Валерия Мессалина: женщина, которая поимела Древний Рим. Легенды Рима. Призрак Мессалины

В Риме 24 января 41 года произошла кровавая трагедия. Группа заговорщиков напала на римского императора Калигулу . Тот шёл по подземной галерее к себе во дворец, чтобы позавтракать. По пути он встретил актёров из местного театра и остановился, чтобы поговорить с ними. Во время этой беседы на повелителя и кинулись вооружённые кинжалами люди.

Калигуле нанесли десятки ударов, и растерзанное тело императора упало на пол. В галерее поднялась паника, а разгорячённые убийством заговорщики растерялись, так как не знали, что делать дальше. Они начали лихорадочно оглядываться и увидели дядю императора Клавдия. Тот сопровождал племянника и изрядно перетрусил, когда того убили у него на глазах.

Один из заговорщиков подбежал к Клавдию, схватил его за руку и завопил во всё горло, что это новый император Рима. Другие заговорщики тут же подхватили этот вопль, а подоспевшие стражники остановились как вкопанные, не зная, что делать: то ли приветствовать нового императора, то ли хватать преступников.

Мессалина со своими двумя детьми

Так в 41 году императором Римской империи стал Тиберий Клавдий Цезарь Август Германик, вошедший в историю как Клавдий из династии Юлиев-Клавдиев. Его правление закончилось в 54 году, а преемником стал Нерон. Но разговор у нас пойдёт не об императоре Клавдии, а о его третьей жене, которую звали Валерия Мессалина.

Точная дата рождения этой женщины неизвестна. Появилась она на свет то ли в 17, то ли в 20 году. А вот кончина её известна прекрасно – 48 год. Таким образом, на свете она прожила либо 28 лет, либо 31 год. Умерла в расцвете сил, родив мужу двоих детей: мальчика Британника (41 г. рождения) и девочку Клавдию Октавию (42 г. рождения).

Родословная этой женщины бала самая что ни на есть благородная. Отец принадлежал к патрицианскому роду Валериев. Звали его Марк Валерий Мессала Барбат. Мать, Домиция Лепида Младшая принадлежала к богатому плебейскому роду. Мать и отец Мессалины были двоюродными братом и сестрой. А сама она приходилась двоюродной сестрой будущему императору Нерону, императору Калигуле и имела прямые родственные связи с первым римским императором Августом.

О детстве и юности Валерии известно очень мало. В юные годы она находилась при дворе Калигулы. Там было очень много женщин, и она просто затерялась среди них. В 38 году по воле императора её выдали замуж за Клавдия, который в 31 году развёлся со своей второй женой Элией Петиной. Примечательно то, что Клавдий приходился двоюродным братом матери Мессалины, но в Риме такие родственные браки никого не смущали.

В 41 году Мессалина стала императрицей, сосредоточив в своих руках очень большую власть. Эта женщина имела чрезвычайно сильное влияние на мужа, а поэтому многие решения он принимал, следуя её советам. Но у историков жена императора Клавдия стала популярной не из-за своего влияния на мужа, а благодаря определённым чертам своего характера.

Но тут следует знать, что настоящая Валерия Мессалина могла и не обладать теми личностными характеристиками, которыми наделили её такие историки как Тацит и Светоний. Писали они об императрице через 70 лет после её смерти, к тому же в обстановке, враждебной той имперской политике, которую претворяли в жизнь Клавдий и его супруга.

Тацит, к примеру, не назвал ни одного достоверного источника, кроме мемуаров Агриппины Младшей. А последняя была главным врагом Мессалины, так как обе эти женщины стремились сделать императорами своих детей. Поэтому Агриппина Младшая была как никто заинтересована в очернение имени своей соперницы. По всей видимости это ей удалось.

Так как же характеризовали нашу героиню почтенные мужи, которые не были её современниками? Они создали ей репутацию безжалостной хищницы и сексуально ненасытной дамы. В наши дни Мессалину назвали бы вежливо и корректно – сексуально активная женщина. И всё, больше бы никто ничего не говорил, уважая право на личную жизнь.

Но 2 тыс. лет назад всё было по-другому. О ней писали всякие гадости, перечисляя огромное количество любовников. Договорились даже до того, что она потеряла невинность в 13 лет. Муж при этом даже не догадывался о любовных похождениях своей супруги. А та посещала лупанарии и обслуживала мужчин за деньги, как обычная жрица любви.

Всё это можно охарактеризовать как очернительную компанию с целью испортить репутацию женщине, которую многие не любили. Немалую лепту в это внёс древнеримский поэт Ювенал, который родился после смерти Валерии. А также можно назвать Плиния Старшего, рассказавшего о неприглядном поведении Мессалины в своей «Естественной истории».

Но оставим на время любовные страсти и обратимся к суровой жизненной прозе. Будучи императрицей, Валерия Мессалина имела очень большое влияние на императора, и поэтому его окружение относилось к ней как к полноправной правительнице. В её честь воздвигли большое количество статуй в разных городах и даже хотели назвать Августой, но муж запретил такую вольность.

Мессалина с сыном Британником

Женщина была молода, красива, а муж женился на ней в возрасте 48 лет. Все понимали, что жена намного переживёт супруга, а поэтому вопрос о престолонаследии решался однозначно: вся власть должна была перейти к Британнику. Но если он будет совсем юным, то править тогда будет его мать Мессалина.

Против такого положения вещей выступала Агриппина Младшая. У неё подрастал сын Нерон , и родная сестра Калигулы мечтала сделать именно его императором. Таким образом, образовались две группы римской знати. Одни поддерживали Валерию Мессалину, а другие выражали симпатию Агриппине Младшей. Последняя всячески старалась расположить к себе императора и при каждом удобном случае пыталась выставить его жену в неприглядном свете.

В 47 году скончался муж Агриппины Младшей, богатейший человек Рима. В результат этого мать Нерона получила новые возможности в борьбе за власть, так как деньги могут многое. Но Мессалина решила обыграть соперницу. Она пошла ва-банк, поставив на карту всё. В указанный год императрица завела себе любовника. Стал им римский сенатор Гай Силиус, испытывавший к Агриппине Младшей острую неприязнь.

Этот человек пользовался в Риме очень большим авторитетом, а в 48 году его назначили консулом. Современники характеризовали Гая как умного и благородного человека. Но Валерия Мессалина сумела влюбить его в себя. Причём чувство оказалось таким сильным, что Силиус развёлся с женой и выразил желание жениться на Валерии.

Та предложила организовать заговор против Клавдия. Для этого нужно было только в отсутствие императора обручиться при свидетелях, а затем объявить о его свержении и взять власть в свои руки. Мессалина рассчитывала, что граждане Рима поддержат такую авантюру и провозгласят императором её нового мужа, который, кстати, был бездетным и согласился усыновить Британника.

Бракосочетание состоялось в 48 году, когда Клавдий уехал в Остию (25 км от Рима). Однако он быстро вернулся, и Валерия не сумела осуществить свой план по захвату власти. Император же, узнав о замужестве своей супруги, приказал тут же арестовать Гая Силиуса. Беднягу зарезали в тюрьме, а вот Мессалину Клавдий наказывать не захотел. Он даже решил простить супруге её проступок и оставить всё, как есть.

Однако в ближайшем окружении императора нашлись люди, решившие убить Мессалину. Та переехала в дом своей матери Домиции Лепиды, и именно туда явились два легата, которых уполномочили убить несчастную женщину. Когда они вошли в дом, Домиция и Валерия сразу всё поняли. Мать посоветовала дочери умереть достойно.

Так изобразил смерть Мессалины французский художник Жорж Антуан Рошегросс

Той протянули кинжал, но развенчанная императрица не смогла себя зарезать. Тогда один из легатов заколол её мечом. После этого мужчины ушли, оставив тело матери. Что касается Клавдия, то император не очень расстроился, узнав о смерти жены. В январе 49 года он женился на Агриппине Младшей, и полноправным наследником императорского пурпура стал Нерон.

Сенат предал Валерию Мессалину забвению, а все её статуи уничтожили. За следующие 100 лет образ этой женщины так извратили, что она превратилась в развратное чудовище. В последующие века имя «Мессалина» стало нарицательным. Но действительно ли она была насквозь порочной женщиной, олицетворявшей собой сексуальную ненасытность, ненависть и коварство? Увы, об этом мы уже никогда не узнаем.

Ее имя стало нарицательным для распутных женщин. Она не знала недостатка в любовниках, а супруг император смотрел на мир ее глазами, будучи свято уверенным в ее непогрешимости.

Валерия Мессалина родилась в 25 году н.э. в семье богатых римских патрициев. Ее отцом был консул Мессала Барабата, а матерью – аристократка Домиция Лепида. Судьба щедро одарила девочку внешними данными, знатностью рода и немалым приданым. Однако замуж ей пришлось выйти не по собственной воле. Когда Мессалине исполнилось 13, император Калигула пожелал выдать красавицу за собственного дядю – пятидесятилетнего Клавдия. Девочка вынуждена была подчиниться воли правителя.

Клавдию молоденькая жена оказалась по душе. Мессалина создавала для мужа иллюзию крепкой и надежной семьи, услаждала взгляд прекрасной внешностью и ублажала в сексе. А когда родила двоих детей – Олимпика и Клавдию Октавию, заслужила от супруга полное преклонение и обожание. Свой же безудержный сексуальный аппетит, который Мессалина не могла утолить с пожилым Клавдием, она удовлетворяла на стороне. Мужчин неизменно покоряли напор и красота соблазнительницы, поэтому недостатка в любовниках у Мессалины не было.

Когда на трон погибшего Калигулы был возведен Клавдий, жизнь Мессалины сильно переменилась. Безграничная власть вскружила голову молодой женщине. Теперь любой мужчина, которого бы ни пожелала императрица, должен был покорно стать игрушкой для удовлетворения похоти Мессалины. Отказ она воспринимала очень болезненно и жестоко мстила за раненное самолюбие. Впрочем, и те «счастливцы», кто добровольно шел в постель императрицы, не могли быть полностью уверенны, что на утро их не ожидает страшная участь по прихоти повелительницы.

Вскоре, однако, такие забавы наскучили Мессалине. Императрице хотелось разнообразия. Сначала она попробовала себя в оргиях, во время которых за одну ночь отдавалась множеству мужчин и женщин. А позже и вовсе стала «подрабатывать» . Сейчас трудно с уверенностью сказать, что Мессалина искала на грязных подстилках лупанария: неизведанных доселе ощущений нищеты; подтверждения своей женской соблазнительности среди тех, кто не знал о ее высоком статусе или утоления негасимого огня плотских желаний. В историю Мессалина, «благодаря» поэтам и сатирикам тех времен, вошла как образец пошлости, порока и распутства. Правда от соплеменников она отличалась лишь тем, что не скрывала своих желаний и деяний. Даже Клавдий считавшийся поборником нравственности нередко после трапезы предавался изощренному разврату, где ни возраст, ни пол, ни кровное родство не имели значения.

Как бы то ни было, единственным кто считал Мессалину идеалом чистоты и преданности оставался император. Молодая женщина постоянно внушала мужу, что безумно любит его и доказывала это в постели. В сексе Мессалине равных не было. Поэтому многочисленные соперницы вожделевшие занять место императрицы оставались в стороне. Сама же Мессалина внимательно следила за теми женщинами, что были приближены к императорской персоне и своевременно «удаляла» подозрительных. Так, например, племянницу Клавдия Юлию Ливиллу сослали по ложному обвинению, в то время как настоящей причиной неожиданной опалы стала тревога Мессалины по поводу проявления супруга к родственнице слишком большой привязанности. Делиться же влиянием на мужа, а уж тем более местом на троне императрица не собиралась.


Но в 48 году Мессалина сама совершила недопустимый промах. Влюбившись в Гая Силия, она вздумала возвести его на престол. Мессалина начала с того, что рассказала императору о своем страшном сне, который якобы вещал — муж ее вскоре должен погибнуть. Хитрая супруга предложила встревоженному Клавдию обмануть судьбу. Дескать, она готова пожертвовать собой и своими горячими чувствами к нему, снова выйдя замуж. Не по-настоящему, разумеется. Плохие предзнаменования сбудутся в отношении ее фиктивного супруга, а ненаглядный муж останется цел и невредим. Клавдий подписал документ на бракосочетание Мессалины и Гая Силия. При первой же возможности императрица воспользовалась отсутствием мужа и устроила пышную свадьбу в честь вполне легального вступления в брак со своим возлюбленным. Это означало лишь одно — Клавдию недолго осталось жить. Но вольноотпущенники императора поспешили доложить своему повелителю о происходящих в Риме событиях и готовящемся на него покушении. Расправа последовала незамедлительно – Гай Силий и многие свидетели незаконного бракосочетания были приговорены к смерти. Казнь Мессалины Клавдий отложил, разомлев от сытного ужина. Смелость на себя взяли вольноотпущенники, отдав приказ на умерщвление императрицы.

Мессалине было в ту пору около 23 лет. Клавдий же весть о казни супруги воспринял довольно равнодушно, как ни в чем не бывало, продолжая трапезничать.

Наталья Владимирова специально для
сайта

Её мать и отец были двоюродными братом и сестрой по материнской линии. Матерью Марка Валерия была Клавдия Марцелла Младшая , дочь Октавии Младшей от первого брака с Гаем Клавдием Марцеллом . Октавия же родила и Антонию Старшую, после того, как была выдана Октавианом за Марка Антония в 40 году до н. э. Таким образом, по женской линии Мессалина происходила от сестры Августа и принадлежала к императорской семье.

Что касается отца Марка Валерия, то существуют две теории:

  • по первой, наиболее распространённой, он был сыном Марка Валерия Мессалы Барбата Аппиана (консула 12 года до н. э.), урождённого Гая Клавдия Пульхра, усыновлённого в род Валериев Мессал. В пользу этой теории говорит так же то, что у отца Валерии была родная сестра, носившая имя Клавдия Пульхра , поскольку была рождена до усыновления Гая Клавдия.
  • по второй версии Марк Валерий был сыном Марка Валерия Мессалы Мессалина (консула 3 года до н. э. и 3 года н. э.), сына знаменитого политика и оратора Марка Валерия Мессаллы Корвина (консула 31 года до н. э.).

Жизнеописание

Кровные родственные связи Мессалины с 4 императорами

О детстве Мессалины известно немногое. Однако в юные годы она была весьма популярна и влиятельна при дворе Калигулы . Её дядя Гней Домиций Агенобарб был мужем Юлии Агриппины - сестры императора. Скорее всего именно та обстановка, которая царила на разгульных пирах Калигулы и сформировала характер этой женщины, хотя античные авторы утверждают, что Мессалина начала разгульную жизнь ещё в возрасте 13 лет.

В 38 году император Калигула выдал её замуж за своего дядю Клавдия, который вдобавок приходился двоюродным братом её матери. Брак этот, скорее всего, был средством объединения двух ветвей династии Юлиев-Клавдиев - собственно Клавдиев и Домициев Агенобарбов.

Развратное поведение

Имя Мессалины, благодаря античным историкам, стало нарицательным в описании развратных и сексуально-озабоченных женщин. В основном, её поведение характеризуют как оскорбительное и постыдное, а саму её - как жестокую, скупую и глупую нимфоманку . Наиболее часто в своих работах её упоминают Тацит и Светоний . Оба они пишут о том, что под вымышленным именем Лициска Мессалина либо сама владела одним из римских лупанариев , либо же приходила туда в качестве , чтобы удовлетворить свою похоть.

Об этом же пишет древнеримский поэт Ювенал в своих «Сатирах» :

Ну, так взгляни же на равных богам, послушай, что было С Клавдием: как он заснёт, жена его, предпочитая Ложу в дворце Палатина простую подстилку, хватала Пару ночных с капюшоном плащей, и с одной лишь служанкой Блудная эта Августа бежала от спящего мужа; Чёрные волосы скрыв под парик белокурый, стремилась В тёплый она лупанар, увешанный ветхим лохмотьем, Лезла в каморку пустую свою - и, голая, с грудью В золоте, всем отдавалась под именем ложным Лициски; Лоно твоё, благородный Британник, она открывала, Ласки дарила входящим и плату за это просила; Навзничь лежащую, часто её колотили мужчины; Лишь когда сводник девчонок своих отпускал, уходила Грустно она после всех, запирая пустую каморку: Всё ещё зуд в ней пылал и упорное бешенство матки; Так, утомлённая лаской мужчин, уходила несытой, Гнусная, с тёмным лицом, закопчённая дымом светильни, Вонь лупанара неся на подушки царского ложа. (Сатира VI. 115-133, Перевод Д. С. Недовича)

Также описывают, что Мессалина устроила соревнование с известной римской проституткой Сциллой: кто сможет обслужить больше мужчин. Начав вечером, Сцилла прекратила утром, приняв за ночь 25 человек. Мессалина же продолжила дальше, пока не обслужила 50 клиентов.

Развратных женщин история знала немало, и распутным поведением в Риме никого было не удивить в то время, но ненасытный сексуальный аппетит Мессалины поражал даже видавшую виды римскую общественность. Обывателей больше всего возмущало, что Мессалина, потерявшая невинность в возрасте тринадцати лет, выставляла своё беспутство напоказ, безмерно гордясь им.

Всё вышеописанное происходило не только во времена Калигулы, но и позже, когда Клавдий уже стал императором. Около 40 года Мессалина родила ему дочь, Клавдию Октавию, а в 41 году - сына и наследника, которому Клавдий дал когномен Британник в честь своего планируемого в то время похода в Британию.

Историки в жизнеописаниях Мессалины проявили удивительное единодушие: по их мнению, Мессалина не пропускала ни одного красавчика. И долгое время ей всё чудесным образом сходило с рук. Клавдий пламенно осуждал и изобличал разврат придворной знати, но не ведал, что творится у него дома. Приближённые не решались открыть ему глаза, опасаясь гнева коварной женщины. Ведь, хоть Клавдий и правил Римской империей, самим императором безраздельно правила Мессалина. Однажды, например, прелестница влюбилась в первого среди римских актеров Мнестера. Красавчик попытался увильнуть от чести быть возлюбленным жены императора. Тогда Валерия пожаловалась Клавдию, что какой-то актёришка осмеливается не подчиняться её воле, не уточняя, правда, какой именно. Император призвал Мнестера к себе и приказал тому выполнять все пожелания своей жены. Молодому человеку пришлось подчиниться приказу императора и занять его место в супружеской постели.

Власть

Камея, изображающая Мессалину с детьми, Британником и Октавией

Мессалина обладала полным влиянием на нового императора. Видя это, римский Сенат признавал в ней полноправную правительницу. В честь дня её рождения проводились игры, ей воздвигались статуи. Также Сенат собирался провозгласить её Авгу́стой, однако Клавдий запретил делать это.

Поскольку Клавдий был намного старше её и далеко не молод, то в политике Мессалина сосредоточилась на том, чтобы после смерти Клавдия обеспечить переход власти к своему сыну - Британнику . Ради этого она всегда старалась показать себя вторым человеком в государстве. Даже на триумфе Клавдия в 43 году она ехала сразу за его колесницей, и только после неё шли полководцы. Такое её положение давало ей возможность стать номинальной правительницей, если смерть Клавдия случится до совершеннолетия сына.

Необходимо отметить, что среди римской знати были не только противники, но и союзники Мессалины. Одним из них был Луций Вителлий, консул 34 года , правитель Сирии в ранге проконсула в 35 году , цензор 48 года , отец будущего императора Вителлия . За его поддержку Мессалина дозволила ему заботиться о её обуви. Показывая свою преданность, он носил одну из туфель Мессалины у себя на груди, под тогой , и, периодически вытаскивая оттуда, прилюдно покрывал её поцелуями.

При помощи своих союзников Мессалина либо удаляет из Рима, либо лишает жизни всех, кто, по её мнению, мог встать на её пути. Среди её врагов были почти все члены династии Юлиев-Клавдиев, которые сами, или дети которых, могли претендовать на место императора: Юлия Ливилла ; Юлия Ливия; Гай Азиний Поллион , консул 23 года , сын Випсании Агриппины от Гая Азиния Галла ; Поппея Сабина Старшая, дочь римского консула и триумфатора времен Тиберия Гая Поппея Сабина; консула и 46 годов Децима Валерия Азиатика, поскольку он являлся шурином одной из жен Калигулы, Лоллии Паулины , и, теоретически, мог претендовать на власть. Также из Рима был удалён Сенека .

Такая политика не могла не сформировать партию недовольных. В середине сороковых годов эти люди сплотились вокруг племянницы императора - Юлии Агриппины. Пользуясь любовью императора, Агриппина смогла устоять против козней Мессалины, направленных против неё и её сына, малолетнего Нерона , а открыто настоять на расправе с Агриппиной Мессалина не могла.

Судьба детей Мессалины тоже была трагичной. 1 января 49 года Клавдий женился на Агриппине. Наследником был признан Нерон, который позже и стал императором. Клавдия Октавия стала его первой супругой, которую по его приказу убили в 62 году в ссылке. Британник погиб ранее. Он был отравлен Нероном в 55 году вследствие интриг Агриппины.

В искусстве

  • Джованьоли, Рафаэлло , «Мессалина» .

В честь неё названы

  • (545) Мессалина (англ.) русск. - астероид, открытый в 1904 году.
  • Pheidole spinulosa messalina
  • «Мессалина» - песня группы Jane Air

Литература

  • Дион Кассий , «Римская история», LX, 14-18, 27-31
  • Иосиф Флавий , «Иудейские древности», XX, 8
  • Иосиф Флавий, «Иудейские войны», II, 12
  • Ювенал , «Сатиры», «Сатира VI», 115-133

По мере роста могущества и богатства Рима одежда римлянок становилась богаче и утонченнее; расширилась цветовая гамма: коричнево-золотистая,золотисто-желтая, лилово-зеленая, светло-лиловая с желтым, голубовато-серая, розовато-сиреневая и.т.д.

Обилие рабов привело к тому, что почти все домашние заботы римских женщин легли на рабские плечи. У римлянок появилось много свободного времени и все больше и больше они могли заниматься собой: своим телом, лицом, прической, нарядами - в общем, красотой. И они покоряли округлостью плеч, широкими бедрами, выпуклой тугой грудью, золотистыми волосами.

Изобретенные Востоком благовония и притирания наводнили Рим и... будоражили римских мужчин призывно-томными ароматами.

Рим вступает в «эпоху кокетства, флирта и... необузданного разврата». Процветали законодательницы мод - свободные куртизанки высокого ранга, всеми доступными и недоступными средствами стремившиеся устроить свою жизнь.

Самый «счастливый билет» «вытянула» Валерия Мессалина (25-48 гг. н. э.) - третья жена императора Клавдия. Эта похотливая красавица с золотисто-пепельными волосами и огромными глазами цвета морской волны, обрамленными очень длинными и густыми ресницами, с высокой упругой грудью и стройными, словно литыми, бедрами стала апофеозом разнузданного разврата в истории Рима. Но рассказ наш не об этом, а том, что Мессалина - одна из тех красавиц античности, что довели уход за своим телом до уровня высокого искусства.

Римлянки злоупотребляли духами, которые изготовлялись из ароматических веществ, привозимых из Египта, Аравии и Индии. Для этой цели часто употреблялись и росшие в Италии лилии, ирисы, нарциссы, пестумские розы, пахучий тростник. Духи добавляли в лорогие вина, подливали в светильники, ими обрызгивали арену цирка и сцену в театре.

Отметим, что духи тогда были не такими, к каким привыкли мы. Это были густые мази. В парфюмерных лавочках продавали все необходимое для ухода за лицом, косметические средства отдельно для женщин и мужчин.

Мессалина имела специальные несессеры, или как их тогда называли, «женский мир», т. е. необходимые наборы женских принадлежностей: серебряные четырехугольные зеркала, покрытые узорами на обратной стороне; гребни из слоновой кости; щипцы для завивки волос; золотые и серебряные шпильки и булавки в различных изящных коробочках; ножницы ; баночки с румянами, помадами, белилами; алебастровые сосудики и флакончики из оникса с духами и притираниями и многое другое.

Во времена Империи модницы стали тратить на косметику огромные деньги. Жены императоров, в частности Валерия Мессалина, и вовсе не знали здесь ограничений. Особо ценились египетские мази и порошки, которым приписывали различные магические свойства.

Для всего имелись свои притирания: тело и лицо обрабатывались пальмовым маслом, руки - мятным маслом, волосы - мазями из майорана (эфирно-масличного растения). Раз в неделю римлянки делали маски для лица из бобовой муки, замешанной на ослином молоке. Особой популярностью пользовались ночные маски для лица из миндального масла и парного молока молодой коровы.

Молодость кожи сохраняли с помощью аппликаций из трав, воска, камеди и разнообразных жирных притираний. В ходу было средство от морщин из душистого льняного масла и животных жиров. Самым действенным средством считался массаж кусочком льда.

Жены римских патрициев ежедневно принимали молочные ванны, при переездах за ними перегоняли стада ослиц, в молоке которых они купались. Не меньшей популярностью пользовались ванны из фруктовых соков и лепестков алых роз. Особо состоятельные дамы выходили в свет лишь после часовой розовой ванны. Куртизанки и патрицианки делали эпиляцию, ежедневно всевозможные притирания различными косметическими средствами интимных частей тела.

При нанесении грима они пользовались сажей, сурьмой, белилами и киноварью. Модной считалась сильная бледность, поэтому дамы натирали лицо, спину, грудь и руки меловым порошком, смешанным со свинцовыми белилами, для придания коже белизны. Так модницы зарабатывали себе хроническое отравление свинцом. Пудрились глиной с острова Хиос или порошком из экскрементов крокодила. Особым шиком считалась диасразмата - прообраз современной компактной пудры: прессованная высушенная смесь из бобовой и пшеничной муки. Румянец делали с помощью винных дрожжей и охры, глаза подводили сурьмой, карандашами или просто сажей от сжигания особой эссенции. Губы подкрашивали отстоем красного вина или растительной краской. В употреблении косметики римские дамы не знали меры и не заботились об естественности. Римские женщины времен Империи обязательно утром и вечером чистили зубы толченым жемчугом и кораллом либо порошком из мелко тертого рога или пемзы. В случае необходимости вставляли искусственные зубы. В ходу были и искусственные накладные брови, всяческие утяжки и толщинки для усовершенствования фигуры. Однако все это было доступно лишь знатным женщинам, бедные и рабыни наводили красоту при помощи масок из ячменного теста с яйцом.

Валерия Мессалина, стремящаяся выглядеть элегантной и богато одетой дамой, огромное значение придавала чувственному восприятию форм своего тела, используя для этого некоторые интимные принадлежности женского туалета.

Так, чтобы максимально долго сохранять стройность, она, подобно другим римлянкам, туго бинтовала специальной длинной полосой ткани особой выделки («зона») талию и бедра. Получалось нечто вроде современного женского нижнего белья. Мессалина весьма ревниво следила за формой своей груди, приподнимая ее снизу неким подобием современного бюстгальтера - надетой на голое тело повязкой из эластичной мягкой кожи (мамилларе - сородич греческого аподесмия). Так возникла мода на высокую вздымающуюся грудь. Пояс (строфиум ) она носила высоко, под грудью.

Как известно, Рим во времена Империи сделался средоточием моды подобно теперешнему Парижу и римские куртизанки с патрицианками уделяли огромное значение прическе. Валерия Мессалина обожала менять свой облик с помощью причесок. Ей нравились и кудряшки вокруг лба, и так называемый «греческий узел» с прямым пробором, и круглая завивка с начесыванием волос. Можно было встретить ее с высокой прической из локонов, укрепленных на веерообразном металлическом каркасе, отчасти напоминавшем русский кокошник. На него крепились аккуратными рядами локоны. Остальные волосы, заплетенные в косу, укладывались на затылке в виде «корзиночки». Если своих волос не хватало, добавляли чужие.

Кстати, римлянки от природы обычно имели темные волосы и по римским законам не должны были изменять их цвет, но они считали, что черный цвет волос их грубит, и подобно своим землячкам - итальянкам времен Ренессанса (венецианским и неаполитанским дамам) - предпочитали светлые, золотистые волосы, красиво сочетавшиеся с карими глазами. С этой целью римлянки обычно применяли различные осветлители. Окрашивание волос требовало особых щелочных составов и особых знаний. Поэтому специально обученные рабыни выполняли эту работу в несколько этапов, одна из них мыла и просушивала волосы, навивала на щипцы. Другая смазывала волосы помадой, а третья укладывала их. Чаще всего для обесцвечивания волосы натирались дрожжами или жидким мылом из козьего молока (либо жира) с золой бука, а затем сушились на солнце. Случалось модница перебарщивала в употреблении сильно обесцвечивающего щелочного состава и даже лысела. Тогда на помощь ей приходил парик.

Особенно модны были парики из белокурых, почти белых (бесцветных) волос, наиболее экстравагантные аристократки осмеливались носить цветные парики. Парики рыжего цвета носили в основном танцовщицы, куртизанки и... императрицы.

Кстати, уже тогда считалось, что рыжие «не как все». Рыжеволосые женщины выглядят намного сексуальнее, нежели обладательницы волос другого цвета. Даже при отсутствии макияжа и в обыкновенном одеянии они притягивают к себе взоры каждого мужчины вне зависимости от возраста и социального положения. Именно среди рыжих во все эпохи было наибольшее количество...стерв! Примечательно, но жрицами в Риме могли стать лишь римлянки с рыжими волосами и зелеными глазами, что в природе, как известно, встречается весьма редко...

Валерия Мессалина отличалась особым, доходящим до крайности пристрастием к украшениям. Она отдавала предпочтение серьгам в виде маленьких полушарий (их Мессалина надевала по несколько штук одновременно) и в форме больших капель из очень дорогих индийских жемчужин. Но более всего обожала она появляться при дворе вся сплошь усыпанная жемчугом, под которым не было никакой одежды.

Когда наступил упадок, а затем и падение «Вечного города», исчезла и былая роскошь, в том числе и в одежде. Наступила эпоха деградации, естественной и неизбежной. Античность ушла в прошлое.

Плохо закончила свои дни и Валерия Meccaлина - первая модница и первая... куртизанка Римской империи. По приказу ее супруга-рогоносца она была заколота его гвардейцами-преторианцами в знаменитом Лукулловом саду, первый хозяин которого навсегда вошел в историю своим непревзойденным стремлением получить от жизни максимум удовольствий. До сих пор, когда люди хотят выразить свое восхищение увиденным мероприятием, они говорят: «О, это был Лукуллов пир!» Для Мессалины вся жизнь была Лукулловым пиром, на котором она поражала всех не только ненасытностью и плотскими удовольствиями, но чувственными нарядами, которым был столь присущ один из главных принципов современной моды: умелое сочетание открытых и закрытых частей тела..

13 августа, 2011

"Женщины созданы для того, чтобы их любили, а не для того, чтобы их понимали", - отметил Оскар Уайлд, который понимал женскую сущность лучше многих мужчин. Самые знаменитые женщины навсегда вписали свои имена в историю. И хоть некоторые из них не кажутся нам роковыми красавицами, и они действительно не обладали неземной красотой, но их запомнили в веках.

Римлянка Валерия Мессалина вошла в историю как самая распутная любовница , будучи при этом женой императора, она стала символом похоти и блуда.

Императорский Рим стал в европейской культурной традиции не только символом государственного величия и военного могущества, но и бессмысленной роскоши, и самого откровенного разврата. Валерия Мессалина прожила около 23 лет и все же сумела войти в историю как символ растленной э-э… женщины. В восприятии современников и потомков она в чем-то «переплюнула» и зверские оргии Нерона, и дикие гладиаторские подвиги императора Коммода, и доведенный до чудовищного гротеска трансвестизм Гелиогабала, и детские гаремы Тиберия, и превращенный в бордель императорский дворец Калигулы. Итак, несколько слов в память об этой по-своему потрясающей женщине…

Кузен-суженый

Валерия Мессалина родилась около 25 года н.э. и по рождению принадлежала к узкой группке высшей патрицианской знати. Юлии, Клавдии, Домиции, Эмилии, Валерии, Корнелии составляли клан, связанный теснейшими родственными узами и политическими интересами на протяжении многих веков. Валерия могла гордиться тем, что среди ее предков был первый консул республиканского Рима Валерий Попликола и глава оппозиции Августу просвещенный Валерий Мессала Корвин. Однако ей уже было не до славы предков. В 39 году, в возрасте 14 лет, ее выдали замуж за члена императорской фамилии 50-летнего Клавдия. Тогда еще правил Калигула , - тот самый, что устроил из дворца бордель. Вряд ли Мессалина была в большом восторге от своего супруга (и кузена). Клавдий был немолод, хром, заикался, а также считался в своей семье дурачком. «Да он глупее моего Клавдия!» - говаривала его мать про какого-нибудь не очень умного. Историки не разделяют ее мнение. Клавдий был весьма ученым человеком и неплохим, разумным политиком. Но многолетние насмешки при дворе и постоянный страх за свою жизнь парализовали волю этого человека. Он легко подпадал под чужое влияние. А в самый решительный момент самоустранялся. Дело дошло до анекдота. Как-то он пригласил на обед одного человека, но вдруг передумал и чтобы замять неловкость… просто приказал убить явившегося! Клавдий был чрезвычайно любвеобилен. Мессалина родила ему сына и дочь. Но она не заботилась о них, - так же, впрочем, как не заботились и об ее воспитании. В императорской семье вспоминали о родительском долге только в самых экстремальных, нужных для спасения собственной шкуры случаях… Для Клавдия это был третий брак. Первые два закончились разводами Хитрая девчонка, Мессалина сумела найти ключик к сердцу «старого колпака», - он влюбился в нее без памяти и во всем доверялся юной жене. В 41 году Калигула был убит. Во дворце поднялась суматоха. Клавдий спрятался за занавеску, но солдат нашел его там, вытянул за руку, и… сенат провозгласил его императором! Ведь Клавдий был родным дядей Калигулы. Так кто ж, как не он?..

Только теперь Мессалина смогла оценить подарок судьбы! Муж во всем ей доверился, власть ее безгранична. Она может делать все, что ей заблагорассудится. И Мессалина развернулась вовсю. Понять характер ее очень трудно, если не учитывать, что она все же была полуребенком, и полуребенком весьма запущенным. Вряд ли она даже осознавала всю непристойность своих деяний, - хотя бы на первых порах. Мессалина , как избалованное дитя, непременно хотела иметь то, что ей приглянулось. Тацит описывает любопытный эпизод с Валерием Азиатиком, ее родственником. На беду для себя, он имел едва ли не лучшие парки в Риме. Мессалине они приглянулись. Чтобы получить их, нужно было устранить Азиатика, который от души презирал юную повелительницу. Мессалина обвинила его в заговоре. А так как речь шла о близком родственнике и ее и императора, то Азиатика допрашивал сам Клавдий . Обвиняемый камня на камне не оставил от обвинений зарвавшейся дряни, к тому же воззвал к родственным чувствам императорской четы. Мессалина не выдержала: со слезами на глазах она выскочила из комнаты и вызвала в коридор придворного Нарцисс а: «Сделай же что-нибудь!» Жалость к Азиатику и жажда заполучить его парки боролись в ней. Опытный интриган Нарцисс повернул дело так, что Клавдий , как бы по рассеянности, согласился со смертным приговором. Облив императора и его жену презрением. Азиатик удалился в свои злосчастные сады, устроил роскошный пир, концерт, попарился в бане, позанимался спортом, поговорил с друзьями. Врач то перевязывал его вскрытые вены, то снова отворял их. Так, развлекаясь и веселясь, он легко ушел из жизни. Могла ли знать тогда Мессалина , что и она умрет на траве в парке, - правда, не Азиатика, а Лукулла?..

Образ действия

Сначала объектами любовных поползновений императрицы стали придворные. Они оказались между двух огней: и мстительной государыне не окажешь, и вроде как государственное преступление совершишь. Придворный танцовщик Мнестер выкрутился, например, весьма остроумно. Когда раздосадованная его отказами Мессалина пожаловалась мужу, что Мнестер ее не слушается, танцовщик потребовал, чтобы сам император приказал ему слушаться Мессалину. Император и приказал… С этого момента Мнестер стал одним из ближайших сотрудников императрицы на ложе любви. Для другого придворного любовник а она добилась от Клавдия привилегии снимать с нее чулки в присутствии император а! Но этот полускрытый эксгибиционизм уже мало развлекал юную женщину. Ее тянули к себе притоны Субуры - квартала, где куролесили гладиаторы, грузчики, матросы, рабы. Сатирик Ювенал подробно описывает, как ночью императрица тайно покидает дворец и, в рубище, напялив белокурый парик (Мессалина была брюнеткой), в сопровождении верных соучастников ее оргий она направляется в трущобы Субуры. Здесь, в борделях, где не было подчас даже отдельных комнат, она отдается всем желающим под именем гетеры Лизиски. Гетеры? Да нет же, - проститутки самого низкого разряда. И требует плату, положенную таким, как она здесь: несколько медных монет, которые прячет за пазуху или в рот. Она переходит из борделя в бордель , восхищаясь тем, что ее принимают за шлюху, что ее могут ударить, что к ней выстраивается очередь потных самцов, пахнувших луком и испражнениями… Она - в восторге! Завтра эти гладиаторы будут умирать на ее глазах, а моряки рассказывать друг другу о жгучей профуре Лизиске, к которой как-нибудь снова нужно будет зайти всею командой… Наконец, Мессалина решается перенести эти развлечения во дворец. У себя на половине она устраивает оргии , в которых участвуют знатные матроны и девицы из благородных семей, а императрица заставляет их мужей, отцов и братьев присутствовать при этом… Впрочем, здесь она лишь повторяла «зады» сексуальной практики Гая Калигулы. Не углубляясь в дальнейшие подробности (о которых римские историк и, впрочем, стыдливо умалчивают), попытаемся осмыслить все это.

Мессалина не только предается буйству своих инстинктов, но словно нарочно издевается над традиционными рим скими ценностями и добродетелями. Возможно, на первых порах она даже не отдавала себе отчета в этом, лепя свой причудливый мир-бордель из окружающих привычных реалий рим ской жизни, - «я тебя слепила из того, что было». Однако трудно не заметить в ее действиях и оттенок «пикацизма» (сексуального извращения, когда нарочито пачкают объект похоти, - словесно (брань) или физически). Но ведь и другие развратники в император ском Рим е были похожи на бунтарей, взрывавших своим поведением вековые моральные нормы! Безусловно, разрастался кризис жесткой морали патриархального общества крестьян и воинов, которыми были когда-то римляне . И в то же время это своеобразное преломление побед Рим а над окружающими народами в сознании детей победителей. Если рим ским воинам позволено сокрушать чужие царства, обращая их элиту в своих рабов, почему бы не распространить этот пафос все сокрушающей витальности и на домашний свой быт? И распространяли.

Приведем одну лишь деталь. Довольно обыденным явлением в рим ском богатом доме стали евнухи . Пухлые женоподобные мальчики, еще до полового созревания лишенные половых органов, ублажали хозяина, а мощные мужики, которым отрезали яйца уже во взрослом состоянии, сохранив эрекцию, помогали не заскучать хозяйке. Это было в порядке вещей, и язвили по этому поводу только профессионалы сатирики. Вообще в Риме витальность понималась, прежде всего, в своем самом наглядном выражении, - в могучей телесности. До крайности это дошло при Гелиогабале, который подбирал министров по величине их половых органов. В итоге бродяги и неграмотные погонщики получали все права над телом государства и государя, которого не без взаимного удовольствия поколачивали… Впрочем, все это расцветет через полтораста лет после Мессалины.

При живом муже - замуж

А что же Клавдий ? Знал ли он о подвигах своей супруги? Скорей всего, нет. Он и участия в управлении государством толком не принимал. За него правили влиятельные вольноотпущенники Нарцисс , Паллант и Каллист. Соперничая друг с другом, они были едины в том, что рулили государством, как боги на душу положат, и усиленно набивали карманы.

Об уровне же осведомленности Клавдия говорит один анекдот. Как-то офицер придворной стражи браво доложил ему, что выполнил его приказ и убил одного человека. «Но я не велел его убивать!» - пожал плечами Клавдий. Во дворце все весело посмеялись…

А между тем, Мессалина не на шутку влюбилась. Ее избранником стал один из юных и знатных красавцев Гай Силий . Он был в ужасе от ее преследований, чувствуя, что речь пойдет уже не о пустой интрижке, - что у императрицы теперь «все всерьез». До такой степени, что она приказывает перенести в дом Силия лучшую мебель из императорского дворца! Эта «мебель из дворца» еще сыграет роковую роль в ее судьбе, - за две тысячи лет до рожденья Остапа Бендера… Нахалка зарвалась окончательно и подсунула на подпись мужу… свой брачный контракт с Силием! Муж подмахнул подпись, «не въехав» в содержание документа, и со спокойным сердцем отправился на курорт. Оставшись в Рим е наедине с Силием, Мессалина тотчас отпраздновала свадьбу с перепуганным женихом, с соблюдением всех древних обрядов («как порядочная») и переехала к нему в дом. Трудно сказать, на что она вообще надеялась: о будущем Мессалина , скорей всего, попросту не задумывалась. Начались бесконечные празднества и оргии , пока один пьяный гость, взобравшись на дерево в их саду, не закричал вдруг, что к Рим у приближается императорский кортеж. Всех гостей Мессалины как ветром сдуло. Пыльное облако под копытами императорской свиты сгустилось над ней и Силием грозовой тучей…

Неудачное обольщение

Дело в том, что за проделками Мессалины пристально следил самый влиятельный советник Клавдия Нарцисс . Он-то всей шкурой бывшего раба чувствовал, что ничего хорошего брак Клавдия с Мессалиной ему не сулит. Молодая жена, скорей всего, переживет своего мужа. К тому же наследник Клавдия - ее сын. Беспутства и самоуправство Мессалины затянутся на долгие годы. И уж не среди убеленных сединами советников Клавдия будет она искать опору себе… Ее интрига с Силием пришлась как нельзя кстати. Любопытно, что когда Клавдию, еще на курорте, доложили о проделке его супруги, он первым делом задал вопрос: «Так кто же теперь государь, - я или Силий ?» - «Вы! Вы!» - в один голос закричала обезумевшая от страха императорская администрация. И стала предпринимать героические усилия выпихнуть Клавдия с курорта обратно в Рим . Это ей, наконец, удалось. Как только императорский кортеж приблизился к стенам Рим а, придворные увидели Мессалину, которая стояла, держа перед собой маленьких Британика и Октавию (своих детей от Клавдия) а также старшую весталку, которая своим авторитетом должна была повлиять на императора. Семейный сандал был, таким образом, вынесен из дворца на лоно природы, ибо Мессалина боялась, что к Клавдию ее больше не допустят. А ведь она еще надеялась все изменить в свою пользу! Плач детей, громкие стенания Мессалины и мудрые речи весталки потонули в громовом голосе Нарцисс а, который во всеуслышанье перечислял все «подвиги» и злодейства императрицы. Клавдий , по своему обыкновению, просто отключился от этого спора. Он молча проехал мимо. Однако Нарцисс заметил, что вид детей и любимой жены тронул сердце императора. Оправдываясь, Мессалина отрицала свой брак с Силием. Тогда Нарцисс привел Клавдия в дом «молодоженов» и показал ему драгоценности и мебель из дворца. Этих вещественных доказательств оказалось достаточно.

Смерть на природе

Начались процессы. Все любовники Мессалины были приговорены к суровым карам, зачастую к смерти. Не пощадили даже хитрого Мнестера, который кричал, что всего лишь выполнял приказ императора во всем повиноваться его жене. Сама Мессалина в эти дни укрылась в садах Лукулла, обнесенных крепкой стеной. С ней была только ее мать Лепида. Она уговаривал дочь покончить с собой. Но Мессалина все не решалась. То поднося кинжал к горлу, то к груди, она вдруг роняла его и начинала тоскливо выть. А император все не решался вынести ей приговор. Тогда Нарцисс собственной властью послал офицера, который и помог Мессалине уйти из жизни. Когда Клавдию доложили во время пира, что супруга его мертва, он не сказал ни слова. Пир продолжился. На следующий день он торжественно поклялся перед воинами никогда более не жениться. Впрочем, крепился старый бабник недолго. Вскоре он женился на своей родственнице Агриппине Младшей, которая привела к нему в дом пасынка - будущего Нерона. Когда мальчик вошел в лета, Агриппина отравила Клавдия. Со временем Нерон убил Агриппину. Были убиты Британик и Октавия, и даже старушка Лепида - мать Мессалины, хотя в ее доме Нерон одно время воспитывался в развивающем обществе цирюльника и, кажется, акробата… В общем, все умерли…

В.Бондаренко.

Поделиться: