Конец западной римской империи причины. Причины падения римской империи

Значимость события

Падение Западной Римской империи относится к событиям мирового значения. Ведь именно Римская империя являла собой оплот античной цивилизации. Её обширные просторы охватывали земли от Гибралтарского пролива и Пиренейского полуострова на западном направлении до восточных районов Малой Азии. После разделения Римской державы в 395 году на два независимых друг от друга государства восточные территории отошли к Византии (Восточной Римской империи). Византия после падения западной половины государства в 476 году просуществовала ещё тысячу лет. Её концом считается 1453 год.

Причины краха Империи

Римская империи к III веку подошла к периоду затяжного политического и экономического кризиса. Императоры потеряли значимость в глазах провинциальных наместников. Каждый из них пытался сам стать императором. Некоторым этого удавалось добиться, использую поддержку своих легионов.

Кроме внутренних противоречий большую роль сыграли постоянные набеги на северные границы варварских племён.

Замечание 1

Варвары – народы, являющимися чужеземцами для греков и римлян. Произошло от древнегреческого barbaros – не греческий. Народы говорили на языке, непонятном грекам и римлянам. Они воспринимали их речь как бормотание «вар-вар». Варварами называли все племена, вторгающиеся на территорию Римской империи и образовывающие там свои королевства.

Самыми влиятельными и напористыми были племена готов, вестготов, франков и алеманов. К началу V века германские племенами потеснили тюркские народы. Наиболее агрессивно настроенным было племя гуннов.

Можно выделить ещё одну причину: ослабление императорской власти. Это приводило к возникновению сепаратистских настроений на окраинах и стремлению к суверенитету отдельных частей державы.

Основные события

Попытки остановить начавшийся крах связаны с именами императоров Диоклетиана и Константина. Им удалось притормозить крушение империи, но полностью остановить его приближение они не могли. Диоклетиан оставил после себя две важные проблемы:

  1. варваризация армии;
  2. вливание варваров в состав империи.

Константин Великий продолжил дело своего предшественника. Его реформы продолжили начатые преобразования и завершили их. Взрыв притаившихся проблем произошёл в 410 году, когда готы смогли захватить Вечный город. Чуть позднее (в 455 году) он был разграблен ещё раз, уже вандалами. 476 год германский полководец Одоакр убил Ромула, последнего легитимного императора. Западная Римская империя пала.

Замечание 2

Одоакр – годы жизни 433-493 годы. Он возглавил варварское войско в 470 году и повёл его на Рим. В 476 году убив императора Ромула Августа, становится королём Италии.

Последствия падения Западной Римской империи

Последствия разрушения государства, существовавшего двенадцать столетий, были противоречивы. С одной стороны началась варваризация социальных отношений. Большое количество хлынувших на территорию империи варваров не принимали устоявшиеся римские социальные нормы, уничтожали их и заменяли на свои варварские представления о морали. Многие культурные памятники римлян были уничтожены, так как не представляли никакой ценности для варварских народов. И наконец, Римская империя являлась заслоном для продвижения варваров по территории Европы. Её падение открыло свободный доступ тюркских народов к благам римской цивилизации и поставило европейцев в зависимость от варварских набегов.

В тоже время начинает распространяться христианская идеология. Светская жизнь была поставлена под надзор церкви, начинается период Средневековья.

В результате ослабевшей центральной власти к 395 г. под-держивать единство Римской империи стало невозможно, и она была окончатель-но разделена на два больших государства — Западную Римскую империю со столицей Равенной и Восточную Римскую империю со столицей Константинополем.

Сложное внутреннее положение Рим-ской империи всё более усугублялось опасными изменениями внешнеполитической обстановки. Осо-бенно сложным было положение Западной Римской империи.

Падение Западной Римской империи стало одновременно и причиной и следствием Великого переселения народов . На северных, северо-восточных и южных границах империи пришли в движение огромные массы племён варваров , как называ-ли их римляне; у них происходило формирование крупных и воин-ственных племенных союзов во главе с вождями и знатью; вместо родоплеменных отношений закладывались основы государственно-сти и сословно-классовых отношений.

Воинственные союзы пле-мён готов, аланов и гуннов (которые пришли из Центральной Азии) постоянно совершали вторжения на территорию Римской империи, чтобы грабить богатые города и селения, захватывать пленников, скот, ценную утварь.

На востоке опасным соперником римлян было Парфянское царство, которое в III в. н. э. пало под ударами персов. На смену пар-фянским царям пришла династия персидского происхождения — Сасаниды, с которыми римляне также вели тяжёлые, часто неудач-ные войны.

Римское государство не могло противостоять натиску врагов. В 378 г. в битве у Адрианополя армия Восточной Римской империи была разбита племенами вестготов. Во всех приграничных провин-циях племена регулярно громили города и поместья. В 410 г. готы во главе с вождём Аларихом вторглись в Италию, захватили и раз-грабили Рим.

Племена варваров стали селиться на территории империи; у не-которых из них даже складывались собственные государства: в Се-верной Африке, на Сицилии, Сардинии и Корсике образовалось го-сударство вандалов, в Галлии — государство вестготов.

В середине V в. Рим был снова разгромлен — на этот раз герман-ским племенем вандалов. Власть в Вечном городе фактически перешла к вождям варваров. В 476 г. римский военачальник германского происхождения отстранил от власти последнего императора Ромула Августула. Материал с сайта

Восточная Римская империя, напротив, успешно продолжала своё развитие. По имени древнего города, на месте которого был основан Константинополь, она получила название Византия и про-существовала до 1453 г., когда Константинополь пал под ударами ту-рок-османов.

Гости Вечного города спешат первым делом увидеть руины великой империи римлян. во время экскурсий часто задают вопрос о причинах упадка Римской империи: туристы не могут себе представить, что такая гигантская махина, располагавшая опытом, неограниченными материальными и людскими ресурсами, покорившая самых непокорных, могла рухнуть без основательной причины.

В самом деле, подробный ответ на этот резонный вопрос интересен, но не так прост. И вряд ли во время экскурсии по городу гид сможет отклониться от заданной темы более чем на 5 минут. Мы хотели бы помочь всем любознательным, поэтому публикуем материал известного обозревателя журнала "Знание - Сила" Александра Волкова.

210 оттенков гибели Рима

Пятнадцать веков назад Рим умер, поваленный варварами, как иссохшее дерево. На его кладбище, среди его осыпавшихся памятников, давно вырос другой город, которой носит то же название. И вот уже который век историки продолжают спорить о том, что же погубило Рим, казавшийся «вечным городом». Рим, чьи «образы гражданской мощи» повергали в трепет величайшие царства античной ойкумены. Рим, чьи беззащитные останки так деловито обобрали вандалы-воры.

Итак, почему погиб Рим? Почему светоч всех стран погас? Почему глава величайшей державы древности так легко была отсечена? Почему был завоеван город, который прежде покорил себе мир?

Сама дата гибели Рима вызывает споры. «Гибель одного города повлекла за собой крах целого мира», - так отозвался на кончину Рима святой Иероним, философ и ритор, переселившийся из Рима на Восток. Там он узнал о захвате Рима готами Алариха. Там оплакал навеки погибший град.

Ужас слухов о трех августовских днях 410 года раскатился, как гул лавины. Современные историки спокойнее относятся к тому недолгому пребыванию варваров на стогнах Рима. Словно табор цыган через провинциальный городок, они прошли, пошумев, через Рим.
Это было «одно из самых цивилизованных разграблений в истории города, - пишет британский историк Питер Хизер в своей книге «Падение Римской империи». - Готы Алариха исповедовали христианство и отнеслись ко многим святыням Рима с величайшим уважением… Даже по истечении трех дней огромное большинство городских памятников и зданий остались нетронутыми, разве что с них сняли то ценное, что можно было унести».

Или Рим погиб в 476 году, когда варвар Одоакр низложил последнего правителя Западной Римской империи - ее «пятнадцатилетнего капитана» Ромула Августула? Но в Константинополе еще много веков продолжали править «императоры римлян», удержав под натиском варваров хотя бы пядь имперской земли.

Или, как считал британский историк Эдвард Гиббон, Римская империя окончательно умерла в 1453 году, когда последний ее осколок, отблеск былой славы, померк и Константинополь заняли турки? Или когда Наполеон упразднил Священную Римскую империю в августе 1806 года? Или Империя была обречена уже в день своего Преображения, своего перерождения, когда в 313 году император Константин издал Медиоланский эдикт, прекратив преследования христиан и уравняв их веру с язычеством? Или подлинная, духовная смерть античного Рима наступила в конце IV века при императоре Феодосии Великом, когда началось осквернение языческих храмов? «Монахи, вооруженные дубинками, опустошали святилища и уничтожали произведения искусства. За ними следовала толпа, жаждавшая добычи, которая грабила деревни, подозреваемые в нечестии», - так описывал самоумерщвление Рима, гибель самой его плоти, русский филолог и историк И. Н. Голенищев-Кутузов. Рим умер, а варвары лишь заселили его кладбище, усеянное церковными крестами? Или всё произошло позже, когда к концу VII столетия на большей части римских земель расселились арабы и не осталось больше свободных земель, чтобы огнем и мечом спаять из них точную копию державного Рима? Или…

Причина гибели Рима еще непонятнее оттого, что историки даже не могут утвердиться в дате его смерти. Сказать: «Здесь еще был Рим, здесь уже не было Рима».

Но прежде Рим высился как ливанский кедр. Откуда же в его мощной древесине завелась гнильца? Почему древо державы покачнулось, упало, разбилось? Почему оно так явственно напомнило истукана, что, по Книге пророка Даниила, приснился царю Навуходоносору?

Полезно :

Уже Орозий, завершив в 417 году «Историю в семи книгах против язычников», показал, как с неизбежностью вершится история мира. Как одно мировое царство сменяется другим, другим, всё более могучим: Вавилонское - Македонским, Карфагенским, Римским.

На протяжении тысячелетия закономерность этой смены государственных формаций оправдывалась философским выводом, логику которого немыслимо было поколебать. У Данте в трактате «Монархия» он сформулирован так: «Если Римская империя существовала не по праву, Христос, родившись, совершил бы несправедливость».

Но и Римское царство погибнет, увенчав смену царств земных и торжество Царства Небесного. И верно, Аларих уже взял Рим, и готы его прошли по «вечному городу», словно тени будущих воинств Врага человеческого.

В эпоху Просвещения, казалось, был дан энциклопедически полный ответ на этот вопрос: была издана монументальная эпопея британского историка Эдварда Гиббона «История упадка и крушения Римской империи» (1776−1787).

В принципе, выводы, сделанные им, были не вполне новы. Почти за три столетия до него выдающийся итальянский мыслитель Никколо Макиавелли в своей книге «История Флоренции» в таких выражениях описывал падение Рима. «Народы, живущие севернее Рейна и Дуная, в областях плодородных и со здоровым климатом, зачастую размножаются так быстро, что избыточному населению приходится покидать родные места и искать себе новые обиталища… Именно эти племена и разрушили Римскую империю, что было облегчено им самими же императорами, которые покинули Рим, свою древнюю столицу, и перебрались в Константинополь, тем самым ослабив западную часть империи: теперь они уделяли ей меньше внимания и тем самым предоставили ее на разграбление как своим подчиненным, так и своим врагам. И поистине, для того чтобы разрушить такую великую империю, основанную на крови столь доблестных людей, потребна была немалая низость правителей, немалое вероломство подчиненных, немалые сила и упорство внешних захватчиков; таким образом, погубил ее не один какой-либо народ, но объединенные силы нескольких народов».

Враги, стоявшие у ворот. Слабые императоры, сидевшие на троне. Их ошибочные решения, повлекшие за собой тяжкую цепь непоправимых последствий. Коррупция (в ту эпоху перечень государств был слишком куцым, чтобы Рим мог занять надлежащее ему место во второй сотне самых коррумпированных).

Наконец, что очень смело для того времени, язвительный историк назвал одним из главных пороков, погубивших Рим, всеобщее увлечение христианством: «Но из всех этих перемен самой важной была перемена религии, ибо чудесам новой веры противостоят привычка к старой, и от их столкновения возникали среди людей смута и пагубный раздор. Если бы религия христианская являла собой единство, то и неустройства оказать бы меньше; но вражда между церквами греческой, римской, равеннской, а также между еретическими сектами и католиками многоразличным образам удручала мир».

Этот приговор Макиавелли воспитал в европейцах Нового времени привычку смотреть на Поздний Рим как на государство, пришедшее в полный упадок. Рим достиг своих пределов роста, ослабел, одряхлел и был обречен умереть. Схематичный, сведенный к тезисам очерк истории Рима превратился под пером Эдварда Гиббона в многотомный труд, над которым он работал почти четверть века (по его признанию, в первый раз мысль написать историю падения и разрушения Рима мелькнула у него 15 октября 1764 года, когда, «сидя на развалинах Капитолия, я углубился в мечты о величии древнего Рима, а в то же время у ног моих босоногие католические монахи пели вечерню на развалинах храма Юпитера»). Мысль о том, что христианство погубило Рим, пронизала его книги.

«Чистая и смиренная религия тихо закралась в человеческую душу, - писал Эдвард Гиббон, - выросла в тишине и неизвестности, почерпнула свежие силы из встреченного ею сопротивления и наконец водрузила победоносное знамение креста на развалинах Капитолия». Еще до полного торжества христианства римские язычники часто задавались вопросом: «Какова была бы участь империи, со всех сторон атакованной варварами, если бы весь человеческий род стал придерживаться малодушных чувств новой (христианской - А.В.) секты?» На этот вопрос, пишет Гиббон, защитники христианства давали неясные и двусмысленные ответы, ибо в глубине души ожидали, «что прежде, нежели совершится обращение всего человеческого рода в христианство, перестанут существовать и войны, и правительства, и Римская империя, и сам мир».

Мир уцелел. Рим погиб. Однако изложенная блистательным литературным языком, приправленная, как пряностью, иронией эпопея Гиббона в XIX веке постепенно пришла в упадок. Ее автор был прекрасным рассказчиком. Его величественный труд, как на античных колоннах, покоится на сочинениях древних и новых писателей.

Но, чем усерднее историки XIX века исследовали археологические находки, а также дошедшие до нас надписи и тексты, сохранившиеся на папирусах, чем тщательнее они занимались критическим анализом источников, одним словом, чем глубже они копали, тем сильнее расшатывались опоры, на которых покоилось наследие Эдварда Гиббона. Постепенно становилось понятно, что упадок и крушение Римской империи нельзя сводить к одной-единственной причине.

С каждым новым историком, ступавшим на научное ристалище, этих причин становилось всё больше. В своих лекциях, посвященных императорскому Риму (они опубликованы лишь недавно), знаменитый немецкий историк Теодор Моммзен подвел черту под теориями гибели Рима, которые оставил потомкам XIX век.

Ориентализация. Варваризация. Империализм. Пацифизм. И, главное, утрата военной дисциплины.

Сам Моммзен, будучи либеральным националистом, охотно заговаривал о том, как поспособствовали падению Рима «наши немцы». К 1900 году древняя история стала понемногу превращаться в турнир пропагандистов, оттачивавших свои убийственные идеи на знакомых примерах из далекого прошлого.

Например, для основателей марксизма-ленинизма некоторые события римской истории (особенно восстание Спартака) были ярчайшим примером классовой борьбы, а действия популярных вождей восстания - наглядным уроком того, как нельзя совершать революцию. В советское время любая работа, посвященная истории Рима, непременно включала цитаты, подобные этим:

«/Спартак - это/ великий полководец… благородный характер, истинный представитель античного пролетариата» (К. Маркс). - «Спартак был одним из самых выдающихся героев одного из самых крупных восстаний рабов… Эти гражданские войны проходят через всю историю существования классового общества» (В. Ленин).

Но триумфального шествия пролетарской революции Рим избежал. Рим обезлюдел. Рим в конце своей истории был подобен дереву, сбросившему листву. Тем легче эту пустоту было заполнить варварам, изрек провозвестник «заката Европы» Освальд Шпенглер, проанализировав «закат Рима»:

«Хорошо всем известный «закат античности», завершившийся еще задолго до нападения германских кочевых народов, служит наилучшим доказательством того, что каузальность не имеет с историей ничего общего. Империя наслаждается полнейшим миром; она богата, она высокообразованна: она хорошо организована: от Нервы и до Марка Аврелия она выдвигает столь блестящую когорту правителей, что второй такой невозможно указать ни в каком другом цезаризме на стадии цивилизации. И всё равно население стремительно и массово убывает - невзирая на отчаянные законы о браке и детях, изданные Августом… несмотря на массовые усыновления и непрекращающееся заселение обезлюдевших земель солдатами варварского происхождения и на колоссальные благотворительные фонды, основанные Нервой и Траяном в пользу детей неимущих родителей. Италия, затем Северная Африка и Галлия, наконец, Испания, которые были населены при первых императорах гуще, чем все прочие части империи, становятся безлюдными и пустынными».

В 1984 году немецкий историк Александр Демандт в своей монографии «Падение Рима» подвел итог двухвековым поискам причин катастрофы. В работах философов и экономистов, социологов и историков он насчитал не менее 210 факторов, которыми объясняли злополучную историю Рима.

Некоторые причины мы уже назвали, приведя развернутые аргументы их сторонников. Вот еще несколько.

Суеверия. Истощение почвы, вызвавшее массовые неурожаи. Распространение гомосексуализма. Культурный невроз. Старение римского общества, рост числа пожилых людей. Смирение и безразличие, охватившее многих римлян. Паралич воли ко всему - к жизни, к решительным действиям, политическим поступкам. Торжество плебеев, этих «хамов», прорвавшихся к власти и не способных мудро править Римом/Миром. Война на два фронта.

Похоже, историкам, которые берутся объяснять плачевную судьбу Римской державы, нет нужды напрягать фантазию и выдумывать новую теорию. Все возможные причины уже названы. Им остается лишь анализировать их, чтобы выбрать ту, что была «несущей конструкцией», ту, на которой держалось все здание римской государственности. Причин так много и они вроде бы так хорошо объясняют случившееся, что, может быть, это лишь потому, что самого падения вовсе и не было?

В самом деле, на поверхности того же V века много роковых, бурных событий. Аларих входит в Рим. Гунны устремляются в Европу. «Битва народов» на Каталаунских полях. Вандалы, грабящие «мать городов европейских». Низложенный мальчишка Ромул Августул.

На поверхности века бушует буря. В глубине же тихо, спокойно. Всё так же сеятель выходит сеять семена. Всё так же звучат проповеди в церквях. Идут нескончаемые крестины и похороны. Пасется скот. Печется хлеб. Косится трава. Собирается урожай.

В 1919 году, наблюдая за тем, как на переломе эпохи, миновав пропасть войны. разбившись вдребезги несколькими государствами кряду, Европа всё так же продолжает жить - дансинг, кино, кафе, крестины и похороны, хлеб и стать, скот и вечное колесо политики, - австрийский историк Альфонс Допш выдвинул полемический тезис. Между Античностью и Средневековьем нет никакой четко выраженной границы. Раннее Средневековье - это лишь поздняя Античность и наоборот. Ночь, перетекающая в день, - день, слившийся с ночью, переиначим мы, легко припоминая гравюры Эшера.

Если и есть четкая грань, линия раздела, после которой уже нельзя сказать: «Мы всё еще на античной земле», а надо: «Античность осталась позади», то эта грань - VIII век, уточнил в начале 1920-х годов бельгийский историк Анри Пиренн.

Восьмой век. Беспримерное продвижение ислама, уже готового обратить в свою веру даже Галлию-Францию, как это произошло с большинством земель Древнего Рима. Мир римский был миром Средиземного моря. В хаосе ойкумены римская держава внезапно застыла на каркасе из Средиземного моря, как застывает платье, надетое на манекен. Теперь мирное море, решительным натиском императоров когда-то очищенное от пиратов, ставшее гладкой дорогой, связующей все части Империи между собой, превратилось в поле войны. Войны между мусульманами и христианами. Первые продвигались на север, восстанавливая на свой, иноверческий лад Римскую империю. Вторые пятились на север, роняя из своих рук одну область земли за другой. В конце концов, натиск ослаб, наступление прекратилось. Но воссоздать Империю было уже не из чего. Не к чему прикрепить, нечем соединить отдельные части.

В последние десятилетия, перебрав все 210 (и даже больше) оттенков гибели Рима, историки все чаше соглашаются с идеей Допша и Пиренна. Рим умер, но никто из живших тогда людей и не заметил, что это произошло. Круговерть политических событий ослепляла, не давала увидеть, как одна эпоха переродилась в другую. Неспешный ход житейских дел успокаивал, обманно уверял, что ничего вокруг не меняется, что все мы живем по-старому, и иного быть не может. Так в старину заблудившийся парусник мог перебраться из Атлантического океана в Индийский, и никто из команды еще долго не замечал этого.

В 1971 году британский ученый Питер Браун в своей, как отмечают специалисты, актуальной и сегодня книге «Мир поздней античности» предложил раз и навсегда отказаться от выражения «упадок Рима», поскольку оно отягощено отрицательными смыслами, и вместо него употреблять более нейтральную формулу «религиозный и культурный переворот». Проблема, сформулированная Эдвардом Гиббоном, неуместна?

Мало того! Вместо упадка и крушения следует вести речь об изменении и обновлении, призывали приверженцы этой школы. И вот уже в возобладавших к концу XX века традициях политкорректности разграбление Рима вандалами стало принято сокрушенно именовать «досадными упущениями в процессе интеграции»…

Но тут маятник мнений снова качнулся в обратную сторону. Изданная в 2005 году книга Питера Хизера «Падение Римской империи» столь же резко, сколь и скрупулезно оспаривает благостную картину перерождения Римской империи, ее спокойной трансформации в варварские королевства.

В этом он не одинок. К столь же категоричным выводам пришел и археолог из Оксфорда Брайан Уорд-Перкинс. Он пишет о «глубоком военном и политическом кризисе», который пережила в V веке Римская империя, о «драматичном упадке экономического развития и благосостояния». Жители Римской империи испытали «ужасные потрясения, и я могу, честно говоря, лишь надеяться на то, что нам никогда не доведется испытать ничего подобного».

Вряд ли случайным совпадением можно назвать то, что ученые стали высказывать подобные мнения после 11 сентября 2001 года, когда стало очевидным, что «конец истории» снова откладывается, и нам, возможно, предстоит пережить очередной конфликт цивилизаций. Снова ужасы войн, кошмары страхов? Снова упадок и крушение… Вот только чего?

«Римляне в канун катастроф, ожидавших их, были точно так же, как и сегодня мы, уверены в том, что их привычному миру ничто не грозит. Мир, в котором они живут, может лишь незначительно меняться, но в целом он останется таким же всегда», - пишет Уорд-Перкинс, привнося в мировоззрение римлян смыслы, которые нам, тоже привыкшим к нашему мирку, никак не хотелось бы туда вкладывать. Ведь еще римлянин Тацит учил всех приверженцев музы истории Клио говорить о прошлом sine ira ei studio, «без гнева и пристрастия». Но ведь и Тацит был уверен в том, что Рим, в котором он живет, мир, в котором он живет, вечен и неизменен.

Так от чего все-таки погиб Рим?..
Мир хочет знать. Древо мира тоже открыто всем ветрам катастроф.

Конец V века, когда Западная Римская империя перестала существовать, был завершением эпохи античности. Вместе с империей римлян в прошлое ушла целая эпоха со своими ценностями, идеалами и особым мировоззрением. Античные устои уступили своё место средневековым, христианским по своей сути, принципам.

Римское общество и государство накануне падения

Разложение римского общество началось задолго до 476 года. Крайне тяжело государство пережило Кризис III века, когда на престоле постоянно сменялись солдатские императоры, не способные укрепить империю. В III-IV веках на римском престоле были люди, мыслящие государственными масштабами и способные на серьёзные реформы. Благодаря императорам Диоклетиану и Константину, римское величие на время возродилось. Однако процесс разрушения уже невозможно было остановить. К основным причинам грядущей катастрофы исследователи относят:

  • Политическую и этническую неоднородность империи. Уже во II веке было заметным различие между восточной аристократией, представители которой восходили к знатным древнегреческим родам, и западной знатью. В будущем культурно-исторические и политические различия приведут к разделению единого государства на Западную и Восточную Римские империи. Не было единства и среди самих римских граждан и правящей верхушки, о чём свидетельствует целая череда гражданских войн, происходивших на протяжении III-V веков.
  • Разложение римской армии. К IV веку образ мужественного римского легионера окончательно остался в прошлом. Римляне потеряли всякий интерес к армейской службе и шли туда только ради денег. Ещё при Септимии Севере (193-211) из-за нехватки добровольцев в армию стали принимать варваров, что позже вылилось в падение воинской дисциплины. Кроме того, Север для того чтобы поднять престиж ремесла военного, разрешил легионерам покупать землю и вступать в брак до завершения службы. Реформы Севера, безусловно, сыграли свою роль в укреплении боеспособности государства, но позже стала проявляться обратная сторона его преобразований. Легионные лагеря стали превращаться в посёлки, где текла обычная мирная жизнь. Римские отряды теряли свою мобильность, а воины – сноровку. Начальники лагерей отныне должны были совмещать военное руководство с решением гражданских задач, из-за чего в штабах начался процесс бюрократизации, в которой позже погрязнет весь государственный аппарат.
  • Кризис языческого мировоззрения. Со временем римляне потеряли и свои прежние религиозно-мировоззренческие идеалы, лежавшие в основе римской государственности. Представления о прежних героях и богах образованным людям уже казались наивными, попытка властей ввести культ «гения» императоров также провалился. С I века н. э. римская аристократия склонялась к учению стоиков, а в среде низшего сословия и рабов всё больше распространялась идея о появлении спасителя, который восстановит справедливость. Образ спасителя соединился с образами языческих умирающих и воскресающих богов (Осириса, Аттиса, Митры), а также с представлением о том, что за чертой смерти начинается новая жизнь, где каждому воздастся по его деяниям. Постепенно на этой базе стало развиваться христианство, устои которого коренным образом отличались от идеалов древнеримской мифологии. Император Константин в 313 году провозгласил религиозную терпимость, что фактически означало победу христианской церкви и окончательный распад языческого мировоззрения.
  • Экономическую ситуацию. В IV веке в империи началось разложение рабовладельческого строя, повлекшее за собой захирение городов, возвращение к натуральному хозяйству, разрушение экономических связей между разными регионами, огрубление ремесла. Поскольку роль центров ремесла и торговли переходила от городов к крупным землевладельцам, последние стали составлять серьёзную конкуренцию императорской власти. Последние римские императоры уже не могли тягаться с аппетитами своих подданных. Для поддержания государства и его казны императоры повышали налоги, из-за чего массово разорялись крестьяне и ремесленники.
  • Набеги варваров. Многие историки считают именно этот фактор главной причиной разрушения Западной Римской империи. Впервые римляне столкнулись с варварами во II веке, но тогда им достаточно легко удалось отразить угрозу. Впрочем, небольшие стычки на границах империи с тех пор стали для римских легионеров постоянными. Во второй половине III века началось Великое переселение народов, когда целые орды азиатских кочевников двинулись с просторов Восточной Сибири, Монголии, Китая и т. д. на запад. В авангарде этого движения находились гунны – грозные и бесстрашные завоеватели. Из-за постоянной военной угрозы император Константин был вынужден перенести столицу своего государства в Константинополь, что послужило толчком для развития и роста богатств восточной части империи, но в то же время стало ещё причиной упадка западной её половины. Многие европейские племена, спасаясь от гуннов, просили римских императоров убежища. В 378 году состоялось сражение между римским императором Валентом и вестготами, поселившимися на окраинах империи. В этой битве варвары не только разбили римское войско, но и убили императора. Все дальнейшие отношения римских императоров с варварами можно охарактеризовать как лавирование. Рим то подкупал варварских вождей, то пытался стравить их друг с другом, то пытался дать им отпор. В 395 году империя была официально поделена на Западную и Восточную части. Силы Западной империи были слишком слабы, чтобы самостоятельно справиться с варварской угрозой. Племена свевов, вандалов и других стали захватывать обширные области и основывать тут собственные государства. С каждым годом римские императоры были вынуждены делать всё новые и новые уступки варварам.

Последние годы империи

К V веку государство окончательно перестало справляться с возложенными на него функциями. Императоры не могли ни остановить хаос внутри своего государства, ни положить конец постоянным набегам варваров. Между тем, варвары уже не ограничивались походами на окраины государства, угроза нависла над самим Вечным городом. В 410 году Рим был взят и разграблен королём вестготов – Аларихом, пока император Гонорий прятался от варваров в Равенне. Для современников это событие было настоящим крахом старого мира. Впрочем, империя пока ещё продолжала существовать. В 451 году в Каталаунских полях римлянам, временно объединившимся со своими врагами – вестготами, саксами и другими племенными союзами, даже удалось остановить грозного вождя гуннов – Атиллу.

Впрочем, эта победа не оказала особого значения на дальнейшую судьбу Рима. Четыре года спустя город был разграблен вандалами. После погрома, который был учинён в городе именем этого племени стали означать любые акты бессмысленного разрушения.

Последним по-настоящему значимым человеком в древнеримской истории был император Юлий Майориан (457-461). Он инициировал череду реформ, направленных на возрождение былого величия империи. Однако начинания Майорина расстраивали планы варварских королей и провинциальной знати, привыкшей к самостоятельности. Поэтому вскоре император был убит. После его смерти на римском престоле сменилось несколько совершенно незначительных фигур. В 476 году полководец Одоакр (германец по происхождению) сверг последнего римского императора, которого, по иронии судьбы звали Ромул – точно также как и легендарного основателя Рима, и основал собственное государство. Так закончилось существование Западной римской империи.

Как и древние греки, римляне называли варварскими племена, чей язык был им непонятен. Но начавшееся в IV веке великое переселение народов несколько поубавило высокомерие римлян, поставив империю перед новыми, ранее неведомыми проблемами.

После того как пришедшие из Азии гунны стали теснить германцев на запад, император Феодосий I разрешил германцам селиться на севере империи. Но в начале V в. другие варварские племена, включая самих гуннов, начали вторгаться на территорию империи.

Гунны - варварское племя, пришедшее из Центральной Азии. К 447 г. огромная армия гуннов под предводительством Аттилы завоевала все страны, расположенные на территории между Черным и Средиземным морями. Гунны трижды наносили поражение римским войскам, но им не удалось захватить ни , ни Рим.

В боях с войсками германцев, состоявшими на службе у Рима, гунны отвоевали себе в Европе целые области, раньше принадлежавшие Римской империи. В 395 г., после смерти Феодосия I, Восточная и Западная империи фактически перестали быть единым государством, но Запад продолжал получать с Востока финансовую и продовольственную помощь.

В 410 г. король уже другой варварской орды - вестготов Аларих повел свои войска на Рим и захватил город. В 455 г. Рим подвергся разграблению со стороны другого варварского племени - вандалов. Восточная империя отказалась помогать вконец ослабевшему Западу, и в 476 г. Западная империя прекратила свое существование. Именно этот год принято считать годом падения Римской империи. Последний император Запада, Ромул Августул, был отравлен завоевателями в изгнании.

Предводитель варварского племени вандалов Гейзерих в 455 г. прибыл с войском в Остию. Его солдаты захватили Рим и подвергли город страшному разграблению. За 12 дней они вывезли из домов все ценные вещи, содрав даже золоченую черепицу с крыш общественных зданий. Вдову и дочерей императора Валентиниана III Гейзерих взял в заложницы.

Среди причин падения Западной Римской империи можно выделить как внешние, так и внутренние. К внутренним причинам можно отнести упадок экономики, демографический кризис, раздирающие империю гражданские войны и ослабление армии.

Частая смена императоров стала символом Римской империи периода упадка. Их невысокая компетентность, постоянная борьба за власть и гражданские войны, сотрясавшие страну, отнюдь не увеличивали эффективность управления Империей. Всё чаще представители неримских национальностей становились представителями власти, что снижало авторитет власти и искореняло чувство патриотизма в гражданах.

Не лучше дела обстояли и в экономике. Земельные реформы, приведшие к развитию натурального хозяйства (и ослабеванию перерабатывающего производства) вызвали удорожание транспортировки и деградацию торговли. Взаимодействие между провинциями приходило в упадок. Рост налогов и, как следствие, падение платёжеспособности населения, способствовали разорению мелких землевладельцев, что вызывало очаги недовольства в широких слоях населения.

Деградировала и армия. Былые непобедимые легионы Рима заменила армия, практически полностью состоящая из наёмников-варваров.

Могла ли ослабевшая Империя противостоять экспансии многочисленных орд, стремящихся захватить благодатные земли Империи и воспользоваться благами дряхлеющей цивилизации?

Впрочем, большинство историков сходится к мысли, что причиной падения Западной Римской империи было не великое переселение народа и не упадок римской цивилизации – внутренние проблемы, столь ослабившие Римскую империю, были лишь внешними признаками кризиса цивилизации, основополагающими моментами которой были рабство и милитаризм.

Падение Западной Римской империи не положило конец римской цивилизации. В то время как Западная империя приближалась к своему концу, Восточная империя, получившая название Византия, процветала. Ее столица, росла и богатела. Расположенный между Европой и Азией, этот город стал крупнейшим торговым и административным центром империи. Границы Византии простирались на запад до Греции, на юг до Египта и на восток до Аравии. Хотя греческий был официальным языком и на Востоке, при дворе императора говорили на латыни. Император Юстиниан (годы правления 527-565) восстановил контроль над некоторыми областями в Северной Африке, Италии и Испании, но надолго их удержать не удалось. После падения Рима Восточная империя существовала еще 1000 лет. У Византии не было сильной армии, и конфликты с соседями византийские дипломаты старались уладить мирным путем. Жители ее исповедовали христианство, а враждебно настроенных варваров стремились обратить в свою религию.

Поделиться: