Был ли Иисус Христос реальным историческим лицом? Существовал ли Иисус на самом деле

В подобных вопросах бывает очень полезным ознакомиться с мнением критиков христианства. Ниже я размещаю отрывок из замечательной книги Барта Эрмана "А был ли Иисус? Неожиданная историческая правда". Барт Эрман - американский библеист, профессор религиоведения, доктор богословия, по вероисповеданию агностик. Большинство его книг носит критический по отношению к христианству характер.

Итак, вот мнение Барта Эрмана по вопросу историчности Христа:

Еще раз подчеркну: в историчности Иисуса убеждены практически все специалисты на земном шаре. Конечно, само по себе это ничего не доказывает: даже профессионалы могут ошибаться. Но почему бы не поинтересоваться их мнением? Допустим, у вас болит зуб, – захотите ли вы лечиться у специалиста или дилетанта? Или хотите построить дом, – доверите ли чертежи профессиональному архитектору или соседу по лестничной клетке? Правда, могут возразить: с историей все иначе, поскольку прошлое одинаково закрыто от ученых и профанов. Однако это не так. Возможно, кто-то из моих студентов почерпнул большую часть знаний о Средневековье из фильма «Монти Пайтон и Священный Грааль». Однако удачно ли выбран источник? Миллионы людей набрались «знаний» о раннем христианстве – Иисусе, Марии Магдалине, императоре Константине и Никейском Соборе – из книги Дэна Брауна «Код да Винчи». Но мудро ли они поступили? ...

Так и с этой книгой. Наивно надеяться убедить всех. Однако я надеюсь убедить тех, чей ум не зашорен, кто действительно хочет понять, откуда известно, что Иисус существовал. Еще раз оговорюсь: историчность Иисуса признает практически каждый западный специалист по библеистике, античной истории и культуре и раннехристианской истории. При этом у многих этих специалистов нет личной заинтересованности в вопросе. Взять хотя бы меня. Я не христианин, а агностик атеистического толка, и у меня нет резона отстаивать христианские учения и идеалы. Существовал Иисус или нет, в моей жизни и моем взгляде на мир это мало что меняет. У меня нет веры, которая бы строилась на историчности Иисуса. Историчность Иисуса не делает меня счастливее, довольнее, популярнее, богаче и знаменитее. Это не приносит мне бессмертия.

Однако я историк, а историку не безразлично, что было на самом деле. И всякий, кому это не все равно, кто готов взвешивать факты, понимает: Иисус существовал. Возможно, Иисус был не таким, как думает ваша мать, или каким он нарисован на иконе, или каким его описывает популярный проповедник, или Ватикан, или Южно-баптистская конвенция, или местный священник, или гностическая церковь. Однако он существовал. С относительной уверенностью мы можем даже сказать о некоторых фактах из его жизни.

Существовал ли Иисус Христос на самом деле, или же христианство основано на вымышленном персонаже, подобном Гарри Поттеру?

В течение почти двух тысячелетий большая часть человечества считает, что Иисус Христос был реальным историческим лицом — человеком, который обладал исключительными чертами характера, силой над природой и мог повести за собой людей. Но сегодня некоторые отрицают его существование.

Аргументы против существования Иисус Христа, известные под названием “Теории о мифе Иисуса Христа”, возникли через семнадцать столетий после жизни Христа в Иудее.

Эллен Джонсон, президент Организации американских атеистов, так резюмировала взгляд приверженцев теории о мифе Иисуса Христа в передаче Larry King Live телеканала CNN:

Реальность такова, что нет ни капли нерелигиозных доказательств в пользу того, что Иисус Христос когда-либо жил. Иисус Христос - собирательный из многих других богов образ… происхождение и смерть которых подобны происхождению и смерти мифологического Иисуса Христа”

Ошеломленный телеведущий спросил: “Значит, вы не верите, что Иисус Христос жил на самом деле?”

Джонсон резко ответила: “Дело в том, что не было… и нет никаких нерелигиозных доказательств того, что Иисус Христос когда-либо существовал”.

Ларри Кинг, ведущий телепередачи, немедленно попросил рекламную паузу. И международная телеаудитория осталась без ответа.

В начале своей литературной карьеры в Оксфорде исследователь К. С. Льюис также считал Иисуса Христа мифом, выдумкой, как и многие другие религии.

Спустя много лет, он как-то сидел в Оксфорде у камина вместе со своим приятелем, которого называл “самым матерым атеистом, каких мне приходилось знать » Неожиданно его приятель выпалил: «Доказательства исторической достоверности Евангелия выглядели на удивление вескими …похоже, что описываемые в них события все-таки, наверное, имели место.»

Льюис был поражен. Замечание друга о существовании реальных доказательств жизни Иисуса Христа подтолкнуло его на то, чтобы самому начать искать правду. Свой поиск правды об Иисусе Христе он описал в книге “Просто христианство” (Mere Christianity ).

Итак, какие же доказательства в пользу реального существования Иисуса Христа обнаружил приятель Льюиса?

О чем говорит древняя история

Давайте начнем с более фундаментального вопроса: Чем отличается мифический персонаж от реального исторического лица? Например, какие доказательства убеждают историков в том, что Александр Македонский был реальным историческим лицом? И есть ли такие доказательства в отношении Иисуса Христа?

И Александр Македонский, и Иисус Христос были изображены харизматичными лидерами. Жизнь каждого, по-видимому, была коротка, и оба погибли в возрасте чуть более тридцати лет. Про Иисуса Христа говорят, что он нес людям мир, покоряя всех своей любовью; Александр Македонский наоборот - нес войну и страдания и правил мечом.

В 336 г. до н.э. Александр Македонский стал царем Македонии. Этот военный гений с красивой внешностью и надменным нравом потопил в крови и покорил немало деревень, городов и царств периода греко-персидских войн. Говорят, что Александр Македонский заплакал, когда ему нечего было больше завоевывать.

История Александра Македонского написана пятью разными древними авторами через 300 или более лет после его смерти. Нет ни одного повествования очевидцев Александра Македонского.

Однако историки считают, что Александр Македонский действительно существовал, главным образом, потому, что арехеологические исследования подтверждают повествования о нем и его влияние на историю.

Точно так же, чтобы подтвердить историчность Иисуса Христа, нам нужно найти доказательства его существования в следующих областях:

  1. Археология
  2. Ранние христианские описания
  3. Ранние рукописи Нового Завета
  4. Историческое влияние

Археология

Пелена времени покрыла многие тайны об Иисусе Христе, которые лишь совсем недавно увидели свет.

Наиболее значительным открытием, пожалуй, являются древние рукописи, найденные в период между XVIII и XX веками. Ниже мы более подробно ознакомимся с этими рукописями.

Археологи также обнаружили многочисленные места и реликвии, которые упоминаются в описании жизни Иисуса Христа в Новом Завете. Малкольм Мугеридж, британский журналист, считал Иисуса Христа мифом, пока не увидел эти доказательства во время своей командировки в Израиль при подготовке репортажа для телеканала Би-Би-Си.

После подготовки репортажа о тех самых местах, связанных с Исусом Христом, о которых повествует Новый Завет, Мугеридж писал: «Я убедился в том, что Христос был рожден, проповедовал и был распят … Я осознал, что действительно жил такой человек, Иисус Христос ….»

Но до ХХ века не было никаких веских доказательств существования Римского прокуратора Понтия Пилата и иудейского первосвященника Иосифа Каиaфы. Они оба были ключевыми фигурами суда над Христом, в результате которого он был распят. Отсутствие доказательств их существования было важным аргументом скептиков в защите теории мифа о Христе.

Но во время археологических раскопок в 1961 г. была найдена плита из известняка с высеченной надписью “Понтий Пилат - прокуратор Иудеи”. А в 1990 г. археологи обнаружили оссуарий (склеп с костями), на котором было высечено имя Каиафы. Его подлинность была подтверждена «вне всяких разумных сомнений».

Кроме того, до 2009 г. не было веских доказательств того, что Назарет, в котором жил Иисус, существовал в период его жизни. Скептики, подобные Рене Сальм, считали отсутствие доказательств существования Назарета смертельным ударом по христианству. В книге “Миф Назарета” (The Myth of Nazareth ) она писала в 2006 г.: «Радуйтесь, вольнодумцы.… христианству, в том виде, в котором оно нам известно, возможно, приходит конец!».

Однако 21 декабря 2009 г. археологи объявили о находке глиняных черепков первого века из Назарета, подтвердив таким образом существование этого крошечного поселения во времена Иисуса Христа (см. “Был ли Иисус действительно родом Назарета?”).

Хотя эти археологические находки не подтверждают, что Иисус Христос жил там, они тем не менее подкрепляют повествование Евангелия о его жизни. Историки замечают, что растущее число археологических доказательств не противоречит, а подтверждает повествования об Иисусе Христе».

Ранние нехристианские описания

Скептики, подобные Эллен Джонсон, ссылаются на «недостаточное количество нехристианских исторических доказательств» Иисуса Христа как свидетельство того, что он не существовал.

Нужно отметить, что о любом лице периода жизни Иисуса Христа сохранилось очень мало документов. Многие древние исторические документы были разрушены за многие годы войнами, пожарами, грабежами, да и просто в результате обветшания и естественного процесса старения.

Историк Блэйклок, составивший каталог большинства нехристианских рукописей периода Римской империи, говорит, что «практически ничего не сохранилось со времен Иисуса Христа», не сохранились даже рукописи периода таких видных мирских лидеров как Юлий Цезарь. И при этом никто из историков не подвергает сомнению историчность Цезаря.

И учитывая тот факт, что он не был ни политической, ни военной фигурой, замечает Дэррелл Бок, «удивительно и примечательно то, что Иисус Христос вообще попал в те источники, которыми мы располагаем».

Итак, что же это за источники, о которых говорит Бок? Кто из ранних историков, писавших об Иисусе Христе, не был благосклонен к христианству? Прежде всего давайте обратимся к врагам Христа.

Иудейские историки — иудеям было выгоднее всего отрицать существование Христа. Но они всегда считали его реальным лицом. «В нескольких иудейских повествованиях Иисус Христос упоминается как реальное лицо, противниками которого они были.

Известный иудейский историк Иосиф Флавий писал об Иакове, «брате Иисуса, так называемого Христа». Если Иисус не был реальным лицом, то почему Флавий не сказал этого?

В другом, несколько противоречивом отрывке, Флавий говорит об Иисусе более подробно.

В это время жил человек по имени Иисус.Он был доброго поведения и добродетелен. И многие из иудеев и других народов стали его учениками. Пилат приговорил его к казни через распятие, и он умер. И те, кто стали его учениками, не оставили его учения. Они говорили, что он явился им через три дня после распятия, будучи живым. Поэтому его считали Мессией».

Хотя некоторые заявления Иосифа Флавия оспариваются, его подтверждение о существовании Иисуса Христа принимается широкими кругами исследователей.

Израильский ученый Шломо Пайнс пишет: «Даже самые рьяные противники христианства никогда не сомневались в том, что Христос действительно существовал.»

Историк Уилл Дюрант, занимающийся изучением мировой истории, отмечает, что ни иудеи, ни прочие народы, жившие в первом веке, не отрицали существования Иисуса Христа.

Историки Римской империи: ранние историки Римской империи писали главным образом о том, что было важно для самой империи. Поскольку Иисус Христос не играл очень важной роли в политической и военной жизни Рима, о нем очень мало упоминается в римской истории. Тем не менее, два известных римских историка — Тацит и Светоний подтверждают существование Христа.

Тацит (55-120 г.г.), величайший ранний историк Римской империи писал, что Христос (по-гречески Christus жил во время правления Тиберия и «пострадал при Понтии Пилате, что учение Иисуса Христа распространилось до самого Рима; а христиан считали преступниками, подвергая их различным пыткам, в том числе и распятию».

Светоний(69-130 писал о «Христе» как о подстрекателе. Многие ученые считают, что здесь упоминается именно Иисус Христос. Светоний также писал о преследованиях христиан римским императором Нероном в 64 г.

Римские официальные источники: христиан считали врагами Римской империи, поскольку они поклонялись Иисусу Христу как своему Господу, а не Цезарю. Ниже приводятся официальные римские источники, включая два письма Цезарей, упоминающие Христа и происхождение ранних христианских верований.

Плиний Младший - древнеримский политический деятель, писатель и адвокат во времена правления императора Траяна. В 112 г. Плиний писал Траяну о попытках императора заставить христиан отречься от Христа, которому они «поклонялись как богу».

Император Траян (56-117 г.г.) в своих письмах упоминал Иисуса Христа и ранние христианские верования.

Император Адриан (76-136 г.г.) писал о христианах, как о последователях Иисуса Христа.

Языческие источники: некоторые ранние языческие авторы вкратце упоминали Иисуса Христа и христиан до конца второго века. Среди них Таллий, Флегон, Мара Бар-Серапион и Лукиан из Самосаты. Замечания Таллия об Иисусе Христе написаны в 52 г., приблизительно через двадцать лет после жизни Христа.

В целом, в течение 150 лет после смерти Иисуса Христа он упоминается как реальное историческое лицо девятью ранними нехристианскими авторами. Удивительно, что Христос упоминается нехристианскими авторами столько же раз, сколько и Тиберий Цезарь, римский император, находившийся у власти во время жизни Иисуса Христа. Если считать как христианские, так и нехристианские источники, то Иисус Христос упоминается сорок два раза в сравнении с всего лишь десятью упоминаниями Тиберия.

Исторические факты об Иисусе Христе

Следующие факты о Иисусе Христе были записаны в ранних нехристианских источниках:

  • Иисус Христос был из Назарета.
  • Иисус Христос вел мудрую и добродетельную жизнь.
  • Иисус Христос был распят в Иудее при Понтии Пилате во время правления Тиберия Цезаря во время еврейского праздника Песах и считался царем иудеев.
  • По верованию своих учеников Христос умер и воскрес из мертвых через три дня после смерти.
  • Враги Христа признавали его необыкновенные деяния.
  • Учение Христа быстро нашло многих последователей и распространилось до самого Рима.
  • Ученики Христа вели моральный образ жизни и почитали Христа за Бога.

“Это общее описание Иисуса Христа точно соответствует описанию в Новом Завете”.

Гари Хабармас отмечает: «В общем, около трети этих нехристианских источников относятся к первому веку; а в большинстве своем они написаны не позднее середины второго века». Согласно энциклопедии Британика, эти »независимые повествования подтверждают, что в древности даже противники христианства нисколько не сомневались в исторической достоверности Иисуса Христа».

Ранние христианские описания

Иисус Христос упоминается в тысячах писем, проповедей и комментариев ранних христиан. Кроме того, уже через пять лет после распятия Христа, его имя начинает упоминаться в Словах веры.

Эти небиблейские описания подтверждают бо льшую часть подробностей из жизни Христа, содержащихся в Новом Завете, включая его распятие и воскресение.

Невероятно, но было обнаружено более 36 тысяч таких полных или частичных описаний, некоторые из которых относятся к первому веку. По этим небиблейским описаниям можно восстановить весь Новый Завет, за исключением нескольких стихов.

Каждый из этих авторов пишет о Христе как реальном лице. Сторонники теории мифа о Христе отметают их как предвзятые. Но им все равно придется дать ответ на вопрос: Как объяснить то, что о мифическом Иисусе Христе, написали так много в течение всего лишь нескольких десятилетий после его смерти?

Новый Завет

Скептики, подобные Эллен Джонсон, также отрицают Новый Завет как доказательство жизни Христа, считая его “небеспристрастным”. Но даже большинство нехристианских историков считает древние рукописи Нового Завета веским доказательством существования Иисуса Христа. Майкл Грант, атеист и историк Кембриджского университета, считает, что Новый Завет следует считать таким же свидетельством, как и другие свидетельства древней истории:

Если при рассмотрении Нового Завета мы используем те же критерии, что и при анализе других древних повествований, содержащих исторический материал, мы не можем отрицать существование Иисуса Христа больше, чем существование большого количества языческих персонажей, историческая достоверность которых никогда не подвергается сомнению.

Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна) являются основными описаниями жизни и проповедей Иисуса Христа. Лука начинает свое Евангелие со слов к Теофилу: «Поскольку я лично тщательно изучил все с самого начала, я тоже решил написать тебе, мой уважаемый Теофил, свое повествование по порядку».

Известный археолог, сэр Уильям Рамзей, сначала отверг историческую достоверность Христа в Евангелии от Луки. Но позже признал: «Лука является первоклассным историком.… этого автора нужно поставить в один ряд с величайшими историками.… Повествование Луки с точки зрения достоверности является непревзойденным.»

Самые ранние повествования о жизни Александра Македонского были написаны через 300 лет после его смерти. А как скоро после смерти Христа были написаны Евангелия? Были ли еще живы очевидцы Христа, и прошло ли достаточно времени для создания легенды?

В 1830-х годах немецкие ученые заявляли, что Новый Завет был написан в 3-м веке, и, таким образом, не мог быть написан учениками Христа. Однако, обнаруженные археологами в 19-м и 20-м веках копии рукописей подтверждают, что эти повествования об Иисусе Христе были написаны намного раньше. См. статью “Но правда ли все это?”

Уильям Олбрайт датирует Евангелия Нового Завета периодом «между около 50 и 75 г.г.». Джон А. Т. Робинсон из Кембриджского университета относит все книги Нового Завета к периоду 40-65 г.г. Такое раннее датирование означает, что они были написаны при жизни очевидцев, то есть намного раньше, и поэтому не могли быть ни мифом, ни легендой, для развития которых требуется много времени.

После прочтения Евангелий К. С Льюис написал: «Теперь, как историк текста, и я совершенно убежден, что …Евангелия…не легенды. Я знаком со многими великими легендами и для меня совершенно очевидно, что Евангелия не являются таковыми.»

Количество рукописей Нового Завета огромно. Существует более 24 тысяч полных и частичных копий рукописей книг, из которых он состоит, что намного превосходит количество всех других древних документов.

Ни одно другое древнее историческое лицо, будь то религиозное или светское, не имеет такого количества материла, подкрепляющего его существование, как Иисус Христос. Историк Пол Джонсон отмечает: «Если, скажем, описания Тацита сохранились лишь в одной средневековой рукописи, то количество ранних рукописей Нового Завета просто удивительно».

Историческое влияние

Мифы почти не влияют на историю. Историк Томас Карлайл говорит: «История человечества есть не что иное, как история великих людей».

В мире нет ни одного государства, которое своим происхождением было бы обязано мифическому герою или богу.

Но каково же влияние Иисуса Христа?

Обычные граждане Древнего Рима узнали о существовании Христа лишь через много лет после его смерти. Христос не командовал армиями. Он не писал книги и не менял законы. Иудейские вожди надеялись стереть его имя из памяти людей, и казалось, что это им удастся.

Однако сегодня от древнего Рима остались только руины. А могущественные легионы Цезаря и помпезное влияние Римской империи канули в лету. А как помнят Иисуса Христа в наши дни? В чем его непреходящее влияние?

  • Об Иисусе Христе написано книг больше, чем о ком-либо другом за всю историю человечества.
  • Государства брали его слова за основу своего устройства. Согласно Дюранту, “Триумф Христа стал началом развития демократии”.
  • Его Нагорная проповедь заложила новую парадигму этических норм и морали.
  • В память о нем закладывались школы и больницы, создавались организации гуманитарной направленности. Более 100 великих университетов — Гарвардский, Йельский, Принстонский и Оксфордский, а также многие другие были основаны христианами.
  • Возросшая роль женщин в западной цивилизации уходит своими корнями к Иисусу Христу. (Женщин во времена Христа считали низшими существами и почти не считали за людей до тех пор, пока у его учения не появились последователи.)
  • Рабство в Великобритании и Америке было отменено благодаря учению Христа о ценности каждой человеческой жизни.

Удивительно, что Христос смог оказать такое влияние в результате всего лишь трехлетнего служения людям. Когда исследователя мировой истории Герберта Уэллса спросили, кто оказал на историю самое большое влияние, он ответил: “Первым в этом ряду стоит Иисус Христос”.

Историк Йельского университета Ярослав Пеликан заявил, что “независимо от того, что каждый лично думает о нем, Иисус из Назарета был доминирующей фигурой в истории западной цивилизации в течение почти двадцати столетий… Именно от его рождения большая часть человечества ведет отсчет календаря, именно его имя миллионы людей произносят в сердцах и именно во имя его миллионы людей произносят молитвы «.

Если Христос не существовал, то каким образом миф мог так изменить историю.

Миф и реальность

В то время как мифические боги изображаются супергероями, воплощающими в реальность человеческую фантазию и желания, Евангелие изображает Христа смиренным, сострадательным и морально безупречным человеком. Его последователи представляют Христа реальным человеком, за которого они готовы отдать жизнь.

Альберт Эйнштейн сказал: «Евангелие невозможно читать, не чувствуя реального присутствия Иисуса Христа. Им напитано каждое слово. Ни в одном из мифов нет такого присутствия жизни.… Никто не может отрицать ни того факта, что Иисус Христос существовал, ни красоты его слов».

Возможно ли, чтобы смерть и воскресение Христа были заимствованы из этих мифов? Питер Джозеф в своем фильме Zeitgeist, предложенном вниманию зрителей на вебсайте YouTube, привел такой смелый аргумент:

В действительности Иисус Христос был…мифической фигурой….Христианство, как и все системы верований в божество, является самым большим обманом века.

Если сравнить евангельского Христа с мифологическими богами, отличие становится очевидным. В отличие от реального Иисуса Христа в Евангелии, мифологические боги представлены нам нереалистичными, с элементами фантазии:

  • Митра якобы родился из камня.
  • Гор изображен с головой сокола.
  • Бахус, Геркулес и другие унеслись на небеса на Пегасе.
  • Осирис был убит, порублен на 14 частей, затем собран воедино своей женой Исидой и вновь возвращен к жизни.

Но могло ли христианство скопировать смерть и воскресение Христа из этих мифов?

Однозначно, что его последователи так не думали; они сознательно отдали свою жизнь, проповедуя истину воскресения Христа. [См. статью “Действительно ли Христос воскрес из мертвых?”]

Более того, «повествования о смерти и воскресении бога, очень похожие на историю воскресения Иисуса Христа, появились, как минимум, через 100 лет после описываемого воскресения Христа».

Иными словами, описания смерти и воскресения Гора, Осириса и Митры не были частью первоначальных мифологий, а были добавлены после повествований Евангелия об Иисусе Христе.

Т.Н. Д. Меттингер, профессор Университета Лунд, пишет: «Современные ученые - почти едины - во мнении, что умирающих и воскреснувших богов до христианства не было. Они все датируются после первого века».

Большинство историков считает, что настоящей параллели между этими мифологическими богами и Иисусом Христом не существует. Но, как замечает К.С. Льюис, есть несколько общих тем, которые перекликаются с желанием человека быть бессмертным.

Льюис вспоминает свой разговор с Дж. Р. Р. Толкиен, автором трилогии “Властелин колец” (The Lord of the Rings ). «История Иисуса Христа», сказал Толкиен, «есть история сбывшегося мифа: мифа … отличного в огромной степени тем, что он действительно имел место».

Ф. Ф. Брюс, исследователь Нового Завета, делает такой вывод: «Некоторые авторы могут заигрывать с с идеей мифа о Христе, но не по причине исторических доказательств. Историческое существование Христа для непредвзятого историка является такой же аксиомой как и существование Юлия Цезаря. Теории о том, что Иисус Христос является мифом, распространяются не историками».

И был такой человек

Итак, что же считают историки — был ли Иисус Христос реальным лицом или мифом?

Историки считают и Александра Македонского, и Иисуса Христа реальными историческими лицами. И в тоже время, рукописных свидетельств о Христе намного больше, и по времени написания эти рукописи на сотни лет ближе к периоду жизни Христа, чем исторические описания жизни Александра Македонского к соответствующему периоду его жизни. Более того, историческое влияние Иисуса Христа намного превосходит влияние Александра Македонского.

Историки приводят следующие доказательства существования Иисуса Христа:

  • Археологические открытия продолжают подтверждать историческое существование людей и мест, описанных в Новом Завете, включая последние подтверждения о Пилате, Каиафе и существовании Назарета в первом веке.
  • Тысячи исторических документов говорят о существовании Иисуса Христа. В течение 150 лет после жизни Христа 42 автора упоминают его в своих повествованиях, в том числе в девяти нехристианских источниках. Тиберий Цезарь за этот же период упоминается лишь девятью светскими авторами; и лишь пять источников сообщают о завоеваниях Юлия Цезаря. При этом ни один историк не сомневается в их существовании.
  • Как светские, так и религиозные историки признают, что Иисус Христос оказал на наш мир такое влияние, как никто другой.

Исследовав теорию мифа о Христе, величайший историк всемирной истории Уилл Дюрант пришел к выводу, что, в отличие от мифологических богов, Иисус Христос был реальным лицом.

Историк Пол Джонсон также заявляет, что все серьезные ученые принимают Иисуса Христа как реальное историческое лицо.

Атеист и историк Майкл Грант пишет: “В целом, современные методы критики не могут подкрепить теорию мифического Христа. “Ведущие ученые неоднократно отвечали на этот вопрос и снимают саму постановку вопроса”.

Пожалуй, лучше всех среди нехристианских историков о существовании Иисуса Христа сказал историк Г. Уэллс:

И был такой человек. Эту часть истории трудно придумать.

Действительно ли Христос воскрес из мертвых?

2012 JesusOnline Ministries. Эта статья является дополнением к журналу Y-Jesus, публикуемому издательством Bright Media Foundation & B&L Publications: Ларри Чапмэн, главный редактор.

Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе - Добринский храм

В первую очередь хочу сказать, что данная статья не нацелена на оскорбление чувств верующих. Я лишь хочу собрать в одном месте исторические свидетельства о реальном существовании такого человека как Иисус Христос.

Споры о реальном существовании Иисуса Христа не утихают уже многие столетия. Сторонники христианской религии утверждают, что Иисус - это реальный человек, Мессия. Скептики и атеисты подвергают сомнению этот факт, указывая, что веских документальных нехристианских доказательств так и не было найдено. Давайте попробуем разобраться.

Начнем с того, что со времен жизни Иисуса прошло более двадцати веков, поэтому многие исторические свидетельства о нем могли сгореть, быть утерянными, истлеть и быть переписанными. Поэтому со 100% уверенностью сказать жил/не жил ли на свете такой человек как Иисус сказать нельзя.

Возьмем за пример описание иудеского историка Иосифа Фалвия. Он говорит, что Иисуса приговорил к казни Понтий Пилат, а через три дня после своей смерти он явился к своим ученикам. Казалось бы, вот оно - нехристианское доказательство, но описание было написано в I веке. За практически две тысячи лет оно могло попасть в руки к христианам и быть переписанным как им захочется. Этому есть несколько косвенных доказательств, среди которых противоречия во взглядах Иосифа Флавия по словам современников и в описании.

Однако этого недостаточно, чтобы опровергнуть существование Иисуса Христа, т.к. о нем писали римские историки, он упоминался в языческих источниках. В итоге, если взять все нехристианские упоминания о Христосе, то их получится больше, чем упоминаний римского императора, который правил в то время.

Нашлись и археологические доказательства существования таких людей как Понтий Пилат и Иосиф Каиаф.

Обломок камня с высеченным именем Понтий Пилат

Так же историчность Иисуса подтверждают археологические находки и другие документальные подтверждения, которые совпадают с Новым Заветом. Это косвенно может являться доказательством того, что Христос реально жил так, как описано в Новом Завете.

Ну и самое очевидное и серьезное доказательство - историческое влияние. Ни один мифический персонаж не смог бы так изменить историю человечества, как это сделал Иисус Христос. Его учение прошло сквозь века и стало одной из крупнейших религий за все время существования человечества. Хоть оно и распалось на несколько течений, но все они следуют заповедям Иисус Христа и его добродетельному учению.

В наше время людей, задумывающихся о религии, все больше, поэтому число вопросов, связанных с этой вечной темой, постоянно растет. Например, вопрос, существовал ли Иисус Христос на самом деле, остается очень популярным, ведь точного ответа на этот вопрос нет. В этой статье мы попробуем ответить на некоторые вопросы об этой личности. Разумеется, эта статья никоим образом не хочется оскорбить и задеть чувства верующих - мы всего лишь приведем некоторые факты и рассуждения; каждый выберет, соглашаться ему с ними или нет.

Иисус Христос: миф или историческая личность

На вопрос, был ли Иисус, отвечают две принципиально разных школы. Первая, мифологическая, она отрицает реальность Иисуса, как исторической личности и считает его исключительно мифологическим фактом. У этой школы выделяют три основных аргумента:

  • отсутствие упоминаний о чудесах Иисуса Христа в светских (нецерковных) источниках;
  • отсутствие в посланиях апостола Павла исторических сведений о жизни Иисуса;
  • наличие параллелей с восточными мифами об умирающих и воскресающих богах.

Сторонники же исторической школы даже не задаются, был ли Иисус Христос на самом деле. Они называют его реальной личностью, а не мифом. Предполагается, что он родился в период с 12 по 4 год до н.э., а умер в период с 26 по 36 год н.э..

Был ли Иисус Христос женат

Следующий вопрос, который интересует многих людей - был ли Иисус женат? Одна из причин такого вопроса - популярный фильм "Код да Винчи", где Иисуса считают женатым на Марии Магдалине. Теологи отрицают этот факт, ведь в Библии нет никаких упоминаний об этом факте. Пара гностических Евангелий упоминает о тесных связях Марии Магдалины и Иисуса, но романтическими их не называют нигде. Однако в сентябре 2012 года Карен Кинг, профессор Гарвардской школы богословия, на конгрессе коптских исследований заявила о новой находке, это фрагмент папируса, на котором упоминаются слова Иисуса "моя жена". Эту находку назвали "Евангелие от жены Иисуса" - название условное, так как есть сомнения и в подлинности папируса, и в принадлежности его к Евангелию.

Сама Карен Кинг особо подчеркивала, что этот фрагмент никак не доказывает, что Иисус Христос действительно был женат. Она лишь отмечает, что христиане четвертого века не исключали такой возможности. Людям века двадцать первого предлагается самим решить для себя этот вопрос - хотя чаще всего на вопрос, была ли у Иисуса жена, отвечают отрицательно, все-таки достоверных упоминаний об этом нет.

Божественная сущность Иисуса

Очень часто люди задаются вопросом божественной сущности Иисуса Христа. Бог ли Иисус? Ответ на этот вопрос у каждой религии свой, мы же попробуем рассказать основные точки зрения. Христиане вопросом о божественности Иисуса не задаются, ведь он - центральная личность в это религии. Христианство основано на жизни и учении Иисуса Христа, которые описаны в Новом Завете, большинство христианских конфессий считают его Сыном Божьим, воскресшим из мертвых.

С точки зрения, например, Ислама, Иисус (Иса) считается приближенным и посланником Аллаха, одним из его пяти главных пророков. Но согласно Корану, он не был ни распят, ни убит, а был живым вознесен Аллахом на небо. Его считают Мессией, приближенным, но о божественной сущности Иисуса не упоминается. Современный иудаизм отрицает религиозное значение личности Иисуса, поэтому Мессией сторонники иудаизма его не признают. Поэтому использование титула "Христос" по отношению к Иисусу они считают неприемлемым (Христос - это эпитет, указывающий на характер миссии Иисуса, означающий "помазанник").

В Юго-Восточной и Центральной Азии среди приверженцев буддизма распространено верование, что Иисус был в этих землях, путешествовал. Некоторые буддисты считают, что Иисус - бодхисаттва, посвятивший всю свою жизнь на благо людей. Учитель Дзен Гэсан, живший в XIV веке, счел Иисуса весьма близким к буддизму и просветленным человеком, услышав некоторые его высказывания из Евангелия. В гностицизме единое представление об Иисусе Христе отсутствовало, что объясняется множеством разных учений. Например, согласно манихейству, Иисус не был равным Богу, хотя и являлся сверхчеловеческим существом и одним из важнейших пророков.

В нашей статье мы постарались рассмотреть основные взгляды на жизнь Иисуса Христа, осветить наиболее часто возникающие вопросы о нем. Эти взгляды не претендуют на роль абсолютной истины, но могут дать краткую информацию и повод получения информации более полной. Надеемся, что ничьи религиозные чувства оскорблены не были - мы сохранили беспристрастность.

Христианство является мировой религией, стоящей на первом месте по числу своих последователей. Возникло оно в Палестине в I в. н. э. Это период, когда государство было завоевано Римской империей.

Создателем христианства является Господь Иисус Христос, человек, родиной которого считается город Назарет. Верующие убеждены в том, что эта личность - Сын Божий, о котором в Ветхом Завете говорится как о Спасителе мира.

Для большинства христиан вопрос о существовании Иисуса Христа имеет довольно важное значение. Ведь эта личность для них является основой Веры. И только после люди рассматривают Его учения, дела и религиозные доктрины. Вера в Иисуса Христа объединяет людей. Даже тех, которые принадлежат к различным христианским деноминациям, церквям и направлениям.

Наличие доказательств существования Иисуса Христа имеет большое значение для верующих. Им важно знать о том, что такой человек жил на земле, умер за грехи людские и воскрес, вознесшись на Небеса. Это придает уверенность в том, что Иисус Христос обязательно придет и будет судить как живых, так и мертвых.

Современные исследователи не могут ни опровергнуть, ни подтвердить Божественность Иисуса. Однако на сегодняшний день можно говорить о том, что в распоряжении науки есть достоверные данные о существовании этой личности. Большинство знаний о конкретных событиях, произошедших в жизни Иисуса, находятся в христианских источниках. Много сведений дают нам и Евангелия - книги, написанные первыми последователями этой веры. В них содержится история жизни Иисуса Христа, биографические сведения о нем, а также данные о смерти этого человека. Такие повествования включены в текст Нового Завета. Это вторая часть Библии, которая является для христиан Священным Писанием. На сегодняшний день к этим сочинениям проявляют доверие даже неверующие ученые.

Для подтверждения существования Иисуса Христа необходимо найти доказательства существования этой личности в следующих сферах:

  • археологии;
  • ранних нехристианских писаниях;
  • ранних христианских писаниях;
  • ранних рукописях Нового Завета;
  • историческом влиянии этого религиозного направления.

Рукописные находки

Есть ли доказательства существования Иисуса Христа? В пользу историчности этой личности и в подтверждение целого ряда сведений, которые содержатся в Евангелии, свидетельствуют некоторые источники, находящиеся в распоряжении современной науки.

Например, археологами были получены данные, подтвердившие факт появления Евангелия не во втором, а в первом веке. На это указали папирусные списки книг, входящих в Новый Завет. Они были обнаружены в Египте в начале 20-го столетия, в период проведения археологических раскопок.

Самые древние из обнаруженных рукописей относятся к первой половине 2-го и 3-го веков. Разумеется, для возникновения христианства на берегах Нила было необходимо определенное время. Именно поэтому создание непосредственно новозаветных рукописей необходимо относить ко 2-й половине I в. Этот период вполне соответствует их содержанию и церковной датировке.

Самым ранним из найденных отрывков Нового Завета, подлинность которого ни у кого не вызывает никаких сомнений, является небольшой папирусный фрагмент. На нем размещено всего несколько стихов из Евангелия от Иоанна. Специалисты полагают, что этот текст был создан в 125-130 гг. в Египте, но для того чтобы он дошел вместе с христианством до маленького провинциального городка, где и был обнаружен, потребовалось достаточно много времени.

Эти находки стали весомым основанием для верующих воспринимать новозаветные современные тексты из Евангелия в качестве труда апостолов - спутников и учеников Господа.

Но это еще не все полученные археологами доказательства существования Иисуса Христа. Огромное значение для всей истории религии приобрела находка, обнаруженная вблизи Кумрана, находящегося на берегу Мертвого моря, в 1947 г. Здесь ученые обнаружили древние свитки, которые содержали в себе библейские ветхозаветные и прочие тексты. В большом количестве были обнаружены и иные косвенные исторические доказательства существования Иисуса Христа. Ими явились рукописи книг, содержащих Ветхий Завет. Некоторые из них переписывались десятки раз. Древние тексты оказались близки к современному переводу 1-й части Библии. Во время раскопок в Кумране обнаружились и другие находки. Ими стали тексты, благодаря которым исследователями были получены дополнительные сведения о ведении еврейским обществом религиозной жизни в период с середины II века до н. э. и вплоть до 60-х годов I века н. э. Такие данные полностью подтвердили многие из фактов, отраженных в Новом Завете.

Ученые предполагают, что свои свитки кумраниты спрятали в пещеры. Этим они хотели уберечь рукописи от уничтожения их римлянами во время подавления иудейского восстания.

Ученые установили тот факт, что поселения, находящиеся на побережье Мертвого моря, подверглись разрушению в 68 году н. э. Именно поэтому библейские рукописи Кумрана опровергают версию о том, что Новый Завет был создан в более позднее время. При этом более убедительным стало выглядеть предположение о том, что Евангелие было написано до 70-го года н. э., а книги второй части Библии - до 85 года н. э. (кроме «Откровения», увидевшего свет в конце I века н. э.).

Подтверждение точности описания событий

Есть и другие научные доказательства существования Иисуса Христа. Археологам удалось опровергнуть утверждения мифологической школы о том, что Евангелие написано людьми, не знавшими географии Палестины, ее обычаев и культурных особенностей. Например, немецким ученым Э. Зеллиным было подтверждено близкое расположение Сихаря и Именно на это и было указано в Евангелии.

Помимо этого, в 1968 г. севернее Иерусалима было обнаружено захоронение Иоанна, который также был распят как Христос и умер приблизительно в то же время. Все выявленные археологами данные детально соответствуют тем описаниям, которые содержатся в Евангелии и повествуют о похоронных обрядах иудеев и их гробницах.

В 1990-х годах в Иерусалиме был обнаружен оссуарий. На этом сосуде для останков умерших есть надпись, датированная I веком н. э. На арамейском языке она указывает на то, что в оссуарии находится Иосиф, который был сыном Канафы. Вполне возможно, что похороненный человек являлся отпрыском иерусалимского первосвященника. По Евангелию, Канафа осудил Иисуса, а после преследовал первых сторонников христианства.

Те надписи, которые были найдены археологами, полностью подтвердили тот факт, что имена людей, упоминаемых в Новом Завете, были обычными в ту эпоху. Также исследователи опровергли мнение о том, что Понтий Пилат не является реальным лицом. Они обнаружили его имя на камне, который нашли в 1961 г. в Кесарии, в пределах римского театра. В этой записи Пилата называют «префектом Иудеи». Стоит отметить, что после 54 г. сторонники Понтия называли его прокуратором. Но именно как префект Пилат упоминается в Евангелии и в Деяниях Апостолов. Это стало убедительным доказательством того, что люди, написавшие Новый Завет, хорошо знали и были осведомлены о деталях запечатленной ими на бумаге истории.

Был ли город, в котором родился Спаситель?

Вплоть до 2009 г. у ученых не было никаких веских доказательств тому, что Назарет, который являлся родиной Господа Иисуса Христа, существовал в те времена, которые описываются в Библии. Для многих скептиков отсутствие доказательств существования этого поселения являлось самым главным доказательством того, что христиане веруют в вымышленную личность.

Однако ученые 21.12.2009 г. объявили о том, что ими были обнаружены глиняные черепки из Назарета. Этим они подтвердили существование во времена, описываемые в Библии, этого крошечного поселения.

Разумеется, подобные находки археологов невозможно считать прямыми доказательствами существования Иисуса Христа. Тем не менее они подкрепили повествования Евангелия о жизни Господа.

Доказано ли существование Иисуса Христа всеми имеющимися археологическими фактами? Все находки ученых не противоречат этому факту. Они подтверждают то, что история жизни Иисуса Христа основана на реальных событиях.

Прямые доказательства

Несмотря на то что археологами было обнаружено множество косвенных доказательств земного бытия Иисуса Христа, у некоторых скептиков этот факт продолжал вызывать сомнение. Однако сравнительно недавно ученые сделали сенсационную находку. Она способна стать весомым дополнением ко всем имеющимся историческим фактам о существовании Иисуса Христа.

Этой находкой стал древний оссуарий, сосуд размером 50 х 30 х 20 см, изготовленный из светлого песчаника. Он был обнаружен одним из иерусалимских коллекционеров на полках лавочки, в которой торговали антиквариатом. На урне была сделана надпись, которая в переводе с арамейского означала «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса».

В те времена на погребальные сосуды наносились имена покойного и иногда его отца. Упоминание же об иной родственной связи говорит об особой значимости этой надписи. Именно поэтому данный факт ученые посчитали весомым аргументом в пользу того, что в сосуде находятся останки брата Иисуса Христа. Имена этих людей и их родственные связи полностью подтверждены текстами, входящими в Новый Завет.

Если утверждение ученых верно, то эту археологическую находку можно считать прямым и самым весомым из всех доказательств существования Иисуса Христа.

Реликвии

Есть ли вещественные доказательства существования Иисуса Христа? Верующие считают таковыми реликвии, которые относятся к библейским событиям и связаны с последними минутами жизни Господа. Эти предметы разбросаны по всему миру. Подлинность некоторых из таких вещей оспаривается, ведь среди них есть экземпляры, представленные несколькими вариациями.

Считается, что имеющимися на сегодняшний день реликвиями первой заинтересовалась Елена, мать императора Византии Константина. Она организовала поездку в Иерусалим, где и обнаружила крест и прочие реликвии. На протяжении длительного периода многие из предметов, описанных в Евангелии, находились или в Константинополе, или в Иерусалиме. Однако несколько позже часть из них была утеряна в связи с началом крестовых походов и исламского завоевания. Оставшиеся в целости реликвии вывезли в Европу. Среди них следующие:

  1. Крест, на котором и был распят Христос. Будучи деревянным, он многократно расщеплялся. Маленькие кусочки этого креста хранятся в церквях и монастырях по всему миру. Самые крупные фрагменты находятся в Вене и Париже, в Иерусалиме и в Риме, в Брюгге и Цетинье, а также в австрийском городе Хайлигенкройце.
  2. Гвозди, которыми Иисуса прибивали к кресту. Их три штуки, и все они хранятся в Италии.
  3. Терновый вернет, который был надет на голову Христу римскими легионерами. Этот предмет находится в Соборе Парижской Богоматери и сохранился довольно хорошо. Время от времени вернет выносят на публику. Шипы же с него находятся во многих церквях мира.
  4. Копье Лонгина. Этим предметом легионер проверял смерть Христа. Копье представлено в нескольких вариациях, которые находятся в Риме и в Армении, а также в Венском музее. В этой реликвии находится гвоздь, который считается еще одним извлеченным из тела Иисуса.
  5. Кровь Христа. В бельгийском городе Брюгге находится хрустальный сосуд с куском ткани. Считается, что она пропитана кровью Христа. Хранится этот сосуд в Храме Святой Крови. Существует предание. Согласно ему, кровь Христа собрал римский центурион, который и пронзил копьем тело Иисуса.
  6. Саван Христа. Одной из вариаций данной реликвии является Туринская плащаница. Саван - это полотно, в которое было обернуто тело Христа. Далеко не все признают подлинность этой вещи, но и существенных доказательств против не имеется.

Другие находки

Существуют и некоторые другие реликвии. Среди них:

  • табличка с именем Господа, которая была прибита к кресту;
  • платок Святой Вероники, которым она вытирала кровь и пот Христа, несущего крест на Голгофу;
  • кубок, из которого Спаситель выпивал во время Тайной Вечери;
  • колонна бичевания, к которой приковали Христа во дворе Пилата, чтобы избить плетьми;
  • одежда, в которой был Спаситель;
  • клещи, лестницы и т. д.

Нехристианские писания

Факты о существовании Иисуса Христа можно обнаружить во «внешних» источниках. Упоминания о Господе звучат в двух отрывках «Иудейских древностей». Они замечательно отражают личность Спасителя, повествуя о нем как о мудром человеке, ведущем похвальный образ жизни и славившимся своей добродетелью. Причем, по утверждению автора, многие иудеи и представители других народов пошли за ним, став его учениками. Еще одно упоминание об Иисусе в «Древностях» приведено в связи с осуждением казни Иакова.

Упоминание о христианах и о Христе можно найти и в сочинениях римлян, датируемых II веком. Рассказ об Иисусе есть и в Талмуде. Это своеобразный комментарий к первой части Библии, которая для иудеев является авторитетным источником мудрости. В Талмуде говорится о том, что Иисус из Назарета был повешен в канун Пасхи.

Христианские писания

Среди косвенных доказательств существования Иисуса Христа можно выделить следующие моменты:

  1. Авторы Нового Завета описывают, как правило, одинаковые события, приводя одни и те же высказывания Спасителя и Его апостолов. Разницу в тексте можно заметить только в некоторых несущественных деталях. Все это становится подтверждением отсутствия сговора между ними.
  2. В том случае, если бы Новый Завет являлся художественной выдумкой, то его авторы никогда бы не упоминали о теневых сторонах характера проповедников, их поведения и деятельности. Но Евангелие содержит сообщения, порочащие даже апостола Петра. Это его маловерие, отречение и попытка отговорить Спасителя от пути страданий.
  3. Большая часть учеников Христа, в том числе и тех, которые являлись авторами Нового Завета, окончили свою жизнь мученически. Они засвидетельствовали правдивость собственного благовестия кровью, что может быть признано наиболее убедительным и высшим доказательством реальности происходящих событий.
  4. Весьма самобытной является личность Христа. Она настолько величественна и светла, что выдумать ее просто невозможно. По мнению одного из западных богословов, выдумать Христа мог только человек, который сам являлся Христом.

Факты из истории христианства

Доказательства существования Иисуса Христа можно найти и в Евангелии.

  1. Апостолы терпели лишения, смело идя на смерть. В том случае, если подобное явление было фанатизмом, то оно не могло распространиться одновременно на всех учеников. Если бы рассказы апостолов о том, что они видели воскресшего Иисуса, были выдумкой, то вряд ли бы они стали жертвовать своей жизнью.
  2. Иисус не воспользовался своим влиянием на народ. И это несмотря на то, что толпа у входа в Иерусалим встречала его пальмовыми ветвями и ликованием. Простой человек, будучи на месте Иисуса, повел бы себя по-другому. Он непременно соблазнился бы славой и деньгами, подняв восстание против римлян.
  3. В истории христианства нет примеров, когда Спаситель передавал бы свой дар сразу всем ученикам. Апостолы исцеляли больных только по поручению Христа.
  4. Если бы Иисус был мифологической личностью, то он вряд ли бы был из небольшого Назарета. Сложно также представить себе и то, что выдуманного лидера подвергли распятию. Ведь такая казнь считалась позорной.
  5. На земле нет ни одного родоначальника религии, который бы называл себя Богом. Сделал это только Иисус.

Предсказания Ветхого Завета

В первой части Библии существует много моментов, которые описывают жизнь и смерть Иисуса Христа. Например, в ней предсказано Его рождение от Девы, а также годы служения людям и Его смерть.

Все это написано за столетие до того времени, которое после было отражено в Евангелии. Искусственные пророчества в текст Ветхого Завета вряд ли могли быть внесены позже. Все это является явным доказательством Божественности Иисуса Христа.

Поделиться: