Правила успешного общения, или базовые принципы эффективного общения. Успешное общение правила

Психология общения с людьми – это раздел психологии, изучающий особенности разновидностей общений, определения базовых правил, способствующих достижению успеха у собеседователя. Также направлена на ликвидацию трудностей при диалоге и страха общения с людьми.

Одним из основных правил общения является не только речь. Также немаловажным считается эмоциональный окрас беседы. Научиться быть хорошим собеседником очень просто, следует только понять принципы и правила, на которых основывается психология общения с людьми.

Общение является одной из основных социальных функций общества.

Классификация общения:

  • Дружеское.
  • Интимное.
  • Деловое.

Общение – это контактирование между людьми с целью обмена информацией и опытом, для ведения совместной деятельности.

Искусство общения является одним из главных и весомых жизненных опытов, которыми должны обладать люди. Это не зависит от социального положения, места работы или образа жизни, ведь психология общения с людьми присутствует в любом разговоре. Выражение лица, жести, мимика и интонация косвенно воздействуют на собеседника при разговоре.

Человеку, знающему, основные принципы общения, значительно легче изложить в правильном русле необходимую информацию, добиться определенных результатов и достичь успеха в общении с людьми.

Навыки общения с людьми как залог успешного авторитета

Для того чтобы научиться правильно общаться, понимать собеседника и доносить информацию выгодно для себя в процессе беседы, ученные выделили ряд правил, соблюдения которых поможет найти гармонии при любой беседе.

Общение по правилам психологии выделяет ряд советов, которые помогут наладить контакт с собеседником и отточить личные навыки в этом нелегком деле.

В первую очередь необходимо при общении дать понять вашему собеседнику, что мнение о нем хорошее. Это расположит его к положительному общению, но также следует предоставить и свой авторитет.

Изложение информации должно быть доступно и понятно окружающим. Рекомендуется использовать эмоциональный окрас при разговоре, но в меру. При беседах один на один следует подстраиваться под собеседника, это поможет расположить его к себе.

Истинное проявление заинтересованности к собеседнику. Поможет создать доверительную обстановку при разговоре.

Бесценное качество человека это умение задавать наводящие вопросы, способствующие дальнейшему выводу необходимой информации. И не стоит забывать, что при разговоре с людьми необходимо уметь слушать собеседников.

Соблюдая основные правила и навыки общения при наличии уверенности в себе можно с легкостью добиться ошеломляющих результатов и стать одним из лучших собеседников.

Основные правила психологии общения с девушкой

Каждый образованный человек знает о правилах общения, приличия, этикета и так далее, нарушение которых в обществе недопустимы. Для мужчин также есть определенные правила, соблюдения которых поможет предстать перед представительницами прекрасного пола в лучшем свете.

10 правил общения с девушкой:

  1. Позитивный настрой.
  2. Оставаться мужчиной.
  3. Уверенность в себе.
  4. Не навязывайтесь.
  5. Удивляйте.
  6. Делайте комплименты.
  7. Умение слушать и слышать.
  8. Активное общение.
  9. Всестороннее развитие.
  10. Целеустремленность.

Ознакомившись с правилами, следует определить основные и половина успеха у вас в кармане.


Основные секреты успешного общения с девушкой:

  • Установка связи.
  • Поиск зацепки.
  • Интересная тема разговора.
  • Не обманывать.
  • Поддерживать беседу.
  • Интересные вопросы.
  • Говорить о девушке.
  • Правильные паузы.

Так же не стоит забывать о том, что важно в беседе искренность и невербальное воздействие. Умение поддержать разговор, как словом так и делом и взглядом не оставит равнодушной не одну девушку.

Причины боязни общения с людьми и методы их устранения

Сегодня существует такой вид социофобии, как антропофобия. Это заболевание, которое сопровождается навязчивым состоянием страха перед людьми. Оно заключается как в боязни появления в большом скоплении народа, так и в общении с людьми. В таком случает для ликвидации и лечения следует обращаться за помощью к специалистам.

Основные причины возникновения страха общения:

  • Низкая самооценка.
  • Наличие негативного опыта.
  • Отсутствие опыта общения.

Определив причины, приступаем к их ликвидации. Для начала следует понять и осознать наличие страха, и посмотреть на ситуацию со стороны. Принятие информации о наличии страха позволит начать работать над этой проблемой. Здесь следует убедить себя в том, что это не абстрактный страх, а ложное убеждение о его существовании.


Не стоит забывать, что формирование определенных качеств, навыков и умений различных приемов и техник общения происходит лишь с опытом. Поэтому не стоит бояться. Начинайте общение с близкими людьми или для маленьких аудиторий, постепенно увеличивая свои возможности.

Порой нам никак не удается найти общий язык с собеседником, и на этой почве легко возникают конфликты. Чтобы такого не происходило, следует избегать определенных ошибок при общении и соблюдать некоторые правила. Вот что советуют психологи.

Установите контакт взглядом

Если вы, разговаривая, не смотрите на собеседника или, не дай бог, повернулись к нему спиной, вряд ли между вами возникнет хороший контакт. Как бы вы ни были заняты, если к вам обращаются, найдите время повернуть голову и взглянуть на человека. Избегание общения лицом к лицу обычно воспринимается второй стороной как признак пренебрежения. Недаром при описании подобных ситуаций часто используется выражение: «Да он на меня даже и не взглянул!» Конечно, вы имеете право отказать в общении тому, кто вам не нужен или не интересен, но во всех остальных случаях обязательно используйте !

Соблюдайте дистанцию

И все же не следует при разговоре подходить или подсаживаться к человеку слишком близко. Чаще всего люди воспринимают это как вторжение в , им начинает казаться, что собеседник ведет себя слишком нахально, не вполне адекватен, пытается манипулировать или даже сексуально их домогается. Вы легко определите, когда нарушена допустимая грань: человек в этом случае обычно отодвигается, делает шаг назад, скрещивает руки на груди или выставляет вперед ногу, как бы воздвигая барьер между вами… Как правило, комфортная дистанция составляет метр-полтора для людей, которые не состоят между собой в близких отношениях.

Если есть возможность, обращайтесь к человеку по имени

Этот прием часто используют менеджеры различных фирм, пытающиеся заманить клиентов. Достаточно им узнать имя , как они начинают употреблять его к месту и не к месту. Человеку, который называет вас по имени, труднее отказать. Но не стоит и перебарщивать. Бесконечное повторение имени многих раздражает. Кроме того, постарайтесь узнать, какое обращение для собеседника предпочтительнее. Так, пожилые люди нередко предпочитают, чтобы их называли по имени-отчеству. А тех, кому меньше 50, чаще всего устраивает просто обращение по имени, за исключением совсем уж официальных ситуаций.

Старайтесь уловить настроение собеседника

Чтобы это сделать, при встрече обязательно слегка улыбнитесь. Большинство людей улыбнутся в ответ. Если этого не произошло, значит, человек плохо себя чувствует, расстроен, рассержен, напуган и т.д. В последнем случае следует говорить с человеком спокойно, участливо, стараться сгладить ситуацию. Когда причина плохого настроения не очевидна, не стесняйтесь спросить: «У тебя что-то случилось?» Как правило, люди благодарны за участие.

Не давайте оценку чужим эмоциям

Мы не телепаты, поэтому можем легко ошибиться, оценивая эмоциональное состояние другого человека. Даже если вы абсолютно уверены в своем правильном «прочтении» его эмоций, не стоит этого афишировать. Далеко не все хотят, чтобы их «читали». Поэтому даже замечание: «Я вижу, что вы встревожены» может вызвать негативную реакцию. Лучше сказать: «Мне кажется, что вы чем-то обеспокоены». По крайней мере, это не прямое утверждение. И, возможно, человек действительно поведает вам о своих проблемах.

Старайтесь услышать собеседника

Пример неправильного «слушания» - это, скажем, когда человек хочет купить товар подешевле, а вы предлагаете ему дорогой. Не имеет смысл расхваливать достоинства дорогого товара, если у покупателя элементарно нет на него денег. Попробуйте предложить что-то в пределах той суммы, которой человек располагает, или посоветовать ему обратиться в другое место.

Это что касается профессионального общения на уровне «продавец – покупатель». Но такие ситуации могут возникать и при личном общении. Допустим, вы подбиваете приятельницу поехать с вами отдохнуть в Таиланд, но не учитываете ее ситуации (нет средств, семейные обстоятельства не позволяют, аллергия на солнце и т.д.) Сначала выслушайте аргументы собеседника, поймите, чего он хочет и какие у него возможности, а тогда уже что-то советуйте и высказывайте свое мнение.

Не давайте собеседнику отрицательных оценок

Мы очень любим величать других хамами, нахалами, идиотами и т.п. Но когда мы высказываем собеседнику такие вещи, это неминуемо ведет к усугублению конфликтной ситуации. Не переходите на личности, говорите только о тех чувствах и эмоциях, которые вызвало у вас поведение этого человека. Скажем: «я огорчена вашим поведением», «я разочарована», «мне неприятно, когда вы так со мной разговариваете». Людям обычно не по себе, когда они осознают, что становятся причиной чужого расстройства. И если даже вам не удастся полностью свести конфликт на нет, то хотя бы удастся снизить градус накала.

Избегайте жестких директив и отрицаний

Человек, которому приказывают: «Сядьте», «подождите», «сделайте то-то и то-то», обычно испытывает психологический дискомфорт. Если хотите поддержать нормальный контакт, используйте выражения: «садитесь пожалуйста», «пожалуйста, подождите», «не могли бы вы сделать то-то?» Тогда это будет восприниматься (хотя бы формально) как просьба, а не как приказ.

Также негативно воспринимаются «повеления» с частицей «не»: «Не входите в мой кабинет!», «Не вздумайте опаздывать!», «Не надо мне хамить!» и т.п.

Попробуйте всегда следовать этим правилам в процессе общения – и вы поймете, что вам гораздо легче стало налаживать отношения с окружающими.

Библиотека
материалов

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«Правила успешного взаимодействия, или базовые принципы эффективного общения»

(фрагмент тренинга для старшеклассников «Я – автор событий в своей жизни!»)

Обучающие цели:

    Способствовать пониманию учащимися приемов общения (техники активного слушания), как основы успешной коммуникации;

    Расширение представлений о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения.

Развивающие цели:

    Способствовать развитию коммуникативных навыков через организацию диалога и освоению способов и приемов эффективного общения.(и формированию умения использовать технику активного слушания

Воспитательные цели:

    Способствовать формированию и развитию толерантности через развитие эмпатии на основе техники активного слушания.

Материалы и требования к организации игры: Цветной мел, карточки с заданиями для 4 групп, памятки “Активное слушание”, фломастеры, магниты, ручки, карточки со словами, мультимедийный проектор, ПК.

Этапы урока:

    Знакомство.

    Обозначение темы занятия.

    Практикум. Определение правил эффективного общения через организацию групповой работы в сменных парах, группах.

    Практикум. Моделирование ситуаций с учетом полученных знаний и опыта (работа в группах). Презентация работы в группах.

Ход занятия

Организационный момент.

Ведущий. Здравствуйте!

Общение всегда ценилось не столько за обмен информацией (пусть даже очень нужной), сколько за возможность соприкоснуться с уникальными мирами- человеческими личностями. Для этого надо совсем немного… суметь открыть себя другому человеку. Значит, надо “научиться” приемам успешного общения.

Известно высказывание Кристофера Морли, в котором он остроумно заметил, что

Существует только один способ стать хорошим собеседником – это …» ?

Исходя из своего жизненного опыта как бы вы закончили это предложение? Как вы думаете, что имел в виду автор?

Ответы. Можно записать варианты ответов на доске

Ведущий. В оригинале это высказывание звучит так: “существует только один способ стать хорошим собеседником – это уметь слушать” . Вы оказались правы в своих ответах.

Действительно, в этом высказывании содержится один из секретов эффективного общения -”уметь слушать”. Сегодня на нашем занятии мы с вами постараемся обобщить свои представления об эффективном общении и сформулировать правила, которые помогают этого достигнуть.

Как вы понимаете смысл словосочетания "эффективное общение"?

Ответы.

Ведущий. Действительно, эффективность общения определяется не только умением говорить, но еще умением слушать, слышать и понимать, о чем говорит собеседник.

При первой встрече принято?... знакомиться. Давайте и мы с вами познакомимся.

Знакомство. (передавать какой-либо предмет) Я вас попрошу назвать свое имя, а также любое качество, которое Вам в себе нравится.

Ведущий. Спасибо. Мне было приятно познакомиться с вами.

Любой опыт, полученный через переживание какой-либо ситуации, представляется наиболее ценным, нежели, если бы вам об этом просто расскажут.

Упражнение «Слушатель».

Цель : создать условия для осознания и понимания необходимости “слушать”, “видеть” собеседника в процессе общения.

Инструкция. Я вас попрошу в парах, как вы сидите, повернуться друг к другу спиной. Определитесь кто первый собеседник, кто- Второй. Первый собеседник - сейчас ты в течение 30 сек. расскажете своему напарнику о своей жизни, какой вы себе представляете через 3 года- когда вы закончите школу, выберите для себя сферу деятельности. Второй собеседник слушает. По моей команде вы поменяетесь ролями.

Повернитесь друг к друг лицом. Сейчас вам необходимо будет, в течение 30 сек. обменяться той информацией, которую вы услышали от своего собеседника. Начинает второй собеседник. По моей команде вы поменяетесь ролями.

Сравните объем и содержание сказанного вами с объемом и содержанием услышанного о вас.

Ответы. Найдутся те, у кого произошло искажение информации.

Как вы считаете, что помешало вашему собеседнику услышать вас и воспроизвести информацию в полном объеме?

Ответы. Не видели партнера,

    То есть, при общении важно видеть собеседника, смотреть в глаза! Это первое правило, которое вы сформулировали. Здорово!

Что еще мешало?

Не стояло цели запомнить и воспроизвести, “просто слушал” .

То есть, вы не делали сознательного усилия услышать звук, понять его и запомнить?

Ответы. Да.

Ведущий. В словаре Уэбстера “слушать” означает “делать сознательное усилие услышать звук” или “обратить на него внимание”. По существу “слышать” – значитфизически воспринимать звуки определенного значения.

Проговаривание схемы на слайде.

СЛУШАТЬ

СЛЫШАТЬ

делать сознательное усилие

физически воспринимать

услышать звук” или “обратить

звуки определенного значения

на него внимание”, т.е. это волевой акт.

Чтобы слушать, необходимо желание.

Уже из этого ясно, что слушать – больше, чем слышать.

    Это еще одно правило эффективного общения

Слушать собеседника или другими словами проявить заинтересованность к тому, о чем он говорит. Некий философ как-то сказал: “Правду могут высказать двое - один говорит, другой слушает”. А для того, чтобы уметь слушать, необходимо проникнуться чувствами собеседника, то есть проявить Эмпатию – это еще одно правило.

Перед тем как вы сформулируете следующее правило эффективного общения, Я предлагаю вам еще одно небольшое упражнение.

Упражнение “Дистанция”.

Цель : игра, направленная на развитие навыков эффективного общения и взаимодействия.

Инструкция. Если люди более или менее длительное время общаются и взаимодействуют друг с другом, то между ними складываются определенные отношения. Эти отношения могут обладать разной степенью близости. Иначе говоря, каждый человек знает, с кем он тесно общается, с кем его отношения можно назвать близкими. С кем-то отношения пока не очень близкие, ну, может быть, просто потому, что еще не было повода и возможности пообщаться.

Вы уже неплохо знаете друг друга. При этом каждый из вас, наверное, осознает, каковы особенности его взаимоотношений с другими участниками нашей группы. Сейчас у вас есть прекрасный шанс проверить, правильное ли у вас сложилось представление о ваших отношениях с участниками группы. Кто готов рискнуть первым и стать добровольцем?

Примечание . Выявление «рисковых» участников перед предстоящей процедурой является вполне оправданным. Во-первых, такое выявление само по себе можно рассматривать как социометрический прием, а во-вторых, оно позволяет обнаружить и тех, кто способен безболезненно перенести «жесткость» процедуры. Когда желающие объявятся, ведущий объясняет, в чем состоит упражнение.

Ведущий. Степень близости наших отношений с тем или иным конкретным человеком может быть определена с помощью понятия «психологическая дистанция». Давайте попробуем выразить близость – дальность отношений друг с другом через дистанцию в буквальном смысле слова – через расстояние в пространстве.

Все участники двигаются хаотично по кабинету, подходя к разным участникам на такое расстояние, которое будет комфортным для обоих. При этом учитывайте и взаимное расположение. Задание необходимо выполнять молча. Участники двигаются, определяются. Ведущему не следует торопить ребят, чтобы у них была возможность подумать.

Запомните, пожалуйста, свои дистанции и разойдитесь...

Обсуждение . Сложно ли было прогнозировать расположение своих товарищей? Чувствовали ли вы себя уверенно, когда определяли расстояние? Постигло ли вас разочарование? Или, напротив, вас это обрадовало? Старались ли вы угадать, как могли стать участники группы, или просто переводили свое видение ваших отношений на язык пространственных характеристик? Что вас удивило в этом упражнении? Что вы узнали нового о себе и своих товарищах? Как вы понимали, что данное расстояние комфортно для вас и для партнера?

Какой вывод можно сделать на основе полученного опыта?
Можете ли вы назвать следующее правило?

    Учитывать язык поз и жестов, дистанцию в общении

Всегда ли достаточно только жестов и мимики?

Ответы. (Нет).

    Важна обратная связь – вербально, то есть слова!

Чтобы удостовериться в том, что нас поняли.

Существуют определенные опорные фразы для осуществления обратной связи в диалоге.

Я правильно вас понял …”
“Я правильно вас услышал, что …”
“Разрешите я уточню …”

"Хотелось бы уточнить..."и т.д.

Ведущий. Посмотрите, (на слайде сформулированные правила) какие правила вы уже сформулировали, что еще на ваш взгляд может представлять важность в общении?

Записать на доске недостающие правила.

Ведущий. Большую часть времени мы проводим в коллективе, и выполняем деятельность по решению как индивидуальных, так и коллективных задач. Сейчас мы смоделируем коллективное взаимодействие.

Упражнение "Фигуры"
Цель: Эта игра на пространственное воображение и внимательность. В ходе игры можно отследить многие моменты важные для тренинга командообразования. Например, роли участников, динамику группы и т.д.

Время 10-15 минут

Ресурсы: веревка длиной равной 1м*количество участников.

Группа делится произвольно на 2 части. Одной из них завязывают глаза, они – исполнители, другая- наблюдатели.

Инструкция: Для выполнения следующего упражнения нужно, чтобы вся группа встала в круг. Возьмите в руки веревку и встаньте так, чтобы образовался правильный круг. Теперь закройте глаза и не размыкая их, постройте квадрат. Использовать можно только устные переговоры. Когда вы посчитаете что задание выполнено, дайте мне знать.

Задание выполнено? Откройте глаза.

Обсуждение. Как вы считаете, вам удалось выполнить задание?
Выслушиваем ответы. Но не комментируем их.
Ведущий. Сейчас я предложу вам в таких же условиях построить другую фигуру. Сможете построить ее за более короткое время? Хорошо. Предлагаю повторить эксперимент. Закрываем глаза. Ваша задача построить равносторонний треугольник.

Можно группам предложить поменяться местами, и учитывая опыт – построить свою фигуру.

Итоги упражнения

    Вы довольны результатом группы?

    Какие факторы оказывали влияние на успешность выполнения задания?

    На какие из этих факторов вы могли повлиять?

    Какие выводы вы сделаете из упражнения?

Обсуждение. Что было важно? (слышать и слушать, проявлять инициативу, принимать решение группы, ...)Наблюдатели делятся увиденным.

Какое правило еще сформулируем?

    Не перебивать

    Не оценивать собеседника

Правила, которые мы с вами сформулировали, имеют место быть в жизни?

Ответы. Да.

Работа в группах.

Выводы, к которым мы сегодня пришли, являются для вас абсолютно новыми?

Ответы. Нет. Общепринятые правила.

Ведущий. Я рада, что свои знания вы выстроили в определенную систему, обогатили свой опыт и т.п. В психологии общения эти правила называются правилами активного слушания.

В знаниях самое интересное, что они полезны в жизни. Человеческое общение на три четверти состоит из речевого. И все же устное сообщение легко забывается, а неумение слушать может дорого обойтись. Активному слушанию, да и межличностному общению можно научиться путем тренировок.

И я предлагаю вам применить эти знания в конкретных ситуациях.

Вы будете работать в группах по 3 - 4 человека, каждая группа получает задание ( )- исходя из ситуации, составить диалог с учетом полученных знаний. На работу в группах вам дается 3 минуты, на представление диалога – 1 минута.

Представление результатов работы в группах.

Подведение итогов . С какими трудностями вы столкнулись?
На ваш взгляд, какой группе удалось оптимально применить правила эффективного общения – активного слушания?

В каких еще жизненных ситуациях возможно применить правила эффективного общения ? Предложите свои варианты.

Ответы.

Подведение итогов. Рефлексия.

«Синквейн» - получение обратной связи.

Инструкция . Итоги я предлагаю подвести следующим образом. С помощью синквейна. Возможно кто – то из вас знаком с такой формой, кто - то получит новый опыт..

Правила составления синквейна.

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).

Обсуждение

Ведущий. Спасибо за занятие. Вы были для меня приятными собеседниками, хорошими слушателями. Надеюсь, опыт полученный на занятии, поможет вам чувствовать себя более уверенно и комфортно в общении с разными людьми, в разных ситуациях. На память о нашей встрече, я хотела бы вам оставить Памятки о правилах эффективного общения . ( 2 ).

До свиданья! Успехов!

Приложение 1

    Ситуация 1

«Соискатель» приходит в фирму на собеседование по объявлению о наборе кадров, в связи с расширением производства. Менеджер по кадрам заинтересован в квалифицированном работнике.

Постройте диалог «Менеджер» - «Соискатель» (кто ищет работу), используя правила эффективного общения (правила активного слушания).

    Ситуация 2

Идет урок по новой теме. «Ученик» опоздал на урок (10 минут).

Постройте диалог «учитель»- «ученик», используя правила эффективного общения (правила активного слушания).

Ответы оформить на специальном бланке.

    Ситуация 3

«Подросток» обращается к «отцу» с просьбой отпустить его в гости к другу поиграть в компьютер. Отец изначально не настроен дать разрешение.

Постройте диалог «Сын» - «отец», используя правила эффективного общения (правила активного слушания).

Ответы оформить на специальном бланке.

    Ситуация 4

Два подростка. Один из них не возвращает другому его компьютерный диск, хотя обещал вернуть, но обещание не сдержал.

Постройте диалог «подросток»- «подросток», используя правила эффективного общения (правила активного слушания).

Ответы можно оформить письменно.

Приложение 2

«Когда не понимаешь ты, становится скучно, когда не понимают тебя – обидно».

Э. Севрус

В стиле слушания отражаются наша личность, характер, интересы и устремления, положение, пол и возраст. Многое, конечно, зависит от ситуации, например, общение на работе иное, чем в домашней обстановке, когда мы не торопимся и отдыхаем, и т. д. По существу, умение слушать требует гибкости при выборе стиля с учетом особенностей собеседника и обстановки, в которой происходит общение.В массе своей слушать мы не умеем и не любим. Между тем, какие залежи ценной информации можно получить от человека, который воспримет вас как внимательного и благодарного слушателя! Что же для этого нужно? Слушать.Не надо ни снисходить до кого-то, ни унижаться перед кем-то. Если вы научитесь общаться на равных, но с достоинством, с самыми разными группами людей, для вас в дальнейшем не станет сложным испытанием общение по телефону, отборочное собеседование, или первый день на новой работе.Итак, активное слушание предполагает:

ПРАВИЛА АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ.

    1. заинтересованное отношение к собеседнику Полностью сконцентрируй свое внимание на собеседнике. Обращай внимание не только на слова, но и на позу, мимику, жестикуляцию.

      при необходимости уточняющие вопросы Проверяй, правильно ли ты понял слова собеседника (используй опорные фразы: «Правильно ли я понял, что …», «Я могу уточнить …», «То есть вы хотели сказать, что …». получение ответа на свой вопрос (это может быть «да», «нет», «не совсем»).Не давай советов.

      Не давай оценок .

      Если заданы вопросы, надо терпеливо, до конца выслушать ответы и не перебивать

      Поза (Необходимо сидеть напротив человека; корпус наклонен немного вперед.)

      Взгляд (Доброжелательный, смотреть в глаза). Когда мы слушаем, мы смотрим в глаза собеседнику и слегка киваем головой в знак согласия. С чем же мы соглашаемся? Мы соглашаемся с тем, что человек имеет право высказывать свою позицию, а мы имеем право ее выслушать.

Кивки. Никогда не забывайте чуть-чуть кивать головой, когда человек отвечает на Ваши вопросы! Вы заметите, что это легкое действие «раскручивает» Вашего коллегу, он проговаривает свою позицию более обстоятельно и развернуто, а Вы в этот момент способны более точно понять его. Стимуляция собеседника к рассказу (Угу, Ага и т. д.).

e - mail : kolcsvetlana @ yandex . ru ,

Колчанова Светлана Сергеевна, педагог-психолог МАОУ гимназия №1 г. Тюмени Страница 10

Найдите материал к любому уроку,

Каждый из нас является членом социума в целом и определенной социальной группы в частности, и практически невозможно представить себе человека, который мог бы жить в обществе, при этом не общаясь с другими представителями этого общества. Ежедневно каждый человек вступает в ряд коммуникативных процессов, общаясь с родственниками, членами семьи, друзьями, коллегами и другими людьми. Однако одни люди без никаких сложностей могут общаться с незнакомцами, за считанные минуты , а при дружеских встречах и даже в компании малознакомых людей всегда находятся в центре внимания, а другие испытывают сложность при общении даже с самыми близкими.

Психология общения с людьми, ее суть и базовые принципы

Изучить правила и секреты успешного взаимодействия с окружающими призвана психология общения с людьми - раздел психологии, направленный на изучение особенностей разных видов общения и выявления закономерностей и правил, придерживаясь которых, каждый человек сможет пользоваться успехом у собеседников и избегать трудностей в процессе диалога. Психология коммуникации выделяет три типа общения: дружеское, интимное и деловое, однако все эти виды общения объединяет одно - процессе коммуникации человек делится с собеседником не только информацией, но и чувствами, эмоциональным состоянием.

Одно из главных правил психологии общения с людьми состоит в том, что при коммуникации важна не только речь - , мимика, интонация, эмоциональный окрас сказанного также несут в себе информационный посыл. При межличностном общении люди воспринимают не сухие факты, а непрерывный поток информации, переданной как вербальным, так и невербальным путем. Поэтому можно сделать вывод, что психология общения с людьми основывается как раз на том, чтобы делиться с собеседником не только какой-либо информацией, но и эмоциями.

Приемы, позволяющие достичь успеха в общении с людьми

Для того, чтобы научится лучше понимать собеседника в процессе коммуникации, уметь подстраиваться под его эмоциональное состояние и стиль общения, психологи рекомендуют оттачивать свои коммуникативные способности. С этой целью можно использовать следующие приемы:

1. Наблюдательность - наблюдая за своим собеседником, отмечая особенности его поведения, речи, стиля одежды, жестикуляции и др., можно сделать определенные выводы об этом человеке (о его сфере деятельности, принадлежности к той или иной социальной группе и др.). На основании сделанных выводов о собеседнике достаточно легко подобрать манеру и стиль общения для того, чтобы найти "общий язык" с ним.

2. Оттачивание коммуникативных навыков - общаясь с разными людьми, как с знакомыми, так и с незнакомцами, можно не только развить коммуникативные способности, но и преодолеть барьеры в общении. Вступая в диалог с незнакомцами (спрашивая время, уточняя маршрут, разговаривая со случайным попутчиком и др.), человек может научится интуитивно подстраиваться под собеседника.

4. Умение "читать" эмоции собеседника и контролировать собственные эмоции - так как значительная часть информации при общении передается невербальным путем, умение различать различные эмоции собеседников будет ключом к пониманию и эффективному взаимодействию с другими людьми. Как правило, люди с развитой способностью к эмпатии более успешны в общении с другими, ведь они в процессе диалога ориентируются не только на слова собеседника, но и на его эмоции и душевное состояние.

Искреннее признание значимости собеседника и его достижений.

Изучая психологию общения с людьми, оттачивая собственные коммуникативные способности и способность к эмпатии, каждый может научиться преодолевать барьеры в общении и находить подход к собеседнику. Несомненно, знание и умение использовать на практике правила и приемы психологии общения будут на пользу каждому из нас, ведь коммуникабельные люди имеют гораздо больше шансов во всех сферах жизни.

Межличностное общение сегодня служит очень важным фактором взаимодействия между людьми, поскольку без него невозможно сформировать ни одну психологическую функцию. Во время разговора мы разворачиваем взаимопонимание и устанавливаем взаимоотношения в сложной системе «человек-человек» во всей его динамике с множеством аспектов.

Как достичь успеха в общении?

Психология успешного общения важна не только в повседневной жизни, а также в ежедневной рабочей деятельности для гармоничного пребывания в социуме. определяет профессиональный рост в не меньшей степени, чем квалификация. В межличностном разговорном процессе участники преследуют значительные цели, которые могут как совпадать, так и различаться. Существуют определенные способы и средства, так важные для успешного общения между людьми.

Удачный ход групповой деятельности может быть определен:

  • Достижением поставленных целей с появлением контакта и теплых отношений;
  • Удовлетворенностью без чувства недопонимания и досадных долгих пауз во время разговора;
  • Отсутствием зажатости, скованности и других трудностей.

Однако отсутствие прямых конфликтов еще не служит показателем непринужденного общения - под формально спокойным тоном могут скрываться . Кроме того, конфликты в социальной сфере перестали, к сожалению, рассматриваться как недостаток, но хорошо учат достойно выходить из них.

Критерии бизнес-общения

Имидж делового человека, включающий психологию успешного общения, содержит в своей основе порядочность и участливость.

Таким образом, моделью его поведения можно считать:

  • Уважение к себе и партнерам, проявление в разговоре деликатности, толерантности, такта;
  • Признание роли общения не только для бизнес-контактов, но и сотрудничества;
  • Избегание излишней самоуверенности;
  • Умение слушать человека;
  • Вежливое отклонение ненужных тем;
  • Отсутствие растерянности и неуверенности.

Для психологии эффективного общения существует несколько уровней, определяющих его мастерство. Это свобода, предполагающая высокую совместимость, гибкость и контактность; активное лидерство с демонстрацией смелости и чувства достоинства; партнерский уровень, позволяющий выслушать идею и найти лучшее решение. Общительность напрямую связана с доброжелательным эмоциональным состоянием человека, которое обеспечивает легкость и непринужденность знакомства и общения.

Важность умения общаться

Коммуникативные навыки позволяют поддержать любую беседу, изменять тему разговора, в нужный момент высказываться и находить правильный подход к собеседнику. Помимо этого, психология эффективного общения включает в себя артикуляцию, жестикуляцию, владение мимикой и выразительными интонациями и позами.

Все эти мелочи складываются в единое полотно профессионального качественного общения, которое рушит границы непонимания и отчуждения между людьми. Проявляя искренний интерес к собеседнику, улыбаясь и показывая жизнерадостное участие, вы всегда сможете расположить к себе людей и улучшить с ними отношения.

Невербальное общение

Язык нашего тела, по сравнению с вербальными способами коммуникативного взаимодействия, является универсальным. С его помощью мы передаем собеседнику 80% информации. Невербальное общение осуществляется без словесного контакта, оно может как сопровождать вербальную коммуникацию, так и существовать как отдельная форма передачи информации.

Психология невербального общения выделяет несколько видов коммуникации:

  • кинетические (жесты, мимика, поза);
  • фонационные (тембр голоса, интонация, темп и громкость речи);
  • графические (особенности письменной коммуникации).

Люди не могут постоянно себя контролировать. Специалисты в области психологии и социологии обнаружили, что сообщение, переданное на языке тела, влияет на человека сильнее, чем вербальное. Об эмоциональном состоянии и настроении человека многое может сказать его одежда. Например, если девушка приходит на встречу в слишком откровенном наряде, то, возможно, сама того не осознавая, она передает мужчине определенный сигнал. А человек, желающий показать особое отношение к окружающим, может появиться на официальном приеме в шортах и майке.

Следует отметить, что выразить свое отношение к людям можно с помощью дистанции , которую Вы соблюдаете во время разговора. Самых близких людей мы подпускаем к себе на интимное расстояние - от нескольких сантиметром до половины метра. Если же на эту территорию попадает кто-то чужой или неприятный для нас человек, то мы начинаем испытывать раздражение и дискомфорт. После полуметрового расстояния начинается личная зона , располагающая к дружеской беседе или обмену информацией. На дистанции от полутора метров начинается социальное пространство , к которому мы подпускаем многих людей. А общаться в группах удобней на расстоянии от четырех метров.

В невербальных средствах общения психология выделяет такие важные компоненты, как жесты и мимика. При оценке этих сигналов тела стоит учитывать все детали поведения человека, его настроение и состояние, иначе Вы можете ошибиться в их интерпретации.

Прямое положение тела, естественное выражение лица, руки раскинуты в стороны - это поза дружелюбия, которая говорит об открытости человека. Если Вам нужно расположить человека к себе или убедить его в чем-либо, нужно скопировать положение его тела. Этот метод широко используется в гипнозе.

Наблюдая за людьми, Вы, наверное, замечали, как кто-то во время беседы прячет руки, дотрагивается до кончика носа или потирает глаза. Такие действия трактуются как признаки того, что человек не совсем откровенен. Типичный жест закрытости - скрещенные руки и ноги, а частое моргание часто свидетельствует о растерянности.

Сосредоточенность выражается в пощипывании переносицы или потирании подбородка. Если человек прикрывает рот рукой, это сигнализирует о его несогласии с тем, о чем говорит собеседник.

Существует большое многообразие сигналов, по которым можно проанализировать поведение и оценить намерения собеседника. Но не стоит забывать о том, что при интерпретации действий человека нужно учитывать его психологическое состояние, настроение, а также все нюансы поведения. Только так вы сможете сделать достоверные выводы.

Успешное общение с точки зрения применения НЛП

Сегодня нейролингвистическое программирование популярно во многих сферах деятельности: при обучении, консультациях и в деловом общении. НЛП в психологии общения играет важную роль, поскольку занимается разработкой методов поддержания полноценного коммуникативного взаимодействия людей. Независимо от целей общения, каждому пригодится умение правильно устанавливать контакты с людьми.

Для начала необходимо сосредоточиться на своих желаниях и на том, какой цели Вы хотите достичь посредством общения. После этого тщательно продумайте содержание и форму подачи сообщения с учетом личностных и психоэмоциональных характеристик адресата.

Одним из приемов НЛП в поддержании эффективной коммуникации является уподобление собеседнику. Принадлежность к одному кругу и схожесть интересов помогут установить правильный контакт. Кроме того, используя метод уподобления, следует учитывать индивидуальные особенности собеседника.

Например, пунктуальному человеку сложно наладить общение с людьми, не привыкшими уделять внимание деталям, а мечтателям - взаимодействовать с деятельными людьми.

Способствовать установлению контакта может некоторое внешнее сходство между собеседниками, их манеры, темпераменты и убеждения. В НЛП широко используется техника «зеркального отражения» , суть которой заключается в подстройке к человеку. Здесь важно не только положение тела в процессе коммуникативного взаимодействия, но и жесты, мимика, тон и скорость речи.

Метод подстройки можно успешно использовать и в групповом общении. Достаточно одному члену общества принять определенное положение, как через некоторое время такую же позу примут все участники группы. Поэтому при публичных выступлениях важно контролировать положение своего тела.

В процессе коммуникации необходимо следить за тем, чтобы Ваши жесты и мимика соответствовали содержанию разговора. Если вы произносите речь, нацеленную на убеждение аудитории, не качайте головой, поскольку люди расценят этот жест как отрицание. Таким образом, успешность общения во многом зависит от того, насколько согласованы между собой все составляющие Вашего поведения.

Всем известно, что по восприятию реальности все люди делятся на аудиалов, визуалов и кинестетиков. Если Вы определите, к какому типу относится Ваш собеседник, установить эффективную коммуникацию будет гораздо проще. Это можно сделать посредством анализа речи человека, выделив слова и фразы, которые он наиболее часто употребляет. Аудиал скажет, что «рад Вас слышать», а визуал будет употреблять в разговоре такие фразы, как «вижу, что Вы имеете ввиду» или «это выглядит...». Определив преобладающий тип восприятия реальности у собеседника, Вы можете смело подстраиваться к нему, используя характерные для него речевые модули.

Правильно применяя техники НЛП и в целом Вы сможете с легкостью наладить эффективную коммуникацию с людьми.

Поделиться: