Биография Ульриха Цвингли: формирование взглядов и реформаторская деятельность. Ульрих цвингли и швейцарская реформация

Цвинглианская реформация, принятая в Швейцарии и в некоторых соседних имперских городах Германии, отличалась характером республиканским и была более решительною, потому, что в ней отменялось из католических установлений все, на что не было прямого подтверждения в Библии. Ульрих Цвингли, родившийся (1484) лишь через полтора месяца после Лютера , и тоже сын крестьянина, начал свою проповедь одновременно с Лютером и независимо от него. Лютер получил воспитание и образование совершенно в духе средних веков; Цвингли, наоборот, был видным гуманистом , поклонником Платона. Лютеру разрыв с церковью стоил больших душевных мук; Цвингли разошелся с нею незаметно для самого себя, и в нем вообще было меньше мистицизма. Проповедовать Цвингли начал в 1516 г., а в 1519 сделался каноником в Цюрихе, где сразу получил известность. Свое учение он изложил в тезисах, по которым цюрихский городской совет устроил диспут (1523). Учение это сводилось к следующему. Единственный источник веры – Евангелие. Папство, монашество, безбрачие духовенства, учение о чистилище и т. п. не имеют основания в священном писании. Духовная власть тоже не имеет никаких оснований в учении Христа, и церковь есть совокупность всех лиц общины, а не одно только духовенство. Таинства у Цвингли получили значение простых благочестивых обрядов. Городской совет стал на сторону Цвингли, и в Цюрихе было совершено преобразование богослужения, принятое вскоре и некоторыми другими кантонами.

И Лютер , и Цвингли, оба переводившие Библию на немецкий язык, ввели этот язык и в богослужение, но Цвингли пошел дальше Лютера в упрощении богослужения, совершенно устранив из храмов священные изображения (кроме распятия) и органы. Лютер не одобрял многих взглядов Цвингли, вследствие чего между ними возгорелся спор. Главным его предметом было различное понимание евхаристии. Хотя Лютер и отвергал учение о пресуществлении, но признавал, что причащение есть таинство, в котором действительно присутствует сам Христос, и чрез которое верующему сообщается благодать. Цвингли учил, наоборот, что причащение есть только воспоминание о тайной вечере Спасителя, не имеющее никакого таинственного значения. Приверженцы реформации устроили диспут между Лютером и Цвингли (в Марбурге в 1529 году), где первый доказывал, что слово «есть» в евангельском тексте, устанавливающем евхаристию, нужно понимать буквально, а Цвингли настаивал, что в данном случае «есть» стоит вместо «знаменует». Соглашения между ними не состоялось, но Цвингли со слезами умолял Лютера о союзе обоих исповеданий, признающих оправдание посредством веры; Лютер не принял, однако, протянутой им руки и резко отказался от союза. В нем было больше нетерпимости, унаследованной им от католицизма; Цвингли был мягче и терпимее под влиянием гуманистического образования. Лютер порицал рационализм Цвингли и даже отчаивался в его спасении. Впоследствии Лютер прямо осудил разум, как «блудницу дьявола».

Значение ЦВИНГЛИ УЛЬРИХ в Православной энциклопедии Древо

ЦВИНГЛИ УЛЬРИХ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Ульрих Цвингли (Zwingli) (1484 - 1531), швейцарский реформатор.

Род. 1 января 1484 , несколькими неделями позже Лютера, в зажиточной крестьянской семье в Вильдхаузе, в графстве Тоггенбургском (в С.—Галленском кантоне). Первоначальное образование получил в школах Базеля и Берна, высшее — в Венском и Базельском университетах; живо интересовался классической литературой и усердно читал Свящ. Писание, для лучшего уразумения которого изучил и еврейский язык.

Находясь под влиянием базельского богослова Виттенбаха и поддерживая деятельные сношения с гуманистами, в том числе и с Эразмом Роттердамским, Цвингли вступил на путь свободного исследования Св. Писания.

Получив в 1504 степень бакалавра, в 1506 — магистра философии, он сделался приходским священником в Гларусе и в своих проповедях и литературных произведениях («Лабиринт», «Басня о быке и некоторых животных») отзывался на все животрепещущие вопросы действительности, обнаруживая искреннее религиозное чувство и патриотизм.

Одной из язв общественной жизни Швейцарии была в то время поставка кантонами на службу иностранным государствам швейцарских военных отрядов, славившихся своей храбростью. Эта постыдная торговля кровью своих сограждан, служившая средством наживы для отдельных лиц и групп, получавших пенсии от иностранных государей, являлась источником глубокой общественной деморализации и вызвала энергический протест со стороны Цвингли, особенно после того как он ближе познакомился с этим злом, сопровождая в 1512 и 1515 в качестве полкового священника отряд Гларуса в итальянских походах.

В 1516 Цвингли занял место капеллана в Эйнзидельне, продолжая выступать с проповедью против различных суеверий и церковных злоупотреблений.

Цюрихская Реформация и Цвингли

В Эйнзидельнском монастыре Цвингли объявил монахинь свободными от обета безбрачия и прекратил культ святых, надеясь, однако, найти для своих реформ санкцию свыше. Он не доработался еще в то время до одной из самых существенных идей цвинглианства — соединения государства и церкви в одном демократическом учреждении, которое одновременно являлось бы и «общиной верующих», и политическим целым «городской общины».

История швейцарской Реформации начинается, собственно, с переселения Цвингли в Цюрих (1519). Цвингли приносит сюда сознание, что «римский папа должен пасть». Надежды на «реформу сверху» у него более нет; из частичного реформатора он обращается в протестанта.

В новой своей обстановке он находит ту силу, которая может провести реформу «снизу». Ближайшим результатом проповеди Цвингли было усиление в кантоне авторитета Свящ. Писания.

С первых же шагов дело церковной реформы стало объектом специального городского законодательства. В 1520 цюрихский сенат, во исполнение воли совета двухсот, опубликовал декрет, предписывавший всем священникам кантона объяснять народу Новый Завет. Непременным условием ставилось при этом строгое соответствие объяснения с текстом. Священникам запрещалось проповедовать учения, которые не могли быть оправданы Свящ. Писанием. Приблизительно к этому же времени относятся протесты Цвингли против торговли индульгенциями — повод к этому дало появление торговца ими Самсона (в 1519) — и непрестанная борьба с наемничеством. В 1521 городской совет окончательно запретил наемничество.

В 1522 Цвингли выступил с проповедью против постов («О свободе выбора пищи»), за которой последовал памфлет на ту же тему. Нововведения вызвали горячую полемику и дали тему для доноса, который был сделан клиром констанцскому архиепископу.

Для выяснения всех накопившихся вопросов цюрихский магистрат решил устроить диспут, на который пригласил представителей различных городов и констанцского архиепископа. Последний не решился официально принять участие в диспуте, но послал четырех депутатов, которые должны были явиться в роли судей, посредников, а отнюдь не стороной. Один из депутатов, Иоганн Фабер, не выдержал роли посредника и выступил обличителем цвинглианской ереси. Учение о спасении верой, о ненужности посредников между Богом и человеком, о служебной, второстепенной роли клира, признание мессы лишь символом, напоминанием об искупительной жертве Христа, протест против постов, целибата, монашества, отрицание чистилища и связанных с последним индульгенций — все эти пункты реформационной программы содержатся в тезисах, выставленных Цвингли для диспута, происходившего в начале 1523 .

Выступление впервые на арену открытой борьбы заставило Цвингли придать своим тезисам более нетерпимый характер, чем это соответствовало его воззрениям. Христианство было в его глазах прежде всего нравственным учением, а не культом. В тезисах он проявляет меньше терпимости (тезис 3: Христос — единственный путь к блаженству для всех людей и ныне, и присно, и во веки веков; тезис 4: кто ищет или указывает другие врата, тот — тать и душегуб).

Фабер сам не был ревностным папистом (архиепископы констанцские не были чужды оппозиции против Рима); он утверждал, что только собор — излюбленная высшим клиром форма борьбы с самодержавными стремлениями папы — компетентен разрешить все выдвинутые вопросы, и защищал церковную практику ссылкой на традицию.

Отповедь Цвингли в высшей степени характерна: в ней ярко отразились два новых принципа — компетентность в религиозных вопросах каждой общины верующих (но не индивидуума) и критическое отношение к традиции. «Мы спрашиваем не о том, сколько времени продолжалось что-нибудь, а есть ли оно истина. Что касается ссылки на собор, то я спрашиваю: разве настоящее собрание — не великое христианское собрание? Ведь в прежние времена епископы были ничем иным, как простыми священниками, а не могущественными государями-прелатами».

Результат диспута, согласно установившемуся обыкновению, был фиксирован резолюцией городских властей: «Цвингли должен по-прежнему проповедовать святое Евангелие и истинное божественное писание по Божьему вдохновению и по лучшей возможности, пока не найдет лучшего учения. Все другие священники, духовники и проповедники не должны ни в городе, ни в сельских местностях ни учить, ни проповедовать ничего такого, чего они не могут оправдать Писанием и Евангелием. Ввиду этого они никоим образом не должны обвинять друг друга в ереси и т.п. С ослушниками будет поступлено так, что они почувствую свою неправоту».

Резолюция означала окончательный разрыв с католической церковью: как раз перед диспутом констанцский архиепископ ответил отказом на петицию, подписанную Цвингли, и десятью другими священниками и содержавшую в себе просьбу о свободе проповеди Евангелия и об уничтожении целибата.

Папа еще раз попытался секретными переговорами и взятками вернуть непокорных в лоно католицизма и хоть на будущее время обеспечить себе поддержку швейцарских полков.

В октябре 1523 состоялся второй диспут, на котором обсуждались вопросы о церковных авторитетах, образах, святых, чистилище и мессе, а в январе 1524 — третий, где речь шла о судьбе монастырей (этот диспут привел к закрытию монастырей, к секуляризации их имущества, к формальному уничтожению целибата).

Обнаружившееся на втором диспуте иконоборческое направление цвинглианства послужило основанием для целого ряда декретов городского совета. В начале 1524 совет постановил вынести из церквей иконы, а драгоценности, принадлежавшие иконам, употребить на бедных, которые «представляют истинный образ Божий».

Еще в первых своих тезисах Цвингли установил следующий принцип: «все законы должны быть согласны с волей Божьей; следовательно, они должны охранять притесняемых даже в том случае, если они не жалуются». Ответом на этот тезис явила особый устав о милостыни («Ordnung und Artikel antreffend das Almosen»), изданный в январе 1525 . Затем была основана смешанная комиссия из духовных и светских лиц, в которой обсуждались все дальнейшие церковные мероприятия. В лице этой комиссии был создан первый орган новой церкви, зародыш будущего церковного совета или синода.

Разрывая с католической церковью, Цюрих должен был отказаться и от обрядовой стороны католичества. Сначала была уничтожена обязательная месса (окончательно — в 1525), а затем было положено начало особой цвинглианской литургии, первым шагом к созданию которой послужил введенный в 1523 чин обряда крещения.

Комиссией было издано составленное Цвингли руководство для священников: «Christliche Inleitung». Богослужение было упрощено; латинский язык заменен немецким; причастие давалось под обоими видами; монастыри обращены были в школы, приюты и госпитали, монастырское имущество секуляризовано; безбрачие духовенства упразднено, и в 1524 сам Цвингли женился на вдове Анне Мейер.

В 1525 он издал свое исповедание веры под названием «De vera et falsa religioae» [«Об истинной и ложной религии»], в большей части пунктов сходное с учением Лютера за исключением вопроса о причащении.

Цвингли в отличие от Лютера смотрел на евхаристию не как на таинство, а как на воспоминание об искупительной жертве Христа. Кроме того, Лютер сохранял те догматы и обряды, которые не стояли в противоречии со Св. Писанием, тогда как Цвингли устранял все то, что не находило в нем прямого подтверждения. Наконец, по вопросу о церковной организации Цвингли, будучи в качестве швейцарца носителем республиканского начала, проводил начала пресвитерианского управления, а Лютер как поборник княжеской власти установил консисториальную систему управления церковью.

Учение Цвингли и Реформация в Швейцарии развивались одновременно с учением Лютера, но совершенно независимо от него. В 1528 Цвингли писал: «я узнал слово Божие не от Лютера, а из учения Христа».

По вопросу о причащении между Цвингли и Лютером происходила полемика, в которой первый обнаружил больше сдержанности и умеренности, чем последний. Желая примирить оба евангелических учения, ландграф гессенский Филипп устроил в 1529 в Марбурге свидание Лютера и Цвингли. Первый явился туда в сопровождении Меланхтона, Цвингли — со своим другом и последователем Эколампадием; происшедший между ними диспут не привел к соглашению о причащении вследствие упорства Лютера.

Распространение Реформации за пределы Цюриха в первую половину 1520-х годов выражалось в том, что отдельные единомышленники и друзья Цвингли начинали проповедовать по его примеру евангелизм. Таковы были Капитан, Гедион и Эколампадий в Базеле, Вадиан в С.—Галлене, Альберт Авиньонский в Гессене, Себастьян Гофмейстер и Эразм Риттер в Шафхаузене, Амвросий Блаурер в Констанце, Мартин Буцер в Страсбурге.

В редких случаях проповедникам удавалось добиться частичных реформ и закрепления их городскими декретами. Цвинглианство имело своих мучеников; таковы, напр., изгнанный из Люцерна Освальд Микониус, подвергшийся преследованию со стороны эльзасских монахов Леон Юд, убитый в Швице Якоб Кайзер, посаженный в тюрьму Урбан Висе.

В 1526 на баденском диспуте Галлер и Эколампадий выступили против старых защитников католицизма Экка и Фабера; в 1528 в Берне происходило совещание под председательством самого Цвингли, после чего вся округа приняла новое учение.

Целям пропаганды служили и различные сочинения Цвингли. В 1530 он посылает императору Карлу V свое «Ratio fidei» [«Смысл веры»], а затем составляет изданное после его смерти «Christianae fidei expositio» [«Изложение веры христианской»], адресованное французскому королю.

Лесные кантоны — Швиц, Ури, Унтервальден, Люцерн — остались верны католицизму. Враждебные отношения между католиками и последователями Цвингли все более обострялись. Обе стороны готовились к борьбе, заключая внешние союзы. В 1529 борьба была отсрочена заключением в Каппеле договора, по которому каждому кантону предоставлялось право устраивать церковные дела по своему усмотрению. Однако вскоре вспыхнула междоусобная война.

11 октября 1531 между цюрихцами и отрядами католических кантонов произошло сражение на Каппельской равнине: цюрихцы были разбиты наголову, сам Цвингли убит. Дело его продолжил и упрочил его друг Буллингер, редактировавший в 1536 первое Гельветическое исповедание.

Использованные материалы

Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЦВИНГЛИ УЛЬРИХ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЦВИНГЛИ УЛЬРИХ
    (Zwingli) Ульрих (Хульдрейх) (1.1.1484, Вильдхауз, - 11.10.1531, близ Каппеля), швейцарский церковный реформатор и политический деятель, создатель одного из бюргерско-буржуазных направлений …
  • УЛЬРИХ в Литературной энциклопедии:
    (нем. tllrich) - герой романа Р.Му-зиля «Человек без свойств» (1930-1943). В дневниках писателя на стадии замысла романа - Ахилл, Андерс. …
  • ЦВИНГЛИ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Zwingli) Ульрих (Хульдрейх) (1484-1531) деятель Реформации в Швейцарии, основатель цвинглианства. В 20-х гг. 16 в. провел реформу церкви и политического …
  • ЦВИНГЛИ
    (Ульрих Zwingli) - швейцарский реформатор. Род. 1 янв. 1484 г., несколькими неделями позже Лютера, в зажиточной крестьянской семье, в Вильдгаузе, …
  • УЛЬРИХ ГЕРЦОГ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Ulrich, 1487—1550) — вюртембергский герцог, сын слабоумного Генриха; получил в 1498 г. вюртембергское герцогство, отнятое у Эбергарда II, его дяди. …
  • ЦВИНГЛИ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ЦВИНГЛИ в Энциклопедическом словарике:
    (Zwingli) Ульрих (Хульдрейх) (1484 - 1531), деятель Реформации в Швейцарии. В 20-х гг. 16 в. провел реформу церкви и политического …
  • ЦВИНГЛИ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЦВ́ИНГЛИ (Zwingli) Ульрих (Хульдрейх) (1484-1531), деятель Реформации в Швейцарии. В 20-х гг. 16 в. провёл реформу церкви и полит. строя …
  • ЦВИНГЛИ
    (Ульрих Zwingli) ? швейцарский реформатор. Род. 1 января 1484 г., несколькими неделями позже Лютера, в зажиточной крестьянской семье, в Вильдгаузе, …
  • ЦВИНГЛИ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Zwingli) Ульрих (Хульдрейх) (1484-1531) , деятель Реформации в Швейцарии, основатель цвинглианства. В 20-х гг. 16 в. провел реформу церкви и …
  • УЛЬРИХ ФОН ХАССЕЛЬ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-10-08 Time: 08:42:55 Кристиан Август Ульрих фон Хассель (нем. Ulrich von Hassell) (12 ноября 1881, Анклам, Померания — 8 …
  • УЛЬРИХ АУГСБУРГСКИЙ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ульрих Аугсбургский (890 - 973), епископ, Баварский, святой. Память 4 июля Родился …
  • РЕФОРМАЦИЯ В ГЕРМАНИИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Реформация в Германии. Религиозная реформация XVI в. началась в Германии, где она соединилась с …
  • ХАССЕЛЬ, УЛЬРИХ
    (Hassell), фон (1881-1944), немецкий дипломат, посол Германии в Риме. Родился 12 ноября 1881 в Анкламе, Померания. Был женат на дочери …
  • ГРАФ, УЛЬРИХ в Энциклопедии третьего рейха:
    (Graf), один из ближайших соратников Гитлера в первые годы нацистского движения. Родился 6 июля 1878 в Баххагеле. Работал мельником и …
  • САЛХОВ УЛЬРИХ ХРИСТОФОР
    Салхов (Ульрих Христофор) - врач. Учился медицине в Галле, где в 1746 году защитил докторскую диссертацию: "De literatorum et honoratorum …
  • ЭПИНУС ФРАНЦ УЛЬРИХ ТЕОДОР в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Aepinus) Франц Ульрих Теодор , русский физик, член Петербургской АН (1756). По …
  • ГУТТЕН УЛЬРИХ ФОН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Hutten) Ульрих фон (21.4. 1488, Штеккельберг, - 29.8.1523, о. Уфенау, Цюрихское оз.), немецкий гуманист, писатель и политический деятель. Принадлежал к …
  • ГРУБЕНМАН УЛЬРИХ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Grubenmann) Ульрих (15.4.1850, Троген, - 16.3.1924, Цюрих), швейцарский минералог и петрограф. Профессор Цюрихского университета. Предложил гипотезу о трёхчленном делении земной …
  • ВИЛЬКЕН УЛЬРИХ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Wilcken) Ульрих (18.12.1862, Штеттин, - 10.12.1944, Баден-Баден), немецкий историк античности, один из основоположников греческой папирологии. Профессор (1889). В. издавал, …
  • БРОКДОРФ-РАНЦАУ УЛЬРИХ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Brockdorff-Rantzau) Ульрих (29.5.1869, Шлезвиг, - 8.9.1928, Берлин), граф, германский дипломат. В 1912-18 посланник в Дании. После Ноябрьской революции 1918 в …
  • АВРАНЕК УЛЬРИХ ИОСИФОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Ульрих Иосифович (26.12.1853, Клученице, - 12.8.1937, Москва), советский оперный хормейстер, дирижёр и виолончелист, народный артист РСФСР (1932), Герой Труда (1934). …
  • УЛЬРИХ, ВЮРТЕМБЕРГСКИЙ ГЕРЦОГ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Ulrich, 1487?1550) ? вюртембергский герцог, сын слабоумного Генриха; получил в 1498 г. вюртембергское герцогство, отнятое у Эбергарда II, его дяди. …
  • РЕФОРМАЦИЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? так называется одно из крупнейших событий всемирной истории, именем которого обозначается целый период нового времени, охватывающий XVI и первую …
  • ЛИХТЕНШТЕЙН, УЛЬРИХ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? см. Ульрих фон …
  • ЦВИНГЛИ, ХУЛЬДРИХ в Словаре Кольера:
    (Zwingli, Huldrych) (1484-1531), швейцарский клирик, теолог, реформатор церкви. Родился 1 января 1484 в Вильдхаусе, графство Тоггенбург (ныне в кантоне Санкт-Галлен, …
  • МУЗИЛЬ в Словаре постмодернизма:
    (Musil) Роберт (1880-1942) - австрийский писатель, один из создателей так называемого интеллектуального романа 20 в. В 1901 окончил Технический институт …
  • РЕФОРМАЦИЯ И ГУМАНИЗМ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Реформация и гуманизм. К числу предшественников реформации относят и гуманистов; но это верно лишь …
  • РЕФОРМАЦИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". В этой статье неполная разметка. Реформация, одно из крупнейших событий всемирной истории, именем которого обозначается …
  • ЕВХАРИСТИЧЕСКОЕ ПРЕЛОЖЕНИЕ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Когда я слышу упоминание о Теле Христовом, я понимаю сказанное в одном смысле, а неверующий - …
  • АКВИЛЕЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Аквилейская Церковь Епископы Аквилеи, центра Северной Италии и Иллирии, считающие что их епархия была основана …
  • АННА ЛЕОПОЛЬДОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Анна Леопольдовна, правительница Российской империи (с 9 ноября 1740 года по 25 ноября 1741 года), дочь герцога Карла-Леопольда Мекленбург-Шверинского и …
  • ГУТТЕН в Литературной энциклопедии.
  • ВОЛЬФРАМ ФОН ЭШЕНБАХ в Литературной энциклопедии:
    — один из крупнейших эпических поэтов немецкого средневековья. Происходил из знатного …

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ульрих Цвингли
Ulrich Zwingli

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

реформатор церкви, христианский гуманист и философ

Дата рождения:
Гражданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Infocards на строке 164: attempt to perform arithmetic on local "unixDateOfDeath" (a nil value).

Место смерти:

Находился под влиянием философии стоиков и платонизма эпохи Возрождения (особенно под влиянием Фичино). Согласно его мировоззрению, Бог - «высшее благо»; через провидение он манифестирует себя всегда и всюду. Потерянность человека заключается в его греховности и в его трагическом положении на земле, но, несмотря на это, он всё же является связующим звеном между землёй и небом.

Биография

Отец был старшиной вильдгаузской общины. Брат отца, Варфоломей, первый пастор избранный самой общиной. Мать из семьи, где было несколько лиц духовного звания.

Отец, следуя семейной традиции, решил посвятить сына духовному званию. Дядя, Варфоломей, будучи уже деканом в Везене занимался его первоначальным образованием.

В средние века одной из особенностей общественной жизни Швейцарии была поставка кантонами на службу иностранным государствам швейцарских военных отрядов, славившихся своей храбростью. Эта торговля служила средством наживы для отдельных лиц и групп, получавших пенсии от иностранных государей. Вместе с этим, подобный способ обогащения служил источником глубокой общественной деморализации . Сам Цвингли «познакомился» с этим фактом, когда в и 1515 годах сопровождал, в качестве полкового священника, отряд Гларуса в итальянских походах. К развращающей нравы прихожан торговле людьми он отнесся с большим протестом, что также приводило Цвингли к мнению о необходимости проведения реформ в обществе.

В ряде проповедей, сочинений и религиозных диспутов Цвингли развил основные положения своего учения. В 1522 году он произнёс проповедь против постов, установленных римской церковью («О свободе выбора пищи»), и в послании к констанцскому епископу высказался против безбрачия священников. 29 января 1523 году в Цюрихе состоялся публичный диспут, основанием для которого были 67 тезисов учения Цвингли о Священном Писании как высшем авторитете в религиозных вопросах, о Христе как о единственном истинном посреднике между Богом и людьми, о вере как единственном средстве спасения, о церкви как союзе всех верующих и т. д. Диспут этот, устроенный городским советом Цюриха, окончился торжеством Цвингли над его противником Фабером, викарием констанцского епископа: цюрихский городской совет принял учение Цвингли и стал самостоятельно распоряжаться церковными делами кантона вместо констанцского епископа. Католическая месса и иконы были устранены, богослужение упрощено; латинский язык заменён немецким; причастие давалось под обоими видами; монастыри обращены были в школы, приюты и госпитали, монастырское имущество секуляризовано; безбрачие духовенства упразднено, и в 1522 году сам Цвингли тайно женился на Анне Рейнхардт, брак оставался тайным до 1524 года .

В 1838 году Цвингли поставлен памятник в Каппеле.

Основные философские произведения

  • Von göttlicher und menschlicher Gerechtigkeit, .
  • De providentia, .

Публикации Ульриха Цвингли на русском языке

  • Ульрих Цвингли Богословские труды. // Издание подготовлено Б. А. Шарвадзе. - Тб. , 2009:
  • Истолкование и обоснование тезисов, или положений (1523).
  • Комментарий к истинной и ложной религии (1525).
  • Бернские проповеди (1528).
  • Отчет о вере (1530).
  • О провидении Бога (1530).
  • Объяснение христианской веры (1531).

Напишите отзыв о статье "Цвингли, Ульрих"

Примечания

Литература

  • Биографическая библиотека Ф. Павленкова. ЖЗЛ в 3-х томах. - ISBN 5-224-03120-6
  • Ульрих Цвингли. Жизнь и деятельность. // Цвингли У. Богословские труды. - Тб. , 2009.
  • Гейссер, Людвиг. История Реформации в Швейцарии, Дании, Швеции и Англии (1850) / См.: Лютер, Мартин. О свободе христианина. [Сборник]. Уфа: ARC, 2013. С. 489-531. ISBN 978-5-905551-05-5

См. также

  • Цвинглианство (Цюрихская реформация)

Отрывок, характеризующий Цвингли, Ульрих

Его спокойное лицо исказила гримаса боли:
– Не говори такого, Изидора! Я уже объяснял тебе – мы не должны вмешиваться, нам не дано такое право... Мы – хранители. Мы лишь оберегаем ЗНАНИЯ.
– А тебе не кажется, что подожди Вы ещё, и Ваши знания уже не для кого будет сохранять?!. – горестно воскликнула я.
– Земля не готова, Изидора. Я уже говорил тебе это...
– Что ж, возможно она никогда готовой не будет... И когда-нибудь, через каких-нибудь тысячу лет, когда ты будешь смотреть на неё со своих «вершин», ты узришь лишь пустое поле, возможно даже поросшее красивыми цветами, потому что на Земле в это время уже не будет людей, и некому будет срывать эти цветы... Подумай, Север, такое ли будущее ты желал Земле?!..
Но Север был защищён глухой стеной веры в то, что говорил... Видимо, они все железно верили, что были правы. Или кто-то когда-то вселил эту веру в их души так крепко, что они проносили её чрез столетия, не открываясь и не допуская никого в свои сердца... И я не могла через неё пробиться, как бы ни старалась.
– Нас мало, Изидора. И если мы вмешаемся, не исключено, что мы тоже погибнем... А тогда проще простого будет даже для слабого человека, уже не говоря о таком, как Караффа, воспользоваться всем, что мы храним. И у кого-то в руках окажется власть над всеми живущими. Такое уже было когда-то... Очень давно. Мир чуть не погиб тогда. Поэтому – прости, но мы не будем вмешиваться, Изидора, у нас нет на это права... Наши Великие Предки завещали нам охранять древние ЗНАНИЯ. И это то, для чего мы здесь. Для чего живём. Мы не спасли даже Христа когда-то... Хотя могли бы. А ведь мы все очень любили его.
– Ты хочешь сказать, что кто-то из Вас знал Христа?!.. Но это ведь было так давно!.. Даже Вы не можете жить так долго!
– Почему – давно, Изидора?– искренне удивился Север. – Это было лишь несколько сотен назад! А мы ведь живём намного дольше, ты знаешь. Как могла бы жить и ты, если бы захотела...
– Несколько сотен?!!! – Север кивнул. – Но как же легенда?!.. Ведь по ней с его смерти прошло уже полторы тысячи лет?!..
– На то она «легенда» и есть... – пожал плечами Север, – Ведь если бы она была Истиной, она не нуждалась бы в заказных «фантазиях» Павла, Матфея, Петра и им подобных?.. При всём при том, что эти «святые» люди ведь даже и не видели никогда живого Христа! И он никогда не учил их. История повторяется, Изидора... Так было, и так будет всегда, пока люди не начнут, наконец, самостоятельно думать. А пока за них думают Тёмные умы – на Земле всегда будет властвовать лишь борьба...
Север умолк, как бы решая, стоит ли продолжать. Но, немного подумав, всё же, заговорил снова...
– «Думающие Тёмные», время от времени дают человечеству нового Бога, выбирая его всегда из самых лучших, самых светлых и чистых,… но именно тех, которых обязательно уже нет в Круге Живых. Так как на мёртвого, видишь ли, намного легче «одеть» лживую «историю его Жизни», и пустить её в мир, чтобы несла она человечеству лишь то, что «одобрялось» «Думающими Тёмными», заставляя людей окунаться ещё глубже в невежество Ума, пеленая Души их всё сильнее в страх неизбежной смерти, и надевая этим же оковы на их свободную и гордую Жизнь...
– Кто такие – Думающие Тёмные, Север? – не выдержала я.
– Это Тёмный Круг, в который входят «серые» Волхвы, «чёрные» маги, денежные гении (свои для каждого нового промежутка времени), и многое тому подобное. Проще – это Земное (да и не только) объединение «тёмных» сил.
– И Вы не боретесь с ними?!!! Ты говоришь об этом так спокойно, как будто это тебя не касается!.. Но ты ведь тоже живёшь на Земле, Север!
В его глазах появилась смертельная тоска, будто я нечаянно затронула нечто глубоко печальное и невыносимо больное.
– О, мы боролись, Изидора!.. Ещё как боролись! Давно это было... Я, как и ты сейчас, был слишком наивным и думал, что стоит людям лишь показать, где правда, а где ложь, и они тут же кинутся в атаку за «правое дело». Это всего лишь «мечты о будущем», Изидора... Человек, видишь ли, существо легко уязвимое... Слишком легко поддающееся на лесть и жадность. Да и другие разные «человеческие пороки»... Люди в первую очередь думают о своих потребностях и выгодах, и только потом – об «остальных» живущих. Те, кто посильнее – жаждут Власти. Ну, а слабые ищут сильных защитников, совершенно не интересуясь их «чистоплотностью». И это продолжается столетиями. Вот почему в любой войне первыми гибнут самые светлые и самые лучшие. А остальные «оставшиеся» присоединяются к «победителю»... Так и идёт по кругу. Земля не готова мыслить, Изидора. Знаю, ты не согласна, ибо ты сама слишком чиста и светла. Но одному человеку не по силам свергнуть общее ЗЛО, даже такому сильному, как ты. Земное Зло слишком большое и вольное. Мы пытались когда-то... и потеряли лучших. Именно поэтому, мы будем ждать, когда придёт правильное время. Нас слишком мало, Изидора.
– Но почему тогда Вы не пытаетесь воевать по-другому? В войну, которая не требует Ваших жизней? У Вас ведь есть такое оружие! И почему разрешаете осквернять таких, как Иисус? Почему не расскажете людям правду?..
– Потому, что никто не будет этого слушать, Изидора... Люди предпочитают красивую и спокойную ложь, будоражащей душу правде... И пока ещё не желают думать. Смотри, ведь даже истории о «жизни богов» и мессий, сотворённые «тёмными», слишком одна на другую похожи, вплоть до подробностей, начиная с их рождения и до самой смерти. Это чтобы человека не беспокоило «новое», чтобы его всегда окружало «привычное и знакомое». Когда-то, когда я был таким, как ты – убеждённым, истинным Воином – эти «истории» поражали меня открытой ложью и скупостью разнообразия мысли их «создающих». Я считал это великой ошибкой «тёмных»... Но теперь, давно уже понял, что именно такими они создавались умышленно. И это по-настоящему было гениальным... Думающие Тёмные слишком хорошо знают природу «ведомого» человека, и поэтому совершенно уверены в том, что Человек всегда с готовностью пойдёт за тем, кто похож на уже и з в е с т н о е ему, но будет сильно сопротивляться и тяжело примет того, кто окажется для него н о в ы м, и заставит мыслить. Поэтому-то наверное люди всё ещё слепо идут за «похожими» Богами, Изидора, не сомневаясь и не думая, не утруждая задать себе хотя бы один вопрос...
Я опустила голову – он был совершенно прав. У людей был всё ещё слишком сильным «инстинкт толпы», который легко управлял их податливыми душами...
– А ведь у каждого из тех, которых люди называли Богами, были очень яркие и очень разные, их собственные уникальные Жизни, которые чудесно украсили бы Истинную Летопись Человечества, если бы люди знали о них, – печально продолжал Север. – Скажи мне, Изидора, читал ли кто-нибудь на Земле записи самого Христа?.. А ведь он был прекрасным Учителем, который к тому же ещё и чудесно писал! И оставил намного больше, чем могли бы даже представить «Думающие Тёмные», создавшие его липовую историю...
Глаза Севера стали очень тёмными и глубокими, будто на мгновение вобрали в себя всю земную горечь и боль... И было видно, что говорить об этом ему совершенно не хочется, но с минуту помолчав, он всё же продолжил.
– Он жил здесь с тринадцати лет... И уже тогда писал весть своей жизни, зная, как сильно её изолгут. Он уже тогда знал своё будущее. И уже тогда страдал. Мы многому научили его... – вдруг вспомнив что-то приятное, Север совершенно по-детски улыбнулся... – В нём всегда горела слепяще-яркая Сила Жизни, как солнце... И чудесный внутренний Свет. Он поражал нас своим безграничным желанием ВЕДАТЬ! Знать ВСЁ, что знали мы... Я никогда не зрел такой сумасшедшей жажды!.. Кроме, может быть, ещё у одной, такой же одержимой...
Его улыбка стала удивительно тёплой и светлой.
– В то время у нас жила здесь девочка – Магдалина... Чистая и нежная, как утренний свет. И сказочно одарённая! Она была самой сильной из всех, кого я знал на Земле в то время, кроме наших лучших Волхвов и Христа. Ещё находясь у нас, она стала Ведуньей Иисуса... и его единственной Великой Любовью, а после – его женой и другом, делившим с ним каждое мгновение его жизни, пока он жил на этой Земле... Ну, а он, учась и взрослея с нами, стал очень сильным Ведуном и настоящим Воином! Вот тогда и пришло его время с нами прощаться... Пришло время исполнить Долг, ради которого Отцы призвали его на Землю. И он покинул нас. А с ним вместе ушла Магдалина... Наш монастырь стал пустым и холодным без этих удивительных, теперь уже ставших совершенно взрослыми, детей. Нам очень не хватало их счастливых улыбок, их тёплого смеха... Их радости при виде друг друга, их неуёмной жажды знания, железной Силы их Духа, и Света их чистых Душ... Эти дети были, как солнца, без которых меркла наша холодная размеренная жизнь. Мэтэора грустила и пустовала без них... Мы знали, что они уже никогда не вернутся, и что теперь уже никто из нас более никогда не увидит их... Иисус стал непоколебимым воином. Он боролся со злом яростнее, чем ты, Изидора. Но у него не хватило сил. – Север поник... – Он звал на помощь своего Отца, он часами мысленно беседовал с ним. Но Отец был глух к его просьбам. Он не мог, не имел права предать то, чему служил. И ему пришлось за это предать своего сына, которого он искренне и беззаветно любил – в глазах Севера, к моему великому удивлению, блестели слёзы... – Получив отказ своего Отца, Иисус, также как и ты, Изидора, попросил помощи у всех нас... Но мы тоже отказали ему... Мы не имели права. Мы предлагали ему уйти. Но он остался, хотя прекрасно знал, что его ждёт. Он боролся до последнего мгновения... Боролся за Добро, за Землю, и даже за казнивших его людей. Он боролся за Свет. За что люди, «в благодарность», после смерти оклеветали его, сделав ложным и беспомощным Богом... Хотя именно беспомощным Иисус никогда и не был... Он был воином до мозга костей, ещё тогда, когда совсем ребёнком пришёл к нам. Он призывал к борьбе, он крушил «чёрное», где бы оно ни попадалось, на его тернистом пути.

Швейцарский реформатор Ульрих Цвингли родился в январе 1484 г. в высокогорной деревне Вильдгауз, расположенной в восточной части Тоггенбурга. Его семья, владевшая большим количеством скота, принадлежала к числу самых богатых и уважаемых жителей гор. Отец постарался дать Ульриху хорошее образование и в 1494 г. отправил его в Базель, в школу Св. Теодора. Тут мальчик обучался латинской грамматике, диалектике и церковной музыке, демонстрируя блестящие успехи и неизменно одерживая верх на школьных диспутах.

В 1497 г. родители перевели его в бернскую школу древних языков Генриха Лупулуса. Помимо других предметов здесь уделялось большое внимание музыке, так что после двухлетнего пребывания в Берне Цвингли научился играть на всех известных тогда инструментах. Затем он три года обучался в Венском университете, а завершил свое образование в Базельском. В 1506 г. он получил степень магистра свободных искусств. Вскоре жители Гларуса, соседнего с Вильдгаузом селения, предложили Цвингли место приходского священника. Он согласился и тогда же принял духовное звание.

Следующие десять лет он добросовестно исполнял свои пастырские обязанности.

Приход его был очень велик и занимал почти треть кантона. Молодому священнику приходилось много времени проводить в разъездах. В 1512 и 1515 гг. Цвингли в качестве полкового священника участвовал в двух походах в Италию. Во время второй кампании он оказался свидетелем страшного поражения швейцарцев в битве при Мариньяно. По возвращении на родину в 1516 г. Цвингли стал проповедником в монастыре Эйнзидельн. Здесь у него было намного больше свободного времени, и он воспользовался им для занятий в богатой монастырской библиотеке - прочел в оригинале Новый Завет, изучил произведения Оригена, Амвросия, Иеронима и других отцов церкви. Постепенно в нем росло убеждение в несостоятельности многих положений католического учения, а также в бессмысленности и вредности чисто внешнего культа, заменившего в официальной церкви всякое искреннее проявление религиозного чувства. Вскоре эти настроения стали проскальзывать в его проповедях. Приглашенный для того, чтобы своим красноречием привлекать в монастырь богомольцев, он неожиданно стал говорить о том, что Христос единственный посредник между Богом и людьми и что одна только вера может дать человеку искупление. «Перестаньте верить, - говорил он прихожанам, - что Бог присутствует в этом храме предпочтительнее, чем в другом месте. В каком бы уголке земли вы не жили, Бог всегда находится вблизи вас, он слушает вас, если ваша молитва заслуживает быть услышанной. Ни бесплодные обеты, ни далекие паломничества, ни дары, предназначенные для украшения мертвых изображений, не привлекут на вас благодати Божией. Сопротивляйтесь искушению, побеждайте свои греховные желания, избегайте несправедливости, поддерживайте несчастных и утешайте удрученных - только такими делами вы будете угодны Богу…»

В 1518 г. Цвингли пригласили занять место проповедника при большом Цюрихском кафедральном соборе. При избрании он объявил, что не намерен следовать примеру своих предшественников, читавших народу только отрывки из Евангелия, а будет излагать его в последовательном порядке, в связи со всем Священным Писанием, и притом на родном, понятном языке. Впечатление, произведенное уже первой его проповедью, было огромно. Люди жадно слушали повествование о земной жизни и учении Спасителя и чувствовали себя так, словно им открылось новое откровение.

Имя Цвингли сразу сделалось широко известным. Другие события еще больше способствовали его популярности. В 1519 г. в Цюрихе вспыхнула эпидемия чумы. В этот страшный Момент Цвингли не покинул город: он продолжал исполнять свои обязанности, навещал опасно больных и приносил им утешения религии. В конце концов он сам заразился, долго болел, но выздоровел. После этого он стал пользоваться еще большей любовью горожан.

Цвингли одним из первых в Швейцарии приветствовал выступление Лютера, в сочинениях которого находил множество близких своим суждений. Впрочем, его собственные представления о грядущей церковной реформе были гораздо радикальнее лютеровских. Оба реформатора начали свою деятельность почти одновременно. В марте 1522 г. Цвингли во время поста объявил, что запрещение известной пищи не имеет никакого основания в Священном Писании, ибо апостол Павел в Послании к римлянам говорил, что воздержание в еде есть дело личной совести. Некоторые из ревностных прихожан стали после этого открыто употреблять мясо. Возмущение католиков не знало границ. По повелению констанцского епископа Гуго, виновные в нарушении поста были арестованы и подвергнуты наказанию. Нимало не смущаясь этим, Цвингли в июле того же года обратился к Гуго с демонстративным прошением отменить безбрачие духовенства. Это сочинение имело для него то же значение, что знаменитые «Тезисы» для Лютера - с него началась для Цвингли открытая борьба с Римом.

В конце 1522 г. он выступил с 67 тезисами, в которых изложил свою программу церковных реформ. При этом Цвингли объявил, что готов защищать свои взгляды с одним Священным Писанием против любого, кто пожелает вступить с ним в диспут.

Но никто не принял его вызова. Тогда в январе 1523 г. городской совет Цюриха поддержал программу Цвингли и объявил об отделении от констанцского епископа. Община верующих, представляемая советом, получила права, которыми раньше обладала церковь. После этого Цвингли мог приступать к заявленным реформам. Он сделал это с благоразумной осторожностью и терпимостью, исключая всякое насилие. Прежде всего он позаботился о том, чтобы латинский язык в богослужении был заменен немецким. Затем было заключено соглашение между капитулом и городским советом, по которому первый отказывался от своих светских прав и привилегий, пообещав содержать необходимое для города число проповедников. Все духовные требы должны были отныне совершаться безвозмездно.

За это каноники получили право пожизненно пользоваться своими доходами. Но после смерти членов действующего капитула их доходы не передавались их преемникам и должны были пойти на нужды образования и поддержание бедных.

Монахам и монахиням позволено было выходить из монастырей, духовенству - вступать в брак. (Сам Цвингли в апреле 1524 г. женился на вдове Анне Рейнгард.) В мае 1524 г. был издан указ об отмене мессы и изображений. Из церквей вынесли иконы, а со стен стерли фрески. Затем предали погребению мощи святых. Запрещались органная музыка и колокольный звон по умершим. Богослужение было сведено к проповеди и пению псалмов. Всем желающим разрешили причащаться обоими видами - вином и хлебом. В 1528 г. организация новой церкви завершилась учреждением синода. По форме это были периодические собрания духовенства, на которые допускались и представители общин. На них обсуждались различные вопросы церковной дисциплины, назначались и подвергались испытанию новые проповедники.

Важным моментом проводимой Цвингли реформы стала забота о деле народного образования. Он устроил много новых школ, преобразовал старые, пригласил хороших преподавателей и лично следил за ходом обучения. В 1525 г. он учредил Каролинум - духовную академию для подготовки проповедников и учителей. Это было совершенно новое по духу учебное заведение. Наряду с глубоким изучением Священного Писания здесь преподавались древние языки - еврейский, греческий и латынь. В качестве преподавателей были приглашены лучшие профессора из Швейцарии и Германии. Сам Цвингли читал лекции по теологии.

Мало-помалу созданная им академия сделалась настоящим центром просвещения для немецкой Швейцарии, а Цюрих, слывший до тех пор невежественным городом, приобрел репутацию «швейцарских Афин». Могучим средством просвещения должно было стать издание понятного для народа текста Священного Писания. В 1529 г. в сотрудничестве с Лео Юдом Цвингли закончил перевод Библии на немецкий язык.

Успех книги был колоссальный. Одно переиздание следовало за другим, книгопродавцы с трудом могли удовлетворить потребности публики. Библия, так долго скрываемая Римом от христиан, сделалась, наконец, тем, чем должна была быть - настольной книгой каждого верующего. Не менее замечательны были заботы реформатора об усилении и правильной постановке общественной благотворительности. На средства, полученные от секуляризации церковных имуществ, в Цюрихе устроили целую сеть благотворительных учреждений: запасные магазины, богадельни, гостиницы для бедных, больницы и особые чумные госпитали.

Предметом особого попечения Цвингли была общественная нравственность. В 1530 г. под его давлением в Цюрихе приняли строгий закон против чрезмерной расточительности, пьянства, азартных игр и тому подобных проступков.

Дело, начатое Цвингли, породило религиозное движение во всех частях Швейцарии.

Пример Цюриха вдохновил на реформы другие городские кантоны. В 1527 г. противники Рима победили в Берне, а немного погодя в Базеле и Констанце. В 1529 г три эти города заключили с Цюрихом христианский союз для защиты евангелического учения. В ответ четыре лесных кантона (Швиц, Ури, Унтервальден и Цуг), а также присоединившийся к ним Фрейбург заключили католический союз. В том же году между двумя союзами начались неприятельские действия. Поводом для них послужило сожжение в Швице цюрихского проповедника Якова Кайзера. Возмущенные этим неслыханным преступлением цюрихцы объявили католикам войну и немедленно двинулись в поход. Лесные кантоны, не ожидавшие от своих врагов такой стремительности, запросили мира. По его условиям католический союз подлежал самороспуску, каждый кантон мог оставаться при своем вероисповедовании, а в подвластных землях вопрос о Реформации решался общинами по большинству голосов.

Этот мир не разрядил напряженность внутри Швейцарской конфедерации. Напротив, взаимное раздражение между сторонниками и противниками Реформации только усилилось. В октябре 1531 г началась новая война. На этот раз эффект неожиданности использовали католики. В Цюрихе узнали о нападении врага лишь тогда, когда армия лесных кантонов уже подходила к Каппелю. 10 октября навстречу ей двинулся наспех собранный передовой отряд. На другой день в помощь ему отправился другой отряд с главным знаменем Цюриха. При нем в качестве священника находился Цвингли. Когда этот отряд подошел к Каппелю, там уже кипел бой.

Цюрихцы с ходу вступили в битву и сражались с большой отвагой. Однако численное преимущество было на стороне католиков, и те в конце концов одержали победу.

Цвингли получил несколько ран и после отступления своих соотечественников остался лежать на поле боя. Ночью раненого добили вражеские солдаты, отправившиеся грабить павших. Труп его, опознанный победителями только на рассвете, был сожжен, а пепел (смешанный с пеплом свиньи) развеян по ветру.

Великий швейцарский реформатор церкви, христианский гуманист и философ. Находился под влиянием философии стоиков и платонизма эпохи Возрождения (особенно под влиянием Фичино). Согласно его мировоззрению, Бог - «высшее благо»; через провидение он манифестирует себя всегда и всюду. Потерянность человека заключается в его греховности и в его трагическом положении на земле, но, несмотря на это, он всё же является связующим звеном между землёй и небом.


Родился 1 января 1484 г., несколькими неделями позже Лютера, в зажиточной крестьянской семье, в Вильдгаузе, в графстве Тоггенбургском (в С.-Галленском кантоне). Первоначальное образование получил в школах Базеля и Берна, высшее - в университетах венском и базельском; живо интересовался классической литературой и усердно читал Священное Писание, для лучшего уразумения которого изучил и еврейский язык. Находясь под влиянием базельского богослова Виттенбаха и поддерживая деятельные сношения с гуманистами, в том числе и с Эразмом Роттердамским, Цвингли вступил на путь свободного исследования Священного Писания. Получив в 1504 г. степень бакалавра, в 1506 г. - магистра философии, он сделался приходским священником в Гларусе и в своих проповедях и литературных произведениях («Лабиринт», «Басня о быке и некоторых животных») отзывался на все животрепещущие вопросы действительности, обнаруживая искреннее религиозное чувство и патриотизм.

В средние века одной из особенностей общественной жизни Швейцарии была поставка кантонами на службу иностранным государствам швейцарских военных отрядов, славившихся своей храбростью. Эта торговля служила средством наживы для отдельных лиц и групп, получавших пенсии от иностранных государей. Вместе с этим, подобный способ обгащения служил источником глубокой общественной деморализации. Сам Цвингли «познакомился» с этим фактом, когда в в 1512 и 1515 гг. сопровождал, в качестве полкового священника, отряд Гларуса в итальянских походах. К развращающей нравы прихожан торговле людьми он отнесся с большим протестом, что также приводило Цвингли к мнению о необходимости проведения реформ в обществе.

В 1516 г. Цвингли занял место капеллана в Эйнзидельне, продолжая выступать с проповедью против различных суеверий и церковных злоупотреблений. В 1518 г. занял должность священника в Цюрихском соборе и здесь в основу своих проповедей положил Евангелие, стремясь к реформе церкви и государства, вооружаясь против торговли индульгенциями настолько успешно, что доминиканцу Самсону, торговавшему ими в Швейцарии, закрыт был доступ в Цюрих.

В ряде проповедей, сочинений и религиозных диспутов Цвингли развил основные положения своего учения. В 1522 г. он произнёс проповедь против постов, установленных римской церковью («О свободе выбора пищи»), и в послании к констанцскому епископу высказался против безбрачия священников. 29 января 1523 г. в Цюрихе состоялся публичный диспут, основанием для которого были 67 тезисов учения Цвингли о Священном Писании как высшем авторитете в религиозных вопросах, о Христе как о единственном истинном посреднике между Богом и людьми, о вере как единственном средстве спасения, о церкви как союзе всех верующих и т. д. Диспут этот, устроенный городским советом Цюриха, окончился торжеством Цвингли над его противником Фабером, викарием констанцского епископа: цюрихский городской совет принял учение Цвингли и стал самостоятельно распоряжаться церковными делами кантона вместо констанцского епископа. Католическая месса и поклонение иконам были устранены, богослужение упрощено; латинский язык заменён немецким; причастие давалось под обоими видами; монастыри обращены были в школы, приюты и госпитали, монастырское имущество секуляризовано; безбрачие духовенства упразднено, и в 1524 г. сам Цвингли женился на вдове Анне Мейер.

В 1525 г. он издал своё исповедание веры, под названием «De vera et falsa religione», в большей части пунктов сходное с учением Лютера, за исключением вопроса о причащении. Чуждый мистицизма, Цвингли смотрел на евхаристию не как на таинство, а как на воспоминание об искупительной жертве Христа. Кроме того, Лютер сохранял те догматы и обряды, которые не стояли в противоречии с Священным Писанием, тогда как Цвингли устранял всё то, что не находило в нём прямого подтверждения. Наконец, по вопросу о церковной организации Цвингли, будучи, как швейцарец, носителем республиканского начала, проводил начала пресвитерианского управления, а Лютер, как поборник княжеской власти, установил консисториальную систему управления церковью.

Учение Цвингли и реформация в Швейцарии развивались одновременно с учением Лютера, но совершенно независимо от него. В 1528 г. Цвингли писал: «я узнал слово Божие не от Лютера, а из учения Христа». По вопросу о причащении между Цвингли и Лютером происходила полемика, в которой первый обнаружил больше сдержанности и умеренности, чем последний. Желая примирить оба евангелических учения, ландграф гессенский Филипп устроил в 1529 г. в Марбурге свидание Лютера и Цвингли. Первый явился туда в сопровождении Меланхтона, Цвингли - с своим другом и последователем Эколампадием; происшедший между ними диспут не привёл к соглашению по вопросу о причащении вследствие упорства Лютера.

Учение Цвингли из Цюриха распространилось в Берне, Базеле, Шаффгаузене, С.-Галлене, Гларусе и во многих вольных имперских городах Германии. Лесные кантоны - Швиц, Ури, Унтервальден, Люцерн - остались верны католицизму. Враждебные отношения между католиками и последователями Цвингли всё более обострялись. Обе стороны готовились к борьбе, заключая внешние союзы. В 1529 г. борьба была отсрочена заключением в Каппеле договора, по которому каждому кантону предоставлялось право устраивать церковные дела по своему усмотрению. Однако вскоре вспыхнула междоусобная война. 11 октября 1531 г. между цюрихцами и отрядами католических кантонов произошло сражение на Каппельской равнине: цюрихцы были разбиты наголову, сам Цвингли убит. Дело его продолжал и упрочил его друг Буллингер, редактировавший в 1536 г. первое гельветское исповедание.

Поделиться: