Войлочный ковер.

Искусство изготовления узорных войлочных ковров, по мнению ученых, сложилось у многих народов во времена кочевого образа жизни, когда скотоводство было одним из главных занятий людей.

Стада овец и верблюдов издревле давали, кроме продуктов литания, шерсть для различных нужд, из которой делали самые разные изделия. В слоях вечной мерзлоты Пазырыкских курганов Горного Алтая до наших дней сохранились войлочные ковры, сделанные в V веке до нашей эры. Про Пазырыкскую культуру есть раздел на сайте о народном костюме - www.narodko.ru - Ахеменидо-скифское время.

На фото справа - Фрагмент войлочного пазырыкского ковра.

Производство войлока – это сложный процесс, требующий определенных навыков. Он состоит из несколько этапов: заготовка шерсти, раскладка ее на циновке, впрыскивание горячей воды, утрамбовка, получение готового войлока.

Удивительно прочные, тёплые и мягкие, войлочные ковры широко использовались в быту кочевников с древнейших времён. Разложенные на земле и развешанные на стенах степных кибиток и юрт, они защищали от морозов и дождя, сырости и зноя. Позже, когда многие кочевые народы стали вести оседлый образ жизни, коврами застилали пол, завешивали плетеные или каменные стены, на коврах спали, а наиболее тонкими и красиво выделанными укрывались как одеялами.

Для окраски шерсти в различные цвета казахи вплоть до середины XIX в. пользовались красителями, которые вываривали из различных растений, корней и минеральных солей. Со второй половины XIX в. в Казахстан начали завозить анилиновые красители, которые постепенно вытеснили природные.

Сегодня войлочные ковры ценятся главным образом за их декоративные достоинства . Прекрасные художественные ковры выделывают в Средней Азии - киргизы, казахи, туркмены и узбеки, в Закавказье - грузины и армяне. Искусство художественного оформления войлока - неотъемлемая часть декоративно-прикладного искусства многих народов Российской Федерации - дагестанцев, балкарцев, карачаевцев, чеченцев, ингушей, башкир и калмыков. На протяжении многих веков вырабатывались характерные для каждого народа композиционные приемы и узоры.

Наиболее распространенным в быту казахов до революции был войлочный ковер текемет, которым в основном застилали пол юрты, дома. Изготовление текемета осуществлялось несколькими способами.

Сырмак – вид войлочного ковра, который особо ценился казахами. Если текеметы настилали на пол, то сырмак украшал стены юрт и домов. При производстве сырмака применялись четыре способа: 1) мозаика из разноцветных кусков войлока; 2) аппликация однотонной материей по белому войлоку; 3) шнуровая вязь нитью на однотонном полотне войлока; 4) создание орнамента прошивной цветной нитью.

На фото справа - Древние войлочные ковры из Пазырыкского кургана.

Техника валяных ковров дает возможность Получить удивительные по своей красоте узоры, напоминающие акварельные переливы. Мозаичный узор менее многоцветен, чем валяный, но у него есть и свое достоинство: более графитный рисунок, не подверженный тем изменениям, которые может претерпеть валяный орнамент во время изготовления ковра, а затем и многолетнего пользования.

Как делать войлочный ковёр

Технология изготовления войлочных ковров не требует специального оборудования, поэтому любой, кто захочет, может сделать ковер для себя.

Здесь применяются грубые сорта овечьей шерсти осенней стрижки. Такую шерсть можно найти в деревнях у тех, кто держит коз, овец, баранов.

Очистите шерсть вручную от сорных примесей, разберите ее пряди, опустите в ванну, бак или корыто и промойте чуть теплой водой с порошком (25 г на 1 л воды). Затем хорошо прополощите сперва теплой, потом холодной водой. Промытое волокно погрузите в резервуар с раствором красителя и на 15 минут оставьте без подогрева. После этого доведите раствор до кипения и кипятите шерсть 35-40 минут. В зависимости от применяемого красителя добавьте в него те или иные компоненты: соду, соль, уксус, как указано в рецептах, которые прилагаются ко всем красителям, имеющимся в продаже. Во время крашения волокно осторожно поворачивайте деревянной палочкой не менее 4-5 раз.

После окраски шерсть промойте теплой и холодной водой, после чего пряди нужно немного растрепать и разложить на бумаге или полотне для просушки. Окрашенную и просушенную шерсть разберите и расчешите на чесальном гребне - он изображен на рисунке. Зубья гребня можно сделать из тонких, часто набитых гвоздиков без шляпок. Длина зубьев около 30 мм. Пряди волокон берите обеими руками, с некоторым усилием насаживайте на зубья гребня и растягивайте в разные стороны так, чтобы расчесываемые волокна стали пушистыми, как вата.

Полученный рулон перевяжите в трех-четырех местах тесьмой. Рулон перекатывайте ногами минут 40-50. Во время катания (валяния) ковра брезент раскрывайте несколько раз и снова обрызгивайте войлок. Когда предварительная валка будет закончена, раскройте рулон, полейте полученный войлок горячей водой, расправьте, если нужно, вытяните и выровняйте смятые или неровные края. Затем сверните войлок в рулон уже без палки и катайте на брезенте, расположив его на полу или большом столе. Теперь катайте уже руками, с силой надавливая на рулон и двигая его вперед и назад от кистей рук к локтям и обратно. Катать рулон нужно минимум час. Периодически раскрывайте войлок и переворачивайте его то на одну, то на другую сторону, обрызгивая при этом горячей мыльной водой. И предварительную, и окончательную валку лучше проводить с помощниками. Чем больше ковер, тем труднее его свалять одному. Окончив валку, просушите войлок в расправленном виде на ровной поверхности.


Просушенный ковер аккуратно подрежьте по краям ножницами или острым ножом и обшейте тесьмой шириной 2-2,5 см.

Как сделать войлочный ковер с мозаичным рисунком

Сваляйте уже описанным способом два однотонных, без рисунка, пласта войлока - например, один синий, другой красный. Толщина готового пласта должна быть не больше 5 мм. Наложите один пласт на другой и, нанеся тонкой линией мелом или угольком узор, острым ножом прорежьте одновременно оба пласта. Разъединив их, вы получите узорные куски войлока, одинаковые по размерам и конфигурации. Разложите эти куски так, чтобы получить два одинаковых по рисунку ковра, но с разным цветовым решением фона и узора. Один будет с синим фоном и красным узором, другой - с красным фоном и синим узором. Части войлока сшейте крепкой ниткой, затем аккуратно пришейте к швам цветную однотонную тесьму. Ровно подрежьте края ковра и обшейте тесьмой. Мозаичный ковер готов.

Ручное изготовление войлочного ковра позволяет бесконечно варьировать не только их рисунки, но и цветовую гамму. Малейшее изменение соотношения цветов дает новые очень интересные декоративные эффекты.

войлочный ковер

Альтернативные описания

Большой кусок войлока, войлочная подстилка

Войлочный ковер из овечьей или верблюжьей шерсти у скотоводческих народов Азии. (этнографическое)

У сибирских казаков так называется толстая войлочная подстилка из валенной овечьей или верблюжьей шерсти; на Дону, Кубани и Тереке К. называлась полстью

Подстилка

Мягкий, рыхлый войлок в Средней Азии

Ковер казаха и монгола

Большой кусок мягкого войлока

Мягкий войлок для юрты

Войлочный ковер из овечьей шерсти

Войлок для покрытия юрты

Ковер из войлока

Мягкий, рыхлый войлок на Востоке

Войлочная подстилка

Войлочный ковёр из верблюжьей или овечьей шерсти

Большой кусок войлока, войлочная подстилка

М. вост. войлок, полсть, сваленая из овечьей шерсти; самые плохия кошмы, или собственно войлоки коровьи, а для ковров валяют и верблюжьи, из подшерстка. Лучшие, плотные и белые кошмы идут от киргизов. Плот лесу; в новг. из кошмы выходит три сажени дров; две кошмы называются косяком, а до т. бревеи кошелем. Постели под себя кошемку. Лучшие кошмы арзамасские. Кошемный, из кошмы сделанный, кошмовый, кошмяный, кошемчатый, либо к ней относящ. Кошемщик, -ник м. валяющий кошмы, торгующий ими. Кошмистый, кошмоватый, склоченый, сваленый как кошма. Кошмить что, полстить, валять, катать или сбивать в кошму; кошмиться, сваляться войлоком, сбиваться кошмой. Волос под шапкою кошмится. Кошмовал м. кошемщик, валяющий кошмы. Кошевник м. костр. дровяной трехполенный лес, в сплаве, в кошмах

Войлок стали использовать для изготовления ковров и предметов обихода больше чем две тысячи лет назад. Первыми нашли применение этому материалу народы Центральной Азии, в те времена кочевники ставили войлочные юрты и жили в них круглый год. Если требовалась перебираться на другое место, юрты собирали и вместе со всем другим скарбом перевозили на новое место.

В такой юрте было тепло в любые морозы, а летом войлок сохранял прохладу. Потом азиатские женщины нашли более широкое применение этому материалу: они стали изготавливать дорожки на войлочной тёплой основе, валяли валенки и даже делали разные предметы обихода.

Популярность войлока в наши дни очень сильно возросла, хотя ещё не так давно он хоть и успешно использовался, но всё равно находился в тени, а всё, потому что отношение к нему было несколько несправедливым, войлок считали грубым техническим деревенским материалом.

Однако в наши дни войлок снова набирает популярность, потому что современные люди смогли заново переоценить все его преимущества, а дизайнеры нашли ему более широкое применение, ведь этот универсальный податливый материал отлично подходит для воплощения в реальность интересных интерьерных решений. Особенно красиво смотрятся войлочные ковры. Помимо этого, войлок обладает множеством преимуществ, о которых мы поговорим ниже.

Ковры на войлочной основе

Достоинства ковров из войлока

Материал обладает большим количеством плюсов, среди которых особо хотелось бы отметить следующие:

  • Экологическая чистота. В составе войлока отсутствуют опасные для здоровья человека вещества, обладающие токсичностью, более того, материал может вбирать в себя пары формальдегида и отчасти нейтрализовать их.
  • Теплопроводность. Войлоку присущи высокие теплоизоляционные характеристики, поэтому, если повесить такой ковёр на стену или уложить на пол, он может выступить в роли хорошего теплоизолятора, холод не будет исходить от стен и пола, в помещении будет тепло.
  • Антибактериальные свойства. Палас или войлочный ковёр из овечьей или верблюжьей шерсти уникален тем, что в нём не заводятся вредные для здоровья грибки и бактерии.
  • Небольшой вес. Несмотря на высокие технические характеристики, войлок является очень лёгким материалом, поэтому ковёр большого размера будет весить очень мало.
  • Износостойкость. Настенные и напольные войлочные ковры отличаются высокой стойкостью к истиранию и могут прослужить многие десятки лет без потери своих уникальных свойств.


Изготовление ковра из шерсти своими руками

Особенности

Войлок делают из шерсти овец и верблюдов. Это нетканый материал. Сегодня наибольшей популярностью пользуются войлочные ковры, для изготовления которых была использована верблюжья шерсть. Благодаря особой структуре волокон и способу обработке, основа такого ковра очень тёплая, прочная и очень приятна на ощупь. Если постелить такой ковёр даже на бетонное основание, можно будет спокойно лежать на нём, при этом не будет чувствоваться холод. Ведь не зря азиаты в своих домах предпочитают устилать пол и стены именно войлочными коврами, потому что им известно о хорошей теплопроводности материала и его полезных качествах.

Изготовление

Для того чтобы изготовить паласные дорожки на войлочной основе, не нужно использовать специальное оборудование, поэтому, если есть желание, каждый сможет сделать ковровые дорожки своими руками. Для их изготовления используют овечью и верблюжью шерсть. Приобрести её можно в деревнях и аулах, где люди разводят овец, баранов, верблюдов. Правда, верблюдов держат далеко не все, а вот баранов и овец в степях Казахстана, Киргизстана, Узбекистана и в других азиатских странах вполне достаточно. Однако далеко не вся шерсть может подойти, берут только ту, что состригается с овец осенью.



Овечья шерсть для изготовления войлока

Итак, если вы раздобыли овечью шерсть, её нужно обработать, то есть очистить от мусора и потом разобрать на пряди. На следующем этапе шерсть нужно хорошо промыть в тёплой воде с порошком. Сначала замочите ее, пусть полежит в воде несколько часов, потом добавьте в воду порошок в пропорции двадцать пять грамм на один литр тёплой воды и помните шерсть. Потом её нужно прополоскать, сначала в тёплой воде, потом в прохладной. После этого шерсть нужно покрасить, для этого опустите её в ёмкость с красителем и пусть она там полежит минут двадцать пять.



Покрашенная шерсть

После этого ёмкость ставят на огонь и кипятят минут сорок–пятьдесят. Исходя от того, какой был применён краситель, положите в раствор нужные компоненты, это может быть уксус, соль или другие. Обычно на упаковке с крестителем описаны рецепты его приготовления и какие компоненты требуется добавлять. В процессе кипячения шерсть нужно переворачивать в разные стороны не меньше пяти раз. Перемешивать лучше деревянной палкой. Такой шаг будет способствовать равномерному окрашиванию.

Теперь, когда шерсть покрашена, её нужно хорошо промыть в тёплой воде и слегка распушить пряди, потом их разложить на чистой поверхности, чтобы высохли. Далее следует расчесать шерсть, для этого используют чесальный гребень. Его можно сделать самостоятельно, в качестве зубьев можно использовать мелкие гвоздики, главное с них удалить шляпки. Лучше, если в длину они будут составлять примерно миллиметров 30–35. Кстати, этот этап очень важен, потому что когда будут изготавливаться паласные дорожки на войлочной основе, работа по укладке шерсти будет проходить легче, да и потом уже готовый ковёр из войлока будет выглядеть намного красивее.



Чесание шерсти

Шерсть расчёсывают таким образом: на зубья гребня насаживают пряди и потом начинают тянуть их в разные стороны, в результате шерсть должна стать пушистой и мягкой, как вата. Если паласные дорожки на войлочной основе будут иметь разноцветный узор, то распушённое волокно нужно расчёсывать и класть в отдельные кучки, их не нужно перемешивать.

Теперь можно приступать к раскладке нужного вам будущего узора. Берём плотную ткань, можно использовать обычный брезент, и расстилаем ее на ровной поверхности. Брезент будет выполнять роль шаблона для создания рисунка. Мелом чертим на нём орнамент. Кстати, ковры из войлока будут иметь более выразительный рисунок в том случае, если провести контур по линиям нарисованного эскиза.

Важно! Материал, на который будет укладываться овечья или верблюжья шерсть, должен иметь размеры чуть больше, чем предполагаемый палас.

Берём длинные узенькие пряди шерсти и расклдываем их по нанесённому контуру будущего узора, при этом нужно будет шерсть немного подкручивать, это позволит создать на ковре выразительные линии. Когда контур будет выложен, берём кусок распушённого волокна определенного цвета, кладём на нужное место в узоре и расправляем до тех пор, пока толщина не будет одинаковой. К примеру, вы собираетесь выложить цветок, на место нарисованных лепестков можно нанести шерсть красного цвета, середину выложить жёлтым или серым, одним словом, вариантов создания узоров масса. Таким образом следует выкладывать всю ковровую дорожку.

Как только узор будет выложен, его нужно покрыть шерстью, она может быть окрашенной или нет, её укладывают равномерным слоем. Это будет такая своеобразная подкладка, в неё вваливают рисунок. При её создании следите за тем, чтобы общая толщина рисунка и сделанной подкладки составляла сантиметров 6–7, в этом случае у вас получится очень плотная и при этом достаточно эластичная ковровая дорожка. Главное во время раскладки подкладки всё время следить за толщиной: прощупывайте её пальцами, слой должен быть уложен равномерно.



Схема изготовления войлочного ковра

После того как подкладка будет уложена, возьмите воду, она должна быть очень горячей, разведите в ней мыло, пропорции должны быть такими: одна третья часть куска хозяйственного мыла на десять литров горячей воды. Мыльным раствором обильно обрызгайте шерсть и потом со всех сторон прикройте свободными краями уложенной снизу плотной ткани или брезента, потом все наверните на скалку. Диаметр круглой скалки должен составлять не меньше семи сантиметров, а в длину она должна быть шире самой дорожки примерно сантиметров на 40–50. Сворачивать дорожку на скалку нужно очень туго.

Таким образом, у нас должен получиться рулон. Его необходимо в нескольких местах перевязать верёвкой. Положите ноги на рулон и перекатывайте его около часа, таким образом вы будете валять будущий ковёр. Во время валяния брезент нужно будет открывать и обрызгивать водой шерсть, это нужно делать несколько раз.

После того как валка дорожки будет закончена, нужно раскатать рулон и полить войлок водой, она должна быть горячей. Если будет видна неровность краёв, их необходимо вытягивать и выравнивать. Потом войлок снова скатываем в рулон, но уже без скалки, и катаем его по уложенной ткани или брезенту.

Катать рулон нужно руками, при этом необходимо сильно на него давить, и такое действие потребуется выполнять минут пятьдесят, не меньше. Время от времени войлок нужно будет раскручивать и переворачивать с одной стороны на другую, при этом не забывайте обильно обрызгивать горячей водой с разведённым в ней мылом.

Такую работу лучше выполнять с помощником, потому что чем больше ковровая дорожка, тем более трудоёмким будет процесс её валяния. После этого ковёр сушат, потом по краям его подравнивают ножом и обшивают широкой тесьмой.

Как валяют войлок, вы узнаете из этого видео:

Одним из необычных видов ковров, которыми пользуются на протяжении многих веков являются войлочные ковры. Благодаря технике валяния шерсти ковры становятся плотными, очень теплыми и приятными на ощупь. В данной статье рассмотрим технику изготовления войлочного ковра из овечьей шерсти и современные тенденции в их дизайне.

Что такое войлочный ковер

Войлок начали производить и использовать для различных предметов обихода кочевые племена Центральной Азии еще две с половиной тысячи лет тому назад. Традиционно, в таких странах, как Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан, кочевники жили в юртах из войлока. Коврами застилали пол и завешивали стены юрты, благодаря прочности самого войлока и его влагостойкости в юртах можно было спрятаться от морозов, сырости и жары, на более плотных коврах можно было спать, а более тонкими накрываться.

Способы изготовления ковров из войлока ручной работы

Сам процесс производства войлока трудоемкий, сначала заготавливают шерсть: весной ее стригут, потом моют, сушат, треплют, красят, распушивают, раскладывают на циновке, а после этого кипятком и мылом утрамбовывают. Так получается одноцветный слой войлока.

По технике производства войлочные ковры могут быть с вваляным или мозаичным узором.

Ала-кийиз (киргизский) или текемет (казахский) – ковер из войлока с применением техники валяния

Сама по себе технология напоминает изготовление однотонного войлока. Вы раскладываете шерсть одного цвета на циновку, на которой уже есть основа из плотного войлока. Это будет наш фон. И выкладывайте на него уже пряди других цветов, которые будут формировать необходимый рисунок или узор. Затем накройте это все тканью, чтобы рисунок не двигался, и полейте горячей водой. Затем это все плотно сворачивается в рулон и связывается. Рулон нужно катать, пинать, топтать ногами, руками, локтями на протяжении часов, периодично раскрывая и переворачивая его на разные стороны, обрызгивая горячей водой.


Затем ковер расстилают и дают ему высохнуть на ровной поверхности. В итоге получается войлочный ковер, который сможет прослужить Вам до 20 лет.

С помощью этой техники Вы также можете сделать войлочный коврик с современным дизайном, используя геометрические фигуры в узоре или абстрактный рисунок, экспериментировать с формой и цветом.

Шырдак (киргизский) и сырмак (казахский) – мозаичные ковры из войлока

Из-за своей техники изготовления мозаичные ковры будут самыми сложными и более долговечными (от 50 до 100 лет в эксплуатации).

Самыми известными из них являются шырдак (киргизский ковер из войлока) или сырмак (войлочный казахский ковер из шерсти) , по своей технологии изготовления они очень похожи.

Для создания этих ковров брали два слоя войлока разных цветов и накладывали друг на друга (напр.: красный и зеленый), наносили рисунок и вырезали его одновременно в двух слоях. Затем соединяли между собой вырезанные части различных цветов (зеленая сердцевина с красной окантовкой, и наоборот) и пришивали друг к другу особыми швами. Выходило два орнамента зеленый орнамент на красном фоне, а во втором - красный на зеленом фоне. Эти две части помещались на прочную войлочную основу симметрично, сшивались и окаймлялись бордюром.


При изготовлении войлочных ковров сочетали не более двух цветов, придерживаясь строгой цветовой гармонии: белый и красный, оранжевый и синий, зеленый и красный. Чаще всего по цветовым сочетаниям можно было определить регион производства ковра. Неизменным элементом любого шырдака была его окантовка, а именно элементы черного и белого цвета, треугольники, символизирующие заснеженные верхушки киргизских гор. Так же контур узора мог быть прошит цветным шнуром.



Войлочные ковры с классическим дизайном выглядят великолепно, как и в традиционных интерьерах, так и в современных, их можно стелить на полу, вешать на стены, а менее плотные, использовать как накидки на мебель.


Узоры и рисунки ковров создавались и видоизменялись на протяжении столетий. Существует огромное множество вариаций орнаментов и композиций: различных животных, растений и их символов.

Например, вот что обозначают некоторые из них:

  • Лебедь – символ любви;
  • Хвост собаки – дружба;
  • Когти ворона - наследие человека после его смерти;
  • Рог барана – символ процветания;
  • Крылья сокола – свобода;
  • Тюльпан – весна;
  • Пламя – любовь и т.д.

Как вы заметили, для создания войлочного ковра не использовалось специального оборудования. Если вы хотите разнообразить свое личное пространство, добавить своему жилищу индивидуальности, у вас есть инструкция как это сделать самостоятельно, сделайте ковер сами.

Современные дизайнерские ковры из войлока в интерьере

Несмотря на многовековую историю (старинное происхождение) войлока, его можно использовать для изготовления ковров с современным дизайном. При изготовлении ковров производители используют различные цвета, экспериментируют не только с формой, но и с его структурой.



Интересный дизайн современных ковров был разработан дизайнером из Великобритании Мишель Мэйсон. Она сумела оригинально соединить дизайн кружева и теплые свойства войлока. Они не только радуют ваш глаз, но и греют ваши ножки.


Среди войлочных ковров с современным дизайном также стоит отметить компанию PeaceIndustry и их дизайнера MelinaRaissnia, которые создают качественные современные ковры.



В заключение хочется отметить, что современные войлочные ковры производят не только в Средней Азии, но также и на Ближнем и Дальнем Востоке и они пользуются спросом по всему миру.


Войлочный ковер

Искусство изготовления узорных войлочных ковров, по мнению ученых, сложилось у многих народов во времена кочевого образа жизни, когда скотоводство было одним из главных занятий людей. Стада овец и верблюдов давали, кроме продуктов литания, шерсть для различных изделий. В слоях вечной мерзлоты Пазырыкских курганов Горного Алтая до наших дней сохранились войлочные ковры, сделанные в V веке до нашей эры.

Удивительно прочные, теплые и мягкие, они широко использовались в быту кочевников. Разложенные на земле и развешанные на стенах степных кибиток и юрт, войлочные ковры защищали от морозов и дождя, сырости и зноя. Позже, когда многие кочевые народы стали вести оседлый образ жизни, коврами застилали пол, завешивали плетеные или каменные стены, на коврах спали, а наиболее тонкими и красиво выделанными укрывались как одеялами.

Сегодня войлочные ковры ценятся главным образом за их декоративные достоинства.

Прекрасные художественные ковры выделывают в Средней Азии - киргизы, казахи, туркмены и узбеки, в Закавказье - грузины и армяне. Искусство художественного оформления войлока - неотъемлемая часть декоративно-прикладного искусства многих народов Российской Федерации - дагестанцев, балкарцев, карачаевцев, чеченцев, ингушей, башкир и калмыков. На протяжении многих веков вырабатывались характерные для каждого народа композиционные приемы и узоры.

Рисунки ковров создавались и видоизменялись на протяжении многих столетий. Творческая мысль мастеров дополняла и трактовала по своему вкусу широко известные ковровые орнаменты, отсюда и величайшее множество композиционных и орнаментальных решений. Так сложилось прекрасное традиционное искусство войлочного узорного ковра, занимающее заметное место в народном искусстве нашей страны.

Войлочные ковры бывают двух видов - с вваляным и мозаичным узором.

Техника вваляных ковров дает возможность получить удивительные по своей красоте узоры, напоминающие акварельные переливы.

Мозаичный узор менее многоцветен, чем вваляный, но у него есть и свое достоинство: более графитный рисунок, не подверженный тем изменениям, которые может претерпеть вваляный орнамент во время изготовления ковра, а затем и многолетнего пользования.

Технология изготовления войлочных ковров не требует специального оборудования, поэтому любой из вас, кто захочет, может сделать ковер для себя. Для войлочных ковров применяются грубые сорта овечьей шерсти осенней стрижки. Очистите шерсть вручную от сорных примесей, разберите ее пряди, опустите в ванну, бак или корыто и промойте чуть теплой водой с порошком «Новость» (25 г на 1 л воды). Затем хорошо прополощите сперва теплой, потом холодной водой. Промытое волокно погрузите в резервуар с раствором красителя и на 15 минут оставьте без подогрева. После этого доведите раствор до кипения и кипятите шерсть 35-40 минут. В зависимости от применяемого красителя добавьте в него те или иные компоненты: соду, соль, уксус, как указано в рецептах, которые прилагаются ко всем красителям, имеющимся в продаже. Во время крашения волокно осторожно поворачивайте деревянной палочкой не менее 4-5 раз.

После окраски шерсть промойте теплой и холодной водой, после чего пряди нужно немного растрепать и разложить на бумаге или полотне для просушки. Окрашенную и просушенную шерсть разберите и расчешите на чесальном гребне - он изображен на рисунке. Зубья гребня можно сделать из тонких, часто набитых гвоздиков без шляпок. Длина зубьев около 30 мм.

Пряди волокон берите обеими руками, с некоторым усилием насаживайте на зубья гребня и растягивайте в разные стороны так, чтобы расчесываемые волокна стали пушистыми, как вата.

Шерсть каждого цвета прежде нужно, и расчесывать, и складывать отдельно друг от друга. А затем уже можно раскладывать узор. Для этого возьмите брезент или какую-либо другую толстую и плотную ткань размером больше предполагаемого ковра. Легкими линиями карандаша, мела или уголька нанесите на брезент рисунок. Брезент с нанесенным рисунком будет служить шаблоном для раскладки узора. Ковер будет выглядеть эффектнее, а рисунок станет более четким, если по линиям эскиза проложить контур. От расчесанного волокна отделяйте узкие длинные пряди, берите их в правую руку, а пальцами левой укладывайте по контуру рисунка. Укладывая, вытягивайте волокно до нужной ширины контура. При этом правой рукой подкручивайте волокна - благодаря этому в готовом ковре образуется более четкая линия.

Разложив контуры, возьмите кусок шерсти, по количеству соответствующий размеру цветового пятна, которое вы собираетесь выкладывать, и слегка расправьте, чтобы толщина была одинаковой. Затем правой рукой вкладывайте шерсть между контурами на шаблоне. Пальцами левой руки придерживайте волокна, подтягивая их правой рукой по направлению линий орнамента.

Когда вы выложите таким образом весь ковер, покройте его равномерным слоем чесаного одноцветного волокна (окрашенного или натурального). Это так (Называемая подкладка, в которую будет ввалян узор. Общая толщина и узора, и подкладки должна быть 5-6 см. Тогда ковер выйдет плотным и в то же время достаточно эластичным. Раскладывая подкладку, осторожно прощупывайте толщину, добиваясь равномерности слоя.

Когда кончите настилать подкладку, весь ковер обрызгайте очень горячей водой с растворенным в ней хозяйственным мылом. На 10 л воды нужна примерно одна треть куска. Обрызганное волокно аккуратно накройте с четырех сторон свободными Краями брезента, на котором вы выкладывали ковер, и все вместе туго наверните на круглую скалку диаметром не менее 6 см и длиной на 30-40 см больше ширины ковра.

Полученный рулон перевяжите в трех-четырех местах тесьмой. Рулон перекатывайте ногами минут 40-50. Во время катания (валяния) ковра брезент раскрывайте несколько раз и снова обрызгивайте войлок.

Когда предварительная валка будет закончена, раскройте рулон, полейте полученный войлок горячей водой, расправьте, если нужно, вытяните и выровняйте смятые или неровные края. Затем сверните войлок в рулон уже без палки и катайте на брезенте, расположив его на полу или большом столе. Теперь катайте уже руками, с силой надавливая на рулон и двигая его вперед и назад от кистей рук к локтям и обратно. Катать рулон нужно минимум час. Периодически раскрывайте войлок и переворачивайте его то на одну, то на другую сторону, обрызгивая при этом горячей мыльной водой.

И предварительную, и окончательную валку лучше проводить с помощниками. Чем больше ковер, тем труднее его свалять одному.

Окончив валку, просушите войлок в расправленном виде на ровной поверхности.

Просушенный ковер аккуратно подрежьте по краям ножницами или острым ножом и обшейте тесьмой шириной 2-2,5 см.

Теперь расскажем о том, как сделать войлочный ковер с мозаичным рисунком.

Сваляйте уже описанным способом два однотонных, без рисунка, пласта войлока - например, один синий, другой красный. Толщина готового пласта должна быть не больше 5 мм. Наложите один пласт на другой и, нанеся тонкой линией мелом или угольком узор, острым ножом прорежьте одновременно оба пласта. Разъединив их, вы получите узорные куски войлока, одинаковые по размерам и конфигурации. Разложите эти куски так, чтобы получить два одинаковых по рисунку ковра, но с разным цветовым решением фона и узора. Один будет с синим фоном и красным узором, другой - с красным фоном и синим узором. Части войлока сшейте крепкой ниткой, затем аккуратно пришейте к швам цветную однотонную тесьму. Ровно подрежьте края ковра и обшейте тесьмой. Мозаичный ковер готов.

Изготовление войлочных ковров:
1 - гребень, 2 - выкладывание контуров, 3 - заполнение элементов узора, 4 - подготовка к валке, 5 - предварительная валка, 6 - окончательная валка, 7 - сшивание элементов мозаичного узора, 8 - обшивание тесьмой.


Ручное изготовление войлочного ковра позволяет бесконечно варьировать не только их рисунки, но и цветовую гамму. Малейшее изменение соотношения цветов дает новые декоративные эффекты.

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Поделиться: