Первый понедельник после пасхи: что можно и нельзя делать, приметы. От Пасхи до Троицы. Календарь Пятидесятницы

Неделя, следующая за пасхальной, получила название «Фомина» (по имени апостола Фомы, уверовавшего в Воскресение Христово после того, как он ощупал раны Спасителя). В народе она именуется Проводной. По традиции именно в это время поминают умерших.
Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи или Фоминого воскресенья. В народе этот день называется Красной горкой. Название Антипасха означает “вместо Пасхи” или ”противоположный Пасхе”- но это не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его на восьмой день после Пасхи.

С древних времен окончание Светлой Седмицы празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи. Также этот день называют Фоминой неделей, в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.

Крестная смерть Христа произвела на апостола Фому невероятно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: “Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю” (Ин. 20, 25).
На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: “Господь мой и Бог мой!” Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.

По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь Евангелия мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу.
Начиная с Фоминого воскресенья в Православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение таинства венчания. На Руси именно на этот день, Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устраивались гуляния, сватовства.
Также на Фоминой неделе, во вторник второй недели, в девятый день по Пасхе, Православная Церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи.

Каждый день Фоминой недели имеет как своё название:

В понедельник или вторник на Фоминой неделе церковь установила поминовение усопших. Служат панихиды и ходят на кладбище.
Понедельник зовётся «проводами». Считается, что в пасхальный период покойники навещают свои дома, чтобы отметить собственную Пасху. Нам же, живущим в этом земном мире, полагается встретить умерших, принять (угостить) их, а затем помочь им вернуться на тот свет. Таким образом, согласно традициям в понедельник начинают провожать предков на тот свет.
Вторник – это основной день Фоминой недели, который называют Радуницей, Радоницей, Раданицей, Радовницей. В 19 веке Навий день и Радоница объединились в один и стали справляться в яркой форме. По словам учёных, «Радоница» происходит от слова «радость», которую принесло воскресение Христово.
Древнейшим славянским обычаем был праздник Радоница, который проводился весной в честь Рода, творца Вселенной, первейшего славянского бога. На Радоницу обращались к умершим предкам с просьбами о покровительстве дому, его защите. Молодые спрашивали благословения на любовь и замужество. В канун Радоницы обычно топили баню для предков, готовили полотенце и мыло, но сами не мылись.
Также люди приносили гостинцы и крошили их на могилы близких (выпечку, блины, поминальную кутью, крашеные яйца, пиво, вино и т.д.). После чего угощались сами. На погосте жгли поминальные костры. В этот день было принято петь песни и водить хороводы. Печаль нередко переходила в веселье. Недаром известна поговорка: на Радоницу утром пашут, днём плачут, а вечером скачут. А всё потому, что после Пасхи начинались весенние полевые работы, на Радоницу люди посещали кладбища, а к вечеру устраивались веселья.
От этих дохристианских ритуалов идут весенние поминальные обряды на Фоминой неделе. Церковный устав предписывает посещение кладбищ после Светлой недели: «Пасха для верующих есть вход в мир, где упразднена смерть и где все, кого можно воскресить, уже живы во Христе». В этот день в церквях совершается вселенская панихида. Люди идут на кладбище к могилам своих близких и символически христосуются с ними. Отведав кутью, пьют водку или вино, не чокаясь. Вспоминают тёплыми словами умершего. Считается, что усопшие разделяют трапезу с живыми. Остатки угощений крошатся, а поминальную стопку водки выливают на могилу. Часть поминальных кушаний (конфеты, сладости, выпечку, крашеные яички) раздают окружающим и детишкам «за упокой души».
Четверг считается самым опасным днём Фоминой недели: в этот день умершие приходят в свои дома. Чтобы достойно их встретить, в одной из комнат на ночь оставляли угощение и открывали окна. В комнату категорически запрещалось входить до рассвета. Защищаясь от нежелательных покойников, одновременно предпринимали и определенные меры защиты: дома обсыпали по углам маком и зажигали перед иконами страстные свечи. Если в семье есть утопленники, то угощение оставляли у воды или бросали в реку.
В Фомину субботу в деревнях происходило изгнание смерти. Со всего села собирались старые и молодые женщины и, вооружась метлами, кочергами и прочей домашней утварью, выкликали смерти проклятия. Считалось, что чем дольше и веселее устрашать призрак, тем надежнее можно избавиться от всякой болезни. Кроме этого, люди обегали кладбища с ножами в руках и восклицали: «Бегите, бегите, злые духи!». Таким способом стремились облегчить загробные страдания покойников.
Воскресенье на Фоминой неделе зовётся Красной горкой. В этот день старались освободиться от всех грустных раздумий и переживаний. На возвышенных местах устраивали массовые гулянья, весёлые игры и водили хороводы. Также в этот день происходили смотрины будущих невест. Накануне по деревням ходили окликалыцики, которые исполняли под окнами молодожёнов величальную песню и приглашали всех жителей на гулянья.

РАДОНИЦА. Родительский день на второй неделе по Пасхе (Пасха для усопших...)
МОЛИТВЫ за УСОПШИХ, Правила поведения на КЛАДБИЩЕ.
РОДИТЕЛЬСКИЕ ДНИ

9 день после Пасхи - РАДОНИЦА, вторник на второй Пасхальной неделе.

Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения могил своих родных диким пьяным разгулом. Но даже те, кто и не справляют на могилах своих близких языческих пьянственных тризн, столь оскорбительных для всякого христианского чувства, часто не знают, когда в Пасхальные дни можно и нужно поминать усопших.

Основанием для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой - разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.


КАК ПРАВИЛЬНО ПОМИНАТЬ УСОПШИХ
Молитва за усопших - это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.

По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике - все это дань традициям, пусть и благочестивым.
Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.
Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего - долг всякого православного христианина.
Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.
Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших сродников для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).
После Литургии нужно отслужить панихиду.
Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.
В определенные дни года Церковь творит поминовение всех от века преставльшихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, кто был настигнут внезапной смертью, не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви.
Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни - вселенскими родительскими субботами. Все они не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом.
Это дни:
1. Суббота мясопустная - за восемь дней до начала Великого поста, накануне Недели о Страшном Суде.
2. Родительские субботы - на второй, третьей и четвертой неделях Великого поста.
3. Троицкая родительская суббота - накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения.
Накануне каждого из этих дней в храмах служатся особые заупокойные всенощные бдения - парастасы, а после литургии бывают вселенские панихиды.
Кроме этих общецерковных дней, Русская Православная Церковь установила еще некоторые, а именно:
4. Радоница (Радуница) - пасхальное поминовение усопших, бывает на второй неделе после Пасхи, во вторник.
5. Димитриевская родительская суббота - день особого поминовения убитых воинов, первоначально установленный в память о Куликовской битве, а впоследствии ставший днем моления за всех православных воинов и военачальников. Бывает в субботу, предшествующую восьмому ноября - дню памяти великомученика Димитрия Солунского.
6. Поминовение усопших воинов - 26 апреля (9 мая нового стиля).
Кроме этих дней общецерковного поминовения, каждый усопший православный христианин должен ежегодно поминаться в дни его рождения, кончины, в день именин. Очень полезно в памятные дни жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.

КАК ОТНОСИТЬСЯ К МОГИЛЕ ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНИНА


Кладбища - это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения.
Даже по законам языческих государств усыпальницы считали священными и неприкосновенными.
Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать местопогребения устройством над ним холма.
Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения - Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием.
Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба.
Могила - это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке.
Крест на могиле православного христианина - молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа - на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.
Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного.
Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен.
Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ НА КЛАДБИЩЕ

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и мирянин, приведен в "Полном православном молитвослове для мирян").
Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.
Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм - этим оскорбляется память мертвого. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба "для усопшего" является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.
Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.


МОЛИТВА ОБ УСОПШЕМ ХРИСТИАНИНЕ



Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


МОЛИТВА ВДОВЦА


Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея (имя), в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей (имя), и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела. Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Аминь.

МОЛИТВА ВДОВЫ



Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости. Яко же некогда приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя), прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже допоследняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя - правда во веки. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше. Ты еси Бог, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом. Аминь.


МОЛИТВА РОДИТЕЛЕЙ О ПОЧИВШИХ ДЕТЯХ



Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего (рабу твою), чадо мое (имя), и сотвори ему (ей) вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше - молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


МОЛИТВА ДЕТЕЙ ОБ УСОПШИХ РОДИТЕЛЯХ


Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим {родившей и воспитавшей) мя родителем моим (материю моею), (имя) (или: с родившими и воспитавшими мя родителями моими, имена их) - , душу же его (или: ея, или: их), яко отшедшую (или: отшедшие) к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное. Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят (или: отъята, или: отъяты) бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него (или: от нея, или: от них) милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго (усопшую незабвенную) для мене раба Твоего (рабу Твою), родителя моего (матерь мою) (имя), но отпусти ему (ей) вся согрещения его (ея) вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им (ею) в житии его (ея) зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его (ю) и вечныя муки избави. Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во все дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем (усопшей матери моея) в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его (ю) в месте светле, в месте прохладно и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиво Господи! Приими днесь о рабе Твоем (Твоей) (имя) теплую молитву мою сию и воздай ему (ей) воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему (научившей) мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молиться Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его (ся) о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им (ею) о мне моления пред Тобою и за все дары, им (ею) испрошенные мне от Тебе, воздай ему (ей) Своею милостию. Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

ЧИН ЛИТИИ, СОВЕРШАЕМОЙ МИРЯНИНОМ ДОМА И НА КЛАДБИЩЕ


Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй. Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды.)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Господи, помилуй. (12 раз.)
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон.)

Псалом 90

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небесйаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое. Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды).
Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.
В покоище Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Ты еси Бог, сошедший во ад и узы окованных разрешивши. Сам и душу раба Твоего упокой.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь: Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его.

Кондак, глас 8:

Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Икос:


Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека: земнии убо от земли создахомся и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя, и рекий ми: яко земля еси и в землю отъидеши, аможе вей человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.
Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господи, помилуй (трижды), благослови.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.
Во блаженном успении, вечный покой подаждь. Господи, усопшему рабу Твоему (имя) и сотвори ему вечную память.
Вечная память (трижды).
Душа его во благих водворится, и память его в род и род.

На вопросы телезрителей отвечает игумен Флавиан (Матвеев), наместник Крестовоздвиженского мужского монастыря города Екатеринбурга. Передача из Екатеринбурга.

Каждая Неделя после Пасхи имеет определенное наименование и посвящена важным церковным событиям: Неделя 2-я по Пасхе именуется Антипасхой, в народе - Фомина неделя, грядущий выходной день посвящен женам-мироносицам, далее следует Неделя о расслабленном, Неделя о самарянке, Неделя о слепом. Сегодня мы поговорим о том, почему воскресные дни после Пасхи именуются определенным образом и особо выделяются в церковном календаре.

Но прежде, поясните, почему словом «Неделя» в церковном календаре называется только один конкретный воскресный день, а привычная для нас неделя с понедельника по воскресенье в церковном календаре называется седмицей?

Такая сложность в терминологии обусловлена тем, что богослужение в Русской Православной Церкви, церковный календарь и все календарные особенности ведутся на церковнославянском языке. Этот язык похож на русский лишь в определенных моментах, а в других похож не очень или совсем не похож. Человеку, который с церковнославянским языком знаком слабо, для того, чтобы все правильно понять, нужно усвоить такую вещь: именно воскресный день по-церковнославянски называется Неделя, от слова «не делать», когда человек устраняется от всех мирских дел ради того, чтобы себя посвятить духовному деланию, духовным занятиям, в первую очередь, посещению храма Божия. Обычно вся церковная община в день воскресный собирается в храме Божием. Именно поэтому день, в который люди не делают или стараются не делать ничего мирского, а занимаются духовным деланием, день, посвященный воспоминанию Воскресения Христа из мертвых, по-церковнославянски называется Неделя. Соответственно, все воскресные дни, которые имеют особое значение, особо отмечены в календаре, они так и называются в календаре - Неделя такая-то, к примеру, Неделя 2-я по Пасхе. Семидневный отрезок времени, который мы по-русски называем неделей, по-церковнославянски называется седмица.

Таким образом, если речь идет о седмице в церковном календаре, то имеется в виду семидневный отрезок времени. А если речь идет о Неделе, то имеется в виду воскресный день, который отмечен тем или иным воспоминанием.
Еще важно отметить такую особенность воскресных дней после Пасхи - их отсчет начинается с самой Пасхи. Неделя 2-я по Пасхе в календаре нигде не отмечена, потому что это сама Пасха. Неделя 2-я по Пасхе наступает по-русски через неделю, по-церковнославянски - через седмицу после Пасхи. Она называется - Неделя 2-я по Пасхе.

Можно сказать, что это путаница - лингвистическая. Получается, что когда мы говорим о Фоминой Неделе, то имеем в виду один конкретный воскресный день -Недели 2-ой по Пасхе?

Да, это воскресенье, которое следует после праздника Святой Пасхи.

Почему те Недели по Пасхе, которые мы упомянули в начале передачи, выделяются в церковном календаре особым образом?

Действительно, каждое воскресенье, или по-церковнославянски каждая Неделя после Пасхи, отмечена особым воспоминанием. В основном эти воспоминания касаются тех евангельских чтений, которые положены в эти воскресные дни. Некоторые дни связаны памятованием особых святых, например, воскресный день, в который вспоминаются святые отцы Первого Вселенского Собора, - это уже отдельные церковные воспоминания, и соответственно этому воспоминанию посвящен отдельный воскресный день. В основном это евангельские чтения и соответствующие им особые размышления, которые христианам полезно иметь. Каждое из евангельских чтений посвящено особой теме, за исключением евангельского чтения в Неделю жен-мироносиц. Эти чтения достаточно длинные и серьезные, каждое из них посвящено особенному случаю из жизни Господа Иисуса Христа; они позволяют христианину целую седмицу посвятить осмыслению того евангельского чтения, о котором шла речь на воскресном праздничном богослужении.

- Неделя 2-я по Пасхе называется Антипасхой, или Фоминой неделей. Что такое Антипасха?

Антипасха звучит странно и даже угрожающе, будто имеет антихристианский смысл. На самом деле слово «анти» в греческом языке имеет значение не только «против», но и «вместо». Когда мы говорим Антипасха, имеем в виду что-то вместо Пасхи. Мы можем задать себе вопрос: «Разве может быть что-то вместо Пасхи?». Да, может. Вместо Пасхи может быть воспоминание о Пасхе чуть меньшей силы, такое воспоминание, которое вновь заставляет трепетать каждое верующее сердце, вновь побуждает его радоваться Воскресению Христову, поэтому именно в следующий воскресный день после Пасхи совершается особое воспоминание Воскресения Христа. Даже есть такая церковная традиция: именно в этот день совершают свои престольные праздники храмы, престолы которых освящены в честь Воскресения Христова. Вроде бы престольный праздник должен быть в Пасху, но церковная традиция подразумевает, что в этих приходах празднование совершается неделей позже - в день Антипасхи.
Также это воскресенье называется Неделей о Фоме, или Фоминой Неделей, или Неделей уверения апостола Фомы.

По сути, каждый из воскресных дней является вместо Пасхи? Ведь воскресение оттого и воскресение, потому что мы вспоминаем важнейшее христианское торжество?

Так оно и есть. Но из всех воскресных дней именно Антипасха воспринимается нами как главное из воскресений после Пасхи.

Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: «Великим постом говорили, что молитва святого Ефрема Сирина читается только в Великий пост. В конце Псалтири, после чтения кафизм, написано, что нужно читать молитву Ефрема Сирина. Можно ли читать молитву Ефрема Сирина каждый день?».

Здесь можно ответить краткой церковной монашеской поговоркой о том, что келья устава не знает. Поэтому те особенности, которые касаются богослужения в храмах, могут не касаться тех молитвословий, которые мы совершаем келейно, в домашних условиях. Я знаю, что многие христиане считают для себя возвышенным и назидательным чтение молитвы святого Ефрема Сирина не только Великим постом, но и в другие дни. Пожалуй, только в Пасху, когда нужно радоваться особо, покаянная молитва святого Ефрема Сирина не будет уместной даже в келейных условиях. Вообще, молитву Ефрема Сирина, если она возбуждает в вашей душе высокие благочестивые чувства и побуждает к доброй христианской жизни, конечно же, можно в келейных условиях читать. Но на Светлой седмице, когда в храмах поют о Воскресшем Христе, когда идет возвышенное и радостное богослужение, вряд ли нужно в келейных условиях переходить к сугубому покаянию, которое несет в себе замечательная молитва святого Ефрема Сирина.

- Какое событие мы вспоминаем в Фомину Неделю?

В Фомину Неделю совершается чтение Евангелия об уверении святого апостола Фомы. Это достаточно длинное евангельское повествование, в котором говорится о двух встречах воскресшего Христа Спасителя со своими учениками-апостолами. Отмечено, что Христос Спаситель являлся им тогда, когда они были взаперти «страха ради иудейска». Эти слова означают тот страх, которым объяты были апостолы; в то время на них еще не сошел Дух Святой, и они не были еще теми замечательными проповедниками воскресения Христа из мертвых. Это были сильно напуганные люди, которые в полной мере могли почувствовать на себе силу иудеев, распространявших о них слух, что они являются обманщиками и возмутителями народа, они похитили тело Иисуса из гробницы и объявили Его воскресшим. Их в любой момент могли схватить, арестовать и подвергнуть самому суровому наказанию по обвинению в возмущении народа. Апостолы были этим напуганы и сидели взаперти. Они пребывали в молитве, но тот момент, когда они сидели взаперти, свидетельствует о том, какие обстоятельства окружали их жизнь. К ним является Господь Иисус Христос, беседует с ними, подает им мир, преподает им власть прощать людям грехи (это еще до сошествия Духа Святого). Мы можем только представить, какую бодрость могли внести в апостолов эти слова Христовы. Но среди них в тот момент не было апостола Фомы. Когда ученики рассказали ему о том, что они видели Воскресшего Господа, он не поверил этому и стал говорить: «Пока я не вложу свои пальцы в Его раны на руках и ногах, пока я свою руку не вложу в Его рану на ребрах, я не поверю». Его слова в точности повторяет Господь Иисус Христос тогда, когда апостолы уже были собраны вместе с апостолом Фомой. Христос Спаситель, появившись среди них, «говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин., 20:27) . Фома, тотчас уверившись не столько в том, что ему нужно вложить руку и ощутить раны, но и в том, что Христос повторяет в точности слова, какие он говорил своим собратьям по апостольскому служению, бросается к ногам Спасителя и говорит слова исповедания веры: «Господь мой и Бог мой!». В этот момент Фома был уверен на все сто процентов. Христос Спаситель тут же его подкрепляет: «Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин., 20:29).
Здесь апостол Фома предстает не как человек, для которого сложно во что-то поверить, а, скорее, как человек, для которого вера имеет настолько большое значение в жизни, что для того чтобы поверить, нужны крепкие, непоколебимые основания.

Есть такая поговорка, когда человека сравнивают с Фомой: «Фома неверующий». Это отсылка к этой евангельской истории?

Да. Уверение апостола Фомы - это целое повествование в евангельском чтении. Когда человека сомневающегося и слабого в вере называют Фомой неверующим, то это очень лишь внешнее описание сути. На самом деле, апостол Фома был не просто верующим, а настолько верующим, что ему нужны были основания более прочные, чтобы и вера была прочной: таковы были требования его души.

Апостола Фому характеризует и другой момент из Евангелия: когда Христос Спаситель пророчествовал о Себе, что Ему надлежит быть в Иерусалиме и умереть, ученики по этому поводу могли иметь самые разные переживания. Фома был горяч в своей приверженности к Христу Спасителю, как никто другой, он сказал: «Пойдем и мы умрем с Ним». Из этих слов можно сделать вывод, что Фома не был колеблющимся в вере учеником, просто для того чтобы веровать, ему нужны были существенные основания, и он их искал.

Вопрос телезрительницы из Воронежской области: «Можно ли читать после Светлой седмицы Псалтирь по умершим?».

Конечно, можно. Псалтирь по умершим нужно читать по мере того, насколько нас эта тема заботит, насколько у нас есть душевная потребность молиться за усопших родных и близких. Светлая седмица прошла, и вполне можно вернуться к этому чтению.

Думаю, что в каждой из воскресных историй заложен не образ конкретного человека, например, апостола Фомы, а некий собирательный образ, который поучителен для людей. Как эти истории правильно читать, чтобы узнавать их не только как чью-то историю, а проживать как свою личную историю?

Именно такое понимание Евангелия бывает очень плодотворно, при котором человек этим занимается в соответствии с церковной традицией и поучениями, слышимыми от священника в храме. Каждый человек может с апостола Фомы брать пример того, чтобы не быть легковерным, не быть суеверным. Очень часто суеверия сопровождают нашу жизнь, мы можем встретить суеверных людей и в храмах Божиих. Суеверие может проникнуть в любой аспект нашего вероучения, если кто-то на нем сосредоточится поверхностно. Суеверие - это противоположность той духовной требовательности, которая была у апостола Фомы, поэтому каждый христианин может себе задать такие вопросы: «Для того чтобы веровать, не нужно ли мне иметь гораздо больше оснований, чтобы моя вера не рассыпалась в случае искушений? Достаточно ли много я читаю духовных книг, для того, чтобы моя вера была крепка? Достаточно ли много я знаю о своей вере? Достаточно ли в моей жизни христианского общения, для того, чтобы свою веру подкрепить от веры других людей, чтобы моя вера была не чем-то фундаментальным, что я для себя отлил в бетоне и поставил на полку, а живой и восполненной?». Каждый человек может себе сказать: «И я в чем-то могу быть похож на апостола Фому», и взять с него в этих вопросах пример.

Вопрос телезрительницы из Курска: «Батюшка, я много лет смотрю Вас по каналу «Союз», искренне желаю Вам здоровья и благополучия. Вы сегодня много рассказывали об апостоле Фоме. Расскажите немного об апостоле Иоанне».

Апостол Иоанн по возрасту был самый молодой ученик Иисуса Христа, именно поэтому, как предполагают ученые и специалисты в области психологии, он смог запомнить в тонких подробностях прощальную беседу Христа Спасителя с учениками, Его длинную молитву-обращение к Своему Небесному Отцу перед Своими крестными страданиями. Апостол Иоанн их с подробностью и точностью изложил в своем Евангелии, восполнив этим недостаток других Евангелий. Евангелие от Иоанна было написано позже других, и оно отличается именно теми подробностями, которые были пропущены в других Евангелиях. Святой Иоанн и как ученик, и как автор Евангелия очень много сделал для того, чтобы донести до нас особенности последних дней из жизни Христа Спасителя.

- Вопрос телезрительницы: «В Псалтири, в Псалме 108, есть такие слова: «Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех» . Поясните, как молитва может быть в грех?».

И второй вопрос телезрительницы: «Я - новоначальная Людмила. Мои знакомые и друзья не стали воцерковляться вместе со мною, остались в мирской жизни. Отношения с ними у меня теперь не складываются: я избегаю общения с ними, так как общение сводится к осуждению, сплетням, ненужным разговорам. Они обижаются на меня. Как быть?».

В книге Псалтирь встречаются моменты, когда псалмопевец ведет повествование о своих врагах, и обрушивает на их головы серьезные пожелания. Эти моменты обусловлены определенными историческими событиями, о которых мы можем прочитать в библейских книгах. Как и Священное Писание, книга Псалтирь является книгой, которую можно понимать прямо, а можно иносказательно. В иносказательном понимании те места, где говорится о пожеланиях негативных и нехороших, молящийся человек может относить к врагам рода человеческого - к дьяволу и бесам.

Может ли молитва христианина быть в грех? Ответ на этот вопрос может быть положительным, потому что, если человек молится о том, что ему неполезно, такая молитва неугодна Богу. Если человек молится о том, чтобы обстоятельства его жизни сложились таким образом, чтобы был успех в греховных делах, разве такая молитва праведна перед Богом? Есть поучительное повествование: некий разбойник, направляясь на разбойничество, имел обыкновение молиться перед иконой Божией Матери о том, чтобы его замысел закончился успехом и его не поймали, чтобы те, кого он хотел обворовать и ограбить, не подняли тревогу, чтобы он вернулся живым и невредимым с добычей. И только чудо Божие заставило однажды его одуматься от своего злого образа жизни. Так вот это образец такой молитвы, которая в грех, поэтому с этого разбойника не нужно брать пример.

Как Вы считаете, нужно ли вступать в споры с людьми, которые начинают по поводу чего-то возражать? Нужно ли стараться избегать таких тем, мнения в которых с близкими ранее людьми расходятся?

- Вопрос телезрительницы: «В Евангелии от Иоанна сказано: “Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго” (Ин., 20:21-22) . Как это понять?».

Когда Христос Спаситель во время этой беседы сказал ученикам: «Примите Дух Свят», это было не само сошествие Святого Духа: оно совершилось позже - в день Пятидесятницы. Это было предварительное обещание того, что ученики скоро примут Духа Святого, Который их наделит сверхъестественными Божиими дарованиями - всеми теми дарованиями, которые апостолам надлежит иметь, чтобы нести весть о Воскресении Христовом всем народам земли. Мы можем так рассуждать: «Как же может быть явление Воскресшего Христа Спасителя без нисшествия благодати Духа Святого?». Конечно, не может такого быть. Поэтому, в каком-то смысле и это пришествие Христа Спасителя, воскресшего из мертвых, и этот призыв, Который Он адресовал апостолам: «Примите Дух Свят», - был в какой-то мере сошествием Духа Святого на Его учеников. Тем не менее, гораздо большее воздействие по своим плодам произвело на учеников то сошествие Святого Духа, о котором мы знаем как об особом посещении их Святым Духом в день Святой Пятидесятницы.

- Грядущий воскресный день посвящен подвигу жен-мироносиц. Что это за подвиг, и чем он для нас поучителен? Слово жена в данном случае означает не жена, как законная супруга, а просто женщина?

- Да, по-церковнославянски жена - это женщина. В этот день в храмах читается Евангелие о погребении Христа Спасителя и о том, что преданные Господу ученицы смотрели, как совершалось это погребение. Затем говорится о том, что они с ароматами стремились рано утром ко гробу Христа Спасителя, для того чтобы помазать Его благовонными ароматами, которых, как им казалось, было мало разлито на тело Христа Спасителя при погребении. Господа погребали в спешке, потому что наступала суббота, когда людям Ветхого Завета надлежало пребывать в спокойствии, молитве и не совершать никакой работы. Эта спешка показалась этим женщинам неуместной, и нужно было восполнить тот недостаток, который был при погребении Христа, поэтому они с этими ароматами шли ко гробу Христа. Шли и думали, кто же им отвалит от гроба камень. Но никакие ароматы уже не понадобились, потому что Христос Спаситель прямо на восходе Солнца воскрес, камень был отвален, стража разбежалась. Сами жены-мироносицы встретили явление ангела, который известил им в самых простых словах о том, что Христа Спасителя уже нет здесь: Он воскрес. Потом, когда апостолы приходили, они тоже видели ангела Божия и видели пустой гроб. Но не апостолы пошли с этой миссией - оказать любовь и честь умершему Христу Спасителю, а именно женщины, которые были Его ученицами, которые следовали за Ним и служили Ему. Преодолевая свой страх (ученики казненного Христа Спасителя могли в любой момент подвергнуться опасности), превозмогая все обстоятельства этих последних дней, эти женщины явили лучшие качества - самую непосредственную любовь, веру и преданность. Это те свойства души, которых всем нам всегда не хватает, как мужчинам, так и женщинам. Это один из тех примеров, когда мужчины могут совершенно со спокойной душой и твердым сердцем говорить: «Да, это те женщины, с которых мы, мужчины, можем брать пример».

Вопрос телезрительницы: «Могу ли я в свой очередной отпуск поучаствовать в монастырской жизни? Монастыри от меня находятся далеко. Могу ли я в качестве трудника пожить в монастыре, оплатив проживание? Я могу выполнять хозяйственные работы, мелкий ремонт, помогать на кухне. Куда мне обратиться, с чего начать?».

Монастыри бывают разные: большие, маленькие, бывают монастыри, при которых есть гостиницы, хорошие условия, чтобы принимать паломников и трудников. В маленьких монастырях таких условий еще не создано. Для начала нужно созвониться или списаться через Интернет по электронной почте с тем монастырем, который Вы присмотрели, и задать необходимые вопросы тем, кто отвечает в монастыре за общение с окружающим миром (обычно это специально благословленные на это монахи). Можно из нескольких монастырей выбрать один, чей ответ Вам окажется больше по душе. Иногда монастыри публикуют на своем сайте ответы на подобные вопросы. Можно поступить таким образом, а можно воспользоваться отзывами паломников, которые уже где-то побывали.

У тех монастырей, которые имеют право принимать кого-либо, всегда есть интернет-сайт. Это, как правило, крупные монастыри, с развитой жизнью, в том числе в интернет-пространстве.

Вопрос телезрительницы из Самарской области: «В храме была общая исповедь, после которой на аналой вынесли Крест и Евангелие, всех причастили, при этом епитрахиль не накладывали. Можно ли так?».

В наше время в большинстве храмов все-таки есть условия, при которых можно обойтись без общей исповеди. Тем прихожанам, которым кажется, что их чувства тем самым задеты, можно обратиться к священнику, чтобы он назначил время для исповеди отдельно. Бывают случаи, когда священник, за многолюдством молящихся, совершает общую исповедь, но, скорее всего, это должно происходить не так, как описано в данном случае. Когда много молящихся, священник может совершить общую исповедь, обратившись ко всем исповедникам с соответствующей покаянной беседой, которая бы располагала молящихся к покаянию. При этом священник всегда сохранит добрые и теплые взаимоотношения с прихожанами, когда тех из них, кто нуждается в отдельной исповеди, к себе под епитрахиль примет и то, что нужно выслушать, выслушает. Бывают случаи, когда священник знает всех своих прихожан, которые на протяжении всего Великого поста исповедовались и причащались. Перед большим праздником таким прихожанам, которые действительно являются кающимися грешниками, готовыми к причастию, можно преподать какое-то общее благословение.
Когда нужно в индивидуальном порядке поведать что-то священнику, такому человеку можно посоветовать обратиться к своему приходскому священнику и попросить его, чтобы он выслушал Вас отдельно. Пусть женщина, задавшая вопрос, так и сделает.

- Для чего во время исповеди на голову накладывается епитрахиль?

Епитрахиль накладывается на голову человека в знак Божией милости. Таинство покаяния несет в себе сразу несколько смыслов: человек избавляется от грехов, высказывая их, а священник призывает благодать Святого Духа, для того чтобы Господь простил человеку грехи. И когда человек склоняет свою голову перед Крестом и Евангелием, священник накладывает епитрахиль, как знак Божией милости, перекрещивает его, читая тайносовершительную молитву, а потом снимает епитрахиль. Надевание епитрахили означает посещение благодати Святого Духа, а снятие епитрахили означает, что вместе с ней священник с человека убирает грехи Божией силой. Для внимательного христианина каждое из этих действий является особенно утешительным.

Да сохранит Господь всех благочестивых телезрителей Своею благодатью! Мы переживаем радостные дни Пасхи Христовой, поэтому от всей души поздравляю всех: Христос Воскресе!

Ведущий: Дмитрий Бродовиков
Расшифровка: Нина Кирсанова

Следующее за Пасхой воскресение называется Антипасхой или Фоминым воскресеньем. Этот день издавна считается праздничным и является своего рода второй Пасхой. Именно тогда апостол Фома, который изначально не поверил в воскрешение Иисуса Христа, убедился в том, что Спаситель вернулся к жизни, и поверил в свершённое Богом чудо.

С Антипасхи начинается вторая пасхальная седмица, называемая Фоминой неделей. Для православных христиан, помимо воскресенья, особое значение имеет и Фомин вторник. На него приходиться Радоница - день особого поминовения усопших, когда радость от их перехода в Царствие Божие должна быть сильнее грусти из-за разлуки с теми, чей земной путь уже окончен.

Отвечая на вопрос, какой православный праздник после Пасхи отмечается христианами, мы тут же вспоминаем об Антипасхе. Она именуется также Фоминым воскресением. Этот церковный праздник получил свое второе название в честь Фомы, одного из учеников Иисуса Христа.

Выражение о неверующем апостоле Фоме слышал, наверное, каждый. Но очень важно правильно понимать его смысл. Фома искренне почитал Бога, много времени проводил в молитвах, и его вера во Всевышнего была нерушима. После казни Иисуса Христа он был в страшном горе. Фома не присутствовал среди апостолов в момент первого явления им воскресшего Спасителя и отказался верить на слово апостолам, поведавшим ему о свершившемся чуде.

Согласно Евангелию, Фома хотел лично убедиться в том, что всё рассказанное учениками Христа - правда, и заявил им, что не поверит в воскрешение Сына Божиего до тех пор, пока своими глазами не увидит его и не дотронется до ран от гвоздей на его руках и до его рёбер. С точки зрения православной церкви это свидетельствовало не столько о его недоверии, сколько об огромном всепоглощающем желании Фомы лично пережить встречу с вернувшимся к жизни Сыном Божиим, и не с чужих слов, а своим сердцем ощутить радость этого светлого события.

Иисус Христос внял желанию своего ученика и явился ему спустя неделю после своего воскрешения. В Евангелие по этому поводу написано, что Спаситель пришел в комнату, двери которой были заперты. Встал среди апостолов и обратился к Фоме со словами «подай перст твой сюда и посмотри руки мои; подай руку твою и вложи в рёбра мои; и не будь неверующим, но верующим». На что его ученик ответил: «Господь мой и Бог мой!». После чего Иисус вновь обратился к апостолу: «Ты поверил, потому что увидел меня; блаженны не видевшие и уверовавшие». После свершенного чуда апостол Фома безоговорочно поверил в Воскрешение Спасителя и стал проповедовать христианство, странствуя по миру. В память об этих событиях в церковном календаре , называемый также Фоминым воскресеньем, являющийся своего рода обращением к прошедшему , его повторением.

В православные христиане празднуют второе явление Спасителя апостолам, утвердившее веру в истинность его Воскрешения.

Антипасха и Радоница

Во всех православных храмах праздники после Пасхи продолжаются еще в течение 39 дней, вплоть до дня Вознесения Христова.

Период Что принято делать
Светлая седмица - неделя после Пасхи. На протяжении всей первой недели после светлого Христова Воскресения, называемой Светлой седмицей, в церквях идут праздничные богослужения с открытыми царскими вратами, сопровождаемые крестным ходом вокруг храма.
Антипасха, или Фомино воскресение. В Фомино воскресение, когда заканчивается Светлая седмица, во всех храмах проводят последнюю литургию по пасхальному чину, после чего священнослужители закрывают алтарные врата. И следующие богослужения проходят уже менее торжественно и празднично.
После Антипасхи наступает Фомина неделя. В Фомин вторник, на девятый день пасхальный день, называемый Радоницей, все православные христиане поминают умерших.

Название праздника происходит от слов «род» и «радость», и он является днём особого поминовения усопших. На Радоницу нельзя грустить и тосковать по людям, которых нет рядом с нами. В этот день православным христианам, наоборот, предписывается радоваться за родных, которые уже «ушли» в Царствие Божие.

На Радоницу также принято:

  • молиться за упокой души покойных родственников;
  • посещать храм;
  • убираться на кладбище после зимы;
  • проводить поминальные трапезы с традиционными пасхальными угощениями, чтобы разделить с покойными радость от Воскресения Христова.

При этом Церковь предписывает верующим устраивать поминальные трапезы дома, а не на кладбищах. И не оставлять на могилах покойных родственников стакан водки с хлебом, а также крашеные яйца и куличи, так как это языческий, а не христианский обычай.

Угощение лучше всего отдать нуждающимся людям, либо просто подать милостыню нищим.

Красная горка - время свадеб и сватовства

Фомино воскресенье, также как и вся Фомина неделя, которая также называется Красной горкой, издавна считалась на Руси порой сватовства и свадеб. В этот период, впервые с начала Великого поста, церковь возобновляла проведение венчальных обрядов. Поэтому на Фомину неделю люди отмечали не только церковные праздники, но и многочисленные свадьбы.

Фомину неделю стали называть Красной горкой благодаря тому, что по древнерусским обрядам в это время в деревнях проходили весенние смотрины невест. В Фомину неделю все молодые незамужние девушки, или красны девицы, как их тогда называли, собирались на холмах посреди сел и хором пели особые праздничные песни, а женихи во время таких гуляний приходили к холму и смотрели, какие невесты сейчас на выданье. Так и повелось с тех пор, что в честь песен и хороводов, устраиваемых на холмах красными девицами, этот праздник прозвали в народе Красной горкой.

В это же время праздновалось и огромное количество свадеб. Наши предки издавна считали, что браки, заключенные на Красную горку, будут очень счастливыми, а молодые, венчанные в эти дни, проведут всю свою жизнь в любви и согласии.

Этот обычай сохранился и до наших дней, и многие христиане предпочитают вступать в брак именно на Фоминой неделе.

Добрый день, дорогие друзья, добрый день, дорогие телезрители. Мы с вами сегодня опять все вместе в этой передаче «Воскресные беседы».

Как многие из вас знают, мы с вами уже имели беседу о Великом посте, о его смысле, о тех неделях, которые предшествуют светлому празднику Святой Пасхи, и теперь в этой воскресной беседе мы с вами хотели бы сегодня поговорить о тех неделях, которые идут уже после этого великого, светлого праздника Святой Пасхи, светлого Христова Воскресения. Весь этот период называется пасхальным периодом, и мы должны знать, что он не ограничивается одним только крестным ходом, он не ограничивается только одним воскресным днём, а этот период распространяется до праздника Вознесения Господня, то есть пять недель мы празднуем этот праздник.

Каковы особенности этих послепасхальных дней? Священники в течение всего этого времени облачены в красные, светлые пасхальные одежды как символ жизни. Красный цвет – символ огненной молитвы. Каждая домашняя молитва, церковная молитва начинается с тропаря праздника святой Пасхи: «Христос воксресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробе живот даровав». В эти дни, когда идут всенощные бдения, также и любое богослужение, и сама литургия, молебен, панихида, они также начинаются именно с этого нашего бессмертного гимна «Христос воскресе из мертвых». И так идёт этот период 40 дней до праздника Вознесения, потому что мы с вами прошли поприще Великого поста в течение 49 дней, в течение 7 недель, и Господь даёт нам такую же радость, равнозначную, что мы так же 50 дней празднуем этот великий день, великую победу Христа над смертью.

Мы хотели бы сегодня в этой беседе поговорить о тех неделях, тех событиях, которые были после светлого праздника Христова воскресения. Вторая неделя после воскресения именуется неделей об апостоле Фоме, и вспоминается одно событие, очень для нас важное, очень для нас существенное, для нашей с вами веры, для утверждения в ней. Говорится о евангельском событии, когда ученики после распятия Господа ещё не знали о его воскресении, сидели вместе в Сионской горнице. Их было 10 человек. Вы знаете, что у Христа было 12 учеников, но Иуда отпал, а с ними не было Фомы в тот момент, когда они все вместе были в одной из комнат. Она называлась Сионской горницей, где впервые они приняли участие в этом великом таинстве, таинстве Евхаристии, святого причащения. Тайная вечеря произошла именно в этой горнице, в этой комнате впервые они причастились, во исцеление души и тела, тела и крови господней, и теперь это таинство с тех времён каждый день совершается в святой христианской Православной Церкви.

Апостола Фомы с ними не было, и вдруг, когда двери были закрыты, приходит Христос и говорит ученикам: «Мир вам!» И они ужаснулись, увидев самого Христа. Фомы с ними не было. И, когда, спустя несколько дней, они рассказали об этом Фоме, что они видели Господа воскресшим, он им не поверил. И вот пронеслось такое выражение: Фома неверующий. Он сказал: «Я не поверю до тех пор, пока не вложу руки мои в рёбра Его и не вложу руки мои в язвы Его», - в язвы от гвоздей, в язву от прободённого ребра, которым он был прободён римским легионером. То есть у него именно такая вера была, вера осознанная: он хотел своими глазами, своими руками осязать воскресшего Христа Спасителя.

Так и случилось. Когда через несколько дней они были все вместе, и Фома был с ними, Христос зашёл к ним в дом, а двери в это время были закрыты. И Он как сердцеведец, как всеведущий Творец и Бог, зная мысли апостола Фомы, обращается не к кому-нибудь, а напрямую обращается к нему: «Фома, подойди ко мне и вложи руку твою в рёбра мои, вложи руки твои в язвы мои, и не будь неверующим, но верующим». Фома дерзновенно подошёл к Спасителю и своими руками коснулся Его тела, тела, которое стояло реально перед ним, тела воскресшего и тела человеческого, с язвами на руках, ногах и на ребре. И когда он своими руками почувствовал это живое тело, но уже иное, преображённое, потому что оно зашло через закрытые двери, он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» А Христос, обращаясь к нему, говорит: «Ты уверовал, потому что увидел. Блаженны не видевшие, но уверовавшие».

Действительно, мы с вами не видели Христа так, как видел его апостол Фома, но через Евангелие нам передалось знание, истинное знание о воскресении Христовом, вера, граничащая со знанием, потому что у Фомы это была уже не вера, а это было знание. Мы с вами Христа не видели, но мы веруем в него. В воскресный день, когда совершается накануне Всенощное бдение, поются такие слова: «Воскресение Христово видевши, поклонимся святому Господу Иисусу». Спрашивается: мы поём такие слова: «Воскресение Христово видевши», - но мы же не видели, как апостолы, воскресения Христова, и сам факт воскресения не видел никто, видели уже последствия воскресения, а самого момента исшествия из гробницы, в которой Он был погребён, не видел никто, только Отец Небесный. Но, оказывается, есть иное видение, очами не физическими, а очами веры, и мы воскресение Христово действительно видели, когда мы увидели преображённую жизнь людей, когда люди из грешников становятся праведниками, из гневливых становятся кроткими, из воров оставляют эти дела и стараются людям в своей жизни помочь, когда блудник делается целомудренным, когда лжец становится правдивым и борцом за правду.

Вот это и есть воскресение человеческой души, когда человек был мёртв по своей душе, но воскрес, и мы это воскресение видим в людях, что через веру, через Евангелие люди оживают. Нам через апостола Фому дано знание веры, опытное знание о воскресении Христовом, и мы унаследовали это через апостола Фому, через его искреннее желание убедиться в этом факте воскресения Христова нам передалось это знание на все века, нам с вами.

Однажды Фёдор Михайлович Достоевский сказал: «Вы знаете, моя вера – не вера маленького мальчика. Нашим атеистам и не снилось, через какое горнило сомнений и испытаний, искушений прошла моя вера. И я на своём жизненном пути вывел свой символ веры. Я долго и мучительно искал истину и нашёл её. И если бы они, эти скептики, убедили меня, что Христос находится вне истины, я бы пожелал остаться со Христом, чем с истиной, потому что я не нашёл ничего истиннее, добрее, светлее, святее, правдивее Христа, в своей жизни я ничего не нашёл. Но слава Богу, что Христос и истина – это одно». И поэтому апостол Фома, Фёдор Михайлович Достоевский – они действительно искали веры разумной.

Многие могут сказать: «Какое соответствие, или как это может совмещаться вместе, вера и знание?» Действительно, может до определённого момента, потому что кто-то из наших святых сказал: «Не всё в Боге познаваемо, и не всё в Боге непознаваемо. Не всё в Боге описуемо, но и не всё в Боге неописуемо». То есть то, что нам дано знать о Боге и доступно, нам многие вещи открыты, открыты в Священном Писании, и поэтому нам отцы и говорят, апостол Павел нам об этом говорит: «Вникай в себя и в учение, ибо, поступая так, спасёшь себя и слушающих тебя». То есть вера наша должна быть осознанной, вдумчивой, с поиском, а не просто что-то воспринять на слух, то, что нам передали родные, близкие. Это всё действительно нужно и необходимо, но нужно ещё и вникать в глубину своей веры, в глубину святого Православия.

Бесценный дар веры требует со стороны человека и его усилий, и его подвигов, и его исканий, и его горения, потому что мудрый человек однажды сказал: «Счастье – это маленькая птичка, и она прилетает туда, где есть корм». Вера даётся человеку ищущему. «Просите и дастся вам, ищите и обрящете, толците и отверзится вам», - говорит нам Господь. Иоанн Златоуст говорит об этом нам всем, что мы, действительно, этот дар, который выше всех даров, дар веры должны искать в своей жизни: «Вера требует души божественной и юной, возвышающейся над всем чувственным и парящей выше немощных помыслов человеческих».

Но порой у нас много скепсиса в нашей жизни, много сомнения и неверия. Во многом просто только на материальном останавливается и замыкается наша жизнь, жизнь многих людей, которые находятся вокруг нас, и которые не имеют этого светлого, радостного дара веры. Переживая за таких людей, один из наших великих поэтов, Федор Тютчев, однажды написал такие слова в стихотворении, которое называется «Наш век»: «Не плоть, а дух растлился в наши дни, и человек отчаянно тоскует. Он к свету рвётся из ночной тени, и, свет обретши, ропщет и бунтует. Безверием томим и иссушён, невыносимые он дни выносит, и сознаёт свою погибель он, и жаждет веры, но о ней не просит. Не скажет ввек с молитвой и слезой, как ни скорбит пред замкнутою дверью: «Впусти меня, я верю, Боже мой, приди на помощь моему неверью». И, милостью Божиею, через апостола Фому нас Господь уверяет в истинности своего воскресения и даёт нам платформу, фундамент, основание к тому, чтобы наша вера была осознанной, радостной, светлой и преображающей нашу с вами жизнь.

За неделей апостола Фомы вспоминается великий подвиг, подвиг жён-мироносиц, которые свою веру превратили в верность, потому что есть большая разница между верой и верностью. Многие, бывает, верят, но не бывают верны до конца. Верить – ещё не значит быть верным. И впервые в этом подвиге, в жизненном подвиге Христа Спасителя рядом с ним при его распятии оказались не кто-нибудь, а жёны-мироносицы, и именно им после своего воскресения является воскресший Господь. Первым из всех Он явился жёнам-мироносицам.

Писания и наши церковные песнопения говорят о том, что первым он всё-таки явился Богородице, своей матери. Об этом в Священном Писании нет, но это есть в наших богослужебных текстах, и мы имеем такую веру и убеждённость, что первым он явился матери Божьей, своей матери. Потом – жёнам-мироносицам как тем людям, которые прошли с ним жизненный подвиг и крестные страдания вместе с ним до конца.

И первые слова, которые услышали люди от воскресшего Бога: «Радуйтесь, не бойтесь, и мир вам!» Задумаемся над этими словами. Он сказал очень мало слов после своего воскресения. Первые слова: «Радуйтесь!» - поэтому для христианина это должно быть абсолютно нормальное, привычное состояние духа. Почему радость? Да потому, что мы – дети Божии, потому что последние слова Христа Спасителя были такие: «Се Я с вами есть во вся дни до скончания века». То есть ощущение того, что мы все под Богом ходим, под Богом - любящим Отцом. Мы читаем молитву «Отче наш», не «Отче мой», а «Отче наш», мы к Богу обращаемся со словом «Отец». Но какой отец не любит своего ребёнка, какая мать не любит своё дитя? И поэтому это состояние радости, ощущение, что мы защищены Богом, что бы в нашей жизни не было.

Самое главное, что мы знаем о последней цели нашей земной жизни, о которой нам сказали святые отцы: «Бог не обещал нам безбедного плавания, но каждому из нас обещал тихую пристань». И мы знаем, что наша жизнь закончится тихой пристанью у Бога, во всяком случае, должна так закончиться. Но Господь уже и в этой жизни, сейчас, реально, среди нашей многотрудной, многосложной жизни 21 века тем людям, которые имеют веру и живут по евангельским заповедям, даёт это состояние, состояние духовной радости, которое ни за какие деньги, никакими материальными благами приобрести невозможно.

Всё до поры-до времени. У человека есть какая-то мечта, какая-то цель материального плана, материального характера, и он стремится к ней и находится в этом энтузиазме до тех пор, пока он не достиг этой цели. А когда достиг, опять, вроде бы, ничего особенного, всё стало опять привычным. И поэтому блаженный Августин говорит: «Мы можем успокоиться, наша душа, которая создана по образу и подобию Божию, может успокоиться только на бесконечном». А бесконечен только Бог с его дарованием нам знания, дарованием нам духовной радости, дарованием самого Себя. А духовное общение с Богом может у человека быть до бесконечности, и именного такого благодатного состояния заслужили за свою верность жёны-мироносицы.

Немощные, хрупкие существа, женщины, оказались твёрже камня. Камнем был назван Пётр, потому что имя Пётр переводится с греческого языка «камень». Но даже Пётр, казалось бы, верховный апостол Христа, не смог перенести всех тех испытаний, которые выпали на долю Христа и его учеников. Но испытали немощные жёны-мироносицы. И этот день, кстати, в Церкви именуется днём жён-мироносиц, когда все христианки православного мира праздную свой день. Это, так сказать, наш своеобразный, специфический православный день 8 марта.

У нас 8 марта женщин поздравляют, хотя даже до конца не вникают в смысл революционных корней этого праздника. Сейчас это уже, так сказать, действительно, не имеет для нас никакого осмысленного и глубокого смысла, сейчас это день, просто по наследству доставшийся нам. Мы в этот день поздравляем в светской нашей жизни, поздравляем с днём начала весны женщин, хотя этот праздник в Церкви уже не отмечается. Мы отмечаем и чествуем жён, женщин-христианок именно в эту вторую неделю после Пасхи, в неделю жён-мироносиц.

Слова, которые услышали жёны-мироносицы: «Не бойтесь, и мир вам!» Действительно, после того, как воскрес Христос, после того, как побеждена смерть, может ли бояться чего-нибудь в жизни человек? Святитель Григорий Богослов однажды сказал: «Раньше, до Христа, не было ничего сильнее смерти и немощнее нас. После Христа нет ничего сильнее нас и немощнее смерти». И это пасхальное приветствие, которым мы обращаемся друг к другу: «Христос воскресе – воистину воскресе», - это есть гимн, и это есть основание нашей с вами веры.

Интересное наблюдение: в течение недели последний день выделен красным цветом, и этот последний день называется воскресение. Мы все с вами, волей или не волей, хотим этого или не хотим, глубоко в это верим или не верим, но именно последний день называется воскресением, не чьим-нибудь, а именно воскресением Христовым. От этого факта, непреложного факта, идёт празднование каждую неделю. Воскресный день, выходной день называется именно этим словом «воскресение», и мы об этом должны бы с вами задуматься. Всё это в нашей с вами жизни… Тем более, только в русском языке этот день именуется воскресением, воскресный день, а в других языках по-другому: например, в английском – день солнца, в украинском языке он называется «неделя», то есть «ничего не делаю в этот день», а в русском языке – воскресение.

Не славой и счастьем испытывается истинная вера, а скорбью и страданием. И в ней она закаливается, в ней она возвышается, в ней она становится твёрдой. Вот этот период жён-мироносиц, который нам преподносит святая Церковь, говорит о том, что если мы что-то принесли к ногам Христа, если мы пошли за Ним до конца, если мы за Него пострадали, если мы остались верны Ему, то это вознаграждается во сто крат самим Богом, явлением в нашей жизни Его нам. И, действительно, порой сильные мужи отступали от веры, а слабые жёны выносили на своих плечах не только своих безбожных мужей, детей, сыновей – они порой на плечах своих выносили всю Церковь своей верой, как однажды о наших русских женщинах в послереволюционный период было сказано, что белые платочки спасли нашу страну и нашу Церковь. Когда мужья, когда сыновья, увлечённые вихрями революционных событий, отступили от истинного Бога, в тишине своих домов, в тишине своих квартир на коленях они вымаливали своих безбожных и отступивших от веры родных и близких.

В послевоенный период на чьих плечах восстанавливалась церковь? Так же жёнами наполнялись наши святые храмы. И потом это передавалось уже и мужьям, и внукам, и детям. И поэтому, конечно, предназначение женщины – это хранение веры, потому что всякий мужчина любую ситуацию по жизни пропускает через своё сознание, через логику, через ум, ему надо до всего докопаться, и на это порой уходит вся жизнь, и порой только под конец жизни приходят к вере мужчины, но если приходят, то приходят уже основательно. А женщина живёт чувством, живёт сердцем. И поэтому знание больше укладывается в голову мужчине, поэтому мы и знаем физиков, великих математиков – только мужчин. А сердечность – она, конечно, присуща женщинам. И вот вера как раз зарождается в сердце, но утверждается потом, подкрепляется умом, и поэтому дано это знание, дана эта вера именно женщинам.

Однажды наш Оптинский старец Нектарий сказал, что служение женщины – это служение святой Троице. А какое может быть служение женщины, чем она служит? Она служит дому, она служит своей семье. Казалось бы, простая бытовая жизнь, но если она осуществляется ради любви к своей собственной семье, ради веры во Христа, что она именно должна послужить в своей жизни, как послужил Христос, так и она должна послужить тем людям, которые рядом с ней, то она тем самым служит святой Троице. Так и сказано о женщинах, святитель Феофан Затворник сказал: «Вы – жена, мать, хозяйка. В исполнении этих обязанностей ваше спасение. И женщины, матери, сердобольно заботящиеся о своих детях, уподобляются мученикам. А потому я говорю вам: ожидайте и вы венца мученического». Так говорит наш великий учитель Церкви, святитель Феофан Затворник Вышинский.

И поэтому эти дни после Святой Пасхи, которые посвящены воспоминаниям жён-мироносиц, утверждают и всех женщин, и мужчин вместе с ними о том, что всякое служение Христу, всякая верность ему, даже в самой малой степени, вознаградится во сто крат от Бога радостью, миром и Его всегдашним небесным благословением. Память о жёнах-мироносицах нас вдохновляет и красной нитью утверждает всю нашу жизнь в верности Спасителю Христу.

Апостол Иоанн Богослов в Апокалипсисе говорит всем нам: «Будь верен до смерти и наследуешь венец жизни». И ему последует великий наш пастырь русской Церкви, отец Иоанн Кронштадтский: «Святая Церковь примером мироносиц научает нас искренней вере, горячей любви и неизменной преданности Господу Иисусу Христу в продолжении всей жизни, во всяком состоянии, в счастье и несчастье, в скорби и радости, в богатстве и бедности, в здравии и болезни, в тишине и буре душевной».

И всем вам, в первую очередь, сёстры, женщины, жёны-мироносицы, вам в эти святые пасхальные дни желаю веры и верности, верности своей вере, своим словам, своим поступкам, своим делам, чтобы через вас сияла евангельская жизнь, чтобы о вас могли сказать: «Это дети Божии, эти люди – верующие». А верующими нас смогут назвать, когда мы будем верны, верны Евангелию. Всем вам, дорогие мои, от всей души желаю духовной радости, веры, верности, а жёнам, женщинам, которые смотрят нашу передачу, от всей души желаю: пускай на всём, что совершаешь ты, проступит след душевной чистоты, ведь сила не во внешности твоей, а только в человечности твоей.

Мир вам, Божиих благословения и до новых встреч.

Поделиться: