Славянские племена на территории России в X в. Предмет курса. Исторические источники и историография. Освоение новых территорий славянами


Первые упоминания о славянах встречаются письменных источниках V-VI вв. Но современная археология утверждает, что первые племена Древней Руси жили на территории нынешней России ещё до нашей эры.
Изначально народы, жившие до IV-VI вв. в междуречье Одера и Вислы, около реки Днепр, назывались венедами. Позже их стали называть славянами. Венеды занимались земледелием, скотоводством, знали ремёсла, строили укреплённые дома. Все члены племени трудились наравне, социальное неравенство отсутствовало. Такой образ жизни сделал славян цивилизованным и развитым народом. Наши предки одними из первых стали строить города и крупные поселения, налаживать дороги и торговые отношения.
Историки насчитывают несколько племён, которые жили в Древней Руси с VI по XI века.
Кривичи занимали обширную территорию современных Витебской, Могилёвской, Смоленской, Псковской областей. Главными городами рода были Смоленск и Полоцк. Это племя - одно из самых многочисленных в Древней Руси. Подразделяются на две группы: псковскую и полоцко-смоленскую. В состав племенного союза кривичей входили полочане.
Вятичи были самым восточным племенем Древней Руси, они обитали по берегам реки Москвы и в верхнем течении Оки. Их земли располагались на территории современных Московской, Орловской, Рязанской и других соседних областей. Центральный город - Дедославль, его точное расположение ещё не установлено. Народ долгое время сохранял язычество и сопротивлялся навязываемому Киевом христианству. Вятичи были воинственным и своенравным племенем.
Ильменские словене соседствовали с Кривичами, населяли земли около озера Ильмень, которое и дало племени название. Согласно письменным источникам, они вместе с другими народами призвали родственных словенам варягов править землями Древней Руси. Воины племенного союза входили в дружину князя Олега, участвовали в походах Владимира Святославича.
Вместе с вятичами и кривичами сформировали народ великороссов.
Дулебы являются одними из самых древних родов славян. Жили они в районе притоков реки Припять. Сведений о них сохранилось немного. В письменных источниках того времени указывается, что дулебы участвовали в военных походах князя Олега. Из народа позднее произошли две группы: Волыняне и Древляне. Их земли принадлежали Киевской Руси.
Волыняне обитали возле Буга и около истока Припяти. Некоторые исследователи утверждают, что Волыняне и Бужане - одно и то же племя. На территории, которую занимал этот славянский род, насчитывалось до 230 городов.
Древляне жили в районе Полесья, на правом берегу реки Днепр. Название племени произошло от места обитания рода - лесов. Занимались они в основном земледелием, скотоводством. В исторических источниках указывается, что племя было мирным и почти не воевало. С древлянами связана известная история об убийстве князя Игоря в 945 году. Княгиня Ольга, вдова Игоря, сожгла их главный город - Искоростень, позднее известный как Вручий.
Поляне жили на территории нынешнего Киева и около реки Днепр. Их поселения располагались в самом центре восточнославянских земель. Культура полян была очень развита, именно поэтому Киев подчинил себе народы других племён уже к IX веку. Самыми крупными городами племени считаются Киев, Белгород, Звенигород. Считается, что название рода произошло от места их обитания - полей.
Радимичи населяли Верхнее Приднестровье, бассейн реки Сож и её притоков. Родоначальником этого племенного союза был Радим, его брат Вятко основал народ вятичей. Археологи отмечают схожесть обычаев этих племён. В последний раз радимичи фигурируют в записях источников 1169 года. Их территории позже стали принадлежать Смоленскому и Черниговскому княжествам.
Дреговичи - одно из самых загадочных и малоизученных племён Древней Руси. Предположительно обосновались они в средней части бассейна Припяти. Точные границы их земель всё ещё не установлены. Дреговичи перемещались с юга к реке Неман.
Северяне жили около Десны примерно до IX-X вв. Название племени не происходит от их географического расположения. Исследователи предполагают, что слово переводится как «чёрный». Подтверждает эту теорию то, что главным городом племени был Чернигов. Занимались они главным образом земледелием.
Тиверцы населяли междуречье Днестра и Прута. В настоящее время эти земли располагаются на территории Украины и Молдавии. В XII веке племя покинуло эти земли из-за военной агрессии соседних княжеств. Впоследствии тиверцы смешались с другими народами.
Уличи занимали территорию нижнего Днепра. Их главный город назывался Пересечен. Долгое время племя противостояло попыткам столицы Древней Руси подчинить их себе.
Все племена Древней Руси обладали своими обычаями, укладом жизни, но их объединяла общая вера и религия, язык, культура.

Вятичи - союз восточно-славянских племён, живших во второй половине первого тысячелетия н. э. в верхнем и среднем течении Оки. Название вятичи предположительно произошло от имени родоначальника племени, Вятко.Однако, некоторые связывают по происхождению это название с морфемой "вен" и венедами (или венетами/вентами) (название «вятичи» произносилось как «вентичи»).

В середине X века Святослав присоединил земли вятичей к Киевской Руси, но до конца XI века эти племена сохраняли определённую политическую независимость; упоминаются походы против вятичей князей этого времени.

С XII века территория вятичей оказалась в составе Черниговского, Ростово-Суздальского и Рязанского княжеств. До конца XIII века вятичи сохраняли многие языческие обряды и традиции, в частности, кремировали умерших, возводя над местом погребения небольшие курганные насыпи. После укоренения среди вятичей христианства обряд кремации постепенно ушёл из обихода.

Вятичи дольше других славян сохраняли своё племенное имя. Они жили без князей,общественное устройство характеризовалось самоуправлением и народовластием. В последний раз вятичи упоминаются летописью под таким племенным именем в 1197 г.

Бужане (волыняне) — племя восточных славян, обитавшее в бассейне верхнего течения Западного Буга(от которого и получили своё название); с конца XI века бужане именуются волынянами (от местности Волынь).

Волыняне —восточно-славянское племя или племенной союз, упоминающийся в Повести временных лет и в баварских летописях. В соответствии с последними,волыняне владели семидесятью крепостями в конце X века. Некоторые историки считают, что волыняне и бужане являются потомками дулебов. Их главными городами были Волынь и Владимир-Волынский. Археологические исследования указывают на то, что у волынян были развиты земледелие и многочисленные ремёсла, в том числе ковка, литьё и гончарство.

В 981 г. волыняне были подчинены киевским князем Владимиром I и вошли в состав Киевской Руси. Позже на территории волынян образовалось Галицко-Волынское княжество.

Древляне — одно из племен русских славян, жили по Припяти, Горыни, Случи и Тетереву.
Имя древляне, по объяснению летописца, дано им потому, что они жили в лесах.

Из археологических раскопок в стране древлянможно заключить, что они обладали известной культурой. Прочноустановившийся обряд погребения свидетельствует о существованииопределенных религиозных представлений о загробной жизни: отсутствиеоружия в могилах свидетельствует о мирном характере племени; находкисерпов, черепков и сосудов, железных изделий, остатков тканей и кожуказывают на существование у древлян хлебопашества, промысловгончарного, кузнечного, ткацкого и кожевенного; множество костейдомашних животных и шпоры указывают на скотоводство и коневодство;множество изделий из серебра, бронзы, стекла и сердолика, иноземногопроисхождения, указывают на существование торговли, а отсутствие монетдает повод заключать, что торговля была меновая.

Политическимцентром древлян в эпоху их самостоятельности являлся город Искоростень;в позднейшую пору центр этот, по-видимому, перешёл в город Вручий(Овруч)

Дреговичи — восточно-славянский племенной союз, обитавший между Припятью и Западной Двиной.

Скорее всего название происходит от древнерусского слова дрегва или дрягва, что значит «болото».

Под именем другувитов (греч. δρονγονβίται) дреговичи известны уже Константину Порфирородному как племя, подчиненное Руси. Находясь встороне от «Пути из варяг в греки», дреговичи не играли видной роли вистории Древней Руси. Летопись упоминает только, что дреговичи имели некогда свое княжение. Столицей княжества был город Туров. Подчинение дреговичей киевским князьям произошло, вероятно, очень рано. На территории дреговичей образовалось впоследствии Туровское княжество, а северо-западные земли вошли в состав княжества Полоцкого.

Дулебы (не дулёбы) — союз восточно-славянских племён на территории Западной Волыни в VI—начале X вв. В VII веке подверглись аварскому нашествию (обры). В 907 г. участвовали в походе Олега на Царьград. Распались на племена волынян и бужан и в середине X века окончательно потеряли самостоятельность, войдя в состав Киевской Руси.

Кривичи— многочисленное восточно-славянское племя (племенное объединение),занимавшее в VI—X веках верховья Волги, Днепра и Западной Двины, южную часть бассейна Чудского озера и часть бассейна Немана. Иногда к кривичам причисляют и ильменских славян.

Кривичи были, вероятно,первым славянским племенем, двинувшимся из Прикарпатья на северо-восток. Ограниченные в своём распространении на северо-запад изапад, где они встретили устойчивые литовские и финские племена,кривичи распространились к северо-востоку, ассимилировав с жившими тамфиннами.

Поселясь на великом водном пути из Скандинавии в Византию(путь из варяг в греки), кривичи принимали участие в торговле с Грецией; Константин Багрянородный говорит о том, что кривичи делают лодки, на которых русы ходят в Царьград. Участвовали в походах Олега и Игоря на греков как племя, подчинённое киевскому князю; в договоре Олега упоминается их город Полоцк.

Уже в эпоху образования русского государства у кривичей существовали политические центры: Изборск, Полоцк и Смоленск.

Считается,что последний племенной князь кривичей Рогволод вместе с сыновьями был убит в 980 новгородским князем Владимиром Святославичем. В Ипатьевском списке кривичи упомянуты в последний раз под 1128, а полоцкие князья названы кривичскими под 1140 и 1162. После этого кривичи больше не упоминаются в восточно-славянских летописях. Однако племенное имя кривичи ещё довольно долго употреблялось в иностранных источниках(вплоть до конца XVII века). В латышский язык слово krievs вошло для обозначения русских вообще, а слово Krievija для обозначения России.

Юго-западная,полоцкая ветвь кривичей также именуется полочанами. Вместе с дреговичами, радимичами и некоторыми балтийскими племенами эта ветвь кривичей составила основу белорусского этноса.
Северо-восточная ветвь кривичей, расселённая главным образом на территории современныхТверской, Ярославской и Костромской областей, находилась в тесном контакте с финно-угорскими племенами.
Граница между территорией расселения кривичей и новгородских словен определяется археологическипо типам захоронений: длинные курганы у кривичей и сопки у словен.

Полочане — восточно-славянское племя, населявшее в IX веке земли в среднем течении Западной Двины в сегодняшней Белоруссии.

Полочане упоминаются в Повести временных лет, которая объясняет их название как живущих у реки Полота, одного из притоков Западной Двины. Кроме того,летопись утверждает, что кривичи были потомками полочан. Земли полочан распростирались от Свислочи вдоль Березины до земель дреговичей.Полочане были одним из племён, из которых позже сформировалось Полоцкое княжество. Они являются одними из родоначальников современного белорусского народа.

Поляне (поли) — название славянского племени, в эпоху расселения восточных славян, поселившегося по среднему течению Днепра, на правом берегу его.

Судя по летописным известиям и новейшим археологическим исследованиям,территория земли полян перед христианской эпохой ограничивалась течением Днепра, Роси и Ирпеня; на северо-востоке она прилегала к деревской земле, на западе — к южным поселениям дреговичей, наюго-западе — к тиверцам, на юге — к уличам.

Называя поселившихся здесь славян полянами, летописец прибавляет: «занеже в поле седяху».Поляне резко отличались от соседних славянских племен и по нравственным свойствам, и по формам общественного быта: «Поляне бо своих отец обычаии мяху тих и кроток, и стыденье к снохам своим и к сестрам и к матерем своим…. брачные обычаи имеяху».

История застает полян уже на довольно поздней ступени политического развития: общественный строй слагается из двух элементов — общинного и княжеско-дружинного, причем первый в сильной степени подавлен последним. При обычных и древнейших занятиях славян — охоте, рыболовстве и бортничестве — у полян более чему других славян были распространены скотоводство, земледелие,«древоделие» и торговля. Последняя была довольно обширна не только сславянскими соседями, но и с иностранцами на Западе и Востоке: по монетным кладам видно, что торговля с Востоком началась ещё в VIII веке— прекратилась же во время усобиц удельных князей.

Сначала, около половины VIII века, платившие дань хазарам поляне, благодаря культурномуи экономическому превосходству, из оборонительного положения по отношению к соседям, скоро перешли в наступательное; древляне,дреговичи, северяне и другие к концу IX века были уже подвластны полянам. У них ранее других водворилось и христианство. Центромполянской («польской») земли был Киев; другие её населенные пункты —Вышгород, Белгород на реке Ирпень (ныне село Белогородка), Звенигород,Треполь (ныне село Триполье), Василев (ныне Васильков) и прочие.

Земляполян с городом Киевом стала центром владений Рюриковичей с 882 г. В последний раз в летописи имя полян упоминается под 944, по случаю похода Игоря на греков, и заменяется, вероятно уже в конце Χ века,именем Русь (Рось) и Кияне. Полянами летописец называет также славянское племя на Висле, упоминаемое в последний раз в Ипатьевской летописи под 1208.

Радимичи — наименование населения, входившего в союз восточно-славянских племён, обитавших в междуречье верхнего течения Днепра и Десны.
Около 885 радимичи вошли в состав Древнерусского государства, а в XII векеони освоили бо́льшую часть Черниговской и южную часть Смоленских земель. Название происходит от имени родоначальника племени Радима.

Северяне (правильнее— Севера) — племя или племенной союз восточных славян, населявших территории к востоку от среднего течения Днепра, вдоль рек Десна, Сейми Сула.

Происхождение названия севера до конца не выяснено.Большинство авторов связывают его с названием входившего в гуннское объединение племени савиров. По другой версии, название восходит к вышедшему из употребления древнеславянскому слову, означавшему «родственник». Объяснение от славянского сивер, север, несмотря на схожесть звучания, признается крайне спорным, так как севера никогда не было наиболее северным из славянских племен.

Словене (ильменские славяне) — восточно-славянское племя, жившее во второй половине первого тысячелетия в бассейне озера Ильмень и верхнего течения Мологи и составлявшее основную массу населения Новгородскойземли.

Тиверцы — восточно-славянское племя, жившее между Днестром и Дунаем у побережья Чёрного моря. Впервые упоминаются в Повести временных лет в ряду с другими восточно-славянскими племенами IX века. Основным занятием тиверцев было земледелие. Тиверцы принимали участие в походах Олега на Царьград в 907 и Игоря в 944. В середине X века земли тиверцев вошли в состав Киевской Руси.
Потомки тиверцев стали частью украинского народа, а их западная часть подверглась румынизации.

Уличи — восточно-славянское племя, населявшее в период VIII-X веков земли вдоль нижнего течения Днепра, Южного Буга и побережья Чёрного моря.
Столицей уличей был город Пересечень. В первой половине X века уличи боролись за независимость от Киевской Руси, однако всё-таки были вынуждены признать её верховенство и войти в её состав. Позже уличи и соседние тиверцы были вытеснены на север прибывшими печенежскими кочевниками, где слились с волынянами. Последнее упоминание об уличах датируется летописью 970-х годов.

Хорваты — восточно-славянское племя, жившее в окрестностях города Перемышль на реке Сан. Именовали себя белыми хорватами, в отличие от одноимённого с ними племени,жившего на Балканах. Название племени производят от древнеиранскогослова «пастух, страж скота», что может свидетельствовать о главном егозанятии — скотоводстве.

Бодричи (ободриты, рароги) —полабские славяне (нижнее течение Эльбы) в VIII—XII вв. — союз вагров,полабов, глиняков, смолян. Рарог (у датчан Рерик) - главный город бодричей. Земля Мекленбург в Восточной Германии.
По одной из версий,Рюрик — славянин из племени бодричей, внук Гостомысла, сын его дочери Умилы и бодрического князя Годослава (Годлава).

Висляне —западно-славянское племя, жившее как минимум с VII века в Малой Польше.В IX веке висляне образовали племенное государство с центрами в Кракове, Сандомире и Страдуве. В конце столетия были покорены королём Великой Моравии Святополком I и были вынуждены принять крещение. В Xвеке земли вислян были завоёваны полянами и включены в состав Польши.

Зличане (чешск. Zličane, польск. Zliczanie) - одно из древне-чешских племён.Заселяло территорию, прилегающую к современному г. Коуржим (Чехия).Послужило центром образования Зличанского княжества, охватившего вначале 10 в. Восточную и Южную Чехию и область племени дулебов. Главным городом княжества был Либице. Либицкие князья Славники соперничали с Прагой в борьбе за объединение Чехии. В 995 году Зличане были подчинены Пржемысловичами.

Лужичане, лужи́цкие сербы, сорбы (нем.Sorben), венды — коренное славянское население, проживающее на территории Нижней и Верхней Лужицы — областей, входящих в состав современной Германии. Первые поселения лужицких сербов в этих местах зафиксированы в VI веке н. э.

Лужицкий язык разделяют на верхнелужицкий и нижнелужицкий.

Словарь Брокгауза и Евфрона дает определение: «Сорбы — название вендов и вообще полабских славян». Славянская народность, населяющие ряд областей в Германии, в федеральных землях Бранденбург и Саксония.

Лужицкие сербы — одно из четырех официально признанных национальных меньшинств Германии (наряду с цыганами, фризами и датчанами). Считается, что серболужицкие корни сейчас имеют около 60 тыс. немецких граждан, из которых 20 000 живет в Нижней Лужице (Бранденбург) и 40 тыс. — в Верхней Лужице (Саксония).

Лютичи (вильцы, велеты) —союз западно-славянских племён, живших в раннем средневековье на территории нынешней восточной Германии. Центром союза лютичей было святилище «Радогост», в котором почитался бог Сварожич. Все решения принимались на большом племенном собрании, а центральная власть отсутствовала.

Лютичи возглавили славянское восстание 983 против германской колонизации земель восточнее Эльбы, в результате которого колонизация приостановилась почти на двести лет. Уже до этого они были ярыми противниками германского короля Оттона I. О его наследнике,Генрихе II, известно, что он не пытался их поработить, а наоборот переманил их деньгами и подарками на свою сторону в борьбе против Польши Болеслава Храброго.

Военные и политические успехи усилили в лютичах приверженность язычеству и языческим обычаям, что относилось и к родственным бодричам. Однако в 1050-х среди лютичей разразилась междуусобная война и изменила их положение. Союз быстро терял мощь и влияние, а после того, как центральное святилище было разрушено саксонским герцогом Лотарем в 1125, союз окончательно распался. В течение последующих десятилетий саксонские герцоги постепенно расширили свои владения на восток и покорили земли лютичей.

Поморяне, помераны — западно-славянские племена, жившие с VI века в низовьях Одрына побережье Балтийского моря. Остаётся невыясненным, существовало ли до их прихода остаточное германское население, которое они ассимилировали. В 900 граница поморянского ареала проходила по Одре на западе, Висле на востоке и Нотечу на юге. Дали название исторической местности Померания.

В X века польский князь Мешко I включил земли поморян в состав польского государства. В XI веке поморяне подняли восстание и вновь обрели независимость от Польши. В этот период их территория расширилась на запад от Одры в земли лютичей. По инициативе князя Вартислава I поморяне приняли христианство.

С 1180-х начало возрастать немецкое влияние и на земли поморян стали прибывать немецкие поселенцы. Из-за разорительных войн с датчанами поморянские феодалы приветствовали заселение опустошённых земель немцами. Со временем начался процесс германизации поморянского населения.

Избежавшим ассимиляции остатком древних поморян сегодня являются кашубы,насчитывающие 300 тысяч человек.

Изучение вопросов, связанных с происхождением различных народов мира, можно отнести к наиболее проблемным направлениям исторического исследования. Главным препятствием на пути выявления скрытых фактов о жизни древних этнических общностей является отсутствие письменности на момент их зарождения. В случае со славянскими народностями ситуация осложняется и обширностью языковой группы, к которой принадлежат сразу несколько этносов. Достаточно отметить, что древние народы на территории России в разное время формировали независимые государства и содружества, относящиеся к алтайской, уральской, индоевропейской и кавказской языковой группе. Тем не менее к сегодняшнему дню ученые определили некоторые фактические пласты в этом направлении исторического анализа, которые не вызывают сомнения.

Народы на территории России в период античности

Первые люди вида Homo sapiens появились в отдельных областях Средней Азии и Причерноморья порядка 30 тыс. лет назад. В тот период северные и центральные части территории были непригодны для жизни из-за ледников. Поэтому самые первые народы и древнейшие государства на территории России возникали в южных и западных регионах как наиболее благоприятных для жизни и хозяйства. По мере увеличения населения, развития материального производства и становления первобытнообщинного строя в Средней Азии, Закавказье и Причерноморье образовывались все новые рабовладельческие государства. При этом развивались они автономно и независимо друг от друга. Объединяющей чертой можно назвать разве что набеги одних и тех же варваров. С центральными и западными областями в европейской части нынешней страны эти государства и вовсе контактов не имели, так как налаживанию путей препятствовали горные массивы и пустыни.

Одним из наиболее заметных государств того времени можно назвать Урарту, которое существовало в Закавказье в IX в. до н. э. Оно было образовано на берегу озера Ван, территория которого сейчас принадлежит Турции, однако уже к середине VII в. его владения распространились до верховьев Тигра и Евфрата. Если говорить об этническом составе, то народы и древнейшие государства на территории России в Причерноморье и Закавказье преимущественно были представлены армянскими племенами. Урарту достигло значительного расцвета в VIII в. до н. э., но к VI в. из-за нашествий скифов оно перестало существовать. Позднее те же племена основали Армянское царство. Примерно в этот же период параллельно развиваются абхазские и грузинские семьи, которые образовывают Колхидское царство. В северной части Закавказья возникает Иберия - грузинское царство.

Влияние арабского завоевания

В истории Средней Азии и Закавказья VII - VIII вв. н. э. немалое место занимает арабское завоевание, принесшее собой исламскую веру. На нынешней российской территории данный процесс имел место в кавказском регионе. В частности, ислам распространялся среди некоторых народов Северного и Восточного Кавказа и, в частности, азербайджанцев. Впрочем, арабские завоеватели встречали и отторжение среди местного населения. Те же грузины и армяне, ранее уже принявшие христианство, стойко сопротивлялись исламизации. Однако в Средней Азии ислам постепенно определился как доминирующее вероисповедание местного населения. После распада Арабского халифата древнейшие народы и цивилизации на территории России вынуждены были противостоять и туркам-сельджукам. В ходе этой борьбы сформировались и другие государства. Например, при царе Давиде Строителе произошло объединение грузинских земель с образованием города Тбилиси. К северу расположилось Абхазское царство с независимой Кахетией, а в восточной части - Албания и ряд других небольших государств.

Греческие колонии на территории России

Черноморское побережье стало одним из наиболее развитых районов на территории современной России в VI - V вв. до н. э. Этому в немалой степени способствовали греческие колонизаторы, которые в I тысячелетии до н.э. стали осваивать южные земли. В Приазовье и Причерноморье греки образуют крупные колониальные полисы - такие, как Тирас, Херсонес, Пантикапей, Ольвия, Феодосия, Танаис, Фасис и др. Для иллюстрации успешности этих городов можно отметить, что в V в. до н. э. Пантикапей был центральной рабовладельческой державой Боспорского государства. Он охватывал существенную часть Приазовья, способствуя развитию местного земледелия, торговли, рыболовства, скотоводства и ремесленничества. Важно подчеркнуть, что древнейшие народы и цивилизации на территории России в Приазовье и Причерноморье не были в полной мере самобытными. Они копировали образ жизни и культурный уклад, привнесенный греками. Но вместе с этим колонии имели плотные культурные и торговые отношения с теми же кавказскими народами и степными племенами скифов. Вплоть до III в. н. э. греческие племена регулярно подвергались нашествию кочевников, а во время великого переселения народов и вовсе были вынуждены уйти.

Период скифского государства

Еще севернее по отношению к греческим колониям жили скифские племена, отличавшиеся яркой и самобытной культурой, тоже наложившей отпечаток на уклад южных народов. Первые упоминания о скифах относятся к V в. н. э. и принадлежат Геродоту, который описывал эти племена как ираноязычные. В первых упоминаниях географического расположения указываются устья Нижнего Буга, Дуная и Днепра. Тот же Геродот разделял скифов на пахарей и кочевников - соответственно, по направлению хозяйственной деятельности. Кочевники находились в Приазовье, Нижнем Приднепровье и Крыму, а пахари преимущественно занимали правое побережье Нижнего Днепра и жили в землянках. К VI - IV вв. до н. э. произошло объединение скифских племен, которое в дальнейшем легло в основе полноценного государства в одном из нынешних районов Симферополя. Это государство называлось Скифским Неаполем и по устройству характеризуется как военная демократия. Но к III в. до н. э. скифов начинают теснить другие древние народы на территории России в современном ее виде. В регионах Северного Причерноморья появляются войны Александра Македонского, а со стороны востока приходят сарматы. Самый же крупный удар по скифам был нанесен племенами гуннов, которые позже появились на Крымском полуострове.

Великое переселение и появление славян

Причин для великого переселения было много, и по большей части этот процесс приходился на территорию современной Европы. Началось переселение в III в. н. э., а к IV в. многочисленные варварские племена кельтов и германцев стали бороться с соседними государствами уже на новых территориях. Лесные и степные варвары шли на захват более богатых земель в южных регионах, что и наложило след на переустройство части Северного Кавказа и Причерноморья. Как же это повлияло на древние народы на территории России? Великое переселение народов кратко можно охарактеризовать как процесс становления самостоятельных германских, романских и славянских народностей. Славяне вовсе не играли в этот период ключевую роль и фигурировали уже на позднем этапе переселения, но именно для регионов, которые сегодня входят в границы России, они в дальнейшем окажут судьбоносное влияние.

Дело в том, что переселение происходило с двух направлений. Как уже отмечалось, основной процесс происходил в европейской части - с северо-запада германцы и кельты двигались на завоевание южных земель. С востока из Азии двигались кочевники, в результате прошедшие путь от Китая до Франции. Была активность и в самих южных регионах. Со стороны Закавказья шли предки современных осетин - аланы. В разной степени эти миграционные движения формировали древнейшие народы на территории России. Восточные славяне, в свою очередь, присоединились к общей волне миграции к IV в. н. э. Они присоединились к потоку, который состоял из тюрков, сарматов, иллирийцев и фракийцев. Некоторое время у них были союзнические отношения с гуннами и готами, но впоследствии эти племена стали противниками. Собственно, именно нашествия гуннов вынудили славян расселяться в направлениях запада и юго-запада.

Теории славянского этногенеза

Точного представления о том, как именно и откуда произошли восточные славяне, на сегодняшний день нет. Тем более что группа этой народности весьма обширна и включала множество отдельных этносов и семейств. И все же ученые сформулировали три теории этногенеза. Древние народы на территории России в контексте этих направлений исследования рассматриваются именно как истоки становления русского государства.

Итак, первая теория - автохтонная. В соответствии с ней, коренным местом происхождения славян является река Днепр. Базируется эта теория на археологических исследованиях. Вторая теория - миграционная. Она отмечает, что восточные славяне определились как самостоятельный этнос из общей общеславянской ветви в I веке до н. э. Также согласно теории миграционного этногенеза, в период великого переселения славяне могли двигаться в двух направлениях - от бассейна р. Одр к Висле, или же от дунайского бассейна на восток. Так или иначе, в I веке до н. э. на Восточно-Европейской равнине уже обитали славянские древние народы. Происхождение восточных славян на территории России в этот период подтверждается Тацитом, Геродотом, Птолемеем и некоторыми из арабских источников.

Анты и склавины

В VI в. н. э. после первой волны расселения славян византийские писатели стали выделять два народа - антов и склавин. Нередко их упоминание было в контексте вытеснения другого славянского народа - венедов. При этом готские источники подчеркивают, что все три народности имеют один корень, хотя и разветвленный. Так, склавины характеризуются как в большей мере западная группа, анты - восточная, а венеды - северная. Конечно, были и другие этносы наподобие радимичей, северян и вятичей, но эти три - наиболее заметные древние народы на территории России. Происхождение и дальнейшее расселение согласно источникам того же времени простиралось от нижнего Дуная до Мурсианского озера. В частности, анты занимали территорию от Днестра до самого устья Днепра. Однако границы распространения славян по северным регионам источники не отмечают. О тех же венедах готы пишут, что они занимают бескрайние просторы.

Согласно результатам уже современных исследований в археологии, анты и склавины имели незначительные отличия, которые относились по большей части к ритуальным обрядам. Но при этом отмечается культурное влияние скифо-сарматских племен на антов, о чем свидетельствует и само название этой народности, имеющее иранское происхождение. Но, несмотря на различия, славянские древние народы на территории России часто объединялись на основе политических и военных интересов. Более того, существует также теория, в соответствии с которой антами, склавинами и венедами именовались не разные группы народностей, а один этнос, но по-разному названный соседями.

Аварское нашествие

В середине VII в. н. э. регионы восточного Приазовья и Северного Кавказа подверглись нападению авар. Последние разорили земли антов, но по мере продвижения в страну славян у них портились отношения с Византией. Тем не менее в каганат авар ко второй половине VII в. н. э. вошли практически все древнейшие народы на территории России. История об этом нашествии в дальнейшем передавалась столетиями и даже была описана в «Повести временных лет». Величина доли славянского народа в каганате была столь внушительна, что Иоанн Эфесский в своих хрониках отождествлял антов и авар.

Археологические сведения позволяют делать выводы о широкой миграционной волне антов по направлению к Паннонию. Например, происхождение этнонима хорватов также имеет иранские корни. Поэтому можно говорить о доминировании в каганате антов перед склавинами. И уже расселение хорватов по Балканскому полуострову и части западной Европы свидетельствует о направлениях, которые проделала волна миграции антов с аварами. Кроме того, и этноним сербы имеет иранское происхождение, что делает данный этнос близким к древним народам на территории России. Великое переселение народов не оказало такого влияния на распределение славян по восточным регионам Европы, как нашествие аварцев. Они также оставили после себя и культурный след, но многие ученые особенно подчеркивают вероятность демографического взрыва к этому времени, что и заставило каганат искать новые земли.

Завершение истории антов

Анты и другие славянские племена на протяжении VII в. н. э. пребывают в непостоянных враждебных и союзнических отношениях с Аварским каганатом и Византией. Но важно подчеркнуть, что именно продвижение авар спровоцировало разногласия внутри славянского объединения. Как отмечают источники, древние народы на территории современной России, сформированные племенем антов, в итоге были истреблены за союз с ромеями. Эта попытка сплочения не понравилась аварам, которые и послали войско для уничтожения племен. Впрочем, точных сведений о судьбе оставшихся антов по-прежнему нет. Одни историки полагают, что они были полностью разгромлены, а другие придерживаются мнения о переселении антов через Дунай.

В той же «Повести временных лет» указывается на гибель великого князя Кия и его дружинников, после чего славянские племена начали борьбу между собой, из-за которой установилась прочная власть хазар в регионе. Именно с этим событием и связывают новую формацию древних народов на территории России. Происхождение славян на первых этапах обусловило становление антской общности, но после ее заката начинается новый период развития восточнославянского народа с очередным витком расселения.

Освоение новых территорий славянами

В VIII в. прежде закрепленное положение на Балканском полуострове становится менее прочным. Этому способствует приход в регион Византии, под натиском которой славянам приходится отступать. В Греции также происходит их ассимиляция, что заставляет искать племена новые места для освоения в других направлениях. На этом этапе можно говорить уже о полном формировании основы древних народов на территории России. Кратко их можно характеризовать как славянские семьи, но по мере вторжения на новые земли к основным массам присоединяются и другие этносы. К примеру, в начале VIII в. на левом берегу Днепра активно формируется роменская культура. В это же время в верхнем Поднепровье смоленские славяне образуют свой пласт традиций и обрядов.

Единое языковое и культурное пространство создается славянами, которые заняли территорию от Подунавья до Балтики. Это продвижение в конечном итоге позволило сформировать знаменитое торговое направление из варяг в греки. Как показывают археологические исследования, древние народы на территории России пользовались этой дорогой уже во второй половине VIII в. К IX в. формируются торговые отношения между славянами и соседними государствами, что позволяет им войти в общеевропейскую транспортную систему. Не менее значимой была миграция на юг, которая позволила достичь стран Малой Азии. Часть славянских племен была захвачена императором Юстинианом II в процессе его похода в окрестностях Солуни. Болгарские племена выступили в качестве защитников в этом столкновении, однако дальнейшие продвижения восточных славян в данном направлении были надолго пресечены.

Славянские племена на территории России в X в.

Завершение войны Игоря с Византией и обмен мирными посольствами благоприятствовали тому, что в византийских источниках появились первые точные данные о славянских племенах и городах. В Записках Константина Багрянородного сведения о Руси были зафиксированы со слов византийцев, ездивших с посольством в Киев, либо послов русов, прибывших в 944 г. в Константинополь для заключения мирного договора. Наиболее подробно в сочинении императора описано путешествие через днепровские пороги, которое сопряжено было со смертельным риском. В Записках воспроизведено скандинавское (русское) и славянское наименование большинства порогов. По мнению лингвистов, славянские названия порогов подверглись в византийской записи меньшему искажению, чем скандинавские. Это указывало на то, что составители Записок использовали славянские источники информации. Знания лица, представившего императорским чиновникам сведения о Руси, ограничивались преимущественно киевской округой. Из семи славянских городов, названных в Записках, четыре располагались в Южной Руси. Их названия (Киова, Чернигога, Вусеград и Вятичев) переданы более точно, тогда как имена двух городов вне киевской округи искажены до неузнаваемости (Мелиниски и Телиуцы). Последнее название вообще не поддается расшифровке. Среди славянских племен названы кривитеины (кривичи), лендзанины (лендзяне) и деревленины (вервиааны, древляне). Об этих племенах автор Записок получил более подробную информацию и поэтому упоминает о них дважды. Кроме них названы северяне (северии), другувиты (дреговичи) и ультины (уличи). Названия племен словен, полочан, витичей, волынян, тиверцев, обитавших вдали от Киева, в Записках не фигурируют. Составители Записок проявили большую осведомленность в отношении Киева и киевской округи. Однако в византийском списке славянских племен отсутствуют поляне, жившие в самом Киеве. В то же время авторы Записок повествуют о неких лендзянах, отсутствующих в "Повести временных лет". Возникает предположение о тождестве этих племен. Как установлено в литературе, слово "ледзяне" воспроизводит самоназвание поляков (lendjane; русск. лядский, ляхи). То же самое значение имеет слово "поляне". Наименование полян великопольских земель и полян из киевской округи совпадает. Примечателен порядок перечисления племен в Записках Константина Багрянородного . Лендзяне упомянуты в одном случае рядом с кривичами, а в другом - рядом с уличами и древлянами. Если соседями лендзян были кривичи (с одной стороны), древляне и уличи (с другой), то это значит, что они обитали как раз в тех местах, которые, по летописи, занимали поляне и радимичи. Это небольшое племя тоже осталось неизвестным Константину Багрянородному , как и племя полян. Можно высказать предположение, что малочисленные племена полян и радимичей были осколками большого племени, сохранявшего единство в середине X в., но распавшегося в XI-XII вв. Отражением этого факта были припоминания об общих родоначальниках и общем происхождении племен, записанные летописцем. "Радимичи бо и вятичи, - утверждал Нестор, - от ляхов: бяста бо 2 брата в лясех - Радим и другий Вятко, и пришедъша седоста Радим на Съежу, и прозвашася радимичи, а Вятько седе с родом своим на Оце, от него же прозвашася вятичи". Радом был одним из старинных городов Польши. Слова "Радим" и "радимичи" соотносятся с этим топонимом.

Жители Киева считали себя полянами, что и определило отношение летописцев к этому племени: "Мужи мудри в смыслени, нарицахуся поляне, от них же есть поляне в Киеве и до сего дни". Мудрые поляне имели обычай "кроток и тих", к родственникам "великое стыденье имеху" имели "брачный обычай". Напротив того, радимичи, вятичи и их соседи "живяху в лесе, яко же и всякий зверь, ядуще все нечисто и срамословье пред отцы...". Очевидная пристрастность суждения ставила Нестора в затруднительное положение. Если бы он признал, что поляне имеют общих предков с радимичами и вятичами, тогда рассуждения об особой мудрости и добродетелях полян лишились бы основания. Становится понятным, почему летописец решил обойти молчанием вопрос о происхождении полян, хотя проблема происхождения этого племени и его первого князя Кия относилась к числу самых злободневных. Поляки, записал Нестор, поселились на Висле, и "от тех ляхов прозвашася поляне"; "тако же и ти словене пришедшие и седоша по Днепру и нарекошася поляне, а друзии древляне, седоша в лесах"; "полянам же жившем особе по горам сим" и пр. Объяснив, что древляне получили свое имя, потому что жили в лесу, летописец оставил читателя в полном неведении, почему будущие киевляне, поселившись "на горах", стали именоваться "поляне". Назвав на одной странице польских полян и полян киевских ученый книжник не стал пояснять, в каких отношениях между собой находились эти племена. Между тем название великопольских ляхов-полян строго соотносилось с названием киевских лендзян-ляхов-полян. Имя Киова (араб. Куявия) близко топониму Куявия в Польше. В договоре киевского князя Игоря 944 г. один из старших киевских "архонтов" (конунгов) носил характерное для полян-поляков имя Володислав.

Исследователи выражали удивление по поводу того, что крохотное племя полян сыграло столь выдающуюся роль в истории Руси. В самом деле, малочисленное племя едва ли могло выжить, а тем более подчинить себе куда более могущественные племена, окружавшие его и занимавшие огромные территории. По признанию Нестора, поляне были "обидимы" ближайшими соседями - древлянами, племенем отнюдь не крупным. Записки Константина Багрянородного объясняют дело. До середины X в. поляне, радимичи, и, вероятно, вятичи сохраняли принадлежность к единому племени лендзян, которое не уступало по численности и могуществу союзу кривичей или ильменских словен. Норманнское завоевание ускорило распад этого племени. Жившие в Поднепровье лендзяне подчинились русам, тогда как вятичи еще долго оставались под властью хазар. Старые племенные связи подверглись разрушению на славянских землях, которые были освоены норманнами в первую очередь. Эти земли первыми подверглись также и христианизации.

Константин Багрянородный подробно описал полюдье русов. В этом описании отсутствуют поляне и радимичи. Русы не ходили в полюдье к лендзянам (полянам, радимичам) по той причине, что земли лендзян в Поднепровье стали местом их обитания, тогда как вятичи еще оставались данниками хазар.

Нестор был образованным монахом, талантливым и добросовестным писателем. Его описание быта и нравов древних славян отнюдь не было вымыслом. Летописец лишь следовал впечатлениям современной ему жизни. К началу XII в. киевские поляне не только приняли крещение, но и прониклись христианским духом, тогда как их бывшие соплеменники радимичи и вятичи еще оставались язычниками. В середине X в. лендзяне на всей территории от Киева до земель радимичей за Днепром и вятичей на Оке оставались язычниками. Лишь после принятия христианства различия между столицей и периферией выступили наружу.

Предание о польском происхождении полян было известно Нестору. Но над ним довлела злоба дня - трения между христианской столицей и языческими окраинами, споры, чья волость - Киевская или Новгородская - была древнее, "кто в Киеве нача первее княжити" и пр. Отвечая на все эти вопросы, киевские летописи изложили легенду о Кие. Летописный рассказ о трех братьях, основателях Киева, по-видимому, имел в основе фольклорный сюжет. Трое братьев Кий, Щек и Хорив приплыли и сели на трех горах (Киевской горе, Щековице и Хоривице), сестра же их Лыбедь села под горой на реке Лыбедь. Легенду о братьях - основателях города или государства можно встретить в фольклорных источников многих стран. Киевские летописцы не преминули сообщить о происхождении Рюрика, Радима, Вятко и пр. и умолчали о происхождении родоначальника всех киевлян - первого киевского князя. Это значительно снижает историческую ценность легенды о Кие.

Название вятичи, по всей вероятности, происходит от праславянского vęt- «большой», как и названия «венеды» и «вандалы». Согласно «Повести временных лет» вятичи произошли «от рода ляхов», то есть от западных славян. Расселение вятичей шло с территории Днепровского левобережья и даже с верховьев Днестра.

В бассейне реки Ока они основали собственное «государство» – Вантит, которое упоминается в работах арабского историка Гардизи.

Вятичи были чрезвычайно свободолюбивым народом: киевским князьям пришлось захватывать их не менее четырёх раз.

Последний раз вятичи как отдельное племя упоминаются в летописях в 1197 году, но наследие вятичей прослеживается вплоть до XVII века. Многие историки считают вятичей предками современных москвичей.

Известно, что племена вятичей очень долго придерживались языческой веры. Летописец Нестор упоминает, что у этого союза племен многоженство было в порядке вещей. В XII веке вятичами был убит христианский миссионер Кукша Печерский, и только к XV веку племена вятичей окончательно приняли православие.

Кривичи

Впервые кривичи были упомянуты в летописи в 856 году, хотя археологические находки свидетельствуют о зарождении кривичей как отдельного племени еще в VI веке. Кривичи были одним из крупнейших восточнославянских племен и жили на территории современной Белоруссии, а также в районах Подвинья и Поднепровья. Главными городами кривичей были Смоленск, Полоцк и Изборск.

Название племенного союза происходит от имени языческого первосвященника криве-кривайтиса. Криве означало «изогнутый», что в равной степени могло указывать на преклонные годы жреца, так и на его ритуальный посох.

Согласно легендам, когда верховный жрец больше не мог выполнять свои обязанности, он совершал самосожжение. Основной задачей криве-кривайтиса были жертвоприношения. Обычно в жертву приносили козлов, но порой животное могли заменить и человеком.

Последний племенной князь кривичей Рогволод был убит в 980 году новгородским князем Владимиром Святославичем, который взял в жены его дочь. В летописях кривичи упоминаются вплоть до 1162 года. Впоследствии они смешались с другими племенами и стали предками современных литовцев, русских и белорусов.

Поляне

Поляне жили по Днепру и не имели отношения к Польше. Именно поляне являются основателями Киева и основными предками современных украинцев.

По легенде, в племени полян жили три брата Кий, Щёк и Хорив со своей сестрой Лыбедью. Построили братья на берегу Днепра город и назвали его Киевом, в честь старшего брата. Эти братья положили начало первому княжескому роду. Когда хазары обложили полян данью, те выплатили им первую обоюдоострыми мечами.

Легенда может объяснить нам и происхождение полян. Известно, что славяне, жившие в лесисто-болотистых областях от Вислы до Карпаты «как споры» расселились по всей Европе. Щек мог стать олицетворением чехов, Хорив - хорватов, а Кий - киевлян, то есть полян.

Изначально поляне были в проигрышном положении, со всех сторон они были зажаты более многочисленными и сильными соседями, а хазары вынудили полян платить им дань. Но к середине VIII века, благодаря экономическому и культурному подъему, поляне перешли от выжидания к наступательной тактике. Захватив многие земли соседей, в 882 году поляне сами оказались под ударом. Новгородский князь Олег захватил их земли, а Киев объявил столицей своего нового государства.

Последний раз поляне упоминаются в летописи в 944 году в связи с походом князя Игоря на Византию.

Белые хорваты

Про белых хорватов известно немного. Они пришли с верховий реки Висла и поселились на Дунае и вдоль реки Морава. Считается, что их родиной была Великая (Белая) Хорватия, которая располагалась на отрогах Карпатских гор. Отсюда Европу заселили красные, черные и белые хорваты. Первые отправились на юг, вторые - на запад, а третьи - на восток. Борьба с аварами, германцами и другими славянами заставила каждого искать свою дорогу.

Согласно «Повести временных лет» белые хорваты участвовали в походе Олега на Царьград в 907 году. Но также летописи свидетельствуют, что князь Владимир в 992 году «ходил на хорваты». Так свободное племя стало частью Киевской Руси.

Считается, что белые хорваты являются предками карпатских русинов.

Древляне

Древляне имеют скверную репутацию. Киевские князья дважды облагали древлян данью за поднятие восстания. Милосердием древляне не злоупотребляли. Князя Игоря, решившего собрать повторную дань с племени, связали и разорвали надвое.

Князь древлян Мал тут же посватался к едва ставшей вдовой княгине Ольге. Та жестоко расправилась с его двумя его посольствами, а во время тризны по мужу устроила резню среди древлян.

Княгиня окончательно подчинила племя в 946 году, когда сожгла их столицу Искоростень с помощью птиц, обитавших в городе. В историю эти события вошли как «четыре мести Ольги древлянам».

Древляне могли быть потомками легендарных дулебов - племени от которого произошли все остальные славянские племена. И слово «древний» здесь ключевое. Интересно, что древляне являются наряду с полянами далекими предками современных украинцев.

Дреговичи

Название дреговичи произошло от балтского корня «дрегува» - болото. Дреговичи - одно из самых загадочных союзов славянских племен. Про них почти ничего не известно. В то время, когда киевские князья жгли соседние племена, дреговичи «вошли» в состав Руси без сопротивления.

Судя по всему, дреговичи были очень старым племенем. На острове Пелопоннес в Греции жило племя с таким же названием, и вполне возможно, что в древности это было одно племя. Дреговичи расселились в IX-XII веке на территории современной Белоруссии, считается, что они являются предками украинцев и полещуков.

До вхождения в состав Руси они имели собственное княжение. Столицей дреговичей был город Туров. Недалеко оттуда находился град Хил, который был важным ритуальным центром, где проводились жертвоприношения языческим богам.

Радимичи

Предки радимичей были не славянами, а их ближайшими родичами - балтами. Их племена пришли с запада, вытесненные еще в III веке готами, и поселились в междуречье верхнего Днепра и Десны по течению Сожа и его притоков.

К VIII-IX веку с запада приходят уже славянские племена, которые с ними сливаются. Возможно, летописи правы: эти немногочисленные «колонисты» пришли «от ляхов», то есть с верховьев Вислы, откуда расселялись многие племена славян.

До X века радимичи сохраняли самостоятельность, управлялись племенными вождями и имели собственное войско. В отличие от большинства своих соседей, радимичи никогда не жили в землянках – они строили избы с курными печами.

В 885 году киевский князь Олег утвердил над ними свою власть и обязал радимичей платить ему дань, которую прежде они платили Хазарам. В 907 году войско радимичей участвовало в походе Олега на Царьград. Вскоре после этого союз племен освободился от власти киевских князей, но уже в 984 году состоялся новый поход на радимичей. Их войско было разбито, а земли окончательно присоединены к Киевской Руси. В последний раз радимичи упоминаются в летописи в 1164 году, но их.кровь до сих пор течет в современных белорусах

Словене

Словене (или ильменские словене) - самое северное восточнословянское племя. Словене жили в бассейне озера Ильмень и верхнего течения Мологи. Первые упоминания о словенах можно отнести к VIII веку.

Словен можно назвать примером энергичного экономического и государственного развития.

В VIII веке они захватывают поселения в Ладоге, потом налаживают торговые связи с Пруссией, Померанией, островами Рюгеном и Готландом, а также с арабскими купцами. После ряда междоусобиц, словене в IX веке призывают варягов на княжение. Столицей становится Великий Новгород. После этого словен начинают называть новгородцами, их потомки до сих пор живут в Новгородской области.

Северяне

Несмотря на название, северяне жили куда южнее словен. Местом обитания северян были бассейны рек Десны, Сейма, Северского Донца и Сулы. Происхождение самоназвания до сих пор неизвестно, некоторые историки предполагают скифско-сарматские корни у слова, которое может переводиться как «черный».

Северяне отличались от прочих славян, у них были тонкие кости и узкий череп. Многие антропологи считают, что северяне относятся к ветви средиземноморской расы - понтийской.

Племенное объединение северян существовало вплоть до визита князя Олега. Раньше северяне платили дань хазарам, а теперь стали платить Киеву. Всего за один век северяне смешались с другими племенами и перестали существовать.

Уличи

Уличи жили на землях легендарных антов. Они назывались множеством имен - «угличи», «улучи», «ульцы» и «лютичи». Изначально они заселяли «угол» между устьем Днепра и Буга, благодаря чему, возможно, получили одно из названий. Позднее кочевники вытеснили их, и племенам пришлось переселяться в западном направлении. Главным «стольным» городом уличей был Пересечень, находившийся в степной полосе.

С приходом к власти Олега уличи начали борьбу за независимость. Свенельду, воеводе киевского князя, пришлось отвоевывать земли уличан по кусочку – племена боролись за каждую деревню и городище. Столицу Свенельд осаждал три года, пока город, наконец, не сдался.

Даже обложенные данью, уличи постарались восстановить собственные земли после войны, но вскоре пришла новая беда – печенеги. Уличи были вынуждены бежать на север, где смешались с волынянами. В 970-х годах уличи упоминаются в летописях в последний раз.

Волыняне

Волыняне жили в конце X - начале XI веков в бассейне верхнего течения Западного Буга и близ истоков Припяти. Археологи отмечают, что в основном волыняне занимались земледелием и ремеслами, но при этом известно, что племена владели более чем 70 крепостями.

Волыняне участвовали в походе Олега на Царьград в 907 году, правда, в качестве переводчиков. В отличие от многих других племен, захваченных к этому времени князем киевским, волыняне делали это добровольно.

Волынян захватили лишь в 981 году, когда киевский князь Владимир I Святославич подчинил Перемышльскую и Червенскую земли.

Поделиться: