Повышение эффективности образовательного процесса через применение опорных конспектов по методике Шаталова В.Ф. Применение опорного конспекта в процессе преподавания дисциплины "менеджмент"

В течение многих лет я работаю по методике Виктора Федоровича Шаталова – «Система опорных конспектов и опорных схем» . Использование опорных схем на уроках – считаю важным моментом в моей работе.

Почему я пришла как учитель к технологии активного обучения по ОК и ОС? Этой проблемой я стала заниматься с самого начала учительской деятельности.

Как молодой специалист я, идя на урок, сама терялась в объеме преподаваемого материала, по биологии тема одного урока состояла из параграфа, помещенного в 4-6 страниц учебника. Порой, сама не могла выделить главное из огромного объема материала. А уложиться в сорок минут надо было. Поэтому созрела мысль использовать технологию кратких записей в схемах и символах, чтобы учащиеся не затерялись в большом потоке текстового материала. Считаю также, что используемая технология ориентирована на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях более чем скромного количества часов биологии и усиления самостоятельной творческо-поисковой деятельности учащихся.

На мой взгляд, одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, чего так не хватает в современном, изобилующем большим объёмом информации образовании.

Цель :

· Активизация мыслительной деятельности учащихся, а, следовательно, мотивация к предмету.

· Формирование навыков восприятия информации, соотнесение её с ранее усвоенной.

· Развитие умений увидеть большую тему в целостном виде.

Повышение интереса к изучаемому материалу.

Задачи:

1.Научить учащихся выделять в любом текстовом материале основные понятия, которые должны быть усвоены.

2. Научить учащихся составлять опорные конспекты и схемы, переходя от частного (фрагмент урока) к общему (место урока в теме), выявлять логическую взаимосвязь между ними.

3.Облегчить усвоение материала, представив его в компактной, краткой форме, удобной для записи и усвоения.

В основе этой технологии лежит идея опоры . К особенностям этой технологии относятся определенная закодированность учебной информации, возможность выделения этапов в изучении материала, применение различных форм организации учебной деятельности школьников, проявление творческих приемов выражения учебного материала в символах и рисунках, организация индивидуальной и дифференцированной работы с учащимися.

Роль опорных конспектов и схем заключается в том, что они учат детей выделять главное и основное в объемном текстовом материале, приучают отыскивать и устанавливать логические связи между разными частями конспекта или схемы, помогают учителю управлять познавательной деятельностью школьников, развивают умения самостоятельной работы, способность к анализу, раскрывают творческий потенциал, развивают память, индивидуальные способности, логическое мышление учащихся через символы, значки, а также помогают школьникам осуществлять самоконтроль за результатами учебной работы. Опора упрощает процесс запоминания новых терминов. Многие темы можно объяснить с помощью опор, совсем не используя записей.

При построении ОК и ОС целесообразно соблюдать ряд условий:

1.Определение целей урока;

2.Разделение учебного материала на смысловые блоки и обособление блоков контурами;

3.Все смысловые блоки между собой очень тесно связать, значимые элементы выделить цветом;

4.Общую схему содержания урока изобразить в форме единого ОК .

Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала, это ассоциативный символ (стрелка, знак, слово,..), заменяющий некое смысловое значение. В них дана классификация целей по уровню значимости (цветом, шрифтом и т. п.). Опорный сигнал по Шаталову – это «ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную и ранее понятую информацию». Под опорным конспектом понимается «система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов».

Основные принципы составления ОК:

Лаконичность (300–400 печатных знаков);

Компактность расположения учебного материала;

Структурность. В сигнале используются связки, логические блоки, объединённые стрелками, линиями, границами и пр. Обучение с помощью опорных сигналов развивает системность мышления, разделять общее и главное, выделять причинно - следственные связи;

Простота изображения и доступность для понимания, удобство восприятия и воспроизведения, непохожесть опорных конспектов между собой(разнообразие форм, структурирования, цвета и т.д.);

Занимательность, парадоксальность;

Цветовое оформление. Правильно оформленный конспект манит, привлекает, заостряет внимание на главном, т.е. воздействует на ученика своим эстетическими и психологическими качествами. Запоминание материала облегчается за счет подключения зрительной памяти;

Смысловой акцент. Выделение наиболее важных элементов опорного сигнала рамками, цветом, оригинальным расположением символов и пр.

Автономность. Каждый из четырех-пяти блоков должен быть самостоятельным, понимаемым в независимости от других блоков опорного сигнала;

Ассоциативность и образность. Должны возникать и запоминаться четкие ассоциации на опорный сигнал и его элементы и изображения должны напоминать широко распространённые образы.

Перечисление этапов работы по созданию опорного сигнала по Шаталову В.Ф.

1. Внимательно читайте главу или раздел учебника (книги), вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста.

2. Кратко изложите главные мысли в том порядке, в каком они следуют в тексте.

3. Сделайте черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги.

4. Преобразуйте эти записи в графические, буквенные, символические сигналы.

5. Объедините сигналы в блоки.

6. Обособьте блоки контурами и графически отобразите связи между ними.

7. Выделите значимые элементы цветом.

Опорные сигналы должны быть максимально оригинальны, уникальны, не повторять друг друга.

Опорные сигналы можно создавать предварительно на черновике, затем перерисовывать их на плакатах, бумаге формата A4 (рисовать их яркими гелевыми ручками и фломастерами) (затем их ксерокопировать, сканировать для обучаемых, а при рассказе теоретического материала демонстрировать их через систему проектор-компьютер-документоскоп, (кодоскоп ). Отсканированное изображение опорного сигнала для презентации обучаемым через проектор нужно будет сохранить в виде графического файла JPG, а затем поместить его в презентацию PowerPoint.

Однако наиболее удобным вариантом, по моему мнению, является создание опорных сигналов в графическом редакторе Corel. Затем полученный сигнал сохраняется (экспортируется) в графический файл JPG, а после также помещается в презентацию PowerPoint.

Опорные сигналы имеют значение и для учителя и для ученика. Сигнал:

  • сжимает информацию;
  • экономит время;
  • наглядно демонстрирует связи между составными компонентами;
  • помогает выделять главное;
  • облегчает понимание новой информации;
  • упрощает процесс запоминания новых терминов;
  • активизирует учащихся;
  • благотворно действует на психологический климат урока

Виды и формы опорных сигналов бывают разные

Виды:

  • смысловые;
  • ассоциативные;
  • аббревиатурные;
  • вербальные;
  • графические.

Формы:

  • схемы;
  • рисунки;
  • таблицы;
  • диаграммы;
  • ассоциативное поле;
  • опорные конспекты;
  • алгоритмы.

В понятие «опорный конспект» авторы вкладывают разнообразные формы представления знания. В основу конструирования информации для опорных конспектов закладываются знаково-символические формы переработки учебной информации. Поэтому в определениях опорного конспекта его основа и суть передаются через наглядность, отражающую сведения, содержащую оценку значительного события, явления или признака. Опорный конспект один из авторов определяет через опорные сигналы в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную кон­струкцию, замещающую систему фактов, понятий как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала. В определение опорного конспекта нами вкладывается иной смысл.

Опорный конспект - это наглядное представление основного содержания учебного материала в логике познавательной деятельности учащихся. Разворачивается учебная информация согласно логике учебной деятельности. Сначала представляются в наглядной форме учебные элементы, создающие ориентировочную основу деятельности, затем - формирующие исполнительские и контролирующие действия. Это создает целостную систему знаний об изучаемом техническом объекте, с одной стороны, и общую систему уче­но-познавательных действий по их формированию - с другой. Суть опорного конспекта это система опор в виде ключевых слов, фраз, аббревиатур, рисунков, графиков, чертежей, формул, условных знаков и других способов кодирования, позволяющая представить основное содержание учебного материала в ходе его изучения и применения как целостный логически завершенный образ. Характеристика: компактность; одномоментная обозримость; легкое восприятие, запоминание и воспроизведение.

Основные правила разработки методической системы опорных конспектов заключаются в следующем:

Полное и блочное отражение основного содержания учебного материала в опорном конспекте с четким выделением главного. В одном опорном конспекте не должно быть более пяти блоков учебной информации;

Строгая логическая последовательность в расположении учебного материала. Произвольное нарушение последовательности выбранного порядка расположения недопустимо, так как сама логика представления учебной информации в опорном конспекте имеет обучающую значимость. Обучаемые привыкают к логике представления учебной информации, что помогает им ориентироваться в новой порции учебного материала;

Образная наглядность, лаконичность и цветовая кодировка информации.

Знаковая форма в опорных конспектах создает возможности: показа важной информации, основных связей благодаря отбору и акценту на отдельных единицах информации; однозначного по­нимания смысла за счет унифицированности основных знаков и символов; самостоятельной работы со смысловыми связками, передающими автономные смыслы.

Этапы разработки опорного конспекта:

1.отбор учебного материала.

2.структурно-логический анализ и построение структурно-логической схемы учебной информации. 3.выделение основных понятий, определений, формул.

4.кодирование учебной информации с использованием опорных сигналов, мнемонических приемов, аббревиатур. 5.расположение учебного материала с учетом логики формирования учебных понятий. 6.кодирование значимости учебной информации в цвете.

На современном этапе большое значение вопросам качества образования, которое в немалой степени зависит от степени подготовленности педагога к каждому занятию. Тщательное планирование способствует целенаправленному и своевременному решению стоящих перед обучением задач.

Подготовка педагога к занятию складывается из двух органически связанных между собой этапов: планирование системы занятий по теме, и конкретизации этого планирования применительно к каждому занятию, продумывание и составление планов и конспектов отдельных занятий.

В этой связи особый смысл приобретает разработка педагогом тематических конспектов, согласно преподаваемым циклам дисциплин, поскольку за ограниченное время (время урока) ему требуется передать большой объем информации, переработать различные разрозненные источников, выделить самое главное и существенное.

По мнению Пидкасистого П.И., невозможно спонтанно провести качественное занятие, важна четкость, продуманность всех этапов занятия, приемов, методов, которые будут использоваться. Важен определенный сценарий, который реализует замысел педагога и помогает выстраивать весь учебный материал в системе.

Конспект - это систематическая, логически связная запись, объединяющая план, выписки, тезисы или, по крайней мере, два из этих типов записи. В отличие от тезисов и выписок, конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы, но и факты, и доказательства, и примеры, и иллюстрации.

Однако конспектирование часто понимается, как подробное цитирование источников, а потому для педагогов оказывается процессом трудоемким, требующим много времени.

Обострение одного из противоречий в образовании - колоссального объема информации и дефицита времени, побудило педагогов к поиску путей решения этой проблемы, одним из которых стало применение в своей деятельности опорных конспектов.

В педагогической теории существует несколько определений понятия «опорный конспект»:

1) Особый вид графической наглядности, представляющий собой конспективное схематическое изображение, которое отражает основные единицы содержания учебного материала.

2) Схематично-развернутый, лаконично и четко изложенный базовый план занятия, который включает основные схемы, рисунки, определения, названия, фамилии, даты, причинно-следственные связи, заключения и выводы по изучаемой теме.

3) Наглядная схема, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а так же введены знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала.

Изначально же понятие «опорный конспект» связывают с именем народного учителя СССР В.Ф. Шаталова, который, благодаря умелому структурированию материала, наращиванию информации в оптимальном темпе и её многократному повторению, создал эффективную систему обучения.

Один из элементов системы В.Ф. Шаталова - использование, так называемых, опорных конспектов, представляющие собой некую графическую схему из частей, связанных между собой, которые назывались «опорными сигналами». Опорные сигналы при этом являются преемственными и распространяются на последующие занятия.

Кроме подлежащих усвоению единиц информации и различных связей между ними, в опорный конспект вводятся знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала.

Оптимальная схема должна учитывать ограниченный объём информации, которая может быть воспринята одномоментно. Поэтому эффективность схемы прямо пропорциональна количеству тезисов-идей и обратно пропорциональна количеству символов-блоков, их выражающих. Число тезисов не должно превышать 7 ± 2 (таково, по мнению психологов, число смысловых элементов, с которыми наше сознание может эффективно оперировать одновременно). Эффективность схемы тем выше, чем больше идей можно развернуть на основе представленных символов. Кроме того, необходимо учитывать возраст обучающихся, степень их владения материалом.

Таким образом, опорный конспект - это построенная по специальным принципам визуальная модель содержания учебного материала, в которой сжато изображены основные смыслы изучаемой темы, а также используются графические приемы повышения эффекта запоминания и усвоения.

Основные отличия опорного конспекта от других приемов обобщения материла:

В отличие от конспекта, немногословный и предельно сжатый, каждый символ, слово или знак - это отражение самого главного (часто опорные сигналы - это только, своего рода намек на то, что нужно рассказывать, далее мысль должна следовать сама, выстраивая цепочки слов, фраз, новых мыслей).

В отличие от схемы информация полностью не кодируется, материал представлен словесно простым предложением или полным понятием.

Основными требованиями к составлению опорного конспекта, по мнению В.Ф. Шаталова, являются:

1) Лаконичность. Ограничивает содержание в опорном конспекте печатных знаков (не более 400). Под печатным знаком понимается точка, цифра, стрелка, буква, но не слово, которое уже представляет собой опорный сигнал. В конспекте находит отражение лишь самое главное в этой теме, изложенное с помощью символов, схем, формул, ассоциаций.

2) Структурность. Материал излагается цельными блоками (связками) и содержит 4 - 5 связок. Структура их расположения должна быть удобной и для запоминания, и для воспроизведения, и для проверки.

3) Унификация. Введение определенных знаков-символов для обозначения ключевых или часто повторяющихся слов.

4) Автономность. С одной стороны обеспечивает возможность воспроизводить каждый блок в отдельности, мало затрагивая другие блоки, с другой - все блоки между собой связаны логически.

5) Привычные ассоциации и стереотипы. При составлении опорного конспекта следует подбирать ключевые слова, предложения, ассоциации, схемы (например, всем известный образ позволяет оживить в памяти рассказ по ассоциации).

6) Непохожесть. Разнообразие опорных конспектов и блоков по форме, структуре, графическому исполнению.

7) Простота. Избегание вычурных шрифтов, сложных чертежей и оборотов речи, буквенные обозначения сводятся до минимума.

Исходя из определения понятия «опорный конспект» и требований к написанию, можно выделить основные принципы его составления:

Небольшое количество крупных единиц информации;

Конспективное изображение изучаемого материала;

Выбор оптимального варианта изучения темы урока;

Логическая взаимосвязь, последовательность событий;

Указание главные понятия, их признаки, причинно-следственные связи, наиболее значимые личности и факты.

Эти требования и принципы в основном предъявлялись для опорных конспектов, которые В.Ф. Шаталов использовал на уроках в качестве наглядности, и с которыми детям предлагалось работать дома (повторять материал, самостоятельно разрабатывать опорные сигналы).

Однако основные характеристики и принципы разработки опорных конспектов также актуальны и могут быть использованы для подготовки педагога к занятиям. При отборе материала для опорных конспектов педагогу необходимо предусматривать возможные затруднения обучающихся в усвоении отдельных наиболее сложных положений, установить рациональную логическую и дидактическую структуру материала, продумать способы использования средств обучения, определить содержание и формы контроля знаний и умений.

Кроме системы обучения В.Ф. Шаталова, на сегодняшний день все большую популярность приобретает метод фрейма. Фрейм - это модель абстрактного образа, минимально возможное описание сущности какого-либо объекта, явления, события, ситуации, процесса. Фрейм - это схема, каркас. На основе различных конструкций, выстраивается каркас конкретного содержания занятия.

Фреймы в образовании имеют различные названия:

Логико-смысловые модели В.Э. Штейнберга (схемы, включающих два компонента: смысловой компонент в виде основных понятий по теме занятия и логический компонент, организующий эти понятия в связную систему и поддерживающий выполнение операций анализа и синтеза);

Граф-схемы, матрицы, на основе дидактических единиц П.М. Эрдниева (в технологии укрупненных дидактических единиц используются одновременно все коды, несущие информацию: слово, рисунок, символ, число, модель, предмет, физический опыт);

- «паучки» Дж. Хамблина (графическое представление учебной информации в вид крупномодульных опор - граф-схем); и другие.

Представление конспекта в структурно-логической форме имеет ряд преимуществ по сравнению с линейно-текстовым изложением учебного материала. Среди таких преимуществ можно выделить следующие:

1) Упрощается возможность определения структуры изучаемого явления, существенных связей между компонентами; затруднение в выделении главного в линейно-текстовом изложении в значительной мере преодолевается при замене словесного описания оформлением ее в виде таблиц, а лучше - схем.

2) Ведущее звено мыслительной деятельности составляет особая форма анализа - анализ через синтез. Эта операция составляет основу более глубокого понимания учебного материала путем его знакового моделирования.

3) Практически реализуется способ схематической визуализации информации, который представляет собой более рациональный прием работы с учебным материалом вообще.

4) Структурирование и схематизация текстовой информации являются важнейшими компонентами мнемического действия, составляющего основу процесса запоминания.

5) Структурно-логическая форма изложения материала помогает быстрее сформировать у обучающихся целостную картину изучаемого предмета. Это создает основу для дальнейшей организации процесса усвоения учебного предмета до необходимой глубины.

Названные преимущества объясняют выбор педагогов структурно-логической формы изложения материла при подготовке к занятиям.

Работа с опорными конспектами включает в себя несколько основных подсистем. Во-первых, подсистема «Компоненты», которая формирует структуру и образную презентацию информации и может включать:

Опорный сигнал, как ассоциативный символ, несущий определенную смысловую нагрузку (условно - единица информации);

Опорный рисунок - условное, схематическое, легко воспроизводимое изображение информации или объекта;

Опорный блок - взаимное расположение опорных сигналов, содержащая в себе информацию части темы;

Блок-схема - в некоторых случаях несколько опорных блоков структурирующихся в более объемную конструкцию.

Во-вторых, подсистема «Принципы составления», которая учитывает:

Лаконичность (недопустимость перегрузки);

Разнообразие.

В-третьих, подсистема «Алгоритм составления»:

Отбор и чтение информации;

Составление плана;

Введение условных обозначений.

В-четвертых, подсистема «Классификация», которая определяет типы опорных конспектов в соответствии с их изобразительной формой и дидактическим назначением:

Развернутый графический логический смысловой (шифрованный);

Текстуально-схематический опорный конспект .

Таким образом, используя в практике подготовке к занятиям и в процессе проведения самих занятий, опорный конспект педагог реализует следующие компетенции:

1) СамоЛинейные электрические цепи постоянного тока:

Постановка проблемы (подготовка к занятию по определенной теме) и поиск решения (форма представления материла);

Целеполагание (определение целей занятия) и планирование (составление плана занятия);

Оценка результата и рефлексия (эффективность подачи информации).

2) Информационная компетентность:

Поиск информации (работа с источниками);

Обработка информации (выделение главного, кодирование, схематическое представление);

Использование информации (работа с опорным конспектом во время занятия).

3) Коммуникативная компетентность:

Публичная коммуникация (опорный конспект - как план содержания занятия);

Конструктивный диалог (опорный конспект - как «каркас» выстраивания диалога с обучающимися).

Использование опорных планов –конспектов в современных педагогических технологиях

Учитель химии школы №491 Красногвардейского района

Ярославцева Марина Николаевна

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Для реализации формирования познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В современной педагогической науке представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. Инновационные педагогические технологии направлены не только на формирование творческой личности, но и на воспитание таких личностных качеств, как честность, открытость, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь. Также они обеспечивают образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Групповая технология рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Эта одна из технологий личностно-ориентированного обучения, которая основана на принципах:

    взаимозависимость членов группы;

    личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;

    совместная учебно-познавательная деятельность в группе;

    общая оценка работы группы.

Выделяют следующие разновидности групповых технологий:

    групповой опрос;

    общественный смотр знаний;

    дискуссия;

  • нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и др.).

Групповая технология складывается из следующих элементов:

    постановка учебной задачи и инструктаж о ходе работы;

    планирование работы в группах;

    индивидуальное выполнение задания;

    обсуждение результатов;

    сообщение о результатах;

    подведение итогов, общий вывод о достижениях.

Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, оказывает помощь.

Опорные планы-конспекты обладают рядом преимуществ, которые позволяют их использовать на различных типах уроков:

1. Лаконичность изложения материала, выделение главного.

2. Видение темы в целом, а не разрозненных фактов.

3. Включение зрительной памяти, которая у многих детей развита лучше слуховой.

В своей педагогической деятельности на протяжении многих лет я использую опорные планы –конспекты по темам: «Общие свойства металлов», «Металлы главных и побочных подгрупп», «Теория электролитической диссоциации»,» Кислород»,» Водород».

Сегодня я представлю опыт использования ОПК В групповой технологии по теме «Общие свойства металлов».

Ход урока:

1. Объявляется тема (предварительно учащиеся делятся на группы, получают пустые листы бумаги).

2. Каждой группе предлагается записать сведения о металлах из курса химии 8 класса и окружающей жизни.

3. Обсуждается вопрос, что бы мы хотели еще узнать о металлах на этом уроке.

4. Выносятся основные вопросы для обсуждения на экран (план урока).

5. С учащихся проводится инструктаж о ходе работы.

Каждая группа получает одно задание, являющееся частью какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала.

Внутри группы учащиеся самостоятельно распределяют роли для каждого для выполнения общего задания. В данном случае каждой группе предлагается сделать сообщение по одному из блоков ОПК. При этом им предоставляется дополнительная литература, коллекция металлов и их соединений, кристаллические решетки. Таким образом, с самого начала при групповой технологии реализуется две задачи: с одной стороны, академическая - достижение определенной познавательной, творческой задачи, а с другой, социально-психологическая - формирование коммуникативной культуры. И то, и другое одинаково значимо. Учитель также обязательно контролирует не только успешность выполнения академического задания группами учащихся, но и характер их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу.

6. По истечении времени каждый блок выносится на экран, и каждая группа представляет свое сообщение. В результате группы получают награды.

Домашнее задание: ОПК - в тетрадь (можно без домашнего задания), можно дать 3 металла с разной валентностью и предложить написать для них химические свойства и их получение.

На следующем уроке проводится групповой семинар. Группам предлагаются задания для отработки блоков ОПК.

Например:

1 группа проводит эксперимент на исследование взаимодействия Ме с кислотами

2 группа проводит эксперимент на исследование взаимодействия Ме с солями

3 группа решает задачу на получение металлов.

4 группа, используя ОПК, выполняет задание на сравнение у пары элементов металлов радиусов и металлических свойств.

Можно использовать презентации о применении металлов, их роли в организме человека.

В конце семинара проводится тест.

Баллы, полученные на 1 уроке изучения новой, темы могут учитываться при выставлении оценки.

При изучении металлов главных и побочных подгрупп эффективно накладывать материал на общие свойства, выявлять различия. Можно предложить учащимся самостоятельно составить по этим металлам. Можно предложить по имеющимся ОПК отработать так же по группам этот материал.(11кл) Это позволит сократить время на повторение теоретического материала и даст возможность больше времени уделить задачам.

Таким образом, ОПК можно эффективно использовать не только в групповых технологиях, но и при подготовке к ГИА и ЕГЭ, когда необходимо привести в систему большой объем информации.

Понятие опорного конспекта прочно вошло в педагогическую литературу, начиная с работ донецкого учителя-новатора Шаталова. Он первым разработал систему опорных конспектов по математике в 70-е годы, которая была воспринята большей частью преподавателей с энтузиазмом, т.к. они интуитивно ощущали ее полезность.

Позднее данная система была апробирована и дополнена многими учителями-последователями Шаталова. К тому же специфика различных предметов вносила новые аспекты в структуру и содержание опорных конспектов.

В настоящий момент существует много определений опорного конспекта. Вот несколько из них:

1. Под опорным конспектом понимается особый вид графической наглядности, представляющий собой конспективное схематическое изображение, которое отражает основные единицы содержания учебного материала.

2. Опорный конспект – это схематично-развернутый, лаконично и четко изложенный базовый план урока. Он включает основные схемы, рисунки, определения, названия, фамилии, даты, причинно-следственные связи, заключения и выводы по изучаемой теме.

3. Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала. Кроме того, в них дана классификация целей по уровню значимости (цветом, шрифтом и т.п.).

Опорный конспект целесообразен для первичного, быстрого ознакомления с предметом, а далее нужно продолжить изучение отдельных тем теории по учебнику, где все изложено с достаточной полнотой и доказательно. Опорный конспект полезен и для закрепления изученного материала, и для восстановления в памяти нужных понятий при изучении других дисциплин.

Назначение опорного конспекта заключается в следующем:

· наглядное представление учебного материала в целом и по частям;

· понимание структуры изучаемого материала;

· выделение главного, основного в излагаемом материале;

· комплексное представление изучаемого материала при его повторении;

· развитие творческих способностей.

Средствами выражения информации в опорных конспектах являются: рисунки, схемы, графики, буквы, цифры, слова, условные знаки, цвет, форма и др. Данная технология подразумевает субъект-субъектные отношения: вместе со студентами совершенствуется и преподаватель, который применяет разные типы опорных конспектов в целях лучшего усвоения учащимися ЗУНов.



Опорные материалы помогают преподавателю:

· организовать и использовать учебный и дополнительный материал разного содержания, вида и формы;

· предоставлять студенту свободу выбора средств и способов выполнения учебных заданий;

· анализировать и оценивать индивидуальные способы учебной работы (конспекты, схемы, таблицы, доклады, сообщения), которые побуждают учащегося к осознанию им не только результата, но и процесса своей работы;

· наглядно представить учащимся весь изучаемый материал;

· сконцентрировать внимание на отдельных, наиболее трудных местах изучаемого материала;

· многократно повторять учебный материал;

· быстро, без больших временных затрат, проводить рефлексию;

· привлечь к контролю родителей и создать комфортную обстановку на уроке.

Эффективность применения опорного конспекта определяется следующими факторами:

Во-первых, работа с конспектами и другими схемами, рисунками учебника способствует развитию психологического мышления.



Во-вторых, процесс составления конспекта (на доске и в тетради) способствует концентрации внимания, вынуждает даже не слишком усердных и рассеянных учащихся следить за объяснением материала, многократно повторять его.

В-третьих, регулярно используя символы, знаки, сокращения, учащиеся приобретают навыки, полезные для дальнейшего обучения.

Поэтому важно научить учащихся работать с опорным конспектом. Для этого разработана памятка для них по подготовке к семинарским и практическим занятиям:

· Вспомни объяснение преподавателя, используя конспект;

· Раскрась его цветными карандашами (фломастерами);

· Прочти заданный материал по учебной книге;

· Сопоставь прочитанное с конспектом;

· Расскажи материал учебника с помощью конспекта;

· Расскажи материал без конспекта .

Преимуществами использования данной технологии в учебно-воспитательном процессе является создание образовательной среды, которая помогает самореализации и личностного роста студентов. Применяя при ответе опорные материалы, у них отпадает необходимость в одновременном выполнении нескольких операций: удерживать в памяти план ответа, вести рассказ и мысленно обрабатывать материал. Вместо этого появляется возможность спокойно вести диалог, упрощается оперирование новыми терминами, что способствует возникновению чувства уверенности в успехе и любознательности, возможности проявить свои творческие способности и индивидуальность. Опорные конспекты помогают в рациональном и экономном использование урочного и внеурочного времени для подготовки домашнего задания, поэтому опорный конспект можно считать здоровье-сберегающим фактором. Сочетание опорного конспекта с новыми информационными технологиями (его можно набрать на компьютере, создать вокруг него инфраструктуру наглядной конструкции, через систему ссылок к ресурсам создать учебный сайт) способствует более прочному усвоению ЗУН.

Таким образом, разработанная В.Ф. Шаталовым авторская технология обучения актуальна и в настоящее время. Каждый его последователь вносит свои коррективы в разработку собственных опорных конспектов в соответствии с изучаемым предметом, но опираясь на базовые принципы.

1.2 Требования к составлению опорного конспекта

Основные требования к отображению содержания в опорном конспекте высказаны С.В. Селеменевым в журнале “Педагогические технологии” – это: полнота, лаконичность, структурированность, акцентирование, унификация, автономия, оригинальность, взаимосвязь.

1. Полнота – это означает, что в нем должно быть отражено все содержание вопроса.

2. Лаконичность – опорный конспект должен быть минимальным, чтобы его можно было воспроизвести за 6 – 8 минут. По объему он должен составлять примерно один полный лист.

3. Структурность – весь материал должен располагаться малыми логическими блоками, т.е. должен содержать несколько отдельных пунктов, обозначенных номерами или строчными пробелами.

4. Акцентирование – для лучшего запоминания основного смысла опорного конспекта, главную идею опорного конспекта выделяют рамками различных цветов, различным шрифтом, различным расположением слов (по вертикали, по диагонали).

5. Унификация – при составлении опорного конспекта используются определённые аббревиатуры и условные знаки, часто повторяющиеся в курсе данного предмета (ВОВ, РФ, и др.)

6. Автономия – каждый малый блок (абзац), наряду с логической связью с остальными, должен выражать законченную мысль, должен быть аккуратно оформлен (иметь привлекательный вид).

7. Оригинальность – опорный конспект должен быть оригинален по форме, структуре, графическому исполнению, благодаря чему, он лучше сохраняется в памяти. Он должен быть наглядным и понятным не только Вам, но и преподавателю.

8. Взаимосвязь – текст опорного конспекта должен быть взаимосвязан с текстом учебника, что так же влияет на усвоение материала.

В хорошей символической схеме учебный материал подан так, что позволяет раскрыть его с разных сторон, держа в памяти всю его целостность и стройность.

Выделим основные принципы составления конспекта:

· использовать небольшое количество крупных единиц информации, что соответствует психологическим законам кратковременной памяти;

· конспективно изображать изучаемый материал;

· выбирать оптимальный вариант изучения темы занятия;

· соблюдать логическую взаимосвязь, последовательность событий;

· указывать главные понятия, их признаки, причинно-следственные связи, наиболее значимые личности и факты.

Создание опорных конспектов очень трудоемко для преподавателя. Ему необходимо теоретическое осмысление применения опорных сигналов, конспектов на занятиях, затем структурировать, интегрировать, обобщать учебный материал. Необходим тщательный отбор опорных символов на основе семиотики – науке о знаках, умение составлять опорный конспект для учащихся на каждое занятие.

В соответствии с принципом системности обучения работу преподавателя над созданием опорного конспекта можно разделить на три этапа:

1) этап обобщения;

2) этап укрупнения;

3) этап фиксирования созданной структуры содержания .

На первом этапе происходит осмысление содержания преподаваемого материала: выявляются основные дидактические единицы знаний (понятия, факты, явления и т.п.) и устанавливаются связи между ними (логические, ассоциативные, эмоциональные, формальные), которые, в свою очередь, являются такими же значимыми дидактическими единицами.

Второй этап предполагает укрупнение дидактических единиц, а третий – фиксирование укрупненных дидактических единиц в виде знаково-символьных структур (концептов, фреймов, блок-схем и т.п.).

Теперь приведем примерный алгоритм составления опорного конспекта, который может оказаться полезен многим педагогам и студентам, которые хотят научиться делать собственные опорные конспекты:

1. Первичное ознакомление с материалом изучаемой темы по тексту учебника, картам, дополнительной литературе;

2. Выделение главного в изучаемом материале, составление обычных кратких записей;

3. Подбор к данному тексту опорных сигналов в виде отдельных слов, определённых знаков, графиков, рисунков;

4. Продумывание схематического способа кодирования знаний, использование различного шрифта и т.д.;

5. Составление опорного конспекта;

Представление информации в структурно-логической форме имеет ряд преимуществ по сравнению с линейно-текстовым изложением учебного материала. Среди таких преимуществ можно выделить следующие.

Во-первых, при линейном построении текстовой информации часто бывает сложно определить структуру изучаемого явления, выделить существенные связи между его компонентами. Это затруднение в значительной мере преодолевается при замене словесного описания оформлением ее в виде таблиц, а лучше – схем.

Во-вторых, такое преобразование учебного текста представляет собой в высшей степени эффективный прием, активизирующий мышление учащегося.

В-третьих, рядом исследователей было установлено, что ведущее звено мыслительной деятельности составляет особая форма анализа – анализ через синтез. Эта операция составляет основу более глубокого усвоения и понимания учебного материала путем его знакового моделирования.

В-четвертых, используется хорошо известный в науке и на практике способ схематической визуализации информации. Представляется, что знание этого приема и тем более навык практического владения им каждым учащимся поможет более глубокому овладению предметом общей психологии; будет способствовать формированию более рациональных приемов работы с учебным материалом вообще.

В-пятых, в ряде психологических исследований выявлено, что структурирование и схематизация текстовой информации являются важнейшими компонентами мнемонического действия, составляющего основу процесса запоминания.

В-шестых, наглядно-образная форма представления информации способствует лучшему ее запоминанию.

В-седьмых, как показывает опыт, представление учебной информации в системе структурно-логических схем выступает достаточно эффективным средством организации и активизации самостоятельной работы обучающихся.

В-восьмых, предлагаемая в данном пособии форма структурирования материала помогает быстрее сформировать у учащегося целостную картину изучаемого предмета. Это создает основу для дальнейшей организации процесса усвоения учебного предмета до необходимой глубины.

Эти обстоятельства и подталкивают многих авторов к логико-структурному способу презентации учебных курсов. Однако, очевидно и то, что публикуемые авторами схемы представляют собой не окончательный, а один из возможных вариантов решения поставленных задач.

По всей видимости, пособия в виде опорных конспектов могут быть полезными как при подготовке к прослушиванию лекционного материала студентами, так и для восстановления в памяти основных положений изложенного курса. Кроме того, такие пособия целесообразно использовать и на практических занятиях для контроля глубины усвоения материала. Такого рода материалы могут быть полезны студентам в процессе самостоятельной работы и подготовки к сдаче зачетов и экзаменов.

1.3 Работа с опорными конспектами

Работа с опорными конспектами включает в себя несколько основных подсистем:

1) Подсистема «Компоненты» формирует структуру и образную презентацию информации и может включать:

· опорный сигнал, как ассоциативный символ, несущий определенную смысловую нагрузку (условно – единица информации);

· опорный рисунок – условное, схематическое, часто контурное, легко воспроизводимое изображение информации или объекта;

· цвет – несет определенную смысловую нагрузку (например: красный – самое главное, новое);

· опорный блок – определенная структура, взаимное расположение опорных сигналов, содержащая в себе «информацию» какой-то части темы;

· блок-схема – в некоторых случаях несколько опорных блоков, структурирующихся в более объемную конструкцию.

2) Подсистема «Принципы составления» учитывает следующее:

· лаконичность (недопустимость перегрузки);

· наглядность;

· разнообразность – монотонность "выключает" внимание;

· асимметричность – учитывает психологические особенности восприятия;

3) Подсистема «Алгоритм составления», предназначена как для учителя, так и для учащихся (при составлении творческих опорных конспектов):

· составить план;

· ввести условные обозначения;

· ввести цветовые обозначения;

· скомпоновать в блоки;

· озвучить.

4) Подсистема «Классификация» определяет типы опорных конспектов в соответствии с их изобразительной формой, а также дидактическим назначением :

· развернутый

· графический

· логический

· смысловой (шифрованный)

· текстуально-схематический опорный конспект.

5) Подсистема «Дидактическое назначение» подразумевает собственно применение опорных конспектов непосредственно в учебной деятельности.

Опорные конспекты могут использоваться в разных условиях и с разными дидактическими целями – для изучения нового материала, для закрепления и совершенствования знаний, для контроля в устной, письменной или компьютерной формах.

Используя опорный конспект, преподаватель должен помнить о том, что «учащиеся удерживают в памяти 10% от того, что они читают, 26% от того, что они слышат, 30% от того, что они видят, 50% от того, что они видят и слышат, 70% от того, что они обсуждают с другими, 80% от того, что основано на личном опыте, 90% от того, что они проговаривают в то время, как что-либо делают, 95% от того, чему они обучают сами». Поэтому необходимо варьировать формами работы с конспектом, из числа которых можно выделить основные:

· лекционное объяснение по опорному конспекту;

· перерисовывание (заполнение, раскрашивание) конспекта;

· проговор по опорному конспекту у доски;

· проговор в парах по опорному конспекту;

· зачет по опорному конспекту;

· выполнение упражнений по образцу с использованием опорного конспекта;

· самостоятельное составление и защита опорных конспектов (как с применением методов проектов, так и без).

Опорные схемы могут предлагаться учащимся в готовом виде, а могут по заданию преподавателя и при наличии примерных ориентиров составляться студентами. Учащиеся могут пользоваться схемами во время ответа у доски, а могут и сам ответ строить в форме схемы. Вероятно, опорные схемы могут строиться с помощью компьютера. Все это развивает воображение учащихся, способствует развитию их творчества.

Для правильного использования в работе крупноблочных опор учащихся нужно обучить хотя бы элементарным навыкам анализа, синтеза, сравнения. Опыт работы с опорными конспектами показывает, что опорные сигналы (условные обозначения) запоминаются легко, если они придуманы учащимися. Постепенное составление опор (графическое конспектирование) способствует формированию умения самостоятельно работать с источниками знаний, развитию памяти, логического мышления, учёту индивидуальных особенностей студентов.

Составление опор, как правило, доступно всем учащимся, и это, повышает мотивацию при организации коллективных и групповых форм работы. Составление опорных конспектов в малых группах (4-6 учащихся) – это один из путей взаимообучения (и взаимопроверки). Известно, что эта форма организации деятельности наиболее эффективна и интересна для учащихся. Кроме того, работа с опорными конспектами позволяет ввести элемент соревновательности, вносящий в занятие динамику и увлекательность.

Особое место в технологии обучения занимает лекционная подача укрупненного материала при помощи опорного конспекта. Она имеет разные формы, но мы выделим две из них, получившие наибольшее распространение:

1) объяснение по готовому конспекту с применением лекционного «изложения по спирали» (термин С.Д. Месяца);

2) эвристическое постижение нового материала с появляющимся (или заполняющимся) опорным конспектом или так называемый сократический урок с элементами метода проектов.

Новый материал учитель излагает на уроке как обычно: максимально использует демонстрационный эксперимент, технические средства обучения, аудиовизуальные средства. В зависимости от содержания материала, состава учащихся, преподаватель сам выбирает форму работы: лекцию, беседу, эвристическую беседу или другую форму первичного предъявления нового материала. Но здесь есть и особенности:

Во-первых, лекцию, рассказ, беседу следует строить в соответствии с планом расположения материала в опорном конспекте и его содержанием. Поэтому преподаватель должен в своем рассказе осветить весь материал опорного конспекта. Однако по содержанию рассказ преподавателя может быть шире и глубже. В конспекте же, который в конце занятия получит каждый учащийся, следует включать только тот материал, который должен быть понят и усвоен студентами.

Во-вторых, после объяснения материала всей группе учащихся показывается крупно написанный опорный конспект. Он может быть изображен цветными мелками на доске и предварительно закрыт шторкой; записан на оборотной стороне поворачивающейся доски; выполнен на флип-чарте цветными фломастерами, на отдельном большом плакате или составляется на доске в ходе занятия. Преподаватель вторично быстро и четко, используя рисунки на опорном конспекте, повторяет весь ранее изложенный материал. Это обычно продолжается 2-3 минуты при максимальном внимании студентов. Учащийся при такой форме закрепления видит наглядно весь материал, изложенный преподавателем. Он может связать непонимание отдельных моментов с конкретным словом, рисунком и тут же или на следующем занятии спросить у преподавателя. Ему сразу видно, что он должен запомнить по данной теме. Главное в процессе изложения нового материала – добиться, чтобы каждый учащийся разобрался в каждой части конспекта, чтобы не оставалось «темных пятен». Так как, если студент не учит материал, а зубрит конспект, то на семинарском или практическом занятии, воспроизводя конспект, он сделает массу смысловых ошибок, особенно в рисунках. Именно поэтому следует добиваться понимания материала каждым студентом.

Также опорные конспекты полезны и могут использоваться в работе на семинарских и практических занятиях, а также для сдачи зачета или экзамена. Причем функция опорного конспекта может быть как вспомогательная, так и как творческая работа по разработке собственных конспектов. При этом опорный конспект может быть как стандартный, так и электронный, что развивает способности в обобщении, анализе и синтезе материала, а также улучшении его запоминания.

2 Методическая разработка темы «Операционная среда Windows»

Поделиться: