Восьмиконечный православный крест: фото, значение, пропорции. Крест. распятие. значение крестной смерти христа. отличие православного креста от католического

Среди всех христиан, только православные и католики, почитают кресты и иконы. Крестами украшают купола церквей, свои дома, носят на шее.

Причина, почему человек носит нательный крестик, у каждого своя. Кто-то таким образом отдает дань моде, для кого-то крест — красивое ювелирное изделие, кому-то он приносит удачу и используется как талисман. Но есть и те, для кого надетый при крещении нательный крестик действительно является символом их бесконечной веры.

Сегодня магазины и церковные лавки предлагают большое разнообразие крестов различной формы. Однако очень часто не только родители, собравшиеся крестить ребенка, но и продавцы-консультанты не могут разъяснить, где православный крест, а где католический, хотя отличить их, на самом деле, очень просто. В католической традиции — четырехугольный крест, с тремя гвоздями. В православии имеются кресты четырехконечные, шести и восьмиконечные, с четырьмя гвоздями для рук и ног.

Форма креста

Четырехконечный крест

Итак, на Западе наиболее употребительным является четырехконечный крест . Начиная с III века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.

Восьмиконечный православный крест

Для Православия форма креста не имеет особого значения, гораздо больше внимания уделяется тому, что на нем изображено, однако наибольшую популярность получили восьмиконечные и шестиконечные кресты.

Восьмиконечный православный крест наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос. Православный крест, который чаще всего используется Русской и Сербской православными церквями, содержит, кроме большой горизонтальной перекладины, ещё две. Верхняя символизирует табличку на кресте Христа с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский » (ИНЦИ, или INRI на латыни). Нижняя косая перекладина — подпорка для ног Иисуса Христа символизирует «мерило праведное», взвешивающее грехи и добродетели всех людей. Считается, что она наклонена в левую сторону, символизируя то, что покаявшийся разбойник, распятый по правую сторону от Христа, (первым) попал в рай, а разбойник, распятый по левую сторону, своим хулением Христа, ещё более усугубил свою посмертную участь и попал в ад. Буквы IС ХС являются христограммой, символизирующей имя Иисуса Христа.

Святитель Димитрий Ростовский пишет, что «когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе «. Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его » (Ин. 19:18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте » (Ин. 19:19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его » (Мф. 27:35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский » (Мф. 27:37).

Восьмиконечный крест с давних времен считается самым мощным защитным средством от различного рода не́чисти, а также видимого и невидимого зла.

Шестиконечный крест

Широкое распространение среди православных верующих, особенно во времена Древней Руси, имел также и шестиконечный крест . В нем также имеется наклонная перекладина: нижний конец символизирует нераскаянный грех, а верхний - освобождение покаянием.

Однако не в форме креста или количестве концов заключается вся его сила. Крест славится силой распятого на нем Христа, и вся символичность и чудотворность его в этом.

Многообразие форм креста всегда признавалось Церковью вполне закономерным. По выражению преподобного Феодора Студита - «крест всякой формы есть истинный крест » и имеет неземную красоту и животворящую силу.

«Нет существенной разницы между латинским, католическим, византийским, и православным крестами, как и между какими-либо другими крестами, использующимся в службе христианами. В сущности, все кресты одинаковы, отличия лишь в форме », — говорит Сербский Патриарх Ириней.

Распятие

В католической и православной Церквях особое значение придается не форме креста, а образу Иисуса Христа на нем.

До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, и только в Х веке появились изображения мертвого Христа.

Да, мы знаем, что Христос умер на кресте. Но мы знаем и то, что потом Он Воскрес, и что страдал Он добровольно из любви к людям: чтобы научить нас беречь бессмертную душу; чтобы мы тоже могли воскреснуть и жить вечно. В Православном Распятии эта пасхальная радость присутствует всегда. Поэтому на православном кресте Христос не умирает, а свободно простирает руки, ладони Иисуса открыты, будто он хочет обнять все человечество, даря им свою любовь и открывая путь к вечной жизни. Он - не мертвое тело, а Бог, и весь его образ говорит об этом.

У православного креста над основной горизонтальной перекладиной есть ещё одна, поменьше, которая символизирует табличку на кресте Христа с указанием проступка. Т.к. Понтий Пилат не нашел, как описать вину Христа, на табличке появились слова «Иисус Назорей Царь Иудейский » на трех языках: греческом, латинском и арамейском. На латыни в католицизме эта надпись имеет вид INRI , а в православии – IHЦI (либо ІНHІ, «Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский»). Нижняя косая перекладина символизирует подпорку для ног. Также она символизирует двух разбойников, распятых слева и справа от Христа. Один из них перед смертью раскаялся в своих грехах, за что был удостоен Царствия Небесного. Другой же перед смертью хулил и поносил своих палачей и Христа.

Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» - имя Иисуса Христа; а под ней: «НИКА» - Победитель.

На крестчатом нимбе Спасителя обязательно писали греческие буквы ООН , означающие - «истинно Сущий», потому что «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий » (Исх. 3:14), открыв этим самым Свое имя, выражающее самобытийность, вечность и неизменяемость существа Божия.

Кроме того, в православной Византии хранились гвозди, которыми Господь был прибит к кресту. И было точно известно, что их четыре, а не три. Поэтому на православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.


Православное Распятие Католическое Распятие

В католическом Распятии изображение Христа имеет натуралистические черты. Католики изображают Христа мертвым, иногда с потоками крови на лице, из ран на руках, ногах и ребрах (стигматы ). В нем проявляется все человеческое страдание, муки, которые пришлось испытать Иисусу. Его руки провисают под тяжестью тела. Образ Христа на католическом кресте правдоподобен, но это изображение мертвого человека, в то время как нет никакого намека на торжество победы над смертью. Распятие в православии как раз таки символизирует это торжество. Кроме того, ноги Спасителя прибиты одним гвоздем .

Значение крестной смерти Спасителя

Возникновение христианского креста связано с мученической смертью Иисуса Христа, которую он принял на кресте по вынужденному приговору Понтия Пилата. Распятие на кресте было распространённым способом казни в Древнем Риме, позаимствованным от карфагенян - потомков финикийских колонистов (считается, что впервые распятие использовалось именно в Финикии). Обычно к смерти на кресте приговаривали разбойников; многие ранние христиане, подвергавшиеся гонениям, начиная с времён Нерона, также были казнены таким образом.


Распятие на кресте у римлян

До страданий Христовых крест был орудием позора и страшного наказания. После же Его страданий он стал символом победы добра над злом, жизни над смертью, напоминанием бесконечной Божьей любви, предметом радости. Воплотившийся Сын Божий Своею кровью освятил крест и сделал его проводником Своей благодати, источником освящения верующих.

Из православного догмата Креста (или Искупления) несомненно вытекает мысль о том, что смерть Господа - это выкуп всех , призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростертыми руками, призывающими «все концы земли» (Ис. 45:22).

Читая Евангелия, мы убеждаемся, что крестный подвиг Богочеловека является центральным событием в Его земной жизни. Своими крестными страданиями Он смыл наши грехи, покрыл наш долг перед Богом или, на языке Писания, нас «искупил» (выкупил). В Голгофе сокрыта непостижимая тайна бесконечной правды и любви Бога.

Сын Божий добровольно взял на Себя вину всех людей и пострадал за нее позорной и мучительнейшей смертью на кресте; потом на третий день воскрес как победитель ада и смерти.

Почему для очищения грехов человечества понадобилась именно такая ужасная Жертва и существовала ли возможность спасти людей другим, менее мучительным путем?

Христианское учение о крестной смерти Богочеловека нередко является «камнем преткновения» для людей с уже сложившимися религиозно-философскими понятиями. Как многим евреям, так и людям греческой культуры апостольских времен представлялось противоречивым утверждение, что всемогущий и вечный Бог сошел на землю в образе смертного человека, добровольно претерпел биения, оплевания и позорную смерть, что этот подвиг мог принести духовную пользу человечеству. «Это невозможно! » — возражали одни; «Это не нужно! » — утверждали другие.

Св. апостол Павел в своем послании к Коринфянам говорит: «Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость » (1 Кор. 1:17-24).

Иными словами, апостол разъяснял, что то, что в христианстве некоторыми воспринималось как соблазн и безумие, фактически является делом величайшей Божественной мудрости и всемогущества. Истина искупительной смерти и воскресения Спасителя является фундаментом для многих других христианских истин, например, об освящении верующих, о таинствах, о смысле страданий, о добродетелях, о подвиге, о цели жизни, о предстоящем суде и воскресении умерших и других.

При этом, искупительная смерть Христа, будучи событием необъяснимым в понятиях земной логики и даже «соблазнительным для погибающих,» обладает возрождающей силой, которую чувствует и к которой стремится верующее сердце. Обновленные и согретые этой духовной силой, с трепетом преклонялись перед Голгофой как последние рабы, так и самые могущественные цари; как темные невежды, так и величайшие ученые. После сошествия Св. Духа апостолы личным опытом убедились в том, какие великие духовные блага им принесла искупительная смерть и воскресение Спасителя, и они делились этим опытом со своими учениками.

(Тайна искупления человечества тесно связана с целым рядом важных религиозных и психологических факторов. Поэтому для уяснения тайны искупления надо:

а) понять, в чем собственно состоит греховное повреждение человека и ослабление его воли для сопротивления злу;

б) надо понять, как дьявольская воля, благодаря греху, получила возможность влиять и даже пленять человеческую волю;

в) надо понять таинственную силу любви, ее способность положительно влиять на человека и облагораживать его. При этом, если любовь больше всего обнаруживает себя в жертвенном служении ближнему, то, несомненно, что отдача за него жизни есть высшее проявление любви;

г) от понимания силы человеческой любви надо возвыситься до понимания силы Божественной любви и того, как она проникает в душу верующего и преображает его внутренний мир;

д) кроме того, в искупительной смерти Спасителя есть сторона, выходящая за пределы человеческого мира, а именно: На кресте произошло сражение между Богом и гордым Денницей, в котором Бог, скрываясь под видом немощной плоти, вышел победителем. Подробности этого духовного сражения и Божественной победы остаются для нас тайной. Даже Ангелы, согласно ап. Петру, не вполне понимают тайну искупления (1 Петр. 1:12). Она — запечатанная книга, которую мог раскрыть только Агнец Божий (От. 5:1-7)).

В православной аскетике есть такое понятие, как несение своего креста, то есть терпеливое исполнение христианских заповедей на протяжении всей жизни христианина. Все трудности, как внешние, так и внутренние, именуются «крестом.» Каждый несёт свой жизненный крест. О необходимости личного подвига Господь так сказал: «Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня » (Мф. 10:38).

«Крест хранитель всей вселенной. Крест красота Церкви, Крест царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва », - утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.

Мотивы возмутительного осквернения и похуления святого Креста сознательными крестоненавистниками и крестоборцами вполне объяснимы. Но когда видим христиан, втянутых в это гнусное дело, тем более молчать нельзя, ибо - по слову святителя Василия Великого - «молчанием предается Бог»!

Различия католического и православного креста

Таким образом, имеются следующие отличия католического креста от православного:


Католический крест Православный крест
  1. Православный крест чаще всего имеет восьмиконечную или шестиконечную форму. Католический крест – четырехконечный.
  2. Слова на табличке на крестах одинаковы, лишь написаны на разных языках: латинском INRI (в случае католического креста) и славяно-русском IHЦI (на православном кресте).
  3. Еще одной принципиальной позицией является положение ног на Распятии и количество гвоздей . Ноги Иисуса Христа расположены вместе на католическом Распятии, и каждая пригвождена по отдельности на православном кресте.
  4. Различным является изображение Спасителя на кресте . На православном кресте изображен Бог, открывший путь к вечной жизни, а на католическом — человек, испытывающий муки.

Материал подготовил Сергей Шуляк

Христианство за две с лишним тысячи лет своего существования распространилось по всем материкам Земли, среди множества народов со своими культурными традициями и особенностями. Поэтому неудивительно, что один из самых узнаваемых символов в мире, христианский крест, имеет такое многообразие форм, размеров и применений.

В сегодняшнем материале мы попытаемся рассказать о том, какие бывают кресты. В частности вы узнаете: существуют ли «православный» и «католический» кресты, может ли христианин относиться ко кресту презрительно, бывают ли кресты в форме якоря, почему мы почитаем также крест в форме буквы «Х» и ещё много интересного.

Крест в церкви

Для начала вспомним о том, почему крест важен для нас. Почитание креста Господня, связано с Искупительной жертвой Богочеловека Иисуса Христа. Почитая крест, православный христианин воздает почитание Самому Богу, воплотившемуся и пострадавшему на этом древнем римском орудии казни за наши грехи. Без креста и смерти не было бы искупления, воскресения и вознесения, не было бы устроения Церкви в мире и возможности идти по пути спасения для каждого человека.

Поскольку крест столь почитаем верующими, они стараются возможно чаще видеть его в своей жизни. Чаще всего крест можно увидеть в храме: на его куполах, на священной утвари и облачениях священнослужителей, на груди священников в виде особых наперсных крестов, в архитектуре храма, нередко строящегося в форме креста.

Крест за церковной оградой

Кроме того верующему человеку свойственно расширять своё духовное пространство на всю окружающую жизнь. Христианин освящает все её элементы, прежде всего, крестным знамением.

Поэтому на кладбищах над могилами кресты, как напоминание о будущем воскресении, на дорогах — поклонные кресты, освящающие путь, на телах самих христиан — кресты нательные, напоминающие человеку о его высоком призвании следовать путём Господа.

Также форму креста у христиан можно нередко увидеть в домашних иконостасах, на кольцах и других предметах домашнего обихода.

Нательный крест

Нательный крест — особая история. Он может изготавливаться из самых разнообразных материалов и иметь всевозможные размеры и украшения, сохраняя только свою форму.

В России нательный крест привыкли видеть в виде отдельного предмета, висящего на цепочке или верёвочке на груди верующего, однако в других культурах встречались и иные традиции. Крест мог вообще не изготавливаться из чего либо, а наноситься на тело в виде татуировки, чтобы христианин не мог его случайно потерять и чтобы его нельзя было отобрать. Именно так носили нательный крест христиане-кельты.

Интересно и то, что иногда на кресте не изображают Спасителя, а помещают на поле креста икону Богородицы или кого-то из святых или даже превращают крестик в подобие миниатюрного иконостаса.

О «православном» и «католическом» крестах и презрении к последнему

В некоторых современных научно-популярных статьях можно встретить утверждение, что «православным» считается крест восьмиконечной формы с короткой верхней и косой короткой нижней дополнительными перекладинами, а удлинённый книзу четвероконечный крест является «католическим» и православные, якобы, относятся или в прошлом относились к нему с презрением.

Это утверждение, не выдерживающее никакой критики. Как известно, Господа распяли именно на четвероконечном кресте, который по вышеприведённым причинам почитался Церковью святыней задолго до отпадения католиков от христианского единства, произошедшего в XI веке. Разве могли христиане презирать символ своего спасения?

Кроме того во все времена в храмах широко использовались кресты четвероконечной формы и даже сейчас на груди православных священнослужителей можно встретить несколько возможных форм креста — восьмиконечный, четвероконечный и фигурный с украшениями. Неужели бы они стали носить какой-то «неправославный крест»? Конечно нет.

Восьмиконечный крест

Восьмиконечный крест чаще всего используется в Русской и Сербской Православных Церквях. Такая форма напоминает о некоторых дополнительных подробностях смерти Спасителя.

Дополнительная короткая верхняя перекладина обозначает титло — дощечку, на которой Пилатом была прописана вина Христа: «Иисус Назарянин — царь Иудейский». На некоторых изображениях распятия слова сокращаются и получается «ИНЦИ» — по-русски или «INRI» — по-латыни.

Короткая косая нижняя перекладина, обычно изображаемая с поднятым вверх правым краем и опущенным вниз левым (относительно изображения распятого Господа) обозначает так называемое «мерило праведное» и напоминает нам о распятых по бокам Христа двух разбойниках и их посмертной участи. Правый раскаялся перед смертью и наследовал Царство Небесное, а левый хулил Спасителя и попал в ад.

Андреевский крест

Христианами почитается не только прямой, но и косой четвероконечный крест, изображаемый в виде буквы «Х». Предание повествует, что именно на кресте подобной формы был распят один из двенадцати учеников Спасителя — апостол Андрей Первозванный.

Особенно популярен «андреевский крест» в России и странах Причерноморья, так как именно вокруг Чёрного моря проходил миссионерский путь апостола Андрея. В России андреевский крест изображается на флаге военно-морского флота. Кроме того, андреевский крест особо почитается шотландцами, которые также изобразили его на своём государственном флаге и считают, что апостол Андрей проповедовал и в их стране.

Т-образный крест

Такой крест был наиболее распространён в Египте и других провинциях Римской империи в Северной Африке. Кресты с горизонтальной балкой, наложенной на вертикальный столб, или с поперечиной прибитой лишь немного ниже верхнего края столба, использовали для распятия преступников в этих местах.

Также «Т-образный крест» называют «крестом святого Антония» в честь жившего в IV веке преподобного Антония Великого — одного из основателей монашества в Египте, который путешествовал с крестом такой формы.

Арихиепископский и Папский кресты

В Католической церкви, помимо традиционного четвероконечного креста, используются кресты со второй и третьей перекладинами над основной, отражающие иерархическое положение носителя.

Крест с двумя перекладинами означает чин кардинала или архиепископа. Такой крест иногда также называют «патриаршим» или «лотарингским». Крест с тремя перекладинами соответствует папскому достоинству и подчёркивает высокое положение римского понтифика в Католической церкви.

Крест Лалибелы

В Эфиопии в церковной символике используется четвероконечный крест, окружённый сложным узором, который именуют «крестом Лалибелы» в честь святого негуса (царя) Эфиопии Гебре Мескель Лалибелы, правившего в XI веке. Негус Лалибела был известен глубокой и искренней верой, помощью Церкви и щедрым творением милостыни.

Крест-якорь

На куполах некоторых храмов в России можно встретить крест, который стоит на серповидном основании. Некоторые ошибочно объясняют подобную символику войнами, в которых Россия побеждала Османскую империю. Якобы, «христианский крест попирает мусульманский полумесяц».

На самом деле эта форма называется Крестом-якорем. Дело в том, что уже в самые первые века существования христианства, когда ислам ещё даже не возник, Церковь именовали «кораблём спасения», который доставляет человека в безопасное пристанище Небесного Царства. Крест при этом изображали в виде надёжного якоря, на котором этот корабль может переждать бурю страстей человеческих. Изображение креста в виде якоря можно встретить ещё в древних римских катакомбах где скрывались первые христиане.

Кельтский крест

До обращения в христианство кельты поклонялись различным стихиям, в том числе и вечному светилу — солнцу. По легенде, когда святой равноапостольный Патрик просвещал Ирландию, он объединил символ креста с более ранним языческим символом солнца, чтобы показать вечность и важность для каждого новообращённого жертвы Спасителя.

Хризма — намёк на крест

В течение первых трех веков крест, а тем более Распятие, не изображались открыто. Правители Римской империи открыли охоту на христиан и им приходилось опознавать друг друга с помощью не слишком явных тайных знаков.

Одним из самых близких к кресту по значению скрытых символов христианства была «хризма» — монограмма имени Спасителя, обыкновенно складывавшаяся из первых двух букв слова «Христос» «Х» и «Р».

Иногда к «хризме» добавлялись символы вечности — буквы «альфа» и «омега» или, в качестве варианта, он выполнялся в виде андреевского креста, перечёркнутого поперечной чертой, то есть в виде букв «I» и «X» и мог быть прочитан, как «Иисус Христос».

Существует и множество других разновидностей христианского креста, которые широко используются, например, в международной наградной системе или в геральдике — на гербах и флагах городов и стран.

Андрей Сегеда

Вконтакте

Крестная мука была в ходу у египтян, иудеев, карфагенян, финикийцев, персов. В Маке­донии, Греции и Римской империи распинали обычно рабов, иногда — ви­новных в совершении особо тяжких преступлений, чтобы показательно их унизить.

Первые казни на кресте отмечены в Риме при Тарквинии Великолепном, последнем из семи царей. Эта практика пришла в Рим от карфагенян, которые переняли ее у финикийцев.Римских сенаторов и судей обвини­ли в «преступлении» за то, что они при­говорили к распятию римских граждан. Вспомним, как Цицерон гневно упрекал Верреса, когда тот, будучи на­местником на Сицилии, приговорил к кресту римского гражданина. Считает­ся, что иудеи стали применять распятие во времена правления царя Ирода.

Крест мог состоять из двух, трех, иногда даже четырех перекладин и при­нимать самые разные формы: Т-образ­ную, Х-образную, У-образную. Первая разновидность — перевернутый крест — позволяла распинать человека вниз го­ловой, так казнили бунтовщиков. Именно так распяли апостола Петра по его собственной просьбе: он посчитал себя недостойным быть распятым, как Христос. Император Нерон удовлетво­рил его просьбу, но другим мученикам отказал.

По мнению отдельных историков, практи­ка распятия вниз головой родилась по чи­сто техническим причинам. «Во влажную землю крест приходилось втыкать глубо­ко, так что горизонтальная балка оказы­валась близко к земле, и один из ее концов, в зависимости от того, куда кре­нился крест, заостряли. Так достигалась максимальная устойчивость, и жертву распинали головой вниз».

Х-образный крест прозвали крестом святого Андрея по имени мученика Ан­дрея, брата апостола Петра и ученика Иоанна Крестителя. Когда он очутился подле креста, то снял всю одежду и от­дал палачу. Ему не стали прибивать ру­ки и ноги гвоздями, а привязали их веревками, чтобы пытка продлилась доль­ше. Он прожил после распятия два дня.

В Риме, Греции и на Востоке пригово­ренного к распятию сначала бичевали кнутом, а потом заставляли нести крест к месту казни. Точнее говоря, он нес «патибулум» (patibulum) — верхнюю горизон­тальную балку креста, тогда как «ствол» (stips) к приходу приговоренного и пала­чей уже торчал из земли. Бесчисленные картины, изображающие шествующего на Голгофу Христа с крестом на плечах, искажают реалии того времени .

На месте казни осужденного привя­зывали к кресту веревками, но чаще прибивали гвоздями. В первом случае человеку разводили руки, крепили их к патибулуму, потом с помощью веревки и блока поднимали наверх и фиксировали.

Когда приговоренного прибивали гвоздями, действовали так же: сначала прибивали к патибулуму руки, затем подвешивали и прибивали ноги. Случа­лось, что казнимого прибивали к кре­сту, лежащему на земле, потом крест поднимали и вставляли в заранее при­готовленную яму. Гвозди никогда не за­бивали в ладони — они бы разорвались под тяжестью тела.

Гвозди вгоняли в запястья двумя способами. Опытный палач забивал длинный гвоздь в окруженную костями точку, которую современные анатомы называют «пространством Дестота». Остриё пронзало её, не повреждая ко­стей, разве что разрывая медианный нерв, в результате чего большой палец прижимался к ладони. Менее ловкий палач ограничивался тем, что загонял гвоздь между лучевой и локтевой костя­ми. Но в обоих случаях крепление ока­зывалось весьма прочным.

Ноги прибивали разными способа­ми. Их могли крепить, забивая гвоздь в каждую, накладывать одну на другую или разводить в стороны при так назы­ваемом «четырехугольном» распятии. Для лучшей надёжности крепления, гвозди, как правило, прибивались через деревянную шайбу.

Деревянная шайба (реставрация по археологическим раскопкам)

В Римской империи существовал особый способ, когда сведенные вместе ноги располагали боком, так что гвоздь пронзал обе пятки, отчего у осужденно­го скручивало все тело.

В любом случае, каким бы ни был способ прибивания, никакой опоры для ног, столь часто изображаемой на рели­ гиозных картинах, не было и в помине.

Подобная опора противоречила бы самому смыслу казни. Ведь на кресте умирали не от голода и жажды, как ду­мают многие, и не от потери крови, а от удушья. Распятый мог дышать, только если приподнимался на руках, но гвозди причиняли ему сильную боль, мышцы сводило судорогой, и он не мог выдох­нуть воздух, наполнявший грудную клетку. Этот феномен отмечен и очень точно описан выжившими узниками концлагерей, присутствовавшими при распятиях. Для усиления асфиксии к ногам самых крепких распинаемых при­вязывали тяжелые камни, чтобы обеспе­чить полную неподвижность рук и ли­шить человека возможности дышать.

В древности только иудеи смягчали казнь: на закате распятым ломали ноги, чтобы ускорить асфиксию. Иудейский закон требовал подносить осужденному питье, притупляющее чувствительность к боли. Вспомним, что Христу предла­гали такое питье: вино с опиатом перед распятием и уксус после распятия.

Тела казненных висели на крестах до тех пор, пока к ним не слетались стер­вятники.

Тела мятежников висели до полного разложения. Так случалось после каждой «войны рабов» — трех крупных восста­ний, с трудом подавленных Римом. За победой следовала ужасная бойня и тыся­чи распятий. Два первых бунта вспыхну­ли на Сицилии, соответственно за полто­ра и за век до христианской эры. После третьего — самого знаменитого — под предводительством Спартака в 73 году до новой эры более шести тысяч мятежников при­говорили к распятию. Кресты стояли вдоль всей дороги из Капуи до Рима.

Когда приговор был «законным», как, например, в суде над Христом, вла­сти разрешали родственникам и друзьям казненного отдать ему послед­ний долг после официальной констата­ции смерти. Удар копьем в бок, по римскому законодательству, служил подтверждением наступившей смерти. Вопреки расхожему мнению, этот удар никогда не добивал распятого и не уси­ливал его страданий.

Самую большую дань этому орудию казни заплатили не восставшие рабы, бунтовщики и опасные преступники, а христиане. За триста с лишним лет вслед за апостолами на кресте было распято множество христиан, не пожелавших отречься от новой веры. При императо­ре Траяне в Иерусалиме распяли святого Симеона. Святую Юлию распяли в Кар­фагене. Людей тысячами распинали во всех средиземноморских странах.

Вспомним Нерона, находившего удовольствие в обмазывании жертв смо­лой, чтобы добавить к страданиям на кресте пытку огнем. Осужденных рим­скими магистратами на распятие часто пытали до казни. Все современные исследователи истории древнего мира едины во мнении, что число жертв во времена правления Септима Сурового, Каракаллы, Гелиогабала, Максимина и особенно Диоклетиана, Деция и Доми­циана было огромным. С приходом христианских императоров распятие отменили в память о страстях Христо­вых. С тех пор символ креста приобрел культовый характер, как в греческих, так и в латинских литургиях. Крест и распятие заняли важное место в католических ритуалах и церемониях. Крест, некогда бывший орудием казни, стал символом воскресения.

Применение распятия к преступни­кам в Европе стало восприниматься как богохульство, но в Азии и на Востоке этот метод казни сохранялся. Французский писатель и путешественник Жан-Пьер Оскар Кометтан в книге «Неизвестная цивилиза­ция» пишет, что в XIX веке в Японии «су­дьи все еще приговаривали к распятию». Надо сказать, что и Европа, несмотря на все свое христианство, не раз еще возвра­щалась к варварской практике распятия.

Случаи распятий были отмечены во время Вандейской войны в конце XVIII века во Франции: так поступали республиканские солдаты, наказывая жителей городов Машкуль и Сен-Флоран, давших сигнал к восстанию в 1793 году. Людей распина­ли и в Испании во время наполеонов­ской кампании.

В СССР нацисты каз­нили на кресте партизан и евреев. Итальянский писатель Курицио Малапарте в своём знаменитом романе «Шкура» рассказывает о встрече с распятыми на кресте. «Крик ужаса застрял у меня в горле. Это были распятые люди. Они были прибиты к стволам деревьев. Кто-то уронил голову на плечи, кто-то на грудь, кто-то подни­мал глаза к небу, глядя на молодой месяц. Почти все были в черных еврейских пла­щах на голое тело, их кожа блестела в мягком лунном свете…». «Распятые молчали, я слышал их дыхание. Я слышал глухой хрип, вырывавшийся из горла, чувствовал на себе тяжелые взгля­ды, их глаза обжигали огнем мое лицо, за­литое слезами, капавшими на грудь…». «Если есть в тебе жалость, убей меня! Выстрели мне в голову, — кричал один из распятых. — Выстрели мне в голову, сжалься надо мной! Убей меня, о-о-о, убей меня из любви к Господу!».

В конце XIX века распятие по-прежнему существовало в Бирме и Северной Аф­рике, в частности в Марокко. В 1892 го­ду, то есть через два года после того, как в США начали «обрабатывать современ­ным способом» приговоренных к смерт­ной казни марокканцев, сажая их на электрический стул, на большой площа­ди в Марракеше публика собралась, чтобы поприсутствовать на распятии каида Хабура. Эта казнь под музыку ста­ла поводом для трехдневных праз­днеств, после чего труп разорвали на мелкие кусочки и бросили собакам. В заключение добавим, что вплоть до 80-х годов ХХ века распятие фигурировало в уголовном кодексе Северного Йемена в качестве законной формы высшей ме­ры наказания. Однако стоит отметить, что приговоренный мог быть распят только после того, как его казнят со­гласно вынесенному вердикту — через расстрел или отрубание головы.

В Судане все обстояло иначе: распя­тие живьем было предусмотрено за престу­пления хадда, то есть против Бога.

По крайней мере, до 90-х годов ХХ века в шести стра­нах, живущих по законам ислама, мож­но было на законном основании казнить лю­дей на кресте, распиная их живыми. Речь идет о Судане, Объединенных Арабских Эмиратах, Иране, Мавритании, Пакистане и Сау­довской Аравии.

Литература:

М. Монестье. Смертная казнь. История и виды высшей меры наказания от начала времён до наших дней. Перевод с французского.- М.: ИД «Флюид», 2008

Верующий человек по правилам носит крест. Но как же выбрать правильный и не запутаться в их многообразии? О символике и значении крестов вы узнаете из нашей статьи.

Видов крестов очень много и очень многие уже знают, что нельзя делать с нательным крестом и как правильно его носить. Поэтому в первую очередь возникает вопрос о том, какие из них имеют отношение к православной вере, а какие — к католической. В обоих видах христианской религии есть несколько типов крестов, в которых и необходимо разобраться, чтобы не путать.


Основные отличия православного креста

  • имеет три поперечных линии: верхняя и нижняя — короткие, между ними — длинная;
  • на концах креста может быть оформлено по три полукруга, напоминающие трилистник;
  • на некоторых православных крестах внизу вместо косой поперечной линии может быть месяц — этот знак достался от Византии, от которой было перенято православие;
  • Иисус Христос распят в ногах обязательно двумя гвоздями, в то время, как на католическом распятии — один гвоздь;
  • на католическом распятии присутствует некоторый натурализм, который отображает муки Иисуса Христа, которые он пережил за людей: тело выглядит буквально тяжелым и свисает на руках. Православное распятие показывает торжество Бога и радость Воскрешения, преодоление смерти, поэтому тело как бы наложено сверху, а не висит на кресте.

Католические кресты

В первую очередь, к ним относится так называемый латинский крест . Как и все, он представляет собой вертикальную и горизонтальную линии, при этом вертикальная заметно длиннее. Его символика такова: именно так выглядел крест, который Христос нес на Голгофу. Ранее он использовался и в язычестве. С принятием Христианства латинский крест стал символом веры и ассоциируется порой с противоположными вещами: со смертью и воскрешением.

Еще один похожий крест, но с тремя поперечными линиями, называется папским . Он имеет отношение только к Папе Римскому и используется на церемониях.

Есть также много видов крестов, которые использовали всевозможные рыцарские Ордены, такие как Тевтонский или Мальтийский. Поскольку они были подчинены Папе Римскому, то эти кресты также можно считать католическими. Они выглядят слегка отлично друг от друга, но общее в них то, что их линии заметно сужаются к центру.

Лотарингский крест очень похож на предыдущий, но имеет две перекладины, при этом одна из них может быть короче другой. Название указывает на местность, в которой появился этот символ. Лотарингский крест появляется на гербах кардиналов и архиепископов. Также этот крест является символом греческой православной церкви, поэтому не может быть полноценно назван католическим.


Православные кресты

Вера, конечно же, подразумевает, что крестик необходимо носить постоянно и не снимать, за исключением самых редких ситуаций . Поэтому выбирать его необходимо с пониманием. Самый широко используемым в православии крестом является восьмиконечный . Изображается он следующим образом: Одна вертикальная линия, большая горизонтальная линия чуть выше центра и еще две более коротких перекладины: над и под ней. При этом нижняя всегда наклонена и ее правая часть находится на уровне ниже левой.

Символика этого креста такова: он показывает уже тот крест, на котором Иисус Христос был распят. Верхняя поперечная линия соответствует прибитой перекладине с надписью «Иисус Назарянин, царь иудейский». По библейскому преданию, так над ним пошутили римляне после того, как уже распяли на кресте и ждали его смерти. Поперечная перекладина символизирует ту, к которой были прибиты гвоздями руки Христа, а нижняя — где были прикованы его ноги.

Наклоненность нижней перекладины объясняется следующим образом: вместе с Иисусом Христом были распяты два разбойника. По преданию, один из них раскаялся перед Сыном Божиим и тогда получил прощение. Второй же стал насмехаться и только усугубил свое положение.

Тем не менее, первый крест, который был первым завезен из Византии в Россию, был так называемый греческий крест. Он, как и римский, является четырехконечным. Разница в том, что он состоит из одинаковых прямоугольных перекладин и является совершенно равнобедренным. Он послужил основой для очень многих других видов крестов, в том числе крестов католических орденов.

Другие виды крестов

Андреевский крест очень похож на букву Х или на перевернутый греческий крест. Считается, что именно на таком был распят апостол Андрей Первозванный. Используется в России на флаге ВМФ. Также он изображен на флаге Шотландии.

Кельтский крест также похож на греческий. Он обязательно взят в круг. Этот символ использовался очень давно на территории Ирландии, Шотландии и Уэльса, а также части Британии. Во время, когда не было распространено католичество, в этой местности преобладало кельтское христианство, которое и пользовалось данным символом.

Порой крест может являться во сне. Это может быть как благим, так и очень дурным знаменьем, как утверждает сонник . Всего доброго, и не забывайте нажимать на кнопки и

26.07.2016 07:08

Наши сны являются отражением нашего сознания. Они могут нам многое сказать о нашем будущем, прошлом...

Черников В.А.
(Херсон)

Крест - символ христианской веры, им увенчаны храмы, одежды священнослужителей, его носят на груди верующие, без креста не обходится ни один христианский обряд. Этот символ принят церковью в память мученической смерти Иисуса Христа, распятого на кресте. Образ распятого Христа Спасителя изображался художниками и иконописцами на многочисленных фресках, картинах, гравюрах и иконах. С развитием на Руси техники литых рельефных изображений священного содержания, на литые кресты был перенесен и иконографический сюжет Распятия. Литые кресты с изображением Распятия по своему назначению делятся на тельные, нагрудные, киотные и напрестольные .

Тельные кресты даются каждому православному христианину как знак крещения; с помощью шнурка или цепочки они надеваются на шею и носятся под одеждой на теле. По народному поверию эти кресты должны быть обязательно медными; отличаются небольшими размерами от 2,5 см до 5 см.

Нагрудные (наперсные, воротные) кресты (на рисунке 6, 7) носятся на груди поверх одежды священниками, монахами, паломниками, благочестивыми мирянами; в церковной жизни нагрудные кресты применялись и как награда для священнослужителей.

Киотные кресты (на рисунке 2, 3, 4) помещались на специальных полочках (киотах, кивотах) среди святых икон в красном углу; ими венчали домашние иконостасы, прикрепляли на косяки дверей жилища; брали с собой в странствия, походы, поездки для устроения временных алтарей. Отличаются от нагрудных крестов большими размерами и не имеют ушка для шейного шнура.

Часто встречаются киотные кресты украшенные дополнительными элементами: шестикрылыми серафимами, квадратными клеймами с сюжетами праздников, прямоугольными вертикальными пластинами с фигурами предстоящих.

Напрестольные кресты (на рисунке 1, 5) входят в состав необходимых принадлежностей христианского храма; располагаются на престоле алтаря рядом с Евангелием, Дарохранительницей, Дароносицей и др., применяются при проведении церковных служб. Отличаются от нагрудных и киотных крестов большими размерами - от 30 см и выше, дополнительных украшений, как правило, не имеют.

К середине XVII века окончательно сложились строго установленные правила изображения сюжета Распятия на восьмиконечных меднолитых крестах, иными словами, четко определились их иконография и общий облик. В настоящей статье мы рассмотрим иконографию вышеуказанных крестов, исключая кресты тельные, т.к. сравнительно небольшие размеры не позволяли разместить на их поверхности полную композицию Распятия. Если не принимать во внимание различие в размерах, пропорциях, отсутствие или наличие эмали, дополнительные элементы и др., а рассматривать только сюжет изображения Распятия, то значительную часть нагрудных, киотных и напрестольных крестов можно условно разделить на два основных типа композиции .

К первому типу относятся кресты, в верхней части которых изображены Господь Саваоф (Бог Отец), голубь (Бог Дух Святой) и аббревиатура: I Н Ц И на титле Голгофского креста.

Ко второму типу относятся кресты, в верхней части которых изображен Нерукотворный Образ Христа (Спас Нерукотворный) и на титле Голгофского креста сокращенная надпись: I С X С . Изображение голубя (Духа Святого) отсутствует. Как видим, в первом случае изображен Бог Отец, во втором - Бог Сын. Это основное принципиальное отличие между вышеуказанными типами композиции Распятия, оно наблюдается в верхней части восьмиконечных литых крестов, в остальном характер изображения в группах первого и второго типов совпадает практически полностью.

Кратко перечислим, что изображено иа восьмиконечном, без дополнительных украшений, кресте, относящемуся к первому типу композиции. В верхней части дана поясная фигура Господа Саваофа в анфас, голова в звездчатом нимбе, в левой руке он держит сферу с крестом (символ власти), правой, согнутой перед грудью, благословляет. Чуть ниже Саваофа - две фигуры, парящих над вершиной Голгофского креста, ангелов с убрусами (платками) в руках, чтобы вытирать кровь с лица Распятого. Между ангелами на квадрате (иногда на круге) - изображение голубя (Духа Святого). В центральной части - рельефное изображение Голгофского, тоже восьмиконечного, креста с пригвожденным к нему Христом. Глаза его закрыты, он мертв и обнажен, голова в крестчатом нимбе склонена к правому плечу, руки распростерты почти горизонтально, на чреслах набедренная повязка, ноги прибиты каждая отдельно. На средней перекладине но правую и левую руку Христа круглые личины небесных светил солнца и луны, по евангельскому преданию померкших в момент казни. На поле нижней (скошенной) перекладины)], как бы за Голгофским крестом, изображены архитектурные строения, символизирующие город Иерусалим, в окрестностях которого происходила казнь. Внизу, у основания Голгофского креста, череп - голова Адама, т.к. по преданию Адам был погребен на горе Голгофа (Лобное место). Слева и справа от Голгофского креста изображены копье и трость с губкой, символы орудий страстей Христовых; с помощью трости с влажной губкой римские воины смачивали губы, мучаемого жаждой, Христа, а когда он испустил дух, копьем пронзили ему ребра, чтобы убедиться в смерти. Нижняя перекладина Голгофского креста изображается наклонной, что символизирует связь Христа и с обитателями земли, и с небом.

Следует заметить, что на ряде нагрудных и киотных крестов первого типа изображение Господа Саваофа (Бога Отца) дано в ином виде, а именно: поясная фигура в анфас, благословляющая обеими руками, снизу окружена облаками. Архитектурные строения Иерусалима па этих крестах могут отсутствовать.

В верхней части восьмиконечного литого креста, относящегося ко второму типу композиции, дан Нерукотворный Образ Господа Иисуса Христа или Спас Нерукотворный. Согласно преданию это прижизненное изображение Спасителя возникло чудесным образом, когда Христос приложил убрус (платок) к лицу и на убрусе отобразился его облик. Этот платок был отослан в город Едессу больному царю Авгарю, который исцелился и принял христианство вместе со своими подданными, образ же был помещен над городскими воротами. На убрусе одно только лицо с прядями волос, расходящимися вправо и влево, глаза смотрят прямо на зрителя. Голова окружена крестчатым нимбом, т.е. круглым диском с начертанным внутри равноконечным крестом, нижний конец которого скрывается за головою, на нимбе церковнославянские буквы. Образ Спаса Нерукотворного часто рисовался на боевых знаменах русских воинов со времен Киевской Руси, изображался над городскими и крепостными воротами.

Значительную смысловую нагрузку несут размещенные на кресте сопроводительные надписи, аббревиатуры и отдельные буквы. Надписи даны на церковнославянском языке, многие слова намеренно сокращены или пишутся с пропуском букв, поэтому их перевод будет дан в современной орфографии.

По обе стороны нимба Саваофа - Господь Саваоф ; между ангелами - Ангелы Господни ; около голубя - Дух Святой ; над Голгофским крестом - Царь Славы ; аббревиатура: I Н Ц И на титле Голгофского креста - Иисус Назарей , Царь Иудейский (согласно Евангелию эта надпись на дощечке была написана Понтием Пилатом, как указание вины Христа); на крестах второго типа на титле надпись: I С X С - сокращенное именование Спасителя; по сторонам головы Христа — Сын Божий ; на нимбе Христа буквы - это написанное славянскими буквами греческое слово, что переводится как сущий, вечно существующий , т.е. тот, кто был, есть и будет - постоянный эпитет Иисуса Христа. Надпись под большой перекладиной Голгофского креста - Кресту Твоему поклоняемся , Владыко, и святое Воскресение Твое славим ; буквы К и Т в средней части креста - Копье, Трость ; надпись: НИКА — Победитель , в данном случае Христос - Победитель ада и смерти; аббревиатура: М Л Р Б - Место лобное, распят бысть (эта надпись имеет еще два прочтения: Место лобное, раб (рай) бысть); буквы Г Г в подножье Голгофского креста - Гора Голгофа; буквы Г А около черепа - Глава Адама .

На некоторых крестах, как правило нагрудных, на большой перекладине к надписи: Кресту Твоему покланяемся, Владыко и святое Воскресение Твое славим добавляется еще одна: Распятие Господа нашего Иисуса Христа .

Выше мы упоминали о том, что встречаются кресты с дополнительными элементами: серафимами, изображениями праздников и фигурами предстоящих. Шестикрылые серафимы окружают верхнюю часть креста, на небольших нагрудных их обычно два по краям верхней и средней перекладины, на киотных бывает от 4 до 20. Серафимы (огненные, пламенеющие) - высшие духовные существа, относятся к одному из чинов небесной иерархии; они имеют человеческий образ, при этом у каждого из них по шести крыльев; двумя они закрывают свои лица, как недостойные взирать на Господа Саваофа, двумя - ноги, как недостойные того, чтобы Господь взирал на них, и двумя летают, чтобы исполнять повеления Господа.

На квадратных клеймах изображаются великие Двунадесятые праздники, установленные Христианской церковью в память о событиях из жизни Иисуса Христа, Богоматери и некоторых преданий церковной истории.

Наиболее часто на клеймах помещаются сюжеты следующих праздников: Сретенье Господне, Вход в Иерусалим (Вербное воскресенье), Вознесение Господне, Сошествие во ад (Воскресение), Благовещение, Рождество Богородицы, Ветхозаветная Троица. Кроме этого могут быть даны изображения отдельных святых: Николая Чудотворца, Георгия Победоносца и др. Согласно иконографической традиции около Распятия изображались Богоматерь, Мария Магдалина (вариант — Марфа), юный Иоанн Богослов и Логгин Сотник. Эти фигуры даны на двух прямоугольных вертикальных пластинах, так называемых «полотенцах», прикрепленных к нижнему краю большой перекладины креста. Св. Мария Магдалина, одна из жен мироносиц, преданнейшая последовательница Христа, некогда исцеленная им от страшного недуга. Св. Марфа - одна из сестер Лазаря, воскрешенного Спасителем, ученица и последовательница Христа. Апостол Иоанн Богослов - любимый ученик, присутствовал при казни Спасителя, а после его смерти заботился о Пресвятой Деве Марии; апостолом Иоанном написано одно из четырех Евангелий. Логгин (Лонгин) Сотник, римский воин, возглавлявший стражу при кресте во время казни; под впечатлением бывших в момент смерти Христа знамений - солнечного затмения, землетрясения и пр. - он уверовал в Спасителя и принял крещение.

Существует группа крестов, в основном нагрудных, на которых вышеописанный сюжет Распятия дается в значительном упрощении, очень кратким иконографическом вариантом. На этих крестах изображены Христос, два ангела (вариант: шестикрылый серафим), гора Голгофа (условно) и череп Адама.

До сих пор мы рассматривали лицевую сторону крестов, между тем, значительный интерес представляют надписи, рисунки и орнамент на их оборотной стороне. Эти изображения встречаются не на всех крестах, на небольших по размеру нагрудных они могут отсутствовать, но на киотных и, тем более, на напрестольных оборотная сторона обязательно украшена.

Можно выделить два вида оформления оборота крестов: первый, когда даны текст (похвала кресту) и рисунок Голгофского креста с соответствующими надписями; второй, когда все поле оборота креста заполнено плотным растительным орнаментом в виде побегов с листьями, цветами, виноградными кистями и т.п. Следует отметить устойчивое сочетание иконографии лицевой стороны крестов с оформлением их оборота.

Так, на крестах первого типа композиции (Господь Саваоф и голубь) оборот заполнен текстом - похвалой кресту и рисунком Голгофского креста; на крестах второго типа композиции (Спас Нерукотворный) - только растительным орнаментом. На обороте небольших крестов первого типа композиции может размещаться лишь текст похвалы кресту:

Крест хранитель всей вселенной;

Крест красота церковная;

Крест царям держава;

Крест верным утверждение;

Крест ангелам слава;

Крест бесам язва.

Встречаются кресты первого типа композиции, у которых вышеприведенная молитва является началом другой, значительно большей; текст такой расширенной молитвы - похвалы заполняет все поле оборотной стороны креста.

Меднолитые кресты, для придания им особой декоративности, праздничности и нарядности нередко покрывались цветной эмалью, особенно ярко искусство эмалирования проявилось в произведениях XVIII — XIX веков.

Поделиться: