Семинар для молодых воспитателей Тема: «Методы активизации детей в ходе НОД. Создание игровой мотивации в различных видах НОД в зависимости от возраста детей

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования – 17 октября 2013 года был утвержден федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Который вместо передачи суммы знаний, направлен на развитие личности воспитанника на основе освоения способов деятельности. Уделяется особое внимание взаимодействию родителей, воспитателей и детей, семья становится реальным участником педагогического процесса, ребёнок рассматривается как самостоятельная, уникальная, индивидуальная личность.

Традиционные методы обучения и воспитания сменяются инновационными технологиями, которые направлены на совершенствование всей системы образования. Новый стандарт указывает на то, что вся система дошкольного воспитания должна работать на ребенка, строиться вокруг его интересов. Что главная особенность организации непосредственно образовательной деятельности - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

В дошкольном возрасте важнее развивать память, внимание, мышление, воображение: не сад должен готовить ребенка к школе, а школа - готовиться к ребенку: вундеркинду, проблемному в социализации, недостаточно развитому и пр. Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность. Родители должны знать о том, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы, а не умение читать и считать.

Для активизации формирования устойчивой мотивации к непосредственной образовательной деятельности мы используем следующие методы:

Игровые, наглядные, словесные и практические.

Игровые методы (Дидактическая игра, подвижная игра, воображаемая ситуация: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.)

Наглядные методы (Наблюдение и т.д.)

Словесные методы (Рассказ педагога и детей, пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах из детского опыта, творческие рассказы), беседа, художественное слово.)

Практические методы Упражнение, выполнение поручений, элементарные опыты, экспериментирование (с песком, водой, бумагой, магнитом, разными предметами).

Все эти методы используются в сочетании с приёмами:

Внезапное появление объектов, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации;

Показ (способов действий, образца);

Вопросы (побуждающие к мыслительной деятельности), указание, пояснение, объяснение, беседа;

Проблемные ситуации.

ФГОС ДО однозначно указывает на необходимость выстраивания планомерной, систематической работы дошкольной организации с семьями для гармоничного развития детей. Цель детского сада - сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей. Это не работа с семьей, а одна из новых форм – социальное партнерство! В настоящее время сложились устойчивые формы сотрудничества детского сада с семьей:

Педагогические гостиные, открытые просмотры в ДОУ разных видов деятельности, родительские собрания, мастер – классы, «Дни открытых дверей», круглые столы, исследовательские проекты, экскурсии, маршруты выходного дня, совместные досуги и праздники, спортивные соревнования и др.

Привлечение родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствует возникновению познавательной активности.

В нашем детском саду как форма взаимодействия детей, родителей и педагогов широко применяется метод проектов, который позволяет осуществлять бережное, деликатное, ненавязчивое, трепетное и, одновременно, максимальное раскрытие способностей, таланта, индивидуальности каждого воспитанника.

В практике дошкольного учреждения используются следующие типы проектов: исследовательские проекты, информационные, творческие, игровые. Дети взаимодействуют группой, коллективом. Они учатся объединяться в пары, подгруппы, приобретают навыки сотрудничества, вместе обсуждают пути осуществления замысла, поэтапно планируют и согласовывают свои действия, распределяют между собой обязанности и задания, помогают друг другу, выбирают адекватные способы решения.

Исследовательская деятельность воспитанников организована в форме занятия –экспериментирования, работой в мини лабораториях, создания мини – музеев в группах, дошкольных мини – конференциях и других.

Для проектирования, в группах создано соответствующее предметно- познавательное пространство, где дети активно осваивают разные способы познания окружающего мира:

  • Материалы для сенсорного развития;
  • Природные объекты;
  • Инструменты, приборы, наборы для моделирования природных явлений;
  • Наглядно-графические модели;
  • Системы условных обозначений: (наборы карточек и плакаты с изображением дорожных знаков, с обозначением погодных явлений и т.п.);
  • Иллюстрированные познавательные издания;
  • Дидактические и развивающие игры.

В ДОУ оборудована детская библиотека, включающая абонемент и читальный зал для дошкольников, класс ИКТ. Здесь дети с помощью взрослого находят необходимые пособия, доступные для их понимания энциклопедии. Наши воспитанники пользуются компьютером, смотрят учебные фильмы и мультфильмы, осваивают электронные, развивающие игры. Когда информационного поля ДОУ недостаточно, возможен выход за пределы учреждения: совместная поисковая деятельность взрослых и детей в библиотеках, музеях и других культурных центрах.

Входе работы детского сада в социальном партнерстве с родителями, реализовались следующие проекты:

- «Знакомьтесь, Самовар»;

- «Лекарственные растения»;

- «Улицы нашего города»;

- «Зачем овощи и фрукты?»;

- «Животные в русских народных сказках»;

- «Магнит и его свойства»;

- «Поможем воде стать чистой»;

- «Если хочешь быть здоров!»;

- «Защитники Отечества» и другие.

Результаты позволяют говорить о перспективности такой формы работы в формировании устойчивой мотивации к образовательной деятельности дошкольника. Коллектив ДОУ нацелен на дальнейшую работу в этом направлении.

Используемый материл:

http://www.docme.ru/

http://gigabaza.ru/doc/68842.html

К обучению остается актуальной проблемой и по сей день. На протяжении нескольких лет дети привыкают к одним правилам, но наступает момент, когда им приходится серьезно изменить свои взгляды и образ жизни. Объяснить ребенку важность и необходимость таких изменений непросто, и тут на помощь родителям приходит опыт специалистов в области детской психологии.

Ценность качественной мотивации

Воспитание ребенка — это целое искусство. Недостаточно привить азы морали и поведения в обществе. Задача родителей в том, чтобы вырастить достойную , приспособленную к самостоятельной жизни. Многолетний опыт показывает, что метод кнута и пряника в деле воспитания не дает желаемых и устойчивых результатов. Бесполезно против воли заставлять ребенка делать то, что, по его мнению, выполнять необязательно. А вот способна творить настоящие чудеса.

Можно к учебе, спорту, занятию искусством и многому другому. А чтобы запустить процесс, родителям нужно ближе познакомиться с тем, что такое мотивация, какие ее виды бывают и как правильно мотивировать ребенка, руководствуясь его личностными характеристиками, без привлечения специалистов.

Виды мотивации

По-разному интерпретируется специалистами, но в общем понимании это умение индивидуума путем деятельности удовлетворять свои потребности и желания. А вот процесс стороннего мотивирования можно сравнить с манипуляцией, которая может быть положительной и отрицательной. По В. К. Вилюнасу, мотивация — это целая система процессов, которые побуждают человека к действию.

Специалисты в области психологии выделяют 6 видов мотивации, это:

  1. . Не связана с конкретным процессом, а обусловлена результатом. Например, ребенок учится не ради получения знаний, а ради высоких оценок, похвалы и получения других наград.
  2. Внутренняя. Прямая противоположность предыдущему виду. Человека мало интересует результат, он полностью погружен в сам процесс выполнения задачи. Внутренняя мотивация может включать:
    • Познавательные мотивы. Они основаны на заинтересованности в получении знаний и навыков. Мотивация формируется в раннем возрасте и зависит от многих условий: уровень развития нервной системы, характер воспитания, обстановка в семье и т.п. Если не поддержать врожденный познавательный мотив, в будущем его потребуется восстанавливать. Поэтому полезно даже с маленькими детьми посещать выставки, экскурсии и прочие мероприятия познавательного характера.
    • Социальные мотивы. Подразумевают желание ребенка быть полезным сначала в кругу семьи, а затем и в обществе. Сюда же включено стремление стать грамотным, успешным, научиться взаимодействовать с коллективом и окружающими.
    • Мотив избегания неудачи. В этом случае дети делают все для того, чтобы избежать плохих отметок и неодобрительных замечаний в свой адрес. При такой мотивации именно от оценок будет зависеть то, насколько сильно ребенок будет тянуться к учебе и будет ли он это делать вообще.
    • Мотивация достижения. В школьные годы, как правило, именно эта мотивация становится доминирующей. Особенно ярко она прослеживается у детей с высоким уровнем успеваемости. Им важно качественно и своевременно выполнять задания и получать соответствующее поощрение. Цель такой мотивации — стать профессионалом. Ребенок может намеренно брать в работу сложные задачи и прикладывать максимум усилий для их решения.
  3. Положительная. Мотивация, которая базируется на положительном стимулировании. Пример положительной мотивации ребенка: «если выучу уроки, то получу сладкое и пойду на аттракционы».
  4. Отрицательная. Мотивация, исходящая из негативных стимулов, например: «если не выучу уроки, то буду наказан».
  5. Устойчивая.
  6. Неустойчивая.

Нюансы мотивации дошкольников

В возрасте 6-7 лет имеет место каждая из вышеперечисленных мотиваций, однако преобладание какой-либо оказывает влияние на формирование характера индивидуума и его учебу в будущем. Определить преобладающий вид мотивации сложно, так как на поставленные вопросы дети часто отвечают шаблонно. Например, если задать ребенку вопрос, хочет ли он учиться в школе, он, скорее всего, не задумываясь, ответит утвердительно, что связано сразу с несколькими причинами. Во-первых, дети знают, какой ответ от них хотят получить взрослые, и дают его. Во-вторых, ребенок не имеет достаточных знаний о том, что подразумевает под собой обучение в школе. Поэтому дать точный ответ, не понимая сути вопроса, он не может.

Базовые потребности дошкольников формируются еще в раннем детстве, поэтому в процессе становления мотивов у ребенка большое значение имеет семья. Мотивационная основа школьного обучения основывается на:

  • желании индивидуума получать информацию из книг, журналов, справочников и т.п.;
  • осознании важности обучения;
  • умении находить баланс между «хочу» и «надо»;
  • навыке завершать начатые дела;
  • умении давать грамотную оценку своим действиям и полученным результатам, выявлять собственные ошибки;

Самый сильный мотиватор для любого ребенка — возможность получить награду. Ради того чтобы заполучить желаемое, дети могут выполнять неприятные и скучные для них дела. Пример этого можно наблюдать в процессе, когда ребенок моет посуду, зная, что по завершении дела будет приятная награда в виде просмотра мультфильмов или компьютерной игры. В этом случае также можно говорить о добровольной подмене своего «хочу» на взрослое «надо».

Формирование положительного отношения к обучению

В общих чертах можно выделить два пути создания положительной мотивации ребенка к обучению.

Первый — формировать у дошкольника положительные эмоции по отношению к самому процессу, в который ребенок включен. Это может происходить сразу несколькими способами:

  • одобрение со стороны педагога;
  • вера родителей в своего ребенка;
  • поощрение даже за самые маленькие достижения;
  • поддержка и заинтересованность взрослых в том, чем занимается ребенок.

В этом случае стоит избегать критики дошкольника, акцентируя внимание на том, что он делает хорошо, а не на том, где ребенок потерпел неудачу.

Второй путь подразумевает процесс создания положительной за счет осознания важности обучения. Дошкольнику подробно и на протяжении относительно длительного периода объясняют пользу обучения, что именно от учебы получит ребенок. Он должен понять, что образование нужно ему (например, для достижения желаемого результата в будущем), а не родителям или учителю. Однако такое мотивирование дошкольников нельзя назвать устойчивым. Стоит только ребенку потерять желание того, на что его настраивали изначально, как мотивация сойдет на нет.

Важные условия для формирования мотивации у дошкольников

К основным условиям, которые необходимы для успешной мотивации детей дошкольного возраста, можно отнести:


Чтобы обеспечить полноценные условия для эффективного мотивирования, нужно создать благоприятный психологический климат. Ребенку очень сложно сосредоточиться, если в доме постоянно происходят конфликты. Это вызывает в нем страх и другие негативные эмоции.

Наглядные примеры мотивации дошкольников

При развитии мотивации в дошкольном возрасте действия родителей не обязательно должны быть направлены на само обучение. Например, развить усидчивость у дошкольника можно с помощью игр, а применять полученный навык он будет в учебе.

Несколько примеров того, как родители могут влиять на ребенка и стимулировать деятельность, к которой он изначально испытывает неприязнь.

Трудовая деятельность

Наверное, каждый родитель согласится, как тяжело приобщить ребенка к чистоте и порядку и особенно к самому процессу уборки. Но все может измениться, если переключиться на игру. Например, игрушкам можно помочь добраться до своих домиков (расставить по полкам или сложить их в ящик). Подключить ребенка к настоящей уборке можно посредством личного примера и путем постановки перед ним несложных задач, в которых он будет выступать помощником.

Мало детей смогут отказаться от «взрослого» поступка — протереть пыль или вымыть небольшой участок пола. Задача родителя — поблагодарить, похвалить ребенка и дать понять, что без него справиться с задачей было бы сложнее. Важно воздержаться от критики ребенка, если он что-то сделал не так — это навсегда отобьет у него желание наводить чистоту.

Нелюбимые блюда

Дети еще не понимают пользы продуктов, поэтому хотят есть только вкусное. Накормить ребенка, например, кашей, часто становится непосильной задачей для родителей. Но и тут на помощь придет мотивация. И вариантов здесь много — от интересного оформления самого блюда до использования увлекательных рассказов и сказок в процессе еды. Нужно проявить фантазию и подать ребенку блюдо, которое будет оформлено необычно и привлекательно. Это вызовет у ребенка желание съесть все предложенное.

Еще один способ накормить ребенка тем, что ему не нравится, — включить его воображение. Можно представить ему блюдо не как еду, а как армию полезных солдатиков, которые хотят оберегать его здоровье, силу (для мальчиков) и красоту (для девочек). Но попасть внутрь и приступить к работе они могут, только если сам малыш поможет им, т.е. съест. Чем красочнее и интереснее будет представлен процесс, тем эффективнее такой метод.

Две типичные ошибки родителей

Первая ошибка, которую совершают большинство родителей, состоит в том, что они не поддерживают стремление ребенка познавать все новое. После рабочего дня взрослые устают, и у них не остается сил на то, чтобы ответить на вопросы ребенка. Не каждый родитель хочет прилагать усилия, чтобы объяснить ребенку что-то непонятное, ведь куда легче сказать шаблонное «подрастешь — узнаешь» или «хватит спрашивать всякие глупости». Если дошкольник регулярно получает такой ответ, его любопытство просто сходит на нет, как и мотивация. Ни в коем случае нельзя отталкивать ребенка в таких ситуациях. Нужно стараться объяснить все просто и доступно для него. Если подходящие слова не приходят на ум, всегда можно обратиться к детским энциклопедиям, познавательным передачам и мультфильмам. Даже если родитель не знает ответа на поставленный ребенком вопрос, можно честно сказать об этом и предложить вместе поискать ответ в соответствующих источниках информации.

Вторая распространенная родительская ошибка — возлагать задачу формирования мотивации дошкольника на сторонние заведения: сначала на детский сад, а затем и на школу. В этот же разряд ошибок можно отнести запоздалую реакцию взрослых, считающих, что в 2-3 года ребенок еще слишком мал для мотивирования, да и в 5 лет он тоже еще ничего не понимает. Это очень большое заблуждение! Как раз в то время, когда ребенок только начинает вести активную социальную жизнь, делает свои первые шаги (а это происходит примерно в 1-1,5 года), уже необходимо уделять больше внимания мотивированию ребенка. Если не упустить момент, в дальнейшем учеба будет даваться намного легче. Ребенок будет сам стремиться к обучению без дополнительной стимуляции со стороны взрослых.

Как уже говорилось ранее, базовая мотивация берет свое начало в семье ребенка, поэтому родители должны принимать активное участие в подготовке дошкольника к обучению.

Специалисты в области детской психологии предлагают использовать следующие практические рекомендации:

  1. В процессе мотивации дошкольника важно учитывать интересы ребенка, его индивидуальные потребности и приоритеты. В самом начале основная цель заключается не в том, чтобы обучить ребенка, а в том, чтобы привить желание учиться с удовольствием. Например, если ребенку нравятся стихи, то развивающий процесс нужно строить на этом, и даже таблицу умножения можно учить, используя рифмы.
  2. Очень важно создать у ребенка положительный образ школы. Звучит очень просто, но в обществе ребенок может слышать обратное. Усложняется ситуация в семьях, где есть дети постарше, которые жалуются на школу и на то, как тяжело в ней учиться. Такие высказывания формируют у ребенка устойчивое мнение об учебном заведении как о чем-то плохом и скучном. Нужно оградить ребенка от таких отзывов.
  3. Создать приблизительное представление о школе. Так как ребенок еще не может понять, что именно преподают в школе и чем там придется заниматься, информация может подаваться в игровой форме. Особенности мотивации дошкольников заключаются в том, что все усваивается посредством игр. Например, рисование веселых и ярких картин — ИЗО; прыжки, игры — физкультура; чтение захватывающих рассказов и сказок — литература. Подобное времяпровождение доставит ребенку положительные эмоции, и он поймет, что в школе может быть очень интересно.
  4. Развитие кругозора. Дошкольник хоть и маленький, но у него есть уже свое мнение, накопленный опыт и знания. Очень полезно разговаривать с ребенком на интеллектуальные темы, спрашивать его мнение по разным вопросам. Нужно воспринимать дошкольника как маленького взрослого, тогда он будет чувствовать, что его мнение важно и интересно, а значит нужно больше узнавать, чтобы потом общаться.

Полезная информация для родителей

Чтобы ребенок тянулся к знаниям, полезно уже с раннего детства окружить его интеллектуальными играми. Это могут быть кубики, пазлы, головоломки и т.п. Таким образом, под видом игры он будет развивать свое мышление. Полезно выбирать игры, предполагающие работу с мелкими деталями, например нанизывание бусин на леску, — это повышает концентрацию и усидчивость у ребенка.

Детям нужно давать возможность принимать решение и поступать так, как они считают нужным. Конечно, все должно быть в пределах разумного, но именно в таких ситуациях дошкольники учатся развивать логическую цепочку, делать выводы, давать оценку своим действиям, нести ответственность за принятое решение. Это придает ребенку уверенность, у него возникает чувство «взрослости». Хорошо укрепляет уверенность в себе успешное выполнение поставленных задач. Малышу нужно давать задания, с которыми он точно справится. Чувство выполненного долга сделает свое дело.

Чтобы не вызвать в ребенке страх неудач, следует помогать ему в выполнении заданий, направлять его. Тогда со временем к нему придет уверенность, он не будет бояться сложностей и со всем научится справляться без посторонней помощи.

Важно научить дошкольника не бояться высказывать свое мнение и отстаивать его. В семейных разговорах у малыша полезно спрашивать, что он думает по поводу ситуации и на чем именно строится его мнение. Это научит ребенка обосновывать сказанное и принимать решение, основываясь на логических рассуждениях.

Не стоит потакать детским «хочу» и покупать игрушки и сладости по первому требованию. Ставить жесткие границы тоже не стоит. Если покупка недешевая, необходимо объяснить малышу, что на нее нужно заработать. Например, навести порядок или постирать свои вещи. Ребенок поймет, что не все в жизни дается просто так, а чтобы что-то получить, нужно потрудиться.

Дошкольникам полезно читать детские книги. В процессе чтения можно фантазировать и представлять происходящее в книге, еще лучше, если получится воспроизвести действие книги в виде постановки домашнего театра. В качестве актеров могут выступить игрушки. Польза таких занятий бесценна — происходит развитие воображения, творческих способностей, памяти.

В деле мотивации дошкольников особая роль отводится развитию любознательности. Идеальное занятие с этой целью — эксперименты. Есть много самых разных вариантов лабораторных работ для маленьких химиков, которые удивляют не только детей, но и взрослых. Это разовьет в ребенке дух первооткрывателя и тягу к знаниям.

Очень важно позволить дошкольнику ошибаться. Личный опыт — лучший и запоминающийся урок. Не нужно ругать ребенка. Наоборот, следует поддержать его и объяснить, что ошибаться это нормально, а не совершает ошибок только тот, кто ничего не делает. Для многих родителей такое окажется непростым занятием, зато это облегчит процесс воспитания в будущем. Когда ребенок будет понимать, что за содеянное отвечать придется только ему, он несколько раз подумает, прежде чем что-то сделать.

Дошкольника — процесс трудоемкий, но вполне реальный. Дать рекомендации, подходящие для всех, нельзя, ведь каждый ребенок индивидуален. Если учитывать особенности ребенка, его потребности и приоритеты, эффективность от мотивирования будет значительно выше.

Абдинова Роза Рушановна, воспитатель, МАДОУ Детский сад комбинированного вида № 12 «Журавушка» Саратовская область г. Балаково.
Для успешного построения НОД нужно заинтересовать ребенка, придумать игровую мотивацию. В форме игры у детей успешнее происходит привитие знаний из различных образовательных областей, развивается память и мышление.

Дата публикации: 29.06.2015

Создание игровой мотивации в различных видах НОД в зависимости от возраста детей.

Дошкольное детство – время первоначального становления личности. В дошкольном воз-расте процесс познания у ребенка происходит эмоционально- практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.

Реализация этой задачи требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию де-тей, организации всего образовательного процесса. Многочисленными исследованиями пе-дагогов и психологов доказано, что процесс усвоения новых знаний является эффективным, если опирается на личный опыт ребенка и зону интереса.

Нельзя обязать человека понять что-либо, его нужно заинтересовать. Поэтому задача педаго-га так построить НОД, чтобы максимально удержать внимание ребенка, его интерес, увле-ченность учебной деятельностью. Для каждой НОД нужно продумать игровую мотивацию.

Мотивация – это результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, це-лей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности. Мотивация (от латинского movere) побуждение к действию. Общеизвестно, что деятельности без мотива не бывает. С этой целью используются стимулы, т.е. внешние побудители определенной дея-тельности, задачи которых вызвать и усилить у дошкольников собственные мотивы деятель-ности. Одним из важных стимулов на формирование мотивов является игра. Каждая НОД должно содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, одним словом то, что дети будут помнить. При этом важно учесть возраст детей, прием который подходит для среднего, но не подходит для раннего возраста или подготовительной группы. Это может быть инте-ресный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже извест-ному. Педагог должен быть эмоциональным, артистичным, использовать максимум нагляд-ности, элемент сказки, сюрприза, дети должны перемещаться в групповом пространстве (использовать в своей работе динамические, релаксационные паузы, пальчиковые игры, речь с движением, игры-хороводы).

Задача педагога – развивать творческое воображение детей, имитируя движения животных, произнося звукоподражания, используя игры-драматизации, театральные игры (настольный, пальчиковый, театр перчаток, кукольный и т.д.).

Мотивация определяет «программу» игровых действий. При этом нужно учитывать следую-щие условия:

1 Организация, при которой ребенок вовлекается в процессе самостоятельного поиска и от-крытия новых знаний, решает задачи проблемного характера;

2 Интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной;

3 Следует постоянно менять форму вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятель-ность детей, создавая атмосферу напряженной работы;

5 Чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребенка, тем он интере-сен для него;

6 Учет индивидуальных и возрастных, медицинских, психологических особенностей воспи-тателей;

7 Эмоциональность педагога, его умение поддерживать интерес к содержанию занятия, сти-мулировать познавательную активность детей.

За время работы с детьми я пришла к выводу, что создание игрового интереса к НОД с са-мых его первых минут и поддержание интереса на всем его протяжении залог успешного ре-зультата деятельности всех его участников. В дошкольном возрасте, особенно в младшем, велика роль игровой мотивации в обучении.

Рассмотрим игровые приемы на примере таких образовательных областей как «Познание» (ФЭМП, «Формирование целостной картины мира»), « Коммуникация», «Художественное творчество».

Для создания интереса следует использовать игровые сказочные сюжеты в любой из образо-вательных областей, в зависимости от возраста детей. Появление гостей, особенно сказоч-ных, интересен детям младшего и старшего возраста. Дети «отправляются» с ними в путеше-ствие, в сказку. Сказочные персонажи вызывают чувство доверия к ним, стремление помочь в выполнении различных заданий, действий. Они сразу вызывают положительные эмоции, поэтому НОД проходят в атмосфере повышенного старания. Ребенок имеет возможность проявить самостоятельность и ответственность, например в младшем возрасте «К нам на за-нятия пришла кукла, давайте расскажем ей стихотворение. Кошечка хочет молоко, давайте вылепим для нее мисочку. Построим матрешке домик. Нарисуем коврик для собачки и т.д.»

Особая роль возлагается на метод замещения, когда различные знаки и символы, схемы и планы вызывают у детей ассоциации с действительными образами – это предоставляет ре-бенку большую свободу воображения, мышление и способствует эмоциональной раскрепо-щенности.

Особенно важна роль игровой деятельности в образовательной области «Коммуникация». Дети всегда затрудняются при составлении рассказов по картине или предметным картин-кам, в пересказе текста. Обычно занятие по составлению рассказа начинается с внесения кар-тины и его рассматривания, загадки о том, что изображено. Дети быстро теряют интерес к ней. Чтобы интерес не терялся детям младшего возраста можно предложить игру «Чудесная коробочка». Воспитатель вызывает по очереди детей и просит их достать картинку и назвать, что на ней нарисовано. Можно использовать дидактические игры и упражнения, словесные игры «У кого», «Что бывает осенью», «Кто где спрятался» и др.

В старшем возрасте когда нужно составить рассказ на картине воспитатель сообщает детям, что будем учиться составлять рассказ по картинке, но о каком животном они будут расска-зывать узнают только тогда, когда каждый из них отгадает загадку и быстро нарисует отгад-ку. Загадка загадывается в ушко.

Можно предложить игру «Оживи картинку» - дети должны озвучивать героев картинки, го-ворить за них, подражать их голосам. При составлении рассказа по сюжетной картинке «Весна» дети играют в игру «Послушай и запомни». Читается рассказ о данном времени го-да. Мотивация следующая – по окончании прослушивания необходимо вспомнить все слова на тему «Весна» - которые встречались в данном рассказе и каждый ребенок называет слово и кладет в корзину фишку.

Образовательную деятельность по придумыванию рассказов можно провести разделив детей на две команды в форме соревнования. Детям нравятся игры КВН, викторины, они вызывают у них чувство здорового соперничества, а также способствуют повышению интереса.

В игре «Волшебная цепочка» воспитатель составляет предложение, дети дополняют предло-жение, называя каждый по одному слову. Например: «Под кустом сидит заяц».Дети говорят серый, пушистый, длинноухий.

Игра «Радио эфир» - эта игра помогает застенчивым детям проявить себя, показать свои зна-ния (говорящий прячется за ширму).

Игровые ситуации с элементами соревнования используются и в образовательной деятель-ности по ФЭМП. Игры «Поле чудес», КВН, викторины, игра «Путаница», «Лови ошибку». При ознакомлении с ориентировкой в пространстве – «Составление чертежей, карт, схем. Дети с интересом выполняют задания в котором нужна помощь персонажу из сказки или мультфильма. Например «Помоги Незнайке расставить цифры по порядку. Игра «Погруже-ние в проблему» (раздается стук в дверь, приносят письмо от космонавтов, они просят по-мощи, у них сломался корабль, маршрут неизвестен. Нужно разобраться в схеме. Присут-ствие игровых персонажей побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей. Также можно использовать загадки – шифровки, загадки о геометрических фигурах, дидактические игры, лабиринты, разгадывание кроссвордов, пред-ложить детям слепить из соленого теста или пластилина цифры. Воспитатель побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающий вопрос, обращает внимание на но-вые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается за помощью, нацеливает на экс-периментирование, рассуждение, предположение. И при ознакомлению детей с окружающим миром так же используются сказочные персонажи, путешествие в сказку, в лес, сюжетные ролевые игры, дидактические и словесные игры. Дети с интересом играют в игру «Волшеб-ная палочка» - она дает детям задания или задает вопросы. В старшей группе можно предло-жить разгадать кроссворд с загадками, организовать игры экспериментирования, опыты, прослушивание музыкального произведения при ознакомлении с временами года, прослу-шивание звуков живой и не живой природы – голоса птиц, шум воды, ветра, водопада и т.д.

Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут стимулировать привле-чению внимания детей к постановленной задаче, облегчить работу мышления и воображе-ния.

Обучение рисованию в младшем возрасте начинается с игровых упражнений. Дети вслед за воспитателем сначала проводят рукой в воздухе, затем пальцем по бумаге, дополняя движе-ния пояснением «Это бегает по дороге мальчик. Так бабушка мотает клубок и т.д.». Включе-ние игровых моментов в изобразительной деятельности в младшем возрасте проводится и при изображении предметов. Например Зайчик стучится в дверь, здоровается, просит сле-пить морковку.

Даже с детьми старшего возраста возможно применение игровых приемов. Например - Во время прогулки дети через самодельные фотоаппараты рассматривают пейзаж, дерево, мож-но рассмотреть подойдя к окну и изобразить воспринятое на рисунке. Таким образом в игро-вой форме происходит прививание ребенку знаний из разных образовательных областей, он обучается выполнять различные действия, развивает память, мышление, творческие способ-ности. Самое главное – это привить ребенку интерес к познанию. Для этого НОД должны проходить в увлекательной игровой форме.

Антонина Жукова
Создание игровой мотивации на разных возрастных этапах

МДОУ «Детский сад «Дружба»

Доклад на тему :

«Создание игровой мотивации на

разных возрастных этапах »

Воспитатель : Жукова А. А.

Темы ООД, её цель и ход предусматривают творческий подход. Я стараюсь применять как можно больше средств, чтобы образовательная деятельность была интересной, носила образовательный и воспитательный характер! Дети очень ласковые, доверчивые, любознательные. Каждая деятельность открывает для них что-то новое, которая потом становится для них своим, знакомым, понятным, близким. Они не любят однообразие, не могут долго слушать, спокойно сидеть. Они очень любят играть. Поэтому в процессе обучения включаю игры. Во время ООД мы играем в серьёзные и умные игры. Но играем мы не ради игры, а ради того, чтобы у всех детей пробудить огонек пытливости любознательности. К нам приходят и мы приглашаем в гости известных героев детских сказок, мультфильмов, веселых и забавных человечков. Они задают детям «хитрые» вопросы, приносят письма с просьбами, заданиями, головоломками и т. д.

Кто-то ходил в гости к детям, к тем кто правильно объяснял путь движения от детского сада к своему дому.

Почемучка всегда приходил с трудными вопросами. Он сам очень грамотный, многое знает. Огорчается, если мало кто из детей может ответить на его вопросы. Ведь интересное, загадочное запоминается надолго.

Дети очень любили, когда на занятиях появлялся Буратино, любили исправлять его ошибки. Также интересен был им и Незнайка.

Вот как, применяя элементы игры, я многому обучала своих детей. У них исчезало умственное напряжение и утомление. Они быстро и с большой охотой выполняли все задания.

Итак, серьёзная, целенаправленная игра помогла закрепить знания детей, подвести итог занятия, снять умственное напряжение.

Игра в дошкольном возрасте – один из любимых видов деятельности.

Поэтому игровой метод занимает важное место в обучении дошкольников. Создание игровых ситуаций позволяет привлечь непроизвольное внимание детей. В условиях игры воспитателю легче активизировать внимание детей, удержать его на предлагаемом содержании, формировать интерес к работе в условиях коллектива.

Возможность развить у дошкольников творческие способности в игре и привлекает внимание у воспитателя – педагога к этому виду деятельности детей, позволяет ему использовать игровые приёмы на занятиях .

При проведении игр учитываются знания детей, интерес, знать и учитывать игровой опыт детей , представлять, какие конкретные задачи решаются во время ООД при использовании того или иного игрового приёма .

Игру предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Игра должна быть похожа на настоящую игру. Одним из признаков игрового приёма является игровая задача – определение цели предстоящих игровых действий педагогом или детьми.

Игра, соответствующая возрасту , доставляет детям ни с чем не сравнимую радость и позволяет взрослым эффективно управлять их действиями.

Чтобы вызвать и поддержать у малышей интерес деятельности, направленной на овладение элементарными знаниями и умениями, на развитие познавательной активности, широко используются игровые приёмы . Нередко всё занятие целиком проводится в форме игры.

1. Рассказать детям, что у каких-то игровых персонажей что-то случилось. Вследствие этого им крайне необходимы те предметы, которые можно слепить, нарисовать, построить и т. д.

Сами персонажи этого сделать не могут, но они слышали о том, что в этой группе очень добрые и умелые дети, которые им помогут.

2. Обратиться к детям с вопросом, согласны ли они помочь (дождаться ответа – согласия) .

3. Предложить детям научить их делать это очень хорошо (также дождаться ответа – согласия) .

4. Во время работы каждый ребёнок должен иметь своего подопечного игрушечного персонажа, который находится рядом и по ходу дела радуется, высказывает свои пожелания и т. д.

5. Эти игрушки используются воспитателем и для оценки работы детей, которая даётся от лица игрушек, как бы с их позиции.

6. По окончании работы детям необходимо предоставить возможность поиграть со своими подопечными, используя при желании полученный продукт.

Целесообразно , чтобы в рассказах воспитателя в основном действовали одни и те же персонажи. Тогда дети полюбят их, приобретут устойчивый интерес к их жизни и происходящими с ними событиями.

Любимцем детей был медвежонок Миша, персонаж театра кукол. Он умеет говорить, погладить по головке наиболее отличившихся, покачать головой и пожалеть, если у кого-то что-то не получилось или кто-то чем-либо огорчён. Миша поздравлял детей с днём рождения. Заглядывал в детские работы и «шептал» слова одобрения. Иногда сердился на кого-нибудь и уходил обратно в лес. В лесу тихо, никто не шумит, не беспокоит его. Дети интересовались им, старались не обидеть его, чтобы он не ушёл. Они верят, что Миша, как и они, может думать, сердиться, радоваться. Ведь у детей нет границ между реальным и воображаемым.

Потребность в создании игровой мотивации сохраняется и в старшей группе дошкольного возраста .

Игровые приёмы используются с целью вызвать у дошкольников интерес к предлагаемым заданиям.

Уже на новом программном содержании, решая новые учебные задачи, воспитатель продолжает предъявлять детям сложные для них задания в игровой форме , вводит мотивы , побуждающие дошкольников выполнять работу качественно.

В подготовительной группе также используются игровые приёмы обучения , но их удельный вес значительно сокращается, уступая место другим приёмам, позволяющим формировать у детей осознанное отношение к учебной задаче.

В старшей, подготовительной группе целесообразно непросто включать дидактические игры, а объединять их единой темой, сюжетом. Например : путешествие (в лес, цирк, космос и т. д.) .

Игровые формы ООД : спектакль, сказка, встреча и т. д.

Каждый раз, готовясь к ООД, мы неоднократно затрудняемся. Как начать? С чего? Чтобы детям было интересно. Наши дети очень любят путешествовать, поэтомуООД я провожу в виде путешествий.

Путешествия провожу самые разнообразные :

«В страну сказок» .

«В страну Любознаек» .

«На остров Фантазий» .

«Путешествие на площадь «Искусств» , где познакомимся с архитектурными памятниками».

«Космический полёт на ракете» . И т. д.

Приведу пример (конструирование) .

Ребята, вы готовы к очередному нашему путешествию?

Проверьте, всё ли вы с собой взяли? А не забыли взять с собой в путь фантазию, выдумку, хорошее настроение?

Прежде чем мы наметим маршрут сегодняшнего путешествия, послушайте одну историю.

Однажды в музее случайно обнаружили упавший за стеллаж старый конверт. Его края были сильно потрёпаны. Вид загадочного конверта свидетельствовал о том, что он много испытал на своём веку. Конверт привлёк внимание работников музея, его сразу же распечатали. Там лежал обрывок, пожелтевшего от времени, письма. По всей вероятности, оно принадлежало какому-то путешественнику. Этот конверт сейчас со мной. Давайте его прочитаем.

«На карте я изобразил нахождение острова, но, к сожалению, не могу вам передать красоты его замков, дворцов, башен, о чём мне поведал человек, побывавший на этом острове и принимавший участие в его застройке. Он также отметил, что все сооружения возводили из блоков прямоугольной, квадратной и треугольной формы различного размера.

Очень жаль, что больше не существует этого, сказочной красоты, острова».

Ребята, как вы думаете, что было написано дальше, о чём мечтал путешественник? (Путешественник мечтал восстановить эти, дивной красоты, строения) .

Итак, мы отправимся на улицу «Строителей» , где нам предстоит заготовить строительные детали, спланировать сооружения.

Приведу пример математического путешествия на поезде.

Сейчас мы с вами отправимся в математическое путешествие, где будем решать задачи, примеры, считать. Будем учиться сами и учить других.

Поезд наш необычный - математический. (Выставляю паровозик и несколько вагончиков.)

А наш знакомый паровозик привёз нам интересные задания.

ООД можно начать с сюрпризного момента (кто-то прислал телеграмму, встреча с литературным героем, письмо с приглашением, встреча с разными зверюшками , куклами).

ООД можно начать с прослушивания музыкального фрагмента, с загадывания загадок, с придумывания сказки, с беседы, с чтения отрывка из стихотворения, с пригласительного билета, с просмотра картины и т. д.

При проведении ОД по ФЭМП при знакомстве с понятием «порядок» можно применить такой способ.

При изучении понятия «порядок» полезно выстроить детей в соответствии с каким- либо порядком : по росту, по возрасту , по порядку номеров и т. д. Можно пересчитывать в прямом и обратном порядке различные предметы. Например : по картинкам предложить вопросы и задания : (картинки : мальчик, рыбка, кот, заяц, бабочка, волк, цыплёнок, птичка, мотылёк, пчела).

Сосчитайте всех по порядку (первый – мальчик, вторая – рыбка и т. д.) .

Каким по счёту стоит зайчик? Волк?

Кто расположен рядом с бабочкой? Перед ней? После неё?

Каким по счёту с конца стоит котёнок?

Очень любят дети игру на развитие внимания : они закрывают глаза, а воспитатель меняет порядок предметов или убирает какой-нибудь предмет. Надо восстановить порядок.

По ФЭМП. «Изучение числа 7 и состава 7» .

Число иллюстрируется на числовом отрезке как результат прибавления 1 к числу 6. Показывается состав числа 7.

Число 7 играло большую роль в древней мифологии (7 римских богов, семь чудес света в Древней Греции и т. д.) и сохранило эту роль в литературе. Вспоминают 7 гномов из сказки о «Белоснежке и 7 гномах» , можно прочесть отрывок из сказки А. С. Пушкина «О мёртвой царевне и 7 богатырях» . Всем известны пословицы и поговорки, в которых встречается слово «семь» : «Семеро одного не ждут» , «Семь раз отмерь – один раз отрежь» , «Семь бед – один ответ» , «Один с сошкой – семеро с ложкой» и др. В этих пословицах и поговорках слово «семь» выступает в роли слова «много» . Можно вспомнить, что мы пользуемся семидневной неделей, говорим о семи цветах радуги.

Мотивацию считаю обязательным и одним из основных элементов в воспитании и обучении дошкольников. В противном случае мы рискуем испортить нашим детям детство. Чтобы дошкольники не делали в стенах нашего детского сада, они должны это делать с интересом, чтобы глаза их светились, чтобы дети радовались общению с нами. Иначе это будет тяжкий труд. Голову ребёнка мы разовьём, а душа его пострадала.

Болжеларская Лидия Владимировна,

В связи с введением ФГОС достижения детей определяются не совокупностью конкретных знаний, умений и навыков, а формированием личностных качеств, которые к концу пребывания в детском саду обеспечивают психологическую готовность ребёнка к школе. Основным видом обучения должна стать совместная организованная образовательная деятельность детей с взрослым, то есть развитие ребёнка должно осуществляться в игре.

Любая деятельность должна быть интересна для детей, и специально организована воспитателем, подразумевающая активность, взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. И здесь на помощь приходит мотивационная направленность деятельности детей . 2 слайд

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают ребёнка к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

Взрослые должны заинтересовать ребенка этой деятельностью, объяснить ее значимость, направить и скорректировать действия, оптимистично оценить результаты.

Цель мотивации - вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или какой либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.

Мотивация позволяет решить сразу несколько задач . 3 слайд

1.Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.

2.Повысить познавательную активность и работоспособность детей.

3.Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.

4.Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.

5. Развивать эмоциональную сферу дошкольников.

С мотивации начинается любое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей.

Мы используем в своей практике такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у большинства детей. Каждая деятельность должна содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, что дети будут помнить долго. Нужно помнить изречение "Познание начинается с удивления". При этом важно учесть возраст детей, приемы, которые подходят для каждого возраста.

Одной из важнейших задач, стоящих пред педагогом, является повышение компетентности в трудовом воспитании детей . Но как заинтересовать ребенка , как мотивировать его на полезную деятельность ?

Что ж, начнем с того, что любой детский труд нуждается в четкой организации со стороны взрослого человека. Кроме того, для него необходимо актуальное и доступное понимаю малыша содержание, при этом формы могут быть самыми разными. Главное, чтобы было интересно, доступно для имеющихся возрастных групп и приносило удовлетворение (радость, восхищение) конечным результатом.

Особая роль в становлении трудовой деятельности принадлежит игре, в которой формируются и проявляются мотивы будущей общественно полезной деятельности. Взрослые, обогащая ребенка впечатлениями, побуждая его к игре, способствуют выработке положительного отношения к деятельности. В игре ребенок отражает трудовую жизнь взрослых, учится строить взаимоотношения, усваивает некоторые трудовые операции. Учитывая специфические признаки работы дошкольников, мы знаем, что в младшем возрасте трудно разграничить труд и игру, ребенок не видит между ними большой разницы, потому что высшая форма труда (творческая работа), как и игра, включает в себя и элемент наслаждения процессом деятельности.Старшие дети уже осознают различия игры и труда. Игра рассматривается детьми как деятельность для удовлетворения, а труд как полезная и важная работа.Связь игры и труда, который характерен в течение всего дошкольного периода, способствует развитию обоих видов детской деятельности.

Большое внимание следует уделять развитию эмоциональной сферы дошкольников. Если труд входит в их жизнь не однообразно, скучно, навязчиво, а интересно, радостно, увлекательно, дети получают от него удовлетворение, чувствуя причастность к общему делу, радуясь своим успехам.

Таким образом, трудовое воспитание рассматривается как процесс, интегрирующий все сферы развития и становления личности ребёнка.

Так как трудовая деятельность детей в дошкольном возрасте должна иметь понятное содержание, четкую организацию и интерес для каждого малыша, она должна иметь и разнообразные виды. Так оно и есть на самом деле.

Выделяются следующие виды детского труда:

Прежде всего, все начинается с самообслуживания .

1.самообслуживание . Это очень важный вид трудовой деятельности, ведь он учит ребенка обходиться без помощи взрослого, самостоятельно содержать себя в чистоте и комфорте, уметь одеваться, выполнять гигиенические процедуры и в элементарных бытовых вопросах минимально зависеть от старших. Сначала нуждается в организации, но потом доводится до автоматизма.(труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);

2.хозяйственно-бытовой труд - это деятельность, приучающая к порядку, как в помещении, так и вне его. Уборка групповой комнаты, участка;

3.труд в природе направлен на приведение в порядок игровой площадки, в уголке природы, в цветнике;

4.ручной труд - починка книг, подклеивание коробок, доступный ремонт игрушек, изготовление подарка своим родным, малышам, друзьям-школьникам, гостям детского сада.

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручений, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Поручения — это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно несложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.

Дежурства - форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Назначение и смена дежурных происходят ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

Коллективный труд . В процессе данного труда каждый ребенок выполняет свое за-дание, не зависящее от других участников труда, но результат труда - общий.В общем труде детей объединяют общее задание и обобщение результатов

В формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только то, что и как делает ребенок, но и то, почему, ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: потребность в положительной оценке взрослых; самоутверждение; потребность в общении со взрослым; желание чему-то научиться; общественные мотивы (приносить пользу другим). У детей, как правило, отсутствует стремление получить материальную награду за труд. Хорошо ли это? Вероятно, хорошо, так как именно моральная мотивация влияет на формирование личностных качеств.

Трудовая деятельность это целостный процесс, состоящий из определенных компонентов : мотивация, цель, средства, результат. И если в трудовой деятельности отсутствуют какие-либо компоненты , значит, труд как самостоятельная деятельность пока не сложился .

Остановимся на мотивации. Различают четыре типа мотиваций.

I тип мотивации (решаем проблему игрушек)

Этот тип мотивации называется игровой, он строится по следующей схеме :

1. Вы рассказываете, что у какой-либо игрушки случилась беда, проблема и она нуждается в помощи. А добрые и умелые дети, конечно, помогут игрушке.

2. Вы обращаетесь к детям, согласны ли они помочь. Важно услышать согласие — это и есть готовность к трудовой деятельности .

3. Вы предлагаете детям научить их это делать.

4. Во время работы желательно, чтобы у каждого ребенка был свой подопечный, которому он помогает.

5. Эти игрушки вы используете для оценивания работы ребенка.

6. После работы пусть дети поиграют со своими персонажами, для которых они делали эту работу.

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям. Данную мотивацию можно использовать так же на аппликации, конструировании, рисовании.

II тип мотивации - помощь взрослому (мотивация общения) построен на желании ребенка чувствовать свою значимость в условиях помощи взрослому. Здесь мотивом для детей является общение с взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме:

1. Вы сообщаете детям, чем собираетесь заняться, вам будет сложно одному, потом предлагаете принять участие в этом деле. Интересуетесь, как они могут вам помочь.

2. Даете всем посильное задание, показываете, как его выполнять. В процессе деятельности выражаете детям свою признательность.

3. В конце деятельности говорите о том , что пришли к результату путем совместных усилий, что к нему пришли все вместе. Использовать можно на ИЗО, в трудовой деятельности. - Ребята, я хочу полить цветы. Но я одна, а цветов много. Я, наверное, не успею. Вы хотите мне помочь? После согласия детей распределяются поручения.

Чтобы вызвать интерес к труду , стимулируя тем самым его любознательность, нужно обычный рутинный труд , например, хозяйственно-бытовой, превратить в игровой сюжет какой-нибудь увлекательной игры.

Девочкам, например, интересно будет убрать помещение и постирать кукольную одежду перед волшебным балом игрушек, а мальчикам навести порядок на СТО или в гараже.

III тип мотивации «Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим. (личная заинтересованность)

Создание этой мотивации осуществляется по следующей схеме:

1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас этому.

2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.

3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому - либо делу.

4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.

IV тип мотивации , «создание предметов своими руками для себя», основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими. Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

1. Вы показываете детям предмет, расхваливаете его достоинства и интересуетесь, хотят ли дети иметь такой же.

2. Дождавшись утвердительного ответа, убеждаете, что они могут это сделать сами, показываете, как это делать.

3. Сделанная вещь поступает в полное распоряжение ребенка. Гордость за дело своих рук - важнейшая основа созидательного отношения к труду.

Если ребёнок, уже занят каким - либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач. Например: - Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на 8 марта. Вы хотите подарить маме такую же? И вы показываете, как можно это изготовить.

Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы: - нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы) - обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом. - обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат. - действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения. Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки. Тем самым вы даёте детям возможность почувствовать уверенность в своих способностях, раскрываете многогранные личностные качества каждого.

Использование игровых персонажей. На занятиях с детьми нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда малышей. К этим игрушкам и персонажам существует ряд требований. Игрушки или игровые персонажи: - должны соответствовать возрасту детей; - должны быть эстетичными, - должны быть безопасными для здоровья ребёнка, - должны иметь обучающую ценность, - должны быть реалистичными; - не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявление жестокости.

Игровых персонажей не должно быть много . Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер». Например, на занятия могут прийти Незнайка, Утёнок Кряк и Мишутка Тиш. Утёнок Кряк любит природу и путешествия, много об этом знает и рассказывает детям. Незнайка многого не знает и не умеет, ему часто требуется «помощь» детей. Мишутка - спортсмен, он показывает упражнения для разминки, занимается спортом. Они активно выражают свое мнение, спрашивают непонятное, ошибаются, запутываются, не понимают. Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность.

И так, трудолюбие, и способность к труду не дается от природы, а воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богатым духовно. Труд развивает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость. В трудовой деятельности дошкольники овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности. Совершенствование умений и навыков не состоит только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослых. У него развивается самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. Это доставляет ему радость, вызывает желание овладеть новыми умениями и навыками.

Создавая необходимые условия, такие как положительный микроклимат в группе, доброжелательное отношение педагога к воспитанникам, создание ситуаций успеха каждому из детей во всех трудовых начинаниях , можно добиться больших результатов в трудовом воспитании детей .

Литература:

1. Доронова Т. М., Гербова В. В., Гризик Т. И., Воспитание, образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду: Метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» Т. М. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. - М. Просвещение, 2010.

2. Доронова Т. М., Гербова В. В., Гризик Т. И., Воспитание, образование и развитие детей 6-7 лет в детском саду: Метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга / Т. М. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. - М. Просвещение, 2010.

3. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться / Р.С. Буре, Г.Н Година. - М.: Просвещение, 1983.

4. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С.А. Козловой. - М.: Акаде-мия, 2002.

Поделиться: