Считается ли женская или мужская мастурбация грехом? Страшный грех рукоблудия в православии

Отвечает Марина Подорожная:

Недавно в мои руки попала книга, в которой приводились разные доводы «за» и «против». По мнению опрошенных врачей-христиан, а это 72% - были те, которые одобрили мастурбацию, а только 28% высказались против нее.

В отличие от этого, среди пасторов (которые получили законченное высшее образование в семинариях, а незаконченное по большей части в христианских колледжах) лишь 13% - одобряли такое занятие, 83% считают это недопустимым. Среди супругов, отвечавших на опрос - 52% мужчин и 84% женщин заявили, что никогда не занимались мастурбацией или занимались очень редко; 17% мужчин и 4% женщин указали, что занимались мастурбацией часто или регулярно.

Многие из них специально отметили, что не занимаются этим с тех пор, как стали христианами.

К сожалению, в Библии нет прямого текста, который бы говорил о запрете или наоборот позволял бы совершать данное действие. Я не отношу себя к тем христианам гуманистам, которые настаивают, что это способ удовлетворения потребностей одиноких мужчин или подспорье для тех, кто не женат, или у которых жена беременна или работа требует длительных отлучек из дома. Все это может быть скорее поводом, чем аргументом, объясняющим причины или поведение тех, кто не хочет оставлять свои дурные привычки.

На мой взгляд – мастурбация является греховным поведением. Я неоднократно консультирую людей с подобной проблемой и у всех у них общая картина:

Во-первых, при мастурбации, обычно имеют место похотливые мысли и фантазии, а Писание очень не двусмысленно говорит об этом. Матф.5:28 «…А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем».

Бог хочет, чтобы мы хранили свой разум чистым, неоскверненным, а не только следили за своим поведением.

Фил.4:8 «..Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте».

Во-вторых, людей, которые связанны этой проблемой, неизбежно сопровождает чувство вины, депрессии, если конечно их «мозги не промываются проповедями гуманизма». Обновленная совесть, которая дана нам Богом помогает нам определиться в том, что есть добро и зло, и что есть хорошо и плохо.

Рим.2:15 «…они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» .

Рим.9:1 «…Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом».

Итак, совесть это тот барьер, который христианину не следует переступать. Именно чувство вины крадет у нас дерзновение в Боге и свободу, к которой мы призваны.

Гал.5:13 «…К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к плоти, но любовью служите друг другу», мешая нам достигать Христа.

В-третьих, 1Кор.7:9 «…Но если не воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться».

Человек, занимающийся онанизмом, разжигается похотью и тем самым лишает себя истинного благословения в браке. Кроме того, это создает привычку, которое имеет место даже в браке. Зависимая сторона в этом проявляет эгоизм, что сказывается на сексуальных отношениях, а ведь Бог определил для брачного ложа, благословения для обоих сторон.

1Кор.7:3-5 «…Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» .

Не одна из сторон не должна чувствовать недостаток любви и заботы. Мастурбация, как и онанизм – является неестественным способом удовлетворения сексуальных потребностей.

В заключение хочу сказать: Для христианина, который призван сохранять святой образ жизни, благодати Божьей достаточно. Благодать дана нам для того, чтобы мы смогли победить всякий грех в своей жизни, чтобы не шли на компромисс и не жили по плоти. Мы можем молиться Богу о наших желаниях, которые возможно в некоторых ситуациях очень трудно контролировать, наш Небесный Отец, уверенна, обязательно поможет нам, если мы искренне попросим Его об этом.

С уважением,

Здравствуйте, Елена!

Только наш Создатель - Бог знает, что хорошо и что плохо. В его Слове, Библии слово «грех», буквально означает «непопадание в цель». Бог сам определяет цель, которой должны достичь его разумные создания. Непопадание в эту цель - это грех, неправедность или беззаконие. В Библии говорится:«Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1 Иоанна 3:4).

Все качества, нормы и пути Бога, а также его воля святы, и всё, что им противоречит, - это грех. Библия призывает нас:«Но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках; Ибо написано:»будьте святы, потому что Я свят"" (1 Петра 1:15,16).

В библейские времена эта привычка была распространена среди грекоязычного населения, и для её описания использовалось несколько греческих слов. Однако ни одно их них не употребляется в Библии. И, хотя мастурбация напрямую не осуждается в Библии, это, бесспорно, нечистая привычка:«Они, дошедши до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью» (Эфесянам 4:19). Также мастурбация неизбежно порождает взгляды, которые растлевают мышление. Развивает в человеке склонность рассматривать представителей противоположного пола лишь как объекты вожделения - средства для получения сексуального удовлетворения. Таким образом, неправильные взгляды, порождаемые мастурбацией, оскверняют «дух» человека, то есть его мышление. Эта привычка опасна ещё и тем, что сохраняется даже после вступления в брак!

Однако Бог хотел, чтобы сексуальные желания удовлетворялись половым путём, являясь выражением любви между мужчиной и его женой (Притчи 5:15-19). Поэтому, с полным основанием Божье Слово призывает:«Возлюбленные, очистим себя от всякой скверны плоти и духа» (2 Коринфянам 7:1).

Я обратила внимание, что вас беспокоит эта привычка. И очень хорошо, что вы желаете избавиться от неё. Чтобы преодолеть её вам необходимо приложить немало усилий. Хорошим помощником в этой борьбе будет для вас искренняя, исходящая от сердца молитва. Если молиться в тот момент, когда желание нарастает, то обязательно почувствуете облегчение. Помните, что Бог очень милосерден. «Ибо Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя» (Псалом 85:5).

Библия говорит, что «Бог больше сердца нашего и знает всё» (1 Иоанна 3:20). Он видит больше, чем только наши грехи. Бог понимает нас как никто другой и поэтому может с сочувствием выслушать наши молитвы и мольбы о прощении.

Апостол Павел знал, что иногда наши желания могут стать жестоким господином над нами. Он писал:" Усмиряю и порабощаю тело моё (плотские желания)" (1 Коринфянам 9:27). Он не делал себе никаких послаблений! Каждый, кто поступает так же, может покончить с привычкой мастурбировать.

Принципы Божьего Слова ясно показывают, что, если решительно противостоять этой нечистой привычке, это пойдёт только на пользу. Я желаю вам мудрости и самообладания в этой нелёгкой борьбе. Если возникнут вопросы, пишите в чат, буду рада помочь вам найти ответы на них.

С уважением к Вам, Любовь Алексеевна.

Добрый день. Меня заинтересовал ваш ответ " Здравствуйте, Елена!Только наш Создатель - Бог знает, что хорошо и чт..." на вопрос http://www.. Можно с вами обсудить этот ответ?

Обсудить с экспертом
Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
Жития святых Книга отзывов Исповедь Статистика Карта сайта
Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Вопрос №17

Онанизм - это грех?

Участник форума JesusChrist.ru 18/03/2002

Онанизм - это грех?

Ответ отца Олега Моленко:

Для утверждающих, что Библия не запрещает заниматься онанизмом, напомню, что Библия не запрещает явно колоть в вену героин, курить гашиш и никотиновые сигареты, иметь блудное совокуплением с животными и т.д. и т.п.

Библия запрещает ВСЕ СТРАСТИ ГРЕХОВНЫЕ, но не упоминает все возможные варианты реализации страстей. Иначе говоря, Библия не есть Уголовный кодекс или свод всех грехов или запрещенных действий. Вот почему безумно и нелепо искать в ней дословно все греховные запрещения.

Что касается события с Онаном, то надо ясно и точно прочитать контекст:


9 Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал [семя] на землю, чтобы не дать семени брату своему.
10 Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его.

Обратите внимание, что он изливал семя на землю ДО ТОГО (когда входил к жене брата). Так что наличие Фамари тут ни при чем. Мы видим ясно, что Господь умертвил его. А это явное указание, что грех рукоблудия (ибо ясно, что Онан сбрасывал семя с помощью рук) приводит к смерти телесной (у Онана) и духовной (у современных самоблудов) за то, ЧТО ОН ДЕЛАЛ (т.е. за сам факт рукоблудия), а не за то, что не давал семени жене брата. Ибо за подобный грех Иуды Бог не наказал его смертью:


26 Иуда узнал и сказал: она правее меня, потому что я не дал ее Шеле, сыну моему.

Для тех, кто верит слову Божию и для кого Писание является высшим авторитетом, предложенный вопрос разрешается легко и быстро. Грех библейского Онана, иначе именуемый рукоблудием (рука + блуд, т.е. блужение рукой или руками) есть страшный и богомерзкий грех, относящийся к категории содомских грехов, каковы по степени тяжести идут в таком порядке: рукоблудие, анально-оральный блуд с женщиной (даже с женой), мужеложство, деторастление, труположство (некрофилия) и скотоложство. Все эти грехи являются смертными, так как их соделование немедленно причиняет духовную смерть, лишая человека Духа Святого и ставя его в разряд врагов Божиих. Основная ошибка в приведенных мнениях участников обсуждения состоит в том, что они сосредоточили свое внимание на способах (напр.онанизм) и средствах (напр.руки или средства сексшопа) блужения, а не на самой страсти.

Бог же и Писание запрещает саму страсть блудного разжения и ее противоестественного удовлетворения. Вспомним допотопный мир. За что Бог уничтожил его водами потопа? В книге Бытия находим, что это было совершено за плотские грехи, которые и соделали человека ПЛОТЬЮ, не имеющей Духа Святого. Разве не было тогда рукоблудников? А кто же спасен был от потопа? 4-ре супружеские пары=8 человекам и ни одного рукоблудника или мужеложника. Ведь если даже воззрение на наготу отца Ноя подверглось страшному проклятию, то что говорить о действиях. Подобное повторилось в Содоме и окрестных городах, где плотские противоестественные грехи процветали.

Писание осуждает страсть блуда вместе со способами ее реализации. Достаточно привести слова апостола Павла из 1 Послания Коринфянам:

1 Кор.6:
9 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники,
Здесь блудная страсть представлена 4-мя основными проявлениями, указанными по нарастающей:

  1. блуд, т.е. противозаконное, хотя и естественное, совокупление с женщиной;
  2. прелюбодеяние - нарушение одним из супругом верности путем совокупления с лицом противоположного пола;
  3. малакия - рукоблудие и подобные искусственные средства (напр. из сексшопа);
  4. мужеложники - блуд однополых.
1 Кор.6:
13 Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.
Понятно, что здесь речь идет о любом виде блуда. Блудом же названа преимущественно блудная страсть.

1 Кор.6:
16 Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть.
Что же сказать о противоестественном соединении рукоблудника со своими руками?

1 Кор.6:
17 А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.
Без комментариев.

1 Кор.6:
18 Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.
А вот и прямая заповедь, запрещающая всякий вид блуда, в т.ч. и рукоблудие. Иначе бы было сказано:"Кроме рукоблудия".

1 Кор.6:
19 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?
20 Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.
Без комментариев.

1 Кор.7:
1 А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.
2 Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.
Вот и прямая заповедь, запрещающая рукоблудие и другие виды блуда кроме естественного употребления одного пола другим в законном браке! Обратите внимание, что заповедь относится к каждому полу.

1 Кор.7:
9 Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.
А вот и причина вступления в брак тех, которые не могут оставаться одни из-за блудного РАЗЖЕНИЯ. Таковым апостол повелевает вступать в брак для естественного и законного удовлетворения блудного разжения (возбуждения) и именно для того, чтобы не допустить до рукоблудия и других форм полового извращения.

И наконец, вы можете себе представить, чтобы апостол так поступал (а ведь он был неженатый)? Итак не обманывайте себя, не оправдывайте этот смертный грех, но спешите каяться даже за помыслы и поползновения к нему, иначе Царствия Божия не видать!


Несомненно, 21 век является временем вседозволенности, но истинные христиане борются с пагубным влиянием окружающего мира и соблюдают заветы из Библии, несмотря на косые взгляды.

Интимные отношения вне брака греховны, еще страшнее супружеская измена. Рукоблудие - процесс, о котором известно лишь одному человеку, это не наносит вреда другим и не разрушает супружеские отношения. Тогда почему христианство считает рукоблудие грехом любодействия, необходимо разобраться.

Почему рукоблудие является грехом

Рукоблудие идентично по определению с понятием малакии. Значение слова пришло из Библии. В православии считается тяжелым грехом, одной из разновидностей блуда. Малакия вызвана блудным разжением , стремлением к получению удовольствия. Этот грех является противоестественным, так как происходит без контакта с противоположным полом. Православие одобряет только половой контакт между законными супругами.

Церковь считает, что человек занимающийся мастурбацией, является рабом своей похоти, зависимым от блудных желаний. Страсть одолевает его и он неспособен ее контролировать. Тогда все разумное больше не является приоритетом для рукоблудного сына. Православие называет малакию извращением, потому что отношений с другим полом не происходит. Сама библия утверждает, что блудники, совершившие прелюбодеяние , а также малакии не наследуют Царства Божьего.

Мастурбируя, человек производит осквернение своей души, разума и тела. И даже мысли о подобном уже являются грехом. Грех, на название которого повлиял библейский персонаж Онан, является одним из самых страшных плотских грехов, отбирающих право на вечную жизнь.

Малакия у женщин и детей

О женщинах-рукоблудках в библии не упоминается, но это не значит, что Отец Небесный не считает женскую мастурбацию грехом. Нет никакой разницы, кто совершил этот поступок. Рукоблудие у женщин в православии осуждаются не меньше , чем у мужчин, потому что перед Богом все равны. Это значит, что рукоблудница также должна покаяться и стремиться к чистоте помыслов и действий.

С детьми все обстоит несколько иначе. Мастурбация у мальчиков и девочек по большей части происходит из-за незнания, невысказанных вопросов, а также зуда в области гениталий, слишком тесной одежды, физического наказания и пр.

Чтобы оградить ребенка от пагубного пристрастия, нужно:

Церковное наказание

Сейчас церковь не устраивает епитимью за блуд. Но существуют определенные методы. Чтобы очиститься от греха, человек должен совершить определенные аскезы. Например, в течение 40 дней совершать по 100 поклонов, а также поститься, чтобы искупить свою вину .

Нельзя опускать руки, справиться с соблазном возможно. Чтобы искоренить в себе греховные помыслы было легче, можно обратиться к советам:

Самоудовлетворение - это смертный грех, которого не должно быть в жизни верующего человека. Только желание избавится от греховности, идущее от чистого сердца, сможет стать основой обретения духовной чистоты. А церковь никогда не оставит кающегося человека и окажет всю возможную помощь.

Аноним: Является ли грехом онанизм, мастурбация. А то в наше время, это уже, как бы, и грехом не считается. А так же, некоторые говорят, что Св.Писание ничего не говорит об этом грехе?

О.Серафим: «И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему. Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал на землю, чтобы не дать семени брату своему. Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его» (Быт.38:8-10).

От имени Онана и пошло название этого греха – онанизм, а в наше время это стали называть мастурбация. Это и свидетельствует о том, как всегда понималось это место Св.Писания, в церковном предании.

Как видим, что онанизм (мастурбация), есть «зло пред очами Господа» , потому что это неестественно природе естества человеческого, какою ее сотворил Бог. Ибо естественно человеку, по природе, как ее сотворил Бог, только лишь влечение к противоположному полу: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт.2:24). Этими словами Сам Господь засвидетельствовал то, что естественно человеку, по природе. И по причине этого влечения, вложенного в грубые тела человеческие, чтобы не было разврата среди людей, Господь благословил брак: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь , и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт.1:27,28).

Поэтому, естественное по природе разрешение плотской похоти, у людей, совершается только в браке, между мужем и женой, естественным путем. Таково определение Бога, вложившего этот закон в наше естество. Все остальное разрешение плотской похоти, – всякого рода извращения, к которым относится и онанизм (мастурбация), – противно воле Божией, и неестественно человеческой природе, как ее сотворил Бог. А потому и является грехом против человеческого естества, против совести, какие бы лукавые благовидные предлоги не приводились в оправдание этого греха, противного нашему естеству.

И чтобы показать, для грядущих поколений, насколько грех онанизма (мастурбации) является грехом и злом «пред очами Господа», то Господь наказал Онана за этот грех тем, что «умертвил его» (Быт.38:10). Поэтому те, кто считает онанизм (мастурбацию) безобидным делом, не греховным, обманывают сами себя, ибо поступая так, действуют против воли Божией, против своего естества, каким его сотворил Бог. И потому, совесть будет их обличать и мучить за этот грех в вечности, – они будут вечно ощущать ее угрызения, которые и будут являться для них червем неусыпающим, приносящим адские муки. А так же похоть плоти, не находя себе удовлетворения, будет жечь как огонь.

Так об этом и говорит ап.Павел: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии (онанисты), ни мужеложники… – Царства Божия не наследуют» (1Кор.6:9). Апостол Павел написал это послание для греков, на греческом языке. А у греков словом «малакия» называли онанизм или рукоблудие. Так как, именно, в таком смысле и значении это слово применялось в греческой церковной литературе. Точно с таким же значением слово «малакия» применялось и в древней Руси, в церковной литературе. Об этом говорится и в словаре Даля: «Рукоблудие, малакия церк. онанизм, это пагубный порок скотской похоти». Об этом же самом, – употреблении слова «малакия», в значении онанизма (мастурбации), в древности, – говорит и современный сексологический словарь: «Малакия (устаревшее) – онанизм». Слово «малакия» греческое, и греки времен византии, говорившие на греческом языке, употребляли это слово именно в смысле рукоблудия, онанизма (мастурбации – современное). То же самое значение оно имело и на Руси, получившей свою веру, православную, от греков. В этом смысле и значении это слово и употреблялось в творениях Св.Отцов, греческих, писавших на древне-греческом, и русских и др.

Вот, что говорится в греческом номоканоне Иоанна Постника (6-й век): «О рукоблудии. При этом перечислении грехов прежде всего назовём злую и увлекающую многих малакию; и как говорит святой апостол Павел: не грешите: ни блудники, ни идолопоклонники, ни творящие малакию, ни прелюбодеи, ни мужеложествующие, ни ворующие, ни корыстолюбцы, ни грабители, ни пьянствующие не наследуют царствия Божьего.
На первом месте поэтому нами полагается она, так как из всех грехов она борется по преимуществу с людьми, и с приходом в возраст девственность многих через эту страсть растлевается, ибо малакийствующие уже не имеют девственности, и злой обычай этот навек овладевает знающими и разумными людьми, так что многие одержимы до старости, даже до самой смерти не отстают, и не только среди мирян, но и удалившихся из мира. Есть два вида малакии: первый есть тот, который совершается своей рукой, который мы знаем из исповеди многих, и который известен всем. Другой знают очень немногие и совершается рукой постороннего, как я слышал о ней от делавших эту злую страсть, ибо гнушаясь мерзостно собственной рукой делать, призвав иных услуживающих им свободных или рабов, руками их производят злое и блудное излияние, коих божественная лествица Иоанна оплакивает и говорит, что жалок падающий, но более жалок вовлекающий другого делать грех. Ибо тяжесть обоих падений и обучения злу он принял на себя, ибо научающий, придя в сознание зла, может быть и прекратит грех, а научившийся от него усвоит его грех, и потому будет бессильно покаяние научившего. Всё это слово о малакии рукой постороннего, увлекающей во зло злом, хотя среди других грехов не упоминаем, ввиду многообразия и множества зла от этой страсти поставили прежде других страстей» (Канонарий. Номоканон св.Иоанна Постника).

«Тайность и доступность этого греха зарождают его и поддерживают. В самом деле, здесь не нужно (как втайне мыслит рукоблудник) лицо другого пола, чтобы удовлетворить похоти: похоть дома около себя; и просить о ней никого не требуется, и опасаться за отказ нечего и следы греха составляют свой собственный секрет. Оттого-то между прочим этому пороку предаются не только мужчины, но и женщины, не только молодые, но и престарелые, не только вообще падшие блудом, но даже не испытавшие полового совокупления, как например, отроки и отроковицы, даже люди равнодушные к другому полу, например, холостые к женщинам. Особенная же сладострастная чувствительность, которою сопровождается малакия, развивает этот порок до такой степени, что рукоблуднику связывают руки с целью удержать его, – что он бессознательно (во сне) рукоблудит, что и естественным удовлетворением половому побуждению, т.е. даже женитьбою или замужеством, он не всегда излечивается от этой болезни. Тут особенно видна в теле человека связывающая его волю привычка: удовольствие, которое испытано телом этого дня, завтра в тот же час снова требуется со стороны тела; удовлетворенное завтра, требование того же удовольствия на третий день повторяется еще с большею силою, и так далее. Но какой это ужасный порок!..
Правда, бывают люди, которых никто не научал малакии, между тем как они повинны этому греху. Дав волю своей внутренней, или сердечной похоти, они сами сочинили для себя этот грех, а вернее сказать, враг – диавол был на этот раз их учителем. Первые опыты греха они делали не сознавая ясно, что это грех; так особенно самооскверняются лица женского пола, которые по стыдливости своей не открывают никому своей тайны, но с развитием в себе страсти (как и мальчики) обыкновенно начинают уединяться. За то все остальные самоосквернители, а особенно мужеложники, не были бы такими несчастными, если бы не научены были противоестественному блуду кем-то со стороны или увидели случайно этот соблазн на других. Горе-несчастье увеличивается от того, что большею частью здесь ознакамливают старшие молодых. (Притом, и на этот раз употребляется иными насилие… В женском поле так же одни других научают малакии и делают ее совместно). А ознакомленный с каким либо противоестественным грехом, будет быстро стремиться к нему сам по себе, например, 10-летнему ребенку стоит только быть наученным малакии, а затем он иной раз не поддается самым заботливым мерам со стороны, когда хотят остановить его от порока (так бывает в фабрике, в школе, в заведении, но все реже – в сельском быту). Детским то неразумием и поддерживается страшное зло… О, бесстыдные распространители противоестественного блуда! Если бы вы вспомнили своевременно такую угрозу слова Божия: «ни малакии, ни мужеложники… царствия Божия не наследуют» (Кор.6,9) » (Нравственное богословие для мирян, главы «Малакия» и «Ознакомление невинного лица с малакией»).

«Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные: малакия, мужеложство, скотоложство и им подобные» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл. «Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями»).

«О малакии: “А если так наказывается извержение семени, происходящее от услаждения похотью чрез ночное мечтание, то тем строжайшей епитимии должно быть подвергнуто извержение посредством малакии, так как оно бывает не во сне и не от грез” [Почти буквально по Вальсамону (12 век), на послание св. Афанасия Великого к Аммуну монаху (4 век)].
Ибо Иоанн Постник (6 век) говорит: клирик, подвергшийся страсти малакии прежде (принятия) священства и не дерзающий принять священство, может быть, по сознанию, что за это только ему должно быть оно возбранено, после предварительной достаточной епитимии да удостоится священства; если же после принятия священства впадет в сию страсть, то, по удалении от священства, уцеломудрившись обычными епитимиями, да приступает к священству; а если, по сознании греха, дважды или трижды сделает это, то, по лишении священства, должен вступить в чин чтеца. А мирянин, соделавший постыдную страсть малакии, на 40 дней удаляется от общения, вкушая в них сухую пищу и творя на каждый день по 49-ти поклонов; а малакия, происходящая посредством смешения друг с другом, делает зло сугубым, так как оскверняются две души, и потому делающий ее принимает двойную епитимию, будучи удаляем на 80 дней от общения и меру поклонов простирая до 100 с соответствующим постом.
А извержение семени, происходящее от болезни почек, какова болезнь семяистечения или болезнь каменная, совершенно не подлежит обвинению. Ибо хотя законом Моисея семяточивые признаваемы были за нечистых, но он образно через телесные страсти показывал душевные недуги и через невольные (грехи) преследовал вольные: ибо если естественное считается нечистым, то тем более похоть по сознанию, ибо сыновный закон телесными предметами предобучал иудеев как детей, дабы сделать их способными к восприятию духовных и более совершенных заповедей; но научает через это и нас, чтобы и мы избегали сообщения с таковыми, дабы не оскверняться нечистотою слов, исходящих из уст их. А это суть те, которые усиливаются собственную страсть распространить на всех наподобие заразительной болезни и иметь многих себе подобных, дабы в обществе злых избежать, как думают, укоризны обличений. Но наш закон и сих допускает не менее, чем здоровых, и, тогда как больные проказою у тех изгонялись из стана (Лев. гл. 13), как нечистые, – с нами участвуют в церковных собраниях и молитвах, не встречая в болезни никакого к тому препятствия.
А 12-е правило Тимофея Александрийского (4 век) говорит, что если у того, кто имел нечистое сновидение, прежде этого явился похотливый помысел, который, утвердившись в его мысли, и произвел извержение семени, то причащение должно отложить, ибо предрасположение осквернило помысел; а если ничего такого не предшествовало, то ясным становится, что это – искушение диавола, ухищряющегося удалить его от божественного причащения: таковой, ни в чем не сомневаясь, да приступает к причащению, ибо если удастся лукавому достигнуть, что он вследствие этого не участвует в таинстве, то не перестанет злоумышлять каждый раз, как узнает, что он готовится к Божественному Причащению [Изложено по Вальсамону, в виде перифраза.]». (Греческая «Алфавитная Синтагма», Начало буквы К, гл.28).

И в современном греческом языке слово «малакия» имеет то же самое значение, – рукоблудие.

«Другое дело ваше, которое и по вашему сознанию, делает вас виновным пред Богом, вы, кажется, почитаете легким. Найдите и прочитайте следующее место в первом послании св. Павла к Коринфянам: гл.6, ст.9. Что здесь названо: малакии, то есть ваше дело. Оно лишает Царствия. Следовательно, есть смертный грех. Блудная страсть здесь во всей силе – и удовлетворяется. Поразмыслите о сем. И положите конец сему делу. Оно иссушает, и преждевременную смерть причиняет. У иных способности расслабляет, здравомыслие и энергию подавляет, бывает причиною и умопомешательства. Блюдите себя! Уж если положили вы исправно жить, попекитесь не давать хода блудной похоти!» (свт.Феофан Затворник, Письма, Выпуск 5, п.814).

«Наконец, знать надо и самые козни бесов, посредством которых они искушают нас противоестественными страстями, и ведать, можно ли когда-либо, хотя бы мы и святости достигли, не бояться их.

Малакия, рукоблудие (онанизм, мастурбация *, хиромания, ипсация ** и прочее)

“Не обманывайтесь… – говорит апостол, – ни сквернителе, ни малакии – μαλακοι – …Царства Божия не наследуют” (1Кор.6:9).

* Сокращенное от мануступрация: manus (лат.) – рука и stuprare (лат.) – осквернять, делать блуд.

** Этот термин в недавнее время (1921г.) был предложен польским врачом из Кракова, доктором Куркевичем. Он понравился и другим врачам (Гиршфельду, Присману), так как более точно определяет существо порока, не всегда совершаемого посредством рук. Ипсация – от латинского ipse – «сам»: автор термина хотел отметить, что такой акт совершается человеком над самим собой. (Присман М. Ипсация (онанизм) в освещении современной науки. Берлин: Врач, 1922. С. VIII).

Вот приговор рукоблудникам. Отца же их – ветхозаветного Онана – Бог наказал смертью за совершение этого греха (Быт. 38,9-10). Зло было перед очами Господа то, что он делал, – говорит Библия про Онана, – и Он (Бог) умертвил его. (Порок этот, как видно отсюда, очень древен. Может быть, нижеуказанное место из Иез.16,17-18 можно понимать и в смысле этого порока. Плутарх рассказывает, что Диоген, «философ в бочке», предавался онанизму публично на городском рынке. См.: Присман М. Ипсация (онанизм) в освещении современной науки. Берлин: Врач, 1922. С. IX).

И в настоящее время Церковь, по правилу Иоанна Постника, назначает совершившему грех (мужчине и женщине одинаково) сухоядение и до 100 поклонов на день в продолжение 40 дней.

«Если же не может сухо ясти, да удержится от причастия (имело значение, когда люди причащались если не ежедневно, то очень часто. См.: “Основы”. Отдел III. Гл. 7. § 5. Таинство св. причащения. – Еп. Варнава) одно лето (то есть год. – Еп.В.) и поклонов 50 на всяк день» (Номоканон при Большом Требнике. М., 1897. Правило 59).

Взаимное рукоблудие наказывается вдвое, то есть восемьюдесятью днями сухоядения (или двумя годами отлучения от Св. Тайн) и пятьюдесятью поклонами на день. (Номоканон при Большом Требнике. М., 1897. Л.261. Правило 60). С духовных лиц взыскивается еще, конечно, строже (Там же. Правила 61, 62).

“Бегайте блуда, – повторяет апостол Павел (1Кор.6:18), – всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела”, – εις το ιδιον – собственный организм расшатывает.

«Уже с давних пор половым излишествам приписывали очень серьезное значение, в смысле влияния на центральную нервную систему, – говорит известный психиатр профессор П. Ковалевский. (Ковалевский П. Душевные болезни. Т. 1. С. 234, 235-236). – Дурное влияние этого деяния тем сильнее, чем в более молодом возрасте началось злоупотребление и упорнее продолжалось упражнение. Это влияние злоупотребления отражается как на физической, так и на нравственной и умственной жизни человека. С физической стороны является слабость, разбитость, истощение. В характере – раздражительность, вспыльчивость, скрытность, наклонность к отчуждению и уединению, подозрительность и т. п. В умственном отношении – притупление памяти, ограничение сообразительности и вообще умственная отсталость…

Некоторые авторы описывают случаи сумасшествия, обязанные своим происхождением онанизму и мастурбации. Sbitzka говорит, что мастурбаторное сумасшествие является преимущественно у мужчин между 13-20 годами жизни. Пациенты эти слабы, анемичны, с холодными конечностями… Очень часто у таких больных являются затылочные боли… Из психических признаков, крайне изменчивых, можно указать на отсутствие внимания, рассеянность, отсутствие выдержки при какой-либо работе, умственную лень и слабость, боязнь, чтобы по лицу не узнали о пороке, – вообще всякие страхи. В дальнейшем течении является: ребячество, собирание ненужных вещей, писанье глупых дневников и т. п. Иногда проявляется наклонность к самоубийству. В менее выраженных случаях является упадок и ослабление нравственности…

Draper говорит, что при онанизме появляется напряжение деятельности фантазии, отвращение от противоположного пола» и так далее.

Дрэпер совершенно верно подметил дело – диавол может довести человека до падения не иначе, как через громадный наплыв блудных помыслов до полного опьянения и отуманивания ими.

(Вот как преп. Исаак Сирин (7 век) изображает бесовскую брань. Сперва демон всеми силами старается (речь даже идет о целомудренном, а не о развращенном человеке) хоть один свой помысел посеять в сердце человека. А как скоро помысел будет принят, «окружает [последнего] сборище помыслов, заключающих в себе пустые и срамные мечты; и чистое ложе его делает виталищем [притоном] блуда и позорищем видений. Когда же в упоении помыслов приобщится беседе с ними, то осквернит преподобные свои члены и без приближения жены» (Слова подвижнические, Слово 43)).

Причину избегания рукоблудниками женского пола вскрывает ниже преп. Иоанн Лествичник.

«Бесы… ни о чем другом столько не веселятся, как о злосмрадии блуда, и никакой страсти не любят так, как оскверняющую тело» (Лествица, Слово 15, гл.35). И понятно – почему: «Чистота нас усвояет Богу и, сколько возможно, делает Ему подобными» (Лествица, Слово 15, гл.36).

Но ввергнуть только вообще в блуд им мало. И чем человек чище хочет быть и святее, тем, наоборот, более гнусными страстями бывает искушаем. Таким образом «диавол все усилие, старание, ухищрение, коварство и все свои козни устремляет к тому, – говорит св. Иоанн Лествичник, – чтобы проходящие монашеское житие и подвизающиеся на сем поприще, исполненном искушений, были боримы противоестественными страстями. Посему часто, находясь в одном месте с женским полом и не будучи боримы плотской похотью, или помыслами, некоторые ублажают себя; а того не разумеют несчастные, что где большая пагуба, там в меньшей нет нужды» (Лествица, Слово 15, гл.29).

«Думаю, что всеокаянные убийцы, – продолжает святой отец, – по двум причинам обыкновенно низвергают нас, бедных, в противоестественные падения: потому что мы везде имеем удобность для таких согрешений и потому что они подвергают нас большей муке. Узнал сказанное тот, кто прежде повелевал дикими ослами, а потом сам был поруган и порабощен адскими ослами. И питавшийся некогда хлебом небесным после лишился сего блага. Всего же удивительнее то, что и после его покаяния наставник наш Антоний с горькой скорбью сказал: “Великий столп пал!” Но образ падения скрыл премудрый муж, ибо знал, что бывает телесный блуд и без участия иного тела» (Лествица, Слово 15, гл.30).

Случай, на который ссылается св. Иоанн Лествичник, следующий.

“Авва Антоний Великий (3-4 век) услышал о некоем молодом монахе, что тот сотворил на пути такое чудо: увидев некоторых старцев, которые путешествовали и от пути утомились, он велел диким ослам подойти и на себе нести старцев, пока дойдут до Антония. Старцы рассказали об этом авве Антонию. А он отвечал им:

Монах этот, как мне кажется, есть корабль, полный груза. Но не знаю, взойдет ли он в пристань.

Спустя несколько времени, авва Антоний вдруг начал плакать, рвать на себе волосы и рыдать. Ученики спросили его:

О чем плачешь, авва?

Сейчас пал великий столп Церкви! – отвечал им старец. Это он говорил о молодом монахе. – Но пойдите сами к нему, – продолжал он, – и посмотрите, что случилось!

Ученики идут и находят монаха сидящим на рогоже и оплакивающим сделанный грех. Увидев учеников Антония, монах говорит им:

Скажите старцу, чтобы он умолил Бога дать мне только десять дней жизни, и я надеюсь очистить грех свой.

Но не прошло и пяти дней, как он скончался” (Древний Патерик, гл.8, п.1).

(Молодой монах этот был уже на такой высоте духовной жизни, что дух блуда непосредственно не мог к нему подойти. Тогда бес придумывает хитрость. Подсылает сильнейшего, чем он сам, беса, т.е. духа тщеславия, который и подущает монаха воспользоваться данным ему даром чудотворения якобы на пользу ближним, ради любви к ближнему, а на самом деле, чтобы показать себя. (Потому-то св. Антоний Великий и сказал про этого подвижника: «Не знаю, взойдет ли он в пристань?» Ибо если он так будет вести себя в жизни и дальше, не ограждаясь смирением, – как бы хотел сказать святой отец, – то не знаю, сможет ли он невредимо прожить до смерти. Опыт почти тут же показал, что нет.) Когда монах после совершения чуда принял в себя гордые и тщеславные помыслы – «смотрите, мол, как подвизаются люди, а вы до старости прожили и не приобрели ничего подобного» (гордость сказалась в самонадеянности, в том, что приписал чудо себе, а не Богу), – то благодать отступила от него. Тщеславный дух передал согрешившего с рук на руки демону блуда, которому уже ничего не стоило низложить несчастного вторично и самым ужасным образом.

Милость Божию в память о его прежних великих добродетелях можно видеть в том, что Господь принял его покаяние в меньшее число дней, чем он думал сам).

Видя такую злобу и коварство врагов и зная, что никто не застрахован от падения, мы должны быть крайне осторожны»

(еп.Варнава Беляев, «Основы искусства святости», т.2, отд.3, гл.2, п.6).

О том же самом говорится и в переводе Нового Завета, еп.Кассиана (Безобразова), этого места из послания ап.Павла к Коринфяном: «Не заблуждайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни рукоблудники , ни мужеложники… – Царства Божия не наследуют» (1Кор.6:9-10).

Настоящий перевод Нового Завета был начат в 1953 году, при поддержке Британского и Иностранного Библейского Общества, группой переводчиков, которой руководил известный русский библеист епископ Кассиан (Безобразов; 1892-1965). В нее также входили протоиерей Николай Куломзин, баптистский пастор А. Васильев и их ученики. Писатель Борис Зайцев принимал участие в литературной редакции текста.

То есть, на тот момент времени общество ещё не было заражено современной идеологией, оправдывающей содомо-гоморские грехи. И поэтому, перевод был сделан, исходя из того, как всегда понималось это место у ап.Павла, в церковном предании.

Отсюда видим, что слово «малакия», в древнем и ново-греческом языках, употреблялось в значении рукоблудия, онанизма (мастурбации). Именно, с этим самым значением его употребляют в своих творениях Святые Отцы. Поэтому, когда ап.Павел писал о том, что «малакии… – Царства Божия не наследуют», то он имел в виду тех, кто занимается рукоблудием, онанизмом, мастурбацией.

Вот как понимали смысл этого библейского текста, об Онане, в 4-м веке: «Блудной страсти три вида: первый совершается через смешение одного пола с другим; второй производится без смешения с женщиной, за который от Господа был поражен Онан, сын Патриарха Иуды (Быт.38.9,10) и который в Писании называется нечистотою; третий производится умом и сердцем, о котором Господь в Евангелии говорит: “кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с нею в сердце своем” (Мф.5,28). Эти три вида Апостол указал в следующем стихе: “Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть” и проч. (Кол.3,5)» (Преп.Иоанн Кассиан Римлянин (4 век), «Общее очертание страстей и борьбы с ними», гл.18).

Поэтому, одинокие люди или монашествующие, которые не вступают в брак, и разрешают свою похоть через занятия онанизмом (мастурбацией), да знают то, что они разжигают в себе геенский огонь похоти, который их будет вечно жечь. И попирая свою совесть, под разными благовидными предлогами, оправдывая этот грех, становятся врагами своей совести, которая их будет вечно угрызать как червь неусыпающий.

«Часто диавол все усилие, старание, ухищрение, коварство и все свои козни устремляет к тому, чтобы проходящие монашеское житие и подвизающиеся на сем поприще, исполненном искушений, были боримы противоестественными страстями. Посему часто находясь в одном месте с женским полом, и не будучи боримы плотскою похотью, или помыслами, некоторые ублажают себя; а того не разумеют несчастные, что где большая пагуба, там в меньшей нет нужды.
Думаю, что всеокаянные убийцы по двум причинам обыкновенно низвергают нас бедных в противоестественные падения: потому что мы везде имеем удобность для таких согрешений, и потому что они подвергают нас большей муке. Узнал сказанное тот, кто прежде повелевал дикими ослами, а потом сам был поруган и порабощен адскими ослами; и питавшийся некогда хлебом небесным после лишился сего блага; всего же удивительнее то, что и после его покаяния, наставник наш Антоний, с горькою скорбью, сказал: “великий столп пал!” Но образ падения скрыл премудрый муж, ибо знал, что бывает телесный блуд и без участия иного тела . Есть в нас некая смерть и погибель падения, которую мы всегда с собою и в себе носим, а наиболее в юности. Но погибель сию я не дерзнул предать писанию, потому что руку мою удержал сказавший: “о том, что они делают тайно” от некоторых “стыдно и говорить” и писать и слышать» (преп.Иоанн Лествичник, Слово 15, гл.29,30).

Итак, как говорит св.Иоанн Лествичник (6 век), грех онанизма (мастурбации) подвергает человека «большей муке», чем грех блуда, так как, он противоестественен природе человеческой.

Почему так? – Потому что, когда согрешают незамужние мужчина и женщина, то они не совершают греха против естества, если только не занимаются всякими извращениями. Их грех состоит только в том, что они не находятся в браке. Поэтому, здесь присутствует только лишь грех блуда, блудная страсть, – удовлетворение похоти, совершаемое не к месту, не к времени, в противность воле Божией, которая определила находить это разрешение только в браке, между мужем и женой, естественным путем. В этом и состоит нарушение воли Божией, поэтому оно и является грехом. Ибо грех есть все то, что не в согласии с волей Божией.

Но когда человек занимается онанизмом (мастурбацией), то он согрешает двойным грехом, так как он удовлетворяет свою блудную страсть, а так же делает это неестественным путем, согрешая и против своего естества, каким его сотворил Бог.

Бог однозначно определил разрешение похоти грубой физической плоти у людей, путем естественного полового совокупления в браке, между мужем и женой. Так об этом и говорит ап. Павел: «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1Кор.7:2). Таково Божественное определение, такова воля Божия. И как непослушание воле Божией в Раю явилось первородным грехом для всего человечества, так и непослушание воле Божией в этом вопросе является грехом перед Богом, грехом против естества человеческого, каким его сотворил Бог. Не слушая Бога в этом вопросе, поступая не в согласии с волей Божией, человек сам уготовляет себе адские муки, в своей душе.

Аноним: Батюшка, хочу обратится к вам за советом. Я сейчас нахожусь в очень сложном для себя положении. Мой муж прелюбодействует с проститутками. Это все началось когда я была беременная и уже продолжается около 4 лет. Когда я узнала об этом у меня только что родилась дочь и конечно у нас был большой скандал, и он вообще хотел оставить семью. Потом как-то с помощью одной знакомой матушки, которая в курсе нашей ситуации и нашего духовного отца все как то успокоилось и он на какое то время затих, но это на какое то время. Я пыталась действовать разными способами ругалась, разговаривала, убеждала, но все бесполезно. Васька слушает да ест. Мой духовный отец сказал, что бы я не устраивала скандалов, ничего ему не говорила и носила все со смирением. Я конечно его послушала и вот уже несколько лет я молчу. Он стал чувствовать себя совсем вольготно, у него все хорошо, семья, дом, любимая дочь, много друзей в доме и его блудная страсть, которой он предается сколько хочет. Эта ситуация для меня стала не выносимой, помогите мне советом как правильно мне себя вести, какие молитвы читать? Может нам посетить вместе святые места? Он от этой страсти избавлятся не хочет, а я не могу понять что делать мне. Разрушать семью я не в коем случае не хочу, мы же венчаны, но дальше так жить тоже больше не могу.

О.Серафим: Вы говорите, что он начал прелюбодействовать, когда вы были беременны. Но не отказали ли вы ему в супружеской жизни, на весь период своей беременности? И не отказывали ли вы ему в супружеской жизни, в период постов? Если такое было, то вы сами виновны в его измене. Ибо это называется ревностью не по разуму, по причине отношения к самому по себе совокуплению, как к чему-то греховному.

Ибо иногда бывает, что Бог попускает такое искушение за гордыню, чтобы ее сокрушить. Поэтому надо рассмотреть себя, и если такое есть, то начать прилагать все старание и усердие для воспитания духа сокрушенного и смиренного перед Богом.

Я говорю вам общее положение, но вы о своей жизни знаете лучше меня. Поэтому вам и рассматривать, – что было, а чего не было.

А если вы в чем-то виновны из того, что я написал, то это вам за ваши грехи, и вы сами спровоцировали это. Если это есть, то тогда надо самой начинать раскаиваться в том, в чем вы поступали неправильно. И нести это как наказание за эти свои грехи, прилагая все старание к тому, чтобы его исправить.

Если же с вашей стороны не было ничего такого, то тогда это уже другой разговор.

В Ветхом завете упоминается пророк Осия, которому Бог повелел жениться на блуднице. И сделано это было с тою целью, чтобы, таким образом, вразумлять невежественный народ, который соблудил по отношению к Богу, впавши в идолопоклонство.

“Израильтяне, десять колен, оставили Бога истинного и стали поклоняться идолам, особенно Ваалу. Как они отвратились от Бога, то и Бог отвратился от них, и говорил им: вы не народ Мой, не люди Мои, – и отвергал их, как отвергая, кто нелюбимую жену, говорит: ты – невозлюбленная. Ради такого особенно укора воздвиг Он пророка Осию, в числе других многих вразумлявших их. Бог сказал Осии: возьми жену-блудницу и рожай с нею чад. Пророк взял, и, когда стали рождаться у него чада, Бог Сам давал им имена. Между ними одну дочь велел Бог назвать: непомилована, немила, нелюба, а одного сына: «не Мой народ» . Объясняя же, почему так, говорил: вы отвратились от Меня, и Я отвращаюсь от вас, и не буду более миловать и любить. Вы не считаете Меня своим Богом, и Я отнимаю у вас дорогое имя народа Моего, людей Моих: «вы не Мой народ» .
Как Пророк жил пред лицом всех и все знали имена детей его и значение их, то это было непрерывным наглядным обличением, напоминавшим, чего они лишаются через свое отпадение от Бога” (свт. Феофан Затворник, «Толкования посланий святого апостола Павла», Римл. 9: 25-29).

Человек может взять на себя такой подвиг, нося измену супруга, но это должно проходиться в духе смирения, незлобия, сострадательной любви к ближнему, стремясь к тому, чтобы его вразумить, всегда выражая свое несогласие, когда это нужно, с таким его поведением. Это может делаться только по любви к ближнему, в деле содействия спасения его души. Так и Бог не оставляет никакого грешника до самого конца. Так и мать своего сына или дочь, которые будут прелюбодействовать по отношению к своим супругам, никогда не бросит и не оставит.

Но если это начинает идти во вред детям, то тогда можно все разорвать. Если человека привлекают ко всякого рода неестественным извращениям, и остановить этого невозможно, то тогда тоже можно все разорвать. Допустимо сохранять такую семейную связь, если человек может при этом заниматься личным спасением, не соучаствуя в грехах другого.

В этот период ему необходимо молиться, в чувстве сострадательной любви за своего ближнего, супруга.
Чтобы Бог слышал наши молитвы, для этого надо не какие-то молитвословия читать (ибо молитва это не магическое заклинание), а нужен дух сокрушенный и смиренный перед Богом, чувство милостивости, незлобия и сострадательной любви, дух кротости, добродушия и душевной простоты, любовь к правде Божией. Вот этот дух надо начать искать ежедневно в своей жизни, во всех искушениях с вами приключающихся. И из этого настроя духа обращаться к Богу своими словами. Ибо Бог не на слова зрит, а на чувства, душевный настрой, с которым мы к Нему обращаемся. И если мы в духе сокрушенном, смиренном и милостивом пред Ним, и в таком настрое духа к Нему обращаемся, тогда Он нас и слышит.

И в таком настрое духа надо просить Бога, чтобы Он вразумил, просветил супруга, привел его к истинному покаянию, какими Сам знает путями и судьбами.

Надо все испробовать, – но при этом стремясь к тому, чтобы меняться самому, по настрою своего духа, – и если ничего не поможет, и для вас будет это невыносимым, то тогда можно и разрывать отношения.

Помоги вам Господи, на вашем жизненном пути.

Поделиться: