Пограничные психические расстройства у детей и подростков. Дети с пограничным расстройством личности – шпаргалка для родителей Восстановление функций Эго
Год издания: 2010
Количество страниц: 320
ISBN: 978-5-94387-490-1
Издательство: Наука и техника
В издании рассмотрены основные компенсаторные механизмы головного мозга ребенка, описаны наиболее распространенные пограничные нервно-психические расстройства развивающегося ребенка, связанные с минимальной дисфункцией мозга, основные формы неврозов, современные представления о стрессе, а также вопросы лечения и обучения детей, страдающих пограничной патологией.
В интересной форме приводятся истории болезни детей, даются яркие клинические примеры, позволяющие понять основной психологический компонент того или иного страдания.
Книга адресована врачам-практикам (психиатрам, неврологам, психотерапевтам), психологам, дефектологам, логопедам, занимающимся терапией и коррекцией пограничных психических расстройств, а также студентам дефектологических и медицинских факультетов университетов.
Отзывы
Глава 1. Мозг: исцели себя сам!
Глава 2. "Левый мозг, правый мозг..."
Глава 3. Между большими полушариями головного мозг;
(Лурия - Пиаже - Выготский - Русинов - Хризман)
Глава 4. Почему эти расстройства - пограничные?
Диагностика пограничных расстройств с помощью компьютерного кросскорреляционного анализа ЭЭГ
Глава 5. "Я - человек, потому что говорю"
Терапия заикания и других нарушений речи
Глава 6. "Перестань моргать - держи себя в руках"
Классификация и терапия тиков
Глава 7. "Такой большой, а постель мокрая!"
Терапия энуреза
Глава 8. "Плохой хороший ребенок"
Современная трактовка синдрома дефицита внимания гиперактивности
Этиология СДВГ
Диагностика СДВГ с помощью кросскорреляционного анализа ЭЭГ
Невропатия
Компенсаторные механизмы симптомов пограничных психических расстройств
Глава 9. Невроз - удел избранных?
Неврастения
Истерический невроз
Невроз навязчивых состояний (обсессивный невроз)
Энкопрез
Глава 10. Стресс - помощник или враг?
Значение стресса для организма
Стресс как патогенный фактор
Глава 11. Лечить, учить, понимать
Методы исследования работы мозга
УЗИ, допплерография и ядерно-магнитно-резонансная томография головного мозга и шейного отдела позвоночника
Терапия пограничных расстройств
Психофармакологическая коррекция
Активация резервов мозга
Моделирование собственных защитных механизмов мозга ("адаптивное биоуправление")
Психотерапия пограничных расстройств
Педагогика и пограничные расстройства
Глава 12. Великий Карл Густав Юнг
Аналитическая психология
Автореферат диссертации по медицине на тему Пограничные нервно-психические расстройства у детей и подростков 10-16 лет, проживающих на территориях радиоактивного загрязнения
МИНС^ДОЕодудЯрСТВЕННЫИ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ
На правах рукописи
БАЗЫЛЬЧИК Сергей Викентьевич
ПОГРАНИЧНЫЕ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 10-16 ЛЕТ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИЯХ РАДИОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ
Специальность: 14.00.18 - психиатрия
диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук
Работа выполнена в Научно-исследовательском институте радиационной медицины Министерства здравоохранения Республики Беларусь.
Научные руководители:
доктор медицинских наук, профессор Ф. К. ГАЙДУК доктор медицинских наук, профессор Л.Н. АСТАХОВА
Официальные оллоненп*
доктор медицинских наук, профессор Г. А. ОБУХОВ кандидат медицинских наук Е Д. КОРОЛЕВ
Ведущая организация - Витебский ордена Дружбы Народов медицинский институт.
Защита состоится ____1993 г. на
заседании специализированного совета К 077.01.03 Минского государственного медицинского института (2200116, г. Шнек, пр. Дзержинского, 83).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Минского государственного медицинского института
Учекьй секретарь ежцяажикрованкого совета кандидат медицинских наук,
доцент В.К.К0Ш&Ш
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕШ. Пограничные нервно-психические расстройства (неврозы, психопатии, психопатоподобные и иеврозоподобние >асстройства зкзогенно-органической и соматической природы) запинает ведущее место в структуре психической патологии (Ю. А. Алек-:андровский, 1976; В.Д Карвасарский. 1930; Б. Д. Петраков, 1972; \ К. Ушаков, 1987). Последние десятилетия характеризуются неуклон-1ым ростом пограничных состояний во всем мире (А.А. Чуркин, 1990; 5. Д. Карвасарский, 1080).
По данным ряда авторов (Ю. А. Александровский с соавт, 1991; 3. И. Табачников с соавт., 1992; Е IL Краснов с соавт., 1992) проживание в условиях сложившейся после аварии на Чернобыльской АХ сронической психотравмирующей ситуации способствует росту погранич-!ых нервно-психических расстройств. Однако ропросы этиопато1енеза ¡«являемых нарувений во многих отношениях ло настоящего времени ос:аются спорными. Наряду с работами, в которых указывается на ведущую роль психогенных и соматогенных факторов (КХА. Александ-ювский с соавт., 1931 ; С. И. Табачников с соавт., 1992) в рлде ¡убликаций предполагается прекмущзственно экзогенно-органический енез патологических изменений, связанный с пораиаицим воздейс- вием ионизирувдгй радиации на ЦНС (ЕН. Краснов с соавт., 1992; 1Т. Кондратенко с соавг. , 1991; Л. А. Крьжановскач, 1992).
Абсолютное большинство исследований посвящено изучеиию влия-!ия чернобыльской азарии на психическое здоровье взрослого насеж ШЛ. Среди дотай и подростков исследования более малочислен", пр" ¡том болаоз внимания уделялось изучению психологических осабен-гостеа (ЕА. Татенко с сочзт.. 1992; А. \1 Карпухина, 1«92;). К Отшк, 1902), Ло иастояйэго временя остается мало изученным »опрос о состояния психического здоровья сетей, лрожин<иощих на егрктсрии, загрязнен,чей радионуклид?.®. S доступной на» литера-
туре мы нз встретили описания популяционных исследований, проведенных с целью изучения распространенности и клинических особенностей психических нарушений у детей, подвергшихся воздействию радиационного фактора. ПроОлема осложняется недостаточной сформ-ленностьы, }