Кратко о дне победы для детей. Методическое пособие "детям о войне"

Приближается великий и светлый праздник – День Победы!
Праздник, который ждали миллионы людей по всему миру.
Дорогая цена этого праздника – многочисленные жертвы фашизма,
слезы жен, матерей и детей. Наши деды и прадеды смогли выстоять и победить в самой жестокой войне XX века, они остановили беду, грозившую всему миру – фашизм.

Фильмы о Великой Отечественной Войне, познавательные занятия в ДОУ, встречи с ветеранами, утренники и выступления для ветеранов - всё это заставляет ребенка задуматься: что же это была за война, что её окончание празднуется вот уже почти семь десятилетий?

Самый надежный источник, из которого ребенок может почерпнуть знания об этом таинственном событии - семья.

И вот перед Вами неожиданно встает важная и сложная задача:

как объяснить юному человечку, что такое Великая Отечественная война, и чем она отличается от остальных войн.

На первый взгляд задача эта кажется простой только, на самом же деле, мировосприятие и мироощущение ребенка очень сильно отличается от мировосприятия взрослого.
Поэтому многие вещи, ребенку необходимо объяснять отдельно, чтобы он смог осознать суть и смысл Вашего рассказа.

О войне, естественно, нельзя рассказать за один раз, и выбудете периодически возвращаться к этой теме, отвечая на детские вопросы, рассказывая, по мере взросления ребенка, все больше и больше.

Чтобы пробудить в ребенке интерес к теме войны, покажите ему существующие вокруг него свидетельства прошлого. Даже если среди ваших родственников и знакомых нет ветеранов, которые, конечно, являются, лучшими рассказчиками, вы можете показать ребенку памятные мемориалы, отвести его к Вечному огню и рассказать, что он всегда горит, напоминая людям о тех, кто погиб на войне.

Прежде чем говорить непосредственно о войне, напомните или расскажите ребенку о том, что в мире есть много стран, их населяют разные люди, которые говорят на разных языках. Будет проще, если вы уже ездили вместе путешествовать, и ребенок имеет

представление о существовании разных наций. Не вдаваясь в подробности, особенно если вы говорите с совсем маленькими детьми, объясните, что у каждой страны есть правительство, которое в меру своих представлений о добре и зле управляет

страной и её народом. Дети хорошо воспринимают информацию, приведенную на

конкретных примерах и историях. Поэтому не стоит сыпать изобилием абстрактных слов, а привести пример из жизни пионеров-героев (для начала современным детям надо объяснить кто такие пионеры). Если в живых есть бабушки и дедушки, видевшие войну своими глазами, можно совместить приятное с полезным – навестить их и выслушать их воспоминания о военных днях. Таким образом, Вы не только расширите кругозор своего ребёнка, но и дадите возможность ему гордиться и уважать своих бабушек и дедушек.

В разговоре с маленькими детьми не стоит, конечно, подробно говорить о ужасах войны, о концлагерях. Ваша задача – не напугать ребенка, дав ему пищу для неврозов и ночных кошмаров, а просветить. Говоря о блокаде Ленинграда, не надо вдаваться в подробности,

достаточно будет сказать, что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать.

Первое, что Вам следует объяснить ребенку - это то, что специального места для проведения военных действий нет. Полем боя может стать любое место на земле, будь то ненаселенное место или населенный пункт. Фронт - это совокупность всех полей боя.

Фронт сдвигается в ту или иную сторону в зависимости от того, чья армия наступает, а чья, соответственно, отступает. Линией фронта называют линию на карте, которая разделяет территории, контролируемые армиями. Но в реальности никаких линий, прочерченных на земле, либо обозначенных столбиками нет.

Тыл - это тоже не специальное место, где трусы прячутся среди заводских труб, а всего лишь территории, расположенные далеко от линии фронта.

Ребенок уверен, что сражаются на войне только Солдаты и

Партизаны. Солдаты - люди, обученные в Армии, чтобы защищать страну (либо обученные во Вражеской Армии нападать на чужие страны). Партизаны - люди, которых не взяли в армию

по какой-то причине, но которые тоже хотят защищать страну. Солдаты сражаются с врагом лицом к лицу, партизаны нападают из леса, прячась за кустами и деревьями. Всё остальное население страны в военных действиях не участвует. Расскажите ребенку,

что солдаты, уходящие на фронт - это и есть самые обычные граждане страны, которые отправились защищать свои семьи.

Что партизаны - это люди, которые, вместо того, чтобы бежать

прочь, когда линия фронта приблизилась к их жилищам,
спрятались в окрестных лесах и вносили свой вклад в борьбу с врагом.

Что по всей стране - хоть в тылу, хоть в прифронтовых областях - люди работали изо всех сил, чтобы обеспечить армию необходимым оружием, снаряжением, припасами. Работали не только взрослые и старики, но даже дети постарше. Объясните, что вся страна, от мала до велика,

в меру своих сил и возможностей, приняла участие в этой войне.

Именно поэтому и победа является заслугой не только армии, но всей страны.

По мнению ребенка, враги - это единый неделимый монолит.

Раз война велась с Германией, значит все жители страны - враги.

И их потомки - современные немцы - тоже враги, только наказанные и присмиревшие. Ребенку невдомек, что Германия как раз и была первой страной, захваченной и порабощенной нацистами, что как раз именно Германия больше всего пострадала от нацистских зверств.

Вам придется четко разграничить Германию как страну и нацистов как приверженцев безумной и страшной идеи. Объясните ребенку, что даже сами жители Германии пытались, как могли, сопротивляться нацистам во главе с их вождем Гитлером, что много хороших людей погибло, пытаясь остановить его и не дать развязать страшную войну со всем остальным миром. Что многие солдаты шли на фронт не потому, что были злобными и плохими, а потому, что их заставили, угрожая убить их семьи.

Ребенок должен понять: Германия - обычная страна, немцы - обычные люди. А вот нацисты - плохие, они и есть настоящие враги. И именно с ними воевал весь мир, даже сами немцы.

Именно поэтому говорится не о победе над «Германией» а о победе

над «Фашистской Германией», это два совершенно разных понятия.

Ребенок уверен, что какие-то особые причины для того, чтобы начать войну, не нужны. Враги нападают потому, что они враги.

Набрали достаточно оружия и солдат - и напали. Это естественное

поведение для врага, по-другому враг не может. Цель любого врага - завоевать другие страны. Ради чего ведется это завоевание, ребенок не задумывается.

Вам придется, прежде всего, объяснить ребенку, что любая война ведется не просто так, а ради какой-то цели.

Одни войны ведутся, чтобы присвоить богатства соседей.

Другие - чтобы присоединить к своей стране часть соседской территории.

Иногда войны начинаются потому, что поссорились правители государств, или потому, что правительство одного государства считает, что правительство другого государства делает что-то отвратительное и недопустимое.

И только эта война была особенная, потому что нацистов возглавлял сумасшедший правитель, который хотел вовсе не богатств,

земель и власти. Он собирался убить всех людей, которые выглядят не так, как он считал правильным. Людей убивали за цвет глаз и волос, за форму носа. За имя. За национальность. Именно из-за того, что нацисты убивали людей тех национальностей, которые считали недостойными жить, они и получили свое название. А в результате

опасность угрожала всему миру. В каждой стране были люди, которых нацисты захотели бы убить. Поэтому победа в этой войне так важна для всего мира и для нашей страны в частности.

И, наконец, последний - по порядку обсуждения, но не по значимости - вопрос, который следует разъяснить ребенку.

Почему война носит название Великая Отечественная.

Хотя ответ очевиден для взрослого, ребенку нужно объяснить происхождение каждого слова. Постарайтесь не объяснять происхождение названия сами, а, разъяснив ребенку значение слова «отечество», предложить ему подумать, почему война называется именно так. Это очень хороший способ закрепить результаты беседы и убедиться, что ребенок понял Ваш рассказ правильно.

В нашем городе есть музей, где есть зал, посвященный военной тематике, Вы вместе с ребёнком можете его посетить. Окунуться в историю тех времён, взглянуть на вещи, которые пережили военные действия, прослушать интересную лекцию экскурсовода.

Ну и конечно обязательно посетите вместе с ребёнком торжественный парад, посвящённый 9 мая и Дню Победы.

Посетите мемориалы и памятники павшим солдатам в нашем городе, возложите цветы вместе с ребёнком на их могилы. Не забудьте поздравить бабушек и дедушек праздничными открытками, которые ребёнок может изготовить самодельно или с Вашей помощью.

Ну а вечерний салют в честь победителей заключит Ваш рассказ о войне и военном времени.

Пройдут годы. Ваш повзрослевший ребёнок посадить на колени своих детей и расскажет им о войне. История будет продолжать жить в наших детях.

Где встречать День Победы, 9 мая?

Праздник Победы - это праздник памяти, чести, достоинства, праздник со слезами на глазах, это слезы радости и скорби одновременно. День Победы - это праздник, который касается всех людей нашей страны, так как у каждого из нас есть дедушки, бабушки и другие, более дальние родственники - участники войны, которые отдали свои жизни за самое дорогое, что есть у человека, - за жизнь и свободу сегодняшнего дня. Победа над фашизмом должна отмечаться в каждом доме, в каждой семье с достоинством и честью по отношению к погибшим. Но нельзя забывать, что Великая Победа - это дело не только погибших бойцов.

В День Победы уместно в семье вспомнить подвиг русской женщины - матери или жены, сестры или подруги. Женщина оставалась дома за мужа, за кормильца, за работника продовольствия для фронта. Дни и ночи проводя за станком, бросая голодных детей одних, отдавая им свои последние крохи хлеба, женщина несла подвиг геройства и стойкости духа, не позволяла себе расслабляться, плакать, а об утратах горевала в одиночку. Это ли не заслуга в Победе, это ли не помощь в борьбе с врагом - эта большая заслуга, трудная работа, которую женщины военных лет молча несли на своих плечах.

Это праздник, к которому необходимо готовиться тщательно и всей семьей. В этот день ветераны достают ордена и медали, готовят к параду военную форму. Младшему поколению уместно предложить им в этом свою помощь. Сделать это мягко, корректно, так как для многих ветеранов их военная форма, ордена и медали - единственная ниточка, которая соединяет их с погибшими на фронтах войны товарищами и друзьями. И относятся они к этим «атрибутам» с особенной нежностью и любовью.

Многие ветераны накануне 9 Мая посещают различные школы по приглашению, рассказывая о той войне, которую они видели своими глазами. Поэтому уместно оказать бабушке или дедушке-ветерану помощь в проведении или участии в мероприятии. Можно предложить им проводить их до школы и обратно, позаботиться об их настроении. Постараться поддержать, если ветераны в самый разгар своей военной истории что-то перепутают или забудут, хотя многие из них свято хранят в памяти те страшные дни своей жизни.

Советы родителям

Расскажите детям о Дне Победы

приближается праздник 9 мая . расскажите ребенку в общих чертах о начале войны, о сражениях, о победе. чем старше ребенок, тем более конкретно можно говорить о тех событиях. чтобы ваш сын или дочка прониклись этой темой:

    расскажите о войне на примере подвигов пионеров-героев, воспоминаний ваших бабушек и дедушек/прабабушек и прадедушек;

    прочитайте с детьми рассказы о войне, выучите стихи, познакомьте с песнями;

    сходите в музеи военной техники и посмотрите праздничный салют;

    возложите гвоздики к памятникам павших героев, подарите цветы и ветеранам войны.

предлагаем два небольших рассказа, которые можно рассказать своему ребенку.

о блокадном ленинграде

алёша, его мама и папа жили в ленинграде. в тот жаркий летний день они все вместе пришли в зоопарк. алёша ел мороженное и ходил от клетки к клетке, рассматривая слонов, жирафов, обезьян... вдруг по радио объявили: «началась война». с этой минуты изменилась жизнь каждого человека.

папа алёши работал водителем и вскоре ушел на фронт воевать с фашистами. он стал танкистом.

через 2 месяца после начала войны немцы окружили город ленинград. они хотели, чтобы ленинградцы сдались, и каждый день бомбили город. вскоре в магазинах совсем не осталось еды. начался голод, а с наступлением зимы еще и холод. но истощенные люди всё равно продолжали работать. мама алёши целыми днями стояла у станка на заводе, изготавливая пули, снаряды и бомбы. алёша ходил в детский сад. там детей кормили жидкими кашами на воде и супами, в которых плавали несколько кусочков картошки. когда начиналась бомбежка, детей уводили в темный подвал. дети сидели, тесно прижавшись друг к другу, и слушали, как наверху ухают бомбы.

ленинградцы в день получали маленький кусочек хлеб. за водой ходили к реке и от туда таскали тяжелые, полные воды ведра. чтобы согреться, топили печки и сжигали в них книжки, стулья, старую обувь, тряпки.

почти три года провели люди в блокадном ленинграде. но не сдались!

алёша сейчас уже старый человек - алексей николаевич. и каждый день он приходит к памятнику победы, чтобы поклониться тем, кто погиб во время войны.

о мальчике тишке и отряде немцев

у мальчика тишки была большая семья: мама, папа и три старших брата. деревня, в которой они жили, располагалась недалеко от границы. когда немецкие солдаты напали на нашу страну, тишке было всего 10 лет.

на второй день войны немцы уже ворвались в их деревню. они выбрали самых крепких мужчин и женщин и отправили их к себе в германию на работы. среди них была и мама тишки. а сами пошли дальше - завоевывать наши земли.

папа тишки, его братья, тишка и другие мужчины деревни ушли в лес и стали партизанами. почти каждый партизаны то подрывали немецкие поезда, то перерезали телефонные провода, то раздобывали важные документы, то захватывали в плен немецкого офицера, то выгоняли из деревни немцев.

а для тишки тоже была работа. он ходил по деревням и высматривал, сколько у немцев пушек, танков и солдат. потом возвращался обратно в лес и докладывал командиру. однажды в одной из деревень тишку поймали два немецких солдата. тишка сказал, что идет к бабушке, но немцы ему не поверили: «ты знаешь, где партизаны! отведи нас к ним!».

тишка согласился и повел за собой большой немецкий отряд. только шел он не к партизанам, а совершенно в противоположную сторону, к огромному топкому болоту. болото было покрыто снегом и казалось огромным полем. тишка шёл через болото только по одной ему известной невидимой тропинке. немцы же, следовавшие за ним, проваливались в темную жижу. так один мальчик уничтожил весь немецкий отряд.

список книг о войне для старших дошкольников (5-7 лет)

- алексеев с. наташка. три приятеля с волхонки. геннадий сталинградович. семь потов. праздничный обед. таня савичева. шуба. "данке шён". "мутти!" бронзой поднялся в небо. три автомата.

- балл г. зелёная шишка.

- баруздин с. шел по улице солдат. (маленькие зарисовки об истории советской армии )

- богданов н. иван тигров. солдатская каша (в кн. "о смелых и умелых"). (о жизни и подвигах мальчиков и девочек, оказавшихся на фронте и во вражеском тылу )

- георгиевская с. галина мама.(в небольшой повести для малышей рассказывается о воинской доблести)

- герман ю. вот как это было. (повесть написана от имени маленького героя мишки, который описывает войну и блокаду. )

- драгунский в. арбузный переулок. (отец рассказывает дениске о своем голодном военном детстве. )

- жариков а. смелые ребята. максим в отряде. юнбат иванов.

- иванов а. как андрейка на фронт бегал.

- кассиль л. рассказ об отсутствующем. у классной доски. обыкновенные ребята. твои защитники.

- лавренев б. разведчик вихров.

- лободин м. кусочек блокадного хлеба.

- минчковский a. гвардии ион. (в кн. "про других и про себя".)

- митяев а. носов и назе. (в кн. "письмо с фронта".)

- нижний л. золотые руки. (о ребятах, в трудные годы войны вставших к станкам)

- орлов о. юнга лялин. (в кн. "глобус адмирала".)

- осеева в. андрейка. (о семилетнем андрейке, помогающем матери в тяжелые военные годы )

- панова в. сергей иванович и таня.

- пантелеев а. главный инженер.

- паустовский к. стальное колечко.(сказка о девочке и волшебном колечке, которое подарил ей боец.)

- платонов а. никита.(о том, как отец пятилетнего никиты наконец-то вернулся с войны домой.)

- туричин и. сердце солдата. защитники. земляника. сапоги. маришкина пушка.

- федоренко п. компас павлика рыбакова.

- ходза н. надо спасать детей! детей увозят в тыл. (в кн. "дорога жизни".)

- шишов а. лесная девочка. (о судьбе маленькой девочки тани, внучки старого партизана, в годы войны.)

при составлении списка литературы были использованы материалы "живого журнала" http://community.livejournal.com/kid_home_lib/

Материал к занятию.

Победа нашей страны и её Вооружённых сил в Великой Отечественной войне – это всемирно-историческая победа. Победа разума над злом, над фашизмом, над бедой.

Война велась многими народами мира. Но основная тяжесть военного бремени легла на плечи нашей страны.

День 9 Мая 1945 года – незабываемый День Победы – принадлежит к тем радостным, великим датам, которые не изгладятся из памяти всего прогрессивного человечества никогда. Беспримерный подвиг русского народа в суровые годы Великой Отечественной войны навсегда останется примером высочайшего мужества и отваги, блистательным образцом воинского искусства.

В критические моменты исторического развития, как отдельный человек, так и целые народы держат жесткий экзамен, проходят испытания, проверку всех своих моральных и физических сил. Таким испытанием в истории нашего народа была Великая Отечественная война с гитлеровскими захватчиками.

В дни войны миллионы простых советских людей явили миру исключительное величие духа, пламенный патриотизм, стойкость, силу и красоту национального характера.

Великая Отечественная война – всенародная война, в которой в значительной мере стёрлись грани между фронтом и тылом. Эта особенность ярко проявилась в массовом участии трудящихся в оборонительных мероприятиях. Усилия народа привели к тому, что объем выпуска военной продукции резко возрос. Массовое производство новейшей по тем временам военной техники и вооружений позволило уже в конце 1942 – начале 1943 года превзойти врага не только в количестве, но и в качестве военной техники. Вместе с рабочим классом самоотверженную помощь фронту оказало колхозное крестьянство. Огромный вклад в перестройку народного хозяйства на военный лад оказали учёные и научные учреждения. Образец героизма явили в эти суровые годы женщины и молодёжь.

Каждый воин – герой,
Он шёл на врага, спеша.
Он не раз рисковал собой,
Чтобы жизнь была хороша.

В те годы наше государство называлось — Советский Союз. И все народы нашего многонационального государства, как один, встали на защиту Отечества.

Внешняя политика нашего правительства способствовала сплочению сил свободолюбивых народов, и это привело к созданию мощной антигитлеровской коалиции. В неё вошли США, Англия и другие страны. Совместная борьба Вооружённых Сил и антигитлеровской коалиции способствовали приближению Великого дня – Дня Победы.

Освободив территорию родной страны от агрессоров, наш народ протянул братскую руку помощи народам Европы, вызволил их из фашистского рабства и закончил войну полным и окончательным разгромом фашизма.

Вооружённые Силы Отчизны оправдали доверие и любовь своего народа. Разгромив сильного и агрессивного врага, они с честью выполнили свой долг перед Родиной. Всемирно-историческая Победа нашей страны и её Вооруженных Сил в войне против фашизма не сотрётся из памяти людской никогда.

…Но ты слышишь, родная,
Как дрогнула разом гора?
Это голос орудий
И танков железная поступь,
Это наша победа
Кричит громовое «Ура!»
Из стиха В.Занадворова

Горы – из чистого серебра…
Мирные зори перед глазами…
Мирное море гудит с утра
Серебристыми парусами…

Горы – серебряные обелиски
Жизни за них отдавшим…
Моря гул, грозовой и мглистый –
Скорбный реквием павшим…

Расскажите детям о Дне Победы, о том славном дне, о котором мечтали миллионы людей.

…О Дне Победы дне грезило всё живое. Об этом дне мечтало даже солнце, содрогавшееся от взрывов и бомбёжек…

Накануне 9 Мая The Village спросил у иркутских родителей, для чего и как они рассказывают своим детям о трагедии Великой Отечественной войны и о празднике победы.

Татьяна Меделян

директор ресторана Jacard

Поколение наших дедушек и бабушек было насквозь пропитано войной, наши родители тоже. Мы еще застали ветеранов, ведь почти в каждой семье были герои. Кто-то воевал, кто-то работал в тылу. Мой дедушка Иван Егорович Скляр прошел две войны - финскую и Великую Отечественную. Ни разу он нам про войну не рассказывал. Не принято это как-то было у ветеранов. Защищать свою Родину не считалось подвигом, это было само собой разумеющееся. И чем старше я становлюсь, тем больше мне хочется, чтобы мои дети знали, помнили, гордились и почитали память Героев. Но фильмы о войне моих девочек совсем не интересуют. А вот история «А зори здесь тихие» сильно зацепила старшую Екатерину. Ей сейчас 14. Младшей Диане всего пять лет. В этом возрасте, конечно же, не стоит вдаваться в подробности. Я рассказываю о том, что наша страна победила в этой войне, что 9 мая люди отмечают праздник Победы. В этот день ветераны надевают ордена, звучат военные песни, устраивается праздничный салют. Рассказываю о детях-героях, которые наряду со взрослыми защищали свою Родину. В этом году первый раз вместе пойдем в «Бессмертном полку», неся в руках портреты наших дедов с надеждой на то, что нашим детямникогда не придется пережить ужасы войны.

Гульнара гарифулина

директор благотворительного фонда «Дети Байкала»

В нашей семье мы вспоминаем родных, которые участвовали в Великой Отечественной войне. не только перед праздником. С детства дети узнают, кто были их предки и какую жизнь они прожили. В военных действиях участвовал дедушка моего супруга, он прошел всю войну, участвовал в битве на Курской дуге и несколько раз был ранен, но выжил и умер уже в мирное время за рулем трактора. Про него муж рассказывает детям, что дедушка был очень добрым и баловал его. Мои бабушка и дедушка жили в войну в Иркутске и работали на заводе, помогая фронту. Я рассказываю детям, что хотя они не были на фронте, им тоже было очень трудно, что они работали для победы, отдавая все силы, и что был сильный голод. Дедушка детей (отец мужа) родился в июне 1941 года, он постоянно рассказывает какой был страшный голод, и как ему все время хотелось есть, и как трудно было выживать детям. До сих пор для него ценность номер один - это обычный хлеб! 9 мая мы обязательно с детьми покупаем цветы и идем к Вечному огню, кладем их на плиту г. Курска, где чудом остался жив их прадед Иван. Обязательно участвуем в шествии «Бессмертного полка» - дети гордо несут портреты наших родных. Любимые военные фильмы нашей семьи - это «Семнадцать мгновений весны», «А зори здесь тихие» и «В бой идут одни старики». Правда, однажды именно 9 мая я включила детям фильм «Обыкновенный фашизм», помню, что в детстве на меня этот фильм произвел очень сильное впечатление. Мои дети были в ужасе, что такое фашизм и как это страшно. Но я считаю, знать историю необходимо, и замалчивать ее трагические вехи не стоит.

виктор вахнович

президент Федерации Дзендо России

Очень важно передавать знания и воспоминания о той войне. Это надо делать ради памяти о подвиге наших ветеранов. Но, пожалуй, маленьким детям о самих боевых действиях и не нужно рассказывать в подробностях. А вот об отдельных подвигах людей во время войны - да! Моя бабушка по материнской линии на авиазаводе работала во время войны. Ей 92 года в этом году исполнилось! И, о том, как они жили до войны и как тяжело трудились и выживали после, она нам рассказывала. А фильмы и книги о Великой Отечественной смотреть и читать надо обязательно! Только не об общих исторических фактах из школьной программы, а об отдельных событиях, переживаниях и поступках людей. Это, на мой взгляд, куда ценнее. Моему сыну пять лет исполнилось, и в этом году мы обязательно пойдем на парад в честь Дня победы.

Елена ДУберштейн

директор по маркетингу ООО «РАФТ ЛИЗИНГ»

Моему сыну сейчас 13 и я не раз рассказывала ему о Великой Отечественной войне. Мы вместе смотрим фильмы о событиях тех лет. Сильно впечатлили его киноленты «Список Шиндлера» и «Мальчик в полосатой пижаме». Не так давно мы были в Санкт-Петербурге, много рассказывала ему о блокаде Ленинграда. Осознанно отправились на экскурсию «Блокадный Ленинград» - сильнейшая по эмоциональному воздействию экскурсия, где в деталях узнали о том, как жители города выживали и боролись во время войны. Я считаю правильным говорить об этом. Дети должны знать историю и понимать как может быть ужасна война. Сейчас в моей семье, увы, уже не осталось в живых прямых свидетелей и участников Великой Отечественной войны. Поэтому моя задача донести моему сыну то, что мне рассказывали мои бабушки и дедушки. Для меня важно, чтобы и он понимал какой ценой досталась победа, чтил память погибших и осознавал, какие ужасы несет война.

Евгений семенов

Проректор по научной работе Иркутского Национального исследовательского технического университета

О войне в нашей семье не принято молчать. Мы рассказывали сыну истории из жизни нашей семьи, ведь многие отдали свою жизнь за то, чтобы мы сейчас жили. Я, конечно, показывал те замечательные фильмы, которые были сняты в Советском союзе - «Офицеры», «А зори здесь тихие», «Батальоны просят огня», «Битва за Москву» и многие, многие другие! Если говорить о книгах, то это, без сомнения: «А зори здесь тихие», « Судьба человека», «Повесть о настоящем человеке», «Дожить до рассвета» и другие. Надо ли рассказывать детям о войне? Нужно, обязательно! Ибо только так память передается от поколения к поколению. Мне очень жаль, что мои дети не застали своих прадедов и прабабушек. Говорить об этом нужно максимально правдиво. Смотреть вместе исторические хроники, художественные фильмы, слушать живых участников событий. И на парад мы каждый год ходим всей семьей. Так получилось, что день рождения старшего сына совпал с этим великим праздником. Это счастливое совпадение! Так что во всех смыслах 9 мая для нас очень важный семейный праздник.

Фотографии: обложка - pixabay.com

; 9 мая 2015 года мы отметим важную дату – 70-летие Великой Победы. День Победы – праздник победы советского народа над нацисткой Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, это один из главных праздников в истории нашего народа. Очень важно рассказать ребенку о Великой Отечественной войне, о подвиге советского народа, наших дедов и прадедов. Так вы поможете сформировать его отношение к миру, заложить основы патриотизма, научить сопереживать чужой беде, гуманности и великодушию. Что рассказать ребенку о Победе и как провести этот праздник, чтобы ваш малыш проникся атмосферой этого великого дня? &#128262 ; ЧТО И КАК РАССКАЗАТЬ РЕБЕНКУ О ПОБЕДЕ? Рассказывая о войне, ориентируйтесь на возраст ребенка. Чем старше ребенок, тем более конкретно можно говорить о тех событиях. Подбирайте такие слова, чтобы рассказ был ему интересен, а вот от тяжелых подробностей пока стоит воздержаться – со временем дети многое узнают сами из книг. Вкратце опишите мотивы войны, расскажите, что она длилась долгих 4 года и окончилась победой нашего народа. Победа в этой долгой и страшной войне далась нашей стране ценой огромных потерь, лишений и ежедневного подвига всех – солдат на передовой и мирных жителей в тылу. 9 мая 1945 года в Москве прошел первый парад Победы. Тысячи людей вышли с букетами цветов на улицы и площади города, это действительно был праздник со слезами на глазах. Ужас и потери войны объединили людей по всему миру, поэтому День Победы с тех пор отмечается во многих странах. Обязательно расскажите ребенку, что в Великую Победу внесли свой вклад и его прабабушки и прадедушки, сделавшие все возможное, чтобы он мог счастливо жить, расти, учиться, никого не боясь. Если у вас сохранились ордена, медали или письма с фронта, посвятите время их изучению. Чтобы ребенку было проще погрузиться в атмосферу того времени, рассмотрите с ним фотографии военных лет, репродукции картин о войне, тематические карточки из наглядных пособий, обсудите увиденное. Также можно почитать малышу рассказы о войне, выучить стихи и послушать песни военных лет. Детям постарше будет интересно посетить музеи военной техники и военной истории. Не забудьте рассказать малышу и о своем отношении к празднику. Научить ребенка помнить и ценить подвиги погибших солдат – долг каждого родителя. &#128262 ; ЧТО ПОЧИТАТЬ РЕБЕНКУ О ВОЙНЕ? Предлагаем два небольших рассказа, которые можно рассказать своему ребенку. &#9999 ; О блокадном Ленинграде Алёша, его мама и папа жили в Ленинграде. В тот жаркий летний день они все вместе пришли в зоопарк. Алёша ел мороженное и ходил от клетки к клетке, рассматривая слонов, жирафов, обезьян... Вдруг по радио объявили: «Началась война». С этой минуты изменилась жизнь каждого человека. Папа Алёши работал водителем и вскоре ушел на фронт воевать с фашистами. Он стал танкистом. Через 2 месяца после начала войны немцы окружили город Ленинград. Они хотели, чтобы ленинградцы сдались, и каждый день бомбили город. Вскоре в магазинах совсем не осталось еды. Начался голод, а с наступлением зимы еще и холод. Но истощенные люди всё равно продолжали работать. Мама Алёши целыми днями стояла у станка на заводе, изготавливая пули, снаряды и бомбы. Алёша ходил в детский сад. Там детей кормили жидкими кашами на воде и супами, в которых плавали несколько кусочков картошки. Когда начиналась бомбежка, детей уводили в темный подвал. Дети сидели, тесно прижавшись друг к другу, и слушали, как наверху ухают бомбы. Ленинградцы в день получали маленький кусочек хлеб. За водой ходили к реке и от туда таскали тяжелые, полные воды ведра. Чтобы согреться, топили печки и сжигали в них книжки, стулья, старую обувь, тряпки. Почти три года провели люди в блокадном Ленинграде. Но не сдались! Алёша сейчас уже старый человек – Алексей Николаевич. И каждый день он приходит к памятнику Победы, чтобы поклониться тем, кто погиб во время войны. &#9999 ; О мальчике Тишке и отряде немцев У мальчика Тишки была большая семья: мама, папа и три старших брата. Деревня, в которой они жили, располагалась недалеко от границы. Когда немецкие солдаты напали на нашу страну, Тишке было всего 10 лет. На второй день войны немцы уже ворвались в их деревню. Они выбрали самых крепких мужчин и женщин и отправили их к себе в Германию на работы. Среди них была и мама Тишки. А сами пошли дальше – завоевывать наши земли. Папа Тишки, его братья, Тишка и другие мужчины деревни ушли в лес и стали партизанами. Почти каждый партизаны то подрывали немецкие поезда, то перерезали телефонные провода, то раздобывали важные документы, то захватывали в плен немецкого офицера, то выгоняли из деревни немцев. А для Тишки тоже была работа. Он ходил по деревням и высматривал, сколько у немцев пушек, танков и солдат. Потом возвращался обратно в лес и докладывал командиру. Однажды в одной из деревень Тишку поймали два немецких солдата. Тишка сказал, что идет к бабушке, но немцы ему не поверили: «Ты знаешь, где партизаны! Отведи нас к ним!». Тишка согласился и повел за собой большой немецкий отряд. Только шел он не к партизанам, а совершенно в противоположную сторону, к огромному топкому болоту. Болото было покрыто снегом и казалось огромным полем. Тишка шёл через болото только по одной ему известной невидимой тропинке. Немцы же, следовавшие за ним, проваливались в темную жижу. Так один мальчик уничтожил весь немецкий отряд. &#9999 ; Список книг о войне для старших дошкольников (5-7 лет) - Алексеев С. Наташка. Три приятеля с Волхонки. Геннадий Сталинградович. Семь потов. Праздничный обед. Таня Савичева. Шуба. "Данке шён". "Мутти!" Бронзой поднялся в небо. Три автомата. - Балл Г. Зелёная шишка. - Баруздин С. Шел по улице солдат. (маленькие зарисовки об истории Советской армии) - Богданов Н. Иван Тигров. Солдатская каша (в кн. "О смелых и умелых"). (О жизни и подвигах мальчиков и девочек, оказавшихся на фронте и во вражеском тылу) - Георгиевская С. Галина мама.(В небольшой повести для малышей рассказывается о воинской доблести) - Герман Ю. Вот как это было. (Повесть написана от имени маленького героя Мишки, который описывает войну и блокаду.) - Драгунский В. Арбузный переулок. (Отец рассказывает Дениске о своем голодном военном детстве.) - Жариков А. Смелые ребята. Максим в отряде. Юнбат Иванов. - Иванов А. Как Андрейка на фронт бегал. - Кассиль Л. Рассказ об отсутствующем. У классной доски. Обыкновенные ребята. Твои защитники. - Лавренев Б. Разведчик Вихров. - Лободин М. Кусочек блокадного хлеба. - Минчковский A. Гвардии Ион. (в кн. "Про других и про себя".) - Митяев А. Носов и Назе. (в кн. "Письмо с фронта".) - Нижний Л. Золотые руки. (О ребятах, в трудные годы войны вставших к станкам) - Орлов О. Юнга Лялин. (в кн. "Глобус адмирала".) - Осеева В. Андрейка. (О семилетнем Андрейке, помогающем матери в тяжелые военные годы) - Панова В. Сергей Иванович и Таня. - Пантелеев А. Главный инженер. - Паустовский К. Стальное колечко.(Сказка о девочке и волшебном колечке, которое подарил ей боец.) - Платонов А. Никита.(О том, как отец пятилетнего Никиты наконец-то вернулся с войны домой.) - Туричин И. Сердце солдата. Защитники. Земляника. Сапоги. Маришкина пушка. - Федоренко П. Компас Павлика Рыбакова. - Ходза Н. Надо спасать детей! Детей увозят в тыл. (в кн. "Дорога жизни".) - Шишов А. Лесная девочка. (О судьбе маленькой девочки Тани, внучки старого партизана, в годы войны.) &#128262 ; КАК ПРОВЕСТИ ДЕНЬ ПОБЕДЫ? Начните празднование Дня Победы с парада. Возьмите с собой букетик цветов – часть можно возложить к памятнику погибшим воинам или Вечному Огню, а по пути со словами благодарности подарить ветеранам. Погуляйте по городу, чтобы проникнуться атмосферой праздника, посетите исторический музей или музей военной истории. Вечером же обязательно посмотрите праздничный салют. &#128262 ; Возможно, Вам будет интересно, посмотреть следующие товары интернет-магазина развивающих игр, игрушек и методик "Школа Семи Гномов": &#9642 ; День Победы "Мир в картинках" http://shkola7gnomov.ru/catalog/den-pobedy/ Предлагаемый в пособии наглядный материал поможет рассказать детям о Дне Победы. &#9642 ; Великая Отечественная война в произведениях художников http://shkola7gnomov.ru/catalog/velikaya-otechestvenn .. В истории каждой страны есть особые периоды. Очень важно, чтобы знаменательные странички прошлого не только сохранились в памяти малыша, но и затронули душу. Разговор с ребенком о Великой Отечественной войне – о подвигах и военных буднях, о героизме на полях сражений, в блокадном Ленинграде и в далеком тылу станет хорошей основой для полноценного патриотического воспитания. &#9642 ; Машина Технопарк Грузовик военный http://shkola7gnomov.ru/catalog/mashina-tekhnopark-gr .. Увлекательная сюжетно-ролевая игра не только развлекает ребёнка, но и вырабатывает такие практические качества, как ловкость и слаженность движений рук, сноровку и координацию, развивает мелкую моторику пальцев рук, заставляет подвигаться и пофантазировать. &#9642 ; Великая Победа. Герои войны (Демонстрационные картинки) http://shkola7gnomov.ru/catalog/velikaya-pobeda-geroi .. Комплект "Герои войны" посвящен 16 отважным -и мужественным людям, совершившим подвиг ради своей страны и отдавшим все силы на борьбу с захватчиками в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). В объеме комплекта представлены лишь некоторые, самые известные, Герои Советского Союза. &#9642 ; Великая Победа. Награды войны (Демонстрационные картинки) http://shkola7gnomov.ru/catalog/demonstratsionnye-kar .. Комплект "Награды" посвящен знакам отличия, которыми награждались солдаты и офицеры в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). &#9642 ; Раскрась и подари ко Дню Победы http://shkola7gnomov.ru/catalog/raskras-i-podari-ko-d .. Каждая страничка этой раскраски может превратиться в уникальную открытку к празднику Дню Победы. Ребенок самостоятельно раскрасит картинку, напишет на оборотной стороне поздравление и аккуратно отрежет страничку. Как просто доставить радость папе, брату или другу – родным и близким людям! Открытка, созданная своими руками, станет самым приятным и трогательным подарком. &#9642 ; Праздник Победы. Сценарии с нотным приложением http://shkola7gnomov.ru/catalog/prazdnik-pobedy-stsen .. В сборнике представлены различные по форме сценарии проведения праздников и досугов, посвященных Дню Победы: военно-спортивных игр, КВНов, познавательных игр, совместных праздников с родителями, концертов, театрализованных представлений и т.д. В приложении содержатся разработки танцевальных композиций и избранные песни.

Поделиться: