усталости и сомнения («Раздумья», «В степи», «Молитва»). В 1857 Плещееву было возвращено звание потомственного дворянина.

В мае 1858 поэт приезжает в Петербург, где знакомится с Н.А. Некрасовым, Н.Г. Чернышевским и Н.А. Добролюбовым. В августе 1859 поселяется в Москве. Много печатается (в т.ч. в «Русском вестнике», «Времени» и «Современнике»). В 1860 Плещеев становится пайщиком и членом редакции «Московского вестника», привлекая к сотрудничеству наиболее яркие литературные фигуры. В 1860-е годы в его доме на литературных и музыкальных вечерах бывают Некрасов, Тургенев, Толстой, Писемский, Рубинштейн, Чайковский, актеры Малого театра.

В 1870–1880-е годы Плещеев занимался преимущественно стихотворными переводами с немецкого, французского, английского и славянских языков. Переводил также (зачастую впервые в России) художественную и научную прозу. Мелодичность оригинальной и переводной поэзии Плещеева привлекла внимание многих композиторов, более 100 его стихотворений положены на музыку. Как прозаик Плещеев выступал в русле натуральной школы, обращаясь главным образом к провинциальной жизни, обличая взяточников, крепостников и тлетворную власть денег. Близкий к театральной среде, Плещеев написал 13 оригинальных пьес, в основном лирико-сатирических комедий из провинциально-помещичьей жизни, небольших по объему, занимательных по сюжету, шедших в ведущих театрах страны («Услуга», «Нет худа без добра», обе 1860; «Счастливая чета», «Командирша», обе 1862; «Что часто бывает», «Братья», обе 1864, и др.).

В 1880-е годы Плещеев поддерживал молодых писателей – В.М. Гаршина, А.П. Чехова, А.Н. Апухтина, И.З. Сурикова, С.Я. Надсона; общался с Д.С. Мережковским, З.Н. Гиппиус и другими.

В 1890 Плещеев приезжал в родовое имение при с. Чернозерье Мокшанского уезда Пензенской губернии, ныне Мокшанского района для принятия наследства, жил в Мокшане. В 1891 пожертвовал деньги в помощь голодающим губернии. До 1917 при Чернозерском училище была стипендия Плещева. Умер Алексей Николаевич в Париже 26 сентября 1893; похоронен в Москве.

Поделиться: