Картотека по математике (старшая группа) на тему: Картотека логико - математических игр. Тема: Логико-математические игры в работе со старшими дошкольниками как средство формирования логического мышления

ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

И ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ РОДИТЕЛЕЙ.

БОЛЬШЕ – МЕНЬШЕ

ЦЕЛЬ. Развивать умение сравнивать объекты окружающего мира по величине, слухо-моторную координацию движений.

ХОД ИГРЫ. Педагог называет предметы и объекты: слон, футбольный мяч, велосипед , теннисный мяч, дерево, кегля, и др. Если названный предмет больше предыдущего, то дети встают на носки, руки вверх. Если названный предмет меньше предыдущего – приседают. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

ВАРИАНТ. Таким же образом закрепляются знания о понятиях выше – ниже, шире – уже, толще – тоньше, длиннее – короче и др.

ПОКАЖИ ПО-РАЗНОМУ

ЦЕЛЬ. Учить операции сравнения, совершенствовать координационные способности.

ХОД ИГРЫ. Дети идут обычным шагом. По сигналу выполняют соответствующие движения.

Сигналы: «Высокие ворота» (обычная ходьба), «Низкие ворота» (ходьба в полуприседе), «Тяжёлые сумки» (руки вниз, напряжены, кулаки сжаты); «Лёгкая сумка» (ходьба, размахивая руками); «Едем на лыжах», «Бежим марафон», «Догоняем убегающего»; «Играем в «Классики» и т. п.

ЦЕЛЬ. Закреплять умение порядкового счёта в пределах 10, развивать координацию движений, слуховое внимание

МАТЕРИАЛ: мяч

ХОД ИГРЫ. Дети стоят по кругу. Ведущий – в центре круга с мячом. В соответствии с командами ведущего игроки считают по порядку до 10.

Усложнение: ведущий берёт мяч раньше, чем игрок досчитает до 10, бросает его следующему со словами «Считай дальше»

ВАРИАНТ. Ведущий бросает мяч и говорит «До пяти». Ребёнок называет числа до 5. Если даётся команда «После пяти», дети называют числа после пяти.

ТИХАЯ ОХОТА

ЦЕЛЬ. Развивать умение решать математические примеры, совершенствовать координационные и скоростные способности.

МАТЕРИАЛ: муляжи или картинки с изображением ягод и грибов с примерами и корзинки с цифрами

ХОД ИГРЫ. Играют 2 команды мальчиков и девочек. Педагог даёт команду: «Мальчики, за грибами!» («Девочки, за ягодами!»). Дети кладут в корзинки по 2 или 3 предмета так, чтобы в сумме числа на предметах соответствовали числу на корзине. По команде «Стоп!» сбор прекращается. Побеждает команда, собравшая большее количество грибов или ягод.

ДУЕТ СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР

ЦЕЛЬ. Развивать слуховое внимание, мышление, координацию движений

ХОД ИГРЫ. Все стоят в кругу, взявшись за руки и громко повторяют волшебные слова: «Дует сильный ветер, раз, два, три!» Затем один ребенок, на которого указывает ведущий, говорит: «Меняются местами те, кто любит… (кататься на велосипеде, плавать в бассейне, прыгать через скакалку и т. д.). Все, кому нравится делать это, перебегают на другое место в кругу.

После этого дети снова берутся за руки и игра продолжается.

ВАРИАНТ: «Меняются местами те, кто умеет…»

ОДИН, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ

ЦЕЛЬ. Учить детей действовать по одному и вместе с други­ми; развивать организаторские способности детей; развивать внимание детей, их ориентировку в пространстве, быстроту реакций; упражнять в счете и в основных движениях.

ХОД ИГРЫ. Под музыку дети двигаются по всей комнате в разных на­правлениях, используя энергичную ходьбу, бег, подскоки в зависимости от характера музыки. С окончанием музыки вос­питатель называет первую цифру. Дети должны построиться в соответствии с названным числом парами, тройками и т. д., встав в кружок или шеренгу и подняв руки вверх.

УЗНАЙ ДРУГА

ЦЕЛЬ. Совершенствовать тактильные ощущения, умение ориентироваться в пространстве.

МАТЕРИАЛ: повязка на глаза

ХОД ИГРЫ. Выбирается водящий, ему завязывают глаза. Остальные встают в круг. Водящий называет любое число. Педагог проходит за детьми и, дотрагиваясь за плеча каждого, считает вместе с детьми указанное ведущим число. На ком остановились, того игрока должен найти водящий, поочерёдно ощупывая волосы и одежду детей.

ВАРИАНТ. Водящий называет числа больше 5, меньше чем 8, больше 10, но меньше 15 и т. д.

ЗАЙМИ СВОЙ ДОМИК

ЦЕЛЬ. Развивать быстроту реакции, совершенствовать пространственные ориентировки. Уточнить название цветов, геометрических фигур, цифр.

МАТЕРИАЛ: разноцветные флажки, цветные домики. Для 1варианта игры различные предметы или картинки с изображением предметов. На домиках – геометрические фигуры. Для 2 варианта игры - числовые карточки, на домиках – цифры.

ХОД ИГРЫ. В различных местах расположены модели домиков с условными обозначениями (цвет). По сигналу «Займи свой домик» дети подходят к домикам. Тот, кто ошибся, получает штрафное очко.

1 ВАРИАНТ. Дети подходят к домику, если предмет похож на эту геометрическую фигуру.

2 ВАРИАНТ. Занять домик в соответствии с числовой карточкой.

ТАЙНОЕ ДВИЖЕНИЕ

ЦЕЛЬ. Развивать зрительную и моторную память и соотношение между ними.

ХОД ИГРЫ. Ведущий показывает различные гимнастические упражнения. Участники игры повторяют за ведущим все упражнения, кроме тайного – заранее оговорённого. Вместо этого упражнения дети должны выполнять другое, также заранее оговорённое. Например, подпрыгнуть на правой ноге 3 раза.

Отмечаются дети, без ошибок выполнившие упражнения.

ВОТ ТАК ПОЗЫ

ЦЕЛЬ. Развивать моторную и зрительную память, произвольный самоконтроль, устойчивость внимания.

ХОД ИГРЫ. Водящий сначала определяет количество «Я запомню 4 (3) позы». Выходят 4 (3) человека и принимают позы, соответствующие определённому виду спорта. Посмотрев на них водящий должен запомнить, воспроизвести и прокомментировать после того, как все дети вернутся в исходное положение.

Если все позы воспроизведены, водящий получает такое же количество очков. Каждая ошибка - -1.

ВОЛШЕБНАЯ ЦИФРА

ЦЕЛЬ. Закреплять математический счёт, совершенствовать память, развивать координационные способности.

МАТЕРИАЛ: карточки с цифрами на ковре или мате.

ХОД ИГРЫ. Детям называют его волшебную цифру. По сигналу все участники бегут к коврику и находят свою цифру, затем обегают коврик справа и возвращаются к месту старта.

Отмечаются дети, быстро и правильно выполнившие задание и попавшие в Страну знаний.

НАЙДИ ПАРУ

ЦЕЛЬ. Совершенствовать восприятие количества предметов. Развивать внимание, быстроту движений.

МАТЕРИАЛ: различные числовые карточки

ХОД ИГРЫ. Дети берут по одной числовой карточке и ходят врассыпную. По команде «Найди пару!» играющие быстро находят пару числовой карточки с таким же количеством предметов, взяться за руки и построиться в колонну.

Побеждает пара, первой выполнившая задание

НАЙДИ СВОЙ ПУТЬ

ЦЕЛЬ. Развитие умений выявлять и абстрагировать свойства предметов. Совершенствовать двигательные кмения.

МАТЕРИАЛ: логические блоки Дьенеша, большое панно с лабиринтом.

ПРАВИЛА ИГРЫ. Пройти к домику, взять предмет и выполнить соответствующее количество движений. Знаки на развилке дорог показывают, на какую дорожку свернуть.

СЛУШАЙ, ДВИГАЙСЯ, СЧИТАЙ

ЦЕЛЬ. Развивать слуховое внимание, быстроту двигательной реакции

ХОД ИГРЫ. В процессе передвижения по комнате, играющие выполняют задания ведущего:

Один свисток – подпрыгнуть вверх, два свистка – повернуться вокруг себя, три свистка – ходьба с высоким подниманием бедра и т. п.;

Выполнение движений в определённой последовательности: - два прыжка вверх, два прыжка вперёд;

Три шага – равновесие на правой ноге, три шага – равновесие на левой ноге.

ПОДВИЖНЫЙ СЧЁТ

ЦЕЛЬ. Совершенствовать умение решать арифметические примеры. Развивать координационные способности, двигательную раскрепощённость.

МАТЕРИАЛ: кубики с цифрами в противоположной стороне от карточек с арифметическими примерами.

ХОД ИГРЫ. Выбирается ведущий. Он показывает одну из карточек с примером. Дети, решив его, бегут к кубикам с цифрами и возвращаются к ведущему, который проверяет правильность решения. Кто первым выполнил задание – становится ведущим.

ВАРИАНТ. Примеры с неизвестным слагаемым.

другие презентации о видах игр

«Развивающие игры для дошкольников» - Память. Влияние игр на развитие психических процессов. Рекомендации педагогам для работы с детьми по развитию памяти. Рекомендации педагогам по развитию восприятия. Внимание – избирательная направленность восприятия. Рекомендации педагогам для работы с детьми по развитию внимания. «Нелепицы». Развивающая игра «Кто где находится?».

«Логико-математические игры для дошкольников» - Интеллектуальное развитие дошкольников. Цифроград. Веселый человечек Палочкин. Вьетнамская игра. Рыба Кит. Сказочный человечек Геометрик. Задачи логико-математического развития. Принцесса Циферька. Авторское пособие. Город геометрических фигур. Реализация проекта. Вид проекта. Город веселых мастеров.

«Дидактические игры для дошкольников» - Времена года. Птички на ветках. Грибная полянка. Угадай правило. Ознакомление с природой. Лети листок. Игра “Кто где живёт”. Мастер-класс по подборке дидактических игр. Игра “Что в корзину мы берем”. Какое время года. Вершки и корешки.

«Пожарная безопасность для детей» - Игры бывают разными. «Разложи картинки по порядку». «Опасные предметы». Задачи дидактической игры. Дети и пожарная безопасность. Цель обучения. Дидактические игры по обучению дошкольников. Детям свойственна тяга к огню. «Четвертый лишний». «Хорошо – плохо». Что нужно для пожарного щита. Требования к дидактическим играм по пожарной безопасности.

«Игры при обучении грамоте дошкольников» - Отгадайте загадку. Закончи предложение. Зоя раскрыла. В белом сарафане стала на поляне. Брат с братом через дорожку живут. Придумать предложения по схеме к картинке. Назовите слова и место звука “З”. Сколько в слове слогов. Что общего. Назови первый звук в словах. Слова, в названии которых есть слог “ЗА”.

«Игры по обучению грамоте» - Занимательные карточки. Дружные пингвины. Прочитай по первым буквам. Узор звуков. Чтение. Логопедическое лото. Подбери схему. Дерево Ель. Подбери куклам одежду. Машины. Магазин. Дидактические игры по обучению грамоте.

«Значение логических и математических игр в работе с детьми дошкольного возраста»

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка.
Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением различных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного периода – школьного детства.
То, что ребенку с первых дней его жизни необходимы упражнения для развития всех мышц, понимают все. Уму также необходима постоянная тренировка. Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни. Он быстрее находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональные решения; мобилен, оперативен, проявляет точные и быстрые реакции.
Так, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике.
Усвоению достаточно сложных математических знаний (отношения эквивалентности, порядка, комбинаторики), формированию интереса к ним помогает игра – одно из самых привлекательных для детей занятий. Игра – естественный для ребенка вид деятельности. В игровой деятельности ребенок осваивает разнообразные представления, самостоятельно «открывает» способы действий, познает некоторые зависимости и закономерности окружающего мира, расширяет свой опыт познания.
Особо подчеркнем роль логико – математической игры как метода обучения и развития математических представлений.
Логико – математические игры развивают у детей: самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности. Способствуют: освоению детьми средств познания: эталонов (цвет, форма), эталонов мер (размер, масса), моделей образов, представлений речи; накоплению логико - математического опыта, овладению способами познания: сравнением, обследованием, уравниванием, счетом.
Для данного вида игр характерна: игровая направленность деятельности, насыщение проблемными ситуациями, творческими задачами, наличие ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследования, схематизацией. Обязательным требованием к данным играм является их развивающее воздействие.
Логико – математические игры конструируются на основе современного взгляда на развитие математических способностей ребенка. К ним относятся стремление ребенка получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать и графически.
Данные игры способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребенка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к обучению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.
Таким образом, проблема логико – развивающей, математической игры, как средства познавательной активности ребенка, является актуальной.
Осознав важность выше изложенного, я определила тему своей работы
«Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр».
Прежде чем начать работу определила её цель – способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через логико-математические игры.

Выделила задачи:
1. Развивать у детей интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
2. Способствовать развитию образного и логического мышления, умений воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т.д.

3. Развивать произвольное внимание, умение использовать приемы мнемотехники.
4. Повышать способность к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения, и др.

Для решения поставленных задач мною была проведена следующая работа:

Создана соответствующая развивающая среда /в группе создана «Игротека», где расположены развивающие, дидактические игры, оформлен центр «Математики и конструирования»…/;
-разработана модель педагогического процесса;
- разработан перспективный план по данной теме на все возрастные группы;
- разработан цикл развивающих образовательных ситуаций и совместной деятельности с детьми;
- составлена картотека логико-математических игр;
- оформила буклеты с рекомендациями для педагогов и родителей.

Как воспитателю мне предстояло решать и такие задачи как: формировать личностные качества ребенка, развивать внимание, память, речь, прививать навыки культурного общения, умение вести диалог с взрослым, общаться со сверстниками.
Для успешного решения задач необходим индивидуальный подход в обучении и воспитании детей. Именно такой подход помогает создавать представления о каждом ребенке, совместно с воспитателем и родителями вовремя влиять на его развитие.
В этом помогают мне, игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизинера с их ориентацией на индивидуальный подход, с их универсальностью в решении разнообразных обучающих и воспитательных задач, с их привлекательностью с эстетической точки зрения.

Работа по развитию логического мышления у дошкольников будет успешна при соблюдении ряда
условий:

1.Работа с детьми будет проведена в системе по заранее разработанному плану, то есть модели педагогического процесса.

2.Мероприятия, реализующие программу формирования логико-математического мышления, связаны с работой в повседневной жизни.

3.Использованы разнообразные формы работы (развивающие образовательные ситуации, совместная и самостоятельная деятельность, клуб, досуги, праздники), и виды деятельности (игра, наблюдения, художественно-продуктивные)

4.Применены диагностические методики, определяющие уровень формирования логико-математического мышления у детей.


Для решения поставленных задач мы использовали на разных этапах следующие методы работы :
- Анализ научной и методической литературы по проблеме развития логического мышления детей;
- Изучение имеющихся знаний у детей;
- Разработка и апробация моделей педагогического процесса;
- Анализ полученных результатов.
В своей работе опирались на принципы организации игр /С.А. Шмаков/.
-Отсутствие принуждения;
-Развитие игровой динамики /от малых успехов к большим/;
-Поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей;
-Взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

- Переход от простейших форм и способов осуществления игровых действий к сложным.

Учитывали, что для логико – математической игры характеры :
Наличие завязки сюжета, действия лиц и следование сюжетной линии на протяжении всего занятия.
Наличие схематизации, преобразования, познавательных задач на выявление свойств и отношений, зависимостей и закономерностей.
Игровая мотивация и направленность действий, их результативность.
Наличие ситуаций обсуждения, выбора материала и действий, коллективного поиска пути решения познавательной задачи.
Овладение действиями соотнесения, сравнения, воссоздания, распределения группировки.
Общая направленность на развитие инициативы детей.
Современные логико-математические игры разнообразны: настольно-печатные игры /«Цвет и форма», «Игровой квадрат», «Логоформочки»/, игры на объемное моделирование /«Кубики для всех», «Геометрический конструктор», «Шар»/, игры на плоскостное моделирование /«Танграм», «Крестики», «Соты», «Монгольская игра»/, игры из серии «Кубики и цвет» / «Сложи узор», «Уникуб»/, игры на составление целого из частей / «Дроби», «Чудо-цветик»/, игры-забавы /перевертыши, лабиринты/.
Предполагаемые игры и игровые упражнения - включенные в определенную систему представлены нами в виде игровых занятий, объеденным единым увлекательным сюжетом, что вызывало у детей активность и интерес к дальнейшей аналогичной деятельности. В ходе логико – математических игр ребенок осознанно воспринимает игровую задачу, целенаправленно решает ее.

Также в работе с детьми, использую большое количество коллективных игр, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности. Это такие игры, как «Домино», «Угадай-ка», «Необычные фигуры», «Засели домики», «Где, чей гараж», «Дорожки» и другие. В этих играх, кроме обучающих задач, я ставлю перед собой задачи личностного характера:
Научить работать коллективно;
Придерживаться определенных правил;
Уметь проигрывать, но стремиться к победе честными способами;
Воспитать чувство товарищества, сопереживания, сочувствия к проигравшему.
Все логико-математические игры учат детей мыслить логически, удерживать в уме сразу несколько свойств предмета, уметь кодировать и декодировать информацию.

Использование развивающих, логико - математических игр способствует появлению у ребят интереса к познавательной деятельности, развитию их мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук. Каждый ребенок учился играть в своем темпе, так как после занятий можно было еще раз выполнить задание, лучше понять его суть.

Немаловажную роль занимает организация самостоятельной деятельности в специально организованной развивающей среде. В свободном пользовании у детей находятся разнообразные логико – математические игры: «Сделай сам», «Уникуб», «Кубики для всех», «Дроби», «Палочки Кюзинера», «Блоки Дьенеша», «Игровой квадрат», «Танграм», «Сложи узор», «Шар», «Игра с цветом» и другие.
Развитие логического мышления и познавательной активности невозможно без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье.
Мною были выделены некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей в этой сфере деятельности:
1. Информировать родителей о задачах и содержании логико - математических и развивающих игр, используемых в детском саду.

2. Участие родителей в работе по развитию познавательной активности логического мышления дошкольников (математические ярмарки, праздники, конкурсы).
3. Создание обогащенной развивающей среды в дома.
4. Организация семейного клуба в целях обеспечения сотрудничества детского сада с семьей.
Опыт показывает, что воспитатель, умеющий правильно подбирать игры, стимулировать самостоятельную познавательно-игровую деятельность дошкольников «обречен» на хороший результат.

Примеры игр:
Игра с блоками Дьенеша
«Помоги Зайка»

Цель: Продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных. Закрепление счета.
Игровой материал: блоки Дьенеша.
Правила игры: С помощью фигур закрыть белые «отверстия».
Жил – был Зайка, у которого был очень красивый ковер. Однажды к нему в дом тайком пришла Лиса и пока Зайка бегал по лесу, Лиса прогрызла в ковре дыры. Сосчитай, сколько дыр стало в ковре. Теперь возьми фигуры и помоги Зайке починить ковер.

Игра с двумя обручами.
Цель: Формирование логической операции, обозначаемой союзом «и», классификация по двум свойствам.
Игровой материал: Два обруча, геометрические фигуры.
Правила игры: Игра имеет несколько этапов.
1. Перед началом игры необходимо выяснить, где находятся 4 области, определяемые на игровом листе двумя обручами.
2. Затем один из играющих называет правила игры. Например расположить фигуры так. Чтобы внутри красного обруча оказались все красные фигуры, а внутри зеленого – все зеленые.
3. В соответствии с правилом играющие выполняют ходы поочередно, причем каждым ходом кладут одну из имеющих у них фигур на соответствующее место.
4. После решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы: какие фигуры лежат внутри обоих обручей; внутри зеленого, но вне красного обруча, внутри красного, во вне зеленого обруча; вне обоих обручей.
Внимание: фигуры надо называть с помощью двух свойств – цвета и формы.
Игру с двумя обручами можно проводить много раз, варьируя правила игры.

Варианты игры.
Внутри красного обруча Внутри зеленого обруча
все квадратные фигуры все зеленые фигуры
все желтые фигуры все треугольные фигуры
все прямоугольные фигуры все большие фигуры
все малые фигуры все зеленые фигуры
все красные фигуры все круглые фигуры
все круглые фигуры все квадратные фигуры

Наталия Бабалыхян
Логико-математические игры в работе с дошкольниками

Каждый дошкольник - маленький исследователь. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка.

Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением различных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе.

То, что ребенку с первых дней его жизни необходимы упражнения для развития всех мышц, понимают все. Уму также необходима постоянная тренировка. Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи , наиболее приспособлен к жизни. Он быстрее находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональные решения; мобилен, оперативен, проявляет точные и быстрые реакции.

Так, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования . Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике .

Усвоению достаточно сложных математических знаний (отношения эквивалентности, порядка, комбинаторики, формированию интереса к ним помогает игра – одно из самых привлекательных для детей занятий. Игра – естественный для ребенка вид деятельности. В игровой деятельности ребенок осваивает разнообразные представления, самостоятельно «открывает» способы действий, познает некоторые зависимости и закономерности окружающего мира, расширяет свой опыт познания.

Логико – математические игры развивают у детей : самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности. Способствуют : освоению детьми средств познания : эталонов (цвет, форма, эталонов мер (размер, масса, моделей образов, представлений речи; накоплению логико - математического опыта, овладению способами познания : сравнением, обследованием, уравниванием, счетом.

Для данного вида игр характерна : игровая направленность деятельности, насыщение проблемными ситуациями, творческими задачами, наличие ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследования, схематизацией. Обязательным требованием к данным играм является их развивающее воздействие.

Логико – математические игры конструируются на основе современного взгляда на развитие математических способностей ребенка. К ним относятся стремление ребенка получить результат : собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически.

Данные игры способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребенка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к обучению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.

Таким образом, проблема логико – развивающей , математической игры , как средства познавательной активности ребенка, является актуальной.

Осознав важность выше изложенного, я определила тему своей работы «Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр ».

Прежде чем начать работу определила её цель – способствовать развитию познавательной активности, логического мышления , стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через логико-математические игры .

Выделила следующие задачи :

1. Развивать у детей интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

2. Способствовать развитию образного и логического мышления , умений воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.

3. Развивать произвольное внимание, умение использовать приемы мнемотехники.

4. Повышать способность к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения, и др.

Для решения поставленных задач мною была проведена следующая работа :

Создана соответствующая развивающая среда /в группе создана «Игротека» , где расположены развивающие, дидактические игры , оформлен центр «Математики и конструирования» …/;

- разработана модель педагогического процесса;

- разработан перспективный план по данной теме на все возрастные группы;

- разработан цикл развивающих образовательных ситуаций и совместной деятельности с детьми;

Составлена картотека логико-математических игр ;

Как воспитателю мне предстояло решать и такие задачи как : формировать личностные качества ребенка, развивать внимание, память, речь, прививать навыки культурного общения, умение вести диалог с взрослым, общаться со сверстниками.

Для успешного решения задач необходим индивидуальный подход в обучении и воспитании детей. Именно такой подход помогает создавать представления о каждом ребенке, совместно с воспитателем и родителями вовремя влиять на его развитие.

В этом помогают мне, игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизинера с их ориентацией на индивидуальный подход, с их универсальностью в решении разнообразных обучающих и воспитательных задач, с их привлекательностью с эстетической точки зрения.

Работа по развитию логического мышления у дошкольников будет успешна при соблюдении ряда условий :

1. Работа с детьми будет проведена в системе по заранее разработанному плану , то есть модели педагогического процесса.

2. Мероприятия, реализующие программу формирования логико -математического мышления, связаны с работой в повседневной жизни.

3. Использованы разнообразные формы работы (развивающие образовательные ситуации, совместная и самостоятельная деятельность, клуб, досуги, праздники, и виды деятельности (игра, наблюдения, художественно-продуктивные…

4. Применены диагностические методики, определяющие уровень формирования логико -математического мышления у детей.

Для решения поставленных задач мы использовали на разных этапах следующие методы работы :

Анализ научной и методической литературы по проблеме развития логического мышления детей ;

Изучение имеющихся знаний у детей;

-Разработка и апробация моделей педагогического процесса;

Анализ полученных результатов.

В своей работе опирались на принципы организации игр /С. А. Шмаков/.

Отсутствие принуждения;

Развитие игровой динамики /от малых успехов к большим/;

Поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей;

Взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

Переход от простейших форм и способов осуществления игровых действий к сложным.

Учитывали, что для логико – математической игры характеры :

Наличие завязки сюжета, действия лиц и следование сюжетной линии на протяжении всего занятия.

Наличие схематизации, преобразования, познавательных задач на выявление свойств и отношений, зависимостей и закономерностей.

Игровая мотивация и направленность действий, их результативность.

Наличие ситуаций обсуждения, выбора материала и действий, коллективного поиска пути решения познавательной задачи.

Овладение действиями соотнесения, сравнения, воссоздания, распределения группировки.

Общая направленность на развитие инициативы детей.

Современные логико-математические игры разнообразны : настольно-печатные игры / «Цвет и форма» , «Игровой квадрат» , «Логоформочки» /, игры на объемное моделирование /«Кубики для всех» , «Геометрический конструктор» , «Шар» /, игры на плоскостное моделирование /«Танграм» , «Крестики» , «Соты» , «Монгольская игра» /, игры из серии «Кубики и цвет» / «Сложи узор» , «Уникуб» /, игры на составление целого из частей / «Дроби» , «Чудо-цветик» /, игры-забавы /перевертыши , лабиринты/.

Предполагаемые игры и игровые упражнения - включенные в определенную систему представлены нами в виде игровых занятий, объеденным единым увлекательным сюжетом, что вызывало у детей активность и интерес к дальнейшей аналогичной деятельности . В ходе логико – математических игр ребенок осознанно воспринимает игровую задачу, целенаправленно решает ее.

Также в работе с детьми , использую большое количество коллективных игр, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности. Это такие игры , как «Домино» , «Угадай-ка» , «Необычные фигуры» , «Засели домики» , «Где, чей гараж» , «Дорожки» и другие. В этих играх, кроме обучающих задач, я ставлю перед собой задачи личностного характера :

Научить работать коллективно ;

Придерживаться определенных правил;

Уметь проигрывать , но стремиться к победе честными способами;

Воспитать чувство товарищества, сопереживания, сочувствия к проигравшему.

Все логико-математические игры учат детей мыслить логически , удерживать в уме сразу несколько свойств предмета, уметь кодировать и декодировать информацию.

Использование развивающих, логико - математических игр способствует появлению у ребят интереса к познавательной деятельности, развитию их мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук. Каждый ребенок учился играть в своем темпе, так как после занятий можно было еще раз выполнить задание, лучше понять его суть.

Немаловажную роль занимает организация самостоятельной деятельности в специально организованной развивающей среде. В свободном пользовании у детей находятся разнообразные логико – математические игры : «Сделай сам» , «Уникуб» , «Кубики для всех» , «Дроби» , «Палочки Кюзинера» , «Блоки Дьенеша» , «Игровой квадрат» , «Танграм» , «Сложи узор» , «Шар» , «Игра с цветом» и другие.

Развитие логического мышления и познавательной активности невозможно без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье.

Мною были выделены некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей в этой сфере деятельности :

1. Информировать родителей о задачах и содержании логико - математических и развивающих игр, используемых в детском саду.

2. Участие родителей в работе по развитию познавательной активности логического мышления дошкольников (математические ярмарки, праздники, конкурсы) .

3. Создание обогащенной развивающей среды в дома.

4. Организация семейного клуба в целях обеспечения сотрудничества детского сада с семьей.

Опыт показывает, что воспитатель, умеющий правильно подбирать игры , стимулировать самостоятельную познавательно-игровую деятельность дошкольников «обречен» на хороший результат.

Конспект «Логико-математические игры в образовательной деятельности дошкольников»

Составитель: Сафронова Татьяна Александровна воспитатель старшей группы МАДОУ №90 г.Тюмени.

Цель: формирование у детей логического мышления, через логико-математические игры.

Задачи:

Познавательное развитие:

  • формировать элементарные математические навыки в счёте до 10, отсчитывать счётные палочки по заданному числу в игре «Головоломка»
  • развивать у детей геометрическую зоркость закрепить представление о четырёхугольнике, дать представление о многоугольнике через игру «Разложи фигуры»
  • совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги (справа-слева, вверху-внизу, в углу) , через игру «Муравей идёт в гости» , «Карандашик заблудился»
  • развивать глазомер, через игру

Речевое развитие:

  • учить употреблять при объяснении решения игровых упражнений пользоваться выражением
  • совершенствовать диалогическую речь.

Художественно-эстетическое развитие:

  • вырабатывать навыки рисования простым карандашом с лёгким нажимом, обогащать сенсорный опыт
  • закреплять знания об основных формах предметов.

Социально-коммуникативное развитие:

воспитывать эмоциональную отзывчивость и желание общаться.

Физическое развитие:

формировать потребности в двигательной активности, через физкультминутку.

Предварительная работа: решение математических загадок, головоломок, упражнения в преобразовании фигур (игры со счётными палочками) , задания на развитие логического мышления, внимания, игры на развитие смекалки.

Инвентарь: раздаточный набор геометрических фигур на каждого ребёнка, набор счётных палочек на каждого ребёнка, листы с головоломками на каждого ребёнка, листы с лабиринтами, простые и цветные карандаши на каждого ребёнка.

Ход деятельности:

Вводная часть:

От входной двери группы раздаётся стук и входит Почтальон Печкин.

Здравствуйте! Вам посылка от Дяди Фёдора!

Здравствуйте! - отвечают дети.

Здравствуйте, Почтальон Печкин! Проходите к нам в гости! - говорит воспитатель.

Нет, нет! До Нового года осталось очень мало времени, а у меня ещё много писем и посылок для ребят. Я тороплюсь! До свидания всем!

До свидания, Почтальон Печкин!

Ребята, посмотрим, что же нам прислал Дядя Фёдор? - говорит воспитатель.

Да! - отвечают дети.

Воспитатель открывает посылку и достаёт письмо от Дяди Фёдора.

-Ребята, а вот и письмо:

«Дорогие, ребята! Скоро зимние каникулы! А у меня не выполнены задания по математике! Если я не успею их решить, мама не отпустит меня на каникулы в деревню Простоквашино! А в деревне меня уже ждут Кот Матроскин и Пёс Шарик. Помогите мне, пожалуйста!»

Ребята, поможем дяде Фёдору! - спрашивает воспитатель.

Да! - отвечают дети.

Тогда не будем зря терять время, приступаем к выполнению заданий. А вот и первое задание.

Воспитатель поочерёдно достаёт из посылки задания для выполнения.

Основная часть: (самостоятельная деятельность детей в решении игровых занимательных задач)

Воспитатель зачитывает задания для игры №1

Игра 1. «Разложи фигуры»

Цель: развитие внимания и мышления.

Задание:

Найдите и покажите на рисунке треугольники, четырёхугольники, круги.

Найдите фигуру, у которой 6 углов, - это шестиугольник.

Разложите фигуры, как показано на образце.

Материал: раздаточный комплект геометрических фигур на каждого ребёнка. И образец выполнения на магнитной доске.

Воспитатель зачитывает задания для игры№2

Игра 2 «Головоломка»

Цель: развитие логического мышления

Задание:

Учить детей составлять треугольники из определённого количества счётных палочек, пользуясь приёмом пристроения к одной фигуре, взятой за основу. Видеть и показывать при этом новую фигуру, полученную в результате составления, пользуясь выражением «присоединил к одной фигуре другую» , обдумывать практические действия.

Материал: наборы счётных палочек на каждого ребёнка, доска, мел.

1. Воспитатель предлагает детям отсчитать по 5 палочек, проверить и положить их перед собой. Затем говорит: «Скажите, сколько палочек потребуется, чтобы составить треугольник, каждая сторона которого будет равна одной палочке? Сколько потребуется палочек для составления 2 таких треугольников? У вас только 5 палочек, но из них надо составить 2 равных треугольника. Подумайте, как это можно сделать, и составляйте»

После того как большинство детей выполняет задание, воспитатель просит детей рассказать, как надо составить 2 равных треугольника из 5 палочек. Обращает внимание ребят на то, что выполнять задание можно по- разному. Способы выполнения надо зарисовать. При объяснении пользоваться выражением «пристроил к одному треугольнику другой треугольник» (слева и т.д.)

Вопросы для анализа «Как составил 3 равных треугольника? Какой из треугольников составил первым? Какие фигуры получились в результате?»

  1. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.
  2. Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.

Воспитатель зачитывает задания для игры №3

Игра №3 «Карандашик заблудился»

Цель: развитие логики через решение прохождения лабиринта.

Задание: Помоги карандашику найти путь к рисунку, который он нарисовал

Материал: картинки с лабиринтом на каждого ребёнка

Физкультминутка:

Мышь взобралась как-то раз, посмотреть который час,
Вдруг часы сказали: бом.
Мышь свалилась кувырком.
Мышь взобралась второй раз, посмотреть который час,
Вдруг часы сказали: бом-бом.
Мышь свалилась кувырком.
Мышь взобралась в третий раз, посмотреть который час,
Вдруг часы сказали: бом-бом-бом.
Мышь свалилась кувырком.

Воспитатель зачитывает задания для игры №4

Игра № 4 «Сколько животных за забором»

Задание: Сколько животных спряталось за забором.

Материал: картинки на каждого ребёнка

Воспитатель зачитывает задания для игры№5

Игра №5 «Муравей идёт в гости»

Цель: развитие логического мышления.

Задание: Отгадайте, в какой домик-гриб идет в гости муравей, если известно, что у этого домика не больше трёх этажей, но и не меньше двух, в нём не больше пяти окошек он без пристроек.

Материал: картинки с головоломкой на каждого ребёнка

Воспитатель зачитывает задания для игры№6

Игра № 6 «Кого не хватает»

Цель: умение находить закономерности.

Задание: Продолжи ряд. Какая рожица должна быть в пустой клетке. Нарисуй её.

Воспитатель зачитывает задания для игры№7

Игра №7 «Загадки»

1. Под кустами у реки жили майские жуки.

Доска, сын, отец и мать,

2. Посадила мама в печь, пироги с капустой печь.

Для Наташи, Коли, Вовы пироги уже готовы.

Да ещё один пирог

Кот под лавку уволок..

Сколько пирогов испекла мама (4)

3. В дом вошла Маринка,

За нею Иринка,

Потом вошёл Игнат.

Сколько всех ребят? (3)

Заключительная часть-рефлексия

Воспитатель обращается к детям

Ребята, вы такие молодцы! Вы отлично справились со всеми трудными заданиями и очень помогли Дяде Фёдору! Поаплодируйте себе! А я сегодня пойду на почту и отправлю посылку с вашими листочками – решениями для Дяди Фёдора и он поедет на зимние каникулы в Простоквашино.

Поделиться: