Рефлексия. Что такое рефлексия

Рефлексия – это мыслительный процесс, направленный на изучение собственного внутреннего состояния, переосмысление личных убеждений и жизненных ценностей. Этим умением наделен только человек. И именно эта способность, по мнению, некоторых философов, отличается человека от животного. Рефлексия является предметом изучения философии, психологии, педагогики и даже физики.

Первым психологом, который занялся изучением рефлексии, стал А. Буземан. Именно он выделил ее, как отдельную психологическую ветвь. Он связывал рефлексию с процессом самопознания личности. Так стало развиваться понятие «рефлексия». Это был первый этап развития этого понятия. В дальнейшем рефлексия в психологии рассматривалась и другими учеными.

Отечественные психологи рассматривали процесс самоанализа с другого ракурса. Например, С.Л. Рубинштейн считал, что личность формируется только тогда, когда человек осознает границы собственного «Я», что невозможно осуществить без качественного самоанализа.

Рефлексия в психологии тесно связывается и с творческим процессом. Благодаря самопознанию «рождаются» интересные идеи, которые нередко служат «толчком» к созданию чего-то нового. Процесс рефлексии непосредственно связан с деятельностью, которая в результате становится осознанной и структурированной. При этом излишнее «самокопание» нередко приводит к бездеятельности и деградации личности.

Рефлексия в философии

В философском понимании рефлексия – это метод, раскрывающий духовный мир личности. По большому счету философия и есть рефлексия мышления. Отдельные философские течения рассматривают этот процесс, как самое важное свойство сознания. Однако не все философы принимают этот подход, поэтому в науке регулярно появляются новые концепции и теории на эту тему.

Рефлексия в физике

В физике рефлексия — это процесс, который рассматривается в рамках квантовой теории. Рефлексия необходима исследователю во время проведения квантовых измерений, которые могут варьироваться и изменяться, в зависимости от разных ситуаций. Наблюдатель должен уметь внимательно анализировать происходящее, проводить работу над ошибками, ставить новые цели, грамотно формировать эксперимент.

В педагогике понятие имеет более широкое значение, чем рефлексия в психологии. В педагогике этот процесс рассматривается, как умение ученика оценить результаты своей деятельности, свое внутреннее состояние по этому поводу. Задача педагога – сформировать в школе здоровую личность, способную к позитивной рефлексии, побуждать развитие творческого начала, желание к саморазвитию. Этого возможно достичь только благодаря учету индивидуальных особенностей каждого отдельного ученика.

Чтобы достичь поставленных целей, педагог должен сам постоянно развивать у себя способность к рефлексии, пересматривать убеждения и ценности, грамотно анализировать результаты собственного труда. На уроке педагог должен сформировать у ученика умение анализировать деятельность с помощью письма, символического изображения, а также устного повествования. Обучать приемам рефлексии нужно уже в начальной школе.

В качестве символов могут использоваться жесты и изображения: смайлы, палец, поднятый вверх и т.д. Ученик может описать свои ощущения в письменной и устной форме. Эмоциональный анализ урока помогает не только ученикам, но и учителю. Он может оценить настроение класса в целом, а также каждого ребенка по отдельности. Это помогает скорректировать работу, пересмотреть подачу материала и т.д. Рефлексия обязательно должна быть проведена в начале и в конце урока. Можно использовать для выражения эмоционального состояния картинки, карточки разного цвета и другие методы рефлексии.

Другими словами в педагогике рефлексия — это анализ и коррекция как учеником своего обучения, так и педагогом своей педагогической деятельности.

Рефлексия в спорте

В физической культуре под рефлексия — это умение, направленное на возможность отслеживать свои эмоции и поведение, анализировать и контролировать их. Этому процессу педагоги должны обучать детей на уроках физкультуры, начиная со школьной скамьи. Способность к рефлексии важно развивать и профессиональным спортсменам. Это поможет им добиваться лучших результатов.

Виды рефлексии

Рассмотрев, как описывается рефлексия в психологии и других сферах, перейдем к её видам.

    Ситуативная рефлексия . Она проявляется в способности личности включаться в ситуацию, адекватно оценивать меняющиеся условия, анализировать собственные мысли, в связи с происходящим. Благодаря ситуативной рефлексии человек может соотносить предметную ситуацию с собственными мыслями и действиями.

    Проспективная рефлексия . Это способности личности анализировать собственные переживания и мысли, ориентируясь на ближайшее будущее, на события, которые произойдут или могут произойти.

    Ретроспективная рефлексия . Это умение человека анализировать внутренние переживания, связанные с событиями и ситуациями, которые уже произошли.

Кроме этого, рефлексия в психологии выделяет еще 2 типа:

    Позитивная . Благодаря такой рефлексии личность развивается, ее внутренний мир становится интереснее и богаче. Позитивный самоанализ позволяет человеку провести «работу над ошибками», проанализировать причины неудач, спланировать дальнейшие действия, которые приведут к успеху.

    Негативная . В результате такого самопознания личность фиксируется на собственных проблемах, что не позволяет ей находить конструктивные способы их решения. Негативная рефлексия — это другими словами «самобичевание», которое может привести к снижению самооценки и другим проблемам.

Подходы к изучению рефлексии

Рассмотрим подходы, которые используются для изучения рефлексии. Эти подходы обычно рассматриваются в философии и психологии.

    Личностный . Личность формируется и развивается благодаря вовлеченности человеческого индивида в общество. Чтобы расти и развиваться как личность, человек должен анализировать свои переживания и убеждения. На основании этого он строит свои взаимоотношения с другими людьми.

    Коммуникативный . Способность человека анализировать деятельность, узнать себя в рамках отдельной ситуации.

    Кооперативный . Умение анализировать деятельность между двумя субъектами. Этот вид рефлексии помогает скооперироваться, организовать коллективную деятельность.

    Коммуникативный . Личность познает себя благодаря межличностному общению.

Можно ли развить рефлексию?

Рефлексия – это одна из способностей человека, поэтому ее можно и нужно развивать. Для этого можно пойти на специальный психологический тренинг или регулярно выполнять упражнения, которые помогут сформировать умение к самопознанию.

Упражнения для развития рефлексии

«Дерево цели»

Это упражнение подойдет для тренинговой работы. Его можно проводить как в начале, так и в конце тренинга. Перед выполнением упражнения необходимо подготовить контурное изображение дерева, а также фломастеры по количеству участников.

Тренер объясняет участникам: «Это дерево, символизирующее цель. Это своеобразная шкала ваших достижений. Корни символизируют минимальное проявление умений и навыков, а крона – максимальный». Каждый участник по очереди подходит к плакату с рисунком дерева и пишет свое имя в том месте, где по его мнению он себя видит. По окончанию тренинга участники проводят процедуру повторно, чтобы увидеть личностную динамику. Можно проводить его и самостоятельно каждые 1-2 месяца.

«Автопортрет»

Это упражнение подходит для работы в паре. Задача участника – описать себя так, чтобы незнакомец смог его узнать. Описывать себя можно по разным признакам как внешним, так и внутренним. В конце участники обмениваются впечатлениями, дают оценку рефлексии.

«Магазин»

Цель упражнения – сформировать навыки самоанализа и самопонимания. Если упражнение проводится в тренинговой группе на этапе знакомства, то оно также поможет участникам познакомиться друг с другом, раскрыть внутренний мир. Игра «Магазин» предполагает обмен не совсем обычным товаром – чертами характера, личностными качествами.

Каждый участник получается для записи карточки. Их нужно будет передавать друг другу в воображаемом магазине. Участники могут делиться тем, что, по их мнению, мешает им в жизни. Например, глупостью, педантичностью и т.д. Этими качествами он может обменяться с участником, которому как раз этих качеств и не хватает. В конце упражнения подводятся итоги, участники делятся своими впечатлениями.

«Здесь и теперь»

Упражнение желательно проводить в начале и в конце каждого тренингового дня. Участники выражают свое мнение о тренинге, участниках, а также всем, что их волнует на данный момент. Это можно сделать любым способом – письменно, словесно, с помощью рисунка и т.д. После этого участники оценивают степень интереса, усталости и активности по 10 бальной шкале. Все это позволяет отследить собственные реакции, чувства и эмоции на данный момент времени. Обратить внимание на внутреннее состояние и вовремя скорректировать поведение.

«Карусель»

Цель упражнения – сформировать навыки быстрого реагирования во время общения с новыми людьми. Участники учатся отслеживать реакции «здесь и сейчас», выражать свои мысли, эмоциональные переживания. Кроме этого, формируются навыки познания другого человека. Это упражнение проводится несколько встреч подряд, чтобы все участники смогли пообщаться друг с другом.

«3 имени»

Участники получают по 3 карточки, на которых они пишут 3 варианта своего имени. После этого нужно представиться от всех вариантов имени по отдельности и описать ощущения. Можно описывать качество личности, из-за которого участника стали так называть.

Телесно-ориентирования терапия

Это направление психотерапии отлично развивает рефлексию, учит человека отслеживать и понимать эмоции и чувства, свободно выражать их. Особой популярностью пользуется танцевальная терапия. Она помогает выражать внутренние переживания с невербально, с помощью языка тела. Это отличный вариант для закрытых, эмоционально сдержанных людей, которым сложно выражать свои мысли словами. В танцевальной терапии используются разные направления танцев: полька, рок, вальс, народный танец и т.д.

Что делать с чрезмерной рефлексией?

Многие люди не умеют отслеживать внутренние реакции, и это мешает им достигать жизненные цели. Однако есть и такие люди, у которых это качество развито слишком сильно.

Что с этим делать? Воспользуйтесь следующими рекомендациями:

  1. Тренируйтесь смотреть людям в глаза. Не отводите глаза на первых минутах. Это послужит собеседнику сигналом о том, что вы в нем заинтересованы. Он обязательно ответит вам взаимностью.
  2. Встречаясь с людьми, здоровайтесь первыми. Если вас хотят познакомить с новым человеком, представляйтесь первым.
  3. При общении держитесь уверенно: поднимите подбородок, расправьте плечи.
  4. Занимайтесь аутотренингом.
  5. Боритесь со своими страхами.

Рефлексия – это важное умение в жизни человека. Оно позволяет отслеживать внутреннее состояние, «разбирать» ошибки и корректировать поведение, поэтому его полезно развивать в себе. Способов и методов для этого предостаточно.

Понятие рефлексии было знакомо еще философам античных времен. Например, Аристотель считал ее «мышлением, направленным на мышление». Изучением этого феномена сознания занимались философы, психологи, педагоги и представители других наук.

Философ Локк, проживавший в Англии, считал, что источниками всех знаний человека являются два фактора: это объекты окружающего мира и продукты его мыслительной деятельности.

Впечатление о происходящих внешних событиях и окружающем мире у человека формируется с помощью чувств, вызванных этими событиями. Результаты работы ума, выраженные, по мнению Локка, в мыслительной деятельности, сомнениях, желаниях, рассуждениях создаются внутренней чувствительной деятельностью, называемой рефлексией. По его мнению, рефлексия – это «наблюдение ума за своей деятельностью».

Локк выделял два уровня психики:

  • первый включает возникновение мыслей или желаний;
  • второй состоит из наблюдения и анализа возникших на первом уровне мыслей и желаний.

Что понимают под рефлексией?

С точки зрения психологии и в жизни под рефлексией понимают размышления человека о себе, анализ собственного опыта: впечатлений, поступков, прошлых событий. Сегодня общее понятие слова рефлексия, обозначающего «обращение назад» в переводе с латинского reflexio, трактуется как разновидность человеческого сознания , направленного на свои знания.

Т.е., под этим феноменом подразумеваются навыки, позволяющие не только осуществлять контроль направления внимания, но и реально осознавать свои мысли и ощущения. Благодаря способности рефлексировать человек может наблюдать себя как бы со стороны, воспринимая себя глазами окружающих людей, и проводить самоанализ себя, как личности.

Понятие саморефлексии

Часто вместо объективной оценки и анализа воспринятой информации, событий и собственных действий, человек интерпретирует входящую информацию в разрезе своего субъективного восприятия мира. На это восприятие накладывается собственное отражение в других людях. При оценке себя человека, прежде всего, интересует, какое впечатление он производит на других, не собственные дела и чувства, а как это смотрится окружающими. Получается, что он воспринимает себя через собственное отражение в глазах других , а их, в свою очередь, видит в зеркальном отражении своих представлений.

Такая рефлексия называется саморефлексией. Она искажает истинное представление о себе. В результате человек становится полностью закрытым «зеркальным отражением» от реального мира, включающего происходящие вокруг процессы и собственную реально происходящую деятельность. Его поведение, вследствие такой неадекватной оценки собственной личности, часто приводит к ошибочным поступкам, ненужным переживаниям и часто к замкнутости.

Можно ли научиться рефлексии?

У разных людей, так же как и у одного человека в процессе развития самосознания, способность рефлексировать проявляется в разной степени глубины. Она зависит от уровня образованности каждого человека, его морального аспекта, степени общего интеллекта и способности самоконтроля.

Уровень рефлексии может меняться от элементарного упрощенного мышления до глубокого осмысления собственного бытия, включая нравственный аспект. Это происходит на высоком уровне процессов, когда осмысливание человеком самого себя с точки зрения духовности, приводит его к критической оценке своего поведения и внутреннего мира, осуждения дурных поступков и привычек. Познавая свое я, человек меняется в лучшую сторону.

Способность человека проявлять рефлексивное мышление, позволяющее осуществлять контроль над своими мыслями и поступками , служит доказательством его высокой мыслительной деятельности. Чем выше уровень рефлексивного мышления человека, тем объективнее его самооценка.

Она формируется путем :

  • критической оценки собственной личности;
  • постоянного соотношения своих возможностей с возникающими жизненными требованиями;
  • умения правильной постановки осуществимых целей;
  • регулярной оценки течения собственных мыслей и их результатов;
  • анализа возникших догадок и своевременный отказ от несостоятельных гипотез и возможных версий.

Такая объективная самооценка позволяет человеку совершать правильные поступки и не делать ошибок. Это приводит к успешности в жизни и нравственному удовлетворению. Низкий уровень рефлексивных процессов, при которых человек не в состоянии объективно оценивать самого себя, приводит к неадекватному поведению, постоянным конфликтам с самим собой, доводящим до нервных срывов.

Рефлексия, которая направлена на анализ причин и мотивов, возникающих у человека суждений, чаще всего имеет философский характер. Независимо от этого, контроль правильного обоснования выводов обязателен для личности с высоким интеллектом, он является составляющим элементом метода развития человеческого мышления. Рефлексия отличается от самосознания тем, что она обращает сознание на уже произошедшее, тогда как самосознание направлено на понимание собственной самости.

Признаки склонности к рефлексии

С психологической точки зрения выделяются следующие основные признаки рефлексивного мышления:

  • глубина, выраженная степенью вхождения в свой внутренний мир, содержащий также миры людей из ближайшего окружения;
  • обширность, отражающая количество миров других людей, внедренных в собственное сознание.

Как можно научиться рефлексии?

Развитие рефлексивного феномена важно для каждой личности. Это способствует развитию человека в лучшую сторону и заметно расширяет его внутренний мир.

Научиться правильно рефлексировать можно с помощью следующих мыслительных упражнений:

  • следует анализировать свои действия и поступки в связи с важными жизненными событиями и при необходимости принятия значимых решений;
  • в конце каждого дня анализировать все случившиеся события, критически оценивая свое поведение и принятые решения;
  • проверять периодически сложившееся мнение об окружающих людях;
  • больше контактировать с людьми, имеющими мировоззрение, непохожее на ваше;
  • при анализе любой сложной ситуации стараться увидеть хоть толику положительных и комичных моментов.

Рефлексия – это особый навык, который заключается в умении осознавать не только направленность внимания, но и отслеживать свое психологическое состояние, ощущения и мысли. Она представляет собой способность наблюдать за собой со стороны, так, будто вы смотрите на себя глазами постороннего. Рефлексия подразумевает умение видеть, на чем сконцентрировано внимание и куда оно направлено.

В современной психологии под данным понятием подразумевается любое размышление личности, которое направлено на самоанализ. Это может быть оценка своего состояние или поступков, а также размышление над какими-то событиями. Причем глубина рефлексии напрямую связано с уровнем образованности человека, его способностью контролировать себя и моральностью.

Основная роль рефлексии в жизнедеятельности индивидуума

Именно рефлексия является основным источником появление новых идей. Если рассматривать данное явление в качестве метода построения картины осуществленной деятельности, то можно отметить, что рефлексия дает определенный материал, который впоследствии может стать основой для наблюдения и критики. Человек в результате такого самоанализа изменяется. Важно понимать, что рефлексия представляет собой механизм, позволяющий сделать неявные мысли явными. Она является тем, что при некоторых условиях может стать источником получения более глубоких знаний, нежели те, что мы и так имеем.

Надо отметить, что профессиональное развитие человека неразрывно связано с процессом рефлексии. Более того, само развитие подразумевается не столько в техническом плане, сколько в интеллектуальном и личностном. Человек, которому рефлексия чужда, не контролирует свою жизнь, которая несет его как река по направлению течения. Именно рефлексия позволяет личности осознать, что она делает в данный момент, где находится и куда следует двигаться, дабы развиваться.

Рефлексию, которая направлена на осознание причин и оснований личных суждений, нередко относят к философии. Хотя контроль обоснованности выводов представляет собой обязательную составляющую любой интеллектуально развитой личности, являясь, помимо всего прочего, еще и методом развития мышления.

Рефлексия деятельности очень важна для человека, особенно если речь идет о довольно непростой интеллектуальной работе. Она также нужна в тех ситуациях, когда существует межличностное групповое взаимодействие. Менеджмент, без сомнений, относится к подобным случаям.

Рефлексию не стоит путать с самосознанием, поскольку далеко не каждая рефлексия становится им. Последнее подразумевает рефлексию, предметом которого является понимание и знание самого себя. Обдуманность - результат ориентации сознания на предстоящее событие, а осознанность – концентрация на происходящем. Рефлексия же является обращением сознания на то, что уже имело место быть.

Как развить рефлексию

Развитие рефлексии невероятно важно для изменения трезвомыслящей личности в лучшую сторону. Существуют следующие способы развития рефлексии:

  • Анализируйте свои действия после важных событий и принятия сложных решений . Старайтесь адекватно оценивать себя со стороны. Подумайте над тем, как вы действовали, как выглядели ваши поступки в глазах других. Задумайтесь, была ли у вас возможность поступить более правильно или эффективно. Оцените, какой опыт вы получили после конкретного события.
  • Старайтесь завершать каждый рабочий день анализом прошедших событий. Пробежав мысленно по всем эпизодам уходящего дня, сконцентрируйтесь на тех, которыми вы довольны не полностью. Оценивайте неудачные моменты взглядом стороннего наблюдателя.
  • Периодически проверяйте свое мнение о других людях. Анализируйте, насколько ваши представления верны или ошибочны. Нельзя назвать данную задачу легкой, однако если вы открытый и общительный человек, для вас это не станет проблемой. В противном случае вам следует повысить свои коммуникативные навыки , которые также обеспечивают развитие личностной рефлексии .
  • Больше общайтесь с непохожими на вас людьми, которые придерживаются иной точки зрения, отличной от вашей. Каждая попытка понять такого человека представляет собой активизацию рефлексии. В случае достижения успеха можно говорить о том, что вы освоили еще одну рефлексивную позицию. Не нужно бояться понять другого, поскольку это не является полным принятием его позиции. Широкое видение ситуации сделает ваш ум более гибким , а также позволит найти более эффективное и согласованное решение.
  • Для анализа своих действий используйте проблемы, с которыми сталкиваетесь в конкретный момент.
  • Даже в очень сложных ситуациях можно найти долю парадоксальности или комизма. Если вы посмотрите на свалившуюся проблему под другим углом, вы увидите в ней что-то забавное. Такой навык говорит о высоком уровне рефлексии. Не всегда легко найти что-то смешное в проблеме, однако это помогает открыть путь к ее решению.

Развивая у себя способность к рефлексии, спустя полгода вы заметите, что научились лучше разбираться в людях и самих себе. Вам предстоит удивиться тому, что вы можете прогнозировать чужие поступки и предугадывать мысли. Более того, вы научитесь понимать себя и почувствуете мощный приток сил. Рефлексия представляет собой действенное и одновременно тонкое оружие. В данном направлении развиваться можно бесконечно, а применять способность к рефлексии можно в самых разных сферах жизни.

Рефлексия – это качество, присущее только человеку, как высшему существу, делающее его отличным от прочих живых организмов. Данным понятием интересуются философы, психологи, педагоги, они активно изучают этот феномен, его значение для человеческой личности, а также ищут пути к развитию этого качества у личности самостоятельно.

Понятие рефлексия произошло от латинского reflecto, что означает обращение назад, размышление. Такой феномен как рефлексия имеет множество определений, каждое из которых уникально.

Рефлексия – это способность человека направлять собственные мысли на свое сознание, продукты своей поведенческой активности, накопленные знания и умения, а также на поступки, которые уже совершены или планируются быть совершенными в будущем. Проще говоря, рефлексия – умение заглянуть внутрь собственного подсознания и оценить собственные шаблоны поведения, эмоциональное реагирование на окружающих, принятие решений. Рефлексировать – значит фокусироваться на собственном «Я» и осмысливать его содержание.

Рефлексивность – умение личности выходить за грань собственного «Я», размышлять, заниматься самоанализом и делать соответствующие выводы из этих размышлений. Сравнение своей личности с другими – способность критически и адекватно взглянуть на себя чужими глазами, как бы со стороны.

Теперь становится понятно, что такое рефлексия, для чего она нужна и чего можно добиться, развивая у себя это качество. Бешеный темп современной жизни оставляет человеку мало времени на обдумывание своих действий и познание собственного внутреннего мира. Между тем, умение проводить самоанализ и обдумывать собственные ошибки – крайне важно для развития полноценной, самодостаточной личности. В ходе развития навыков рефлексирования человек может научиться осознавать свою уникальность, отличие от окружающих людей, формировать свои мысли, цели и предназначение в этом мире.

Понятие в философии

Рефлексия в философии – это высший вид феномена, который включает в себя размышления об основаниях культуры человека и о первоначальном замысле человеческого бытия.

Сократ утверждал, что рефлексия – основное из возможных средств самопознания и самосовершенствования человека, именно способность оценивать свои мысли и поступки критически и отличают человека, как высшее существо, от всех остальных существ, населяющих планету. Именно благодаря способности к рефлексии человек имеет возможность прогрессировать, освобождаться от предрассудков, навязчивых мыслей, ошибок и заблуждений.

Пьер Тейяр де Шарден писал в своих трудах, что рефлексия – качество, присущее разумному человеку, отличающее его от животного и дающее ему возможность не только знать, но и осознавать это знание.

Эрнст Кассирер утверждал, что рефлексия дана человеку для вычленения наиболее важных моментов среди прочего «мусора» в глубинах подсознания и чувственных феноменах, и сосредоточения на основных моментах.

Психологическое понятие

Рефлексия в психологии – это одна из форм самоанализа, поэтому играет основную роль в науке о способности человека обращаться к своему подсознанию, совершая анализирование мыслей, поступков и целей.

Первым, кто предложил вывести рефлексию в самостоятельное понятие, был А. Буземан. Рефлексия по Буземану – это перенесение эмоциональных переживаний человека с внешнего мира на мир внутренний, то есть внутрь своего «Я». В 1920 году он начал изучение личностной рефлексии, путем экспериментов, с помощью эмпирического исследования самосознания, группы людей подросткового возраста.

В трудах Л. Рубинштейна говорится о том, что способность к рефлексии – это умение человека осознавать границы своего «Я». Он утверждал, что без этого качество невозможно развитие полноценной, зрелой личности.

Рефлексивный акт – это умение человека остановить поток собственный мыслительных процессов и переключиться с автоматического мышления на осознание своего психического и духовного внутреннего мира. В результате таких действий индивид приобретает возможность не только думать, анализировать, размышлять, но и просто жить.

Что может дать человеку рефлексированная деятельность или же рефлексия:

  • оценка собственных мыслей, как бы со стороны, на их последовательность, логичность, обоснованность;
  • очистка собственного сознания от бесполезных и ненужных размышлений;
  • преобразование скрытых возможностей в явные и плодотворные, для глубокого самопознания;
  • оценка собственных шаблонов поведения в различных ситуациях;
  • выбор четкой жизненной позиции, вместо нерешительности и колебаний.

Таким образом, посредством наличия такого качества как рефлексия, человек может вырасти в понимании собственного «Я», овладеть самоконтролем и продвинуться на пути к разительным переменам.

Человек с низкой способностью к рефлексии ежедневно совершает ряд одних и тех же ошибочных действий машинально. Р. Энштейн считал, что совершать ежедневно одни и те же ошибочные действия и при этом ожидать разных результатов – путь к безумию. Ведь без способности к анализированию собственной личности (рефлексии) сбои в мыслительных процессах будут со временем накапливаться, и расти, подобно снежному кому.

Роль в психологической практике

Психолог, применяющий метод рефлексии во время работы с пациентом, помогает ему заглянуть в глубины своего сознания и изучить свое внутреннее «Я». Если работа проводится методично и успешно, человек учится обладать способностью анализировать собственные мысли, поступки и цели, начинает лучше понимать самого себя. С помощью рефлексивного метода (рефлексии) психолог направляет пациента к принятию единственно правильного решения, в обдумывании и поиске выхода из проблемной ситуации, при помощи направленности внутрь своей собственной личности.

Разбирая какую-то конкретную ситуацию, из которой человек ищет выход, психолог помогает ему в осознании следующих моментов:

  • какие именно ощущения и эмоциональные переживания испытывает пациент на данном этапе;
  • какое место в подсознании он считает слабым и уязвимым, то есть пострадавшим от внешней ситуации;
  • как использовать трудности, принесенные проблемной ситуацией и обернуть их в другую сторону, получая от этого выгоду для себя.

Суть работы психолога с рефлексивным методом (рефлексией) определяется направлением пациента на самостоятельный поиск ответов на сложные вопросы и путей выхода из проблемных ситуаций.

Существует несколько частей собственного «Я», которые пациент начинает осознавать с помощью психолога:

В своей работе психологи используют три способа (разновидности) рефлексивности:

  1. Ситуативная. Позволяет личности глубоко проникнуть в корень ситуации и критически оценить все возможные нюансы происходящего.
  2. Саногенная рефлексия. Позволяет регулировать собственные проявления эмоций, блокирую в сознании тяжелые, ненужные переживания и размышления.
  3. Ретроспективная. Позволяет человеку оглянуться назад, проанализировать ошибки, совершенные в прошлом, и приобрести новый полезный опыт.

Психологи, работающие с рефлексивным методом (рефлексией), утверждают, что это лучший способ создания гармонии в сознании личности и самосовершенствования. При помощи рефлексии личность учится «собирать» в глубинах подсознания туманные и непонятные мысли, преобразуя их в успешные идеи, помогающие достичь успеха и благополучия.

Рефлексия дает человеку возможность не только познать свой внутренний мир, но и увидеть со стороны, как его воспринимают окружающие, а также узнать себя идеального (такого, каким человек мечтает стать).

Разновидности рефлексии

Традиционно в психологии разделяют рефлексию на несколько разновидностей:

  1. Коммуникативная – выступает механизмом познания окружающих людей, а объектом такого вида рефлексии становятся поступки, поведенческие шаблоны и реакции другого человека. Причины совершенных поступков дают представления о внутреннем мире посторонних людей.
  2. Личностная. Объектом познания выступает личность самого человека, оценивается собственное поведение, поступки, отношение к окружающим людям и себе самому.
  3. Интеллектуальная – развивается в ходе решения задач различной направленности. С помощью этой разновидности рефлексии человек учится вновь и вновь возвращаться к условиям задачи, подыскивая наилучшие варианты ее разрешения, более подходящие и рациональные.

Другие исследователи выделяют еще несколько разновидностей рефлексии – это философская, психологическая, социальная и научная. Рефлексия в философии и психологии были рассмотрены выше. Нужно подробнее рассказать о двух следующих видах рефлексии:

Рефлексию нельзя путать с самосознанием, хотя эти понятия очень похожи. Самосознание – это понимание индивидом своих поступков, мыслей и чувств, приходящее через культуру, ощущение собственного тела, через сформированные обществом правила и нормы поведения, а также через общение и взаимодействие в социальной среде (с окружающими людьми). То есть, сама жизнь обучает человека осуществлять самоконтроль, оценивать свои поступки, их последовательность и логичность, а также брать на себя ответственность за совершенные действия.

Как развить качество в себе

Чтобы овладеть навыками рефлексии (а сделать это может практически любой человек), можно применять следующие способы:

  • анализировать совершенные действия, в особенности после принятия важных решений;
  • стараться давать себе адекватную оценку;
  • думать и оценивать собственные поступки глазами других людей, делая из этого адекватные выводы и получая ценный жизненный опыт;
  • рабочий день нужно заканчивать, мысленно проанализировав все эпизоды, в том числе те, которые принесли удовлетворение. Неудачные эпизоды лучше оценивать глазами постороннего человека;
  • регулярно проверять, совпадает ли мнение о каком-либо человеке, сформированное в сознании, с тем, что есть на самом деле;
  • больше общаться с теми людьми, которые имеют противоположную точку зрения на вещи, это даст возможность активизировать способность к развитию рефлексии через понимание другого человека.

Развивая в себе рефлексивные навыки (рефлексию), каждый человек, уже по истечении полугода сможет заметить в себе перемены – увидеть способность разбираться не только в себе, но и в окружающих, прогнозировать поступки и мысли посторонних людей. Это принесет большую массу позитивной энергии, ведь ничто так не способствует развитию гармоничной и самодостаточной личности, как способность понимать себя и других, а также контролировать происходящее посредством коммуникативности и самосовершенствования.

Что такое рефлексия? Каково ее определение, виды рефлексии и в чем заключаются методы рефлексии? В этой статье будут даны ответы на поставленные вопросы, а также на многие другие, чтобы понять, каково место данного явления и что означает рефлексия в психологии.

Каково значение слова рефлексия? В психологии понятие рефлексии таково:

Рефлексия – это навык, позволяющий человеку держать под контролем свое внимание, а также помогающий прийти к осознанию своих мыслей, чувств, эмоций и всего состояния в целом.

Проще говоря, рефлексией является способность человека видеть со стороны себя и все свое окружение, при этом подвергая увиденное анализу. Проявляется она в умении проводить самоанализ своих действий. Ее глубина прямо пропорциональна уровню и образования человека.

Таким образом, цель рефлексии – это не что иное, как развитие нашей способности к анализу себя самих, путем переосмысления действий, мыслей. Самоанализ становится неотъемлемым процессом формирования нашей личности и выполняет определенные функции:

  • Контролирование мышления. Сознательный контроль над своими мыслями, действиями.
  • Самокритика. Способность к критике самого себя, логичности мышления.
  • Решение сложных задач.

Творческие люди не смогли бы творить без этой способности. Только способность к оценке «плодов» своего творчества позволяет двигаться дальше. Она всегда стимулирует нас и направляет к чему-то большему.

Существует несколько психологических характеристик, которыми определяется рефлексия:

  • Глубина. Каждый человек имеет свой уровень анализа собственного внутреннего мира.
  • Обширность. Можно анализировать только свой мир, а можно и другие миры.

Возникновение метода

Способность к рефлексии рассматривалась еще древнегреческими мыслителями. Например, Сократ говорил, что если человек отрицает всякое знание – это означает, что он не может развиваться в духовном плане. Платон и Аристотель причисляли этот навык к способностям, присущими сверхчеловеку, который, в отличие от обычных людей, может осознавать свои мысли.

Сам процесс рефлексии может быть осуществлен двумя путями:

  • Первый путь. Его суть заключается в осмыслении самим человеком: мои мысли, мои действия, поступки, переживания и тревоги может анализировать только один человек – я сам.
  • Второй путь. Его смысл – это возможность оценивания нас другими: мои мысли доступны не только мне, и лучший их анализ может дать мне Бог.

Верующие люди осмысливают свои поступки не только от своего лиц – они думают: «Что подумал Бог о моих деяниях?» Это усиливает действие рефлексии.

Разделение на типы. Подходы к пониманию

Чтобы осознать глубокий смысл этого понятия, используются такие методы рефлексии, как:

  • Личностная рефлексия. В этом подходе становление и совершенствование личности осуществляется путем активного взаимодействия с социумом.
  • Социальная рефлексия. Человек познает себя сам в процессе межличностного восприятия.
  • Кооперативная рефлексия. Взаимодействия между личностями подвергаются анализу, что позволяет рефлексировать.
  • Когнитивная рефлексия. Человек, рефлексирующий в рамках отдельно взятой ситуации, пользуется данным методом.

Психология подразделяет личную рефлексию в свою очередь еще на два вида:

1. Позитивная личностная способность к анализу, что значит благоприятное воздействие на развитие человеческой личности. Человек проводит анализ своих ошибок или же неудач, и посредством осмысления произошедшего рождаются выводы. Выводы подталкивают к новым действиям, уже с учетом опыта, помогая самосовершенствованию.

2. Негативная личностная способность к анализу. Потерпев неудачу, человек, анализируя ее, приходит к выводу, что его цели неосуществимы и не стоит повторять попытки.

Прибегая к рефлексивному методу, можно как наметить цели и шаги для своего дальнейшего развития, так и построить стену между своим сегодняшним «Я» и будущим «Я».

Психология выделяет формы рефлексии, которые имеют свое назначение:

1. Ситуативная форма – это форма, анализирующая определенную жизненную ситуацию. Действие происходит сейчас, в этот момент. Польза от этого такова, что учит человека мгновенно включаться в происходящие события, которые могут быстро изменяться.

2. Ретроспективная форма – здесь происходит оценка уже совершившегося события. Человек часто подвергает анализу, разбирает «по косточкам» то, что с ним произошло.

3. Перспективная форма. Данный этап рефлексии предназначен для осмысления будущих событий, с которыми только предстоит встретиться. Анализ будущего помогает в планировании своих действий.

Развитие навыка

Рост над собой в духовном плане является рефлексированием. Каким образом можно повлиять на свое развитие? Зачем нам развивать в себе этот навык?

Мы рефлексируем, а следовательно, обращаем внимание на раздражители. Любая личность проходит через множество испытаний каждый день: ссоры, переживания, разговоры и прочее. Величина этой способности каждого человека зависит от масштаба происходящих событий.

Анализируя самих себя, мы примеряем роль собственного психолога. При этом сами выявляем проблему и постепенно решаем ее, получая схему дальнейших поступков.

Человек, обладающий «живым» умом, не нуждается в большом объеме информации для глубокого размышления, ему достаточно и капли. Достичь высокого уровня развития данного навыка можно с помощью осмысления прочитанных книг. Как много времени занимают размышления о прочитанной книге, просмотренном фильме или увиденной картине в вашем внутреннем мире?

Такие мысли, проецирование на себя событий, происходящих там (в книге, фильме), и являются своеобразным тренингом по рефлексии. Также вы можете зафиксировать волнующие вас вопросы на бумаге, выделив каждый ярким маркером. Классифицируйте их, найдите в них общее и начинайте анализировать.

Существуют разные способы, подходы к рефлексии, один из них основывается на том, что женщины имеют глубокий навык самоанализа. С чем это связано? Якобы девушки обладают более тонкой душевной организацией и именно поэтому более склонны к такой деятельности, но научных доказательств этому не существует.

У ученых имеются только наблюдения, которые они подвергают анализу.

Приведем примеры. Женщины, у которых рефлексия менее развита, часто отстаивают свое мнение, при этом ущемляя других. Проще говоря, это скандалистки-склочницы, которые не отличаются блестящим умом. Женщины же, обладающие высоким уровнем этого навыка, напротив, скандалов не любят, они тактично уходят от конфликтов, решая все вопросы мирным путем.

С мужчинами все наоборот: те, кто обладает высоким уровнем, ринутся в бой, отстаивая свое мнение и интересы, а вот те, у кого более низкий уровень, проявляют приспособленческие черты характера.

Польза и применение

Для чего нужна рефлексия? Зачем ее используют, и как часто ее применяют люди в повседневной жизни?

Этот навык служит толчком, который необходим для создания чего-то нового. С его помощью мы конструируем картину действий, подвергаем ее обработке, то есть анализируем. Таким путем мы совершенствуем самих себя и стремимся к новым высотам.

Этот навык применим во всех областях нашей жизни. Личная это сфера или профессиональная – не имеет значения, он может присутствовать везде, являясь частью любого процесса. С ним мы не пускаем все на самотек, мы берем поводья своей судьбы в руки и управляем ею, в противном случае можем растеряться и заблудиться, запутавшись в гуще спутанных мыслей.

Многие ошибочно принимают рефлексию за самосознание, где происходит ориентация на самого себя. Все мы рождаемся с нулевой степенью развития этого навыка. Лишь в процессе своего роста и развития человек приобретает способность осмысливать происходящие, подвергать критике и сомнениям собственные действия. Как только это произошло, значит, рефлексия зародилась и начался период духовного роста личности.

Все мы анализируем по-разному. Не может одно и то же действие разных людей быть отрефлексировано одинаково. Каждый из них проанализирует его по собственному, личному механизму.

Это зависит и от пола, и от возраста, и от глубины самого навыка. Однако механизм рефлексии не вечен. Она с возрастом замедляется, а к концу жизненного пути и вовсе прекращает свой ход.

Без такого навыка, как рефлексия, мы стояли бы на месте, не получали бы духовного развития, не имели бы возможности творить. Саморазвитие собственного внутреннего мира делает нас выше и лучше. Автор: Вера Чугуевская

Поделиться: