Что можно готовить и есть в первую неделю великого поста. Первый день поста

Сегодня, 19 февраля, у православных христиан начался Великий пост, который еще называется «Святыя Четыредесятница», а недели — седмицы. Закончится он 8 апреля – в Светлое Христово Воскресение (Пасху) – главный праздник всех верующих.

Первая и последняя недели Великого поста – самые сложные. Они наполнены молитвой, телесным воздержанием и духовным терпением. Также, как на прошедшей Масленичной неделе, каждый день имел свое значение, так и на Первой седмице, которую иначе называют Феодорова неделя, всему есть свое название.

Сколько длится Великий пост?

Великий пост длится не 40, как многие думают, а 48 дней. 40 – это число дней, которые Иисус Христос провел в пустыне, подвергаясь различным соблазнам, но устоял, проведя их в посте, молитве и воздержании. Последние восемь дней – это дни перед Пасхой, Страстная седмица. Все ее дни называются Великими, потому что посвящены главным событиям христианского вероучения – воскрешению Лазаря, входу Господа в Иерусалим, суду, распятию и воскресению Христа.

Какие молитвы читаются в Великий пост?

С понедельника по четверг на первой неделе Великого поста читается Покаянный канон Андрея Критского. Это одна из самых долгих молитв. Богослужения в храмах на первой неделе совершаются регулярно – и утром и вечером и длятся по несколько часов.

Священнослужители служат в черных облачениях.

Накануне поста рекомендуется исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин. А в пост – читать духовную литературу. Определить себе некую норму, потому что новичку бывает очень сложно. Например, читайте Евангелие по 1 главе в день или жития святых по 1-2 страницы. А можно и 10, и 20, конечно.

Какое значение имеют дни Великого поста?

Чистый понедельник. Начинается Великий пост с чистоты помыслов. И если в народе принято в этот день обязательно сходить в баню, помыться и заняться уборкой, то для верующих важнее посетить богослужение и начать «очищение» молитвой от зависти, злобы, гордыни, дурных помышлений. Завершается седмица большим праздником – Торжество Православия, который отмечается в воскресенье. В 2018 году он выпадает на 25 февраля. Что касается еды, то первая неделя Великого поста – самая строгая. Первые дни не разрешается горячая пища и еда с добавлением растительного масла (сливочное уже полностью под запретом). Это время так называемого сухоядения. Но если монашествующие в это время должны, в прямом смысле, питаться только сухим хлебом, то на мирян, тем более в современном мире, это не распространяется.

Сухоядение – это пища, приготовленная без термической обработки. То есть сырые овощи, фрукты, орехи, хлеб. Поэтому все не так страшно, как может показаться сначала. И, конечно, не следует забывать, что даже в

Великий пост есть послабления для отдельных категорий лиц. Не рекомендуется ограничивать себя в необходимой пище:

Детям до 12 лет;

Беременным и кормящим женщинам;

Людям с хроническими заболеваниями;

Старикам;

Людям тяжелого физического труда;

Находящимся в долгом и трудном путешествии.

Священники про Великий пост:

Протоиерей Андрей Ткачев:

«Чтобы попасть на работу, а после работы прийти в церковь и затем вернуться домой, человеку приходится не просто, как раньше, перейти улицу или пройти пару сот метров, а совершать длительные путешествия. Это изматывающее времяпрепровождение в городском транспорте, это ежедневная трата сил и карманных денег. Устав церковный на такие перемещения не рассчитан. Он рассчитан на монастырь, где от кельи до места полслушания – рукой подать, а от места послушания до храма – пять минут ходьбы. А мирской богомолец (чаще – женщина) вынужден будет, приехав домой, становиться к плите и кормить домочадцев. Как видим, подвиг удваивается и даже утраивается. Мы не можем менять условия жизни радикальным способом. Но можем менять к ним отношение. В данном случае от духовников требуется чуткость и сострадание «маленькому прихожанину». Он не все вычитывает, не все выстаивает, не все выслушивает. А из того, что выслушивает и вычитывает, не все понимает. Недопустимы завышение планки требований и хмурый вид знатока, поучающего невежду».

Иерей Димитрий Шишкин:

«Пост – это добровольное воздержание от всего, что мешает человеку приблизиться к Богу, а это не мясо, конечно, а наши страсти, лишь одна из которых – чревоугодие. Нас пленяют вещи, на которые мы зачастую просто не обращаем внимания. Для кого-то выключить на пару месяцев телевизор, перестать играть в компьютерные игры или слушать музыку – это подвиг ничуть не меньший, а может и больший, чем отказ от мяса. Пост не должен приводить в состояние уныния, печали. «Постимся постом приятным», – в стихирах поется. Приятным не в смысле пищи, а в смысле благотворного влияния на душу, а если это не так, значит, надо свой пост изменять. Пост – это упражнение в воздержании, маленький аскетический подвиг, который мы можем нести. Упражнение в воздержании воспитывает трезвение, то есть внимание к себе, способность сдерживать себя, управлять своими эмоциями и чувствами».

Пост – не мода и не диета. Это особое время, шесть недель (седмиц) которого христиане, постясь, повторяют сорокадневный пост Христа, а последнюю седмицу – седьмую, Страстную, - держат самый строгий пост в память о последних днях земной его жизни, мучительной казни и чудесном воскрешении.

Как, когда и что есть

В календаре питания на Великий Пост случаются разночтения. Он более строгий, скажем, для монахов, чем для мирян, имеет свои особенности для тех постящихся, у кого есть проблемы со здоровьем. Поэтому, в крайнем случае, нужно уточнить у вашего духовника особенности лично вашего рациона на это время, посоветоваться с ним по поводу всех тех вопросов, которые для вас непонятны. Возможно, вам будут сделаны некие послабления в посте. Но общие правила для постящихся, конечно, едины: на время Великого поста исключается пища животного происхождения, все молочное, яйца, а меню составляется из пищи растительной, круп, грибов, бобовых культур, хлеба, в разрешенные дни (в Благовещенье и Вербное воскресение) – морепродуктов и рыбы. Пищу во время поста рекомендуют принимать раз в сутки, а по выходным – дважды в сутки. Но на этот пункт многие батюшки дают послабление: есть можно чаще, но понемногу, не впадая в чревоугодие.

По субботам и воскресеньям позволено включать в рацион немного красного вина и масло растительного происхождения. Исключением в этом смысле является лишь суббота перед Пасхой. Самыми строгими в Великий Пост считаются первая и седьмая седмицы.

В Чистый понедельник , с которого начинается пост, то есть 19 февраля , верующим рекомендуется воздержаться от приема пищи, пить только воду. А вот вам и пример разночтений: относительно следующего числа, 20 февраля, в части справочной литературы будет указано, что можно пить воду, квас и съесть немного хлеба, а в других – что надо вести себя так же, как и в понедельник, то есть сидеть на воде. Верно и то, и другое: для строго постящихся сверхстрогими считаются оба дня начала поста, для мирян и болящих разрешено послабление – им позволяется на второй день выпить кваса и поесть черного хлеба, но очень в небольшом количестве.

Схема питания в первую седмицу выглядит так:

20 февраля – то же самое, для имеющих послабление разрешены квас и хлеб 21, 22 и 23 февраля - сухоядение (овощи, фрукты, орехи, хлеб, сухофрукты, вода)

24 и 25 февраля также полагается сухоядение, но разрешено поесть горячей растительной пищи с небольшим добавлением растительного масла.

Почему нельзя есть мясо

Иоанн Кронштадский писал, давая толкование посту: «Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением, пьянством и заботами житейскими, а через то отпадаем от источника жизни – Бога и ниспадаем в тление и суету».

Мясная пища тяжела, на пост от нее отказываются, а кроме того избегают ее и неделю перед Великим постом – на Масленицу не принято есть блины с мясом. Объяснение же, отчего мясо не едят в пост, может быть и самым простым и очевидным: в период поста люди едят только ту пищу, которой питались в раю Адам и Ева. А это были исключительно продукты растительного происхождения.

Правила Чистого понедельника

Первый день Великого поста называется Чистым понедельником. У этого дня есть свои традиции. Название «Чистый» отражает стремление человека провести начало поста в чистоте. В этот день по традиции принято убирать дом, посещать баню и, как уже говорилось, придерживаться строгого поста. В народе этот день называли также «Тужилками по Масленице», Горбатым понедельником, а также Полоскозубом.

Последнее забавное название связано с традицией, что существовала когда-то давно, с XIX века: считалось, что для полной чистоты нужно хорошенько отполоскать рот от остатков скоромной пищи – полоскали его, причем, водкой. Никакими послемасленичными «доеданками» заниматься в этот день тоже, естественно, нельзя.

В пят-ни-цу по-сле за-ам-вон-ной мо-лит-вы (по окон-ча-нии Ли-тур-гии) со-вер-ша-ет-ся мо-леб-ный ка-нон прп. и освя-ще-ние (ва-ре-ной пше-ни-цы на ме-ду или рис с изю-мом). Свя-за-но это со сле-ду-ю-щим слу-ча-ем. В 362 го-ду им-пе-ра-тор Юли-ан От-ступ-ник на пер-вой сед-ми-це Ве-ли-ко-го по-ста при-ка-зал тай-но окро-пить все про-дук-ты, ко-то-рые про-да-ва-лись на рын-ках, кро-вью идо-ло-жерт-вен-ных жи-вот-ных. Но свя-той ве-ли-ко-му-че-ник Фе-о-дор Ти-рон явил-ся в сон-ном ви-де-нии епи-ско-пу Ев-док-сию, от-крыл ему тай-ное рас-по-ря-же-ние им-пе-ра-то-ра и по-ве-лел ни-че-го не по-ку-пать на рын-ке, а пи-тать-ся ко-ли-вом. По-это-му в пят-ни-цу на мо-леб-ном ка-ноне освя-ща-ет-ся ко-ли-во, а в суб-бо-ту пер-вой сед-ми-цы Ве-ли-ко-го по-ста со-вер-ша-ет-ся бла-годар-ствен-ное празд-но-ва-ние ве-ли-ко-му-че-ни-ку Фе-о-до-ру Ти-ро-ну.


Пер-вая сед-ми-ца и пер-вая Неде-ля Ве-ли-ко-го По-ста

Пер-вая сед-ми-ца от-ли-ча-ет-ся осо-бой стро-го-стью по-ста, ибо при-лич-нее все-го иметь наи-боль-шую рев-ность к по-дви-гам бла-го-че-стия при на-ча-ле по-дви-гов. Со-об-раз-но это-му, Цер-ковь на пер-вой сед-ми-це со-вер-ша-ет бо-го-слу-же-ние про-дол-жи-тель-нее, чем в сле-ду-ю-щие дни. В пер-вые два дня Че-ты-ре-де-сят-ни-цы для тех, кто мо-жет, со-всем не по-став-ля-ет-ся тра-пе-за .

С по-не-дель-ни-ка по чет-верг на ве-ли-ких по-ве-че-ри-ях чи-та-ет-ся Ве-ли-кий ка-нон свя-то-го Ан-дрея Крит-ско-го. В ка-ноне со-бра-ны и пред-став-ле-ны мно-го-чис-лен-ные об-ра-зы по-ста и по-ка-я-ния, при-во-дит-ся мно-же-ство при-ме-ров из Вет-хо-го и Но-во-го За-ве-та при-ме-ни-тель-но к нрав-ствен-но-му со-сто-я-нию ду-ши греш-ни-ка, опла-ки-ва-ю-ще-го свои гре-хи. Ка-нон на-зван ве-ли-ким, как по мно-же-ству мыс-лей и вос-по-ми-на-ний, за-клю-чен-ных в нем, так и по чис-лу со-дер-жа-щих-ся в нем тро-па-рей (око-ло 250, то-гда как в обыч-ных ка-но-нах их бы-ва-ет око-ло 30). По-ве-че-рие пер-вых че-ты-рех дней пер-вой сед-ми-цы на-зы-ва-ет-ся «Ма-лым сто-я-ни-ем» в от-ли-чие от «Ан-дре-ева или Ма-ри-и-на сто-я-ния» на 5 сед-ми-це и ве-ли-ко-го сто-я-ния в Ве-ли-кий Пя-ток.

Эти по-ве-че-рия так-же на-зы-ва-ют-ся «ме-фи-мо-на-ми» (греч. - «с на-ми»), по-то-му что на этих по-ве-че-ри-ях по-ет-ся песнь «С на-ми Бог». Внеш-нее от-ли-чие Ве-ли-ко-го ка-но-на свя-то-го Ан-дрея Крит-ско-го от дру-гих ка-но-нов со-сто-ит в том, что он име-ет все 9 пес-ней (вклю-чая так-же 2 песнь), и к каж-до-му тро-па-рю при-ла-га-ет-ся при-пев «По-ми-луй мя, Бо-же, по-ми-луй мя». В сре-ду и чет-верг к по-ка-ян-но-му ка-но-ну при-бав-ля-ют-ся несколь-ко тро-па-рей в честь пре-по-доб-ной Ма-рии Еги-пет-ской, вос-шед-шей от глу-бо-ко-го па-де-ния к вы-со-ко-му бла-го-че-стию. Впо-след-ствии к это-му ка-но-ну бы-ли при-со-еди-не-ны тро-па-ри в честь его твор-ца свя-то-го Ан-дрея Крит-ско-го.

В по-не-дель-ник или втор-ник пер-вой сед-ми-цы по-сле утре-ни или по-сле ча-сов свя-щен-ник в епи-тра-хи-ли чи-та-ет в церк-ви сво-им при-хо-жа-нам «Мо-лит-вы в на-ча-ле по-ста Свя-тыя Че-ты-ре-де-сят-ни-цы», из-ло-жен-ные в Треб-ни-ке.

В суб-бо-ту пер-вой сед-ми-цы Цер-ковь тво-рит па-мять свя-то-го ве-ли-ко-му-че-ни-ка Фе-о-до-ра Ти-ро-на и вос-по-ми-на-ет чу-дес-ную по-мощь, ока-зан-ную им кон-стан-ти-но-поль-ским хри-сти-а-нам в 362 го-ду при им-пе-ра-то-ре Юли-ане От-ступ-ни-ке. То-гда хри-сти-ане бы-ли со-хра-не-ны ве-ли-ко-му-че-ни-ком Фе-о-до-ром от осквер-не-ния идо-ло-жерт-вен-ной кро-вью в первую сед-ми-цу Ве-ли-ко-го По-ста: свя-той явил-ся ар-хи-епи-ско-пу Ев-док-сию и по-ве-лел хри-сти-а-нам упо-треб-лять ко-ли-во вме-сто осквер-нен-ной на тор-жи-ще пи-щи. Этим вос-по-ми-на-ни-ем Цер-ковь вну-ша-ет ве-ру-ю-щим, что пост уго-ден Бо-гу, и что по-стя-щи-е-ся на-хо-дят-ся под осо-бым по-кро-ви-тель-ством Бо-жи-им.

Служ-ба свя-то-му Фе-о-до-ру Ти-ро-ну на-чи-на-ет-ся в пят-ни-цу с ве-чер-ни, со-еди-ня-ю-щей-ся с Ли-тур-ги-ей Пре-ждео-свя-щен-ных Да-ров. В кон-це Ли-тур-гии по за-ам-вон-ной мо-лит-ве по-ет-ся мо-леб-ный ка-нон свя-то-му Фе-о-до-ру и бла-го-слов-ля-ет-ся ко-ли-во в кон-це мо-леб-на. Мо-ле-бен со-сто-ит из чте-ния 142 псал-ма, пе-ния «Бог Гос-подь», тро-па-рей, за-тем чи-та-ет-ся ка-нон свя-то-му Фе-о-до-ру (Апо-стол и Еван-ге-лие не чи-та-ют-ся) .

На утрене в суб-бо-ту по-ет-ся ка-нон в честь свя-то-го Фе-о-до-ра, со-став-лен-ный Иоан-ном, мит-ро-по-ли-том Ев-ха-ит-ским.

На Ли-тур-гии в суб-бо-ту по-ло-же-но чи-тать два Апо-сто-ла и два Еван-ге-лия: дню и свя-то-му, а про-ки-мен по-ет-ся один, 7 гла-са: «Воз-ве-се-лит-ся пра-вед-ник о Гос-по-де».

Ес-ли в по-не-дель-ник пер-вой сед-ми-цы слу-чит-ся Сре-те-ние Гос-подне, хра-мо-вый празд-ник или Об-ре-те-ние гла-вы Иоан-на Кре-сти-те-ля, то служ-ба им со-вер-ша-ет-ся в Про-ще-ное вос-кре-се-нье.

Ес-ли Об-ре-те-ние гла-вы Иоан-на Кре-сти-те-ля и хра-мо-вый празд-ник слу-чит-ся в пе-ри-од от втор-ни-ка до пят-ни-цы пер-вой сед-ми-цы, то служ-ба Пред-те-чи со-вер-ша-ет-ся или в Про-ще-ное вос-кре-се-нье или в суб-бо-ту 1 сед-ми-цы по-ста, а хра-му - в суб-бо-ту пер-вой сед-ми-цы.

Пер-вая Неде-ля Ве-ли-ко-го По-ста на-зы-ва-ет-ся так-же Неде-лей Пра-во-сла-вия по со-вер-ша-е-мо-му в этот день тор-же-ству Пра-во-сла-вия, уста-нов-лен-но-му в Гре-ции в пер-вой по-ло-вине IX ве-ка в па-мять о тор-же-стве Пра-во-слав-ной Церк-ви над все-ми ере-ся-ми, воз-му-щав-ши-ми Цер-ковь, и осо-бен-но над по-след-ней из них - ико-но-бор-че-ской, осуж-ден-ной на VII Все-лен-ском Со-бо-ре в 787 го-ду. В эту Неде-лю со-вер-ша-ет-ся осо-бое бо-го-слу-же-ние, на-зы-ва-е-мое чи-ном Пра-во-сла-вия. Этот чин со-став-лен в се-ре-дине IX ве-ка свя-тым Ме-фо-ди-ем, Пат-ри-ар-хом Кон-стан-ти-но-поль-ским.

Из Гре-ции чин Тор-же-ства Пра-во-сла-вия пе-ре-шел в Рус-скую Цер-ковь. По-бе-да Пра-во-сла-вия в са-мой Гре-че-ской Церк-ви пер-во-на-чаль-но празд-но-ва-лась в первую Неде-лю Ве-ли-ко-го По-ста. Та-ким об-ра-зом, ос-но-ва-ние празд-но-ва-ния в этот день тор-же-ства Пра-во-сла-вия име-ет глу-бо-кие ис-то-ри-че-ские кор-ни. Цер-ковь этим тор-же-ством да-ру-ет вы-со-кое уте-ше-ние про-хо-дя-щим по-двиг по-ста, яв-ляя до-ка-за-тель-ство жи-во-го об-ще-ния каж-до-го из нас по ве-ре и жиз-ни со всей Цер-ко-вью и по-ла-га-ет ос-но-ва-ние для мо-лит-вен-но-го хо-да-тай-ства за всех пе-ред Бо-гом. Тор-же-ство Пра-во-сла-вия утвер-жда-ет и укреп-ля-ет ве-ру-ю-щих в пра-вой ве-ре, непре-рыв-но и неиз-мен-но со-хра-ня-ю-щей-ся от вре-мен апо-столь-ских и име-ю-щей со-хра-нить-ся в чи-сто-те до скон-ча-ния ми-ра по обе-то-ва-нию Гос-по-да ().

При-ме-ча-ния

См. по-дроб-нее об этом: Ти-пи-кон, гл. 33.

Чин мо-леб-на на-хо-дит-ся в Ти-пи-коне и в Пост-ной Три-о-ди в ис-сле-до-ва-нии пят-ка 1 сед-ми-цы, а так-же в «Бо-го-слу-жеб-ных ука-за-ни-ях на 1951 г». Мо-лит-ва на бла-го-сло-ве-ние ко-ли-ва на-хо-дит-ся в Слу-жеб-ни-ке и в Чине бла-го-сло-ве-ния ко-ли-ва в празд-ни-ки.

В на-сто-я-щее вре-мя во мно-гих при-хо-дах цен-траль-ных и Юго-За-пад-ных об-ла-стей в пят-ни-цу (в Москве - по вос-кре-се-ни-ям) со-вер-ша-ет-ся тро-га-тель-ный цер-ков-но-бо-го-слу-жеб-ный об-ряд, на-зы-ва-е-мый пас-си-ей (стра-да-ни-ем). Этот об-ряд был вве-ден при Ки-ев-ском мит-ро-по-ли-те Пет-ре Мо-ги-ле (XVII в.). Слу-жит-ся он на по-ве-че-рии (в пят-ни-цу) или на ве-черне (в вос-кре-се-ние) в 1, 2, 3 и 4 сед-ми-цы или Неде-ли Ве-ли-ко-го По-ста, и со-сто-ит из чте-ния Еван-ге-лия и пе-ния неко-то-рых пес-но-пе-ний Страст-ной сед-ми-цы («Те-бе оде-ю-ща-го-ся све-том, яко ри-зою», «При-и-ди-те, убла-жим Иоси-фа»), ка-са-ю-щих-ся вос-по-ми-на-ния стра-стей (стра-да-ний) Хри-сто-вых, от-ку-да про-изо-шло и са-мо на-зва-ние об-ря-да. О пас-си-ях наш цер-ков-ный Ти-пи-кон ни-че-го не го-во-рит. Устав и об-ряд пас-сии по-ме-щен был впер-вые в кон-це Цвет-ной Три-о-ди, из-дан-ной в 1702 г. при ар-хи-манд-ри-те Ки-е-во-Пе-чер-ском Иоаса-фе Кро-нов-ском, где в кон-це опи-са-ния чи-на бы-ло ска-за-но: «Сия вся вос-по-ми-на-ют-ся по со-ве-ту, а не по по-ве-ле-нию, яже вся под раз-суж-де-ние Церкве свя-тыя пра-во-слав-ныя по-да-ют-ся».

«Чин мо-леб-на в Неде-лю Пра-во-сла-вия», как он со-вер-ша-ет-ся в на-сто-я-щее вре-мя, на-пе-ча-тан в «Бо-го-слу-жеб-ных ука-за-ни-ях» на 1949 год.

На вос-крес-ном бо-го-слу-же-нии от Неде-ли о Мы-та-ре и фа-ри-сее до Неде-ли Всех свя-тых еван-гель-ская сти-хи-ра утре-ни по-ет-ся (или чи-та-ет-ся) пред пер-вым ча-сом (пред нею по-ет-ся или чи-та-ет-ся «Сла-ва, и ныне»).

В старину с началом Великого поста жизнь в городах и сёлах буквально замирала - заканчивались шумные масленичные гулянья, не играли свадеб, не ходили в гости, спать ложились рано.

Это не диета!

Для православных верующих главный смысл поста состоит не в соблюдении каких-то гастрономических правил, а в очищении духа. Более того, отказ от пищи не является самоцелью. Это своего рода подпорка, необходимая для глубокого внутреннего труда. Во время поста не следует голодать. Есть нужно досыта, но не объедаться. Необходимо удовлетворять чувство голода, чтобы можно было работать духовно и физически.

Можно и нельзя

Во время поста верующие отказываются от определённых продуктов, так называемой скоромной пищи. К ней относятся мясо, яйца, молоко и молочные продукты, крепкий алкоголь.

В пост можно позволить себе зерновые продукты (хлеб, каши, изделия из круп), овощи, фрукты, ягоды, орехи, грибы, мёд, растительные масла, пряности. По определённым дням разрешается пить красное вино (не более 1 бокала) и употреблять рыбу и морепродукты.

Пост могут не соблюдать беременные женщины, кормящие мамы, больные и дети до пяти лет. Детей старше пяти можно постепенно приучать к посту, но без слишком строгих ограничений. Например, они могут воздерживаться от животной пищи не на протяжении всего поста, а лишь несколько дней.

19 - 25 февраля

1- я неделя называется Феодоровой. В это время принято вспоминать всех защитников православной веры. Церковь вспоминает окончательную победу православного вероучения над ересью.

Чистый понедельник . Название Чистый понедельник происходит от стремления провести первый день поста в чистоте. В Чистый понедельник соблюдается очень строгий пост. По возможности верующие стараются воздерживаться от пищи, усерднее молиться, бороться с греховными страстями.

Согласно Церковному уставу разрешена горячая пища без масла.

Монастырский устав полагает питаться горячей пищей без масла.

Разрешена пища с растительным маслом. В этот день православные почитают святого мученика Феодора Тирона , который в ответ на принуждение римского императора принести жертву идолам продолжал исповедовать христианскую веру.

За неповиновение императору Феодора посадили в темницу и предали мукам.

Однако он не отрёкся от христианской веры и был сожжён.

Монастырский устав разрешает пищу с растительным маслом.

2 - я неделя Великого поста посвящена поминовению Григория Паламы . Святитель Палама, живший в XIV веке, отказался от придворной должности и удалился в Афонский монастырь, чтобы отдать себя служению вере и проповедям о силе поста и молитвы.

Церковный устав предписывает сухоядение. Можно есть хлеб, овощи, фрукты.

Церковь разрешает горячую пищу, варёные и печёные блюда, но без растительного масла.

Можно есть горячую пищу, но без растительного масла.

Готовьте в пароварке, запекайте, варите супы.

Устав предписывает сухо-ядение. Придётся ограничиться свежими овощами, хлебом, фруктами.

Родительская суббота - день поминовения усопших. В этот день Церковь призывает всех объединиться в поминальной молитве. Дело в том, что, согласно правилам, во время поста не полагается устраивать панихиды, сорокоусты и заупокойные службы. Но, чтобы усопшие не остались без молитвы, Церковь выделила для поминовения особенные дни. В Родительскую субботу нужно посетить храм и вместе со всеми попросить упокоения для умерших родных.

Разрешена горячая пища с растительным маслом, можно выпить немного виноградного вина.

День памяти Григория Паламы. Можно есть горячую пищу с растительным маслом, выпить вина.

5 - 11 марта

3- я неделя Великого поста называется Крестопоклонной. В третье воскресенье поста во всех церквях из алтаря выносится украшенный цветами Крест. Святой Крест напоминает о страданиях Иисуса Христа и укрепляет верующих в продолжении поста.

Разрешена горячая пища без растительного масла. Готовьте супы, запекайте и тушите овощи.

Сухоядение . Церковь разрешает есть свежие овощи, фрукты, хлеб. Можно употреблять соленья, мочёные ягоды, фрукты и овощи, квашеную капусту.

Можно есть горячую пищу без растительного масла.

Разрешена горячая пища, можно сдобрить её растительным маслом. По традиции в этот день родственники ходили друг к другу в гости и угощались киселём - ягодным или овсяным.

Родительская суббота . Как и во вторую субботу Великого поста, полагается сходить в храм и помолиться об упокоении умерших родственников. В Родительскую субботу разрешается горячая пища с растительным маслом, можно выпить немного виноградного вина. Вино можно только сухое, без добавления сахара, не более 200 г.

В этот день посещают храмы для поклонения Кресту, освящают просфиры, читают предания о житиях святых. Разрешена горячая пища с растительным маслом, вино.

12 - 18 марта

4 - я неделя Великого поста называется Неделей преподобного Иоанна Лествичника . Свои размышления о духовности Иоанн облёк в книгу, которую христиане считают надёжной лестницей к Небесным вратам. Книга так и называется - «Лествица».

Согласно уставу можно есть горячую пищу без масла: супы, тушёные овощи, компоты и кисели.

Церковный устав предписывает сухоядение. Разрешены лишь хлеб, овощи и фрукты.

Монастырский устав разрешает горячую пищу без растительного масла.

Сухоядение

Родительская суббота - день поминовения усопших. Несмотря на название Родительская, субботние поминовения не должны относиться только к умершим отцу и матери. В этот день вспоминают всех ушедших.

Разрешена горячая пища с растительным маслом, можно выпить немного виноградного вина. Вино можно только сухое, без добавления сахара, не более 1 бокала (200 мл). Лучше развести вино водой.

День памяти преподобного Иоанна Лествичника. Можно есть горячую пищу с маслом.

19 - 25 марта

5 - я неделя Великого поста посвящена преподобной Марии Египетской , эту неделю также называют Похвальной, так как в субботу в Церкви читают особую молитву - Похвалу Пресвятой Богородицы. В среду на Похвальной неделе совершается всенощное бдение с каноном Андрея Критского - христианского проповедника. В старину девушки считали обязательным выстоять эту службу, полагая, что за рвение Андрей Критский поможет им заполучить женихов.

Церковь предписывает сухоядение. Разрешены свежие и мочёные овощи и фрукты. Можно есть соленья, хлеб и сухофрукты.

А вот от горячей пищи придётся воздержаться.

Согласно церковному уставу можно есть горячую пищу, но без растительного масла. Готовьте супы, компоты, кисели, тушите и запекайте овощи.

21 марта (среда)

По уставу можно есть горячую пищу без растительного масла.

Сухоядение . Нельзя употреблять в пищу ничего, кроме хлеба, овощей, фруктов.

Похвала Пресвятой Богородицы . Этот праздник появился в IХ веке в честь избавления Константинополя от захватчиков. Когда на христианский город двинулись толпы язычников‑персов, Богородица защитила город. В благодарность во всех церквях Константинополя в честь Богородицы возносили всенощную похвальную песнь.

В этот день церковный устав разрешает горячую пищу, заправленную растительным маслом. Можно выпить немного сухого виноградного вина.

В этот день Церковь вспоминает преподобную Марию Египетскую. Мария была великой грешницей, а затем раскаялась. В этот день можно есть горячую пищу с маслом и выпить вина.

26 марта - 1 апреля

6 - я неделя Великого поста посвящена Входу Господня в Иерусалим. В народе её называют Вербной неделей. В этот день Иисус въехал в Иерусалим и явил себя в качестве Мессии, а верующие привествовали его ветвями.

Сухоядение. Хлеб,овощи, фрукты

Церковный устав разрешает есть горячую пищу без масла. Варите, тушите овощи, готовьте кисели и компоты.

28 марта (среда)

Церковь предписывает сухоядение. Можно есть лишь свежие овощи и фрукты, хлеб. Не пренебрегайте орешками, сухофруктами, соленьями.

Церковь разрешает есть горячую пищу без масла.

Устав предписывает сухоядение. В пищу можно употреблять овощи и фрукты, не прошедшие термическую обработку.

Лазарева суббота . Спустя несколько дней после кончины святого Лазаря Иисус воскресил его. Весть о чуде разнеслась по всей Иудее, и именно после этого фарисеи (в ту пору представители самого влиятельного религиозного течения) решили убить Иисуса Христа. Разрешается есть горячую пищу с маслом, рыбную икру и немного вина. В старину на Лазаря пекли хлебцы, в один из которых вкладывали грош. Кому попадётся - быть счастливым.

Вход Господень в Иерусалим . В храмах в этот день совершается обряд освящения вербы.

Разрешается есть горячую пищу, рыбные блюда и немного вина.

2 - 8 апреля

7 - я неделя Великого поста названа Страстной в память о страданиях, которые перенёс Иисус в последние дни своей земной жизни. Все дни на этой неделе называются Великими. В это время перед верующими проходит вся жизнь Христа и всё Его учение. Это самая строгая неделя поста.

Церковный устав предписывает сухоядение - разрешены свежие овощи, фрукты, соленья, хлеб.

День, когда православные вспоминают разные притчи Иисуса, обличение Им фарисеев, которые больше заботились о чистоте своих тел, нежели о душе. Рекомендуется сухоядение.

В этот день Иуда решился предать Иисуса Христа иудейским старейшинам и получил за это 30 сребреников. Монастырским уставом предписано сухоядение.

В народе Великий четверг называют Чистым. В этот день полагается убирать жилище, красить яйца и печь куличи. Церковь рекомендует сухоядение.

В этот день Иисус был предан суду, растерзан, распят и умерщвлён на кресте. Церковный устав предписывает полное воздержание от пищи.

Благовещение. В этот день к Деве Марии явился архангел Гавриил с благой вестью о том, что у Марии должен родиться сын - Иисус Христос.

Обычно на Благовещение разрешено есть рыбу, но в этом году этот день приходится на Страст-ную субботу, поэтому от рыбы придётся отказаться. Зато разрешено немного красного вина.

Праздник Пасхи . Конец Великого поста, разрешается есть любую пищу.

Главные продукты

Поскольку Великий пост приходится на конец зимы и весну, стоит позаботиться о том, чтобы организм не испытывал недостатка в витаминах.

Особенно важен в этот период витамин С. Обратите внимание на квашеную капусту. По содержанию аскорбиновой кислоты она уступает только шиповнику. Чтобы восполнить недостаток витамина С, капусту нужно есть через день на протяжении всего поста.

Не забывайте и про мочёные яблоки, огурцы и помидоры - все квашеные продукты содержат большое количество пробио-тиков, которые являются пищей для полезной микрофлоры.

Во время Великого поста на вашем столе обязательно должны присутствовать бобовые и орехи. Они помогут восполнить дефицит белков, который возникает при отказе от мяса и молока.

Не стоит обходить стороной и свежие овощи - они снабдят не только витаминами, но и ценными микроэлементами, а заодно очистят кишечник от накопившегося «мусора».

Организму не обойтись без ненасыщенных жирных кислот. Часть из них можно найти в льняном масле (достаточно принимать его по 1 чайной ложке в день). А другая часть содержится в рыбе и морепродуктах. Если же в период поста вы не употребляете рыбу, принимайте биологические добавки, содержащие кислоты омега‑3.

А вот гнаться за поливитаминными комплексами во время поста не стоит. Дело в том, что закисление организма мешает усвоению витаминов, поэтому лучше принимать их после того, как организм будет очищен.

Во время поста можно есть каши, хлеб, овощи, фрукты, ягоды, орехи, мёд, сахар. В некоторые дни Великого поста разрешается добавлять в пищу растительное масло и пряности, готовить рыбные кушанья.
А вот мясо, яйца, молоко и молочные продукты к постному столу никак не подходят.
От крепкого алкоголя тоже необходимо отказаться на весь период поста. Единственное, что можно себе позволить, – немного красного вина, но только в определённые дни.

В Православной церкви на Руси «Чистый» — это простонародное именование первого дня Великого поста. Означает оножелание быть очищенным к началу поста. Очищение это происходит уже заранее, к вечеру предыдущего дня воскресного (Прощенного). Все храмы производят вечерню, в завершении которой вершится обычай всепрощения. Каждый прихожанин испрашивает прощение у другого. Так, православные починают пост Великий с легкой совестью, чистотой внутри себя, с вселенской любовью к окружающему миру.
В Чистый понедельник, полагается один из строжайших постов. Каждый, кто в силах, не принимает никакой еды, старательно прочитывает молитвенные слова, сражается со своей грешной сущностью. Русский люд в первый день принятия пощения сотворял очищение жилища от грязи и устраивал банный день. Другими словами, осуществлял не только моральную чистоту, но и материальную.
Русская литература не однократно обращалась к данной теме, а именно к теме «Чистого понедельника». Например у Бунина и Шмелева есть одноименные рассказы, где описываются старинные церковные традиции.

Немного из истории

Православные посвящали первые дни Великого поста, а также всю первую неделю, самоочищению, прощаясь с разгульной, сытой масленицей.
Женщины, готовя уже пищу для поста, очень тщательно отмывали всю посуду от непостной, оставшейся еды, обдавали кипяченой водой, раскаляли в печах, оттирали песочком. Случалось даже, что тарелки грязные, с жирными следами перебивали на мелкие кусочки. Делали и так: убирали, прятали куда-нибудь подальше, и ставили на стол специальную посуду для постного, такая посуда сохранялась годами для Великого поста. Вымывали даже кадку для воды, наливая туда свежей водички. То, что сохранилось от скоромного высушивали и берегли к пасхальным празднествам. Бывало, что такие остатки отдавали на корм домашним животным.
У мужчин же существовал свой вариант очистки от потребленных организмом не подобающих для пощения продуктов. Они полоскали рот водочкой. Иногда даже доходило до того, что ходили совсем пьяными.
Кое-где практиковали шуточные драки, якобы для вытрясания съеденных на масленичку блинов и лепешек.
Интересно, что накануне Чистого понедельника верующие в некоторых селениях закрывали в доме все зеркала, словно при умершем. Таким образом, показывалось особое разграничительное отношение к данному отрезку времени, как бы день этот разграничивал веселье скоромной жизни от скудости и аскетичности поста.
В быту простого православного населения все менялось с приходом первых дней поста. Люди носили темное, строгое одеяние, под запретом были веселые сборища девушек и парней, песни, пляски, шумная танцевальная музыка. Естественно, не справляли никакие свадьбы, и сами похоронные обряды проходили весьма скромно.
Было и такое: строгому воздержанию в еде подвергались даже детки, старики и больные. Старообрядцы урезали паек также и грудничкам, иными словами мамаши не давали малышам вдоволь пососать молочка. Утоляли их голод пожеванным хлебцем.
Считалось, грех совершал не младенчик, поевший грудного молока, а мама.
Попрание догматов святого поста влекло за собой, как считали, кару божью.
То же было и с брачными обязанностями. От интимной близости супругов первые дни поста должны были рождаться слабоумные и хворые отпрыски. Священнослужители строго отслеживали нарушителей и наказывали их.
Само собой непременно требовалось посещение церкви для исповедования. Именно в первые дни Великого поста это было наиболее необходимо, как и в заключительные.
В начале поста приходили очередные ежегодные земледельческие заботы: сеяние и пахота.
Женщины занимались ткачеством, мужчины запасались дровами и лесом, свивали веревки, производили ремонт всевозможных орудий сельского труда.
В дореволюционные времена и не ходили в школу, но ежедневно обязаны были присутствовать в церкви на службе в первых днях Великого поста. Жители деревень начинали свой путь в святые места.
В умах людских закрепилось понятие о святой Четырехдесятнице, как о сорока днях, равных тем дням, когда сын Божий находился в пустоши, постился и думал о предстоящей судьбе своей. Это те 40 дней, в кои сатана подвергал Иисуса соблазнам. Тем, кто следует за Христом помыслами своими, предстоит как бы сразиться с дьяволом внутри себя посредством поста и духовного совершенствования.

Подробнее о питании

Первый день Великого поста 2016, как и вся первая неделя и вся последняя — самые строгие в отношении пищи, как духовной так и физической. Нельзя кушать мясное, молочное, продукты с добавлением яиц, под запретом даже рыба, конечно же спиртное, сигареты. Как ни странно, даже жвачку не положено жевать, ведь в ней есть желатин. Не нужно есть никаких конфет, булок, майонеза.
Некоторые послабления все же есть. В выходные разрешено выпить немного вина, употребить капельку масла растительного. В Благовещение, например позволено скушать блюдо из рыбы в небольшом количестве. А на день Лазаря можно отведать икорки.
В наши дни имеются «скидки» для определенных категорий граждан: стариков, болеющих, детей, женщин в положении.
Особенно важны во время принятые первые и вторые блюда. Обязательно их надо есть горячими. Сгодятся к употреблению: сок, варенье, орехи, семечки, консервированные салаты, фрукты и овощи в любом виде, пряности, продукты из сои, крупа, хлеб, сухари, грибы, горох, фасоль.
Для тех, кто придерживается строгости, в первые дни Великого поста рекомендовано сухоядение, т.е. надо есть все сырым, не заправляя никаким маслом. Позволительно добавлять уксус, лимонный сок. А в первые дни и вовсе ничего нельзя есть.
Надо различать постное и вегетарианское. В последнем употребление яиц, молочного, сыров и сливочного масла — это нормально. В отличие от постящихся, вегетарианцы не могут кушать ничего из рыбы.
Во всю протяженность поста его строгие запреты могут иметь разные степени. Легкая предполагает отказ от мяса, далее, уже посложнее, дни с рыбой, затем — горячая пища, приправленная растительным маслом, потом — без масла, и вот — сухоядение, т.е., как говорилось уже выше, меню с холодной едой и холодным питьем. Апогеем можно считать полное голодание.

Крайне редко обычный смертный может справиться с испытанием постом. Чаще всего постятся в строгости церковные служащие. Чтобы все-таки испытать себя, приняв обет поста, поговорите с батюшкой, с доктором, выберете вариант питания, наиболее оптимальный для себя. Первый день Великого поста 2016, как и вся строгая неделя, не может быть тяжелой стрессовой ситуацией, а только действом, дарующим полет и легкость души и тела.
Нельзя превращать сотворение поста в издевательство над собой. Потому как это не главная цель. Верующие, которые постятся, вырабатывают в себе твердость характера, воздерживаясь, демонстрируют преданность Иисусу. Энергия, высвобожденная посредством строгого поста, уходит на внутреннюю рефлексию. Ведь в посте сокращается время, отведенное на прием пищи, развлечения.
Можно с уверенностью сказать, что суть пощения — путь к самосовершенствованию, а не принуждение людей к голоду. Очищение в купе с умягчением характера и просветлением духа — вот основа поста. И если вы принимаете пощение без проникновенного молитвословия в душе, это равносильно обычной диете.

Рецепты в пост

Подавляющее большинство человек полагает, что питание в пост не вкусно и лишено полезности. Однако, имеется масса разнообразных рецептов вкусных, полезных и питательных кушаний для придерживающихся рекомендаций по пощению.
Вот, к примеру, некоторые из них:

Лепешки по-мексикански
Составляющие:

  • Кукуруза, измельченная в мелкую пудру — 220г
  • Мука из пшеницы — примерно 125г
  • Масло рапсовое 5 — ложек столовых
  • Мелкая соль — на кончике ножа
  • Вода — 200г

Готовим:
Перемешать всю муку, соль с маслом, чтобы образовались крупные крошки. Затем влить подогретую воду и замешивать тесто. Месить, пока не станет однородным и не будет отлипать от пальцев. Кладем ком теста в пакетик и помещаем в холодильник минут на сорок. Такой объем теста дает возможность приготовить 14 лепешек. Отрываем кусочки и начинаем раскатывать блинчик, кладем его на сковороду и жарим. Готовые лепешки напоминают чипсы из кукурузы.

Шампиньоны оригинальные
Составляющие:

  • Шампиньоны — 250г
  • Перец сладкий — 1\2
  • Томат — 1 -2 шт.
  • Лук репчатый — 1-2 шт.
  • Зелень — петрушка, укроп
  • Соль, перец молотый — на вкус

Готовим:
Чечевица промывается и кладется в кастрюльку. Добавить воды три стакана, вскипятить все. Проваривать в течение 15 минут до смягчения чечевицы. Шампиньоны жарить вместе с томатами, перцем и луком. Снова налить воды, всыпать перец и соль, потушить хорошенько минут 15. Соединить грибы с чечевицей. Вот и все, можно есть.

Рассольник для поста
Составляющие:

  • Капуста — половинка маленького качана
  • Соленые огурчики — 2 шт.
  • Морковка — 1 шт.
  • Репчатый лук — 2 шт.
  • Картофель — 5 шт. мелких
  • Перловка — 150г
  • Укроп, соль, черный молотый перец

Готовим:
Сварить перловку. Очищенный картофель, мелко нарезать, соединить с крупой. В то время, как все это варится, поджарить лук с морковкой, мелко потереть огурцы. Затем положить в кастрюль вместе с картошкой и перловой крупой. Прибавить еще капусту, проварить 15 минут, добавить приправку и доварить 20 минут. Суп можно кушать.

Котлеты из моркови
Составляющие:

  • Морковь — 5-6 шт.
  • Манная крупа — 100г
  • Рапсовое масло — 5 ложек столовых
  • Немного соли и сахара

Готовим:
Чистим морковку, моем и натираем крупно. Далее тушить с водой, пока не станет мягкой. Сыпем манную крупу, варим все минут десять. Охлаждаем полученную смесь, кладем соль и сахар на вкус. Формируем котлеты, макаем в панировочные сухари, жарим. Вкусно и полезно!

Ассорти фруктово-овощное
Составляющие:

  • Апельсин — 1-2 шт.
  • Огурец — 1-2 шт.
  • Капуста — 200г
  • Зелень — 50г
  • Оливки — 100г
  • Любое масло растительное для заправки
  • Соль, перец по вкусу
  • Сок лимона

Готовим:
Порезать капусту, добавить соли, лимонного сока, подавить ладонями. Нарезаем апельсин и огурчик, кладем зелень с оливками, подливаем маслица и еще немного лимонного сока. Легкий салатик готов!

Поделиться: