Яблоко Евы — история из райского сада. Какой плод вкусила ева

Неизвестно, откуда появилось стойкое убеждение, что райским плодом искушения было обычное яблоко. Возможно, причина кроется в общем латинском корне «pom», который во многих языках дает основание слову «яблоко», но фактически означает «плод». Неточности перевода первоисточников библейских текстов могли послужить причиной возникших недоразумений. Но это лишь одна из существующих версий.

Французы, у которых яблоко называется именно «lа pomme», тем не менее не считают его библейским яблочком. У них плодом Адама именуется банан (La pomme d`Adam). В этих воззрениях французы не одиноки. Еще в 16 веке английские ботаники называли банан яблоней Адама (Adam`s apple tree). Почитали банан и арабы, считая его райским деревом.

А вот итальянские золотые плоды — pomid`oro — помидоры. И речь здесь идет именно о плоде, а не о яблоке. Зато у поляков jabloko zlote, а у чехов — jablka rajska и будет нашим помидором. Вот такая катавасия с этой латинской «основой».

Адамовым яблоком называют дерево маклюру. Растение это ядовито. Вряд ли змей-искуситель желал физической гибели Адама и Евы. Сегодня в лечебной практике растение имеет большое применение. Его настойки повышают иммунитет, обладают противоопухолевыми свойствами.

А помните легенду о двенадцатом подвиге Геракла, который отправился за золотыми яблоками Гесперид ? Некоторые историки полагают, что золотые яблоки были плодами апельсинового дерева, другие указывают на плоды бергамота. Есть данные, что в саду Гесперид росла айва, в то время еще неведомая миру.

Мидийским яблоком называли древние греки лимон. Возможно ли, чтобы эта «кислятина» прельстила жителей Эдема?

На рубеже 15−16 веков в Португалию попали ранее неизвестные кисловато-сладкие плоды то ли из Индии, то ли из Китая. Назвали их золотистыми яблоками . Сегодня мы зовем их апельсинами.

Древние римляне называли гранат «карфагенским яблоком ». Непосредственное название «гранат» эти плоды получили уже позднее, когда стали распространяться из испанской провинции Гранада по Европе. Английское «pomegranate» — плод из Гранады — косвенное подтверждение этого.

Привезенные с Востока в Рим абрикосы первоначально получили название «армянское яблоко ». В яблоки даже хотели определить картошку. Когда в 18 веке ее пытались привить в России, то из-за массовых отравлений народ прозвал ее «чертовым яблоком ». Почему отравлений? Да просто никто не объяснил, что в пищу употребляют клубни, а не ягоды, образующиеся на ботве после цветения.

Список известных ботаникам «яблок» можно продолжать еще долго. Только одно растение — стополист пальчатый, приносящий ярко-красные крупные плоды, имеет три таких названия: майское яблоко (Мay apple), индейское яблоко (Indian apple) и дьявольское яблоко (Devil`s apple).

Безумными яблоками называли средневековые целители плоды мандрагоры (Malamandrake). Алкалоиды, которыми богато это растение, вызывали приступы безумия, галлюцинаций. Вместе с тем медики использовали его как спазмолитик и болеутоляющее средство. Может, именно это «яблоко» и свело с ума Адама и Еву, коль захотели они вместо райской жизни земных приключений и тягот?

Бешеным яблоком (Mala insane) в 16 веке окрестили баклажан. Его необычайная окраска вызывала опасения, и этот плод долгое время считался несъедобным.

А вот еще одно райское яблоко растет на островах Карибского моря. Плоды с нежнейшей кисло-сладкой мякотью, напоминающей взбитые с сахаром сливки, назвали кремовыми яблоками . Растут они на дереве под названием аннона колючая (Annona muricata). Правда, весит такое яблочко до четырех килограммов, да и видом напоминает больше яйцо. А у «сестрички» анноны колючей — анноны чешуйчатой (Annona squamosa), плоды, носящие имя «коричные, сахарные яблоки », действительно имеют вкус корицы.

Так чем же все-таки Ева совратила Адама? Какой запретный плод преподнес ей искуситель-змей, жаждущий грехопадения людей? Вряд ли когда-нибудь богословы, историки и ботаники сойдутся в едином мнении по этому вопросу. Нет в Библии названия запретного плода. Известно лишь, что это плод древа познания.

Как и многое в Библии — это скорее символично. И, возможно, плодом древа познания является сама любовь во всех ее проявлениях. Любовь, которая имеет высочайшую духовную сущность и доступность, известную практически каждому потомку Адама и Евы.

Ничто, казалось, не угрожало безмятежному счастью Адама и Евы в райском саду. Но было на свете существо, только и мечтавшее о том, как бы испортить все сделанное Богом. Этим существом был сатана, злейший враг Бога и лютый ненавистник всего доброго и хорошего.

И вот однажды змей, который был хитрее всех созданных Богом тварей, по наущению сатаны приблизился к Еве и спросил ее:

Это правда, что Бог запретил вам с Адамом есть плоды всех этих прекрасных деревьев, которые растут вокруг?

Конечно же нет, - ответила змею Ева. - Бог позволил нам есть плоды с любого дерева, кроме единственного, растущего посреди сада. А про это дерево Он сказал, что если мы съедим его плод, то умрем.

Нет, не умрете, - вкрадчиво промолвил змей. - Бог сказал вам неправду. Он просто не хочет, чтобы люди сравнялись с Ним. Ведь отведав плодов этого чудесного дерева, вы станете такими же мудрыми, как Он Сам. Вот поэтому Бог и не позволил вам есть их.

И тут Ева будто впервые увидела плоды, под тяжестью которых гнулись ветви запретного дерева. Еве показалось, что в жизни ей не приходилось видеть ничего лучшего. Аромат плодов щекотал ноздри, и рука, как бы сама по себе, потянулась к ветке, чтобы сорвать плод с этого удивительного дерева. А мысль о том, что она может стать такой же мудрой, как Бог, вскружила Еве голову. Ева уже не думала, что делает, - она решилась: сорвала запретный плод и не только сама отведала его, но угостила также и Адама,

Вопреки своим ожиданиям, люди, отведав запретных плодов, почувствовали себя не мудрыми и всезнающими, а несчастными и пристыженными. Ведь они ослушались Бога, своего мудрого Создателя и любящего Друга.

Наступил вечер, но Адам и Ева, против обычая, не торопились навстречу Богу. Мысль о вероломном и недостойном поступке мучила их. А еще они вдруг устыдились своей наготы, которой раньше не замечали и совсем не стеснялись. Из больших листьев они кое-как смастерили себе одежды и укрылись в гуще райских деревьев.

Раньше Адам и Ева с нетерпением ожидали, когда же раздастся в раю такой любимый и желанный голос - голос их Творца. Теперь они со страхом ожидали этой минуты. И вот, наконец, они услышали, как Бог позвал.

Фраза “запретный плод” относится к истории Адама и Евы в Эдемском саду. Бог запретил им есть плоды дерева познания добра и зла (Бытие 2:9; 3:2). Библия ничего не говорит о том, что это был за тип плодов. Традиционно считается, что это было яблоко, но мы не можем знать наверняка. Из текста книги Бытие можно лишь понять, что это было буквальное дерево с буквальными плодами.

Ключевой элемент в этом стихе – не сам плод, а запрет его есть. В Своих указаниях Бог дал Адаму и Еве всего лишь один запрет. И, на самом деле, не имеет значения, было ли какое-то духовное свойство в самом плоде. Грех заключался в неповиновении Божьему повелению. Съев плод (акт непослушания), Адам и Ева обрели личное знание зла. Они уже знали добро, но теперь обрели противоположное знание зла неповиновения, а также вины и стыда, пришедших вместе с ним. Обман сатаны заключался в том, что, зная добро и зло, они стали бы как боги (Бытие 3:5). На самом же деле, они уже были сотворены по образу и подобию Бога и имели Его особое благословение.

Урок для нас сегодня заключается в том, что, если Бог запрещает что-то, – это для нашего же блага. Отказываясь слушаться Его, выбирая свой собственный путь и решая для себя, что хорошо, а что плохо, мы накликаем на себя беду. Адам и Ева сделали это печальное открытие после съедения запретного плода, и человечество до сих пор страдает от последствий их решения (Римлянам 5:12). Наш Небесный Отец, наш Творец, знает, что лучше для нас, и когда Он запрещает что-то, нам следует повиноваться.

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions? org!

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

С данным вопросом связан следующий смысловой перевод аята:

«Мы сказали: «О Адам! Поселись в Раю вместе со своей супругой. Ешьте там (райские плоды) вволю, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, а не то окажетесь одними из беззаконников».

Всевышний Аллах позволил почтенному Адаму войти в рай. Он мог жить, где пожелает, и есть, все что пожелает, в любом количестве. Рай, упомянутый в данном аяте, подразумевает собой: рай, который, согласно достоверным словам, приготовлен для верующих и является местом награждения. Необходимо также знать, что рай и ад в настоящее время уже созданы. Таким является мнение мазхаба ахли сунны. Аяты Священного Корана и хадисы Пророка (ﷺ) также свидетельствуют об этом. Слова аята «…и не приближайтесь к этому дереву» являются проверкой и испытанием Адама Всевышним Аллахом. По вопросу, что это было за дерево, существуют разногласия. Есть множество преданий о дереве, плоды которого были запретны для Адама (мир ему!).

Как приводится от Ибн Аббаса и Абу Бакр Сиддика (да будет доволен ими Аллах!), это было пшеничное дерево. Есть те, которые говорят, что это была пальма, камфорное дерево, дерево Хулд, с которого ели ангелы, инжирное дерево. Однако, согласно преданию, которое приводится от Абу Алия, у того, кто ел плоды этого дерева, портилось омовение, и им было сказано, что, поскольку такое не дозволено в раю, то, если они попробуют плоды этого дерева, они будут выведены из рая. По этому вопросу Ибн Джарир говорит следующее: «Адаму и его супруге было запрещено есть в раю плоды одного дерева. Но они попробовали этот плод. Нет никакой информации о том, какое это было дерево. Потому что Аллах не дал никаких доводов относительно этого в Священном Коране, и в достоверной сунне также нет сведений об этом. Сообщалось, что это было пшеничное, виноградное, инжирное дерево. Возможно, было одно из них. Но, так же как в знании есть польза для знающего, так и в незнании нет никакого вреда».

Всемогущий Аллах говорил почтенному Адаму и его супруге о том, что, если они приблизятся к этому дереву, они будут беззаконниками. Потому что самым большим злодеянием нафса является непокорность Аллаху. А нафс не получит большего вреда, чем от своего греха. Разве может быть еще большего злодеяния, чем переход границ, установленных Аллахом, несмотря на то, что Он наделил тебя всем необходимым, при этом, не ожидая от тебя ничего?

Если бы приближение к этому дереву не было ошибкой, Адам (мир ему!) нарушил бы свою защищенность Всевышним Господом от грехов и совершил бы злодеяние. Но в данном случае:

«Он запамятовал, и Мы не нашли у него твердой воли (то есть он не совершил это преднамеренно)». Согласно смыслу аята Священного Корана, Адам (мир ему!) был прощен за свою забывчивость и его приближение к дереву не нарушило его невиновности.

Всевышний Аллах говорит следующее: «Шайтан же побудил их (Адама (мир ему!) и Хавву (да будет доволен ими Аллах!) споткнуться о него и вывел их оттуда, где они находились. И тогда Мы сказали: «Низвергнитесь и будьте врагами друг другу! Земля будет для вас обителью и предметом пользования до определенного срока (до вашей смерти)».

Мы должны долго размышлять над этим аятом Священного Корана и остерегаться грехов. Потому что в данном аяте есть угроза относительно того, что нужно избегать совершения грехов. Ибо по причине совершения греха наш отец Адам (мир ему!) был выведен из рая и отправлен на землю, а шайтан был проклят и изгнан из-за своей зависти и высокомерия. Так же, как шайтан останется жалким и презренным до судного дня, так он в конце и останется в вечном аду.

«В конце концов, шайтан побудил их к этому». Это означает, что он сбил их с прямого пути, приблизив к запретному дереву. Другими словами, по этой причине шайтан подтолкнул их к совершению ошибки.

Согласно данному мнению, это можно понять и так, что, став причиной их отдаления и выхода из рая, он отдалил их от рая. Эта ошибка почтенного Адама была сделана не в виде нарушения запрета Аллаха, а виде простительного запрета. Использование в аяте слова «ошибка» по отношению к почтенному Адаму является доказательством того, что слово «ошибка» может быть использовано относительно пророков. Некоторые толкователи Корана говорят следующее: «Так же, как в отношении них не может быть использовано слово «неповиновение», так же не может быть использовано и слово «ошибка». Но можно сказать, что они совершили менее добродетельный поступок и оставили лучшее деяние. По этой причине Аллах вывел их. Что касается нас, Аллах посредством них воспитывает и велит нам быть послушными».

Islam-Today

Что Вы думаете об этом? Оставьте свой комментарий.

Адам и Ева даже не предполагали, какие споры будет вызывать съеденный ими плод.

Библия - одна из наиболее значимых книг в истории человеческой культуры. Своим религиозным содержанием она, как известно, всегда притягивала к себе как иудеев и христиан, так и последователей ислама. Помимо этого Библия служила и продолжает служить объектом постоянного интереса для представителей различных областей науки. Эта книга содержит огромное число тайн и загадок. Некоторые из них обсуждаются преимущественно в среде специалистов (историков, этнографов, текстологов, богословов). Например, это вопрос о происхождении и авторстве библейских книг, достоверность описываемых в Библии исторических событий, загадка предсказанного в ней конца света.

В то же время некоторые библейские сюжеты и символы становятся предметом неугасающего интереса для широкого круга людей. Одним из таких загадочных сюжетов является и история грехопадения первых людей - Адама и Евы.

Кому не знакома сцена, многократно представленная как на средневековых гравюрах и полотнах, так и в произведениях современных живописцев? Древо, Змей, Ева и Адам. В руках у женщины яблоко. И если спросить у современного человека о том, какой плод вкусили прародители, то ответ будет, как правило, одним и тем же: "Яблоко". Однако в Библии точно не говорится, что это было за Древо и какие у него были плоды. Поэтому в разных культурах и традициях, почитающих Библию, сформировались различные представления на этот счет.

В иудейской традиции наиболее распространенным является мнение, что плодами Древа познания были смоквы, или, как их обычно называют у нас, инжир или фиги. Иудеи полагают, что первые набедренные повязки Адам и Ева сделали именно из листьев смоковницы. А если это действительно так, то кажется очевидным, что библейские прародители человечества, устыдившись своей наготы, поспешили изготовить себе "одежду" из листьев того дерева, плод которого только что вкусили. Существует даже обиходное выражение "фиговый листок". В произведениях изобразительного искусства эпохи Средневековья и Ренессанса гениталии обнаженных героев прикрыты листьями именно этого растения.

Есть и другие "кандидаты" на то, чтобы считаться Древом познания, например, банан (из-за величины листьев), виноград (как объясняют иудеи, от вина часто случаются неприятности), гранат. Кроме того, в рамках иудаизма встречаются мнения о том, что это был орех или плод рожкового дерева.

С тем, что Адам и Ева вкусили плод смоковницы, солидарно и большинство древних христианских толкователей. В то же время некоторые знатоки Священного Писания считали, что это был этрог - цитрусовый плод, у которого есть вмятинки на коже, или "Евины зубки". Однако часть современных богословов высказывает мнение, что плод, о котором идет речь, - это виноград. Причем в отличие от "иудейской теории", где виноград ассоциируется с неприятностями, христиане видят в нем символ Христа и таинства Причастия. Печальные последствия вкушения плода произошли от того, что люди самовольно попытались присвоить дар совершенного познания мира и Бога, т.е. попросту захотели украсть этот дар у Бога.

Параллель с драмой грехопадения можно увидеть в словах апостола Павла, когда он наставляет христиан, чтобы те приступали к таинству Причастия с должным благоговением. В противном случае, предупреждает апостол, вместо благодати и пользы причастившиеся получат только вред. Символ винограда использовал сам Иисус в беседах с учениками ("Я - лоза, вы - ветви"). В христианстве этот образ получил широкое распространение. Он используется как в богослужебной практике, так и в искусстве. Например, на картинах средневековых мастеров традиционный атрибут Христа - это именно виноград, символ искупительной жертвы и причастия. Помимо винограда часто изображались вишни, символизировавшие возможность обретения праведниками небесного рая взамен утраченного Эдема. Таким образом, виноград и вишня, представленные вместе, - это образ смерти и воскресения Христа.

В культурах, сформировавшихся под влиянием ислама, распространена теория, что райский плод Древа познания - персик. Однако так считают далеко не все мусульмане. Например, в местечке Аль-Курна на юге Ирака, где, согласно библейскому преданию, располагались райские кущи, хранится древний ствол дерева ююба, которое местные жители называют набук. Жители убеждены, что именно маленький желтый плод этого дерева послужил причиной изгнания Адама и Евы из Эдемского сада. В Аль-Курне "Древо Адама" считается местной достопримечательностью.

Тем не менее наиболее распространенной остается "версия" яблока. Почему? Такое представление сложилось в западноевропейской культуре Средневековья и лишь впоследствии вместе с образцами европейского искусства перекочевало в Россию. В эпоху Возрождения в изображениях Мадонны с младенцем яблоко, которое держит в руках Христос, указывает на него как на Спасителя рода человеческого от первородного греха. Дева Мария же выступает здесь как вторая Ева, искупившая грех прародительницы людей.

Итальянские католические журналисты Роберто Беретта и Элизабетта Броли в недавно выпущенной книге "Разгадка библейских загадок" весьма критично подошли к "проблеме яблока". "Там, где находился Эдемский сад, не могли расти яблони", - утверждают журналисты, полагая, что Адам и Ева все-таки вкусили плод смоковницы. Тогда по какой причине в Средние века Западная Европа так охотно подхватила идею о том, что змей-искуситель предлагал Еве отведать именно яблоко? Итальянские журналисты считают, что всему виной недоброкачественный перевод латинского текста Библии.

Действительно, многие библеисты и литературоведы полагают, что всему виной... особенности средневековой лингвистики. В латинском языке есть слово "malum", обозначающее, во-первых, "зло", а во-вторых - "яблоко". Средневековые толкователи Писания рассуждали примерно так: "Что же совершили Адам и Ева, вкусив от Древа познания, как не первое зло? А значит, и плод, который они вкусили, был плодом зла! Адам и Ева съели malum (яблоко) и тем самым сотворили malum (зло)!"

Так яблоко стало плодом Древа познания. Причем сопоставление "яблока" и "зла" филологически не оправданно: в слове "malum", обозначающем "зло", звук "a" короткий, а в случае с "яблоком" - долгий. Однако средневековых богословов подобные нюансы не смущали.

Видимо, Адам и Ева все же не ели яблок по наущению змея. Однако сформированный западноевропейским Средневековьем стереотип прижился на нашей почве, и ответ "яблоко" на вопрос о плоде Древа познания остается наиболее популярным.

Поделиться: